Религия древних египтян. Религия и мифология древних египтян Египетский бог умирающей и воскресающей природы

23.01.2020

В египетском городе Абидосе каждый год в четвертый месяц справляли праздник в честь доброго бога плодородия Осириса. Обширный храмовый двор заполняли толпы народа. Перед глазами зрителей двигалась барка с огромной статуей бога. Жрецы, изображавшие спутников Осириса, размахивали мечами и копьями, как бы отражая его врагов. Вдруг статуя с треском обрушивалась, и храмовый двор оглашался громким плачем и пронзительными воплями: «Умер Осирис! Погиб великий бог!»

Египтяне верили, что добрый бог Осирис и его супруга богиня Исида научили людей обрабатывать землю, сеять злаки и выращивать виноград, а потом добрый бог, давший людям пищу, был убит богом засушливых ветров пустыни, своим завистливым братом Сетом. О смерти Осириса жрецы рассказывали по-разному, противореча друг другу. Одни говорили, что Сет во время пира заманил Осириса в красивый гроб, захлопнул крышку и бросил в воду; другие - что Сет разрубил Осириса на 14 частей и разбросал куски его тела по стране, а Исида со слезами собрала их и соединила вместе. Особенно охотно рассказывали о том, как добрая богиня, прячась от Сета в болотах, родила и вырастила сына Гора (божество солнца), который победил потом своего дядю Сета и оживил Осириса.

Много подобных чудесных рассказов передавалось из уст в уста, пока жрецы разыгрывали священную драму (мистерию), в которой было столько загадочного и непонятного. Мудрые старцы глубокомысленно заявляли, что простым людям не полагается знать божественные тайны. Обыкновенному человеку достаточно слепо верить и покоряться воле богов. Но вот на храмовой площадке появлялись два красивых ящера, одетых в женские одежды. На плече одного из них было написано «Исида», на плече другого - «Нефтида». Это были божественные супруга и сестра Осириса. Они садились по обе стороны от поверженной статуи бога и с плачем умоляли его встать, уверяя, что опасность миновала, что враги уже побеждены. Вдруг статуя сама собой поднималась (на самом деле ее, конечно, подымали спрятанные в барке жрецы). Начиналось всеобщее ликование. Все кричали, что добрый бог ожил, что Осирис победил смерть, что раскаленная пустыня, где обитает Сет, обезврежена и плодородная земля вновь даст людям свои плоды.

Совсем по-иному рассказывали о смерти и воскресении доброго бога растительности в Вавилонии. Когда наступала холодная зима, вавилонские жрецы заявляли, что богиня плодородия Иштар спустилась в подземный мир за своим возлюбленным - безвременно погибшим юным Таммузом (божеством весны). Привратник «страны, откуда нет возврата», снял с прекрасной богини Иштар все одежды и украшения. И она томится там в вечном мраке, страдает от 60 болезней, а вокруг летают души умерших, одетые перьями, подобно птицам. Они питаются прахом и глиной и тоскуют по земной жизни. Одновременно с пленом богини прекратилась и жизнь растений на земле. На многих из них засохли и опали листья. Увидев это, боги потребовали от царицы подземного мира освобождения Иштар и Таммуза. Когда они вышли на землю, началась весна, вся природа ожила. Так объясняли жрецы смену времен года.

Впрочем, и про другого вавилонского бога, Мардука, рассказывали, что он умирает и воскресает ежегодно. В одном из храмов жрецы представляли суд злых демонов над добрым богом. Мардука допрашивали, били плетью и уводили на казнь, а народу показывали окровавленные одежды. А потом жрец, изображавший бога, появлялся при всеобщем ликовании- «Мардук воскрес из мертвых!»

Верили в смерть и воскресение бога плодородия и некоторые другие земледельческие народы древности.

Финикияне устанавливали траур в память юного Адониса, будто бы убитого диким кабаном-вепрем-в горах, и уверяли, что река Адонис (названная так в честь бога) становится осенью красной от крови погибшего бога. Правда, находились трезвые люди, которые объясняли это «чудо» естественными причинами. Они говорили, что воды реки краснеют от песка, который осенние дожди смывают с Ливанских гор. Однако преодолеть суеверие было не легко.

Вера в Адониса в III - II вв. до н. э. распространилась и среди греков, объявивших его возлюбленным самой Афродиты, богини любви и красоты. Богиня, по их словам, долго искала труп Адониса, бродя босиком по диким скалам, и ноги ее были изранены камнями и шипами, но зато из капель ее крови выросли розы, а найденный ею юный бог чудесным образом ожил.

Под влиянием всех этих верований сложилось позже и христианское учение о боге, добровольно идущем на мученическую смерть для спасения людей (см. стр. 114). Рассказы о распятом на кресте Иисусе Христе во многом напоминают мифы об Осирисе, Таммузе и Адонисе.

Почему же возникли такие сходные религиозные верования, которые по-разному внушают людям одну и ту же мысль о муках доброго бога? Это не было случайным. Бессилие древних людей перед природой, неумение подчинить ее себе и разумно объяснить естественные явления порождало веру в таинственные силы, управляющие миром.

Постепенно люди стали упорным трудом подчинять себе природу, но старые верования в их сознании держались стойко. Представители господствующих классов общества, к которым относились и священнослужители различных религий, энергично поддерживали веру в страдания божества, будь то Осирис, Таммуз, Адонис или Иисус Христос. Боги-страдальцы ставились в пример людям. Трудящимся и угнетенным внушали, что не надо жаловаться на бедность, голод, тяжелый труд, что надо безропотно терпеть, что такова божественная воля. Классовая роль религии отчетливее всего сказывается в ложном учении о неизбежности и необходимости страданий - «господь терпел и нам велел».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Следует отметить, что для египетской религии характерно длительное существование пер-вобытных представлений. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные силы природы. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух – мужскими божествами, явления природы воспринимались как отношения различных божеств. Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис. Животным Амона был баран. Большое распространение в Египте получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Египетские боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе, и общеегипетских богов, почитаемых по всех стране. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону с центром в городе Гелиополе, и бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. Когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царст-вующего фараона и царем богов. Причем Амон включает теперь ряд функций бога Ра. Считалось, что бог Амон-Ра каждое утро появляется на востоке. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды Гор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона. Особым уважением пользовался бог мудрости Тот, который научил людей читать и писать. Особую роль в Древнем Египте играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов, фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, то есть он имел двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Гора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения. Согласно этим представлениям каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души «ба», которая вылетает из тела в виде птицы и уносится на небо. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Мумификация состояла в том, это из трупа умершего удаляли внутренности, труп пропитывали специальными составами, затем заворачивали в особые ткани, пеленали, чтобы обеспечить длительное сохранение тела. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Огромную роль в верованиях египтян играло имя – «рен», уничтожение его приносило огромный вред загробному бытию. Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведение заупокойном культе,Аменхотеп IV выдвинул нового бога Атона,Себя провозгласилединственным сыном божества, начал строительство храмов

5 египетская мифология Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д. Мифы заупокойного культа Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде). Земледельческие мифы Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядахЯркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми. В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

2.1 Лечение с помощью магии

Конечно же, в некотором роде развитие медицины, как науки, тормозило наличие в ней неких магических действий. И, если в некоторых случаях, эти действия не несли вреда, но и не помогали, т. к. давались в совокупности с реальными медицинскими действиями, то, иногда, могли нести вред, в основном из-за потери времени на них. Вот что об этом пишет М. А. Коростовцев: «В дошедших до нас медицинских текстах обнаруживается сочетание взаимоисключающих принципов: магических приемов лечения больных и собственно медицинских, выработанных в течение веков опытным путем. Египтяне знали цену знаниям - об этом свидетельствуют медицинские тексты, но, вместе с тем, так и не смогли избавить свою медицину от тяжелого и ненужного бремени магических воззрений. Согласно этим воззрениям, болезнь вызывают злонамеренные духи умерших или существа, подобные демонам. Проникая в организм человека и животного, они причиняют страдания, и только могущество магии способно изгнать их из страждущей плоти. Болезнь могла быть вызвана и «дурным глазом» недоброжелателя. Именно эти воззрения и побуждали египтян всячески культивировать и углублять применение магии в практической медицине».

Было бы преувеличением утверждать, что магический элемент доминирует над собственно медициной в дошедших до нас медицинских текстах. Многие диагнозы и рецепты в них не сопровождаются магическими дополнениями, но зачастую медицина и магия соединены - не внутренне, органически, а внешне, механически. Болезни рекомендуется лечить определенным лекарством, но лучше и лекарством, и магическим заклинанием. При этом заклинание вовсе не должно обязательно соответствовать представлению о болезни или о свойствах лекарства. Произнесенное над лекарством, оно увеличивает его действенность и, тем самым, в большей степени способствует лечению, изгнанию из тела больного невидимого и злонамеренного существа, вызвавшего болезнь. Считалось, что если врачи могут лечить недуги, то они могут и вызывать их. Так, например, в магическом демотическом папирусе Лондона и Лейдена (XX recto 13/II), в тексте, относящемуся к началу III в. н. э., сказано: «Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза». Или: «Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет». 1

2.2 Мифология и врачевание

Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Главным божеством древних египтян был бог солнца - Ра, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короной (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан - символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с головой ибиса. Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, придумал математику и астрономию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание народными средствами; ему приписывалось и составление самых древних египетских медицинских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис - потомок бога Ра, символ животворящего солнца и благодатного Нила. В древних текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который справедливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым богом Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса - богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу (греч. Анубис) с просьбой сохранить Осириса на веки. Анубис забальзамировал Осириса и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира и царем загробного суда. Его изображали в виде спеленатой мумии в белой короне со знаками царской власти в руках. Мумию окрашивали в зеленый цвет - символ воскрешающей природы. Согласно преданию мумия Осириса была первой в истории Египта, а Анубис почитался как изобретатель и первый мастер мумификации. До Осириса он был главным богом царства мертвых. Изображали Анубиса в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала. Во время загробного суда он должен был взвешивать сердце и указывать путь душам умерших.

Богиня Исида - преданная жена Осириса и самоотверженная мать - олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Прячась в болотах дельты Нила, она родила Осирису сына Хора, который, став взрослым, одержал победу над убийцей своего отца. Исида почиталась как охранительница царской власти, покровительница детей и изобретательница магического врачевания. Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в. до н. э.). Ее изображали в короне с солнечным диском между коровьими рогами, с сыном Хором на руках. (Позднее, в Древнем Риме этот образ оказал заметное влияние на становление иконографии богоматери).

Сын Исиды и Осириса - бог Хор (греч. Horos - высоколетающий, или находящийся в вышине; лат. Horus) - стал одним из самых значительных образов египетской мифологии. Бог неба, глазами которого были Солнце и Луна, он изображался или в виде сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями (урей - царская эмблема, включала три символа власти (сокола, пчелу и кобру), помещалась на головном уборе фараона) по обеим сторонам. Возвратив себе принадлежащий ему по праву трон отца, он почитался как охранитель верховной власти фараонов. От своей матери Хор воспринял искусство врачевания. Его глаз (око Хора) почитался у египтян как священное око - уджат (егип. ujat ), Символ охраны и защиты, торжества жизни над смертью. Глаз Хора изображался на амулетах, часто рядом с другим символом защиты от всех врагов - богиней-коброй Уаджит (егип. Uajit - Зеленая), которая олицетворяла мощь фараона и изображалась в угрожающей боевой позе с раздутыми щеками.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних египтян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестями. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (егип. Sohmet или Sahmet - могущественная) - грозная богиня войны, чумы и солнечного жара, супруга Птаха, верховного бога г. Мемфиса; изображалась в виде львицы или львиноголовой женщины, держащей в руке знак жизни (егип. анх ).

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт (ее изображали в виде беременной самки гиппопотама). Во время родов небольшие статуэтки Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденными, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами.

2.3 Патологоанатомия

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом всей древнеегипетской культуры. Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в загробной жизни даруется через единство (совместное существование) трех субстанций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»). Душа «ба» понималась как физическая жизненная энергия человека; считалось, что она существует при теле умершего, но на время может покидать гробницу и подниматься в небо к богам (ее изображали в виде птицы с головой человека).

Другая субстанция «ка» - «двойник» - зримый образ человека, сотворенный вместе с человеком по его образу и подобию, сопровождает его всю жизнь и существует после его смерти в памяти людей. Сохранение «ка» умершего путем создания точных изображений человека рассматривалось как один из главных способов поддержания его существования в загробном мире. «Ка» обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего. Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и обитают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хранил умерших в «красной земле» соседних с долиной Нила пустынь. Воздух и почва Египта обладают превосходными консервирующими свойствами: солнце и насыщенный солями горячий песок высушивали тела умерших, предохраняя их от дальнейшего разрушения. Таким образом, завернутые в циновки, они прекрасно сохранялись (без гроба и мумификации). Развитие цивилизации привело к строительству специальных помещений для захоронения знатных умерших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусственные методы. Так возникла мумификация, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon - бальзам). Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался - со временем он был утерян навеки; однако тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки - Геродот (ок. 484 – 425 гг. до н. э.) и Диодор (ок. 90 – 21 гг. до н. э.).

Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый совершенный и самый дорогой из них заключаются в следующем: «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг… затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок… По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают пеленами из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене».

Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренности (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человеческой или звериной головы - канопах (от греч. kanobos - название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению египтян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека и было необходимо в царстве Осириса.

Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнение в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установили, что в большинстве случаев «труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высыхании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полностью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутренности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынимали. Далее труп заворачивали в ткань типа марли. Длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримировали, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг».

В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей - юный Тутанхамон (правил ок. 1361 – 1352 гг. до н. э.). рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с его последующим переломом и образованием обширной гематомы; по всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и скончался, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра (по отцу) Анксенамон (Anchsenamon) ненадолго пережила своего супруга - власть в Египте захватил Ай - визирь Тутанхамона.

Интересно отметить, что в Древнем Египте бальзамировали и священных животных: змей, птиц, кошек, крокодилов, быков. Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом (идея окончательно сформировалась в эпоху Нового царства). Загробный суд возглавлялся богом Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знания Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной религии народов древности. Тем не менее, египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным. По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть».

Как главный персонаж мифов (особенно характерных для древних культур Средиземноморья) У. и в. б. оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с Сетом, Балу с Муту, Инанна с Эрешкигаль), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнерши (Думузи - Инанны, Адонис - Артемиды, Дионис - Геры). В результате конфликта бог - герой мифа погибает (Осирис, Балу, Адонис, Аттис, Дионис), исчезает (Телепинус, Деметра), терпит временное поражение, теряет какой-либо жизненно важный орган (Гор, сын Осириса, - глаз, хеттский бог грозы - глаза и сердце). На поиски бога (или на помощь ему) уходит сестра, мать, жена, реже - сын или другой родич. Они находят бога, возвращают в его жилище или возрождают к жизни, при этом бог - один или чаще при их содействии убивает своего демонического противника (напр., Балу - Муту и Йамму, хеттский бог грозы с помощью Инары и Хупасияса - змея Иллуянку). Воскрешенный (или возвращенный) бог восстанавливает свой прежний статус, но иногда одновременно становится богом подземного царства (как Осирис, чьим земным субститутом оказывается Гор).

Мифам об умирающих (шире: исчезающих) и воскресающих (возвращающихся) богах свойственна, как правило, природная, земледельческая семантика. Так, египетский Осирис обучен своей женой-сестрой Исидой земледелию и сам в качестве культурного героя научил людей земледелию и скотоводству; он отождествляется в мифах с зерном ячменя или пшеницы, а его смерть и воскресение - с отливами и разливами Нила. В шумерской мифологии Инанна олицетворяет плодородие земли, а ее супруг Думузи, обновляющий мир в постоянной череде сезонов года, - производительные силы весны. Гибель Балу, бога бури, дождя и связанного с дождем плодородия, приводит к засухе и увяданию, его воскресение - к расцвету в природе. О неурожае, засухе и голоде, вызванных смертью или уходом бога, и соответственно о пробуждении природы при его появлении сообщается в мифах об Адонисе, Аттисе, Деметре и Персефоне и др.

В Древнем Египте драма смерти и воскресения Осириса разыгрывалась на великом земледельческом празднике, приуроченном ко времени наибольшего разлива Нила. В Месопотамии еще в 3-м тыс. до н. э. в периоды весеннего или осеннего равноденствия ритуально воспроизводился священный брак Думузи и Инанны, символизирующий возрождение плодородия в природе. Тема смерти и воскресения угаритского Балу также, по-видимому, лежала в основе соответствующей ритуальной церемонии. У хеттов миф о борьбе бога грозы и дракона Иллуянки входил в состав ритуальных текстов празднества пурулли, происходившего весной и призванного отвратить после прекращения зимних дождей грозящую земле засуху. Земледельческими в своей основе культами были культ Адониса, распространившийся из Сирии по всему Средиземноморью, греческие дионисии, а также элевсинские мистерии, посвященные Деметре и Персефоне и восходящие к празднику первого урожая. Непременным их компонентом был ритуальный плач участников об умершем (или исчезнувшем) боге и последовавшем оскудении земли. Таким образом, эти мифы представляют собой основную разновидность природных, календарных мифов (см. Календарь). Культовая фигура Великой богини-матери, персонифицирующей творческие силы природы, сохраняет в них свое значение. Однако с развитием аграрного общества и укреплением мужского пантеона она обычно уступает часть своих функций мужскому земледельческому божеству (Осирису, Балу, Телепинусу, Адонису, Дионису и др.) и фигурирует в календарных мифах главным образом как его мать, сестра, возлюбленная или жена.

Миф об У. и в. б., представленный в древних земледельческих цивилизациях Среди- земноморья, имеет соответствия как в архаических, так и в более поздних культурах (ср. мифы об умирающем и воскресающем звере у палеоазиатов и многих других народов). В прямом или косвенном отношении к мифам об У. и в. б. находится и ряд архаических ритуалов: умерщвление царя-колдуна как акт земледельческой магии; убийство животного, отождествляемого со змеем или водяным духом, как часть процедуры вызывания дождя; принесение девушки в жертву водяному демону ради обеспечения плодородия, а также многочисленные весенние обряды.

Вместе с тем и семантика мифа об У. и в. б. (сезонный цикл года сопоставляется с солярным циклом дня, органическим циклом человеческой жизни, периодическим столкновением сил «порядка» и «хаоса», регулярным обновлением царской власти и т. п.), и его композиционная структура, восходящая к архаической мифологической модели (уход героя из обыденного мира - борьба с потусторонними силами - победа над ними - овладение объектом, необходимым для восстановления благополучия, - возвращение), обусловили его близость, а иногда и естественный синкретизм с широким кругом астральных, космогонических, эсхатологических, инициационных мифов. Так, представление об У. и в. б. оказывается органичным для группы мифов, связанных с суточным движением солнца и луны: переход от света к мраку и от мрака к свету рисуется в них как следствие борьбы солярного бога с хтоническим чудовищем, поражения бога и последующей его победы (сравни египетский миф о Ра и Апопе). Общепризнано воздействие содержания и композиционных моделей мифов об У. и в. б. на весьма широкий круг мифов о героях (в частности, Геракле, Актеоне, Орфее и Эвридике), сказок (ср., например, египетскую «Сказку о двух братьях»), религиозных легенд и представлений (ср. евангельский рассказ о смерти и воскресении Иисуса Христа). Но ощутима также их связь с сюжетными схемами классического эпоса. Эпический конфликт вызван, как правило, или посягательством на благополучие героя сверхъестественного противника, связанного с хтоническими силами, или гневом на него оскорбленной богини. Герой (героиня) умирает, похищен или временно исчезает (Акхат, Энкиду, Сита, Брисеида, Елена, Одиссей, пандавы, Рама). Муж, сестра, родичи сражаются с чудовищами и демонами (Гильгамеш с Хумбабой и Быком небес, Ахилл с Ксанфом, Одиссей с чудовищами моря, пандавы и Рама с ракшасами), оказываются в подземном мире (Гильгамеш, Одиссей, Рама), едва не гибнут (Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Рама, пандавы). В конце концов герои одерживают победу, соединяются, восстанавливают утраченное благополучие.

Лит.: Мелетинский E. M., Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в сб.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с 68-133, Гринцер P. А., Эпос древнего мира, там же, с 134-205, Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974, Мелетинский E. M., Поэтика мифа, M., 1976.

П. А. Гринцер [Мифы народов мира. Энциклопедия: Умирающий и воскресающий бог, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 7802 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 549 Словарь)]

Религия и мифология древних египтян

1. Религия. Ещё в глубокой древности о египтянах ходили слухи как о богобоязненном и богопослушном народе, набожность и суеверие которого не знали границ. Египтяне верили в то, что всё на земле принадлежит богам, что боги – источник всякого блага, что им ведомы всœе помыслы людей и что в любой момент они могут вмешаться в дела смертных. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Города и номы, порядок и закон, ремёсла и искусства, письмо и счёт, науку и магию жители ʼʼЧёрной землиʼʼ относили к божественным установлениям. Οʜᴎ охотно разделяли представления о том, что до земных царей, власть которым была вручена небожителями, Египтом правили боги, затем – полубоги, избравшие долину Нила наилучшим местом для своего пребывания. Зависимость сознания древних египтян от грозных, могущественных, неумолимых божественных сил превратила Египет в страну тысячи богов, а египтян – в один из самых набожных, по мнению древнегреческого историка Геродóта͵ народов на земле.

Политеизм (многобожие) египтян проявлялся в одухотворении и олицетворении ими небесных светил (солнца, луны, звёзд), разнообразных природных объектов и явлений (реки Нил, водной пучины, знойного ветра пустыни), в поклонении домашним и хищным животным, за звероподобным обликом которых скрывались творцы Космоса, земного миропорядка, людей, покровители любви и семьи, войны и мирного труда, защитники фараона. Древним грекам, путешествовавшим по Египту, казались странными и некоторые поступки египтян: к примеру, почему они с особой нежностью заботятся о баранах, зачем царская дочь пьёт воду, в которой только что плескался крокодил, с какой целью осыпается почестями чёрный бык с белым треугольником в центре лба и мумифицируются ибисы?

То, что европейцам казалось чудным и диковинным, находит объяснение в религиозных представлениях египтян. Их почтительное отношение к баранам выражало преданность Амону – покровителю Фиванского нома, так как баран был священным животным Амона, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ великое божество могло перевоплощаться. Трогательные чувства к крокодилу возникали у всœех, кто поклонялся богу нильской воды Сéбеку – одному из самых почитаемых в Египте богов. Центром его культа считался Фаюм, позднее названный греками Крокодилополем, а храмы располагались почти по всœей стране. Крокодилов холили и лелœеяли, умащивали их откормленные тела бальзамами, нанизывали на пальцы и лапы золотые украшения. Жители Мемфиса преклонялись перед быком Аписом, в котором усматривали воплощение бога умирающей и воскресающей природы Осириса. Аписа находили по особым, примечательным признакам: чёрному – без примесей – окрасу, раздвоенным щетинкам хвоста͵ изображению коршуна на спинœе и скарабея – на языке. Когда чёрного быка с белым треугольником в центре лба и названными приметами обнаруживали в стаде, жрецы праздновали его рождение и торжественно вводили в храм Птаха – творца существующего мира и людей. Священному быку давали лучший корм и осыпали почестями до конца его дней, а когда он умирал, вся страна погружалась в траур.
Размещено на реф.рф
Тело Аписа мумифицировали и хоронили как высокого правителя. В Египте было принято мумифицировать и ибисов, считавшихся земным воплощением бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, счёта͵ покровителя литературы и писцов, лекарей и магов. Как создатель всœей интеллектуальной жизни Египта Тот считался языком бога Птаха и сердцем бога Ра. Будучи астральным божеством, Тот сливался с луной, и как бог луны он вёл счёт дням, месяцам, годам. Ему принадлежала также ведущая роль в культе мёртвых и погребальном ритуале: он записывал результат взвешивания сердца на суде Осириса.

По мере развития религиозного сознания египтян пантеон их богов усложнялся, и наряду с богами, персонифицировавшими силы природы и сферы хозяйственной деятельности людей, появились божества, символизировавшие этические категории и жизненные ценности: мудрость, справедливость, любовь, порядок, истину и другие. К примеру, такие важные понятия человеческой жизни, как справедливость и правосудие, несла в себе богиня Маáт, супруга Тота. Существование государства не мыслилось египтянам без Маат – божественного Порядка и Истины. Боги-творцы, уничтожив изначальный хаос, в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителœей всœеобщей гармонии Маат. Порядок часто воспринимался как правопорядок, в связи с этим фараоны, подобно богам-творцам, должны были стремиться ʼʼутвердить Маат на месте беспорядкаʼʼ, как сказано в ʼʼТекстах пирамидʼʼ. Уже в эпоху Древнего царства Маат становится центральным понятием в египетской этике, принципом, на котором строятся гармоничные (правильные) человеческие взаимоотношения.

В ранней древности египетские боги почитались в образах различных животных (что свидетельствует о сохранении на протяжении длительного времени пережитков тотемизма): быка, львицы, крокодила, сокола, павиана, змеи и других. Позже появились антропозооморфные изображения богов – с телами людей, но с головами священных животных или с их атрибутами. К примеру, Тот сохранил голову ибиса, богиня войны Сохмет имела голову львицы, а Исида, супруга Осириса, украшала свою причёску рогами коровы. В период расцвета Египетской цивилизации иконогрáфия – строго установленные правила изображения образов и сюжетов – обогатилась символическими образами богов. Символом бога Ра стал высокий, суживающийся в верхней части каменный прямоугольный столб –обелиск; бог Хор нередко представал перед взорами верующих как солнечный диск с распростёртыми крыльями сокола; бог Атон представлял собой солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивавшимися человеческими ладошками.

Все боги делились на местных, почитаемых в крупных населённых пунктах, номовых, почитаемых в областных центрах, и государственных, культ которых был обязателœен для всœех обитателœей Египта. Наиболее чтимыми общеегипетскими богами были: Хапи, отвечавший за плодородие, жизнь и процветание обитателœей ʼʼЧёрной землиʼʼ, Осирис – владыка подземного мира, Исида – его жена и сестра, покровительствовавшая супружеской любви и материнству, Хор – сын Исиды и Осириса, символизировавший победу жизни над смертью, а также защищавший фараона бог Солнца Ра, боги Птах и Тот, бог Амон – покровитель царской власти, вершитель политических судеб. Египетские фараоны также почитались как боги: они имели храмы, штат жрецов, им полагались жертвоприношения.

Политическая история Древнего Египта влияла на религиозные предпочтения египтян. Со сменой столичных центров глава египетского пантеона богов изменялась, так как местные боги возводились в ранг общегосударственных. К примеру, Птах – главный бог Мемфиса – столицы Египта в период Древнего царства – уступил своё место богу из Гелиóполя – Ра. Когда возвысились Фивы (эпоха Среднего царства), то местный бог Амон приобрёл дополнительные функции бога Ра и, официально став владыкой богов, стал почитаться под именем Амон-Ра.

Обилие египетских богов, изменение их положения в божественной иерархии, переплетение их главных функций вызвали крайне важно сть упорядочить религиозные представления, придать им организованный, структурированный вид. Сложная работа по систематизации египетского пантеона богов была проведена жрецами наиболее крупных религиозных центров Египта и отражена в египетской мифологии.

2. Мифология. Основными источниками по мифологии Древнего Египта являются:

а) Тексты Пирамид, вырезанные на внутренних стенах коридоров и погребальных помещений пирамид фараонов V и VI династий (XXVI–XXV вв. до н. э.); они состоят из ритуалов, заклинаний и гимнов, относящихся к погребению и перевоплощению царя Египта;

б) Тексты Саркофагов, записанные на внутренних стенках деревянных саркофагов в период между VIII и XVII династиями (XXII–XIX вв. до н. э.) и рассчитанные на обожествление и вечную жизнь погребённых в саркофагах; они содержат главным образом описание представлений египтян о загробной жизни, космогонии (сотворении мира) и содержание мифа об Осирисе, связанные с заупокойным ритуалом;

в) Книга Мёртвых – египетская Библия, сборник текстов, образовавшихся на базе заупокойных ритуалов в эпоху Нового царства и заменивших вышедшие из обихода Тексты Саркофагов;

г) религиозные гимны и тексты мифов, надписи на стенах храмов;

д) заговоры, заклятия и другие магические тексты, содержащие сказания о богах, при помощи уподобления которым египтяне надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий;

е) храмы, гробницы, культовые статуи, мумии священных животных, предметы ритуала, рельефы и стенные росписи.

Религия и мифология древних египтян - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Религия и мифология древних египтян" 2017, 2018.

Похожие статьи