Согласно египетской
мифологии, бог Сет являлся божеством пустыни и
олицетворением зла. Родителями Сета были
Геб и
небесная богиня Нут. Согласно мифам и легендам,
бог Сет, желал овладеть сестрой своего брата
Осириса и отобрать у него земной престол. В
первую очередь для этого он осуществил свой
коварный замысел.
По его приказу, мастера
изготовили золотой саркофаг (по другим версиям
сундук), как раз в рост Осириса. Пригласив к
себе в дом множество гостей (в том числе и брата
Осириса) он поведал, что решил подарить этот
саркофаг тому, кто в него поместится. В тот
момент, когда Осирис лег, предатели закрыли
крышку, а сам саркофаг сбросили в Нил.
Путешествуя таким образом, по Нилу его прибило к
берегам Финикии, где его отыскала жена
Исида . И
тут же Осирис был возвращен в дельту Нила. Здесь
его отыскал коварный Сет и разрубил на
четырнадцать частей. После смерти Осириса, Сет
стал полноправным хозяином Египта. Сын Осириса
бог Гор вступает в схватку с убийцей и побеждает
благодаря помощи Ра. Однако Сет остается жив и
противники решают обратиться в божественный суд,
для выяснения прав царствования.
Судебная тяжба длилась
более восьмидесяти лет, но боги никак не могли
прийти к единому мнению. Лишь вмешательство
ожившего Осириса помогло отыскать верное
решение. Сет был лишен египетского трона, а
Амон
Ра забрал его с собой на небо, чтобы всех
устрашать.
Бог Сет изображался в
облике животного, которое достаточно сложно
точно определить в зоологическом смысле. Попытки
толкования были достаточно обширны – начиная от
трубкозуба через окапи и семейство собачьих и
заканчивая антилопой. В период Древнего
царствования он больше походил на осла.
Но, в любом случае в
образе данного животного у кочевников Верхнего
Египта олицетворялась власть, в то время, как у
земледельцев Нижнего Египта он был главным
символом беды. Таким образом, Сет стал партнером
Гора и правил наравне с ним другой частью
Египта.
Любой египетский фараон
был объединенным олицетворением обоих братьев.
Стоя на носу солнечного
корабля, египетский бог Сет борется со змеем
Апопом. До появления на территории Египта гиксов,
Сет был верховным богом, а во времена
восемнадцатой и девятнадцатой династии он
защищал Рамессидов (отсюда и имя фараона - Сетос).
В качестве «красного»
божества Сет стал олицетворением всех злых сил –
«через его дыхание на землю приходят черви». Он
властелин всех металлов – железные руды назвали
«костями» этого бога. С распространением культа
Осириса, Сет на некоторое время становится вне
закона.
В качестве животных,
которые отождествлялись с Сетом,
рассматриваются, в первую очередь, осел,
антилопа, бегемот, свинья, рыба и крокодил.
Практически в любой
мировой мифологии присутствует два начала – злое
и доброе. В египетской мифологии роль злого
начала отводится именно Сету – правда существуют
и более мрачные, злые, космические силы, к
примеру, змей Апоп. Но они отождествляются в
первую очередь со стихиями, в то время, как Сет
наделен вполне человеческими качествами
(жестокостью, завистливостью, коварством) и
предстает чаще всего в образах богочеловека.
В период Древнего Царства
Сету придавались и некоторые положительныечерты. К примеру, доблесть и сила были
приписаны к нему после спасения им Амона Ра от
Апопа: располагаясь в ладье Ра, Сет поражает
змея копьем. Но постепенно он набирает злых
качеств – убийство Осириса сделало его богом
враждебных к Египту стран, вредоносным богом,
властелином пустыни. По своему происхождению Сет
относился к верховным богам – он был третьим по
счету ребенком у Геба и Нут (после Исиды и
Осириса). Четвертый ребенок этой божественной
четы (богиня Нефтида) была по легенде женой
Сета.
Видимо, первоначально
боги были очень похожи с людьми, они также были
очень противоречивы, что нормально для людей, но
никак не подходит к божественным символам. Со
временем, человеческие и божественные черты
отделились и в таком смысле, в боге Сете
сознание египтян могло выражать непрекращающийся
процесс опустынивания земли вокруг дельты Нила.
В связи с деятельностью человека, подобный
процесс идет уже несколько тысячелетий.
Которого также в литературе называют Сетх и Сутех, был одним из наиболее важных персонажей в пантеоне. С ним связано большое количество мифов и преданий, его просили о милости и боялись.
Этого бога считают покровителем хаоса и беспорядка. Он мог насылать на селения плохую погоду, штормы. Он же был создателем пустынь. Его считали коварным и жестоким.
Сет родился от богов Геба и Нут. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида. Последняя же стала и его женой.
У этого персонажа древнеегипетской мифологии было много Но главным среди них был осел. Потому и самого Сета изображали высоким, стройным человеком с ослиной головой. У него были красные волосы и глаза, что считалось цветом мертвой земли - пустынь. В руках у бога изображалось копье.
Существовало поверье, будто Сет изначально обладал хорошими качествами и не был покровителем дурного. Но зависть к старшему брату все сильнее точила сердце бога, изживая из него все хорошее. О противостоянии братьев рассказывает мифология. Сет старался избавиться от Осириса. И однажды у него появилась самая коварная из всех задумок.
Предательство Сета
Во времена, когда верили в и Сета, было принято заранее начать заботиться о своей загробной жизни. Еще в молодости заказывали саркофаги и строили гробницы. Когда строительство было закончено, можно было отпраздновать. Вот и Сет заказал для себя саркофаг. Но вот только он оказался богу не по размеру.
Как рассказывает мифология, Сет пригласил в свой дом гостей и сказал, что подарит прекрасный саркофаг тому, кому он придется в пору. Тогда все гости коварного бога стали по очереди примерять подарок. Но вот только подошел он лишь Осирису. Стоило ему лечь в саркофаг, как крышка закрылась. Сет облил саркофаг свинцом и бросил тело брата в воды Нила.
Жена Осириса Исида надела траур. Она долгое время искала своего мужа и скиталась по разным землям. Наконец она узнала, что гроб её супруга стал колонной в одном из дворцов. Исида скрыла свое божественное происхождение и стала няней, лишь бы быть рядом с телом мужа. Но её обман скоро открылся. И тогда Исида попросила отдать ей гроб.
Свое странствие и его исход богиня смогла скрыть от жестокого брата. Сету она также не рассказала и про свою беременность, а затем про рождение сына Гора.
Сет против Гора
Как рассказывает мифология, Гор вырос сильным юношей, могучим воином. И ничего он не желал сильнее, чем отомстить за отца.
Битва между двумя богами отражена в мифах. Изначально сын Осириса терпел поражения. Сет вырвал у своего племянника глаз. Тот же в свою очередь кастрировал дядю. Боги были обеспокоены этой кровопролитной битвой. И тогда они решили устроить суд, чтобы решить, кто прав - сын Осириса или Сет. Мифология рассказывает о том, что победа была отдана Гору. Ему вернули глаз, который и помог оживить Осириса. Сет был наказан за свое вероломство.
Оживший Осирис мог снова стать правителем. Но он не желал оставаться среди богов после пережитого. Тогда он стал правителем загробного мира, а свою прежнюю власть передал сыну Гору.
Сет — воин и защитник
Не только покровителем зла был Сет. Мифология редко включает в себя героев, в которых только отрицательные качества. Так и в боге с ослиной головой были черты, которые делали его привлекательным для древних египтян.
Сет был покровителем металлов, и в честь него было названо железо. А так как этот бог был еще и сильным, его своим владыкой выбирали воины. Он умел сражаться копьем и нередко одерживал верх над своими соперниками. Его сила привлекла внимание и фараонов. Потому Сет имел причастие и к власти. Его изображали рядом с фараонами.
Как рассказывает мифология, Сет играл важную роль при смене дня и ночи. Своим копьем он убивал змея, который хотел напасть на колесницу Несмотря на свой характер, Сет возвращал людям солнечный свет.
Истории богов включают в себя вечное противостояние добра и зла, как и любая другая мифология. Сет предстает в ней олицетворением дурного, но его не забывали и поклонялись ему. Считалось, что он способен на любое коварство. Но он же мог и защитить от зла. Его считали покровителем воинов, но и ассоциировали с загадочными землями за границами Египта.
Про Сета существует множество мифов. И не во всех он предстает злодеем. Одним из важнейших богов считается Сет. Мифология Египта рассказывает историю его взлета и падения.
Начнем.
Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.
Сет
Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца- », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.
В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.
Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.
Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Негада 1 (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титалатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.
Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии стал явным олицетворением зла.
Сет был младшим сыном богини неба и бога земли . Являлся братом , и , для последней он так же был мужем. Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.
Изображение
Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).
Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.
Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).
Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.
Сет и Гор
По легенде Сет, позавидовав своему брату , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.
С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций («Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.
Бог Сет в Древнем Египте изначально не имел отрицательного оттенка. У древних египтян он был ярости, хаоса, песчаных бурь, войны. Его изображали с головой осла или трубкозуба: длинные уши, красные грива и глаза. Красный цвет считался у египтян цветом смерти, потому что песок пустыни имел такой же оттенок (несмотря на то, что были и другие оттенки). Однако не существует мнения о том, какое животное является точным изображением Сета. Его священными животными являлись свинья, жираф, антилопа, но основным считался осел.
В Древний период Сет являлся олицетворением власти правителей Египта. Этот факт отражен в древних документах и именах, которые носили фараоны II династии. Во времена захвата части египетских земель гиксосахами он был приравнен к их главному божеству, местом поклонения ему стала столица государства Аварис.
Древние египтяне восхищались и превозносили мужественность, ловкость и воинственность Сета. Поэтому у его имени был эпитет "могучий". Вследствие этого фараонам давали имя "Сети". Для того чтобы заручиться покровительством этого божества, ему поклонялись, строили храмы в границах дворцов фараонов, носили различные украшения, на которых было его изображение.
Впервые рисунки, связанные с Сетом, были найдены в эпоху правления Накада I. Предметы, имеющие его изображения, были обнаружены в районе Накады. Родиной Сета считался Омбос, а его некрополь располагался в Накаде. В тот период он был особо почитаем в Верхнем Египте, и в его личности еще не было нелицеприятных черт. Сет считался покровителем южных египетских земель.
В период, предшествовавший объединению Верхнего и Нижнего Египта, происходила борьба почитателей Сета и Гора. Одержали победу сторонники Гора, поэтому с тех пор, если эти два бога изображались вместе, Гор находился впереди Сета. Ему поклонялись в следующих районах Египта:
- Омбосе;
- Ком-Омбосе;
- Гипселе;
- оазисах Дахла и Харга;
- в северо-восточной дельте Нила.
Сет - младший сын богини Нут, которая считалась повелительницей неба, и бога Геба - повелителя земли. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида, последняя стала его женой. День, когда он появился, был в Древнем Египте третьим предновогодним и считался неблагоприятным у египтян. В этот день не начинали новые дела и старались вообще ничего не начинать.
Изначально Сет считался защитником бога Ра и помогал ему в борьбе с Апопом. Он был единственный из богов, кто мог одолеть Апопа во тьме. Кроме Нефтиды, женой Сета была также богиня Таурт (покровительница деторождения). Началом проявления злого начала в этом божестве стала жажда власти. В мифологии древних египтян это видно в цикле сказаний об Осирисе и Горе.
Власть над Древним Египтом получил Осирис, потому что он был старшим братом. Но его младшему брату стало завидно, ему хотелось получить еще больше власти, он считал себя достойнее Осириса. Поэтому Сет решился на убийство брата, и после этого жене Осириса Исиде пришлось скрываться с сыном Гора от злобного божества. Но пришло время, когда Гор вырос, стал сильным и смелым юношей и вызвал Сета на бой.
Во время поединка бог ярости, хаоса и песчаных бурь лишает юношу глаза. Но Гору удается кастрировать Сета, что лишило последнего мужского начала. Впоследствии, земли, в которых главенствовал он, были пустынными и лишенными жизни как знак того, что сделал Гор с Сетом. Долгое время бились они, и боги устали наблюдать за их поединком.
Тогда они предложили устроить соревнования, которые определили бы, кто достоин того, чтобы править Египтом. В результате победителем был объявлен Гор. Дальнейшая судьба Сета имеет несколько трактовок, которая выбиралась, исходя из желания превознести те факты, которые были приближены к личностным идеалам. Есть еще две версии, почему в древнеегипетских сказаниях победу одержал Гор.
Сета стали считать злобным божеством в период Нового царства, когда гиксосы завоевали Северный . Они почитали его, в их землях воцарился культ, строились храмы. После этого события Сет стал ассоциироваться с чужеземцами, что усилило его отрицательные черты. После объединения египетских земель фараоны пренебрегали поклонению Сету, но позже оно возобновилось, а некоторым стали давать имена этого божества.
Бог Сет в Древнем Египте имеет противоречивое значение для египтян. С одной стороны, он - олицетворение хаоса, войны, песчаных бурь, но, с другой - воплощение силы, воинственности и мужественности. Возведение его в ранг злого божества связано с историческими событиями, такими как изгнание чужеземцев с северных земель Египта. Легенды о Сете являются показателем того, что древнеегипетская мифология многогранна, как и верования других древних цивилизаций.