Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект - это залог успешно сданного экзамена.
Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет
А вам уже исполнилось 18?
Почему необходимо научится писать конспекты и
Порядок ведения конспекта
Как красиво и правильно писать конспект
Конспект — это краткое содержание лекции или произведение, в котором выделено всё главное и существенное. Записывать информацию нужно коротко и содержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради — так легче найти нужную информацию.
Не стоит путать конспект с планом, ведь это понятие намного шире. Но общее у них всё-таки есть — умение разделить беседу или произведение на логически связанные части.
В конспекте обязательно используется рассмотрение примеров и цитирование. Последнее стоит делать по всем правилам — выделать кавычками и указывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины и понятия. Это поможет более эффективно запомнить и систематизировать информацию, полученную во время занятия. Кроме того, при подготовке к зачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное в кратчайшие сроки.
Для конспектирования беседы вам понадобится записать её тему, краткое содержание, все основные мысли и тезисы. Главная ошибка в ведении записей — слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно ни к чему, ведь это будет занимать слишком много времени, и вы попросту не успеете за лектором. В итоге вы рискуете потратить драгоценные минуты на мелочи, упустив при этом всё самое главное.
Просмотреть примеры конспектов вы можете в интернете, просто отправив запрос с темой на соответствующем сайте. Но надеяться на такие подсказки нельзя — во всемирной сети много неточных (а иногда и откровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации и уточнения информации, а не как её главный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно во время лекций и от руки (вклейки и цитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).
Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было в итоге интересно читать. Если вы используете в тексте сокращения (а они иногда просто необходимы) не забудьте где-то записать их расшифровку. Это нужно для того, чтобы в ответственный момент вы не тратили время, чтобы понять, что значит та или иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.
Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты и выписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко и понятно. По содержащейся в конспекте информации их можно условно поделить на плановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки и цитаты) и свободные (есть признаки двух предыдущих видов).
Особенности написания конспекта по русскому языку и литературе
Написание конспекта — это, по сути, логическая переработка исходного текста и запись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта по русскому языку очень важно обращать внимание на правила и примеры к ним. Они должны иметь логическую связь — это необходимо для последующего восстановления информации в полном объеме. То есть конспект должен отвечать на три главных вопроса — о чём говорится, что самое важное и что с этим следует делать.
Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.
Особенности написания конспекта по ФГОСу
Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).
При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.
Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.
Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе
Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).
Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.
А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.
Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать
Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.
Порядок ведения конспекта
Правильное и красивое записывание главных тезисов любой информации — это путь к весьма успешному обучению в школе и в институте. Твёрдых правил ведения записей не существует — каждый выбирает для себя те методы, которые ему ближе и проще. Способы эффективного выделение и запоминания материала у каждого также свои — кому-то помогают пометки на полях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, а кто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.
Технология написания конспекта достаточно проста — сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется и кратко заносится в тетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила и термины обязательно выделяются. В качестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только от порядка изложения материала. Также при конспектировании не стоит забывать, что план — это основа записей, от которой вы будете отталкиваться в будущем.
Написание конспекта — это не сложно, если не лениться и быть настроенным на интенсивную работу. Поверьте, время, потраченное на записывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей во время подготовки к ЕГЭ или сессии.
Данный урок поможет организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения. В ходе урока, выполняя разнообразные задания, учащиеся установят черты различия растений и животных, вспомнят четыре среды жизни живых организмов, в том числе и животных, группы экологических факторов, понятие «биоценоз» и типы взаимоотношений между животными. Урок сопровождается яркой презентацией. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».
Разработка содержит конспект урока, презентацию и видеоролик. Это второй урок по теме "Строение клетки", на предыдущем изучались все органоиды, кроме ядра.
Большая часть урока посвящена закреплению и проверке знаний о строении и функциях органоидов клетки, чему поможет презентация с настройками на появление подписей к рисункам; меньшая - изучению строения и функций ядра с помощью просмотра видеоролика и выполнения самостоятельных заданий в тетради.
Урок построен по программе Н.И. Сонина, материал общей биологии 10 класса, базовый уровень, но вполне может использоваться и в 9 классе по концентрической программе того же автора либо других авторов. На уроке используется разнообразная самостоятельная, парная и групповая работа учащихся.
Целевая аудитория: для 10 класса
Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"
Методическая разработка урока "Человек в живой природе" для 11 класса. Урок открытия нового знания. Содержит задания доказательства принадлежности человека к миру животных. Включает этап рефлексии и домашнее задание по выбору.
Целевая аудитория: для 11 класса
Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.
Целевая аудитория: для 5 класса
Конспект и презентация к уроку по биологии "
Задачи урока:
Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК).
Сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма.
УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.
Целевая аудитория: для 8 класса
Данный урок является вводным уроком биологии в 6 классе. Материал урока позволяет сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека, углубить знания о признаках и органах растений. Урок сопровождается красочной презентацией.
Целевая аудитория: для 6 класса
Разработка урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". 7 класс.
УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.
Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;
- Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;
- Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;
- Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).
Целевая аудитория: для 7 класса
Урок по биологии в профильном 11 классе «Решение генетических задач».
Вид урока: урок - практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма организации деятельности учащихся - групповая.
Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.
Целевая аудитория: для учителя
Введение БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Методы научного познания
Главная задача общей биологии выявление и объяснение общих закономерностей развития органического мира
Основные признаки живого
единство элементарного химического состава
Обмен веществ и энергии
Само регуляция
Размножение
Последовательность и изменчивость
Рост и развитие
Раздражительность и движение
Уровни организации живого мира:
Биосферный
Популяционно видовой
Организменный
Тканевой
Клеточный
Молекулярный
Методы познания
Наблюдение
Экспериментальный
Сравнение
Исторический
Моделирование
История изучения клетки. Клеточная теория
История изучения клетки связана с именем многих учёных. Гук 1665Сконструировал срез пробки. Ячейки, которой он увидел он назвал клеткой. А Левенгук сконструировал микроскоп, который увеличивал в 200 раз и рассматривал клетки животных и растений
Ботаник Шлейдан и зоолог Шванн обобщили знание о клетке и сформировали клеточную теорию. Но они не верно объяснили появление новых клеток из не клеточного вещества. 1858 Ф Вирхов доказал что все клетки образуются из двух клеток.
Основные положения клеточной теории
1-клетки элементарная единица всего живого
2-Все клетки имеют схожие по своему строению и составу
3-Клетки порождают только клетки
Многоклеточные организмы представляют собой сложноорганизованные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.
Сходное клеточное строение организма имеет общее происхождение
Химический состав клетки
В состав клетки входят
Неорганические вещества вода и минеральные соли (выделяют микроэлементы 98% С, водород, кислород азот 1,8%, хлора, калия, серы. Микроэлементы 0,2 % йод, фтор, медь. Вода является растворителем (жиры не растворимы)
Гидрофильные хорошо растворимы в воде (сахара соли). Вода участвует во многих процессах обмена веществ (Фотосинтез АТФ)
Органические вещества - это белки жиры, углеводы нуклеиновые кислоты ДНК и РНК и АТФ
Белки состоят из углерода, водорода и азота - это полимер, состоящий из мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты.
Свойства белков:
Специфичность-это разрушение 2-3-й структуры белка под действием высоких температур
Различают
Первичная структура
Вторичная структура более плотная
Третичная структура еще плотней
Функции белка
Строительная
Транспортная
Защитная
Каталитическая - ускоряют реакцию
Энергетическая - при расщеплении 1 гр. белка высвобождается 17,1 Кдж энергии
Углеводы – состоят из (C , H 2. O 2). Выделяют моносахариды (глюкоза, фруктоза) хорошо растворимы в воде
Полисахариды (крахмал) не растворимы в воде не сладкий.
Функции
Строительная
Энергетическая (17,1 Кдж)
Жиры не растворимы в воде, состоят из аминокислот
Функции
Строительная
Защитная
Энергетическая (При расщеп 1 гр. жира выдел 39 Кдж)
Исследование каталитической активности ферментов
Цель работы сформировать знания о роли ферментов в клетках. Закрепить умение проводить эксперимент и обеспечить их результат.
Оборудование: Раствор пероксида водорода, кусочки сырого и вареного картофеля, кусочки сырого и вареного мяса, пробирки, пинцет
Ход работы
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек сырогокартофеля
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек вареного картофеля
При варке произошла денатурация белка фермента
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек вареного мяса
Изменение с раствором не происходят
В клетках мяса присутвуют ферменты
В пробирку с Н2О2 поместили кусочек сырого мяса
Бурное выделение пузырьков кислорода
В клетках картофеля присутствуют вещества ферменты ускоряющие расщепление Н2О2
Вывод: Действие ферментов в растительных и животных клетках схожи между этими организмами.
Строение клетки
Основным составом клетки является цитоплазма и оболочка. Цитоплазма образована цитоплазматическими веществами в ней расположены органоиды, постоянно присутствующие структура и включения - непостоянная структура (капельки жира, крахмала).
Выделяют
Мембранные органоиды-комплекс голь джи, лизосомы, митохондрии
Не мембранные - Рибосомы клеточный центр
Строение и функции органоидов клетки
КомплексГоль джи
Утолщенные цистерны
Упаковка веществ, формирую лизосом
Митохондрии
Округлые тельца 2 мембраны. Наружная образует кристы
Синтез АТФ
Клеточный центр состоит
Лейкопласт
Белая окраска
Хлоропласты
Фотосинтез
Хромопласты
Придают окраску
Лабораторная работа №1
Сравнение строения клетки растений и животных
Цель: продолжить формирование умений, готовить микропрепараты выявлять особенности строения растительной и животной клетки.
Оборудование: предметное и покровное стекло, пинцет преподовательные иглы, микроскоп, йод, лук, готовые микропрепараты.
Ход работы
Приготовление микропрепарата клеток кожице лука. Его осматрении при малом и сильном увеличении.
РИСУНОК 1
Строение клеток кожицы лука при малом увеличении-м, большом-б
Оболочка клетки
Цитоплазма
Ядро
Ядрышко
Вакуоль
Рассмотрели под микроскопом однослойный плоский эпителий (мезотелий) сальника кролика на готовом микропрепарате
РИСУНОК 2
Клетка мезотелия
Границы клеток
Ядро
Цитоплазма
Провели сравнительную характеристику животной и растительной клетки
ВыводПри сравнении растительных и животных клеток выявлены черты сходства их строение, что свидетельствует об различных путях эволюции растительного и животного мира.
Лабораторная работа №3
Изучение плазмолиза и диплазмолиза в клетках растений
Цель работы: Продолжить формирование умений готовить образцы, рассмотреть их под микроскопом, изучить явление плазмолиза и диплазмолизав в клетке кожице чешуйки лука.
Оборудование: предметное и покрывное стекло, пинцет, преподовательные иглы, микроскоп, йод, лук, Припаровательная булавка, насыщенный раствор Na Cl
Ход работы
Приготовили микропрепарат клеток кожице чешуи лука, рассмотрели его под микроскопом.
На предметное стекло поместили каплю насыщенного раствора Na Cl оттягивая воду с противоположной стороны фильтровальной бумагой. Через некоторое время наблюдаем плазмолиз, т.к. концентрация воды внутри клетки выше, чем с наружи
На предметное стекло положили каплю воды оттягивая с противоположного края раствор Na Cl . Наблюдаем деплазмолиз т. К. происходит перемещение воды из наружного пространства клетки внутрь клетки.
Вывод: В ходе лабораторной работы пронаблюдали явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках чешуи лука. Выяснили, что оболочка клетки обладает полупроницаемостью
Клеточное ядро строение и функции хромосом.
Обязательным компонентом Эукариотических клеток является ядро. Оно хранит информацию о структуре организма и контролирует все процессы жизнедеятельности. Клеточное ядро окружено ядерной оболочкой, содержит ядерный сок, хроматин и одно или несколько ядрышек, Ядерная оболочка состоит из 2 мембран. Наружная мембрана переходит в эндоплазматическую сеть. Поверхность ядра пронизана порами, которые осуществляют обмен различными веществами.
Ядерный сок-р-р белков углеводов и нуклеиновых кислот ДНК РНК, в нем проходят все внутриядерные процессы
Ядрышко-это место синтеза РНК, в котором образуются виды РНК участвующие в биосинтезе белка.
В ядре клетки находятся молекулы ДНК, которые содержат информацию о всех признаках организма.
Молекулы ДНК вместе с белками образуют комплексы - Гистоны
В ядре делящейся клетки эти нити длинные и тонкие. В период подготовки клетки к делению молекулы ДНК сприрализуются, укорачиваются, становится видимыми в световой микроскоп наз. - хромосомами.
Форма хромосом зависит от расположения первичной перетяжки.
Центромера - это место, к которому прикрепляются нити веретена деления.
Совокупность всех признаков хромосомного набора характерного для того или иного вида называется кариотипом.
У человека 46 хромосом. Несущие более 30 000 генов.
Выделяют
Гаплоидный-одинарный набор хромосом(n )
Диплоидный 2-й набор хромосом (nn )
Гомологичные хромосомы одинаковые-это хромосомы одинаковые по форме размеру несущие одинаковые гены
ДНК-носитель наследственной информации. Биосинтез белка.
Информация о структуре всех белков организма записана в молекулах ДНК и называется генетической информацией.
Набор сочетаний из трех нуклеотидов кодирующих состав аминокислот называется генетическим кодом.
Ген-участок молекулы ДНК несущий наследственную информацию.
Биосинтез белка:
Транскрипция-переписывание информации о структуре белка с молекулы ДНК на инф., РНК
Трансляция перенос аминокислот к месту синтеза белка. В цитоплазме находятся транспортные РНК под влиянием ферментов и энергии образуются компл сост. из аминокислоты и транспортной РНК. Он движется к рибосоме месту синтеза белка. Если триплет и РНК комплементарен (соответствует) триплету t -РНК, то между аминокислотами возникает пептидная связь и молекула белка при этом удлиняется. Так происходит до тех пор, пока рибосома не пройдет весь путь по i -РНК или пока не дойдет несмещённый триплет. Образовавшийся белок по каналам эндоплазматической сети идет в ту часть клетки, где он необходим.
Все процессы идут с участием АТФ. Процесс удвоения ДНК синтез I -РНК и белков называются реакцией матричного синтеза.
Матричный тип реакции лежит в основе способности живых организмов воспроизводить себе подобных.
Картинка3
Безъядерные и ядерные клетки. Особенности строения прокариот и эукариот.
Все организмы, имеющие клеточное строение делятся на две группы:
Пред ядерные (прокариоты),
ядерные (эукариоты)
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
ХромосомыМитоз
Мейоз
Гаметы
Митохондрии
Пластиды у автотрофов
Способ поглощения пищи
Пищеварительные вакуоли
Жгутики
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Абсорбция через клеточную мембрану
Нет
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Фагоцитоз и пинцетов
Есть
Есть
Организмы
Автотрофные организмы-это организмы способные самостоятельно синтезировать органические вещества (Сине-зеленые водоросли).
Гетеротрофы- это организмы способные потреблять уже готовые органические вещества (животные, грибы бактерий).
Микотрофные организмы-которые включают в себе свойства и тех и других
Фотосинтез-процесс образования органических веществ из неорганических, идущих при участвии солнечного света. Все реакции осуществляются у высших растений в хлоропластах. Уводорослей в хромопластах.
Сущность уровнения фотосинтеза
6 CO 2 +6 H 2 O = C 6 H 12 O 6 +6O 2
Фотосинтез протекает в 2 фазы
Световая фаза: квант света попадает на молекулу хлоропласта, выбивает один электрон, который учествует в фотосинтезе.
OH - =OH+1 e
4OH=2H 2 O+2O
При фотолизе воды образуется катион водорода который участвует в реакции темновой фазы
Темновая фаза- углекислый газ взаимодействует с водородом из световой фазы, при участии АТФ образуется глюкоза. ПВА превращается в этиловый спирт CH 5 При молочно-кислотном брожении образуется молочная кислота
Пластический обмен
Все организмы делятся:
Аэробные-организмы которым необходим кислород (энергетический обмен в 3 этапа)
Анаэробные могут обходится без кислорода (возбудитель столбняка) (энергетический обмен в 2 этапа)
Пластический обмен – этосовокупность реакций синтеза идущих с поглощением энергии. Примерами пластического обмена у животных являются биосинтез белка, у растений-фотосинтез.
Вм зависимости от поглощения углеродов, такое есть по типуобмена веществ и превращения энергии. Энергетический обмен
Обмен веществ(метаболизм) является одним из основных свойств всех живых организмов. Он складывается из энергетического и пластического обмена..
Энергетический обмен-это совокупность реакций расщепления. Идущий с выделением энергии. Энергетический обмен проходит в 3 этапа:
Подготовительный –происходит в желудочке кишечного тракта. Под влиянием ферментов. Белки расщепляются до аминокислот, жиры до глицирина и жирных кислот, углеводы до моносахаров. Энергия выделяется в виде тепла.
Безкислородный –это процесс бескислородного расщепления при этом глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты C 3 H 4 O 3 при этом выделяется 2АТФ. Если в клетке есть кислород то пировиноградная кислота полностью окисляется до CO 2 и H 2 O
Кислородный –необходим кислород и неповрежденная стенка митохондрии.
C 6 H 12 O 6 +6O 2 +38 АДФ +38 Ф =6CO 2 +6H 2 O+38 АТФ
Кислородный этап-более энергетически выгодный, так как образуется 36 АТФ
Брожение –является более простым способом и происходит без кислорода.
Если кислорода в клетке нет, то развивается процесс брожения
Большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внес русский ученый Темерязев. Который доказал что растения синтезируют сахар из неорганических веществ. Преобразуя энергию света в энергию химических связей. 1771 г. Английский ученый Гречтл сделал вывод о том что растения выделяют кислород.
Деление клетки
Периуд жизни клетки от момента её возникновения в процессе деления и до гибели-называют жизненным циклом. Одним из способов деления является –митоз
Митоз-деление клетки без уменьшения числа хромосом
Интер-фаза – период между двумя делениями. В которой происходит подготовка к делению клетки.
Значение митоза-возникают две дочерние клетки, в точности похожие на материнскую, что обеспечивает материнскую стабильность клетки. З счет митоза происходит вегетативное размножение. Бесполое размножение у одноклеточных.
Мейоз-деление созреваниеполовых клеток, идущий с числом уменьшения хромосом.
Мейоз представляет собой последовательные деления в профазе 1-го деление приисходит коньюгация сближениегомологичных хромосом и кроссенговер-обмен участками хромосом
Биологическое значение мейоза – в результате образуются дочерне клетки с гаплоидным набором хромосом. Диплоидность востанавливается в момент оплодотворения, то есть поддерживается постоянное число хромосом от отца и матери в результате чего особь польчает новые признаки.
Неклеточные формы жизни. Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний .
Они занимают промежуточное положение между живой и неживой природой.
Каждый вирус состоит из ДНК или РНК которые окружены белковой оболочкой-капсидом.
Русским профессором Дмитрием Иосифовичем Ивановым на примере вируса табачной клетки.
Биологическое значение вирусов состоит в том, что они являются возбудителями многих заболеваний:
Грипп, корь, краснуха, гепатит, ветреная оспа, бешенство, герпес, СПИД. ВИЧ.
Вирусы, попав в клетку, перестраивают её деятельность. ДНК вируса взаимодействует с ДНК клетки.
Готовые клетки постепенно изменяют её или разрушают её свойства вируса изменяются.
Поскольку вирусы мутируют лечение вирусных заболеваний затруднительно. Особенное внимание уделяется профилактике вирусных заболеваний.
Меры профилактики вирусных заболеваний:
Правильное питание
Здоровый образ жизни
Прививки
Правильное поведение в период эпидемий
Соблюдение правил обработки мед инструментов
Просвещение населения
Упорядоченные половые связи
Бесполое и половое размножение
Бесполое размножение идущее без участия половых клеток гаплоидное простое деление (инфузория). Спорообразование (плесневые грибы), вегетативное (Листом), луковицами - тюльпан, клубневое - (картофель). Фрагментация-деление тела на 1-4 части (кольчатые черви), почкование (дрожжи).
Половое размножение идет с участием гамет. Виды, у которых имеются разные гаметы, называв разнополыми. Виду, у которых одна и та же особь может формировать мужские и женские гаметы - гермафродитами. (покрытосеменные), у них возможно самооплодотворение.
При бесполом размножении численность особей увеличивается гораздо быстрее, и это размножение происходит продолжительней.
При половом размножении происходит образование новых признаков у потомства.
Оплодотворение его значение. Искусственное опыление и оплодотворение у животных.
Оплодотворение процесс слияния мужской и женской гамет. В результате оплодотворения образуется диплоидная клетка и зигота, активация и дальнейшее развитие которой приводит к формированию нового организма.
При слиянии половых клеток разных особей осуществляется переносное оплодотворение, а при объединении гамет продуцируемым одним организмом самооплодотворение
Значение оплодотворение
В результате оплодотворения происходит оплодотворение генетического материала, в результате происходит образование уникальной комбинации генов
Наружное оплодотворение - клетки сливаются вне организма самки (Рыбы)
Внутренне оплодотворение происходит в половых путях самки (животные), вероятность успешного оплодотворения высока, поэтому образуется половых клеток меньше
Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов. Проникновение сперматозоидов в яйцеклетку, слияние гаплоидных ядер обеих гамет, в результате чего образуется зигота, диплоидные клетки. Активация зиготы и дальнейшее дроблению и развитию
Сущность оплодотворения образование диплоидного набора хромосом, вкучающего наследственную информацию.
Особенности оплодотворения цветковых растений.
Разработано русским ботаником Новиковым.
Слияние одного сперматозоида с яйцеклеткой и образование зародыша.
Слияние второго сперматозоида с диплоидным ядром ведут клетки с триплоидным набором хромосом. 1 n +2 n =3 N 2. Из которой в дальнейшем развивается эндо спермий с запасом питательных веществ.
Смысл хвойного оплодотворения заключается в образовании эндо спермия - это обеспечивает преимущество перед другими растениями. Партеногенез-развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки пчел.
Индивидуальное развитие организмов (Онтогенез).
1886 Геккель. Онтогенез состоит из 2-х этапов
Эмбриональный период-переход от момента оплодотворения до рождения.
Стадии:
Дробление в результате дробления образуется односложный зародыш бластула.
Гаструляция - образование гаструлы двуслойного зародыша
Эктодерма-наружный зародышевый листок.
Энтодерма-внутренний зародышевый листок.
Между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок мезодерма
Онтогенез - закладка осевых органов (стадии нейрулы).
Энтодерма-кишечник, легкие, поджелудочная печень
Эктодерма-нервная система, мозг, кожа
Мезодерма – мышцы, почки, скелет и СС
Пост эмбриональный период выделяют
Прямое развитие (птицы, млекопитающие)
Непрямое развитие - с неполным превращением
Выделяют:
Развитие с неполным метаморфозом (кузнечики, бабочки).
Лабораторная работа №4
Выявление и описание признаков сходства зародыша человека и других позвоночных животных как доказательство их эволюционного родства.
Цель: Выявить признаки сходства зародыша человека и других позвоночных.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий эмбриональное доказательство эволюции.
Ход работы
Познакомиться с эмбриологическими доказательствами родства человека и других позвоночных (рыбы, саламандра).
Установили, что эмбрионы разных позвоночных животных больше похожи друг на друга чем взрослые особи.
Сходства зародышей отражаются в форме тела, наличии хвост, конечностей, жаберных карманов. По мере развития сходства между зародышами уменьшаются. Начинают проявляться черты тех классов, к которым они принадлежат.
Вывод: Сходства зародышей человека и других позвоночных животных являются доказательством их эволюционного родства.
Опорные конспекты к блоку уроков «Клетки и ткани».
Раздел | Блок II | Тема урока | Опорный конспект |
1.Строение живых организмов | Органы и системы органов. Организм – единое целое. 11 часов. | 1. Органы цветковых растений. Виды корней, их видоизменения. Лабораторная работа «Типы корневых систем». 2. Микроскопическое строение корня. Лабораторная работа «Строение корня. Корневые волоски и чехлик». 3. Стебель – осевой орган. Виды стеблей. Лабораторная работа «Слои и клетки поперечного среза стебля». 4. Лист. Лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение листа». Видоизменения листа. 5. Почки растений. Лабораторная работа «Строение почек». 6. Виды побегов растений. Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Строение клубня и луковицы». 7. Цветок. Лабораторная работа «Строение цветка». Соцветия. 8. Лабораторная работа «Строение семян однодольных и двудольных растений». 9. Лабораторная работа «Типы и виды плодов». Классификация плодов. 10. Органы и системы органов животных. 11. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блоку уроков №2. | №5. «Уровень органов». |
Опорный конспект к блоку уроков «Органы и системы органов».
Раздел | Блок I | Тема урока | Опорный конспект |
2. Жизнедеятельность организмов | Питание и дыхание растений и животных. 2 часа. | 1. Корневое и воздушное питание растений. Дыхание растений. 2. Питание и пищеварение животных. Дыхание животных. | №6 «ПЖО. Питание», №7 «ПЖО. Дыхание». |
Блок II | |||
Транспорт веществ в организмах и удаление продуктов распада. 3 часа. | 1. Транспорт веществ в растении и удаление продуктов распада. 2. Транспорт веществ животных и удаление продуктов распада. 3. Обмен веществ и энергии растений и животных. Контроль: по вариантам минитест по блокам №1, №2. | №8 «ПЖО. Транспорт веществ». №9 «ПЖО. Выделение». №10. «ПЖО. Обмен веществ и энергии». |
|
Блок III | |||
Опорно-двигательная система. Координация и регуляция. 3 часа. | 1. Скелетные образования у растений и животных. 2. Особенности строения органов передвижения. Приспособления. 3. Нервная и эндокринная система животных. Координация и регуляция живых организмов. | №11 «О-Д система. Скелет». №12 «Движение». №13 «Координация и регуляция». |
|
Блок IV | |||
Размножение организмов. Рост и развитие. 5 часов. | 1. Бесполое и половое размножение растений и грибов. Практическая работа «Черенкование растений, вегетативное размножение». (Самостоятельно дома по инструктивной карточке). 2. Бесполое и половое размножение животных. 3. Рост и развитие растений. Практическая работа «Проращивание семян растений». (Самостоятельно дома по инструктивной карточке). 4. Рост и развитие животных. 5. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блокам №3, №4. | №14 «Размножение». №15 «ОСР. Рост и развитие растений». №16 «ОСР. Рост и развитие животных». |
Опорные конспекты к разделу «Жизнедеятельность организмов».
Блок I | Тема урока | Опорный конспект |
|
3. Организм и среда. | Факторы среды и природные сообщества. 2 часа . | 1. Среда обитания и экологические факторы. Природные сообщества. Экскурсия. 2. Урок-обобщение (игра) «Живой организм». Урок за счёт внеклассной деятельности (1 час). | №17 «Экологические факторы. Природные сообщества». |
Примечание: кроме контроля по блокам уроков проводится текущий контроль в разных формах и приёмах на усмотрение учителя и применительно к статусу класса. Обязательно проводится диагностика по применению опорного конспекта. Методы: анкетирование, собеседование, контроль и др. К планированию прилагается технологическая карта урока
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Клеточная теория.
Цель урока: сформировать у учащихся чёткое представление о единстве живого на основе клеточного строения, продемонстрировать развитие знаний о клетке,закрепить навыки работы с микроскопами.
Задачи:
- обучающие познакомить с методами исследования клеток и постулатами клеточной теории
-развивающие развивать способности быстро отвечать на вопросы, проводить небольшие исследования, использовать полученные ранее знания
-воспитательные воспитывать интерес к предмету биологии
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся работа с цифровыми и световыми микроскопами, компьютерное тестирование
Необходимое техническое оборудование мультимедийное оборудование, компьютеры, цифровой и световые микроскопы
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урокаНазвание используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Оргминута
1 Проверка знаний
1,2
Демонстрация клеток разных царств, проверка заданий с микроскопами
Один учащийся на учительском компьютере мультимедийно выполняет лабораторную работу Класс наблюдает и вспоминает. Учитель задаёт вопросы по ходу работы: Как называются разные части микроскопа? Далее 2 ученика работают с микроскопами - Задание: Рассмотреть микропрепарат и узнать клетки растительные и животные. Учитель просит озвучить действия с микроскопом одного ученика. 2-3 учащихся могут работать по карточкам на местах(не обязательный момент- запасной)
Ответ на вопросы по карточкам, узнавание клеток.
Работа с световыми и цифровыми микроскопами
2
3,4,5
Демонстрация презентации по клеточной теории. Сопровождается рассказом учителя. Учитель вызывает поочерёдно 6 учащихся. Учитель просит оценить себя.
Если времени нет, то переходим к следующему заключительному этапу урока.
Запись в тетради основных моментов нового материала.
20-мин
3
Обобщение и закрепление материала
6
Проверка, обобщение
Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу. Основные моменты таблицы учитель просит зафиксировать в тетради.
Вывод учителя о том,что клеточное строение свидетельствует о единстве всего живого на Земле.
Благодарит учащихся за работу и выставляет оценки.
Работа с интерактивной доской и в тетрадях
Приложение к плану-конспекту урока
Клеточная теория.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
12
3
4
5
Интернет
Контрольно-практический
Практический
Информационный
Информационно-контрольный
контрольный
Интерактивные задания
Интерактивная лабораторная работа
Интерактивные тесты
Иллюстрация
Интерактивная таблица