Виноградная лоза значение символа в православии. Саидов Александр

23.01.2020

01.03.15 г. Сегодня у малышей Елены Павловны Сафоновой продолжение урока о христианских символах.

Дети познакомились с виноградной лозой - символом Христа и христианской веры.

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая.

Спелые гроздья были символом многих христианских мучеников. Символ виноградной лозы и сегодня украшает в православных храмах иконостасы, настенные росписи и является одним из наиболее известных изображений на самых древних христианских православных храмах. Православная христианская традиция считает символ виноградной грозди символом единения Бога с человеком. Надо ли напоминать, что вино в христианстве символизирует кровь Христа, и виноград встречается часто на страницах Евангелия, как символ принадлежности человека Богу. Хлеб и вино, взятые вместе соответствует “плоти и крови”.

Дети Воскресной школы часто причащаются и знают об этом. Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви. Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно.

Урок проводит Светлана Анатольевна Проваторова:


Для работы виноградной лозы нам понадобились простые материалы: трафареты листиков, бумажный шпагат, цветные салфетки, цветная бумага, клей ПВА и пастообразный клей МОМЕНТ (для лучшего приклеивания шпагата), одноразовая бумажная тарелочка для экспозиции.

Для лозы взяли бумажный шпагат. Скрутили из трех отрезков легкий жгутик. Кончики шпагата накрутили на карандаш и зубочистку - получились усики. С помощью трафарета обводили силуэт листика, вырезали из разных оттенков зеленого цвета. Получились - один листик спрятался в тени а другой на солнышке.

А из простых салфеток нарезали квадратики и аккуратно сформировали шарики (ладошками хорошо закруглить) - получились ягоды. Когда посмотрим на гроздь, то видим разные оттенки ягод. Такие ягоды получились и у нас.


Вот так постепенно рождается шедевр. Приклеиваем лозу, а затем ягодки, формируя гроздь. Все успеваем и отдохнуть, походить, и повеселиться, и помочь другу!!!


Приклеиваем листики, на которых нарисованы жилки. По центральным жилкам делаем изгиб, придаем естественный вид листка. Слегка прикрываем гроздь листиком.


Так... А теперь самое интересное! Некоторые дети уже закончили работу, что для других явился сигналом тревоги... скорей, скорей закончить... Но нет! Продолжаем терпеливо заканчивать работу. Все!!! Готово!!! ЗАГЛЯДЕНЬЕ, КАК КРАСИВО!!!


Надо же, дети сказали, что это ОНИ и ГОСПОДЬ. Значит, они понимают то, что делают. Они не просто мастерят, а задумываются над работой, что она собой представляет. ВОТ ВАМ ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ! Сколько, много интересного можно сделать.


Какой красивый наш стенд! Вот бы на выставку детские работы куда-нибудь представить.

Как всегда, в конце месяца мы поздравляем наших именинников с Днем Ангела!

«ВИНОГРАД — это один из главных символов христианской религии. Поэтому неудивительно, что виноградная лоза и виноград в Библии упоминаются неоднократно.

В Ветхом завете описана вот такая гроздь винограда, которую срезали израильтяне в земле Ханаанской, далее цитата «… единую гроздь винограда … держали на шесте».
они поднялись и исследовали землю … они сделали из ветки шест и несли одну гроздь винограда. Двое из них носили его на шесте между ними, вместе с гранатами и фигами. Это место называлось Долиной Эшколя из-за грозди винограда, которую отрезали там израильтяне. В конце сорока дней они вернулись после изучения этой земли.

Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми. Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.

И что интересно, что Виноград в Библии упоминается позитивно только и именно живой — как виноградная лоза или свежие ягоды винограда. Засохшие ягоды винограда -изюм -символ смерти, так же как сам живой виноград в Библии -символ жизни. Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась в древности при погребальных обрядах.

Крест и Древо Жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен.

Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».

Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь. Ученики-апостолы трактовались в качестве побегов. Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты Причастия — хлеб и вино, Тело и Кровь Христовы.Церкви.

Чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: это или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви - Евхаристию. «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь» ,-пишет Климент Александрийский. Люди,или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми,-членами


В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси…» .

Это образная форма, соответствует Евангельским словам Спасителя: «Яко же розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете.

Аз есмь лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже» ,(Ин.15, 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл, экклезиологический и сакраментальный.

Виноград в Библии- также и символ возвышения христианина. Ведь среди христиан есть и такие, которые христиане только по имени, внутренне же далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.

Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в перво христианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета украшения храмов продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________

ЛОЗА ИСТИННАЯ.

«А з есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2). Так цитируются слова Господни и упоминается виноград в Библии.

Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».

Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.

Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.

И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.

Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими? Почему так преклоненно упоминается виноград в Библии.

Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.

Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?

Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?

Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.

Виноград в Библии и православии многосмыслен и образен. Вы слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела» . Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.

Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.

Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.

Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.

Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.

Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.

Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.

Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.

Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.

«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».

А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».

Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.

«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».

Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».

Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.

Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.» Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Мне известны две иконы Божьей Матери с изображением винограда (может быть есть больше) Первая Ты еси Лоза Виноградная,

Эта икона появилась на основе фрески в храме в Каподокии, в её иконографию было добавлено изображение грозди и благословляющий жест левой рукой. Икона признана Грузинской Церковью, имеет тропарь и акафист, день памяти — 1-ое января(стар. ст.) / 14-ое января (нов.ст.). Эта икона уже прославилась как чудотворная.

Акафист…Ты Виноградная лоза , вновь распустившаяся Ветвь нежная, в Эдеме посаженная и Сама Собою Ты Солнце Сияющее.. . слушать хор Храма Св. Пантелеймона…

Вторая- Пресвятая Богородица Покрывающая.Происхождение: Из Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района).Местонахождение: Новоспасский мужской монастырь г. Москвы.Материал: Дерево.Икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая» (Домодедовская) была келейным образом грузинского письма схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.) – основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района). Активное участие в создании скита принимала преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова). На иконе, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Жадановского) «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды…»

15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную».

________________________________________ _________

Можно провести такую интересную параллель, рассматривая тему Виноград в Библии.

При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».

Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане. Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный, красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации: чёрный виноград- это монашествующие, а красный и белый-миряне.
ИНТЕРЕСНО . Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.

Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда . 😉 И это важно для понимания того, что такое виноград в Библии и христианстве.

В таинстве Евхаристии претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы происходит по благословлению священника. И когда это чудо совершается, радость наша не знает границ, и присутствующие в храме чада Божии молятся Господу, по слову Апостола Петра:«Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» (1Пет.2:9) . Сила же молитвы зависит от силы и чистоты жития, как следствие от степени любви к Богу, и приближения к Нему.

Божьей нам Помощи.

люди, с любовью растящие виноград, неравнодушные к нему -Божьи люди…

И еще факты-

Виноград в Библии — упоминание и толкование смысла его встречается неоднократно. Слово виноград в Библии встречается 24 раза.

Втор 32:32 …Ибо виноград их…
Суд 8:2 …Не счастливее ли Ефрем добирал виноград , нежели Авиезер обирал?..

Одним из самых древних символов плодородия, изобилия и богатства является виноград. У этого символа безупречная репутация, которую еще больше упрочило христианство. В христианской традиции виноградная гроздь символизирует духовную жизнь «на лозе», спасение и возрождение. Библия изображает виноградную лозу эмблемой земли Обетованной и знаком богоизбранного народа. Православная христианская традиция считает символ виноградной грозди символом единения Бога с человеком. Надо ли напоминать, что вино в христианстве символизирует кровь Христа, и виноград встречается часто на страницах Евангелия, как символ принадлежности человека Богу.
Виноград – это эмблема спасения и возрождения, именно потому изображение лозы характерно для орнаментальных композиций первых христианских гробниц. А потом и для церковных витражей. Еще одно значение винограда – истина. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). Известно, что средневековая иконография изображала Христа приклонившим колени в винном прессе. Об этом же есть высказывание одного из отцов Церкви – Августина Блаженного, который уподобил Иисуса виноградной грозди, положенной под пресс, а сок, который вытекает из под пресса – суть гнев Господень. В православной символике виноградная лоза связана с особым видом креста – крестом «виноградной лозы». Спелые гроздья были символом многих христианских мучеников. Символ виноградной лозы и сегодня украшает в православных храмах иконостасы, настенные росписи и является одним из наиболее известных изображений на самых древних христианских православных храмах.
Символ камня олицетворяет собой Божью постройку, которой не страшны бури и ветры. Это есть символ Церкви Божьей. Православие определяет три наименования символа камня: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни». Все эти утверждения взяты из текстов Писания и согласуются со словами Божьими. И, если «камень основания» и «краеугольный камень» - это символы, относящиеся к самому Христу – то «живые камни» - это, безусловно, верующие, чтящие Бога Отца и Сына.
Такую символику часто можно встретить в православных храмах в Крыму. Интересно побывать там, тем более что отдых в частном секторе в Крыму можно получить по вполне приемлемым и небольшим ценам. Безусловно, символ камня в Православиии есть один из наиболее ярких и понятных для верующего, поскольку отображает суть самого Бога и Православной Церкви. Камень, именуемый иначе, как твердыня – наиболее достойный символ, отражающий силу Слова Божьего, Его церкви и самого спасителя. Сочетание камня и виноградной лозы в христианской символике несет собой емкое смысловое значение, представляя собой настоящее христианское таинство создания и развития Церкви Христа.

Виноградная лоза

Орнамент – мотив виноградной лозы

Виноград – один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Виноградная лоза – один из символов Христа. Важность вина во многих религиозных ритуалах основана на символической связи винограда с Божественным благословением. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после потопа.

Сок винограда напоминает человеческую кровь. В некоторых мистериях виноград является символом похоти и разврата, алчности и пьянства. Гроздь винограда иногда представляется как фаллический символ. Но виноград рассматривается также и как символ солнечного духа.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛО) автора БСЭ

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Лоза Лоза, 1) кустарники или небольшие деревья рода ива с гибкими, хлыстовидными побегами. 2) Удлинённый гибкий стебель (побег) или ветвь некоторых кустарников, преимущественно ивы или

Из книги 100 магнитоальбомов советского рока автора Кушнир Александр

ЛОЗА ЮРИЙ В 1977 году Юрий Лоза начал работать в «Интеграле» Бари Алибасова. В составе «Интеграла» выступал на легендарном рок-фестивале Тбилиси-80. В 1983 перебрался в Москву и в конце года начал играть и петь в группе «Зодчие» (вместе с В. Сютки-ным и Ю. Давыдовым). Однако это

Из книги Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы автора Назарова Валентина Ивановна

Виноградная лоза Орнамент – мотив виноградной лозыВиноград – один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Виноградная лоза – один из символов Христа. Важность вина во многих религиозных ритуалах основана на символической связи винограда с

Из книги Домашний винодел. Коллекция лучших рецептов автора Михайлова Людмила

Юрий Лоза + "Примус" Путешествие в рок-н-ролл (1983) сторона А Телефон-рокДевочка в бареМой приятель - "голубой"ДосталаПора по чуть-чутьСтарый лимузинсторона ВКупи мне, мама, джинсы! Дядя швейцар У меня мал папа Утро с похмелья Прелюдия Баба Люба Удивительно, но факт: за

Из книги Настольная книга домашнего винодела автора Михайлова Людмила

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Крепительная виноградная водка Взять 400 г сахара, 50 г белого имбиря, 25 г кориандра, по 15 г кардамона, корицы, 6 г лепестков алых роз, 4 г мастики.Залить специи 1,2 л виноградного вина, когда настоится,

Из книги 40+. Уход за телом автора Колпакова Анастасия Витальевна

2.6.4. Смородина виноградная Другой сорт, вероятно происшедший от неаполитанской смородины, может быть также путем посева – винограднаячерная смородина (Schwarze Traube, parodie de raisins), называемая в продаже черной кистью и черным виноградом, отличается от своего родича

Из книги Я познаю мир. Живая природа от А до Я автора Любарский Георгий Юрьевич

Секрет № 235 Виноградная омолаживающая маска Сейчас виноград продают круглый год, и у тебя есть возможность питать и омолаживать свою кожу все сезоны в году.Соком винограда следует смочить полотняную салфетку или марлю, сложенную в несколько слоев, и наложить на лицо на

Из книги автора

Виноградная маска Требуется: 1 ч.л. жидкого меда, 2 ч.л. любого крема для тела, 5 ст.л. свежего виноградного сока.Приготовление. Тщательно перемешать ингредиенты до получения однородной массы.Применение. Нанести маску на чистую кожу тела. Через 15 мин ополоснуться теплой

Из книги автора

Виноградная улитка Один из самых крупных наших наземных моллюсков – виноградная улитка – питается подгнивающими зелеными частями растений и свежей зеленью. Во рту у нее находится мускулистый валик (язык), покрытый твердым колпачком с зубчиками, – так называемая терка.

Виноград - один из самых древних солнечных символов плодородия, изобилия и богатства. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения. С вином же, произведенным из винограда, дело обстоит значительно сложнее. С одной стороны, вино, развязывающее языки молчунам и лицемерам, выдающим во Х1йелю свои тайные мысли, выступает символом истины. Подтверждение тому можно найти и в латинском афоризме: «Истина - в вине» и в русской поговорке: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Помимо этого значения, вино рассматривается как аллегория радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.
В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. Плутарх писал о египетских жрецах Амона в Гелиополисе следующее: «Проливая вино на алтарь, они представляли его как кровь своих врагов». Вино играло роль жертвенной крови и в ритуалах орфеотелестов (жрецов-орфиков).
В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой - Дионис, в римской - Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает уни-версальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.

В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Такое же единение человека с
богом наблюдается и в христианской традиции, где вино символизирует кровь Христову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). А вот в исламе отношение к вину совсем иное. Пророк Мухаммед запретил своим последователям пить вино, поэтому у мусульман оно является одним из символов греха.

Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах. Как символ истины, виноград намекает на истинность учения Христа. Это видно из метафорического сравнения, приписываемого Христу апостолом Иоанном: «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1).
В средневековой христианской иконографии встречается изображение Спасителя, преклонившего колени в винном прессе. Это изображение иллюстрирует высказывание св. Августина, уподобившего Христа «грозди винограда, положенной под пресс». Вытекающий из-под пресса виноградный сок, ассоциирующийся с кровью Христа, олицетворяет в данном случае Гнев Господень.

Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной лозой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста - крестом «виноградная лоза» (см. главу «Крест»).

Виноградная лоза - атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сара-госского и других покровителей виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.
В изобразительном искусстве праздники сбора урожая винограда нашли отражение еще с античных времен. Наиболее популярны были греческие изображения праздничных процессий во главе с Дионисом, окруженном толпой козлоногих сатиров.

Художники эпохи Возрождения наделяли виноградной лозой старика Ноя, поскольку она была самым первым растением, посаженным Ноем после Всемирного потопа. Иногда они изображали библейского пьяницу сидящим обнаженным в беседке, оплетенной виноградной лозой.
Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове римского Бахуса и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному Чревоугодию. Однако у аллегорических фигур Осени и Золотого века виноградная лоза с тучными гроздьями ассоциируется с плодородием, изобилием и богатством.
В геральдике виноградная лоза, выступающая лишь как «говорящая» эмблема, либо входит в состав гербов, либо обрамляет гербовый щит тех городов, областей и республик, где развито виноградарство. Так, в гербе города Изюма изображены три виноградные кисти, «показующие самое именование сего града, и что плод сей круг сего града рождается»1, а в гербе Чугуева виноградная гроздь и два виноградных листа свисают со шпалеры.

В советской геральдике виноградная лоза украшала гербы южных республик - центров виноградарства: Молдавии, Грузии, Армении и Туркмении.

В истории с глубокой древности самой доходной отраслью сельского хозяйства было виноделие. Виноград выращивали в Египте, Малой и Передней Азии еще с IV тыс. до н.э. В период античности культивировалось около 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и условиям климата.
В Элладе и Риме потребление разбавленного и охлажденного вина было очень велико. Даже рабам ежедневно выдавалось до 600 мл легкого вина вторичной выжимки, а квалифицированные рабы-виноградари ценились впятеро дороже, чем обыкновенные рабы земледельцы.
Во время праздничного застолья, сопровождавшегося музыкой, песнями и танцами, употребление лучших сортов вина было связано с древними обычаями. Совершив благодарственное возлияние богам, полагалось выпить за здоровье всех присутствующих, а также отсутствующих на пиру родственников и друзей.

Похожие статьи