Малые ракетные корабли проекта 1234.1 являются дальнейшим развитием проекта 1234. Они получили мощное вооружение и более совершенное радиоэлектронное оборудование. МРК предназначены для уничтожения надводных кораблей и соединений флота противника в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
«Мираж»
(1986 г., бортовой номер 617),
«Штиль»
(1978 г., бортовой номер 620).
Малые противолодочные корабли проекта 1124М являются дальнейшим развитием проекта 1124. Они получили более мощное вооружение, новую ГАС и совершенное радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Они строились несколькими сериями, которые немного различаются по ТТХ. МПК проекта 1124М являются основными эскортными кораблями ВМФ РФ.
В составе Черноморского флота:
МПК-118 «Суздалец»
(1983 г., бортовой номер 071),
МПК-134 «Муромец»
(1982 г., бортовой номер 064),
МПК-199 «Касимов»
(1986 г., бортовой номер 055),
МПК-207 «Поворино»
(1989, бортовой номер 053),
МПК-217 «Ейск»
(1989, бортовой номер 054).
Малый противолодочный корабль «Александровец» проекта 1124 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Корабли этого проекта являлись основными эскортными кораблями ВМФ СССР. Они строились несколькими сериями. МПК получили современное вооружение ПВО и ПЛО, две ГАС, новое радиоэлектронное оборудование. «Александровец»
является последним действующим кораблем проекта.
В составе флота с 1982 г.
Малый противолодочный корабль «Владимирец» проекта 1145.1 является дальнейшим развитием проекта 1141. Он получил новое вооружение, более совершенную ГАС и радиоэлектронное оборудование, была усовершенствована конструкция корабля. В качестве ЭУ он получил газовые турбины экономического хода, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Малые противолодочные корабли уникальны по своей конструкции - они оснащены подводными крыльями фиксированного типа с автоматическими управляемыми закрылками. МПК проекта 1145.1 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МПК на ПК не имеют аналогов ни в одном флоте мира. «Владимирец»
является последним действующим кораблем серии.
В составе флота с 1991 г.
Морской тральщик «Железняков» проекта 12660 является противоминным кораблем нового поколения, который получил современное вооружение, радиоэлектронное оборудование, средства поиска и уничтожения мин. Впервые в отечественном флоте может вести поиск мин прямо по ходу корабля. МТЩ предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МТЩ проекта 12660 являются самыми совершенными противоминными кораблями ВМФ РФ.
В составе флота с 1988 г.
Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы (например, ГАС «Ливадия») и радиоэлектронное оборудование. Тральщик может вести поиск мин прямо по ходу корабля. Он предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2009 г.
Морской тральщик «Валентин Пикуль» проекта 266МЭ является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы и радиоэлектронное оборудование. Тральщик предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2001 г.
Морские тральщики проекта 266М являются дальнейшим развитием проекта 266. Они получили новое вооружение и противоминные комплексы, была улучшена конструкция корабля. Тральщики предназначены для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Являлись основным типом противоминного корабля морской зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Вице-адмирал Жуков»
(1978 г., бортовой номер 909),
«Иван Голубец»
(1973 г., бортовой номер 911),
«Турбинист»
(1972 г., бортовой номер 912),
«Ковровец»
(1974 г., бортовой номер 913).
Базовые тральщики проекта 1265 предназначены для поиска и уничтожения мин в ближней морской и базовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля базовой зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
БТ-40 «Лейтенант Ильин»
(1982 г., бортовой номер 438),
БТ-241 «Минеральные Воды»
(1990 г., бортовой номер 426).
Возвращение в родную гавань:
Черноморский флот после воссоединения Крыма с Россией
Черноморский флот (ЧФ) был основан в мае 1783 года после присоединения Крыма к России. Севастополь стал его главной базой.
Два года назад, после воссоединения Крыма с Россией, Черноморский флот обрел второе дыхание. Сегодня одной из его задач является поддержка действий ВКС РФ в Сирии.
Александр Витко, командующий Черноморским флотом
В результате поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 года.
После Октябрьской революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. В 1921 году было принято решение о восстановлении Черноморского флота. За 1929-1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов.
За годы Великой Отечественной войны ЧФ провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 человек стали Героями Советского Союза. Героическая оборона Севастополя в годы войны известна далеко за пределами России.
В послевоенные годы на вооружение флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы. В 1991 году флот насчитывал около 100 тыс. человек личного состава, 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.
Как делили Черноморский флот
После распада СССР в 1991 году Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Соглашение было достигнуто только в 1997 году, когда Москва и Киев в рамках подготовки к подписанию "Большого договора" о дружбе и сотрудничестве договорились о разделе флота.
Украинской стороне достались 67 кораблей и 90 боевых самолетов, а России – 338 кораблей и 106 самолетов и вертолетов. Кроме того, России на правах аренды перешли пункты базирования в Крыму. Соглашения были заключены до 2017 года, а потом в 2010 году продлены до 2042 года.
Начиная с 2000 года, МИД Украины блокировал заключение соглашения о темпах и условиях обновления ЧФ, настаивая на том, чтобы каждая замена проводилась с разрешения Киева по принципу "тип на тип" и "класс на класс". Российская сторона с этим не соглашалась, в результате договор так и не был заключен.
В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко подписал два указа (номера 705 и 706), которые запретили упрощенный режим пересечения формированиями ЧФ государственной границы Украины. Также Киев отказывался отменять таможенные платежи при ввозе на территорию Украины материально-технических средств и товаров для ЧФ.
В итоге с 1997 года Черноморский флот усилился всего лишь одним ракетным кораблем на воздушной подушке "Самум" и фронтовыми бомбардировщиками Су-24.
Новая жизнь
После воссоединения Крыма с Россией только по итогам 2015 года флот получил более 200 единиц новых образцов вооружения и военной техники, около 40 различных кораблей и судов, в том числе:
Три дизель-электрические подводные лодки нового поколения,
Два малых ракетных корабля,
10 боевых катеров,
20 судов и катеров вспомогательного флота,
Более 30 летательных аппаратов (в их числе истребители Су-30СМ и комплекты беспилотников).
Части береговых войск пополнились 140 единицами новейшей автобронетанковой техники.
В 2015 году прошел испытания на Балтике фрегат "Адмирал Григорович". Всего по этому проекту планируется построить шесть кораблей, из них в 2016 году Черноморский флот получит три – "Адмирала Григоровича", "Адмирала Эссена", "Адмирала Макарова". Также в 2016 году на воду будут спущены и переданы флоту две завершающие серию дизель-электрические подлодки проекта 636.3 "Великий Новгород" и "Колпино".
Владимир Путин, президент РФ
До назначения командиром "Серпухова" Люшин был помощником командира на МРК "Штиль", спущенном на воду в 1978 году. "Эти корабли нельзя сравнивать. "Серпухов" – корабль нового поколения, высокой степени автоматизации. Для командира создано больше условий, чтобы своим вниманием охватывать все происходящее внутри корабля. Есть система видеонаблюдения. Большое количество средств связи обеспечивает передачу команд из вышестоящих штабов, а система корабельного мониторинга помогает при возникновении внештатных ситуаций", - говорит Люшин.
За системами жизнеобеспечения корабля моряки следят из специальной каюты, оборудованной пультами и экранами. При этом шутят: на "Серпухове" система контроля электронная, а на старых кораблях была голосовая. Там просто кричали: "Как там у вас, в машинном отделении?"
От стапелей до боевой службы
Для старшины ракетной команды мичмана Дениса Терентьева "Серпухов" – третий корабль. Катер Р-44, на котором он начинал служить, был выведен из состава флота "по возрасту", как и многие корабли Черноморского флота, "старевшего" в украинский период.
"Этот корабль мы получали со стапелей, - рассказывает Терентьев. - Полгода были в командировке в Зеленодольске в Татарстане. Я видел его с самых корней, когда здесь был только металл и ни одной лампочки".
Из Татарстана "Серпухов" прибыл в Новороссийск, здесь экипаж прошел первое обучение, а корабль – ходовые и государственные испытания.
Мичману запомнилось, как в день знаменитого пуска с Каспия ему позвонила мама из Волгограда: "Она сказала, что впервые за многие годы испытывает гордость за свою страну и очень рада, что ее сын служит на таком корабле".
По его словам, на "Серпухове" совершенно особая атмосфера даже в быту.
Мичман признается, что весь экипаж "Серпухова" немного завидует кораблю-близнецу "Зеленый Дол", который в настоящее время выполняет задачи в составе постоянной группировки ВМФ в Средиземном море. Моряки надеются скоро сменить товарищей.
Когда "Серпухов" пойдет в море, в рационе моряков появится больше фруктов, в основном крымских и краснодарских - рассказал старший матрос Николай Гончаренко, который служит в должности кока. По его словам, единственное, чем самый современный корабль флота не отличается от своих "старших товарищей", - это рацион питания моряков.
"Разницы по нормам питания нет. Моряки едят три раза в день, плюс вечерний чай. В море у нас дополнительные нормы: больше соков, молока, масла, колбасы", - рассказал кок.
Мягкие матрасы и секретная библиотека
Для старшего электрика зенитной ракетной батареи Виталия Сальчука на "Серпухове" все по-другому. Он начинал служить по контракту в 2013 году на ракетном катере "Прилуки" ВМС Украины. После воссоединения Крыма с Россией перешел на Черноморский флот РФ.
"Смотрите, здесь шторки, большие кровати, мягкие матрасы, удобные шкафчики, как в вагоне-купе, - показывает Виталий свой кубрик. - Те ребята, которые не снимают квартиры в городе, живут здесь, условия нормальные. На "Прилуках" все как было в 1980-е годы, так и осталось: кровати небольшие, старое все, в каюте – кабель-трассы по переборкам".
По словам Сальчука, условия службы по контракту в России гораздо выгоднее и в плане денежного довольствия, и в плане материального обеспечения.
Значительная часть службы экипажа – это самоподготовка, освоение новой современной техники. Специальную литературу моряки получают в корабельной секретной библиотеке и конспектируют ее. Все книги бумажные, использование личных гаджетов на корабле запрещено, их сдают дежурному, когда приходят на службу. Наряду с теорией большое количество времени командиры уделяют практическим занятиям.
Корабельный госпиталь
Панели приборов и экраны компьютеров повсюду на корабле создают обманчивое ощущение какого-то научного учреждения. О том, что все это создано для ведения реальных боевых действий, вспоминаешь в рубке фельдшера Александра Терехина. Он показал медицинские приборы для первой помощи при ранениях, операционный стол, который при необходимости будет развернут в кают-компании, устройства для транспортировки пострадавших.
Одна из обязанностей фельдшера - следить за температурным режимом как в кубриках, так и на боевых постах.
"На "Серпухове" всего один иллюминатор - в рубке дежурного. На самочувствии экипажа конструкторские особенности никак не отражаются. Что касается комфорта, то у нас везде кондиционеры. Температура выставляется в каждом кубрике. С вентиляцией проблем нет. Зимой тепло, летом прохладно", - говорит Терехин.
Система базирования
Командование
История
Новейшая история
Самым серьёзным ударом по Черноморскому флоту СССР стал распад СССР и последовавший период общей политической и экономической неразберихи.
Хроника политического противостояния
По мнению руководства РФ обострение отношений между Украиной и РФ было вызвано избранием в 2004 году нового Президента Украины Виктора Ющенко, который являясь гарантом Конституции Украины обязан гарантировать выполнение требований части 7 статьи 17 Конституции Украины, где записано, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз», а также пункта 14 Переходных положений Конституции Украины, где указано, что «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».
2005
Развитие событий напоминает о похожем российско-украинском противостоянии 2003 года из-за косы Тузла в Керченском проливе , когда спор из-за острова площадью 3 кв. км едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента, чтобы разрешить кризис вокруг Тузлы совместно с украинским президентом.
Между тем Россия строит новые военно-морские базы и объекты ЧФ и на собственной территории. С 1 января начато осуществление федеральной целевой программы по обустройству береговой инфраструктуры ВМФ в Краснодарском крае. Строительство Новороссийской ВМБ продлится до .
Представители националистических организаций Украины постоянно пикетируют объекты флота России в Крыму, требуя «прекратить оккупацию Украины».
2008
Флот сегодня
Списочный состав Краснознамённого Черноморского флота (2009)
Тип | Название | Изготовитель | Бортовой № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Крейсера - 1 | ||||||||
Ракетный крейсер проекта 1164, тип «Атлант» | «Москва» | 121 | 05.11.1976 | 27.07.1979 | 30.12.1982 | В строю.
Флагман флота. В 1991-1999 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией. По н.д. перевооружен с ПКРК «Базальт» на ПКРК «Вулкан» Ex. «Слава». |
||
Эскадренные миноносцы \БПК - 2 (1) | ||||||||
Большой противолодочный корабль пр. 1134Б, тип «Беркут-Б» | «Очаков» | Завод имени 61 коммунара (г. Николаев) | 707 | 19.12.1969 | 30.04.1971 | 04.11.1973 | С 1990 года на ремонте и модернизации. Предполагалась полная замена вооружения и электроники, по некоторым данным, предназначался для испытания первой отечественной многофункциональной боевой информационно-управляющей системы «Альянс».
В конце 2008 г по н.д. работы заморожены. Корабль выведен с территории завода. |
|
«Керчь» | Завод имени 61 коммунара (г. Николаев) | 713 | 30.04.1971 | 21.07.1972 | 25.12.1974 | В строю
В конце 80-х годов было модернизировано радиолокационное вооружение. В середине 2000-ых прошел средний(?) ремонт и дополнительную модернизацию(?). Весной 2007 г после долго перерыва введён в строй кораблей «первой линии». В некоторых западных источниках классифицируется как "крейсер". |
||
Большой противолодочный корабль проекта 61м, тип «Комсомолец Украины» | «Сметливый» | Завод имени 61 коммунара (г. Николаев) | 713 | 15.07.1966 | 26.08.1967 | 25.09.1969 | В строю
Официально классифицируется как сторожевой корабль (СКР) Модернизирован в 1990-95 гг. по пр. 01090 - установлен новый морской неакустический комплекс МНК-300, 8 ПУ ПКР Х-35 «Уран» , дополнительные РЛС, системы постановки помех. Несмотря на свой "возраст", один из самых «ходовых» кораблей флота. |
|
Фрегаты - 2 | ||||||||
Сторожевой корабль пр. 1135-1135М | «Ладный» | ССЗ «Залив» (г. Керчь) | 801 | 25.05.1979 | 07.05.1980 | 29.12.1980 | В строю. | |
«Пытливый» | ССЗ «Янтарь» (г. Калининград) | 808 | 27.06.1979 | 16.04.1981 | 30.11.1981 | В строю.
Проект 1135М. |
||
Корветы (МПК, МРК, БРК) - 16 | ||||||||
197-я бригада десантных кораблей | ||||||||
152 | 1171 | Николай Фильченков | БДК | в строю | ||||
148 | 1171 | Орск | БДК | Вновь встанет в строй в ближайшее время после ремонта на Туапсинском заводе. | ||||
150 | 1171 | Саратов | БДК | в строю | ||||
151 | 775М | Азов | БДК | в строю | ||||
142 | Новочеркасск | БДК | в строю | |||||
158 | Цезарь Куников | БДК | в строю | |||||
156 | Ямал | БДК | в строю |
# | Проект | Название | Класс | Год | Статус |
---|---|---|---|---|---|
400 дивизион противолодочных кораблей | |||||
059 | 1124 | Александровец | МПК | в строю | |
071 | 1124М | Суздалец | МПК | в строю | |
064 | 1124М | Муромец | МПК | в строю | |
060 | 11451 | Владимирец | МПК | в строю | |
418-й дивизион тральщиков | |||||
913 | Ковровец | МТЩ | в строю | ||
911 | 266М | Иван Голубец | МТЩ | в строю | |
912 | 266М | Турбинист | МТЩ | в строю | |
909 | 266М | Вице-адмирал Жуков | МТЩ | в строю |
# | Проект | Название | Класс | Год | Статус |
---|---|---|---|---|---|
166-й Новороссийский дивизион малых ракетных кораблей | |||||
615 | 1239 | Бора | РКВП | в строю | |
616 | 1239 | Самум | РКВП | в строю | |
620 | 12341 | Штиль | МРК | в строю | |
617 | 12341 | Мираж | МРК | в строю | |
295-й Сулинский дивизион ракетных катеров | |||||
966 | 2066 | Р-44 | РКА | Разделка в Инкермане март 2009 г. | |
955 | 12411 | Р-60 | РКА | Модернизирован в 2005-06 гг. в строю | |
953 | 12411 | Р-239 | РКА | в строю | |
952 | 12411 | Р-109 | РКА | в строю | |
962 | 12417 | Р-71 | РКА | в строю | |
954 | 12411М | Р-334 Ивановец | РКА | в строю | |
47-е звено катеров обеспечения | |||||
1293 | КМ-593 | КМ | |||
1293 | КМ-731 | КМ | |||
1232В | КВМ-332 | КВМ | |||
1232В | КВМ-702 | КВМ | |||
БУК-645 | БУК |
# | Проект | Название | Класс | Год | Статус |
---|---|---|---|---|---|
053 | 1124М | Поворино | МПК | в строю | |
054 | 1124М | Ейск | МПК | в строю | |
055 | 1124М | Касимов | МПК | в строю | |
901 | 12660 | Железняков | МТЩ | в строю | |
770 | 266МЭ | Валентин Пикуль | МТЩ | в строю | |
426 | 1265 | Минеральные Воды | БТЩ | в строю | |
438 | 1265 | Лейтенант Ильин | БТЩ | в строю | |
1251 | РТ-168 | ||||
12592 | РТ-278 | ||||
506 | Даурия | 1968 | в строю |
# | Проект | Название | Класс | Год | Статус |
---|---|---|---|---|---|
ССВ-201 | 864 | Приазовье | в строю | ||
861М | Экватор | в строю | |||
861М | Кильдин | в строю | |||
861 | Лиман | в строю |
Учения Черноморского флота
- 4 ноября 2007 года в акватории юго-восточной части Чёрного моря с целью проверки боеготовности прошли мероприятия подготовки разнородных сил Черноморского флота. Российские власти утверждали, что учения были плановыми. В учениях приняли участие большие десантные корабли «Ямал», «Цезарь Куников », сторожевой корабль «Ладный», спасательный буксир «Шахтер».
Андрей ФЕДОРОВЫХ - аспирант Института российской истории РАН
Научный анализ событий, связанных с распадом Российской империи и СССР, особенно остро проявивших себя в регионе Черного моря, имеет важное теоретическое и практическое значение. В частности, проблема статуса Черноморского флота бывшего СССР и его главной военно-морской базы - города Севастополя на сегодняшний день, пожалуй, является наименее изученной, несмотря на активное обсуждение данных вопросов на межгосударственном и общественном уровнях и, как следствие, наличие большого количества различной литературы на эту тему.
В соответствие с Морской Доктриной РФ, утвержденной Президентом России В.В. Путиным, защита территории РФ с морских направлений, ее суверенитета на внутренние морские воды, территориальное море, включая регион Черного моря, «относится к категории высших государственных приоритетов»1. При этом в документе поставлена задача сохранить базирование Черноморского флота в Севастополе на длительную перспективу. По итогам Совещания по военно-дипломатическим вопросам Азово-Черноморского региона 17 сентября 2003 года Президент РФ подчеркнул, что это зона стратегических интересов России, которая «обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим». В то же время реальными вызовами безопасности Россий¬ской Федерации в Азово-Черноморском регионе являются активность террористических структур, этническая преступность и нелегальная иммиграция. С целью укрепления позиций Российской Федерации в регионе принято решение о создании дополнительно пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. В то же время подчеркивалось, что решение о развитии системы базирования Черноморского флота на Кавказском побережье России «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе»2. Проблема Черноморского флота и Севастополя стала одним из наиболее сложных последствий распада СССР. Однако возможность ее возникновения около сорока лет таилась в решении высшего руководства СССР в 1954 году о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Это решение означало «разрыв исторической преемственности государственно-территориального устройства»3 Российской Федерации, без учета интересов и мнения ее многонационального народа. Представления о незыблемости СССР, недооценка внутренних противоречий советской федерации и роли национального фактора обусловили забвение исторического опыта во многом аналогичных событий периода распада Российской Империи, сопровождавшихся острой борьбой за Черноморский флот, Севастополь и Крым. После распада СССР военно-политическая проблема Черноморского флота оказалась неразрывно связанной с территорией его Главной базы - городом Севастополем - и потенциально конфликтной этнополитической ситуацией в Крыму, где большинство населения вы¬ступало за воссоединение с Россией. Это обстоятельство обусловило особую сложность ситуации и поиска политических путей ее решения. От выбора политического пути решения проблемы Черноморского флота и Севастополя в немалой степени зависели стабильность и межнациональное согласие в целом в регионе Черного моря и на Кавказе. По оценке одного из авторитетных специалистов в данной области В.А. Печенева, Черноморский флот всегда был и остается «важнейшей составной частью единой системы обеспечения стратегических интересов России во всем Черномор¬ско-Каспийском регионе»4. Проблема Черноморского флота и Севастополя оказалась настолько сложной, что на высшем государственном уровне временами представлялась практически неразрешимой. Достижение в конечном итоге компромиссных политико-правовых решений по проблеме Черноморского флота и Севастополя приобретает особую актуальность в контексте заинтересованности Российской Федерации сохранить свое военно-морское присутствие в Севастополе и в Крыму после 2017 года - крайнего срока присутствия ЧФ в Севастополе и Крыму, согласно достигнутым в 1997 г. договоренностям с украинской стороной.
Хронологически проблема статуса ЧФ охватывает период с конца 1991 - начала 1992 года, когда этот вопрос впервые возник на межгосударственном уровне, что сразу же привело к конфронтации и последующему затяжному кризису в российско-украинских отношениях - по 2000 года, когда был в основном завершен процесс раздела наследства бывшего Краснознаменного Черноморского флота СССР и на его базе окончательно сформировались Военно-морские силы Украины и Черноморский флот Российской Федерации. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя, как основной военно-морской базы двух флотов на Черном море. Промежуточной датой является 28 мая 1997 года, когда в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной были подписаны три межправительственных Соглашения по Черноморскому флоту. Тем самым был формально завершен «процесс определения судьбы» ЧФ бывшего СССР. Таким образом, в истории проблемы ЧФ можно выделить два больших хронологических отрезка - первый - с 1992-го по 1997 год - период трудных переговоров на межгосударственном и межведомственном уровне в условиях постоянно возникавших конфликтных ситуаций и кризисных явлений в отношениях между Россией и Украиной. Следующий период (июнь 1997-го - конец 2000 года) олицетворяет собой не менее сложный процесс наполнения конкретным содержанием основных положений достигнутых на межгосударственном уровне договоренностей.
В судьбе Вооруженных сил бывшего СССР определяющее значение имели события 1991 года, когда наряду с «парадом суверенитетов» бывших советских республик начал неукоснительно проводиться в жизнь принцип «новым независимым государствам - собственные вооруженные формирования». Наиболее болезненно процесс раздела и определения статуса совет¬ского наследства проходил в Украине. Опасность создавшейся ситуации во многом была обусловлена тем, что после распада Союза на ее территории оказалась большая часть вооружения и объектов Краснознаменного Черноморского флота - крупнейшей, более чем 100-тысячной стратегической группировки бывшего единого ВМФ СССР с неопределенным статусом.
С распадом Союза Черноморский флот оказался в крайне сложном положении. Ситуация складывалась следующим образом. 24 августа 1991 г. Украина согласно Акту о провозглашении независимости и результатам проведенного всеукраинского референдума начала строить суверенное независимое государство, гарантом безопасности и территориальной целостности которого должны были стать собственные вооруженные силы5 . В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на ее территории, были формально подчинены Верховному Совету Украины было создано Министерство обороны Украины. 6 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял закон «О Вооруженных силах» и «Об обороне», официально провозгласив создание своих национальных вооруженных сил на базе объ¬единений, соединений и частей ВС СССР, которые дислоцировались на ее территории. 8 декабря в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о Содружестве Независимых Государств6. СССР окончательно прекратил свое существование. Этому предшествовало совещание в союзном министерстве, на котором министры обороны суверенных государств, еще входивших в состав СССР, договорились о долевом участии в формировании военного бюджета страны. Уже тогда Украина твердо заявила о намерении создать свою собственную армию. Не были разрешены и другие проблемы, в целом не позволившие прийти к единому мнению по вопросам обороны и безопасности. С образованием СНГ любые попытки помешать разделу Вооруженных Сил украинскими лидерами рассматривались как нарушение законов Украины и вмешательство в ее внутренние дела.
Ясность в сложившуюся ситуацию в определенной мере внесла встреча глав государств Содружества, состоявшаяся 30 декабря 1991 г. в Минске, в ходе которой страны - участницы СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, в соответствии с которыми Министерство обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества Независимых Государств. Государства СНГ получили право создавать собственные вооруженные силы на базе частей и подразделений Вооруженных сил СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ7. Однако дальнейшие события показали, что у лидеров, подписавших пакет военных документов, не было единого представления ни о том, что входит в понимание «стратегические силы», ни о том, каков должен быть статус и условия размещения этих сил на территории новых государств.
Флот имел статус оперативно-стратегического объединения. Однако именно этот статус, реализация которого возможна только при сохранении единства флота во всей взаимосвязи его структуры как объединения, политическим руководством Украины и ее министерством обороны был подвергнут ревизии. Основа их позиции заключалась в иной трактовке достигнутых в Минске соглашений. По сути, Украина изначально взяла курс на раздел ЧФ. Естественно, с этим не могло согласиться руководство России, фактически правопреемницы Союза, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет, во время которого стороны несколько раз оказывались на пороге открытой конфронтации.
События вокруг Черноморского флота после распада СССР развивались следующим образом.
В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины».
7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал Указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».
«Война указов» завершилась встречей 23 июня 1992 года в Дагомысе Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.
3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединенным флотом России и Украины с объединенным командованием. Стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен. Таким образом был разрешен первый затяжной кризис в межгосударственных отношениях.
17 июня 1993 года в Подмосковье состоялись переговоры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.
3 сентября 1993 года в Массандре (Крым) на рабочей встрече президентов России и Украины подписан протокол, в соответствии с которым Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.
15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, по которому ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. В соответствии с соглашением Украине должно перейти до 20% судов ЧФ.
7–8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.
9 июня 1995 года в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине - 18,3% судов.
28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории8. Украинский парламент ратифицировал эти документы 24 марта 1999 года. Государственная Дума ратифицировала 18 июня 1999 года.
Графически процесс раздела кораблей и судов Черноморского флота можно изобразить так: (см. Приложение 1 на с. 104).
Сохранявшаяся в течение более пяти лет ситуация неопределенности правового статуса и дальнейшей судьбы ЧФ крайне неблагоприятным образом сказывалась на его боеспособности. Происходившее с Черноморским флотом в период с 1991-го по 1997 год многими воспринималось как процесс его гибели. Действительно, если подходить с формальной точки зрения, ЧФ 1991 г. не сравним с ЧФ 1997 г. К такому выводу можно прийти, сопоставив данные на момент заключения российско-украинских соглашений:
В 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.
Наиболее полные данные по количественному и качественному составу ЧФ в 1992–1993 гг. приводит в своих публикациях Д.Кларк, эксперт по военным вопросам аналитического журнала RFE/RL Re¬search Report. Согласно его оценке «Не смотря на то, что Черноморский флот подобно Балтийскому меньше чем Тихоокеанский и Северный флоты бывшего СССР, он представляет все еще грозную силу, большую, чем большинство других флотов мира, включая членов НАТО, кроме США. Согласно данным Международного Института Стратегических исследований9 (IISS), он обладает более чем 400 кораблями, из которых 45 относятся к ударным надводным силам, из которых наиболее значительны морские военные корабли, включая два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”, три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов. Слабой частью Флота является его подводный компонент, который состоит из 26 в большинстве своем устаревших дизельных подводных лодок... Сила флотской авиации наземного базирования, однако, более чем компенсирует эту слабость. Согласно оценке IISS, этот компонент включает 151 боевой самолет и 85 вертолетов. Отдельные русские источники утверждают, что их даже больше, приблизительно около 400 единиц, включая 140 способных нести ядерное оружие и решать задачи на больших дистанциях... Флот также включает бригаду морской пехоты, базирующуюся в Севастополе, и части береговой обороны - моторизованную стрелковую дивизию в Симферополе». Вероятную численность личного состава Д. Кларк определил как 75 000 офицеров и матросов.
В ноябре 1996 г. в составе ЧФ было 383 боевых надводных корабля, 56 боевых катеров, 49 кораблей специального назначения, 272 катера и рейдовых судна, 190 судов обеспечения, 5 подводных лодок, всего - 655 единиц. В состав ВМС Украины входило 80 кораблей и судов различных классов.
По результатам Киевских соглашений от 28 мая 1997 г. ЧФ РФ состоит из 338 кораблей и судов. Численность личного состава не может превышать 25 тысяч человек, в том числе 2 тысячи в морской пехоте и ударной авиации. В состав флота входит 106 летательных аппаратов, из которых не может быть больше 22 боевых самолетов. Россия не может иметь больше 24 артиллерийских систем калибром более 100 мм; 132 бронемашин. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ остается 16 (20 %), из 39 объектов связи - 11 (28%), из 40 объектов радио-технической службы - 11 (27 %), из 50 объектов тыла - 9 (18 %), из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением - 5 (31 %), из 7 объектов судоремонта- 3 (42 %).
ВМС Украины получили 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения.
Таким образом, после раздела ЧФ соотношение боевых кораблей в бассейне Черного моря стало 1:2,5 в пользу Турции.
У России осталось три пункта базирования корабельного состава - Севастополь, Феодосия и временно - Николаев; одно место дислокации береговых войск (Севастополь). В Севастополе Россия может использовать три из пяти основных бухт: Севастопольскую, Южную, Карантинную, а также Казачью для дислокации бригады морской пехоты ЧФ. Бухта Стрелецкая будет использоваться ЧФ РФ и ВМСУ совместно. Также ЧФ РФ может использовать два основных аэродрома в Гвардейском и в Каче (Севастополь), два запасных аэродрома в Севастополе (м. Херсонес, Южный), военный санаторий в Ялте, пост связи и испытательный центр в Феодосии и некоторые другие объекты за пределами Севастополя. Аренда Россией объектов и баз обходится ей в 97,75 млн долларов в год, которые списываются в счет погашения долга Украины. Россия обязуется не размещать в Украине ядерное оружие в составе ЧФ РФ, кроме того, порядок использования большинства флотских объектов устанавливает Киев. Маршруты передвижения личного состава и боевой техники ЧФ также определяется местными властями. Согласно российской военной доктрине, силы ЧФ должны состоять из двух оперативно-тактических группировок - Восточной с базой в Новороссий¬ске и Западной с базой в Севастополе, за которым оставался статус главной базы Флота10.
Согласно данным, опубликованным в начале 2002 г., в состав Черноморского флота Российской Федерации входит более 50 боевых кораблей, свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения. Авиация ЧФ насчитывает около 90 самолетов и вертолетов. В соответствии с соглашениями о размещении ЧФ на территории Украины в Крыму находится воинская группировка не менее 25 000 человек, 24 артсистем калибром более 100 мм, 132 бронемашин, 22 боевых самолетов. Данная численность сохраняется без особых изменений по сей день. ВМС Украины насчитывают около 40 боевых кораблей и катеров и около 80 вспомогательных судов. Следует отметить, что к этому времени командованию обоих флотов в целом удалось после почти десятилетней конфронтации наладить конструктивное сотрудничество. Это стало возможным во многом потому, что, несмотря на все сложности, на межгосударственном уровне было принято политическое решение, поставившее точку в процесс определения судьбы ЧФ бывшего СССР. Начиная с 1999г. ЧФ и ВМСУ проводят ежегодные совместные учения в рамках программы «Фарватер мира» и решают общие задачи в бассейне Черного моря. Тем не менее и по сей день остаются достаточно сложные спорные вопросы, связанные с базированием обоих контингентов, военными доктринами двух стран, статусом главной базы ЧФ - г. Севастополя, отношением к партнерству с НАТО и т.д., а значит, точка в переговорном процессе по проблеме ЧФ все еще не поставлена11.
Подводя итог более чем десятилетней дискуссии по проблеме ЧФ, следует сказать, что в ходе многолетних политических баталий из-за Черноморского флота ни одна из конфликтующих сторон - ни Россия, ни Украина - не достигла изначально поставленных целей. Первоначально (после распада СССР) российское политическое руководство, по всей видимости, стремилось не вмешиваться в ход «объективного процесса» перехода ЧФ под юрисдикцию нового независимого украинского государства. Однако принципиальная позиция, занятая командованием Черноморского флота и его личным составом, несмотря на возрастающее давление со стороны украинских властей и различных политических сил Украины, направленная на то, чтобы вынудить политиков двух государств начать переговорный процесс по проблеме статуса этой части бывшего ВМФ СССР–СНГ с целью принятия окончательного политического решения по этому вопросу, заставила руководство двух стран вступить в диалог на межгосударственном уровне, который продолжался много лет и нередко ставил обе стороны на порог открытой конфронтации. В ходе многолетнего переговорного процесса российская сторона стремилась оставить Черноморский флот за собой как за преемницей СССР, а также серьезно укрепиться на берегу, переведя под свою юрисдикцию бoльшую часть инфраструктуры ЧФ вместе с его главной военно-морской базой - городом Севастополем. При этом в ходе переговоров по проблеме ЧФ действия России были крайне непоследовательными, ввиду сложной внутриполитической и экономической ситуации в стране и явного нежелания высшего политического руководства идти на серьезные шаги, способные ухудшить и без того сложные отношения с Украиной и тем самым подтолкнуть ее в орбиту влияния стран Запада, и прежде всего США и блока НАТО. Это выразилось в готовности российской стороны идти на серьезные уступки в ходе подготовки и подписания основополагающих межгосударственных соглашений, которые вследствие этого несли на себе следы спешки и правовой небрежности, во многом не отвечали реалиям и, следовательно, не способствовали скорейшему разрешению сложившейся вокруг Черномор¬ского флота опасной политической и экономической ситуации. Эта политика была ошибочной и не оправдала себя. В результате более чем десятилетнего переговорного процесса по проблеме статуса ЧФ на территории другого государства и его раздела между двумя странами, сопровождавшегося его резким количественным сокращением, Российская Федерация, формально оставаясь правопреемницей Советского Союза, получила лишь небольшую часть ЧФ бывшего СССР. При этом россий¬ская сторона не смогла отстоять свое видение статуса Севастополя как главной базы своего ЧФ, статуса ЧФ как единого оперативно-стратегического соединения ВМФ СНГ, а также принцип раздельного базирования флотов, и вследствие этого получила в свое распоряжение не весь плавсостав ЧФ и около 5% территории базы и объектов инфраструктуры Флота на крайне невыгодных условиях аренды. В результате Россия фактически потеряла колоссальную часть собственности бывшего СССР, на которую имела полное право претендовать, а также значительно ослабила свое влияние в Черноморском регионе и Средиземноморье.
Украинская сторона, заявляя о своих правах на Черноморский флот, стремилась перевести под свою юрисдикцию это военно-морское соединение если не целиком, то его лучшую часть, а также все объекты инфраструктуры ЧФ, находящиеся на ее территории, действуя при этом зачастую неправовыми, насильственными методами, путем захвата и переподчинения военных объектов ЧФ, и создания явочным порядком структур ВМСУ, нарушая при этом достигнутые на межгосударственном уровне договоренности по разделу Флота, чему в немалой степени способствовала политика уступок Украине, проводимая политическим руководством РФ, а также заинтересованность западных стран в ослаблении влияния России в Черноморском регионе. При этом украинское политическое и военное руководство, получая всестороннюю финансовую и политическую поддержку со стороны блока НАТО, заинтересованного в минимизации российского влияния в стратегически важном Черноморском регионе, взяло курс на фактическое уничтожение ЧФ, официально провозглашая намерение создать небольшие военно-морские силы для охраны границ независимого государства и стремясь при этом подчинить как можно большее количество объектов инфраструктуры и кораблей ЧФ себе, не имея возможности в то же время содержать их в надлежащей боеготовности по экономическим и организационно-техническим причинам. Именно эти действия украинской стороны, в совокупности с преступным безразличием тогдашних властей РФ, вызвали резкое неприятие у командования и личного состава ЧФ, что сделало невозможным реализацию Украиной и ее западными «союзниками» своих намерений относительно Черноморского флота. В течение пятнадцати лет своей независимости Украине так и не удалось создать на Черном море полноценные военно-морские силы, способные влиять на ситуацию в регионе. Тем не менее украинской стороне удалось переподчинить себе бoльшую часть объектов инфраструктуры ЧФ, формально подтвердить свою юрисдикцию над Севастополем, а также заставить российскую сторону подписать крупный межгосударственный договор на крайне выгодных для себя условиях. Однако России, в свою очередь, удалось оставить за собой пусть даже небольшую, но наиболее боеспособную часть ЧФ, его основу, а также отстоять и т.н. «пакетный» подход к достигнутым договоренностям и будущим пе¬реговорам с Украиной по вопросу о пролонгации соглашений по Черноморскому флоту, согласно которому все без исключения переговоры российская сторона намерена вести строго на основе принципов Договора о друж¬бе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года и в неразрывной связи с Базовыми Согла¬шениями по флоту от 28 мая 1997 года, не допуская их пересмотра или вольного толкования со стороны Украины, в частности, под угрозой предъявления в противном случае территориальных претензий и т.п.
В целом, говоря об итогах своеобразного противостояния между Украиной и Россией, следует отметить, что российская сторона выиграла сражение за корабли, но за Украиной осталась «суша», то есть Севастополь и бoльшая часть береговой инфраструктуры. Однако это лишь видимые результаты, за которыми несомненно стоит более глубокая проблема: весь десятилетний конфликт между двумя государствами, связанный с проблемой ЧФ, сводился к одному принципиальному вопросу: останется ли самостоятельная Украина в орбите военно-политического влияния России или обретет независимость от него, то есть войдет в какую-либо другую глобальную военно-политическую систему. Спор вокруг ЧФ был лишь одним из аспектов этой проблемы и во многом свидетельством ее обсуждения и решения. Результаты этого спора можно определить следующим образом: России, безусловно, удалось в какой-то мере сохранить свое присутствие в Крыму и мощный рычаг воздействия на ситуацию в Черноморском регионе. Сохранение ЧФ с главной базой в Севастополе свидетельствует о том, что Украина по-прежнему остается в орбите российской военно-политической стратегии, однако при этом Украина, оставив за собой весьма серьезные позиции, превратилась из простого объекта российской политики в серьезный фактор, влияющий на эту политику, без учета которого довольно трудно представить сохранение в будущем «статус кво» в регионе. Превратятся ли существующие на сегодняшний день отношения между Россией и Украиной со временем в подлинное партнерство, или по истечении двадцатилетнего срока аренды споры вокруг будущей судьбы Флота вспыхнут с новой силой (что кажется весьма вероятным в свете последних событий на Украине) - покажет время.
1 Морская Доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 27 июля 2001 года // Морской сборник., 2001. № 9. С. 5.
3 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России., М., С. 12.
4 Печенев В.А. Кому выгодно вернуть Россию в допетровские времена. // Российская газета. 1996 г., 24 сентября.
5 Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т. 1. М., 2001. С. 18–24.
6 Там же. С. 33–37.
7 Несокрушимая и легендарная» в огне политических баталий 1985–1993 гг. М., 1994. С. 265–271; Шапошников Е.И. Выбор. М., 1995. С. 143–144.
8 См.: Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т.2. С. 125–142.
10 Горбачев С.П. Пессимистическая трагедия... С. 26–27; Крымская Правда. 1992. №5. 9 января; Мяло К.Г. Указ. соч. С. 144; D.L. Clarck. The Saga of Black Sea Fleet... p. 45; Зеркало Недели. 1997 31 мая; Трагедия Черноморского Флота (1990–1997).//Москва-Крым. Вып. №2. М., 2000; http://legion.wplus.net/guide/navy/flots/cher_l.shtml; http://www.janes.com; http:// www.Sevastopol.org.
11 Остров Крым. 1999. №2; Мальгин А. Указ. соч. С. 48; Коммерсант-Власть. 2002. №17–18.
История
История до 1917 года
Черноморский флот был основан в 1783 году после присоединения к России Крыма . Первым пунктом его базирования стала Ахтиарская бухта , расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова . Здесь был заложен город Севастополь .
Флот развивался и рос быстрыми темпами, и уже в 1787 году насчитывал в своем составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.
Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота (ЧФ) РФ на Украине от 1995 года и 1997 года , на основе Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.
70 % всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма . 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии , Новороссийске и временно - в Николаеве , где идёт постройка и ремонт российских судов.
По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года , в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции . Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.
Несмотря на это, например, по сообщению интернет-портала Flot.com от 26.03.2009 г.:
«Модернизация корабельного состава Черноморского флота России на территории Крыма возможна только с согласия Украины. Об этом 25 марта заявил пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич в ответ на появившиеся в СМИ сообщения о том, что ВМФ РФ намерен передать Черноморскому флоту подводные лодки.
Замена вооружений Черноморского флота должна происходить только с согласия Украины, что предусмотрено соглашением о разделе ЧФ от 1997 года , и только после подписания обеими сторонами регламентирующих документов, уточнил Кирилич.
Украинская сторона против пополнения Черноморского флота на территории Украины боевыми единицами, замена же должна осуществляться адекватно, в соответствии с типом и классом заменяемых кораблей. Этот вопрос не нов и позиция Украины по нему хорошо известна российской стороне, добавил Кирилич.
Ранее заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что Черноморский флот должен иметь в составе не менее 8-10 подводных лодок и будет ими пополнен. Украина рассматривает это не как обновление флота, а как поставку на вооружение нового вида оружия, - прокомментировал он заявление украинской стороны».
Хроника политического противостояния
По мнению руководства РФ, обострение отношений между Украиной и РФ было вызвано избранием в 2004 году нового Президента Украины Виктора Ющенко , который, являясь гарантом Конституции Украины, обязан гарантировать выполнение требований части 7 статьи 17 Конституции Украины, где записано, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз», а также пункта 14 Переходных положений Конституции Украины, где указано, что «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».
В ночь с 18 на 19 января командование ЧФ блокирует въезд техники на крымский маяк «Сарыч», разместив на его территории бронетранспортёр . Кроме того, командование вводит на четыре главных крымских маяка - «Айтодорский», «Евпаторийский», «Тарханкутский» и «Сарыч» - вооружённые подразделения морских пехотинцев . В связи с несанкционированной передислокацией военной техники на мыс Сарыч МИД Украины направляет России ноту протеста .
Развитие событий напоминает о похожем российско-украинском противостоянии 2003 года , когда спор из-за нескольких островов Тузлинской косы в Керченском проливе , общая площадь которых около 3 км², едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента, чтобы разрешить кризис вокруг Тузлинской косы совместно с украинским президентом.
Представители националистических организаций Украины постоянно пикетируют объекты флота России в Крыму, требуя «прекратить оккупацию Украины».
Корабли Черноморского флота ВМФ России.
В декабре были преданы огласке планы Минобороны Украины по передислокации войск к украинско-российской границе , однако после решения проблем с транзитом газа через территорию Украины и ценой на газ для Украины эти планы были забыты.
23 июня украинские милиционеры задержали служебный автобус Черноморского флота с 30 матросами, которые следовали на гору Опук к месту обучения морпехов. Проверка документов продолжалась более 20 часов и завершилась составлением протоколов об административном правонарушении по статье «Нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания на Украине» и попаданием одного из военнослужащих в военный госпиталь с тепловым ударом . До этого подобные случаи также имели место . Сотрудники украинской милиции ссылались на выполнение ими указа президента Украины № 705/2008 от 13 августа 2008 года «О ситуации вокруг перемещений, связанных с деятельностью военных формирований Черноморского флота Российской Федерации вне мест их дислокации на территории Украины». При этом командование флота направило протест в Управление МВД Украины в Севастополе. В документе ЧФ РФ требует от милиции «немедленно прекратить противоправные действия» в отношении моряков-черноморцев .
В июне 2009 года председатель СБУ Валентин Наливайченко заявил, что сотрудники ФСБ должны покинуть территорию Украины, сославшись на то, что протокол между ФСБ и СБУ, подписанный 25 января 2000 года , нарушает законодательство Украины . 10 декабря 2009 года было сообщено, что все сотрудники военной контрразведки ФСБ РФ, работавшие в Севастополе на Черноморском флоте России, покинули территорию Украины , выполнив требование СБУ.
2010 2011
Согласно постановлению Хозяйственного суда Крыма от 2 августа этого года, маяки Черноморского флота России должны были изъять украинские судебные исполнители. В частности, судебные исполнители должны были вернуть Украине две станции радионавигационной системы РС-10, расположенные в Евпатории и на территории Тарханкутского маяка, также изъятию подлежат 6 маяков, 9 навигационных знаков и другое оборудование, расположенное вдоль крымского побережья .
21 августа активисты молодежной организации «Студенческое братство» начали гражданскую акцию с целью активизации деятельности исполнительной службы по возвращению Украине крымских маяков: они проникли на территорию маяка «Сарыч», срезали колючую проволоку и вывесили таблички «Объект министерства инфраструктуры Украины» . 8 человек были задержаны моряками Черноморского флота и переданы в руки прибывшей украинской милиции . 23 августа активисты той же молодежной организации выставили пикеты в Севастополе у маяка Черноморского флота «Херсонесский» с требованием его передачи Украине . В МИД Украины отметили, что негативно относятся к попыткам представителей общественных организаций проникнуть на территорию ЧФ России в Крыму, поскольку это может привести к трагическим последствиям .
19 октября Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые . Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации .
6 марта министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков попросил взять на баланс Севастополя 440 квартир Черноморского флота РФ. Причиной была заявлена высокая цена на газ.
20 апреля российская сторона попросила Украину упразднить 15 000 000 долларов налогов на грузы поступающее в страну для Черноморского флота РФ. При этом Россия обещает направить освободившееся средства на содействие социально-экономическому развитию Севастополя и других населённых пунктов, где дислоцируется Черноморский флот РФ.
Командующие флотом
Здесь указаны командующие Черноморским флотом РФ. Списки командующих Черноморским флотом Российской империи и Черноморским флотом ВМФ СССР - см. в соответствующих статьях.
Современное состояние
Списочный состав Краснознамённого Черноморского флота (2011)
Тип | Название | Изготовитель | Бортовой № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Крейсера - 1 | ||||||||
Ракетный крейсер проекта 1164, тип «Атлант» | «Москва» | Завод имени 61 коммунара (г. Николаев) | 121 | 05.11.1976 | 27.07.1979 | 30.12.1982 | В строю.
Флагман флота. В 1991-1999 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией. Перевооружен с ПКРК «Базальт» на ПКРК «Вулкан» 11-я бригада противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» (проект 1164), два больших противолодочных корабля проекта 1134 «Керчь» и «Очаков» (последний не в строю) и сторожевые корабли «Сметливый» (проект 61М), «Ладный» и «Пытливый» (оба - проект 1135). 197-я бригада десантных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя большие десантные корабли проекта 1171 «Николай Фильченков», «Орск» (не в строю) и «Саратов», а также проекта 775 и 775М «Азов», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и «Ямал». 166-й дивизион малых ракетных кораблей Базируется в Севастополе (бухта Куриная). Состоит из ракетных кораблей на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум», а также малых ракетных кораблей проекта 12341 «Мираж» и «Штиль». 295-й дивизион ракетных катеров Базируется в Севастополе (бухта Карантинная). Включает в себя ракетные катера Р-71 (проект 12411Р), Р-109, Р-239, Р-60 и Р-334-Ивановец (проект 12411).247-й отдельный дивизион подводных лодок Базируется в Севастополе. Состоит из двух дизельных подводных лодок: Б-871 «Алроса» и Б-380 «Святой князь Георгий» (последняя - в ремонте). 68-я бригада кораблей охраны водного района 400-й дивизион противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре малых противолодочных кораблей: МПК-49 «Александровец» (проект 1124), МПК-118 «Суздалец» и МПК-134 «Муромец» (проект 1124М), МПК-220 «Владимирец» (проект 11451). 418-й дивизион тральщиков Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре морских тральщика проекта 266М: «Иван Голубец», «Вице-адмирал Жуков», «Турбинист» и «Ковровец».422 отдельный дивизион гидрографических судов ГС ЧФ Базируется в Севастополе, б. Южная. Суда пр.861 (гс «Челекен»),862/II (ГС «Створ» и гс «Донузлав»),872/II (мгс «ГС-402»), плюс большие и малые гидрографические катера. Последний командир дивизиона - капитан 2 ранга Чижов Дмитрий Иванович. В феврале 2012 года в связи с проводимыми в ВС РФ оргштатными мероприятиями, 422 однгс перестал существовать. Вместо него создана группа судов, групповым капитаном которой назначен Погребняков Алексей Васильевич - http://www.kvvmku.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=2087&sid=. Кроме того, управление лсужбы ОАО "Славянка" выгнала из здания по Суворова,4. Теперь они ютятся по Гоголя,37. Береговые войска ЧФ11-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада ЧФ РФ Базируется в Анапе. 810-я бригада морской пехоты ЧФ РФ Базируется в Севастополе. Базируется в Темрюке. 1096-й отдельный зенитный ракетный полк ЧФ РФ Базируется в Севастополе. 431-й морской разведывательный пункт Базируется в Туапсе Морская Авиация ЧФ7057-я смешанная авиабаза ЧФ РФ Базируется аэродром Кача. Штурмовая эскадрилья 7057 АвБ ЧФ РФ Базируется аэродром Гвардейское . Учения Черноморского флотаБоевые операции ЧФ РФБазирование ЧФ на УкраинеРоссия арендует большую часть причальных стенок порта Севастополь для стоянки более 30 боевых кораблей и судов. В Севастополе также базируется штаб ЧФ, центральный узел связи, военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал, яхт-клуб. Общая численность ЧФ в Крыму - около 14 000 чел. В марте 2005 министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Севастополь останется главной военно-морской базой Черноморского флота России как минимум до 2017 года . Несмотря на строительство военно-морской базы в Новороссийске , переводить туда штаб ЧФ и корабельный состав не планируется. В 2010 году между Россией и Украиной были подписаны так называемые Харьковские соглашения , по которым базовое соглашение об аренде мест базирования кораблей в Севастополе продлено до 2042 года с правом дальнейшего продления ещё на 5 лет. Аренда военно-морской базы в Севастополе обходится России в $98 млн в год и оплачивается поставками российского газа. Ввод в строй новых кораблей15 мая 2012 г. В Новороссийске состоялась торжественная церемония подъема военно-морского флага на катере специального назначения «Грачонок» проекта 21980. 2011 г.
См. также
Ссылки
Примечания
|