Сотни тысячи выпускников будут сдавать ЕГЭ по обществознанию 2017 года . Как видим на подготовку остается не так уж много времени, и хотя этот предмет считается относительно легким, желательно начать прорабатывать задания уже сейчас. Отметим, что обществознание является наиболее популярным факультативным предметом, который чрезвычайно любят ученики. Кроме того, многие гуманитарные ВУЗы требуют наличие оценки за данную дисциплину в аттестате выпускника.
Чтобы ученики не расслаблялись в недрах Министерстве образования и науки, а также в Государственной Думе уже сейчас начали разрабатывать ряд нововведений, которые могут порядком изменить систему тестирования по обществознанию.
Изменения
Ниже перечисленные новшества пока можно расценивать как слухи и домыслы, но ведь так может случиться и уже в 2017 году они все будут задействованы в процедуре прохождения ЕГЭ по обществознанию.
- Обществознание — обязательный предмет. Данное предложение уже давно на устах у специалистов, приближенным к системе образования в России. Кроме этого предмета, обязательными могут стать история, физика и иностранный язык. Конечно, больше шансов у истории, ведь чиновники уже сейчас чрезвычайно обеспокоены тем, что не все ученики свободно владеют историей развития и становления их государства.
- Введение обширной устной части. Данное новшество пока лишь на стадии обсуждения. Парламентарии намерены сократить тестовую часть, а на ее место поставить устные блоки, которые ученик должен будет сдавать лично экзаменатору. Скажем больше, некоторые специалисты предлагают сделать этот экзамен устным.
- Предмет снимут с ЕГЭ. Да, такое предложение уже поступало на рассмотрение в Госдуму. Это спровоцировано тем, что с каждым годом становится меньше технических работников. Для того чтобы больше выпускников поступали в профильные ВУЗы на некоторое время, обществознание, возможно, исчезнет из списка предметов, вынесенных на ЕГЭ. Будем надеяться, что данное нововведение останется лишь на стадии разговоров.
Критерии оценивания
В 2017 году система оценки знаний выпускников не претерпит никаких изменений. За каждое выполненное задание, ученик получает определенное количество баллов, которые объединяются в единую сумму. Благодаря специально разработанной шкале, первичные , полученные учеником, трансформируются в тестовые. Именно по последним комиссия и решает, сдал выпускник экзамен или нет.
Структура ЕГЭ по обществознанию
Всего в экзамене по данному предмету предусмотрено 29 заданий, разделенных на два блока.
Задания 1-20 (блок 1) — вопросы или задачи, на которые необходимо дать короткие ответы одним словом или одной цифрой.
Задания 21-29 (блок 2) — каждый вопрос предполагает развернутый обоснованный ответ. Приветствуются примеры, аргументы и другие доказательства, способные сделать ответ широким и правильным.
Как правило, этот государственный экзамен проверяет знания по таким разделам:
- Человек и общество
- Право
- Экономика
- Политики
- Социальные отношения
Литература для подготовки
Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на “отлично” необходимо много времени проводить за книгами. Учитывая тот факт, что на экзамен выносится не один предмет, следует подбирать правильную литературу, дабы не тратить время на неподходящие пособия. Ниже представлен перечень учебников, которые непременно пригодятся во время подготовки к ЕГЭ.
Данная литература разработана специально для тех, кто хочет заранее подготовиться к экзамену. Некоторые пособия направлены на формирование правильные теоретических знаний. В них есть все разделы, которые выносятся на ЕГЭ. Примечательно, что вся информация представлена в кратком виде, акцентируя внимание на главные тезисы.
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию
Если вы хотите на время почувствовать, как это сдавать ЕГЭ по обществознанию, специалистами ФИПИ ежегодно обновляется демоверсия экзамена. Каждый одиннадцатиклассник может наглядно оценить сложность испытания, а также ознакомиться с приблизительными заданиями. Кроме того, ученики смогут получить баллы за прохождения демоверсии.
Такой подход позволяет подготовить выпускников к будущему и настроить его на положительный результат проверки знаний.
Стоит отметить, что демоверсия всего лишь приблизительная картина того, чего ожидать на реальном экзамене по обществознанию. Демонстрационная версия, как правило, включает в себя следующие пункты:
- Инструкция с правилами заполнения бланков
- Информация о блоках, которые входят в экзамен по обществознанию
- Критерии оценивания знаний
- Количество времени, отведенное для ученика на решение всех задач
- Список литературы, которой можно пользоваться во время подготовки к испытанию
- Правила поведения учеников во время сдачи ЕГЭ
- Общее количество задач, во всех блоках ЕГЭ по обществознанию.
Выводы
Чтобы каждый ученик общеобразовательной школы смог чувствовать себя уверенно на экзамене по данному предмету необходимо начинать готовиться к нему уже сейчас. Способ подготовки зависит от возможностей и желания одиннадцатиклассника.
Кто-то обращается за помощью к репетиторам, кто-то решает прочесть профильную литературу и подготовиться к испытанию самостоятельно, кто-то, объединившись в группы, шаг за шагом повторяют и закрепляют пройденный материал. Не важно, какой из способов выберете вы, главное, чтобы он принес желаемый результат.
Видео новость
Перед каждым выпускником, желающим в 2018 году стать студентом одного из ВУЗов РФ, стоит нелегкая задача – успешно сдать ЕГЭ, а также правильно выбрать учебное заведение и факультет для подачи документов. Большинство 11-тиклассников и их родителей впервые сталкиваются с системой оценивания итоговых экзаменов и часто затрудняются найти ответы на возникающие вопросы. Поэтому мы решили пролить свет на важные моменты.
В 2017-2018 году основные правила сдачи ЕГЭ не будут существенно изменены. Это значит, что для выпускников все также будет актуальна 100-бальная система оценивания итоговых испытаний.
Как все происходит?
В ходе проверки экзаменационных работ за каждое правильно выполненное задание выпускнику засчитываются так называемые «первичные баллы», которые по завершению проверки работы суммируются и переводятся в «тестовый балл», который и указывается в сертификате ЕГЭ.
Важно! С 2009 года официально не используется шкала перевода первичных и тестовых баллов ЕГЭ в традиционные для школы пятибалльные оценки, ведь и в 2017 и в 2018 годах итоговые экзамены не выносятся в аттестат.
Проверка работ выполняется двумя способами:
- автоматически (с помощью специальных программ и технических средств);
- вручную (правильность развернутых ответов проверяют два независимых эксперта).
Оспорить результат автоматической проверки достаточно сложно. Если при заполнении таблицы ответов не были соблюдены основные правила, компьютер может не защитить результат, и виноват в этом будет только сам выпускник, не выполнивший ряд обязательных правил.
Если спорные моменты возникают в ходе экспертной проверки, привлекается третий специалист, мнение которого будет решающим.
Когда ожидать результаты?
По закону действуют такие временные рамки:
- обработка данных (по обязательным предметам) в РЦОИ не должна длиться дольше 6 календарных дней;
- на обработку данных (предметы по выбору) РЦОИ дают 4 дня;
- проверка в Федеральном центре тестирования должна занять не более 5 рабочих дней;
- утверждение результатов Государственной экзаменационной комиссией – еще 1 день;
- до 3-х дней на рассылку результатов участникам ЕГЭ.
На практике от момента сдачи экзамена до получения на руки официального результата может пройти от 8 до 14 дней.
Перевод баллов ЕГЭ в оценку
Несмотря на то, что официально в 2018 году шкала перевода баллов по предметам ЕГЭ в пятибалльную оценку не используется, многие все же хотят интерпретировать свой результат в более привычной «школьной» системе. Для этого можно воспользоваться специальными таблицами или online-калькуляторами.
Таблица перевода тестовых баллов ОГЭ в оценки
Русский язык | ||||
Математика | ||||
Информатика | ||||
Обществознание | ||||
Иностранные языки | ||||
Биология | ||||
География | ||||
Литература |
Второй способ немного проще и удобнее, чем поиск нужных значений в ячейках огромной таблицы. Достаточно просто выбрать предмет (математика, русский язык, химия, физика, история, английский язык, обществознание… и другие предметы), ввести данные и получить в считанные секунды подучить искомый результат.
Предлагаем попробовать, насколько просто и удобно использовать на практике онлайн-калькуляторы балла ЕГЭ и его перевода в 5-тибальную оценку.
Перевод баллов из первичного в тестовый
Перевод баллов ЕГЭ в оценки
Интернет-системы для абитуриентов
Учебный 2017-2018 год завершен, экзамен сдан, результаты известны и даже интерактивная шкала перевода первичных баллов показала, что результат ЕГЭ расположился в достаточно хорошем диапазоне… Но, достаточно ли этого для вступления в желаемый ВУЗ?
Оценить реальные шансы на вступление, опираясь на тестовые баллы и минимальный проходной порог, выставленный университетом.
Важно! Минимальный проходной балл формирует сам ВУЗ. Он будет напрямую зависеть от баллов абитуриентов, которые подадут документы в 2018 году. Чем популярнее специальность – тем выше будет проходной балл.
Часто на ТОПовых факультетах для поступления на бюджет не достаточно даже 100-бальных результатов. Шансы увидеть свою фамилию в списках поступивших на такие направления есть лишь у призеров олимпиад, дающих весомые дополнительные баллы.
В 2018 году самыми популярными сервисами для подбора университета и мониторинга порога вступительных баллов на разные специальности будут:
- Учёба.ру
- Поступи онлайн
- Калькулятор Высшей школы экономики
- Postyplenie.ru
- Типичный абитуриент
Найти эти сервисы очень легко. Достаточно ввести их название в любую поисковую систему.
Критерии оценивания
Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания . Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.
2Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления
ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа
Фактическая информация отсутствует
ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Максимальный балл
Именно в соответствии с указанными критериями будет проверяться и оцениваться ваше эссе.
Структура эссе
1. Цитата.
3. Смысл высказывания.
4. Собственная точка зрения.
5. Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
7. Вывод.
1. Выбор высказывания
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
чётко понимаете смысл высказывания;
можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
2. Определение проблемы высказывания
3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно
согласиться с автором полностью
, можно
частично
, опровергнув опредёленную часть высказывания, или
поспорить
с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
«А не задумывались ли вы над тем, что...?»
5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1.
Теоретический уровень
- его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2.
Эмпирический уровень
- здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и
предотвратит «уход от темы»
.
7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино
в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений
, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
Готовые эссе по обществознанию
«Имею право или обязан?»
Конституция РФ предусматривает как соблюдение прав, так и соблюдение обязанностей всех людей, находящихся на территории РФ. Но что же всё-таки первично: права или обязанности?
Возьмём Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». В этом пункте говорится только о правах, но дальше следует пояснение: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Раз «гарантируется», значит, кто-то обязан обеспечить соблюдение этого права. Так можно разобрать любую статью, любой закон, и права одного всегда будут обязанностями другого.
Можно вспомнить, что ни в одной Утопии не было слоя общества начисто лишённого обязанностей. При коммунизме люди пытались построить общество равных возможностей, равных прав, но ни в коем случае не лишить, ради благоденствия это общество обязанностей.
Таким образом, обязанности присутствуют всегда, а вот права нет. Практически бесправными были рабы в Риме и шудры в Индии. Государство видело в них лишь рабочую силу.
Права надо заслужить. Именно труд, как сказал Ф. Энгельс, вывел обезьяну в люди. И, проходя по спиралям эволюционного процесса, человек приобретает всё новые обязанности, выполнять которые всё трудней и трудней. Но, вместе с тем, и новые права.
Я считаю, что обязанности стоят выше прав (и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу «Что было раньше - яйцо или курица?»). И, только выполняя свои обязанности по отношению к другим, я имею право требовать от других соблюдения моих прав.
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.
Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой - социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон .
Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.
Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.
Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.
В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд.
ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору и при этом один из самых сложных предметов на ЕГЭ. Какие плюсы и минусы экзамена ждут тех, кто решил сдавать ЕГЭ по обществознанию? В чем должна заключаться подготовка к ЕГЭ по обществознанию? Учитель обществознания гимназии № 1576 Александр Гулин участвовал в акции «ЕГЭ для учителей», в ходе которой педагоги добровольно сдавали экзамен в обстановке, максимально приближенной к экзаменационной. Вот его впечатления, изложенные на портале "Мел".
Как школьника ЕГЭ застал меня опосредованно. В далёком 2002 году в качестве эксперимента в школе нам предложили сдать ЕГЭ по географии после 10-го класса, что я благополучно сделал с результатом 63 из 64 баллов.
Когда я пришёл работать в школу в 2009 году, мне сразу дали выпускной класс, который нужно было готовить по истории и по обществознанию. С тех самых пор каждый год у меня был выпускной класс, а также работа с абитуриентами в вузе.
С момента введения обязательного ЕГЭ в 2008 году как сам экзамен, так и процедура его проведения существенно изменились. По статистике, обществознание выбирают две трети всех выпускников — это самый распространённый экзамен по выбору. Осенью 2016 года мне самому довелось сдать экзамен по своему предмету, приняв участие в акции «ЕГЭ для учителей».
Задания ЕГЭ по обществознанию
Экзамен состоит из двух частей и включает 29 заданий по пяти модулям обществознания: человек и общество, включая познание и духовную культуру, экономика, социальные отношения, политика, право. Двадцать заданий с кратким ответом и девять с развёрнутым. Всего можно набрать 62 первичных балла. Продолжительность экзамена 3 часа 55 минут.
Интересный факт: если бы он длился 4 часа, то в ППЭ (пункте проведения экзамена) пришлось бы организовывать приём пищи для участников.
Минусы ЕГЭ по обществознанию
- Разный уровень сложности вариантов. Если у первой части есть чётко закреплённые задания за различными модулями, то во второй части одному может попасться текст про семью (из социальных отношений), а другому про познание (теория из философии). За задания к тексту можно получить 12 первичных баллов, что может критически сказаться на итоге одного из сдающих.
- Субъективность проверки второй части. Задания первой части проверяются компьютером, а вторую часть проверяют эксперты. (Там сложный алгоритм проверки: сначала проверяют два эксперта, если их результаты сильно расходятся, то подключается третий, и так далее.) Экспертами работают обычные учителя, которым ставятся жёсткие сроки сдачи результатов. Сами критерии часто размытые: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры» — цитата из критериев. На моей памяти на апелляции ученику удалось отстоять 12 (!) баллов (правда, это было не в Москве).
- Алгоритм апелляции. Несколько лет назад предметные комиссии были просто завалены заявлениями на апелляцию. Учеников можно понять: от одного балла может зависеть дальнейшая судьба. Это могло полностью парализовать работу комиссии.
Чтобы улучшить ситуацию, были приняты чёткие правила проведения апелляции. На неё допускаются только дети и родители без учителей (самое интересное, когда приходит родитель-учитель). По нынешнему алгоритму комиссия может пересмотреть баллы как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения результата — поток апелляций сократился.
Справедливости ради нужно отметить постоянное повышение качества проверки. Последние лет пять расхождения редко составляют 1-2 балла. Когда ученики присылают мне сканы своих работ, я сразу вижу, где и за что им сняли баллы, прозрачность возросла.
- Отсутствие нормального учебника. Как было сказано выше, предмет состоит из пяти модулей, и ни по одному нынешнему учебнику подготовиться на высокий результат невозможно. Судьба самого предмета в школе сейчас очень туманна, некоторые школы вводят отдельные предметы или спецкурсы (теория познания, право, экономика, политология, социология) для подготовки к экзамену.
- Запредельная сложность некоторых модулей. Пример первый: в задании по праву в теме «Юридические лица» иногда приходится залезать в Гражданский кодекс РФ, который изучают гуманитарии на 2-3-м курсе. 92% юридических лиц — это ООО (общества с ограниченной ответственностью), но на экзамене, конечно, именно вам попадётся задание про коммандитные товарищества (товарищество на вере), которые в реальной жизни составляют сотые доли процента.
Пример второй: в экзамен включили обязательное задание на знание Конституции, теперь ребятам нужно заучить наизусть 1-2 главы (а ещё лучше все 137 статей). В приложении к спецификации перечисляется 11 нормативно-правовых актов, которые необходимо знать, но ни одним источником на экзамене пользоваться нельзя.
Плюсы ЕГЭ по обществознанию
- Создаёт равные условия при поступлении. Когда противники ЕГЭ пытаются вернуть старые процедуры, я вспоминаю свою подготовку к поступлению. В 10-м классе я ходил на курсы при МГУ, потому что все знали: без занятий с преподавателями, которые будут принимать экзамен, поступить невозможно. В 11-м классе я ходил на курсы в педагогический и там мне действительно дали материал для поступления.
Сейчас приличные вузы могут позволить по результатам ЕГЭ выбирать себе абитуриентов без оглядки на «протекцию» своих же сотрудников. У студентов из регионов открылся реальный шанс поступить в столичные университеты.
- Это не «угадайка». Хоть первая часть и состоит из тестовых заданий, выполнить их наобум невозможно. Их называют «задания с кратким ответом»: задания на выбор нескольких правильных ответов, задания с таблицами, задания на установление соответствия, задание на определение терминов и понятий. В большинстве заданий второй части можно раскрыть свои творческие способности, приводя интересные аргументы. Это особенно важно при написании эссе по обществознанию.
- Даёт полезные в жизни навыки. Навык смыслового чтения и анализа информации очень помогает в реальности. Бывшие ученики понимают, зачем читать кредитные договоры, как отстаивать свои права, как планировать бюджет. Некоторые студенты-технари отмечают, что изучаемый в 10-11-м классе материал позволил им легко справляться с непрофильными предметами в вузе.
- Повышает мотивацию. Ко всем участникам образовательного процесса (школа, ученики и родители) постепенно приходит осознание, что хорошо сдать обществознание, просто начав учиться или наняв за год до сдачи, уже не получится. Поэтому школы меняют подход к этому предмету: ученики уже в 7-8 классах задумываются о том, что им нужно сделать, чтобы подготовиться. Родители, записывая ребёнка в первый класс, ориентируются на качество подготовки к ЕГЭ в школе. В итоге качество образования повышается.
Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию
Единого алгоритма, конечно, нет. Но общие рекомендации такие:
- хорошо учиться в средней школе: в 5-9-х классах даётся материал, который закладывает базу для ЕГЭ;
- выбирать в качестве экзамена в 9-м классе (ОГЭ) обществознание, это станет хорошей тренировкой перед ЕГЭ;
- участвовать в олимпиадах, особенно во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников;
- посещать развивающие кружки и дополнительные занятия в школе;
- обязательно начинать свой день с прочтения новостей в интернете или газет, это необходимое условие для успешного выполнения заданий второй части;
- посещение курсов подготовки или репетитора — крайняя и очень неоднозначная вещь, оставим её на совести родителей.
Какие впечатления у меня оставила сдача ЕГЭ
- Времени реально не хватает. Решив демовариант с сайта ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) за 20 минут, на экзамене еле успел уложиться в 235.
- Задания попадаются сложнее, чем в методичках и тренировочных работах. Неоднозначных двусмысленных заданий намного меньше, чем в тренировочных работах (мне попалось одно, и я в нём ошибся).
- Экзамен — это сильный стресс. Когда я выбрал правильный ответ в черновике и просто забыл его перенести в бланк ответа, перед глазами встала картина, как я отчитывал за эту оплошность одного своего ученика. Теперь я иначе стал относиться к таким вещам.
- Апелляция мне всё-таки понадобилась. За эссе мне поставили 0, но после обращения пересмотрели и поставили 3 из 5 (что в принципе нормально).
- 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию — это везение и упорство. Я получил свои заслуженные 90 баллов, за которые мне не стыдно перед учениками (в тесте ошибся как раз в неоднозначном вопросе: знал правильный ответ, но перехитрил сам себя). Часть 25-го задания не перенёс в бланк. Ну и эссе — это всегда субъективная оценка.
Комментировать статью "Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов"
ЕГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. Подготовка к ЕГЭ, задания ЕГЭ с репетитором. Снятие стресса во время экзаменов. Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию...
А по обществознанию еще и учебников толковых с мышкин хвостик. Требуется достаточно четкие формулировки, знание законодательств (по школьная 5 - это примерно 70 баллов ЕГЭ. По биологии в тесте есть и олимпиадная задача. Это как и профиль по математике, не только...
ЕГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов.
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов. Сын будет сдавать экзамен по обществознанию. Тренируемся по тестам в сети. Я вот думаю, может, этого не вполне достаточно и нужен репетитор? для меня лично подготовка к любым...
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: советы эксперта, вопросы и задания. Обществознание в школе и подготовка к экзамену на курсах. человек онлайн.
Сдавайте, если будете сдавать ЕГЭ по обществознанию. Друзья, посоветуйте, пожалуйста стоящие курсы для сдачи ЕГЭ по обществознанию.В интернете нашла курсы ЕГЭ -центр и ЕГЭ Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов.
Сын будет сдавать экзамен по обществознанию. Тренируемся по тестам в сети. Я вот думаю, может, этого не вполне достаточно и нужен репетитор? Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов.
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов. Парень - полный гуманитарий, олимпиады по истории, обществознанию берет. Кто сталкивался с таким? Если мы не сдаем экзамен по русскому, ему в аттестат годовую поставят?
Подготовка к ЕГЭ по истории. ЕГЭ и другие экзамены. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: советы эксперта, вопросы и задания. Можно объявить его также вредным для егэ по физике, наверняка с транзисторами Шурик какую-нибудь чушь напорол.
Савченко нормальный учебник, задачи из которого школьник должен если уж не решать сам Подготовка к ЕГЭ по истории. ЕГЭ и другие экзамены. ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена. Подготовка к ЕГЭ - советы эксперта: обществознание – точная наука.
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов. Нужны минимум три ЕГЭ. Как засчитывают результаты, если ребенок побеждает (или призер), например... ЕГЭ 90 баллов как получают, и получают ли?
ЕГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: советы эксперта, вопросы и задания. Обществознание в школе и подготовка к экзамену на курсах. человек...
Задания ЕГЭ по обществознанию. Экзамен состоит из двух частей и включает 29 заданий по пяти модулям обществознания: человек и общество Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: советы эксперта, вопросы и задания. Обществознание в школе и подготовка к экзамену на...
83- 90 баллов - это средний результат у отличников и хорошистов на ЕГЭ, больше 90 баллов набрало тогда 3 человека из класса. Проходной балл - это минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому предмету (выше двойки). Как сдать ЕГЭ по обществознанию?
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Репетиторский стаж - 3 года. ЕГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по Экзамен состоит из двух частей и включает 29 заданий по пяти модулям обществознания...
По обществознанию дочь, в основном, прорешивала задания на сайте Дмитрия Гущина и много читала. Реальные задания по крайней мере в этом году были сложней. Реальные задания на ЕГЭ в этом году вообще не совпадали ни с одним из вариантов, которые были в тренажерах...
Подготовка к ЕГЭ, задания ЕГЭ с репетитором. Снятие стресса во время экзаменов. Посоветуйте, пожалуйста, учебник для подготовки к ЕГЭ. Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
Посоветуйте пособия для подготовке по русскому языку, обществознанию, истории Пособия = учебники или тренировочные варианты КИМов? По учебникам не подскажу, моя Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Образование профильное, кандидат философских...
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов. Не повезло нам с учителем по обществознанию. Выпускной класс.Заменить Одна из лучших учениц вообще не пыталась поступить в вуз - испугалась, но закончила потом, после техникума.
Двадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – последнее из тестовой части экзамена. В нем приводится текст с пропущенными понятиями; задача экзаменующегося – найти в списке верное понятие для каждого пропуска.
Основная сложность заключается в том, что пропусков в тексте обычно 6, а вариантов для выбора приводится 9 – поэтому действовать методом исключения здесь не получится. К тому же варианты часто довольно близки между собой. Задание может относиться абсолютно к любой теме из курса обществознания, поэтому хорошо выполнить его можно лишь в том случае, если есть уверенные знания теории. Однако в качестве подсказок могут выступить относящиеся к пропущенным слова в предложении – нередко с учетом их рода, числа можно хотя бы примерно определить, какое слово должно быть на месте пропуска: существительное или прилагательное, женского рода или мужского.
Уровень сложности 20 задания ЕГЭ по обществознанию оценивается как повышенный, максимально возможный балл – 2; он ставится при полном отсутствии ошибок. Если есть одна ошибка, ставится 1 балл, если допущено две ошибки и больше – 0 баллов.
Алгоритм выполнения задания
- Читаем текст и изучаем список приведенных вариантов;
- Расставляем пропущенные слова – или по очереди, или, в случае затруднений, начинаем с того, в чем точно уверены, а потом думаем над остальным;
- Читаем текст со вставленными словами и проверяем, насколько они подходят по смыслу;
- Записываем ответ.
Разбор типовых вариантов заданий №20 ЕГЭ по обществознанию
Первый вариант задания
«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Варианты ответов:
- Природа
- Потребность
- Деятельность
- Естественный
- Индивид
- Индивидуальность
- Духовный
- Глобальный
- Социальный
Прочитав текст, легко определить, что его основная тема – деятельность. Именно это слово и нужно вставить в первом пропуске; на это указывает как местоимение «она», так и то, что у нее есть мотивы. В следующий пропуск вставляем слово «потребность» — потребности лежат в основе деятельности и их можно удовлетворять. Под буквой В будет слово «индивид»; «индивидуальность» тут не подходит, так как дальше речь идет о социальной группе и обществе в целом. Биологическая природа человека вызывает естественные потребности – под буквой Г ставим «естественный». Дальше речь идет о социальных потребностях, связанных с общественными отношениями. На месте последнего пропуска должно быть «духовный» — духовные потребности связаны с познанием мира.
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 2 | 5 | 4 | 9 | 7 |
Второй вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов в обеих палатах проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Президент также не имеет права роспуска парламента.»
Варианты ответов:
- Власть
- Юридическая сила
- Государство
- Голосование
- Законопроект
- Форма государственного устройства
- Выборный
- Отлагательное вето
- Политический режим
Под буквой «А» ставим государство – ведь президент является главой государства, другие слова сюда не подходят. Следующее пропущенное слово – «голосование», что нетрудно определить по словам-подсказкам «избирают» и «всенародным». На месте буквы В ставим «власть» — достаточно устойчивое сочетание «источник власти». В следующем предложении описывается право отлагательного вето – это слово и будет находиться под буквой Г. Буква Д – «законопроект»; это следует из контекста как этого, так и следующего предложения, да и другие слова тут не подходят. В последнем пропуске должно быть сочетание «юридическая сила», которую закон приобретает путем обхода парламентом президентского отлагательного вето.
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 4 | 1 | 8 | 5 | 2 |
Третий вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ____(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает______(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является ___(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется____________(Е) власти».
Варианты ответов:
- Безработица
- Наемные работники
- Безопасность труда
- Рыночная цена
- Прожиточный минимум
- Специальность
- Трудовой кодекс
- Экономические границы
- Законодательные органы
Под буквой А – «рыночная цена»; возможно, это сочетание звучит несколько непривычно, но другие слова тут не походят. Следующее слово – «наемные работники»; ведь именно они входят в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Под буквой В вставляем сочетание «безопасность труда» — больше ничего из оставшихся слов по смыслу не подходит. Далее речь идет об экономических границах занятости. Следующее – «прожиточный минимум»; именно он служит основой для расчета МРОТ. Установкой МРОТ и прожиточного минимума занимаются законодательные органы власти – это сочетание и должно стоять на месте буквы Е.
А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | 2 | 3 | 8 | 5 | 9 |
Четвертый вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)».
Варианты ответов:
- Достигший совершеннолетия
- Вина
- Попечительство
- Правоспособность
- Деликтоспособность
- Малолетний
- Возможность заключения трудового договора
- Дееспособность
Вначале речь идет о правоспособности – любой человек с момента рождения становится гражданином и обладает определенным набором прав. А вот на месте буквы Б ставим «дееспособность» — полностью дееспособным человек становится с наступлением совершеннолетия. Следующее слово «вина» — другие сюда просто не подходят. В пропуск под буквой Г исходя из смысла предложений нужно вставить слово «малолетний», а под буквой Д – «суд». Последний пропуск заполняем слово «попечительство» — оно устанавливается в случае ограничения дееспособности.
А | Б | В | Г | Д | Е |
5 | 9 | 3 | 7 | 1 | 4 |
Пятый вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Социальная __________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____________(В), уровня образования, доступа к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одной социальной ___________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной __________(Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».
Варианты ответов:
- Доход
- Расслоение
- Престиж
- Уровень образования
- Страта
- Мобильность
- Влияние
- Обязанности
- Стратификация
Первое пропущенное слово – «стратификация»; именно она отражает социальное разделение, неравенство, различие. Почти полное отсутствие стратификации означает незначительное расслоение – на месте буквы Б вставляем «расслоение». Далее идет перечисление критериев стратификации, и один из них – величина дохода; под буквой В ставим «доход». Еще один критерий – престиж профессии; следовательно, буква Г – «престиж». Конкретный социальный слой, в котором находится индивид, называется «страта» — это слово заполняет пропуск под буквой Д. Переход из одной страты в другую – социальная мобильность, о свободе которой говорится в последнем предложении, поэтому это слово должно быть под буквой Е.
А | Б | В | Г | Д | Е |
9 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 |
Шестой вариант задания
Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Учёные выделяют несколько групп глобальных проблем современного общества. Первая группа проблем связана с отношениями между странами. Устранение _______(А) экономического развития, сохранение мира - это одновременно решение и проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка________(Б) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе. Вторая группа включает в себя проблемы непосредственного______(В) природы и общества. Это, например, истощение________(Г) недр Земли и Мирового океана. В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни опосредованных___________(Д). Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы __________(Е), здравоохранения, культурного наследия».
Варианты ответов:
- Народонаселение
- Взаимопомощь
- Гонка вооружений
- Социум
- Взаимодействие
- Общественное развитие
- Неравномерность
- Социальные условия
- Природные ресурсы
Этот текст будет достаточно легко проработать, если вы знакомы с тематикой глобальных проблем. В первом случае пропущено слово «неравномерность» — именно ее необходимо устранять. Под буквой Б должна быть «гонка вооружений» — больше ничего сюда не подходит, а гонка вооружений действительно вела за собой загрязнение природной среды в больших масштабах. Дальше речь идет о взаимодействии природы и общества – слово «взаимопомощь» в данном контексте не подходит. Буква Г – «природные ресурсы»; их истощение является одной из наиболее актуальных проблем. Под буквой Д нужно поставить сочетание «социальные условия» — возможно, это звучит не очень привычно, но больше по смыслу ничего не подходит. В последнем пропуске должно быть «народонаселение» — если учесть, что одной из глобальных проблем называют перенаселение планеты.
А | Б | В | Г | Д | Е |
7 | 3 | 5 | 9 | 8 | 1 |