ОМОВЕ́НИЕ (טְבִילָה , твила , буквально `окунание`, `погружение`), обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.
Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Иохананом бен Заккаем : «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).
Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе . В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), - по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения (см. Фарисеи).
В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.
Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве . Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии . Особую важность омовение имело для священников (см. Кох ен), так как для участия в храмовой службе (см. Храм) и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Иом-Киппур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист. Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в иудаизм, хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию , или же вместо него (Иев. 46а).
Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы (см. Пара адумма), необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты. Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне, - омовение женщин после менструации (см. Нидда) и омовение прозелитов , так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а прозелита наделяет статусом еврея.
В дополнение к случаям, упомянутым в Библии, законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины - после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения Торы. Поскольку это - раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров; см. Веса и меры) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось Эзре , однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8). Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно - Иом-Киппур; некоторые хасидские группы (см. Хасидизм) совершают полное омовение перед утренней молитвой (Шахарит) и перед наступлением субботы . В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве , однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай - омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.
Омовение нидды и прозелита требует кавваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) - со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции . Прозелит произносит бенедикцию после омовения. Совершенное в подобающее время, омовение считается мицвой и может быть совершено в субботу и даже (кроме нидды) в Иом-Киппур и Ава девятое , то есть в дни, когда купание возбраняется. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.
Законы омовения стремились соблюдать и марраны , особенно женщины в состоянии нидды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Инквизиция преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к иудаизму.
Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).
Омовение рук (нетилат ядаим ) - наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра; см. Веса и меры) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).
Омовение рук - раввинистическое установление, цель которого - устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим ).
В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение - установление царя Соломона , согласно другим - учеников рабби Х иллела и рабби Шаммая (Шаб. 14а–б). Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае - без бенедикции). Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно; существует и рационалистическое объяснение этого - необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.
КЕЭ, том: 6.
Кол.: 158–161.
Издано: 1992.
16 апреля 2009г, в Великий четверг, по окончании Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин омовения ног.
Впервые за многие годы чин омовения ног был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Святейший Патриарх Кирилл омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Святейший Владыка снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умые тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с проповедью, в которой раскрыл значение состоявшихся сегодня богослужений.
Святейший Владыка всех сердечно поздравил с великим праздником - Великим четвергом, днем установления святого Таинства Евхаристии. «Через Таинство Евхаристии мы силой Святого Духа становимся соучастниками не только Тайной Вечери, но и всего того, что совершил Спаситель», - отметил Предстоятель.
«Вкушая от Тела и Крови Спасителя, - сказал Святейший Владыка, - мы приобщаемся Его божественной жизни, становимся соучастниками Его божественного царства. Именно причащение Тела и Крови Спасителя помогает нам преодолеть грех. Потому что никакое напряжение воли, ума, никакая концентрация чувств человека не способны победить силы греха. Но, принимая силу Спасителя, мы становимся сильнее темных сил».
«В наше бурное и неспокойное время, когда человек подвержен различным соблазнам и искушениям, - продолжил Святейший Патриарх, - мы особенно должны прибегать к Чаше Христовой и благоговейно во спасение вкушать Тело и Кровь Спасителя». Сегодняшний день, по словам Его Святейшества, призывает нас к тому, чтобы мы жили активной литургической жизнью, были не зрителями, а соучастниками.
Затем Святейший Патриарх рассказал, что совершая древний чин омовения ног, он «совершил действие, предписанное нам от святых отец наших».
«По примеру Спасителя сегодня Патриарх омывал ноги священнослужителям, которые символизировали 12 апостолов.» - отметил Предстоятель, подчеркнув, что это действие помогает понять всю глубину Христова смирения, Который стал человеком, чтобы мы спаслись.
«На Тайной Вечери, преклонив колени, Он омыл ноги ученикам, как это делали обычно только рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом. - сказал Святейший Патриарх. - Именно это понимание помогает христианину быть смиренным человеком, честно исполняя свой долг, какой бы он ни был, помня, что исполнение долга и связанные с ним почести, не заслоняют великой истины, что все мы пред Богом равны».
«Гордость же, - сказал в заключение Святейший Владыка, - надмевает и разрушает ту связь, которую Господь установил с нами после страданий на Кресте и Своего Воскресения».
Пресс-служба Московской Патриархии
Всего результатов: 7. Показано с 1 по 7.
БАНИ, КУПАЛЬНИ, КУПАНЬЯ И ОМОВЕНИЕ
БАНИ, КУПАЛЬНИ, КУПАНЬЯ И ОМОВЕНИЕ (Исх 2:5). Купания и омовения особенно часто употреблялись у восточных народов. Так как жители востока часто ходили босые или в сандалиях, то для чистоты и освежения по возвращении с пути омывали свои ноги (Быт 18:4). Ноги лиц семейства обыкновенно омывались слугами, только дочери омывали ноги своих родителей. По сему выражение: омывать ноги святых означало собою дело глубокого смирения и любви (1Тим 5:10), каковые в высшей степени показал всем нам, как образец, Господь Спаситель, умывши ноги Своим ученикам на Тайной вечери (Ин 13:8). Евреи обычно омывали свои руки до локтей, прежде чем им нужно было приняться за пищу; они омывали даже свои ложа, прежде чем возлечь за трапезу. На браке в Кане Галилейской в доме пиршества находились шесть каменных водоносов, наполненных водою для омовения рук гостям, при входе их на пир (Ин 2:6). Обыкновенно должность омовения рук и ног господам исполнялась слугами, как мы заметили выше, а каким образом она исполнялась, можно видеть из следующих слов 4-ой книги Царств: "Здесь Елисей, сын Сафитов, который, подавал воду на руки Илии (3:11), так отвечал один из слуг царя Израильского на вопрос Иосафата. Тот же самый обычай даже доселе сохраняется на Востоке. Там нигде вы не увидите воды, заготовленной прежде в сосуде для омовения; но слуга льет из кувшина на руки своего господина. Обычай умывать руки пред обедом также сохраняется до настоящего времени. Слуга ходит с умывальницей вокруг стола, за которым находятся гости, и с блюдом для приема воды, стекающей с рук гостей. Омовение ног было всеобщим обычаем на востоке. Омовение рук в некоторых случаях считалось торжественным заявлением своей невинности, как то мы видим из примера Пилата (Мф 27:24). Вообще очищение и омовение у Евреев были очень обыкновенны, соединялись с религиозными предписаниями и предписывались самим законом. Внешние омовения часто в Свящ. Писании представляются образом нравственного очищения (Пс 50:4-9). Слова: баня и омовение у апостолов употребляются в смысле возрождения в жизнь духовную в таинстве крещения (Тит 3:5). Омовения и купания происходили у Евреев в реках (4Цар 5:10), и в частных домашних купальнях (2Цар 11:2, Дан 13:15). В позднейшее время у Евреев, подобно Грекам и Римлянам, устроялись и общественные бани. Были также фермы или теплицы, близ Тивериады, для купанья, считавшиеся целебными.
ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ
ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ (Иуд 12, 1Кор. 11:20-27) - общественный стол или трапеза, в первенствующей Церкви, приготовлявшаяся из добровольных приношений верующих. Она обыкновенно устроялась по совершении таинства Евхаристии. Яства для вечери любви предварительно освящались во время богослужения. Они состояли обычно из овощей, рыбы, мясных и мучных кушаний; вино также не исключалось из приношений. Вечеря любви обыкновенно открывалась молитвою и омовение м рук; во время оной пелись псалмы и др. священные песни, читались и объяснялись места из Свящ. Писания; а при окончании оной делался денежный сбор для бедных, вдов, сирот и прочих несчастных. Все заканчивалось молитвою и братским целованием. Нужно заметить, что явные грешники и те, которые подвергались публичному покаянию, а также и оглашенные, не допускались к участию в вечери любви. Вечери любви по крайней мере в начале были очень распространены особенно в Иерусалиме, Троаде, Коринфе и др.
ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ
ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ (Ин 13:2-4, 1Кор 11:20) - вечеря совершенная Господом в Иерусалиме пред Своими страданиями, на которой Он установил св. таинство причащения. В Свящ. Писании называется вечерею Господнею (1Кор 9:20), трапезою Господнею (1Кор 10:21), приобщением Тела и Крови Господней (1Кор 10:16), преломлением хлеба (Деян 2:42). В первенствующей Церкви ей усвоено название евхаристии. Учреждению таинства причащения предшествовало омовение Господом ног Его ученикам (Ин 13:1-20), указание и удаление предателя (Ин 13:21-32), и затем уже самое установление таинства причащения (см. Причащение).
НОГИ
НОГИ (Исх 3:5). Снимать обувь с ног означало благоговение и уважение к месту, или лицу (Иез 29:17). Священники совершали службы Божий без наружной обуви; и в новейшие времена между восточными народами существует обычай входить в храм и к властелину без обуви и по омовении ног. Омовение ног служило общим выражением гостеприимства (Быт 18:4) и совершалось обыкновенно слугами (1Цар 25:41, Ин 13:5,6). В книге Притчей изображается человек "лукавый, нечестивый, который ходит с лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими" (Прит 6:12,13). В городе Смирне омовение ног священников от епископа представляет особенно умилительный обряд и служит точным подражанием примеру Иисуса Христа (Ин 13:4-10). То же самое совершается и в нашей Русской Церкви в четверг, на Страстной неделе после, литургии. Посреди церкви, на возвышенном амвоне, разоблачается святитель в кругу двенадцати сидящих пресвитеров и следуя словам Евангелия, громогласно читаемого диаконом, берет лентион, возливает воду в умывальницу и омывает им ноги.
ОБУВЬ
ОБУВЬ (Деян 7:33). Между древними народами и на Востоке в настоящее время обувь имела много различных форм, начиная с сандалий, защищавших подошву ноги и кончая сапогом, прикрывавшим всю ногу и колено. Не легко сделать буквальное описание некоторых из принадлежностей обуви, именно в том виде, в каком носят ее в Египте, Персии, Турции и других местах. Из некоторых мест Свящ. Писания нам известно, что снятие сапог в знак благоговения было древним обычаем на Востоке (Нав 5:15), и так как в Свящ. Писании нигде не упоминается об обуви в числе предметов священнических обязательных облачений, то думают, что они совершали богослужение без обуви. Идти босиком - служило также выражением смирения и покорности (2Цар 15:30, Исх 20:2-4). Отсюда выражение в псалме (59:10) на Едома простру сапог Мой означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей либо ноги и вручение оного другому лицу служило знаменательным выражением передачи прав и привилегий (Руф 4:7). Но иной смысл и значение имело снятие сапога, когда невестка снимала сапог с ноги своего деверя при старейшинах, вследствие его отречения от супружества с нею (Вт 25:9). Обыкновенные сандалии делались из куска кожи с шеи верблюда: они прикреплялись двумя ремнями, один из которых проходил между большим и вторым пальцем, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. Отсюда явствует, что подобная обувь легко снималась с ноги и нисколько не защищала ноги от грязи и пыли. Сандалии никогда не носили в дому, так как это считалось нарушением приличия. При дверях пагод Индостана путешественники обыкновенно видят множество сандалий, и тот же самый обычай требуется строго Турками даже от Христиан и иностранцев. Деревянные сандалии были более употребительны в Аравии, в Иудее, Египте. Необходимость омовения ног после каждой прогулки очевидна, и первым знаком гостеприимства было доставлять воду для омовения ног (Быт 24:3-2, Лк 7:44). Развязывать ремни сандалий было делом рабов (Мк 1:7), равно как и омовение ног (Ин 13:5-14). Отсюда выражение: разрешить ремень сапога, или понести пред кем обувь или сандалии, означало рабскую должность.
ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ
ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ (Лев 13:41, Мф 8:2, Мк 1:40, Лк 17:12-19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвою, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собою все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которою он был поражен (Иов 2:7-12, 6:2, 7:3-5, 19:14-21). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот на который мы указали. В Свящ. Писании болезнь эта изображается злою, отвратительною и заразительною, каковою она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовение м одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этою болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенною и почти домашнею, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озия. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены Иудеям. Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в Лев 14, то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы, как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде на подобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашнею болезнью.
±ВИТОК
СВИТОК см. Письмена. СВЯТЫЙ ГРАД (Мф 27:53). см. Иерусалим. СВЯЩ. ПИСАНИЕ см. Писание. СВЯЩЕННИК (ветхозаветный). По закону священниками могли быть только потомки Аарона, законнорожденные, без порока на теле, незазорные в поведении своем и супружестве. Почему им должно было вступать в супружество только с девицею из своего народа или вдовою священника (Лев 21:7, Иез 44:22); не позволено употреблять вина пред священнодействиями (Лев 10:9); запрещены светские обряды сетования: бритье головы, обрезание бороды, уязвление тела и возбранено даже оплакивание умерших, исключая отца, мать, сына, дочь брата и сестру девицу (Лев 21:1-6). В обряд посвящения их входили: поставление пред Святилищем, при собрании народа, омовение , облачение, жертвоприношение о грехе, всесожжение, жертва совершения, помазание кровью правого уха, правой руки и правой ноги посвящаемого, наполнение рук его частью жертвы, окропление священным миром смешанным с кровью, и неисходное в продолжении седьми дней пребывание во дворе Скинии (Исх 29, Лев 8). Постоянною обязанностью священников было: приносить в определенное время жертвы, совершать курение в Святилище, возжигать каждый вечер светильник его, переменять каждую субботу хлебы на трапезы предложения, очищать по установлению проказу и другие нечистоты и наставлять народ в законе. Во время священно служения, священники употребляли особенные, сделанные из льна и виссона одежды (Исх 28:40,42, 39:27, Лев 8:13). Для обычного священнослужения в храме учреждены были еще со времени Давида так называемые дневные чреды между священниками, именно 24 чреды (1Пар 24:3-18, 2Пар 8:14). Каждая чреда имела своего начальствующего (2Пар 36:14, 1Езд 10:5, Неем 12:7) и в известную неделю должна была отправлять положенное богослужение, начиная его в одну субботу и оканчивая в другую, следующую (4Цар 11:9, 2Пар 23:4, Лк 1:5). Сверх того частные богослужебные действия ежедневно назначались тому или другому из священников, составлявших известную чреду по особенному жребию (Лк 1:9).
ОМОВЕНИЕ – один из важнейших обрядов, характерный для большинства религий, в том числе и для иудаизма; ритуал, цель которого – восстановление ритуальной чистоты. Во многом это связано с особой ролью воды в религиозных представлениях, начиная с древности (мифы о хаосе как водной стихии, о всемирном потопе и пр.). В целом символ воды и омовения как акта, возвращающего человека к утраченной им изначальной чистоте, а иногда и имеющего смысл нового рождения, – один из древнейших религиозных архетипов, присутствующий в большинстве традиций. В иудаизме обряд омовения (самавартана) завершал первую стадию жизни человека – период ученичества. Омовение проходило последовательно из восьми сосудов, по числу стран света. После этого ученик сбривал бороду, стриг волосы и ногти и надевал новую одежду, затем покидал дом учителя и возвращался в семью, где имел право вступать в брак, т.е. начинать новый период своей жизни. Омовение в целом воспринимается как обряд перехода в иное состояние. В иудаизме уже в древности считалось, что ритуальная нечистота, распространяемая через контакт с мертвым, некоторыми типами живых существ или физических выделений, преодолевается по законам Торы очистительными ритуалами. Так, подвергшийся осквернению человек очищался, окунувшись в воды миквы (первоначально бассейна Скинии Завета или Иерусалимского храма, позже ритуального бассейна при синагоге). Там же очищались оскверненные сосуды, хотя сделать само по себе нечистое чистым миква не может (определенные виды животных, трупы и пр.). В целом омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения, его обязательно совершали служители Иерусалимского храма перед исполнением своих обязанностей. Разновидностью очищения являлось употребление смешанного с водой пепла ярко-рыжей коровы, считавшейся очищением от прикосновения к мертвому (описывается в Книге Чисел). В талмудическом иудаизме оформились развитые галахические положения о ритуале очищения в микве (разделы Мишны и Гемары ). Утверждается даже, что необходимость в микве столь важна, что община обязана продать свиток Торы, если не хватает средств на ее строительство. Так, омовение в обязательном порядке совершается при гиюре (церемонии перехода в иудаизм), когда желающего принять иудаизм окунают в микву; при очищении женщин после месячных и родов (т.е. по окончании периода нечистоты – нидды ). Кроме этого, в иудаизме ритуальное омовение рук с помощью двух специальных сосудов совершается за трапезой, в особенности субботней и пасхальной. В еврейской традиции существуют три типа омовений: полное омовение, омовение рук и ног, омовение рук. Полное омовение человека или предмета совершается либо в «живой воде» (воде реки, источника или моря), либо в микве. Часто совершают троекратное омовение, хотя Талмуд считает достаточным и одно омовение. Особенно важной была ритуальная чистота священников, участвующих в храмовой службе. Во время службы в Йом -Киппур , наиболее торжественной службы в году, первосвященник совершал омовение пять раз. В настоящее время полное омовение совершают практически только женщины после менструации и прозелиты во время обряда гиюр. Законоучители постановили также, что для достижения ритуальной чистоты после полового сношения необходимо совершить полное омовение. В данном случае возможно использование любой воды, так как это – предписание Талмуда, а не Библии. Омовение рук и ног было предписано для священников перед участием в храмовой службе, но сейчас не применяется. Наиболее распространенный вид омовения сегодня – омовение рук. Ритуальное омовение рук совершается перед принятием в пищу хлеба и других продуктов, которые едят руками, а также перед благодарственной молитвой после трапезы. Существует правило, что левиты должны омыть руки коэнам перед совершением благословения (см. также Биркат-коханим ). Представление о ритуальной нечистоте и омовении как средстве избавления от нее является наиболее характерным не только для иудаизма, но и для ислама и христианства. Обряд крещения в христианстве есть не что иное, как ритуальное омовение. При входе в мечеть правоверный мусульманин обязан вымыть руки и даже ноги, а также снять обувь.
ОМОВЕНИЕ, омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. омыть омывать в 1 знач. «Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку.» Л.Толстой. Омовение ног перед молитвой у мусульман. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Обмывание, мытье, омывание, обряд, абдест Словарь русских синонимов. омовение сущ. купание Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
ОМОВЕНИЕ, см. обмывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ОМОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый… … Толковый словарь Ожегова
Означает очищение, инициацию. В алхимическом Великом Опыте душа очищается через омовение, изменяя цвета от черного, через серый, до белого. В буддизме омовение в ходе инициации монаха означают смывание с себя мирского прошлого. В христианстве… … Словарь символов
О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Рядом со скинией располагался умывальник, предназнач. исключит. для этой цели (Исх 29:4; 30:18 и след.).… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Омовение - ♦ (ENG ablutions) (лат. ablutio очищение) в римско католической традиции ритуал омовения потира и др. сосудов для вина и воды перед евхаристией. Общепринято также омовение пальцев и потира после евхаристии. В настоящее время термин не… … Вестминстерский словарь теологических терминов
омовение - ОМОВЕНИЕ1, я, ср Обряд обмывания ног, существующий в некоторых христианских сектах (пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.), основанный на евангельском рассказе о том, как Иисус Христос во время Тайной вечери омыл ноги своим ученикам.… … Толковый словарь русских существительных
Омов’ение религиозный обряд (Евр.9:10), берущий начало в законе (Исх.29:4 ; Втор.21:6 , срн. 4Цар.5:10 ; Пс.50:4 ; Ис.1:16). Со временем сделалось мертвым ритуалом, подменившим заповедь Божию (Мат.7:8), посему и было отвергнуто Господом. (см.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Ср. 1. процесс действия по гл. омывать 1., омыть 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Книги
- Путь Христов , . Книга «Путь Христов» - это подробное описание земной жизни Спасителя, от Его рождения в Вифлееме и до крестной Голгофы. Впервые выпущена в свет в 1903 году в качествеприложения к журналу…
- К истории православного богослужения: по поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся , Красносельцев Н.Ф.. Вниманию читателей предлагается книга выдающегося историка церкви и археолога Н. Ф. Красносельцева (1845-1898), в которой он проводит критическое исследование текста исостава древнерусских…