1. 8 теории информации этот термин употребляется формальным образом для квантификации массива пунктов в терминах числа выборов, которые есть у каждого, имеющего дело с этими пунктами. По определению, количество информации, измеряемое в битах и сокращенно обозначаемое как Н, содержащееся в массиве равновероятных выборов, выражается как log2 N, где N – число выборов. Таким образом, ответ на вопрос: "Дождь идет?" – будет обеспечивать один бит информации, так как имеется только два выбора (да или нет) и log2 2=1. (Обратите внимание, что не имеет значения, истинен ответ или нет.) Если кто-то выбирает из 16 равновероятных альтернатив, этим выбором будет обеспечиваться 4 бита информации (log216 = 4). В общем, чем менее вероятно событие, тем большее количество информации передается с его возникновением.
Интересно, что это употребление понятия информация параллельно тому, что физикам известно как энтропия или случайность. Когда множество сильно структурировано и не характеризуется случайностью, показатели и энтропии, и информации низкие. Это значение термина, следовательно, связано не с тем, что сообщено, но с тем, что могло бы быть сообщено; следовательно, его следует концептуально различать с 2. 2. Свободное значение: любой материал с содержанием. Это значение термина близко к стандартному значению в неспециальном употреблении. Информация здесь, в основном, любое знание, которое получено, обработано и понято. Когда понятие моделей обработки информации впервые вводилось в когнитивной психологии, термин информация использовался в значении 1. Однако трудность в определении того, сколько информации содержится в чем-то и, следовательно, обрабатывается кем-то, кто имеет дело с относительно прямым, но сложным сообщением (например, это предложение), быстро привела к смещению к значению 2.
ИНФОРМАЦИЯ
information; Information) относится ко всем тем данным, которые поступают к человеку извне по разным чувственно-перцептуальным и сенсорно-моторным каналам, а также к тем данным, которые уже переработаны центральной нервной системой, интериоризованы и реинтерпретированы человеком и представлены в его голове в виде ментальных репрезентаций. Когнитивный поворот в науке поставил в центр исследовательских интересов прежде всего когнитивную информацию как специфически человеческую информацию, приобретаемую в опыте познания мира при восприятии и обобщении этого опыта. Собственно предметом когнитивной науки является ментальная информация, которую Дж.Фодор определяет как «внутренний код» ; Дж.Миллер и Ф.Джонсон-Лэрд под ментальной информацией подразумевают «концептуальную структуру» [Мiller, Johnson-Laird 1976]; Р.Джекендофф к задачам когнитивной теории относит изучение структуры ментальной информации и принципов «компьютации» (вычисления) этой информации . Ментальная информация имеет отношение к различным ментальным пространствам, содержание которых могут составлять как сведения реальном мире, так и о планах, убеждениях, интенциях и т.п. Концептуальная информация рассматривается как результат познавательной деятельности человека, как та содержательная информация, которая уже стала продуктом человеческой обработки и структурации знаний. Концептуальная информация возникает в процессе осмысления всей поступающей по разным каналам информации и может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о возможных мирах и положении дел в них.
ИНФОРМАЦИЯ
от лат. informatio – разъяснение, изложение) – первоначально – любые сведения, передаваемые людьми устным, письменным или др. способом; с середины ХХ в. – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, людьми и техническими устройствами, техническими устройствами, обмен сигналами в растительном и животном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В конфликтологии информационный подход к изучению и регулированию конфликтов пока не обоснован, необходимость и значение его не осознаны в силу молодости науки. Информационный подход в конфликтологии м. б. применен в четырех основных сферах. 1. Сфера исследования реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть системно-информационному анализу. Любые решения и действия участники конфликта предпринимают на основе информационных моделей конфликтной ситуации, имеющейся у них. Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой обмен И. между участниками конфликта. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и завершаются. 2. Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта жизни человека. Изучение того, какие виды И. и каким образом формируют неосознаваемые мотивы конфликтных действий человека в будущем, – важное направление исследования и регулирования конфликтов. 3. Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом – ключевое условие успешной работы конфликтолога. 4. Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения И. В ХХ в. авторы 607 диссертаций по конфликтологии использовали при проведении исследований примерно 10 % И., имеющейся по проблеме в науке, которую они представляют, и примерно 1 % И. из смежных наук. Трудности в распространении конфликтологической И. тормозят развитие науки.
ИНФОРМАЦИЯ
от лат. informare - составлять понятие о чем-либо) - совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в выборе различных возможностей. В инженерной психологии - любые изменения в управляемом процессе, отображаемые на информационной модели или непосредственно воспринимаемые оператором, а также команды, указания о необходимости осуществления тех или иных воздействий на процесс управления. Любое сообщение информативно, если оно представляет то, чего мы не знали до этого сообщения. Сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой физической системе. Применительно к деятельности оператора сообщение - это совокупность зрительных, акустических и иных сигналов, воспринятых в данный момент времени, а также «сигналов», хранимых в памяти оператора. Сообщение приобретает смысл (содержит определенное количество информации) только тогда, когда состояние системы заранее не известно, случайно, то есть системе заранее присуща какая-то степень неопределенности. В качестве меры неопределенности используется понятие энтропии. Неопределенность системы уменьшается при получении каких-либо сведений об этой системе. Чем больше объем полученных сведений, чем они более содержательны, тем большей информацией о системе можно располагать. Поэтому естественно количество информации измерять уменьшением энтропии той системы, для уточнения состояния которой предназначены эти сведения. Если исходная (априорная) энтропия системы была Н(Х), а после получения сведений об этой системе (напр., после обновления информации на средствах отображения) энтропия стала Н0 (Х), то количество полученной информации равно: 1 = Н(Х)-Н0 (Х). В том практически важном случае, когда после получения сведений состояние системы стало полностью определенным, т. е. Н0 (Х) = 0, количество полученной информации равно энтропии системы: 1 = Н(Х). Используемая в деятельности оператора И. классифицируется по ряду признаков. По назначению И. может быть командной (дает указания о необходимости проведения определенных действий) и осведомительной (дает представление о сложившейся ситуации). По своему характеру И. может быть релевантной (полезной в данной ситуации) и иррелевантной (бесполезной в данной ситуации; такая И. может оказаться и вредной с точки зрения эффективности работы оператора, тогда она называется помехой). И, наконец, с точки зрения полноты И. разделяется на избыточную и безызбыточную. Введение избыточности (изображение, естественный язык и т. п.) является эффективным средством борьбы с помехами, повышает помехоустойчивость работы оператора. Количество И., передаваемой операторам со средств отображения на органы управления, может существенно отличаться от количества поступившей И. (энтропии источника И.). Это отличие обусловлено, во-первых, тем, что, как и для технического канала связи, часть информации Н п6м может быть потеряна за счет воздействия помех. Во-вторых, количество И. увеличивается за счет использования дополнительной И. Она образуется за счет привлечения некоторых данных, хранимых в памяти оператора, а также в том случае, если в процессе решения задачи оператору нужно провести какие-либо вычисления, проверить логические условия или осуществить запоминание некоторой части информации. Поэтому в общем случае количество И., перерабатываемой оператором, равно Н = Н + Н - Н. Единицей измерения количества И. является двоичная единица, или бит. Бит - это энтропия простейшей системы, имеющей два равновероятных состояния. Одну двоичную единицу один бит) оператор получает при выборе одного из двух равновероятных сигналов. В инженерной психологии и эргономике изучаются такие характеристики И., как ее количество, ценность, достоверность, избыточность, безопасность, а также такие информационные процессы, как кодирование, сжатие, старение, рассеивание, воспроизведение И.
Добавить сайт в закладки
Что такое информация?
Информация в общепринятом определении - это сведения, сообщения, передаваемые от одного субъекта другому устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений или информационный обмен.
Информация для каждого человека является источником энергии. Важно то, как человек ею пользуется.
Другое же, обобщающее определение информации как универсального свойства материи, менее известно. Информация - это
нематериальная категория Вселенной, закодированная в материальных носителях и при раскодировании и адекватной реактивности отрицающая вероятность в статистических процессах перехода от неупорядоченности к порядку; или, как принято говорить в физике, информация - это энтропия с обратным знаком, или отрицательная энтропия.
Однако как нематериальная категория информация с разрушением носителя или исчезает, или перекодируется. Новая информация возникает только в случайных процессах создания нового носителя. Случайный процесс - это совокупность случайных событий, вероятность которых чрезвычайно мала, и чем меньше вероятность создания нового носителя, тем выше качество воспроизведенной информации. С такими процессами работает Естественный Отбор.
Отбор непротиворечивых аргументов или синтез - всего лишь сведения, сообщения, временная совокупность знаний субъекта (субъектов). Вре менная в смысле пожизненная. С разрушением носителя исчезает вся информация - как возникшая при рождении, так и приобретенная в онтогенезе. Вновь возникшая родительская информация может быть сохранена только с рождением нового носителя.
Чем больше объем совокупных знаний субъекта, приобретенных в онтогенезе (временных), тем больше возникает у него точек соприкосновения с неизвестным, тем шире ассоциативное поле воображения, тем глубже эмоциональный накал, тем выше вероятность декодирования объективной информации с обследуемого носителя. Отсюда очевидно, что на данном этапе развития социума доступ к объективной информации, или, точнее, информации об объективной реальности, для нас весьма ограничен. Таким образом, можно говорить об информации и Информации как о двух взаимовложенных понятиях.
Энтропия - это глубоко конкретная физическая величина с размерностью кал/град, которая всегда больше нуля, т.е. положительна, что физически понимается как закон перехода тепла от более горячего тела к холодному. Но, как и для понятия «информация», термином энтропия определяется еще одно понятие, а именно - выражение её через связь со статистической концепцией перехода от неупорядоченности к порядку, что так же мало изучено, как и понятие «информация», хотя и выражается простейшей количественной связью, открытой еще Больцманом и Гиббсом в 1872 г.:
Энтропия=k·lgD, где:
- D и есть количественный показатель этой неупорядоченности атомно-молекулярного движения в веществе;
- а k – постоянная Больцмана = 1,3807×10 -23 Дж/К.
Исходя из определения понятия Информации как энтропии с обратным знаком, очевидно, существуют во Вселенной неуправляемые, точнее, самоуправляемые процессы, позволяющие извлекать Информацию без раскодирования, или, что то же самое, процессы, позволяющие осуществлять обратный переход тепла от холодного тела к более горячему. Такие самоуправляемые процессы происходят постоянно вокруг нас, это самовоспроизводство жизни, т.е. извлечение Информации без раскодирования при воспроизводстве себе подобного.
С точки зрения физика очевидно, что живые организмы, как и все во Вселенной, что остывает, непрерывно изменяют свою энтропию, или производят неупорядоченность и таким образом приближаются к состоянию минимальной энтропии, к состоянию «абсолютного нуля» температуры окружающей среды, что представляет собой «тепловую смерть» организма, причем скорость изменения энтропии примерно равна скорости остывания чайника - в зависимости от температуры среды и массы тела организма. Они могут избежать «остывания», т.е. оставаться живыми, только постоянно извлекая тепло из окружающей среды или отрицательную энтропию, как обычный бытовой холодильник, потребляя электроэнергию, извлекает тепло в замкнутом объеме из более холодного тела. А жизнь, потребляя энергию, содержащуюся в продуктах питания, поддерживает внутри себя температуру гомеостаза (+36,6ºС для вида homo erectus). Бактерии в конце питательной цепи извлекают отрицательную энтропию из бульона, переводя его в растворимые соединения, которыми питаются растения, извлекая положительную энтропию Солнца.
Иными словами, процессы обмена в организме ведут к возрастанию энтропии, а саморегулирование этих процессов или гомеостаз уменьшают её. И чем ближе к нулю сбалансированность положительной и отрицательной энтропии, тем выше выживаемость организма, тем выше качество естественного отбора. Отрицательная энтропия - это то, что организмы извлекают из окружающей среды (разность между температурой среды и температурой собственного тела) для поддержания своего гомеостаза (стабильности внутренней среды) и своей комфортности. Жизнь во Вселенной, с точки зрения физики, - это постоянное, непрерывное извлечение энтропии с обратным знаком.
Жизнь - это лишь адаптация к условиям окружающей среды, изначально имманентной Информации как фундаментального свойства материи. Носителем такой Информации является двуспиральная, замкнутая (по Мёбиусу) стабильная ядерная РНК как микромодель Вселенной, занесенная на эту планету со льдом какого-то астероида, когда на ней еще не было атмосферы.
Вот как рассматривает эту проблему К.Ю. Еськов в своей «Истории Земли и Жизни на ней»: «Наш подход к проблеме жизни на Земле будет сугубо функциональным, и в его рамках нам следует принять одно аксиоматическое утверждение: эволюция биосферы и составляющих ее экосистем идет в целом в сторону возникновения все более совершенных, т.е. устойчивых и экономных (извлекающих отрицательную энтропию с минимальными затратами), круговоротов вещества и энергии. Совершенствование циклов направлено на то, чтобы минимизировать безвозвратные потери биологических систем: экосистема стремится препятствовать вымыванию микроэлементов и захоронению неокисленного углерода, переводить воду из поверхностного стока в подземный и т.д. Поэтому с общепланетарной точки зрения жизнь следует рассматривать как способ стабилизации существующих на планете геохимических циклов».
Однако действительная суть этой концепции заключается вовсе не в романтических межпланетных странствиях «зародышей жизни», а в том, что жизнь как таковая просто является одним из фундаментальных свойств материи, и вопрос о происхождении жизни стоит в том же ряду, что и, например, вопрос о происхождении гравитации (но это совсем не означает, что мы перестанем задаваться этими вопросами, тем более что эти явления - «одно из фундаментальных свойств материи»).
«В этом плане предшественником Эйгена является биохимик Г. Кастлер (1966), проанализировавший поведение системы нуклеиновых кислот в рамках теории информации. Он пришел к выводу, что новая информация возникает в системе, только если в ней происходит случайный выбор («методом тыка») с последующим запоминанием его результатов, а не целенаправленный отбор наилучшего варианта. В последнем случае можно говорить лишь о реализации той информации, что заложена в систему изначально, то есть о выделении уже имеющейся информации из «шума» (или ее декодировании).
Сама же возможность возникновения новизны (т.е. акта творчества) определяется свойствами информации как таковой: как было показано А.А. Ляпуновым (1965), на нее не распространяются законы сохранения, т.е. информация, в отличие от материи и энергии, может быть заново создана (и, соответственно, может быть и безвозвратно утрачена.)»
Здесь необходимо выделить две составляющие единого процесса возникновения информации по законам естественного отбора: создание помех с необходимыми и достаточными условиями для уменьшения вероятности события и его повторяемости для «случайного» выбора, или в терминах теории информации - выделение уже имеющейся информации в экосистеме из «шума». Случай и случка - слова однокоренные, и случайность всякого рождения - это, прежде всего, выделение из помех уже имеющейся в экосистеме полезной информации или «целенаправленный отбор наилучшего варианта» . «На то и щука в море, чтобы карась не дремал». Но эта полезная информация не является наследуемой (см. ниже мутация и граничные условия ).
Что же является критерием качества Естественного Отбора, или какая информация является полезной?
Естественный Отбор не имеет никакого иного инструмента для совершенствования своих творений, кроме статистического бросания костей или «метода тыка», где за каждым броском - рождение и смерть, и чем выше частота смены поколений (или количество бросков рождений-смертей за условную единицу времени, определяемую массой тела, точнее, энергоемкостью, потраченной на его взращивание), тем выше скорость обмена генофонда, тем больше преимуществ проявляется в межвидовой борьбе, тем шире видовая экологическая ниша и выше качество Естественного Отбора.
Однако же скорость обмена генофонда можно увеличить не только частотой смены поколений, но и за счет количества особей в одном помете (например, рыбы, насекомые).
Поэтому критерий качества у Естественного Отбора самый примитивный, самый жесткий и потому самый надежный: приращение биомассы популяции. Чем больше биомасса популяции, тем выше частота смены поколений или бросков рождений-смертей, тем выше качество Отбора.
Однако этот статистический закон отбора вступает в противоречие с законом минимизации энергоемкости на выращивание отдельной «экспериментальной» особи, чтобы не зря она опустошала свою экологическую нишу. Это противоречие разрешается тем же отбором, но только еще на уровне семени. Для растений, например, и не существует иного способа совершенствования вида. Отсюда важное следствие.
Для достижения наивысшей эффективности механизма отбора на уровне семени у млекопитающих неизбежна адаптация по признаку моногамии - парной семьи, что уже давно поняли приматы, волки, слоны. Чтобы гибель миллионов сперматозоидов из одной порции эякулята по пути к маточному яйцу не была бесцельной, в организме самки должен быть, обязан быть механизм, консервирующий адаптационную информацию, собранную самцом в борьбе с помехами.
Поэтому у самца происходит практически трехдневное обновление семенного материала, накапливающего информацию об изменениях окружающей среды (возникающие помехи) и реакциях организма самца на них, а в яичниках самки происходит консервация этой информации после каждого коитуса и передача ее каждому яйцевому зародышу при овуляции. Дело в том, что в женском организме от рождения заложено ограниченное, невосполнимое число яйцевых зародышей. Посчитайте число лунных месяцев в промежутке лет между 13 и 45-49, и вы получите это число яйцевых зародышей: примерно 350-400 шт. Как у сорной куры. В мужском организме генерация эякулята не иссякает до последнего часа.
Отсюда очень важное следствие. Это запрет на внебрачные связи для повышения продуктивности парной семьи и повышение качества ее потомства. Это и есть отбор полезной информации. Женский организм при блуде накапливает искажения, вносимые чужеродным эякулятом, и физиологические и психические, а мужской - вхолостую растрачивает свой генный материал и накопленную жизненно необходимую полезную информацию.
Итак, чем больше семени в разовой порции эякулята при коитусе и чем чаще потребность коитуса, тем выше качество Естественного Отбора. У млекопитающих отбор начинается при движении продуктов эякулята по маточным трубам, где ради «просперити» одного гибнет «паблисити» большого государства, примерно 250 млн. И преимущество перед другими имеет тот вид или то семейство, которое имеет более совершенный механизм для естественного отбора на уровне семени.
Этот механизм у нас и наших эволюционных предков ускорен в двенадцать раз по сравнению с другими животными и приматами, для спаривания ожидающими сезонной подготовки кормовой базы для вскармливания потомства. И платим мы за это совершенствование дорогой ценой - ускоренным изнашиванием женского организма и его детородной функции. 40-45 лет - и климакс. Это в современности, а для предковой обезьяны - еще меньше. И это при ожидаемой среднестатистической продолжительности биологической активности для среднего веса 75-80 кг примерно 130 лет.
Каким способом могло появиться семейство приматов, у которых сроки овуляции маточного яйца стали зависимы не от солнечного годового цикла, а от лунного, месячного, как и при каких условиях стала возможной такая трансформация сложнейшего механизма воспроизводства, - для нас тайна. Но это не божественное провидение.
Единственная правдоподобная догадка - всесезонная независимость кормовой базы четверорукой узконосой обезьяны, освоившей плодовый ярус тропического леса. За этой же сезонной независимостью плодовой кормовой базы стоит и отсутствие в нашем организме механизма выработки аскорбиновой кислоты (и человеческого интерферона). Все животные умеют вырабатывать витамин С (и не умеют - интерферон). Все, кроме человека, розового тропического скворца и морской свинки. А зачем был нужен нашей предковой обезьяне этот механизм, если аскорбиновая кислота всесезонно поступает извне с кормом и стимулирует выработку самого совершенного антибиотика - интерферона?
Но почему все-таки двенадцатимесячный менструальный цикл и всегда в одной и той же фазе Луны - полнолуния? Это может означать, что «приливное» действие спутника нашей планеты когда-то было более сильным, чем сейчас. И это «приливное» действие Луны определило адаптационное влияние на детородную функцию какого-то вида обезьян, ставших нашими предками.
Итак, единственным критерием качества естественного отбора, заложенным в геноме, является приращение биомассы популяции. И повышение его качества возможно только при уменьшении вероятности самого события репликации нового организма или наличия помех, необходимых и достаточных условий уменьшения вероятности репликации.
Например, насекомое земляной рак, медведка, капустница спаривается только в июньское полнолуние (летнего солнцестояния) и только в полете; кроты спариваются на поверхности, лосось, чтобы отметать икру, должен войти в устье только своей реки, прорваться через плотный заслон «едоков» по пути к истокам и, отметавшись, пасть гниющей плотью - кормом для своего потомства, несущим генетическую память об истоках своей реки; мужчина в своей единственной женщине ищет свою мать, а женщина в мужчине – своего отца; все самцы проходят через обряд брачного боя, жребия, свадьбы=судьбы: ср. «суженый» и еще масса примеров… Особо одаренные дети на Руси отмечены поговоркой: «Ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца».
Однако совсем не обязательно, что избыточное творчество всегда приведет к выделению полезной информации из помех - появлению потомства.
Думается, что А.А. Ляпунов здесь не ошибается. Это основополагающее свойство информации лежит в основе законов биогенеза планеты и Естественного Отбора, и если бы это было не так, то проще было бы назвать Информацию богом. Информация с разрушением носителя исчезает или перекодируется, но может быть создана из сочетания случайных процессов, и необязательно биохимических, но и чисто физических, где случайность - это событие, вероятность которого определяется количественным показателем неупорядоченности атомно-молекулярного движения в веществе D из закона Больцмана-Гиббса. Это для процессов физических.
Для процессов биологических, с которыми работает Естественный Отбор, показателем неупорядоченности является количество сперматозоидов, истраченных на один оборот поколения одной пары, деленное на общее число особей, рожденных и выживших от той пары. Для вида homo erectus оптимальное содержание сперматозоидов в порции эякулята - 180-250 млн. Содержание менее 150 млн называется олигоспермией, при которой зачатие исключено.
Если вы умножите это количество сперматозоидов на среднее число спариваний одной пары за срок детородной функции самки и разделите полученное на численность выжившего половозрелого поколения, то обратная величина этого числа покажет вероятность выделения полезной информации из «шума» экосистемы для этой пары. Это для идеальной пары, исключающей блуд, снижающий качество информации.
Таким образом, антропогенез необходимо рассматривать как постоянное повышение качества имманентной информации, заложенной в геноме предковой формы примата. И только для вида homo erectus частота смены поколений в 12 раз выше, чем у остальных видов, т.е. женские регулы и являются главным и единственным антропоморфным признаком, который определяет скорость и качество антропогенеза.
Единственно важные, истинные ценности в нашей жизни, ее содержание и смысл - целомудрие женщины, честь мужчины, их совместная любовь к своим детям. Это семья. Взаимное уважение между семьями и к старикам. Это Родина. Любовь к Родине и защита ее. Это государство.
Берегите женщину, свою, одну единственную половину! Целомудрие женщины - основа государственности. Только целомудренная мать может вырастить строителя и защитника Родины.
Информация, как и жизнь, является фундаментальным свойством материи, и может быть утрачена какая-то индивидуальная жизнь с неким объемом информации-сведений, но не Жизнь как имманентное свойство Вселенной.
Можно вычислить количественный показатель неупорядоченности для единицы массы любого вещества, определяющий случайность - числовую величину вероятности событий в системе, при которой возможно возникновение новой информации.
lgD = Энтропия/k
Либо по предложенной методике вычислить вероятность возникновения новой информации для Естественного Отбора. И чем ниже эта вероятность, тем выше качество Естественного Отбора, тем выше качество выделенной информации.
Вторая составляющая единого процесса возникновения информации - переполнение экосистемы помехами, при которых выделение информации по критерию приращения биомассы становится невозможным, что ведет к гибели экосистемы и вырождению вида либо к мутагенному взрыву. Здесь, наверное, необходимо все-таки ввести очень важные граничные условия. Собственно, их необходимо было ввести уже давно, и они подразумевались в предшествующих рассуждениях, т.к. Естественный отбор работает с новой информацией только при скачкообразных ее изменениях.
Отбор не закрепляет качественные результаты при непрерывных изменениях наследственной информации, потому что они не наследуются как видовые признаки при выделении информации из шума, поэтому все попытки обнаружить некие «промежуточные формы» между видами обречены на провал. Непрерывные изменения наследственной информации внутри вида - тот самый наследственный «шум» системы при «целенаправленном отборе наилучшего варианта».
Гуго де Фриз (Hugo de Vries, 1848-1935) - ботаник из Голландии на ошибочном примере Ослинника Ламарка (Oenothera lamarckiana), развивая дарвиновскую теорию происхождения видов, доказал, что новый вид - не результат постепенного накопления непрерывных изменений фенотипа согласно синтетической теории эволюции (СТЭ), а результат скачкообразных изменений (в течение нескольких поколений), превращающих один вид в другой.
«Выражение скачкообразные означает в этом случае не то, что изменения очень значительны, а только факт прерывистости, так как между неизмененными особями и немногими измененными нет промежуточных форм. Де Фриз назвал это мутацией. Здесь существенна именно прерывистость. Физику она напоминает квантовую теорию - там тоже не наблюдается промежуточных ступеней между двумя соседними энергетическими уровнями атома. Физик был бы склонен мутационную теорию де Фриза фигурально назвать квантовой теорией биологии. Позже мы увидим, что это значительно больше, чем фигуральное выражение. Своим происхождением мутации действительно обязаны “квантовым скачкам” в генной молекуле. Но квантовой теории было только два года, когда де Фриз впервые опубликовал свое открытие (в 1902 г.). Не удивительно, что потребовалась жизнь целого поколения, чтобы установить тесную связь между ними! <…>
В свете современных знаний механизм наследственности тесно связан с самой основой квантовой теории и, даже более того, опирается на нее. Эта теория была сформулирована Максом Планком в 1900 г. Современная генетика начинается с “открытия” менделевской работы де Фризом, Корренсом и Чермаком (1900 г.) и с работы де Фриза о мутациях (1901-1903 гг.). Таким образом, время рождения двух великих теорий почти совпадает, и не удивительно, что обе должны были достигнуть определенной степени зрелости, прежде чем между ними могла возникнуть связь.
Для квантовой теории потребовалось больше четверти века, когда в 1926-1927 гг. В. Гайтлер и Ф. Лондон сформулировали основные положения квантовой теории химических связей. Гайтлер-лондоновская теория включает в себя наиболее тонкие и сложные понятия позднейшей квантовой теории, называемой квантовой механикой, или волновой механикой. Изложение ее без применения высшей математики почти невозможно или потребовало бы, по крайней мере, небольшой книги. Но теперь, когда вся работа уже выполнена, становится возможным установить связь между квантовыми переходами и мутациями» (Шрёдингер Эрвин).
Единственным слабым местом мутационной теории де Фриза является решение вопроса: как пара «калек-выродков», «белые вороны» с новыми признаками (и неизвестно, полезными ли) могут отыскать друг друга в обновленной экологической нише для закрепления в фенотипе мутационных изменений? Половина ответа находится в самом вопросе. Именно накопившиеся изменения условий экосистемы, невозможность преодоления помех являются основанием мутационного взрыва или скачкообразного возникновения новой информации. Далее вступают в силу статистические законы Естественного Отбора.
Итак, подытожим. В наиболее широком понимании мы можем поставить знак равенства между понятиями «информация» и «жизнь». Организм жив, пока его мозг в состоянии извлекать и перерабатывать-декодировать информацию. И единственный способ существования мозга - это извлечение, декодирование информации и выработка управляющих воздействий.
И не какой-то отвлеченный, чей-то «ничейный» организм, а наш организм.
Мозг до последней секунды биологической активности сопротивляется небытию, перерабатывает информацию и выдает управляющие воздействия. Отсюда басни о потустороннем бессмертии, основа всех культов. У животных отсутствует необходимость культовых захоронений, а значит, и представления о потусторонней жизни.
И только человеческий мозг, сопротивляясь небытию и оберегая информацию, способен на оккультное безумство и расточительство некрополей. И если именно ваш спермий прорвался сквозь мириады поколений и миллиарды смертей к жизни, будьте достойны этих усилий в своей земной юдоли, в течение всего лишь 25-30 тыс. дней. Помните, что, как и для всех прочих животных, по ту сторону жизни у нас нет ничего. Основатели всех конфессий и их апологеты, оформляя в безумство толпы нашу врожденную религиозность (совестливость), это очень хорошо знали и знают. В основу всех конфессий положен догмат антропоцентризма - «венца творения» «по образу и подобию» и «рая» по ту сторону. Уравняв «венец» с «тварями», Церковь рухнет. И каждый знающий, что нет возмездия «на том свете», совсем иначе ценит каждый день и каждый поступок «на этом». И любит и ненавидит.
Энергетическая целесообразность избыточного творчества организма определяется необходимостью постоянной подпитки мозга его единственной пищей - информацией, поэтому энергозатраты на творчество, даже такое как чтение, всегда избыточны. И вершиной творческих усилий является полная самоотдача, самопожертвование, самоотречение пары - основа всякого плодородия и залог здоровья рожденного носителя выделенной информации.
Также всегда избыточны энергозатраты на творчество при возникновении новой информации в любой физической системе.
А теперь зададимся вопросом, что есть временная совокупность знаний субъекта и что есть объективная Информация, каким мусором нас пичкают средства информации для масс и какие усилия предпринимает организм для выживания, фильтруя из этого мусора жизненно важную информацию (не потому ли мы так катастрофически быстро стареем?), какой организм можно считать мертвым, даже если он ещё шевелится?
Но у жизни, человеческой жизни, есть еще задача, за которую она ответственна: извлечение отрицательной энтропии и уменьшение социальной неупорядоченности на уровне популяции.
Вероятность - математическая категория, говорящая о закономерностях возникновения случайных явлений. Для замкнутой системы становится равной нулю при раскодировании ею Информации с окружающих носителей. Или более категорично информация - это отрицание вероятности.
Случайность - это закономерность более высокого порядка, или событие, вероятность которого определяется количественным показателем D неупорядоченности атомно-молекулярного движения в веществе из закона Больцмана-Гиббса или количественным показателем неупорядоченности для любой другой системы - биологической, социальной, космической.
Материя - объективная реальность, отраженная в Информации о ее свойствах, при этом мера объективности материи не зависит от реальности ощущений субъекта. С точки зрения физика материя состоит из вещества и поля. Вещество - это пространственная атомно-молекулярная решетка, погруженная в поле на девять десятых своего объема (в среднем, в зависимости от плотности и агрегатного состояния вещества, наибольшая плотность вещества в его жидкой фазе).
Сознание - это способность субъекта к отображению объективной реальности, материи, на основе возникшей при рождении Информации, декодированной информации при онтогенезе и возникших при этом эмоций - индивидуальных психических реакций.
Звуковой стереотип - прочно сложившиеся в сознании субъекта ассоциативные связи между возникшим образом и произнесенным звуком.
Общественное сознание - суммарный вектор индивидуальных интересов (по-русски личной корысти) в социуме.
Совесть (лат. RELIGIO) - генетически наследуемая социальная категория, определяющая устойчивое состояние психики изолированного субъекта в социуме, при котором он так оценивает свое поведение, как если бы он находился под пристальным, оценивающим взглядом иных субъектов. А равно и мотивация поведения неизолированного субъекта в среде себе подобных иных субъектов социума.
Свобода - см. Совесть
Нужда, нищета. Мудрец сказал: «Мелочи жизни - это разные события между рождением и смертью». Дополним его. Нужда – это наши рождения и смерти между векторами индивидуальной корысти, под Властью права присвоения общественной собственности.
Самообладание, невозмутимость, хладнокровие - модель поведения личности, которая реализует волю управляющих структур Власти (см.), либо же это равнодушие абсолютного эгоиста. Человек с совестью, обладающий свободой выбора, всегда эмоционален.
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio , что означает разъяснение, высказывания, осведомленность. Само слово информация лишь сравнительно недавно стало превращаться в точный термин. До этого информацию воспринимали как то, что присутствует в языке, письме или передается при общении. Сейчас смысл, который вкладывается в это понятие, очень изменился и расширился. Возникла особая математическая дисциплина — теория информации.
Хотя в теории информации и вводится несколько ее конкретных определений, все они не охватывают всего объема этого понятия. Рассмотрим некоторые определения.
Информация — это отражение реального (материального, предметного) мира, которое выражается в виде сигналов, знаков.
Информация — любая совокупность сигналов, сведений (данных), которые какая-либо система воспринимает из окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определенной системы (внутренняя информация).
Информация существует в виде документов, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, энергетических и нервных импульсов и т.п.
Под информацией понимают сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальными устройствами и повышают их уровень информированности.
Информация передается с помощью сообщений. Сообщение бывают устными, письменными, в виде рисунков, жестов, специальных знаков или организованными каким-то другим образом. Примерами сообщений являются: показания измерительного устройства, дорожные знаки, текст телеграммы, устный рассказ и тому подобное.
Виды информации
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам:
По способу восприятия
Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее:
- Визуальная — воспринимается органами зрения.
- Аудиальная — воспринимается органами слуха.
- Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
- Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами.
- Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами.
По форме представления
По форме представления информация делится на следующие виды:
- Текстовая — что передается в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
- Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путем.
По назначению
- Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
- Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
- Личная — набор сведений о какой-либо личности, которые определяют социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Свойства информации
Полезность. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее использованием. Сведения, важные и полезные для одного человека, оказываются бесполезными для другого, если он не может их использовать.
Актуальность. Информация актуальна (своевременна), если она важна в данный момент времени. Если вы собираетесь ехать поездом, то для вас важна информация о том, когда этот поезд отправляется. Однако эта информация теряет свою актуальность после того, как поезд тронулся.
Вероятность (правдивость) . Информация считается достоверной, если она не противоречит реальной действительности, правильно ее объясняет и подтверждается. Если вы узнали о наводнении из информационной телепрограммы, то эта информация, по всей вероятности, является достоверной. В то же время слухи о пришествии инопланетян, которое ожидается на следующей неделе, недостоверны.
Объективность. Информация может быть объективной или субъективной (зависеть или не зависеть от чьего суждения). Например, сообщение «вода в море холодная» является субъективным, одновременно сообщение «температура +17 градусов Цельсия» дает объективную информацию.
Полнота. Информация полная, если ее достаточно для правильных выводов и принятия правильных решений. Если человеку на основе какой-либо информации приходится что-то решать, то он сначала оценивает, достаточно этой информации для принятия правильного решения.
Понятность. Информация понятна, если при ее восприятии нет необходимости в дополнительных сообщениях (не возникает вопросов). Если человеку говорят что-то, к восприятию чего он еще не подготовлен, например обращаются английском раньше, чем человек выучил этот язык, то он из услышанной информации вынесет совсем другую информацию, чем это было бы тогда, когда человек выучил английский язык.
Носители информации
Среда, в которой зафиксировано сообщение, называют носителем сообщения. В «докомпьютерную» эру информацию хранили на бумаге, фотографиях, кинопленке, магнитной ленте и др. С появлением первых компьютеров нашли широкое применение перфокарты и перфоленты, магнитные диски, компакт-диски.
Перфокарта — это лист тонкого картона стандартных размеров. В определенных позициях перфокарты пробивают дырочки. Наличие дырочки в определенной позиции считают единицу, а ее отсутствие — ноль.
Перфолента — это лента плотной бумаги стандартной ширины, на которую заносится информация пробивкой дырочек в соответствующих позициях на 5-ти или 8-ми параллельных дорожках.
Конечно, за дырочками, нанесенными на перфокарты или перфоленты, стоит вполне определенная информация.
Магнитные ленты и магнитные диски для хранения информации начали использовать с развитием вычислительной техники. Для записи 1 (единицы) намагничивалась небольшая область. Размагниченная (или намагниченная противоположно) область означала 0 (ноль).
Гибкие магнитные диски, или ГМД (FDD), позволяли легко переносить информацию с одного компьютера на другой, а также сохранять информацию, которая не используется на компьютере постоянно. Выпускались дискеты, как правило, с диском диаметром 3,5 дюйма и имели емкость всего 1,44 Мбайта.
Жесткие магнитные диски, или винчестеры (HDD), и сегодня являются основным типом носителей для долговременного хранения информации. Накопитель включает собственно магнитный диск, систему позиционирования и комплект магнитных головок — все это размещено в герметично закрытом корпусе.
Магнитные карточки содержат закодированную информацию, эта технология используется в кредитных, телефонных и регистрационных карточках, а также пропусках и «ключах» для кодовых замков.
Компакт-диски (оптические диски или CD) — это диск из специальной пластмассы с зеркальным покрытием с той стороны, с которой записывается и считывается информация. Информация на диск записывается так: диск вращается, и на его поверхности лазером в определенных местах наносятся «повреждение» поверхности таким образом, чтобы от них не отражался луч лазера при считывании. Таким образом записывается 1, «неповрежденные» места означают логический 0.
Существуют CD-R, DVD-R — оптические диски, на которые можно осуществлять однократную запись, а также CD-RW, DVD-RW — оптические диски, на которые можно осуществлять многократную запись.
Формы и способы представления информации
Символьная форма представления информации является наиболее простой, в ней каждый символ имеет какое-то значение. Например: красный свет светофора, показатели поворота на транспортных средствах, различные жесты, сокращения и обозначения в формулах.
Текстовая форма представления информации является более сложной. Эта форма предусматривает, что содержание сообщения передается не через отдельные символы (цифры, буквы, знаки), а их сочетанием, порядком размещения. Последовательно расположены символы образуют слова, которые в свою очередь могут образовывать предложения. Текстовая информация используется в книгах, брошюрах, газетах, журналах и т.
Графическая форма представления информации, как правило, имеет наибольший объем. К этой форме относятся фотографии, картины, чертежи, графики и тому подобное. Графическая форма более информативна. Видимо, поэтому, когда берем в руки новую книгу, то первым делом ищем в ней рисунки, чтобы создать о ней наиболее полное впечатление.
Информацию можно подавать одним из способов: буквами и знаками, жестами, нотами музыки, рисунками, картинами, скульптурами, звукозаписью, видеозаписью, кинофильмами и тому подобное.
Информация может быть в виде непрерывных (аналоговых) и дискретных (цифровых) сигналов.
Информация в аналоговом виде меняет свое значение постепенно (показатели термометра, часов со стрелками, спидометра и т.д.).
Информация в дискретном виде меняет свое значение с определенным шагом (показатели электронных часов, весы с гирями, подсчет количества предметов и т.п.).
Информатика
Термин информатика происходит от двух слов: информация и автоматика. Значит информатика это «наука о преобразовании информации».
Этот термин впервые введен в обиход во Франции в середине 60-х годов XX в., когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошел в употребление термин «Computer Science» для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на вычислительной технике. Теперь эти термины являются синонимами.
Основа информатики — информационные технологии — совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется во всех сферах жизни и деятельности человека.
Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации с целью достижения конкретной задачи.
Современное понимание информационной системы (ИС) предусматривает использование компьютера в качестве основного технического средства обработка информации. Как правило, это компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами.
В работе ИС, в ее технологическом процессе можно выделить следующие этапы:
- Зарождение данных — формирование первичных сообщений фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.
- Накопление и систематизация данных — организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных сведений, защита их от искажений, потери, деформирование целостности и др.
- Обработка данных — процессы, в результате которых на основании ранее накопленных данных формируются новые виды данных: обобщающие, аналитические, рекомендательные, прогнозные. Производные данные также могут проходить дальнейшую обработку, давая сведения обобщенности и др.
- Отображение данных — представление их в форме, пригодной для восприятия человеком. Прежде всего — это вывод на печать, то есть изготовление документов, удобных для восприятия человеком. Широко используют построение графических иллюстративных материалов (графиков, диаграмм) и формирование звуковых сигналов.
Сообщения, которые формируются на первом этапе, могут быть обычным бумажным документом, сообщением «в электронном виде» или тем и другим одновременно. В современных информационных системах сообщение по большей части имеют «электронный вид». Основные составляющие информационных процессов:
- сбор данных: накопление данных с целью достаточной полноты для принятия решений;
- сохранения;
- передача;
- обработка.
Одним из важнейших условий применения электронно — вычислительных машин (ЭВМ) для решения тех или иных задач является построение соответствующего алгоритма (программы), содержащий информацию о правилах получения результирующей (итоговой) информации из заданной (входной) информации.
Программирование — дисциплина, исследующая методы формулировки и решения задач с помощью ЭВМ, и является основной составной частью информатики.
Итак, информация, ЭВМ, алгоритм — три фундаментальных понятия информатики.
Информатика — комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты проектирования, создания, оценки, функционирования компьютерных систем обработки информации, ее применение и влияние на различные области социальной практики.
Родоначальниками информатики является науки: документалистика и кибернетика. Кибернетика — переводится, как «искусный в управлении».
В информатике выделяют три основных части:
- алгоритмы обработки информации (algorithm )
- вычислительную технику (hardware )
- компьютерные программы (software ).
Предмет информатики составляют понятия:
- аппаратное обеспечение средств вычислительной техники
- программное обеспечение средств вычислительной техники;
- средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
- средства взаимодействия человека и аппаратного и программного обеспечения.
Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называется интерфейсом .
Двоичное кодирование информации
В разговорной речи часто встречаются такие выражения, как передача информации, сжатие информации, обработка информации. В таких случаях всегда идет об определенном сообщении, которое закодировано и передано тем или иным способом.
В вычислительной технике наиболее часто применяется двоичная форма представления информации , основанной на представленные данных последовательностью двух знаков: 0 и 1
Эти знаки называются двоичными цифрами, по — английски — binary digit , или, сокращенно bit (бит) .
Также используется восьмеричная форма представления информации (основана на представленные последовательности цифр 0, 1, …, 7) и шестнадцатеричная форма представления информации (основана на представленные последовательностью 0, 1, …, 9, A, B, C, …, F).
Информационным объемом сообщение называется количество битов в этом сообщении. Подсчет информационного объема сообщение является чисто техническим заданием, так как при таком подсчете содержание сообщения не играет никакой роли.
В современной вычислительной технике биты принято объединять в восьмерки, которые называются байтами: 1 байт = 8 бит. Наряду с битами и байтами используют и большие единицы измерения информации.
- 1 bit binary digit {0,1};
- 1 байт = 8 бит;
- 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт;
- 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт = 2 20 байт;
- 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт = 2 30 байт;
- 1 Тбайт = 2 10 Гбайт = 1024 Гбайт = 2 40 байт.
- 1 Пбайт = 2 10 Тбайт = 1024 Тбайт = 2 50 байт.
С помощью двух бит кодируются четыре различных значения: 00, 01, 10, 11. Тремя битами можно закодировать 8 состояний:
- 000 001 010 011 100 101 110 111
Вообще с помощью n бит можно закодировать 2 n состояний.
Скорость передачи информации измеряется количеством битов, передаваемых за одну секунду. Скорость передачи бит за одну секунду называется 1 Бодом. Производные единицы скорости передачи называются Кбод, Мбод и Гбод:
- 1 Кбод (один килобод) = 2 10 бод = 1024 бит / с;
- 1 Мбод (один мегабод) = 2 20 бод = 1024 Кбод;
- 1 Гбод (один гигабод) = 2 30 бод = 1024 Мбод.
Пример . Пусть модем передает информацию со скоростью 2400 бод. Для передачи одного символа текста нужно передать около 10 битов. Таким образом, модем способен за 1 секунду передать около 2400/10 = 240 символов.
На ЭВМ можно обрабатывать не только числа, но и тексты. При этом нужно закодировать около 200 различных символов. В двоичном коде для этого нужно не менее 8 разрядов (2 8 = 256). Этого достаточно для кодирования всех символов английского и русского алфавитов (строчные и прописные), знаков препинания, символов арифметических действий некоторых общепринятых спецсимволов.
В настоящее время существует несколько систем кодирования.
Наиболее распространенными являются следующие системы кодирования: ASCII, Windows-1251, KOИ8, ISO.
ASCII (American Standard Code for Information Interchange — стандартный код информационного обмена)
В системе ASCII закреплены 2 таблицы кодирования: базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, расширенная от 128 до 255.
В первых 32 кодах (0-31) размещаются так называемые управляющие коды, которым не соответствуют никакие символы языков, и, соответственно коды не выводятся ни на экран, ни на устройстве печати.
Начиная с кода 32 по код 127 размещены коды символов английского алфавита.
Символы национального алфавита размещены в кодах от 128 до 255.
Кодирования Windows-1251 стала стандартом в российском секторе Wold Wide Web .
KOИ8 (код обмена информацией) является стандартным кодированием в сообщениях электронной почты и телеконференций.
ISO (International Standard Organization ) — международный стандарт. Это кодирования используется редко.
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях. Основной инструмент информатики — компьютер.
Компьютер, получивший свое название от первоначального назначения — выполнения вычислений, имеет второе очень важное применение. Он стал незаменимым помощником человека в его интеллектуальной деятельности и основным техническим средством информационных технологий. А быстрое развитие в последние годы технических и программных возможностей персональных компьютеров, распространение новых видов информационных технологий создают реальные возможности их использования, открывая перед пользователем качественно новые пути дальнейшего развития и адаптации к потребностям общества.
Дезинформация
Дезинформация - заведомо неверная, ложная информация, предоставляемая оппоненту или противнику для более эффективного ведения военных действий, получения каких либо конкурентных преимуществ, для проверки на утечку информации и выявления источника утечки, определения потенциально ненадежных клиентов или партнеров. Также дезинформацией называется сам процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не актуальной информации, искажения контекста, искажения какой либо части информации.
Дезинформация, как мы видим, - это результат деятельности человека, желание создать ложное впечатление и, соответственно подтолкнуть к требуемым действиям и/или бездействию.
Термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом , автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире ; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики .
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Упорядоченная Информация - основа Вселенной
✪ Лекция 1 | Введение в теорию информации | Андрей Ромащенко | Лекториум
✪ КОФЕ. Знай это о Кофе. Внимание ВСЕМ! Жизненно важная информация! Вред Кофе. Фролов Ю А
✪ Что такое теория информации?
✪ Информация, количество информации
Субтитры
В первой половине ХVII века Николай Каперник предположил, что Земля имеет форму шара, который вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца. Развивая его идеи английский астроном Томас Диггес высказал предположение, что пространство бесконечно и заполнено звездами. Итальянский философ Джордано Бруно впервые стал отождествлять звезды с далекими солнцами. В 1775 году в своем трактате Иммануил Кант предположил, что Галактика может быть вращающимся телом в виде закрученной спирали, состоящем из огромного количества звезд, удерживаемых силами гравитации. Наблюдая за Галактикой с точки находящейся внутри нее, в частности из нашей Солнечной Системы, получившийся диск будет виден на ночном небе как светлая полоса. Современная космология продолжает пополнятся уникальной информацией. Ученые выдвинули теорию Большого взрыва, изучают так называемое реликтовое излучение, наблюдают расширение вселенной, появляются версии о существовании темной материи и темной энергии. Относительно недавно появилась информация о черных дырах, сформировали версию их происхождения. Ученые делают всё больше открытий и получают всё больше информации. Ну а на самом деле - существует ли темная материя? Что такое Черные дыры и есть ли предел Вселенной? И вообще, как на самом деле образовалось все мироздание? А что если вся Вселенная - это не что иное, как иллюзия... И суть ее - Информация? Кто я настоящий? Зачем я здесь? В чём моя цель? Где найти ответы? А что если?.. Над этими и другими интересными вопросами о мироздании мы задумались, прочитав книгу "АллатРа". И как у многих людей, у нас родилось множество вопросов. Давайте искать ответы вместе! А что если кроме мира материального, в котором мы живем, существует мир нематериальный, мир первичный? Ведь науке уже давно известно, что человеческий глаз далеко не совершеннен, он воспринимает электромагнитные волны в диапазоне от 400 до 700 нанометров. Конечно, благодаря современным технологиям, наука может видеть больше, чем человеческий глаз. Но не смотря на множества уже известных волн самой различной природы даже они, по спектру занимают самый малый промежуток излучений. Сегодня люди зачастую пытаются объяснить невидимое на примерах видимого. Но на скрипучей телеге чисто материалистического мировоззрения в настоящей науке далеко не уедешь. Потому у современных учёных до сих пор нет четкого представления о том, например, чем на самом деле является электрический ток, или что такое гравитация и черная дыра. Для того чтобы понять и вникнуть в природу этих явлений, нужно иметь иное, отличное от материального, мировоззрение. А что если эти явления лишь проявляются в мире материи, а берут своё начало в мире духовном? "В начале было Слово, и Слово было у Бога и слово было Бог" (Евангелия от Иоанна) В разных духовных учениях и религиозных сказаниях народов мира есть общая суть. Из мира Бога, который именуется в легендах по разному, например, мировые воды, мировой океан, мир Изначального, мир Творца, появился первичный звук. Тот самый звук, который именуется по разному: мифическая Птица, Звук, Первый Логос, Слово Бога. В современном научном мире договорились использовать лишь одну теорию. Эта теория “Большого Взрыва”. Известно, что наша Вселенная в какой то момент времени, но если быть более конкретным 15 млрд лет назад была рождена… скажем так, имела очень маленькие размеры (10 минус 33 степени сантиметра). Представьте себе Сейчас человечество может Размер атома - это где-то порядка 10 минус 8 сантиметра, размер ядра 10 минус 13 сантиметров. Далее, мы с помощью всякого рода экспериментов можем проникнуть вглубь и рассматривать масштабы порядком в 10 минус 16 степени (-17, - 18), но мы говорим о масштабах 10 в минус 33 степени. То есть, ноль, а затем 33 нуля ещё после запятой, сантиметров. Вот вселенная началась с такой очень маленькой области пространства-времени. Эта область очень бурно расширялась. Была так называемая инфляционная стадия. Расширение вселенной произошло очень быстро, то есть, вселенная от размером 10 в минус 33 сантиметра увеличилась до размеров ну, порядка 10 в 20 степени сантиметра. Родились элементарные частицы, они начали друг с другом взаимодействовать. И далее начались процессы образования. Сначала образовались ядра, далее из ядер образовались атомы. Ну и пошло образование планет, галактик, и так далее, и тому подобное. А что если и вовсе не было никакого "Большого взрыва"? А что если это всего лишь теория, которая, благодаря современным технологиям, в ближайшем будущем будет пересмотрена? Помните? Это как и история с молекулами и атомами, когда их считали целыми и неделимыми, и плохо представляли их внутреннее строение и их возникновение. Чем дальше ученые углубляются в материю, тем больше они находят в ней пустоты. А что если вся материя есть пустота? А что если это иллюзия, созданная Богом, мыслью Бога? То есть духовным миром. Но для каких целей? Ученые смогли углубится в микромир. Выяснили, что тело состоит из клеток, клетки из молекул, молекулы из простых химических элементов. А что же на самом деле химический элемент? Химический элемент – это определённый вид атомов, который характеризуется числом протонов, нейтронов и электронов. Между ядром атома и электронами, которые находятся на различных арбеталях, существуют большие огромнейшие расстояния. Условно говоря – пустые. Потому что ядро атома сформировано из протонов и нейтронов, нейтроны – нейтрально заряжены, протоны - положительно заряжены, а электроны отрицательно заряжены, находятся на различных стационарных орбитах. Есть ближе к ядру, есть более отдалённые от ядра и (они) формируют различные облака. Так называемые плотности электрона. Но важно отметить, что живая материя, например, состоит из органов, тканей и клеток. А клетки уже, если их более детально изучать на микроуровне состоят из молекул. Но между отдельными молекулами находятся огромные пустые пространства, если так можно выразиться. И молекулы, в свою очередь, состоят из атомов, которые так же разделены огромными пустыми промежутками. Итак, одна мелкая частица, делится на другие более мелкие частицы. А что если это деление заканчивается абсолютной пустотой. Она существует везде, как в микромире, так и в макромире. А что если это и есть чистая энергия? Так называемая энергия По, составляющая единое поле разновидностей всех энергий и возникающих из них материи. И тогда становится понятным выражение: "Бог вездесущ". Импульсы энергии По порождают волны, изменяющие пространство и время. То есть по своей сути материя существует по законам волновой природы. Тот факт, что материя является порождением великой пустоты, "дао", был известен еще четыре тысячи лет назад индийским философам и около двух с половиной тысяч лет назад китайским мудрецам. Они наглядно представляли абсолютную пустоту как гладкую поверхность озера в отсутствие ветра. Возникающая частица материи из пустоты сопоставлялась с появлением на глади озера ряби под действием ветра. "Ветер" в данном ключе - это и есть божественная сущность, которой Он все создает и разрушает. В 1897 году английский физик Томсон открыл электрон. Электрон стали считать первой элементарной частицей. То есть первокирпичеком материи. Однако является ли действительно эта важнейшая частица бесструктурной? Сегодня ученые вывели гипотетическую частицу "гравитон", которая экспериментально не доказана, но теоретически вычислено, что из нее состоит гравитация. Гравитон наиболее подходит для обозначения частички По и поэтому чисто гипотетически можно утверждать, что из всех "фундаметнальных" частиц истинно таковым является только гравитон. А что если всем известный неделимый электрон состоит аж из 13 частиц По, нейтрино из пяти По, остальные состоят из 3, 5, 7, 12, 33, 70 и так далее частичек По. Причем многие так называемые фундаментальные частички, состоящие из одного и того же числа По, но имеющие разные формы и знаки заряда, соответственно играют и разные роли в этом театре материи. Получается, что все мироздание соткано из частиц По. А это значит, что во всей огромной Вселенной нет ни одного места, куда можно было бы воткнуть самую тонкую иглу, да так, чтобы её кончик во что-то да не уперся, с чем-то да не соприкоснулся. А что же такое на самом деле частичка По? Да и как была создана Вселенная? А что если в этом материальном мире всё, в том числе и то, что известно на сегодняшний день людям, от субатомных частиц до атома, от пылинок на туфлях до скопления галактик в далеком космосе, все существует благодаря упорядоченной информации. Именно упорядоченная информация создает материю, задает ей свойства, объем, форму, массу и другие характеристики. Сейчас не идет речь о привычном для человеческого мозга понятии "информация", мы говорим о несколько другом её проявлении. Хотя даже в привычном для человека понимании слово "информация" имеет несколько значений, в том числе "мыслить, обучать, разъяснять", "придавать вид, форму, формировать, создавать". Для простоты понимания, условно назовём эту упорядоченную информацию - "информационными кирпичиками". Что же такое информационные кирпичики? Давайте рассмотрим на следующем примере. Представьте, что одна девушка решила провести своеобразный эксперимент. Для этого ей понадобились: стеклянный аквариум, вода и маленькие кирпичики для сложения формы. В пустом стеклянном аквариуме девушка собирает из пенопластовых прозрачных кирпичиков замок по типу детского конструктора. При соединении одного прозрачного кирпичика с другим проявляется определенный окрас, видимый человеческому глазу. То есть у неё в голове есть план, как сделать замок, есть воля это сотворить, и есть силы, приложив которые, она и строит из этого необычного материала. Девушка собрала замок, который при таком соединении стал видимым, она любуется его красотой, объемом, сложностью архитектуры. Затем девушка, продолжая эксперимент, заполняет аквариум водой. Вода заполняет аквариум с такой силой, что разрушает построенный замок. При этом пенопластовые кирпичики, некогда бывшие элементами этого замка, будут всплывать на поверхность воды, некоторые отдельно, некоторые группами, которые по прежнему остаются видимыми глазу. В конце концов вся конструкция под напором воды распадается на отдельные кирпичики, и от замка не остается и следа. Если она удалит всю воду из аквариума, пенопластовые прозрачные кирпичики опустятся на дно. Сами по себе они, без её плана, воли и приложения силы, не сложатся в упорядоченно построенный замок. Это будет всего лишь хаотичная кучка пенопластовых кирпичиков. Можно сколько угодно трясти аквариум, хоть вечность, перемешивая их, замком они никогда не станут, пока она не построит его заново. Так вот, именно эти условные невидимые кирпичики и есть образное сравнение с информацией, которая создает материю, задавая ей определенные параметры, формы, объема, массы и так далее. А видимый замок из нашего примера - это уже есть один из материальных продуктов упорядоченной информации, из которой образуются элементарные субчастицы, составляющие атомы, молекулы, химические соединения, то есть всё материю Вселенной. Ну и, наконец, воля, план сооружения и сила приложения - это основные составляющие мира духовного, который проявляются в этом миру. А что если в основе всей материи действительно лежит информация. И так чего не коснись во всей Вселенной. Но достаточно будет убрать информацию, как то, что мы называем материей, исчезнет, как дырка от бублика после того как его съешь. Ведь пока бублик есть - есть и дырка, только бублик съели - исчезла и дырка. Так исчезает и материя, нет информации - нет и проявления материи. Количество материи во Вселенной постоянно изменяется, то её количество значительно увеличивается, то уменьшается. При этом - информация всегда стабильна, благодаря чему общая масса Вселенной со дня её Сотворения и по сей день не изменилась ни на одну миллиардную грамма. Но если бы хотя бы один информационный кирпичик исчез, то исчезла бы и вся Вселенная. Исчезнет часть - исчезнет целое. Не прекращающая свое движение Вселенная дойдет до определённого расширения и исчезнет. Всё гениальное, как всегда просто. Эти информационные кирпичики мироздания никогда и никуда не исчезают, то есть, не покидают пределы Вселенной, как в нашем примере с аквариумом, и существуют в нём в строго упорядоченном виде. А что если все в этом мире строго упорядоченно, существует по определенному плану, воле и силе Строящего? А что если человек в этом плане, как главное творение играет самую важную роль? Готовит себя для дальнейшего существования. А что если это всё правда? В фильме были использованы материалы из книги Анастасии Новых «АллатРа» Фильм создан участниками международного общественного движения «АЛЛАТРА» Огромная благодарность за содействие в съёмках директору музея истории главной астрономической обсерватории НАН Украины Ковальчуку Георгию Ульяновичу. Отдельное спасибо за разъяснение физических процессов космоса современной наукой заведующему кафедры квантовой теории поля Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченка д.ф.-н.м. профессору Вильчинскому Станиславу Йосифовичу.
Суть и границы явления
Согласно современным представлениям информация считается нематериальной, а то, что содержится в структуре объектов, принято называть данными (representation form - ISO/IEC/IEEE 24765:2010).
История понятия
Слово «информация» происходит (от лат. informatio , что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление .) Понятие информации рассматривалось ещё античными философами .
Исторически сложилось так, что исследованием непосредственно информации занимаются две комплексные отрасли науки - кибернетика и информатика .
Информатика, сформировавшаяся как наука в середине XX века, отделилась от кибернетики и занимается исследованиями в области способов получения, хранения, передачи и обработки семантической информации.
Исследования смыслового содержания информации основываются на комплексе научных теорий под общим названием семиотика [ ] .
Классификация информации
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
- По способу восприятия
:
- Визуальная - воспринимаемая органами зрения .
- Звуковая - воспринимаемая органами слуха .
- Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами.
- Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами.
- Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
- По форме представления
:
- Текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая - в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковая - устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
- Видеоинформация - передаваемая в виде видеозаписи .
- По назначению
:
- Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума .
- Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
- Секретная - передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
- Личная (приватная) - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Информация в различных областях знания
В математике
В математике информация - это общее наименование фундаментальных понятий в информатике, теории информации, кибернетике, а также в математической статистике, в которых обобщённое интуитивное представление об информации относительно каких-либо величин или явлений конкретизируется и формализуется .
В информатике
Предметом изучения информатики являются именно данные : методы их создания, хранения, обработки и передачи . Данные представляют собой информацию в формализованном виде (в цифровой форме), позволяющем автоматизировать её сбор, хранение и дальнейшую обработку в ЭВМ. С этой точки зрения информация является абстрактным понятием, рассматриваемым безотносительно к её семантическому аспекту, а под количеством информации обычно понимается соответствующий объём данных . Однако одни и те же данные могут быть закодированы различным образом и иметь при этом различный объём, поэтому иногда рассматривается также понятие "ценность информации", которое связано с понятием информационной энтропии и является предметом изучения теории информации .
В теории информации
С теорией информации связаны радиотехника (теория обработки сигналов) и информатика , относящиеся к измерению количества передаваемой информации, её свойства и устанавливающие предельные соотношения для систем. Основные разделы теории информации - кодирование источника (сжимающее кодирование) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Информация не входит в число предметов исследования математики. Тем не менее, слово «информация» употребляется в математических терминах - собственная информация и взаимная информация , относящихся к абстрактной (математической) части теории информации. Однако, в математической теории понятие «информация» связано с исключительно абстрактными объектами - случайными величинами, в то время как в современной теории информации это понятие рассматривается значительно шире - как свойство материальных объектов [ ] .
Связь между этими двумя одинаковыми терминами несомненна. Именно математический аппарат случайных чисел использовал автор теории информации Клод Шеннон. Сам он подразумевает под термином «информация» нечто фундаментальное (нередуцируемое). В теории Шеннона интуитивно полагается, что информация имеет содержание. Информация уменьшает общую неопределённость и информационную энтропию . Количество информации доступно измерению. Однако он предостерегает исследователей от механического переноса понятий из его теории в другие области науки [ ] .
В теории управления (кибернетике)
Основоположник кибернетики Норберт Винер дал следующее определение информации: «Информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств» .
Материальная система в кибернетике рассматривается как множество объектов, которые сами по себе могут находиться в различных состояниях, но состояние каждого из них определяется состояниями других объектов системы. В природе множество состояний системы представляет собой информацию, сами состояния представляют собой первичный код или код источника . Таким образом, каждая материальная система является источником информации.
Субъективную (семантическую) информацию кибернетика определяет как смысл или содержание сообщения. Информация - это характеристика объекта.
В теории алгоритмов
В семиотике
В физике
Квантовая теория информации рассматривает общие закономерности передачи, хранения и преобразования информации в системах, изменяющихся по законам квантовой механики
Очень часто, многие люди, начиная ещё с раннего возраста, задаются вопросом о том, что же такое информация? И, действительно, информация является одним из самых фундаментальных понятий человечества и без раскрытия её смысла будет невозможно в полной мере постигать все те процессы, которые с ней связаны. Но до появления такого предмета, как , понятие информации было очень размытым, а сведения о её сущности разрозненны.
С другой стороны, все мы, так или иначе, в целом понимаем общий смысл, что такое информация . Мы постоянно воспринимаем информацию из окружающего нас мира с помощью органов чувств. Без постоянного приёма информации , мозг человека не сможет существовать.
Понятие информации
У такой науки, как информатика, подход к пониманию информации, особый. Основополагающим будет утверждение, что любое происходящее событие и явление служит для нас источником информации.
В общем, под информацией понимают те сведения, которые принимаемы и передаваемы, сохраняемы различными источниками. Таким образом, информация - является некоторой совокупностью сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые способны воспринимать живые организмы, электронно-вычислительные машины и другие виды информационных систем.
Существует определение понятия информации, которое впервые было предложено математиком Клодом Шенноном (основателем количественного подхода к информации и человека, который научил измерять людей информацию), согласно которой:
Информация - это мера снятой неопределенности или сведения, которые нужно снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенности, с цель. расширения его понимание объекта полезными сведениями.
Также информацию можно рассмотреть как третью составляющую основ мироздания, наряду с веществом и энергией.
Информация и информационные процессы
С понятием информации тесно связано множество остальных фундаментальных понятий и процессов.
Однако стоит отметить, что предметом изучения информатики, как науки, является не сама информация, а данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи и т.д.
Классификация информации
В зависимости от выбранного критерия информацию можно разделить на различные виды. Приведем основные из них.
По объектам информационного взаимодействия:
- Человек - человек
- Человек - автомат.
- Автомат - автомат.
Также под информацией можно понимать обмен сигналами в животном и растительном мире
- посредством передачи признаков от клетки к клетке;
- через передачу признаков от организма к организму.
По способу восприятия информацию подразделяют на:
- Визуальную - та, часть информации, которую мы воспринимаем органами зрения.
- Звуковую - та, часть информации, которую мы воспринимаем органами слуха.
- Тактильную - та, часть информации, которую мы воспринимаем тактильными рецепторами.
- Обонятельную - та, часть информации, которую мы воспринимаем обонятельными рецепторами.
- Вкусовую - та, часть информации, которую мы воспринимаем вкусовыми рецепторами.
По форме своего представления, информация может быть:
- Текстовой - передаваемой в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовой - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графической - в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковой - устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
- Видеоинформацией - передаваемой в виде видеозаписи.
По своему назначению:
- Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
- Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
- Секретная - передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
- Личная (приватная) - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
По своему значению информация может быть:
- Актуальная - та информация, которая нужна и тем ценна в данный момент времени.
- Достоверная - информация, полученная без искажений.
- Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
- Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
- Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
По истинности, информацию можно разлить на:
- истинную - является достоверной;
- ложную - является недостоверной.
Дезинформация
В мире существует понятие противоположное по смыслу информации. В этом случае данные о каком-либо событии предоставляется в неполном или искаженном виде. Причем, это делается целенаправленно. Так нередко поступают в политике или ситуациях, на которых можно извлечь большую выгоду.