Логопедические упражнения — сочетание речи и движений. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации Согласованность речевых движений

04.08.2020

Дата добавления: 11 Января 2012 в 23:07
Автор работы: P***********@mail.ru
Тип работы: реферат

Скачать (46.55 Кб)

Работа состоит из 1 файл

Скачать документ Открыть документ

Реферат.doc

- 200.50 Кб

На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.

Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.

Итак, наглядно-слуховые приемы включают:

  • исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
  • использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующие:

  • показ педагогом разнообразных приемов использования музыкально-ритмических движений;
  • показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
  • сравнительный показ.

И, наконец, говоря о тактильно-мышечной наглядности, можно иметь в виду индивидуальную работу педагога на занятии и в повседневной жизни.

Словесные методы, которые используются на занятиях, включают в себя:

  • объяснения;
  • указания;
  • вопросы.

Практический метод, или метод упражнений связан с многократным повторением трудных мест или всего упражнения в целом.

Таким образом, при подборе методов и приемов нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка с общим недоразвитием речи.

В программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи проведение музыкальных занятий с элементами логоритмики является желательным. Занятия рекомендуются проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня. Продолжительность занятия от 20 до 25 минут, в соответствии с возрастной нормой. Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

1.3. Музыкально-речевые и рече-двигательные средства музыкального воспитания.

Основными музыкально-речевыми и рече-двигательными средствами музыкального воспитания являются развитие мелкой моторики, развитие общей моторики и развитие артикуляционной моторики.

«Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь». Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До 3-х лет ребенок должен научиться правильно бегать, ходить, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, сопровождающими движения. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объём информации об окружающем мире. Мышечная радость- основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе речевого развития малыша развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом является мощным, естественным средством правильной речи и движений.

«Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

«Развитый мозг и развитая рука вполне закономерны, при современном образе жизни» . Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Неточность моторных актов проявляется преимущественно при выполнении заданий на динамическую координацию движений, также при выполнении движений в быстром темпе и, особенно при скоростном переключении движений. При выполнении заданий на динамическую координацию движений отмечаются скованность, несоразмерность движений. У части детей недостаточно сформированы динамический праксис и кинестетическая основа двигательного акта, у большинства – пространственный праксис. Выше перечисленные нарушения тонкой моторики у детей с общим недоразвитием речи затрудняют овладение манипулятивной деятельностью и нуждаются в своевременной коррекции. Коррекционная работа должна строиться с учетом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. В практике логопедической работы данной категории детей развитие тонкой моторики включается в систему занятий. Занятия проводят в форме игр, динамических пауз, желательно разнообразить их, вносить соревновательный элемент. Работа по развитию тонкой моторики пальцев рук может осуществляться логопедом в системе коррекционных занятий и музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности этой деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Одним из показателей речевого развития ребенка является сформированные навыки звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Важной частью коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скорректированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми с общим недоразвитием речи, осуществляется в игровой форме. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными, ритмичными, точными. Также очень важно проводить артикуляционную гимнастику, она помогает учить детей с ограниченными речевыми возможностями правильному произношению звуков. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционного аппарата. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики рук.

Таким образом, произношение звуков речи – сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи созданы специальные комплексы гимнастик.

1.4. Роль ритмических и темповых упражнений в работе над согласованностью речи и движений

Важным аспектом воздействия на развитие согласованности речи и движения является воспитание чувства ритма и темпа в движении . У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма и темпа. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму и темпу музыки. По мнению ученых при восприятии музыкального ритма и темпа у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бедрам как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребенок, организуя с помощью ритма и темпа эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения, выполняется с наибольшими мышечными напряжениями, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. Выполнение ритмических упражнений способствует саморегулированию и развитию движений. Ритм регулирует не только движения, но и слово, также руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразные ритмические упражнения формируют у детей с общим недоразвитием речи способность к развитию согласованности движений с речью.

Для правильного воспроизведения ритмов в движении и проговаривании необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал фразе. Из ритмических упражнений наиболее сложным является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений или небольших текстов. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, способствует их автоматизации, что исключает напряжение и положительно влияет на речь.

Темп речи также играет важную роль в развитии согласованности движений и речи. Темп – это частота повторения циклов движений или количества движений в единицу времени, или произношения слов в секунду. Например, темп ходьбы равен 120-140 шагов в минуту, а для разговорной речи характерно произношение 5-6 слов в секунду. Темп движения зависит от массы движущейся части тела. В пределах нормального диапазона различают замедленный, средний и быстрый темп. С изменением темпа нередко изменяется вся структура движения. Каждый человек имеет свой индивидуальный темп выполнения движения, который в случаях патологии может изменяться. Различные темповые упражнения со слоговым материалом усваиваются на движениях таких, как ходьба, прыжки, взмахи руками, когда используются словосочетания, слова, сочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным. Коррекция темпа движений помогает сформулировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения благотворно складывается на координации речи с движением . Итак, развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства в музыкально-ритмических композициях.

Таким образом, различные речевые нарушения быстрее и легче преодолеваются с помощью музыкальных занятий, на которых используются логоритмические упражнения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений, ритмических и темповых упражнений, которые оказывают положительное влияние на развитие согласованности речи с движением.

Работу нужно проводить с помощью специальных игр и упражнений, проведенных на занятиях в виде динамических пауз и вне занятия в виде индивидуальной и подгрупповой работы. Также работа должна проводиться индивидуально для всех трех уровней развития. Для детей с высоким уровнем подбирать более усложненную систему логоритмических упражнений с более трудными речевками и движениями. А для детей с низким уровнем развития подбирать простые игры и упражнения с нетрудными речевками и движениями. Повышать объем упражнения на воспроизведение ритмических рисунков, на развитие общей речевой моторики.

Глава 2. Система работы над согласованностью движений и речи.

2.1. Анализ модели логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.

Неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны коррекционных способностей. Коррекционно-педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждений логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи и развитием координации слова с движением. В практике логопедической работы дошкольных учреждений существует логопедическая ритмика, основу которой составляют логоритмические упражнения. Поэтому Е.П. Прописновой была разработана модель системы логоритмических упражнений (Приложение 1).

Ее цель – развитие согласованности речи и движений на музыкальных занятиях, а также преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с нарушением двигательных и психических процессов.

В систему логоритмических упражнений входят: упражнения, которые используются на логоритмических занятиях (Приложение 2); упражнения, используемые на музыкальных занятиях; упражнения, используемые на других занятиях и логоритмические упражнения вне занятий.

Опорные компоненты данной системы - движение, слово и музыка.

Основой для овладения ребенком двигательными действиями служат движения, обеспечивающие эффективное формирование умений и навыков, развитие опорно-двигательного аппарата, физических качеств функций организма.

Первый компонент системы – движение. В его состав входят:

1. Движения, развивающие общую моторику (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье, удержание равновесия). Упражнения включаются в основную часть урока и подбираются в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». В целях гармоничного физического развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.

2. Движения, способствующие развитию мелкой моторной координации движений и созданию функциональной базы для становления речи ребенка. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в согласовании с музыкой и направлены на развитие ручных навыков мелкой моторики и координации движений рук. На первом этапе ознакомления с комплексом пальчиковые упражнения выполняются в статичном положении. По мере освоения движений детям предлагается сочетать их с другими несложными по координации двигательными действиями (ходьбой, элементарными движениями рук и ног). Целесообразнее выполнять пальчиковые упражнения во вводной или основной части занятия. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь и тем меньше трудностей ребенку придется испытывать, когда он будет учиться писать.

Описание

Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.

Роль движения в формировании речевых функций у дошкольников с ОНР.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Физическое и речевое развитие – две основные линии подготовки ребёнка к школе. По мнению учёных, они оказываются тесно связанными и при совершенствовании дополняют и усиливают друг друга.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, эти проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Например, экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы. Поэтому есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук…

Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. В этом ему помогают воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Целью их совместной работы является развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.

В нашем детском саду мы используем специальные упражнения и общепринятые способы физического воспитания. В эти занятия входят разные виды упражнений: физкультминутки, логоритмические и игровые упражнения, элементы импровизации, пальчиковая гимнастика, упражнения на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш), подвижные игры, которые согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте. Тексты мы заучиваем с детьми, а затем четко проговариваем, сопровождая всевозможными движениями. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.

Дети с удовольствием разучивают стихи и комплексы упражнений к ним, рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнять движения вместе с ними. При выполнении таких упражнений происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектом речи.

В процессе коррекционной работы мы уделяем большое внимание и развитию мелкой моторики. Так, во вне учебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, благодаря такому комплексному подходу достигается высокая эффективность и стабильность результатов в коррекционной работе с детьми-логопатами. У детей с нарушением речи значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, корректируется звукопроизношение, возрастают показатели грамотности, выразительности речи и развивается фонематическое восприятие.

    Реферат на тему: Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Введение

    Речь играет большое и очень важное значение в развитии ребенка-дошкольника. А речь – это способность говорить, говорение. Проблема нарушения согласованности речи и двигательных функций, а именно общей, мелкой, артикуляционной моторики обусловлена необходимостью пересмотра приемов, общепринятых в логопедии, а также педагогических условий, необходимых на музыкальных занятиях для работы над согласованностью речи и движений. Движение – это перемещение, направление.
    А что же такое музыкальное воспитание в детском саду? Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью воспитания творческой личности ребёнка.
    Анализируя психолого-педагогические источники можно сделать вывод о том, что эта тема особенно актуальна в наши дни, так как отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а также то, что согласованность движения и речи является подготовительным этапом к освоению письменной речи и письму.
    В педагогической литературе прослеживается то, что на музыкальных занятиях идет обучение согласованности движения и речи, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие темпа и ритма, движений и стиха. Очень важным аспектом воздействия на развитие согласованности движения и речи является чувство ритма и темпа. Ритм и темп организует не только двигательную деятельность человека, но и в то же время руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразие ритмических упражнений формируют у детей с ОНР способность к развитию согласованности движения и речи. Кто же такие дети с ОНР? ОНР – это форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации, поэтому тема остается актуальной.
    В психологической литературе прослеживается то, что речь - это специфическое проявление психической деятельности. Поскольку речь является функцией мозга, изучение ее механизма связано с пониманием вопросов, касающихся работы мозга. В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют 2 из них: речедвигательный и речеслуховой.
    В современной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов (В.А. Гринер). Работает над этой проблемой Картушина Марина Юрьевна. Она создала сборник конспектов логоритмических занятий. Исследования профессора М.М. Кольцевой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими исследователями крупных ученых. Упоминание о коррекционно-развивающем воздействии музыки уходят корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее сообразной ими самими. В 1913г в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обуславливалось сочетанием ритма, музыки и движений. В 1960-е годы польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в музыкальное воспитание. Программа Аурелии Розенталь включает ритмические упражнения Жака Далькроза, которые способствуют развитию движений под музыку на занятиях.
    Данная проблема привлекла внимание и российских исследований. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведённые В.М.Бехтеревым, И.М.Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. В 1958г. переиздается работа Веры Алесандровны Гринер «Логопедическая ритмика» для дошкольников. В 1976г. Галиной Анатольевной Волковой был представлен разнообразный логопедический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985г вышла «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. В то же время, как показывает практика и результаты полученных исследований Е.А.Медведевой, Н.Н.Кычневой, М.Ф. Фомичевой, Г.Р.Шашкиной нарушение речи и двигательных функций выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушениями речи с помощью тестов Л.А.Квинта в модификации Н.И.Озерецкого-Гельница. Практика использования логоритмических упражнений на музыкальных занятиях показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с различными уровнями ОНР. А логоритмические упражнения – это упражнения на основе сочетания музыки, слова, движения, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
    Анализ существующей практики свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы. И поэтому степень разработки проблемы требует более глубокого ее изучения. Эта тема и остается особенно актуальной в наши дни. А из этого следует, что объектом исследования являются музыкальные занятия, а соответственно предметом – логоритмические упражнения и их роль в системе работы над согласованностью движений и речи. Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
    изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
    изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
    разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
    выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.
Исходя из задач, выдвинули гипотезу работы – предположим, что правильно подобранная система логоритмических упражнений на музыкальных занятиях эффективно влияет на коррекцию согласованности движений и речи у детей с ОНР при следующих условиях:
– при согласованности работы педагогов: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя;
- при систематическом включении упражнений на согласованность движений и речи на музыкальные занятия;
- с целью закрепления внесение этих упражнений на другие занятия.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс взаимодополняемых и взаимопроверяемых методов:
- наблюдение за работой педагогов: логопеда и воспитателя;
- анализ планов логоритмических занятий;
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Глава 1. Роль музыкального воспитания в развитии речи и движений

1.1. Значение музыкального воспитания в развитии ребенка

Музыкальное воспитание, как воспитательная дисциплина, должна занимать значительное место в системе общего образования . Цель занятий, которые необходимо систематически проводить уже с самого раннего возраста – подготовить детей к трудовой деятельности, физически развивая в играх и упражнениях. Таким образом, с помощью музыкальных занятий у детей развивают голос, умение слушать, чувство ритма, вырабатывают умение двигаться правильно и красиво. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Очень важно в музыкальном воспитании использовать элементы логоритмики. А «логоритмика - это вид кинезотерапии, основан на согласовании музыки, движения и слова, также это методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения и слова». Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памятью) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входят формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («темп», «ритм» и т.д.).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи .
Достижение этих задач осуществляется с учетом следующих принципов:
1)принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного коррекционного обучения – с другой;
2)принцип развивающего обучения, заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
3)принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4)принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решение которых он опирается на собственный опыт.
5)принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
6)принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7)принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущения, которые возникают при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений.
Особое место занимает музыкальное воспитание при работе с речью. Различные речевые нарушения преодолеваются быстрее и легче.
Методика музыкально-ритмического воспитания за рубежом применялась в 60-е годы польским логоритмистом А. Розенталь. Она предприняла попытку внести элементы ритмопластики в логопедическую работу.
Э.Килинска-Эвертовска (Чехословакия) определила условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки и сделала вывод, что такая система музыкальных занятий формирует у детей чувство ритма и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.
Вайнест (Германия, 1992) утверждает, что дети, имеющие речевые затруднения, преодолевают их в процессе развития ритмических способностей.
Также элементы логоритмики в системе музыкального воспитания привлекли внимание и российских исследователей. Например, в 40-е годы логоритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В 1958 году переиздается работа В.А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений, сочетающих слово с движением. Ритм производимых движений способствует нормализации речи. В работе Е.Ф. Шершневой, Е.Ф. Рау (1955) отличается значение логоритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста. В 1976 году Г.А. Волковой был представлен разнообразный логопедический и ритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 году в книге «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. Таким образом, элементы логоритмики в системе музыкального воспитания находят более широкое распространение и применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.
«Речь является специфическим проявлением психической деятельности человека». В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют два из них: речедвигательный и речеслуховой. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно.
Неполноценная речь негативно сказывается и на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации способностей .
Коррекционно- педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждениях логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи у детей.
Между тем известно, что физические упражнения служат эффективным средством воздействия на психические функции человека, одной из которых является речь.
К физическому воспитанию логоритмика имеет косвенное отношение, поскольку занятия разрабатываются логопедами-дефектологами совместно с музыкальными руководителями и направлены в основном на постановку и закрепление отдельных звуков, произношение слов, предложений, т.е. непосредственно на формирование правильной речи ребенка, и не учитывают особенности его физического развития и взаимосвязь речи с движениями различного характера.
В то же время физкультурные занятия, проводимые в специальных логопедических группах, не имеют своей задачей содействие формированию речи через активное развитие тесно с ней связанных физических качеств, к которым относятся координационные способности. Поэтому целесообразным выходом из сложившейся ситуации является интеграция физкультурных и музыкальных занятий..
В исследованиях, посвященных вопросам речи и моторики, указывается на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич, 1930; А.А. Леонтьев, 1969), связь между двигательным и речевым анализаторами (А.Г. Иванов-Смоленский, 1935; Н.Н. Трауготт, Л.Я. Балонов, 1957; А.Р. Лурля, 1969; Н.П. Тяпугин, 1966). Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л.Ф. Фямина, 1971; М.М. Кольцева, 1973). М.М. Кольцева пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат – и что мозговую зону и проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной. Механизму взаимодействия движения и речи серьезные исследования посвятил Н.А. Бернштейн. Он в 1966 году выдвинул теорию уровневой организации движений. Разрабатывая систему регуляции двигательных функций, он отнес речь к высшему уровню организации движений. Это речедвигательный уровень символической координации и психологической организации движений. При этом речь оказывается неразрывно взаимосвязанной со всеми уровнями организации движений, в основе лежит принцип связи общей моторики и речи.
Таким образом, музыкальное воспитание играет важное значение в развитии ребенка: влияет на развитие голоса, умения слушать, чувства ритма, вырабатывает умение двигаться правильно и красиво, на общий тонус, моторику, настроение, развитие движений, также развивает внимание и память.

1.2.Музыкальные занятия.

Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором применяются элементы логоритмики на музыкальных занятиях по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляционных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность музыкальных занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Основные виды упражнений, используемых на музыкальных занятиях для детей с общим недоразвитием речи первого уровня, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мимикой и артикуляционной моторики, воспитания чувства ритма, развитие силы голоса, дикции, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.
У детей с общим недоразвитием речи второго уровня отмечаются отклонения в развитии моторной сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память. В музыкальные занятия включаются задания, тренирующие основные виды движений. В игры и упражнения на координацию речи с движением вводится один или несколько предметов. Предлагается сочетать выполнение движений с речевым сопровождением. Включая упражнения для развития темпа и ритма движений. С детьми, имеющими второй уровень речевого развития, в структуру логоритмического занятия включаются игры и упражнения для развития произвольного внимания, зрительной, слуховой и двигательной памяти, тактильных ощущений. Даются задания на запоминание ряда движений или слов в предложении. Вводятся сложные игры с серией движений и речевой инструкцией. Включаются речевые и подвижные игры, распевание и пение.
У детей с третьим уровнем общего недоразвития речи недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования слов, неточное звукопроизношение. В музыкальные занятия включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю со всей группой. Продолжительность занятий в младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.
На занятии все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий с детьми с общим недоразвитием речи необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.
Особое внимание уделяется введению в занятие речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции. Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми, имеющими третий уровень общего недоразвития речи, в занятия включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев сказок или песен.
Вопрос об учете особенностей детей с общим недоразвитием речи при построении занятий довольно сложный. На практике чаще приходиться ориентироваться на особенности каждого ребенка в группе и составлять планы занятий с учетом этих особенностей. Например, дети с общим недоразвитием речи могут иметь хорошо развитую моторику, а может быть и наоборот. Поэтому во втором случае необходимо чаще включать в занятия упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, а в первом - больше внимания уделить, например, играм и упражнениям, воспитывающим чувство ритма. Безусловно, здесь надо учитывать и пожелания логопедов. А главное - придерживаться двух принципов в работе: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи .
Для достижения оптимальных результатов музыкальных занятий с элементами логоритмики, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.
    Ритмическая разминка.
    Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:
    упражнения для развития основных сторон внимания;
    упражнения, регулирующие мышечный тонус;
    упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
    Слушание музыки (1 произведения)
    Пение (2-3 песни).
    Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
    Упражнения для развития речевых и мимических движений.
    Пляска, танец.
    Игра.
    Заключительная ходьба под марш спокойного характера.
Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.
Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку.
Упражнения для развития основных сторон внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками, используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус предполагают устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предполагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.
Упражнения для развития чувства ритма и темпа – это разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Постоянно ведется работа над различением медленного и быстрого темпов.
Упражнения для развития координации речи с движением дают навык точного совмещения разнообразных движений в направлении, скорости, напряженности. Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения, но сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук формируют координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.
Упражнения на развитие артикуляции движений служат для развития точности, переключаемости речевых движений, увеличение их объема. В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения.
Также важное место на музыкальных занятиях с детьми с общим недоразвитием речи занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус, так как большинству детей с общим недоразвитием речи свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления правильных движений и естественной речи.
Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки (способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа), стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу. Музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. Не только марш, галоп, полька – музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными фразами, но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами, а также песни с ритмичным припевом и плавным запевом (вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка, дождя и т.д.).
На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.
Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.
Итак, наглядно-слуховые приемы включают:
    исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
    использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
и т.д.................

Уровень развития навыков мелкой моторики рук является важнейшим условием и показателем психического развития ребёнка как раннего, так и дошкольного возраста.

Тонкая моторика рук является своего рода платформой, основой всех психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Особое значение развитие мелкой моторики рук приобретает в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими различные речевые проблемы.

Различные по степени и характеру нарушения мелкой моторики рук присущи всем категориям детей с тяжёлыми нарушениями речи. Недоразвитие тонкой моторики рук проявляется у воспитанников в нарушении точности движений пальцев рук, замедленном включении в движение, снижением скорости выполнения движений, недостаточной координации.

Взаимовлияние речевого и моторного развития может широко использоваться в логопедической практике. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем соседние зоны коры больших полушарий, отвечающие за речь.

Сочетание в логопедических упражнениях речи и движений способствует более эффективной автоматизации сформированных звуков, сокращает сроки автоматизации звуков на различном материале (слоги, слова, словосочетания), а процесс автоматизации звуков - более разнообразным и не столь утомительным.

Упражнение « Расскажи пальчику »

Ребёнок последовательно соединяет пальчики с большим пальцем на одной руке, произнося речевой материал (отражённое проговаривание):

1-й уровень - произносится автоматизируемый звук (с-с-с-с-);

2-й уровень - произносятся слоги, содержащие автоматизируемый звук (ас-ос-ус-ис; са-со-су-сы);

3-й уровень - произносится слово (слова), содержащие автоматизируемый звук в различной позиции (сад, сок, сук, сын; лиса, колесо, несу, усы);

4-й уровень - проговаривается чистоговорка (са-са-вот-оса);

Для усложнения можно предложить ребёнку соединять пальчики одновременно на двух руках.

Упражнение « Пальчики здороваются »

Принцип выполнения тот же, что и упражнения «Расскажи пальчику». Отличие состоит в том, что дети соединяют одноимённые пальчики на двух руках (мизинец - с мизинцем и т.д.), произнося речевой материал.

Упражнение «По лесенке»

Лесенка может быть нескольких видов: из кубиков (кирпичиков), нарисованная на листе бумаги.

Для выполнения упражнения также понадобится небольшая игрушка или бумажная фигурка из настольного театра.

Ребёнок поднимается вверх по лестнице, произнося (отражённо) речевой материал: звуки, слоги, слова.

Целесообразно, поднимаясь вверх по лесенке произносить автоматизируемый звук, спускаясь вниз - более сложный материал (слоги, слова), содержащий этот же звук. Таким образом мы сначала уточняем произношение звука изолированно, напоминаем правильное произношения ребёнку, а затем - вводим в более сложный речевой материал.

Вверх - ш-ш-ш-ш;

Вниз - шпа-шпо-шпу;

Упражнение « Две руки »

Упражнение способствует формированию дифференцированного произношения звуков (с-ш, з-ж), формирует слуховое, зрительное внимание

Руки ребёнка лежат на поверхности стола, или - на коленках. Договариваемся, что одна рука (например, правая) произносит только звук С, другая - только звук Ш. Для облегчения выполнения упражнения на первом этапе ребёнку можно прикрепить на кисть руки картинку с характерным изображением (например насос - с, змея - ш).

Ребёнок ударяет попеременно правой - левой рукой, произнося (отражённо) соответствующие звуки.

Можно варьировать задание, произнося различное сочетание звуков: с-ш, с-с-ш, ш-ш-с.

Когда ребёнок усвоил технику выполнения упражнения и дифференцирует изолированные звуки, можно усложнить речевой материал и перейти к произнесению слогов, а затем - слов.

Упражнение « Покажи звук »

Упражнение способствует формированию, закреплению дифференцированного произношения звуков (с-ш, з-ж), облегчает дифференциацию звуков на слух и в самостоятельной речи. Подходит для дифференциации звуков, имеющих артикуляционно противоположные позиции: язык вверху - внизу.

Логопед поясняет, что рука показывает, где находится язычок. Предлагает произнести звук С (З). Уточняет у ребёнка, где находится язык (внизу), просит показать рукой (рука внизу). Затем предлагает переместить язычок вверх, произнести звук Ш (Ж), показать положение языка во рту рукой (рука вверху).

Варианты задания:

1. Упражнение « Повтори за мной ».

Отражённое произнесение речевого материала (за логопедом) с одновременным показом положения языка в полости рта рукой: звуки (С-Ш, З-Ж); слоги (СА - ША, ЗА - ЖА; СПА - ШПА, ЗБА - ЖБА).

2. Упражнение « Я скажу - ты покажи »

Логопед произносит речевой материал, ребёнок рукой показывает положение языка в ротовой полости.

3. Упражнение « Покажи слово »

Произнесение по слогам слов - названий предметных картинок, либо отражённо (за логопедом) с показом рукой положения языка в полости рта.

СЫ (рука внизу) - НИШКА (рука вверху);

ШО (рука вверху) - ССЕ (рука внизу).

Постепенно, по мере формирования навыка, внешние движения (движения рукой) переходят во внутренний план, становятся не внешними, практическими, а внутренними, мыслительными действиями. Происходит интериоризация, «переход от внешней операции к внутренней через ряд стадий» (Д. Б. Эльконин).

Наталия Львовна Кочнева
Движение и речь. Методы двигательной коррекции

Движение и речь

Связь движения и речи - общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением . И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников .

Всем известны игры, «У медведя во бору» , «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения . Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения , силу голоса и другие рече-двигательные аспекты .

Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика : логопедическая ритмика. Совершая определённые движения , ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.

Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Упражнения на развитие координации речи и движения

Петрушка

Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка. Движение , имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Косули и еноты, ежи и бегемоты Выполнять «пружинку» , руки на поясе.

Идут после охоты Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

Попрыгать, поиграть.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Попрыгать, поиграть.

Мы лопатки взяли, Движения

Грядки раскопали.

Раз-два, раз-два-

Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.

Грабли в руки взяли, Движения , имитирующие носку лопаты на плече.

Грядки причесали.

Семена рядами в землю мы сажали.

Раз-два, раз-два-

Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-

Вот как поливали. Движения , имитирующие полив грядок из лейки.

Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.

Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Подарило лето

Вместе с солнцем ярки

Мамам, бабушкам и детям

Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.

Мы в лесу гуляли,

Мы грибы искали.

Раз грибочек, два грибочек-

Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.

Около тропинки

Рвали мы малинку.

Раз малинка, два малинка-

Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.

По саду гуляли,

Яблочками мы рвали.

Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.

Принесем мы маме

Кузовок с грибами,

Красных яблок и малинки

Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.

Морское путешествие

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три-

Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.

Кто это? Что это?

Куа угадать? Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево .

Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.

А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения .

Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.

Заводные игрушки

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине : Широко развести руки в стороны.

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Все на полочках сидят, Присесть.

С нами поиграть хотят. Прыжки.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные-

Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед . Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.

Зайчики играют,

Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.

Публикации по теме:

Логоритмика - это движение, движение - это здоровье Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Игра представляет собой игровое поле и конверты с заданиями. Цель игры: формирования у детей дошкольников устойчивых навыков знаний поведения.

дним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее.

Консультация для воспитателей «Движение и речь» Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и.

Похожие статьи