Досрочный егэ история г открытый вариант. Личный опыт: как прошли досрочные ЕГЭ по истории и обществознанию

25.01.2020

Вариант № 1489759

ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) восстание под предводительством К. А. Булавина

2) первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи

3) разгром Англией Непобедимой армады

Ответ:

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XVIII в.

1) дворцовый переворот

2) славянофилы

3) посессионные крестьяне

4) фаворитизм

5) выкупные платежи

6) коллегии

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Укажите термин, о котором идёт речь.

Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.

Ответ:

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) внешняя политика СССР в период руководства страной Н. С. Хрущёва

Б) внешняя политика первых русских князей

В) русско-турецкая война 1787–1791 гг.

Г) Смутное время в России

1) битва на реке Шелони

2) создание Организации Варшавского договора

3) ввод советских войск в Афганистан

4) сражение при Рымнике

5) поход Лжедмитрия II на Москву

6) поход киевского князя Олега на Византию

А Б В Г

Ответ:

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «На второй же год после возвращения с победой князя… вновь пришли [неприятели] из западной страны и построили город на земле князя. Князь же… вскоре пошёл и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увёл, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

На третий год… пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их князь, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов…»

Б) «Во всех же городах Московского государства слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали, и креста не целовали ни в котором городе, а помочь никто не мог. Ото всех же градов во едином граде, в Нижнем Новгороде, нижегородцы… начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один же из них, нижегородец, имеющий торговлю мясную, Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих" …Нижегородцам же всем его слово любо было, и задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу… Печерского монастыря архимандрита Феодосия, да изо всех чинов всяких лучших людей».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события произошли в XVI в.

2) Князь, упомянутый в отрывке, был участником Земских соборов.

3) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Донской.

4) Описываемые события произошли в XIII в.

5) Описываемые события произошли в XVII в.

6) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Невский.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Какие из перечисленных событий произошли в период руководства СССР Н. С. Хрущёва? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) ввод советских войск в Афганистан

2) начало кампании против космополитизма в СССР

3) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

4) ликвидация машинно-тракторных станций

5) либерализация цен

6) Карибский кризис

Ответ:

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких видных гитлеровцев, - ____________.

Б) Операция Красной армии «Уран» началась в ____________ году.

В) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось захватить город _____________.

Пропущенные элементы:

2) Ю. Б. Левитан

6) Н. И. Кузнецов

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В

Ответ:

Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочтите отрывок из резолюции, принятой на международной конференции, и укажите фамилию Председателя Советского правительства в период, когда проходила эта конференция.

«Союзные государства-кредиторы… не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством.

Ввиду, однако, тяжёлого экономического положения России государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и об отсрочке уплаты части истекших или просроченных процентов».

Ответ:

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) начало правления в Киеве князя Владимира Святославича

2) начало Крестовых походов

4) образование Священной Римской империи

6) поход хана Тохтамыша на Москву

7) «Славная революция» в Англии

9) присоединение к Московскому государству Твери

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а ещё иные - готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

3) В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4) В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

6) В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.

Ответ:

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Ответ:

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «4», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.

Ответ:

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ:

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав России.

2) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён от фашистов осенью.

3) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия полностью освободила Чехословакию.

4) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».

5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе Восточно-Прусской операции.

6) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в октябре.

Ответ:

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Событие, которому посвящена данная монета, произошло менее чем за год до отмены крепостного права в России.

2) На монете упоминается государственный орган, учреждённый Петром I.

3) Изображённый на монете российский император получил прозвище Тишайший.

4) Данная монета выпущена в год, когда Президентом России был Д. А. Медведев.

5) Высокие государственные посты в период правления императора, изображённого на монете, занимали А. Х. Бенкендорф и С. С. Уваров.

Ответ:

Кто из деятелей культуры, представленных ниже, были современниками события, в память о котором была выпущена данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти деятели культуры.

Ответ:

Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.


Из челобитной царю

И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»


На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.

Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.

1) 1054–1132 гг.;

В сочинении необходимо:

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

Разберём вкратце содержание КИМа:

С одной стороны, в заданиях 1-2 нет ничего особо примечательного, если только не отметить забавное совпадение: во 2-м задании рядом оказались сразу две денежные реформы - Е.Ф. Канкрина и Г.Я. Сокольникова.

С другой стороны, удивило нетрадиционное написание слова «крещение» во фразе «крещение Руси» со строчной буквы. Часто даже в учебниках пишут всё-таки с заглавной - «К рещение», подчёркивая тем самым судьбоносность произошедшего. Это особенно бросается в глаза в сравнении с «Н ациональными проектами» из 3-го задания. Когда это они успели стать настолько важным событием, что их появление необходимо подчёркивать прописной буквой, остаётся загадкой от составителей варианта.

Кстати, вообще довольно необычен и хорош выбор периода для терминов в том же 3-м задании - «перестройка». Честно говоря, уже немного надоели во многих вариантах однообразные термины из XVII века с бесконечным перечислением названий представителей разных сословий. За один «новоогарёвский процесс» нужно сказать большое спасибо авторам.

А вот за 4-е задание хотелось бы поругать. На мой взгляд, сразу две довольно грубые ошибки. Дается определение: «В Российском государстве в XVI - начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием ». Судя по всему, ответ должен быть - «стрельцы ». Но возникает два возражения.

Во-первых, насколько мне известно, стрелецкое войско было уничтожено Петром I ещё после последнего стрелецкого бунта 1698 г., поэтому как оно могло существовать в начале следующего столетия, решительно непонятно. Особенно учитывая, что уже в 1699 г. прошёл первый рекрутский набор в новую армию царя. Возможно, это и опечатка, но «в начале XVII в. » было бы ещё большей глупостью.

Во-вторых, считать стрельцов постоянным войском довольно трудно, учитывая, что для них военное дело не являлось единственным и основным занятием, поскольку львиную долю доходов они получали от торговли, промыслов, ремесла. Одной одинаковой формы, единообразного огнестрельного оружия и объединения в полки как-то маловато для приравнивания стрельцов к регулярной армии. Правильнее бы звучало, с моей точки зрения: «В Российском государстве в XVI - конце XVII вв. служилые люди составлявшие пехоту (пехотные подразделения), вооружённую(-ые) огнестрельным оружием ».

1 задание - два события (Чесменский бой и убийство Франца-Фердинанда);

4 задание - термин «стрельцы» (военнослужащие);

5 задание - исключительно военные события (процессы, явления) и факты;

В 6-м всё «тихо-мирно»: государственные органы - Госдума с Госсоветом;

В 7-м тоже спокойно как в Багдаде, здесь экономика 1-й половины XIX в. То ли ещё будет в заданиях 13-16 с картой по экономическому развитию XVII столетия:)

8 - традиционно «военное»;

В 9-м два события - военные конфликты;

10 - текст про вооружённый конфликт (какой - не буду говорить, чтобы было интересно решать);

11 - вполне нейтрально и незатейливо;

12 - снова про события, происходившие во время войны (на этот раз Первая Мировая война).

Про задания 13-16 с картой уже упоминалось. Один из самых неприятных вариантов, который мог попасться. Сочувствую тем, кто его решал.

В 17-м довольно однообразно, одни памятники архитектуры. Всё-таки интереснее, когда примеры из разных сфер культуры, больше знаний проверяется.

В 18-м примечательно использование не марки/монеты/медали, а целого почтового конверта! Вот это масштаб. Респект и уважуха. Правда, это осложняет задачу, ведь его рассмотреть труднее, особенно то, что написано мелкими буквочками и цифирками внизу. Это важно, если, как и в данном случае, нужно узнать время выпуска. Памятники в 19-м задании вполне узнаваемые и несложные, никаких необычных ракурсов.

И продолжая тему - №№ 20-22 с текстом также про военные действия (спойлерить по-прежнему не буду), но интересный текст, поскольку используется нестандартный источник - послание монарха.

№ 23 - опять про войну, на этот раз Гражданскую. Причём любопытное новшество - впервые вижу, чтобы как-то ограничивали формулировку объяснений: «Ошибки белого движения указывать не надо ». Звучит будто: «Ну, они всё равно победить бы не смогли, поэтому про их ошибки читать неинтересно. Давайте лучше ещё раз вспомним, почему большевики-то победили». Как-то всё-таки нехорошо решать за людей, какие объяснения им приводить, а какие нет.

№ 24 - аргументы про восстание декабристов. Одна из моих любимых тем, так что мне понравилось:) Как другим - не знаю, но могло быть намного хуже, это точно.

От № 25 (сочинение) тоже отдаёт «милитаризмом». Третий период - это начальный этап Великой Отечественной (с июня 1941 г. до начала коренного перелома в войне в ноябре 1942 г.).

Итог: 11 (!) заданий из 25, т.е. почти половина, так или иначе, связаны с военной историей. На мой вкус, многовато.

Досрочные варианты ЕГЭ 2018 г. по другим предметам можно посмотреть на сайте ФИПИ: главная страница - раздел «ЕГЭ и ГВЭ-11» - подраздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» - пролистнуть вниз страницы. Или просто перейдите по ссылке . Там же можно скачать досрочные варианты 2015, 2016, 2017 гг.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Примерно в мае месяце, публикуются варианты ЕГЭ досрочного периода. Цель публикации - предоставление выпускникам дополнительной возможности подготовиться к ЕГЭ.

Досрочные варианты ЕГЭ по истории 2017 год

Предмет Скачать досрочный вариант
История 2017 год istoriya
2016 variant ege 2016
2015 variant ege 2015

Публикуется по одному варианту КИМ, использованных для проведения ЕГЭ досрочного периода 2017 года.

Изменения в структуре КИМ по истории по сравнению с 2016 годом:

Нет изменений структуры и содержания.

Изменён максимальный балл за выполнение заданий 3 и 8 (2 балла вместо 1). Усовершенствованы формулировка задания 25 и критерии его оценивания.

Всего заданий (в скобках – включая критерии оценивания сочинения) – 25 (31);

из них по типу задания:

с кратким ответом – 19;

с развёрнутым ответом – 6 (12);

по уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения): Б – 16; П – 8; В – 7.

Максимальный первичный балл за работу – 55.

Общее время выполнения работы – 235 минут.

Структура КИМ ЕГЭ 2017 по истории

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на определение последовательности расположения данных элементов;

– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.
Задания 20–22 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение
информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23–25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

На ЕГЭ по истории обычно бывает чуть больше 5 процентов учеников, набравших высокие баллы. Двоечников примерно в два раза больше.

Отмечается, что не все умеют работать с картами и фактическим материалом. Школьники часто ошибаются при ответе на вопросы о Великой Отечественной войне. Ученики не всегда понимают различие между ней и Второй мировой войной.

Перед экзаменами рекомендуется повторить даты, освежить в памяти фамилии полководцев, героев, государственных деятелей. Так, на ЕГЭ 2016 года около 20 процентов выпускников написали, что героем Советского Союза является боец - диверсант, казненная фашистами в 1941 году Лидия Русланова, а не Зоя Космодемьянская. Были и те, кто маршала Александра Василевского отправил на сражение в Чесменскую бухту 1770 года, в то время как он в годы Великой Отечественной войны был начальником Генштаба, командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга.

ЕГЭ по истории 2018. Вариант 101. Часть 1

Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами
(например: НиколайВторой).

№1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Чесменское сражение
2) создание Устава Владимира Мономаха
3) убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда

Ответ: 213

Пояснения: Создание Устава Владимира Мономаха 1113 год. Убийство наследника австро-венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда, произошло в 28 июня 1914 году. Русско-турецкая война, во время которой в 1770 году состоялось Чесменское сражение.

№2 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) гибель Лжедмитрия I
Б) начало денежной реформы Г.Я. Сокольникова
В) начало денежной реформы Е.Ф. Канкрина
Г) крещение Руси

1) 988 г.
2) 1036 г.
3) 1606 г.
4) 1839 г.
5) 1922 г.
6) 1961 г.

Ответ: 3541

Пояснения: Гибель Лжедмитрия относится к Смутному времени 1606 г. Начало денежной реформы Г.Я. Сокольникова 1922 г. Начало денежной реформы Е.Ф. Канкрин 1839 г. Крещение Руси 988 г.

№3 Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России периода 1985–1991 гг.

1) референдум; 2) «новоогарёвский процесс»; 3) Национальные проекты;
4) дефолт; 5) гласность; 6) выборы на альтернативной основе.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Ответ: 34

Пояснения: Дефолт в Росии 1998 год. Национальные проекты появились в России в начале XXI века.

№4 Запишите исторический термин, о котором идёт речь. В Российском государстве в XVI – начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием

Ответ: Стрельцы

Пояснения: Формирование стрелецкого войска было начато в 1540 году при Иване Грозном. Стрельцы в XVI веке — начале XVIII века.

№5 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) Смоленская война
Б) русско-турецкая война 1877–1878 гг.
В) Батыево нашествие на Русь
Г) Курская битва

1) сражение под Прохоровкой
2) бои за Зееловские высоты
3) заключение Поляновского мира
4) осада Плевны
5) битва на реке Сити
6) заключение Брестского мира

Ответ: 3451

Пояснения: В 1632-1634 гг. русско-польская или Смоленская война — заключение Поляновского мира 1634 году. Русско-турецкая война 1877-1878 — осада Плевны. Нашествие Батыя на Русь — битва на реке Сити 1238 г. Курская битва — сражение под Прохоровкой.

№6 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на всё пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, её окраин. О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет нами указано особо. Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчётом, чтобы члены от 50 губерний и области войска донского могли явиться в Думу не позднее половины января…»

Б)«Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.
I. В порядке государственных установлений Совет является учреждением, в коем все действия порядка законодательного, судебного и исполнительного соединяются и через него восходят к державной власти и от неё изливаются.
II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях… рассматриваются в Государственном совете…
IV. Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностью в сословие сие призванных».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был издан в период правления Николая II.
2) Орган власти, упомянутый в данном отрывке, существовал в Российской
империи более 100 лет.
3) Данный документ был издан в период правления Александра II.
4) Современником издания данного документа был П.Н. Милюков.
5) Данный документ был издан в период правления Александра I.
6) В отрывке упомянута территория, вошедшая в состав России в 1720-х гг.

Ответ: Фрагмент А: 1 4 Фрагмент Б: 2 5

Пояснения: Текст А Финляндия присоединена к Российской империи в 1809 году, в итоге русско-шведской войны. Государственная дума появляется в начале XX века при Николае II. Современником издания данного документа был П.Н. Милюков. Текст Б Учреждение Государственного совета.Орган власти, упомянутый в данном отрывке, существовал в Российской
империи более 100 лет. Данный документ был издан в период правления Александра I.

№7 Что из перечисленного относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) массовый выход крестьян из общины на отруба и хутора
2) введение в обращение первых бумажных денежных знаков
3) появление категории обязанных крестьян
4) начало железнодорожного строительства
5) появление первых монополистических объединений в промышленности
6) широкое распространение отходничества

Ответ: 346

Пояснения: Появление категории обязанных крестьян после подписания указа об обязанных крестьянах в 1842 году. Широкое распространение отходничества относится к первой половине XIX века. Массовый выход крестьян из общины на отруба и хутора — столыпинская агарарная реформа.

№8 Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В августе 1943 г. началось проведение партизанской операции ________.
Б) Создателем «летающего танка» – самого массового самолёта СССР в годы
Великой Отечественной войны – был ________.
В) Киев был освобождён от фашистов в ________ 1943 г.
Пропущенные элементы:
1) «Рельсовая война»
2) С.В. Ильюшин
3) «Уран»
4) ноябрь
5) М.И. Кошкин
6) февраль
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 124

Пояснения: М. И. Кошкин Советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34.

№9 Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)
А) междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в.
Б) Северная война
В) ограничение местничества
Г) усиление идеологического контроля после Великой Отечественной войны

УЧАСТНИКИ

1) А.Д. Меншиков
2) Василий Косой
3) Иван IV
4) А.А. Жданов
5) Марина Мнишек
6) Л.Д. Троцкий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 2134

№10 Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и напишите название страны, об итогах конфликта с которой идёт речь.
«В марте 1940 года состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое имело большое значение для развития наших вооружённых сил. На заседании рассматривались итоги войны…
В чём заключалась суть требований, предъявленных нашим вооружённым силам партией и правительством?
Учитывая итоги… конфликта, а самое главное, характер боевых действий начавшейся мировой войны, перед войсками была поставлена – остро и во всем объёме – задача учить сегодня тому, что завтра будет нужно на войне. Началась реорганизация всех видов вооружённых сил и родов
войск, серьёзные меры были приняты для укрепления единоначалия, порядка
и дисциплины в войсках».

Ответ: Финляндия

Пояснения: В марте 1940 года состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое имело большое значение для дальнейшего развития наших вооруженных сил. На заседании рассматривались итоги войны с Финляндией.

№11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) XVII в.
2) издание «Чугунного устава»
3) провозглашение доктрины Монро в США
4) разгром Англией Непобедимой армады
5) XVIII в.
6) присоединение Новгорода к Московскому государству
7) принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции
8) «Кровавое воскресенье»
9) XVI в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 657123

Пояснения: П рисоединение Новгорода к Московскому государству 15 января 1478 года. Принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции 1789 года. Издание «Чугунного устава» 1826 года. Провозглашение доктрины Монро в США 2 декабря 1823 года.

№12 Прочтите отрывок из манифеста.

«Начальнику Штаба.

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною думою, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаём наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) Среди союзников, упомянутых в отрывке, была Англия.
2) Имя сына, упомянутого в отрывке, – Алексей.
3) Автор манифеста пишет о том, что он не верит в победу России в войне.
4) Автор манифеста отмечает, что его решение поддержано Государственной думой.
5) Великий князь Михаил Александрович, упомянутый в отрывке, был российским императором более года.
6) Данный манифест был написан в ходе Гражданской войны в России

Ответ: 124

Пояснения: В аналогичных заданиях необходимо отыскать ключевые слова, позволяющие определить исторический период.

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

№13 Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме
цифрой «2», вошёл в состав Российского государства в ____________ веке».
Ответ запишите словом.

Ответ: семнадцатом

Пояснения: Город, обозначенный на схеме цифрой «2» Киев.

№14 Укажите название города-крепости, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: ___________________________.

Ответ: Азов

Пояснения: Задание требует анализа исторической карты.

№15 Заполните пропуск в предложении: «Указом императрицы Екатерины II река, обозначенная на схеме цифрой «5», была переименована в _______________».
Ответ: ___________________________.

Ответ: Урал

Пояснения: После подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Для полного забвения реку Яик переименовали в Урал — по имени гор, в которых она берёт свое начало.

№16 Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на
схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Район производства льна на продажу обозначен на схеме горизонтальной
штриховкой.
2) Основной хозяйственной специализацией района, обозначенного на схеме
точками, являлось производство хлеба на продажу.
3) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», был центром железоделательного производства.
4) Одной из причин восстания монахов монастыря, обозначенного на схеме
цифрой «4», явилось недовольство церковной реформой патриарха Никона.
5) На схеме обозначен и подписан город, где в конце XVII в. по инициативе
Петра I было начато строительство первого в истории России регулярного
военно-морского флота.
6) Цифрой «3» на схеме обозначена Ирбитская ярмарка.

Ответ: 345

Пояснения: Город, обозначенный на схеме цифрой «6» Тула, был центром железоделательного производства. Под цифрой «4» обозначен Соловецкий монастырь, монахи которого были недовольны церковной реформой патриарха Никона.

№17 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Десятинная церковь в Киеве
Б) монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов- парке
В) Архангельский собор Московского Кремля
Г) памятник «Тысячелетие России»

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор – Е.В. Вучетич.
2) Автор – Алевиз Новый.
3) Начало строительства относится ко времени княжения в Киеве Владимира Мономаха.
4) Автор – М.О. Микешин.
5) Данный памятник культуры был разрушен в XIII в.
6) Автор – В.И. Мухина.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А-5, Б-1, В-2, Г-4

Пояснения: Алеиз Новый итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор Московского Кремля, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. Памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

№18 Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два
суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.
1) Данный конверт выпущен в период руководства страной М.С. Горбачёва.
2) Собор, изображённый на конверте, является усыпальницей династии
московских князей и царей.
3) Участником события, которому посвящено изображение на конверте, был Борис Годунов.
4) При строительстве собора, изображённого на конверте, были заимствованы черты владимирской архитектуры.
5) Собор, изображённый на конверте, был построен в XVI в.

Ответ: 34

Пояснения: При строительстве успенского собора, изображенного на конверте, были заимствованы черты владимирской архитектуры. Выполнять задание можно методом исключений.

№19 Какие из представленных зданий находятся в том же городе, где расположен собор, изображённый на конверте? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти здания.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Ответ: 13

Пояснения: Здание должно находиться в том же городе (Москве), где расположен Успенский собор. На первом изображении — Церковь Вознесения в Коломенском. На втором Исаакиевский собор, расположенный в Санкт-Петербурге. На третьем — храм Василия Блаженного. На 4 изображении Церковь Покрова на Нерли, расположенная рядом с городом Владимир.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из послания монарха

«Наши полномочные послы… прибыли к тебе с нашей верительной грамотой, в которой мы просили тебя доверять их словам, сказанным от нашего имени. Ты пишешь, что они объявили тебе, что пришли со всеми необходимыми полномочиями, чтобы заключить христианский мир; но, когда ты им позволил вести переговоры с панами твоей рады, они потребовали сохранения за нами четырёх замков в Ливонской земле: Нейгаузен, Нейшлос, Неймюль и Ругодива, да ещё прибавили к этому города, которые в прошлом году с помощью Божьей перешли в твои руки; за это они, по твоим словам, должны были быть отправлены назад, не окончив переговоров. А затем они попросили, чтобы ты дозволил им послать к нам за полномочиями о всех объявленных тобою условиях мира и дружбы, и ты разрешил им это… Тех же твоих купцов, которые без всякой вины задержаны в нашей земле, ты просишь добровольно выпустить со всем их имуществом и тем самым дать тебе доказательство нашей склонности и готовности к дружбе.

Твои же паны, как сообщают наши послы… говорили им от твоего имени, что ты с нами помиришься, только если мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище – всё это уже у тебя… и что мы должны разрушить город Себеж да ещё уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев за твой убыток, что ты снаряжался, отправляясь воевать наши земли. Мы никогда ещё не встречали такой самоуверенности и недоумеваем: ведь нынче ты собираешься мириться, а твоя рада предъявляет такие безмерные требования – чего же они потребуют, прервав мирные переговоры?»

№20 Назовите монарха – автора данного послания. Назовите монарха – адресата данного послания. Укажите с точностью до половины века время, когда было написано данное послание.

Ответ: Иван IV Грозный, Стефан Баторий, 1558-1583 гг.

Пояснения: Ключевые слова: Ливонская земля (говорится о Ливонской войне),паны (в данном тексте — обращение к полякам), Велиж (уступлен в Ливонской войне).

№21 Используя отрывок, укажите условия заключения мира, выдвинутые адресатом данного послания. (Приведите не менее трёх положений.)

Ответ:

1. «мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище»

2. «мы должны разрушить город Себеж»

3. «уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев»

Пояснения: Ответы во втором абзаце текста.

№22 Укажите любые три итога войны, о событиях которой упоминается в данном отрывке.

Ответ:1.Ям-Запольское перемирие между Российским царством и Речью Посполитой 1582 года положило конец длительной и ненужной войне. Россия отказалась от Ливонии.

2.Было утеряно побережье Финского залива. Его захватила Швеция, с которой в 1583 года был подписан Плюсский мир.

3.Разорение России, опустошение казны, значительное уменьшение населения в уездах центральной и северо- западной частей страны.

Пояснения: В этом задании важно указать в ответе договоры, заключенные после Ливонской войны.

№23 В годы Гражданской войны большевикам противостояли значительные силы белогвардейцев и интервентов. Однако большевики одержали над ними победу. Укажите не менее трёх причин этой победы. Ошибки белого
движения указывать не надо.

Ответ:

  • Красное движение было едино: единое командование, которое было под управлением центра (заняло две столицы и центральный промышленный округ).
  • Большая часть населения перешла на сторону большевиков, они единственные предлагали решить крестьянский и рабочие вопросы. Большевики предлагали провести национализацию земли, передать её из рук помещиков в руки крестьянских хозяйств и заводы передать рабочим.
  • Большевики имели мощную идеологическую основу, представляли лозунги, объединяющие людей.
  • Связь белого движения с интервентами большевики толковали как сотрудничество с иностранцами и продажу родины.

Пояснения: В данном задании указать сильные стороны большевиков.

№24 По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Восстание декабристов в 1825 г. было заранее обречено на неудачу и поражение».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …

Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

1) Декабристы действовали тайно и на их стороне не было широких слоёв населения, народ не знал за какие ценности борются декабристы, люди собравшиеся на площади были в основном зеваками.

2) Восстание было плохо организовано, потому что руководитель восстания Сергей Трубецкой не пришел на площадь в день восстания, следовательно потеряв руководителя, восстание потеряло организованность.

Аргументы в опровержение:
1)Восстание могло пройти успешно, потому что для него было выбрано самое подходящее время (период между царствием и политического и династического кризиса).
2) XVIII век был эпохой дворцовых переворотов, главную роль в которых играли гвардейские полки, дворяне, они совершали перевороты и навязывали условия монархам, следовательно, исходя из истории восстание могло пройти удачно.

Пояснения: В данном задании нужно вспомнить обстоятельства событий 14 декабря 1825 года.

№25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов,
явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Экзаменационный вариант, о котором идет речь в данной публикации, был предложен выпускникам на досрочном этапе ЕГЭ по истории 20 марта 2017 г.

О содержании КИМа можно сказать следующее:

В заданиях 1-2 содержание обычное, без сюрпризов, если не считать упоминания об Ипатьевской летописи . Как правило, подобной конкретизации не бывает.

В задании 3, по-моему, очень часто стали появляться термины, связанные с XVIII веком. Может, это субъективный взгляд, но как-то создаётся впечатление, что другие периоды недооценены в этом отношении.

Термин в четвёртом, напротив, скорее небанален. Стоит повспоминать многочисленных закупов, рядовичей и прочих тиунов с огнищанами. Но недолго, а то ещё ночью приснятся вместе с каким-нибудь наместником, взимающим с вас виру:)

5-7 задания вполне нормальные, ничего особенного.

Вот в 8-м вопрос про разведчика, пожалуй, удивил. Необычный персонаж для заданий, хотя вроде и Р. Зорге уже где-то попадался.

В 9-м ничего сложного, а вот в 10-м я бы внимательно вчитался в текст. Нетрудный вопрос, но такое впечатление, что очень уж составитель старался при формулировке вопроса замаскировать название советского правительства. Уши, однако, всё равно торчат:)

11-е задание без сюрпризов, но 12-е заставляет уже второй раз подумать о том, что, возможно, составлял задания специалист по истории России до XIX века.

Задания 13-16 по Великой Отечественной войне - увы, это один из худших вариантов с картой, да простят меня все поклонники этого периода. Хуже могут быть только события Гражданской /«холодной» войн или экономика.

17-е по культуре нормальное, особенно если Вы смотрели, смотрите или будете смотреть копилки иллюстраций кота Степана:)

Скачать копилки иллюстраций можно по

18-е не будет сложным, как и любое изображение подобного популярного теперь формата (марки, монеты), если внимательно рассматривать и читать предлагаемые варианты. 19-е задание тоже нетрудное, все личности более чем известные.

Что касается заданий второй части, то 20-21 не вызовут затруднений, а вот 22 стоит внимательно изучить и не спешить с ответом, который, в то же время, буквально на поверхности.

Задание 23 лишний раз доказывает, что решения основных съездов партии большевиков нужно знать (см. )

24-е задание на аргументы создаёт устойчивое дежавю, что Александра III в заданиях стало просто до неприличия много. Так, например, в последней Статградовской тренировочной от апреля месяца (2017 г.) было задание про его внутреннюю политику.

Выбор периодов для сочинения разочаровал. Первый и последний, к тому же, кроссвременные, что само по себе делает их сложными. Часть периода правления Николая II во втором варианте тоже не улучшает картину.

В общем, хорошо здесь то, что этот вариант уже никому не попадётся.

Скачать досрочной вариант можно по

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Похожие статьи