Биография Митрополита Курганского и Белозерского ИОСИФА
Митрополит Курганский и Белозерский ИОСИФ (Балабанов)
Митрополит Иосиф (Балабанов Игорь Анатольевич) родился 31 января 1954 г. в старинном подмосковном городе Кашира. Отец, Анатолий Ильич, родился 29 июля 1927 г., скончался 27 декабря 2001 г., мать, Надежда Петровна, родилась 15 сентября 1929 г., скончалась 12 мая 1999 г. По семейной традиции, через 40 дней после рождения младенец был крещен в храме во имя святых мучеников Флора и Лавра г. Каширы, единственной действующей тогда в городе церкви. С раннего детства будущий Владыка посещал Флоро-Лаврский храм г. Каширы, где тогда было еще много старых монахинь и сохранялся старинный монашеский дух, который он впитывал. Псаломщица этого храма монахиня Ангелина, ныне схигумения Макария, настоятельница Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии, строгая и требовательная, старалась научить его всему, что впоследствии может пригодиться для служения Церкви. Это были годы мощного давления атеистического государства на Церковь и верующих, и юноше пришлось многое перенести из-за твердости своих убеждений.
По окончании 10 классов средней школы он проходил срочную службу в армии в древнем Смоленске. В армии он так же не скрывал своих религиозных убеждений, но замполит части все же дал ему прекрасную характеристику.
В 1975 г., по окончании армейской службы, он поступил в Московскую духовную семинарию. За прекрасную успеваемость из первого класса он был сразу же переведен в третий, в 1978 г. окончил семинарию по первому разряду и без вступительных экзаменов был принят в Московскую духовную Академию.
5 марта 1979 г. в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Московском Новодевичьем монастыре Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием он был пострижен в монашество с наречением имени Иосиф, в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного. Его духовного отца, Владыку Ювеналия, отличают особые духовные дарования, огромный и многосторонний опыт, приобретенный многолетним высоким и ответственным служением Церкви. У этого, требовательного к себе и своему окружению наставника, будущий Владыка, как из неиссякаемого источника, черпал уроки для жизни. Величественное и сосредоточенно-молитвенное совершение Богослужений, спокойный, вдумчивый и мудрый подход к любому вопросу, всецелая отдача себя церковному служению, глубокая вера и преданность воле Божией являли перед ним в его Святителе тот образ, перед которым невозможно было не благоговеть, и которому хотелось, по мере сил, подражать.
9 марта 1979 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий рукоположил новопостриженного монаха Иосифа во иеродиакона. 26 июля 1979 г. определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена он был назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря, а к празднику Пасхи Христовой 1980 г. был награжден Патриаршей Грамотой.
23 апреля 1981 г., в Великий Четверг, в Успенском храме Новодевичьего монастыря по благословению Святейшего Патриарха Пимена Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий посвятил отца Иосифа во иеромонаха. 7 апреля 1982 г., в праздник Благовещения, он был награжден наперсным крестом. Новодевичий монастырь, – одно из самых любимых верующими москвичами мест. Успенский храм монастыря является кафедральным собором митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Величественные архиерейские службы, множество верующего народа, возможность почти ежедневного служения Божественной Литургии не могли не радовать молодого священнослужителя, но в то же время его не могла не тяготить и столичная суета. Стремление быть простым пастырем в отдаленном сельском приходе взяло верх, и он подал прошение о переводе. Но Господь судил иначе.
15 сентября 1982 г. Определением Святейшего Патриарха Пимена он был направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а 30 сентября того же года Владыка принял решение о назначении его в Ильинский храм г. Серпухова Московской области. Это был единственный храм в довольно многолюдном городе (120 тыс. жителей), однако частые смены священников и постоянные нестроения в приходе привели к тому, что храм пришел в удручающее состояние. По оценке производственного бюро отдела охраны памятников архитектуры износ цокольной части составлял 70%, кровля сгнила и протекала. Храм нужно было спасать. Однако Уполномоченный совета по делам религий при Совете министров СССР по Московской области А. А. Трушин решительно воспротивился назначению митрополитом нового настоятеля. Владыка, в надежде, что удастся изменить ситуацию, вынужден был назначить отца Иосифа только штатным священником.
13 июля 1983 г. иеромонах Иосиф был назначен благочинным церквей Серпуховского округа, в состав которого входили Серпуховской, Чеховский и Нарофоминский районы Московской области. Эту должность он занимал до своего назначения в Ярославль в феврале 1999 г. Открытие новых храмов и монастырей, их реставрация, подготовка священнослужителей, возрождение традиционных форм церковного служения, развитие религиозной жизни во всем ее многообразии были постоянной заботой благочинного. И сейчас духовенство округа воспринимает Владыку действительно как своего отца, воспитавшего их своим примером, с любовью называя созданную им церковную атмосферу «школой Владыки Иосифа».
19 марта 1984 г. иеромонах Иосиф стал настоятелем Ильинского храма г. Серпухова. Он много сделал для него. Был произведен капитальный внешний и внутренний ремонт храма, построен новый каменный двухэтажный дом, заменены устаревшие коммуникации, поставлена металлическая ограда. Но самое главное, – в приходе прекратились многолетние распри. Настоятель сумел объединить вокруг себя всех прихожан. Сейчас уже мало осталось в живых тех из них, с кем пришлось налаживать церковную жизнь, но семена, посеянные Владыкой в то время, и по сей день приносят добрые плоды.
22 ноября 1987 г. иеромонах Иосиф был удостоен Святейшим Патриархом Пименом сразу четырех церковных наград и возведен в сан архимандрита.
6-12 июня 1990 г. он участвовал от Московской епархии в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего на Первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II. В 1990 г. архимандрит Иосиф становится депутатом Серпуховского городского Совета. Он делает все возможное для того, чтобы Церкви были возвращены все ее монастыри и храмы, в том числе он сумел добиться передачи Московской епархии комплекса Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.
28 февраля 1991 г. Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод назначают архимандрита Иосифа настоятелем Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова с правом совершения Богослужений с жезлом.
Возрождению этой древней обители, основанной преподобным Сергием Радонежским в 1374 г., ее настоятель отдавал все свои силы и способности. За несколько лет находившийся в руинах монастырь обрел свою прежнюю красоту и величие. Многочисленные святыни, собранные Владыкой в обители, строгое и торжественное уставное монастырское богослужение, теплота и отзывчивость братии стали привлекать в монастырь все больше и больше паломников. По инициативе настоятеля монастыря было возобновлено пришедшее в полное забвение почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Пожалуй, во всей Русской Православной Церкви не найти ни одного храма, где не чтилась бы сейчас эта икона. Акафист Богоматери перед этой иконой с благоговением ежедневно читают многие и многие верующие. А тогда Владыка Иосиф бережно держал в руках и готовил к первому изданию единственный сохранившийся акафист, переписанный рукой какой-то полуграмотной благочестивой старушки.
В 1993 г. архимандрит Иосиф был избран членом Епархиального совета Московской епархии.
25 сентября 1995 г. во время своего Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил архимандрита Иосифа орденом Преподобного Сергия Радонежского второй степени, а 28 марта 1996 г. удостоил его права совершения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 28 декабря 1998 г. архимандриту Иосифу определено быть Епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. Его Архиерейская хиротония состоялась 31 января 1999 г. в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы. Ее возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
С февраля 1999 г. Владыка нес свое архиерейское служение в древнем Ярославле. По благословению Святейшего Патриарха Алексия викарный епископ исполнял и должность секретаря Ярославской епархии. И здесь он много делал для того, чтобы открывались новые монастыри и приходы, возрождались и благоукрашались старинные храмы. Его заботой и старанием был передан епархии и отреставрирован расположенный в центре Ярославля величественный Богоявленский храм XVII века. Великим освящением этого храма закончилось плодотворное служение епископа Иосифа на Ярославской земле.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 7 октября 2002 г. образована новая православная епархия на Дальнем Востоке — в Еврейской Автономной области. Епископом Биробиджанским и Кульдурским назначен Преосвященный епископ Иосиф.
Трудами епископа Иосифа в апреле 2003 г. был заложен, а 21 сентября 2005 г. освящен Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана, в 2006 г. построен Социально-Просветительский Центр епархии, в 2007 г. создан женский монастырь, появились новые храмы и часовни в поселках и селах области, построено 2 храма в исправительных учреждениях. В епархии появились свои святыни, создаются новые приходы, строятся храмы, возрождается церковная жизнь во всех традиционных для нее аспектах. Биробиджанская епархия ведет широкую миссионерскую, просветительскую, социально-благотворительную деятельность.
21 сентября 2005 г. епископ Иосиф награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени.
Многосторонняя успешная деятельность Владыки отмечена не только церковными наградами. 22 января 2002 г. приказом Министра юстиции РФ он награжден серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». 8 августа 2005 г. Указом Президента РФ В. В. Путина награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 12 февраля 2007 г. приказом директора ФСИН России награжден золотой медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева №472 от 29 апреля 2009 г. «за большой вклад в сохранение духовных и культурных традиций» награжден орденом Дружбы. 01 октября 2012 г. Постановлением губернатора ЕАО А. А. Винникова награжден Почетным знаком ЕАО «Почет и уважение». В 2015 году Указом Президента РФ В. В. Путина награжден орденом Почета.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года архиепископ Иосиф назначен Управляющим Курганской и Белозерской епархией, главой Курганской митрополии.
24 мая 2015 г. в связи с назначением главой Курганской митрополии архиепископ Иосиф возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.
2 июня исполняется 120 лет со дня рождения – известного и глубоко почитаемого подвижника, исповедника, поэта и проповедника, которого называли одним из самых одухотворенных архиереев последнего времени. Неизвестное свидетельство о владыке Иосифе приводит в своей статье Ксения Кириллова.
Старец и исповедник веры, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Иван Михайлович Чернов) родился ровно 120 лет назад в Белоруссии, в Могилеве-на-Днепре в семье военного 2 июня 1893 года, в день памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского.
Владыка отсидел двадцать лет в советских лагерях, чудом избежал фашистского расстрела. При этом, по словам очевидцев, он никогда не унывал, охотно утешал других и даже юродствовал.
Первый арест таганрогский епископ Иосиф (Чернов) пережил в 1935 году, когда особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию». Владыка был освобожден в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. В этот период владыка Иосиф принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года он возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.
С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был кратковременно арестован. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал.
Более того, отец Иосиф помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую.
Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск из Умани 11 января 1944 года.
После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Он содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Ростов-на-Дону. В феврале 1945 года владыку приговорили к 10 годам лишения свободы. Срок заключения он отбывал в Челябинском лагере особого назначения, а с 1948 года - в посёлке Спасск в Карагандинском лагере. С 1954 владыка находился в ссылке в посёлке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области, и окончательно освобождён из неё был только в 1956 году.
Сейчас о владыке Иосифе вышла целая книга воспоминаний «Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф», по мотивам которой был снят одноимённый фильм. Мы же представляем вашему вниманию не вошедшие в книгу воспоминания о митрополите Иосифе одной из его духовных дочерей, родной сестры игуменьи Верхотурского Покровского женского монастыря Софии (Любых) – Марии Ивановны Сащиной(в девичестве – Любых).
Я родилась в православной семье в конце сороковых годов прошлого столетия, и была последним ребенком. Невзирая на богоборческую политику, родители ходили в церковь и меня учили христианским добродетелям, - вспоминает Мария Ивановна. - Во время революции мой дедушка был старостой в церкви, и в 1929 году его выселили в Сибирь, туда, где сейчас находиться город Нижневартовск. Хотя до совершеннолетия родители боялись рассказывать мне о нём, всё детство мое прошло в церкви. Папа работал пономарём в соборе. Я помню, что и мне очень нравилось пение, торжественность богослужения.
В 1956 году была образована Петропавловская епархия, и в Петропавловск, где тогда жила с семьёй маленькая Маша Любых, приехал новый архиерей - епископ Иосиф (Чернов), только освобождённый из ссылки в Кокчетаве.
Он так молитвенно служил и радовался снова славить Господа, что нам, детям, казалось как будто мы на Небе. Его горячие и образные проповеди, свои воспоминания об испытаниях в годы двадцатилетних скитаний по ссылкам и помощи Божией для перенесения тех унижений, которые выпали ему, на всю жизнь остались в сознании, и всегда помогали в сложных жизненных ситуациях, - рассказывает Мария Сащина.
B те годы основными прихожанами храма были женщины, тогда как архиерею были необходимы иподиаконы - мужчины, которые могли бы входить в алтарь.
Я любила стоять слева от кафедры, и вот владыка Иосиф разрешил держать мне слyжебник и жезл, когда он стоял на кафедре. Мне было тогда семь лет, я стояла и замирала от счастья, держа книгу или жезл. Но когда мне исполнилось восемь, Владыко объяснил мне, что больше девочке нельзя участвовать в богослужении, и чтобы было не так мне горько, подарил брошь. Я очень горько плакала, что я не мальчик, - вспоминает Мария Ивановна.
Когда владыку перевели в Алма-Ату, повзрослев, Мария старалась 2-3 раза в год летать к нему.
Общение с ним, его беседы, советы помогли мне справиться в жизни со своими невзгодами и болезнями. Это был человек удивительной доброты. Помню, первый раз я поехала к нему в 67-м году со своим папой. Мне было тогда 18 лет. Печь тогда топили дровами, притом дерево, которое для этого использовали, было очень тяжёлым и твёрдым. Какого же было моё удивление, когда, ранним утром выглянув в окно, я увидела, как владыка носит эти тяжёлые поленья. Он даже не сказал мне, что собирается делать, не попросил помочь. Я когда я вышла во двор, он сказал мне, что сейчас натопит титан, чтобы мы с папой помылись с дороги. Представляете? Архиерей, которому за семьдесят лет, сам таскал дрова, чтобы согреть нам воду! - вспоминает она. - Для меня это стало образцом смирения.
По словам Марии Ивановны, в общении с людьми владыка Иосиф был удивительно простым, добрым, и в то же время удивительно проникновенным. Многие духовные чада вспоминают его ласковые, чуть с хитринкой, глаза.
Владыка очень чувствовал людей. Те, кто с ним однажды пообщался, не могли о нём потом не вспоминать. Однажды у митрополита Иосифа я познакомилась с одним священником, отцом Наумом. Затем, уже после смерти родителей я собралась ехать на Украину, и даже взяла на это благословение. Тогда отец Наум сказал мне: «Сдавай билет и лети в Алма-Ату». Мне показалось странным всё менять, тем более это было не так просто, да и благословение лететь на Украину было уже получено. Словом, я не поехала тогда в Казахстан - а вскоре владыка умер. Отец Наум говорил мне потом: «Знали бы вы, какого человека оставили!». Но откуда я могла знать тогда, что его не станет - ведь я была ещё девчонкой лет 25-ти. Сейчас, наверное, я повела бы себя по-другому, - сокрушается Мария Ивановна.
Или ещё одно воспоминание из «петропавловского» периода жизни владыки. В 50-е годы в первое воскресенье после каникул школьников частенько засаживали за парты - якобы вспоминать забытое за время отдыха. Маленькая Маша стояла на службе на Вербное воскресенье, боясь опоздать в школу, когда владыка Иосиф обратился к ней со словами: «Вот уехала Мария - а кто же будет жезл держать?».
На тот момент мне уже давно было за семь лет, и жезл мне держать запретили. Я не могла понять, о чём он говорит. Уже много лет спустя, когда теперь мне приходится держать жезл, помогая матушке в монастыре, я вспоминаю те его слова. Значит, он знал, что в моей жизни будет ещё один жезл, - рассуждает Мария Сащина.
Мария Ивановна вспоминает один случай прозорливости владыки: когда, после операции на желудок, он позвонил ей со словами: «Ну вот, теперь до конца жизни посты у тебя отменяются».
Для меня это было странно. Я строго соблюдала все посты и думала: ну хорошо, сейчас я болею, а потом выздоровею и снова начну поститься. Кто ж знал, что мне предстоит ещё 15 операций, и в одной из них мне удалят желудок? Но он, видимо, знал…
Уже после смерти митрополита Маша Любых вышла замуж - по её словам, не очень удачно.
Интересно, что я успела сказать владыке, что хочу замуж. Он сказал мне тогда: «Мария, пожалеешь». И, как обычно, он оказался прав.
Отдельные воспоминания Марии Сащиной связаны с воспоминаниями владыки Иосифа о лагерях:
Один раз батюшка рассказывал, как они встречали Пасху в лагере, сидя в одной камере с Чебоксарским владыкой Эммануилом. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах - ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мёртв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.
Кстати, в отношении к советской власти, по словам духовных чад, владыка сохранял мудрую осторожность, например, разрешал надевать в школе пионерский галстук, чтобы не злить учителей, но не благословлял носить его дома. Крестик же он снимать не велел.
Он старался давать такие советы, чтобы мы могли не идти на открытый конфликт с властью, но в то же время сохраняли свою душу, - отмечает Мария Ивановна.
Уже через много лет Мария Сащина попала на сеанс к Кашпировскому - разумеется, не из-за увлечения оккультизмом, а по ошибке решив, что он - обычный врач (дело было в 80-е годы). Тогда знаменитый «целитель» неожиданно признался ей: его «лечение» на неё не подействует, потому что он чувствует за ней какого-то сильного покровителя. Пожалуй, в этом со скандально известным экстрасенсом согласна и сама Мария Ивановна - молитвенную помощь владыки Иосифа она чувствует до сих пор.
Дата рождения: 31 января 1954 г. Страна: Россия Биография:С раннего детства посещал храм свв. Флора и Лавра г. Каширы и участвовал в пении и чтении на клиросе. По окончании средней школы проходил срочную службу в армии.
В 1975 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1978 г. окончил семинарию и был принят в .
5 марта 1979 г. в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Новодевичьем монастыре в Москве пострижен в монашество с именем Иосиф в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного.
9 марта 1979 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием рукоположен во иеродиакона. 26 июля 1979 г. определением назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря.
23 апреля 1981 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием хиротонисан во иеромонаха.
30 сентября 1982 г. назначен в клир Ильинского храма г. Серпухова Московской обл. 13 июля 1983 г. назначен благочинным церквей Серпуховского округа . Эту должность занимал до своего отъезда в Ярославль в феврале 1999 г. 19 марта 1984 г. назначен настоятелем Ильинского храма г. Серпухова.
6-12 июня 1990 г. принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. В 1990-1993 гг. являлся депутатом Серпуховского городского совета.
Решением Священного Синода от 28 февраля 1991 г. назначен настоятелем Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова с правом совершения богослужений с жезлом. По его инициативе было возобновлено почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В 1993 г. избран членом епархиального совета Московcкой епархии.
25 сентября 1995 г. во время Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь наградил архимандрита Иосифа орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а 28 марта 1996 г. удостоил права совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.
Постановлением Священного Синода от 28 декабря 1998 г. избран епископом Угличским, викарием . Хиротония состоялась 31 января 1999 г. в г. Москвы.
24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893-1975) — выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий.
Митрополит Иосиф (в миру — Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года в Белоруссии, в Могилеве.
С 1912 по 1917 год иподиакон Иван Чернов проживал в Тверском Успенском Отрочем монастыре. В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона, в 1920 году — во иеромонаха, а в 1924 году возведен в сан игумена.
Игумен Иосиф служил в Никольском соборе Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году.
В 1932 году в Ростове архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского. 3 февраля 1933 года он был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна.
В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)», который явился в Таганрог после отбытия им ссылки. Для отбытия срока наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР.
Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.
Некоторые из уголовников, сидевших вместе с владыкой, выходили из тюрьмы преображенными, верующими людьми. И впоследствии, уже на свободе, они находили владыку, списывались с ним, приезжали к нему как к большому другу и благодарили за то, что он помог им переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться.
В декабре 1940 года владыка был освобожден из лагеря и направлен на старое место жительства, в Таганрог. Но назначения управлять Таганрогской епархией владыка Иосиф не получил, да и не мог получить, так как все церкви в городе к тому времени были закрыты. Он уехал в Азов.
После того как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года владыка возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.
С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде).
Более того, отец Иосиф активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шел и в окормляемых владыкой Иосифом областях.
Гестапо арестовало владыку. Комендант города Ростова допрашивал его и предложил владыке помогать им в области пропаганды. Пропаганда, по его мнению, была дороже золота и сильнее оружия. Но владыка отказался. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск.
После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами.
В июне 1954 года владыка был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района.
6 апреля 1956 года владыка Иосиф был «…освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального прокурора СССР и КГБ при СМ СССР». 1 июня 1956 года он был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма города Кокчетава, а через месяц переведен в город Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.
2 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии.
18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 года епископ Иосиф был возведен в сан архиепископа.
15 сентября 1960 года на заседании Священного Синода архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Что же происходило в этот период в Алма-Ате? К сожалению, в городе был утрачен мир как в среде духовенства, так и среди паствы. После кончины в 1955 году митрополита Николая (Могилевского) алма-атинская паства, взращенная в послевоенные годы этим архиереем-исповедником, не могла сразу воспринять другого архиерея. К моменту назначения владыки Иосифа в Алма-Ату в городе сложилась очень сложная, мятежная, неприятная для Церкви обстановка.
Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную литургию или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол — старается сделать здесь свое дело. Мир в епархии был восстановлен.
И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями.
Митрополит Иосиф говорил: «Жизнь без Христа — случайный сон».
Говорил еще: «Потерять веру в Бога — значит потерять звание человека».
Наставлял: «Читающему Святое Евангелие Бог посылает дивное равновесие мысли и движение сердца к радости и перенесению временных земных невзгод».
7/20.11.1937. – Расстрелян свщм. Митрополит Иосиф Петроградский, основатель катакомбной Истинно Православной Церкви
Митрополит Иосиф (в миру Иван Семенович Петровых; 15.12.1872–7/20.11.1937) родился в семье мещанина уездного города Устюжны Новгородской губернии Семена Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой. Был 4-м ребенком (всего в семье было 9 детей).
После Устюжского духовного училища окончил Новгородскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию в 1899 г. со степенью кандидата богословия. В 1903 г. получил степень магистра богословия; тема диссертации: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия".
26 августа 1901 г. был пострижен в монашество, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября во иеромонаха. С 1903 г. – доцент Московской духовной академии, затем экстраординарный профессор и инспектор. 18 января 1904 г. возведен в сан архимандрита. Затем, из-за конфликта с либеральными профессорами по прошению был уволен из академии и в июне 1906 г. назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель Юрьева монастыря Новгородской епархии.
С 27 февраля 1909 г. стал настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове (и оставался им вплоть до окончательного закрытия обители в 1923 г.). 15 марта 1909 г. хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Угличского, викария Ярославской епархии (правящим архиереем был до декабря 1913 г. – ).
Уход о. Иосифа из научной деятельности в монастырь вследствие конфликта с либеральными учеными коллегами был отражением общего его восприятия духовной атмосферы в России и в Церкви. При виде разгорающейся т.н. он пишет в "Дневнике": «Господи! Вера и благочестие падают... Те, которые должны бы быть примерами их и живыми проповедниками, предпочитают подавать обратные печальные примеры равнодушия и пренебрежения к ним! Интеллигенция бесится хульною ненавистью к Церкви и лучшим силам, выработанным и веками засвидетельствованным в своей истинности и спасительной жизненности, уставам и всему строю... Мы изолгались в своей вере и жизни так, что не только стали непохожи на христиан, но и стали поистине хуже язычников, дерзая однако называть себя христианами...Страшно ждать Твоего вразумления!... С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим... Настало вновь время терпения и страдания за истину Христову. Вновь близится век мучеников, исповедников, страстотерпцев. Искусные в вере – явитесь! Истинные Боголюбцы и Христолюбцы – выступите!» (В объятиях Отчих. Дневник инока. Т. III. С. 81; Т. V. С. 243; Т. VIII. С. 133, 138).
Надо ли на этом фоне говорить, как владыка Иосиф отнесся к и к ее ... Его пассивность как участника , видимо, объясняется ощущением собственного безсилия при виде происходящей апостасии апокалипсического масштаба. Но к антицерковному террору жидобольшевиков он не был пассивен.
С 1 декабря 1917 до 20 января 1918 г. по указу Патриарха был временно управляющим Рижской епархии. Воспротивился . В июле 1920 г. был арестован по обвинению в противодействии кампании по вскрытию мощей и в проведении крестного хода. Был отправлен в Москву в тюрьму ВЧК и осужден на год лагерного заключения условно.
С 1920 г. – архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. В ноябре 1922 г. был приговорен Ярославским ревтрибуналом к 4 годам лишения свободы за сопротивление , но в январе 1923 г. был освобожден по решению президиума ВЦИК.
В 1920–1925 гг. управлял Новгородской епархией во время ареста архиепископа Арсения (Стадницкого). В 1923–1926 гг. управлял Ярославской епархией во время ареста митрополита Агафангела (Преображенского).
(Дальнейшая судьба распылившейся Катакомбной Церкви в точности не выяснена, а в наше время, при всем уважении к действительным сохранившимся катакомбникам, извращена множеством мифов и самозванцев, включая провокации КГБ, так что тут касаться этой проблемы не будем. Отметим только, что в 1982 г. РПЦЗ помогла обратившимся к ней из СССР катакомбникам восстановить канонический епископат и они присоединились к РПЦЗ.)
Судьба основоположника Катакомбной Церкви была столь же мученической, как и у всех его сподвижников. В сентябре 1929 г. митрополит Иосиф был выслан в Казахстан в Аулие-Ата. 29 ноября 1929 г. был арестован его заместитель во главе епархии архиеп. Димитрий и постановлением Коллегии ОГПУ в августе 1930 г. был приговорен к 10 годам лагеря. Его преемника епископа Сергия (Дружинина) отправили в заключение год спустя. Оба они погибли в лагерях. В феврале 1932 г. в Ленинграде было арестовано всё иосифлянское духовенство, их храмы были закрыты, и иосифляне перешли на тайные богослужения. По свидетельству очевидцев, в Ленинграде они проводились в зданиях морского техникума, школ подводного плавания и водного транспорта, в помещениях больниц, учебных заведений и других учреждений (со входом по пропускам), на частных дачах и квартирах, в том числе некоторых академиков, профессоров Военно-Медицинской академии и университета.
В казахстанской ссылке митрополит Иосиф был 9 сентября 1930 г. арестован по делу "Всесоюзной организации Истинно-Православной Церкви". Для допросов был доставлен в Ленинград, затем в Москву. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 г. был приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил на окраине Чимкента около арыка, за которым простиралась целинная степь. В маленьком казахском глинобитном доме он занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стоял грубо сколоченный стол, топчан и пара стульев. Каждое утро один служил за аналоем, на который ставил небольшой резной складень.
В 1937 г. был вновь арестован и 19 ноября 1937 г. приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, в полночь был расстрелян вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым); захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.
В 1981 г. митрополит Иосиф был , из которых очень многие были "иосифлянами". Следует отметить, что уже в июле 1928 г. иосифлянское движение и его каноническую экклезиологическую основу поддержал глава Русской Православной Церкви за границей , заявивший в полном согласии с Синодом РПЦЗ о молитвенном единстве с Катакомной Церковью. Он тайно переслал из Сербии в СССР свое соответствующее послание, которое с воодушевлением распространялось иосифлянами.
РПЦ МП при ее отдельном прославлении части Новомучеников в 2000 г., отказалась включить в их число свщм. митрополита Иосифа. Препятствием для этого было объявлено уже не его руководство "расколом" (МП теперь признает, что "иосифляне" были во многом правы), а якобы признание им в 1937 г. своей "контрреволюционной деятельности"; хотя "контрреволюционная деятельность" и враждебное отношение к богоборческой власти не может быть препятствием для церковного прославления, а, наоборот, свидетельствует о жизненном подвиге Владыки Иосифа. Кроме того, этот протокол допроса, с большой долей вероятности, был сфабрикован чекистами (такова казенная стилистика текста и стандартная для подобных признаний форма показаний).
Владыка Иосиф также внес заметный научный вклад в русскую церковную науку как историк и богослов. Главный труд его: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия" (Сергиев Посад, 1903). Цель своего труда он видел в том, чтобы «забраковав негодное, установить важное» в тексте своего тезки Флавия. Он начал с определения двух крайностей в оценке текста Флавия – излишняя его критика или полное доверие: «Понадобились до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого владыки Иосифа заключался в том, что Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьезными документами, кроме Ветхого Завета, зато его сведения о последних двух веках до Р.Х. имеют большую ценность, тем более, что этот период освещен в Библии не полностью.
Также он автор книги "Самуил и Саул в их взаимных отношениях" (1900), статей в Православной богословской энциклопедии. В 1905–1910 гг. владыка издал свой цитируемый выше дневник под заглавием: "В объятиях Отчих. Дневник инока" из 12 томов – поучительный образец православно-аскетической литературы в наступающую эпоху апостасии. Автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение, свидетельствуя и о взлетах его духа, и об искушениях, которым он подвергался.
Библиография
Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды. Сост.: М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. СПб. 2006.
Шкаровский, М.В. Судьбы Иосифлянских пастырей. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные материалы. СПб, 2006.