Система оценивания экзаменационной работы по физике.

25.01.2020

Самое низкое положение Физики влечет относительно скромное количество внимания, уделяемого сфере материальной, некоторую оторванность от жизни, и, вместе с тем, хорошую приспособляемость.

4Ф льстит себе что он выше быта, но, на самом деле, это быт выше его... Не имея собственных представлений о том, как правильно жить, выглядеть, обращаться с деньгами, устраивать быт, сколько надо работать, а сколько отдыхать и т.п., 4Ф, подобно другим 4-ым функциям, с легкостью впитывает любое влияние извне.

Она чрезвычайно хорошо поддается воспитанию, внушению, и даже лечится 4-ый Физик быстрее других, причем, ключевую роль в излечении играет мысль о том, что "вот это лекарство должно помочь". Раз должно - значит поможет!

Минус в том, что 4Ф замечает недомогание только когда оно начинает реально мешать ей функционировать, и только тогда нехотя начинает "лечиться". Исключения бывают, но они тоже оказываются обусловленными воспитанием и внушением. Так, если 4Ф поверил, что "головную боль нельзя терпеть" - станет принимать лошадиные дозы лекарств при малейшем намеке на боль - потому, что "нельзя". Критичность по отношению к информации такого рода минимальна.

4Ф не станет навязявать Вам правила поведения на ее территории и свои представления о том, как именно Вам следует распоряжаться своим имуществом и возможностями в жизни. Самое большее - это он сообщит Вам о своих привычках на этот счет.

Нет у 4Ф и своих собственных жестких вкусов в области еды, качества вещей или физической привлекательности обектов противоположного пола - есть только привычки. Поэтому если 4Ф говорит Вам, допустим, "я люблю брюнетов от 180 с серьгой в ухе" - не верьте, она просто описывает Вам свое предыдущее увлечение или запавшего в память киноактера, хоть и верит, пока говорит, что именно таков и есть "ее тип".

Высокая приспособляемость 4Ф в работе служит ей двоякую службу. Попадая в новые условия, он естественно приспосабливается к заведенному в этом месте ритму работы. Может с совы переучиться на жаворонка или перейти на одноразовый режим питания без жестоких мук. Но в случае, когда он сам должен организовывать работу других, он теряется и предпочитает, чтобы они в рамках разумного как-нибудь сами решили, как им лучше.

Цели и желания 4Ф в материальном мире редко бывают конкретными. Он хочет не "Вот такую машину", а "Какую-нибудь хорошую машинку, чтоб ездила". В идеале хотел бы иметь столько денег, чтобы не было необходимости вникать в детали и рзбираться в качестве вещей, а можно было бы просто менять их в случае чего. И к вещам привязывается мало.

Еще одна одна особенность - это отсутствие лени в общеупотребимом смысле. 4Ф не бывает "просто влом". Бывает, что есть более интересные или важные дела, или нет уверенности в необходимости, но сами по себе физические силы 4Ф не экономит. Поэтому, если вам нужен помощник по переносу тяжестей, ремонту или просто надо кого-то послать за добавкой в магазин - 4Ф будет идеальным вариантом - для нее оказать такую помощь будет менее всего обременительно (только не злоупотребляйте, где-то у него еще есть и Воля... =))

4-ый Физик - авральный работник, ищущий острых ощущений от того, что время уходит, а ему еще столько всего надо успеть... И ведь успевает же, как правило! =)

Это гедонист на словах. На деле же он, как правило, под "брать от жизни все" понимает что-нибудь вроде вкусно пожрать и поспать в тепле. Запросы по Ф сводятся к избеганию неприятных ощущений и реализации возможностей вышестоящих функций.

Большую часть времени 4Ф вроде как и не живет в этом мире - он не знает, что ощущает, не знает, какие поставить себе еще цели в этом мире, а чувствует себя как бы зрителем в кино, вспоминая о своей физической оболочке только когда она выходит из строя.

В таких проявлениях Физики, как еда, быт, спорт, секс он не ищет разнообразия сам, хоть и не будет против того, чтобы его вовлекали во что-то необычное. Как правило, с возрастом он обрастает довольно причудливыми убеждениями о том, как правильно жить, питаться-одеваться, вести себя, что ему нравится, что не нравится, что полезно, что нужно, и чего он хочет от жизни. Эти убеждения, к сожалению, обычно в самой малой степени соответствуют его личным, индивидуальным склонностям и потребностям, зато в очень большой степени отражают взгляды его семьи, друзей, следы людей, которых он знал в жизни, и общественные стереотипы. К счастью, это - пустячок, поэтому при возникновении необходимости все эти глубокие убеждения могут быть отринуты заради принципов, любви, или достижения каких-то более важных целей.

В отличие от 3-ей, 4-ая Физика не тянет обладателя на землю, возвращая во враждебную реальность против желания, но, напротив, делает его несколько бесплотным. Этот человек живет в мире идей, нематериальных целей и чувств, опускаясь на землю лишь ради разнообразия и по показаниям врача.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК А. В. Грачева. Физика (10-11) (баз., углубл.)

Линия УМК А. В. Грачева. Физика (7-9)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения

Разбираем задания ЕГЭ по физике (Вариант С) с учителем.

Лебедева Алевтина Сергеевна, учитель физики, стаж работы 27 лет. Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год), Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год), Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).

В работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня, это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. В работе 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух трех разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Данный вариант полностью соответствует демонстрационному варианту ЕГЭ 2017 года, задания взяты из открытого банка заданий ЕГЭ.

На рисунке представлен график зависимости модуля скорости от времени t . Определите по графику путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с.


Решение. Путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с проще всего определить как площадь трапеции, основаниями которой являются интервалы времени (30 – 0) = 30 c и (30 – 10) = 20 с, а высотой является скорость v = 10 м/с, т.е.

S = (30 + 20) с 10 м/с = 250 м.
2

Ответ. 250 м.

Груз массой 100 кг поднимают вертикально вверх с помощью троса. На рисунке приведена зависимость проекции скорости V груза на ось, направленную вверх, от времени t . Определите модуль силы натяжения троса в течение подъема.



Решение. По графику зависимости проекции скорости v груза на ось, направленную вертикально вверх, от времени t , можно определить проекцию ускорения груза

a = v = (8 – 2) м/с = 2 м/с 2 .
t 3 с

На груз действуют: сила тяжести , направленная вертикально вниз и сила натяжения троса , направленная вдоль троса вертикально вверх смотри рис. 2. Запишем основное уравнение динамики. Воспользуемся вторым законом Ньютона. Геометрическая сумма сил действующих на тело равна произведению массы тела на сообщаемое ему ускорение.

+ = (1)

Запишем уравнение для проекции векторов в системе отсчета, связанной с землей, ось OY направим вверх. Проекция силы натяжения положительная, так как направление силы совпадает с направлением оси OY, проекция силы тяжести отрицательная, так как вектор силы противоположно направлен оси OY, проекция вектора ускорения тоже положительная, так тело движется с ускорением вверх. Имеем

T mg = ma (2);

из формулы (2) модуль силы натяжения

Т = m (g + a ) = 100 кг (10 + 2) м/с 2 = 1200 Н.

Ответ . 1200 Н.

Тело тащат по шероховатой горизонтальной поверхности с постоянной скоростью модуль которой равен 1, 5 м/с, прикладывая к нему силу так, как показано на рисунке (1). При этом модуль действующей на тело силы трения скольжения равен 16 Н. Чему равна мощность, развиваемая силой F ?



Решение. Представим себе физический процесс, заданный в условии задачи и сделаем схематический чертеж с указанием всех сил, действующих на тело (рис.2). Запишем основное уравнение динамики.

Тр + + = (1)

Выбрав систему отсчета, связанную с неподвижной поверхностью, запишем уравнения для проекции векторов на выбранные координатные оси. По условию задачи тело движется равномерно, так как его скорость постоянна и равна 1,5 м/с. Это значит, ускорение тела равно нулю. По горизонтали на тело действуют две силы: сила трения скольжения тр. и сила , с которой тело тащат. Проекция силы трения отрицательная, так как вектор силы не совпадает с направлением оси Х . Проекция силы F положительная. Напоминаем, для нахождения проекции опускаем перпендикуляр из начала и конца вектора на выбранную ось. С учетом этого имеем: F cosα – F тр = 0; (1) выразим проекцию силы F , это F cosα = F тр = 16 Н; (2) тогда мощность, развиваемая силой , будет равна N = F cosα V (3) Сделаем замену, учитывая уравнение (2), и подставим соответствующие данные в уравнение (3):

N = 16 Н · 1,5 м/с = 24 Вт.

Ответ. 24 Вт.

Груз, закрепленный на легкой пружине жесткостью 200 Н/м, совершает вертикальные колебания. На рисунке представлен график зависимости смещения x груза от времени t . Определите, чему равна масса груза. Ответ округлите до целого числа.


Решение. Груз на пружине совершает вертикальные колебания. По графику зависимости смещения груза х от времени t , определим период колебаний груза. Период колебаний равен Т = 4 с; из формулы Т = 2π выразим массу m груза.


= T ; m = T 2 ; m = k T 2 ; m = 200 H/м (4 с) 2 = 81,14 кг ≈ 81 кг.
k 4π 2 4π 2 39,438

Ответ: 81 кг.

На рисунке показана система из двух легких блоков и невесомого троса, с помощью которого можно удерживать в равновесии или поднимать груз массой 10 кг. Трение пренебрежимо мало. На основании анализа приведенного рисунка выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.


  1. Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 100 Н.
  2. Изображенная на рисунке система блоков не дает выигрыша в силе.
  3. h , нужно вытянуть участок веревки длиной 3h .
  4. Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h h .

Решение. В данной задаче необходимо вспомнить простые механизмы, а именно блоки: подвижный и неподвижный блок. Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза, при этом участок веревки нужно вытянуть в два раза длиннее, а неподвижный блок используют для перенаправления силы. В работе простые механизмы выигрыша не дают. После анализа задачи сразу выбираем нужные утверждения:

  1. Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h , нужно вытянуть участок веревки длиной 2h .
  2. Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 50 Н.

Ответ. 45.

В сосуд с водой полностью погружен алюминиевый груз, закрепленный на невесомой и нерастяжимой нити. Груз не касается стенок и дна сосуда. Затем в такой же сосуд с водой погружают железный груз, масса которого равна массе алюминиевого груза. Как в результате этого изменятся модуль силы натяжения нити и модуль действующей на груз силы тяжести?

  1. Увеличивается;
  2. Уменьшается;
  3. Не изменяется.


Решение. Анализируем условие задачи и выделяем те параметры, которые не меняются в ходе исследования: это масса тела и жидкость, в которую погружают тело на нити. После этого лучше выполнить схематический рисунок и указать действующие на груз силы: сила натяжения нити F упр, направленная вдоль нити вверх; сила тяжести , направленная вертикально вниз; архимедова сила a , действующая со стороны жидкости на погруженное тело и направленная вверх. По условию задачи масса грузов одинакова, следовательно, модуль действующей на груз силы тяжести не меняется. Так как плотность грузов разная, то объем тоже будет разный

V = m .
p

Плотность железа 7800 кг/м 3 , а алюминиевого груза 2700 кг/м 3 . Следовательно, V ж < V a . Тело в равновесии, равнодействующая всех сил, действующих на тело равна нулю. Направим координатную ось OY вверх. Основное уравнение динамики с учетом проекции сил запишем в виде F упр + F a mg = 0; (1) Выразим силу натяжения F упр = mg F a (2); архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела F a = ρgV п.ч.т. (3); Плотность жидкости не меняется, а объем тела из железа меньше V ж < V a , поэтому архимедова сила, действующая на железный груз будет меньше. Делаем вывод о модуле силы натяжения нити, работая с уравнение (2), он возрастет.

Ответ. 13.

Брусок массой m соскальзывает с закрепленной шероховатой наклонной плоскости с углом α при основании. Модуль ускорения бруска равен a , модуль скорости бруска возрастает. Сопротивлением воздуха можно пренебречь.

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, при помощи которых их можно вычислить. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость

3) mg cosα

4) sinα – a
g cosα

Решение. Данная задача требует применение законов Ньютона. Рекомендуем сделать схематический чертеж; указать все кинематические характеристики движения. Если возможно, изобразить вектор ускорения и векторы всех сил, приложенных к движущемуся телу; помнить, что силы, действующие на тело, – результат взаимодействия с другими телами. Затем записать основное уравнение динамики. Выбрать систему отсчета и записать полученное уравнение для проекции векторов сил и ускорений;

Следуя предложенному алгоритму, сделаем схематический чертеж (рис. 1). На рисунке изображены силы, приложенные к центру тяжести бруска, и координатные оси системы отсчета, связанной с поверхностью наклонной плоскости. Так как все силы постоянны, то движение бруска будет равнопеременным с увеличивающейся скоростью, т.е. вектор ускорения направлен в сторону движения. Выберем направление осей как указано на рисунке. Запишем проекции сил, на выбранные оси.


Запишем основное уравнение динамики:

Тр + = (1)

Запишем данное уравнение (1) для проекции сил и ускорения.

На ось OY: проекция силы реакции опоры положительная, так как вектор совпадает с направлением оси OY N y = N ; проекция силы трения равна нулю так как вектор перпендикулярен оси; проекция силы тяжести будет отрицательная и равная mg y = mg cosα ; проекция вектора ускорения a y = 0, так как вектор ускорения перпендикулярен оси. Имеем N mg cosα = 0 (2) из уравнения выразим силу реакции действующей на брусок, со стороны наклонной плоскости. N = mg cosα (3). Запишем проекции на ось OX.

На ось OX: проекция силы N равна нулю, так как вектор перпендикулярен оси ОХ; Проекция силы трения отрицательная (вектор направлен в противоположную сторону относительно выбранной оси); проекция силы тяжести положительная и равна mg x = mg sinα (4) из прямоугольного треугольника. Проекция ускорения положительная a x = a ; Тогда уравнение (1) запишем с учетом проекции mg sinα – F тр = ma (5); F тр = m (g sinα – a ) (6); Помним, что сила трения пропорциональна силе нормального давления N .

По определению F тр = μN (7), выразим коэффициент трения бруска о наклонную плоскость.

μ = F тр = m (g sinα – a ) = tgα – a (8).
N mg cosα g cosα

Выбираем соответствующие позиции для каждой буквы.

Ответ. A – 3; Б – 2.

Задание 8. Газообразный кислород находится в сосуде объемом 33,2 литра. Давление газа 150 кПа, его температура 127° С. Определите массу газа в этом сосуде. Ответ выразите в граммах и округлите до целого числа.

Решение. Важно обратить внимание на перевод единиц в систему СИ. Температуру переводим в Кельвины T = t °С + 273, объем V = 33,2 л = 33,2 · 10 –3 м 3 ; Давление переводим P = 150 кПа = 150 000 Па. Используя уравнение состояния идеального газа

выразим массу газа.

Обязательно обращаем внимание, в каких единица просят записать ответ. Это очень важно.

Ответ. 48 г.

Задание 9. Идеальный одноатомный газ в количестве 0,025 моль адиабатически расширился. При этом его температура понизилась с +103°С до +23°С. Какую работу совершил газ? Ответ выразите в Джоулях и округлите до целого числа.

Решение. Во-первых, газ одноатомный число степеней свободы i = 3, во-вторых, газ расширяется адиабатически – это значит без теплообмена Q = 0. Газ совершает работу за счет уменьшения внутренней энергии. С учетом этого, первый закон термодинамики запишем в виде 0 = ∆U + A г; (1) выразим работу газа A г = –∆U (2); Изменение внутренней энергии для одноатомного газа запишем как

Ответ. 25 Дж.

Относительная влажность порции воздуха при некоторой температуре равна 10 %. Во сколько раз следует изменить давление этой порции воздуха для того, чтобы при неизменной температуре его относительная влажность увеличилась на 25 %?

Решение. Вопросы, связанные с насыщенным паром и влажностью воздуха, чаще всего вызывают затруднения у школьников. Воспользуемся формулой для расчета относительной влажности воздуха

По условию задачи температура не изменяется, значит, давление насыщенного пара остается тем же. Запишем формулу (1) для двух состояний воздуха.

φ 1 = 10 % ; φ 2 = 35 %

Выразим давления воздуха из формул (2), (3) и найдем отношение давлений.

P 2 = φ 2 = 35 = 3,5
P 1 φ 1 10

Ответ. Давление следует увеличить в 3,5 раза.

Горячее вещество в жидком состоянии медленно охлаждалось в плавильной печи с постоянной мощностью. В таблице приведены результаты измерений температуры вещества с течением времени.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных измерений и укажите их номера.

  1. Температура плавления вещества в данных условиях равна 232°С.
  2. Через 20 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
  3. Теплоемкость вещества в жидком и твердом состоянии одинакова.
  4. Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
  5. Процесс кристаллизации вещества занял более 25 минут.

Решение. Так как вещество охлаждалось, то его внутренняя энергия уменьшалась. Результаты измерения температуры, позволяют определить температуру, при которой вещество начинает кристаллизоваться. Пока вещество переходит из жидкого состояния в твердое, температура не меняется. Зная, что температура плавления и температура кристаллизации одинаковы, выбираем утверждение:

1. Tемпература плавления вещества в данных условиях равна 232°С.

Второе верное утверждение это:

4. Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии. Так как температура в этот момент времени, уже ниже температуры кристаллизации.

Ответ. 14.

В изолированной системе тело А имеет температуру +40°С, а тело Б температуру +65°С. Эти тела привели в тепловой контакт друг с другом. Через некоторое время наступило тепловое равновесие. Как в результате изменилась температура тела Б и суммарная внутренняя энергия тела А и Б?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличилась;
  2. Уменьшилась;
  3. Не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Если в изолированной системе тел не происходит никаких превращений энергии кроме теплообмена, то количество теплоты, отданное телами, внутренняя энергия которых уменьшается, равно количеству теплоты, полученному телами, внутренняя энергия которых увеличивается. (По закону сохранения энергии.) При этом суммарная внутренняя энергия системы не меняется. Задачи такого типа решаются на основании уравнения теплового баланса.

U = ∑ n U i = 0 (1);
i = 1

где ∆U – изменение внутренней энергии.

В нашем случае в результате теплообмена внутренняя энергия тела Б уменьшается, а значит уменьшается температура этого тела. Внутренняя энергия тела А увеличивается, так как тело получило количество теплоты от тела Б, то температура его увеличится. Суммарная внутренняя энергия тел А и Б не изменяется.

Ответ. 23.

Протон p , влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет скорость , перпендикулярную вектору индукции магнитного поля, как показано на рисунке. Куда направлена действующая на протон сила Лоренца относительно рисунка (вверх, к наблюдателю, от наблюдателя, вниз, влево, вправо)


Решение. На заряженную частицу магнитное поле действует с силой Лоренца. Для того чтобы определить направление этой силы, важно помнить мнемоническое правило левой руки, не забывать учитывать заряд частицы. Четыре пальца левой руки направляем по вектору скорости, для положительно заряженной частицы, вектор должен перпендикулярно входить в ладонь, большой палец отставленный на 90° показывает направление действующей на частицу силы Лоренца. В результате имеем, что вектор силы Лоренца направлен от наблюдателя относительно рисунка.

Ответ. от наблюдателя.

Модуль напряженности электрического поля в плоском воздушном конденсаторе емкостью 50 мкФ равен 200 В/м. Расстояние между пластинами конденсатора 2 мм. Чему равен заряд конденсатора? Ответ запишите в мкКл.

Решение. Переведем все единицы измерения в систему СИ. Емкость С = 50 мкФ = 50 · 10 –6 Ф, расстояние между пластинами d = 2 · 10 –3 м. В задаче говорится о плоском воздушном конденсаторе – устройстве для накопления электрического заряда и энергии электрического поля. Из формулы электрической емкости

где d – расстояние между пластинами.

Выразим напряжение U = E · d (4); Подставим (4) в (2) и рассчитаем заряд конденсатора.

q = C · Ed = 50 · 10 –6 · 200 · 0,002 = 20 мкКл

Обращаем внимание, в каких единицах нужно записать ответ. Получили в кулонах, а представляем в мкКл.

Ответ. 20 мкКл.


Ученик провел опыт по преломлению света, представленный на фотографии. Как изменяется при увеличении угла падения угол преломления света, распространяющегося в стекле, и показатель преломления стекла?

  1. Увеличивается
  2. Уменьшается
  3. Не изменяется
  4. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждого ответа. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. В задачах такого плана вспоминаем, что такое преломление. Это изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую. Вызвано оно тем, что скорости распространения волн в этих средах различны. Разобравшись из какой среды в какую свет распространяется, запишем закона преломления в виде

sinα = n 2 ,
sinβ n 1

где n 2 – абсолютный показатель преломления стекла, среда куда идет свет; n 1 – абсолютный показатель преломления первой среды, откуда свет идет. Для воздуха n 1 = 1. α – угол падения луча на поверхность стеклянного полуцилиндра, β – угол преломления луча в стекле. Причем, угол преломления будет меньше угла падения, так как стекло оптически более плотная среда – среда с большим показателем преломления. Скорость распространения света в стекле меньше. Обращаем внимание, что углы измеряем от перпендикуляра, восстановленного в точке падения луча. Если увеличивать угол падения, то и угол преломления будет расти. Показатель преломления стекла от этого меняться не будет.

Ответ.

Медная перемычка в момент времени t 0 = 0 начинает двигаться со скоростью 2 м/с по параллельным горизонтальным проводящим рельсам, к концам которых подсоединен резистор сопротивлением 10 Ом. Вся система находится в вертикальном однородном магнитном поле. Сопротивление перемычки и рельсов пренебрежимо мало, перемычка все время расположена перпендикулярно рельсам. Поток Ф вектора магнитной индукции через контур, образованный перемычкой, рельсами и резистором, изменяется с течением времени t так, как показано на графике.


Используя график, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.

  1. К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб.
  2. Индукционный ток в перемычке в интервале от t = 0,1 с t = 0,3 с максимален.
  3. Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре, равен 10 мВ.
  4. Сила индукционного тока, текущего в перемычке, равна 64 мА.
  5. Для поддержания движения перемычки к ней прикладывают силу, проекция которой на направление рельсов равна 0,2 Н.

Решение. По графику зависимости потока вектора магнитной индукции через контур от времени определим участки, где поток Ф меняется, и где изменение потока равно нулю. Это позволит нам определить интервалы времени, в которые в контуре будет возникать индукционный ток. Верное утверждение:

1) К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб ∆Ф = (1 – 0) · 10 –3 Вб; Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре определим используя закон ЭМИ

Ответ. 13.


По графику зависимости силы тока от времени в электрической цепи, индуктивность которой равна 1 мГн, определите модуль ЭДС самоиндукции в интервале времени от 5 до 10 с. Ответ запишите в мкВ.

Решение. Переведем все величины в систему СИ, т.е. индуктивность 1 мГн переведем в Гн, получим 10 –3 Гн. Силу тока, показанной на рисунке в мА также будем переводить в А путем умножения на величину 10 –3 .

Формула ЭДС самоиндукции имеет вид

при этом интервал времени дан по условию задачи

t = 10 c – 5 c = 5 c

секунд и по графику определяем интервал изменения тока за это время:

I = 30 · 10 –3 – 20 · 10 –3 = 10 · 10 –3 = 10 –2 A.

Подставляем числовые значения в формулу (2), получаем

| Ɛ | = 2 ·10 –6 В, или 2 мкВ.

Ответ. 2.

Две прозрачные плоскопараллельные пластинки плотно прижаты друг к другу. Из воздуха на поверхность первой пластинки падает луч света (см. рисунок). Известно, что показатель преломления верхней пластинки равен n 2 = 1,77. Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Решение. Для решения задач о преломлении света на границе раздела двух сред, в частности задач на прохождение света через плоскопараллельные пластинки можно рекомендовать следующий порядок решения: сделать чертеж с указанием хода лучей, идущих из одной среды в другую; в точке падения луча на границе раздела двух сред провести нормаль к поверхности, отметить углы падения и преломления. Особо обратить внимание на оптическую плотность рассматриваемых сред и помнить, что при переходе луча света из оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду угол преломления будет меньше угла падения. На рисунке дан угол между падающим лучом и поверхностью, а нам нужен угол падения. Помним, что углы определяются от перпендикуляра, восстановленного в точке падения. Определяем, что угол падения луча на поверхность 90° – 40° = 50°, показатель преломления n 2 = 1,77; n 1 = 1 (воздух).

Запишем закон преломления

sinβ = sin50 = 0,4327 ≈ 0,433
1,77

Построим примерный ход луча через пластинки. Используем формулу (1) для границы 2–3 и 3–1. В ответе получаем

А) Синус угла падения луча на границу 2–3 между пластинками – это 2) ≈ 0,433;

Б) Угол преломления луча при переходе границы 3–1 (в радианах) – это 4) ≈ 0,873.

Ответ . 24.

Определите, сколько α – частиц и сколько протонов получается в результате реакции термоядерного синтеза

+ → x + y ;

Решение. При всех ядерных реакциях соблюдаются законы сохранения электрического заряда и числа нуклонов. Обозначим через x – количество альфа частиц, y– количество протонов. Составим уравнения

+ → x + y;

решая систему имеем, что x = 1; y = 2

Ответ. 1 – α -частица; 2 – протона.

Модуль импульса первого фотона равен 1,32 · 10 –28 кг·м/с, что на 9,48 · 10 –28 кг·м/с меньше, чем модуль импульса второго фотона. Найдите отношение энергии E 2 /E 1 второго и первого фотонов. Ответ округлите до десятых долей.

Решение. Импульс второго фотона больше импульса первого фотона по условию значит можно представить p 2 = p 1 + Δp (1). Энергию фотона можно выразить через импульс фотона, используя следующие уравнения. Это E = mc 2 (1) и p = mc (2), тогда

E = pc (3),

где E – энергия фотона, p – импульс фотона, m – масса фотона, c = 3 · 10 8 м/с – скорость света. С учетом формулы (3) имеем:

E 2 = p 2 = 8,18;
E 1 p 1

Ответ округляем до десятых и получаем 8,2.

Ответ. 8,2.

Ядро атома претерпело радиоактивный позитронный β – распад. Как в результате этого изменялись электрический заряд ядра и количество нейтронов в нем?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличилась;
  2. Уменьшилась;
  3. Не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Позитронный β – распад в атомном ядре происходит при превращений протона в нейтрон с испусканием позитрона. В результате этого число нейтронов в ядре увеличивается на единицу, электрический заряд уменьшается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:

Ответ. 21.

В лаборатории было проведено пять экспериментов по наблюдению дифракции с помощью различных дифракционных решеток. Каждая из решеток освещалась параллельными пучками монохроматического света с определенной длиной волны. Свет во всех случаях падал перпендикулярно решетке. В двух из этих экспериментов наблюдалось одинаковое количество главных дифракционных максимумов. Укажите сначала номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом.

Решение. Дифракцией света называется явление светового пучка в область геометрической тени. Дифракцию можно наблюдать в том случае, когда на пути световой волны встречаются непрозрачные участки или отверстия в больших по размерам и непрозрачных для света преградах, причем размеры этих участков или отверстий соизмеримы с длиной волны. Одним из важнейших дифракционных устройств является дифракционная решетка. Угловые направления на максимумы дифракционной картины определяются уравнением

d sinφ = k λ (1),

где d – период дифракционной решетки, φ – угол между нормалью к решетке и направлением на один из максимумов дифракционной картины, λ – длина световой волны, k – целое число, называемое порядком дифракционного максимума. Выразим из уравнения (1)

Подбирая пары согласно условию эксперимента, выбираем сначала 4 где использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом – это 2.

Ответ. 42.

По проволочному резистору течет ток. Резистор заменили на другой, с проволокой из того же металла и той же длины, но имеющей вдвое меньшую площадь поперечного сечения, и пропустили через него вдвое меньший ток. Как изменятся при этом напряжение на резисторе и его сопротивление?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличится;
  2. Уменьшится;
  3. Не изменится.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Важно помнить от каких величин зависит сопротивление проводника. Формула для расчета сопротивления имеет вид

закона Ома для участка цепи, из формулы (2), выразим напряжение

U = I R (3).

По условию задачи второй резистор изготовлен из проволоки того же материала, той же длины, но разной площади поперечного сечения. Площадь в два раза меньшая. Подставляя в (1) получим, что сопротивление увеличивается в 2 раза, а сила тока уменьшается в 2 раза, следовательно, напряжение не изменяется.

Ответ. 13.

Период колебаний математического маятника на поверхности Земли в 1, 2 раза больше периода его колебаний на некоторой планете. Чему равен модуль ускорения свободного падения на этой планете? Влияние атмосферы в обоих случаях пренебрежимо мало.

Решение. Математический маятник – это система, состоящая из нити, размеры которой много больше размеров шарика и самого шарика. Трудность может возникнуть если забыта формула Томсона для периода колебаний математического маятника.

T = 2π (1);

l – длина математического маятника; g – ускорение свободного падения.

По условию

Выразим из (3) g п = 14,4 м/с 2 . Надо отметить, что ускорение свободного падения зависит от массы планеты и радиуса

Ответ. 14,4 м/с 2 .

Прямолинейный проводник длиной 1 м, по которому течет ток 3 А, расположен в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,4 Тл под углом 30° к вектору . Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?

Решение. Если в магнитное поле, поместить проводник с током, то поле на проводник с током будет действовать с силой Ампера. Запишем формулу модуля силы Ампера

F А = I LB sinα ;

F А = 0,6 Н

Ответ. F А = 0,6 Н.

Энергия магнитного поля, запасенная в катушке при пропускании через нее постоянного тока, равна 120 Дж. Во сколько раз нужно увеличить силу тока, протекающего через обмотку катушки, для того, чтобы запасенная в ней энергия магнитного поля увеличилась на 5760 Дж.

Решение. Энергия магнитного поля катушки рассчитывается по формуле

W м = LI 2 (1);
2

По условию W 1 = 120 Дж, тогда W 2 = 120 + 5760 = 5880 Дж.

I 1 2 = 2W 1 ; I 2 2 = 2W 2 ;
L L

Тогда отношение токов

I 2 2 = 49; I 2 = 7
I 1 2 I 1

Ответ. Силу тока нужно увеличить в 7 раз. В бланк ответов Вы вносите только цифру 7.

Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединенных, как показано на рисунке. (Диод пропускает ток только в одном направлении, как показано на верхней части рисунка). Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности вы использовали при объяснении.


Решение. Линии магнитной индукции выходят из северного полюса магнита и расходятся. При приближении магнита магнитный поток через виток провода увеличивается. В соответствии с правило Ленца магнитное поле, создаваемое индукционным током витка, должно быть направлено вправо. По правилу буравчика ток должен идти по часовой стрелке (если смотреть слева). В этом направлении пропускает диод, стоящий в цепи второй лампы. Значит, загорится вторая лампа.

Ответ. Загорится вторая лампа.

Алюминиевая спица длиной L = 25 см и площадью поперечного сечения S = 0,1 см 2 подвешена на нити за верхний конец. Нижний конец опирается на горизонтальное дно сосуда, в который налита вода. Длина погруженной в воду части спицы l = 10 см. Найти силу F , с которой спица давит на дно сосуда, если известно, что нить расположена вертикально. Плотность алюминия ρ а = 2,7 г/см 3 , плотность воды ρ в = 1,0 г/см 3 . Ускорение свободного падения g = 10 м/с 2

Решение. Выполним поясняющий рисунок.


– Сила натяжения нити;

– Сила реакции дна сосуда;

a – архимедова сила, действующая только на погруженную часть тела, и приложенная к центру погруженной части спицы;

– сила тяжести, действующая на спицу со стороны Земли и приложена к центу всей спицы.

По определению масса спицы m и модуль архимедовой силы выражаются следующим образом: m = SL ρ a (1);

F a = Sl ρ в g (2)

Рассмотрим моменты сил относительно точки подвеса спицы.

М (Т ) = 0 – момент силы натяжения; (3)

М (N) = NL cosα – момент силы реакции опоры; (4)

С учетом знаков моментов запишем уравнение

NL cosα + Sl ρ в g (L l ) cosα = SL ρ a g L cosα (7)
2 2

учитывая, что по третьему закону Ньютона сила реакции дна сосуда равна силе F д с которой спица давит на дно сосуда запишем N = F д и из уравнения (7) выразим эту силу:

F д = [ 1 L ρ a – (1 – l )l ρ в ]Sg (8).
2 2L

Подставим числовые данные и получим, что

F д = 0,025 Н.

Ответ. F д = 0,025 Н.

Баллон, содержащий m 1 = 1 кг азота, при испытании на прочность взорвался при температуре t 1 = 327°С. Какую массу водорода m 2 можно было бы хранить в таком баллоне при температуре t 2 = 27°С, имея пятикратный запас прочности? Молярная масса азота M 1 = 28 г/моль, водорода M 2 = 2 г/моль.

Решение. Запишем уравнение состояния идеального газа Менделеева – Клапейрона для азота

где V – объем баллона, T 1 = t 1 + 273°C. По условию водород можно хранить при давлении p 2 = p 1 /5; (3) Учитывая, что

можем выразить массу водорода работая сразу с уравнениями (2), (3), (4). Конечная формула имеет вид:

m 2 = m 1 M 2 T 1 (5).
5 M 1 T 2

После подстановки числовых данных m 2 = 28 г.

Ответ. m 2 = 28 г.

В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности I m = 5 мА, а амплитуда напряжения на конденсаторе U m = 2,0 В. В момент времени t напряжение на конденсаторе равно 1,2 В. Найдите силу тока в катушке в этот момент.

Решение. В идеальном колебательном контуре сохраняется энергия колебаний. Для момента времени t закон сохранения энергий имеет вид

C U 2 + L I 2 = L I m 2 (1)
2 2 2

Для амплитудных (максимальных) значений запишем

а из уравнения (2) выразим

C = I m 2 (4).
L U m 2

Подставим (4) в (3). В результате получим:

I = I m (5)

Таким образом, сила тока в катушке в момент времени t равна

I = 4,0 мА.

Ответ. I = 4,0 мА.

На дне водоема глубиной 2 м лежит зеркало. Луч света, пройдя через воду, отражается от зеркала и выходит из воды. Показатель преломления воды равен 1,33. Найдите расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды, если угол падения луча равен 30°

Решение. Сделаем поясняющий рисунок


α – угол падения луча;

β – угол преломления луча в воде;

АС – расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды.

По закону преломления света

sinβ = sinα (3)
n 2

Рассмотрим прямоугольный ΔАDВ. В нем АD = h , тогда DВ = АD

tgβ = h tgβ = h sinα = h sinβ = h sinα (4)
cosβ

Получаем следующее выражение:

АС = 2 DВ = 2h sinα (5)

Подставим числовые значения в полученную формулу (5)

Ответ. 1,63 м.

В рамках подготовки к ЕГЭ предлагаем вам ознакомиться с рабочей программой по физике для 7–9 класса к линии УМК Перышкина А. В. и рабочей программой углубленного уровня для 10-11 классов к УМК Мякишева Г.Я. Программы доступны для просмотра и бесплатного скачивания всем зарегистрированным пользователям.

Уважаемые посетители нашего сайта!

На данный момент мы создаем новые описания функций психо- и социотипа, которые стремимся сделать наиболее строгими и соотвествующими действительности.

Это одна из задач нашего нынешнего исследования. Вы можете помочь нам в этом, поучаствовав в нашем типировании. Спасибо!

Четвертая Физика ("лентяй")

Внешность Четвертой Физики отличается утонченностью, рафинированностью. Обычно это худые люди с иконописными чертами лица (тонкий нос, изящные брови, маленькие губы), хотя бывают и исключения. Если Четвертая Физика обладает красотой, то неброской. С течением времени внешность Четвертой Физики практически не меняется.

Движения Четвертой Физики характеризуются статичностью, как и Первой, но, в отличие от Первой, в них нет уверенности и картинного перетекания из позы в позу. Четвертая Физика просто совершает тот минимум движений, которого требует ситуация.

Люди с Четвертой Физикой - прирожденные аскеты. Физический дискомфорт не является для них не поводом для переживания. Четвертая Физика с легкостью переносит лишения и болезни. И совершенно этим не гордится.

Такие люди не придают значения чужому физическому дискомфорту так же, как и собственному. Физической заботы от них можно не ждать.

Четвертая Физика иногда кажется параллельной физическому миру. Она может трудиться, не замечая усталости, быть усидчивой и исполнительной - но при этом безразлична к результатам своего физического труда. На нее можно возложить любую грязную и даже бессмысленную работу - она будет ее выполнять, как и любую другую.

Четвертая Физика может обходиться минимумом вещей и удобств. Но ей не претит и роскошь. Она искренне безразлична к физическому пласту жизни и обычно обеспечивает себе материальные условия, которые считает необходимыми (зачастую опираясь на более высокие функции психотипа), и этим ограничивается.

Деньги для Четвертой Физики – это возможность реализации более высоких функций, а не самоцель. Важны не деньги как таковые, а возможности, которые они открывают.

Ощущения, которые способен испытывать человек с Четвертой Физикой, отличаются достаточной утонченностью. Его тело довольно восприимчиво. Ему доступны экстрасенсорные способности. Ему легко даются эзотерические практики: тело не держит, при этом является отличным проводником тонких ощущений. Но всё это не имеет для него самостоятельной ценности. И если более высокие функции психотипа не заинтересованы в такой чувствительности, человек не будет ее развивать и использовать.

Четвертая Физика с легкостью доверяется другим людям в том, что касается физического пласта жизни. Такой человек может заниматься спортом за компанию, пробовать новые физические ощущения, если другие говорят, что это хорошо. Иногда Четвертой Физике кажется, что она хочет что-то сделать или съесть – просто потому, что другой человек делает или ест это рядом с ней. Ей очень нравится, когда ей рекомендуют какое-нибудь блюдо, одежду. Если найдется тот, кто возьмет на себя вопросы, связанные с ее гардеробом и питанием, она с радостью доверится чужому решению.

Четвертая Физика будет такой, какой ее «сделают» другие люди или она сама. Поскольку у нее нет собственной системы физических предпочтений, она с легкостью принимает чужую - ту, которая впишется в ее мир и будет находиться в согласии с более высокими функциями психотипа.

В стрессовой ситуации Четвертая Физика отключается первой. Человек может заболеть или лежать без движения. У таких людей обычно довольно быстро наступает физическое переутомление, особенно при перегрузке Третьей функции.

Четвертой Физике могут быть свойственны мрачные и даже суицидальные настроения. Мысль о самоубийстве приходит к ней легко и безо всякого отвращения. Желание покончить с собой - нормальная для нее реакция на проблемы и неудобства жизни. В этом тоже проявляется способность Четвертой функции отключаться в кризисных ситуациях.

Четвертой Физике свойственно ощущение ослабленности физического начала - отсюда чувство ранней старости даже в молодые годы, которое может входить в противоречие с ее здоровым, полнокровным видом. С возрастом это противоречие обычно сглаживается. Постоянная грусть, состояние тоски, ощущение трагичности бытия, близости какой-то беды - нормальное состояние Четвертой Физики. Как бы удачно ни складывалась жизнь, Четвертая Физика всегда найдет повод тосковать и чувствовать себя несчастной.

К страданиям и гибели людей Четвертая Физика испытывает искреннее равнодушие. Страдания очень близки ей по духу, поэтому, когда они случаются в мире, она воспринимает их как должное.

Четвертая Физика абсолютно бесстрашна. Четвертую функцию человек вообще легко подставляет под удар, в данном случае он с легкостью подставляет под удар тело. В борьбе он не склонен щадить ни себя, ни других.

Четвертая Физика может с легкостью уничтожить того, кто встанет у нее на пути (уничтожит без особой жестокости, скорее с безразличием, как сметают пыль) - правда, сначала испробовав способы влияния по Первой, Второй и Третьей функции.

Четвертой Физике свойственно ослабленное либидо. Секс занимает в ее иерархии ценностей последнее место, иногда она вообще не понимает, зачем ЭТО нужно. Четвертая Физика не склонна к изменам. На сексуальные темы может говорить легко и свободно, без нездорового интереса.

При желании Четвертая Физика может сделать удачную политическую карьеру. Ее не соблазняют деньги и женщины. А храбрость и неподкупность очень нравятся народу и играют ей на руку.

Четвертый пробник по физике от онлайн школы Вадима Габитова "ЕГЭ на 5".

Система оценивания экзаменационной работы по физике

Задания 1-26

За правильный ответ на каждое из заданий 1-4, 8-10, 13-15, 19, 20, 22- 26 ставится по 1 баллу. Эти задания считаются выполненными верно, если правильно указаны требуемое число, два числа или слово.

Каждое из заданий 5-7, 11, 12, 16-18 и 21 оценивается в 2 балла, если

верно указаны оба элемента ответа; в 1 балл, если допущена одна ошибка;

в 0 баллов, если оба элемента указаны неверно. Если указано более двух

элементов (в том числе, возможно, и правильные) или ответ

отсутствует, - 0 баллов.

№ задания

№ задания

27) Масса жидкости в сосуде будет увеличиваться

28) 100 колебаний

29) 100 0

30) 1 мм

31) 9500 Ом

Просмотр содержимого документа
««ЕГЭ на 5». Тренировочный вариант по физике №4 (с ответами)»

Единый государственный экзамен
по ФИЗИКЕ

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3 часа

55 минут (235 минут). Работа состоит из двух частей, включающих в себя

31 задание.

В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 24–26 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк ответа № 1. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21 и 23 является

последовательность двух цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте

работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу без пробелов,

запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.

Ответом к заданию 13 является слово. Ответ запишите в поле ответа в

тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк

ответов № 1.

Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу, не разделяя числа пробелом, в бланк ответов № 1.

Ответ к заданиям 27–31 включает в себя подробное описание всего хода выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и

запишите его полное решение.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый

калькулятор.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наимено-вание

Обозначение

Множитель

Наимено-вание

Обозначение

Множитель

Константы

ускорение свободного падения на Земле

гравитационная постоянная

универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)

постоянная Больцмана

постоянная Авогадро

скорость света в вакууме

коэффициент

пропорциональности в законе Кулона модуль заряда электрона

(элементарный электрический заряд)

постоянная Планка



Соотношение между различными единицами

температура 0 К = -273 °С

атомная единица массы

1 атомная единица массы эквивалента 931 МэВ

1 электронвольт

Масса частиц

электрона

нейтрона

Удельная теплоёмкость

воды 4,2∙10³ Дж/(кг∙К) алюминия 900 Дж/(кг∙К)

льда 2,1∙10³ Дж/(кг∙К) меди 380 Дж/(кг∙К)

железа 460 Дж/(кг∙К) чугуна 800 Дж/(кг∙К)

свинца 130 Дж/(кг∙К)

Удельная теплота

парообразования воды Дж/К

плавления свинца Дж/К

плавления льда Дж/К

Нормальные условия: давление - Па, температура – 0 °С

Молярная масса

азота 28∙ кг/моль гелия 4∙ кг/моль

аргона 40∙ кг/моль кислорода 32∙ кг/моль

водорода 2∙ кг/моль лития 6∙ кг/моль

воздуха 29∙ кг/моль неона 20∙ кг/моль

воды 2,1∙10³ Дж/(кг∙К) углекислого газа 44∙ кг/моль

Часть 1

Ответами к заданиям 1–23 являются слово, число или

последовательность цифр или чисел. Запишите ответ в поле ответа в

тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

Диск радиусом 20 см равномерно вращается вокруг своей оси. Скорость точки, находящейся на расстоянии 15 см от центра диска, равна 1.5 м/с. Скорости крайних точек диска равна?

Ответ: __________________________м/с


Во сколько раз сила притяжения Земли к Солнцу больше силы притяжения Меркурия к Солнцу? Масса Меркурия составляет 1/18 массы Земли, а расположен он в 2.5 раза ближе к Солнцу, чем Земля. Ответ округлить до десятых.

Ответ: ________


Материальная точка движется с постоянной скоростью по прямой и в некоторый момент начинает тормозить. Выберите 2 верных утверждения, если коэффициент трения уменьшится в 1.5 раза?

1) Сила тяги по модулю равна силе трения скольжения

2) Тормозной путь увеличится

3) Сила реакции опоры уменьшится

4) Сила трения увеличится за счет увеличения тормозного пути

5) Сила трения уменьшится


Грузик привязан к длинной нити вращается описывая в горизонтальной плоскости окружность. Угол отклонения нити от вертикали уменьшился с 45 до 30 градусов. Как изменились при этом: сила натяжения нити, центростремительное ускорение грузика

    увеличится

    уменьшится

    не изменится

Ответ: ____________


Тело бросили с земли с начальной скоростью V 0 под углом α к горизонту.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) скорость V y в точке максимального 1) 0

подъема 2) V 0 *sinα

Б) максимальная высота подъема 3) V 0 2 sin 2 α/2g

4) V 0 2 sinα/2g


На рисунке показан график процесса для постоянной массы идеального одноатомного газа. В этом процессе газ со­вершает работу, равную 3 кДж. Количество теплоты, получен­ное газом, равно

Ответ: _________кДж


На рисунке показано, как менялось давление идеального газа в зависимости от его объема при пере­ходе из состояния 1 в состояние 2, а затем в состояние 3. Каково отноше­ние работ газа А 12 /А 13 ?

Ответ: _________


Одноатомный идеальный газ неизменной массы в изотермическом процессе совершает работу А 0. Выберите 2 верных утверждения

    объем идеального газа уменьшается

    объем идеального газа увеличивается

    внутренняя энергия газа увеличивается

    внутренняя энергия газа уменьшается

    давление газа уменьшается

1 2


Температуру холодильника тепловой машины увеличили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины и работа газа за цикл?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

    увеличивается

    уменьшается

    не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.


Как направлена кулонов­ская сила F , действующая на поло­жительный точечный заряд 2 q , по­мещенный в центр квадрата (см. рисунок), в вершинах которого на­ходятся заряды: +q, + q, -q, -q?

Ответ: ___________


Какой заряд нужно сообщить двум параллельно соединенным конденсаторам, чтобы зарядить их до разности потенциалов 20000 В, если электроемкости конденсаторов равны 2000 пФ и 1000 пФ.

Ответ: ______________Кл



К источнику тока присоединен резистор. Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в ней и напряжение на клеммах источника тока, если последовательно к имеющемуся резистору подсоединить еще два таких же?

    увеличивается

    уменьшается

    не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой фи­зической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Общее сопротивление цепи

Сила тока

Напряжение на источнике тока

1 8


Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) радиус окружности при движении заряженной 1) mV/qB

частицы в перпендикулярном магнитном поле 2) 2πm/qB

Б) период обращения по окружности заряженной 3) qB/mV

частицы в перпендикулярном магнитном поле 4) 2πR/qB

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



При освещении металлической пластины светом частотой ν наблюдается фотоэффект. Как изменятся кинетическая энергия фотоэлектронов и количество выбитых электронов при увеличении интенсивности и частоты падающего света в 2 раза?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ: ___________


Предмет расположен на тройном фокусном расстоянии от тонкой собирающей линзы. Его изображение будет

Выберите два утверждения.

    Его изображение будет перевернутым

    Его изображение будет прямым

    Его изображение будет увеличенным

    Его изображение будет уменьшенным

    Предмет и изображение будут одного размера


В калориметре находится вода, масса которой 100 г и температура 0 °С. В него добавляют кусок льда, масса которого 20 г и температура -5 °С. Какой будет температура содержимого калориметра после установления в нем теплового равновесия?

Ответ: ________ 0 C


Дифракционная решетка, имеющая 750 штрихов на 1 см, расположена параллельно экрану на расстоянии 1,5 м от него. На решетку перпендикулярно ее плоскости направляют пучок света. Определите длину волны света, если расстояние на экране между вторыми максимумами, расположенными слева и справа от цент­рального (нулевого), равно 22,5 см. Ответ выразите в микромет­рах (мкм) и округлите до десятых. Считать sina = tga.

Ответ: ___________ мкм


В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают вдвигать в сосуд. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните.


В сосуде находится некоторое количество воды и такое же количество льда в состоянии теплового равновесия. Через со­суд пропускают водяной пар при температуре 100°С. Опре­делите температуру воды в сосуде t 2 , если масса пара, пропу­щенного через воду, равна первоначальной массе воды. Теплоем­костью сосуда можно пренебречь.


Напряженность электриче­ского поля плоского конденсатора (см. рисунок) равна 24 кВ/м. Внут­реннее сопротивление источника г = 10 Ом, ЭДС 30 В, сопро­тивления резисторов R 1 = 20 Ом, R 2 = 40 Ом, Найдите расстояние между пластинами конденсатора.

ВНИМАНИЕ! Регистрация на Онлайн уроки: http:// f izika o nline.ru

В четвертом задании ЕГЭ по физике у нас проверяют знания сообщающихся сосудов, силы Архимеда, закона Паскаля, моментов сил.

Теория к заданию №4 ЕГЭ по физике

Момент силы

Моментом силы называется величина, которая характеризует вращательное действие силы на твёрдое тело. Момент силы равен произведению силы F на расстояние h от оси (или центра) до точки приложения этой силы и является одним из главных понятий динамики: M 0 = Fh.

Расстояние h принято называть плечом силы.

Во многих задачах данного раздела механики применяется правило моментов сил, которые приложены к телу, условно считаемому рычагом. Условием равновесия рычага F 1 /F 2 = l 2 /l 1 можно пользоваться и в том случае, если к рычагу приложены не только две силы. В этом случае определяется сумма всех моментов сил.

Закон сообщающихся сосудов

По закону сообщающихся сосудов в открытых сообщающихся сосудах любого типа давление жидкости на каждом уровне одинаково.

Сравнивают при этом давления столбов над уровнем жидкости в каждом сосуде. Давление определяется формулой: p=ρgh. Если приравнять давления столбов жидкостей, получится равенство: ρ 1 gh 1 = ρ 2 gh 2 . Отсюда вытекает соотношение: ρ 1 h 1 = ρ 2 h 2 , или ρ 1 /ρ 2 = h 2 / h 1 . Это означает, что высоты столбов жидкостей обратно пропорциональны плотности веществ.

Сила Архимеда

Архимедова сила или сила выталкивания возникает, когда какое-то твердое тело погружается в жидкость или газ. Жидкость или газ стремятся занять «отобранное» у них место, потому выталкивают его. Сила Архимеда действует только в тех случаях, когда на тело действует сила тяжести mg

Силу Архимеда традиционно обозначают как F A .

Разбор типовых вариантов заданий №4 ЕГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018

Тело массой 0,2 кг подвешено к правому плечу невесомого рычага (смотри рисунок). Груз какой массы надо подвесить ко второму делению левого плеча рычага для достижения равновесия?

Алгоритм решения:
  1. Вспоминаем правило моментов.
  2. Находим момент силы, создаваемый грузом 1.
  3. Находим плечо силы, которое будет создавать груз 2, когда его подвесят. Находим его момент силы.
  4. Приравниваем моменты сил и определяем искомую величину массы.
  5. Записываем ответ.
Решение:

Первый вариант задания (Демидова, №1)

Момент силы, действующей на рычаг слева, равен 75 Н∙м. Какую силу необходимо приложить к рычагу справа, чтобы он находился в равновесии, если её плечо равно 0,5 м?

Алгоритм решения:
  1. Вводим обозначения для величин, которые даны в условии.
  2. Выписываем правило моментов силы.
  3. Выражаем силу через момент и плечо. Вычисляем.
  4. Записываем ответ.
Решение:
  1. Для приведения в равновесие рычага к нему прикладывают моменты сил М 1 и М 2 , приложенные слева и справа. Момент силы слева по условию равен M 1 = 75 Н∙м. Плечо силы справа равно l= 0,5 м.
  2. Поскольку требуется, чтобы рычаг оказался в равновесии, то по правилу моментов М 1 = М 2 . Поскольку M 1 =F · l , то имеем: М 2 = F l .
  3. Из полученного равенства выражаем силу: F = М 2 / l = 75/0,5=150 Н.

Второй вариант задания (Демидова, №4)

Деревянный куб массой 0,5 кг привязан ниткой ко дну сосуда с керосином (см. рисунок). На куб действует сила натяжения нити, равная 7 Н. Определите силу Архимеда, действующую на куб.

Архимедова сила или сила выталкивания возникает, когда какое-то твердое тело погружается в жидкость или газ. Жидкость или газ стремятся занять «отобранное» у них место, потому выталкивают его. Сила Архимеда действует только, когда на тело действует сила тяжести mg . В невесомости эта сила не возникает.

Сила натяжения нити Т возникает, когда нить пытаются растянуть. Она не зависит от того, присутствует ли сила тяжести.

Если на тело действует несколько сил, то при изучении его движения или состояния равновесия рассматривается равнодействующая этих сил.

Алгоритм решения:
  1. Переводим данные из условия в СИ. Вводим необходимое для решения табличное значение плотности воды.
  2. Анализируем условие задачи, определяем давление жидкостей в каждом сосуде.
  3. Записываем уравнение закона сообщающихся сосудов.
  4. Подставляем числовые значения величин и вычисляем искомую плотность.
  5. Записываем ответ.
Решение:
Похожие статьи