Вчера, 27 сентября, прошла первая сессия нового парламента Забайкальского края, на которой была утверждена его структура и определены имена руководителей.
Примечательно, что в Заксобрание третьего созыва избралось внушительное количество депутатов из Агинского округа, двое из которых заняли руководящие должности в парламенте.
Вице-спикером с приставкой "председатель комитета по социальной политике" избран главный врач Агинской больницы Цырен Цыренов .
Комитет по государственной политике и местному самоуправлению в составе шести человек 27 сентября единогласно проголосовал за выдвижение на должность председателя данного комиитета Сокто Мажиева , сообщает корреспондент ИА «Чита.Ру» с заседания комитета. Эту же должность он занимал в предыдущем созыве.
В состав комитета вошли Сокто Мажиев, Чингис Бальжинимаев , Сергей Сутурин, Константин Коростелёв, Олег Гордиенко и Сергей Черепахин.
Председателем временной регламентной комиссии стала Дарима Доржиева («Единая Россия»), родившаяся в селе Урдо-Ага Агинского района. В Законодательном Собрании Забайкальского края второго созыва она с сентября 2013 года была членом комитета по социальной политике, а с ноября 2016 года - членом комитета по государственной политике.
Многим депутатам Заксобрания Забайкальского края еще предстоит определиться, в каком из комитетов они продолжат работу в течение 5-летнего срока. В их числе и депутаты-агинцы Даши Дугаров, Жаргал Доржиев и Далай Гунгаев .
Напомним, 9 сентября прошли выборы в парламент Забайкальского края. В результате голосования "Единая Россия" (28,31% голосов) получила 21 мандат в Заксобрании Забайкалья вместо прежних 36. КПРФ (24,65%) и ЛДПР (24,56%) увеличили представительства с четырех до 14 и 10 человек. "Справедливой России" (8,94%) достались три мандата. Впервые в региональный парламент прошли по одному представителю Партии дела и Партии пенсионеров России (6,05%).
Справка АРД
Цырен Цыренов (Единая Россия) родился 1 января 1957 года в селе Чиндалей Дульдургинского района. В 1980 году окончил Читинский Государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело». С 1980 по 1984 годы работал врачом-терапевтом Агинской окружной больницы. С 1991 по 1994 годы был заместителем главного врача по организационно-методической работе, а затем исполняющим обязанности главного врача Агинской окружной больницы. С 1994 года по настоящее время является главным врачом этой больницы.
Избирался депутатом Агинской Бурятской окружной думы второго, третьего и четвертого созывов, законодательного собрания Забайкальского края первого созыва (2008 - 2013 годы). В Заксобрании края второго созыва - с 8 сентября 2013 года. С 2014 года - заместитель председателя комитета по социальной политике (без отрыва от основной деятельности).
Сокто Мажиев (Единая Россия) родился 15 июля 1962 года в селе Хара-Шибирь Могойтуйского района Читинской области. В 1983 году окончил Читинский государственный педагогический институт имени Чернышевского по специальности «История и обществоведение»; в 2004 году - Российскую академию государственной службы при президенте России по специальности «Государственное и муниципальное управление».
С августа по октябрь 1983 года работал учителем истории Хара-Шибирской средней школы. В 1985 году, после службы в армии, стал заведующим отделом учащейся молодёжи и пионерии, затем секретарём и первым секретарём Могойтуйского райкома ВЛКСМ.
С 1991 по 1994 год был генеральным директором «Ассоциации предпринимателей». С 1994 по 2000 год - начальник управления, заместитель председателя, председатель комитета по социальной защите населения администрации Агинского Бурятского автономного округа.
С 2000 по 2005 год занимал пост руководителя администрации Могойтуйского района. С 2005 по 2010 был главой Могойтуйского района, а с 2010 по 2013 — заместителем председателя правительства Забайкальского края, руководителем администрации Агинского Бурятского округа.
В сентябре 2013-го победил на выборах в заксобрание региона, где возглавляет комитет по государственной политике на постоянной основе.
Даши Дугаров (Единая Россия) родился 20 июня 1946 года в посёлке Агинское Читинской области, живёт в Чите. В 1972 году окончил Бурятский сельскохозяйственный институт по специальности «Ветеринария», в 2000-м — Российскую академию государственной службы при президенте России по специальности «Юриспруденция».
С 1966 по 1976 год работал зоотехником колхоза имени Ленина и главным ветеринарным врачом Агинского окружного управления сельского хозяйства. В 1976—1979 году работал инструктором Агинского окружного комитета КПСС. В 1979-1990 годах был председателем колхоза имени Карла Маркса Агинского района; директором Агинского завода мясокостной муки; первым заместителем председателя Агинского районного агропромышленного объединения; первым заместителем председателя Агинского райагропромобъединения; председателем совета агропромышленного объединения «Агинское».
В 1990-1992 годах был председателем исполкома районного совета, в 1992—1996 — главой администрации Агинского района, в 1996-2008 - председателем Агинской Бурятской окружной думы второго, третьего и четвертого созывов. В 2000-2005 годах являлся членом Совета Федерации, членом Совета руководителей представительных органов власти субъектов России при президенте, а также входил в Совет Сибирского федерального округа.
С 2008 по 2013 год - первый заместитель председателя Законодательного собрания Забайкальского края первого созыва.
Пенсионер, с сентября 2013 года является депутатом заксобрания Забайкальского края.
Дарима Доржиева родилась 2 января 1968 года. В 1990 году окончила Благовещенский государственный педагогический институт по специальности «Учитель начальных классов», в 2008 году - Дальневосточную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление». С 1990 по 2004 годы работала воспитателем, педагогом-психологом, замдиректора по учебной работе и директором Кусочинской средней школы. С 2004 по 2005 годы занимала должность заведующей методическим кабинетом отдела образования администрации Могойтуйского района. С 2005 года по настоящее время - директор Агинской средней школы №1. С 2008 по 2013 годы избиралась депутатом Закособрания Забайкальского края первого созыва. В Заксобрании Забайкальскго края второго созыва - с 8 сентября 2013 года.
Чингис Бальжинимаев (Единая Россия) родился 12 марта 1986 года в посёлке Агинское Читинской области, живёт в посёлке Могойтуй Могойтуйского района. В 2011 году окончил негосударственную Сибирскую академию права, экономики и управления. Работал заместителем директора по работе с железной дороге на Могойтуйской межрайбазе. Являлся депутатом совета Могойтуйского района.
Далай Гунгаев (Единая Россия) родился 7 декабря 1955 года в селе Цокто-Хангил Агинского района Читинской области, где живёт до сих пор. Советский и российский животновод, заслуженный работник сельского хозяйства России. В 2002 году получил медаль «За заслуги перед Читинской областью», в 2007-м — почётную грамоту Министерства сельского хозяйства России, в 2012-м — золотую медаль «За вклад в развитие агропромышленного комплекса». В 2016 году стал носить звание «Герой Труда России».
Жаргал Доржиев родился 8 октября 1952 года на 74 разъезде Оловяннинского района. В 1974 году окончил Томский инженерно-строительный институт. В настоящий момент является пенсионером.
1 0
Сегодня состоялось первое пленарное заседание законодательного собрания третьего созыва. В повестке дня организационные вопросы - утверждена структура регионального парламента, избран руководящий состав. С подробностями - Светлана Верхотурова.
После выборов 9 сентября состав законодательного собрания существенно обновился. Теперь в нём представлены уже шесть региональных отделений политических партий. И у единороссов нет того существенного перевеса в голосах, какой был всегда. Поэтому главная интрига сегодняшнего заседания заключалась, конечно же, в том, кто создаст коалицию и возглавит законодательное собрание в новом созыве. И это вполне могло бы получиться у коммунистов, которые выдвинули на пост председателя опытного депутата, вице-спикера в прошлом созыве Николая Мерзликина.
Николай Мерзликин, депутат Законодательного собрания Забайкальского края: "Я хочу не просто назвать принципы работы заксобрания. А как я это понимаю. Вот законность - что это значит? Это значит, что не будет принят ни один закон, направленный против интересов забайкальцев. Вот что такое законность. И буду председателем, именно так и буду работать".
Но эмоциональная речь не помогла кандидату от фракции КПРФ - большинством голосов, 32 против 16, депутаты проголосовали за представителя фракции единороссов, возглавлявшего законодательное собрание края в прошлом созыве - Игоря Лиханова. Приоритеты в работе, по его словам останутся прежними.
Игорь Лиханов, председатель Законодательного собрания Забайкальского края: "Всегда были и останутся вопросы социально-экономического развития Забайкальского края, вопросы социальной поддержки населения. И вообще вопросы, связанные с социальной политикой. Это вопросы здравоохранения, образования, культуры, спорта. Всё, что интересует сегодня наших граждан, жителей Забайкальского края. Всё, что нужно для того, чтобы более комфортно жилось в Забайкальском крае нашим жителям".
В структуре законодательного собрания вновь шесть комитетов. Три из них остаются неизменными. Это комитеты по государственной политике и местному самоуправлению, по бюджетной и налоговой политике и по социальной политике. Названия ещё двух комитетов изменены и теперь звучат так - комитет по экономической политике и предпринимательству и комитет по аграрной политике и природопрользованию. Комитет по развитию производительных сил инфраструктуры и инновациям упразднён. Зато появился совершенно новый комитет по молодёжной политике и спорту. Кроме того, в структуре сразу четыре заместителя. Первым заместителем стал представитель фракции ЛДПР Дмитрий Тюрюханов, заместителями, возглавившими ведущие комитеты, избраны единороссы Алексей Бутыльский - председатель комитета по бюджетной и налоговой политике, Кон Ен Хва - председатель комитета по экономической политике и предпринимательству, Цырен Цыренов - председатель комитета по социальной политике. В Совете Федерации законодательное собрание края будет представлять теперь сенатор Сергей Михайлов, избранный также большинством голосов. Отправной точкой в своей работе он считает исполнение постановления Совета Федерации о социально-экономическом развитии края.
Сергей Михайлов, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ: "Постановление - это первый документ, который мы должны осуществить. Постараться, чтобы он на сто процентов был исполнен. Это наша работа совместная, всех депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, законодательной и исполнительной власти, губернатора. Это вхождение Забайкальского края во все федеральные программы".
1.Основные показатели, характеризующие деятельность Законодательного Собрания Забайкальского края в 2010 году
По состоянию на 1 января 2011 года Законодательное Собрание Забайкальского края (далее - Законодательное Собрание края) работает в составе 50 депутатов.
На сессии Законодательного Собрания края в ноябре 2010 года были внесены изменения в структуру Законодательного Собрания края первого созыва, в части сокращения количества комитетов Законодательного Собрания края с восьми до шести в целях оптимизации их деятельности, а также изменены наименования комитетов. Без изменения наименований остались комитеты по государственной политике и местному самоуправлению, по бюджетной и налоговой политике. При этом созданы следующие комитеты: комитет по экономической, промышленной политике, территориальному развитию и инновациям; комитет по социальной, молодежной политике и трудовым отношениям; комитет по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку; комитет по демографической политике, межрегиональным отношениям, религиозным и общественным организациям.
В соответствии с Уставом Забайкальского края, Регламентом Законодательного Собрания края утвержден количественный и персональный состав комитетов. На постоянной основе работают 13 депутатов Законодательного Собрания края. Совет Законодательного Собрания края избран в составе 11 депутатов.
Законодательным Собранием края в 2010 году проведено 11 сессий, на которых было принято 572 нормативных правовых акта, в том числе 129 законов Забайкальского края.
Деятельность Законодательного Собрания края строилась на основе планов законопроектных работ и текущих планов работы, утверждаемых на год и на квартал.
Основные статистические показатели деятельности Законодательного Собрания края за 2010 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
Статистические показатели деятельности Законодательного Собрания Забайкальского края
Итоги работы Законодательного Собрания края 2008-2009 годы |
Итого с начала работы Законодательного Собрания края |
||
Количество состоявшихся сессий | |||
Принято нормативных правовых актов, всего | |||
в том числе: |
|
||
законов, всего | |||
в том числе: | |||
базовые законы | |||
о внесении изменений и (или) дополнений в ранее принятые законы | |||
о признании утратившими силу полностью или частично | |||
об утверждении программ | |||
Отклонено проектов законов, всего | |||
Из общего числа принятых законов внесено: |
|
||
Губернатором края | |||
Депутатами Законодательного Собрания края | |||
Представительными органами местного самоуправления | |||
Прокурором края | |||
Краевым объединением организаций профсоюзов |
| ||
Забайкальским краевым судом |
|
|
|
Избирательной комиссией Забайкальского края |
| ||
Принято законов |
|
||
по вопросам государственного устройства края и организации местного самоуправления | |||
в том числе: | |||
законодательство о государственной службе | |||
организация местного самоуправления | |||
вопросы административно - территориального устройства | |||
по регулированию бюджетно-финансовых и налоговых отношений | |||
по вопросам экономической (хозяйственной) деятельности, государственной собственности | |||
в том числе по вопросам: | |||
промышленности, строительства, транспорта, связи, ЖКХ | |||
собственности | |||
инвестиционной деятельности | |||
предпринимательской деятельности | |||
программы социально-экономического развития края | |||
по вопросам агропромышленного комплекса, регулирования правоотношений в сфере природопользования и экологии | |||
по социальным вопросам | |||
в том числе: | |||
охраны труда и здоровья населения | |||
образования | |||
культуры, физкультуры и спорта | |||
молодежной политики | |||
социальной защиты населения | |||
по вопросам безопасности, правопорядка, профилактики преступности |
2.Законодательная деятельность
В 2010 году принято значительное число социально значимых законов и проведена большая работа по совершенствованию краевого законодательства и приведению его в соответствие с постоянно изменяющимся федеральным законодательством. Законодательное Собрание края в законодательной деятельности на федеральном уровне реализовывало свое право законодательной инициативы в форме внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов.
В отчетный период впервые на заседании Законодательного Собрания края депутатами заслушан отчет Правительства Забайкальского края о результатах его деятельности в 2009 году, представленный Губернатором края, и отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края за второе полугодие 2009 года.
В 2010 году в Законодательное Собрание края поступило 178 законопроектов (в том числе 26 законопроектов, перешедших с 2008 - 2009 годов), из них 16 законопроектов отозваны субъектами права законодательной инициативы, 9 законопроектов внесены в новой редакции.
Принято 129 законов края, из них внесены: Губернатором Забайкальского края - 92 (71,3%), депутатами Законодательного Собрания края - 32 (24,8%), представительными органами местного самоуправления - 2 (1,6%), прокурором края - 2 (1,6%), Избирательной комиссией Забайкальского края - 1 (0,8%).
Из принятых законов Забайкальского края: 41 - базовый, 84 - о внесении изменений в действующее законодательство, 4 - о признании утратившими силу отдельных статей законов и законодательных актов Забайкальского края.
Структура принятых законов
Из представленной структуры видно, что 28,7% от общего числа принятых законов составляют законы по вопросам государственного устройства края, 24,0% - по социальным вопросам, 14,5 % - по регулированию бюджетно-финансовых и налоговых отношений, 13,2% - по вопросам экономической (хозяйственной) деятельности, государственной собственности, 8,5% - по вопросам безопасности, правопорядка, профилактики преступности, 3,8% - по вопросам агропромышленного комплекса, регулирования правоотношений в сфере природопользования и экологии.
Прокурором края на законы Забайкальского края было внесено 9 протестов, из них удовлетворено - 3, частично удовлетворено - 1, отклонено - 5.
2.1. Законодательство в сфере государственного устройства края и организации местного самоуправления
За отчетный период в сфере государственного устройства края, организации местного самоуправления принято 37 законов, из которых: базовых - 14, о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы - 21, о признании утратившими силу (полностью или частично) ранее принятых - 2 закона.
С целью согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти края и органов местного самоуправления, для решения наиболее важных для Забайкальского края вопросов общественно-политического, экономического и социального развития, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан на территории края принят Закон края "Об Общественной палате Забайкальского края" ,определивший статус, порядок формирования и деятельность этого общественного института. Законом установлено, что Общественная палата формируется в составе 42 членов со сроком полномочий три года.
Получило дальнейшее развитие краевое избирательное законодательство. Принят Закон края "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" , который определил порядок подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований, членов выборных органов муниципальных образований края. В соответствии с федеральным законодательством из краевого документа исключено понятие "избирательного залога", откорректированы положения, связанные со сбором подписей, изменены размеры добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в избирательные фонды, уточнены предельные суммы их расходования, подробно оговорены случаи замещения вакантных депутатских мандатов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" внесены изменения в названный Закон края.
Урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей Забайкальского края, Законом края "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Забайкальского края" . Особенность принятого закона заключается в том, что он впервые законодательно установил доступ к информации о деятельности мировых судей края в электронном формате.
Законом края "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Забайкальского края, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом" урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании края, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом.
Устава Забайкальского края в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством по заслушиванию Законодательным Собранием края ежегодные отчеты Губернатора края о результатах деятельности Правительства Забайкальского края.
Наделена правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании края Ассоциация «Совет муниципальных образований Забайкальского края». Законом уточнено то, что официальное опубликование закона края, иного нормативного правового акта края считается его первая публикация в печатном и (или) электронном издании. Кроме того, определен статус населенного пункта поселка Агинское как поселка городского типа Агинское.
В целях совершенствования краевого законодательства и приведения его в соответствие с нормами федерального законодательства внесены изменения в законы края:
В части предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданином, претендующим на замещение должности гражданской службы края, установления порядка и условий выплаты единовременного поощрения, выплачиваемого лицу, увольняемому с государственной гражданской службы в связи с уходом на пенсию;
"Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края" в части установления дополнительных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти края в области государственной молодежной политики и регулирования торговой деятельности, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Внесены изменения в статью 8 Закона края "О нормативных правовых актах Забайкальского края" в части обязательного проведения публичных слушаний при рассмотрении проекта закона края о бюджете края на очередной финансовый год и проекта закона края об исполнении бюджета края за истекший финансовый год, официального опубликования результатов их проведения.
С принятием Закона края внесены изменения в законы края:"О государственной гражданской службе Забайкальского края" , "О статусе депутата Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва" , "О Контрольно-счетной палате Забайкальского края" , "О Правительстве Забайкальского края" , "Об Избирательной комиссии Забайкальского края" в части предоставления субсидий гражданским служащим на приобретение жилого помещения.
Всоответствии с включением в Государственный геральдический реестр РФ описания герба и флага Забайкальского края "О гербе и флаге Забайкальского края" в части уточнения геральдического описания герба Забайкальского края, случаи возможного и обязательного использования герба Забайкальского края. Кроме того, установлен запрет использования герба и флага Забайкальского края, а также их элементов при оформлении этикеток и упаковок табачной, алкогольной продукции, пива, а также напитков, изготовляемых на его основе.
Внесены изменения в отдельные положенияЗакона края "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов государственным полномочием по материально-техническому и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор Забайкальского края" по вопросу изменения перечня районов, наделенных данным государственным полномочием, и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор края. Изменена методика расчета субвенций на осуществление переданного государственного полномочия в части оплаты труда государственных нотариусов.
Принят Закон края "О полномочиях органов государственной власти Забайкальского края по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Забайкальского края" , установивший полномочия Законодательного Собрания Забайкальского края, Губернатора Забайкальского края, Правительства Забайкальского края и иных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Забайкальского края".
Принят Закон края "О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях исполнительных органов государственной власти Забайкальского края", определяющий порядок и условия осуществления исполнительными органами государственной власти края внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях.
В отчетный период в сфере местного самоуправления принято 10 законов края, большая часть из которых (5) регулируют вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями: по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов; по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому.
На основании принятого Закона края " О наделении органов местного самоуправления городских и сельских поселений государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом края , органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по определению перечня должностных лиц, по составлению протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон края "Об организации деятельности административных комиссий и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по созданию административных комиссий в Забайкальском крае" , наделены государственным полномочием отдельные поселения края по созданию административных комиссий, а также установлен размер денежного вознаграждения ответственному секретарю административной комиссии и изменена методика расчета общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на осуществление государственного полномочия.
В соответствии с Уставом края принят Закон края "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края" , который урегулировал особенности отношений между органами государственной власти края и органами местного самоуправления городского округа "Город Чита".
В целях приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законодательством приняты Законы края: "О порядке и сроках направления общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации сообщений об изменениях в их уставах и решений о ликвидации или самороспуске" ; " Об установлении перечня труднодоступных и отдаленных местностей в ряде районов Забайкальского края для применения при проведении выборов и референдумов" .
В соответствии с федеральным законодательством:
"О Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае" в части уточнения понятий «комитет», «управление». Кроме того, Закон дополнен разделами 1 и 2 Реестра должностей муниципальной службы главной и ведущей групп в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края;
приведены в соответствие отдельные нормы Закона края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними" ;
закреплены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях края Законом края "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" ;
внесены изменения в Закон края "О государственной гражданской службе Забайкальского края" в части установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска со службой в местностях с особыми климатическими условиями.
2.2. Бюджетное, финансовое и налоговое законодательство
В бюджетной, финансовой, налоговой сферах принято 26 законов края, из них: базовых - 8, о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы - 18.
Основная задача бюджетной политики края - соблюдение сбалансированности бюджета, максимальное обеспечение финансовыми ресурсами расходных обязательств, а также реализация направлений, обозначенных в бюджетном послании Президента. В этой связи было принято семь законов о внесении изменений в Закон края "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов". Все указанные проекты законов края рассматривались в первоочередном порядке и были приняты в течение одного заседания Законодательного Собрания края сразу в двух чтениях. Изменения бюджета края, принятые в сентябре 2010 года, внесли значительные корректировки в концепцию закона края текущего года. С учетом изменений объем доходов краевого бюджета составил 34 167 431,6 тыс. рублей, объем расходов - 37 035 042,3 тыс. рублей, размер дефицита краевого бюджета не изменился и составил 2 867 610,7 тыс. рублей.
Был увеличен объем финансирования 25 краевых целевых программ, в том числе в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, малого предпринимательства, а также по вопросу о снижении напряженности на рынке труда. Увеличение произведено на сумму 13 758,8 тыс. рублей и общий объем финансирования программ составил 951 579,7 тыс. рублей, или 31,52% от потребности.
Принят Закон края "О бюджете Забайкальского края на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов" , который определил объем бюджета края на 2011 год с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета по доходам в сумме 29 647 591,0 тыс.рублей, по расходам - 30 922 509,4 тыс.рублей; размер дефицита бюджета края составил - 1 274 918,4 тыс.рублей, или 6,6% от объема доходов бюджета края без учета объема безвозмездных поступлений.
Приняты законы края: "Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2009 год" и "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края за 2009 год" .
Увеличен размер нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов, городских округов, поселений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единому сельскохозяйственному налогу с 1 января 2011 года в соответствии с изменениями, внесенными в Закон края "О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае" . Кроме того, до 01 января 2012 года приостановлено действие статьи 17 данного закона, регламентирующей предоставление субсидии бюджету края из местных бюджетов (отрицательные трансферты) в связи с её неэффективностью.
В рамках выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на экономику региона, оздоровлению ситуации в отдельных отраслях и сферах социально-экономического развития края приняты законы края:
" О размере налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов", устанавливающий налоговую ставку в размере 5% для налогоплательщиков, у которых за соответствующий налоговый период не менее 70% доходов составляют доходы от осуществления видов экономической деятельности, входящих в один из пяти подразделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
"Об упрощенной системе налогообложения на основе патента в Забайкальском крае", определяющий право применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории края. Законом определено снижение размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по 69 видам предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории края по отношению к действующему Закону края "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента в Забайкальском крае";
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации внесены изменения в Закон края "О транспортном налоге" , установившие новые ставки транспортного налога, понизив их в размере от 1,12 до 1,5 раза по большинству категорий транспортных средств. Кроме того, изменен срок уплаты транспортного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами.
С целью приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в отдельные законы края:
"О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению полноценным питанием по заключению врача беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет", "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения" в части расчета расходов на оплату труда с учетом начислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
в Закон края "О реализации отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений",урегулировавшие правоотношения бюджетных и казенных учреждений Забайкальского края.
Нормы расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, прибывающих в Забайкальский край по приглашению органов государственной власти края, а также организаций и учреждений, финансируемых из бюджета края, определены Законом края "Об установлении норм расходования денежных средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц органами государственной власти Забайкальского края, государственными органами Забайкальского края, а также организациями, финансируемыми из бюджета Забайкальского края".
Сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождены от уплаты части прибыли, зачисляемой в бюджет края, в соответствии с принятыми изменениями статьи 1 Закона края "О перечислении в бюджет Забайкальского края части прибыли государственных унитарных предприятий Забайкальского края, основанных на праве хозяйственного ведения" .
Изменениями, внесенными в Закон края "О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования", замененыположения, устанавливающие коэффициент отчислений по единому социальному налогу при подсчете субвенций муниципальным районам, городским округам, положениями, устанавливающими коэффициент отчислений по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
2.3. Законодательство о государственной собственности и экономической (хозяйственной) деятельности
В 2010 году в сфере экономической (хозяйственной) деятельности принято 17 законов края, из них: базовых - 4, о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы - 12, о признании утратившими силу (полностью или частично) ранее принятых законов - 1.
Внесены изменения в часть 2 статьи 2 Закона края "О государственной поддержке завоза продукции (товаров) в населенные пункты с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) в Забайкальском крае" , в соответствии с которыми установлено субсидирование по возмещению части транспортных расходов организациям и индивидуальным предпринимателям в размере 50% фактически понесенных транспортных расходов, исходя из расстояния от административного центра муниципального района до населенных пунктов с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
В соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" принят Закон края "О государственной поддержке традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Забайкальском крае" . Закон определил меры государственной поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционных промыслов коренных малочисленных народов на территории края.
В целях формирования условий, способствующих развитию инвестиционной привлекательности края, приняты законы края "О промышленных парках Забайкальского края" и "О государственно-частном партнерстве в Забайкальском крае" , предусматривающие механизмы создания новых предприятий и реализацию инвестиционных проектов на территории края.
Особое внимание в отчетный период было уделено решению вопросов в области земельных отношений:
Закон края "О внесении изменений в Закон Забайкальского края "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Забайкальского края" продлил срок, в течении которого собственники расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, строений, сооружений могут выкупить земельные участки по ценам, установленным указанным Законом края, до 2012 года;
в рамках реализации рекомендаций депутатских слушаний по вопросу "Об упорядочении оборота земель сельскохозяйственного назначения" внесены изменения в краевую долгосрочную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2009-2011 годы)" , утвержденную Законом края от 24 декабря 2008 года № 95-ЗЗК в части дополнения в программные мероприятия таким мероприятием, как работы по образованию земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.
Внесены изменения в Законы края:
"О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае" в части определения условий и порядка предоставления краевой государственной поддержки в сфере инвестиционной деятельности, установления новых форм государственной поддержки, закрепивших норму, позволяющую участвовать в конкурсных отборах инвесторам, имеющим просроченную задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды (размер просроченной задолженности не должен превышать для юридических лиц - 50,0 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5,0 тыс. рублей), за исключением инвесторов, претендующих на государственную поддержку в форме государственной гарантии. Также внесены изменения в указанный Закон, касающиеся предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам на территории края;
"Об управлении и распоряжении государственной собственностью Забайкальского края" по наделениюПравительства Забайкальского края отдельным полномочием по установлению порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества края, свободного от прав третьих лиц, а также установлению порядка и условий предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства имущества, включенного в указанный перечень (в сфере управления краевой собственностью);
" Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Забайкальского края" установившие, чтоперечень информации о деятельности Правительства Забайкальского края утверждается Правительством Забайкальского края, а перечень информации о деятельности иных исполнительных органов государственной власти края утверждается самостоятельно указанными органами.
С целью приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в законы края:
"О регулировании розничной продажи алкогольной продукции, государственном контроле в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об основах профилактики алкоголизма" в части установления размера государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, переоформление, продление срока действия таких лицензии;
"Об отходах производства и потребления" в части установления полномочия Правительства Забайкальского края по утверждению перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, образующихся в быту;
"О градостроительной деятельности в Забайкальском крае" в части установления срока утверждения документации по планировке территории, на которой планируется размещение объектов капитального строительства краевого значения в соответствии со схемой территориального планирования края;
"О стратегическом планировании в Забайкальском крае" в части дополнения полномочия Правительства Забайкальского края в сфере стратегического планирования по проведению мониторинга социально-экономического положения края, а также установления определения понятия "мониторинг социально-экономического развития края".
Определены условия и формы оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям за счет средств бюджета края в соответствии с принятым Законом края "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае" .
2.4. Законодательство в сфере агропромышленного комплекса, природопользования и экологии
В 2010 году в сфере агропромышленного комплекса, природопользования и экологии принято 7 законов края, из них: базовых - 6, о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы - 1.
В центре внимания депутатов оставались вопросы по продолжению формирования законодательной базы в сфере агропромышленного комплекса, в связи с чем был принят следующий ряд законов:
"Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае" , который регулирует отношения в области образования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Закон направлен на сохранение, воспроизводство и восстановление на территории края уникальных и типичных природных комплексов и объектов, естественной среды обитания человека, на изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, а также экологическое воспитание населения;
"О племенном животноводстве", в которомурегулированы отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала). Закон направлен на стимулирование и регулирование деятельности по совершенствованию существующих и созданию новых пород, типов, линий и гибридов сельскохозяйственных животных;
"О региональном страховом фонде семян сельскохозяйственных растений" , в котором определены вопросы создания регионального страхового фонда семян сельскохозяйственных растений, финансирования закупок и поставок семян в региональный страховой фонд;
"О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края" ,в которомпредусмотрены организационные и финансовые меры поддержки личных подсобных хозяйств. К государственной финансовой поддержке отнесено субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным заготовительными организациями, а также субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края, субсидирование продукции животноводства, произведенной в личных подсобных хозяйствах.
Законом края "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории края, определены охотничьи ресурсы, в отношении которых осуществляется промысловая охота.
В соответствии с принятым Законом края "О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и порядке пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Забайкальского края" определены правоотношения по установлению порядка предоставления и пользования недрами для разработки месторождений полезных ископаемых на территории края.
Внесены изменения в Закон края "О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации ", которым определено право лесопользования на основании долгосрочной аренды лесных участков, и лишь в некоторых случаях установлена возможность получения древесины на основе купли-продажи, в основном это касается заготовки леса для собственных нужд.
2.5. Законодательство в социальной сфере
В сфере социальной политики принят 31 закон края, из них: базовых - 8, о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы - 22, о признании утратившими силу (полностью или частично) ранее принятых - 1.
Развитие социальной сферы края - приоритетная задача органов государственной власти и задача депутатского корпуса - обеспечить надлежащее правовое сопровождение здравоохранения, образования, культуры. В частности, в целях реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка на территории края приняты законы края:
"О защите нравственности и здоровья детей в Забайкальском крае" ,направленный на предупреждение причинения вреда здоровью детей;
"О порядке формирования и деятельности экспертной комиссии Забайкальского края" , определивший процедуру формирования экспертной комиссии по оценке предложений по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
"О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и о компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели", определяющий порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также урегулировавший отношения, связанные с компенсацией затрат родителей (законных представителей) на эти цели.
Внесены изменения в Закон края " О деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Забайкальского края несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений" , уточняющие основания помещения несовершеннолетнего, самостоятельно ушедшего из семьи или детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа и иных детских учреждений, в специализированное учреждение, сроки уведомления администрацией специализированного учреждения родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего или администрации детских учреждений о месте пребывания несовершеннолетнего, а также сроки уведомления администрации специализированного учреждения о доставлении в детское учреждение несовершеннолетнего, самовольно ушедшего из него.
Установлен размер ежемесячного денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, в соответствии с внесением изменений в Закон края "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" . Размер ежемесячного денежного вознаграждения за взятого на воспитание одного ребенка составил 2540 рублей; за взятых на воспитание двух детей - 5070 рублей; за взятых на воспитание трех детей - 7230 рублей. Размер указанного вознаграждения будет увеличиваться на 10% за каждого последующего за третьим ребенка, принятого на воспитание в приемную семью; 50 % - за каждого взятого на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не достигшего трехлетнего возраста, или с ограниченными возможностями здоровья, или ребенка инвалида. Закон также определил дополнительные гарантии права на образование. На исполнение указанного закона необходимы дополнительные средства из бюджета края в 2010 году в сумме 11 552,0 тыс. рублей.
Увеличены расходы на питание одного обучающегося с 6 рублей до 10 рублей в день внесенными изменениями в Закон края "Об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края" .
Принят Закон края "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Забайкальском крае" , определяющий гарантии, общие принципы и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в Забайкальском крае в объеме целевого финансирования из средств краевого бюджета.
С целью поддержки некоторых социально незащищенных категорий населения были приведены в соответствие с федеральным законодательством законы края:
"О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае", дополнивший к имеющимся формам предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны предоставление данной категории граждан жилых помещений по договору социального найма. Закон уточнил условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий лиц из числа членов ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов и инвалидов боевых действий в связи с изменениями, внесенными в статью 2 указанного закона. Губернатором Забайкальского края был внесен законопроект, определяющий изменения в указанный Закон края в части исключения нормы мер социальной поддержки по предоставлению жилых помещений в собственность ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. В связи с нарушением нормы федерального законодательства депутатами Законодательного Собрания края законопроект был отклонен;
изменениями, внесенными в статью 3 Закона края "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае" устраненыограничения прав членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в получении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Законом края "О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края" внесены изменения в законы края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" и "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае", предусматривающие индексацию ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан. Кроме того, изменениями, внесенными в Закон края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае"установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг специалистам, замещающим должности согласно перечню должностей специалистов работников, работающих (работавших) в организациях, финансируемых из краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), а также исключено положение об установлении органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Определена периодичность предоставления выплаты малоимущим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на основании внесенных изменений в часть 3 статьи 1 Закона края "О государственной социальной помощи в Забайкальском крае" .Ежегодная выплата каждому члену малоимущей семьи или малоимущему одиноко проживающему гражданину, попавшему в трудную жизненную ситуацию, составляет 2000 рублей.
Важную социальную направленность имели изменения, внесенные в абзац первый части 1 статьи 1 Закона края "О стоимости услуг по погребению отдельных категорий умерших" в части уточнения категории умерших, стоимость услуг по погребению которых определяют органы местного самоуправления.
С целью укрепления материально-технической базы Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Нерчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" края, оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, проживающим на территории края, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности принят Закон края "О социальной программе Забайкальского края "Укрепление материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания и оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности" на 2010 год" .
Законом края "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан" установлены меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, и меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющим опасность для окружающих.
Законом края"Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае на 2011 год" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае на 2011 год в размере 4 937 рублей.
Законом края"О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края" внесены изменения в законы края "Об образовании" и "О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования", направленные на определение полномочия высшего исполнительного органа государственной власти в сфере образования, а также на установление норматива финансирования общеобразовательных учреждений, расположенных в труднодоступных местностях, учитывающего затраты, не зависящие от количества обучающихся в данных учреждениях.
Внесены изменения в законы края:
"О наградах в Забайкальском крае" в части установления полномочия исполнительного органа государственной власти края самостоятельно определять виды ведомственных наград и поощрять граждан, трудовые коллективы и организации других ведомств, а также в части предоставления права руководителям исполнительной власти возбуждать ходатайства о награждении наградами Забайкальского края, Губернатора Забайкальского края и наградами высших органов государственной власти края;
"Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края" в части увеличения компенсационных выплат для работников краевых учреждений здравоохранения за работу в опасных (особо опасных) для здоровья и тяжелых (особо тяжелых) условиях труда;
"О некоторых вопросах в области здравоохранения" ,расширившие круг организаций, оказывающих медицинские услуги, на которые распространяется действие данного закона;
" О физической культуре и спорте в Забайкальском крае" в части уточнения прав высшего исполнительного органа государственной власти в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, а также установления полномочия организаторов физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий по предоставлению компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях.
В отчетный период особое внимание было уделено решению проблем в сфере образования. Принятыми законами края педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, получили право на ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по выплате названного денежного вознаграждения.
В целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" внесено изменение в статью 1 Закона края "О порядке установления величины прожиточного минимума в Забайкальском крае" .Законом определено, что величина прожиточного минимума, устанавливается Правительством Забайкальского края ежеквартально на основании потребительской корзины в Забайкальском крае.
Законодательное Собрание края принятым постановлением "О внесении изменения в приложение к постановлению Законодательного Собрания Забайкальского края от 11.02.2009 № 35 "О потребительской корзине в Забайкальском крае" решило проблему, увеличения размера социальной нормы потребления электроэнергии. В Забайкалье она уже долгие годы составляла 54 кВт. ч. Было проведено исследование, которое показало, что данные Читинской энергосбытовой компании, согласно которым 60-70% населения укладываются в существующую социальную норму, сильно завышены. В результате летом 2010 года было принято решение поднять социальную норму до 65 кВт. ч с 1 января 2011 года. Таким образом, депутатам удалось отчасти смягчить последствия роста тарифа для населения.
В соответствии с Законом края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" признан утратившим силу Закон Агинского Бурятского автономного округа "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов в Агинском Бурятском автономном округе" .
2.6. Законодательство об обеспечении законности, правопорядка, общественной безопасности
В сфере безопасности, правопорядка, профилактики преступности принято 11 законов, из них базовых - 1, о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы - 10.
Особое внимание в отчетный период было уделено внесению изменений в Закон края "Об административных правонарушениях" в части установления административной ответственности за незаконные действия по отношению к символам Агинского Бурятского округа Забайкальского края. Расширен круг должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Установлена административная ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека на территории края. Определено дополнительное административное наказание по недопущению к объекту контроля для его осмотра или обследования должностным лицом органа местного самоуправления или уполномоченного им органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль. Внесены изменения в статью 36указанного Законав частиустановления административной ответственности за внесение заведомо недостоверных сведений в документы, необходимые для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет в уполномоченном исполнительном органе государственной власти края.
В статью 9 Закона края "Об административных правонарушениях" внесены изменения в части установления административной ответственности за нарушение Закона края "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Забайкальского края" при направлении сведений, подлежащих включению в краевой регистр. Также установлена ответственность за нарушение требований Закона края "О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации".
Законом края "О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края" внесены изменения в законы края: "О защите нравственности и здоровья детей в Забайкальском крае", "Об административных правонарушениях" в части замены понятия "летнее время" и "зимнее время" на указание конкретного периода календарного года "в период с 1 мая по 30 сентября с 23 до 6 часов, с 1 октября по 30 апреля с 22 до 6 часов", а также устранения возрастного несоответствия.
С целью приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в статьи 13 и 25 Закона края "О профилактике правонарушений в Забайкальском крае" в части создания общественных советов профилактики правонарушений по месту жительства, в организациях и образовательных учреждениях.
В целях установления правовых и организационных основ государственного надзора по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды принят Закон края "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Забайкальском крае" . Законом определены полномочия органов государственной власти края, полномочия надзорных органов, а также правовой статус работников органов государственного технического надзора.
В соответствии с федеральным законодательством внесены изменения в Закон края "О пожарной безопасности в Забайкальском крае" в части дополнительного включения действий по оказанию медицинской помощи в перечень основных задач пожарной охраны и перечень необходимых действий пожарной охраны при тушении пожаров.
3. Контрольная деятельность Законодательного Собрания Забайкальского края
Законодательное Собрание края пристальное внимание уделяло контролю за исполнением нормативных правовых актов, изучению применения положений законов и их влияния на социально-экономические процессы. Основными формами контроля являлись: заслушивание информаций на заседаниях комитетов, постоянных комиссий руководителей органов исполнительных власти края, представителей территориальных органов государственной власти, представление письменных информаций, депутатские запросы. В частности:
Комитетом по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания края с целью контроля был рассмотрен вопрос о возможном направлении части транспортного налога в бюджеты муниципальных образований края. В ходе обсуждения было принято решение поддержать позицию Контрольно-счетной палаты края и исполнительной власти края не менять существующую практику по зачислению в полном объеме в бюджет края транспортного налога.
Указанным комитетом также заслушана информация Министерства финансов Забайкальского края об исполнении Закона края "О стандартах качества оказания государственных услуг (выполнение работ)" и принято решение о дополнительном рассмотрении на заседании комитета в течение 2011 года в рамках контрольной деятельности одного из главных распорядителей бюджетных средств по разработке стандартов качества оказания государственных услуг (выполнения работ).
Комитетом по социальной и молодежной политике Законодательного Собрания края (прежнее название) по исполнению принятых законов, постановлений в рамках контроля была заслушана информация:
первого заместителя министра здравоохранения Забайкальского края; заместителя министра - начальника управления финансово-экономической работы, учета и контроля Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по вопросу "О распространении льгот, предусмотренных действующим законодательством для медицинских работников, на медицинских работников специализированных образовательных учреждений";
заместителя министра - начальника управления финансово-экономической работы, учета и контроля Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по вопросу "Об исполнении Закона Забайкальского края "Об образовании";
начальника отдела молодежной политики Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, председателя Молодежного парламента при Законодательном Собрании края по вопросу "О реализации молодежной политики в Забайкальском крае - цели, задачи, перспективы развития";
начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю по исполнению Закона края "О защите нравственности и здоровья детей в Забайкальском крае".
Комитетом по промышленной политике, инновациям и развитию инфраструктуры Законодательного Собрания края (прежнее название) в порядке контроля заслушана информация:
начальника управления лесопользования, лесовосстановления и ведения государственного лесного реестра по вопросу "О порядке осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации". Комитет рекомендовал главам муниципальных образований организовать работу по заготовке древесины, образовавшейся от незаконных рубок, для снабжения населения топливом или иных целей в соответствии с Порядком предоставления древесины, в том числе в форме очистки леса от захламленности, утвержденный Государственной лесной службой края;
заместителя руководителя Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края "Об исполнении Закона Читинской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Закона Читинской области "Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области (2007-2010 годы)". Депутаты предложили Департаменту по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций края решить вопрос по созданию пожарных подразделений в Нерчинско-Заводском, Калганском, Борзинском, Забайкальском и Тунгиро-Олекминском районах.
Комитетом по экономической, инвестиционной политике и собственности Законодательного Собрания края (прежнее название) в рамках контроля был рассмотрен вопрос "Об эффективности использования государственной собственности Забайкальского края", по результатам рассмотрения которого принято решение рекомендовать Правительству края обратить внимание на необходимость увеличения расходов на содержание и капитальный ремонт объектов краевой собственности; обратиться в федеральные органы государственной власти с предложением об изменении схемы перераспределения объектов, принимая во внимание заинтересованность органов государственной власти края в привлечении неиспользуемого имущества, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а также имущества РАО "Российские железные дороги".
Комитетом по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного Собрания края (прежнее название) в рамках контроля заслушана информация:
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края о подготовке проведения весенне-полевых работ 2010 году и о ходе выполнения мероприятий краевой долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2011 годы)" и эффективности использования финансовых средств в 2009 году, а также о плане реализации указанной программы на 2010 год; о подготовке проведения весенне-полевых работ в 2010 году;
Министерства экономического развития Забайкальского края, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о ситуации на продовольственном рынке Забайкальского края, связанной с повышением цен на продукты питания;
Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Государственной ветеринарной службы Забайкальского края о ситуации, сложившейся со вспышкой ящура в отдельных районах Забайкальского края по состоянию на 10 сентября 2010 года. В настоящее время Правительство края для уничтожения зараженных сельскохозяйственных животных рассматривает вопрос о возможном приобретении для Государственной ветеринарной службы Забайкальского края мобильной передвижной убойной площадки.
Комитетом по демографической политике и трудовым отношениям Законодательного Собрания края (прежнее название) во исполнение плана мероприятий Законодательного Собрания края по реализации рекомендаций депутатских слушаний по вопросу "Алкогольный фактор в демографическом кризисе Забайкальского края", состоявшихся 18 июня 2009 года, в качестве контроля обобщена информация комитетов Законодательного Собрания края и представительных органов местного самоуправления края.
Комитетом по национальной политике, межрегиональным отношениям, религиозным организациям Законодательного Собрания края (прежнее название) с целью контроля заслушана информация заместителя министра экономического развития Забайкальского края о ходе реализации Закона края "О государственной поддержке завоза продукции (товаров) в населенные пункты с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) в Забайкальском крае". В целях реализации рекомендаций депутатских слушаний Законодательного Собрания края по вопросу "Алкогольный фактор в демографическом кризисе Забайкальского края" по инициативе депутатов комитета подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Представленным законопроектом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения поставки и розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в сезон промысловой охоты, переработки и реализации охотничьей продукции.
4. Взаимодействие Законодательного Собрания Забайкальского края с представительными органами местного самоуправления
В 2010 году Советом представительных органов муниципальных районов и городских округов в Забайкальском крае (далее - Совет) была продолжена работа по координации деятельности и взаимодействия Законодательного Собрания края с представительными органами местного самоуправления края.
Совет активно содействовал участию представительных органов муниципальных образований в обсуждении проблемных вопросов жизнедеятельности муниципальных образований и выработке совместно с Законодательным Собранием края действий по их решению, по исполнению законов и иных нормативных правовых актов края.
По итогам заседаний Совета приняты рекомендации по рассматриваемым вопросам, в частности, органам местного самоуправления муниципальных образований края предложено провести мониторинг нормативного обеспечения перехода учреждений здравоохранения на новую систему оплаты труда с целью рассмотрения вопроса на заседаниях представительных органов местного самоуправления.
Неоднократно на заседаниях Совета поднимался вопрос о роли представительных органов муниципальных образований, обращалось внимание на необходимость взаимодействия, взаимопонимания, слаженности в работе органов местного самоуправления. Поэтому по инициативе руководителей представительных органов муниципальных образований в практику деятельности Совета было введено заслушивание председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов с целью обмена опытом работы.
С началом реализации Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перед органами местного самоуправления встали важные задачи, проблемы, требующие не только большой работы, значительных усилий, но и, безусловно, знаний. В связи с чем Законодательным Собранием края в 2010 году проведено 5 кустовых обучающих семинаров для депутатов 304 поселений, расположенных на территории 23 муниципальных районов края, с общим охватом участников свыше 600 человек.
Законодательное Собрание Забайкальского края – это орган государственной власти Забайкальского края, однопалатный высший законодательный (представительный) орган государственной власти Забайкальского края.
Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края избираются на срок созыва законодательного собрания на 5 лет.
Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
На профессиональной постоянной основе в Законодательном Собрании могут работать не более 1/3 депутатов Законодательного собрания.
Период деятельности депутатов избранных Зак. Собранием на срок, установленный Уставом, именуется созывом. Созывы имеют порядковую нумерацию римскими цифрами с указанием в скобках года начала и окончания периода деятельности очередного созыва.
В структуру Зак. Собрания Забайкальского края входят:
Председатель Зак. Собрания Забайкальского края,
первый заместитель Председателя Зак. Собрания Забайкальского края,
заместители Председателя Зак. Собрания Забайкальского края,
комитеты Зак. Собрания Забайкальского края,
совет Зак. Собрания Забайкальского края,
постоянные комиссии Зак. Собрания Забайкальского края и депутатские объединения Зак. Собрания Забайкальского края.
Основными формами деятельности Зак. Собрания Забайкальского края являются сессии, состоящие, как правило, из заседаний Зак. Собрания Забайкальского края, заседаний комитетов, заседаний совета, заседаний постоянных и временных комиссий Зак. Собрания Забайкальского края, а так же депутатских слушаний и Правительственного часа.
Сессии Зак. Собрания Забайкальского края проводятся не реже 1 раза в 3 месяца и созываются распоряжением Председателя Зак. Собрания Забайкальского края.
Внеочередные сессии могут созываться по инициативе Председателя Зак. Собрания Забайкальского края, а так же не менее 1/3 депутатов от избранного числа депутатов.
Зак. Собрание Забайкальского края правомочно при участии в нем не менее половины от избранного числа депутатов Зак. Собрания Забайкальского края.
Заседания проводятся открыто , но Зак. Собрание может принять решение о проведении закрытого заседания. Решение о проведении закрытого заседания принимается Зак. Собранием, если об этом внесено предложение Председателем или Губернатором.
На закрытом собрании вправе присутствовать Губернатор Заб. края, члены Совета Федерации, депутаты Государственный Думы, главный федеральный инспектор в Заб. крае, прокурор Заб. края.
Зак. Собрание Забайкальского края из числа депутатов тайным голосование на срок полномочий Зак. Собрания избирает Председателя Зак. Собрания Забайкальского края.
Полномочия Председателя устанавливаются Уставом Заб. края, законами Заб. края и Регламентом Зак. Собрания Забайкальского края.
Председатель Зак. Собрания Забайкальского края осуществляет свою деятельность на профессиональной постоянной основе. Первый заместитель, а так же заместители избираются из числа депутатов Зак. Собрания Забайкальского края тайным голосованием. Выше перечисленные кандидатуры вносятся на рассмотрение Зак. Собр. Председателем Зак. Собрания.
Избрания устанавливаются Регламентом.
Полномочия устанавливаются Регламентом.
Первый заместитель и заместители осуществляют деятельность на профессиональной постоянной основе.
Зак. Собрание Забайкальского края образует на срок своих полномочий из числа депутатов Зак. Собрания Забайкальского края в качестве постоянных органов – комитеты Зак. Собрания Забайкальского края.
Порядок создания и деятельности комитетов устанавливается Регламентом.
Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов Зак. Собрание создает совет Зак. Собрания Забайкальского края, то же самое, что и в Государственной Думе.
Зак. Собрания Забайкальского края образует на срок своих полномочий из числа депутатов постоянные комиссии, порядок создания и деятельности устанавливается Регламентом.
Временные комиссии создаются из числа депутатов для решении конкретных задач.
Депутатские объединения (фракции, депутатские группы) формируются в соответствии с ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Рабочие группы создаются из числа депутатов Зак. Собрания Забайкальского края, а так же работников Аппарата Зак. Собрания Забайкальского края для решения конкретных задач.
Зак. Собрание для обеспечения выполнения возложенных на него полномочий создает Аппарат Зак. Собрания Забайкальского края. Аппарат является постоянно действующим рабочим органом Зак. Собрания Забайкальского края.
Задачи Аппарата:
1) Организационная;
2) Правовая;
3) Информационно-аналитическая;
4) Финансовая;
5) Материально-техническая
оказание правовой, аналитической и методической помощи представительным органам местного самоуправления Забайкальского края;
содействие в укреплении деловых связей Законодательного Собрания с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в сфере международного сотрудничества;
обеспечение деятельности Законодательного Собрания и его органов по контролю за соблюдением и исполнением Устава Забайкальского края, законов Забайкальского края, постановлений Законодательного Собрания;
иные задачи в соответствии с нормативными правовыми актами Законодательного Собрания.
Зак. Собрание Забайкальского края, взаимодействие с членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ и с депутатами Гос. Думы, избранными от Забайкальского края в следующих формах:
1) обмен информацией по вопросам своей деятельности
2) консультации по вопросам, связанными с рассмотрением проектов Федеральных законов, внесенных Зак. Собранием Заб. края и/или Совета Федерации и/или депутатами Гос. Думы, избранными от Заб. края в Гос. Думу Федерального Собрания в порядке законодательной инициативы.
3) направление Законодательным Собранием края рекомендаций членам Совета Федерации и депутатами Гос. Думы о голосовании в Совете Федерации, либо в Гос. Думу по вопросам, затрагивающим интересы Заб. края.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, однопалатный постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган гос. власти Заб. кр. Депутаты Законодательного Собрания 1-го созыва избраны 12.10.2008 сроком на 5 лет в соответствии с ФКЗ от 21.7.2007 № 5 «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр.». Состав 1-го созыва — 50 депутатов (4 — женщины), 20 из них избраны по одномандатным избирательным окр., 5 — по многомандатному избирательному окр., 25 — по единому кр. избирательному окр. — от региональных отд-ний полит. партий (14 от «Единой России», 4 от КПРФ, 3 от ЛДПР, 2 от «Справедливой России», 2 от «Аграрной партии России»). Из состава Чит. обл. Думы 4-го созыва избрано 20 депутатов, 4 депутата являлись депутатами Агинск. Бур. окр. Думы. Пред. избран А.П. Романов (в июне 2010 С.М. Жиряков ), 1-м зам. — Д.Ц. Дугаров , зам. — В.И. Дибирдеев .
В Законодательном Собрании 1-го созыва образовано 8 ком., 2 постоянные комиссии, 4 депутатские фракции. Состав ком. и комиссий менялся. Ком.: по гос. политике и местному самоуправлению (пред. С.Б. Трофимов ); по бюджетной и налоговой политике (А.В. Никульшин ); по экон., инвестиционной политике и собственности (Б.В. Аюшиев ); по демографической политике и трудовым отношениям (Ц.Ц. Дамдинов ); по соц. и молодежной политике (Л.В. Аникина ); по пром. политике, инновациям и развитию инфраструктуры (В.Н. Дарижапов ); по аграрной политике и потребительскому рынку (С.П. Михайлов ); по нац. политике, межрегиональным отношениям, религиозным и общественным организациям (С.В. Сутурин ). По состоянию на май 2012 работали 5 ком.: по гос. политике и местному самоуправлению (пред. С. Б. Трофимов); по бюджетной и налоговой политике (В.Б. Альханов ); по экон., пром. политике, тер. развитию и инновациям (Б.В. Аюшиев); по соц., молодежной политике и трудовым отношениям (Л.В. Аникина); по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку (А.А. Ваулин ). Постоянные комиссии: по регламенту и вопросам депутатской этики (Б.В. Аюшиев) и по законодательному обеспечению противодействия коррупции (Д.Н. Тюрюханов ). Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов создан Совет, состоящий из пред., его зам., пред. ком. и руководителей фракций. Численный состав фракций на май 2012: «Единая Россия» — 38 чел. (рук. Д. Ц. Дугаров), КПРФ — 5 чел. С. В. Сутурин), ЛДПР — 3 чел. (Д.Н. Тю-рюханов), «Справедливая Россия» — 4 чел. (О.И. Куренков).
Депутат может работать в Законодательном Собрании на постоянной профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности. На профессиональной постоянной основе могут работать не более 1/3 депутатов.
З. С. З. к. осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Заб. кр. и законами Заб. кр. За Законодательным Собранием закрепляются следующие основные полномочия: законодательные, контрольные, участие в формировании Правительства края, гос. органов края. Законодательное Собрание работает в соответствии с годовыми и квартальными планами работы. Основными формами его деятельности являются сессии (проводятся не реже 1 раза в 3 мес), состоящие, как правило, из заседаний Законодательного Собрания, ком. Собрания, Совета Собрания, постоянных и временных комиссий Собрания, а также депутатских слушаний, публичных слушаний, «правительственного часа». Заседания Законодательного Собрания проводятся открыто и гласно. По предложению пред. Собрания или губернатора края может быть проведено закрытое заседание. Законодательное Собрание края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов края, исполнением бюджетов края, Тер. фонда обязательного мед. страхования Заб. кр.; выполнением программы соц.-экон. развития края; соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью края. Осуществляя контрольную деятельность, Собрание также ежегодно заслушивает отчеты о результатах деятельности Правительства края, о деятельности Контрольно-счетной палаты края; рассматривает доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае . Законодательное Собрание согласовывает назначение на должность 6 зам. пред. Правительства края, назначает половину чл. Избирательной комиссии Забайкальского края , пред., зам. пред. и аудиторов Контрольно-счетной палаты Забайкальского края .
Полномочия З. С. З. к. могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в т. ч. в порядке самороспуска.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. - Новосибирск: Наука, 2012. - Ч. 1: А-Л. - С. 333-334.