Музей РЖД располагается на двух площадках: это и павильон около Павелецкого. Здесь мы расскажем о музее на Павелецкой.
Музейные экспонаты
Главный транспорт экспозиции – старинный паровоз марки «У 127», который официально числится среди памятников техники РФ. Паровоз изумительно сохранился, так как его специально берегли несколько десятилетий. На нем в 1924 году на Павелецкий вокзал было привезено тело Ленина. После ВОВ выстроили павильон, называвшийся «Траурный поезд» – это был филиал музея Ленина. В 2011 году на этом месте и был основан музей Московской железной дороги. Его музейный фонд была увеличен всевозможными экспонатами из истории и интерактивными экранами, на которых замечательно видно, как устроены паровозы.
Самый же старый экспонат имеет более чем вековой возраст – это паровоз ОВ-841. Вся историческая экспозиция занимает более 2 тысяч м 2 , она сформирована в хронологической последовательности по этапам развития отрасли. Сегодня экспонатов насчитывается более шестидесяти. Есть здесь как отечественный транспорт, так и военные трофеи, специальная техника, вагоны разных лет и удивительный экспериментальный электровоз, сделанный в Коломне. Этот замечательный транспорт уникален тем, что работает на переменном токе.
В музейных залах
В музее железнодорожного транспорта на Павелецкой собрано множество материалов, которые посвящены людям, развивавшим это дело в России. Материалы рассказывают не только об организаторах дела, но и об инженерных работниках, новаторах в этой области, мастерах железнодорожных специальностей. Есть здесь интересные документы и уникальные чертежи, старинные рельсы, клейменные первыми производителями, формы железнодорожников былых лет. В одной из витрин на почетном месте хранится экземпляр газеты для железнодорожников под названием «Гудок» от 9.05.1945 года. В газете напечатан Акт о капитуляции Германии.
На нижнем этаже железнодорожного музея на Павелецкой можно побывать в инсталлированном купе николаевских времен и в кабинете управляющего станцией тех лет. Интерьеры поездов и макеты вокзалов интересны людям с техническим уклоном мысли, ценителям с хорошим эстетическим вкусом и просто всем любознательным.
Экспонаты, хранящиеся на Павелецкой, поведают не только о старине, но и об особенностях магистралей современности. Железнодорожники смогли гармонично совместить строгий классический стиль музейной экспозиции с увлекательным, почти художественным по своей подаче, путешествием в железнодорожное прошлое и будущее.
По протяженности электромагистралей железных дорог РФ занимает в мире первое место, а по длине самих железнодорожных путей – второе после США. Посетив музей железнодорожного транспорта на Павелецкой вы сможете по достоинству оценить роль российских железнодорожников в развитии страны с XIX века и по сегодняшний день.
Центральный музей железнодорожного транспорта — один из старейших в мире технических музеев. Он был основан в 1813 году как «особый зал» для хранения моделей при Институте корпуса инженеров путей сообщения. Активное пополнение коллекции началось вместе с развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке. В 1859 году был издан специальный указ, согласно которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений: транспортных объектов, мостов, административных зданий, памятников и соборов. В 1862 году музей открылся для публики. В 1901-1902 годах для него было построено новое здание в Юсуповском саду. Музей пережил революцию, но чуть не погиб от бесхозяйственности в начале 1930-х годов. Во время войны его коллекции эвакуировались в Новосибирск.
В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения: альбомы, чертежи, фотографии, книги, более 300 моделей локомотивов и вагонов. 11 залов залов насыщены статическими и динамическими моделями и макетами. Несмотря на это, музей остаётся малоизвестным, лишь немногие приезжающие в Петербург туристы знают о его существовании.
// Часть 41
1. На парадной лестнице посетителей встречает огромная карта железных дорог СССР.
2. Под ней находятся компактные диорамы, показывающие эволюцию пассажирских и грузовых станций.
3.
4.
5.
6. Первый зал посвящён зарождению железных дорог в мире и в Российской империи. В центре — бюст Франца Герстнера, построившего Царскосельскую железную дорогу.
7. В зале представлены макеты первых паровозов Царскосельской железной дороги.
8. Первые отечественные железнодорожные билеты.
9. Телеграфная линия Николаевской железной дороги.
10. Второй зал посвящён мостостроению.
11. Здесь представлены макеты самых различных мостовых сооружений.
12. Действующая модель подъёмного Волховского моста.
13. Модель Краснолужского моста на МОЖД.
14. Сейчас этот мост перенесён на новое место и превращён в пешеходный.
15. Срез лиственницы, спиленной при прокладке Транссиба.
16. В третьем зале можно увидеть макеты вагонов и паровозов царских времён, а также подлинные образцы первых в России аппаратов связи.
17. Макет водонапорной башни на гиперболоидном основании.
18. Первая, механическая автоматизация стрелок и семафоров.
19. Модели выполнены в разных масштабах и их разных материалов.
20. Паровоз типа 1-2-0, строившийся на Коломенском заводе в конце XIX века.
21. Макет паровоза «С» выпуска 1911 года.
22. Товарный паровоз типа 0-3-0+0-3-0 марки Ф Н (Ферли). Они строились в 1879 году заводом Зигля в Вене.
23. Разрез товарного паровоза, выполненный в московских мастерских Московско-Брестской железной дороги.
24. Уникальная, полностью деревянная модель.
25. Это пассажирский паровоз типа 1-2-0.
26. Модель сделана великолепно!
27. Макеты пассажирских вагонов Транссибирского экспресса.
28. Купейный вагон.
29. Вагон-ресторан (точнее, вагон-салон).
30. Пригородный поезд. В таких вагонах не было системы отопления. Пассажирам либо выдавали покрывала, либо под сиденье клали горячие кирпичи, которые после остывания можно было заменить, но уже за дополнительную плату.
31. Вагон третьего класса, с деревянными полками. Интересно, что верхние полки раскладывались и соединялись в одну. На них переселенцы забирались втроём-вчетвером и лежали вместе с перевозимой домашней скотиной. Так было теплее.
32. Что-то похожее было и в вагоне 3-го класса Северо-Кавказских железных дорог в 1890-1900 годы.
33. Двухосный вагон для перевозки живой рыбы.
34. Несколько аппаратов связи и автоматики.
35. Буквопечатающий телеграфный аппарат Юза с гиревым приводом фирмы «Сименс и Гальске», Петербург, 1870-1880-е годы.
36. Несколько экспонатов родом из XX века.
37.
38. Небольшой зал № 5 посвящён войне.
39. Немецкий путеразрушитель системы «крюк». За время войны было разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, более 13 тысяч искусственных сооружений, более 4 тысяч станций. Новые линии прокладывали со скоростью 16 км за день. Восстановлено было 115 тысяч километров железных дорог (некоторые дороги восстанавливались по два-три раза).
40. Шестой зал посвящён строительству железных дорог и путевым строительным машинам.
41. Типы железнодорожных насыпей и выемок.
42. Фрагменты полотна, демонстрирующие крепёж рельсов и конструкцию стыков.
43. Меня всегда завораживал вид таких пересечений. Как будто пути собраны в букет.
44. Старинные приспособления, которыми путейцы проверяли рельсы. Профилограф.
45. Катучий шаблон для измерения ширины колеи и возвышения рельса.
46. Виды столбиков и указателей.
47. Экспозиция зала в основном создавалась в 1960-1970-е годы, поэтому одну из стен занимает плакат с изображением БАМа.
48. Модель путеукладочного крана УК25/21 системы В.И. Платонова.
49. Сколько труда вложено в создание этих макетов!
50. Многое из этого сделано руками студентов-инженеров.
51.
52.
53. Макет балластировочной машины Б-5.
54. Машина была отмечена 1-й премией Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
55. Она создана в 1938 году конструкторами В.А. Алёшиным, Ф.Д. Барыкиным и П.Г. Белогорцевым.
56.
57.
58. Модель путевой самоходной рельсосварочной машины ПРСМ-3.
59. Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3 (БРС).
60. В зале № 8 представлена обширная коллекция моделей вагонов.
61. Восьмиосная цистерна модели 15-880 для перевозки светлых нефтепродуктов (бензина и пр.).
62. Вагон-ледник.
63. Рефрижератор.
64. Двадцатиосный (!) транспортёр.
65. На стенах залов висят тематические картины.
66. Модель, демонстрирующая принцип работы движителя паровоза Л.
67. Гордость музея — коллекция локомотивов в зале № 7.
68. Здесь представлены модели наиболее распространенных и интересных локомотивов.
69. Двухсекционный грузовой тепловоз серии 2ТЭ10Л.
70. Внутри кабины.
71. Маневровый тепловоз ТГМ3-012.
72.
73. Маневровый тепловоз ТЭМ2-003.
74. Один из первых в мире магистральных тепловозов — Г Э 1 инженера Я.М. Гаккеля.
75. Двухсекционный газотурбовоз ГТ101-001.
76.
77. Тепловоз ТЭ10.
78. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ80-001.
79. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ85-005.
80. Электропоезд ЭР10-001.
81.
82.
83. Также в зале сохранился автоматический стенд, рассказывающий о детских железных дорогах в СССР.
84. В зале «вагоностроение» кроме уже упомянутых вагонов представлены макеты так и не реализованных проектов. Например, аэропоезд инженера С.С. Вальднера и шаропоезд инженера Н.Г. Ярмольчука
85. Также в зале представлен макет секции мягкого 16-местного вагона 15сб Егоровского завода. Он экспонировался на Всесоюзной промышленной выставке и получил диплом 1-ой степени.
86. Макет служил для отработки конструкции купе повышенной комфортности и был сделан в начале 1950-х годов, перед серийным выпуском этих вагонов. За дверью слева имеется туалет и душ.
87. Макет опытного двухэтажного вагона с куполом для обозрения местности. Построен Ленинградским заводом имени Егорова в 1965 году.
88.
89.
90. Такой могла бы стать новая, скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург, но у нас пошли по самому простому пути, использовав старую Николаевскую трассу.
91. Наконец, самые интересные экспонаты музея. Действующий макет сортировочной горки создан в 1935 году, одновременно с первой в СССР горкой.
92. Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой ж.д. с первой механизированной горкой в стране, введённая в эксплуатацию в 1934 году.
93. Работой горки управляет экскурсовод.
94.
Как это работает в живую, можно посмотреть на видео:
95. Рядом с макетом можно увидеть подлинный маршрутный горочный накопитель, работавший на сортировочной горке с 1940-х по 1960-е годы.
96. А вот модель устройств, затормаживающих вагоны при сходе с горки.
97.
98. Один из немногих современных экспонатов музея — эта огромная карта, подаренная РЖД.
99. Весь последний зал занимает один экспонат — макет электрифицированного участка железной дороги. Он демонстрирует работу автоматики, регулирующей движение поездов.
100. Макет управляется подлинными пультами.
101. Здесь представлены пульты ДЦ (диспетчерской централизации), МРЦ (маршрутно-релейной централизации), ЭЦ (электрической централизации) и МКУ (маршрутно-ключевого управления).
102. По макету, следуя указаниям автоматики, может ездить трёхвагонная электричка ЭР2 в масштабе 1:50.
103. Длина пути макета — 43 метра.
104. На нём расположено четыре станции.
105. Макет создан в 1930-е годы, но до сих пор работает и демонстрируется на каждой экскурсии.
107. Напоследок стоит упомянуть о том, что во дворе имеется небольшая открытая экспозиция, но сюда посетители обычно не доходят.
115114, Россия, Москва, Кожевническая, д. 2 |
|
Справки и заказ экскурсий |
Музей железнодорожного транспорта в Москве включает в себя историческую часть (находящуюся по адресу ул. Кожевническая, д.2.) и техническую — площадку натуральных образцов железнодорожной техники, расположенную на Рижском вокзале .
Общая площадь музея железнодорожной техники под открытым небом составляет порядка 1,5 гектара.
Экспозиция Музея РЖД на Рижском вокзале
Посетители могут посмотреть все, что связано с железнодорожной техникой. Коллекция музея насчитывает более 70 различных экспонатов, состоящих из поездов, вагонов и другой железнодорожной техники разных времен. Некоторые экспонаты входят в золотой фонд России, имеют специальные награды.
Гостям выставки под открытым небом предлагается посмотреть не только на образцы современной техники, но и исторические экспонаты, причем экспозиция не ограничивается поездами российского производства. Тут представлены многочисленные паровозы, электровозы, вагоны различных типов и специальная железнодорожная техника и даже паровозная гидроколонка образца 1936 года предназначена для снабжения паровозов водой в пути следования.
Главной целью музея является не только демонстрация разной уникальной техники, но и деятельность по сохранению духа неповторимого мира железной дороги для последующих поколений. Каждый экспонат этого необычного музея помимо всего прочего является образцом инженерной мысли. Раритетный исторический транспорт находится здесь на заслуженном отдыхе после реставрационных работ, которые часто проходят при помощи работников самого музея, позволяя добиться максимальной исторической достоверности.
На данный момент в железнодорожном музее представлен 71 экспонат: это паровозы, тепловозы, электровозы, салон-вагоны, санитарные вагоны, теплушка, специальная железнодорожная техника и др.
Здесь вы можете увидеть уникальные вагон-танк и санитарный вагон, а также вагон-кухню и вагон-салон, предназначенные для особо важных персон как дореволюционной, так и советской эпохи.
Экспонаты экспозиции постоянно используются кинокомпаниями для съемок художественных и документальных фильмов (например, некоторые экспонаты вы могли видеть в фильмах «Александровский сад», «Адмирал» и другие).
Музей РЖД на Рижском вокзале рассказывает также об истории железной дороги и о том, как эволюционировала железнодорожная техника от ее истоков и до настоящего времени. Интересно будет заглянуть в маленький паровоз. Он доступен для всех посетителей. В нем можно покрутить рычаги, подергать за ручки, нажимать кнопки. Одним словом, музей очень интересный как так взрослых, так и для детей и оставит только положительные эмоции.
График работы музея
«Площадка натурных образцов» на станции Москва-Рижская открыта круглый год со среды по воскресенье. Часы работы: с 10:00 до 16:00. Обратите внимание: понедельник и вторник — всегда выходные дни, и исторические поезда увидеть удастся лишь за ограждением.
Цены в музее на Рижском вокзале
Входной билет в железнодорожный музей на Рижском вокзале стоит от 60 до 300 рублей в зависимости от категории:
- Стоимость полного билета (для взрослых) — 150 рублей;
- Льготный билет (детям с 7 лет, студентам, пенсионерам) — 100 рублей;
- Дошкольный билет (детям 3-7 лет) — 60 рублей;
- Единый прайс для иностранных граждан — 300 рублей.
Вы также можете приобрести экскурсию по музею (максимальное количество человек в группе — 20). Экскурсия оплачивается отдельно, сверху стоимости входных билетов.
Стоимость экскурсии:
- для граждан РФ — 1500 рублей;
- для иностранных граждан (на английском языке) — 3600 рублей.
Как добраться до Музея Московской железной дороги
Открытая площадка железнодорожного музея Москвы на Рижском вокзале отличается простой и понятной транспортной доступностью. Универсальный вариант — метро: до одноименной станции «Рижская», затем пройти к зданию вокзала и от него повернуть направо до следующего корпуса. Перед огражденной территорией будет вывеска музея.
Другие варианты: до остановки «Рижский вокзал» часто ездят автобусы и троллейбусы, рейсы есть из разных районов города.
Не забывайте и о том, что Рижский вокзал — главным образом пригородный, и до него есть электрички из ближайших населенных пунктов, большинство из которых входят в административные округа Москвы.
Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, Gett или Яндекс. Такси.
Видео: Музей паровозов на Рижском вокзале
Территория музея РЖД на Рижской — панорама Google Maps
-
Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи
Сотни тысячи выпускников будут сдавать ЕГЭ по обществознанию 2017 года . Как видим на подготовку остается не так уж много времени, и хотя этот предмет считается относительно легким, желательно начать прорабатывать задания уже сейчас. Отметим, что...
Осветительные приборы -
Как пережить развод с любимой женой: отзывы мужчин
Регулирование семейных отношений – сложная отрасль права. Если супруги решают расстаться, то процедура сопровождается определенными трудностями. Выполнение действия приводит к моральным страданиям. Мало кто может сразу разобраться, как пережить...
Инструменты -
Французский жим стоя Французский жим штанги за головы
Хват . Широкий хват нагружает длинную головку трицепса, а узкий латеральную головку. Выполняя упражнение, не разводите локти в стороны. При использовании прямого грифа штангу следует брать прямым хватом. При использовании фигурного или гантелей...
Электрооборудование