Японский каменный фонарь. Изготовление, мастер - класс

20.05.2020

Японские каменные фонари были впервые использованы в древних храмах и святынях, где они хранили огонь, зажженный по обету. Предназначение таких фонарей было не в освещении пространства, а в защите огня от воздействий окружающей среды, так как священный огонь символизировал Будду, знание и просветление. Лишь гораздо позднее, в шестнадцатом веке, они стали применяться с практической целью, для освещения территории частных садов, чайных домиков и помещений религиозного предназначения. От классических до современных, фонари компании Stone Forest заимствовали эту многовековую традицию.

Дизайнеры высекают из гранита традиционные японские фонари и оригинальные каменные светильники собственного дизайна уже в течение 20 лет. Если вы ищете интересный декор для сада в традиционном японском стиле, или хотите подобрать более современное украшение двора и дополнение к вашему пейзаж, то фонари высшего качества Stone Forest — прекрасное решение.

Традиционные японские фонари производятся в соответствии со строгими старинными спецификациями. Днем — это изящное украшение для декорирования сада, а вечером, со свечкой внутри, фонарь выполняет функцию освещения сада играющими огоньками, указывая путь к чайной беседке, пруду или дому. В ассортименте — все основные виды фонарей.

«Тачи-гата» (Tachi-gata) (в переводе с японского — «пьедестальные») — в определении уже заключается назначение таких фонарей. Их используют для освещения места в саду, где хозяин беседует с самыми почетными гостями. От других видов фонарей «тачи-гата» отличает большая высота — от 1,5 до 3 м, поэтому они органично смотрятся в садах, занимающих обширную территорию.

«Икекоми-гата» (Ikekomi-gata) — существует предание, согласно которому этот фонарик располагают так, чтобы падающий на него луч солнечного света обязательно был направлен на землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают открытые для солнца участки двора и сада.

«Юкими-гата» (Yukimi-gata) — в переводе «кажущиеся покрытыми снегом». Изюминка этих каменных фонарей — крыши квадратной или круглой формы, уберегающие огонь внутри от снега. Часто окошки фонаря закрыты матовым стеклом, которое придает мягкое свечение лучам солнца, попавшим на фонарь и свечи вечером.

«Оки-гата» (Oki-gata) отличаются своими небольшими размерами. Такие миниатюрные каменные фонари прекрасно будут смотреться в саду или внутреннем дворе дома небольшого размера, возле тропинок, клумб и цветников.

Компания также может вырезать любой узор и создать любой японский фонарик по вашему запросу. Ознакомиться более детально с продукцией можно на сайте StoneForest.

Беседу про японское садоводство, пожалуй, уместно было бы продолжить рассказом про фонари и светильники в саду.
Собственно я планировал приурочить этот пост к установки фонаря в нашем саду, что бы проиллюстрировать пошаговыми снимками,
но из-за плохой погоды садовые работы у нас пока откладываются. Поэтому небольшой пост про наш фонарь я сделаю немного позже.
А пока расскажу обобщенно.

Традиционные фонари, общее название которых торо , пожалуй наиболее узнаваемый элемент японского сада.
Часто дизайнеры, создавая сад в азиатском стиле, прежде всего устанавливают такой фонарь, сразу придав композиции японский колорит.
Торо бываю бронзовыми, деревянными и каменными. Каменные известны более всего. Им отдают предпочтение, так как из всех материалов
камень лучше всего сочетается с другими элементами сада.

Эти фонари пришли в Японию из Китая вместе с Буддизмом. Первоначально светильники такого вида освещали пространство возле храмов.
В своей форме они повторяют очертания храмовой архитектуры. Став в монастырских садах одним из элементов дизайна, затем перекочевали
от туда в светскую культуру.

Деревянный фонарь

А это уже пластиковая имитация для бюджетного варианта

Бронзовый стоячий фонарь

Подвесные бронзовые фонари.

Каменные фонари.

Как я уже сказал выше, каменные фонари наиболее популярны. Они имеют много вариаций и о них следует рассказать подробней.
Все каменные фонари называются гата. Существует четыре основных типа этих фонарей.
Это тачи-гата , юкими-гата , икекоми-гата и оки-гата . В каждой группе так же есть свои вариации.
Тачи-гата - это светильники на высокой ножке-колонне.Такой фонарь устанавливается возле калитки, ведушей в чайный сад,
у порога дома. На развилке садовой дорожки или других узловых точках, обычно устанавливают тачи-гата на высоком ступенчатом пьедестале.

Фонарь катцуга похож на Тачи-гата, но обладает вычурностью резных украшений.
Он изготавливается из не менее чем четырех отдельно вырезанных деталей.

Юкими-гата - приземистые фонари с очень широкой плоской крышкой. Задача японского садовода - создать сад красивый в любое время года, в любую погоду,
в том числе зимой. Форма юкими-гата предназначено для собирания на себе шапок снега, эффектно подсвеченных спрятанным под ними огоньком.

Юкими-гата на двух опорах

Икекоми-гата - это невысокие фонари, предназначенные для освещения стоящих на земле каменных чаш цукубай
или же их могут установить для точечного освещения небольшого декоративного элемента, например статуи.

Фонарь на первом фото покрыт мхом. В японском саду очень ценится, когда вещи имеют на себе следы времени.
Предпочтение отдается не новым аксессуарам, а покрытые мхом и патиной. Часто фонари или другие малые формы искусственно состаривают.
Это созвучно с рассказом о мастере чайной церемонии Сэн Рикю, который никак не мог понять, что ему не нравится в каменном фонаре в его саду.
Наконец он понял, что форма фонаря слишком искусственна и не вписывается в природу.
Тогда он ударом молотка отбил край фонаря и, разрушив его идеальность, сделал его уместным в саду.

Самые маленькие из каменных фонарей - оки-гата . Они предназначены для установки на берегу водоема, что бы их свет отражался в воде.

В японском саду можно встретить фонари собранные из простых необработанных камней, подобранных по форме и размеру.
своей простотой и природностью, они отражают простоту идей Дзен.

Несколько слов о фонаре в виде пагоды . Они всегда в сечении квадратной формы и число ярусов обязательно будет нечетным.
Такую пагоду в саду можно увидеть на естественных возвышениях, на холме.

В следующий раз я расскажу роли камня в традициях японского садоводства.


Восточные мотивы в ландшафтном дизайне очень популярны у российских садоводов. Не прошёл мимо них и наш автор Сергей Головков. Перебрав несколько вариантов, он решил изготовить каменный фонарь из дерева. Что у него получилось, читайте в статье.

Идея создать традиционный японский фонарь для участка мне давно казалась очень интересной, но я долго не мог решить, как и из чего его сделать. Резать по камню я не умею, и этот вариант отпадал. Провёл несколько опытов по работе с бетоном. Этот вариант был более реален, но имел свои недостатки. Во-первых, была проблема изготовления мелких деталей. Во-вторых, изделие получилось бы слишком тяжёлым. В-третьих, я был бы постоянно привязан к работе, так как бетон нельзя отложить в любой момент и вернуться к нему позже. Оставался вариант фонаря из дерева.

Подготовка и выбор материала

Работу начал с эскиза. Обычно я редко это делаю и держу «картинку» в голове, но здесь он был необходим. В качестве материала я использовал сосну и лиственницу, которые остались от ремонта крыши. Причём дерево было далеко не лучшего качества и долго не находило применения. Но я изначально знал, что фонарь буду красить, поэтому практически не обращал внимания на сучки и другие дефекты досок. Благодаря такому выбору себестоимость фонаря - очень небольшая, но работы было немало.

Сборка основания

1 . Изготовил из картона шаблон ножки в натуральную величину и обрисовал его на двух внутренних плоскостях заготовки.

3 . Аналогично изготовил остальные ножки и перемычки между ними. Моя ленточная пила позволила вырезать перемычку из единого куска. Если не хватает высоты реза, её можно изготовить и из двух частей.

4 . Детали склеил влагостойким клеем, усиливая стыки шкантами. В завершение зашлифовал неровности. Если все операции выполнить точно и аккуратно, то получится основательный и устойчивый «табурет» без сиденья.

Изготовление крыши

Изготовление этого элемента было самым сложным, поскольку у крыши нет ни одной плоской поверхности. Нижнюю и верхнюю стороны крыши предстояло скруглить таким образом, чтобы углы были в самой высокой точке, а центры сторон - в самой нижней.

Начал с обработки нижней стороны крыши. Чтобы профили всех её частей были одинаковыми, изготовил шаблон. Радиус скруглення у меня получился около 4 м. Шаблон вырезал из 12-мм фанеры, понадобились и выгнутая, и вогнутая его части. Крышу клеил в виде «рамок» разных размеров, положенных друг на друга.

5 . Сначала из доски толщиной 60 мм склеил самую большую «рамку». Она будет нижней частью крыши.

6 . Для скруглення поверхности по шаблону нужен мощный фрезер. Под него я сделал приспособление в виде коробки. В центре короткой стороны коробки сделал сквозное отверстие.

7 . На заготовке крыши установил технологическую перемычку, в центре которой нашёл и просверлил центр, в который вставил гвоздь в качестве оси.

8 . С дальней стороны от центра на коробку закрепил два ролика-колеса. На ось под коробку подложил подкладку из фанеры, чтобы коробка при движении не тёрлась о перемычку и углы заготовки.

9 . Внутри коробки прикрутил полозья, изготовленные из распиленной пополам выгнутой части шаблона. После этого установил заготовку с приспособлением на плоскую гладкую поверхность...

10 ...установил на ось коробку и скруглил нижнюю сторону крыши. Проведённая подготовительная работа позволила сделать это быстро и легко.

11 . Затем перешёл к верхней стороне крыши. Здесь поверхность вогнута по дуге от угла к углу и одновременно - от края к центру. Для начала я наклеил три «рамки» на верхнюю часть крыши. Размеры рамок и их толщину вычислял по эскизу фонаря.

12 . Пока клей сох, занялся изготовлением приспособления для фрезерования поверхностей. Сначала обеспечил нужное движение фрезы от угла к углу. Для этого поставил фрезер «на рельсы» - изготовил рамку, в которой продольные стороны сделал из вогнутой части шаблона. А на фрезер установил три пары подшипников в качестве колесиков.

13 . На торцах рельсовой рамки установил ещё по паре подшипников. На них сама рамка будет двигаться по направляющим от края к центру крыши. Форму этих направляющих задала планируемая кривизна крыши. Вырезал их из обрезков ЛДСП. После всех проверок и настроек запустил фрезер и, перемещая его в разных направлениях, скруглил по очереди все четыре стороны.

Стенки фонаря

14 . Стены фонаря на одном уровне - абсолютно одинаковые. Чтобы спрятать торцы дерева на углах, кромки вертикальных элементов срезал под углом 45 градусов. Решётка у меня была готовая, буковая - осталась от мебельного фасада.

15 . Собрал и склеил стенки между собой - и вот уже первая примерка. Некоторые стыки требуют подгонки, но это будет на финальном этапе перед покраской. Главное, что форма удалась. Осталось изготовить ещё два этажа, но меньшего размера. Крыши и стенки меньшего размера делал по уже опробованным технологиям.

16 . На самом верху фонаря я установил шпиль. Он состоит из маленькой «крыши» и самого шпиля. К тому времени обрезки бруса 100 * 100 мм у меня закончились, и я выточил шпиль из трёх склеенных досок.

Свет

Все детали фонаря собрал в единое целое предварительно без подгонки и шлифовки. Результат меня порадовал, но фонарь должен светить. Открытый огонь, как в настоящем фонаре, ему противопоказан, оставалось провести электрический свет. Предполагалось, что фонарь будет подключён к датчику
освещения и автоматически включаться, когда стемнеет. Для экономии электроэнергии использовал светодиодные лампочки по 3 Вт. Они имеют цоколь G9. Он довольно герметичен, и. хотя фонарь имеет собственную большую крышу, при использовании на улице это важно. Керамические цоколи установил на деревянных прямоугольных перемычках и закрепил в крышах, используя их пустоты. Все соединения спаял и изолировал термоусадочной трубкой.

Перед окончательной сборкой электрики весь фонарь зашлифовал, подогнал соединения и изнутри покрыл прозрачным акриловым лаком в два слоя.

16 . Все детали фонаря соединил на водостойком клею с 8-мм шкантами. Единственное соединение без клея - верхняя «крышка» фонаря со шпилем. Она съёмная, так как иначе лампочку третьего этажа не заменить. До остальных можно дотянуться через нижнее окошко в основании.

Покраска

Главной задачей при покраске было создание текстуры природного камня. Я хотел получить подобие гранита, а решётки решил оставить деревянными.

Использовал акриловую краску. Сначала нанёс основной слой серого цвета. Позже я понял, что проще и лучше наносить белую или очень светлую серую, но это уже совет «знатока». В моём случае для получения равномерного тона пришлось красить в два слоя.

18 . Для имитации текстуры камня использовал четыре цвета - белый, чёрный, серый и охристый. Смешивая серую краску с белой и чёрной, я получил два оттенка серого, отличного от фонового. Итого получилось 5 цветов для окрашивания. В качестве инструмента использовал натуральную губку.

Покрашенный фонарь оставил сохнуть на сутки, после чего поверхность легко отшлифовал вручную наждачной бумагой с зерном 120-150, обеспылил влажной тряпкой и покрыл вместе с решётками двумя слоями прозрачного акрилового лака.

19 . С наступлением темноты в фонаре автоматически зажигается огонь.

Сергей Головное, Новочеркасск

Японские каменные фонари были впервые использованы в древних храмах и святынях, где они хранили огонь, зажженный по обету. Предназначение таких фонарей было не в освещении пространства, а в защите огня от воздействий окружающей среды, так как священный огонь символизировал Будду, знание и просветление. Лишь гораздо позднее, в шестнадцатом веке, они стали применяться с практической целью, для освещения территории частных садов, чайных домиков и помещений религиозного предназначения. От классических до современных, фонари компании Stone Forest заимствовали эту многовековую традицию.

Дизайнеры высекают из гранита традиционные японские фонари и оригинальные каменные светильники собственного дизайна уже в течение 20 лет. Если вы ищете интересный декор для сада в традиционном японском стиле, или хотите подобрать более современное украшение двора и дополнение к вашему пейзаж, то фонари высшего качества Stone Forest — прекрасное решение.

Традиционные японские фонари производятся в соответствии со строгими старинными спецификациями. Днем — это изящное украшение для декорирования сада, а вечером, со свечкой внутри, фонарь выполняет функцию освещения сада играющими огоньками, указывая путь к чайной беседке, пруду или дому. В ассортименте — все основные виды фонарей.

«Тачи-гата» (Tachi-gata) (в переводе с японского — «пьедестальные») — в определении уже заключается назначение таких фонарей. Их используют для освещения места в саду, где хозяин беседует с самыми почетными гостями. От других видов фонарей «тачи-гата» отличает большая высота — от 1,5 до 3 м, поэтому они органично смотрятся в садах, занимающих обширную территорию.

«Икекоми-гата» (Ikekomi-gata) — существует предание, согласно которому этот фонарик располагают так, чтобы падающий на него луч солнечного света обязательно был направлен на землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают открытые для солнца участки двора и сада.

«Юкими-гата» (Yukimi-gata) — в переводе «кажущиеся покрытыми снегом». Изюминка этих каменных фонарей — крыши квадратной или круглой формы, уберегающие огонь внутри от снега. Часто окошки фонаря закрыты матовым стеклом, которое придает мягкое свечение лучам солнца, попавшим на фонарь и свечи вечером.

«Оки-гата» (Oki-gata) отличаются своими небольшими размерами. Такие миниатюрные каменные фонари прекрасно будут смотреться в саду или внутреннем дворе дома небольшого размера, возле тропинок, клумб и цветников.

Компания также может вырезать любой узор и создать любой японский фонарик по вашему запросу. Ознакомиться более детально с продукцией можно на сайте StoneForest.

В очень давние времена, в краю, где восходит солнце, в некоем буддийском монастыре проводил свои дни монах по имени Орибе, и был он знаменитым мастером тяно-ю (чайные церемонии). Япония в те века сторонилась всего мира, от которого предпочла отгородиться глухой стеной, и указами сёгуна (верховный правитель) в стране строжайше было запрещено всё иноземное. А чуждые традициям этой страны вероисповедания просто каралось мучительной смертью. В последствии, благодаря этим строгостям и своему тайному поклонению Христу, монах Орибе и запечатлел своё имя в истории.

За долго до рождения монаха, из близлежащего Китая в Японские храмы постепенно стали входить каменные курительницы благовоний, которые постепенно меняясь в формах переродились в каменные фонари торо. К моменту жизни монаха Орибе эти произведения каменотёсов древности уже окончательно обосновались в традициях и садах японцев.

Уже упоминалось, что Орибе был мастером чайных церемоний. На месте чаепития обязательно присутствовала сделанная из камня чаша цукубаи (чаша с кристально чистой водой, откуда её специальным бамбуковым ковшиком брали для ритуального омытия лица и рук, а после, там же будут отбирать воду и для чайных церемоний), и рядом с ней, кроме декоративных растений ставили и каменный фонарь. Теми же канонами руководствовались при обустройстве места проведения тяно-ю мастером Орибе.

Традиционно, мастер тяно-ю, прежде чем набрать воды из цукубаи, должен перед ней преклонить колени на специально предназначенный для этого камень и поклониться каменной чаше. Мастер Орибе, в тайно вырезал на скрытой травой от чужих глаз ноге фонаря торо христианское распятие, и таким образом получилось, что в начале каждой чайной церемонии совершая поклон в сторону цукубаи, он на самом деле склонял колени обращаясь к своему богу. С тех пор и появился новый вид фонаря – Орибе-торо.

Это только одна из множества красочных легенд, которые сопровождают практически каждый из фонарей торо.

Итак, японский каменный фонарь. По конструктиву их можно объединить в группы:

фонари без пьедестала, которые допускается передвигать с места на место, или переносить (некоторые из них имеют специальные ручки для этого). Обычно, это маленькие фонари, которые ставят вдоль дорожек или носят рядом с господином, освещая его путь. Внешне они напоминают положенные набок китайские фонарики.

фонари без постамента, низ которых заглублен в землю. Как и предыдущая группа, это небольшие фонари, которыми обозначают дорожки или каменные бассейны.

наиболее распространенная группа - фонари на постаменте. В зависимости от типа фонаря, их воздвигают в каких либо особых местах: место для бесед хозяина с почётным гостем, у входа в дом, место для чайных церемоний или медитаций, и т.п. Размеры представителей этой группы варьируются от 30-и сантиметров и до 3-х метров.

Все торо изготовляют только в ручную. По назначению и внешности, более распространены виды: Оки, Орибе, Касуга, Ямадоро, и Якими (или иногда озвучивают как Юкими). Обще известное название сочетается из самого имени фонаря, и дописанным через дефис словом ″торо″, а в переводе значит ″каменный фонарь″. То есть, полное имя фонаря будет: Оки-торо, Якими-торо и т.д.

Немного о самих фонарях:

Оки-торо. Младший брат семейства торо, низкий фонарик, ростом до 40-ка см. Особая их черта - не имеют камня подставки. Возводят их на берегу небольшого, или уже пересохшего пруда, в саду дзен.

Орибе-торо, или «Фонарь мастера Орибе». Его индивидуальность - на невидимой взору очевидца стороне опоры обязательно изображают рельеф человека. Как и у прочих каменных собратьев, у Орибе-торо тоже определено своё местоположение в саду - вблизи от места тяно-ю, и непосредственно возле цукубаи. Высотой, чаще всего, немного выше ритуальной чаши.

Касуго-торо. Самые нарядные, и самые высокие из перечисленных фонарей, устанавливаются часто парами, обозначая вход в дом или беседку. Отличается круглой, длиной, колоннообразной опорой, и шестигранной, с круто завёрнутыми вверх углами крышей, а так же вырезанными на всех, почти, элементах фонаря витиеватым орнаментом, надписями, изящными рисунками. Высотой Касуго-торо возводят от полуметра, и до 3-х метров.

Ямадоро-торо. Высотой не больше метра, асимметричный, сложенный из не обработанного, или слегка и грубо обработанного, свободной формы камня. Этот фонарь, своей подчёркнутой стариной, будто элемент пазлов, чётко вписывается в тёмные, не доступные солнечным лучам закутки сада. А покрытый мхом да лишайником, он создаёт впечатление вросшего за века в землю загадочного артефакта древних, чем становится особенно привлекателен. Ещё он примечателен своей четырёхгранной камерой, имеющей одно большое круглое сквозное отверстие.

Якими-торо (или Юкими-торо). В стране, где природа не торопится баловать своих обитателей наличием долго лежащего снежного покрова, не удивительно появление фонаря, имя которого в переводе примерно звучит как ″Фонарь любования снегом″. У этого торо главное отличие от прочих фонарей, это его увеличенная в площади крыша, и три или четыре опорных ноги. Устанавливается этот тип фонаря обязательно у самой кромки пруда или на косе так, чтобы вместе с торо видеть его отражение в пруду.

Представьте себе картину. Сад, поздний вечер… У кромки ещё не затянувшегося льдом водоёма, словно мексиканец-коротыш надевший на голову широкое и не по росту сомбреро, застыл изваянием якими-торо. Под крышей фонаря, жёлто-красными тёплыми отблесками огонь зажженных свечей танцует загадочный танец, вторящий его братьями-близнецами на глади воды. А на крышу легла шапка первого, мерцающего холодными блёстками отражённой луны снега, даже в кромешной тьме не потерявшего своей чистейшей белизны. Умиротворяющая красоты… открывающая тропу к воспоминаниям о былом и философским размышлениям. Думается, фонарь Якими-торо заслуживает того, чтобы построить его у импровизированного пруда в своём саду.

Высокие и низкие, приземисто-широкие и утончённо-стройные - фонари торо, все такие разные внешне, они все схожи своей конструкцией, ведь при сборке всех видов торо участвуют одни по значению и названию элементы. Их шесть, и каждый связан с конкретной стихией (снизу вверх): опорный камень (пьедестал или подставка) – это земля; опора – вода; подставка камеры фонаря и камера – огонь в очаге; крыша – это ветер; а навершие – небосвод или вершина мира.

Построенный японский фонарь должен энергетически гармонировать с местным климатом, ландшафтом и посаженные там растениями, по этому, желательно торо делать из материала данной местности. Согласно традиции, все элементы фонаря делают из камней разных размером, но с идентичной фактурой и одного цвета. Для связки камней друг с другом традиционно веками брали глину, но нынешние мастера обычно используют современные монтажные клеи и мастики. Человек, возводящий торо, должен увидеть в композиции место и ″позу″ для каждого подобранного камня, приняв которую он всегда будет направлен ″лицом″ к наблюдателю. Выбирая место для торо, схему сборки фонаря и размеры камней можно отпустить свою фантазию, но не нужно забывайте, торо - японский фонарь, а они воздвигали торо согласно своим традициям.

Итак, каким то тёплым вечером, наблюдая свой сад Вас, вдруг, посетила светлая мысль: сад прекрасен... гармонично рассажены деревья, причудливые формы подстриженных кустарников, гладкий газон, лоснящийся по природностям земли, но... что-то не так, нет какой-то изюминки... Какого нибудь необычной формы камня, или лучше всего каменного фонаря! И это будет хороший выбор, фонарь торо как раз тот заключительный ″мазок кисти″, который, возможно, и завершит созданную в Вашем зелёном раю картину.

И тут предстоит следующий выбор: сделать фонарь своими силами, либо купить готовый японский каменный фонарь в близлежащем магазине элементов декора. Но если рукам ″некогда″, а глазам ″страшно″, то закажите на нашем сайте доставку готового изделия. И тогда, выбирая фонарь, при наличии фотографии места его будущего расположения, мы сможем подсказать Вам, какой именно торо более гармонично дополнит вашу живую композицию.

И пусть новое приобретение для Вашего цветущего рая, все последующие лета дарит Вам душевный покой и умиротворение!

Похожие статьи