Иннокентий, митрополит белокриницкий.

28.01.2020
Предшественник: Силуян (Кравцов) Преемник: Тихон (Качалкин) - 8 мая Церковь: 27 апреля - Избрание: 28 июля 1902 год Церковь: Русская православная старообрядческая церковь Предшественник: Кирил Преемник: Гурий (Спирин) Имя при рождении: Иван Григорьевич Усов Рождение: 23 января (1870-01-23 )
посад Святск , Суражский уезд , Черниговская губерния Смерть: 16 февраля (1942-02-16 ) (72 года)
хутор Писк, близ Браилы , Румыния Принятие священного сана: 13 ноября Принятие монашества: 28 октября

Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Ива́н Григо́рьевич У́сов ; 23 января , посад Святск , Суражский уезд , Черниговская губерния - 16 февраля , хутор Писк, близ Браилы , Румыния) - предстоятель зарубежной части Русской православной старообрядческой церкви с титулом - митрополи́т Белокрини́цкий и все́х христиа́н, в рассе́янии су́щих .

Молодость

Епископ

Почти все начинания и предприятия в старообрядчестве как того времени, так, в особенности, «золотого» периода, были <организованы> по его инициативе, он же был и первым их <участником>. Так, он первым начал созывать епархиальные съезды; раньше всех организовал у себя курсы для подготовки старообрядческих учителей; прежде других начал созидать в своей епархии монастырь с широко задуманными задачами: не только для иноческого жития образцовый, но и с апологетическими, просветительными, церковно-иерархическими и другими подобными же целями. Смелый, предприимчивый, он много раз лично обращался к правительству со своими ходатайствами по старообрядческим делам и почти всегда имел успех. Особенно много он потрудился в деле примирения с Церковию неокружников, беглопоповцев, беспоповцев.

Во время Гражданской войны активно поддерживал белое движение, составил «Молитву об избавлении России», в которой содержались следующие прошения к Богу:

Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чем не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго… и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев.

Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Ива́н Григо́рьевич У́сов ; 23 января , посад Святск , Суражский уезд , Черниговская губерния - 3 февраля , хутор Писк, близ Браилы , Румыния) - предстоятель зарубежной части с титулом - митрополи́т Белокрини́цкий и все́х христиа́н, в расе́янии су́щих . Проповедник и духовный писатель.

Биография [ | ]

Молодость [ | ]

Родился 23 января 1870 в посаде Святске Суражского уезда Черниговской губернии в мещанской семье.

После того как Иван успешно закончил начальное училище, родители отдали его учиться иконописанию в Святском посаде, который являлся одним из центров старообрядческой иконописи .

Летом 1895 года, по завершению военной службы, поселился в селе Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где стал учеником и помощником священноинока Арсения (Швецова) . Уже в сентябре 1895 года он начал писать здесь своё первое крупное сочинение - «Разбор ответов на 105 вопросов», которое было издано на гектографе в конце 1896 года .

В течение нескольких лет он вырос в крупнейшую фигуру нижегородского старообрядчества. Его значение признавали и противники: в ежегодных отчётах «Братства Святого Креста», в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в центральных журналах «Братское слово » и «Миссионерское обозрение » имя «известного расколоучителя И. Г. Усова» упоминалось всё чаще и чаще .

28 июля 1902 года постановлением Освященного собора старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви определён быть епископом Нижегородским .

5 ноября 1902 года рукоположён в сан иеродиакона , а 13 ноября в священноинока .

Епископ [ | ]

В 1904 году основал первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австро-Венгрии . После императорского указа 1905 году о свободе вероисповедания издавал в Нижнем Новгороде журнал «Старообрядец », а после его закрытия за публикацию статьи «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» - журнал «Старообрядцы». Был членом Союза старообрядческих начётчиков, председательствовал на его съездах (начётчиком был и его брат Василий Григорьевич Усов). Участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 года между старообрядческой церковью и представителями движения «неокружников », близких по своим взглядам к беспоповцам и обвинявших церковное руководство в сближении с «новообрядческой церковью».

Принадлежал к старообрядческим священнослужителям, которые не чуждались общения со светскими людьми, в том числе с деятелями культуры. Известный писатель Михаил Пришвин так вспоминал о своей встрече с епископом Иннокентием: «Маленький чёрный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? „Юлиан Отступник“ Мережковского … Два-три слова о романе, и мы знакомы». В беседе с Пришвиным епископ высказывался в пользу «полного разграничения земной Церкви и земного государства».

Епископ Нижегородский Иннокентий (Усов)

20 октября 1907 года присоединил к старообрядческой церкви архимандрита Михаила (Семёнова) , которого 20 ноября 1908 года в Нижнем Новгороде единолично рукоположил во епископа Канадского .

Почти все начинания и предприятия в старообрядчестве как того времени, так, в особенности, «золотого» периода, были <организованы> по его инициативе, он же был и первым их <участником>. Так, он первым начал созывать епархиальные съезды; раньше всех организовал у себя курсы для подготовки старообрядческих учителей; прежде других начал созидать в своей епархии монастырь с широко задуманными задачами: не только для иноческого жития образцовый, но и с апологетическими, просветительными, церковно-иерархическими и другими подобными же целями. Смелый, предприимчивый, он много раз лично обращался к правительству со своими ходатайствами по старообрядческим делам и почти всегда имел успех. Особенно много он потрудился в деле примирения с Церковию неокружников, беглопоповцев, беспоповцев.

В 1916 году вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) принял участие в последнем заседании Петроградского религиозно-философского общества, посвященном памяти епископа Михаила.

Во время Гражданской войны активно поддерживал белое движение , известно, что он читал лекцию «В защиту религии» в Добровольческой армии . Составил «Молитву об избавлении России», в которой содержались следующие прошения к Богу:

Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чём не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго… и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев.

Жизнь в эмиграции [ | ]

В 1920 году эмигрировал в Румынию, с 1920 - управляющий Кишинёвской епархией. В 1921 году, после смерти митрополита Белокриницкого Макария, на Освященном соборе был избран на его место, но его возведение в сан было отложено до выяснения мнения старообрядческих архиереев, оставшихся в России. Их согласие было получено, но против кандидатуры владыки Иннокентия выступили власти Румынии, выславшие его в мае 1922 года из страны как не имевшего румынского подданства. Некоторое время жил в Югославии , через полтора года получил возможность вернуться в страну и вновь вступить в управление Кишинёвской епархией. В конце 1920-х годов долго проживал в селе Кунича на северо-востоке Молдавии . В 1935 году по просьбе верующих рукоположил для Измаильской епархии епископа Силуяна - это решение было в следующем году утверждено Освященным собором старообрядческой церкви, что прекратило длительный конфликт в этой епархии (так называемую «феогеновскую» смуту - по имени предыдущего епископа Феогена, удаленного из епархии по требованию прихожан). На этом же соборе епископ Иннокентий был утверждён на Кишинёвской кафедре.

После того, как в 1937 году у старообрядческих приходов, расположенных в Маньчжурии , прервалась переписка с епископом Афанасием (Федотовым) , настоятель харбинского Петропавловского храма о. Иоанн Кудрин обратился к митрополиту Белокриницкому Пафнутию (а после его смерти - к митрополиту Белокриницкому Силуяну) с просьбой о принятии харбинского Петропавловского прихода в ведение Белокриницкого митрополита до времени падения в России коммунистического режима (из иерархов РПСЦ на свободе в 1939 году оставался только епископ Калужский и Смоленский Сава). В 1940 году митрополит Белокриницкий Силуян ответил о. Иоанну Кудрину, что принимает «Свято-Петропавловский приход в ведение Белокриницкой митрополии, к которой он отселе и будет принадлежать, но принимаю не непосредственно в своё ведение, а поручаю его Кишиневскому епископу Иннокентию» . В связи с захватом Белой Криницы Красной армией, епископ Иннокентий не смог приступить к окормлению маньчжурских старообрядцев.

Митрополит Белокриницкий [ | ]

8 мая 1941 года на Освященном соборе был избран митрополитом Белокриницким. К тому времени старообрядческая митрополичья кафедра была перенесена в Браилу, так как Белая Криница, как и вся Северная Буковина , в 1940 году была занята советскими войсками. 10 мая 1941 году епископом Славским Саватием, Манчжурским и временно Тульчинским Тихоном возведён в сан митрополита.

У него были масштабные планы по улучшению деятельности митрополии - он предполагал создать центр просвещения, заняться созданием школ во всех заграничных старообрядческих приходах, организовать старообрядческую типографию, заняться изданием журнала и книг. Однако эти планы не реализовались.

Библиография [ | ]

  • Об исповеди преосвященного Амвросия митрополита Белокриницкого. 1900.
  • Церковь Христова временно без епископа. 1901.
  • О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина. 1902.
  • О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия. 1903.
  • Будущее и настоящее состояние людей. 1903.
  • О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им белокриницкой епархии. 1904.
  • Слова и речи.
  • Средство быть счастливым.
  • Апокалипсические чудовища.

Примечания [ | ]

Ссылки [ | ]

  • Иннокентий (Усов) на сайте «Русское православие»

Митрополит Иннокентий (в миру Иван Григорьевич Усов ; 23 января 1870, посад Святск, Суражский уезд, Черниговская губерния - 3 (16) февраля 1942, хутор Писк, близ Браилы, Румыния) - предстоятель зарубежной части Русской православной старообрядческой церкви с титулом - митрополит Белокриницкий и всех христиан, в расеянии сущих. Проповедник и духовный писатель.

Биография

Молодость

Родился 23 января 1870 в посаде Святск Суражского уезда Черниговской губернии в мещанской семье.

После того, как Иван успешно закончил начальное училище, родители отдали его учиться иконописанию в Святском посаде, которыя являлся одним из центров старообрядческой иконописи.

В 1891 – 1895 годы служил в 16-м Ладожском пехотном полку, стоявшем в Ломжинской губернии в Польше.

Летом 1895 года, по завершению военной службы, поселился в селе Безводное Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где стал учеником и помощником священноинока Арсения (Швецова). Уже в сентябре 1895 года он начал писать здесь своё первое крупное сочинение – «Разбор ответов на 105 вопросов», которое было издано на гектографе в конце 1896 года.

Его дебют как полемиста на публичных диспутах состоялся 30 августа 1896 года в Нижнем Новгороде во время ярмарки в недавно построенном Александро-Невском Новоярмарочном соборе на Стрелке. При его выступлении присутствовала большая группа нижегородских и московских старообрядцев, в том числе и священноинок Арсений (Швецов).

В течение буквально нескольких лет он вырос в крупнейшую фигуру нижегородского старообрядчества. Его значение признавали и противники: в ежегодных отчетах «Братства Св. Креста», в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в центральных журналах «Братское слово» и «Миссионерское обозрение» имя «известного расколоучителя И. Г. Усова» упоминалось всё чаще и чаще.

28 июля 1902 года постановлением Освященного собора старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви определён быть епископом Нижегородским.

Был посвящён в инока 28 октября 1902 года старообрядческим («белокриницким») епископом Уральским Арсением (Швецовым).

Епископ

27 апреля 1903 года в Нижнем Новгороде рукоположён во епископа Нижегородского и Костромского епископами Уральским Арсением и Казанским Иоасафом. К моменту занятия Нижегородско-Костромской кафедры епископ Иннокентий уже около 8 лет жил на Нижегородчине и хорошо её знал.

Епископ Иннокентий начал с того, что совершил ряд больших поездок по Нижегородской и Костромской губерниям. Старообрядцы повсеместно с воодушевлением приветствовали своего архипастыря. До него старообрядческие архиереи объезжали свою епархию тайно, одетые в мирскую одежду и часто преследуемые властями. Богослужения по большей части тоже совершались тайно.

В 1904 году основал первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австро-Венгрии. После императорского указа 1905 году о свободе вероисповедания издавал в Нижнем Новгороде журнал «Старообрядец», а после его закрытия за публикацию статьи «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» - журнал «Старообрядцы». Был членом Союза старообрядческих начётчиков, председательствовал на его съездах (начётчиком был и его брат Василий Григорьевич Усов). Участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 года между старообрядческой церковью и представителями движения «неокружников», близких по своим взглядам к беспоповцам и обвинявших церковное руководство в сближении с «новообрядческой церковью».

Принадлежал к старообрядческим священнослужителям, которые не чуждались общения со светскими людьми, в том числе с деятелями культуры. Известный писатель Михаил Пришвин так вспоминал о своей встрече с епископом Иннокентием: «Маленький чёрный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? „Юлиан Отступник“ Мережковского… Два-три слова о романе, и мы знакомы». В беседе с Пришвиным епископ высказывался в пользу «полного разграничения земной Церкви и земного государства».

(Усов Иван Григорьевич; 23.01.1870, посад Святский Суражского у. Черниговской губ., ныне с. Святск Новозыбковского р-на Брянской обл.- 16.02.1942, Писку, близ Брэилы, Румыния), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии , полемист. Род. в семье мещан, обучался иконописанию, был на военной службе, затем жил при духовном наставнике Арсении (Швецове ; впосл. старообрядческий Уральский епископ) во Владимирской и в Нижегородской губерниях. В 1887 г. Арсений с И. Усовым обосновались в с. Безводном близ Н. Новгорода, где в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. организовали типографию и мастерскую по производству гектографированных изданий (местом издания выпускавшихся здесь книг указывался г. Яссы (Румыния)). В 1896 г. на гектографе была издана книга Усова «Разбор «Ответов на 105 вопросов»» (переизд. в 1907 в ж. «Старообрядец» и в 1908 в Н. Новгороде). Книга была направлена против сочинения правосл. миссионера Е. А. Антонова, писавшего по поручению архим. Павла Прусского (А нтонов Е. А. Ответы на 105 вопросов, сочиненных старообрядцами Австрийского согласия. М., 1892; труд Антонова представлял собой ответы на вопросы старообрядческого братства Честного Креста, представленные 11 марта 1890). Вокруг книги Усова развернулась полемика, продолжавшаяся неск.десятилетий. Проф. Н. И. Субботин считал, что книга написана неск. авторами и планировал написать ее критический разбор. В ответ на заявление Субботина Усов опубликовал брошюру «Несколько слов в ответ господам Н. Субботину и Е. Антонову по поводу их суждений о книге «Разбор «Ответов на 105 вопросов»» и ее происхождении» (Б. м., 1897). В 1899-1901 гг. в ходе полемики увидели свет сочинения: «Возражения» Субботина (публиковались в 1899 в «Братском слове» и в 1900-1901 в «Душеполезном чтении») и труд Антонова «Рассмотрение изданной поповцами Австрийского согласия книги «Разбор «Ответов на 105 вопросов»»» (М., 1899-1900. 2 т.). В возобновленном ж. «Братское слово» в 1913-1916 гг. публиковалась работа правосл. миссионера В. Цветкова «Рассмотрение изданной поповцами Австрийского согласия книги «Разбор «Ответов на 105 вопросов»»».

28 июля 1902 г. старообрядческий Освященный собор избрал Усова епископом (РГБ. Ф. 246. Картон 216. Д. 16. Л. 6 об.). 28 окт. того же года Уральский еп. Арсений совершил монашеский постриг И., 5 нояб. рукоположил его во диакона, 13 нояб.- во иерея. 27 апр. 1903 г. епископы Арсений Уральский и Иоасаф (Зелёнкин) Казанский рукоположили И. во епископа Нижегородского и Костромского. На Освященном соборе 1905 г. И. получил разрешение построить в своей епархии мужской мон-рь «с широко задуманными задачами: не только для иноческого жития образцовый, но и с апологетическими, просветительными, церковно-иерархическими и др. целями» (Мельников. 1999. С. 470). В созданном И. мон-ре был воздвигнут храм с 5 алтарями, один из к-рых был освящен 5 авг. 1912 г. в память старообрядческих учителей Аввакума Петрова , Лазаря , диак. Федора и Епифания ; также был построен 2-этажный каменный келейный корпус. В мон-ре должны были получать подготовку начетчики, уставщики, учителя церковного чтения и пения.

В 1904 г. И. основал ж. «Старообрядческий вестник», в к-ром публиковались сведения о совр. жизни и истории старообрядцев, религиозно-нравственные материалы; в качестве места издания было указано с. Климовцы на Буковине в Австро-Венгрии (ныне с. Климэуци в Румынии), по свидетельству Ф. Е. Мельникова , журнал издавался в С.-Петербурге. В 1906-1907 гг. в Н. Новгороде издавался ж. «Старообрядец» , редактором и автором к-рого вместе с И. был его брат В. Г. Усов. Журнал неоднократно закрывался властями, в 1908-1909 гг. выходил с названием «Старообрядцы». По благословению И. в июле 1906 г. в Н. Новгороде прошел 1-й съезд Союза старообрядческих начетчиков (РГБ. Ф. 246. Картон 61. Д. 3. Л. 28), в деятельности к-рого активное участие приняли братья Усовы. По мнению Мельникова, инициатором большинства начинаний, предпринимавшихся старообрядцами Белокриницкой иерархии в то время, являлся И., к-рый был и главным их участником. Он первым среди старообрядческих епископов стал созывать епархиальные съезды, организовал педагогические курсы, предлагал Московской старообрядческой общине Рогожского кладбища (МСОРК) «открыть курсы не для учителей, а для учительниц: они обыкновенно бывают скромны и нравственнее учителей» (Там же. Картон 208. Д. Л. 99-99 об.), входил в комиссию МСОРК по составлению «Учебного плана старообрядческой учительской семинарии» (Там же. Картон 213. Д. 34. Л. 4 об.). И. выполнял поручения старообрядческих Освященных соборов: участвовал в разработке законопроектов по старообрядчеству в Особом совещании по делам старообрядцев, в поставлении старообрядческих Белокриницкого митрополита и Черниговского епископа, в переговорах с неокружниками (Там же. Картон 210. Д. 16. Л. 9-9 об., 10 об.- 11 об., 13, 16 об.) (к неокружникам принадлежал родной брат И. Антоний, служивший уставщиком в молитвенном доме в с. Браиловка). И. присутствовал на неск. примирительных соборах с противниками «Окружного послания», завершившихся Бендерским мирным актом 9 апр. 1907 г., вел переговоры о присоединении к Белокриницкой иерархии беглопоповцев и беспоповцев .

22 нояб. 1908 г. И. без ведома др. старообрядческих иерархов единолично рукоположил Михаила (Семёнова) во епископа Канадского. Свой поступок И. объяснил так: «Рукоположил я еп. Михаила в Америку для обращения в старообрядческую церковь пребывающих вне ее» (Старообрядцы. 1909. № 1/2. С. 115). И. надеялся при помощи Михаила (Семёнова) присоединить к старообрядчеству жившую в Канаде группу православных (по-видимому, украинцев), называвших себя «незалежными» от Святейшего Синода РПЦ. Эту группу окормлял «Серафим, посвященный архимандритом в Иерусалиме, сам себя здесь (в Канаде.- Авт. ) уже посвятивший в епископы, потом в архиепископы и наконец в митрополита. Вследствие его крайней нетрезвости и паства, и священники (ок. 30 чел.) от него отступились» (письмо Л. С. Набокова П. П. Рябушинскому - РГБ. Ф. 246. Картон 222. Д. 20. Л. 3). Действия И. шли вразрез с намерениями старообрядческого Московского архиеп. Иоанна (Картушина ; 1898-1915), о чем И. рассказал на заседании Петроградского религиозно-философского об-ва в 1916 г. (после смерти архиеп. Иоанна): «Мы получили сведения, что архиепископ Иоанн заявляет, что ни за что не поставит его (еп. Михаила.- Авт. ) в епископы... так как к нему правительство относится неприязненно и многие старообрядцы... Я и решил поставить его в епископы в виде протеста против подчинения нашей старообрядческой церкви воле наших двухсотлетних врагов. Канада была только предлогом. Я хотел его поставить на Финляндию. Но тут нашлось письмо из Канады, я привязался к этому случаю и поставил его в епископы с его согласия в Канаду, но решил держать это в секрете» (Стенограмма собрания Петроградского религиозно-философского общества, посвященного памяти еп. Михаила Канадского 4 дек. 1916 г. // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2009. Вып. 13. С. 115). Старообрядческий собор 4 февр. 1909 г. запретил И. в священнослужении. На следующем соборе, состоявшемся 27-30 авг. 1909 г., запрещение было снято, хиротония Михаила (Семёнова) признана действительной.

25 авг. 1911 г. И. был избран в Духовный совет при Московской архиепископии. 25 окт. 1915 г. с участием И. состоялось освящение старообрядческого храма в Н. Новгороде (РГБ. Ф. 246. Картон 186. Д. 1. Л. 27, 517). Важное значения для характеристики взглядов И. имеет дискуссия о роли мирян в церковных делах, развернувшаяся в 1911 г. на страницах «Старообрядческой мысли». И. выступил за укрепление епископской власти и ограничение прав мирян в церковной жизни, в частности против избрания приходами священнослужителей, а также против приобретавших все большую популярность съездов мирян без участия епископов (Выборное начало // Старообрядческая мысль. 1911. № 1. С. 13-20; О соборах // Там же. № 4. С. 298-301). Позиция И. вызвала резкую критику со стороны редактора журнала Н. Д. Зенина , писавшего о том, что «владыка Иннокентий стремится убить выборное начало в церкви» (Что это с ним? // Там же. С. 290-294), прот. Алексея Старкова (По поводу статьи еп. Иннокентия «О соборах» // Там же. № 7. С. 566-568; он же. Давно бы так // Там же. С. 555-566; он же. О соборах и съездах // Там же. № 8. С. 645-652) и других старообрядцев (Комаров В. А. К статье еп. Иннокентия «О соборах» // Там же. № 7. С. 566-568). Резкая критика позиции И. в «Старообрядческой мысли» вынудила епископа отказаться от сотрудничества с журналом. Дискуссия о роли мирян в церковной жизни продолжалась среди старообрядцев до 20-х гг. XX в. (см., напр.: Бриллиантов М. И. Доклад всесоюзному съезду старообрядцев об участии мирян в делах Церкви. Сент. 1928 г. // Духовные ответы. 2006. Вып. 17. С. 25-37).

И. принимал участие в заседаниях Петроградского религиозно-философского об-ва. Большое впечатление И. произвел на М. М. Пришвина . Старообрядческий епископ упоминается в повести М. А. Кузмина «Крылья» (1906): «Да как же, есть и архиереи, светского не чуждающиеся, из ваших же, например, владыка Иннокентий» (Кузмин М. Проза и эссеистика: В 3 т. М., 1999. Т. 1: Проза 1906-1912 гг. С. 107). Кузмин писал о встрече с И. в С.-Петербурге 22 нояб. 1905 г., очевидно на Громовском кладбище , на «старообрядческом митинге» (Он же. Дневник, 1905-1907 гг. СПб., 2000. С. 73). 23 мая 1917 г. И. по поручению Освященного собора обсуждал законопроект о религ. общинах с членом Гос. думы В. А. Маклаковым. В результате беседы старообрядческий епископ пришел к выводам, что «перемена правительства (в результате Февральской революции.- Авт. ) дала нам, старообрядцам, полную свободу веры наравне с прочими церквами и исповеданиями России» (РГБ. Ф. 246. Картон 221. Д. 14. Л. 1).

Во время гражданской войны И. поддержал белое движение, составил «Молитву об избавлении России». В 1920 г. эмигрировал в Румынию, имея поручение об управлении Кишинёвской епархией от старообрядческих епископов Александра (Богатенкова), заменявшего в 1920-1922 гг. архиеп. Мелетия (Картушина) и Кирилла (Политова) Одесского и Балтского (старообрядцы Бессарабии находились в подчинении Московской архиепископии, однако с 1918, после включения Бессарабии в Румынию, их окормляли Белокриницкие митрополиты). В апр. 1921 г. И. принял участие в собрании старообрядческих епископов в Измаиле, на котором было решено провести в июне Освященный собор для избрания нового Белокриницкого митрополита после смерти Макария (Лобова) . На соборе И. был избран митрополитом, принято решение о возведении его в сан после согласования с российскими епископами. Согласие последних было получено, но румын. власти выслали И. из Буковины как не имеющего румын. гражданства. В кон. 20-х гг. И. жил в с. Кунича (ныне в Молдавии). После обнародования в 1925 г. румын. закона о культах, не содержавшего упоминания о старообрядцах, в мае того же года в Брэиле состоялся собор, принявший решение ходатайствовать перед румын. властями о признании старообрядческой церкви; И. разработал «Меморий о правах старообрядцев». Ходатайство не было подано, т. к. мн. старообрядцы были против признания их правительством.

28 июля 1935 г. И. в Вилкове единолично поставил инока Силуяна (Кравцова) епископом на состоявшую в юрисдикции Московского архиепископа Измаильскую кафедру вместо отстраненного в 1931 г. еп. Феогена. Поставление было вызвано конфликтами в Измаильской епархии и бездействием Белокриницкого митр. Пафнутия (Федосеева), не принимавшего мер для исправления ситуации. Исследователи считают, что т. о. И. (наряду с др. эмигрантами из России - Мельниковым и проч.) хотел расширить влияние старообрядческого Московского архиепископа в Бессарабии (Федорова. 2008. С. 148-149). На соборе Белокриницкой митрополии 6 авг. 1935 г. митр. Пафнутий и епископы отказались признать хиротонию Силуяна и провозгласили Феогена епископом «всея Бессарабии»; обвиненный в расколе И. был запрещен в служении. Впоследствии митр. Пафнутий и Освященный собор удалили Феогена, утвердили И. на Кишинёвской кафедре и признали епископскую хиротонию Силуяна. Белокриницкий собор 1936 г. провозгласил Кишинёвскую и Измаильскую епархии в юрисдикции Белокриницкого митрополита, направив в Москву уведомление (после освобождения данной территории от нем. войск епархии вновь перешли под управление Московского архиепископа). После собора 1936 г. И. составил 2-й «Меморий о правах старообрядцев», в к-ром изложил историю и учение последователей «старой веры». После рассмотрения на соборе в Брэиле «Меморий...» был направлен румынскому правительству в нояб. 1938 г., тогда же властям был представлен Статут, составленный Мельниковым (также как и в 20-х гг., эти усилия были безрезультатны, старообрядчество было официально признано в Румынии после освобождения страны от нем. войск).

В июле 1940 г. И. был назначен на Тульчинскую епархию. Перевод был связан с присоединением в июне 1940 г. Бессарабии, большая часть к-рой составляла территорию старообрядческой Кишинёвской епархии, к СССР. В 1940 г. старообрядческая митрополичья кафедра была перенесена в Брэилу, т. к. Сев. Буковина, включая Белую Криницу , была занята Красной Армией. На Освященном соборе в Брэиле 8 мая 1941 г. И. единогласно был избран митрополитом, 10 мая возведен в сан епископами Саватием (Славским), Тихоном (Качалкиным) Маньчжурским и временно Тульчинским. После вступления Румынии 22 июня 1941 г. в войну с СССР И., как иностранец и русский, был выслан в Яссы. Его переговоры с румын. властями по поводу возможности проживания в мон-ре в занятой румын. войсками Белой Кринице не имели успеха. Чувствуя себя бесправным и беззащитным, опасаясь быть захваченным большевиками, против к-рых И. неоднократно выступал, епископ тяжело заболел, после чего ему был разрешен переезд в старообрядческое сел. Писку, где он вскоре скончался. Чин погребения совершили старообрядческие епископы Тихон (Качалкин) и Арсений (Лысов).

Е. А. Агеева, В. В. Боченков

Сочинения

Начиная с 1-го произведения И., полемика с православными миссионерами, с различными старообрядческими направлениями и сектантами занимала в его творчестве большое место. В 1898 г. он подготовил и напечатал на гектографе в Н. Новгороде «Беседу старообрядца Ивана Усова с миссионером новообрядческого общества Сергеем Романовским, бывшую в с. Башкарка Пермской губ. в конце ноября 1897 г.». В 1907 г. в ж. «Старообрядец» (№ 10/11. С. 1127-1132) И. опубликовал свой труд «Главнейшее оправдание беспоповцев», в к-ром содержатся упреки беспоповцам в отсутствии у них таинств. Ответом на него стали изданные Всероссийским попечительским братством Спасова согласия в 1908 г. в Н. Новгороде «Опровержения на статью «Главное оправдание беспоповцев», составленную Иннокентием, еп. Австрийской иерархии». Против адвентистов направлены сочинения И.: «О бессмертии души: (Беседа с адвентистом)» (Н. Новг., 1915), « Почему христиане празднуют воскресение, а не субботу: (Ответ адвентистам седьмого дня)» (Харбин, 1930).

Значительная часть сочинений И. посвящена важнейшей для него теме - апологии Белокриницкой иерархии и ее основателя митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) : «Об исповеди преосвященного Амвросия, митрополита Белокриницкого» (Черновцы, 1900); «Церковь Христова временно без епископа» (Черновцы, 1901); «О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина» (Черновцы, 1902); «О крещении греческой Церкви и митрополита Амвросия» (Черновцы, 1903); «О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им старообрядческой Белокриницкой епархии» (Черновцы, 1904); «Преосвященный Амвросий, митрополит Белокриницкий» (Черновцы, 1904); «О жалованье митрополита Амвросия и о преданности его старообрядческой церкви» (М., 1910); «Митрополит Амвросий: Его искренняя преданность старообрядчеству» (М., 1910). (Все публикации, на титульных листах к-рых местом издания указан г. Черновцы, печатались в России, видимо в Н. Новгороде.) Значительное внимание И. уделял организации церковно-общинной жизни. Этой теме посвящены сочинения: «К вопросу об участии мирян на соборах» (Н. Новг., 1911); «Руководство для священнослужителей, церковнослужителей приходов и выборных от приходов старообрядческой Нижегородской епархии» (Н. Новг., 1911).

И. много проповедовал, говорил доходчиво, откликался на совр. общественные запросы. Его проповеди были посвящены необходимости творить добро, борьбе со страстями, с широко распространившимся в нач. XX в. грехом самоубийства. И. критиковал совр. ему учения: толстовство, ницшеанство, социал-демократические идеи и др. Далеко не все проповеди И. были записаны. Часть его выступлений была опубликована в авторском сб. «Слова и речи» (М., 1910), некоторые проповеди печатались в журналах: «Причина войн: Речь... произнесена пред началом молебна о даровании победы рус. воинству на старообрядческом Громовском кладбище (в С.-Петербурге) 8 февр. 1904 г.» (Старообрядческий вестник. 1905. № 1. С. 10-15), «Степени нравственного состояния» (Там же. С. 5-10); «Нажива и милостыня: Поучение в Неделю 32-ю (15 янв.) (Старообрядец. 1906. № 1. С. 7-13); «Теперешние фарисеи: В Неделю о мытаре и фарисее (22 янв.)» (Там же. С. 14-15); «Страшно!: Поучение в Неделю мясопустную (5 февр.)» (Там же. № 2. С. 113-116) и др.- или вышли отдельными изданиями: «Произвольное сумасшествие и модное самоотравление: Три Слова... сказанные 3 авг. 1903 г.» [Н. Новг., 1903]; «Будущее и настоящее состояние людей» (Черновцы, 1903); «Средство быть счастливым» [Н. Новг., 1913].

Сочинения И. эмигрантского периода издавались в Кишинёве: «Кого больше всех почитают и прославляют» (1934) - описание земной жизни Божией Матери и обоснование Ее почитания; «Необыкновенная ночь в хлеве» (1935) - картина из евангельских времен; «В защиту религии» (1936 и др. издания) - речь, кото-рую И. произнес в России, в т. ч. после Октябрьской революции, и в Румынии. И. доказывал невозможность уничтожения религии, утверждал, что «ни одна религия в мире не проповедует такой совершенной морали, такой возвышенной нравственности, как христианство». В библиографических указателях И. ошибочно приписывается книга о П. И. Мельникове-Печерском (см., напр.: Христианство и новая русская литература XVIII-XX вв. / Ред.: В. А. Котельников. СПб., 2002. С. 290), написанная П. С. Усовым.

Ист.: Постановления Освященных соборов старообрядческих епископов 1898-1912 гг. М., 1913. С. 42, 45, 53, 55, 64, 66, 125, 141; Записки петербургских религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.). М., 2005. С. 415-417; Наиболее важные события 1940-х гг. // Во время оно. М., 2006. № 3. С. 11-12.

Е. А. Агеева

4.8 (96%) 20 votes

Неделя мытаря и фарисея (греч. Κυριακή Τελώνου και Φαρισαίου) - первое из четырёх воскресений подготовки к Великому посту; начало богослужений с использованием Постной Триоди, подготовительных недель к Великому посту.

Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту - времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее. Предлагаем нашим читателям поучение старообрядческого архиепископа Иннокентия (Усова) из журнала «Старообрядец» за 1906 год.

Рече Гоcподь притчу сію: человѣка два внидоста въ церковь помолитися: единъ фарисей, а другій мытарь. Фарисей же ставъ, сице въ себѣ моляшеся. Боже, хвалу Тебе воздаю, яко нѣсмь, якоже прочіи человѣцы, хищницы, неправедницы, прелюбодѣе, или якоже сей мытарь: пощуся двакраты въ субботу, десятину даю всего, елика притяжу. Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очію возвести на небо, но біяше перси своя, глаголя: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику. Глаголю вамъ, яко сниде сей оправданъ въ домъ свой паче онаго: яко всякъ возносяйся смирится, смиряяй же себѣ вознесется.
(Лк., зач. 89)

Слово «фарисей» ныне считается оскорбительным, ругательным. А между тем, почти все теперешние христиане делами своими куда хуже фарисеев. Ветхозаветный фарисей, о котором вы сейчас слышали, отдавал десятую часть из своих приобретений на добрые дела. Но этим фарисеи не ограничивались. Они жертвовали гораздо больше: отдавали еще десятую часть на храм, на жертвы, на священнослужителей, на нищих, так что у них выходило на богоугодные и благотворительные дела третья часть всего, что они приобретали. Найдется ли теперь такой человек, который бы жертвовал третью часть из своих доходов на богоугодные и благотворительные дела? Сверх положенных законом дней постов фарисей постился два дня в неделю. Многие ли теперь постятся сверх положенного два дня хотя бы в год, не говоря уже о неделе? Творя добрые дела, фарисей всячески избегал злых дел и потому мог смело, искренне пред самим Богом сказать о себе, что я не таков, как прочие люди: я не обидчик, не грабитель, не прелюбодей. Много ли ныне найдется таких, которые бы могли все это искренно сказать о себе?

Христос сказал: аще не избудетъ (не превзойдет) правда (праведность) ваша паче книжникъ и фарисей, не внидите в Царствіе Небесное (Мф., зач. 12). А наша праведность не только не превосходит праведности фарисеев, но и не сравнялась с нею, даже стоит неизмеримо ниже ее. Как же мы можем войти в Царствие Небесное?

Но, скажут: фарисея Христос осудил, а мытаря оправдал. За что осудил? За то ли, что он отдавал десятую часть из своих прибытков и постился два дня в неделю? За то ли, что он не прелюбодействовал и не был грабителем и обидчиком? Совсем нет. Он был осужден единственно за то только, что гордился своими добрыми делами и уничижал тех, которые грешили.

Если же так опасно, так душепагубно и грешно гордиться добрыми делами, то во сколько же раз грешнее и душепагубнее гордиться злыми делами? А в настоящее время дела обстоят именно так. Теперешние фарисеи гордятся не добрыми, а злыми делами. Они говорятъ вроде следующего: «я не таков, как другие люди. Я никогда не пощусь, потому что пост вреден для тела, никогда не подаю никому ни одной копейки, потому что милостыня потворствует тунеядству. Я не хожу в церковь молиться, а всегда посещаю театр и другие увеселительные заведения, считаю излишним и унизительным благодарить Бога, потому что мне все дала природа и мой собственный разум. Я так хорошо поставил свое дело, что оно дает мне изрядный доход, задавил всех своих конкурентов, вся мелкота разорилась, и никто не может противостоять моим операциям. Я никогда не молюсь Богу, люблю покутить напролет всю ночь в веселой компании. Я не таков, как те, которые считают все это грехом. Я считаю все это делом, необходимым для личного усовершенствования и полезным для культурного развития человечества. Передо мной не устоит никакая женщина. Сколько для меня изменили своим мужьям! Это геройство, на которое не всяк способен. Одним словом, я не таков, как эти монахи, чтобы мне не давать волю своей натуре».

Так говорят теперешние фарисеи, и словом, и делом, и помышлением. Что может быть нечестивее и пагубнее этого? Если преступно и гибельно гордиться и хвалиться добродетелями, то еще преступнее хвалиться злыми делами, как делают современные нам фарисеи. Насколько зло ниже добра, настолько теперешние фарисеи ниже ветхозаветных. И если постыдно подражать ветхозаветным фарисеям, то еще постыднее подражать нынешним. Если те были осуждены Спасителем, то еще более осудятся теперешние, делами подражающие мытарю, а гордостью фарисею.

Что такое мытарь, о котором также упоминается в притче Спасителя? Это - олицетворение духовного и нравственного падения, это- тип грешника. Христос сопоставил его с фарисеем для того, чтобы наглядно показать, что гордость и похвальба губит и добродетельных людей, а смирение и покаяние спасает даже величайших грешников. Итак, да не подражаем делам мытаря, а гордости фарисея, но потщимся творить добрые дела фарисея и даже превзойти его, а мытаря превзойдем смирением и покаянием.

Епископ Иннокентий (Усов).
Из журнала «Старообрядец» за 1906 год.

Похожие статьи