Что изучает экономика как наука кратко. Экономика и экономическая наука

12.02.2020

Исследователи пытаются ответить на вопрос, что изучает экономическая наука, приблизительно с XVIII века. Именно тогда появились все предпосылки для того, чтобы зародилась новая дисциплина, которая бы изучала причины людского обогащения. К сегодняшнему дню эти изыскания породили и учений.

Появление экономической науки

Производство, потребление и распределение услуг и товаров - это то, что изучает экономическая наука. Объект ее исследований появился еще на заре человечества вместе с торговлей. Однако до XVIII века экономической науки в современном понимании еще не существовало, хотя уже тогда была экономическая реальность.

Прорывом для теоретического познания причин обогащения одних и обеднения других произошел в 1776 году, когда была издана книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый впервые предложил некоторые теоретические обоснования о связи торговли, производства и денег. Он стал выразителем и систематизатором тех идей, которые уже давно витали в воздухе. Безусловно, зачатки экономической науки были известны всем способным и успешным купцам древности и Средневековья. Но только Адам Смит придал этим знаниям научный характер. С его поры все, что изучает экономическая наука, исследовалось через призму сочинений знаменитого англичанина.

Основные экономические вопросы

Главная проблема экономики заключается в том, что у человека есть неограниченные потребности, в то время как окружающие его ресурсы не бесконечны. Из-за такого противоречия возникает несколько насущных вопросов. Подобные проблемы - это именно то, что изучает экономическая наука.

Вот только некоторые из основных вопросов, на которые она отвечает: какой товар лучше производить, каким способом его лучше производить, какая работа должна выполняться, кто должен выполнять эту работу, куда пойдут ее результаты и т. д. Все эти экономические проблемы связаны с ограниченным количеством ресурсов, которым может распорядиться человек.

Проблема производства

Человек может создать только то количество товаров, которое ему позволяет объем доступных ресурсов. Лучший это как раз то, что изучает современная экономическая наука. При правильном сочетании ресурсов и эффективных методов их обработки человек может получить наибольший результат, а значит, и наибольшую выгоду.

Для любой экономической теории важна классификация ресурсов. Они могут быть естественными. Это те ресурсы, которые появились благодаря природе (например, древесина, вода, любые сельскохозяйственные культуры). В то же время человек смог добиться своего благосостояния благодаря тому, что он научился производить искусственные инструменты, облегчающие ему труд. Это вторая группа ресурсов. К примеру, к ним можно отнести пилу, гвозди и т. д. В искусственные ресурсы также называются капиталом.

Труд и капитал

Другим важным ресурсом является труд. Это совокупность всей интеллектуальной и физической деятельности людей. Природные ресурсы не могли бы помочь человеку, если бы он не научился ими пользоваться. Это стало возможно только благодаря труду многих поколений. Столетия и тысячелетия людские народы усиленно работали, познавая и приручая окружающий мир.

Наиболее удачное и полезное сочетание природных ресурсов, труда и капитала это то, что изучает Для исследователей в этой области важно найти самый эффективный рецепт человеческой деятельности, т. е. то, как потратить меньше ресурсов и времени и при этом добиться наилучшего результата.

Экономическая география

Существует несколько смежных научных дисциплин, в которых, так или иначе, фигурирует экономика. Они изучают разные аспекты жизнедеятельности людей через призму производства товаров и услуг. Одной из таких дисциплин является Этот термин был введен российским ученым Михаилом Ломоносовым в 1751 году.

Но что изучает наука экономическая география? Каковые объекты ее изучения? Экономическая география охватывает организацию общества согласно территориальному признаку. Это полезная и важная наука. Она помогает определить самые эффективные способы расходовать ресурсы и производить товары в определенном регионе. Мир сложен и многообразен. Там, где будет эффективен один метод ведения хозяйства, другие способы производства окажутся убыточными. Экономическая география нужна как раз для того, чтобы определить, какое сочетание труда и капитала будет эффективным в исследуемом регионе.

Методы производства

Любой товар можно производить по разным технологиям. Например, один и тот же автомобиль выпускается на конвейере огромного завода с автоматизированными системами сборки, а также на небольшом предприятии с малым персоналом. Основы экономической науки необходимы для того, чтобы ответить на вопрос, какой из этих способов производства будет наиболее выгодным и эффективным.

Оно должно затрачивать как можно меньше ресурсов, усилий и времени. Вот для чего нужно изучать основы экономической науки - чтобы знать, какой метод производства будет наилучшим выбором для собственника. При этом специалисты не пользуются расплывчатыми формулировками. В экономической науке есть четкая формула экономической эффективности, которую можно рассчитать, зная объем доступных ресурсов и другие важные характеристики.

Разделение труда

Экономическая наука поставила перед обществом несколько принципиальных вопросов. Одним из самых острых среди них остается спор о разделении труда. Он заключался в гипотезе о том, что каждый человек должен заниматься только тем делом, в котором он является настоящим профессионалом.

Мировая экономическая наука развенчивает миф о том, что один работник может быть универсальным специалистом. Фермер не станет днем портным, а вечером не переквалифицируется в поэта. Поэтому экономисты в свое время стали самыми ярыми сторонниками и пропагандистами профильного образования, которое молодые люди получали в высших учебных заведениях. Именно вузы помогают обществу наиболее эффективно распределить людей в наиболее востребованные ниши. Понятие экономической науки включает в себя несколько теорий о правильном разделении труда.

Распределение благ

Экономическая наука необходима еще и для того, чтобы точнее определить, как правильнее распределить произведенные обществом товары. Накопленные блага не могут находиться в одних руках. Они циркулируют между людьми, которые могут себе их позволить. Инструментом для этого процесса является торговля.

Благодаря покупкам и продажам товары попадают в новые руки. Это естественный ход событий. Однако именно экономическая теория определяет, как лучше всего распределить блага между членами общества (города, страны, государства). Исследователи и ученые на протяжении нескольких столетий старались разработать системы, которые позволяли бы добиться наиболее справедливого распространения капитала. В данном случае речь идет о таком порядке, когда товаров хватает на всех, и при этом у одних не возникает излишков, а у других - недостатка благ.

Понятие об экономической науке

Человеку свойственно желание познать окружающий мир и процессы, происходящие в нем. Вызвано это изначально рефлексом самосохранения или безопасности. Ведь первобытный человек изучал окружающий мир. чтобы избежать опасности и поддержать свою жизнедеятельность.

Времена изменились. Но подход к необходимости изучения окружающего мира остался почти на рефлекторном уровне. Несколько лишь изменилась мотивация. Теперь человек изучает для рационального использования знаний об окружающем мире с целью получения максимальной выгоды.

В ряду наук, которые помогают человеку организовать свою деятельность, находится и экономика. Особенность термина «экономика»заключается в двойственности его значения.

Определение 1

Экономикой называют совокупность всех предприятий и производств определенной территории в их взаимодействии и с учетом всей системы общественно-экономических связей.

Другими словами, экономика – это синоним термину «хозяйство». Но употребляется данный термин и для обозначения отрасли науки.

Экономика – это отрасль науки, которая занимается изучением теоретических основ ведения хозяйственной деятельности, закономерностей производства, накопления, распределения и потребления произведенного продукта и формирует систему экономических категорий, понятий и теорий.

Как и любая наука, экономика (вернее – экономическая теория) имеет свою структуру. Еще в Древней Греции, где экономику называли искусством управления поместьем, выделяли в ее составе каталлактику и хремастику.

Каталлактикой называли искусство обмена товарами (то есть – искусство торговли).

Хремастикой называли искусство накопления денег и имущества.

В настоящее время в экономике выделяют направления, которые занимаются исследованием следующих процессов: производства, распределения, обмена, потребления. В ХІХ веке швейцарский экономист Л. Вальрас выделил в структуре экономической науки следующие разделы:

  • чистая экономика;
  • прикладная экономика;
  • социальная экономика.

Согласно его взглядам, чистая экономика изучала вопросы меновой ценности. Прикладная экономика должна была изучать общественное производство с очки зрения разделения труда. Вопросы распределения произведенных благ должны были находиться в ведении социальной экономики.

В настоящее время большинство ученых выделяют в системе экономической науки (экономической теории) такие структурные компоненты:

  • методологию экономической науки;
  • микроэкономику;
  • макроэкономику;
  • экономику мирового хозяйства или мегаэкономику;
  • эконометрику;
  • теорию игр.

Замечание 1

Методологией экономической науки называют учение о разнообразии способов (методов) научного познания экономических процессов и общественно-экономических отношений и их оптимальном сочетании на практике.

Микроэкономика

Микроэкономикой называют раздел экономической теории, который изучает деятельность отдельных субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и потребления экономических благ и исследует отдельные виды рынков.

Поэтому микроэкономика рассматривает проблемы потребителей (выбор благ) и проблему выбора производителей (что производить и как). Кроме этого микроэкономика исследует структуру рынка и вопросы рыночного равновесия. Эти исследования объясняют механизм образования цены и ее динамику.

Также микроэкономика рассматривает вопросы внешних эффектов производственной деятельности. Важное место в микроэкономических исследованиях занимает изучение существования общественных экономических благ. Ведь в некоторых случаях они могут послужить причиной неэффективности экономической системы.

Макроэкономика

Макроэкономикой называют отрасль экономической теории, которая изучает совокупность экономических явлений и функционирование хозяйства как целостной экономической системы с учетом общественно-политической ситуации.

В сфере компетенции макроэкономики находятся такие вопросы, как:

  • экономический рост;
  • цикличный характер развития экономики;
  • явление безработицы;
  • причины и последствия инфляционных процессов;
  • роль денег и денежное обращение;
  • формирование государственного бюджета;
  • формирование государственного торгового баланса.

Ответы на все эти вопросы помогают в формировании государственной экономической политики. Благодаря макроэкономике удается рассматривать все процессы в комплексе. Ведь все предприятия и организации государства связаны между собой в единый хозяйственный комплекс.

Экономика мирового хозяйства (мегаэкономика)

Экономикой мирового хозяйства (мегаэкономикой или международной экономикой) называют раздел экономической науки, который изучает закономерности экономических процессов в мировом масштабе.

Данные этой отрасли науки помогают формировать внешнюю и международную политику государств и межгосударственных объединений. Мегаэкономические исследования позволяют прогнозировать мировые экономические и общественно-политические тенденции. Благодаря этой отрасли науки стало возможным совершенствовать и регулировать мировые интеграционные процессы.

Замечание 2

Некоторые учены выделяют отдельно как отрасли экономики эконометрику и теорию игр. Другие ученые относят их к разделу экономических методов или как составляющую мегаэкономики.

Эконометрика – это наука, которая с помощью математических методов и статистических данных изучает качество и количество экономических взаимосвязей.

Теория игр – это математический метод изучения применения оптимальной стратегии в игре.

Эти две составляющие позволяют оценить происходящие в экономике процессы и выработать правильное решение. При этом следует учитывать возможные количественные и качественные потери. А теория игр дает положительные результаты в выработке экономической стратегии на рынке. Ведь любая деятельность субъекта хозяйствования на рынке сопоставима с игрой. Вопрос только в ставках. А ведь проблема получения максимальной выгоды является одним из основных вопросов экономической теории.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным благом?

1) жилищное стро­и­тель­ство для всех граждан

2) разработка ле­кар­ствен­но­го препарата

3) уличное освещение

4) компьютеризация всех отраслей

Пояснение.

Общественные блага - блага, об­ла­да­ю­щие сле­ду­ю­щи­ми признаками:

1. при­знак не­ис­клю­че­ния - прак­ти­че­ски не­воз­мож­но ис­клю­чить че­ло­ве­ка из круга по­тре­би­те­лей дан­но­го блага;

2. при­знак не­кон­ку­рент­но­сти в по­треб­ле­нии - по­треб­ле­ние блага одним че­ло­ве­ком не умень­ша­ет воз­мож­но­стей по­треб­ле­ния его другим;

3. при­знак не­де­ли­мо­сти - благо нель­зя раз­ло­жить на от­дель­ные единицы.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Одной из задач экономической науки является исследование

1) влияния окружающей среды на работоспособность человека

2) закономерностей взаимодействия социальных общностей

3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных

4) факторов, способствующих социальной мобильности

Пояснение.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Одной из задач эко­но­ми­че­ской науки яв­ля­ет­ся разработка

1) бюджета стра­ны на сле­ду­ю­щий год

2) ресурсосберегающих технологий

3) путей пре­одо­ле­ния со­ци­аль­ной апа­тии в обществе

4) методов ис­поль­зо­ва­ния мо­де­ли «затраты - выпуск»

Пояснение.

Су­ще­ству­ет два зна­че­ния по­ня­тия эко­но­ми­ки:

1. Эко­но­ми­ка − наука изу­ча­ю­щая по­ве­де­ние участ­ни­ков про­цес­са хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

2. Эко­но­ми­ка − спо­соб ор­га­ни­за­ции де­я­тель­но­сти людей, на­прав­лен­ный на со­зда­ние благ, не­об­хо­ди­мых для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей.

Во вто­ром варианте ука­за­на задача тех­но­ло­ги­че­ских наук.

В тре­тьем - психологии, социологии.

Де­я­тель­ность эко­но­ми­ки как науки про­ил­лю­стри­ро­ва­на в 4 пункте.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

1) открытие нового супермаркета

2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны

3) оказание населению медицинских услуг

4) расширение сети парикмахерских салонов

Пояснение.

Расчеты - это теория, то есть научный метод, все остальное - практика.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Экономическая наука изучает

1) последствия воздействия общественного производства на природу

2) территориальное размещение природных ресурсов

3) способы и результаты хозяйственной деятельности общества

4) многообразные потребности человека и способы их удовлетворения

Пояснение.

Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Гость 08.06.2012 18:58

Ответ 4 тоже правильный, так как потребности человека возникают в как в результате процесса. Основная задача экономики - удовлетворение безграничных возможностей человека в условии ограниченности ресурсов. Например те же самые маркетологи изучают вкусы и потребности потребителей. Если бы экономика не изучала потребности человека, то и производить было бы не для кого, а такая экономика теряет смысл и всякую рентабельность. Исправьте пожалуйста.

Гость 24.10.2012 21:56

Во- первых, если под экономической наукой понимается а экономическая теория, то правильный ответ (с натяжкой) -4, а если говорить о прикладной экономической науке, то ответ 3. Извините, но многие вопросы просто "Корявые" и ответы к ним - тоже. Если детям придется на них отвечать- я им на завидую

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

В том-то и дело, что 4-й ответ правилен «с натяжкой». Часто в ЕГЭ по обществознанию приходится отмечать «самый подходящий» вариант.

Лиза Зидыганова 07.06.2013 09:48

Я согласна вопрос некорректный.

Валентин Иванович Кириченко

Я с вами согласен, но такие вопросы встречаются на реальном экзамене, поэтому мы стараемся вас к ним максимально подготовить.

Существует не­сколь­ко значений по­ня­тия «экономика». Какая по­зи­ция иллюстрирует эко­но­ми­ку как хозяйство?

1) про­из­вод­ство необходимых об­ще­ству благ и услуг

2) объ­яс­не­ние факторов, вли­я­ю­щих на сни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной валюты

3) ис­сле­до­ва­ние причин эко­но­ми­че­ской стагнации

4) раз­ра­бот­ка пер­спек­тив­ных мо­де­лей раз­ви­тия сферы услуг

Пояснение.

Экономика как хозяйство - это сфера деятельности, на­прав­лен­ная на производство, распределение, обмен и по­треб­ле­ния необходимых благ услуг.

Правильный ответ: 1

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) изучение моделей функционирования фондового рынка

2) оказание населению образовательных услуг

3) развитие сетей мобильной связи

4) производство крупной партии легковых автомобилей

Пояснение.

Экономика, как наука - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук, также это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.

Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Пояснение.

Экономика - совокупность наук о ведении народного хозяйства, сложившиеся в самостоятельную отрасль общественных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные. Теоретическую экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) оказание населению медицинских услуг

2) анализ факторов формирования денежной массы

3) выявление закономерностей формирования спроса

4) исследование принципов сетевого маркетинга

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Экономику как «хозяйство» характеризует позиция:

1) изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка

2) прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли

3) расчет последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны

4) увеличение спроса на услуги косметических спа-салонов

Пояснение.

Экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует экономику как науку?

1) развитие сети современных спа-салонов

2) открытие завода по производству молочных продуктов

3) изучение тенденций развития валютного рынка

4) отмена ввозных таможенных пошлин на гаджеты

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» имеет несколько смысловых значений. Что из нижеследующего характеризует экономику как науку?

1) смена руководства производством

2) производство комплектующих для автомобилей

3) расчёты показателей эффективности производства

4) продажа технологии производства

Пояснение.

Экономика имеет двойственный смысл: 1) наука 2) система хозяйствования

Наука экономика исследует как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности. К признакам науки относят расчет, прогноз, новизну, системность, доказательность. Правильный ответ 3, все остальное относится к практической хозяйственной деятельности.

Правильный ответ указан под номером: 3

Ответ: 3

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Понятие «экономика» имеет не­сколь­ко смысловых значений. Что из ни­же­сле­ду­ю­ще­го характеризует эко­но­ми­ку как хозяйство?

1) изучение по­тре­би­тель­ско­го рынка

2) производство ком­плек­ту­ю­щих для автомобилей

3) расчёты эф­фек­тив­но­сти производства

4) прогнозирование ко­ле­ба­ний ценовой политики

Пояснение.

Экономика имеет двойственный смысл: 1) наука 2) система хозяйствования, хозяйство.

Хозяйство - это практическая деятельность по удовлетворению людей материальными ресурсами. Следовательно, правильный ответ - 2, все остальное относится к экономике, как науке.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Свободные блага в экономической теории – это блага,

1) производство которых гарантируется и обеспечивается государством

2) которые для потребления не требуют отказа от других благ и могут потребляться в неограниченном количестве

3) доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя осуществлять выбор предпочтений

4) производимые частными производителями на свой страх и риск

Пояснение.

Свободные блага - это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве.

Блага производимые государством, предоставляемые гражданам на равных правах называются общественными.

Доступные в ограниченном количестве и вынуждающие потребителя делать выбор - блага экономические.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономика и экономическая наука

Экономика как базовая фундаментальная науч­ная дисциплина

Предмет экономической науки. Основные школы и направления

Стало общепризнанным, что здоровье - категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то что не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Вместе с тем на сохранение, укрепление, восстановление здоровья государству приходится тратить огромные ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

Меняется отношение и к системе здравоохранения, которую традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. На самом деле в системе охраны здоровья населения наряду с профессионально-этическими все больше стали проявляться товарно-денежные отношения. Сегодня не вызывает отторжение то, что медицинская услуга, как и любой товар, имеет стоимость, денежным выражением которой является цена. В этом смысле здравоохранение можно называть отраслью сохранения и производства здоровья, в которой используется большой арсенал как медицинских, так и экономических методов и средств.

С учетом сказанного закономерно встают следующие вопросы:

Стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;

Цена отдельной медицинской услуги и стоимость медицинской помощи в целом;

Оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;

Оценка эффективности функционирования здравоохранения в условиях рыночных отношений;

Оценка экономического ущерба от заболеваемости, инвалидизации и преждевременной смертности.

Ответы на эти и другие вопросы дает наука экономика здравоохранения.

Экономика здравоохранения - отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.

Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляют экономическую деятельность - производство и реализацию медицинских товаров и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.

Данные основные моменты и понятие непосредственно изучаются в ходе дисциплины «Экономика здравоохранения» – 4 курс, в разделе дисциплины «ОЗЗ, экономика здравоохранения».

Наша с вами задача в курсе дисциплины «Основы экономики здравоохранения» – изучить вводный курс, изучить базовые экономические категории и понятия, уметь их применять к экономическим проблемам здравоохранения, с целью особенностей его функционирования в условиях рыночной экономики.

Так как экономика здравоохранения представляет собой ветвь экономической науки, ее сущность и содержание следует определить, отталкиваясь от общего понятия «экономика».

Этимология слова «экономика» происходит от слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Проблемы экономики, которые были актуальными во все времена, всегда привлекали внимание не только ученых, но и просто образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономических проблем представляет собой реализацию объективной необходимости познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности во все времена.

Изучение любой науки предпочтительно начинать с определения ее предмета. Только зная, что именно подлежит изучению, можно систематически и глубоко познать само явление и на практике использовать познанное. В этом важнейшее методологическое значение определения изучаемого предмета. Предметом называется тот круг явлений, законов и процессов, который она изучает.

Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика – это хозяйственная система , обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следую­щее.

Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ. Управление редкими ресурсами не сводится только лишь к обмену, оно также включает в себя и использование мер общественного или личного принуждения, осуществляемого обычно государством. Кроме того, нельзя забывать о дарении, то есть о безвозмездной передаче продуктов или денег. Во время использования редких ресурсов экономические субъекты стремятся не только удовлетворить свои потребности, но и изменить свои собственные пристрастия, тем самым влияя на свое поведение, в том числе и экономическое.

Экономическая наука изучает отношения между установками человеческой деятельности и используемые при этом средства. Однако сама наука является нейтральной по отношению к этим установкам. Следует отметить, что эти установки многообразны и многочисленны по своим мотивациям. Экономическая наука не объясняет и не оценивает их, она лишь показывает их суть и то, каким образом цели подчиняют себе экономическую деятельность.

Экономика как наука выполняет ряд функций: методологическую, научно-познава­тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви­вается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исходя из всего вышесказанного, можно четко определить цель экономической науки , которая заключается в решении проблемы по удовлетворению безграничных человеческих потребностей при ограниченных ресурсах. Цель позволяет определить и основной круг решаемых наукой задач , к которым можно отнести следующие:

    описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами;

    систематизация полученных результатов и накопление опыта;

    разработка концепций, поиск причин и следствия экономических явлений;

    раскрытие общих устойчивых связей, устанавливающихся во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

    определение направлений экономической политики, которая должна быть гармонично связана с политическими и социальными целями;

    разработка правил оптимального использования экономических ресурсов и способов достижения общественного благосостояния.

Важно подчеркнуть тот факт, что основной задачей экономической науки является не просто описание экономических явлений и процессов или разработка концепций, а выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей системы экономических явлений, процессов и законов.

Структура экономической науки состоит из следующих разделов:

Микроэкономика занимается изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, касающихся в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности и экономических отношений между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Микроэкономика – особый раздел экономической науки, изучающий экономические отношение между хозяйствующи­ми субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

К хозяйствующим субъектам микроэкономики от­носятся потребители, работники, владельцы капитала, пред­приятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики – производители и по­требители, принимающие решения по поводу объемов произ­водства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как по­требители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэконо­мика изучает рыночное поведение субъектов, отношения меж­ду ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа бази­руется на оценках и исследованиях поведения индивидуаль­ных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика занимается изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

Макроэкономика (национальная экономика) – раздел экономической науки, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как еди­ную систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики – инфляция, безра­ботица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы го­сударственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Эти два раздела в структуре экономической науки являются основными, однако дополнительно можно выделить еще два:

Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся изучением функционирования определенных подсистем национальной экономики и отраслей народного хозяйства.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процес­сы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика – раздел экономической науки, изучающий поведение мировой экономики и мирового хозяйства в целом.

Мировая экономика это сумма всех национальных эконо­мик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

При изучении экономической теории необходимо четко различать:

Сферу исследования экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы.

Объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде.

Субъект исследования – экономические агенты.

Предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Итак, экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы – наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в эконо­мических процессах и явлениях.

Они носят объективный харак­тер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны. Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предло­жения, закон конкуренции – существуют независимо оттого, зна­ют о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают ха­рактер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические.

Общие экономические законы действуют во всех социально-экономических системах (формациях), например, закон соответ­ствия производственных отношений характеру и уровню разви­тия производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроиз­водства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

Специфические законы действуют в одной общественно-экономической системе. Такими законами являются закон при­бавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического на­копления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации» и др.

Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются науч­ными абстракциями, отражающими действительно существую­щие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения – это от­ношения между людьми, складывающиеся в процессе общест­венного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов по­знания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несуществен­ного, случайного, временного, непостоянного. Результат науч­ной абстракции – выработка новых научных категорий (по­нятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими ста­ли в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехо­да от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складываю­щиеся между процессами и явлениями реальной экономиче­ской жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это метод позна­ния, предполагающий разделение целого на отдельные со­ставные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод позна­ния, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение ис­следования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Ана­лизируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь прихо­дит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимо­стей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипо­теза – предположение о существовании определенной зави­симости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблю­дений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с примене­нием компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по­казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерно­сти экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты – это искусственное соз­дание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, про­шла длительный и сложный путь становления и развития. Вна­чале экономические знания формировались как отдельные эле­менты отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.

Остановимся на некоторых вехах развития экономической тео­рии.

История экономической науки прошла длительный путь своей эволюции от истоков экономической мысли Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель), Древнего Рима (Катон старший, Гракхи Тиберийдо современных экономических школ). Известно, что в качестве систематизированного знания, экономическая теория как наука сформировалась еще в XV-XVI столетиях. Первой политэкономической школой в истории экономической мысли была школа меркантилистов (от итальянского mercante – торговец, купец). Представители этой школы (XVI – нач. XVIII вв.) отождествляли богатство общества с реальными деньгами – золотом и считали, что накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, источник богатства они видели в торговле, в сфере обращения. Поэтому меркантилисты в практических рекомендациях исходили из того, что страна должна больше вывозить товаров, но меньше ввозить. А для того чтобы вывозить больше товаров, следует поощрять их экспорт и производство.

Второй экономической школой (XVII-XVIII вв.) была школа физиократов (физиократизм – власть природы). Основателем физиократического учения был французский ученый Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В отличие от меркантилистов физиократы считали богатством общества не деньги, а продукцию земледелия, а его источником не торговлю, а сельскохозяйственное производство. Разницу между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для ее производства в течение года, Кенэ называл земельной рентой в натуральной форме, или чистым продуктом. Отсюда единственным «производительным классом» Кенэ считал класс земледельцев

Следующей в истории экономического учения была классическая школа. Она относится к числу наиболее зрелых направлений экономической мысли. Это направление возникло и расцвело еще в XVII-XVIII – начале XIX вв. Видными представителями классической экономической школы были Уильям Петти, Адам Смит (1723-1790 гг.), Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Томас Мальтус (1766-1834 гг.) и Джон Стюарт Милль(1806-1873 гг.). Идеи классической школы не потеряли актуальность и в наше время. Развивая и углубляя идеи физиократов, представители английской политической экономии в качестве источника богатства общества рассматривали труд человека в сфере материального производства, а его результаты (произведенные товары) считали богатством нации. Всеобщую форму богатства они нашли в стоимости товаров. Экономическую науку они воспринимали как учение о богатстве и способах его увеличения. Не случайно фундаментальный труд А. Смита так и назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Количество производимых товаров и объем их потребления зависят, по Смиту, от двух факторов: производительности труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Производительность труда определяется разделением труда и уровнем накопления капитала. Чем выше степень разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. В основе цены при обмене, по А. Смиту, лежит так называемая стоимость, которая представляет собой количество труда, затраченного на производство товара. На этой основе А. Смит делает вывод о том, что «невидимая рука» рынка сама отрегулирует объем производства товара и процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции. Он показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом.

Самостоятельным направлением политической экономии стало учение немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883 гг.), которое было дополнено Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) и Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924 гг.). Эта теория является составной частью (вместе с научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией) марксизма – ленинизма. В своем экономическом учении К. Маркс развивает идею классической школы о том, что в основе цены товара лежит стоимость (меновая стоимость), которая определяется количеством воплощенного в нем труда. При этом К. Маркс уточняет, что затраты труда, определяющие величину стоимости товара, являются не индивидуальными, а общественно необходимыми, т.е. количественно равными средним затратам времени для производства единицы товара при данном уровне развития производства. По Марксу, созидателем стоимости выступает наемная рабочая сила. К. Маркс вводит и второго агента экономического процесса – собственника капитала – капиталиста. По натуральному содержанию капитал воплощается в производственных и вспомогательных зданиях, машинах, сырьевых материалах, с помощью чего наемные работники производят продукцию.

Одновременно с марксистско-ленинской политической экономией в XIX – начале XX вв. возникло и развилось неоклассическое направление экономической теории, основоположником которой считается глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл (1842-1924 гг.). В научной работе «Принципы экономикс» («Principles of economics» 1890 г.) А. Маршалл разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.

Представители неоклассического направления сосредоточили свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. В то же время, опираясь на накопленные теоретические знания, они выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, одной из которых является маржинализм (от лат. маргинальный, анг. marginal – предельный). Маржинализм – теория, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. При этом приверженцы маржинализма руководствуются в своем творческом анализе субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Они ввели в практику экономического анализа теорию предельных величин, которые вошли в арсенал современной экономической науки: теория предельной полезности, предельной производительности, предельных издержек фирмы, предельного дохода монополиста и др.

Видное место в развитии экономической теории занимает кейнсианство . Выдающийся английский ученый-экономист и государственный деятель Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) положил начало новому направлению в экономической теории, основанному на взглядах и позициях, существенно отличающихся от взглядов его предшественников. Ключевые положения своего учения Д. Кейнс изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Последовательное применение учения Кейнса стало вызывать негативные явления: государственное регулирование требовало увеличения расходов бюджетных средств, а это вело к дефициту бюджета, росту государственного долга, инфляции, снижению экономических стимулов развития, замедлению темпов экономического роста. Поэтому в 50-60-е гг. многие постулаты кейнсианства были подвергнуты сомнению со стороны новых экономических школ и течений. Одной из них была чикагская школа, или монетаризм . Это такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебаниях экономического роста. Задача государства в области управления экономикой ограничивается контролем над эмиссией денег и движением денежной массы, достижением сбалансированности государственного бюджета, установлением высокого кредитного банковского процента для обуздания инфляции. По мнению монетаристов, обеспечение экономики деньгами – прерогатива государства, которое, проводя соответствующую денежно-кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое состояние и развитие страны. Концепция современного монетаризма наиболее ярко выражена в работах профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912 г.). Поэтому это учение получило название «чикагская школа».

Похожие статьи