Вопросы и задания по биологии. Интересные вопросы.docx - Интересные вопросы по биологии

23.01.2020

Цикл состоит из 10 занятий, который затрагивает вопросы и темы, вызывающие наибольшие сложности на экзаменах, включая ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность занятия – 1,5 часа. После каждого занятия учащиеся получают обязательное к исполнению домашнее задание.

Занятия № 1 – 3. Цикл «Генетика - решаем все задачи». За первые три занятия курса учащиеся научатся решать все типы задач, которые встречаются в курсе биологии 9-11 классов, включая задачи из последнего, наиболее сложного блока ЕГЭ.

Занятие №1. Входное тестовое задание. Введение в генетику. I и II Законы Менделя. Неполное доминирование. Алгоритм решения задач по генетике. Решение задач.

Занятие №2. III Закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Занятие №3. Сцепленное наследование. Комбинирование (аутосомное и сцепленное с полом наследование). Наследование группы крови. Решение задач. Итоговое тестовое задание.


Занятия №4-8. Цикл «Биохимия – разбираемся в деталях».

Занятие №4. Входное тестовое задание. Классы органических веществ. Краткая характеристика веществ: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Занятие №5. Связь между углеводами и АТФ – цикл Кребса. Анаэробный и аэробный этапы окисления. Этапы расщепления глюкозы в цикле Кребса.

Занятие №6. Белки как полипептиды. Строение и общая формула аминокислоты. Практические задания по присоединению аминокислот и созданию белковых цепей в развернутых формулах. Уровни организации белка. Строение нуклеиновыех кислот. Отличия ДНК от РНК.

Занятие №7. Связь между нуклеиновыми кислотами и белками – механизмы транскрипции и трансляции. Законы генетического кода. Принципы кодирования белков на ДНК и РНК. Практические упражнения по кодированию аминокислот азотистыми основаниями.

Занятие №8. Разбор примеров заданий из различных КИМ 9-11 класса. Итоговое тестовое задание.


Занятия №9-10. Цикл «Вся ботаника. Вспоминаем давно забытое».

Занятие №9. Входное тестовое задание. Современные представления об эволюции растений. Основные этапы эволюции. Сравнительный анализ этапов с точки зрения жизненного цикла и морфологии (одноклеточные водоросли – многоклеточные водоросли – мохообразные – папоротникообразные – голосеменные – покрытосеменные). Лишайники, как пример эффективного симбиоза.

Занятие №10. Ткани растения. Строение корня. Строение листа и типы жилкования. Строение цветка. Формула цветка. Типы просты и сложных соцветий. Типы плодов. Итоговое тестовое задание.

БИОЛОГИЯ.

1 Биология-как наука

Общая биология изучает законы характерные для всех орг-ов и для всех уровней организации жизни. Несмотря на огромное разнообразие живых организмов;, для них характерен ряд общих закономерностей и св-в. Важное место в рассматриваемых проблемах занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение, а также взаимосвязь различных групп живых орг-ов между собой и взаимодействие их с окруж. средой. Такие общие закономерности и св-ва орг-ов,как способность кразмножению, обмен веществ и энергии, единство организма и среды, составляют предмет изучения общей биологии как науки о жизни и законы, ею управляющих. Биология решает важнейшие научные и практические задачи. Она служит теоретической основой многих с-х наук, медицины, ветеринарии. Определение Энгельса о жизни - способ существования белковых тел, моментом которых является-постоянный обмен окружающей природы. Виталмзм-жизненеая сила.

№2»уровни организации жизни, свойства живого

1 Молекулярно-генетический. Его элементарной ед. явл. ген. Элементарным явлением -процесс удвоения ген(редупликация ДНК)

2.Клеточный.Элем.ед-клетка--ед всего живого;вее обменные процессы, представляющие собой элемен.явления клеточного уровня организации живого. З.Организменный(онтогенетический).Элементарная ед.- организм. Все

процессы индивидуального развития организма, сост существенные элнмен. явления данного уровне.

4. Популяционно-видовой.Эл.ед-популяция. Изменения генофонда популяции-это элем явления данного уровня.

5.Биогеоцинотический.Эл.ед-биогеоциноз-сообщество популяций, разных видов,связанных между собой потоками веществ и энергии.Потоки энергии и круговорот вещ-в-эл явления этого уровня.

Свойства живого: 1)обмен вещ-в-особая.форма взаимоотношений организма с окр средой.В основе этого процесса лежит взаимосвязь и равновесные процессы синтеза и распада органических вещ-в. 2) саморегуляция связана с наличием

Ферментов. 3)самообновление-воссоздание и обновление биологических структур на разных уровнях развития. 4)раздражимость(способность воспринимать, действующие на них факторы)Возбудимость(способность вырабатывать ответные реакции на действ этих факторов). 5)размножеиие.6)включенность всех организмов в эволюционные процессы. 7)строгая упорядоченность хим.компонентов, строгая структурная организация.

3 . Клетка явл, основной единицей биолог активности. Она играет роль элементарной структурно-функц. и генетич. Ед. и составляет основу жязнед-тиразвития всех жив. организмов. Поток инф-ции. В потоке инф.уч-ют ядро(ДНК….

хромосом) , макромолекулы, переносящие инф.в цитоплазму,цитонлазматический аппарат транскрипции(рибосомы и полисомы, т-РНК, ферменты активации а/т.На завершающ этане этого потока полипептиды, синтезируемые на полисомах приобретают третичную и четвертичную стр-ру и ислольз. в качестве катал-рв или структ.блоков.В потоке пр-дит перенос информ. с ДНК на белок. Кодирование заключ.в записи опред.сведений при помощи спец.символов с целью придать инфюкомпактность.В процессе кодирования путем сочетаний символов составляют кодовые группы,служащие для обознач.существенного элемента инф. Символами кода ДНК служат дезоксирибонуклеотиды,различ-ся по азот.основанию.Кодовой группой служит кодон-участок мол.ДНК, состоящий из 3 нуклеотидов.Это делает код триплетным.Символом кода белка служат а/к.Они соответс. и кодовым группам.Инф.также записывается в линейном порядке. Колллинеарность кодов ДНК и белка-кодоны следуют в том же порядке,что и ост.а/к,кодируемых ими. Код ДНК универсален. Он тождественен у всех орг-ов. Перекодир-ие инф.происходит в пр-се биосинтеза белка 1 этап транскрипция. Исх.инф. ДНК считывается путем синтеза РНК.В эукар.клетке это осущ.в ядре., а также независимо в митох.и хлоронл.Обр-ся неск.разновидиостей РНК,и-РНК приобретает инф.о последовательна к в полипепт., а р-РНК и т-РНК обеспеч.перенос инф. с и-РНК на полипептиды.Избыточная РНК разр-ся в чоде преобраз-ия (прочессинга) РНК перед транспортом ее из ядра в цитопл.Считывание инф. иРНК с переносом ее на белок(трансляция) происх.в цитопл.Центр.роль принадлежит здесь различным т-РНК.Каждый образец способен присоединять опред.ак в акгивир.сост.Обр-ся комплекс аминоацил-т РНК.Благодаря наличию антикодона(последоват-ть из 3 нуклеотидов,комплиментарных нуклеотидам кодона данной ак) тРНК узнает место этой ак в полипептиде, Сборка молекул поялипептида происх.на рибосоме.Поток Е у разных групп орг.представлен внутрикл,мех-ми энергообеспечения-брожением,фото-или хемосинтезом,дыханием.Дыхательный обмен.Он включ.р-ции расщепл.глюкозы,жирн к-т,ак,и испол-ия выделяемой Е для синтеза АТФ.Энергия АТФ преор-ся в тот или оной вид работы: химич(синтезы), осмотич.электрич, механич,регуляторную.Особое место в дых. обмене принадлежит митохондр.,маириксу цитоп.(в кот.протекает анаэробное гликолиз).Поток в-ва.Р-ции дых.обмена снабжают клетку строит.блоками для синтеза разнообр мол-л.Ими служат многие продукты расщепления пищ.в-в.Особая роль принадлежит ЦТК.Он осущ-ся в митохондр.

4. Сформулировано нем.зоологом Т.Л.Шванном(1839).Он широко использ.работы ботаника М.Шлейдена,кот.считается соавтором теории.Шванн обобщил многочисленные данные в виде теории согласно кот.клетки явл.структурной и функционал.основой живых сущ-в.В конце прошлого столетия клет.теория получила дальнейш.развитае в трудах патолога Р.Вирхова.Он сделал вывод о том,что клетки обр-ся лишь путем деления предшеств я клеток.Клет.теория в совр.виде включ.З положения:Первое положе. соотност клетку с живой природой планеты.в целом.Оно утвержд. что жизнь,обеслеч,в конечном итоге только клеткой.Клетки явл.биолог.единицей извлечения из внеш.среды, превращения и ислоль-я орга-ми Е в-в. В кл сохран-ся и использ.биолог.инф. Второе положение. Новые клетки обр.только путем деления предшеств.кл.Все клетки одинаковым образом: 1)хранят биол.инф;2)редуплицируют наследст.материал с целью его передачи в ряду поколений. 3) использ.инф.для осущ-я своих функций на основе синтеза опред, белков-ферм. 4)хранят и перен.Е. 5)превращают Е в работу. 6)регул,обмен в-в.Третъе полож. соотност кл.с многоклет-ми формами,кот характерен принцип целостности и системной организации.

5 .Кл.пркариот типа имеют малые размеры неболее 0.5-3 мкмв диаметре.У них нет морфологически обособленного ядра.В Кл.отсут развитая сис-ма мембран. Генетич.аппарат образован единств.кольцевой хромосомой,кот. лишена белков-гистонов.Уних отсутст клет центр.Они не делятся митозом. К ним относятся бактерии и сине.-зел.водоросли.Эукариотич.тип представлен 2 подтипами.Простейшиые в структурном отношении они представляют собой клетку, а в физиологич.полноценную особь.Вэтих клетках иногда имеются миниатюр.образования,вьполняющие функции органов,аппаратов и систем органов многоклеточного орг-ма(цитосом, порошица, сокр.вакуоль). Высокая упорядоченность внутр.содержимого эукар.келетки достиг-ся путем компартментализма ее объема-подразделение на ячейки.Биолог.мембрана выполняет функции:барьерную, регуляции и обеснеч.избир.проницаемости в-в и т.д.Клетки многоклет.орг-ов имеют оболочку. Плазмолемма образована мембраной,покрытой снаружи слоем гликокаликса.Осн.компанентами гликокаликса служат комплексы полис-ов с белками и жирами.Она вьшолн.ограничивающую и барьерную функ-ю.Благодаря избир.прониц.она регул.состав внутр.среды клетки.В Кл.выделяют ядро и цитопл. В ядре есть оболочка и ядерн. сок,ядрышко и хроматин. Функц.оболочки.обособлен наследств.материала от цитопл. Оболочка сост из 2 мембран.разделенных перинуклеарным пространством,кот.может сообщаться с канальцами цитоплазматич.сети.Она пронизана порами.В обл.пор начинается белковый слой.Он выполняет скелетную функ.Основу сока составл.белки,включая фибриллярные. Он выпол.опорную функ. Ядрышко.В нем происх.синтез и созревание рРНК и соединение их с белками. Хроматин явл. интерфазной формой сущ-я хромосом в кл. Цитоплазма представл.основным в-вом(матрикс) в котором распределены включ.и органеллы.В нем множество растворенных в воде орг.и неорг.в-в; включ.ферменты и др.белки. В нем пр-дит

гликолиз.Включения .относит.непостоян.компоненты цитопл,которые служа запасн.пит.в-ми,балластаыми в-ми(некот.пигменть1).Органеллы .постош.строры цитопл.Выделяют органеллы общего значения и спец.(микроворсинки, реснички эпителия). Канальцевая и вакуолярная сист,обр.сообщащ-ся или изолир.трубч.цистернами,огранич-ми мембраной и распространяющ-ся по всей цитопл.клетки.Выделяют шероховатую и гладкую ЭПС.Шероховатая. К мембранам прикреп.полисомы.Фун-ция ее это синтез опред.белков.Мембраны гладкой ЭПС лишены липосом.В ней проис.некот.стадии обмена углеводов,жиров. Рибосома сост из малой и больш.субъединиц.объединение кот происх в присут иРНК.Митохондрии. оболочка. сост из 2 мембран.Внутр.мембр.обр-ет впячивания листовидной(кристы) или трубчатой(трубулы)формы.В матриксе нах-сясобственный аппарат биосинтеза белка.Лизосомы. пузырьки содержат набор ферментов кислых гидролаз,катализир-х гидролитич.расщепление нукл.к-т, белков, жиров,угл. Функция:внутрикл.переваривание разл.хим соедини стр-р.

Микротельца. огранич. 1 мембр.пузырьки.К ним относят пероксисомы они содержат

фер-ты оксидазы,катализир-щие обр-ие Н202,кот затем разруш-ся под действ пероксидазы. Микротрубочки выполн опорную функц.

7 Характеристика ДНК, Геном клетки. Уникальные гены

Биолог роль ДНК: 1)в ДНК хранится наслед инф о признаках и св-вах организма Наследственная ед-ген.Ген-последовательность нуклеотидов ДНК,которая несет наслед инф о первичной структуре белка.2)ДНК-передает наследственную инф в ряду поколений,это основано на способности к самоудвоению 3)ДНК-явл.матрицей для синтеза молекул РНК. Геном клетки- вся ДНК клетки.

Уэукариот выделяют 3 класса последовательности нуклеотидов ДНК: 1 Многократно- повторяющиеся. Они сост 15% генома,содержат несколько 10 или 100 нуклеотидов.Повторяются в геноме от10000 раз до 100000тыс раз и млн раз.Эту ДНК наз.молчащей или спутничной.Они находятся на концах хромосом и вокруг центромера.Предполагают, что эта ДНК выполняет роль,обеспечивают точность коньюгации и кроссинговера во время мейоза.2 )умерен но-повторяющееся. они сост от 10 до 50 %генома в зависимости от вида орг-ма.В клетках чел-ка 10%.эти последовательности содержат гены-отвечающие за тРНК, рРНК и белки-гистонов.В них выделяют кодированный участок-гены некодиров.-спейсер.3)уникальные гены, кот составляют 75% генома, имеют от 1 до 10 копий.Отвечают за все белки орг-ма,кроме белков-гистонов.Они содержат кодированную часть-экзоны и некодарован-интроны .

9Клеточный цикл,митотигческий цикл,фазы.

Жизненный цикл-период с момента появления клетки из материнской, до собствен.деления или гибели.В нем выделяют: 1)период специализации-клетка выполн.специф ф-ю.2)период покоя-кл решает по какому пути идти деления или специализации.Также выделяют митотический цикл и проинферативный. Митотический-включет совокупность процессов,кот. происходят в Кл при подготовки к делению и в процессе самого деления.Включает в себя-интерфазу и митоз.Интерфаза-период подготовки клетки к деленшо(3 периода) 1)Q1 постмитотический или пресинтетический 30-40% времени митотического цикла2)S(синтетический 30% времени).3)Q2 постсинтетический 20-30%, Период Q1.В Кл синтезируются все виды РНК.белки,Кл достигает необходимые органеллы,увеличивается в оъеме,накапливаются предшественники нуклеотидов, в кот будет синтезироваться ДНК.В этой фазе выделяют особый период-точкой рестрикции. Пройдя эту точку Кл вступает на путь деления.

Период S . Удвоение или репликация ДНК-сложный ферментативный процеес.требует расхода энергии.Фер-ты: 1)топонзомераза снимает сверхспиральную ДНК 2)геликаза- разрывает водородные связи между 2 цепями ДНК в опред участках(уч-ки-репликоны) 3)ДНК-полимераза-синтсзирует новые цепи ДНК;4)Фрагменты соед.С помощью ферментов-лигаз.По окончанию синтеза обр 2 молекулы ДНК,в каждой мол-ле 1 цепь-старая(материнская) и новая-способствует репликации-наз.полуконсервативными.В этот период синтезируются все виды РНК,белки.Каждая хр-ма будет состоять из 2 сестринских хроматим.Генет.форма2н2с-2н4с. Период Q2.Продолжается синтез всех видов РНК,белков,накапливаются белок-тубулин и АТФ для построения нитей веретена деления. Митоз(непрямое деление) или кариокинез. 5стадий: 1)профаза 2)прометафаза З)метафаза 4)анафаза 5)телофаза.Профаза.Клетаа округляется,повышается вязкость цито-мы,освобожд.мол-лы белка-тубулина из кот будет строиться веретено деления,центриоли расходятся к разным полюсам,между ними веретено деления нити веретена деления-это микротрубочки.состоящие из белка-тубулина. Начинается спирализация хромосом,разруш и исчез ядрышки. Прометафаза .разрушается ядерная об-ка,т.е распадается на фрагменты,кот в виде пузырьков расх-ся к разным полюсам клетки. Хромосомы свободно лежат в цитоплазме.В обл-ти центромеры,с обеих сторон каждой хромосомы обр.слоистые структуры-кинетохоры.Они состоят из белков,от них отходят нити веретена деления в сторону полюсов клетки-кинетохорные нити.Метафаза .Хр-мы максимально спирализованы,располагаются по экватору клетки.образуют метафизарную пластинку. Каждая хромосома состоит из 2 сестринских хроматид.соед.центромерой.Веретено деления сформировано окончательно. Анафаза .Начинается с момента разделения центромер,сестринские хроматины,дочерние хромосомы расходятся к разным полюсам.Для дв-ия хромосом необходимы нити веретена деления и энергия АТФ. Телофаза. Начинается с момента остановки дочерних хромосом у полюсов клетки, происходит деспирализация хр-м,формируется ядрышки,вокруг каждой группы хро-м у полюсов,формируется ядерная об-ка.Проис-т деление цитоплазмы. Уровни пролиферации клеток: 1) внутриклеточный-Са, циклические нуклеотиды-ц АМФ, цГМФ, специф.белки, кот активируют процесс пролиферации.2)внутритканевой- кейлоны-ингибиторы. по хим структуре- пептиды 3) межтканевой - факторы лимфацитов,кот наз.лимфокины-пептиды, могут как активировать,так и ингибировать препараты пролиферации.4)организмы-гормоны.нейромедиаторы.

10 . Размножение.

1)половое-обеспечивает генетич.разнообразие2)бесполое-почкование: а)вегетативное; б)споровое; в)шизогония;г)деление надвое. Между бесполым и половым имеются переходные формы-коныогация,копуляция.На ранних этапах эволюции,слившиеся клетки не отличались друг от другаизогамия.позднее в ходе эволюции появились микрогаметы и макрогаметы-анизогамия.Позднее яйцеклетки и спермаиозоиды-оогамия.Половой деморфизм-разделение половых клеток на яйцеклетки и сперматозоиды,половых желез на

яичники и семенники. В основе лежат различия в наборах хромосом самок и самцов. Партеногенез. Это развитие орг-ма из неоплодотворенной яйцеклетки. Различают: 1)естественный-обязательный(облигатный), необязатетный(пчель); 2)искусственный(тутовьй шелкопряд)

Формы партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж.ядра)цитоплазма в клетке;2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

11 Половое размножение.Морфофункциональная характеристика половых клеток. П роцесс обр пол Кл.Сперматогенез и овогенез .

В основе полового размножения лежит половой процесс.суть кот сводиться к объединению в наследственном материале для развития потомка ген инф из 2 разных источников родителей.Представления о половом процессе дает проц. коньюгации. Он закл.во временном соединении 2 особей с целью обмена наслед.материалом, =>оъединения гамет,морфологически не отличимых.В таком случае говорят об изогамии.Впослед.появляются макро- и микрогаметы.Возникло явл.анизогамии,и в дальнейшем появл.подвижные сперматозоиды и крупные неподвижные яйцеклетки. Возник оогамия. Половой диморфизм-разделение половых клеток на яйцекл. и спермах.,половых желез-на яички и семенники,а особей на самок и самцов.В его основе лежат различия в хромосомных наборах самок и самцов,Партеногенез -развитие из неоплодотворенной яйцеклетки: 1)естественный а)обязательнь б)необязательный 2)искусств.Обязат.встречается у скальных ящериц,а необяз.у пчел. Андрогенез-развитие идет из муж ядра,но цитопл яйцеклетки. Геногенез -развитие из неопл.яйцеклетки. Яйцеклетка: имет овальную форму,размеры различны в зависимости от организма. Диаметр 100-150 мкм у чел-ка.Имеют ядро,цитоплазму,плазм мембрану,в цитоплазме соответ органеллы. В зависимости от организма яйцеклетки могут быть первичные, вторичные, третичные оболочки. Цитоплазма содержит пит в-ва в виде желтка. Он необходим для питания зародыша. В зависимости от кол-ва желтка и его распред по цитоплазме выдел.виды яйцеклеток: 1)изолецитальная (сод мало желтка.равномерно распред по цитоплазме-ланцетник,чел-к,млекопит), 2)телолецитальное (мното желтка,он содер. на одном из полюсов Кл-это вегет.полюс.а противопол-аномальгый) птицы,рыбы.амфибии. 3)центролецитальные (желток вокруг ядра и занимает почти всю цитоплазму)членистоногие. В яйцекл млекопит вокруг плазм мембр располагается особая блестящая об-ка, а вокруг распол слои мелких фолликуляр кл. Сперматозоиды : имеют ядро цитоплазму с органеллами и мембр. Длина 50-70мкм. Выд.4части: головка, шейка, средняя часть и хвост. В головке нах ядро,впереди-акросома-видоизм. Комплекс Гольджи, наподобие большой лизосомы, внутри к-ой нах гидролитический фермент. В шейке-

Центриоли:проксимальная и дистальная.Проксимальный центр принимает участие в формировании веретена деления. Дист-в обр осевой нити хвоста. В сред.части-митохондрии,к-ые обеспечивают двиг ф-цйю. Основу хвоста сост. осевая нить, вокруг к-ой нах небольшое кол-во цитоплазмы и мембран.

Процесс обр.половых кл-гаметогенез. В нем выдел.след стадии: 1)обособ первичных половых Кл.от др Кл тела 2)размножение 3)рост 4)созревание 5)формирование. Размножение: первичные пол Кл гаметогонии. они делятся диплоидные кл. Гаметогонии-ряд гаметогоний(пр размножения)-гаметоциты 1 порядка(пр роста)-гаметоциты 2 порядка(пр созревания)-прогаметы-гаметы(пр мейоз2)-гаметы(пр.формирования). Ключевым примером явл.мейоз.

12.мейоз:цитологическая и цитогенетич хар-ка.

Мейоз сводится к 2 послед делениям 1и м.2,причем только один из них сопровож удвоением ДНК.

М1 :Профаза:1)ст лептотены. 2)ст зиготены. 3)ст пахитены. 4)ст диплотены. 5)ст диакинеза. Метафаза 1 .анафаза1 .телофаза1.

М2 :Профаза2;метафаза2;анафаза2; телофаза2; профаза.

1)Ст лептотены. -хромосома выходит с интерфазного сост.начин. спирализация и имебт вид тонких нитей,концы к-ых фиксированы на внутр.поверх ядер. Мембраны в хром.есть более компактные участки хромомеры.2.)ст зиготемы: происходит попарное объединение гомологичных хромосом или коньюгация. Коньюгац гомолог хр.достигает молек уровня точности,т.е при объединении гом хр напротив опред гена 1 гом хр располаг соответ ген др гом хромосомы.опред роль игр. Особые белки-синаптонемальный комплекс. Он выгледит в виде веревочной лестници; 3)ст пахитены: Кл можно наблюдать в 2 раза уменьш.число хромосом,но это лишь кажущиеся явл.,так как гомологичные хромосомы так плотно коньюг,что выглядят в виде 1 элемента-бивалента. При этом каждая гомол хромосома сост. из 2 сестринских хроматид. Так там4 хроматиды, то это тетрады.Кл на этой ст наход долго, происх кроссинговер-разрыв и послед рекомбинация, к-ая сопровожд обменом участками между гомологич хромосомами. Этот процесс протеканет на уровне ДНК с участием соот ферментов. При кроссинговере проис разрыв однонитевых молекул ДНКпесестр. Хроматад и соед освоб в кольцо на перекрестке. Что приводит к обмену насл.материала между гомол хр-мами. Кросс.происх.в опред точках,к-ые соот рекомбинации узелками синаптонемич комплекса. Эти узелки образ на ст пахитены. В кроссинговер вовлек 2 несестр хроматиды. У человека может происходить в 2-3 точках на гомолго.пару.4)ст дитотены: гомол хромосомы начин отходить друг от друга.но ост еще соедив в местах кроссинговера.эти места-хиазмы.5)ст диакинеза: хр они движься к экватору,но соед в хиазмах. Исчез.ядерная оболочка, ядрышки, формируется веретено деления и выстр в обол экватора.Метафаза1 :выстр в обол экватора.В отл от митоза кинетохоры нити при мейозе направлены в одну сторону от центромеры к полюсам клетки. Анафаза1 :проис. расхождение гомол хр.Происх.независимое распред гомол хр.между полюсами кл. Как. только достигает полюсов кл начинается телофаза1 : формир ядро.ядерн обол-ка.деспирализация хр.,исчез веретено,делится цитоплазма и образ 2 кл-гаметоциты 2 порядка. После короткого интервала Кл вступают в мейоз2:теже процессы,что при митозе,но в метафазу кинетохорные нити направл. к обоим полюсам Кл и в анафазу расход сестр хроматиды.Мейоз 1 заканчив.формирование прегамет(1н1с). Значение митоза : 1)сохр пост число хр.из поколения в поколение2)в силу перекомбинации гомол хр-м образ большое кол-во генетически различных гамет.

13.Оплодотворецие и партеногенез.

Оплодотворение- процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида с обр диплоидной зиготы,из кот развивается диплоидный оргаизм. Стадини: а) сближение половых клеток. б)активация; в)слияние(сингамия). В сближении гамет играет роль неспециф факторы: 1) координация во времени процессов спермато- и овогенеза, одновременность готовность к оплодотворению 2)в сближении гамет играют большую роль совокупительные органы,кот обемпечивают сближение сперматозоида и яйцеклетки 3) Относительно большие размеры яйцеклетки, что повышает вероятность их сближения. 4)большое число яйцеклетки.сперматозоид активирует. Это называется акросомальная реа-ция. При этом активируется и яйцеклетка(кортикальная реа-ция(увеличение Са2+)).У млекопитающих при соприкосновении сперматозоида с наружной оболочкой яйцеклетки, в месте контакта разрушается плазматическая мем-на сперматозоида(впереди акромомы),повышается ее проницаемость у сперматозоида выходят гидролитические ферменты-сперматолизины, они расслабляют связи между фолликулярными клетками и сперматозоид погружается в оболочки яйцеклетки. Разрушается блестящая об-ка, разрушается в месте контакта плазматич мем-на яйцеклетки, происходит слияние плазматич мембран 2х клеток и сперматозоид проникает в цитоплазму яйцеклетки. Но сперматозоид может вступить в контакт с поверхностью яйцеклетки только в том месте где на блестящей об-ке находятся специфический для сперматозоида рецептор, с которым он связывается. После проникновения сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки с обол-ки яйцеклетки исчезают рецепторы и др. сперматозоиды в яйцеклетку не проникают. Это препятствует полиспермии у млекопитающих и чел-ка. Партеногенез -развитие из

неоплодотаор.яйцеклстки:1)естественный.а)обязательн.б)необязател.2)искусст. Обязательный встречается у скальных ящериц,а необяз у пчел. Формы

партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж ядра, цитоплазма в

яйцеклетке.2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

14 Предмет,задачи и методы генетики.

Это наука об изменчивости и наследственности орг-ов. 1900 рождение генетики (Чермак, Фриз, открытие з-ков Менделя) 1906- Бетсон ввел термин генетика. 1 период 1900-1953 классическая генетика.2 период 1953-наше время молекулярной биологии и генетики. 1 период: сформирована теория гена, введено понятие гена. Иогатсои сформулировал учение о генотипе и фенотипе. Морган-хромосомяая теория наследственности учение об экспериментальном мутогенезе. Новый раздел генегики-генетика популяции. 1944-Эвери окончательно доказал, что ДНК хранит наследственную инф-цию. 1953-расшифрована пространственная структура ДНК. 2 период: 1961 расшифрован генетический код и структура уникальных генов. 1971-термин-фермент обратная транскриптаза или ревертаза. В присутствии этого фермента на мол-лу ДНК идет синтез. РНК 1990 начал выполняться геном чел-ка. В настоящее время расшифрованы все нуклеотидные последовательности ДНК чел-ка. Давиденков разрабатывает методику медико-генетического консультирования населения. Вавилов-закон гомологичных рядов. Кольцов-предложения о том, что хим основу гена составляют биол.макромолекулы.

15. Наследственность и изменчивостъ.Ген и его св-ва. Наследственность - общее св-во живых орг-ов сохранять и передавать наследственные признаки в ряду поколений. Изменчивость -общее св-во живых орг-ов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза. Изменчивость - общее в-во живых. орг-ов, кот заключается в изменении наследственных признаков, вариабельность их проявления при взаимодействие орг-ов с окр.средой. Ген-последовательность нуклеотидов в ДНК, кот несет инф о первичной структкре белка. Св-ва генов 1) специфичность-1 ген отвечает за развитие 1 признака.2)стабильность-гены в ряду поколений передаются без изменений. 3)дискретность-разные гены отвечают за развитее разных признаков.4)аллельное состояние. Аллельные гены-гены, кот находятся в одинаковых участках или локусах гомологичных хромосом и отвечают за развитие 1 признака.

16.Откйытие Менделем законов независимого наследования. Гибродологический метод исследования был предложен Менделем: 1)скрещивают организмы, кот отличаются друг от друга по одному признаку или несколькими стабильными контрастными взаимоисключающими признаками 2)проводится обязательный количественный и качественный учет потомков от каждого скрещивания. Проводится индивидуальный анализ потомства от каждого скрещивания. Многогибридное скрещивание-скрещивают орг-ов.кот отличаются друг от др-та по одному признаку(растения. гороха,отлич по окраске семян, скрещивался желтый горох с зеленым.В первом поколении все растения имели желтую окраску семян, в этом заключается единообразие гибридов первого поколения, признак который появился у гибридов 1 поколения-доминантный(А-ген с желтой окраской семян; а – ген с зеленой).

17. Закон расщепления гибридов 2 поколения.

Мендель скрестил гибриды 1 поколения между собой. Во втором поколении появились с желтой и зеленой окраской семян, т.е произошло расщепление по данному признаку. Признак, кот. проявился у гибридов 1 поколения-доминантный, признак, кот не проявился в присутствии доминантного-рецессивный. Он применил статистический подход при изучении явления расщепления. Он подсчитал гибридов 2 поколения, желтых семян6022,зеленых2001,произошло расщепление по фенотипу3:1 .ЗАКОН : при моногибридном скрещивании во 2 поколении, расщепление идет по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.0рганизмы, кот имеют одинаковые аллельные гены-гомозиготы, разные гены-гетерозиготы.

18 Ди- Полигибридное скрещивание.

Дигибр. Скрещивание орг-ов, кот, отличаются друг от друга по двум признакам (А-ген, с

желтой окраской гороха; а-ген,с зеленой; В-гладкий; в-морщинистый). Мендель скрещивал растения гороха с желтыми гладкими семенами, с растениями зелеными морщинистыми. В 1 поколении проявилось правило единообразия, все растения имели желтые и гладкие семена, он также скрестил дигибридов 1 поколения между собой, во 2 поколении появилось 4 категории потомков:9-желтые гладкие(АВ),3-желтые морщинистые(А-вв),3-зеленые гладкие(аа В-), 1-зеленые морщинистая(аа вв).(Желтые семена-12частей:зеленые-4,гдадкие-12,морщинистые-4)

Викторина по биологии:

1. В Англии этот цветок воспет поэтами в сказках: он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы были куплены два каменных дома. Ответ: Тюльпан.

2. У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветкам? Ответ: Болгария - розабир, Германия - фиалка, Югославия - мимоза, Англия - незабудка, Россия - папоротник в ночь на Ивана Купалу.

3. Где родилось искусство составления букета? - Япония. Какие страны славятся умением составлять букет? - Франция, Япония.

4. Что означает понятие "икебана"? Ответ: живые цветы.

5. Какой цветок считают последней улыбкой осени? Ответ: астра.

6. Что такое бутоньерка? Ответ: Миниатюрный букет цветов, которым украшают прическу, одежду, ставят на праздничный стол с каждым прибором.

7. Какой цветок является символом солнца и символом Японии? Ответ: хризантема.

8. Какой цветок всю жизнь любуется собой? Ответ: нарцисс.

9. Какие существа имеют три сердца? Ответ: осьминоги, каракатицы, кальмары.

10.Какого цвета у моллюсков кровь? Ответ: голубая.

11.Какое растение дает лучший мед? Ответ: липа.

12.Название какого растения связано со звоном? Ответ: колокольчик

13.Соком каких растений выводят бородавки? Ответ: чистотелом.

14.Никто не пугает, а вся дрожит? Ответ: осина.

15.Какая самая крупная летающая птица? Ответ: дрофа, кори.

16.Какая самая мелкая птица? Ответ: колибри.

17.Самое быстрое животное суши? Ответ: гепард, 110 км в ч.

18.Какая птица иногда кричит как кошка? Ответ: Иволга.

19.Какое самое маленькое плотоядное животное суши? Ответ: горностай.

20.Какая нить в природе самая тонкая? Ответ: паутина.

21.Косой ли заяц? Ответ: нет.

22.Какая змея плюется? Ответ: кобра.

23.У кого самый большой язык? Ответ: муравьед.

24.Где у кузнечика ухо? Ответ: на ноге.

25.Какие ноги жирафа длиннее? Ответ: передние.

26.Чем блеет бекас? Ответ: хвостом.

27.Какое растение носит название глаза птицы? Ответ: вороний глаз.

28.Какой зверь после еды чистит зубы? Полощет рот. Ответ: Тигр.

29.У каких птиц крылья покрыты чешуей? Ответы: пингвины.

30.У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? Ответ: одинаково.

31.Всегда ли рак движется? Ответ: нет, к еде он движется вперед.

32.Из какого дерева делают спички? Ответ: осина.

33.Растет ли дерево зимой? Ответ: нет.

34.Какая самая маленькая птица в России?? Ответ: королек.

35.Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? Ответ: морской конек.

36.Птенцы, какой птицы в гнезде шипят, как змеи? Ответ: вертишейки.

37.Какая рыба может превратиться в шахматную доску? Ответ: камбала.

38.Какая птица сама себя называет? Ответ: утка-кряква.

39.Чем стрекочет кузнечик? Ответ: трением ноги о крыло.

40.Название какого цветка состоит из частицы и сторожевой будки? Ответ: незабудка.

41.Какая птица совсем не имеет крыльев? Ответ: киви-киви.

42.У какого животного цвет жира зеленый? Ответ: крокодил.

43.Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет? Ответ: табак.

44.Какая лесная птица резко меняет свое оперение весной? Ответ: белая куропатка.

45.Какие цветы носят человеческие имена? Ответ: Роза, Лилия, Иван-да-Марья, Василек и тд.

46.Назовите растения ловушки. ответ: росянка, кувшиночник, пузырчатка.

47.Листья каких растений способны указать на стороны света? Ответ: латука дикого, сильфиума, эвкалипта.

48.Какое растение называют гигантской сковородкой? Ответ: викторию - родственницу нашей кувшинки.

49.Самый большой паук на свете? Ответ: Паук-птицеед.

50.У какой птицы клюв длиннее самой птицы? Ответ: у некоторых видов тукана.

52.У какой акулы глаза расположены в 2 метрах друг от друга? Ответ: рыба - молот.

53.Какая бабочка любит путешествовать? Осенью она улетает, как птица на юг, в Африку, а весной возвращается в наши края. Ответ: бабочка-репейница.

54.Какая лягушка для своих головастиков строит дом, но без окон, крыши и дверей. Ответ: квакша-кузнец.

55.Какая змея "видит" тепло, даже слепая, без слуха и обоняния. Ответ: шестимордник.

56.Самые высокие деревья в мире. Ответ: эвкалипты до 187 м.

57.Самое массивное дерево. Ответ: секвойя.

59.Самое крупное плавающее растение. Ответ: "Виктория-регия", ее листья достигают диаметра до 2 м. И могут выдерживать рассредоточенный груз до 50 кг.

60. Кто имеет самые большие цветы?? Ответ: рафлезия Арнольда, ее метровый цветок весит до 10 кг.

61. Какая птица носит фамилию знаменитого русского писателя? Ответ: Гоголь.

62. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? Ответ: клест.

63. Какое дерево используют для изготовления лыж. Ответ: береза.

64. Вьют ли перелетные птицы гнезда? Ответ: нет.

65. Что делает еж зимой? Ответ: спит.

66. Назовите средний возраст сосны. Ответ: 120-140 лет.

67. С какого дня по календарю начинается лето, и чем этот день примечателен? Ответ: 1 июня - день защиты детей.

68. Сколько на каштане в среднем листьев? Ответ: 19 тысяч.

69. Сколько в среднем листьев на тополе? Ответ Примерно от 70 тыс. до 119 тыс. имеют различные виды тополя.

70. Какого уровня достигает естественный шумовой фон, без которого невозможна жизнь человека? Ответ: 20-30 децибелов. Например, шелест травы - 10 децибелов, громкая речь - 60-70 децибелов, шум уличного транспорта 80-100 децибелов. Допустимая граница громкости - 80-85 децибелов, 130 д. вызывает у человека болевые ощущения, в 150 д. звук становится непереносимым.

71. Какая самая крупная в мире ящерица? Ответ: варан с острова Комодо.

72. Самый крупный в мире хищник? Ответ: белый медведь.

73. Самое крупное в мире лесное копытное млекопитающее? Ответ: лось.

74. Самое крупное в мире ластоногое млекопитающее? Ответ: морж.

77. Самый крепкий сильный из сумчатых и к тоже самый редкий вид на Земле? Ответ: сумчатый волк.

78. Самые примитивные звери на Земле? Ответ: утконос и ехидна.

81. Самое крупное в мире наземное млекопитающее. Ответ: африканский слон.

83. Самые крупные животные нашей планеты. Ответ: синие киты.

84. Где хранит свои запасы воды верблюд? Ответ: в крови.

85. Какие земноводные животные переодеваются - меняют кожу четыре раза в год и всякий раз съедают предыдущую. Ответ: лягушки.

86. Есть ли у улитки зубы? Ответ: да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке. Каждый ряд содержит по 105 зубов, в сумме 14175!

Раздел I. Ботаника в фактах и

событиях.

знаний по истории развития и становления биологии как науки в целом,

а также отдельных ее отраслей; о роли конкретного признака в жизни

различных организмов, а так же знаний анатомии и физиологии организ-

1.Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом

некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф

требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал:

«Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две

колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек,

приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью

из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать

такой вид оружия?

(Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое).

2.Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на

день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его пос-

следующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вско-

ре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-

возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная суп-

(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудите-

лей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни

миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

3.Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на

всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла,

погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала упо-

треблять в пищу водоросли. Что спасло людей?

(Бурые водоросли).

4.В Германии в одном из баварских болот был обнаружен средневековый

рыцарь в доспехах, а в Австрии, на глубине 1,2 м обнаружили остатки бре-

венчатой дороги, проложенной римлянами, а на дороге – римскую монету

с изображением императора Тиберия Клавдия, датированную 41 г. до н.э.

Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

5.Высушенный мох, особенно мох – сфагнум, применяется при строительстве

домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен, по-

толков и пр. Благодаря каким особенностям мох нашел такое применение?

6.В военные годы, при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали

сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом,

и не забудьте, что перевязочный материал должен быть стерильным?

7.С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера

в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника?

(Папоротник не цветет).

8. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный, - последовал ответ.

А где хвоя?

По чьей вине?

По вине самой природы.

Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…

Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?

(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).

9. В 1596 г. Жак Картье отправился в экспедицию на корабле в целях исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов умерли к тому времени, когда судно подошло к берегам реки Св. Лаврентия. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. И все же Жаку Картье удалось спасти оставшуюся команду от смерти, послушавшись индейцев.

Какой совет дали индейцы Жаку Картье?

(Пожевать хвою, пить отвар из хвои).

10.В книге «Жизнь растений» К.А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке…Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное соприкосновение…» О какой уловке идет речь?

(Корневые волоски).

Раздел II. Ботаника в задачках.

    В ботаническом саду этикетки на деревья привязаны с помощью проволоки (но свободно!) на высоте 1,3 м от земли. Дерево растет в высоту по 30 см в год. На какой высоте окажется этикетка через три года? Почему этикетки на деревьях привязаны свободно?

    Опровергните такие утверждения о ядовитых грибах:

    от ядовитых грибов темнеет серебро;

    от ядовитых грибов сворачивается сырое молоко;

    от ядовитых грибов буреют головки лука и чеснока.

    Грибы порядка Трюфелевые имеют подземные плодовые тела. Каким образом условия существования влияют на морфологию плодовых тел?

    Ученые заметили, что у некоторых шляпочных грибов температура плодовых тел может быть выше, чем температура окружающей среды. Например, при температуре воздуха 13 ˚C шляпка боровика нагревается до 15˚C, а температура спороносного слоя может достигать 18˚C. Объясните биологическое значение такого повышения температуры.

    Широко известные грибы опята поселяются на пеньках, способствуя их разрушению: древесина становится трухлявой. Когда в грибницу проникает кислород, древесина пня начинает светиться. Замечено, что наиболее интенсивно пни светятся теплыми, влажными ночами. Объясните почему.

6. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают

червивыми. Бывают ли червивыми ядовитые грибы – мухомор,

бледная поганка и др.?

П 7. Почему посещение людьми парков и пригородных лесов пагубно

сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят

деревьям прямого вреда?

В 8. Все ли тополя «пушат»? Объясните ответ?

9.У каких растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут и что это дает растениям?

(Многие виды зонтичных, колокольчиковых и др. Как приспособление к распространению ветром, птицами).

(Печеночница и кислица цветут весной; околоцветник печеночницы синевато-лиловый; маршанция – мох; плод земляники - многоорешек (фрага); у ромашка не одиночные цветы, а соцветие – корзинка; лютик с оранжево – красным млечным соком – чистотел; белыми цветками цветет «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

11. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 6 яиц?

Раздел III. Зоология. Задания типа

«Угадай – кто».

    Определите птиц по клювам (рис.1). Подчеркните названия тех птиц, которые встречаются в Украине.

(Фламинго, колпица, тупик, козодой, баклан, шилоклювка, клест).

    Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица?

    В старой легенде об этой птице говорится, что одна женщина убила своего мужа и за это была превращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица.

Угадайте кто она?

(Кукушка).

    Укажите название птицы, чье имя совпадает с названием струнных музыкальных инструментов.

    У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине?

(Козодой).

    Что за животные изображены на рисунке (рис. 2)? Каково их систематическое положение?

(Губка – бодяга, гидра, сцифоидная медуза - корнерот).

    В Древней Греции существовала легенда о красавице – ткачихе Арахне, которая в соревнованиях выткала свою ткань не хуже, чем сама Афина. За неслыханную дерзость (не шутка - состязаться с богами!) Афина не признала работу девушки. В отчаянии Арахна хотела повеситься, но мстительная богиня не дала девушке этого сделать и превратила ее в животное, постоянно плетущее паутину. Назовите это животное? Каково его систематическое положение?

Раздел I Ѵ . Грамматика в биологии.

1.Записать переставив буквы местами, названия процессов жизнедеятельности, Учащиеся должны прочесть этот процесс и правильно назвать его

определение:

Девывение – выведение - это…

Лденеие – деление – это…

Торс – рост – это…

Хынадие – дыхание – это…

Софотинзет – фотосинтез – это…

Жазмнорние – размножение – это…

2.Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения

орфограммы учащиеся получат слово:

Французс…ий

Ил…юминация

Шес…надцать

Немец…ий

Р…стение.

Ботаника. Задания на применение знаний.

1.Вставить пропущенные слова:

Основными отличительными признаками покрытосеменных растений

является наличие у них ______ и ______. В цветках находится ______,

в расширенной части которого______ развиваются _______. Семена

находятся внутри ______.

2. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные части,

носит название ______. Двойной околоцветник состоит из ______ и

Чашечка цветка образована ______, а венчик ______. Околоцвет-

ник выполняет функции______ и ______. Главные части цветка – это

Тычинка состоит из ______, пестик состоит из ______.

3.Какие приспособления имеются у растений, произрастающих на

бедных элементами минерального питания почвах?

(Низкая поглощающая способность корней, высокая степень

развития микориз, малая скорость роста и большая длительность

жизни всего растения, большая биомасса корней, избыточное

поглощение элементов минерального питания как бы впрок,

приспособление к получению элементов минерального питания

не из почвы, высокая степень реутилизации).

4. Каким органам растений и частям цветка могут быть гомоло –

гичны крылатые приспособления у плодов и семян различных

растений?

(Прицветным листьям, чашелистикам, листочкам простого

околоцветника, стенкам завязи плода. Только лепестки и

тычинки не могут видоизменяться в крыловидные образования).

5. В каких целях и с помощью каких приспособлений растения

привлекают насекомых?

6. Какими способами лист цветкового растения может защищаться

по воздуху?

Раздел Ѵ. Зоология. Вопросы

«На систематизацию».

Один из важнейших способов структурирования зоологического знания –

«свертывание» сведений о видах в характеристике надвидовых таксономи –

ческих единиц. Эта особенность зоологии порождает специфический класс

вопросов.

1.Сколько ног у домашней мухи?

2. Сколько артерий отходит от сердца у осетра, снегиря, лося, жабы,

живородящей ящерицы?

3. Как устроены органы выделения тропической стрекозы?

4. Сколько ног у бабочки – крапивницы?

5. Сколько крыльев у мух – дрозофил?

6.Чем отличается живорождение у кролика и у гадюки?

7.Расположите следующих животных – собака, жираф, курица,

лягушка – в порядке снижения кровяного давления. Ответ обья –

8.Чем отличается жало комара от жала пчелы? Что происходит

при укусе комара и пчелы?

9.Как отличить тритона от ящерицы и безногую ящерицу от змеи?

10.Чем вы объясните тот факт, что осы – парализаторы, охотящиеся

на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

11.Кто изображен на рисунке 3 – змея или ящерица?

(Изображена голова ящерицы с полузакрытым веком и наружным

слуховым проходом).

12.На рисунке 4 изображена серая ворона. У нее двухцветная окраска –

серая и черная. Заштрихуйте на рисунке те места, где оперение должно

быть черным.

Раздел ѴI. Зоология. Задания

«На эрудицию».

Вопросы, приведенные в данном разделе, условно можно отнести к

одной очень обширной и весьма разнородной группе – вопросам

«на эрудицию». Они проверяют знание вполне определенной области.

Целесообразность таких вопросов связана с важностью этой области.

Если она достаточно обширная и значительная, то интересующийся

биологией школьник наверняка не мог пройти мимо нее, даже если

ею специально не интересовался, и сможет дать вразумительный

ответ. Вопросы «на эрудицию» - лучший индикатор знания зоологии.

Вопросы «На наблюдательность».

1.Подчеркните название самой черной птицы:

а) кулик – черныш;

б) черный аист;

в) черный дятел;

г) тетерев – черныш;

А что у каждой из них не черное?

2.Есть ли разница в том, как пьют воду собака и лошадь?

3.Из воспоминаний известного путешественника В. Горюнова о его

поездке в Индию в 1953 г.:

«…Я пробирался между колючими кустами стреколиста, с ветвей

которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную

жертву. Под ногами у меня шуршал папирус. На фоне общего разнооб-

разия выделялись яркие цветы венериного пояса – хищного тропичес –

кого папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или

гориллы – страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарос –

лях бодяги выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в ча-

щу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка, и я понял,

Что пора возвращаться…»

Какие биологические неточности найдете вы здесь?

4.Художник изобразил на рисунке 5 летучую рыбу(1), миногу (2),

камбалу (3) и акулу (4).Посмотрите, все ли правильно на этих

рисунках. Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем

они состоят.

5.У каких животных одна, две, три, четыре, пять и больше пар ног?

6.У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и, кроме того,

набор коротких сигналов, зачастую сходных у разных видов.

Какова роль того и другого типа сигнализации в жизни птиц?

8.Зачем паукам паутина?

9.Как дышат водные насекомые?

10.Какими способами животные защищаются от хищников?

11.Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности

принципы, лежащие в основе использования предметов, изобра –

женных на рисунке 6?

12.Определите в каком направлении двигается машина времени – из

прошлого в будущее или, наоборот, из будущего в прошлое.

Аннотация

к дидактическому пособию по биологии

для учащихся 7-8 классов.

Это пособие – сборник занимательных заданий и вопросов, предназначенный

для школьников, интересующихся биологией.

В работе собраны задачи по разделам 7 и 8 классов, имеющих научно –

практическую направленность на развитие теоретического и логического типа

мышления, интеллекта, стремления к самостоятельности.

Задания для этого сборника заимствованы из разных источников, разделы раз –

личаются стилем изложения, подробностью ответов.

Предлагаемые вопросы можно использовать учителем биологии для развития

интереса к предмету, в качестве «затравки» на проблемных уроках, для система-

тизации материала, для связи нового материала с давно пройденным.

Сборник дидактических заданий

Биология

в

вопросах и ответах

Составитель: Никитина Н.И.

Средняя школа №6

Г. Терновка

2011г.

Похожие статьи