3. Пользуясь учебником, изучите устройство ручной и штативной луп. Подпишите их основные части на рисунках.
4. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное. Рисунки подпишите.
5. Выполнив лабораторную работу «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» (см. с. 16-17 учебника), подпишите основные части микроскопа на рисунке.
6. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата.
1) Капнуть на стекло 1-2 капли воды.
2) Снять маленький кусочек прозрачной чешуи.
3) Поместить кусочек лука на стекло.
4) Закрыть покровным стеклом, рассмотреть.
5) Окрасить препарат раствором йода.
6) Рассмотреть.
7. Пользуясь текстом и рисунками учебника (п.2), изучите строение растительной клетки, а затем выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
8. Выполнив лабораторную работу «Пластиды в клетках листа элодеи» (см. с. 20 учебника), зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к рисунку.
Вывод: у клетки сложное строение: есть ядрышко, цитоплазма, оболочка, ядро, вакуоли, поры, хлоропласты.
9. Какого цвета могут быть пластиды? Какие ещё вещества, находящиеся в клетке, окрашивают органы растения в разные цвета?
Зелёные, жёлтые, оранжевые, бесцветные.
10. Изучив п. 3 учебника, заполните схему «Процессы жизнедеятельности клетки».
Жизнедеятельность клетки:
1) Движение цитоплазмы – способствует перемещению в клетках питательных веществ.
2) Дыхание – из воздуха поглощает кислород.
3) Питание – из межклетников через клеточную оболочку поступают в виде растворов питательного вещества.
4) Размножение – клетки способны к делению, число клеток увеличивается.
5) Рост – клетки увеличиваются в размерах.
11. Рассмотрите схему деления растительной клетки. Цифрами укажите последовательность стадий (этапов) деления клетки.
12. В течение жизни в клетке происходят изменения.
Цифрами укажите последовательность изменений от самой молодой до самой старой клетки.
3, 5, 1, 4, 2.
Чем отличается самая молодая клетка от самой старой клетки?
Самая молодая клетка имеет ядро, ядрышко, а старая – не имеет.
13. Какое значение имеют хромосомы? Почему их число в клетке постоянно?
1) Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.
2) В результате деления клетки каждая хромосома копирует себя. Образуется две одинаковые части.
14. Закончите определение.
Тканью называют
группу клеток, сходных по строению и выполняющие одинаковые функции.
15. Заполните схему.
16. Заполните таблицу.
17. На рисунке подпишите основные части растительной клетки.
18. Какое значение имело изобретение микроскопа?
Изобретение микроскопа имело большое значение. С помощью микроскопа стало возможным увидеть и рассмотреть строение клетки.
19. Докажите, что клетка – живая частица растения.
Клетка может: питаться, дышать, расти, размножаться. А это признаки живого.
Если рассмотреть мякоть плода помидора или арбуза при увеличении микроскопа примерно 56 раз, видны округлые прозрачные клетки. У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора — бледно-розовые.
1050;летки в «кашице» лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку.
Вывод: Живая клетка растений имеет:
1. Живое содержимое клетки. (цитоплазма,вакуоли, ядро)
2. Различные включения в живом содержимом клетке.
#1086;тложения запасных питательных веществ: белковые зерна, капли масла, крахмальные зерна.)
3. Клеточная оболочка, или стенка.(Она прозрачная, плотная, упругая, не дает цитоплазме растекаться, придает клетке определенную форму.)
Лупа, микроскоп, телескоп.
Вопрос 2. Для чего их применяют?
Их применяют для того, чтобы увеличить рассматриваемый предмет в несколько раз.
Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.
1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. При работе лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета через увеличительное стекло наиболее чёткое.
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
Мякоть плодов рыхлая и состоит из мельчайших крупинок. Это клетки.
Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение. У яблока мякоть немного сочная, а клетки маленькие и плотно находятся друг к другу. Мякоть арбуза состоит из множества, наполненных соком клеточек, которые располагаются то ближе, то дальше.
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов. Также и мякоть плода помидора под лупой состоит клеток, похожих на округлые зернышки.
Лабораторная работа № 2. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Тубус - трубка, в которой заключены окуляры микроскопа. Окуляр - элемент оптической системы, обращённый к глазу наблюдателя, часть микроскопа, предназначенная для рассматривания изображения, формируемого зеркалом. Объектив предназначен для построения увеличенного изображения с точностью воспроизведения по форме и цвету объекта исследования. Штатив удерживает тубус с окуляром и объективом на определенном расстоянии от предметного столика, котором размещается исследуемый материал. Зеркало, которое располагается под предметным столиком, служит для подачи луча света под рассматриваемый предмет, т. е. улучшает освещенность предмета. Винты микроскопа – это механизмы для настройки максимально эффективного изображения на окуляре.
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
При работе с микроскопом необходимо соблюдать следующие правила:
1. Работать с микроскопом следует сидя;
2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
4. Открыть полностью диафрагму;
5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;
6. Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;
7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;
9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
11. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
5. После работы микроскоп уберите в футляр.
Вопрос 1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
Ручная лупа и штативная лупа, микроскоп.
Вопрос 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Лупа - самый простой увеличительный прибор. Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Она увеличивает предметы в 2-20 раз.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10-25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке - штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.
Вопрос 3. Как устроен микроскоп?
В зрительную трубку, или тубус, этого светового микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр, через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещённого с помощью этого зеркала.
Вопрос 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив - 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.
Подумайте
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
Главный принцип работы светового микроскопа состоит в том, что через прозрачный или полупрозрачный предмет (объект исследования), размещенный на предметном столике, проходят лучи света и попадают на систему линз объектива и окуляра. А через непрозрачные предметы свет не проходит, соответственно, изображения мы не увидим.
Задания
Выучите правила работы с микроскопом (см. выше).
Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.
Световой микроскоп позволил рассмотреть строение клеток и тканей живых организмов. И вот, ему на смену уже пришли современные электронные микроскопы, позволяющие рассматривать молекулы и электроны. А электронный растровый микроскоп позволяет получать изображения, имеющие разрешение, измеряемое в нанометрах (10-9). Можно получить данные, касающиеся строения молекулярного и электронного состава поверхностного слоя исследуемой поверхности.
напишите плиз вывод о кусочке мякоти плодов под лупой
- Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.
Если рассмотреть мякоть плода помидора или арбуза при увеличении микроскопа примерно 56 раз, видны округлые прозрачные клетки. У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора — бледно-розовые. Клетки в «кашице» лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку.
Вывод: Живая клетка растений имеет:
1. Живое содержимое клетки. (цитоплазма, вакуоли, ядро)
2. Различные включения в живом содержимом клетке. (отложения запасных питательных веществ: белковые зерна, капли масла, крахмальные зерна.)
3. Клеточная оболочка, или стенка. (Она прозрачная, плотная, упругая, не дает цитоплазме растекаться, придает клетке определенную форму.) - Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.
Если рассмотреть мякоть плода помидора или арбуза при увеличении микроскопа примерно 56 раз, видны округлые прозрачные клетки. У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора — бледно-розовые. Клетки в «кашице» лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку.
Вывод: Живая клетка растений имеет:
1. Живое содержимое клетки. (цитоплазма, вакуоли, ядро)
2. Различные включения в живом содержимом клетке. (отложения запасных питательных веществ: белковые зерна, капли масла, крахмальные зерна.)
3. Клеточная оболочка, или стенка. (Она прозрачная, плотная, упругая, не дает цитоплазме растекаться, придает клетке определенную форму.) - клетки очень большие
- Клетки видны лучше, если их рассматривать под увеличительным прибором.
Лабораторная работа № 1
Устройство увеличительных приборов
Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.
Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока .
Ход работы
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
1 . Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Порядок работы с микроскопом.
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Лабораторная работа № 2
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
(строение клеток кожицы лука)
Цель : изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование : микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы
Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа № 3
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.
Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.
Ход работы
Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.
Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.
Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 4
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.
Оборудование : микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.
Ход работы
Настройте микроскоп.
Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.
Отметьте особенности строения их клеток.
Прочтите П. 10.
По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.
Название ткани
Выполняемая функция
Особенности строения клеток
Лабораторная работа № 5.
Особенности строения мукор и дрожжей
Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.
Оборудование : хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.
Условия проведения опыта : тепло, влажность.
Ход работы
Плесневый гриб мукор
Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Строение дрожжей
Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.
Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.
Лабораторная работа № 5
Строение зеленых водорослей
Цель : изучить строение зеленых водорослей
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.
Ход работы
Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.
Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).
Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.
Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.
Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 6.
Строение мха, папоротника, хвоща.
Цель : изучить строение мха, папоротника, хвоща.
Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.
Ход работы
СТРОЕНИЕ МХА .
Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?
Запишите свои ответы на вопросы.
СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА
С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
Зарисуйте побеги хвоща.
СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА
Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.
Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща
Лабораторная работа № 7.
Строение хвои и шишек хвойных
Цель : изучить строение хвои и шишек хвойных.
Оборудование : хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.
Ход работы
Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная
Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…… ……………….Ель
Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны……………………………… Пихта
Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму……………………………….. Лиственница
Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.
Название растения
Хвоя
Шишка
длина
окраска
расположение
размер
форма чешуек
плотность
Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?
Лабораторная работа № 8.
Строение цветковых растений
Цель: изучить строение цветковых растений
Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.
ход работы
Рассмотрите цветковое растение.
Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.
Определите, где находятся цветки и плоды.
Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.
Рассмотрите плоды, определите их количество.
Рассмотрите цветок.
Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.
Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.
Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.
Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.
Рассмотрите строение пестика, найдите его части.
Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).
Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?
Зарисуйте части цветка и подпишите их названия?
Вопросы для формирования вывода
.
- какие растения называют цветковыми?
Из каких органов состоит цветковое растение?
Из чего состоит цветок?