Cупруга бога войны Монту - Рат-туи - Египетские пирамиды навсегда! Значение слова рат-тауи в древнеегипетском словаре-справочнике Египетская богиня солнца тауи.

23.01.2020

Ра (или Рэ) – древнеегипетский бог солнца. К эпохе V династии (XXV-XXIV века до Рождества Христова) он стал одним из главных богов египетской религии, отождествляясь в первую очередь с полуденным солнцем.

При более поздних египетских династиях Ра был объединен с богом Гором (Хором) в культе Ра-Хорахти («Ра, который есть Гор двух горизонтов»). Считалось, что он правит всеми частями мира: небом, землёй и преисподней. Ра ассоциировался с соколом или ястребом. Когда в эпоху Нового царства возвысился культ бога Амона он слился с Ра как Амон-Ра. В период Амарны фараон Эхнатон подавил культ Ра ради другого солнечного божества, Атона , обожествленного солнечного диска, но после смерти Эхнатона поклонение Амону-Ра было восстановлено.

Культ чёрного быка Мневиса, воплощения Ра, имел свой центр в Гелиополе, к северу от которого располагалось особое кладбище для принесенных в жертву быков.

Египтяне верили, что все формы жизни были созданы Ра, который вызывал каждую из них к существованию, произнося их тайные имена. Человек был создан из слез и пота Ра, поэтому египтяне называли себя «Скотом Ра». В мифе о Небесной Корове рассказывается, как люди составили заговор против Ра и, как он послал своё око , в виде богини Сехмет, чтобы наказать их. Затем Ра унял яростную Сехмет, напоив её вместо крови пивом, смешанным с красной краской.

Ра - бог солнца в религии Древнего Египта

Функции бога Ра

Ра и солнце

Для древних египтян солнце было прежде всего источником света, тепла и роста живого. Это делало его очень важным божеством – владыкой всего, им созданного. Солнечный диск считался телом или оком Ра. Ра был отцом Шу и Тефнут – бога ветра и богини дождя. Богиня Сехмет, изображаемая в виде свирепой львицы, родилась из огня Ока Ра.

Ра в подземном мире

Согласно древнеегипетской мифологии, Ра путешествует на двух солнечных лодках: утренней – Манджет (Лодке миллионов лет) и вечерней – Месектет. В них он совершает свой путь по небу и по Дуату – Преисподней. Находясь в лодке Месектет, Ра принимает вид с головой барана, отождествляемый с богом Атумом. В поездках на солнечной лодке Ра сопровождают божественные энергии: Сиа (восприятие), Ху (повеление) и Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады (Девятерицы главных египетских богов) помогали ему в этих путешествиях. Бог Сет победил стремившегося проглотить Ра змея Апофиса, а бог Мехен защищал Ра от чудовищ подземного мира.

Апофис , бог хаоса, огромный змей, каждую ночь пробует остановить лодку Ра, проглотив её или заворожив гипнотическим взглядом. Ночная лодка Месектет несёт Ра через подземный мир обратно на восток. Древнеегипетские мифы о Ра представляли восход солнца в виде его повторного рождения богиней неба Нут. Таким образом, Ра приписывалось постоянное возрождение и обновление, что усиливало его связь с творческими силами.

Ра как Создатель

Древние египтяне поклонялись Ра как Богу-Творцу. Это сторона его культа была особенно сильна в Гелиополе. Считалось, что Ра создал человека из своих слёз во время плача. Почитатели Ра говорили, что он создал и самого себя, тогда как приверженцы другого древнего культа – бога Пта считали, что создателем Ра был Пта. В одном отрывке из Книги Мертвых , Ра режет самого себя, и его кровь превращается в две духовных персонификации: Ху (волю) и Сиа (ум). Ра признавался также создателем времён года, месяцев, растений и животных.

Облик и изображения Ра

Бог Ра представлялся в различных формах. Обычным его изображением был человек с головой сокола и обвитым змеёй солнечным диском поверх неё. В других случая Ра изображался как человек с головой жука (Хепри), или человек с головой барана. Ра также имел вид упитанного барана, жука, птицы Феникс , цапли, змеи, быка, кошки, льва.

Считалось, что в Подземном мире он принимает обличье барана. В этой форме Ра называли «бараном запада».

В некоторых произведениях египетской литературы, Ра описан как пожилой царь с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.

Ра с богиней Иментет. Изображение из гробницы главной жены Рамзеса II Нефертари. XIII в. до Р. Х.

Культ Ра

Главным культовым центром Ра был Иуну («Место обелиска») позже называвшийся греками Гелиополем («Городом Солнца»). Сейчас это один из пригородов Каира. В Иуну он отождествлялся с местным богом солнца Атумом. Как Атум или Атум-Ра он считался главой Эннеады («Девятерицы» главных богов), в которую входили также Шу и Тефнут, Геб и Нут , Осирис и Исида , Сет и Нефтида . Праздник «встречи Ра» отмечался 26 мая по григорианскому календарю.

Его культ в Гелиополе стал усиливаться примерно со II династии фараонов, провозгласившей Ра солнечным богом. Фараоны IV династии считались воплощениями этого бога на земле и называли себя «сынами Ра». Почитание Ра ещё возросло при V династии, когда Ра стал государственным божеством и фараоны воздвигали особые пирамиды, обелиски и солнечные храмы в его честь. Правители V династии утверждали, что каждый из них рождается от самого Ра и жены гелиопольского первосвященника. Эти фараоны тратили громадные суммы на храмы Солнца. Тогда стали появляться первые Тексты пирамид, придававшие Ра всё больше значения в путешествии фараона через подземный мир.

В эпоху Среднего царства , Ра стали активно сочетать с другими важными божествами, особенно с Амоном и Осирисом.

Во время Нового царства , поклонение Ра стало сложнее и величественнее. Стены гробниц испещрялись подробными текстами, которые повествовали о путешествии Ра через подземный мир. В них уверяли, что Ра перевозит в своей лодке молитвы и благословения живых вместе с душами умерших.

Служение Ра сопровождалось гимнами, молитвами и заклинаниями с целью помочь этому богу и его солнечной лодке восторжествовать над змеем Апопом.

Утверждение христианства в Римской империи положило конец поклонению Ра в Египте. Культ Ра теперь стал возбуждать лишь академический интерес, даже среди египетских жрецов.

Ра и другие египетские боги

Личные черты Ра часто сочетались с чертами других богов в слитных религиозных образах.

Амон-Ра

Бог Амон был членом фиванской Огдоады («Восьмерицы Богов»). Его культ, вероятно, шёл от Амаунета, древнейшего божественного покровителя Фив. Амон тоже был богом-творцом, создававшим всё при помощи дыхания, и поначалу больше ассоциировался с ветром, а не с солнцем. С течением времени Амон стал почитаться в Верхнем (Южном) Египте так же сильно, как Ра в Нижнем (Северном). В конце концов их объединили в образе Амона-Ра, солнечного бога-творца. Трудно установить, когда впервые возникло это сочетание, но ссылки на Амона-Ра имеются уже в Текстах пирамид начала пятой династии. Новое царство возникло как итог борьбы за объединение Египта с юга, и правители XVIII династии стали поддерживать культ Амона-Ра, чтобы объединить южного Амона с прежними верованиями в Ра. Амон-Ра получил официальный титул «царя богов», и изображался в виде человека с красными глазами и головой льва, окружённой солнечным диском.

Атум-Ра

Атум-Ра (или Ра-Атум) был еще одним «составным» богом. С Атумом Ра имел больше сходства, нежели с Амоном. Атум был теснее связан с солнцем и иногда признавался создателем Эннеады. И Ра, и Атум считались отцами богов и фараонов, оба они были широко почитаемы. В ряде древнейших мифов Атум, подобно Ра, именовался создателем Тефнут и Шу, а сам был рожден от «океана хаоса» – Нун .

В поздней египетской мифологии слово «Ра-Хорахти» было больше титулом или атрибутом, чем составным божеством. Это слово переводится как «Ра (который есть) Хор горизонтов». Этот образ устанавливал связь между Хорахти (восходом солнца, ассоциируемый с Гором) и Ра. Образ Ра-Хорахти символизировал путь солнца-Ра от горизонта до горизонта, подчёркивая аспект Ра как божества надежды и возрождения.

Ра-Хорахти, ок. II в. до Р. Х.

Ра, Хепри и Хнум

Хепри был жук-скарабей, который выкатывал солнце на небо по утрам и иногда рассматривался как утреннее проявление Ра. В Хнуме , боге с головой барана, видели вечернее проявление Ра. Идея различных божеств (или различных аспектов Ра), воплощающих в себе разные части дня, была довольно распространенной. При таком детальном различении Хепри и Хнум олицетворяли восход и заход солнца, а в Ра часто видели солнечный пик в полдень. Иногда с этими же дневными периодами связывали разные аспекты Гора.

Рат-Тауи

Рат или Рат-Тауи была женским воплощением Ра, имевшим мало самостоятельного значения. В некоторых мифах она считалась женой Ра или его дочерью.

Боги, созданные Ра

Баст

Баст (Бастет), иногда именуется «кошкой Ра». Она тоже считалась его дочерью и связывалась с «мстительной функцией» Ока Ра. Баст прославилась тем, что обезглавила змия Апофиса (заклятого врага Ра, «бога» Хаоса). В одном мифе Ра посылает Баст как львицу в Нубию.

Сехмет

Ещё одна дочь Ра – богиня Сехмет , часто отождествляемая с Хатхор. Она изображается в виде львицы или большой кошки и тоже является «Оком Ра» – орудием мести бога солнца. В одном мифе Сехмет так наполняется гневом, что Ра приходится превратить её в безвредную корову. В другом мифе Ра опасается заговора, составленного против него человечеством, и посылает Хатхор уничтожить людскую расу. На следующее утро Сехмет-Хатхор идет, чтобы закончить дело уничтожения и пьет то, что ей кажется кровью. Но эта жидкость оказывается красным пивом, и у опьянённой Сехмет нет сил закончить резню. В одном папирусном календаре счастливых и несчастливых дней Сехмет, Гор, Ра и Буто связаны с затменной двоичной звездой Алголь.

Хатхор

Хатхор – ещё одна дочь Ра, которую иногда отождествляют с Сехмет. Как сказано выше, она то ли как воплощение Сехмет, то ли вместе с ней участвовала в попытке истребить враждебное её отцу человечество. В одном мифе Хатхор, чтобы вылечить Ра от приступа раздражения, танцует перед ним обнаженной, до тех пор, пока он не начинает смеяться. Когда Ра лишается Хатхор, он впадает в глубокую тоску.

Боги-соперники Ра

Пта

Пта редко упоминается в литературе пирамид Древнего Царства. По мнению некоторых, это – результат вражды к Пта гелиопольских почитателей Ра, бывших основными составителями этих надписей. Последователи Ра относились к Пта с ревнивой завистью. Они полагали, что Ра сам себя создал, но другие считали, что его создал Пта.

Исида

Исида часто плела интриги против Ра, ибо хотела возвысить своего сына Гора. В одном мифе Исида создала змея, чтобы он отравил Ра, и дала ему противоядие только тогда, когда он открыл ей свое истинное имя. Ра стал бояться Исиду, ибо, зная его тайное имя, она могла использовать всю его мощь против него же – и доставить Гору трон царя богов.

Апоп

Змей Апоп, также называемый Апофисом, был богом хаоса и самым опасным врагом Ра. Говорили, что он лежит чуть ниже линии горизонта и пытается пожрать Ра, как только тот спускается в подземный мир. Когда Апоп начинает заглатывать Ра, начинается заход солнца, а когда он проглатывает его почти целиком – наступает ночь. Но ему так никогда и не удаётся проглотить Ра совсем. В конце концов Апоп выплёвывает солнечного бога обратно – и начинается восход.

РАТ-ТАУИ

в египетской мифологии богиня, жена Монту, родившая ребенка-солнце Гора-па-Ра. Связана с культом Ра, отождествлялась с Иунит. Ипостасью Рат-Тауи не редко являлась Сешат.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

Древнеегипетский словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАТ-ТАУИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РАТ-ТАУИ
  • РАТ-ТАУИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в египетской мифологии небесное божество, жена бога Монту, родившая …
  • РАТ
    Гергар (vom Rath, 1830—1888) — немецкий геолог и минералог; был профессором минералогии и геологии, в Бонне и директором минералогического музея. …
  • ТЕНЕНЕТ
    (Чененет) в египетской мифологии богиня города Гермонта. Жена Монту, связана с Себеком. Изображалась в виде женщины, отождествлялась с Рат-тауи. В. …
  • СЕШАТ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии богиня письма. Дочь или сестра (жена) Тота. Изображалась женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконечной …
  • ГОР в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    (Хор) в египетской мифологии божество, воплощенное в соколе. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его …
  • МАГ РАТ в Энциклопедии кельтской мифологии:
    В мифологии ирландских кельтов - "Равнина Процветания", место известной …
  • ИУНИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    в египетской мифологии богиня г. Гермонт (егип. Иуни); отождествлялась с …
  • ФОМ РАТ ОТТО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Otto vom Rath) — немецкий анатом и гистолог (1858—1901). В Страсбурге изучал естественные науки, в 1886 г. доктор философии за …
  • РАТ, ОТТО
    (Otto vom Rath) ? немецкий анатом и гистолог (1858?1901). В Страсбурге изучал естественные науки, в 1886 г. доктор философии за …
  • РАТ, ГЕРГАР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (vom Rath, 1830?1888) ? немецкий геолог и минералог; был профессором минералогии и геологии, в Бонне и директором минералогического музея. Р. …
  • Ацетилцистеин в Справочнике лекарственных средств:
    АЦЕТИЛЦИСТЕИН (Асеtуlсуsteinum). N-Ацетил-L-цистеин. Синонимы: Бронхолизин, Мукосольвин, Аcetein, Асеtуlcysteine, Аirbron, Вroncholysin, Fluimucetin, Fluimucil, Inspir, Мucisol, Мucofilin, Мuсоlу ticum, Мucomyst, Мucosolvin, Racomex …
  • ФЕРДИНАНД VII
  • НАПОЛЕОН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Французский император из династии Бонапартов, правивший в 1804 - 1814,1815 гг. Король Италии в 1805- 1814 гг. Сын Карло Буонапарте …
  • АРИСТОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Царь лакедемонян из рода Эврипон-тидов, прививший в 550-515 гг. до Р.Х. Сын Агасикла. Хотя Аристон и был женат дважды, потомства …
  • МЕМФИС в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    (др. егип. Меннефер, Хет Ка Птах) одна из величайших столиц Египта, процветавшая на протяжении нескольких тысячелетий; центр города располагался неподалеку …
  • ФЕРДИНАНД VII в биографиях Монархов:
    Король Испании из рода Бурбонов, правивший в 1808, 1814—1833 гг. Сын Карла IV и Луизы Пармской. Ж.: I) с 1802 …
  • АРИСТОН в биографиях Монархов:
    Царь лакедемонян из рода Эврипон-тидов, прививший в 550—515 гг. до Р.Х. Сын Агасикла. Хотя Аристон и был женат дважды, потомства …
  • 1938.11.06 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Париже убивают немецкого дипломата Э. фон РАТ, что дает повод для резни евреев в …
  • БОЛЕЗНЬ ЛМРБУРГВИРУСНАЯ в Медицинском словаре:
  • БОЛЕЗНЬ ЛМРБУРГВИРУСНАЯ в Медицинском большом словаре:
    БОЛЕЗНЬ ЛМРБУРГ-ВИРУСНАЯ Болезнь Марбург-внрусная - тяжёлая, острая и часто фатальная вирусная геморрагическая лихорадка. Главный фактор патогенеза - нарушение функций тромбоцитов …
  • ЧЕХОСЛОВАКИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАИЛАНД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    I. Общие сведения Т. - государство в Юго-Восточной Азии, главным образом на полуострове Индокитай и его южной оконечности (северная часть …
  • ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Старая риторика, выделяя письмо в особый литературный род, определяла его границы, исчисляла его виды и свойства, характеризовала его стиль. Одни …
  • ШОТЛАНДИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ТРИФКОВИЧ КОСТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    сербский писатель (1843—75). Писал главным образом для театра: "Мило за драго", "Французско-пруски рат", "Пола вина пола воде", "Младост Доситиjа Обрадовића", …
  • САХАРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Сахара - значительное пространство Северной Африки, состоящее побольшей части из пустынь. Границы С. по определениям разных ученыхдалеко не совпадают. Наиболее …
  • РИГА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - губ. г. Лифляндской губ., важнейший после С.-Петербурга и Одессы портовый город России, при р. Зап. Двине, в 10 в. …
  • РА, ЕГИПЕТСКОЕ БОЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    верховное божество древних египтян. Имя это означает "солнце" (коптское PH), богом которого и был Р. Центром культа был Илиополь (см.), …

Рат-тaуи (Рет-тауи, Рает, Рет) - жена бога войны Монту . Вместе с ним и их сыном Хорпократом (Гор -ребенок) сформировала триаду города Медамуда в Верхнем Египте. Тесно связана с богом Ра .

Первоначально считалась женской формой солнечного бога под именем Рает (Рет). В этом качестве могла почитаться как супруга Ра и мать всех божеств. Позже была известна как Солнце (женское) Двух Земель. Также она упоминается как Рат-тaуи, которая проживает в Фивах, госпожа Небес, хозяйка богов и богинь. Прослеживается ее связь с богиней-львицей Пахт .

Как и многие другие богини, близко связанные с Ра, она приняла на себя эпитет Глаза Ра . То есть в этом качестве она становилась дочерью солнечного бога, его (и фараонов) защитницей. Греки называли ее Ратус, а идентифицировали ее со своей богиней Лето.

В честь этой богини египтяне устраивали фестиваль в четвертый месяц сезона урожая. Представляется, что в эпоху Нового царства такая популярность Рат-тaуи была во многом определялась и тем, что она считалась поручителем (свидетелем) при совершении клятв. Ее культовые центры были в Медамуде, Тоде и Фивах.

Изображалась обычно так, как изображается богиня Хатхор – с головным убором в виде двух лирообразно выгнутых коровьих рогов, между которыми расположен солнечный диск иногда с двумя перьями на вершине. В этом случае без дополнительных пояснений отличить изображения этих двух богинь практически невозможно.

В виде животного могла принимать облик самки гиппопотама.

Похожие статьи