Птичьи перья - в основе их символизма лежит невесомость перьев, способность птиц летать и духовные качества, которыми наделяли птиц.
Птичье перо символизирует истину, легкость, Небеса, высоту, скорость, простор, бегство в другие области мира, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности, сухость. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство.
В Древнем Египте перо - верховная власть, истина, полет, невесомость, сухость, высота. Перья - атрибут нескольких богов неба, но особенно - богини истины (справедливости) Маат, которая с помощью страусиного пера взвешивает сердца умерших в загробном мире, - аллегория справедливости, призванной отделять грешные души от праведных. К другим божествам, чьими атрибутами являются перья, относятся также солярные Амон-Ра и Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатор, Апис, Менту, Нефертиум. В Аменти Озирис взвешивает душу, бросая на другую чашу весов перья истины.
В христианской традиции перья символизируют молитву, веру и созерцание. Иногда они означают добродетель, как, например, в гербе рода Медичи, где три пера в кольце символизируют веру, надежду и милосердие.
У скандинавов богиня Фрейя владеет магической накидкой из перьев, которая позволяет ей летать по воздуху. Плащ из перьев - атрибут не только небесных богов, таких как Фрейя, но и кельтских друидов, которые пытались с помощью магии путешествовать за пределами материального мира. У кельтов украшенные перьями накидки, которые носили священнослужители, олицетворяют путь в другой мир. Феи также носят платья, украшенные перьями.
В даосизме перо - атрибут священника, «оперенный мудрец» или «оперенный посетитель», сообщение с потусторонним миром.
Оперенные одежды шаманов дают способность летать в другие миры и предпринимать путешествия для обретения знаний.
В Китае орнамент с мотивами оперения, зерна и дерева соединяет в единый символ противоположные понятия: легкость и возвышенность, символизируемые оперением, и земную жизненную силу (рост дерева, семя которого является прообразом самой жизни).
Змея, покрытая яркими зелеными перьями птицы Кецаль, считается символом великого ацтекского бога Кецалькоатля, а также его власти над небом и землей. В Северной Америке считалось, что головные уборы вождей, сделанные из перьев, уравнивают их с Великим Духом и с властью богов воздуха, огня и грозы. Оперенное Солнце, диск с перьями, направленными как внутрь, так и наружу, - у равнинных индейцев символ Космоса и Центра. Перья также - широко распространенный символ возносящейся молитвы; отсюда и символизм оперенных жезлов индейцев пуэбло, которые использовались в ритуалах, чтобы вызвать дождь в дни солнцестояния.
У американских индейцев перья орла олицетворяют Птицу Грома, Великий Дух, дух вселенной, а также лучи света. В тольтекской культуре оперенные палочки олицетворяют молитву и созерцание.
Носить перья или оперенные прически - значит принять в себя силу птицы. Это позволяет носителю соприкоснуться со знанием птиц («маленькая птичка мне сказала»), с их трансцендентным и инстинктивным знанием и магической силой.
Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Три пера ассоциируются с лилией . Оперенная корона олицетворяет лучи Солнца.
Белое перо символизирует облака, морскую пену и трусость, поскольку белое перо или перья в хвосте боевого петуха считаются знаком того, что птица лишена агрессивности, присущей чистокровным бойцовым петухам.
В Древнем Египте страусиное перо символизировало истину и справедливость. Дело в том, что у всех птиц опахало пера справа и слева от стержня неодинаковой ширины. Лишь у страуса стержень делит перо на две равные половинки.Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Перо страуса было атрибутом Маат, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Иероглиф "маат" - страусовое перо. В Древнем Египте перо страуса считалось привелегией фараонов: веер из белых перьев мог использовать только фараон.
В религиозной атрибутике, сформировавшейся в период правления древнеегипетских фараонов, корона из перьев, венчавшая голову бога Амона-Ра, символизировала луч и Солнце. Вера египтян в существование загробной жизни была основана на постулате, который гласил, что каждый человек помимо своего тела обладает еще и бессмертной душой. Эта душа (bai) изображалась в виде птицы с человеческой головой. Бог мертвых Осирис судил души умерших, взвешивая человеческие сердца и используя в качестве противовеса "перья Истины".
Крылатого греческого бога Гермеса почитали и в Древнем Риме, дав ему новое имя - Меркурий. Он являлся покровителем всех, кто занимался торговлей. Меркурия всегда изображали держащим в руке жезл-кадуцей, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, который являлся символом торговли.
В связи с глубокой символичностью, перья страуса всегда использовались, как декоративные элементы одежды или головных уборов. Название кокошник, к примеру, происходит от древнего "кокоши" - птицы, а птица – символ небосвода, оберегающего голову и соотносящего сознание с духовностью. Поэтому издревле идет традиция украшения страусиными перьями именно головных уборов.
Шлемы греческих лучников и воинов римских когорт украшали пучки пестрых перьев, которые обозначали их принадлежность к определенному воинскому подразделению и указывали на ранг воина. Каждый римский легион нес, как знамя, водруженное на древко изображение орла с расправленными крыльями.
Страусиные перья, украшавшие шлемы рыцарей крестоносцев, возвращавшихся из крестовых походов, служили символом одержанной победы.
В период Средневековья перья служили роскошным декором для мужских головных уборов. Пышные перья украшали рыцарские шлемы и бархатные береты сановников, авантюрные шляпы с широкими полями времен Тридцатилетней войны и традиционные треуголки, которые были обязательным головным убором офицеров высокого ранга, служивших при дворе короля Людовика XIV. Эти разноцветные плюмажи красовались на парадных головных уборах высшего офицерства до начала XIX века.
Королева Франции Мария Антуанетта ввела в моду украшения одежды страусиными перьями. Мушкетёры украшали перьями страуса свои широкополые шляпы.
«Перо — то, что покрывает крылья».
(Этимологический словарь русского языка)
Приветствую всех, кто заглянул в наш сказочный лес!
Скажите, кто из нас не мечтал летать? Наверное, все мы когда-нибудь мечтали иметь крылья, ведь полет – с незапамятных времен запретная мечта человечества. Чтобы хоть как-то приблизить свою мечту люди придумали огромное количество приспособлений, которые позволяют нам передвигаться в воздушном пространстве, но еще не один человек не сумел обрести настоящие крылья и взлететь над землёй как птица.
Чтобы стать немного ближе к мечте, сегодня мы с вами снова отправляемся в загадочный лабиринт знаков и символов,где попытаемся познать тайну птичьего пера и «примерить» на себя крылья.
Ну что? Полетели!
Перо — со своей бросающейся в глаза символической характеристикой легкости, которое, согласно старому представлению, само поднимает птицу в воздух, часто символизирует небеса, высоту, скорость, простор, душу, элемент ветра и воздуха. Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Но есть и менее применимые на первый взгляд значения, которыми наделяли перо разные народы мира. Белое перо иногда символизирует облака, морскую пену и…трусость! Поскольку белое перо или перья в хвосте боевого петуха считались знаком плохой породы и, следовательно, некоторой робости. А, к примеру, оперенная корона может олицетворять лучи солнца.
Ацтекская коронаМонтесумы из 400 перьев |
Давайте подробней рассмотрим многогранность символики пера!
Символизм пера у разных народов мира.
Перья являются широко распространенной эмблемой возносящейся молитвы; отсюда и символизм оперенных жезлов индейцев пуэбло, которые использовались в ритуалах, чтобы вызвать дождь в дни солнцестояния.
Оперенное солнце, диск с перьями, направленными как вовнутрь, так и наружу, - у равнинных индейцев эмблема Космоса и Центра. Каждое перо в перьевом головном уборе индейцев североамериканских прерий по происхождению своему означало память о боевых делах их носителя.
Отличительной особенностью непальской короны является плюмаж из перьев райской птицы, символизирующих возвышенность короля.
У египтян перо – верховная власть, истина, полет, невесомость, высота; эмблема богини Маат в качестве Истины. К божествам, чьими атрибутами являются перья, относятся также Амон-Ра и Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Апис, Менту, Нефертиум. В Аменти Озирис взвешивает душу, бросая на другую чашу весов перья истины.
Осирисвзвешивает душу |
Еще древние цари Египта носили двойную корону с двумя перпендикулярно-стоящими друг к другу страусиными перьями.
бог Атеф в двойнойкороне (Верхний и Нижний Египет) с перьями |
Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты – Фрея, владела магической накидкой из перьев, которая позволяла ей летать по воздуху. А оперенные одежды скандинавских шаманов давали способность летать в другие миры и предпринимать путешествия для обретения новых знаний.
Богиня Фрея |
В даосизме перо – атрибут священника или «оперенного мудреца», означающее сообщение с тем миром.
В тольтекской культуре оперенные палочки олицетворяют молитву и созерцание.
У христиан перо означает созерцание и веру.
А в Великобритании три пера ассоциируются с лилией и являются геральдической эмблемой принца эльского.
В общем мировом религиозном символизме носить перья в одеянии, оперенные прически или иметь атрибуты из перьев – значит принять на себя силу и манну Птицы. Это позволяет носителю соприкоснуться с тайным знанием птиц, познать их магическую силу и возвыситься над этим миром.
ПЕРО в сказаниях и мифологии.
Нельзя не отметить роль, которую играет перо в различных сказания, эпосах и мифах.
Еще в детстве наши бабушки читали нам сказку о прекрасной Жар-птице, перо из хвоста котороймогло заменить самое богатое освещение на долгое время, а потухнув, превращалось в золото. Также, говорили, что с помощью пера Жар-птицы можно было находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.
Жар-птица |
Прототип огненной птицы можно встретить у разных народов мира.
Птицы и перо в целом являются значимыми элементами всех мифопоэтических традиций. Они выступают как символы божественной сущности, души, жизни, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, подъёма, роста, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, плодородия, изобилия.
ПЕРО в искусстве.
Перо с его таинственным символизмом недосягаемого плотно закрепилось в различных сферах искусства.
В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего, именно тогда появилась живопись Vanitas/Ванитас (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все – суета). Ярче всего она получила выражение в натюрморте, где писчее птичье перо стало негласным символом литературного творчества и поэзии на долгие времена.
CLAESZ., Pieter Vanitas with Violinand Glass Ball (1628) |
Хочется также отметить еще один необычный вид живописи, где для придания хрупкости, воздушности и возвышенности своим картинам их начали рисовать прямо на птичьих перьях. На самом деле это очень древний вид искусства народов маори, но современные художники овладели им в совершенстве и сейчас есть практически в каждой стране.Самые известные из них, во многом благодаря интернету, это британский художник Ян Дейви, рисующий исключительно на лебединых перьях:
В других своих вариациях перо в живописи и скульптуре символизирует то, о чем мы уже упомянули в параграфах выше.
Рассмотрим несколько примеров использованья пера в скульптуре:
В данной скульптуре перо выступает символом литературного творчества и выделает Ершова как великого русского поэта, писателя и драматурга.
У здания Астраханского ТЮЗа на улице Муссы Джалиля можно заметить несколько скульптур на сказочную тему. Одна из этих скульптур изображает Иванушку-Дурачка и Конька-Горбунка. В руках у Иванушки – перо Жар-Птицы. Скульптура иллюстрирует эпизод сказки, в котором «Говорит ему конёк: “Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, Но для счастья своего не бери себе его. Много, много непокою принесет оно с собою”». Автор памятника – волгоградский скульптор Сергей Александрович Щербаков.
Древнее общество майя страдало от непомерных притязаний элиты, которая хотела жить красиво. Знатные люди любили головные уборы, богато украшенные наряды, перья редких птиц, нефрит, ракушки. Одного подобного «хозяина жизни» можно узнать в глиняной фигурке (слева). Здесь перо, конечно же, символизирует попытку возвыситься нам остальным миром.
А современный британский скульптор Кэйт Макгуаер 2 года собирала птичьи перья, чтобы использовать их в качестве материала для создания своих невероятных работ.
С помощью все тех же перьев скульптор попыталась подарить зрителям ощущение, что перед ними находится какое-то фантастическое существо. Просто поразительно, не правда ли?
Перо очень часто используется в искусстве тату, где имеет много различных значений и символических оттенков. Еще старейшие шаманы, знахари и вожди древних индейских племен делали на своем теле татуировки в виде пера для того, чтобы разговаривать с богами и лучше их понимать. В современном мире существует два способа изобразить перо в татуировке – изобразить одно перо или в сочетании с каким-либо предметом и изобразить птицу.
Обычное птичье перо может являться символом доверия, полета, легкости, высокой духовности, мужества, любви к свободе, творчества и воли.
Перо орла – символ могущества, мужества, высокого полета.
Перо павлина – символ благородства, богатства, любви, солнечный символ.
Перья Жар-птицы – символ пламени, изящества, вечной красоты и таинства.
Крылья как символ.
Ведя разговор о птичьем пере, мы не можем не уделить отдельное внимание крыльям, как символу, приближенному к перу.
Крылья имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту. Крылья - атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способность к взаимоотношениям между людьми и богами. Распростертые крылья - божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара Солнца. Тень крыльев означает божественную защиту и доверие. Окрыленное солнце или диск - это символы неустанного путешествия Солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества.
Крылья - принадлежность многих сверхъестественных существ (ангелов, демонических существ, фей, воздушных духов) в культурах древнего мира. К примеру, бог времени Хронос изображался с четырьмя крыльями, два из них подняты вверх, а два опущены (знак двойственности времени, физического и мысленного). Богинь Афину, Артемиду и Афродиту тоже представляли крылатыми, поскольку и любовь, и победа преходящи, эфемерны, они могут вспорхнуть и улететь навсегда.
Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды.
Крылья в изобразительном искусстве — символ возвышения духа и вознесения тела. Благодаря легкости перьев и взмаху крыльев оказалось возможным изображать парение, дуновение, возвышение над материальным миром, обитание в небесах. В самом широком значении искусства Классицизма и Барокко крылья символизируют ветер, дуновение, а также покровительство и защиту.
Для изображения летающих мифологических персонажей и фантастических существ тоже заимствовали крылья у птиц. Крылатый конь Пегас — одно из этих существ, он также проводник душ в загробный мир.
Крылатая богиня Ирида — вестница Зевса и Геры, а также — радуга, соединяющая землю и небо.
Богиня Ирида |
С образами древнейшей мифологии связана символика крыльев в христианстве. Крылатые Ангелы, которые нисходят на землю и посещают людей, а высшие ангельские чины — Серафимы и Херувимы — бестелесны, они изображаются в виде голов с двумя, четырьмя, Серафимы — с шестью крыльями.
Перо в скрапбукинге.
Использование настоящих перьев:
Оттиск пера на бумаге:
Вырубка и чипборд:
Маат-богиня справедливости
Маат (Аммаат) - древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута - пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.
Древнеегипетская богиня истины и справедливости Маат принимала участие в суде над душами умерших. При ней всегда было страусиное перо. Сердце умершего помещали на одну чашу весов, а перо Маат — на другую, так судьи могли видеть, тяжело сердце от грехов или нет. Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат. Если же человек прожил жизнь с «Маат в сердце», то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам. Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат. Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы.
Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.
Богиня Маат является, пожалуй, самой чтимой среди пантеона богов в Древнем Египте. Ее влияние охватывало каждого члена общества: от фараона до самых низов.
Значение имени
Маат - богиня правды и порядка. Часто ее называют богиней правосудия. Дословно ее имя означает «тот, кто является истинным». Древние египтяне считали, что каждый человек должен жить с именем Маат изо дня в день. Таким образом, подразумевалось, что он должен совершать поступки по совести и быть честным.
Удивительный факт, что этим же словом - "маат" - древние египтяне называли основание трона фараонов и богов. В буквальном смысле понималось, что справедливость и порядок являются основой любой власти, как земной, так и божественной.
Происхождение богини
Считается, что Маат является дочерью самого Ра - бога солнца, создателя всего на земле. Она также считается женой Тота - бога мудрости и знаний. Египтяне вполне благоразумно верили, что порядок и мудрость идут рука об руку, поэтому брак бога Тота и богини Маат более чем закономерен и логичен.
В древних текстах ее также называют «Глаз Ра». Возможно, потому, что бог Ра всегда должен следить за справедливостью и надлежащим исполнением законов в стране, воплощением которых являлась богиня Маат.
Образ богини
Археологи обнаружили самые разнообразные изображения богини Маат. Чаще всего ее рисуют в виде женщины со страусовым пером в волосах. Она была одета в белое или красное платье, а ее кожа имела желтый оттенок. Женщина, как правило, сидела на земле на коленях, держа в руках анкх - крест жизни.
Иногда ее изображали просто одним пером или локтем, который обозначал меру в Древнем Египте. В таком обозначение Маат представляли мерой каждого человека - то есть, его совестью.
Также найдены изображения богини Маат с крыльями или восседающей на плоском холме, одна из сторон которого была скошена. Редко, но все же есть рисунки, на которых богиня с весами в руках.
Одно из самых известных изображений богини Маат находится в гробнице фараона Рамзеса XI. Там сам он в царской одежде совершает поклон богине, которая изображена гораздо больше фигуры фараона. Исследователи считают, что таким образом передавалось величие богини, которая некоторым образом принимала фараона под свое крыло, давала ему свою защиту и поддержку.
Археологи находят те или иные символы Маат с самых давних времен Древнего Царства, когда культ преклонения перед ней начал активно распространяться по всей территории страны.
Роль Маат до сотворения мира
Древние египтяне придавали огромное значение богине Маат. Они ее отождествляли не только с правосудием, но и порядком во всем мире. Они считали, что Маат - богиня правды, она является отображением всего мироустройства вокруг них - смене времен года, движения звезд в небе и так далее. Она являла собой основу их мировоззрения и представлений об окружающем их мире. Поэтому пренебрегать ее значением они не имели никакого права.
Принципы Маат
Будучи богиней истины и правосудия, естественно, Маат имела свой свод правил, обязательных к исполнению. Каждый египтянин знал его и чтил, так как последствия могли быть трагическими как в жизни земной, так и загробной.
В целом эти 42 принципа Маат можно легко назвать кратким содержанием современного уголовного кодекса любой светской страны. И являются даже расширенным вариантом смертных грехов у православных. Хотя древнеегипетская цивилизация существовала задолго до зарождения христианства как религии.
Итак, в основном богиня истины Маат предостерегает от убийств, грабежей, обмана и чревоугодия. При этом она обращает особое внимание на психологический фактор: не обижать и не сердиться без причины, не причинять боль близким резкими словами, не быть высокомерным и не пытаться заставить других плакать.
Священной обязанностью каждого египтянина являлось неукоснительно следовать этим правилам. Это касалось как простых египтян, рабочих, так и верховной знати, жрецов и фараонов.
Маат - женщина или бог
Богиня Маат являет собой персонифицированное изображение абстрактного понятия правды, истины, порядка и справедливости. Тем не менее древние египтяне верили, что Маат очень долгое время жила среди обычных людей, как и многие другие боги. Но грехи и преступления людей заставили ее покинуть земной мир и присоединиться к сонму великих богов.
Как выглядит богиня Маат? Она в основном изображалась женщиной, одетой в длинное платье. Несмотря на то что ее часто рисовали с крыльями, голова и тело всегда оставались человеческими.
Она была неким мостом между мирами богов и людей. Она определяла весь земной порядок: движение планет и отношения людей между собой, правосудие и справедливость.
Богиня Маат в Древнем Египте
Маат известная еще со времен Древнего Царства, то есть от 2700 года до нашей эры. К сожалению, специалистам не удалось установить изначальное место зарождения этого культа, так как он получил довольно быстрое распространение по практически всей территории Древнего Египта.
При этом у египтян не было отдельного праздника, посвященного богине Маат. Но ее великое значение во время загробного суда говорит о том, что это не было знаком пренебрежения. Возможно, наоборот, - каждый день египтянин должен был жить в соответствии со своей совестью, то есть «с Маат в сердце». Таким образом, он постоянно думал и мыслил о богине, о порядке, о справедливости, и о чести.
Египетская богиня Маат (фото ее, конечно же, нет, только рисунки) на стенах храмов и гробниц изображалась не так уж часто. Но все же она была олицетворением весьма абстрактных понятий: «истина», «справедливость», «порядок». При этом все египтяне верили, что они живут благодаря ей, с ее непосредственной помощью и при ее участии.
Жрецы Маат
Великий визир носил также титул жреца Маат, так как являлся одновременно и верховным судьей. А по мнению древних египтян, вершить правосудие без участия богини Маат было просто невозможно. В качестве знака своего особого статуса жрец Маат носил на груди образ богини, отлитый из чистого золота.
Поэтому когда говорят о жрецах Маат, подразумеваются не исполнители религиозных обрядов и священнослужители, а те, кто помогают вершить закон и восстанавливать справедливость в стране.
Роль в загробной жизни
Огромное значение придавалось роли богини Маат во время перехода души человека из земной жизни в загробную. Считалось, что именно она играла основную роль во время загробного суда. Бог Анубис с головой шакала держал в руках чашу весов. На одной стороне лежало сердце недавно умершего человека. А на другую чашу богиня справедливости Маат клала свое страусовое перо. В случае если сердце человека оказывалось легче его, тогда его душа считалась чистой и могла проследовать в рай. Для «легкого» сердца необходимо было всю жизнь прожить, следуя принципам и заветам этой строгой, но справедливой богини.
Если же человек прожил бесчестную и греховную жизнь, то его сердце перевешивало перо богини, и душа съедалась страшным богом Амту в виде туловища льва с головой крокодила. Этот исход был окончательным для души - она не имела более возможности переродиться и попытаться исправить свои предыдущие ошибки земной жизни.
Поэтому древние египтяне очень страшились идти против принципов Маат - ведь от этого зависела дальнейшая загробная жизнь. Если человек прожил честную и безгрешную жизнь, то ему нечего бояться этого суда - он идет на него с легким сердцем. Достаточно легким, чтобы оказаться легче пера Маат.
Значение Маат для египетских фараонов
Фараоны Древнего Египта как никто уважали и ценили богиню Маат. Они управляли государством в соответствии с ее принципами, согласно ее законам и предписаниям. Египетская богиня Маат помогала им в поддержании порядка в стране. И они же должны были просить ее о благосклонности. Ведь если в стране начинались различные неурядицы и смута, то простые египтяне искренне верили, что богиня отвернулась от их фараонов. А значит, грядут хаос и разруха. Чтобы умилостивить разгневанную богиню, жрецы усиленно молились и проводили многочисленные ритуалы в ее честь. Ведь иначе страна будет обречена. А вместе с ней и народ. А с возвращением милости от богини Маат, в государстве вновь воцарятся справедливость и должный порядок.
Фараоны особенно чтили богиню Маат, так как именно она отвечала за политическую стабильность в государстве, за его процветание и устойчивость. Она дает фараону свод законов, по которым он обязан управлять государством, а его подданные должны свято чтить и следовать им. Иначе в эти земли придет хаос и разрушит все на своем пути, сметет власть фараона, уничтожит всю страну и ее жителей.
Роль богини для простых египтян
Можно с уверенностью сказать, что Маат - богиня Египта, которая была одной из самых почитаемых. Выше ее по распространенности был, возможно, только сам бог Ра - создатель всего мира и, по легенде, ее отец.
Изначально исследователей религиозных культов в Египте сбивало с толку практически полное отсутствие собственных храмов в честь богини. Однако ее изображения встречаются практически во всех святых строениях в честь других богов. Таким образом египтяне показывали, что без нее невозможно прожить.
А для простых египтян это еще была и определенная связующая между людьми из разных слоев. Как слуге необходимо было чтить и слушаться своего господина, так и господину следовало заботиться о своих слугах и защищать их. Именно верность принципам богини Маат позволяла людям из низших слоев мириться со своим зачастую незавидным положением в обществе. Богиня Маат позволяла различным слоям общества жить в равновесии друг с другом.
Храм Хатхор-Маат
Несмотря на то что заветами богини Маат пропитана буквально вся жизнь древних египтян, только один храм носит непосредственно ее имя. Хотя, так или иначе, ее изображения присутствуют практически во всех религиозных и значимых сооружениях Египта, обнаруженных археологами и историками.
Этот храм находится в городе Сет-Маат. Его название переводится как "Долина Истины". В современной жизни этот город переименован в Дейр эль-Мадинэ - монастырский город. Он играл большую роль в жизни Древнего Египта - это видно из названия. Фараон лично управлял им, а средства на его содержание выделялись из государственной казны.
Совсем рядом находятся: Долина царей, Долина цариц, Долина знати. Сложно предположить, что такое соседство случайно. Храм находится в самом центре старого города.
Согласно данным археологов и историков, вокруг храма жили мастера самой высокой квалификации в стране: скульпторы, художники, резчики, архитекторы. Возможно, в этом величественном строении они проходили обряды, разрешающие им работать в священных местах, сооружать гробницы для фараонов, строить и украшать религиозные сооружения.
О высоком значении этого города говорит наличие хорошо вооруженной охраны для его защиты от внешних врагов. Даже существовали отдельные воинские части, которые днем и ночью несли службу у городских стен.
Этот город, который сложился вокруг храма Маат, можно назвать своеобразным мастеровым университетом, в котором самые искусные мастера передавали своим ученикам секреты искусства.
Символы Маат
Как следует из изображений богини, главным ее символом является страусовое перо. Оно же служит мерилом греховности сердец умерших египтян во время загробного суда. Но у богини нет священных животных. Только одно насекомое символизирует ее - пчела. И плод ее трудов - воск. Богиня всегда изображалась в желтых оттенках. Возможно, таким образом подчеркивалось ее происхождение - дочери бога солнца Ра.