Делаем вместе! Чем отличаются коммунальные и жилищные услуги? Интересные факты о жилищно коммунальных услугах.

01.04.2020

Домоуправление

Жилищный кодекс России обязывает граждан платить за жилищные и коммунальные услуги. При этом исполнителями коммунальных услуг могу быть юридические лица или индивидуальные предприниматели. Они приобретают ресурсы, проводят работы и ответственны за исправность всех внутридомовых коммуникаций.

Пользоваться коммунальными услугами имеют право:

Владельцы жилых помещений со своими семьями;

Лица, получившие жилье от кооперативной организации;

Наниматели помещений; лица, взявшие в аренду квартиру (комнату).

Коммунальные услуги:

Питьевая холодная вода. Подача должна быть круглосуточной. Осуществляется по центральной или внутридомовой сети. Объем и качество воды должны быть на надлежащем уровне.

Горячая вода. Должна подаваться должна круглосуточно через централизованные сети для всех помещений дома.

Водоотведение. Отведение стоков тоже должно быть круглосуточным - через централизованные сети и внутридомовые системы. Канализационные системы должны быть в большинстве жилых помещений дома. Если в жилом помещении нет централизованной канализации, то её не должны учитывать в перечне коммунальных услуг.

Электроснабжение. Электричество в необходимым объеме должно подаваться тоже круглые сутки, без перебоев. Впрочем, отключения электроэнергии фиксируются на приборах учета. Отметим, ресурсоснабжающие организации не обязаны обслуживать сети внутри дома. Потребитель обязан до указанного в квитанции числа сообщить данные прибора учета. Если данные не поступили, то РСО имеет право рассчитать объем потребления по нормативам в том случае, если не установлена система, при которой данные приборов учета автоматически поступают в диспетчерскую организации.

За общедомовые расходы придется платить даже в том случае, если вы какое-то время не проживали в квартире. Объем общедомовых услуг рассчитывается с учетом занимаемой каждым площади. При отсутствии общедомового счетчика расчет производится по нормативам. Эксперты заверяют, что очень выгодно иметь одновременно и общедомовой, и подъездные счётчики. Они позволяют вычислить «левые» подключения к общедомовой электросети. Также они дают понять, в каком подъезде умеют экономить, а в каком нет.

Газоснабжение. Газ должен подаваться круглосуточно. Приборы учета газа дают реальную экономию и достаточно быстро окупаются в квартирах с большим количеством жильцов.

Отопление. Тепловая энергия должна подаваться в дома, квартиры и нежилые помещения централизованно. С жильцов сняли оплату общедомовых отопительных расходов. Не нужно платить за отопление подъезда, где нет батарей. В 2013 году внесены новые изменения, которые касаются правил оказания коммунальных услуг. Были введены нормативные коэффициенты для тех, кто не торопится ставить индивидуальные приборы учета. Для таких собственников введены повышенные нормативы на все виды КУ. Каждые полгода оплата вырастает. В итоге превышение достигнет 60%.

Жилищные услуги:

Предоставление в пользование жилых помещений по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов от многоквартирных домов.

Жилищно-коммунальные платежи

Для нанимателей:

За пользование жилым помещением (плата за наем);

Для собственников:

За содержание и ремонт жилого помещения. Состоит из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. Собственник помещений в МКД обязан нести расходы на содержание не только принадлежащего ему помещения, но и общего имущества в доме: конструкций дома, коридоров, лестничных клеток, чердаков и подвалов, инженерных сетей, лифтов и мусоропроводов и т.п. статья 39 ЖК РФ. Причем, размер суммы определяют сами жители на собрании собственников МКД. Это декларируют части 2 и 4 ст. 158 ЖК РФ.

Управляющая организация имеет право предложить учесть те или иные работы и затраты. Иногда управляющие компании предлагают сокращённый перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту дома за максимальную стоимость, которая ежегодно устанавливается местной администрацией. «Недостающие» услуги предлагается оплачивать дополнительно. Такого быть, конечно, не должно. Перечень услуг по содержанию дома и работ по текущему ремонту есть в Постановлении Росстроя 170 от 23 сентября 2003 г.
Не путайте плату за содержание и текущий ремонт ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА собственников МКД, входящую в платёжку, и платные работы за мелкий ремонт в вашей квартире, которые исполняются по вашему заказу.

Лишние строки

В платёжках периодически появляются рядом с законными коммунальными и жилищными услугами графы с антеннами, кабельным телевидением или интернетом, радио, запирающим устройством, консьержем, охраной автостоянки и так далее. Все эти услуги не являются ни коммунальными, ни жилищными. Внесение их в платежку незаконно. Подобные платежи должны быть исключены из единого платежного документа. Не разрешайте УО вписывать в договор управления туманные пункт о ее праве на заключение каких-то иных договоров. Иначе вам могут навязать ненужным услуги. Все дополнительные решения принимаются на собрании.

Шведы решают коммунальные недоразумения в Жилищном суде, а австралийцы могут не платить за воду, если в квартире не установлен счетчик

Как работает система жилищно-коммунального хозяйства в Европе и США, Южной Корее и Бразилии, Австралии и Турции? Об интересных отличительных чертах и условиях для потребителей в разных странах мира – наш сегодняшний материал.

Бразилия . В этой стране используется разная вода, и стоит она, соответственно, по-разному. Например, в некоторых бразильских префектурах, где функционирует централизованная система водоснабжения, воду подают несколько раз в неделю. Ее закачивают в подземные резервуары, а водопотребление контролируется с помощью приборов учета.

Другой вид водоснабжения бразильцев – артезианские скважины. Воду из скважин используют для стирки и купания, однако пить ее нельзя, так как в большинстве домов основной системой канализации являются выгребные ямы, отходы из которых просачиваются в подземные воды. Цена бразильской воды зависит от размера расходов на оборудование для ее доставки и электроэнергию, которая тратится на поднятие и закачку воды в цистерны.

Газ в Бразилии – топливо дефицитное. Он поставляется потребителям в стандартных баллонах. За электроэнергию бразильцам приходится платить тоже недешево – до двух долларов за киловатт.

Потребители из Южной Кореи могут пользоваться двумя видами централизованного отопления – газовым и электрическим. Газовое отопление стоит дороже, а электрическое отключают в дневное время и совсем не используют летом.

Турция . Многие турецкие дома оборудованы солнечными батареями на крышах. За горячую воду в Турции не платят, ведь она нагревается энергией Солнца. Также для турецких потребителей не существует понятия «квартплата», вместо нее действует «айдат» – полная стоимость обслуживания жилого комплекса. «Айдат» – величина фиксированная, она не зависит от количества жильцов. Размер этой платы жители дома устанавливают каждый год на общем собрании, после того, как управляющий предоставит отчет о расходах.

В Австралии , где пресной воды не хватает, многие потребители оборудуют в своем жилище систему сбора дождевых вод. Собранная таким образом вода используется для санитарных нужд и полива сада. Оплата за воду в Австралии включает в себя стоимость доступа к ресурсу и подключения к канализации. Ежемесячно только за это австралийцы платят по 150–200 долларов, а кроме того с потребителей взимается оплата и за кубометры воды, потребленные в течение месяца. Зато, если жить в квартире, где не установлены счетчики воды, платить за потребленную воду не надо: согласно австралийскому законодательству, нельзя взимать оплату, если нет приборов учета.

В Швеции успешно функционирует Жилищный суд, разбирающий жилищно-коммунальные неурядицы.

В Великобритании , помимо оплаты коммунальных услуг, потребители оплачивают еще и муниципальный налог, размер которого зависит от престижности района. За счет муниципального налога и, частично, госбюджетных средств, в городах Великобритании поддерживается «чисто английский» уют, содержатся газоны и клумбы, вывозится мусор, ремонтируются дороги, а также оплачивается работа пожарных, полиции и самих городских чиновников. Британцы, живущие в многоквартирных домах, обязаны оплачивать специальный сбор по уходу за домом. Владелец дома на эти средства содержит лифты, холл, коридоры и придомовую территорию.

США . Как только новый жилец въезжает в американский дом, он заключает договор о поставке воды, а затем к нему приезжает техник от поставляющей компании и устанавливает счетчик. Данные со счетчика считываются автоматически и отправляются в компанию без участия потребителя. В Америке практически не существует риска обмана потребителя управляющей компанией, поскольку в прошлом в суды подавалось множество исков по подобным вопросам. Экономные американцы обращаются в суд при малейшем подозрении на возможность обмана.

Интересно, что в США потребители коммунальных услуг практически не рассчитываются наличными деньгами, предпочитая использовать электронные карты. Сумма оплаты снимается с карты и поступает на трастовые счета. При этом управляющая компания может перечислить себе только остаток денег и только после своего полного расчета со всеми контрагентами.

С 1989 года в Восточной Германии начался период реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Но основные условия для упорядоченной деятельности жилищных предприятий стали действовать лишь с октября 1991 года. Предпосылки реформ были созданы рядом факторов, имевших место в сфере оплаты эксплуатационных расходов, собственности жилья, структуре ЖК предприятий и ценообразовании. Жилищное хозяйство Восточной Германии было ориентировано на достижение количественных результатов. Приоритет отдавался массовому строительству нового жилья, куда направлялись основные инвестиции. Целью жилищной политики было увеличение объемов и площадей жилищного фонда, в то время как содержанию и ремонту имеющегося жилья не уделялось должного внимания. Вместе с тем, новое строительство осуществлялось с крайне низким качеством. В итоге жилищный фонд и внутридомовая инфраструктура ветшали, быстро наступал износ новых построек.

Большинство квартир в Восточной Германии находилось в собственности государства или муниципалитетов. Некоторые квартиры находились в собственности товариществ. Это были так называемые Товарищества работников по строительству жилья, что аналогично советским жилищно-строительным кооперативам. Некоторые дома находились в частной собственности. Как правило, это были небольшие строения, рассчитанные на одну или несколько семей. Отсутствовало разделение оплаты по видам услуг. Существовала квартплата, которая включала плату за найм жилья и эксплуатационные расходы. В эксплуатационных расходах также не было различия по видам услуг - вода, тепло и прочее. Следует также отметить, что отсутствовало понятие ресурсосбережения. Политика по снижению расхода тепла и электроэнергии, а также по вводу приборов учета и начислению платежей согласно их показаниям, не проводилась. Государственные субсидии предоставлялись населению следующим образом:

  • Население, проживающее в государственном жилищном фонде, получало субсидии напрямую. Иными словами, еще до реформы в Восточной Германии существовал механизм предоставления адресных субсидий.
  • Товарищества работников по строительству жилья получали субсидии через коммунальные предприятия.
  • Владельцам частных домов субсидии не предоставлялись.

В связи с этим, в большинстве случаев средств частных собственников оказывалось недостаточно для содержания жилищного фонда. Обеспечение электроэнергией, теплом и газом осуществлялось так называемыми надрегиональными энергетическими предприятиями. Собственность данных предприятий была государственная, и они отвечали за снабжение закрепленного за ними региона. Данная структура напоминала украинскую. Водоснабжение и водоотведение осуществлялось предприятиями по поставке воды и обработке сточных вод, организованных на уровне округов. Цены на жилищно-коммунальные услуги формировались государством, и десятилетиями оставались на одном уровне. Предоставляемые субсидии были включены в стоимость услуг. Такое ценообразование не позволяло поддерживать на должном уровне и модернизировать коммунальную инфраструктуру, являлось ощутимой нагрузкой на бюджет. В результате инфраструктура ветшала, а меры по сокращению потерь ресурсов при транспортировке, охране окружающей среды и привлечению инвестиций финансировались в крайне малом объеме. В результате выявились следующие предпосылки реформирования жилищно-комунального хозяйства Восточной Германии:

  • Ветхое состояние внутридомовой и коммунальной инфраструктур приводили к большим потерям ресурсов.
  • Информация о техническом состоянии инфраструктуры была недоступна или полностью отсутствовала.
  • Система тарифного ценообразования не позволяла покрывать затраты.
  • Расчет коммунальных услуг преимущественно осуществлялся по нормативам потребления, а не на основании показаний приборов учета.
  • Потребители услуг не были заинтересованы в экономии ресурсов.
  • Жилищно-коммунальные услуги предоставлялись с низким качеством.

Целью реформирования ЖКХ Восточной Германии являлось создание рынка жилищных и коммунальных услуг с наличием конкуренции в различных сферах хозяйства. Основой реформы было построение системы эффективного муниципального самоуправления. Для этого необходимо было, прежде всего:

  • Демонополизировать и акционировать надрегиональных поставщиков услуг
  • Модернизировать коммунальную инфраструктуру и жилищный фонд
  • Усовершенствовать ценообразование для покрытия существующих затрат.

Реализация поставленных целей заключалась в следующих мероприятиях. Совершенствование ценообразования и модернизация инфраструктуры В целях совершенствования ценообразования, прежде всего, необходимо было проработать схемы, которые позволяли покрывать текущие затраты в среднесрочной перспективе. Для этого первым шагом явился отказ от предоставления социальной помощи населению через коммунальные предприятия и переход к адресному субсидированию. Субсидии предоставлялись малообеспеченным семьям в зависимости от получаемых ими доходов. Получил развитие принцип: необеспеченные слои населения получают помощь за счет богатых, а не наряду с ними, как это происходит при дотации тарифов. В результате освободившиеся бюджетные средства были направлены в качестве инвестиций в модернизацию сетей и оборудования. Средства выделялись путем предоставления грантов и кредитов под низкие проценты. Кредиты, направленные на модернизацию жилищного фонда предоставлялись как Федеральным Правительством Германии, муниципальными образованиями, поставщиками энергоресурсов так и Европейским Сообществом. Также необходимо отметить значительный рост стоимости услуг и одновременно переход к расчету за предоставленные услуги согласно их фактическому потреблению. Это привело к экономии ресурсов населением и их индивидуальному потреблению. Приватизация жилищного фонда После объединения Восточной и Западной Германии, особое внимание стало уделяться приватизации муниципального и государственного жилищного фонда. В отличие от ситуации в Украине, приватизация осуществлялась путем продажи государственного и муниципального жилья. Бесплатной приватизации не проводилось. Приватизация жилищного фонда была направлена на:

  • Создание индивидуальной частной собственности
  • Мобилизацию частной инициативы и ответственности
  • Привлечение средств для содержания, ремонта и модернизации жилья.

Жилищные кооперативы преобразовывались в кооперативы, зарегистрированные в судах, которые ведут торговый регистр, и становились, таким образом, юридически правоспособными и самостоятельными. Это сопровождалось повышением ответственности жилищных предприятий за оплату всех коммунальных услуг и отменой государственных субсидий на это. Обязательным условием реализации реформы была 100%-ная регистрация кондоминиумов. Без хозяина (в том числе и коллективного) не должен был остаться ни один дом. Собственники лучше используют собственность, чем это за них делает муниципальная власть. Демонополизация и акционирование коммунальных предприятий Вся сфера ЖКХ была отдана в частные руки, но при этом были обеспечены прозрачные схемы деятельности предприятий. Земля перешла в собственность предприятий. На базе государственных надрегиональных предприятий были созданы так называемые городские и коммунальные компании (Stadtwerke) в форме акционерных обществ. Собственность таких компаний была смешанной, и они специализировались на предоставлении полного спектра услуг: электроэнергии, теплоэнергии и газа. Часть предприятий по поставке воды и обработке сточных вод перешли в собственность муниципалитетов на публично-правовой основе, а часть присоединилась к структуре городских коммунальных компаний. Образовались рыночные условия для работы коммунальных компаний. Поставщики услуг стали выбираться на конкурсной основе, это закрепилось новым законодательством. В связи с этим повышение качества коммунальных услуг, сокращение потерь в сетях и снижение себестоимости оказались у собственников на первом плане. Также, для достижения успеха в конкурентной обстановке, городским коммунальным компаниям было недостаточно только поставлять ресурсы и взимать оплату за их потребление. Возникла необходимость обеспечивать потребителей рядом дополнительных услуг. Появился новый термин - "многосторонние коммунальные услуги" (multi-utility). Результатом стала более агрессивная и творческая деловая политика. Например, помимо своего основного вида деятельности, городские коммунальные компании включают в свои пакеты многосторонних услуг уборку придомовых территорий, вывоз мусора и утилизацию отходов, обслуживание внутридомовой инфраструктуры, управление оборудованием, телекоммуникации. Такие организации имеют холдинговую структуру, распределенную по видам деятельности, что позволяет осуществлять финансирование менее развивающихся или социально-значимых направлений за счет более успешных. После объединения Германии 15 крупных региональных энергетических комбинатов в восточной ее части должны были быть переданы частным предприятиям энергоснабжения из Западной Германии . Федеральное правительство считало, что именно такой способ реструктуризации обеспечит стабильное финансирование далеко не новой жилищно-коммунальной инфраструктуры. Однако руководство, к примеру, Франкфурта-на-Одере (Восточная Германия) посчитало, что такое решение ущемляет права горожан. По их мнению, замена бывшей госмонополии в лице комбината другой монополией, но частной, в лице западногерманского энергетического концерна - не лучшее решение. Франкфуртское коммунальное предприятие в виде холдинга вначале на сто процентов принадлежало муниципалитету. Кроме тепла и электроснабжения оно занималось газо- и водоснабжением, канализацией и уборкой мусора. Местные власти утверждают, что создание многопрофильного предприятия с гибкой структурой позволяет им добиваться "синергетических" эффектов (эффектов от взаимодействия) в техническом, организационном, финансово-экономическом отношении. Муниципалитеты со временем стали проводить политику привлечения инвесторов, продавая им пакет акций коммунальной монополии. Появились десятки других компаний, которые начали успешно конкурировать с муниципальной структурой. Потребители быстро поняли прелесть конкуренции, охотно покупая услуги энергосервисных компаний, которые стали предлагать широкий спектр услуг в лизинг, кредит, самостоятельно финансируя энергосберегающие мероприятия. В 70-миллионной Германии 59,9% жителей, или свыше 40 млн. человек, получают электричество от частных или смешанных компаний с участием частного капитала. Повышение эффективности коммунальных предприятий В связи с быстроменяющейся ситуацией на рынке жилищно-коммунальных услуг Германии и в целях достижения конкурентных преимуществ, предприятия стали особое внимание уделять современным технологиям и автоматизации. Предоставление широкого спектра основных и дополнительных услуг, применение различных методик начисления платежей, охват большой территории обслуживания и работа с различными слоями населения требовали применения комплексных разработок, способных осуществлять поддержку всех процессов на предприятиях. Основным требованием была способность современных технологий отображать модель жилищно-коммунального хозяйства до реформирования, все изменения в процессе реформирования отрасли и новую рыночную модель. Перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Германии стояли конкретные цели, а именно:

  • Повышение ликвидности обеспечивалось за счет осуществления точного расчета потребления, контроля платежей, быстрого поступления денежных средств.
  • Прозрачность и эффективность финансовых потоков на предприятии обеспечивались грамотным планированием инвестиций, бухгалтерской отчетностью, контролем над движением финансовых средств.
  • Сокращение затрат и потерь, повышение качества предоставляемых услуг обеспечивалось управлением основными средствами, планированием ремонтных работ и замены оборудования, контролем хозяйственных процессов на предприятии и за его пределами.
  • Также большое внимание уделялось взаимоотношениям с клиентами. Для этого немаловажным являлось ведение клиентской базы, предложение различных схем оплаты и дополнительных услуг в зависимости от потребностей клиентов, удовлетворение их запросов, создание кадастра земельных участков.

Достижение этих целей во многом обеспечивает успех предприятия. Для того, чтобы реформа пошла на муниципальном уровне, в первую очередь были разработаны и запущены образовательные программы, так как на местах, "внизу", люди мало посвящены в то, что разрабатывается "наверху". Важное значение имели пилотные проекты, демонстрирующие преимущества санации жилья - повышения его себестоимости. Дальнейшее существование всех коммунальных предприятий было обеспечено тем, что возникли первые банки содействия развитию ЖКХ. С помощью этих банков и благодаря соответствующим поручительствам на случай возникновения убытков (не было возможности имущественного обеспечения ссуды) предприятия начали проводить реконструкцию квартир, где продолжали жить квартиросъемщики. Это было новшеством в жилищной сфере. Полностью заменялись крыши, окна, входные двери, вся сантехника и система отопления. Стены кухонь и ванных комнат покрывались плиткой, а фасады зданий утеплялись. Только проведенные энергосберегающие мероприятия (установка в зданиях тепловых пунктов, установка термостатов, утепление зданий, включая окна) принесли квартиросъемщикам экономию. В платежах произошло снижение с 2,10 DM/м2 занимаемой площади в месяц до примерно 1,00 DM/м2. У квартиросъемщиков, проживающих в квартирах, где радиаторы были оснащены термостатами и приборами учета тепла, появилось новое представление о расходах (оплачивать нужно только то, что сам потребил). Сегодня проведение мероприятий по реконструкции зданий на востоке Германии стало привычным делом.

Похожие статьи