Литературное чтение 3 класс.
Учитель6Айтжанова Г.Л.
Тема: Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
Цели:
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– развивать речевые умения, память, мышление, творческие способности;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование
: интерактивная доска, презентация, портреты Е. Благининой,
М. Бородицкой, аудиозаписи песен «Когда мои друзья со мной», «Булочная песенка», пословицы о дружбе, бумажные лепестки ромашки, карточки, иллюстрации из рассказов для мозаики
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Прежде чем начать урок, давайте разделимся на 3 группы. В течении урока будем работать в группах. А чтобы узнать, кто в какой группе будет работать, вы должны собрать мозаику, и узнать название своей группы.
(Иллюстрации из рассказов) «Сергей», «Элли», «Вася»
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и пересказ рассказа «Долг», написать сочинение на тему «Мой друг».
С каждой группы пересказывает один ученик, и читают самое лучшее сочинение.
Оценивание 3 хлопка.
III. Постановка цели урока.
- А теперь посмотрите, на экран, что вы видите? О чём говорят эти рисунки? (Слайды)
Эти рисунки говорят о дружбе, еще о подарках.
Ребята, скажите, как называется раздел, который мы изучаем?
-«Мои друзья».
Значит, мы сегодня продолжим разговор о дружбе. Познакомимся с новыми произведениями о дружбе.
IV. Изучение нового материала.
Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей.
Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал немного, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии.
Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке.
В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает ее стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать». Одно из ее стихотворений называется «Посидим в тишине», с которым мы познакомились во 2 классе.
2. Чтение и анализ произведения Е. Благининой «Подарок».
(Слайд)
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации к нему.
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Кто пришел к девочке?
– Какая игрушка понравилась подружке?
– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?
– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?
– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».
(Каждая группа высказывает свое мнение)
Чтение стихотворения учащимися.
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
– Прочтите пословицы:
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Где лад, там и клад.
– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения.
Запишите в тетрадь.
Игра: «Я начну, а вы продолжите» Пословицы о дружбе.
V. Физминутка. Песня: «Когда мои друзья со мной»(дети поют хором.)
VI. Продолжение изучения нового материла. М. Бородицкая. «Булочная песенка».
М. Бородицкая.
Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей ("Убежало молоко", "Последний день учения", "Перелётный штукатур", "Думай, думай, голова!" и др.) и многочисленных переводов. Она переводит с английского.И сказки тоже переводит.
Марина Бородицкая, бессменная ведущая передачи "Литературная аптека" на Радио России, убеждена, что книга - лучший витамин.
Сегодня, мы познакомимся с произведением М. Бородицкой, а как оно называется сейчас узнаете. Послушайте, внимательно.
2. Аудиозапись песни «Булочная песенка».
О чём песенка?
Песенка весёлая?
А теперь откройте учебники, страницу 140.
3. Учащиеся читают стихотворение М. Бородицкой.
- чтение по цепочке;
Выразительное чтение.
4. Анализ текста.
– Случайно ли то, что Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка? (Батон – это более солидный хлеб, чем бублик. Батон предназначен для того, чтобы быть съеденным за обеденным столом, а бублик можно съесть и по пути из школы.) Опишите, как выглядит бублик. (Бублик – толстая мягкая баранка, то есть хлебное кольцо, имеющее пустоту посередине.)
– Опишите, как выглядит батон. (Батон – белый хлеб продолговатой формы.) Почему не наоборот? (Бублик – это более легкомысленный хлеб, это хлеб-ребенок по сравнению с Батоном. Именно поэтому Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка.) В какой мир попал Бублик? (Мир, в который попал Бублик, – это не просто ранец, но ледяная горка, четыре мальчишки и девочка.) Что означает то, что Бублик с ними познакомился? (Это означает, что мальчик, «владелец» Бублика, поделился им со своими друзьями на ледяной горке.) В какой мир попал Батон? (Мир Батона – не просто сетка, в которой он добрался до дома, но бородатый дедушка, щенок и кастрюльки.) Объясните, что в этом случае означает слово «познакомился»?
– Почему мир, в который попал Бублик, так отличается от другого мира, куда попал Батон? (Мир, в который попал Бублик, – это мир улицы, детских развлечений. Он был съеден прямо на горке. Мир, в который попал Батон, – это мир дома и домашнего уюта. Он был съеден в домашней обстановке, за столом.)
Сравнение произведений «Подарок» и «Булочная песенка»
– Чем похожи произведения Е. Благининой и М. Бородицкой?
(Стихотворение «Подарок» о друзьях, стихотворение «Булочная песенка» тоже о приятелях)
А теперь, викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
YII . Обобщение.
Сегодня мы с вами узнали новые произведения, чему они вас научили?
Я надеюсь что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей, стараться не обижать их и не сердиться самим. А теперь мы с вами напишем какие же главные качества должны быть у настоящего друга.
«РОМАШКА»
(каждой группе дается лепесток ромашки, обсудить и написать одно качество друга, прикрепить на доску)
- Вот такая замечательная ромашка у нас получилась, прочтем, каким же должен быть настоящий друг (читает каждый от группы)
VI
ІІ
. Итог урока.
– Какие произведения мы сегодня читали?
– Кто их автор?
Вам понравился сегодняшний урок?
Как работали на уроке, понравилось?
А теперь, сделайте самооценку. Каждая группа поднимает таблички, если ставите «5», поднимите красный круг, если «4», то зелёный круг, а если «3» , поднимите жёлтый круг.
Д/з: чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок», выразительное чтение стихотворения «Булочная песенка», сделать рисунки к стихотворению.
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема : Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок »
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг»; Е. Благининой «Подарок»; обучать детей читать прозаические тексты с опорой на знаки препинания, учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку.
Планируемые результаты:
1) Коммуникативные:
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
2) Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Определять тему и главную мысль текста.
3) Регулятивные:
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
4) Личностные :
Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
Воспитывать в детях доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Ход урока:
Организационный момент.
- Я хочу пожелать всем доброго утра и хорошего настроения не только на этот урок, но и на весь день.
Проверка домашнего задания.
а)-Работу над каким разделом мы закончили?
-Проверим ответы на вопросы №1 и №2 стр. 28.
б) -Мы закончили изучение раздела "И в шутку и всерьёз". Многие из вас к понравившимся произведениям нарисовали рисунки. Молодцы.
Мотивация к учебной деятельности.
а)- Послушайте стихотворение:
Важнее нет науки!
Совсем не знает скуки.
Внимательно, серьёзно.
Пока не поздно.
(Р. Сеф)
- А кто из вас считает, что он уже научился читать?
б)Речевая разминка.
1.Прочитайте хором по слогам.
Жа-жа-жа
– есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи
– здесь живут ежи,
Же-же-же
– дождь прошел уже,
За-за-за
– уходи домой, коза,
Зу-зу-зу
– моем Катю мы в тазу.
2. 1 ряд- с вопросительной интонацией
2 ряд- с восклицательной интонацией
4. Актуализация знаний.
- Соберите пословицу (работа в парах)
Крепка, не лестью, дружба, и честью, а правдой. (Дружба крепка не лестью, а правдой и честью).
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- А у вас есть друзья? Почему вы их считаете друзьями?
- В учебнике на стр. 29 написано название раздела, который мы сегодня начнём изучать. Прочитайте его.
- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?
- Проверим ваши предположения.
5. Работа по теме урока .
- Прочитайте, с чем мы познакомимся.
- Прочитайте, чему мы научимся.
- Прочитайте, чему мы будем учиться.
- Всё ли вам было понятно?
- Кто может быть другом?
- Почему книги могут быть вашими друзьями? Найдите ответ в тексте. (Появляется запись на доске Книга- твой друг )
- Рассмотрите обложки книг на стр.30.Знакомы ли они вам?
6. Физкультминутка
7. Продолжение работы по теме урока.
а) - Прочитайте название произведения на стр.31 учебника.
б )Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ю. Ермолаева.
-Как вы думаете, о чём повествует рассказ «Лучший друг»?
- Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу.
в) Чтение рассказа учителем.
- Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
- Подтвердились ли ваши предположения о содержании рассказа?
г)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
о-ста-вил
–оставил
ка-та-ет-ся
–катается
рас-сер-дил-ся
–рассердился
от-луп-лю
–отлуплю
под-ско-чил
–подскочил
зна-комь-ся
–знакомься
сму-тил-ся
–смутился
–Объясните значение слов:
смутился
–растерялся
отлуплю
–побью
д)- Прочитайте текст ещё раз .(по цепочке)
Анализ произведения.
а)– Назовите героев этого рассказа.
– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля.
– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок.
б) Выполнение заданий учебника.
Вопрос 1.-
Выберите ответ (испугался; понял, что нельзя быть жадным, нельзя сердиться на друзей).
Вопрос 3.
– Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»?
Вопрос 4.
Работа в парах.
Вопрос 2.
– Прочтите слова: храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, заботливый.
– С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа: Вове и Коле.
в
)– Прочтите пословицы.
С людьми браниться – никуда не годится.
Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
Без беды друга не узнаешь.
– Какие пословицы относятся к рассказу «Лучший друг»?
– Объясните их значение.
8. Продолжение изучения нового материала.
а) Чтение и анализ произведения Е. Благининой «Подарок».
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Благининой).
– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
-
Прочитайте стихотворение
(
жужжащее чтение)
– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами:
при-гля-ну-лась
– приглянулась
за-вод-на-я
– заводная
лю-би-ма-я
– любимая
-Прочитайте стихотворение «Подарок» Е. Благининой вслух.
Анализ стихотворения.
– Кто пришел к девочке?
– Какая игрушка понравилась подружке?
– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?
– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?
– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
– Прочтите пословицы в учебнике
Настоящему другу цены нет.
О себе заботься, а товарища не забывай.
– Выберите пословицу, которая отражает смысл стихотворения.
– Объясните и значение.
б) Сравнение произведений «Подарок» и «Лучший друг».
– Прочитайте вопрос №1 и выберите ответ.
– Можно ли сказать, что герои этих произведений похожи?
– Какие черты характера героев противоположны?
Учитель читает стихотворение.
Дружба – дело для двоих,
Для троих, для четверых
И для сотен тоже.
В нем участвовать любой,
Словно в песне, может.
Звучит песня"Если с другом вышел в путь"
10. Итог урока
- Как называется новый раздел?
- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
- Какое из них вам больше всего понравилось?
- Как вы поняли, кто такой настоящий друг?
- Как надо относиться к друзьям?
12. Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа Ю. Ермолаевой «Лучший друг» и выразительно читать стихотворение Е. Благининой «Подарок».
Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.
Макс Фрай. "Болтливый мертвец"
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. "Тысяча жизней"
Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.