Гибкая конституция. Жесткие, особо жесткие и гибкие конституции

13.02.2020

Временные и постоянные

Обычно конституции принимаются и действуют на постоянной основе, понятно, что даже наиболее тщательно разработанная конституция может раньше или позже устареть и перестать отвечать вновь сложившимся условиям. Однако при принятии новой конституции предполагается, что она будет постоянной, т.е. ее действие рассчитано на длительный срок. Постоянство конституции страны - весьма положительный признак, говорящий о стабильности данного государства, о тщательности разработки базовых положений основного закона страны, о том, что развитие страны идет в направлении предусмотренном при создании конституции.

Однако временный характер конституции не говорит об ее ущербности или неполноценности. Это скорее признак того, что в стране ожидают и готовятся к серьезным изменениям, к изменениям настолько важным и коренным, что принятие постоянной конституции не представляется целесообразным, т.к. ожидаемые изменения либо трудно предсказуемы, либо временная конституция выступает в роли своего рода палочки-выручалочки, она как страховка, обосновывающая существование и функционирование государства в течение какого-то периода.

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Большинство конституций, естественно, являются постоянными. Например, Конституция Мексики 1917 г., содержащая наибольшее число поправок или самая старая конституция - конституция США, являются постоянными, устойчивыми.

Писанные и неписанные

По способу объективирования Основного закона, то есть по тому, как внешне, реально и объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на писанные и неписаные. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения.

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же круг предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии в течение небольшого срока (1653 - 1660 гг.) действовала писаная конституция - орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная неписаная конституция Британии представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибка и удобна в практическом смысле, и в отличие от своих писаных собратьев, не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов - от парламентского закона до создания нового прецедента.

Собственно «конституция» Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи парламентом акты, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, каким считается Конституция страны, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее, доктрина относит их к неписаной части права.

Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

По своему характеру можно сказать, что неписаная конституция весьма близка по сути к фактической конституции. В настоящее время большинство конституций различных государств являются писанными, т.к. это облегчает работу государственных органов власти, имеющих единый, четкий источник положений, которыми данные органы должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности.

Содержание статьи

КОНСТИТУЦИЯ , совокупность основных принципов и норм, писаных или неписаных, в соответствии с которыми осуществляется управление государством. Большую часть истории человечества нормы, которыми руководствовались правительства, оставались неписаными или, по крайней мере, невоплощенными в каком-либо исчерпывающем официальном документе. Как правило, они существовали в виде набора традиций и обычаев, известных и правителям, и их подданным. Что-то напоминающее современную конституцию наметилось в «хартиях свобод», пожалованных монархами городам в Средние века, и при представлении древних обычаев в письменной форме, что продемонстрировала Великая хартия вольностей в 1215 . Определенные части современных конституций остаются основанными на обычае, но отчуждения или ограничения власти, как правило, содержатся в писаных документах. Для писаных конституций великой эпохой стало время Американской и Французской революций конца 18 в.
Хотя и существует пришедшая из Средних веков традиция считать народ окончательным источником права, ее установление в качестве рабочего принципа стало возможным лишь сравнительно недавно. Вообще говоря, в наши дни на конституции смотрят как на произведение народа, являющегося высшей властью в обществе. В Великобритании, где прочно установилось правовое всемогущество парламента, сформировалась доктрина о том, что никакие конституционные изменения не проводятся прежде консультаций по поводу предлагаемого изменения на всеобщем голосовании. В США консультации с избирателями по новой конституции штата или по пересмотру старой проходят почти неизменно.

Типы конституций.

Писаные (полностью писаные) и неписаные (частично писаные). Одно время значительное внимание уделялось этому различию; британская конституция является примером неписаной, а конституции большинства стран мира – писаной. Однако в наши дни это различие уже не выглядит столь существенным, как представляется на первый взгляд. Конституция США, принятая в 1787, попыталась исчерпывающе изложить все полномочия и ограничения, а многие принципы британской конституции нигде не зафиксированы в письменной форме, сохраняясь в обычаях, возникших из партийной борьбы в законодательных органах или успешной оппозиции деспотичным правителям. Однако различие между двумя типами – это скорее различие степени. Значительные части британской конституции записаны, например, независимость судебной власти (Акт о престолонаследии , 1701), союз Англии и Шотландии 1707, расширения избирательного права (законы 1832, 1867, 1884, 1918 и 1928), ограничение полномочий палаты лордов (акт парламента 1911) и регулирование ареста и привлечения к суду (Хабеас корпус акт , 1679). С другой стороны, консультативная функция кабинета министров, его ответственность перед парламентом и неиспользование королевского вето являются обычаями, основанными на сложившемся общественном мнении и уважении к традиции.

С одной стороны, Конституция США окружена массой обычаев, которые так же обязывают государственных служащих, как и официально записанные положения. Например, партийная система в целом создана обычаем и лишь слегка регулируется, по крайней мере на государственном уровне, статутным правом. Практика Верховного суда по вынесению решений о конституционности законов государства и штатов также является продуктом обычая, хотя некоторые полномочия можно вывести из посвященного судебной власти раздела Конституции. Привилегии Сената, серьезно видоизменившие формальные положения о назначении на должность в аппарате исполнительной власти, и использование кабинета как консультативного органа представляют дополнительные примеры влияния обычаев.

Гибкие и жесткие. В зависимости от процедуры внесения поправок конституции называют гибкими или жесткими. Конституцию считают гибкой, если ее можно изменять тем же способом, что и обычные законы. Такая конституция имеет не больше юридической силы, чем статут, хотя законодательный орган может подойти к поправкам более основательно, чем к обычному законотворчеству. В Великобритании, где над парламентом не существует вышестоящего законодательного органа, и его акты не подлежат судебному пересмотру, конституция может меняться и меняется обычной процедурой, использующейся в законодательной работе. Жесткой же называют конституцию, для изменения которой требуется процедура, отличная от той, что используется при принятии обычных законодательных актов. Так, формальное принятие поправки к Конституции США требует внесения законодательного предложения двумя третями голосов обеих палат Конгресса (или национальным съездом, созываемым конгрессом по требованию легислатур двух третей штатов) и ратификации легислатурами или специальными съездами в трех четвертях штатов.
Различие, основанное на этом критерии, – скорее кажущееся, и это нетрудно обнаружить, сравнив процедуры внесения поправок, которым следовали Франция при Третьей республике и Германия при Веймарской конституции. Во Франции после подтверждения обеими палатами парламента желания внести изменение поправка официально принималась на общей сессии палат. Формально эту процедуру можно признать особой, но в действительности она равносильна подтверждению верховенства парламента, почти столь же мощного, как и в Великобритании. Общая сессия была просто инструментом придания процедуре драматичной торжественности. Хотя процесс внесения поправок во Франции был несложен, к нему прибегали редко; между 1884 и 1926 не было предложено ни одного изменения. В недолговечной Германской республике (1919–1933) процедура внесения поправок в конституцию отличалась от принятия обычных законов тем, что требовалось большинство в две трети голосов. Таким образом, и во Франции, и в Германии парламент являлся конституирующим органом лишь в чуть меньшей степени, чем в Великобритании.

Конституции России. Исторический обзор.

В 1730 была предпринята первая попытка создать конституцию. Ключевую роль в Верховном тайном совете, подчинившем себе Сенат и определявшем политику России, играли А.И.Остерман, князья Долгорукие и Голицины . На российский трон была приглашена племянница Петра, Анна Ивановна . Ей были предъявлены «кондиции» (условия), ограничивавшие ее власть. По «кондициям», Анна соглашалась управлять страной совместно с Верховным тайным советом, он должен был стать высшим органом управления. Она не имела права издавать законы, вводить налоги, распоряжаться казной, объявлять войну и заключать мир. Без одобрения членов Совета («верховников») она не могла жаловать имения и чины выше полковничьего (VI ранга). Анна не могла вступать в брак и назначать наследника престола ни при жизни, ни по завещанию, без согласия Верховного Тайного Совета, который она обязывалась сохранить в составе 8 членов. В случае неисполнения «кондиций» она лишалась короны. 25 января 1730 она подписала «кондиции», но впоследствии разорвала «кондиции» и объявила себя самодержавной императрицей.
При Екатерине II также была сделана попытка оформить законодательный кодекс страны. Юристы составили под ее руководством Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения (1767) – документ, в котором отразились идеи просвещенного абсолютизма.

Проекты конституции разрабатывались и во время правления Александра I . Он провел важные изменения в структуре государственного управления. Он предоставил большие полномочия Сенату (1802), учредил министерства вместо коллегий. Ближайший советник и статс-секретарь Александра М.М.Сперанский по поручению императора составил план преобразования России, основанный на идее разделения властей: законодательную власть должна была осуществлять выборная Государственная дума, исполнительную – министерства, судебную – Сенат. Император сохранял право назначать министров. Встретив сопротивление придворных кругов, Александр отказался от конституции, отправил Сперанского в ссылку и учредил совещательный Государственный совет (1810).
В 1880 Александр II назначил генерала М.Т.Лорис-Меликова главой Верховной распорядительной комиссии, которая, в целях противодействия радикализму, готовила переход к конституционной монархии. 1 (13) марта 1881 – в день подписания императором указа о разработке конституционных законов – народовольцы совершили очередное покушение на Александра II, который был убит разрывом бомбы.

В 1906 Основные государственные законы Российской империи были пересмотрены в связи с подписанием Николаем II 17 октября манифеста Об усовершенствовании государственного порядка , который и спас самодержавие от краха. Даровались: свобода слова, печати, собраний, союзов, законодательная Дума. 3 ноября отменялись (с 1907) выкупные платежи крестьян. Крестьянскому банку разрешалось выдавать ссуды для покупки земли. Благодаря пересмотру Основных законов, которые практически были конституцией России, создавался Совет министров, учреждалась Государственная Дума и Государственный Совет реорганизовывался.

В 1918 после Октябрьской революции была принята конституция. По этой конституции устанавливалась диктатура пролетариата. Конституция 1918 действовала до 1924, когда была принята новая конституция.

Конституция 1924. СССР был создан как единое союзное государство, с единой внешней, экономической и внутренней политикой, но официально в нем провозглашался принцип «социалистического федерализма» и самоопределения составлявших его наций.

Согласно договору об образовании СССР (1922), составившие Союз республики объединялись, определяли компетенцию Союза в лице его верховных органов, установили строение и порядок их образования, суверенные права, остающиеся за союзными республиками, вводили единое гражданство. Верховными органами государства стали съезд Советов и избираемый им Центральный исполнительный комитет (ЦИК), а правительством Союза – Совет народных комиссаров (СНК) СССР.

Договор послужил основой первой конституции СССР, которая была принята вторым съездом Советов СССР 31 января 1924. В составе ЦИК были учреждены две равноправные палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Депутаты съезда Советов составлялись из представителей городских Советов (1 делегат от 25 тыс. избирателей), губернских (областных) и республиканских (республик, не имевших губернского или областного деления) съездов Советов (по норме 1 делегат от 125 тыс. населения). Выборы в Советы не были прямыми и равными (нормы представительства обеспечивали преимущество городскому населению перед сельским). Кроме того, избирательных прав были лишены торговцы, предприниматели, зажиточные крестьяне, служители религиозных культов, бывшие служащие полиции и жандармерии и т.д.

Избиравшийся съездом Советов ЦИК считался высшим органом государственной власти в период между всесоюзными съездами. Он утверждал основы хозяйственного плана, государственный бюджет, структуру промышленности и торговли, общесоюзные налоги, нормы денежной, кредитной системы, транспорта и связи, регулировал отношения между республиками, устанавливал правовые нормы, утверждал международные законы и соглашения и т.д. Члены Союзного Совета избирались съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. Совет Национальностей образовался из представителей союзных и автономных республик и автономных областей: по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по 1 представителю от каждой автономной области. При возникновении разногласий между палатами создавалась согласительная комиссия. В период между сессиями ЦИК высшим органом государственной власти считался избираемый им Президиум ЦИК в составе членов Президиумов обеих палат и представителей ЦИК республик. Председателями Президиума становились по очереди представители союзных республик.

ЦИК образовывал формально ответственное перед ним правительство (СНК) – высший исполнительный и распорядительный орган. Он состоял из председателя, заместителей председателя и народных комиссаров (министров по отдельным отраслям и направлениям деятельности).

Конституции 1936 и 1977. Значительные изменения в систему государственных органов СССР были внесены конституцией, утвержденной 5 декабря 1936 Чрезвычайным восьмым съездом Советов. Она официально вводила принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании граждан не моложе 18 лет. Согласно новой конституции, высшим органом государственной власти становился избираемый населением на 4 года Верховный совет, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты первого избирались по одномандатным округам, созданным в соответствии с численностью избирателей, депутаты второго – по нормам представительства союзных и автономных республик, автономных областей и т.д. Верховный совет возглавлялся постоянно действующим Президиумом, который выполнял его функции в период между сессиями, являясь своего рода коллективным главой государства.

Высшим исполнительным и распорядительным органом оставался Совет народных комиссаров, образуемый Верховным советом в составе председателя, его заместителей, народных комиссаров, председателей государственных комитетов и т.д. В состав СНК входили по должности председатели СНК союзных республик. СНК считался подконтрольным Верховному совету и его Президиуму. В 1946 СНК был переименован в Совет министров СССР, а народные комиссары – в министров.

Новая конституция СССР, принятая в 1977, не внесла существенных изменений в структуру высших государственных органов, однако Верховный совет избирался теперь сроком на 5 лет.
Конституция 1993

31 марта 1993 уже после распада СССР был подписан новый Федеративный договор между российским центром и автономными республиками. Было проведено всенародное голосование. Новую Конституцию приняли 12 декабря 199. Тогда же состоялось избрание Государственной думы.

По новой конституции, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Глава государства – президент. Президент избирается на 4 года. Президент является одновременно Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Федеральное собрание, или парламент – это представительный и законодательный орган. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительным органом власти является правительство РФ. Столица – Москва. Официальный язык – русский. Денежная единица – рубль.

В Конституции предусмотрено разграничение компетенции центра и регионов. Регионы имеют право регулировать социальную жизнь в своих субъектах. Для этого должны быть заключены внутрифедеральные договора, регулирующие распределение полномочий. Закон о правах национальных меньшинств, которые не имеют собственных территорий, был принят 19 июня 1996.

Согласно новой Конституции, местное управление отделено от системы государственной власти. Таким образом, местное самоуправление реализуется на основе ряда фундаментальных принципов.

Конституция РФ, а также законы, которые были изданы в период с 1992 по 2002, устанавливают судебную систему Российской Федерации. Федеральный бюджет финансирует как судебную систему, так и мировых судей. Действующими законами Российской Федерации являются федеральные конституционные и федеральные законы. К федеральным конституционным законам относятся законы о референдуме, правительстве, о военном положении государственном флаге, государственном гербе, и пр.

Конституции многочисленны и разнообразны. Это следствие исторического развития данного типа нормативных правовых документов. Чтобы иметь общее представление о том, какие конституции бывают, необходимо их классифицировать по какому-либо определенному признаку. Киричёк Е.В. Конституционное право России: учебник. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. - 549 с.

1. По порядку принятия конституции можно классифицировать на октроированные (дарованные сверху главой государства - монархом) и принятые легитимным способом (неоктроированные) парламентом, учредительным собранием или на референдуме. Октроирование конституций было характерно в основном для прошлых столетий (например, октроированной была Конституция Японии 1889 г.) и в практике современного конституционализма уже почти не встречается. Чаще всего для разработки и принятия конституции созывается учредительное собрание. Первым таким учредительным собранием был Конституционный конвент США 1787 г. На референдуме были приняты Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии 1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и ряд других.

Конституция Российской Федерации является народной референдарной конституцией, так как была принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.

2. По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие.

Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся неписаные конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрен для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся: требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.

Конституция Российской Федерации - жесткая (см. главу 9 Конституции РФ).

  • 3. По форме правления, закрепляемой конституциями, они делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г., Основной закон Германии 1949 г.). Конституция Российской Федерации - республиканская.
  • 4. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима выделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.

Конституция Российской Федерации - демократическая.

5. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничить федеральные конституции и конституции субъектов федерации. Федеральная конституция закрепляет принципы построения федерации, разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы, касающиеся организации государственной власти субъектов федерации, регулируются конституциями субъектов в соответствии с федеральной конституцией. Киричёк Е.В. Конституционное право России: учебник. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. - 549 с.

Конституция Российской Федерации - федеративная.

6. По форме внешнего выражения конституции бывают: консолидированные (писаные) и неконсолидированные (неписаные).

В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. В наше время сложилось общее представление о необходимости принимать конституции именно в такой форме.

Писаная конституция - это нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Например, Конституция США является единым и единственным актом. Но это не обязательный критерий. Например, конституция Франции представляет собой несколько актов, содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции: Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция - это совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Конституция Российской Федерации является консолидированной и представляет собой единый нормативный правовой акт, состоящий их глав, статей, частей, пунктов и подпунктов, объединенных между собой.

Конституция Российской Федерации - писаная.

7. По времени действия конституции разделяются на временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными. Временные конституции характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

Конституция Российской Федерации - постоянная.

Можно выделить еще один критерий классификации конституций: по соответствию действительности. Мнения авторов по этому классифицирующему признаку расходятся. Некоторые выделяют только 2 вида конституций по соответствию действительности: фактические (они же реальные) и формальные (они же фиктивные). Ряд авторов выделяют также юридические и фактические конституции. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. - М., 2010. - 796 с.

Юридическая конституция - это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция - действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция - та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

С этих позиций Конституция Российской Федерации скорее фактической, нежели формальной.

Кроме этого конституция охватывает сферы общественной жизни, такие как социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Нормы конституции оказывают формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни: политическую, экономическую, социальную и духовную.

В мировой практике выделяют фактические и юридические конституции. Фактические конституции представляют собой реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя, закрепленные в нормативно-правовых актах, а конституции юридические - нормативно-правовые акты высшей юридической силы, которые в свою очередь имеют 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении, конституция - это система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе закреплены эти нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок принятия которых отличается от конституционного, однако является более усложненным по сравнению с правилами принятия других актов. В Российской Федерации такими актами являются федеральные конституционные законы, а во многих зарубежных странах акты такого рода наука конституционного права определяет как органические законы.

С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США).

Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

неписаные.

Писаная конституция - нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция - совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

дарованные (октроированные);

исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

Гибкая конституция - основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция - основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

Выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция - это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция - действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция - та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).

«Различают конституции гибкие и жёсткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения» Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право: учеб.для средних профессиональных заведений - 3 изд. - М.: Норма, 2007, С.42., иногда различают, так же, особо жёсткие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции законодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Чаще всего для изменения такой конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок.

Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.

Похожие статьи