В современном дизайне помещений всё чаще стали использоваться неординарные и эксклюзивные предметы интерьера, способные акцентировать на себе всё внимание присутствующих в комнате людей. К такому оригинальному интерьерному решению можно отнести столы, декорированные при помощи эпоксидной смолы.
Эту интересную вещь можно сделать своими руками, превратив обычный предмет мебели в подлинное произведение искусства.
Свойства
В производстве мебели эпоксидные смолы не применяются в чистом виде, поскольку волшебные качества эпоксидки проявляются в результате её контакта со специальным отвердителем. Изменяя соотношение этих двух соединяемых частей, можно получить состав различной консистенции. В зависимости от того, для каких именно целей он будет использоваться, это могут быть:
- жидкая эссенция,
- тягучая или резиновая субстанция;
- твердое вещество;
- высокопрочная основа.
Процесс изготовления любой мебели с декором посредством эпоксидной смолы предполагает покрытие данным полимером деревянной основы и тщательную полировку изделия после отвердевания смолы, в итоге получится изделие с высокой износостойкостью. От правильно составленного соотношения ингредиентов будут зависеть общие свойства всего состава. Неправильное количество отвердителя может существенно понизить прочность готового изделия, а также его устойчивость к воздействию окружающей среды и бытовых средств. Поэтому так важно при приготовлении смеси для работы соблюдать соотношения, рекомендуемые производителем полимера, чаще всего эти показатели составляют 1: 1.
По способу использования эпоксидная смола может быть горячего метода отвердения или холодного. При создании предметов мебели в домашних условиях чаще всего применяется второй тип.
Плюсы и минусы
По сравнению с обычными столами из натурального дерева, столы с обработкой эпоксидной смолой имеют целый ряд преимуществ:
- состав из смолы при высыхании практически не имеет усадки, хорошо держит форму, сохраняет первоначальный цвет, не деформируется и не подвержен механическим повреждениям;
- эксклюзивность каждого изделия и безграничные варианты дизайна;
- возможность использовать различные дополнительные материалы для декора (монетки, спилы деревьев, ракушки, камни, морские звёзды и т. д.);
- возможность добавления в смесь разноцветных красителей, в том числе фосфоресцирующих красок;
- непроницаемость для влаги и сырости;
- отличная переносимость химических средств очистки.
Основной недостаток этих столов – весьма высокая стоимость изделия. Для покрытия одного экземпляра, в зависимости от размера и формы изделия, может уйти до нескольких десятков литров полимерного вещества. Ещё один возможный неприятный недостаток – это наличие пузырьков воздуха, которые образуются в эпоксидной смеси в результате несоблюдения инструкций и технологий при производстве.
Процесс изготовления
Самый первый и один из важнейших этапов при подготовке деревянной конструкции к заливке эпоксидной смолой – тщательное удаление пыли и всех прочих загрязнений с поверхности дерева. После чего поверхность стола, которая будет подвергаться заливке, необходимо загрунтовать. Если этого не сделать, то смола, впитываясь в пористое дерево, образует пузырьки воздуха, которые испортят внешний вид изделия.
Только после того, как этап подготовки завершён, готовится необходимое количество смеси из эпоксидной смолы и отвердителя. На данном этапе самое главное – это строгое соблюдение пропорций, указанных в инструкции по применению. В готовую смесь в зависимости от выбранного дизайна могут быть добавлены красители или добавочные декоративные материалы. Далее полученная смесь наносится на подготовленную деревянную поверхность.
Если на столешнице задуман определенный дизайн из дополнительных материалов, тогда их нужно ещё до заливки разместить на поверхности стола. Причем легкие материалы, такие как винные пробки или ракушки, необходимо предварительно приклеить к поверхности в соответствии с задуманным рисунком. Это нужно, чтобы во время заливки смеси они не всплыли, превратив тем самым продуманную композицию в беспорядочную и неинтересную структуру. В случае появления нежелательных пузырьков воздуха в процессе заливки их можно удалить их при помощи строительного фена, направив на проблемный участок струю горячего воздуха.
Схватываться смесь начнет уже через пятнадцать минут, но к окончательному этапу, а именно к шлифовке изделия, можно приступать только после полного затвердевания смолы. Желательно выдержать изделие в течение недели, так как по истечению этого срока оно уже полностью устоится и будет готово к использованию.
После шлифовки желательно покрыть изделие на несколько слоев защитным лаком. Это предотвратит выделение в атмосферу токсичных веществ, которые в незначительных количествах могут содержаться в смоляных составах.
Разнообразие вариантов
Для создания стола с оригинальной столешницей, декорированной с помощью эпоксидной смолы, можно брать абсолютно любые породы деревьев, включая разнообразные обломки, спилы, щепочки и даже опилки, главное, чтобы все, даже самые крошечные частицы будущей столешницы, были тщательно просушены. В эпоксидной смоле удивительно смотрится старинная и грубая древесина. Для декора также можно удачно использовать морские и речные ракушки, гальку, сухие травы и цветы, монетки, прочие вкрапления, способные придать изделию особую оригинальность или определенную тематику. А смешав с эпоксидной смолой люминесцентные красители, вы создадите волшебный эффект свечения.
Весьма необычно в смоле выглядит дерево, поеденное жуками-короедами или поврежденное сыростью. Натуральные повреждения, залитые эпоксидкой с добавлением красителя или светящейся краски, могут создать на столешнице нереально красивые космические узоры. Всевозможные дырочки, трещины и дорожки в древесине можно создать и искусственным путем, создавая свой собственный рисунок. Все небольшие отверстия заполняют приготовленным раствором, воспользовавшись строительным шпателем. После отвердения излишки смолы убирают, используя шлифовальную машинку.
Процесс изготовления столешницы методом заливки является наиболее дорогостоящим и трудоемким, а также требует особой аккуратности в работе. Он используется при изготовлении столешниц с вложениями, а также для создания оригинальных дизайнерских экземпляров с фантастическими идеями и необычными решениями. Как, например, известный американский дизайнер Грег Классен , который создает оригинальные модели столов с «природными ландшафтами». «Река» или «озеро», застывшие в столешницах его удивительных столов, поражают своим величием и невероятной красотой.
О том, как сделать деревянный стол с рекой из эпоксидной смолы своими руками, смотрите в следующем видео.
Стартовала с работ по реставрации мебели, после переключилась на предметы интерьера из деревянных паллет, а сейчас увлеклась изготовлением элементов обстановки в стиле лофт и лив-эдж – команда собрала всю дизайнерскую моду, включая хитовые столешницы из дерева и стекла. Рассказываем, как их производят и как поймать актуальное течение.
От реставрации к производству
Появление полноценного столярного цеха в реставрационной мастерской стало закономерным этапом в развитии «Лимонного дуба». Для реновации часто требовалось изготовить утраченные со временем детали дорогой сердцу заказчика мебели. После команда уловила тренд на предметы интерьера из поддонов, или паллет. Мини-фабрика и сегодня занимается ей и по-прежнему подходит к выбору материала с педантизмом, не свойственным этому направлению. Скажем, здесь не используют сырье, которое служило тарой для перевозки нефтепродуктов или бытовой химии. «Дерево впитывает запахи. Думаю, мало приятного – сидеть на диване, который источает дух порошка», - объясняет руководитель компании Алексей Николаев.
Поддоны мастера используют не только готовые, но и собирают их самостоятельно, после чего обязательно шлифуют и покрывают итальянскими красками – стойкими и не имеющими характерного амбре. Алексей признает, что цена одного предмета в его компании выше рыночной. У кустарных мастерских диван из паллет можно купить за 5000 рублей. В «Лимонном дубе» такой обойдется в 11 000 рублей без учета обивки – ее заказывают отдельно, и потолок цены в этом случае – 15 000 рублей. Популярностью такие объекты до сих пор пользуются у коммерческих пространств – кафе, кальянных, и реже – у частных заказчиков, которые понимают, как такую мебель можно интегрировать в домашнее пространство. Одним из таких клиентов стал известный самарский архитектор, для которого сколотили большой угловой диван.
«Лимонный дуб» постоянно изучает рынок, и результатом одного из таких исследований стал запуск линии мебели в стиле лофт – сегодня ей не занимается разве что ленивый. Правда, старт пришелся на время, когда Сеть еще не заполонили подобные предложения. Однако Алексей и сегодня упирает на эксклюзивность. «Дизайн придумываю я вместе с дизайнером и клиентом – это командная работа. Если заказчик приходит с фотографией готового продукта, мы все равно все переделываем – никаких копий», - озвучивает свою позицию гендиректор. Ситуация на конкурентном рынке сложилась непростая. Алексей сетует, что многие доверяются студентам или непрофессионалам, которые делают дешевле, но качество их продукции оставляет желать лучшего. Лофт лофтом, но «сырой», неотесанный вид и «сырая» работа – разные вещи. В «Лимонном дубе», по словам руководителя, последнего себе не позволяют.
Как сделать стол с рекой
Сколотить стол со стеклянной рекой посередине можно из любого дерева, уверены мастера. Самый бюджетный вариант – сосна. Однако есть один минус, на который многие закрывают глаза, а некоторые до последнего в него не верят.
Речь о том, что сосна выделяет смолу, и ваш стол в один прекрасный момент может «замироточить». Плюс, ради которого заказчик готов терпеть это янтарное безумие, - цена: средний по размеру стол обойдется примерно в 30 000 рублей.
Стекло тоже, по желанию клиента, может быть любым, но по умолчанию его толщина составляет 4-5 миллиметров. «Лимонный дуб» использует каленое стекло. Во-первых, оно при такой толщине – суперпрочное. Во-вторых, даже если вдруг произошло невиданное, оно расколется не на большие куски, а на мелкие – как автомобильное. Палитра – широкая. Один из последних заказов - журнальный стол с голубым стеклом.
В целом процесс изготовления такого предмета мало отличается от производства обычного стола. На финальной стадии, когда все собрано, делается трафарет по контурам массива, затем изготавливается шаблон, по которому в стекольной мастерской изготавливают панель необходимых параметров. Тут начинается веселье. Алексей говорит, что на его веку ни разу стекло не встало, как надо, - всегда мастерам приходится подгонять внутренние края массива под изготовленную гладь. Клей не используют – держится все за счет четкой подгонки. Даже транспортируют предмет в собранном виде.
Любимый инструмент
Алексей на зубок знает все процессы, которые протекают в мастерской, но признает, что он прежде всего менеджер и идейный центр «Лимонного дуба». Как ни старался, сделать из досок что-то стоящее у него не получилось. На стадии формирования парка оборудования он, как опытный руководитель, доверился профи – своим мастерам.
Все столы одинаковы только в том, что обычно они имеют столешницу и ножки. В остальном они сильно отличаются. Разные формы, материалы и даже идеи изготовления. Промышленность выпускает большие партии удобной и недорогой типовой мебели.
Но самые интересные экземпляры представляют нам художники-дизайнеры. Они не только изменяют форму и отделку, но даже создают свои неповторимые технологии изготовления предметов.В Вашингтоне живет талантливый художник Грег Классен.
Он молод, имеет степень богослова, но работает столяром. Созданная им мебель отличается природной красотой и естественностью. Грег старается не просто сделать из бревна предмет быта, а увидеть природную красоту материала и подчеркнуть, усилить ее своим мастерством.
Дизайнерский стол американского художника похож на реку. Для получения такого эффекта автор использует дефекты дерева. Сучковатая доска не может быть использована для изготовления традиционной мебели, поскольку легко расколется при нагрузках. А вот для оригинального изделия она пригодится.
Грег рассоединяет массив по природной линии волокон в местах слабого сцепления. Имея большого количества различных включений, толстая доска легко ломается, обнажая неровные края.
Вторая составляющая для создания образа реки на столешнице, это голубое стекло. Именно оно в местах плотного прилегания создает прозрачные отмели и подкрашивает неровные края доски, превращая их в обрывистые берега и омуты.
Так выглядит круглый необычный стол. По бокам добавлен качественный материал. Это необходимо для прочности изделия. Ножки выточены из твердой древесины, способной выдерживать большой груз. Все покрыто бесцветным матовым лаком. Это защищает древесину от древесных вредителей и разрушений влажного воздуха. При этом сохраняется ее натуральный вид.
На дне реки видна металлическая рама из листов, которая служит опорой для столешницы и удерживает всю конструкцию. Стекло уложено в паз, точно сделанный по его форме, и приклеено прозрачным клеем, дающим дополнительный эффект воды.
Второй способ крепления стекла, когда оно вставляется в паз, добавляет реке обрывистые берега. Поверхность стола в таком варианте получается неровная, но зато своеобразная.
Креативный стол в авангардном стиле. Таким его сделали прямоугольные ножки из металлического уголка. Достаточно поменять конструкцию изделия, и стеклянные воды принадлежат к другой эпохе.
Глубокое горное озеро вулканического происхождения. Крутые берега обрываются вниз почти вертикально и выглядят твердыми, каменистыми. Надо иметь необычный дар, чтобы в простом пеньке с рыхлой сердцевиной увидеть такую красоту и создать ее.
Обратите внимание, как естественно все смотрится. Словно лава волнами заливала склон горы. Затем недра остыли, и вода заполнила впадину бывшего кратера.
Фрагмент очередного шедевра находится в мастерской. Видны подготовленные сучки для полировки, приспособления и пол светятся через искусственную воду.
Мастерская художника. Новый дизайнерский стол уже частично готов. Контуры стекла очерчены и по намеченной линии будет делаться выборка. Глянцевая поверхность, как настоящая вода, отражает свет и окружающие предметы, придавая им синеватый оттенок.
Даже в дефектах можно увидеть красоту и сотворить чудо.
Слэб - срез ствола дерева, края которого остаются нетронутыми в готовом изделии. Термин был заимствован столярной сферой из камнеобрабатывающей. Изначально слэбами называли монолитные плиты, которые получали при распиле каменных блоков. В деревообрабатывающей отрасли слэбами называют цельный продольный спил дерева - массив, исключающий склейку и другие типы соединений.
Обнаженное сечение демонстрирует уникальную натуральную структуру материала - цветовые переходы, небольшие сучки, естественные наросты - сувели и капы. При обработке слэба естественные линии спила сохраняют - свободная геометрия плиты повторяет природные изгибы ствола дерева. Кромку не только не выравнивают, но и дополнительно подчеркивают ее природный оригинальный рельеф.
Чаще слэбы делают из нижней части дерева - ее отличают большая ширина и повышенная прочность. Особенно ценятся спилы в местах сгибов и разветвлений ствола. Толщина деревянной плиты,как правило, 5-15 см. Наиболее эффектно выглядят слэбы из массивов ценных пород древесины - вяза, дуба, лиственницы, ореха, тополя, акации, махагони, эбони, палисандра, тика, венге, мербау и прочих.
Материал используют для изготовления уникальной дизайнерской мебели и предметов интерьера: массивных столов, кухонных столешниц, стульев, скамеек, тумбочек, барных стоек, полок, изголовий кроватей, стеллажей, подоконников, оснований светильников. Изготовление изделий из слэбов выделено в отдельное дизайнерское направление Live edge - «живой край», «природная кромка». Оно подразумевает подчеркнутую нерукотворность и акцент на уникальности древесины.
Сегодня на мебельном рынке наблюдается «слэбомания». Предметы интерьера из слэба создают атмосферу нативной близости с природой, поэтому пользуются колоссальной популярностью среди жителей мегаполисов. Элементы Live edge органично смотрятся в интерьерных стилях loft и эко. Их также используют в качестве акцентов в минимализме, эклектике, рустикальных и этнических интерьерах.
Особенно популярны выполненные в стилистике Live edge комбинированные столы из слэба и фигурно вырезанного стекла либо слоя эпоксидной смолы, получившие название «текущая река». Столы из слэба крайне эффектно смотрятся в интерьерах кабинетов и переговорных, в качестве обеденных, кофейных и журнальных моделей.
Автор идеи - мебельный дизайнер из США Greg Klassen. При создании столов он использовал отходы с лесопилок и стройплощадок - древесину с дефектами, не соответствующую стандартам мебельного производства. Кажущиеся недостатки материала он превратил в достоинства. Сложные узоры из стекла имитировали русла рек с витиеватыми берегами и кристально чистой водой.
Каждый стол-река неповторим. Логично, что ценник в данном случае тоже эксклюзивно «космический». Однако мастер никогда не скрывал технологию изготовления своих шедевров, поэтому стол-река стал всеобщим достоянием. При желании его может сделать практически любой человек.
Этапы самостоятельного изготовления стола из слэба дерева с заливкой
Подготовка инструмента
Для того чтобы сделать стол-реку из массива дерева своими руками, не нужно профессиональное оборудование и навыки. Вам понадобятся:
- ручной фрезер;
- настольная циркулярная пила;
- эксцентриковая шлифмашинка;
- электродрель.
Выбор материала
В качестве основы особенно популярен слэб из карагача, или вяза, - он прочен, не подвержен гниению, хорошо поддается обработке, обладает темно-коричневым ядром, светлым подкорьем и муаровой текстурой древесины. Остаточная влажность массива не должна превышать 10%. Предварительно термообработанная древесина приобретает еще более сочный и яркий оттенок.
Самые дешевые смолы - типа ЭД-20 - капризны в работе, вязкие, обладают желтоватым оттенком. Эпоксидка с хорошим соотношением цены и качества - двухкомпонентный компануд холодного отверждения Cristal: бесцветный и оптически прозрачный. Благодаря низкой вязкости состава, пузыри из его объема выходят сами.
Смоле можно придать любой цвет с помощью специальных колеровочных паст. При этом не рекомендуется выбирать составы на водной основе, так как они способствуют образованию пузырей.
Подготовка и обработка древесины
В зависимости от функций столика, определите размер и сделайте эскиз. Слэб фрезеруют, после чего ленточной шлифовальной машинкой тщательно зашкуривают следы от фрезы и полируют. Природную кривизну краев при этом максимально сохраняют.
После этого ручным фрезером со специальной кареткой выравнивают плоскости слэба, которые будут установлены параллельно друг другу. На этом этапе убирают наиболее крупные неровности и получают доски одинаковой толщины.
После делают опалубку из листа ДСП. Места соединения материалов промазывают прозрачным силиконовым герметиком, чтобы между ними не затекала эпоксидка. Чтобы смола не попала на внешнюю поверхность столешницы, края слэбов проклеивают малярным скотчем.
После этого «русло» реки грунтуют тонким слоем эпоксидки. Таким образом, закрывают поры и стабилизируют древесину. Смолу готовят в соответствии с инструкцией производителя.
Для того чтобы в пустотах не образовывались пузырьки воздуха, эпоксидку заливают небольшими дозами - слоями толщиной ~1 см каждые 24 часа. Если воздушные пузырьки образовываются на поверхности, их прогревают строительным феном и они лопаются. Время гелеобразования эпоксидки Cristal - 60 минут, полной полимеризации - 1 сутки, полного отверждения - 5 суток. После этого опалубку демонтируют.
На завершающем этапе столешницу шлифуют с пошаговым уменьшением зерна - от Р40 до Р320. Перед окончательной шлифовкой и полировкой к изделию прикручивают ножки. Финишная шлифовка дерева - зерном Р600, смолы - Р1500. После этого древесину покрывают защитным маслом, как правило, в 2 слоя. Его оттенок подбирают с учетом сорта древесины и цвета «реки». После просыхания столешницу натирают безворсовым текстилем.
Столик в стиле лофт из слэба дуба и эпоксидки
Стоимость готового стола будет зависеть от выбранного материала (бук, дуб, карагач) и в среднем составит 50-70 тыс рублей. Бюджетные можно посмотреть в нашем каталоге.
Если вы хотите сделать себе уникальный столик, можете присмотреться к этой самоделке . Автор сделал классный кофейный столик с ручьем посередине. Конечно, ручей не настоящий, его эмулируют камушки, залитые эпоксидкой. Такой мебелью вы точно удивите своих гостей. Кстати, при желании можно сделать подсветку для центральной части стола.
Автор использовал такие материалы и инструменты:
- американский черный орех;
- фанера толщиной 18 мм;
- галька с реки или другие камушки;
- спрей с полиуретаном;
- Spray Laquer;
- краска черного и красного цвета;
- горячий клей;
- меламин;
- винты М6;
- отвертка;
- шлифовальная машина;
- хомуты;
- митральная пила и другое.
Процесс изготовления стола:
Шаг первый. Изготовление ножек
Ножки для стола автор делает из фанеры. Так как она довольно тонкая, нужно будет склеить несколько слоев. В итоге у автора одна ножка состоит из 6-ти слоев фанеры. Хорошенько промазываем заготовки клеем, зажимаем струбцинами и даем высохнуть. Длина ножек составляет 35 см.
На каждую сторону идут по 4 заготовки, которые потом склеиваются в квадрат. Именно на таких двух квадратах и стоит столик.
Шаг второй. Подготавливаем столешницу
Изготовление столешницы является самым кропотливым мероприятием. Автор в качестве основы использовал американский черный орех. Просто берем широкую доску или склеенный древесный щит и проводим через центр две кривых линии, которые будут означать берега вашей реки. При желании вы можете сделать на своей столешнице озера, затоки рек и так далее, все зависит от вашей фантазии.
Затем с помощью лобзика или другого приспособления вырезаем ту часть древесины, где будет находиться река.
Далее, с другой стороны автор проделывает вдоль «береговой линии» паз, в который устанавливается лист тонкой фанеры. Дно можно приклеить, оно нужно для того, чтобы при заливке не вытекла смола. Когда клей высохнет, дно можно окрасить в черный цвет, чтобы оно не выделялось на дне реки.
Шаг третий. Укладываем камешки и заливаем «реку»
Первым делом подготовьте камушки, которые будут лежать на дне «реки». Если нигде не сможете их найти, можете приобрести в зоомагазине. Хорошенько промойте их водой и высушите, чтобы мелкие частицы не попали в смолу и не сделали ее мутной.
Перед заливкой вы должны тщательно заделать все щели, чтобы смола не вытекла. Для фиксации камушков и заделывания щелей автор пользовался горячим клеем. Вы также можете приложить фантазию и добавить к камням ракушки и другие детали. Вот и все, можно заливать, для этих целей можно использовать прозрачную эпоксидную смолу хорошего качества. Также подойдут и другие виды веществ. Самое главное – стараться не создавать при литье пузырьки воздуха.
Шаг четвертый. Крепление ножек
В связи с тем, что орех постоянно расширяется и сужается, в зависимости от температуры, ножки нельзя приклеить клеем, так как они быстро отвалятся. В связи с этим автор решил сделать ножки съемными. Для этого вырезаем в ножках четырехугольники, а затем в вырезанный фрагмент (или подобный из другого дерева) вмонтируем гайки. Далее этот четырехугольник с гайками приклеивается к столешнице. В итоге четырехугольник заходит в паз, вырезанный в ножке и ножка притягивается винтами.
Шаг пятый. Шлифовка стола
Подготавливаем стол к шлифовке. Для этого нам нужно убрать «опалубки», а также ровно срезать края, чтобы выровнять их.
На этом шаге вооружаемся шлифовальными инструментами и шлифуем поверхность стола. Нам нужно все выровнять, сделать поверхность идеально гладкой. Чтобы выполнить эту работы быстрее, автор попробовал работать строгальным станком, однако это привело к откалыванию больших кусков смолы. В связи с этим сколы приходилось заполнять смолой и потом шлифовать заново.
Начал шлифовку автор с наждачной бумаги зернистостью 80, потом перешел на зерно в 240, а потом в 1200 единиц.
Шаг шестой. Покраска и крепление соединительных деталей
Автор красит обратную сторону стола посередине в черный цвет. Это скроет фанеру, а также сделает внешний вид более аккуратным. Чтобы участок закрасить ровно, ограничиваем участки малярным скотчем. Не закрашивайте участки, на которых будут находиться соединительные четырехугольники.
Приклеиваем детали для крепления ножек на свои места и хорошенько прижимаем. Ждем, пока клей полностью высохнет.
Также автор красит «бортики» ножек в черный цвет для красоты. При желании вы также можете покрыть ножки лаком.
Шаг седьмой. Окончательная шлифовка стола
После шлифовки стола бумагой зернистостью 1200 автор решил довести плоскость до совершенства. Был использован специальный полировальный порошок. Он смешивается с водой и затем с помощью ткани поверхность доводится до идеальной гладкости.
Шаг восьмой. Покрытие стола
Чтобы защитить стол, а также заставить воду быть «прозрачной», автору понадобилось приложить немалые усилия. Первым делом автор нанес с помощью кисти сатиновый полиуретан. После этого стол выглядел неплохо, река стала прозрачной, но на столе было отчетливо видно следы от кисти. В итоге после засыхания покрытия оно было заново отшлифовано. Далее автор использовал полиуретан из распылителя, но и это не дало желаемого результата, и покрытие снова было отшлифовано. В завершении был нанесен еще один слой полиуретана и на этом работы окончились.