Митрополит Иннокентий (в миру Иван Григорьевич Усов ; 23 января 1870, посад Святск, Суражский уезд, Черниговская губерния - 3 (16) февраля 1942, хутор Писк, близ Браилы, Румыния) - предстоятель зарубежной части Русской православной старообрядческой церкви с титулом - митрополит Белокриницкий и всех христиан, в расеянии сущих. Проповедник и духовный писатель.
Биография
Молодость
Родился 23 января 1870 в посаде Святск Суражского уезда Черниговской губернии в мещанской семье.
После того, как Иван успешно закончил начальное училище, родители отдали его учиться иконописанию в Святском посаде, которыя являлся одним из центров старообрядческой иконописи.
В 1891 – 1895 годы служил в 16-м Ладожском пехотном полку, стоявшем в Ломжинской губернии в Польше.
Летом 1895 года, по завершению военной службы, поселился в селе Безводное Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где стал учеником и помощником священноинока Арсения (Швецова). Уже в сентябре 1895 года он начал писать здесь своё первое крупное сочинение – «Разбор ответов на 105 вопросов», которое было издано на гектографе в конце 1896 года.
Его дебют как полемиста на публичных диспутах состоялся 30 августа 1896 года в Нижнем Новгороде во время ярмарки в недавно построенном Александро-Невском Новоярмарочном соборе на Стрелке. При его выступлении присутствовала большая группа нижегородских и московских старообрядцев, в том числе и священноинок Арсений (Швецов).
В течение буквально нескольких лет он вырос в крупнейшую фигуру нижегородского старообрядчества. Его значение признавали и противники: в ежегодных отчетах «Братства Св. Креста», в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в центральных журналах «Братское слово» и «Миссионерское обозрение» имя «известного расколоучителя И. Г. Усова» упоминалось всё чаще и чаще.
28 июля 1902 года постановлением Освященного собора старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви определён быть епископом Нижегородским.
Был посвящён в инока 28 октября 1902 года старообрядческим («белокриницким») епископом Уральским Арсением (Швецовым).
Епископ
27 апреля 1903 года в Нижнем Новгороде рукоположён во епископа Нижегородского и Костромского епископами Уральским Арсением и Казанским Иоасафом. К моменту занятия Нижегородско-Костромской кафедры епископ Иннокентий уже около 8 лет жил на Нижегородчине и хорошо её знал.
Епископ Иннокентий начал с того, что совершил ряд больших поездок по Нижегородской и Костромской губерниям. Старообрядцы повсеместно с воодушевлением приветствовали своего архипастыря. До него старообрядческие архиереи объезжали свою епархию тайно, одетые в мирскую одежду и часто преследуемые властями. Богослужения по большей части тоже совершались тайно.
В 1904 году основал первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австро-Венгрии. После императорского указа 1905 году о свободе вероисповедания издавал в Нижнем Новгороде журнал «Старообрядец», а после его закрытия за публикацию статьи «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» - журнал «Старообрядцы». Был членом Союза старообрядческих начётчиков, председательствовал на его съездах (начётчиком был и его брат Василий Григорьевич Усов). Участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 года между старообрядческой церковью и представителями движения «неокружников», близких по своим взглядам к беспоповцам и обвинявших церковное руководство в сближении с «новообрядческой церковью».
Принадлежал к старообрядческим священнослужителям, которые не чуждались общения со светскими людьми, в том числе с деятелями культуры. Известный писатель Михаил Пришвин так вспоминал о своей встрече с епископом Иннокентием: «Маленький чёрный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? „Юлиан Отступник“ Мережковского… Два-три слова о романе, и мы знакомы». В беседе с Пришвиным епископ высказывался в пользу «полного разграничения земной Церкви и земного государства».
Митрополит Иннокентий (в миру - Иван Григорьевич Усов) родился в 1870 году. Во епископы на Нижегородскую и Костромскую кафедру был хиротонисан 27 апреля 1903 года. Принимал участие в издании журналов «Старообрядец» и «Старообрядцы», был членом союза старообрядческих начетчиков.
Присоединил к Церкви и единолично рукоположил во епископы на Канадскую кафедру архимандрита Михаила (Семенова). В 1909 году подвергся за это запрещению в священнодействии на полгода, хиротония епископа Михаила была признана законной. В 1916 году вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) принял участие в последнем заседании Петроградского религиозно-философского общества, посвященном памяти епископа Михаила.
В 1920 году эмигрировал в Румынию. В апреле 1921 года по случаю смерти митрополита Белокриницкого Макария принимал участие в собрании епископов в Измаиле, на котором было решено назначить проведение в июне Освященного Собора для избрания нового митрополита. Как писал впоследствии епископ Феоген Измаильский епископу Александру: «В назначенное время Собор состоялся, на коем избрали в митрополита епископа Иннокентия, но возведение его в этот сан отложили до получения согласия старообрядческих епископов Российской области или до выяснения невозможности получить таковое, с тем, однако, чтобы избранный в митрополита пользовался бы правами областного епископа и до возведения его в сан митрополита». Освященный Собор российских епископов не возражал против возведения епископа Иннокентия в сан митрополита, однако владыка был выслан из Буковины как не имеющий гражданства. В 1924 году в сан митрополита был возведен епископ Никодим Тульчинский (Никифор Федоров).
Епископ Иннокентий управлял Кишиневской епархией до 1940 года. В июле 1940 года переведен на Тульчинскую кафедру. На Освященном Соборе в Браиле 8 мая 1941 года единогласно избран митрополитом. 10 мая епископом Саватием Славским, Тихоном Манчжурским и временно Тульчинским возведен в сан митрополита.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны митрополит Иннокентий был выслан в Яссы. Его переговоры с румынскими властями о разрешении жить в освобожденном от советских властей Белокриницком монастыре не имели успеха. «Как иностранцу, да еще русскому, ему не разрешалось и из г. Яссы выехать куда-либо в более безопасное место. А между тем большевики подвергли этот город ураганному обстрелу и аэропланным налетам. Владыка Иннокентий в такие моменты переживал страшную трагедию: друзья его и покровители бежали из города кто куда мог, а ему не позволялось переменить свое местожительство. Одинокий, бесправный, всеми оставленный и в то же время поднадзорный, с минуты на минуту ожидавший, что он может попасть в руки своих самых жестоких врагов - большевиков, он был так потрясен своим безвыходным положением, что не выдержал и заболел психически: психозом паники. Ему все казалось, что его преследуют, ловят, догоняют, и он все бежал и бежал. Только уже в таком его болезненном состоянии правительство разрешило епископу Тихону, который об этом хлопотал, перевести м. Иннокентия в старообрядческое селение Писк...» - писал Ф. Е. Мельников.
Здесь, 16 февраля 1942 года, в три часа утра, более сорока дней не принимая никакой пищи, митрополит Иннокентий скончался. Чин погребения был совершен епископами Тихоном (Качалкиным) и Арсением (Лысовым).
По материалам альманаха "Во время оно...", 2006, № 3
4.8 (96%) 20 votes
Неделя мытаря и фарисея (греч. Κυριακή Τελώνου και Φαρισαίου) - первое из четырёх воскресений подготовки к Великому посту; начало богослужений с использованием Постной Триоди, подготовительных недель к Великому посту.
Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту - времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее. Предлагаем нашим читателям поучение старообрядческого архиепископа Иннокентия (Усова) из журнала «Старообрядец» за 1906 год.
Рече Гоcподь притчу сію: человѣка два внидоста въ церковь помолитися: единъ фарисей, а другій мытарь. Фарисей же ставъ, сице въ себѣ моляшеся. Боже, хвалу Тебе воздаю, яко нѣсмь, якоже прочіи человѣцы, хищницы, неправедницы, прелюбодѣе, или якоже сей мытарь: пощуся двакраты въ субботу, десятину даю всего, елика притяжу. Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очію возвести на небо, но біяше перси своя, глаголя: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику. Глаголю вамъ, яко сниде сей оправданъ въ домъ свой паче онаго: яко всякъ возносяйся смирится, смиряяй же себѣ вознесется.
(Лк., зач. 89)
Слово «фарисей» ныне считается оскорбительным, ругательным. А между тем, почти все теперешние христиане делами своими куда хуже фарисеев. Ветхозаветный фарисей, о котором вы сейчас слышали, отдавал десятую часть из своих приобретений на добрые дела. Но этим фарисеи не ограничивались. Они жертвовали гораздо больше: отдавали еще десятую часть на храм, на жертвы, на священнослужителей, на нищих, так что у них выходило на богоугодные и благотворительные дела третья часть всего, что они приобретали. Найдется ли теперь такой человек, который бы жертвовал третью часть из своих доходов на богоугодные и благотворительные дела? Сверх положенных законом дней постов фарисей постился два дня в неделю. Многие ли теперь постятся сверх положенного два дня хотя бы в год, не говоря уже о неделе? Творя добрые дела, фарисей всячески избегал злых дел и потому мог смело, искренне пред самим Богом сказать о себе, что я не таков, как прочие люди: я не обидчик, не грабитель, не прелюбодей. Много ли ныне найдется таких, которые бы могли все это искренно сказать о себе?
Христос сказал: аще не избудетъ (не превзойдет) правда (праведность) ваша паче книжникъ и фарисей, не внидите в Царствіе Небесное (Мф., зач. 12). А наша праведность не только не превосходит праведности фарисеев, но и не сравнялась с нею, даже стоит неизмеримо ниже ее. Как же мы можем войти в Царствие Небесное?
Но, скажут: фарисея Христос осудил, а мытаря оправдал. За что осудил? За то ли, что он отдавал десятую часть из своих прибытков и постился два дня в неделю? За то ли, что он не прелюбодействовал и не был грабителем и обидчиком? Совсем нет. Он был осужден единственно за то только, что гордился своими добрыми делами и уничижал тех, которые грешили.
Если же так опасно, так душепагубно и грешно гордиться добрыми делами, то во сколько же раз грешнее и душепагубнее гордиться злыми делами? А в настоящее время дела обстоят именно так. Теперешние фарисеи гордятся не добрыми, а злыми делами. Они говорятъ вроде следующего: «я не таков, как другие люди. Я никогда не пощусь, потому что пост вреден для тела, никогда не подаю никому ни одной копейки, потому что милостыня потворствует тунеядству. Я не хожу в церковь молиться, а всегда посещаю театр и другие увеселительные заведения, считаю излишним и унизительным благодарить Бога, потому что мне все дала природа и мой собственный разум. Я так хорошо поставил свое дело, что оно дает мне изрядный доход, задавил всех своих конкурентов, вся мелкота разорилась, и никто не может противостоять моим операциям. Я никогда не молюсь Богу, люблю покутить напролет всю ночь в веселой компании. Я не таков, как те, которые считают все это грехом. Я считаю все это делом, необходимым для личного усовершенствования и полезным для культурного развития человечества. Передо мной не устоит никакая женщина. Сколько для меня изменили своим мужьям! Это геройство, на которое не всяк способен. Одним словом, я не таков, как эти монахи, чтобы мне не давать волю своей натуре».
Так говорят теперешние фарисеи, и словом, и делом, и помышлением. Что может быть нечестивее и пагубнее этого? Если преступно и гибельно гордиться и хвалиться добродетелями, то еще преступнее хвалиться злыми делами, как делают современные нам фарисеи. Насколько зло ниже добра, настолько теперешние фарисеи ниже ветхозаветных. И если постыдно подражать ветхозаветным фарисеям, то еще постыднее подражать нынешним. Если те были осуждены Спасителем, то еще более осудятся теперешние, делами подражающие мытарю, а гордостью фарисею.
Что такое мытарь, о котором также упоминается в притче Спасителя? Это - олицетворение духовного и нравственного падения, это- тип грешника. Христос сопоставил его с фарисеем для того, чтобы наглядно показать, что гордость и похвальба губит и добродетельных людей, а смирение и покаяние спасает даже величайших грешников. Итак, да не подражаем делам мытаря, а гордости фарисея, но потщимся творить добрые дела фарисея и даже превзойти его, а мытаря превзойдем смирением и покаянием.
Епископ Иннокентий (Усов).
Из журнала «Старообрядец» за 1906 год.
Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Ива́н Григо́рьевич У́сов ; 23 января , посад Святск , Суражский уезд , Черниговская губерния - 3 февраля , хутор Писк, близ Браилы , Румыния) - предстоятель зарубежной части с титулом - митрополи́т Белокрини́цкий и все́х христиа́н, в расе́янии су́щих . Проповедник и духовный писатель.
Биография [ | ]
Молодость [ | ]
Родился 23 января 1870 в посаде Святске Суражского уезда Черниговской губернии в мещанской семье.
После того как Иван успешно закончил начальное училище, родители отдали его учиться иконописанию в Святском посаде, который являлся одним из центров старообрядческой иконописи .
Летом 1895 года, по завершению военной службы, поселился в селе Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где стал учеником и помощником священноинока Арсения (Швецова) . Уже в сентябре 1895 года он начал писать здесь своё первое крупное сочинение - «Разбор ответов на 105 вопросов», которое было издано на гектографе в конце 1896 года .
В течение нескольких лет он вырос в крупнейшую фигуру нижегородского старообрядчества. Его значение признавали и противники: в ежегодных отчётах «Братства Святого Креста», в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в центральных журналах «Братское слово » и «Миссионерское обозрение » имя «известного расколоучителя И. Г. Усова» упоминалось всё чаще и чаще .
28 июля 1902 года постановлением Освященного собора старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви определён быть епископом Нижегородским .
5 ноября 1902 года рукоположён в сан иеродиакона , а 13 ноября в священноинока .
Епископ [ | ]
В 1904 году основал первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австро-Венгрии . После императорского указа 1905 году о свободе вероисповедания издавал в Нижнем Новгороде журнал «Старообрядец », а после его закрытия за публикацию статьи «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» - журнал «Старообрядцы». Был членом Союза старообрядческих начётчиков, председательствовал на его съездах (начётчиком был и его брат Василий Григорьевич Усов). Участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 года между старообрядческой церковью и представителями движения «неокружников », близких по своим взглядам к беспоповцам и обвинявших церковное руководство в сближении с «новообрядческой церковью».
Принадлежал к старообрядческим священнослужителям, которые не чуждались общения со светскими людьми, в том числе с деятелями культуры. Известный писатель Михаил Пришвин так вспоминал о своей встрече с епископом Иннокентием: «Маленький чёрный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? „Юлиан Отступник“ Мережковского … Два-три слова о романе, и мы знакомы». В беседе с Пришвиным епископ высказывался в пользу «полного разграничения земной Церкви и земного государства».
Епископ Нижегородский Иннокентий (Усов)
20 октября 1907 года присоединил к старообрядческой церкви архимандрита Михаила (Семёнова) , которого 20 ноября 1908 года в Нижнем Новгороде единолично рукоположил во епископа Канадского .
Почти все начинания и предприятия в старообрядчестве как того времени, так, в особенности, «золотого» периода, были <организованы> по его инициативе, он же был и первым их <участником>. Так, он первым начал созывать епархиальные съезды; раньше всех организовал у себя курсы для подготовки старообрядческих учителей; прежде других начал созидать в своей епархии монастырь с широко задуманными задачами: не только для иноческого жития образцовый, но и с апологетическими, просветительными, церковно-иерархическими и другими подобными же целями. Смелый, предприимчивый, он много раз лично обращался к правительству со своими ходатайствами по старообрядческим делам и почти всегда имел успех. Особенно много он потрудился в деле примирения с Церковию неокружников, беглопоповцев, беспоповцев.
В 1916 году вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) принял участие в последнем заседании Петроградского религиозно-философского общества, посвященном памяти епископа Михаила.
Во время Гражданской войны активно поддерживал белое движение , известно, что он читал лекцию «В защиту религии» в Добровольческой армии . Составил «Молитву об избавлении России», в которой содержались следующие прошения к Богу:
Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чём не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго… и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев.
Жизнь в эмиграции [ | ]
В 1920 году эмигрировал в Румынию, с 1920 - управляющий Кишинёвской епархией. В 1921 году, после смерти митрополита Белокриницкого Макария, на Освященном соборе был избран на его место, но его возведение в сан было отложено до выяснения мнения старообрядческих архиереев, оставшихся в России. Их согласие было получено, но против кандидатуры владыки Иннокентия выступили власти Румынии, выславшие его в мае 1922 года из страны как не имевшего румынского подданства. Некоторое время жил в Югославии , через полтора года получил возможность вернуться в страну и вновь вступить в управление Кишинёвской епархией. В конце 1920-х годов долго проживал в селе Кунича на северо-востоке Молдавии . В 1935 году по просьбе верующих рукоположил для Измаильской епархии епископа Силуяна - это решение было в следующем году утверждено Освященным собором старообрядческой церкви, что прекратило длительный конфликт в этой епархии (так называемую «феогеновскую» смуту - по имени предыдущего епископа Феогена, удаленного из епархии по требованию прихожан). На этом же соборе епископ Иннокентий был утверждён на Кишинёвской кафедре.
После того, как в 1937 году у старообрядческих приходов, расположенных в Маньчжурии , прервалась переписка с епископом Афанасием (Федотовым) , настоятель харбинского Петропавловского храма о. Иоанн Кудрин обратился к митрополиту Белокриницкому Пафнутию (а после его смерти - к митрополиту Белокриницкому Силуяну) с просьбой о принятии харбинского Петропавловского прихода в ведение Белокриницкого митрополита до времени падения в России коммунистического режима (из иерархов РПСЦ на свободе в 1939 году оставался только епископ Калужский и Смоленский Сава). В 1940 году митрополит Белокриницкий Силуян ответил о. Иоанну Кудрину, что принимает «Свято-Петропавловский приход в ведение Белокриницкой митрополии, к которой он отселе и будет принадлежать, но принимаю не непосредственно в своё ведение, а поручаю его Кишиневскому епископу Иннокентию» . В связи с захватом Белой Криницы Красной армией, епископ Иннокентий не смог приступить к окормлению маньчжурских старообрядцев.
Митрополит Белокриницкий [ | ]
8 мая 1941 года на Освященном соборе был избран митрополитом Белокриницким. К тому времени старообрядческая митрополичья кафедра была перенесена в Браилу, так как Белая Криница, как и вся Северная Буковина , в 1940 году была занята советскими войсками. 10 мая 1941 году епископом Славским Саватием, Манчжурским и временно Тульчинским Тихоном возведён в сан митрополита.
У него были масштабные планы по улучшению деятельности митрополии - он предполагал создать центр просвещения, заняться созданием школ во всех заграничных старообрядческих приходах, организовать старообрядческую типографию, заняться изданием журнала и книг. Однако эти планы не реализовались.
Библиография [ | ]
- Об исповеди преосвященного Амвросия митрополита Белокриницкого. 1900.
- Церковь Христова временно без епископа. 1901.
- О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина. 1902.
- О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия. 1903.
- Будущее и настоящее состояние людей. 1903.
- О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им белокриницкой епархии. 1904.
- Слова и речи.
- Средство быть счастливым.
- Апокалипсические чудовища.
Примечания [ | ]
Ссылки [ | ]
- Иннокентий (Усов) на сайте «Русское православие»