Собираем растущий стул своими руками.
Думаю, будет лишним в очередной раз говорить об актуальности проблемы сохранения правильной осанки у детей. Одним из важнейших условий является обеспечение правильной позы при сидении, которая зависит от множества параметров. Обычные стулья не подойдут. К сожалению, офисные кресла с газлифтом тоже не способны решить эту задачу, так как не имеют ни регулируемой подставки для ног, ни регулировки вылета сидения, а одних только регулировок высоты сидения и угла наклона спинки недостаточно. В такой ситуации специальный регулируемый стул станет отличным решением!
В интернете можно найти множество различных вариантов на любой вкус. Из всего многообразия выбрал понравившуюся конструкцию.
Конструкция не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она очень технологична. Важно учесть соотношение размеров элементов, их взаимное расположение, прочность и устойчивость всей конструкции. Конечно, никаких чертежей ни на сайте производителя, ни в интернете найти не удалось. Поэтому пришлось разрабатывать чертежи самому. Тем интереснее. На проектирование ушло несколько дней.
К сожалению, в моем распоряжении нет плоттера, чтобы выводить изображения нужного размера, а программа, в которой я работал не умеет печатать крупные изображения по частям (или просто не смог разобраться как это сделать). Поэтому пришлось решать задачу окольными путями. Чертежи деталей были сохранены как обычные фотографии с большим разрешением. Далее с помощью бесплатной программы PosteRazor преобразованы в PDF-документы, содержащие чертежи в нужном масштабе и разбитые на отдельные листы формата А4.
Имею ли я право их публиковать? Не нарушу ли чьи-то авторские права? Ведь стул-то я подглядел в интернете и кто-то его разрабатывал! Давайте разбираться.
На эту ситуацию можно смотреть с двух точек зрения: этической и юридической. Этическую сторону вопроса опустим, потому что здесь возможен целый спектр вполне аргументированных мнений и к истине скорее всего придти так и не удастся. А вот с юридической точки зрения поиск истины не так безнадежен.
Так вот, юридически стул не может являться объектом авторского права. В данном случае, согласно ГК, он может являться либо полезной моделью, либо промышленным образцом, которые признаются и охраняются только при условии государственной регистрации, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент. На сайте производителя ни о каких патентах речи не идет, скорее всего, никто этот стул и не патентовал. Честно говоря, не вижу что там можно запатентовать - в сравнении с аналогами ни особой новизны, ни оригинальности. Хотя конструкция вполне удачная. Да и на www.freepatent.ru я его не нашел. А значит ничьих патентных прав я не нарушу за неимением таковых.
А вот чертежи, согласно КоАП, являются объектами авторского права и защищаются без какой-либо регистрации по умолчанию, как вид произведений изобразительного искусства, (программы для ЭВМ, кстати, как литературные произведения). Разработанные мною чертежи не являются точной копией оригинала, который мне не доступен, а являются результатом интеллектуального труда и отражают мое видение той конструкции, общие черты которой видел на фотографиях. И на публикацию результатов своего труда имею полное право, как автор. В отличие от тех, кто без разрешения и ссылки на источник размещает статьи из моего блога на своих сайтах для привлечения посетителей. Приходится ставить копирайты на фотографии.
Ну хватит занудства, пора за дело!
Чертежи растущего стула можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/-nS9on3WmbxdF
Если в архиве нет какой-то детали, значит ее описание будет далее по тексту.
Печатаем их как обычный многостраничный документ на листах А4. При этом в мастере печати Acrobat Reader важно не забыть указать масштаб "Реальный размер". В итоге, после склейки отдельных листов, получаем чертеж детали в масштабе 1:1.
Вырезаем чертеж стоек по контуру и наклеиваем его на лист фанеры.
В качестве материала для стоек выбрана фанера толщиной 22 мм. Вырезаем первую деталь, отступив от контура 5 мм. В общем-то качество и точность реза не очень важны. Лишь бы оставался некоторый запас.
Теперь получившиеся грубые края заготовки необходимо выровнять точно по чертежу. Обычно для обозначения этого действия использую термин "причесать". Для этого прижимаем ровную рейку к заготовке по линии чертежа и проходим по кромке копировальной фрезой с верхним подшипником. Скругления обрабатывал, направляя фрезер руками с последующей подгонкой скруглений шлифовальной машиной. На эту заготовку можно потратить больше времени, т.к. она будет служить шаблоном и от качества ее обработки зависит качество остальных стоек.
Теперь, имея шаблон, размечаем и вырезаем остальные заготовки для стоек
Далее при помощи саморезов закрепляем шаблон на заготовках. Для закручивания саморезов в шаблоне делаем отверстия, в тех местах, в которых будут отверстия для крепления сидения и подставки для ног. При этом шляпка закрученного самореза не должна выдаваться из шаблона.
И при помощи копировальной фрезы выравниваем кромки заготовки по шаблону.
С помощью фрезера, вставленного в стол делаем паз, в котором будут двигаться элементы, фиксирующие сидение и подставку для ног. Для простоты решил зазвать их бегунками. Глубина паза 10 мм, ширина паза 24 мм (может быть было бы удобнее сделать ширину паза, равную ширине имеющейся фанеры - 22 мм, но в мастерской такой фрезы не оказалось).
В середине паза через равные расстояния делаем отверстия. С обратной стороны заготовки в месте выхода сверла обязательно нужно подложить брусок, чтобы сверло не выламывало нижний слой шпона. Закрыть или замаскировать такой скол будет крайне трудно.
Аналогично поступаем с бегунками. Печатаем чертеж в реальном размере, вырезаем и наклеиваем на лист фанеры. Далее вырезаем с запасом и "причесываем", как делали это с шаблоном стойки.
Из того же листа фанеры 22 мм лобзиком грубо с запасом вырезаем будущие бегунки.
Все теми же саморезами фиксируем шаблон на заготовке
И на фрезерном столе при помощи копировальной фрезы выравниваем кромки заготовок по шаблону.
С помощью кромочной калевочной фрезы скругляем кромки на всех получившихся деталях. Радиус скругления 4,8 мм.
Далее вырезана рейка, с помощью которой бегунки входят в зацепление с желобом на стойках. Высота рейки 20 мм, ширина 24 мм. Т.к. ни 20 мм, ни 24 мм фанеры у меня не оказалось, рейку решено сделать из массивного ясеня. Эта древесина обладает отличными прочностными характеристиками.
В бегунках на фрезерном столе был сделан соответствующий желоб и в него вклеены рейки. При этом когда будете делать желоб надо не забыть, что бегунки бывают правые и левые.
После высыхания клея рейки распилены и сточены заподлицо с корпусом бегунков. Также в бегунках сделаны отверстия для фиксации их на стойках.
Также в бегунках выфрезерованы желоба параллельно полу. Глубина желоба 10 мм, ширина 16 мм. В этих желобах будут фиксироваться сидения и подставки для ног. На следующей фотографии можно видеть готовые бегунки.
Аналогично поступаем с шаблонами сидения и подставки для ног: печатаем чертеж, клеим его на фанеру и вырезаем заготовку.
Для того, чтобы сделать ровные скругления использовал тонкую рейку из 5 мм фанеры, пропущенную между саморезами, задающими нужный радиус. Она хорошо гнется и создает плавные переходы. Как это сделано видно на фотографии:
В результате получаем два шаблона - подставки для ног (слева) и сидения (справа). Далее работаем с ними по уже отработанной схеме - размечаем заготовки (обводим шаблоны карандашом) и вырезаем их с помощью электролобзика с отступом 5 мм. Для них использована фанера 16 мм, хотя можно и 22 мм. Фиксируем шаблон на заготовке при помощи саморезов и отрабатываем кромки копировальной фрезой. Имея готовые шаблоны вся операция занимает несколько минут. Оставшиеся на готовых деталях небольшие отверстия от саморезов можно либо просто игнорировать из-за их незначительного размера, либо скрыть при помощи шпатлевки на этапе шлифовки. Лично я пошел по первому пути. Не забываем скруглить кромки при помощи кромочной колевочной фрезы.
Шаблон для спинки делал "по месту". Поэтому чертежа спинки нет. Верхнюю и нижнюю кромку делал по шаблону сидения. Высота спинки 100 мм, Ширина 464 мм (глубина паза для спинки в стойках 10 мм). После того, как шаблон готов, делаем по нему с помощью электролобзика и копировальной фрезы пару спинок за несколько минут.
Всего в стуле три перекладины. Они сделаны из того же листа 22 мм. Размеры перекладин, фиксирующих бегунки 399х50х22 мм. Нижней перекладины (в нижней части возле пола) - 444х30х22 мм. С помощью прямой фрезы 10 мм делаем пазы для потайных мебельных гаек - бочонков.
Далее делаем паз для спинки.Угол наклона спинки выбирал в соответствии с ГОСТ 19301.2-94. "Мебель детская дошкольная..." Угол наклона спинки по нему не менее 5 градусов и более. У моего стула угол 11 градусов - мне кажется очень комфортный угол.
Получаем небольшую груду деталей
Каждый стул собирается на болты с шестигранниками и мебельные потайные гайки-бочонки. Болты имеют размеры 6х70 и 6х50, гайки - 10х20 и 10х12. Комплект крепежа представлен на фотографии.
Готово. Как говорится, "похоже на правду". При сборке проверяется качество изготовления и подгонки деталей, устраняются мелкие недостатки, проводится "доработка напильником". На этом пильно-сверлильно-фрезеровальный этап закончен.
Начинается шлифовально-малярный этап. Теперь стулья полностью разбираются и все детали шлифуются перед нанесением покрытия. Использовал бумагу 180. Кое-где пришлось повозюкать 80 и даже 40.
Малярные работы - это отдельная дисциплина. Плохое финишное покрытие может испортить всю работу. Зима на улице и отсутствие отопления в мастерской внесли в привычный процесс свои коррективы. Красить стул пришлось прямо дома. Поэтому ни краскопульта, ни многокомпонентных вонючих лаков использовать нельзя - только невонючий водный лак и кисточка.
Т.к. стул делал из остатков фанеры, некоторые детали имели загрязнения. К сожалению, полностью избавиться от них шлифованием не удалось, поэтому решил покрывать один стул темным цветом - "махагоном", второй - глянцевой непрозрачной эмалью молочного цвета. Пока готов только первый. Второй, молочный, ждет своего времени.
Если после нанесения первого слоя лака цвет лег неравномерно, детали из-за разной степени впитывания покрыты проплешинами, поднялся ворс и поверхность стала как наждачка, и вообще все это выглядит ужасно и хочется все бросить, значит вы на правильном пути. После высыхания первого слоя (часа через три-четыре) берем наждачную бумагу зернистостью 180 и шлифуем весь поднявшийся ворс. Далее кладем второй слой, после высыхания которого поверхность стала чуть лучше - нет ворса и цвет лег ровнее, но все равно далеко до картинки на этикетке банки с лаком. Поэтому матируем детали той же наждачкой и кладем третий слой. За ним четвертый. И так далее. Продолжаем до тех пор, пока результат не станет вас удовлетворять. Мне для этого хватило пяти слоев, на которые потрачено два дня.
Растущий стул готов. Себестоимость двух стульев - лист фанеры 1500х1500 мм толщиной 22 мм, крепеж на 50 р. и банка лака. Сюда же электричество, амортизация основных фондов, зарплата рабочего.
Видел на Амазоне подобные конструкции по 250 американских долларов - не цена, а жесть какая-то. У нас они, конечно, значительно дешевле.
Не смотря на сомнительный дизайн конструкция достаточно продуманная.
Это не просто детский стул, это скорее офисная мебель для школьника. Потому что именно школьники многие часы проводят сначала за уроками, а потом за компьютерными играми и для них важна правильная удобная поза для осанки, меньшего утомления и сохранения зрения. При этом школьники еще и активно растут.
Для большего комфорта можно изготовить съемные мягкие накладки на сидение и спинку. Как опцию. Но не вижу особой необходимости - обычно школьная мебель без подушек. Подлокотники тоже без особой надобности, потому что во время письма или при работе на клавиатуре локти должны свободно лежать на столе, чтобы не вызывать напряжение в плечах. Все эти выкладки описаны в целом множестве ГОСТов и растущий стул им соответствует. В общем, я доволен результатом.
Вы можете приобрести некоторые вещи из этого блога в нашей группе вконтакте:
К детской мебели всегда предъявляются строгие требования: она должна изготавливаться только из безопасных и экологически чистых материалов, на ней не должно быть острых углов, ее дизайн выбирается ярким и привлекательным.
Некоторые производители не придерживаются данных правил, поэтому на прилавках магазинов часто встречается некачественная продукция. Чтобы не купить для своего малыша ненадежный , лучше сделать его самостоятельно. При этом вы сможете не только выбрать материалы изготовления, но и самостоятельно продумать расцветку, размеры и функциональность мебельного предмета.
Детские стулья отличаются не только по внешнему виду и материалам изготовления, но и по дизайнам, конструктивным особенностям и предназначению. Особенностями детского стульчика являются:
С таким мебельным предметом ребенок может комфортно проводить свой досуг, рисуя, делая поделки из пластилина или занимаясь своими личными делами.
Внимание : детский стул должен соответствовать росту ребенка. Поэтому при его изготовлении стоит учитывать комплекцию вашего малыша.
Что касается разновидностей, то стулья для деток бывают:
- Стандартными. Такие модели ничем не отличаются от обычных стульев для взрослых. Они состоят из каркаса, 4 ножек, сидения и спинки. Также есть варианты с боковинами, сидением и спинкой. К их преимуществам относится функциональность, простота в эксплуатации, широкий спектр применения. С таким стульчиком можно заниматься своими делами, кушать за общим или готовиться к школе.
- Складными. Данные конструкции не занимают много места в сложенном виде . Они отличаются функциональностью и практичностью.
Материал: дерево или фанера?
Сделать стул для ребенка своими руками можно из разных материалов:
Совет : некоторые родители проявляют креативность и делают детскую мебель из картона, пластиковых бутылок или старых автомобильных покрышек. Автомобильные покрышки и пластиковые бутылки станут идеальным выбором для изготовления уличных мебельных предметов. Они не боятся агрессивной среды и внесут в ландшафтный дизайн эксклюзивность.
Схема и чертеж с размерами по ГОСТу
Перед изготовлением любого мебельного предмета необходимо тщательно продумать его форму, габариты, способ соединения деталей. Что касается формы детского стула, то она может быть любой. Здесь можно отталкиваться от личной фантазии и пожеланий ребенка. Как правило, родители делают для детей стульчики с прямыми опорами и спинками следующих конструкций:
- прямоугольной или сплошной квадратной;
- с широким усеченным конусом;
- прямой сквозной с планкой перемычкой.
А вот размеры мебели должны соответствовать росту ребенка . Спинка у стула не должна быть не слишком высокой, не низкой. В противном случае, ребенку просто неудобно будет сидеть на предмете. Идеальным решением будет высота спинки, равная расстоянию от пола и до сидения стульчика.
Стандартными габаритами детского стула являются :
- высота – 60 см;
- ширина – 30 см;
- глубина – 32 см;
- высота от пола и до сидения – 30 см.
Подготовить чертеж детского стула можно разными способами. Одни находят готовые варианты в интернете и изготавливают мебельные предметы по уже готовым эскизам. Как правило, на таких сайтах можно задать вопросы профессионалам и получить дельные советы при изготовлении мебели свои руками. Мастера, которые любят создавать креативную мебель и умеют ее продумать, рисуют чертеж от руки на листике бумаги. Кто-то пользуется специальными компьютерными программами.
Совет : чтобы проверить устойчивость будущего стула, рекомендуется сделать его макет из картона.
Инструменты
Из инструментов нам понадобятся:
Из материалов подготавливаются:
- пиломатериалы;
- саморезы, шурупы, крепежные элементы;
- столярный клей;
- кисточки;
- лакокрасочные материалы.
Как сделать и собрать?
Если в качестве материалов для изготовления детской мебели выбрано натуральное дерево, его потребуется тщательно подготовить к рабочему процессу:
- Древесина защищается шлифовальной машинкой или наждачной бумагой, чтобы малыш не загнал занозы и не поранился о новый мебельный предмет.
- Далее древесина подвергается обработке антисептиками.
- После этого детали можно покрыть морилкой и лаком или покрасить нетоксичной краской.
Внимание : при выборе лака, лучше отдать предпочтение материалу на основе скипидара. Он не выделяет токсинов и не имеет резкого и неприятного запаха.
Процесс изготовления мебельного предмета будет разделен на четыре основных этапа:
Наш стульчик будет изготавливаться из натурального дерева. Для его изготовления выпиливаем следующие элементы:
- две коротких ножки длиной 25 см, с сечением 3,3 на 3,8 см;
- 2 длинные ножки высотой 53 см. сечением 3,3 на 3,8 см;
- спинку размерами 10 на 30 см;
- сиденье габаритами 30 на 30 см.
Для обвязки стула под сидением нам понадобятся четыре перекладины. Две перекладины длиной 25,7 см и две – 25,2 см.
Сборка стульчика проводится в следующей последовательности :
Как видно, для изготовления и сборки детского стульчика необходимо минимум навыков и совсем немного свободного времени. В результате у вас получится оригинальная и надежная модель стула, которая гармонично впишется в интерьер детской комнаты и будет радовать малыша удобством в эксплуатации.
Финишная отделка деревянной табуретки для ребенка
При изготовлении мебели из дерева или фанеры, пиломатериалы потребуется предварительно обработать и придать им эстетичность с помощью лакокрасочных материалов. Чтобы стул получился красивым и практичным, используются разные способы декорирования:
Фото
Идеи для декорирования окончательного результата можно подсмотреть на следующих фото:
Полезное видео
Подробный процесс изготовления простого стульчика можно посмотреть на следующем видео:
Заключение
В заключение стоит отметить, что сделать детский стул своими руками можно легко и быстро. Его дизайн будет зависеть только от вашей фантазии и столярного мастерства. Не обязательно зацикливаться на стандартных моделях. Для маленького ребенка можно соорудить стульчик в виде любого животного (жирафа, динозавра, слоненка). Такая мебель станет у малыша любимой, и он повсюду будет таскать ее за собой.
Перед началом рабочего процесса обязательно поинтересуйтесь у малыша, какой стульчик он хочет. Если ребенку более 3 лет, его можно привлечь к рабочему процессу. Пусть он вам помогает: подносит карандаш и рулетку, выбирает цвет краски и просто наблюдает за вами. Так вы научите свое чадо быть ответственным, отзывчивым и с раннего детства приучите делать красивые мебельные предметы самостоятельно.
Вконтакте
Одного из основателей Энциклопеции Дени Дидро знакомая дама спросила однажды: с какого возраста нужно начинать воспитание ребенка? «А вашему сколько?» – поинтересовался тот в ответ. «О, ему всего один день!» Философ пожал плечами: «В таком случае вы на день уже опоздали».
Детский стульчик понадобится ребенку не в первый день его жизни, а когда малыш начнет самостоятельно садиться, примерно в 6 месяцев. Но его роль в становлении личности нового человека отнюдь не мала. Во-первых, на стуле начинается формирование опорно-двигательного аппарата и правильной осанки. Во-вторых, со стульчика ребенок учится обращаться с вещами. Это первая его собственность, которая не игрушка. Дети, выросшие на коленях у мамы или бабушки, в среднем хуже ладят с окружающими и слабее реализуют свои способности.
Интересы родителей тоже, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов. Кормление маленького ребенка зачастую вызывает у него бурю эмоций, которые родителям в данный момент, возможно, просто утомительны. Покормить нечто, вертящееся юлой на коленях, спокойно и доброжелательно, стоит большого напряжения; ребенок его чувствует и только пуще заводится, что на пользу ему никак не идет. Кроме того, нужно ведь уберечь одежду, ковры, мебель от залпов каши, супа или пюре.
Поэтому из довольно большого числа разновидностей детских стульев первый по важности и времени начала употребления – стульчик для кормления. Чуть позже, примерно еще через 4-6 мес., к нему понадобится стульчик игровой/рабочий. В таком порядке мы ими и займемся.
Общие требования
Чтобы сделать полезный и удобный стульчик для малыша своими руками, нужно прежде всего взять в расчет эргономику.
Первое, стул для детей младших возрастов не должен быть слишком мягким: чтобы костяк ребенка правильно рос и мускулатура развивалась, тело его должно чувствовать надежную опору. Стульчик для игры желательно делать вообще жестким, но на стульчике для кормления и рабочем относительно тонкие мягкие подкладки на сиденье и спинку нужны. Игровой и рабочий стул чаще всего один и тот же, как тут быть?
Совместить эти условия можно, сшив по размерам сиденья и спинки подушечки следующей структуры (снизу вверх): холст или мешковина – синтепон 5-7 мм – фланель, бязь или байка – декоративная ткань. Для их фиксации придется пришить лямки, завязывающиеся/застегивающиеся под сиденьем или за спинкой, но зато упрощается изготовление собственно стула и уход за ним.
Второе – избегайте пластиков. Для детских предметов на сегодня безусловно подтверждена безопасность полиэтилена высокого давления (производится без применения катализаторов) и ПЭТ, но подходящих заготовок из них для домашнего мастерства в продаже нет. Обшивка сидений ПВХ – пережиток прошлого: когда не было памперсов, без него опрелость кожи у младенцев наблюдалась чаще.
Следующий момент – размеры стула. Таблица рекомендованных размеров детских стульчиков для игры и занятий приведена на рис. Главный параметр выбора по ней – группа роста. Высота спинки получается вычитанием высоты сиденья от общей высоты стула; в стульчике для кормления ее нужно определить отдельно, т.к. его сиденье приподнято для удобства матери. Таблица составлена для детских учреждений, размеры стула для ребенка в семье можно найти точнее и проще: смотрим внимательно, в кого он пошел ростом и комплекцией; о глазах, бровях и т.п. споры потом. Затем родитель-прототип показывает, на каком стуле ей/ему удобнее всего, с него снимаем размеры и умножаем на 0,55. Ребенку на таком седалище будет хорошо примерно от годика до 4-5.
Примечание: исходя из вышесказанного все размеры приведенных далее образцов изделий подлежат при необходимости корректировке.
Материалы
Из чего сделать стульчик для маленького вопрос тоже немаловажный. Металл лучше или не применять вовсе, или в небольшом количестве (крепеж напр.) и так, чтобы ребенку к нему доступа не было. Детский организм в целом выносливее взрослого, но кожа малышей очень чувствительна. Это определяется инстинктом самосохранения: то, что взрослому просто скользко и немного холодит, для маленького – сигнал опасности. Поскольку сам он избегать ее еще не может, приходится взывать к родителям. Как – у кого дети, те знают. Но не всегда понимают, почему, и от того хоть сам криком кричи.
Напр., на рис. справа – ошибочное применение стального крепежа. «Интенсивная эксплуатация уголков» не только не упрочняет конструкцию, вопреки утверждениям ее автора, но для младенца и травмоопасна. Палец взрослого по уголку с саморезом пройдет незаметно, а малыш может и оцарапаться. В общем царапины детям нипочем, но, если его регулярно сажают для кормления в что-то кусачее, то как этот стул повлияет на психику ребенка? Вопрос риторический.
Обработка и отделка
Итак, у нас остаются практически только дерево, МДФ и ЛДСП класса E0 по степени эмиссии фенола. В стульчике для ребенка самого младшего возраста лучше все же обойтись лиственной древесиной или МДФ, они совсем без «химии». Повышенная чувствительность к смоле хвойных или следам фенолсодержащих соединений наблюдается примерно у 1 младенца из 400 000, но где гарантия, что это не ваш? Заранее выявить невозможно.
Стульчик для малышей подвергается внешним химическим воздействиям примерно такого же характера и в такой же степени, как кухонная табуретка, но санитарно-гигиенические требования к нему гораздо строже. Поэтому детали детского стульчика из дерева перед сборкой нужно обработать водоотталкивающим и бактерицидным составом, а готовое изделие покрыть защитным слоем.
Здесь альтернативы также почти нет: пропитка – водно-полимерная эмульсия или, взамен нее разбавленный втрое-вчетверо водой ПВА. Покрытие – акриловый лак на водной основе. Вполне достоверные подтверждения полной безопасности для детей прочих составов для обработки/отделки мебели отсутствуют. Особенно берегитесь морилок; детскую мебель под лаком лучше всего оставить как есть. Дизайн и декор в данном случае факторы отнюдь и отнюдь не определяющие.
О фанере
При изготовлении стульчика для первенца из древесины мастеру-любителю (который, возможно, берется за мебель впервые в жизни) придется столкнуться с рядом технологических трудностей, см. далее соотв. раздел, не преодолимых без мастерской и специнструмента. Выручить может фанера; из нее можно почти все то же сделать в домашних условиях. Но – не всякая. Однозначно годится простая березовая (не водостойкая и не бакелизированная) и также простая строительная или упаковочная. На последнюю идет шпон т. наз. сосны-сухощепки, срубленной зимой. Сосна-сухощепка и так почти не содержит смол, а в процессе изготовления фанеры их остатки полностью удаляются. Указанные виды фанеры делаются на казеиновом клею, для детей абсолютно безопасном. Влагостойкость и дополнительная прочность им придаются описанной выше пропиткой, но дважды: вторично после полного высыхания (ок. суток) первоначальной.
О клее
Для склейки и проклеивания при изготовлении детской мебели по совокупности качеств наиболее пригоден ПВА. Современные мебельные пур-клеи много прочнее, но и дороже; для изделия, срок службы которого не превышает 5-7 лет, первое несущественно, а вот второе может «кусаться». Зато ПВА обладает следующими достоинствами:
- Абсолютно безвреден и безопасен, что проверено более чем полувековым опытом. Его, как говорится, хоть ешь; даже попавший жидким в глаза, смывается без остатка водой, если только промыть немедленно.
- Потеки ПВА легко срезаются монтажным ножом, а их остатки также легко зашкуриваются вчистую.
- Стык на ПВА можно разнять, прогрев как следует обычным бытовым феном. Это имеет значение, если стульчик нужно разобрать и положить на хранение до следующего пополнения в семье. Также – если нужно заменять его отдельные детали по мере роста ребенка, см. далее.
Самый первый стульчик
Схемы устройства стульев для кормления детей наиболее употребительны следующие, в порядке возрастания сложности изготовления:
- Подставки/держатели – бустеры – для кормления малыша на взрослом стуле, жесткие и мягкие;
- Типовые (классические) домашние складные стульчики для кормления;
- Детские комплекты-трансформеры и «растущие» (на вырост) стулья;
- Стационарные стулья для кормления малышей.
Последние используются либо в детских учреждениях для самых маленьких, либо в обеспеченных домовладениях с избытком жилой площади. В том и другом случае для стула требуется высокая прочность: в домах малютки им будет пользоваться много поколений, а зажиточным хозяевам важен престиж, и еще дизайн. Вследствие этого стационарный стул для кормления детей превращается в достаточно сложное изделие, для изготовления которого нужен специнструмент и производственные условия; для примера см. чертежи на рис.
Бустеры
Это приставки или приспособления для кормления ребенка на стуле и за столом для взрослых. Жесткие стульчики-бустеры (первые 3 слева направо поз. на рис.) экономят место в малогабаритной квартире, поэтому довольно популярны.
Однако сделать их полностью соответствующими требованиям детской эргономики невозможно, это раз. Второе – для детей от 6 до 9-12 мес. они мало пригодны. Третье – мягкие крепления к взрослому стулу (ведущие производители вкладывают в их разработку немалые средства) не дают полной гарантии, что егозливый непоседа в восторге от любимого сока не повалится набок вместе с собой, бустером и папиным стулом.
Гораздо практичнее мягкие бустеры для кормления малышей, которые уже и не стулья, а нечто вроде сумки кенгуру, справа на верхнем рис. Постоянно их использовать нельзя, есть риск испортить осанку ребенка. Но на даче, пикнике или в поездке карман для кормления – бустер очень пригодится, тем более что места в маминой сумке он почти не займет.
Изготовление мягкого бустера для кормления ребенка уже более женское дело, т.к. он шьется; выкройки приведена на рис; они даны без припусков на обработку.
Примечание: стропы заводятся с боков накидки на спинку стула из-под низу, через проемы выводятся наружу и завязываются или застегиваются.
Домашняя классика
Как устроен всем знакомый складной стульчик для кормления малышей дома, и его размеры даны на рис. Материалы – брус 40х20, 75х20 (подножка и стяжки ножек), 16х25 (рейки спинки, фартук сиденья, рамка столешницы), доска 100х20 (вставки в раму передних ножек) и фанера 6-8 мм (сиденье, столешница). Сборка, кроме шарниров – на конфирматах (мебельных саморезах) 60х6.
Соединения, отмеченные красным – шарнирные: столик откидывается вверх, а рама задних ножек прижимается к передним. Головки болтов (М6-М8) изнутри и прикрыты заглушками, красная отметина с восклицательным знаком. Сиденье навешено на переднюю опорную планку на карточных петлях.
Для складывания стула столик сначала приподнимают и отводят немного назад раму задних ножек. Тогда сиденье само опускается, и раму задних ножек подают вперед до упора – стул сложен. А в разложенном виде вся кинематика этого стула стопорится без дополнительных фиксаторов по принципу мертвой точки, и маленький едок пусть там извивается как хочет – стульчик под ним устоит.
Единственная технологическая сложность в изготовлении этого стульчика – сплачивание заготовок для боковин рамы передних ножек на шпонках (ламелях) в ус или шкантах. Но ее можно обойти, если сделать переднюю раму фанерной, см. далее. Его эксплуатационный недостаток – толщина сложенного в пакет более 10 см. Для кладовки в малогабаритной квартире или чулана в прихожей это бывает слишком много. И тут на выручку приходит фанера, см. далее.
Трансформеры и на вырост
Детские стулья-трансформеры для всех возрастов есть в продаже, 3 поз. слева на рис. Они действительно удобны и функциональны, но технологически сложны: часть необходимых деталей возможно сделать только в цеху на фабрике. Соответственно, и стоимость таких стульев достаточно высока.
Для повторения своими руками доступнее комплект – стульчик со столиком, справа на рис. Что многие и делают, но тут же обнаруживается, что места в квартире комплект со столом-перевертышем занимает больше, чем детский стульчик и столик по отдельности.
Но главное – сие сооружение негигиенично. Когда ребенок сядет за стол, то ближний к полу в положении для кормления край большой столешницы окажется у него под руками в прямом смысле. А также – исподы ножек в положении 6-12 мес., ставшие теперь ножками, да еще и неудобно выступающими вверх.
Не царапающихся и не дающих микротрещин материалов не бывает. Удалить из них въевшуюся пыль с пола невозможно, чего микробам и надо. Комплекты-перевертыши для маленьких детей в продаже сравнительно недавно, но уже отмечены случаи, когда именно они становились очагами инфекции. От самостоятельно изготовленных из дерева опасность только усугубляется.
Эпидемия моды на трансформируемую мебель (в данном случае иначе не скажешь) породила вообще сущих монстров, см. рис. справа. По достижении ребенком «застольного» возраста стульчик просто… отпиливается, а бывшая опорная пирамида переворачивается и становится столом. С гигиеничностью большой столешницы все ясно, см. выше. Как и со слишком узким столиком для кормления: еды на маме и на полу не будет, только если на стуле восседает специально запрограммированный робот.
И еще, во-первых, поставьте себя на место ребенка: со всех сторон жесткое ограждение. Осталось, как говорится, только на цепь посадить. Во-вторых, большой столик будет необычайно валким. Ну видали ли вы когда-нибудь столы для взрослых аккуратных людей, ножки которых сходятся книзу? Смешно, конечно, но кто заведет такое дома, тому, пожалуй, и не до смеху станет.
“Растущие” стулья
В целом, если речь идет о маленьком ребенке, с трансформируемой мебелью лучше не экспериментировать, исключая проверенные складные конструкции. К примеру, возьмем «растущие» стулья, см. рис. слева. Сидеть на таком действительно можно от несмышленыша до его папы, но вполне удобно в любом возрасте не будет. А чтобы приспособить стул на вырост для кормления, его придется превратить в изделие, сравнимое по сложности со стационарным стулом для малышей.
Как взять все от фанеры
Стульчики для малышей очень часто делают из фанеры. Многие самодельные конструкции оказываются вполне практичными и хорошими на вид, слева на рис. Однако по миновании надобности приспособить их для чего-то еще вряд ли возможно, первое. Второе – см. справа на рис. разложенные детали. Отход материала – на-глаз не менее 60% Хотя хорошую фанеру можно купить по 300 руб./лист 1550х1550, все равно, желательно бы обойтись без никуда теперь не годных кривых обрезков.
Вот тут самое время сообразить, что для кормления малыша легко приспосабливается взрослый раскладной стул-доска из фанеры, см. след. рис. Папин для рыбалки или мамин садовый, смотря по тому, кто в семье верховодит. По санитарии с гигиеной лучше, конечно, сделать этот стул сразу для маленького, а на взрослое употребление пустить, когда тот подрастет.
Из остатка от вырезания проема А получатся 2 подкоса столика ребенку с Г-образными лапами; под них в боковинах стула нужно будет вырезать пазы. Для кормления ребенка такой стул желательно дополнить матерчатой спинкой: она и взрослым удобства не убавит, и стулу не помешает в сложенном виде висеть на стене. Маленькую столешницу прикрепляют к подкосам на рояльных или карточных петлях, тогда и столик для кормления тоже будет складываться в компактный пакет.
Примечание: размеры подкосов лучше снимать по уже готовому разложенному стулу. Так будет проще и точнее, чем возиться с тригонометрией.
Еще один раскладной стул того же типа показан на рис. справа. Он поменьше, 500х750 в сложенном виде. Неплох тем, что из листа фанеры 1550х1550 выходит таких ровно 6 шт., и по длине помещается в багажник почти любой машины. Буквой w обозначена ширина реза. В общем, смотрите по своему чаду, себе и своим потребностям.
Стулья постарше
В возрасте примерно от годика ребенку уже понадобится стульчик, на который он сможет сам садиться, передвигать его, переставлять. Стулья для маленьких детей следующей за младенцами возрастной категории бывают игровыми (слева на рис. ниже) и рабочими/для занятий, в центре. Рабочие стульчики для малышей отличаются от игровых прежде всего подлокотниками; они необходимы, чтобы у ребенка сложилась правильная осанка. Затем, высота сиденья рабочего стула может быть сразу взята в расчете на самый старший из дошкольных возрастов, т.е. до 400 мм. В таком случае нужна подножка; желательно переставляемая. Примерные размеры стульчика для малышей «второй очереди» даны справа, но, как сказано выше, уточнять их нужно по ребенку.
Чертежи стульчиков для подросших детей даны на след. рис. Слева – игровой простейшей конструкции. Ножки оптимальной длины для ребенка 12-36 мес., часто играющего на полу. Крепеж – саморезы по дереву 40х4,2.
Стульчик для ребенка “как у взрослых”
Стульчик справа уже сложнее, его детали нужно размечать по сетке и вырезать пазы для их соединения. Зато он универсальный, игровой и рабочий. Небольших выступов боковин над сиденьем достаточно, чтобы ребенок нормально активный не уселся, свесив половинку пятой точки в воздух. Высота сиденья в 400 мм – предельная для детей самых младших возрастов. Ее можно сделать сначала минимальной, ок. 220 мм, а затем менять боковины по мере подроста; труда и фанеры на это уйдет немного, зато маме будет что сказать папе при случае. Так что, если папа предусмотрительный, лучше сразу нарезать боковин на вырост.
Такой стул в принципе просто собирается, как головоломка. В мобильном варианте, скажем, для выездов на дачу, его можно так и оставить. Но при постоянном пользовании стульчик скоро расшатается, какими бы плотными изначально ни были стыки. Поэтому домашний стул ребенку такого рода лучше склеить ПВА. Разборка при необходимости положить на хранение – см. выше, о клее.
Наконец, есть категория детей, которые, едва осознав себя в этом мире, хотят, чтобы все у них было по-взрослому. Это в общем-то полезное качество, но папе над стулом и прочей мебелью для ребенка придется потрудиться больше. Устройство и размеры детского стульчика «как у взрослых» показаны на рис. справа. Деревянный стульчик такой конструкции потребует довольно сложных технологических приемов, но и в этом случае на выручку придет фанера, см. след. раздел.
Видео: пример простого мини-стульчика своими руками
Технология и фанера
Для изготовления стульчика малышам из дерева нужно знать или придется освоить способы выполнения некоторых столярных соединений: на шкантах, с помощью шпонок (ламелей) и шип-паз. Как они производятся, на примерах столярных изделий см. видео, выстроенные в порядке возрастания сложности:
Видео #1: соединения-шканты
Видео#2: угловое соединение на шпонках для рамочных конструкций (заусовка углов)
Видео #3: соединение шип-паз
Видео #4: шпоночное прямое соединение для сплачивания щитов из досок
Как видим, дома простым ручным инструментом достаточно качественно выполнима только поз. #1. Поз. #2 и #3 у начинающего столяра получатся вручную с грехом пополам, а для поз. #4 и хорошему профессионалу не обойтись без мастерской и специального оборудования. А теперь – тс-с! – все это может сделать дома «полный чайник», пользуясь только электролобзиком и немного стамеской. Если заготовки деталей набрать на клею из 3-х слоев фанеры толщиной, соответственно, в 1/3 требуемой. Помимо прочего, данная технология позволяет собирать детали сложной формы из маломерных фрагментов, что дает возможность плотнее, т.е. экономно, кроить материал.
Как выполняются таким образом прямое и угловое пазогребневое соединения, показано на поз. 1 и 2 рис. соотв. Если шип сделать трапециевидным с закругленными углами, то прочность стыка возрастет в несколько раз, т.е. станет достаточной и для взрослой мебели. На производстве такая технология не применяется – канительна и потому нерентабельна, но дома-то так лучше, чем покупать или арендовать станок на 60-100 тыс. руб.
Для склеивания пакета заготовок в деталь ПВА также не нужно каких-то особых приспособлений:
- На ровном полу или столе стелят полиэтиленовую пленку.
- Обе склеиваемые поверхности смазывают тонким слоем клея; лучше воспользоваться кисточкой.
- Выдерживают клеевые слои до полусухого отлипа, когда пленочка клея начнет становиться полупрозрачной по краям.
- Складывают заготовки в пакет и прижимают.
- Накрывают пакет другим слоем пленки и укладывают на него гнет из рассредоточенного груза (книг, напр.) из расчета не менее 20 кг на 1 кв. м склеиваемой площади.
Примечание: т.к. заготовки в пакете во время склейки могут немного «уплыть», их нужно вырезать с припуском 1-2 мм на чистовую обработку.
Угловое наборное соединение шип-паз нужно подкрепить саморезами диаметром не более 0,5 толщины шипа, по паре на шип. Напр., если деталь толщиной 15 мм из 3-х слоев по 5 мм, то диаметр метиза – 2-2,5 мм. Клей наносится на шип и в паз; первый вводится в последний, едва клей начнет отлипать (через 2-3 мин), и тут же соединение стягивается метизами.
Как винты винтить
В указанном выше и всех прочих случаях скрепления деталей саморезами под них нужно заранее просверлить глухие отверстия диаметром в тело (стержень) самореза без резьбы и глубиной в 2/3 длины его резьбовой части. Также заранее выбирается лунка под головку самореза. По завинчивании головка замазывается шпаклевкой из опилок все той же фанеры на все том же ПВА; в 1 объем клея можно вводить до 2,5-3 объемов опилок.
В заключение
Ну, а теперь на обновке – новых впечатлений и приятного аппетита. Только кашкой не швыряйтесь на радостях, родители-то старались.
Маленькая деревянная табуретка найдет себе применение в каждом доме. С такими стульчиками с большой радостью носятся дети. Сидя на таком табурете удобно чистить картофель и выполнять другие «сидячие» работы. Однако, купить маленький табурет решаются не многие в силу того, что всегда находится более важная трата финансовых средств. А вот, сделать маленький деревянный стульчик своими руками под силу практически каждому. Для его изготовления понадобится электролобзик и немного фантазии.
Подготовка.
Изготовления деталей, шлифовка.
Покраска.
Подготовка.
Подготовка материала и необходимых инструментов играет важную роль и позволяет сэкономить время в дальнейшем. Для изготовления табурета нам понадобится:
- оттесанная доска размером 800х200х25 мм (размеры примерные, можно исходить из того, что есть в наличии),
- 8 блестящих шурупов (50-60 мм),
- наждачная бумага,
- электролобзик,
- шуруповерт или отвертка,
- краска и лак по дереву,
- рулетка, карандаш и уголок.
Начинать нужно с разметки доски. Первым делом, с помощью уголка, карандаша и рулетки отмечаем прямоугольный отрезок без сучков длинной 32-33 см. Это будет верхняя часть нашего стульчика. Далее отмечаем два отрезка по 23 см - это будут боковушки. Теперь желательно придать им какой-нибудь фигурный узор. Можно для этого использовать любые предметы, имеющие окружность, просто обрисовав их карандашом. Но, такой метод предполагает нерациональный расход времени. Ведь придется в каждой боковушке отмечать центр и другие размеры. Потому, для боковушек лучше использовать выкройку, вырезанную предварительно из толстого картона либо другого материала. Она позволит вам легко и быстро разметить большое количество боковушек. Достаточно приложить выкройку и обвести карандашом.
Кстати, использование фигурного узора на боковушке, не только придает им красивый вид, но и позволяет обрезать все нежелательные сучки.
И сразу же размечаем перемычку. Она должна иметь форму трапеции и иметь стороны 230 и 220 мм. Ширина перемычки не принципиальна - от 80 до 120 мм.
Итак, имеет размеченную доску.
Важно! Не стоит рисовать слишком жирные линии - это влияет на ровность обрезки. Да и стирается карандаш не так уж легко.
С помощью электролобзика вырезаем все наши детали. Тут важна ровность. Для ровной обрезки среза полотно инструмента лучше вести не по линии, а сбоку от нее.
Научиться ровно резать можно на ненужных отходах. Итак, вырезаем все детали.
Это придаст изделию не только красивый вид, но и скроет все возможные неровности вырезки.
Далее все эти детали тщательно отшлифовываем мелкой наждачной бумагой. Проводить эту процедуру именно на данном этапе наиболее рационально, так как при шлифовке готовой конструкции может возникнуть ряд неудобств. Ровные плоскости удобно шлифовать, надев наждачную бумагу на деревянный брусок, либо на ручной станок для затирки шпатлевки. Главное – качество, так как после покраски все недоработки проявятся и будут видны.
Так выглядят отшлифованная и не отшлифованная боковушки.
Итак, имеет те же детали, но уже готовые к сборке.
Проводить сборку желательно в таком порядке:
- соединяем боковушки с перемычкой (по 1 шурупу с каждой стороны);
- выставляем эту конструкцию на ровную поверхность и привинчиваем верхнюю крышку (по 2 шурупа с каждой стороны);
- Укрепляем соединение боковушек с перемычкой (еще по 1 шурупу).
Стульчик собран! Еще раз проверяем его на ровной плоскости. В случае, если табурет немного шатается, то подтесываем ножки до полной устойчивости изделия.
Покраска.
Перед покраской еще раз проверяем изделие на наличие дефектов, при необходимости стираем их и остатки карандаша. С помощью кисточки очищаем табурет от древесной пыли и приступаем к покраске.
Тут уже «на вкус и цвет товарища нет»! Можно оставить естественный цвет дерева, вскрыв его бесцветным лаком. Можно придать изделию определенный цвет с помощью разнообразных красок по дереву, которых полно во всех строительных магазинах. В принципе, для покраски достаточно одного слоя. Но, если после полного высыхания первого слоя, поверхности опять слегка зашлифовать мелкой наждачкой и нанести новый слой лака, то блеск изделия заметно усилится.
Важно! Плохо зашлифованные торцы впитывают больше краски и становятся темнее.
Так выглядит готовый, вскрытый лаком стульчик.
Предлагаю сделать детский стул из фанеры. Всем у кого уже есть дети данная статья будет весьма интересна, хотя использовать такой стул могут и взрослые, поскольку изделие достаточно прочное и лёгкое. Этот стул был сделан мной в натуральную величину после чего я снял все размеры и спроектировал его в программе Компас 3D.
Материалы
1. Фанера толщиной 9 мм и размером 640 мм х 570 мм
2. Клей для дерева ПВА либо аналогичный
3. Краска -любая на ваше усмотрение
Инструменты
1. Электролобзик (либо ручной)
2. Наждачная бумага
3. Линейка и карандаш
Шаг первый: нанесение размеров на фанеру
Для изготовления нашего стула мы будем использовать многослойную фанеру толщиной 9 мм, и для одного стула нам достаточно взять кусок фанеры размером 640 мм х 570 мм. Я использовал фанеру толщиной 9 мм, но если у вас есть фанера толщиной 8 мм или 10 мм, она тоже подойдет, только нужно будет поменять некоторые размеры в чертежах (нужно изменить ширину всех проушин на спинке, сидушке и ножках, на ширину используемой вами фанеры). Для начала переносим все размеры чертежа на лист фанеры.
Конечно это не самый лёгкий путь для переноса чертежей и здесь придётся немного попотеть. Конечно же я предусмотрел более легкий способ перенесения чертежа на фанеру, и все кто имеет дома принтер смогут сделать всё гораздо быстрее, проще, и качественнее. Для того чтобы распечатать чертежи на принтере, придётся установить на компьютер программу Компас 3D. Забиваем в поисковик название программы KOMPAS-3D V14 x32 Portable mini и скачиваем её из любого удобного вам ресурса. Это портативная версия программы и она не требует установки на компьютере.Открываем папку с скачанной программой
Далее открываем папку Bin
Далее запускаем саму программу
В диалоговом окне жмём Ок
Наша программа открыта и готова к работе. Скачиваем чертёж (Фанера 9 мм 640 на 570.frw)
Теперь открываем скачанный чертёж в программе и жмём-Предварительный просмотр
Оставляем все настройки без изменений и печатаем наш чертёж, для него понадобится семь стандартных листов для принтера формата А4. Готовую распечатку склеиваем по линиям.
Теперь такую распечатку можно приклеить к фанере и по ней всё вырезать.
Шаг второй: вырезаем детали из фанеры
После нанесения размеров на фанеру одним из вышеуказанных способов можно приступать к вырезанию наших деталей. Самый доступный инструмент который мы будем использовать- это конечно же лобзик. Можно использовать ручной лобзик,такой каким пользуются дети в школе на уроках труда, или более продвинутый электролобзик. После вырезания у нас должны получится вот такие детали.
Также для получения наших деталей есть более простой способ и таким способом могут воспользоваться те, кто имеет станок ЧПУ, либо к нему доступ. Скачиваем тот же файл выше, открываем его в программе Компас 3D, и сохраняем его в нужном формате для программного обеспечения станка ЧПУ. Теперь наши детали будут вырезаны в считанные минуты.
Шаг третий: подготовка деталей к сборке
Перед тем как приступить к сборке стула, все детали необходимо хорошенько зашкурить. Берём наждачную бумагу №100,и проходим по всем поверхностям деталей со всех сторон, также сбиваем острые грани. Необходимо проверить все соединения деталей, всё ли хорошо соединяется, и если нужно сразу подогнать друг к другу места стыков. После этого берём наждачную бумагу №240, и опять проходим по всех поверхностях деталей со всех сторон.
Шаг четвёртый: сборка стула
После подготовки всех деталей и проверки плотности соединений можно приступать к сборке стула. Берём две царги и мажем места соединения клеем после чего соединяем их с ножками стула.
Далее мажем клеем ножки в местах соединения и приклеиваем сидушку, точно так же крепим спинку.
Вытираем клей который выступил влажной тряпкой, и оставляем стул на сутки в тёплом месте.
Шаг пятый: покраска стула
Заключительным этапом в изготовлении стула, будет его покраска. Перед покраской нужно пройтись наждачной бумагой № 240 в местах склейки, да и так пробежаться по всему стулу. Сейчас на рынке представлено много лакокрасочных изделий для покраски любой поверхности, и какую краску или лак использовать, конечно решать вам.
Заключение
Свой стул я не красил потому, что делал его как прототип, стараясь подогнать и высчитать все размеры. Стул рассчитан для детей до 6 лет, но я его разработал так, что даже взрослому человеку с таким ростом как у меня (1.80 м) на нём сидеть очень удобно. Такой стул можно также использовать как садовую