Дыхательный аппарат на сжатом воздухе. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом, их назначение и составные части Аппарат для дыхания сжатого воздуха

02.06.2020

Aerotecnica Coltri Spa - один из крупнейших мировых производителей компрессоров высокого давления воздуха для дыхания и технических газов. http://www.coltri.com/

Основной задачей WISS является производство технологически продвинутых специальных пожарных автомобилей, пожарных и рабочих подъемников. http://www.wiss.com.pl/

Компания МSА является мировым лидером по разработке и производству средств индивидуальной защиты (СИЗ) и обеспечению безопасности на производстве. Приоритетные направления компании – автономные дыхательные аппараты, стационарные и портативные системы обнаружения газов и возгорания, СИЗ от падения с высоты, средства защиты головы, глаз, лица и органов дыхания, газоанализаторы. http://www.msasafety.com/

Инновации SAFER® компании Techplast Ltd. основаны на снижении веса цилиндра на 65% по сравнению со стальным цилиндром. Эффект легкости достигается за счет использования ПЭТ-лайнера и высококачественных углеродных и арамидных (кевларовых) волокон. http://www.safercylinders.net/

STAKO является мировым лидером в проектировании и производстве баллонов под давлением, которые широко применяются во многих отраслях жизни. Миссией стать лучшим в мире производителем баллонов давления для воздуха, LPG и CNG. http://www.stako.pl/

Компания Worthington мировой производитель баллонов высокого давления. Бесшовные стальные баллоны из Кинберга известны благодаря своему уникальному качеству в более, чем 70 странах мира. Самое последнее инновационное новшество – технология порошковой покраски «Longlife Powercoat», определившая новый стандарт внешнего покрытия. http://worthingtonindustries.at/ru/

ЗАО «Элиот» основано в 1998 году в Санкт-Петербурге. Является разработчиком и производителем огнетермостойких материалов и средств индивидуальной защиты для пожарных. Организация поставляет средства индивидуальной защиты для нужд МЧС, МВД, Министерства Обороны, предприятий нефтяной, газовой и химической промышленности. http://www.zaoeliot.com/

KZPT занимается пpoизвoдcтвом зaщитных шлемов и шлемов cпeциaльнoгo пpeднaзнaчения из yпpoчнeнных cмoл cтeклoмaтoм. Дaннaя тeхнoлoгия в тeчeниe мнoгиx лeт пpoизвoдcтвa дaлa вoзмoжнocть cпeциaлизaции зaводa в пpoизвoдcтвe выcoкокaчecтвeнных и фyнкциoнaльных шлемов, котopыe пoлyчили пoлoжитeльнyю oцeнкy кaк пoльcких тaк и зapyбeжных пoльзoвaтeлeй. http://www.kzpt.pl/

ООО "БЛИК" - 7 лет лидерства в области производства профессиональных фонарей производственного и военного назначения! Компания «БЛИК» ведет разработку и выпуск профессиональных фонарей аккумуляторного типа для поисково-спасательной деятельности и общепромышленного назначения. Продукция предприятия востребована в органах МЧС и МВД, для служб метро, пограничников, служб жилищно-коммунального хозяйства и пр. http://www.ooo-blik.ru/

ООО «Тирни энд Хендерсон» является эксклюзивным дистрибьютором крупнейшего российского производителя гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ) – завода «Агрегат». Новый инструмент отличается значительно более обширной номенклатурой, улучшенными характеристиками, более надежным и компактным блоком управления, более удобным типом разъема, позволяющим подключать инструмент без сброса давления. http://tierney-henderson.ru/

Компания Fireco занимает лидирующую позицию в производстве специальных телескопических мачт из высококачественного алюминия. На них устанавливают галогенные или светодиодные лампы, антенны, радары и камеры. Fireco также производит моторные насосы и комплекты высокого давления для автомобилей быстрого реагирования. Широкий спектр телескопических мачт включает также серию Aquamast, которая оснащена лафетным стволом для тушения пожаров в высоких зданиях. http://www.fireco.eu/

Компания F.M. "BUMAR-KOSZALIN" - уже больше семидесяти лет поставляет более десяти видов автоподъемников, в том числе: пожарные телескопические подъемники, предназначенные для спасательных операций, гражданские подъемники. Многолетний опыт, знания и потенциал совместно с современной технологической идеей, а также с конструкционными возможностями фирмы позволяют расширять гамму предлагаемых продуктов, тем самым все сильнее укрепляют позицию группы WISS на международном рынке. http://www.bumar.pl/

VTI Ventil Technik GmbH с 1946 года занимается разработкой конструкций и производством вентилей для баллонов среднего и высокого давления. Является крупнейшим поставщиком во все страны мира. Продукция компании отвечает всем действующим требованиям, а по некоторым показателям и превосходит. http://www.vti.de/

JANKO DOLENC s.p. c 1979 года занимается изготовлением перчаток и защитной обуви. В 2000 году начали заниматься производством сапог для пожарных-спасателей, а также проведена их сертификация. В настоящее время в компании работают 32 сотрудника на 1400 кв. м производственных площадей. http://www.brandbull.si

Компания “Latakva Fire Service” работает в сфере продаж пожарного инвентаря, противопожарного обслуживания и ремонта, а также в производстве противопожарных защитных составов по всей Латвии и Балтике. https://www.latakva.com/ru/

Компания с 1993 года поставляет в пожарную охрану и другие аварийные службы оборудование, занимается производством пожарной и аварийно-спасательной техники.

Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется автономный изолирующий резервуарный аппарат, в котором запас воздуха хранится в баллонах в сжатом состоянии. Дыхательный аппарат работает по открытой схеме дыхания, при которой на вдох воздух поступает из баллонов, а выдох производится в атмосферу (рис. 3.4).

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом предназначены для защиты органов дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непригодной для дыхания среды при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Воздухоподающая система обеспечивает работающему в аппарате импульсную подачу воздуха. Объем каждой порции воздуха зависит от частоты дыхания и величины разрежения на вдохе.

Воздухоподающая система аппарата состоит из легочного автомата и редуктора; она может быть одноступенчатой, безредукторной и двухступенчатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легочный автомат, или двух раздельных.

Дыхательные аппараты в зависимости от климатического исполнения подразделяются на дыхательные аппараты общего назначения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С, относительной влажности до 95%, и специального на-

Рис. 3.4.

значения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -50 до +60 °С и относительной влажности до 95%.

Дыхательный аппарат должен быть работоспособным в режимах дыхания, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 100 дм 3 /мин), при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С, а также обеспечивать работоспособность после пребывания в среде с температурой 200 °С в течение 60 с. В комплект дыхательного аппарата входят:

  • - дыхательный аппарат;
  • - спасательное устройство (при его наличии);
  • - комплект ЗИП;
  • - эксплуатационная документация на ДАСВ (руководство по эксплуатации и паспорт);
  • - эксплуатационная документация на баллон (руководство по эксплуатации и паспорт);
  • - инструкция по эксплуатации лицевой части.

Общепринятым рабочим давлением в отечественных и зарубежных

ДАСВ является 29,4 МПа.

Форма и габаритные размеры дыхательного аппарата должны соответствовать телосложению человека, сочетаться с защитной одеждой, каской и снаряжением газодымозащитника, обеспечивать удобство при выполнении всех видов работ на пожаре (в том числе при передвижении через узкие люки и лазы диаметром 800±50 мм, передвижении ползком, на четвереньках и т.д.).

Дыхательный аппарат должен быть выполнен таким образом, чтобы имелась возможность его надевания после включения, а также снятия и перемещения дыхательного аппарата без выключения из него при передвижении по тесным помещениям.

Приведенный центр массы дыхательного аппарата должен находиться не далее чем в 30 мм от сагиттальной плоскости человека. Сагиттальная плоскость - это условная линия, делящая симметрично тело человека продольно на правую и левую половины.

Суммарная вместимость баллона (при легочной вентиляции 30 л/мин) должна обеспечивать условное время защитного действия (УВЗД) не менее 60 мин, а масса ДАСВ должна быть не более 16,0 кг при УВЗД, равном 60 мин, и не более 18,0 кг при УВЗД, равном 120 мин.

Основные технические характеристики дыхательных аппаратов со сжатым воздухом приведены в табл. 3.4.

В состав ДАСВ (см. рис. 3.4) входят: рама / или спинка с подвесной системой, состоящей из ремней плечевых, концевых и поясного с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека; баллон с вентилем 2 , редуктор с предохранительным клапаном 3 , коллектор 4, разъем 5, легочный автомат 7с воздуховодным шлангом 6, лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха 8, капиллярная трубка 9 со звуковым сигнальным устройством, манометр с шлангом высокого давления 10, устройство спасательное 11, проставка 2.

В современных аппаратах кроме того применяются: перекрывное устройство магистрали манометра; спасательное устройство, подключаемое к дыхательному аппарату; штуцер для подключения спасательного устройства или устройства искусственной вентиляции легких; штуцер для быстрой дозаправки баллонов воздухом; предохранительное устройство, располагаемое на вентиле или баллоне для предотвращения повышения давления в баллоне выше 35,0 МПа; световые и вибрационные сигнальные устройства, аварийный редуктор, компьютер.

Подвесная система дыхательного аппарата - составная часть аппарата, состоящая из спинки, системы ремней (плечевых и поясных) с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле человека.

Подвесная система предотвращает воздействие на пожарного нагретой или охлажденной поверхности баллона. Она позволяет пожарному быстро, просто и без посторонней помощи надеть дыхательный аппарат и отрегулировать его крепление. Система ремней дыхательного аппарата снабжается устройствами для регулировки их длины и степени натяжения. Все приспособления для регулировки положе-



Рис. 3.5. Дыхательный аппарат ПТС «Профи»: а - общий вид; б - основные части

ния дыхательного аппарата (пряжки, карабины, застежки и др.) выполнены таким образом, чтобы ремни после регулировки прочно фиксировались. Регулировка ремней подвесной системы не должна нарушаться в течение аппаратосмены.

Подвесная система дыхательного аппарата (рис. 3.6) состоит из пластиковой спинки /; системы ремней: плечевых (2), концевых (2), закрепленных на спинке пряжками 4, поясного (5) с быстроразъемной регулируемой пряжкой.

Ложементы 6, 8 служат опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем 7со специальной пряжкой.

Параметр

АП-2000 (АП «Омега»)

Количество баллонов, шт.

Вместимость баллона, л

Рабочее давление в баллоне,

МПа (кгс/см2)

Редуцированное давление при нулевом расходе, МПа (кгс/см2)

0,55...0,75 (5,5...7,5)

0,5...0,9 (5...9)

0,5...0,9 (5...9)

Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора, МПа (кгс/см2)

1,2...1,4 (12...14)

1,1-1,8 (11... 18)

1,1 .1,8 (11...18)

Условное время защитного действия аппарата при легочной вентиляции 30 дмЗ/мин, мин, не менее

При температуре:

25 °С - 60 мин, 50 °С - 42 мин

Фактическое сопротивление дыханию на вдохе при легочной вентиляции 30 дмЗ/мин, мин,

Па (мм вод.ст.), не более

300...350 (30...35)

350...450 (35...45)

Избыточное давление в подмасочном пространстве при нулевом расходе воздуха, Па (мм вод.ст.)

300...450 (30...45)

200...400 (20...40)

200...400 (20...40)

Давление срабатывания сигнального устройства, МПа (кгс/ см2)

5,3...6,7 (63...67)

5,5...6,8 (55...68)

4,9...6,3(49...63)

Габаритные размеры, мм, не более

700 х 320 х 220

Масса снаряженного аппарата (без спасательного устройства), кг, не более

Таблица 3.4

Основные технические характеристики отечественных ДАСВ

ПСТ «Стандарт»

ПТС «Профи»

0,55...1,10 (5,5...11,0)

0,7...0,85 (7...8,5)

0,7...0,85 (7...8,5)

0,6...0,9 (6...9)

0,7...0,85 (7...8,5)

1,2...2,2 (12...22)

1,2...1,4 (12...14)

1,2...2,0 (12...20)

1,2...1,4 (12...14)

350...450 (35...45)

150...350 (15...35)

420...460 (42...46)

300...450 (30...45)

420...460 (42...46)

5,0...6,0 (50...60)

5,0...6,0 (50...60)

5,0...6,2 (50...62)

290...400 (29...40)

5,0...6,0(50...60)


Рис. 3.6.

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. В зависимости от модели аппарата могут применяться металлические, металлокомпозитные баллоны (табл. 3.5).

Баллоны имеют цилиндрическую форму с полусферическими или полуэллиптическими донышками (обечайками).

В горловине нарезана коническая или метрическая резьба, по которой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрической части баллона наносится надпись «ВОЗДУХ 29,4 МПа».

Вентиль (рис. 3.7) состоит из корпуса /, трубки 2 , клапана 3 со вставкой, сухаря 4 , шпинделя 5, гайки сальниковой 6, маховичка 7, пружины 8, гайки 9 и заглушки 10.

Вентиль баллона выполняется таким образом, чтобы нельзя было полностью вывернуть его шпиндель, исключалась возможность его случайного закрытия во время эксплуатации. Он должен сохранять герметичность как в положении «Открыто», так и в положении «Закрыто». Соединение «вентиль-баллон» выполняется герметичным.

Вентиль баллона выдерживает не менее 3000 циклов открываний и закрываний. В штуцере вентиля для присоединения к редуктору применяется внутренняя трубная резьба 5/8.

Герметичность вентиля обеспечивается шайбами 11 и 12. Шайбы 12 и 13 уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами сальниковой гайки при вращении маховичка.

Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном при конической резьбе обеспечивается фторопластовым уплотнительным материалом (ФУМ-2), при метрической - резиновым уплотнительным кольцом круглого сечения 14.

Технические характеристики воздушных баллонов

Обозначение

Вместимость баллона, л, не менее

Масса баллона с вентилем, кг, не более

Габаритные размеры баллона с вентилем, мм (диаметр х высота)

Материал баллона

Стальной

ТУ 14-4-903-80

Металлокомпозитный; лейнер - нержавеющая сталь

Металлокомпозитный с алюминиевым лейнером

Металл о композитный со стальным лейнером

Металлокомпозитный облегченный с алюминиевым лейнером

БК-Ю-ЗООА-У

СУПЕР-УЛЬТРА

СУПЕР-ПРЕМИУМ

Рис. 3.7.

а - с конической резьбой W19,2; б - с цилиндрической резьбой М18 х 1,5

При вращении маховичка по часовой стрелке клапан, перемещаясь по резьбе в корпусе вентиля, прижимается вставкой к седлу и перекрывает канал, по которому воздух поступает из баллона в дыхательный аппарат. При вращении маховичка против часовой стрелки клапан отходит от седла и открывает канал.

Коллектор (рис. 3.8) предназначен для подсоединения двух баллонов аппарата к редуктору. Он состоит из корпуса /, в который вмонтированы штуцеры 2. Коллектор подсоединяется к вентилям баллонов при помощи муфт 3. Герметичность соединений обеспечивается уплотнительными кольцами 4 и 5.

Рис. 3.8.

Редуктор в дыхательных аппаратах выполняет две функции: снижает высокое давление воздуха до промежуточной заданной величины

и обеспечивает постоянную подачу воздуха и давления за редуктором в заданных пределах при значительном изменении давления в баллоне. Наибольшее распространение получили три типа редукторов: безры-чажные прямого и обратного действия и рычажные прямого действия.

В редукторах прямого действия воздух высокого давления стремится открыть клапан редуктора, в редукторах обратного действия - закрыть его. Безрычажный редуктор проще по конструкции, зато у рычажного более стабильная регулировка давления на выходе.

В последние годы в дыхательных аппаратах стали применяться поршневые редукторы, т.е. редукторы со сбалансированным поршнем. Преимущество такого редуктора состоит в том, что он обладает высокой надежностью, так как имеет только одну движущуюся деталь. Работа поршневого редуктора осуществляется таким образом, что отношение величины давления на выходе из редуктора обычно составляет 10:1, т.е. если величина давления в баллоне составляет от 20,0 до 2,0 МПа, то редуктор подает воздух при постоянном промежуточном давлении 2,0 МПа. Когда давление в баллоне падает ниже величины этого промежуточного давления, клапан остается открытым постоянно, и дыхательный аппарат действует как одноступенчатый до тех пор, пока не истощится воздух в баллоне.

Первая ступень воздухоподающего устройства - редуктор. Как показали проведенные сравнительные испытания аппаратов, вторичное давление, создаваемое редуктором, должно быть по возможности постоянным, не зависящим от давления в баллоне, и составлять 0,5 МПа. Пропускная способность редукционного клапана должна в полной мере и при любых видах нагрузок обеспечить воздухом двух работающих человек без увеличения сопротивления дыханию на вдохе.

При установившемся режиме работы редуктора его клапан находится в равновесии под действием силы упругости регулирующей пружины, стремящейся открыть клапан, и усилий давления редуцированного воздухана мембрану, силы упругости запорной пружины и давления воздуха из баллона, которые стремятся закрыть клапан.

Редуктор (рис. 3.9) поршневой, уравновешенного типа предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до постоянного редуцированного давления в диапазоне 0,7...0,85 МПа. Он состоит из корпуса 7 с проушиной 2 для крепления редуктора к раме аппарата, вставки 3 с кольцами уплотнительными 4 и 5, седла редукционного клапана, включающего корпус 6 и вставку 7, редукционного клапана 8 , на котором с помощью гайки 9 и шайбы 10 закреплен поршень 77 с резиновым уплотнительным кольцом 12, рабочих пружин 13 и 14, гайки регулировочной 15, положение которой в корпусе фиксируется винтом 76.

На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета облицовка 77. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 79 и винтом 20для подсоединения капилляра и штуцер 21

для подсоединения разъема или шланга низкого давления. В корпус редуктора ввинчен штуцер 22 с гайкой 23 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксированный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается кольцом уплотнительным 26. Герметичность соединения вентиля баллона с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 27.

В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан, который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направляющей 31 и контргайки 32, фиксирующей положение направляющей. Седло клапана ввинчено в поршень редуктора. Герметичность соединения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.

Редуктор работает следующим образом. При отсутствии давления воздуха в системе редуктора поршень 11 под действием пружин 13 и 14 перемещается вместе с редукционным клапаном 8, отводя его коническую часть от вставки 7.

При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает через фильтр 25 по штуцеру 22 в полость редуктора и создает под поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном перемешается, сжимая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин и не перекроется зазор между вставкой и конической частью редукционного клапана.

При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редукционным клапаном под действием пружин перемешается, создавая зазор

между вставкой и конической частью редукционного клапана, обеспечивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вращением гайки 15 можно изменить степень сжатия пружин, а следовательно, и давление в полости редуктора, при котором наступает равновесие между усилием сжатия пружин и давлением воздуха на поршень.

Предохранительный клапан редуктора предназначен для защиты от разрушения линии низкого давления при выходе из строя редуктора.

Предохранительный клапан работает следующим образом. При нормальной работе редуктора и редуцированном давлении в установленных пределах вставка клапана 29 усилием пружины 30 прижата к седлу клапана 28. Когда редуцированное давление в полости редуктора в результате нарушения его работы возрастает, клапан, преодолевая сопротивление пружины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу.

При вращении направляющей 31 изменяется степень сжатия пружины и, соответственно, величина давления, при котором срабатывает предохранительный клапан. Отрегулированный изготовителем редуктор должен быть опломбирован для предотвращения несанкционированного доступа в него.

Величина редуцированного давления должна сохраняться не менее трех лет с момента регулировки и проверки.

Предохранительный клапан должен исключать поступление воздуха с высоким давлением к деталям, работающим при редуцированном давлении, при неисправности редуктора.

Адаптер (рис. 3.10) предназначен для подсоединения к редуктору легочного автомата и спасательного устройства. Он состоит из тройника 1 и разъема 2, соединенных между собой шлангом 4, который зафиксирован на штуцерах колпачками 5. Герметичность соединения адаптера с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 6. В корпус разъема 3 ввинчена втулка 7, на которой смонтирован узел фиксации штуцера спасательного устройства, состоящий из обоймы 8, шариков 9, втулки 10, пружины 11, корпуса 12, кольца уплотнительного 13 и клапана 14.

9 17 11 12 3 18 16 13 2 5 4 1


При соединении с разъемом торец штуцера спасательного устройства, упираясь в манжету 17 и преодолевая сопротивление пружины 11, отводит клапан 14 с уплотнительным кольцом 13 от седла 15 и обеспечивает подачу воздуха из редуктора в спасательное устройство. Кольцевой выступ штуцера при этом смещает внутрь разъема втулку 10 ; при этом шарики 9, выходя из соприкосновения с втулкой 10, входят в кольцевую проточку штуцера спасательного устройства. Освобожденная обойма 8 под воздействием пружины 19 смещается и фиксирует шарики в кольцевой проточке штуцера спасательного устройства, обеспечивая таким образом необходимую надежность соединения штуцера с разъемом.

Для отсоединения штуцера шланга спасательного устройства необходимо одновременно нажать на штуцер шланга спасательного устройства и сдвинуть обойму. При этом штуцер вытолкнется из разъема усилием пружины 11, и клапан закроется.

Легочный автомат (рис. 3.11) является второй ступенью редуцирования дыхательного аппарата. Он предназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания пользователя и поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве. Легочные автоматы могут применять клапаны прямого (давление воздуха под клапан) и обратного (давление воздуха на клапан) действия.

Рис. 3.11.

Легочный автомат состоит из корпуса / с гайкой 2, седла клапана с уплотнительным кольцом 4 и контргайкой 5, шитка 6, закрепленного винтом 7. В крышке # установлен рычаг 9 с пружинами 10, 11. Фиксатор 12 выполнен как единое целое с крышкой. Крышка с корпусом легочного автомата и мембраной 13 герметично соединены хомутом 14 при помощи винта 15 и гайки 16. Седло клапана состоит из рычага 17, закрепленного на оси 18, фланца 19, клапана 20, пружины 21 и шайбы 22, зафиксированной стопорным кольцом 23.

Легочный автомат работает следующим образом. В исходном положении клапан 20 прижат к седлу 3 пружиной 21, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12.

При первом вдохе в подмембранной полости создается разрежение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и, прогибаясь, воздействует через рычаг 17 на клапан 20, что приводит к его перекосу. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора. Пружина 10, воздействуя через рычаг на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление. При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редуктора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины избыточного давления. В этот момент клапан прижимается к седлу и перекрывает поступление воздуха из редуктора.

Включение легочного автомата и устройства дополнительной подачи воздуха производится нажатием на рычаг управления в направлении «Вкл».

Выключение легочного автомата производится нажатием на рычаг управления в направлении «Выкл».

В состав аппарата может входить спасательное устройство.

Спасательное устройство состоит примерно из двухметрового шланга, на одном конце которого крепится кронштейн для соединения (например, баянетного) с Т-образным разъемом. К другому концу шланга подсоединен легочный автомат. В качестве лицевой части используется шлем-маска или устройство искусственной вентиляции легких.

Воздух для дыхания пожарного и пострадавшего поступает из одного дыхательного аппарата.

При работе в дыхательном аппарате Т-образный разъем можно использовать для подключения к внешнему источнику сжатого воздуха, проведения спасательных работ, эвакуации людей из задымленной зоны и обеспечения работающего воздухом в труднодоступных местах. В спасательном устройстве применяется легочный автомат без избыточного давления.

Соединения для подключения легочного автомата основной лицевой части (при его наличии) и спасательного устройства должны быть быстроразъемными (типа «евромуфта»), легкодоступными, не мешать в работе. Самопроизвольное отключение легочного автомата и спасательного устройства должно быть исключено. Свободные разъемы должны иметь защитные колпачки.

Лицевая часть (маска) (рис. 3.12) предназначена для защиты органов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окружающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом.

Рис. 3.12.

Маска состоит из корпуса 7 со стеклом 2, закрепленным с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7, и клапанной коробки 8, в которую ввинчивается легочный автомат. Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Герметичность соединения легочного автомата с клапанной коробкой обеспечивает уплотнительное кольцо. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15, седлом 16 и крышкой 17.

На голове маска крепится с помощью наголовника 18, состоящего из соединенных между собой лямок: лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.

Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25 крепится к корпусу маски с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке - крышкой 27.

Наголовник служит для фиксации маски на голове пользователя. Для обеспечения подгонки маски по размеру на ремнях наголовника имеются зубчатые выступы, фиксирующиеся в пряжках корпуса. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку маски непосредственно на голове.

Для ношения маски на шее к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 28.

При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха - в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла маски, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло маски. Выдыхаемый воздух из подмасочного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха. Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве маски заданное избыточное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо маске и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.

Капиллярная трубка служит для присоединения к редуктору сигнального устройства с манометром и состоит из двух штуцеров, соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления.

Сигнальное устройство (рис. 3.13) - это приспособление, предназначенное для подачи работающему звукового сигнала о том, что основной запас воздуха в дыхательном аппарате израсходован и остался только резервный запас.

Для контроля за расходом сжатого воздуха при работе в дыхательных аппаратах применяются манометры, как стационарно расположенные на баллонах (АСВ-2), так и выносные, укрепленные на плечевом ремне.

Рис. 3.13.

Для сигнализации о снижении давления воздуха в баллонах аппарата до заданной величины служат указатели минимального давления.

Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух сил - силы давления воздуха в баллонах и противодействующей ей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструкций: штоковый, физиологический и звуковой.

Штоковый указатель аппарата устанавливается непосредственно на корпусе редуктора, на шланге, на плечевом ремне. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой.

Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием вентиля аппарата. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток возвращается в первоначальное положение.

Физиологический указатель, или клапан резервной подачи воздуха, в различном конструктивном исполнении представляет собой запорное устройство с подвижной запирающейся частью. Запирающаяся часть имеет пружину для удержания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах выше минимального пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по ма-

гистрали. При падении давления до минимального клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает проход. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиологическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резервного) давления.

Звуковой сигнализатор наиболее распространен в дыхательных аппаратах со сжатым воздухом. Он монтируется в корпусе редуктора или совмещен с манометром на линии высокого давления. Принцип конструкции работы аналогичен штоковому указателю. При падении давления воздуха в баллонах шток перемещается, и открывается подача воздуха в свисток, который издает характерный звук.

Срабатывание звукового сигнала по стандартам, как европейским, так и отечественным, должно быть на уровне 5 МПа или 20-25% от запаса воздуха в снаряженном баллоне. Продолжительность работы сигнала должна быть не менее 60 с. Громкость звука должна быть, по крайней мере, на 10 Дб больше, чем на пожаре. Звук должен быть легко отличим от других звуков без ущерба для других чувствительных или важных рабочих функций.

Сигнальное устройство (рис. 3.13) состоит из корпуса /, манометра 2 с облицовкой 3 и прокладкой 4, втулки 5, втулки 6 с кольцом уплотнительным 7, свистка 8 с контргайкой 9, кожуха 10, кольца уплотнительного 11, шточка 12, втулки 13 с кольцом уплотнительным 14, гайки 15 с контргайкой 16, пружины 17, заглушки 18 с кольцом уплотнительным 19, кольца уплотнительного 20 и гайки 21.

Работает сигнальное устройство следующим образом. При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает через капилляр в полость Айк манометру. Манометр показывает величину давления воздуха в баллоне. Из полости А воздух под высоким давлением через радиальное отверстие во втулке 13 поступает в полость Б. Шточок под действием высокого давления воздуха перемещается до упора во втулке 5, сжимая пружину. Оба выхода косого отверстия штока находятся при этом за уплотнительным кольцом 7.

По мере уменьшения давления в баллоне и, соответственно, давления на хвостовик шточка, пружина перемешает шточок к гайке 15. Когда ближний к уплотнительному кольцу 7 выход косого отверстия в шточке перемешается за уплотнительное кольцо, воздух под редуцированным давлением через канал в корпусе 1, косое отверстие в шточке и отверстия во втулке 5 поступает в свисток, вызывая устойчивый звуковой сигнал. При дальнейшем падении давления воздуха оба выхода косого отверстия в шточке перемещаются за уплотнительное кольцо, и подача воздуха в свисток прекращается.

Регулировка давления срабатывания сигнального устройства производится за счет перемещения свистка по резьбе в корпусе. При этом перемещаются втулка 5 с втулкой 6 и уплотнительным кольцом 7.

Контрольные вопросы к главе 3

  • 1. Назовите устройство дыхательного аппарата со сжатым воздухом.
  • 2. Расскажите о назначении и технических характеристиках отечественных ДАСВ.
  • 3. Опишите принцип работы ДАСВ.
  • 4. Назначение шланговых дыхательных аппаратов.

Вопросы для самостоятельной подготовки

Изучите устройство и принцип работы дыхательного апппарата со сжатым воздухом.

  • Комплектация со спасательным устройством. В зависимости от модификации. Вместимость баллона, габаритные размеры и масса снаряженного аппарата определяются в зависимости от модели исполнения.

Дыхательный аппарат со сжатым воздухом ПТС "Профи " для пожарных является базовой моделью (взамен аппарата АИР–98МИ) и предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарного от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при тушении пожаров в зданиях и сооружениях и на производственных объектах, а также выполнения других видов аварийных работ в различных отраслях народного хозяйства при температуре окружающей среды от -50o до +60oС. Аппарат не изменяет свои технические параметры после пребывания в среде с температурой 200оС в течение 60с и выдерживает воздействие открытого пламени с температурой 800оС в течении 5с.

Имеет:

Сертификат пожарной безопасности,

Сертификат соответствия ГОСТ Р,

Сертификат Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Конструктивные преимущества:

  • оригинальная подвесная система с термо-огнестойкими ремнями и пластиковой эргономично профилированной спинкой, снабженная нагрудным ремнем и мягкими плечевыми накладками, что значительно снижает нагрузку на спину пользователя и обеспечивает комфорт при работе;
  • универсальная система крепления, подходящая ко всем типам баллонов, отличается простотой и надежностью фиксации;
  • легочный автомат поддерживает равномерное избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части при различных дыхательных нагрузках;
  • в состав аппарата входит адаптер с быстроразъемным соединением, обеспечивающий подключение спасательного устройства.

Отличительные особенности:

  • Комплектация баллонами различной вместительности (от 4 до 9 л).
  • Комплектация входящих узлов (панорамная маска, легочный автомат, вентиль), изготавливаемых ОАО "ПТС", либо импортными производителями.
  • Спасательное устройство в двух исполнениях: панорамная маска или капюшон.

Основные исполнения:

Исполнение аппарата Кол-во Вместительность баллона, л. Обозначение баллона Условное ВЗД, *мин, не менее Масса, кг
-168А 1 6.8 R-EXTRA-5/PTS 60 15.9
-168Е 1 6.8 BMK 6/8-139-300 60 10
-190К 1 9.0 ALT 865 82 12.8
-240М 2 4.0 БК-4-300С 72 14
-268Е 2 6,8 ВМК 6.8-139-300 120 16.8

* - условное время защитного действия при легочной вентиляции 30 куб.дм/мин и температуре окружающей среды +25oС


Технические характеристики:

Рабочее давление в баллоне, МПа (кгс/см 2)

Редуцированное давление, МПа (кгс/см 2)

0,7…0,85 (7…8,5)

Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора, МПа (кгс/см 2)

1,2…2,0 (12…20)

Избыточное давление в подмасочном пространстве при нулевом расходе воздуха, Па (мм вод.ст.)

250…450 (25…45)

Фактическое сопротивление дыханию на выдохе при легочной вентиляции 30 дм 3 /мин, Па (мм вод.ст.)

Масса спасательного устройства, кг, не более

Срок службы, лет

АВТОЛЕСТНИЦА (АЛ-50) Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ) Автоцистерна пожарная АЦ 2,0-40/2 на шасси ISUZU HQR75P Установка комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга-20» Термоагрессивостойкий костюм из специальных полимерных материалов ТАСК (ТУ 8570-025-46840277-2003 с ИИ 003-2008) Радиационно-защитный комплект одежды для пожарных, РЗК (ТУ 8570-047-38996367-2004) Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118) Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501) Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4 Автомобиль пожарный многофункциональный Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300 (FIAT 244 CSMNG-RG) 035ПВ Пневматическое прыжковое спасательное устройство (ППСУ-20) Устройства спасательные рукавные (УСР) Пожарно-спасательный катер КС-110-39 Мобильный робототехнический комплекс МРК-25 Универсальные пожарные лафетные стволы "ЛС-П20У", "ЛСД-П20У" Ручной комбинированный воздушно-пенный ствол "СВПК-4" Ручной пожарный комбинированный ствол РСКО-50 Мобильный робототехнический комплекс МРК-27Х Ручные пожарные стволы типа "ОРТ" Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206) Ствол-распылитель высокого давления "СРВД-2/300"

Дыхательный аппарат со сжатым воздухом ПТС "Профи"

АВТОЛЕСТНИЦА (АЛ-50) Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ) Автоцистерна пожарная АЦ 2,0-40/2 на шасси ISUZU HQR75P Установка комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга-20» Термоагрессивостойкий костюм из специальных полимерных материалов ТАСК (ТУ 8570-025-46840277-2003 с ИИ 003-2008) Радиационно-защитный комплект одежды для пожарных, РЗК (ТУ 8570-047-38996367-2004) Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118) Дыхательный аппарат со сжатым воздухом ПТС "Профи" Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501) Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4 Автомобиль пожарный многофункциональный Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300 (FIAT 244 CSMNG-RG) 035ПВ Пневматическое прыжковое спасательное устройство (ППСУ-20) Устройства спасательные рукавные (УСР) Пожарно-спасательный катер КС-110-39 Мобильный робототехнический комплекс МРК-25 Универсальные пожарные лафетные стволы "ЛС-П20У", "ЛСД-П20У" Ручной комбинированный воздушно-пенный ствол "СВПК-4" Ручной пожарный комбинированный ствол РСКО-50 Мобильный робототехнический комплекс МРК-27Х Ручные пожарные стволы типа "ОРТ" Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104) с элементами аварийно-спасательного автомобиля Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-4/400 Мотопомпа пожарная высоконапорная переносная МПВ - 2/400-60 Теплоотражательный костюм для пожарных (ТОК-200) Боевая одежда пожарного 1-го уровня защиты Автолестница (АЛ-60) Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А Автоколенчатый подъемник (АКП-50) Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206) Ствол-распылитель высокого давления "СРВД-2/300"

Дыхательные аппараты пожарного - современное, надежное средство индивидуальной защиты органов зрения и дыхания. Дыхательные аппараты на сжатом воздухе необходимы для работы в непригодной для дыхания газовой среде, возникающей при пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях. Дыхательные аппараты пожарного используются в работе пожарными и спасателями противопожарной службы и другими профессиональными формированиями МЧС, ВГСО, аварийно-спасательными службами промышленных предприятий с потенциально опасным производством, службами пожарной охраны авиапредприятий , аэропортов, аварийными партиями морских и речных судов.

Вашему вниманию мы предлагаем широкий выбор современных изолирующих дыхательных аппаратов на сжатом воздухе производства АО «КАМПО» (Россия) и Интерспиро (Швеция). В настоящее время номенклатура средств индивидуальной защиты органов зрения и дыхания включает следующие изолирующие дыхательные аппараты на сжатом воздухе:

АП «Омега»

Ап-па-рат пред-на-зна-чен для ис-поль-зо-ва-ния ча-стя-ми ГПС, МЧС, ВГСО, про-из-вод-ствен-ным пер-со-на-лом и ава-рий-но-спа-са-тель-ны-ми...>>>

АП «Омега-С»

Ап-па-рат пред-на-зна-чен для про-фес-сио-наль-но-го ис-поль-зо-ва-ния ча-стя-ми МЧС, ВГСО, про-из-вод-ствен-ным пер-со-на-лом и...>>>

Раз-ра-бо-тан на ос-но-ве ды-ха-тель-но-го ап-па-ра-та со сжа-тым воз-ду-хом АП "Оме-га" спе-ци-аль-но для ра-бо-ты в ши-ро-ком диа-па-зоне тем-пе-ра-тур: от...>>>

Пред-на-зна-чен для за-щи-ты ор-га-нов зре-ния и ды-ха-ния че-ло-ве-ка от вред-но-го воз-дей-ствия непри-год-ной для ды-ха-ния ток-сич-ной и...>>>

В ды-ха-тель-ном ап-па-ра-те со сжа-тым воз-ду-хом «Спи-ро-гайд» ре-а-ли-зо-ва-ны но-ва-тор-ские раз-ра-бот-ки в об-ла-сти ды-ха-тель-ной ап-па-ра-ту-ры...>>>

Комплекты плакатов

Пред-ла-га-ем Ва-ше-му вни-ма-нию ком-плек-ты пла-ка-тов для АП «Оме-га-С», АП «Оме-га», АП-98-7КМ. Ком-плек-ты со-сто-ят из трех...>>>

Номенклатура дыхательных аппаратов пожарного со сжатым воздухом составлялась таким образом, чтобы удовлетворить потребности, как и взыскательных профессионалов, так и нештатных пользователей. Мы можем предложить Вам дыхательные аппараты со сжатым воздухом, обладающие рядом отличительных особенностей:

  • Высокая безопасность благодаря продуманной конструкции, современным прочным и негорючим материалам, усовершенствованным комплектующим аппарата
  • Удобство в использовании за счет наименьшего веса аппарата (облегченная анатомическая подвесная система, возможность подключения легких металлокомпозитных баллонов), продуманного расположения всех составляющих дыхательных аппаратов.
  • Простота технического обслуживания - взаимозаменяемость узлов аппаратов, простота замены баллонов, демонтажа/монтажа системы, нет необходимости в регулировке и настройке в процессе эксплуатации дыхательного аппарата.
  • Широкий выбор дополнительных возможностей - работа в шланговом варианте, возможность быстрой дозарядки аппаратов с помощью устройства "quick fill" и многое другое.
Похожие статьи