«Профилактика речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте с применением инновационных технологий»
Цель: познакомить родителей с инновационными способами профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
- 1. Дать представление родителям о понятиях «Речевые нарушения; профилактика речевых нарушений».
- 2. Познакомить родителей с традиционными методами профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте.
- 3. Показать роль инновационных технологий в профилактике речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте.
- 4. Способствовать возникновению у родителей желания использовать элементы инновационных технологий для профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
Оборудование: раздаточный материал с описанием упражнений.
План проведения собрания
- 1. Выступление учителя-логопеда:
- · Актуальность вопроса «Профилактика речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте с применением инновационных технологий»;
- · Основные речевые нарушения, их краткая характеристика;
- · Традиционные методы профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
- · Инновационные технологии профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
- 2. Демонстрация практических упражнений и заданий
- · совместное с родителями выполнение упражнений с элементами инновационных технологий для профилактики речевых нарушений;
- · Круглый стол в форме «вопрос-ответ»;
- 3. Подведение итогов собрания.
Методическая новизна данной работы заключается в создании нового формата отношений родителей и специалистов дошкольных учреждений, включающего практическое внедрение элементов инновационных технологий при работе с родителями, их обучение на основе демонстрации специалистами приёмов использования современных способов профилактики речевых нарушений, формирование положительного отношения к инновационным современным технологиям в работе с детьми.
Эффективность применения подобной методической разработки в практической деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений проявляется в:
- · повышении эффективности отношений родителями и дошкольным образовательным учреждением, в котором находится их ребёнок;
- · развитии высокого уровня ответственности родителей при выполнении рекомендаций, специалистов дошкольных учреждений;
- · реализации комплексного подхода в профилактике речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
- · повышении социального статуса дошкольного образовательного учреждения
- · соответствие условий, требований, методов возрасту и индивидуальным особенностям.
- 1. Выступление учителя-логопеда.
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Статистика показывает, что среди дошкольников процент, страдающих нарушениями речи достигает 20 - 25. Более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести (алалия, недоразвитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, дислалия, дислексия, заикание и др.). Некоторые из этих расстройств с возрастом компенсируются. Однако, наиболее сложные из них остаются на долгие годы и существенно влияют на жизнедеятельность человека. Количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи в дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание. В последнее время актуальными стали вопросы применения наряду с традиционными - нетрадиционных методов профилактики речевых нарушений. О них сегодня и пойдёт речь
К основным речевым нарушениям относятся наиболее типичные несовершенства звукопроизношения, ка то:
- - смягченность речи ("лезецька" - "ложечка", "сюмоцька" - "сумочка")
- - замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими ("сюба" - "шуба" "сяпка" - "шапка")
- - замена заднеязычных звуков переднеязычными К - Т, Г - Д, ("торова" - "корова", "дулять" - "гулять")
- - оглушение звонких звуков ("шук" -- "жук")
В русском языке детям с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах.
К традиционным методам профилактики речевых нарушений относятся следующие способы:
- · Артикуляционная гимнастика
- · Развитие фонематического слуха
- · Развитие мелкой и общей моторики
- · мелкая и общая моторики
- · формирование импрессивного и экспрессивного словаря ребёнка
Одной из инновационных методик профилактики речевых нарушений, является «Кинезиология». Если говорить простым языком, это наука, позволяющая развивать умственные и физические способности детей через выполнение определенных двигательных упражнений. Если говорить о кинезиологии чуть более научным языком, то кинезиология - это наука о межполушарном взаимодействии, то есть взаимодествии правого и левого полушарий головного мозга.
Кинезиологи (это люди, занимающиеся данной тематикой), считаю, что когда нарушается взаимодействие в работе полушарий головного мозга, у ребенка возникает, так называемая «координационная неспособность к обучению» и для ее устранения, необходимо вновь наладить совместную работу левого и правого полушария. И кинезиология, как раз и направлена на данную работу. То есть, под воздействием комплекса определенных двигательных упражнений, у ребенка наблюдается:
- · Развитие межполушарного взаимодействия;
- · Синхронизация или синхронная работа полушарий;
- · Развитие общей и мелкой моторики;
- · Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
- · Развитие речи;
- · Формирование произвольности;
- · Снятие эмоциональной напряженности;
- · Создание положительного эмоционального настроя;
- · Профилактика дислексии и дисграфии;
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга.
Где применяются кинезиологические упражнения?
Кинезиологические упражнения можно использовать на занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
- · доброжелательная обстановка
- · проводится систематично, без пропусков;
- · от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- · упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 6-8 недель по 15-20 минут в день
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- · ускорение темпа выполнения,
- · выполнение упражнений с закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля),
- · подключение движений глаз и языка к движениям рук
- · сочетание упражнений из двух направлений, например дыхательных и двигательных упражнений
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 88 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«Профилактика речевых нарушений у детей
младшегодошкольного возраста».
Подготовила учитель - логопед
Леонова Ольга Анатольевна
г. Новосибирск 2015 г.
Профилактика – (от греч.prophylaktikos –предохранительный ) –система
мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из
важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных
направлений логопедической работы.
Основываясь на принцип раннего включения, необходима
своевременная логопедическая диагностика, так как она позволяет
использовать в полной мере возможности сензитивных периодов
становления речи; эффективно коррегировать темпыпсихоречевого
развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.
Работа при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с
детьми младшего дошкольного возраста, потому что, как показывает
практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей не
перинатальные поражения центральной нервной системы и минимальная
мозговая дисфункция и различные внутриутробные инфекции и гипоксия
плода и хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые
возникаютв процессе родов –асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость
таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход около плодных,
затяжные или стремительные роды; целый ряд причин в постнатальный
период ,т. е. в период от рождения до года(заболевания ребёнка травмы и
прочее) .
Признаки неврологическойсимтоматики, на которые сразу надо
обратить внимание:
Первый крик ребёнка при родовой деятельности уже говорит о
сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в
психомоторном и речевом развитии ребёнка. Если крик у него слабый,
монотонный, то это должно насторожить взрослых.
Ранний отказ от грудного вскармливания- другой настораживающий
фактор. Возможно, что у ребёнка ослаблена (паретична) круговая мышца
Причина заключается в одно –или двустороннем парезе губ.
Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная связка
(уздечк а). Возможно, придётся подрезать подъязычную связку. Решит и
сделает это при необходимости хирург.
Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряжённость)
верхних конечностей (рук)…
Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах
артикуляции, саливации, в результате нечёткое звукопроизношение,
смазанность речи.
Одной из центральных задач на современном этапе считаем поиск путей
наиболее эффективного обучениядля профилактики речевых нарушений.
Актуальность проблемы определяет цель нашей работы – развивать
коммуникативные умения,речь и создавать благоприятные условия для
индивидуального развития каждого ребёнка.
видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.
Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени
потребуется для коррекции. Ни в коем случае не ждите до пяти лет.
Главное не откладывайте свой первый визит к неврологу,ортодонту,
дефектологу, логопеду. Грамотный специалист даст вам необходимый совет.
И так в вашей семье прибавление. Малыш растёт. Вы рады, когда он
впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал
первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что –
то сообщать другим людям, ребёнок понимает примерно в год. Освоение
речи –последняя самая важная функция рта, которая решающим образом
влияет на развитие ребёнка. Своевременное развитие речи перестраивает всю
психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления
окружающего мира.
Но, что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской
девочки –ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами
показывать то , что ему нужно.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы
состоят из мыщц. Ели можно тренировать мышц рук, ног, спины ит. д.
специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже
если ваш ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет
укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого
звукопроизношения.
При подборе упражнений необходимо соблюдать определённую
последовательность - идти от простых упражненийк более сложным.
Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста
проводится как в пассивной, так и в активной форме.
Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый,
движений речевой мускулатуры.
Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение
следующих упражнений:
1)Собирание губ в «трубочку»;
2)Растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в
углы губ;
3)Поднимание верхней губы –движения от углов губ по носогубным
складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние дёсны…
(Е.Ф. Архипова)
Все движения выполняют 3- 4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.
Активная гимнастика сначала выполняются в медленном темпе
обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и
двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено
качественно.
Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 - 15 раз. Когда
ребёнок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало можно
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два
раза в день –утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте
терпеливы, спокойны и ласковы.Если у ребёнка не получается какое- то
движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной
ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык вверх.
деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку:«Давай
покажем мишке,птичке, лошадке как правильно выполнять гимнастику для
язычка »
Выполним упражнение «Как мишка рычит», «Как птичка поёт», «Как
лошадка скачет» и т.д. Так же подбираем к каждому упражнению картинку
– образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому – либо
предмету.
Опыт работы осветила через публикацию открытого
интегрированного занятия «Путешествие в сказочную страну ребят -
снегурят» в научно – методических журналах «Ребёнок в детском саду»
2011г.,№ 1, г. Москва; «Дошкольное воспитание» 2010 г. № 12,
г. Москва; «Дошкольная педагогика»2011 г., №2, г. Санкт –Петербург.
Артикуляционное упражнение « Дудочка»
Л. Ребята, теперь нам надо согреться. Покажите, как мы быстро идём.
- Мы идём, идём, идём…
и в большую дудку дуем: ду_ду_ду!
Дети за педагогом быстро идут, имитируя игру на дудке.
Любимы детьми сказкипро « Приключения язычка» , стихи о язычке.
Жил да былВесёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы
Весёлый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей
в доме две.
Вторая дверь - зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка –
твоя губа (упражнение «Лопаточка»).
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время
удерживать язык на нижней губе) . Наконец он проснулся, высунулся
на улицу (упражнение «Иголочка»).
Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода
хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он
во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней
покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение
«Лошадка»).
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую
дверь –зубы (упражнение «Лягушки» ), а затем и первую –губы
(сомкнуть губы).
(Краузе Е.Н)
Наукой доказано, что все движения организма и речевая моторика
имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук
благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре
существует масса потешек, в которых сочетается речь идвижения рук.
Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей,
обогащает их чувства и речь.
Опыт работы по использованию фольклора осветила, через открытые
фольклорно - музыкальные занятия «Наша дружная семья», «Снесла
курочка яичко»» и публикации статьи «Приобщение малышей к
истокам народной культуры в доме ребёнка» в научно методических
журналах: «Дошкольная педагогика» № 2, 2013г., г. Санкт Петербург;
«Ребёнок в деском саду» №2 ,2013г., г. Москва; «Дошкольное
воспитание» № 2, 2013г., г. Москва.
Например.
Старшаясе стрица.
Детки маленькие, да удаленькие,
Дружно играли, честной народ забавляли
Ай, да удальцы, молодцы!
Бабушка. А теперь пойдём домой.
Грибы прибрать, кашку сварить,
чаем деток угостить.
(Дети идут к избушке, помогают нести бабушке корзину, а деду дрова.)
Старшая сестрица. В полюшке мы веселились и немного утомились.
Отдохнуть нам пора, пока дед унесёт дрова.
(Детки садятся на лавочку около домика.)
Старшая сестрица.
А сейчас детки вспомним и расскажем, из чего состоит изба.
Пальчиковая гимнастика.
Стенка, стенка (указательными пальчиками показывают щёки)
Потолок (показывают лоб)
Два окошка (указат. пальцами на глазки)
Дверь (на ротик),
Звонок (дзинь - дзинь - дзинь нажимают пальчиками на носик),
Никто не открывает (сцепляют руки в замок),
Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),
На дверях большой замок
Вот он ключик (правую руку выставляют вперёд при этом, соединив
большой и указательный пальцы),
и открыт замок (к левой ладошки приставляют большой и указательный
пальцы, поворачивая их по часовой стрелке).
или
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Л. Ребята сядьте, пожалуйста.
- Вот присели снегурята- малыши,
до чего же хороши!
- Малыши делайте как я.
Л и Д. Стоит в поле теремок
На дверях весит замок.
Пришёл волк дёрг, дёрг,
ушёл волк.
Пришёл Петя- петушок
и ключом открыл замок.
Л. Кто открыл замок?
Д. Петушок открыл замок.
Л. Кто в домике будет жить?
Д. Петушок будет жить.
Л. А кто в нашем снежном домике будет жить?
Снеговик. Я знаю, кто будет жить. У меня есть друзья Мишка - топтышка и
зайка - попрыгайка. Только их снегом замело, помогите мне их откопать.
Упражнение психофизической разгрузки «Медвежата»
Л. Снегурята лопатки взяли и снег раскопали.
В это время педагог стягивает снежное покрывало с сухого бассейна.
- Ребята, да это же наш бассейн. Мы сейчас с вами расслабимся, отдохнём и
наших друзей найдём. Давайте двигатьсякак медвежата. Но будем двигаться
тихо, спокойно, чтобы не испугать нашего топтышку.
- Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики.
Медвежатам хорошо, мягко, тихо, уютно и тепло.
- Позовём зверят, скажем: «АУ- АУ - АУ!»…
ОЧЕНЬ благотворно влияют игры и игровые упражнения для
развития речевого дыхания.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и
чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом
артикуляционной гимнастики выполнять 1- 2 упражнения. Все эти
упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно
произносимые звуки.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох
должен быть длительным, плавным. Необходимо следить , чтобы не
надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами).
Не переусердствуйте! Достаточно 3- 5 повторений. Многократное
выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Упражнение на дыхание «Ветерок»
Педагог незаметно для детей имитирует скрип снега.
Л. Послушайте, снегскрипит. Посмотрите, это кого- то замело. Да, это же
наш снеговик! Давайте снег с него сдуем.Сначала подуем тихо «Ф», потом
подуем, как ветер дует сильно «В».
Дети дуют, а взрослый в это время со снеговика убирает платочек со
снежинками.
- Вот наш снеговик: нос морковкой, рот картошкой,на голове ведёрко, а в
корзинкеснежинки, белые пушинки!
или
Игра «Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота два кубика или карандаша.
Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между
Игра «Ветряная мельница»
Для этой игры нужна вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый
сопровождает действия малыша стихотворным текстом.
Ветер, ветер ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Игра «Шторм в стакане»
Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой.
Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается
в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.
Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
По результатам обследования детей 4-5 лет, в группе "Сказочная" выявлено наибольшее количество воспитанников и нарушениями звукопроизношения. В связи с этим, мною была предпринята инициатива выступить на родительском собрании.Тема моего выступления была направлена на профилактику речевых нарушений.
Факторы успешного развития речи ребёнка
От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
От общения ребёнка со сверстниками
От строения артикуляционного аппарата
От речи взрослых (как образец для детей)
От развития мелкой моторики
От чтения детям художественной литературы
От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками
Характеристика речи детей пятого года жизни
Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;
В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:
ü Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
ü У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
ü Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить .
Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Причины нарушения речи? Что делать?
Если Ваш ребенок не произносит звуки С-З, Ш_Ж, Щ,Ч,Р_Л в словах, не может повторить за вами слова или словосочетания,
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой..
Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:
Перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)
Внутриутробные инфекции
Гипоксия плода (недостаток кислорода)
Хронические заболевания матери
Осложнения во время родов: асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды
Заболевания ребенка до 1 года
Ухудшение экологии
Социальные причины
Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
Развитие правильного дыхания
Развитие мелкой и общей моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.
Развитие правильного дыхания
Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.
Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.
Развитие мелкой моторики
О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев»
В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
Родительское собрание
Причины нарушения речи детей.
Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением ребенка в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость - не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное - это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот - с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.
Причины речевых нарушений
Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений.
Ø Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
Ø Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.
Ø Аллергии матери.
Ø Перенесенные переливания крови.
Ø Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
Ø Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенк.а матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
Ø Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).
Ø Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно - эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.
Ø Неблагоприятный возраст матери для беременности (беременности до достижения 18 лет или после 40 лет).
Ø Особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).
Ø Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
Ø Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).
Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений.
Ø Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического и речевого развития.
Ø Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушениетемпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Ø Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Ø Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.
Ø Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия.
Ø Речь дошкольника еще не совершенна и выделяют несколько критических периодов развития речи: в год интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью, чтением. В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития.
Ø
Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.
Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.
Теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации.
Уже к моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов. Словарь ребенка увеличивается от 3000 до 7000 слов.
Так какими же знаниями должен владеть первоклассник? Ваш ребенок должен хорошо оперировать в речи такими обобщающими понятиями, как домашние и дикие животные, ягоды, головные уборы, насекомые, профессии. Например, при показе вот такой картинки ребенок должен назвать, что это профессии. Некоторые дети говорят, что это работа Дети должны знать детенышей животных. Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи - «свинята», овцы - «овчата», лисы - «лисенки», курицы - «птенчики».
Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит мальчик?», ребенок скажет: «Мальчик сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет мальчик?» в основном ответы детей: «Мальчик вылезет из стула». «Разве мальчик сидит внутри стула?» Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Мальчик вылезет из-под стула».
Еще одним из важнейших моментом считается, что к началу обучения в школе у ребенка должны быть поставлены все звуки речи. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только - только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась. При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».
Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие - звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа. У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) - в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.
Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ».
Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформиролванности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. - и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.
Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
Причиной нарушений письма и чтения может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2 - 3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего их этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.
Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.
Забота и желание каждого из нас - это умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко. Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья», а для ребёнка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.