Схема составления плана урока. Как составить план урока: пошаговая инструкция

01.02.2020

Инструкция

Составить поурочный план не так уж и сложно. Главное - знать его основные составляющие. Со временем написания план а не будет занимать у вас так много времени, как в начале. Но сначала стоит отметить, что он обязательно должен быть связан с календарно-тематическим план ированием, утвержденным на методическом объединении -предметников.

Прежде всего, нужно уделить небольшой промежуток времени вначале занятия для опроса учащихся по ранее усвоенному учебному материалу, тематически связанному с материалом, который предстоит объяснять. Обычно на такой опрос отводиться от 3 до 5 минут. Во время опроса учащиеся вспоминают пройденное, их и способность усваивать новую информацию повышаются. Следующие 20-25 минут необходимо посвятить объяснению новой темы. Ваши ученики лучше запомнят материал, если он будет сопровождаться показом макетов, схем, таблиц, -, аудиоматериалами и примерами. Необходимо равномерно распределить время для устного объяснения и работы с наглядными пособиями. Это позволит активизировать сразу несколько механизмов , улучшая его качество. Последние 10-15 минут урока нужно оставить для закрепления только что пройденного материала. Для того чтобы сделать план урока максимально удобным, иногда впоследствии в него приходится вносить коррективы. Например, можно увеличить время для закрепления материала, включив в него короткий пятиминутный опрос. Это позволит оценить качество знаний учащихся и своей работы.

Что лучше: воспользоваться готовым планом или более правильно составить план урока самостоятельно?

В принципе, возможен и тот и вариант. Иногда для начинающего преподавателя легче воспользоваться готовым методическим материалом. Однако со временем большинство предпочитают самостоятельно составить план урока и по индивидуальной . Правильно составленный план урока позволяет рационально использовать время занятия и значительно увеличивает его эффективность.

Видео по теме

Источники:

  • как составить плана открытого урока

Конспект представляет собой краткое изложение содержания статьи, параграфа или раздела. Обычно потребность в написании конспекта возникает, когда необходимо переработать большой объем информации в сжатые сроки. После прочтения правильно составленного конспекта материал легко воспроизводится в памяти.

Инструкция

Наиболее распространенным является свободный . Это конспект, сочетающий в себе выписки, тезисы, цитаты, план. Это наиболее качественный вид конспекта. При удачном его написании вы восстановите в памяти содержание источника даже через большой промежуток времени.

Перед написанием конспекта прочтите текст целиком. Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в . Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите , проведите перекомпоновку материала. Только после этого начинайте .

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.

Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно взаимосвязи между текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.

При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и , поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.

Видео по теме

Планирование работы учителем – необходимый элемент его деятельности. Тщательная подготовка поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования являются учебный план школы, программа курса предмета, календарно-тематическое планирование и непосредственно план каждого урока в отдельности.

Инструкция

План урока должен иметь следующие элементы: тема и ; этапы урока , с указанием времени проведения; методы и содержание проверки знаний; последовательность и методы изучения нового материала; демонстраций; перечень технических средств ; задачи и упражнения с их решением; .

При составлении плана урока педагог, прежде всего, выявляет цели и задачи урока . На одном уроке решается обычно не одна, а несколько задач, однако, учитель должен выявить несколько основных задач. Задачи, указанные в плане подразделяются на образовательные, развивающие, и воспитывающие. При постановке слишком большого количества задач из них не сможет быть полностью выполнено и до конца .

Далее учитель отбирает необходимый для усвоения фактический материал, изучая учебник, и устанавливает объем и содержание материала. Здесь же подбирается научно-популярная и методическая , в которой содержится материал, . Все это нужно для составления структуры урока , разбивание его на этапы, распределение времени на каждый из них.

В конце урока предполагается оценка работы учащихся с комментариями и выставление отметок.

Связанная статья

Источники:

История - это один из базовых предметов в школе. Тщательное ее изучение гарантирует отличное понимание учениками политической. экономической и общественной обстановки, в которой они живут. Однако для учителей именно этот пункт и является очень сложным. Ведь для того, чтобы дети лучше понимали историю, урок нужно должным образом составить, структурировать и разработать.

Инструкция

Для начала составьте план-конспект вашего занятия. Он должен включать в себя краткое содержание темы, опираться на результаты предыдущего занятия и учитывать степень подготовленности аудитории. Не забудьте также определить для конспекта и то, насколько сложна данная тема для восприятия. Возможно какому-то событию необходимо уделить больше внимания и рассказывать, а также изучать его в течение нескольких урок ов. Также опишите в вашем и место проведения занятия. Возможно, это будет не просто лекция в , а какой-либо поход в музей или исторические усадьбы.

Обязательно распишите ваш план поминутно и по пунктам. Как правило, в структуру урок а входят следующие параметры: организационные моменты, проверка домашнего задания (если таковое имелось), контроль подготовки к усвоению материала нового урок а, непосредственно восприятие новых знаний, закрепление пройденного материала, пункты по обобщению и систематизации новых знаний, а также

Педагогика и дидактика

Подготовка урока это разработка комплекса мер выбор такой организации учебно-воспитательного процесса которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Главное на что должен обратить внимание учитель это соотношение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы определение...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ПОДГОТОВКА К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА. ВИДЫ ПЛАНОВ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Давидянц Светлана Алексеевна


Старый Оскол, 2015

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В традиционной дидактике принято выделять два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный.

Предварительный этап. Результатом этого этапа является тематический план.

Тематический план – научно-обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

I этап подготовки к календарно-тематическому планированию – изучение программы.

Эта часть работы исполняется перед началом учебного года и каждой четверти. Главное, на что должен обратить внимание учитель – это соотношение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

II этап подготовки к календарно-тематическому планированию – изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий.

Учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических рекомендаций и статьи в педагогических журналах и других источниках.

В календарно-тематическом плане указываются:

  1. темы и разделы курса в хронологической последовательности; количество учебных часов па каждой теме;
  2. календарные сроки начала и окончания работы по каждому разделу;
  3. формы организации учебной работы;
  4. предусматривается необходимое оснащение;
  5. характер творческих заданий.

Непосредственный этап . Выделяются три этапы подготовки:

  1. диагностики;
  2. прогнозирования;
  3. проектирования (планирования).

Диагностика заключается в "прояснении" всех обстоятельств проведения урока:

  1. возможности детей;
  2. мотивы их деятельности и поведения;
  3. запросы и наклонности;
  4. интересы и способности;
  5. требуемый уровень обученности;
  6. характер учебного материала;
  7. особенности и практическая значимость материала.

Прогнозирование – это мнение о том, как будут развиваться события на уроке, как он будет проходить – оценка разных вариантов проведения будущего урока и выбор наилучшего из них.

Планирование – это завершающая стадия подготовки урока. Ее результатом является поурочный план.

Непосредственная подготовка к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывание и разработка планов отдельных уроков.

Непосредственная подготовка учителя к уроку включает:

  1. выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
  2. четкое планирование материала урока: отбор материала на одно занятие, определение в нем главного;
  3. распределение материала от более легкого и простого к более сложному и трудному;
  4. определение места и характера демонстраций на занятии;
  5. распределение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учеников;
  6. планирование работы учеников на уроке: выбор наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учеников на этапе усвоения нового материала;
  7. определение характера деятельности разных групп учеников во время опроса; установление возможных трудностей учеников в тех или других видах деятельности (устный ответ, решение задач, домашнее задание, наблюдение и т. д.);
  8. увеличение степени самостоятельности учеников в учебной работе от одного урока к другому;
  9. рациональное распределение во времени отдельных этапов урока.

Этап планирования включает в себя три взаимосвязанные стадии:

  1. определение целей урока;
  2. конкретную разработку дидактического аппарата (содержание методов и средств);
  3. определение структуры урока с проработкой учебных ситуаций.

При определении целей урока необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирования отношений личности. Цели должны определяться конкретно в соответствии с темой и в зависимости от типа урока с учетом воспитательной цели, которая пронизывает систему уроков. После определения общих целей урока они подразделяются на частные, это значит на цели отдельных учебных ситуаций.

На второй стадии планирования урока в соответствии с общими и частными целями отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, определяются упражнения творческого характера.

На третьей стадии окончательно определяется структура урока, и разрабатываются учебные ситуации:

  1. продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учеников;
  2. создание психологического настроения учеников и передачу им своего положительного отношения к материалу;
  3. стимулирование активного самостоятельного мышления; разъяснение ученикам трудного и непонятного;
  4. логично правильное, короткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий.

Результатом подготовительной работы к уроку является его план. В отличие от тематического (календарно-тематического) его называют рабочим или поурочным. Его форма и объём жестко не регламентируются, но в зависимости от опыта педагога и специфики темы короткий план может перерастать в план-конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и ученика. Начинающим педагогам нужно писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики: никому еще не удавалось стать мастером, не продумав в деталях организацию будущего урока. Только тогда, когда большинство действий становятся привычными, можно сокращать план. Подробный план говорит о том, что будущий урок детально продуман.

План начинающего педагога:

  1. дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  2. название темы урока и класса, в котором он проводится;
  3. цели и задачи обучения, воспитания, развития школьников;
  4. структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
  5. содержание учебного материала; методы и приемы обучения в каждой части урока;
  6. учебное оснащение,
  7. необходимое для проведения урока;
  8. задание на дом.

Письменное оформление урока не должно быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам – короткие конспекты уроков. Основные пункты работы на уроке должны быть отдельно выделены. Педагогическим мастерством учитель владеет тогда, когда урок им логично продуман, грамотно построен, план его составлен в соответствии с дидактическими принципами и правилами, а потом проведен так, как он задуман и поставленные цели достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И.Л.Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова – М.: Москва АРКТИ, 2004.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59315. Дозвольте колядувати – дім звеселяти 56 KB
Хід заняття: діти заходять до залу Вихователь: Діти нещодавно ми святкували Різдвяні свята. Діти а що це за свято Різдво Що це за день Діти Це день коли народився Ісус Христос. діти беруться за руки попарно Всі Мирмиром пироги з сиром варенички в маслі Ми дружечки красні.
59316. Веселі старти 26.5 KB
Естафета 1: Передай швидше мячâ Естафета заключається в тому яка команда швидше передасть мяч. Виграла та команда в якої командир найшвидше від всіх інших стане на своє попереднє місце. по команді маршâ вся команда взявшись за руки біжить поміж прапорцями так щоб вони не впали. Команда біжить в кінець залу і вертається так само.
59317. Бал ввічливості. Свято ввічливості 38.5 KB
Ведучий: Кожний бал діти розпочинається бальним танцем. Ведучий: Шановні мушкетери Просимо вас прочитати лекцію будьласка мушкетери. Пан Коцький: вітає Привіт А я запізнився Про що ви тут розмовляєте Ведучий: Так ти запізнився А ми про ввічливість говоримо.
59319. Сценарій свята осені 55.5 KB
Баба й дід розповідали: Перси гарбузом назвали Не мене а жовту диню Мою славну господиню. Мене завезли сюди триста літ тому. Ну коли ти капусто така справедлива то скажи щось і про мене. Мене їсть худоба сирою а люди варять мене або квасять.
59321. Танцювальний марафон 86 KB
Танець знаний як повільний англійський вальс чи вальсбастон його друга назва родина якого Англія і який там популярний серед всіх своїх середовищ. Цей американський танець здобув популярність ще в Англії де дуже оберігався від впливу джазових та пластики.
59322. Сценарний план конкурсу акторських здібностей 45 KB
В результаті чого король щоб виконати бажання принцеси видає указ про створення театру і слуга оголошує конкурс акторських здібностей. для того щоб визначити переможця Конкурсу акторських здібностей ми запропонуємо нашим учасникам ряд конкурсів які і будуть орієнтиром у визначенні...
59323. Населення України 57 KB
Формування особистісно значущої для учнів мети відбувається методом проблематизації: Чому зменшується кількість населення України Шляхи вирішення цієї проблеми. Ми сьогодні підібє підсумок з теми Населення України. На уроці пропоную обговорити проблему...

В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?

Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

Цель урока определяется исходя из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации.

В ходе подготовки урока усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мысли учащихся. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом - его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. При этом конспект урока, особенно для начинающего учителя, разрабатывается довольно подробно, развернуто. Такой конспект может служить опорой в его работе не только в одном классе, а во всех классах одной параллели. Опытные учителя ограничиваются краткой записью урока - фиксированием того, что нужно не забыть и использовать самому учителю в работе с учащимися на уроке в данном конкретном классе. Это иногда вынуждает отдельных учителей составлять такие планы даже на каждый класс одной и той же параллели, так как учащиеся классов чаще всего заметно отличаются по своим особенностям, уровню подготовленности.

Иногда и в среде ученых-педагогов и учителей-практиков разгораются споры о том, нужен ли учителю план урока? Не сковывает ли план урока творчество учителя? Можно ли учителю пользоваться планом-конспектом во время урока? Не влияет ли это отрицательно на авторитет учителя у учащихся?

Споры такого рода в принципе беспредметны! И это потому, что учителя своим примером приучают учащихся к организованности в работе, к работе по плану, к работе с краткими записями-тезисами, заранее подготовленными. План урока, разумеется, не должен являться своеобразными шорами для учителя, не должен сковывать его инициативу, гибкость в работе с учащимися. Урок - это творческий акт, а следовательно, недопустима фетишизация плана урока в работе учителя. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но одно - отступить от намеченного плана и совсем другое - не иметь никакого плана. Отступая от намеченного, учитель прежде всего соотносит все продуманные, многократно проигранные в уме детали содержания учебного материалы, собственные действия и действия учащихся с этим материалом, характер их взаимодействия, и только соотнося все это с создавшейся на уроке ситуацией, он привносит коррективы в ходе ведения урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного привнесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.

План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.

В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предполагает:

    ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих уроках по теме;

    ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Образец плана урока

Тема : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок № : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения :
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3–5 мин.
5. Завершение урока - 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку - это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Очень часто молодому учителю бывает трудно спланировать урок так, чтобы успеть обсудить с учениками всё, что требует программа. В сегодняшней статье мы расскажем, как правильно составлять план урока, благодаря которому педагог сможет достичь поставленных целей и провести занятие максимально продуктивно.

Тема урока

Тема урока всегда обозначается в поурочном годовом плане педагога. Однако есть и случаи, требующие уточнения. Например, такая тема, как «Биография А. С. Пушкина», в 5 классе будет отличаться по объёму от идентичной темы в 9 классе. Поэтому перед формулировкой темы в обязательном порядке разберитесь с объёмом материала.

Основные цели урока

Основная цель групповой работы – обучение работе в команде

Современные методики не предполагают разделение целей на развивающие, обучающие и воспитывающие. Но, как показывает практика, многие молодые учителя предпочитают всё же использовать старый и проверенный способ чёткого разграничения целей по трём основным позициям:

  1. Обучающие цели. Здесь ставятся следующие задачи: ознакомить учащихся с…, систематизировать знания о…, выработать определённые навыки (например, анализа стихотворения).
  2. Воспитательные цели. Основные задачи: воспитать у школьников чувства трудолюбия, гуманизма, патриотизма, развить эстетический вкус, ознакомить с этическими нормами и рассказать о важности дисциплинированности.
  3. Развивающие. Здесь указываются цели, благодаря которым у школьника развивается мышление, аналитические способности, память, фантазия, самостоятельность и т. д. Если урок предполагает групповую работу, то следует указать, что основной развивающей целью будет обучение работе в команде (а также развитие умения работать в команде) и навыкам коммуникации.

Оборудование на занятии

Довольно часто на уроках химии школьникам приходится работать с пробирками

Здесь необходимо перечислить все предметы, которыми учитель будет пользоваться в ходе урока. Это могут быть как мультимедийные презентации, аудио- и видеоматериалы, так и различные пробирки и реагенты.

Ход урока

Организационный момент является обязательным этапом любого занятия. Он помогает дать представление ученикам о теме, которая будет обсуждаться, сконцентрировать их внимание и проверить готовность школьников к уроку.

Проверка домашнего задания позволяет выявить полученные знания школьников по предыдущей теме

Проверка домашнего задания . Все педагоги со стажем советуют ежеурочно проверять заданный на дом материал. И не зря, ведь это позволяет проверить знания учеников по предыдущей теме и напомнить классу главные тезисы прошлого урока.

Тема и цель урока . В обязанности учителя входит обозначение темы и целей урока. Советуем подвести к этому учеников в ходе небольшого теста или викторины.

Основная часть урока. Данная часть урока может различаться в зависимости от формы и вида занятия. Если речь идёт об обычном уроке, то принцип построения здесь достаточно прост: двигаемся от простого к сложному и от общего к частному.

Завершение урока. Согласитесь, в некотором смысле трактовать урок можно как разговор или беседу. Поэтому, если вы закончите его без подведения итогов, то может показаться, что он завис в воздухе. Не забывайте – в конце каждого занятия учителю желательно «пройтись» по основным тезисам урока и рассказать ученикам о том, что же они сегодня изучили.

Возможно, потребуется задать несколько вопросов по изученному материалу. При этом постарайтесь не вводить новую информацию, чтобы лишний раз не запутывать школьников.

Современное образование предполагает практику системы самооценок

Выставление оценок . Этот этап вряд ли требует каких-либо объяснений. Скажем лишь то, что в последнее время молодые педагоги практикуют систему самооценки, когда ученик сам оценивает свои знания. Если учитель согласен, он ставит заслуженную отметку. В противном случае педагог обязательно должен объяснить школьнику, почему он не согласен с его оценкой .

Домашнее задание. Практически все учителя оставляют данный этап на конец урока. Но можно дать задания и в начале, и даже в середине занятия. Это полезно тем, что учитель сможет заранее сориентировать внимание учеников на то, что рассматриваемые на уроке тезисы будут главным помощником ребят при выполнении домашнего задания.

Современные методические пособия помимо обязательного задания дополнительно предлагают и более творческие варианты. Например, не просто выучить отрывок из произведения, но и сделать небольшую презентацию или подготовить доклад по теме.

Главное, не забывайте, что абсолютно каждый урок должен иметь некую «изюминку», которая обязательно заинтересует учеников и позволит сосредоточить их внимание исключительно на вашем материале. Желаем удачи в подготовке плана!

Похожие статьи