Золотая пектораль. Египетская богиня Маат: интересные факты и мифы Бог символом которого было страусовое перо

23.01.2020

Золотая пектораль

Наследие Древнего Египта огромно. Но чтобы осознать его, не обязательно обращаться к колоссальным архитектурным сооружениям или древним текстам. Можно открыть целый мир в том, что для нас сегодня - всего лишь украшения.

Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет - чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.

Сокровища Тутанхамона - и, прежде всего, многочисленные золотые украшения - сделали его одним из самых известных египетских правителей. Однако обилие драгоценных материалов и совершенство ювелирных техник зачастую отвлекают нас от самого главного - от того замысла, который воплощали в украшениях древние мастера. Ведь в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов или ожерелий Тутанхамона нет ни одного лишнего элемента. Все они состоят из множества символов-слов, которые соединяются в рассказ о фараоне и его предназначении.

Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона - Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука - это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

…Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога - Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы. Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6–7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны: «…Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании… Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы…»

На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат - воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш - атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат - порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона - жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.

Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона - золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями - бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.

Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных ниток бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.

К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона - анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой - длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум - бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.

Нижняя часть корсета - широкий пояс - состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства. Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.

Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне - центральном элементе украшения - расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.

Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г.Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон - возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.

…Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на 10-м году правления, когда Тутанхамону было всего 16–17 лет, прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным - заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.

«…Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы… царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель… Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его… одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».

Уже 5000 лет назад египтяне научились обрабатывать камни и работать с металлом. Среди наиболее распространенных техник были резьба, чеканка и гравировка. Египетские ювелиры в совершенстве владели и горячей обработкой металла - литьем, ковкой и спайкой. Так, например, рентгенограмма знаменитой маски Тутанхамона показала, что маска состоит из двух частей, линия соединения которых разделяет лицо Тутанхамона на две равные части.

Многие драгоценные изделия украшались зернью - множеством маленьких гранул, припаянных к поверхности металла. Эти гранулы получали путем выливания расплавленного металла через мелкое сито в холодную воду. Затем, создавая орнамент на поверхности какого-либо изделия, каждую из гранул прикрепляли низкотемпературным припоем. Одним из наиболее изысканных приемов египетских ювелиров была техника перегородчатой инкрустации, при которой к поверхности изделия припаивались узкие полоски металла, образовывавшие множество ячеек. В эти ячейки вкладывались инкрустации - точно подогнанные по их размерам полудрагоценные камни или цветное стекло. Во время правления Тутанхамона твердые инкрустации стали заменяться стеклянным порошком, который при обжиге превращался в однородную массу-эмаль. Так появилась существующая по сей день техника перегородчатых эмалей.

Излюбленными материалами египтян были благородные металлы - золото, серебро, электр. Их нетленность сделала эти материалы синонимами вечности. Традиционно блеск золота отождествлялся с сиянием солнца, а мерцание серебра - с лунным светом. Значение электра - сплава золота и серебра - колебалось в зависимости от пропорционального соотношения этих металлов. Любимыми камнями египтян были темно-синий лазурит - застывшее ночное небо, аллегория почтенной старости и вечности; зеленоватая бирюза - символ жизненных сил и возрождения; и сердолик, цвет которого был сходен с цветом крови - олицетворением вечного движения и жизненной энергии.

Среди искусственных материалов особое место занимал фаянс, ставший одним из символов египетской цивилизации. Вплоть до конца Нового царства фаянс использовался для изготовления лишь сакральных предметов - амулетов, храмовой или заупокойной утвари. Иногда его использовали для имитации более дорогих материалов, и в этом случае он принимал на себя символику бирюзы, лазурита или других камней. Но более всего египтяне ценили фаянс как самодостаточный материал, в котором воплотились идеи о бессмертии и возрождении.

Из книги Легенды русских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

Золотая лестница космосов. В стране Кеми - древнем Египте - существовало две касты жрецов и три отличавшихся друг от друга учения.Одно из них было внешним, предназначенным для народа, и гласило, что после смерти человека его душа переселяется в другое тело в зависимости

Из книги Наше мировоззрение (сборник) автора Серрано Мигель

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ Мы - «сурдические» людиРаса, к которой относится вся эта великая космическая тема, это Духовная раса, раса Легенды. Она не имеет никакого отношения к биологии, к чисто физическому плану, к наукам внеш-ней Земпи. Миф и Легенда так же неделимы, как и Архетип.

Из книги Непознанное, отвергнутое или сокрытое автора Царева Ирина Борисовна

«ЗОЛОТАЯ МАГИЯ» Реально ли влиять на Будущее?В лаборатории «Феномена» создана комплексная система, которой было дано условное название «Золотая магия». В ней по крупицам собраны знания, которые в древности были известны лишь узкому кругу посвященных и служили для

Из книги Я выбираю счастливую жизнь! Формулы исполнения сокровенных желаний автора Тихонова – Айыына Снежана

Золотая середина У меня нет медицинского образования, я не являюсь специалистом по здоровому питанию, но придерживаюсь мнения, что ВО ВСЕМ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА. Слепой фанатизм ни к чему хорошему не приведет. Поэтому в вашем ежедневном рационе должно быть всего

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Золотая молитва Пресвятая Богородица по сырой земле ходила, Иисуса Христа за ручку водила, Привела на Сиамску гору. На Сиамской горе стоит стол – Христов престол. На этом столе лежит книга Золотая, Сам Бог ее читает, Свою кровушку проливает. Пришли святые Петр и

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора

Из книги 4 шага к богатству, или Храните деньги в мягких тапочках автора Коровина Елена Анатольевна

Золотая монета Светлейший князь Потемкин вертел в руке счет на оплату поставок мясной провизии для армии, представленный «почетным поставщиком Ея Императорского Двора Саввой Яковлевичем Яковлевым». Счет был на громаднейшую сумму – 500 тысяч рублей. Сам Яковлев

Из книги Письма Живого Усопшего автора Баркер Эльза

Письмо 4 Золотая диета 10 марта 1917 г. Те же самые тенденции, что способствуют сейчас развалу этой страны, будут впоследствии содействовать её сплочению. И многие тогда сойдутся в Едином. Идея единства всего народа заслуживает того, чтобы на неё обратили внимание, и даже

Из книги Мистическая Прага автора Болтон Генри Каррингтон

Глава III Золотая улочка Они глядели в мертвый камень, Во имя знаний - мир во пламень! За ради Истин средь юдоли Жгли уголь и сгорали в боли. Чертили знаки на воде, Теряя все в своем труде, Искали там, не знамо где, И гибли в жалостной нужде… Кто жить хотел весьма богато, Тот

Из книги Темная сторона России автора Калистратова Татьяна

Сорни-Най, или «Золотая Хозяйка» Вполне естественно, что следующим объектом нашего поиска стали легенды о Золотой Бабе, которая напугала нас ночным воем. И лучше не просто легенды, а реальные подтверждения ее существования, особенно после того глюка на перевале.Когда мы

Из книги Исцеление души. 100 медитативных техник, целительных упражнений и релаксаций автора Раджниш Бхагван Шри

Золотая дымка …Прежде чем лечь спать, выключите свет и сядьте в постели. Закройте глаза, расслабьте тело и тогда почувствуйте, что вся комната полна золотой дымкой… словно золотая дымка струится отовсюду. Просто визуализируйте это в течение минуты с закрытыми глазами –

Из книги Знание Вечности автора Климкевич Светлана Титовна

Золотая сеть …Говорить о сети, имея в виду тропы альвов, – довольно не удачная поэтическая метафора. Тот, кто использует этот образ, выставляет напоказ собственное невежество. Если же в своем простодушии всё же пользоваться этим грубым упрощением, то следует говорить о

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Золотая Заря Эзотерический Орден Золотой Зари, основанный в 1888 году масонами, стал первым из разрабатывавших стратегии магического воображения. Золотая Заря оказала значительное влияние на многие группы магов, использовавших ее техники. Именно по этой причине имеет

Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Золотая Середина Теперь мы готовы сформулировать закон Золотой Середины. Как вы помните, формула Иисуса состоит из двух частей – левой и правой. Если рассмотреть левую часть формулы, то утверждение, что Внешнее Равно Внутреннему, Левое Равно Правому и Верх Равен Низу

Из книги Энергетика воды: исцеление, очищение, омоложение автора Кацудзо Ниши

Золотая вода Специалисты по Аюрведе рекомендуют для очищения крови и сосудов принимать «золотую» воду. Золото улучшает память и интеллект, укрепляет сердечную мышцу и повышает выносливость и работоспособность. Хорошие результаты получены также при лечении и

Из книги Атлантида и другие исчезнувшие города автора Подольский Юрий Федорович

Золотая колыбель инков В 160 км северо-западнее Куско и неподалеку от Мачу-Пикчу находится еще один высокогорный город инков - Чокекирао, что означает «Золотая колыбель». На высоте около 3000 м над уровнем моря на площади более 2000 га раскинулись руины поселения, которое во

Сергей Иванов


Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет — чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.

Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона — Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука — это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога — Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.

Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6-7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны:

«...Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании... Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы...»

На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат — воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш — атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат — порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона — жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.

Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона — золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями — бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.

Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных низок бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.

К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона — анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой — длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум — бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.

Нижняя часть корсета — широкий пояс — состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства.

Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.

Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне — центральном элементе украшения — расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.

Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г. Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон — возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.

Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на 10-м году правления, когда Тутанхамону было всего 16-17 лет, прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным — заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.

«...Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы... царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель... Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его... одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».

Богиня Маат является, пожалуй, самой чтимой среди пантеона богов в Древнем Египте. Ее влияние охватывало каждого члена общества: от фараона до самых низов.

Значение имени

Маат - богиня правды и порядка. Часто ее называют богиней правосудия. Дословно ее имя означает «тот, кто является истинным». Древние египтяне считали, что каждый человек должен жить с именем Маат изо дня в день. Таким образом, подразумевалось, что он должен совершать поступки по совести и быть честным.

Удивительный факт, что этим же словом - "маат" - древние египтяне называли основание трона фараонов и богов. В буквальном смысле понималось, что справедливость и порядок являются основой любой власти, как земной, так и божественной.

Происхождение богини

Считается, что Маат является дочерью самого Ра - бога солнца, создателя всего на земле. Она также считается женой Тота - бога мудрости и знаний. Египтяне вполне благоразумно верили, что порядок и мудрость идут рука об руку, поэтому брак бога Тота и богини Маат более чем закономерен и логичен.

В древних текстах ее также называют «Глаз Ра». Возможно, потому, что бог Ра всегда должен следить за справедливостью и надлежащим исполнением законов в стране, воплощением которых являлась богиня Маат.

Образ богини

Археологи обнаружили самые разнообразные изображения богини Маат. Чаще всего ее рисуют в виде женщины со страусовым пером в волосах. Она была одета в белое или красное платье, а ее кожа имела желтый оттенок. Женщина, как правило, сидела на земле на коленях, держа в руках анкх - крест жизни.

Иногда ее изображали просто одним пером или локтем, который обозначал меру в Древнем Египте. В таком обозначение Маат представляли мерой каждого человека - то есть, его совестью.

Также найдены изображения богини Маат с крыльями или восседающей на плоском холме, одна из сторон которого была скошена. Редко, но все же есть рисунки, на которых богиня с весами в руках.

Одно из самых известных изображений богини Маат находится в гробнице фараона Рамзеса XI. Там сам он в царской одежде совершает поклон богине, которая изображена гораздо больше фигуры фараона. Исследователи считают, что таким образом передавалось величие богини, которая некоторым образом принимала фараона под свое крыло, давала ему свою защиту и поддержку.

Археологи находят те или иные символы Маат с самых давних времен Древнего Царства, когда культ преклонения перед ней начал активно распространяться по всей территории страны.

Роль Маат до сотворения мира

Древние египтяне придавали огромное значение богине Маат. Они ее отождествляли не только с правосудием, но и порядком во всем мире. Они считали, что Маат - богиня правды, она является отображением всего мироустройства вокруг них - смене времен года, движения звезд в небе и так далее. Она являла собой основу их мировоззрения и представлений об окружающем их мире. Поэтому пренебрегать ее значением они не имели никакого права.

Принципы Маат

Будучи богиней истины и правосудия, естественно, Маат имела свой свод правил, обязательных к исполнению. Каждый египтянин знал его и чтил, так как последствия могли быть трагическими как в жизни земной, так и загробной.

В целом эти 42 принципа Маат можно легко назвать кратким содержанием современного уголовного кодекса любой светской страны. И являются даже расширенным вариантом смертных грехов у православных. Хотя древнеегипетская цивилизация существовала задолго до зарождения христианства как религии.

Итак, в основном богиня истины Маат предостерегает от убийств, грабежей, обмана и чревоугодия. При этом она обращает особое внимание на психологический фактор: не обижать и не сердиться без причины, не причинять боль близким резкими словами, не быть высокомерным и не пытаться заставить других плакать.

Священной обязанностью каждого египтянина являлось неукоснительно следовать этим правилам. Это касалось как простых египтян, рабочих, так и верховной знати, жрецов и фараонов.

Маат - женщина или бог

Богиня Маат являет собой персонифицированное изображение абстрактного понятия правды, истины, порядка и справедливости. Тем не менее древние египтяне верили, что Маат очень долгое время жила среди обычных людей, как и многие другие боги. Но грехи и преступления людей заставили ее покинуть земной мир и присоединиться к сонму великих богов.

Как выглядит богиня Маат? Она в основном изображалась женщиной, одетой в длинное платье. Несмотря на то что ее часто рисовали с крыльями, голова и тело всегда оставались человеческими.

Она была неким мостом между мирами богов и людей. Она определяла весь земной порядок: движение планет и отношения людей между собой, правосудие и справедливость.

Богиня Маат в Древнем Египте

Маат известная еще со времен Древнего Царства, то есть от 2700 года до нашей эры. К сожалению, специалистам не удалось установить изначальное место зарождения этого культа, так как он получил довольно быстрое распространение по практически всей территории Древнего Египта.

При этом у египтян не было отдельного праздника, посвященного богине Маат. Но ее великое значение во время загробного суда говорит о том, что это не было знаком пренебрежения. Возможно, наоборот, - каждый день египтянин должен был жить в соответствии со своей совестью, то есть «с Маат в сердце». Таким образом, он постоянно думал и мыслил о богине, о порядке, о справедливости, и о чести.

Египетская богиня Маат (фото ее, конечно же, нет, только рисунки) на стенах храмов и гробниц изображалась не так уж часто. Но все же она была олицетворением весьма абстрактных понятий: «истина», «справедливость», «порядок». При этом все египтяне верили, что они живут благодаря ей, с ее непосредственной помощью и при ее участии.

Жрецы Маат

Великий визир носил также титул жреца Маат, так как являлся одновременно и верховным судьей. А по мнению древних египтян, вершить правосудие без участия богини Маат было просто невозможно. В качестве знака своего особого статуса жрец Маат носил на груди образ богини, отлитый из чистого золота.

Поэтому когда говорят о жрецах Маат, подразумеваются не исполнители религиозных обрядов и священнослужители, а те, кто помогают вершить закон и восстанавливать справедливость в стране.

Роль в загробной жизни

Огромное значение придавалось роли богини Маат во время перехода души человека из земной жизни в загробную. Считалось, что именно она играла основную роль во время загробного суда. Бог Анубис с головой шакала держал в руках чашу весов. На одной стороне лежало сердце недавно умершего человека. А на другую чашу богиня справедливости Маат клала свое страусовое перо. В случае если сердце человека оказывалось легче его, тогда его душа считалась чистой и могла проследовать в рай. Для «легкого» сердца необходимо было всю жизнь прожить, следуя принципам и заветам этой строгой, но справедливой богини.

Если же человек прожил бесчестную и греховную жизнь, то его сердце перевешивало перо богини, и душа съедалась страшным богом Амту в виде туловища льва с головой крокодила. Этот исход был окончательным для души - она не имела более возможности переродиться и попытаться исправить свои предыдущие ошибки земной жизни.

Поэтому древние египтяне очень страшились идти против принципов Маат - ведь от этого зависела дальнейшая загробная жизнь. Если человек прожил честную и безгрешную жизнь, то ему нечего бояться этого суда - он идет на него с легким сердцем. Достаточно легким, чтобы оказаться легче пера Маат.

Значение Маат для египетских фараонов

Фараоны Древнего Египта как никто уважали и ценили богиню Маат. Они управляли государством в соответствии с ее принципами, согласно ее законам и предписаниям. Египетская богиня Маат помогала им в поддержании порядка в стране. И они же должны были просить ее о благосклонности. Ведь если в стране начинались различные неурядицы и смута, то простые египтяне искренне верили, что богиня отвернулась от их фараонов. А значит, грядут хаос и разруха. Чтобы умилостивить разгневанную богиню, жрецы усиленно молились и проводили многочисленные ритуалы в ее честь. Ведь иначе страна будет обречена. А вместе с ней и народ. А с возвращением милости от богини Маат, в государстве вновь воцарятся справедливость и должный порядок.

Фараоны особенно чтили богиню Маат, так как именно она отвечала за политическую стабильность в государстве, за его процветание и устойчивость. Она дает фараону свод законов, по которым он обязан управлять государством, а его подданные должны свято чтить и следовать им. Иначе в эти земли придет хаос и разрушит все на своем пути, сметет власть фараона, уничтожит всю страну и ее жителей.

Роль богини для простых египтян

Можно с уверенностью сказать, что Маат - богиня Египта, которая была одной из самых почитаемых. Выше ее по распространенности был, возможно, только сам бог Ра - создатель всего мира и, по легенде, ее отец.

Изначально исследователей религиозных культов в Египте сбивало с толку практически полное отсутствие собственных храмов в честь богини. Однако ее изображения встречаются практически во всех святых строениях в честь других богов. Таким образом египтяне показывали, что без нее невозможно прожить.

А для простых египтян это еще была и определенная связующая между людьми из разных слоев. Как слуге необходимо было чтить и слушаться своего господина, так и господину следовало заботиться о своих слугах и защищать их. Именно верность принципам богини Маат позволяла людям из низших слоев мириться со своим зачастую незавидным положением в обществе. Богиня Маат позволяла различным слоям общества жить в равновесии друг с другом.

Храм Хатхор-Маат

Несмотря на то что заветами богини Маат пропитана буквально вся жизнь древних египтян, только один храм носит непосредственно ее имя. Хотя, так или иначе, ее изображения присутствуют практически во всех религиозных и значимых сооружениях Египта, обнаруженных археологами и историками.

Этот храм находится в городе Сет-Маат. Его название переводится как "Долина Истины". В современной жизни этот город переименован в Дейр эль-Мадинэ - монастырский город. Он играл большую роль в жизни Древнего Египта - это видно из названия. Фараон лично управлял им, а средства на его содержание выделялись из государственной казны.

Совсем рядом находятся: Долина царей, Долина цариц, Долина знати. Сложно предположить, что такое соседство случайно. Храм находится в самом центре старого города.

Согласно данным археологов и историков, вокруг храма жили мастера самой высокой квалификации в стране: скульпторы, художники, резчики, архитекторы. Возможно, в этом величественном строении они проходили обряды, разрешающие им работать в священных местах, сооружать гробницы для фараонов, строить и украшать религиозные сооружения.

О высоком значении этого города говорит наличие хорошо вооруженной охраны для его защиты от внешних врагов. Даже существовали отдельные воинские части, которые днем и ночью несли службу у городских стен.

Этот город, который сложился вокруг храма Маат, можно назвать своеобразным мастеровым университетом, в котором самые искусные мастера передавали своим ученикам секреты искусства.

Символы Маат

Как следует из изображений богини, главным ее символом является страусовое перо. Оно же служит мерилом греховности сердец умерших египтян во время загробного суда. Но у богини нет священных животных. Только одно насекомое символизирует ее - пчела. И плод ее трудов - воск. Богиня всегда изображалась в желтых оттенках. Возможно, таким образом подчеркивалось ее происхождение - дочери бога солнца Ра.

Маат , в мифологии Египта была богиней истины, гармонии и правосудия, дочь бога солнца Ра. Когда был уничтожен хаос, богиня Маат принимала участие в сотворении мира и восстановления порядка. Она также играла весомую роль в загробном суде над богом Осирисом.

Древние египтяне верили, что каждый человек после смерти должен предстать перед 42 судьями. Далее он должен признать себя виновным или не виновным в грехах, при этом душа умершего взвешивалась на чашах весов, противовесом которых было страусиное перо богини. Эти весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор провозглашал Тот, супруг Маат.

Имя богини Маат переводится как страусиное перо, она было дочерью солнца Ра. Исходя от египетской мифологии она являлась богиней истины, гармонии и правосудия. Маат учувствовала в сотворение мира, после того как был уничтожен весь хаос на земле и вновь восстановлен порядок. Так же она играла весьма значимую роль в загробном суде бога Осириса.

Древние египтяне четко верили в то, что каждому умершему человеку предстоит предстать перед лицом у 42 судей, и он обязательно должен признать свою вину в содеянных грехах. После чего они взвешивали душу человека на чаше весов, которые уравновешивались при помощи страусиного пера богини Маат. Это все было делается под контролем бога Анубиса, и в итоге приговор выносил Тот - супруг Маат. Если сердце этого человека сотворило множество преступлений, тогда чудовище по имени Амту, у которого туловище льва, а голова крокодила пожирала эту душу. Но если у покойного была жизнь, в которой «Маат всегда жила в сердце», тогда его душа считалась безгрешной и чистой, его оживали, и он отправлялся жить в поле, в раю.

В основном египтяне изображали Маат как женщину, к которой в волосах перо, и когда происходил суд, она ставила его на чашу весов. Так же они верили что «благодаря Маат, в Маат и для Маат».

Египетская богиня Маат

Египетская богиня Маат выступает в качестве персонификации справедливости, истины, божественного установления, вселенской гармонии и этических норм. Как правило, Маат изображалась в образе сидящей женщины с пером страуса на голове. Периодически ей пририсовывали крылья. На некоторых фресках Маат изображается только в виде своего главного атрибута - плоского холма, скошенного в сторону, на котором она часто восседает или в виде страусиного пера.

На мировом уровне Маат представляла собой божественный закон и порядок, который был дарован нашей Вселенной Творцом при сотворении мира. Согласно этому порядку времена года сменяют друг друга, звезды и планеты движутся по небосклону, взаимодействуют и вообще существуют люди и божественные создания.

Мировоззрение египтян во многом связывалось с представлениями об этой богине. Согласно египетским традициям, также как и все остальные боги, изначально крылатая Маат жила среди людей. Но их греховная сущность вынудила ее покинуть землю и последовать за своим отцом на небеса.

Существует понятие «принцип Маат», который включает в себя закономерность и правильность развития Вселенной, сплоченность человеческого общества, ответственность человека за свои поступки.

Царь, который был установлен на земле богом, поддерживает богиню Маат постоянными ритуалами и победоносными войнами, уничтожая Исефет.

Во время ежедневного богослужения к лику божества царь подносил статуэтку Маат, увенчанную страусиным пером. Таким образом, царь из обыкновенного человеческого властителя становится воплощением принципа царственности, вбирая в себя опыт предков и создавая базу для жизни потомков.

Статуэтка со страусиным пером служила воплощением принципа локальной гармонии. Таким образом, восстанавливая локальную гармонию, царь способствует укреплению вселенской гармонии, которая находится в непосредственной зависимости от локальной, провозглашается торжество порядка над изначальным хаосом.

Несмотря на тот факт, что изображений Маат существует неисчислимое множество, конкретно ее культу было посвящено всего несколько небольших святилищ. Культ Маат зародился еще в Древнем Царстве, а уже в Новом Царстве богиня стала почитаться как дочь бога солнца Ра. Священное насекомое богини - пчела. Священный материал - воск.

Титул жреца Маат носил великий визир, который одновременно служил верховным судьей. На груди визир носил золотой образ богини, как знак своего особенного статуса.

Маат - одно из основных действующих лиц на Психостасии, когда ее страусиное перо служит противовесом сердца умершего. Весы, на которых проводится измерение, также изображаются увенчанными фигуркой Маат.

На поддержание культа Маат было направлено большое количество всевозможных ритуалов, изображения которых все еще сохранились на стенах многих египетских святилищ: начиная с изображений царя, бьющего булавой врагов Египта и устанавливая таким образом, локальный порядок, до рельефов, на которых фараон охотится на болотных птиц. Птицы в данном случае символизируют врагов- поймав птиц хаоса, фараон приносит их в жертву, утверждая богиню Маат.

Маат древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат

Богиня истины, космического закона и справедливости. Изображена она крылатой женщиной с пером на голове. Была женой бога мудрости Тота. Египтяне чтили мудрость и закон как вселенские качества. После физической смерти праведный человек попадает в космическое состояние, которое описано как всеобщая честность, чистота, справедливость, истина. Символом Маат было страусовое перо. Оно служило наименьшей мерой веса в Египте. Считалось, что вес человеческой души равнялся весу пера. В посмертном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо или статуэтку Маат. Равновесие чаш весов считалось свидетельством честности и непогрешимости. В этой связи вспоминается гениальная денежная единица, изобретенная в Древнем Египте около пять тысяч лет назад. Она называлась «шетит». Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда. Эта единица была чисто теоретической. Официальным властям никогда не приходило в голову наделать из металла кружочки строго определенного веса и выбить на них соответствующее изображение, однако все египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или другого металла соответствовало по весу одному шетиту».

Такова была совершенно умозрительная единица цены. Все знали, что такое шетит, и пользовались им, но никто никогда его не видел и не держал в руках. Его держали в уме. Так экономилось огромное количество драгоценного металла, сил и средств на охрану перевозку и пересчет. Польза была не только материальная, но и моральная: невозможно было накапливать и спекулировать несуществующими деньгами. Египтяне высоко чтили честность, истину и справедливость — в облике богине Маат. И если нечестивец исхитрится избежать мирского суда, то его непременно постигнет суд всевышний, божеский. В небесах уже невозможно было прибегнуть к обману и лицемерию.

В одном из папирусов приведены «речи умершего, когда он, правдивый голосом, выходит из Чертога богини Маат». Вот его слова: «Слава вам, о боги, обитающие в Чертоге Маат, лишенные зла в телах своих, живущие праведно и правдиво, питающиеся правдой и праведностью.

О, дозвольте мне прийти к вам, ибо я не совершил ошибок, я не грешил и не делал зла, я не лжесвидетельствовал. Я живу по правде и справедливости, и я питаюсь по правде и справедливости. Я соблюдал заповеди людей. Я был в мире с Богом, его волю. Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому и лодку — потерпевшему кораблекрушение. » И в дальнейшем умерший не раз ссылается на Истину и Справедливость. Слово «правда» — одно из ключевых в церемонии прохождения умершего через Чертог Маат.

В гимнах Ра у солнечного бога называется надежная опора — богиня Маат. В одном из гимнов даже сказано: «Ра живет в прекрасной Маат». По-видимому, так подчеркивался факт, что для землян Солнце действительно является олицетворением порядка и справедливости, бесконечной щедрости ко всему живому. И не случайно фараоны, желая подчеркнуть свое сходство с богом Солнца, нередко называли себя «владыка Маат». В середине III тысячелетия до н.э. верховный судья Египта носил титул «жрец Маат».

Источники: vsemifu.com, pagandom.ru, mithology.ru, aiia55.ucoz.ru, cosmoenergy.ru

Страусиное перо символизирует истину и справедливость (поскольку его перья в точности одинаковы). На египетских изображениях суда над мертвыми ими украшены головы божеств - "Властителей правды". Эмблема Маат, богини истины, справедливости и закона, Аменти - богини запада и мертвых, и Шу - символа воздуха и пространства. В семитской мифологии страус является демоном и может символизировать дракона. В зороастризме это божественная птица бури. Яйцо страуса, подвешиваемое в храмах, коптских церквях, мечетях, иногда над могилами, символизирует творение, жизнь, воскресение, бдительность. У догонов в Африке страус символизирует одновременно свет и воду, причем с водой ассоциируются его неровная походка и бестолковые движения.
единственная птица, которой в обычном словоупотреблении приходится подтверждать свою птичью природу ("птица страус") хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Неясность в его определении существовала и в Греции, где он изначально носил название, близкое к "воробей", но с, приставкой "мегас" (большой), а позднее появилась новая именная форма "букетверблюд", в чем решающую роль сыграли размеры бегающей птицы, форма ее ног и "парнокопытность". Птица известна в Средиземноморье с 5 в. до н.э. и встречалась тогда еще в Северной Африке, что подтверждается доисторическими и раннеисторическими наскальными рисунками. Аристотель приписал ему смешанную природу птицы и млекопитающего. Перо как символ египетской богини Маат было, очевидно, пером страуса. Раннехристианский текст "Физиологус" (2 в.) восхваляет "прекрасные, пестрые, сверкающие" перья и полагает, что страус "пролетает низко над землей... Все, что он находит, служит ему пищей. Также ходит он к кузнецам, пожирает раскаленное железо и тотчас, пропустив через кишку, возвращает назад, столь же раскаленным, как прежде. Но это железо благодаря пищеварению становится легче и звенит, как я это видел на Хиосе собственными глазами. Он кладет яйца и высиживает их не так, как обычно, а садится низко напротив и смотрит на них острыми глазами: они становятся теплыми, и тепло его глаз позволяет вылупиться птенцам... Отсюда яйца его могут служить для нас в церкви примером: если мы сообща встанем там с молитвой, то должны глаза свои направить к Богу, чтобы он отпустил наши грехи". Другое представление, согласно которому страусовые яйца высиживаются под воздействием солнечного тепла, служит символом появления Иисуса на свет без помощи родителей (зоологически, естественно, ложное) и девственного материнства Марии, а иногда и символом воскресения Иисуса из гроба. Басня о том, что страус в критических ситуациях прячет голову в песок и полагает, что становится невидимым (страусиная политика), вместо того чтобы убежать, сделала страуса символом "синагоги" (слепоты) и вялости (см. Фазан). Неспособность к полету бегающей птицы сделала его в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"), как и лебедя, символом лицемерия и ханжества. Хотя он часто расправляет свои крылья для того, чтобы лететь, но не может оторваться от земли, "подобно лицемерам, которые хотя и придают себе видимость святости, но в своих поступках никогда не святы... Так лицемер, из-за тяжелого веса своего земного богатства и забот, не в состоянии устремиться в небесную высь" (Унтеркирхер) в противоположность соколам и цаплям, которые телом легки и не привязаны к земле. В геральдике страус тоже играет роль. Так, исходя из легенды о его способности переваривать железо, он помещен в гербе города Леобен (Штирия), где развита металлургия. С., изображенный в виде орла. "Бестиарий", 12 в. Библиотека Арсенала. Париж Страус как пожиратель железных подков. И. Босхиус, 1702 г. Мои крылья нс приносят мне пользы. (См. рис.8 в табл.9.) Хоть у меня есть крылья, я не летаю. символчто лучше не иметь талантов, нежели держать их под спудом. "Иметь и не пользоваться этим "Есть не наша слава, но позор. "Страус, украшенный множеством прекрасных перьев, из-за своей громоздкой туши не может подняться в воздух. Он использует свои крылья лишь для помощи в беге. Страус, дующий на насиженные яйца. //В добродетели он не сходен с другими. Ситуация, изображеиная на рисунке, в природе не встречается, но правдоподобие заключается в том, что страус, будучи убогим и безмозглым созданием, хоронит свои яйца в песке и заботу о них предоставляет доброму солнечному теплу. Такая нерадивость показывает недостаток любви к своему потомству и вызывает отвращение к страусиному характеру во всех странах, где он обитает, что делает его символом беспечного и небрежного родителя. "Дщерь народа моего стала жестокой, подобно страусам в пустыне." (Плач, IV, 3.) "Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их, и полевой зверь может растоптать их. Он жесток к детям своим, как будто они не его." (Иов, ХХХIХ, 14.) Два страусиных пера, близко расположенных друг к другу. //У нас есть все, чтобы объединиться. символ означает, что равенство в 1"1ле и возрасте, а также сходство моральных установок формируют 1^амые верные узы как в любви, так и в дружбе Поговорка. Подобное притягивается подобным. Страус, поедающий железо. //Это тяжсло переварить, но однако он его переваривает. символ того, что не существует непреодолимых трудностей, с которыми было бы невозможно справиться искренними стараниями и неутомимым прилежанием. (См. рис.7 в табл.18) Страус, глотающий подкову Добродетель преодолевает любые трудности. Распространенное мнение о том, что страус может переваривать железо, привело к возникновению аллегории силы и добродетели, для которых, как для желудка страуса, ничто не будет столь твердым, чтобы не справиться с этим и не переварить. На самом деле, страусы заглатывают мелкие кусочки железа с той же целью, что и другие птицы - гальку. Они их заглатывавт не для питания, а чтобы размять и перетереть съеденную ранее пищу, уменьшить работу желудка и открыть их весом выход в кишечник. .
ЕГИПЕТ
Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота.
Иероглиф "маат" - страусовое перо. - Прим. ред.
Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Одинаковая длина страусовых перьев стала причиной того, что их использовали как символ справедливости. Более вероятно, что перья имели специфич еское значение потому, что они принадлежали самой крупной птице Африки.
Поверье, что страус прячет голову в песок (в современном значении - "нежелание видеть факты"), вероятно, произошло от угрожающей позы страуса, когда он нагибает голову к самой земле.
Похожие статьи