50 грн
Старичков В.С. «Практикум по слесарным работам»
2018-03-29 00:00:00 - Книги и журналы -
Старичков В.С. «Практикум по слесарным работам» Издание 4-е, стереотипное. Данное учебное пособие содержит подробное описание конкретных рабочих приемов и способов практического выполнения основных слесарных операций и видов работ в определенной технологической последовательности. Учебное пособие предназначено инструкторам производственного обучения для оказания помощи по проведению практических занятий при подготовке слесарей различных специальностей: слесарей механосборочных работ, слесарей по контрольно измерительным приборам и автоматике, слесарей-ремонтников, слесарей по ремонту автомобилей и рабочих других специальностей. 224 стр. Формат 60х901/16 Тираж 100 000 экз. Москва Машиностроение 1985Смотрите и другие мои лоты - есть много разных книг. Объединяю лоты по доставке Оплата-перевод на карточку Приват Банка. Комиссию при пополнении карты оплачивает покупатель. Наложенный платеж не предлагать Только 100% ПРЕДОПЛАТА Доставка оплачивается покупателем. г.Киев - самовывоз
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Жигулевский государственный колледж»
по выполнению практических работ
по дисциплине: Слесарное дело
для студентов I курса
профессия: 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин
2015 г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой)
комиссией
технологического профиля
Протокол № ____________
от “___” ______________ 201_ г.
Председатель
Г.С. Солдатенкова
Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта НПО по профессии 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
С.Ю. Сорокина
“___” ______________ 201_ г.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании НМК
Протокол № ____
от ___________ 201__ г.
Содержится описание всех практических работ, выполняемых учащимися I курса при изучении дисциплины « Слесарное дело ».
Общие требования к выполнению всех практических работ и рекомендуемая литература приведены в вводной части настоящих указаний.
Составители:
Мошкина Елена Александровна – преподаватель специальных
дисциплин ГБОУ СПО «ЖГК»
Рецензенты:
Солдатенкова Галина Сергеевна – преподаватель специальных
дисциплин ГБОУ СПО «ЖГК»
Содержание
Введение
Общие указания по выполнению практических работ
Порядок выполнения практических работ и сдача отчета
Правила техники безопасности и основные требования охраны труда при выполнении практических работ
Практическая работа № 1 «Измерения штангенциркулем ШЦ-1, ШЦ-2»
Практическая работа № 2 «Измерения микрометрами различных типов»
Практическая работа № 3 « Измерения шаблонами, щупами и угломерами »
Практическая работа № 4 «Измерения на индикаторной стойке, индикаторным нутромером и глубиномером»
Критерии оценки
ВВЕДЕНИЕ
Практические занятия являются составной частью дисциплины «Слесарное дело».
Настоящий сборник описаний практических работ содержит тематику, задания и методические рекомендации по самостоятельной подготовке студента к выполнению практических работ, закреплению пройденного материала и проверки знаний.
Задачей сборника является определение содержания, формы и порядка выполнения практических занятий.
В процессе подготовки к практическим занятиям студент должен просмотреть пройденный материал по теме лекции, изучить рекомендуемую дополнительную научно-техническую и методическую литературу.
Сборник содержит тематическое наименование практических работ, согласно тематическому плану учебной программы теоретического курса. Для каждого практического занятия изложены цель и задачи работы, порядок выполнения и форма отчетности. В конце каждой темы имеются контрольные вопросы для закрепления полученных знаний и навыков.
В конце сборника указан библиографический список рекомендуемой литературы.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практические работы выполняются в после изучения теоретического материала соответствующих тем.
Перед началом выполнения задания внимательно, вдумчиво прочитайте данное пособие, чтобы обязательно понять суть работы.
Выполнение каждой практической работы состоит из следующих этапов:
самостоятельная подготовка студентов;
проверка преподавателем готовности студентов к выполнению практической работы;
выполнение практической работы;
организационно-техническое обслуживание рабочего места, оформление отчета и защита результатов работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И СДАЧИ ОТЧЕТА
Тематика и очередность выполнения практических работ определяется программой курса и сообщается преподавателем на первом занятии группы.
Практические работы выполняются в соответствии с расписанием учебных занятий. Работа студентов на рабочем месте производится в соответствии с методическими указаниями к каждой практической работе. Студент должен быть подготовлен к выполнению очередной практической работе, изучив необходимый материал учебных и методических пособий.
По всем практическим работам оформляются отчеты. Отчет по практической работе составляется каждым студентом самостоятельно.
Все отчеты выполняются в одной специально отведенной тетради. Отчет выполняется в течение практического занятия и при необходимости оформляется за счет самостоятельной работы. Выполненный отчет представляется на следующее занятие.
В начале каждого отчета указывается тема работы, приводится цель и краткое содержание.
Общий зачет по практическим работам выставляется студенту после выполнения им всех работ, оформления и защиты отчетов. Форма проведения зачета – собеседование по всем темам практических занятий.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Перед началом выполнения практических работ студенты должны ознакомиться с настоящими правилами. Каждый студент, прошедший инструктаж по технике безопасности, должен расписаться в журнале, студенты, не прошедшие инструктаж и не расписавшиеся в журнале, к выполнению практических работ не допускаются.
Студентам запрещается:
выносить из лаборатории детали, приборы или вносить посторонние предметы, курить, шуметь;
ходить во время занятий без надобности по лаборатории или подходить к другим рабочим местам, самовольно разбирать или приводить в действие разрезы, макеты или другое оборудование, если это не предусмотрено выполняемой практической работой;
облокачиваться на плакаты или складывать на них детали, писать на столах, пачкать их поверхность, оставлять бумагу и мусор;
производить приборами и другим оборудованием действия, противоречащие технике безопасности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Измерения штангенциркулем ШЦ-1, ШЦ-2»
Цель работы : изучить устройства, назначение штангенциркулей, их подготовку к измерениям и приемы измерения и отсчетов показаний.
Порядок выполнения работы
Упражнение 1. Измерение штангенциркулем ШЦ-1
Ознакомиться с устройством штангенциркуля:
изучить все части и их назначение (рис. 1);
освоить устройство нониуса штангенциркуля (рис. 2): длина нониуса 19 мм разделена на 10 равных частей. Одно деление нониуса равно 19:10=1,9 мм, это на 0,1 мм меньше целого числа миллиметров.
Рис. 1. Штангенциркуль:
1 – штанга; 2,7 – губки; 3 – подвижная рамка; 4 – зажим; 5 – шкала нониуса; 6 – линейка глубомера
Рис. 2. Нониус
Подготовить штангенциркуль к работе:
проверить комплектность инструмента;
промыть инструмент в авиационном бензине, протереть его досуха мягкой льняной тканью, особенно тщательно протереть измерительные поверхности.
Произвести наружный осмотр:
губки и торец штанги должны быть в полном порядке;
на измерительных поверхностях не должно быть следов коррозии, забоин, царапин, затупленных острых концов губок или других дефектов, влияющих на точность измерения;
штрихи и цифры шкал должны быть отчетливыми и ровными;
проверить взаимодействие отдельных частей штангенциркуля, плавность хода рамки 3 , параллельность губок 2 и 7 , нет ли перекоса, тугого передвижения движка рамки.
Проверить нулевое положение штангенциркуля:
привести соприкосновение губки штангенциркуля (рисм.3, а ). Губки по всей длине должны быть параллельными. Зазора по краям губок не должно быть. Нулевой штрих нониуса должен совпадать с нулевой риской основной шкалы;
Рис. 3. Проверка нулевого положения штангенциркуля
размер просвета между измерительными поверхностями сведенных убог штангенциркуля оценивают при дневном освещении «на глаз» (рис. 3, б ). При отсутствии просвета между губками для наружных измерений или при небольшом просвете (не более 6 мм) должны совпадать нулевые штрихи нониуса с начальным штрихом основной шкалы (рис. 3, а );
если инструмент не отрегулирован, то в фактическое показание инструмента нужно вносить соответствующую поправку, равную начальной погрешности, но с обратным знаком;
в случае большого несовпадения нулевых штрихов необходимо отжать винты нониуса, сдвинуть нониусную пластинку до совпадения штрихов и закрепить ее винтами.
Приемы измерения:
взять деталь в левую руку, которая должна находиться за губками и захватить деталь недалеко от губок (рис. 4 , а). Правая рука должна придерживать штангу, при этом большой палей этой руки должен перемещать рамку до соприкосновения с проверяемой поверхностью, не допуская перекоса губок и добиваясь нормального измерительного усилия;
Рис. 4. Прием измерений штангенциркулем ШЦ-1
закрепление рамки производить большим и указательным пальцами правой руки, придерживая штангу остальными пальцами этой руки. Левая рука при этом должна придерживать губку штанги (рис. 4, б ).
Чтение показаний штангенциркуля ШЦ-1:
при чтении показаний штангенциркуль держать прямо перед глазами (рис. 5, а ). Если смотреть на показания с боку (рис. 5, б ), то это приведет к искажению и, следовательно, к неправильным результатам измерений. Для предупреждения искажений поверхность, на которой нанесена шкала нониуса, имеет скос для того, чтобы приблизить шкалу нониуса к основной шкале на штанге;
целое число миллиметров отсчитывают по шкале штанги слева направо нулевым штрихом нониуса.
Дробные значения (количество десятых) определяют умножением величины отсчета (0,1мм) на порядковый номер штриха нониуса, не считая нулевого, совпадающего со штрихом штанги.
Рис. 5.Чтение показаний штангенциркуля
ПРИМЕР. Нулевой штрих совпадал с 39-м делением на штанге, а нониус в нулевое давление показал 7-е деление. Результат измерений будет равен: 39+0,1х7 = 39,7мм.
Упражнение 2. Измерение штангенциркулем ШЦ-II
Ознакомиться с конструкцией штангенциркуля ШЦ-II (рис. 6,а ).
Рис. 6. Штангенциркуль ШЦ- II :
– неподвижная измерительная губка, 2 – подвижная измерительная губка, 3 – подвижная рамка, 4 – зажим рамки, 5 – рамка микрометрической подачи, 6 – зажим рамки микроподачи, 7 – штанга с миллиметровыми делениями, 8 – винт микроподачи, 9 – гайка подачи рамки, 10 – нониус
Изучить устройство нониуса: он имеет длину 39 мм, разделен на 20 частей. Одно деление нониуса составляет 39:20=1,95 мм (рис.6, б ), это на 0,05 мм меньше целого числа.
Выполнить задания (см. упр.1, п.2 и 3).
Проверить взаимодействие отдельных частей штангенциркуля:
плавность хода рамки, параллельность губок, нет ли перекоса, мертвого хода в микрометрической паре, тугого перемещения движка рамки, ослабления и смещения пружины, расположенной под стопорным винтом;
нет ли износа рабочих поверхностей шкалы линейки и рамки, вызывающего перекос измерительных поверхностей губок, неточности штрихов на шкале и нониусе.
Проверить нулевое положение:
проверить совпадение нулевого штриха нониуса 10 с нулевым делением (штрихом) штанги 7 . Для грубых измерений рамку 3 переместить по штанге до плотного прилегания губок. Для точной установки штангенциркуля пользоваться микрометрической подачей 8 , 9 ;
при отсутствии просвета между губками для наружных измерений или при большом просвете (не более 3 мкм) нулевые штрихи штанги и нониуса при сдвинутых губках должны совпадать. Положение шкалы штангенциркуля и нониуса штангенциркуля ШЦ-II величиной отсчета 0,05 мм показано на рис. 7.
Рис. 7. Чтение показаний штангенциркуля ШЦ- II
Приемы измерения штангенциркулем ШЦ-II :
установить приблизительно контролируемый размер (при наружном измерении рис.8, а несколько больше, а при внутреннем рис. 8, б несколько меньше контролируемого размера). Закрепить рамку микрометрической подачи 2 ;
взять штангенциркуль правой рукой, а левой поддерживать губку штанги или деталь (если небольших размеров);
правой рукой, закрепив движок 2 с помощью гайки микроподачи 3 , плавно передвигать рамку 1 так, чтобы губки соприкасались с проверяемой поверхностью, закрепить рамку, не допуская перекоса и добиваясь нормального усилия;
Рис. 8. Приемы измерений штангенциркулем ШЦ- II
устанавливать штангенциркуль так, чтобы деталь – линия измерения не имела перекоса, а была перпендикулярно оси детали.
Неправильная установка штангенциркуля ведет к завышению показания (рис.9 – наружные измерения; рис. 10 – внутренние измерения).
Рис. 9. Установка штангенциркуля Рис. 10. Установка штангенциркуля
при измерении наружных поверхностей при измерении внутренних поверхностей
Чтение показаний штангенциркуля ШЦ-II :
штангенциркуль держать прями перед глазами (рис.5);
отсчитывать целое число миллиметров слева направо нулевым штрихом нониуса;
найти штрих нониуса, совпадающий со штрихом шкалы штанги. К ближайшей слева цифре, обозначающей сотые доли миллиметра, прибавить результаты умножения величины отсчета на порядковый номер короткого штриха нониуса, совпадающего со штрихом штанги, считая его от длинного оцифрованного штриха. Примеры показаны на рис. 11, а, б ;
Рис. 11. Примеры отсчета при измерениях:
а,б – наружных поверхностей, в – внутренних
при внутреннем измерении (рис.11, в) к показаниям штангенциркуля прибавляется толщина губок (10 мм), указанная на них.
На рисунках 12,13,14 найдите на шкалах штангенциркуля размер.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Контрольные вопросы:
Назовите универсальные измерительные инструменты для контроля размеров, используемые в слесарном деле.
Что такое универсальный штангенциркуль, для чего он предназначен и из каких элементов состоит?
Что такое нониус?
От чего зависит точность измерения размера?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Измерения микрометрами различных типов»
Цель работы: изучить конструкцию, накладку и приемы измерения микрометрами.
Типы микрометров:
МК – микрометры гладкие для измерения наружных размеров изделий;
МЛ – микрометры листовые с циферблатом для измерения толщины листов и лент;
МТ – микрометры трубные для измерения толщины стенок труб;
МЗ – микрометры зубомерные для измерения зубчатых колес.
Микрометры типа МК предназначены для измерения наружных размеров. Они выпускаются с пределами измерений: 0-25; 25-50 и т.д. через каждые 25 мм, а затем с 300-400; 400-500; 500-600 мм.
Микрометры с верхним пределом измерений 50 мм и более снабжаются установочными мерами 8 (рис. 12). Микрометры с верхним пределом измерений более 300 мм имеют подвижные пятки, обеспечивающие возможность измерений любого размера в пределах данного микрометра.
Порядок выполнения работы
Упражнение 1. Измерение микрометром МК
Изучить конструкцию микрометра МК (рис.12, а ).
Рис. 12. Микрометр МК:
а – устройство, б – микрометрический винт, в – барабан; 1 – скоба, 2 – пятка, 3 – винт, 4 – стопор, 5 – стебель, 6 – барабан, 7 – трещетка, 8 – устаносочная мера
Ознакомиться с устройством и назначением нониуса (рис. 12, в ):
на наружной поверхности стебля 5 проведена продольная линия, ниже которой нанесены миллиметровые деления;
микрометрический винт 3 , шаг которого равен 0,5 мм, связан с барабаном 6 . Коническая часть барабана разделена по окружности на 50 равных частей (нониус на рис. 12, в );
за один оборот микрометрический винт 3 перемещается вдоль оси на шаг резьбы (рис.12, б ). При повороте на одно деление микрометрический винт 3 , соединенный с барабаном 6, перемещается вдоль оси на 1/50 шага, т.е. 0,5:50=0,01 мм, являющейся ценой деления микрометра.
Установка нулевого положения нониуса (рис. 13):
нулевое положение микрометра проверить перед измерением: у правильно отрегулированного микрометра пятка 2 и винт 3 (см. рис. 12) должны соприкасаться с измерительными поверхностями установочной меры 8 или непосредственно между собой (при пределах измерения диаметра 0 – 25 мм), а нулевой штрих барабана должен совпадать с продольным штрихом стебля, при этом скос барабана должен открывать нулевой штрих стебля (рис.13, а );
Рис. 13. Установка нулевого положения микрометра МК
при несовпадении штрихов микрометр следует отрегулировать:
застопорить микрометрический винт 3 при сведенных измерительных плоскостях;
ослабить колпачок 2 , связывающий барабан с микроскопическим винтом, придерживая левой рукой за поясок 1 (рис. 13,б );
освободить барабан от сцепления с винтом и провернуть его до совпадения нулевого штриха на скосе барабана с продольным штрихом стебля (рис. 13, а );
закрепить барабан на винте с помощью колпачка.
Измерение микрометром МК:
протереть измерительные поверхности мягкой тканью или бумагой (рис. 14, а – б );
установить микрометр на размер, несколько больший проверяемого;
взять микрометр (рис. 14, в ) левой рукой за скобу 1 (посередине), а измеряемую деталь 3 поместить между пяткой 2 и торцом микрометрического винта 4 ;
пальцами правой руки плавно вращать трещотку 5 , слегка прижимать торцом микрометрического винта 4 деталь 3 к пятке 2 до соприкосновения его поверхностью проверяемой детали, пока трещотка 5 не начнет провертываться и пощелкивать;
при измерении детали линия измерения должна быть перпендикулярна образующей и проходить через центр (рис.14, г ).
Рис. 14. Измерения микрометром МК:
а,б – протирка рабочих частей, в – прием установки микрометра, г – линия измерения
Чтение показаний микрометра:
при чтении показаний микрометр держать прямо перед глазами (рис.15, а );
целое число миллиметров отсчитывать по нижней шкале, половины миллиметра – по верхней шкале стебля, а сотые доли миллиметра отсчитывать по делениям шкалы барабана, по штриху, совпавшему с продольной риской на втулке;
на рис. 15, б приведены примеры отсчетов.
Рис. 15. Работа с микрометром:
а – чтение показаний, б – примеры отсчета
Контрольные вопросы:
Как нужно обращаться с измерительными инструментами?
Назовите инструменты и приборы для точных измерений?
Почему точность измерительного инструмента должна быть выше, чем точность изготовления детали, которая этим инструментом проверяется?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Измерения шаблонами, щупами и угломерами»
Цель работы: изучить конструкцию шаблонов, шупов и угломерных инструментов, приемы измерения угломерами и правила отсчета показаний.
Шаблон (нем. Schablone, от франц. echantillon - образец) в технике, приспособление или инструмент для проверки правильности формы ряда готовых изделий; образец, по которому изготовляются однородные изделия.
Типы шаблонов:
Радиусный шаблон - инструмент для контроля профильных радиусов кривизны выпуклых и вогнутых поверхностей деталей машин и других изделий. Представляет собой стальную пластинку толщиной 0,5-1 мм с вогнутым или выпуклым закруглением на конце (рис. 16). Радиус закругления 1-25 мм. Для проверки радиусов кривизны шаблон прикладывается к изделию. Отклонение радиуса кривизны изделия от радиуса кривизны шаблона определяется «на просвет».
Рис. 16. Набор радиусных шаблонов: Рис. 17. Набор резьбовых шаблонов
1 - выпуклых; 2 - вогнутых
Резьбовой шаблон - инструмент для определения шага и угла профиля деталей машин и других изделий. Стальная пластинка толщиной 0,5-1 мм с зубцами, выполненными по осевому профилю резьбы (рис. 17). Существуют шаблоны для контроля дюймовой и метрической резьб. Шаблон прикладывается к проверяемой резьбе так, чтобы его зубцы вошли во впадины резьбы. Соответствие шага и угла профиля резьбы шагу и углу профиля шаблона определяются на «просвет» или по плотности прилегания граней шаблона к резьбе.
Щуп измерительный , применяемый для контроля зазора между поверхностями. Имеет вид пластинки определённой толщины. Щупы измерительные изготовляются толщиной от 0,02 до 1 мм. Основные размеры их стандартизованы. Выпускаются в виде наборов пластинок (рис. 18) разной толщины в одной обойме. Применяются отдельно или в различных сочетаниях.
Рис. 18. Комплект щупов (все размеры указаны в миллиметрах):
L – длина щупа; S – толщина щупа
Типы угломеров:
УН – для измерения наружных углов от 0 до 180 0 и внутренних углов от 40 – 180 0 ; с величиной отсчета по нониусу 2 / (рис. 19);
УМ – для измерения наружных углов от 0 до 180 0 с величиной отсчета по нониусу 2 / (минуты).
Рис. 19. Универсальный угломер
Порядок выполнения работы
Упражнение 1. Измерение зазоров щупом
Перед измерением зазоров шупом убедитесь в плавности перемещения пластин щупа.
Если перемещение пластин в зазоре затруднено, то их следует слегка смазать.
Величину зазора определять по суммарной величине набора пластин щупа, полностью вошедших в зазор по всей его длине.
При измерении величины зазора не прикладывать к щупу больших усилий во избежание поломки пластин или их деформации.
Упражнение 2. Подготовка к измерению
Ознакомиться с конструкцией угломера УН (рис.20).
Рис. 20. Угломер УН
Устройство нониуса: угол между крайними штрихами нониуса равен 290 и разделен на 30 частей, но в отличие от угломера УМ построен на дуге большего радиуса, следовательно, расстояние между штрихами больше, это облегчает чтение показаний (рис. 20,б).
Установка угломера для измерения углов:
если на угломере установлен угольник и линейка (рис. 21, а), то можно измерять углы от 0 до 500;
если убрать угольник и на его место закрепить линейку, можно измерять углы от 50 до 1400 (рис. 21, б);
если убрать линейку и оставить только угольник (рис. 21, в), то можно измерять углы от 140 до 2300;
при отсутствии линейки и угольника (рис.21, г) можно измерять углы от 230 до 3200.
Рис. 21. Установка угломера для измерения углов
Подготовка угломера к работе:
перед применение угломера его необходимо тщательно протереть;
проверить наружным осмотром состояние угломера: нет ли царапин, следов коррозии; четкость штрихов шкалы и нониуса;
установить угломер в нулевое положение: штрихи основания и нониуса должны совпадать. При совпадении штрихов нониуса и основания между измерительными поверхностями угломера не должно быть просвета.
Приемы измерения:
наложить угломер на проверяемую деталь так, чтобы линейка были совмещены со сторонами измеряемого угла;
правой рукой, слегка прижимая к измерительной поверхности линейки основания, перемещать деталь постепенно, уменьшая просвет до полного соприкосновения;
если не просвета, зафиксировать положение стопором и читать показание.
Чтение показаний угломера УН:
Измерение наружных углов (рис. 22, а – д):
при измерении наружных углов от 0 до 500 (рис.22, а) показания читают по правой части шкалы (рис. 22, б);
при измерении наружных углов от 50 до 900 показания читают по левой части шкалы (рис. 22, в);
при измерении наружных углов от 90 до 1400 к показаниям правой части шкалы прибавляют 900 (рис. 22, г);
при измерении наружных углов от 140 до 1800 к показаниям левой части шкалы прибавляют 900 (рис. 22, д).
Рис. 22. Измерение наружных углов угломером УН
а – прием проверки, чтение показаний, б – от 0 до 500, в – от 50 до 900,
г – от 90 до 1400, д – от 140 до 1800
Измерение внутренних углов (рис. 23, а – г):
при измерении внутренних углов от 180 до 1300 показания правой части шкалы отнимают от 1800 (рис. 23, б);
при измерении внутренних углов от 130 до 900 показания левой части шкалы отнимают от 1800 (рис. 23, г);
при измерении углов от 90 до 1400 показания правой части шкалы отнимают от 900 (рис. 23, в).
Рис. 23. Измерение внутренних углов угломером УН
а – прием проверки, чтение показаний, б – от 180 до 130 0 , в – от 90 до 140 0 ,
г – от 180 до 90 0
ПРИМЕЧАНИЕ
Точность отсчёта, полученного при измерении угловых величин или при установки заданного угла, проверяют по градусной шкале и нониусу.
По градусной шкале , размещенной на дуге основания, определяют, на каком целом делении (или между ними) остановилось нулевое деление нониуса, которое соответствует числу целых градусов угловой величины.
По шкале нониуса определяют, какое из его делений совпало с делением градусной шкалы, по цифрам нониуса определяют число минут, которое умножают на 2 (точность отсчета угломера).
Пример. Нулевой штрих нониуса прошел 34-е деление шкалы основания, но не дошел до 35-го, со штрихом основной шкалы совпал 20-й (не считая нулевого деления штрих нониуса. Следовательно измеряемый угол составляет 34 0 20 х 2==34 0 40 / .
Контрольные вопросы
Что такое угольник, и при каких слесарных операциях он используется?
Назовите шаблоны, часто используемые слесарем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Тема: «Измерения на индикаторной стойке, индикаторным нутромером и глубиномером»
Цель работы : изучить конструкцию, назначение, приемы измерения и отсчеты показаний индикатора.
Типы индикаторов:
Часового типа а ) с интервалами измерений: от 0 до 5 мм; от 0 до 10 мм и малогабаритные – от 0 до 2 мм.
Торцовые с перемещением измерительного стержня перпендикулярно шкале (рис. 24, б ).
Назначение – относительное, или сравнительное, измерение и проверка незначительных отклонений от формы, размеров, а так же взаимного расположения поверхностей деталей; для измерения горизонтальности и вертикальности положения плоскостей отдельных деталей, овальности, конусности валов, цилиндров; биения зубчатых колес, шкивов, шпинделей и других вращающихся деталей.
Порядок выполнения работы
Упражнение 1. Изучение инструкции и устройства индикатора ИЧ
Ознакомиться с конструкцией индикатора ИЧ (рис.24, а).
Рис. 24. Индикатор ИЧ:
а – часового типа: 1 – угольник, 2 – державки, 3 – нониус, 4 – винт гайка, 5 – стопор, 6 – полукруглое основание, 7 – сектор, 8 – линейка основания, 9 – съемная линейка;
б – торцовый, в – схема индикатора
Схема индикатора дана на рис. 24, в : 1 – измерительный стержень с зубьями на одной стороне, 2 – корпус индикатора, 3 – малое зубчатое колесо на одной оси со стрелкой, 4 – большое зубчатое ведущее колесо относительно зубчатого колеса 3, 5 – пружинка, 6 – малое зубчатое колесо (ведущее), сидящее на одной оси с зубчатым колесом 4 и находящееся в зацеплении с зубьями рейки стержня 1 , 7 – стрелка, 8 – циферблат; 9 – пружина.
Шкала индикатора дана на рис. 24, а : циферблат 3 индикатора разделен на 100 равных частей. Цена каждого деления 0,01 мм.
Маленький циферблат 6 (рис. 24, б ) с делениями для отсчета полных оборотов. За один полный оборот стрелка передвигается на одно деление, равное 1 мм.
Упражнение 2. Подготовка индикатора к измерению
Измерительный стержень должен легко передвигаться по гильзе и не заедать.
Пружина, создающая измерительное давление, должна оттягивать стержень с наконечником в крайнее положение, при этом стрелка индикатора должна давать постоянное показывание.
В индикаторе очень тонкие маленькие шестеренки, оси, пружинки, которые надо оберегать от толчков, ударов во избежание их поломки и выхода из строя.
Индикатор следует оберегать от влаги, грязи и внешних механических воздействий. Не допускать изгиба измерительного стержня.
Упражнение 3. Установка индикатора в начальное (нулевое) положение
При любом измерении нужно установить индикатор в начальное положение (рис. 24).
Циферблат 3 (рис. 24,а) повернуть за рифленый ободок 4 или повернуть головку 11 (при неподвижном циферблате), установить ободок относительно стрелки, зафиксировать стопором 2 .
Измерительный наконечник 9 со съемным шариком 10 привести в соприкосновение с поверхность плиты (рис.25, а ) или установочные меры 9блок плиток, рис. 25, б ). Стрелку установить против какого-либо деления шкалы. Дальнейшие отсчеты вести от этого показания, как от начального.
Рис. 25. Установка индикатора в нулевое положение: а – по плите, б – концевым мерам
Упражнение 4. Приемы проверки индикатором
Установить точно проверяемую деталь (рис. 26, а ).
Установить индикатор на штатив (рис. 26, а ).
Рабочую поверхность измерительного стержня индикатора 1 привести в соприкосновение с поверхностью проверяемой детали 2 так, чтобы стрелка сделала один-два оборота (рис. 26, б ).
Заметить начальное положение стрелки 5 (см. рис. 24, а ) и указателя 6 на циферблате. Отсчет вести от этого показания, как от начального.
Перемещать измерительный стержень индикатора относительно поверхности измеряемой детали или измеряемую поверхность относительно индикатора (рис. 26, а, б ).
Рис. 26. Приемы проверки индикатором:
а – перемещением проверяемой детали, б – перемещением индикатора
Упражнение 5.Отсчет показаний по индикатору
Целые числа миллиметров отсчитывать стрелкой 6 (см. рис. 24, а ), сотые доли миллиметра отсчитывать по большой шкале 3 .
Контрольные вопросы
Для каких целей служат измерительные индикаторы?
Что такое кронциркуль и нутромер, какие они бывают, где они применяются?
Критерии оценки
За правильно выполненный отчет, с ответом на все контрольные вопросы, выставляется отметка пять баллов.
При наличии несущественных ошибок (орфографические ошибки, неаккуратно выполненная работа) общий балл снижается на 10 %.
При наличии существенных ошибок (неверные ответы на контрольные вопросы) отметка снижается до 50 %.
Защита лабораторной работы выполняется письменно и рассчитана на 10 минут. За правильный ответ на каждый вопрос выставляется отметка один балл.
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
Тема 1. Введение 1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКУМА ПО СЛЕСАРНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ. ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ СТУДЕНТАМИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ 2.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА СЛЕСАРЯ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ, ЕГО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ И ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ. 3. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ. Учебные вопросы:
3 ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Основная 1. Покровский Б. С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф.образования/ Б. С. Покровский, В. А. Скакун. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», с. 2. Домашний слесарь / Сост. А.П. Алексеев. М.: ЗАО Центрполиграф, с. 3. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела: Учеб. для ПТУ. 3-е изд., испр. М.: Высш. шк., с: ил. 4. Макиенко Н. И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для сред, проф.- техн. училищ. М.: Высш. школа, с, ил. (Профтехобразование. Обработка резанием).
4 ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ продолжение: дополнительная литература 1.Антонов Л.П. и др. Практикум в учебных мастерских. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». М., «Просвещение», Муравьев Е. М. Слесарное дело: Учеб. пособие для учащихся 811 кл. сред. шк. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Просвещение, с: ил. 3. Покровский Б. С. Основы слесарного дела: раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф.образования/ Б. С. Покровский. - М.: Изда тельский центр «Академия», с 4. Макиенко Н. И. Слесарное дело с основами материаловедения. Учебник для подготовки рабочих на производстве. Изд. 5-е, переработ. М., «Высш. школа», с. с илл. 5. Старичков В. С. Практикум по слесарным работам. Учеб. пособие для подготовки рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1983, 220 с, ил. 6. Крупицкий Э. И. Слесарное дело. Изд. 4-е, перераб. Минск, «Высш. школа», с. с ил. 7. Л. Селл. Слесарное дело в вопросах и ответах /Пер. с 7-го польск. изд. М. Е. Лазутиной. Под ред. Г. Э- Таурита.К-: Технжа, с.(Б-ка рабочего).
1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКУМА ПО СЛЕСАРНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ. ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ СТУДЕНТАМИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ Основная цель практикума в учебных мастерских вооружить студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми будущему специалисту для успешного осуществления в школе органического сочетания трудового воспитания и политехнического обучения, а при необходимости и начальной профессиональной подготовки.
Задачи практикума в учебных мастерских: а) обучение студентов наиболее эффективному использованию современных орудий труда, измерительной и разметочной техники при ручной, частично механизированной и машинной обработке конструкционных материалов (такое обучение включает совершенствование навыков и умений, приобретенных в средней школе, освоение новых, более сложных умений, связанных с применением систем допусков и посадок, классов шероховатости, а также более сложной измерительной техники, овладение управлением токарными, фрезерными, сверлильными, строгальными, шлифовальными металлорежущими станками; рейсмусовыми, фуговальными, токарными и распиловочными станками по дереву, а также освоение всех действий, связанных с заточкой режущих инструментов вручную и на заточных станках);
Продолжение 1 вопроса б) обучение студентов выбору наиболее технически и экономически целесообразных способов изготовления деталей и изделий в целом, нахождению наиболее эффективных технических решений частных технологических задач (например, выбор способов механизации обработки деталей, подбор приспособлений и инструмента, типа заготовок, вариантов технологических процессов), т. е. дальнейшее формирование у студентов творческого отношения к труду; в) ознакомление студентов с основами научной организации труда при обработке конструкционных материалов;
Продолжение 1 вопроса г) иллюстрация методов обучения основным операциям ручного и механизированного труда при обработке конструкционных материалов, а также сборке узлов и изделий; подготовка к изучению методики трудового обучения в школе, изучению дидактики политехнического образования и, наконец, подготовка к руководству техническим творчеством школьников.
Особенность этих задач их четкая профессиональная направленность. Будущий учитель должен не только сам хорошо владеть средствами обработки конструкционных материалов, не только умело описывать их устройство и действие, но и показать, как простейшие ручные инструменты, совершенствуясь, перерастают в рабочие органы формообразующих машин, каков механизм их действия и каковы связи обработочных операций с физикой и другими основами наук.
Практикум в учебных мастерских строится в соответствии с программой как единый, но комплексный модуль, опирающаяся на теоретическую и общетехническую подготовку студентов, получаемую ими на протяжении первых трех лет обучения. При этом обеспечивается научная, логическая и методическая связь с черчением, технологией конструкционных материалов, сопротивлением материалов, физикой, дисциплинами педагогического цикла, а также с программами трудового обучения в общеобразовательной школе. Все эти работы должны заканчиваться созданием нужной производственному окружению, институту или школе, хорошо и красиво оформленной современной вещи (например, прибора, инструмента, их деталей).
Продолжение 1 вопроса Обучение различным приемам обработки конструкционных материалов, выработка умений и привитие навыков предусмотрены на примерах изготовления следующих изделий: а) приборов, отдельных узлов к ним и наглядных пособий, облегчающих изучение основ наук, ведение исследований в институте и преподавание в школе; б) инструмента и приспособлений для пополнения инструментального хозяйства учебных мастерских института и передачи школам в качестве образцов; в) оборудования для спортивных лагерей и баз отдыха студентов и старшеклассников; г) моделей, с изготовлением которых придется встречаться будущему руководителю кружков технического творчества и учащихся старших классов; д) деталей и узлов, заказываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями производственного окружения педагогического института.
Продолжение 1 вопроса В процессе выполнения заданий, будущие учителя обязаны научиться подчинять свои действия в мастерских определенным организационным требованиям и требованиям охраны труда, выработать навыки высокой культуры работы у станка и верстака, умение трудиться целенаправленно, инициативно и производительно. В ходе занятий в учебных мастерских студент должен научиться работать строго по чертежу или технологической карте, соблюдая необходимые точность, качество обработки и применяя всю имеющуюся и нужную измерительную технику. Это не исключает творческого подхода, прививаемого студентам на протяжении всех лет обучения, необходимого в тех случаях, когда в документации приведены неполные данные или они дискуссионны или, наконец, само задание требует творческого решения. Практикум в учебных мастерских завершается зачетом и присвоением одного-двух квалификационных разрядов (по обработке металлов резанием, слесарному или столярному делу).
Продолжение 1 вопроса 1. Цель и задачи дисциплины: Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков обучения приемам работы с ручными инструментами, станками и технологическим оборудованием на базе школьных мастерских. Задачи дисциплины: – изучение технологической и производственной культуры при выполнении слесарных работ в школьных мастерских; – изучение сущности основных видов слесарных работ, применяемого инструмента, правил его выбора и применения, последовательности слесарных операций, приемов их выполнения и механизации работ, правил техники безопасности при слесарных работах, требований к качеству обработки деталей, видов износа инструмента, типичных дефектов, причин их появления и способов предупреждения;
Продолжение 1 вопроса – формирование умений и навыков: выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов, соблюдать технологическую последовательность при выполнении слесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании; – подготовка студентов к использованию знаний и умений слесарной обработки металлов в профессиональной педагогической деятельности.
Продолжение 1 вопроса В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: образовательные программы и учебники по слесарной по обработке металлов; педагогические технологии необходимые для организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, внеурочной и внеклассной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов; предметное содержание в объеме, необходимом для преподавания в основной, старшей, в том числе и профильной школе; основные виды ручных инструментов, станков и технологического оборудования, применяемого в учебном процессе;
Продолжение 1 вопроса Уметь: применять основные виды ручных инструментов, станков и технологического оборудования; выполнять основные виды работ по обслуживанию учебного оборудования школьных мастерских; проводить практическую работу со школьниками в области слесарной обработки металлов; Владеть: базовыми понятиями и приемами по разделам дисциплины «Практикум слесарный».
Продолжение 1 вопроса Роль и место слесарных работ в промышленном производстве Профессия «слесарь» на современном машиностроительном предприятии является одной из наиболее распространенных. Каждая из групп слесарей характеризуется специфическими для их работы знаниями и профессиональными умениями. Однако основной базой для каждого слесаря является владение общеслесарными операциями, представляющими собой «каркас», «кирпичики» слесарного мастерства. К ним относятся разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкерование и развертывание отверстий, нарезание резьбы, шабрение, притирка и доводка, клепка и паяние. Эти операции выполняются ручными и механизированными инструментами, которыми должен уметь пользоваться каждый слесарь.
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА СЛЕСАРЯ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ, ЕГО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ И ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ Организация рабочего места слесаря в учебной мастерской Под рациональной организацией рабочего места понимают создание условий для достижения высокой производительности труда и отличного качества продукции при наименьшей затрате сил и средств, а также гарантированной безопасности труда. Рациональное, с учетом требований НОТ, размещение инструмента, приспособлений, а также необходимого оборудования требует деления их на предметы постоянного и временного пользования и закрепления за инструментом и приспособлениями мест хранения.
Продолжение 2 вопроса Инструмент, заготовку и документацию для данной работы следует располагать на верстаке на расстоянии вытянутой руки. Каждому предмету строго определенное место. Размещение инструмента должно обеспечить минимум поворотов работающего. Рабочее место должно быть обеспечено хорошим освещением. Хранить инструмент следует в выдвижных ящиках верстака в таком порядке, чтобы режущий инструмент напильники, метчики, сверла и т. п. не портился, а измерительный инструмент угольники, штангенциркули, микрометры и др. не портился от забоин, царапин и ударов. После окончания работы, использованные инструменты и приспособления очищают от грязи и масла и протирают.
Продолжение 2 вопроса Техническое оснащение рабочего места слесаря В отличие от рабочего места заводского слесаря, которым называют участок цеха с находящимся на нем оборудованием, предназначенным для выполнения только определенных операций, у студента-практиканта это участок учебных мастерских с верстаком, установленными на нем тисками, поверочной и разметочной плитами, шкафчиком или доской, на которой укрепляют наиболее употребительный инструмент. Основным оборудованием рабочего места слесаря является, как правило, одноместный верстак с установленными на нем тисками (рис. 1.1). Слесарный верстак должен быть прочным и устойчивым, его высота должна соответствовать росту работника.
Продолжение 2 вопроса Рис Одноместный слесарный верстак: а - общий вид: 1- винт подъема и опускания регулируемых тисков; 2 - ящик для инструмента; 3 - тиски плоскопараллельные; 4 - инструментальная полка; 5 - защитный экран; б - планшет для инструмента; 7 - бортик из стального уголка; 8 - рукоятка привода вертикального перемещения тисков; б - расположение слесарных инструментов на верстаке
Наибольшее распространение при выполнении слесарных работ получили слесарные тиски следующих типов: стуловые, параллельные (поворотные и неповоротные) и быстродействующие пневматические тиски. Стуловые тиски (рис. 1.2) предназначены для выполнения тяжелых работ, связанных с большими ударными нагрузками, например, рубка, гибка, клепка. Рис Стуловые тиски: 1 - верстак; 2 - планка крепления; 3 - неподвижная губка; 4 -подвижная губка; 5 - зажимной винт; б - рукоятка; 7 - плоская пружина; 8 – стержень
Продолжение 2 вопроса Рис Параллельные поворотные слесарные тиски: 1 - плита основания; 2 - поворотная часть; 3 - неподвижная губка; 4 - подвижная губка; 5 - гайка ходового винта; 6 - направляющая призма; 7 - ходовой винт; 8 - Т-образный круговой паз; 9 - ось; 10 - болт; 11 - рукоятка; 12 - гайка
Продолжение 2 вопроса Организация рабочего места К размещению инструментов, заготовок и материалов на рабочем месте предъявляются определенные требования: на рабочем месте должны находиться только те инструменты, материалы и заготовки, которые необходимы для выполнения данной работы; инструменты и материалы, которые рабочий использует часто, должны располагаться ближе к нему; инструменты и материалы, используемые реже, должны располагаться в зонах, обозначенных дугами радиусом приблизительно 500 мм; инструменты и материалы, используемые крайне редко, должны располагаться в дальних зонах Их досягаемость обеспечивается только при наклонах корпуса работника.
Продолжение 2 вопроса Рис Расположение удобных и неудобных зон на рабочем месте (все размеры указаны в миллиметрах): а, б -на верстаке: 1, А - удобные; 2, Б- менее удобные; 3, В -неудобные; в - удобные и неудобные зоны досягаемости по высоте
Правила содержания рабочего места До начала работы необходимо: проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуального освещения и механизмов, используемых в работе; ознакомиться с инструкцией или технологической картой, чертежом и техническими требованиями к предстоящей работе; отрегулировать высоту тисков по своему росту; проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе; расположить на верстаке инструменты, заготовки, материалы и приспособления, необходимые для работы.
Во время работы необходимо: иметь на верстаке только те инструменты и приспособления, которые используются в настоящий момент (все остальное должно находиться в ящиках верстака); возвращать использованный инструмент на исходное место; постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте. По окончании работы необходимо: очистить инструмент от стружки, протереть, уложить в футляры и убрать в ящики верстака; очистить от стружки и грязи столешницу верстака и тиски; убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные детали; выключить индивидуальное освещение.
3. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ Общие сведения о безопасности труда при выполнении слесарных работ работать только исправным и заточенным инструментом; при работе на заточных станках обязательно пользоваться защитными очками или защитным экраном с блокировкой. Не допускать биения заточных кругов. Следить за исправностью вытяжных устройств; рубку в тисках производить только при наличии на верстаке защитной сетки или экрана; работать в головном уборе и спецодежде; тяжелые детали поднимать только вдвоем. Не класть тяжелые детали на край верстака; не сдувать опилки, не смахивать стружку рукой, а использовать для этого щетку-сметку;
Продолжение 3 вопроса перед началом работы на станках и механизированным инструментом проверять их на холостом ходу и только после этого закреплять инструмент; работать только при хорошем освещении; при работе электрифицированными инструментами от сети напряжением свыше 36 В обязательно использовать резиновые перчатки и резиновый коврик; работать на станках только при наличии исправных ограждений движущихся частей; после работы с применением масел, смазывающе- охлаждающих жидкостей, кислот, щелочей, соды, флюсов, клеев и т. п. обязательно мыть руки горячей водой с мылом;
Продолжение 3 вопроса при получении мелких травм обязательно обрабатывать ранку йодом и накладывать бинт; работы с применением кислот, щелочей, флюсов и т. п., а также работы, связанные с выделением пыли, дыма, газов, необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или под вытяжным колпаком; не выходить на сквозняк в разгоряченном после работы состоянии; соблюдать при выполнении работы все правила безопасности труда, указанные в инструкциях и технологических картах.
Продолжение 3 вопроса Промышленная санитария предусматривает создание на производстве условий, обеспечивающих необходимую температуру в производственных помещениях, хорошую вентиляцию, достаточную освещенность рабочих мест, отсутствие сквозняков, наличие вспомогательных и бытовых помещений. Основы промышленной санитарии Для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний необходимо: делать краткие перерывы во время работы, позволяющие снять усталость (кроме того, следует иметь в виду, что после работы стоя отдыхать надо сидя, и наоборот); отводить на сон не менее 8 ч в сутки; в процессе работы время от времени менять рабочую позу; после окончания рабочего дня мыть в душе с мылом все тело.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Мастер
производственного
обучения
Александров Дмитрий Геннадьевич
работает над
индивидуальной методической темой: «Развитие
практических приемов, умений и навыков на занятиях
учебной практики».
Занятия учебной практики проводит в учебной
мастерской с целью формирования у обучаемых
системы практических профессиональных приемов,
умений и навыков, посредством включения их в
учебнопроизводственную деятельность.
и
С учетом индивидуальных особенностей,
уровня подготовленности
способностей
обучающихся, а также реальных учебноматериальных
и других условий мастер п/о намечает, кто, какие и
сколько работ будет выполнять, устанавливает общее
количество учебнопроизводственных работ на группу,
подготавливает материалы, заготовки, инструменты,
приспособления – все необходимое для качественного
проведения занятия. При этом лично убеждается в
исправности
приспособлений,
инструментов, проверяет качество материалов и
соответствие заготовок требованиям чертежа, схемы и
технической документации.
оборудования,
Дмитрий Геннадьевич выстраивает процесс
обучения так, чтобы обучающиеся эффективно
воспринимали и усваивали новое, опираясь на ранее
усвоенное, и являлось его продолжением и развитием,
тогда в сознании обучающихся «наводятся мостики»
между тем, что они знают и умеют, и тем, что им
предстоит узнать и освоить.
В процессе выполнения упражнений мастер п/о
постоянно стимулирует обучающихся к применению
знаний, обоснованию отрабатываемых приемов и
способов, сам дает необходимые разъяснения,
применяет и другие способы увязки известного,
отработанного с тем, что изучается, отрабатывается на
занятии.
Практические задания по слесарной практике
(по темам)
Разметка
1. Разработать приспособление для разметки точек сверления
отверстия под ручку в молотке с квадратным бойком.
2. Разработать приспособление для разметки точек сверления
под основания для слесарных тисков.
3. Выполнить конструирование и изготовить шаблоны к
различным учебнопроизводственным работам в мастерской (по
выбору студентов).
4. Разработать приспособление для разметки под отверстия
крепления планшайбы токарного станка.
5. В цилиндрической детали на одинаковом расстоянии от
торца необходимо просверлить два отверстия. Как сделать
разметку центров этих отверстий, если, кроме расстояния их от
торца, известна только длина дуги между ними?
6. Разработать приспособление, позволяющее обеспечить
правильный угол заточки зубила, крейцмейселя при рубке
различных металлов (стали, чугуна, цветных сплавов).
7. Разработать приспособление для гибки листового металла
под различным углом (при этом задаются максимальные
толщина и ширина сгибаемого металла).
8. Разработать приспособление, позволяющее гнуть стальную
проволоку, пруток диаметром до 8 мм в двух плоскостях
(конструкция должна быть такова, чтобы позволяла
получать кольца, изменять угол изгиба). Назначение
приспособления изготовление подставок для цветов.
Резка металла
9. Разработать такую конструкцию ножовочного станка,
которая позволила бы выполнить резание листового металла
на существенно большую глубину, чем при резании обычной
ножовкой по металлу.
10. Разработать приспособление, позволяющее обеспечивать
линию разреза точно по разметке (ножовочное полотно не
должно уводить в сторону от линии разметки).
11. Выполнить конструирование приспособлений для
электрической дрели, в том числе для резания листового
металла и профилей различного сечения с помощью дрели.
12. Разработать приспособление, обеспечивающее точный
угол заточки лезвий стуловых ножниц.
Опиливание металла
13. Выполнить конструирование такой ручки напильника,
которая бы не натирала мозолей на ладони во время работы.
14. В небольшом куске тонкой жести необходимо проделать
квадратное отверстие со стороной 9 мм. Как это сделать,
если под рукой имеются круглый напильник диаметром 10
мм, слесарный верстак с тисками, киянка, линейка с
миллиметровыми делениями?
15. Разработать такую конструкцию зубьев напильника (в
том числе съемных), которые не забивались бы стружкой при
опиливании вязких металлов.
16. Разработать такую конструкцию вращающегося
напильника и такой технологии обработки, которые
позволили бы проводить опиливание в двух плоскостях
одновременно. При этом плоскости опиливания должны
быть следующими:
взаимно перпендикулярными;
под острым углом друг к другу;
под тупым углом друг к другу.
Сверление металла
17. Разработать приспособление, позволяющее обеспечить
перпендикулярность сверления и ограничить глубину
сверления.
18. Разработать приспособление, позволяющее обеспечить
правильный угол заточки спирального сверла.
19. При сверлении отверстий в тонком листовом материале,
вследствие того что направляющие ленточки сверла не
участвуют в работе, отверстия получаются угловатыми. Как
просверлить в таком материале отверстие правильной
формы?
20. Самая трудная операция при изготовлении слесарного
молотка в мастерской заключается в проделывании в его
заготовке окна под ручку. Обычно для этого просверливают
рядом два отверстия, а затем выпиливают оставшуюся
перемычку. Работу можно значительно упростить, если
оставшуюся перемычку не выпиливать, а высверливать. Как
при этом добиться, чтобы сверло не сошло в ранее
просверленное отверстие?
Нарезание резьбы
21. Разработать приспособление, позволяющее обеспечить
перпендикулярность оси отверстия в начале нарезания
резьбы метчиком.
22. В цилиндрическом стержне диаметром 30 мм и длиной
50 мм вдоль его оси просверлено отверстие 10,1 мм на
глубину 36 мм. На глубину 28 мм в этом отверстии нарезана
резьба М12. Начертите этот стержень с ввинченным в него
до половины резьбы винтом. Форму и размеры винта
выберите сами.
23. Выполнить конструирование карданного шарнира,
позволяющего механизировать развертывание (проводить его
с помощью пневмовинтоверта).
24. При нарезании резьбы в глухих отверстиях вследствие
больших нагрузок возможна поломка метчика. Предложите
конструкцию воротка, который ограничивал бы прилагаемые
к метчику усилия.
25. Можете ли вы ответить, почему в машиностроении
применяют болты с шестигранной головкой, а в
строительном деле с четырехгранной?
Ответ: четырехгранная головка болта и четырехгранная
гайка прочнее, так как при затяжке болтов их грани меньше
сминаются от давления гаечного ключа и допускают
большие усилия затяжки.
Но применять их в
машиностроении неудобно.
Чтобы навинтить гаечным ключом четырехгранную гайку на
болт, необходимо ключ поворачивать не менее чем на 90°,
иначе вы не сможете захватить гайку ключом для
следующего поворота. В строительном деле мы встречаемся
с большими деталями (столбы, стойки, откосы и т. д.),
позволяющими поворачивать гайки ключом на любой угол.
Но при монтаже машин и механизмов очень часто болты и
гайки располагаются в таких местах, где невозможно
повернуть гаечный ключ на 90°. В этих местах
четырехгранную гайку завинтить ключом не удастся.
Поэтому в машиностроении применяют шестигранные гайки
и болты с шестигранной головкой. Такая гайка или болт
могут быть завернуты при повороте гаечного ключа всего на
60°, а если учесть, что ручка ключа повернута относительно
головки на 30°, то шестигранную гайку можно будет
завернуть, поворачивая ключ всего на 30° и переворачивая
его для следующего захвата гайки. Дальнейшее увеличение
числа граней гаек не дает ощутимого удобства для их
завертывания, но приводит к уменьшению площадей граней,
делает углы между гранями более тупыми, а это уменьшает
их прочность. Грани гаек будут сминаться от давления
гаечного ключа.