Перун - бог грома, дождя и ветра в славянской мифологии. Издавна его считали одним из самых сильных обитателей языческого пантеона. Ему поклонялась практически вся Киевская Русь, за исключением лишь некоторых восточных регионов. В своей славе Перун превозмог даже Сварога, некогда считавшегося непоколебимым оплотом славянского государства.
дождя и грома
Перун является сыном великого бога Сварога и богини Лады. Легенды описывают его появление следующим образом. Однажды Матерь Сва (первоначальное имя Лады) съела огромную щуку, в которой был заключен дух самого бога Рода. И тут же час невероятная сила пронзила ее тело. Она почувствовала, что в ее чреве зародилась новая жизнь.
Ее муж Сварог понял - у них появится сын, чья сила превзойдет всех, кто живет на этом свете. И действительно, вскоре Лада родила мальчика. В день его рождения молнии и ветра взбесились. Они грохотали так, что казалось мир треснет на части. И когда, казалось бы, пришел конец всему, появился Перун. Мальчик приказал непогоде успокоиться, и тут же все затихло.
С тех пор бог дождя ежедневно практиковался в управлении стихией. Повзрослев, он смог обуздать не только ветер, но и молнию. С тех пор не было божества более могущественного, чем он, так как никто не мог выстоять против силы небесного света.
Облик Перуна
Сегодня довольно сложно сказать, каким был бог дождя. Мифология славян весьма размыта. По большей части из-за того, что древние сказания передавались из уст в уста. Это коверкало их. К тому же часть мифов и вовсе была утеряна во время крещения Руси, так как христиане заставили славян забыть о старых богах.
И тем не менее некоторые детали облика Перуна смогли сохраниться до наших дней. Например, изначально бога молнии изображали в виде взрослого, крепкого мужчины с седыми волосами. Позже мнение волхвов разделилось. Одни говорили, что у него золотая борода, а вместо усов сгустки молний, иные рассказывали о том, что он ничем не отличался от простых смертных, помимо хорошо сложенного тела.
Единственное, в чем соглашалась все - это воинственное обмундирование бога. Он всегда ходил в искусно выкованных доспехах и шлеме. К тому же небесный воин всегда держал в одной руке огромную дубину (иногда его изображают с мечом или копьем), а в другой - дубовый щит.
Сила небожителя
Перун управлял силами дождя, ветра и молнии. Однако, люди редко просили его послать с неба воду в засушливые времена. Это связано с тем, что для славян Перун был воплощением воинственного бога. Свои силы он использовал для сражения, а не для земледелия.
А с течением лет он и вовсе превратился в главного покровителя воинов. Поэтому отправляясь на войну, мужчины и женщины просили у Перуна благосклонности. Они верили, что если дух бога коснется их оружия, то ни один враг не сможет победить их в честном бою. А гроза в канун битвы свидетельствовала о том, что небожитель услышал молитвы верующих.
Помимо верили в то, что Перун оберегает матушку-природу. Изо дня в день он ходит по лесам и полям, наблюдая за тем, чтобы люди разумно использовали подаренное им богатство. Более того, бог дождя обладал чудесной силой. Он мог превращаться в любого зверя или птицу.
Атрибуты Перуна
Бог дождя у славян часто ассоциировался с дубом. В целом в этом нет ничего удивительного. Ведь русский народ всегда считал это дерево величественным. Поэтому именно с его ствола волхвы вырезали тотемы, олицетворяющие облик бога Перуна. Самый знаменитый из них находится на что на Украине.
Еще одним атрибутом бога является боевой топор. Он - символ воинственного начала громовержца. Поэтому все русские воины носили при себе амулет в виде секиры, который охранял их в бою.
Не менее значимым в культе Перуна был цветок ирис. Его рисовали на всех тотемах, посвященных богу. Более того, сами святыни выстраивали так, чтобы они напоминали шесть лепестков этого растения.
В более поздние века язычества волхвы добавили еще один символ в копилку небожителя - особую руну, которая называлась звезда Перуна. Славяне верили в то, что ее сила способна защитить от любой беды. Поэтому ее вырезали не только на тотемах и идолах, но и рисовали на одежде и боевых щитах.
Поклонение Перуну
Бог дождя быстро затмил других богов славянского пантеона. Это было связано с тем, что он помогал воинам в сражениях. Поэтому князья и воеводы стремились задобрить его всеми силами, возводя все новые и новые алтари в его честь. Более того, даже миролюбивый народ просил у Перуна благословения. Ведь по преданиям, оно могло принести успех и удачу в любом начинании.
Что касается обрядов, то большинство из них проводилось под чутким надзором жрецов и волхвов. Получить этот священный титул могли лишь избранные люди. Чаще всего это происходило еще в детстве, когда один из священнослужителей замечал в ребенке таинственную силу. На практике это говорило о том, что жрецы могли назвать волхвом любого, кто им приглянулся.
Священный праздник
Бог дождя, как и любое другое божество, имел собственный день в Праздновали его 20 июля. В этот день волхвы собирали людей вместе возле главного алтаря. Здесь они пели ритуальные песни, водили хороводы и подносили Перуну свои дары. В качестве ритуальной жертвы использовали быка или петуха.
После этого народ возвращался в город или деревню и продолжал праздновать. Примечательно то, что в этот день на Руси проходили первые парады войск. Воины дружным строем проходили по улицам города, демонстрируя окружающим свою силу и сплоченность.
В конце дня на окраине зажигали огромный костер. На нем сжигались те дары, что были принесены на алтарь днем. Полученный впоследствии пепел разбрасывали по полям в надежде на то, что Перун не оставит их без дождя.
Миф о Перуне
Существует множество древних сказаний о громовержце. Большинство из них прославляет силу Перуна. Например, самый известный из них рассказывает о том, как юного бога вместе с его сестрами украл Скипер-зверь (человек-скорпион). Страшным колдовством обладал он: мальчика чудище погрузил в вечный сон, а беззащитных девушек превратил в чудовищ.
Но с годами старшие братья нашли Перуна. Пробудив уже взрослого мужчину от сна, они вручили ему чудо-меч. Благодаря ему сразил небожитель чудище дикое, а после расколдовал сестер.
До проведения урока каждый ребёнок получил индивидуальное задание в составе одной из 6 групп: историки, поэты, этнографы, сказители, лингвисты, художники. Художники рисовали таблицу и Збручского идола, лингвисты искали толкования слов, поэты и сказители учили наизусть тексты, этнографы и историки готовили сообщения. По своей инициативе ученики внесли в урок элементы костюмировки.
1) Работа по таблице «Языческие боги славян».
Мы продолжаем путешествие в мир славянских мифов. Перед нами каменный Збручский идол, созданный в X веке. На сколько частей он поделён? Предположите, что может обозначать такое деление. Три части обозначают устройство мира: верхняя – небо, средняя – земля, нижняя – подземелье. Следовательно, являясь язычниками и поклоняясь культу природы, наши далёкие предки делили богов на
Языческие боги и духи славян 1
выспренние земные и водные преисподние
Сварог (бог неба) Макошь (богиня рода) Ний (Вий)
Сварожичи (сыновья: Велес (бог скота) Чернобог
Даждьбог и др.) Чудо морское Баба Яга
Лада (богиня брака) Кикимора
Перун (бог грома) Леший
Какие слова вас удивили?
Лингвист 1 : выспренний (старослав.) – «высочайший», небесный;
преисподний (старослав.) – подземный.
2) Описание Перуна.
Посмотрите на изображение Перуна на Збручском идоле 2 . Почему рядом с богом мы видим коня? Вспомните русские народные сказки и былины. Кто в них сидит на коне? Значит, Перун был покровителем... (войска, воинов). Представьте, что вы дружинники и вместе с князем пришли к Перуну с дарами. Каким вы увидите этого бога? Сравните своё представление с описанием, которое дано в книге В.Иванова «Русь изначальная».
Историк 1: Бог дружины явился воином, которому нужна не красота, а сила. Под тяжёлым шлемом хмурился узкий лоб, в глубоких глазницах под выпуклыми бровями сидели красные глаза – драгоценные лалы. Рот был как рана, усы длинные, вислые. На прижатых к телу руках торчали могучие мышцы, грудь была выпучена над впалым животом – признаком сильного мужества. Бог опирался на землю длинными ступнями. Он был гол, но вооружён – два меча, секира–топор, ножи. Дубовое дерево было искусно вырезано. Пальцы рук переходили в рукоятки мечей, в древко секиры – тело сливалось с оружием. Нельзя было сказать, где кончалось одно и начиналось другое 3 .
Лингвист 2: Лалы – старинное название драгоценного красного камня
шпинели, разновидности яхонта.
Как вы думаете, какими качествами характера обладал Перун? (Запись в тетради будет вестись на протяжении урока: сильный, мужественный .)
А вот как описан храм Перуна поэтом XVIII века Г.Херасковым.
Поэт 1: Сей храм, ужасный храм, над Боричевым током,
Стоял сооружён на холме превысоком;
Курений восходил перед кумиром дым,
Запёкшаяся кровь видна была пред ним.
Поэт 2: Созижден высоко Перунов гордый храм,
Он тени распростёр далёко по горам:
Пред ним всегда горит неугасимый пламень,
При входе утверждён краеугольный камень,
И камнем гибели народом наречён;
Он чёрной кровью отовсюду омочён;
На нём несчастная та жертва трепетала,
Свирепости жрецов которая питала:
Там смертоносные оружия висят,
Сосуды кровию наполнены стоят.
Лингвист 3: Сей – этот; током – потоком, рекой; курение – вещество,
дающее при горении ароматический дым; созижден –
сотворён, построен, воздвигнут; краеугольный камень –
основной, главный; наречён – назван; трепетала –
дрожала.
Почему храм «ужасный»? Назовите цвета, которые вы видите, стоя перед храмом. Чья запёкшаяся кровь была перед статуей Перуна? Но это мнение поэта.
3) Знакомство с «Влесовой Книгой».
А вот что о жертвоприношении главному славянскому богу рассказывается в одной из удивительных книг, которую нашли в начале ХХ века, хотя написана она была более тысячи лет назад.
Историк 2: Во время гражданской войны русский художник Изенбек в одном из разорённых дворянских имений в библиотеке нашёл деревянные дощечки, исписанные какими-то неизвестными знаками. Эти дощечки были изъедены червями, сколоты, стёрты, выглядели очень старыми. В длину дощечки были 38 см, в ширину – 22 см, в толщину – 6 – 10 мм, и на каждой просверлено по две дыры для их скрепления с помощью шнура. На дощечках были прямые линии, строго под которыми размещались прорезанные и залитые краской буквы. Эту древнейшую книгу назвали «Влесовой», так как на одной из дощечек говорилось о боге Велесе.
Сказитель 1 : Славься Перун – бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведёт по стезе.
Он же воинам честь и суд,
Праведен Он – златорун, милосерд! 4
Лингвист 4: Стезя – путь, дорога; праведен – справедлив; златорун –
щедр, милосерд – добр, милостив.
Продолжите характеристику Перуна (справедливый, щедрый, беспощадный, отважный, смелый, добрый) . Для всех ли бог был добр? (Для храбрых воинов.)
Сказитель 2: Слава богам нашим! Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв... мы смели давать лишь полевые жертвы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли... ягнёнком. Так всякий, который слушает греков, скажет про нас, что мы – людоеды. Но это – ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи.
Сказитель 3: И так мы долго управлялись родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей под Перуновым древом. И также имели мы в тот день игрища перед очами старших: и силу юноши показывали, они быстро бегали, пели и плясали. В тот день люди ходили на промысел и приносили дичь старцам, которые делили её с прочими людьми. И волхвы жертву делали богам, восхваляли их и славу провозглашали.
Историк 3: Беспрерывный, неугасимый огонь пылающего дуба горел перед Перуном, и смерть была наказанием того жреца, по неосторожности которого угасал священный огонь.
Дуб – священное дерево, небесные врата, через которые божество могло появиться перед людьми, жилище бога.
Хорошо в лесу или на поляне, когда рядом веселятся и соревнуются друзья. Но что бы вы испытывали в том же лесу, в степи, в горах, оказавшись в одиночестве во время сильной грозы, когда гремит гром, сверкают молнии? Хочется ли вам защиты? Вот так и древние люди молили о защите и покровительстве Перуна: ведь ему были подвластны дождь, молния и все другие воздушные явления. Особенно считали, что он повелевает громом, отчего и получил своё имя, потому что Перун на всех славянских наречиях означает «гром».
Но самым почитаемым богом славян он стал по другой причине: в это время земли русские подвергались нападению греков, и быть воинами считалось главной и почётной обязанностью.
Сказитель 4: Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда каменьями вон. И летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И витязей у нас стало в 10 раз больше, чем у врагов наших. И та Перуница сказала: «Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны бороться за неё!»
Сказитель 5: И когда мы пришли в край свой, то ударились в городскую стену, и проделали в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у себя. И решили: «Кому присудил Перун, тот попадёт в рай. Быть может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к жизни. И лучше быть мёртвым, чем быть живым и рабствовать на чужих».
Сказитель 6: Делайте так, ибо будут у нас и грозы многие, и громы гремящие. И так мы победим окончательно, утвердимся навеки. Многое дадут нам боги, и ничто нас не унизит. Встаньте, как львы, - один за одного! И держитесь за князя своего. И Перун будет с вами и даст вам победу. Слава богам нашим до конца веков!
Сказитель 7: И вот русы вынули мечи, и напали на греков, и отогнали их от своих морских берегов. И была сеча великая, и вороны там граяли при виде человечины, разбросанной по полю. И ели они останки греческие, русские не трогая. Там они защиту имели, так как боги не желали гибели русских. И там сражалось Солнце с Месяцем за землю ту. И небо сражалось на поле битвы...
4) Выразительное чтение стихотворения С.Городецкого «Перун».
Поэт 3: Два врага – Луна и Солнце.
Поле битвы – синий свод.
За горою медлит солнце.
Лунный ворог Солнце ждёт.
Лес еловый зачарован
Лунной силой, колдовством.
Мир могучий замурован
Ворожейным волшебством...
Вдруг за лесом на востоке
Заблестел конец копья,
Заалелся крутобокий
Щит Перунова литья.
Поэт 4: Вылит, выкован с отливом,
Ярко вызолочен щит.
В ожиданье молчаливом
Бог Перун за ним стоит.
И Луна, Перуна – бога
Увидавши за горой,
Закричала: - Вихрь Стрибога!
Солнцу яму в тучах рой!
И на поле боевое
Побледнелая идёт.
Пламя рдеет заревое,
Стрелы острые куёт...
Поэт 5: ... Солнце, Солнце, лик победный
Выше, выше в синий свод!
Лунный ворог, призрак бледный,
За туманы упадёт.
Лунный ворог побеждённый
Еле светится внизу.
Бог Перун на мир смущённый
Мечет светлую грозу...
И, хмелясь победным пиром,
За лучом бросая луч,
Бог Перун владеет миром,
Ясен, грозен и могуч.
Каким представляет Перуна поэт? Совпадает ли это с вашим видением? Допишите эпитеты (ясен, грозен, могуч ). Что значит ясен ?
5) Образ Перуна в древнерусской литературе.
У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния, Град, Дождь, русалки и водяные, ветры, которых четыре, как и четыре стороны света. Отсюда день Перуна – четверг.
Лингвист 5: До сих пор мы употребляем фразеологизмы, связанные с образом славянского бога, например: после дождичка в четверг – неизвестно когда, никогда; выражение недоверия.
Впервые имя Перуна в русской литературе встречается в летописях.
Лингвист 6: Летопись – «лето», то есть «год»; жанр древнерусской
литературы: год за годом монахи записывали исторические
события, начиная с библейских времён; вплоть до XVII века
процветало летописное мастерство.
Историк 4: После победы князя Игоря над греками в договоре с ними он указывает: « А если они некрещеные, да не будет им помощи ни от бога, ни от Перуна». Далее встречаем имя Перуна в договоре Святослава с греками: «Да имеем клятву от бога, ему же веруем, в Перуна и Волоса» 5 .
Историк 5: В «Повести временных лет» летописец Нестор пишет, что в 980 году великий князь Владимир I приказал соорудить истукан Перуна в Киеве среди двора своего на берегу реки. Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода из золота. Беспрерывный огонь горел перед ним...
Историк 6: Но в 988 году, когда Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить бывших кумиров: «... одних изрубить, а других сжечь». Единственный, кого не уничтожил князь, был истукан Перуна: «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы... и приставил 12 мужей колотить его жезлами... Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его / люди /» 6 . Затем сбросили в реку.
6) Народные праздники.
– Но истребить память о любимом боге уничтожением его истуканов было нельзя. Символ Перуна изображался в виде колеса с шестью спицами. Его вырезали на избах, чтобы предохранить их от молнии. После крещения Руси образ славянского языческого бога ассоциировался с былинным Ильёй Муромцем, а также с Ильёй – пророком.
За древностью лет трудно точно указать, когда отмечался день Перуна (кто–то указывает 20 июля, другие – 2 августа), но большинство историков считают, что это праздник Ивана Купалы: в ночь на 24 июня, во время летнего солнцестояния, солнце делает первый поворот к зиме.
Этнограф 1: Солнце (Перун) сбивается с пути–дороги, и ясноокая дева Заря (Купальница) является на помощь светлому богу. Она не только ведёт бога, но каждое утро умывает его росою с лугов.
В эту ночь самые храбрые (их церковь считала преступниками) отправлялись в лес собирать волшебные травы, среди которых разрыв – трава, перед силой её не мог уцелеть ни один замок.
Этнограф 2: А возле рек люди жгли костры, парни с девушками прыгали через них, плясали и пели. Считалось, что если во время перепрыгивания руки у пары не разойдутся, то парень с девушкой поженятся. Костры, зажигаемые в честь Перуна, олицетворяли торжество солнца, а вода – дождь. В жертву Купале приносили белого петуха. Сохранились в памяти людей и приметы: «Сильная роса на Ивана–Купалу – к урожаю огурцов, или на Иванову ночь звёздно – много грибов» 7 .
7) Домашнее задание.
В повести «Вечер накануне Ивана Купалы» Н.В.Гоголь рассказывает страшную историю о том, как в купальскую ночь юноша в лесу искал папоротник. А для чего и что случилось, вы узнаете, прочитав это произведение.
8) Образ Перуна в поэзии серебряного века.
Итак, благодаря летописям, историческим книгам, стихотворениям, трудам этнографов вы узнали о том, каким был славянский бог грома и молнии. И хотя от эпохи язычества нас отделяет тысячелетие, образ Перуна до сих пор живёт в памяти и культуре нашего народа. Более того, он переосмысливается и со временем наделяется новыми качествами. Например, в стихотворении К.Бальмонта «К Перуну» (1906). Прослушав стихотворение, вы должны ответить на вопросы: 1) зачем поэт обращается к Перуну; 2) как изображён бог; 3) какими стали стихи поэта?
Поэт 6: Бог ветров и бурных гроз, Поэт 7: Влил ты молнии в мой стих
Бог славян, Перун, И сказал мне: «Жги».
Ты мне дал волну волос, Бог пожаров грозовых,
Золотистых струн. Предо мной – враги.
Струн курчавых, не прямых, Бог зиждителей дождей,
Светлых завитков, Влаги и огня,
Золотистый дал мне стих, В ярком пламени страстей
Много дал стихов. Не покинь меня.
Бог пожаров между туч, Дай мне, дай мне взрывов злых
Грёзы огневой, Для журчанья струн,
Ты велел мне: «Будь певуч, Местью сделай ты мой стих
В жизни будь живой». За моих, Перун!
После выразительного чтения стихотворения дети приходят к выводу, что если в мифах Перун повелевал природой, то поэты ХХ века наделили его умением изменять силу Слова, влиять на душу человека.
Примечания
1 Классификация основана на исследовании Г. Глинки «Древняя религия славян». – Мифы древних славян. Саратов, 1993.
2 Там же. С. 55 или Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992.Т. 2. С. 451.
3 Иванов В. Русь изначальная. Харьков, 1991. С. 53 – 54.
4 Влесова Книга. – Мифы древних славян. Саратов, 1993. С. 254, 283 – 284, 280 – 281, 285.
5 Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1997. С. 72.
6 Изборник. Повести Древней Руси. М., 1987. С. 42 – 43.
7 Более подробную информацию можно взять из книг Коринфского А. А. «Народная Русь». Смоленск, 1995. С. 285 – 291; Забылина М. «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». М., 1992. С. 67 – 79; Шеппинга Д.О. «Мифы славянского язычества». С. 85 – 89, 116 – 119.
Славянский Бог грома и покровитель воинов . Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan» , так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами , и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.
Существует множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь "современные". Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:
"Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец"
Еще в младенчестве вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся... Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.
Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.
Бог Грома и Молнии у славян
Имя бога Перуна происходит от праславянского "перунъ" , что означает "разить, поражать" . Громовержец почитался у значительной части индоевропейских племен древности. Его ведение можно условно разделить на 2 составляющие. Первая составляющая была связана с земледелием, вторая - с покровительством воинства. Учитывая стремление славян к земледелию, Бог Перун был божеством, оберегающим урожай и приумножающим его. Рассекая мечом тучи, он проливает на поля дождь, который обеспечивает хороший рост посевов. От Бога Грома зависело, будет у славян голодный год или сытый, поэтому наши предки так почитали его. Иногда можно услышать, что Перуна считают богом огня . Это не совсем так. Полноправным богом огня является Сварог. Но отчасти Бог грома и молнии позаимствовал огненные способности. Ведь молния тоже символизирует огонь.
Из-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника. И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение - быть покровителем воинов . Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины . Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.
Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в "Повести временных лет" :
"И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь… елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посечени будуть мечи своими и отъ стрелъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь векъ и въ будущии"
Культ Перуна
Говоря о боге Грома, как покровителе князя и его дружины, следует упомянуть о том периоде, когда славянский Перун по своей значимости вышел на одно из первых мест среди остальных Богов. Период этот относится ко времени Киевской Руси, когда правил Князь Владимир, сын Святослава Игоревича. Русская летопись называет богов, культ которых Владимир "Красное Солнышко" учредил в 980 г. - это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Богиня Макош :
"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери
и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими"
Зачем Владимир выделил и поставил определенных богов выше остальных остается большим вопросом. Возможно, что такими мерами он пытался заручиться поддержкой этих божеств, чувствуя вину за те проступки, которые известны всем, кто знаком с историей Киевской Руси... Князь Владимир сошел с праведного пути и, не найдя поддержки среди богов своих предков, попытался найти поддержку в другой вере? Может поэтому он решил принять христианство...
Про бога Перуна и Илью Пророка
После прихода христианства, бога Перуна заменил Илья Пророк , ездящий на огненной колеснице по небу. Именно он получил обязанности бога Громовержца и Защитника. Многие знают, что 20 Июля отмечается Ильин день . В свою очередь на "Глиняном календаре" черняховской культуры 20 июля, отмечен "громовым знаком " (колесом с шестью спицами), который является символом покровителя воинов. Такие громовые знаки в XIX веке вырезали на причелинах изб, чтобы оберегать их от ударов молний. После того, как Владимир принял христианство, богу громовержцу оказали особую почесть. Идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами не сожгли, как других идолов, а эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до порогов, где потом возникло село Перуново.
Атрибуты и знаки Перуна
Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб . Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов . Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб. Словом "Дуб" книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.
Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:
"Пройдя это место (переправу), они достигают острова, называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий - зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми...".
Это место называлось "Перуня рень" . По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром . Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров - это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.
Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!
Перун – бог грома и молнии
После Сварога и Рода главное место среди языческих богов Древней Руси занял Перун – бог грома и молнии. По своим функциям Перун напоминает греческого бога Зевса, римского Юпитера, скандинавского Одина.
Из текстов договоров русов с греками известно, что княжеские дружины Олега, Игоря и Святослава неизменно присягали именем Перуна. Присяга постоянно присоединялась к традиционной клятве оружием. Так, повествуя о заключении мира греков с Олегом, летописец отмечает: «А Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом». Еще более эффектна клятва 945 года: «Если же кто-нибудь из князей или людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, – да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву».
Клятвопреступника ожидала грозная и страшная месть неумолимого бога, о чем сказано в договоре Святослава с греками в 971 году: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я (то есть князь Святослав. – Б. В.) и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, – от Перуна и Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».
Из договоров русов с греками, записанных в «Повести временных лет», ясно, что Перун X века стал богом оружия, княжеской дружины, покровителем самого князя, то есть богом княжеско-дружинной Руси.
Идол Перуна стоял в Киеве на горе. Вот как об этом рассказывает под 945 годом «Повесть временные лет»: «На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его, – сколько было язычников между русскими». По мнению исследователей, в частности Е. В. Аничкова, упомянутый здесь идол Перуна стоял в самом княжеском дворе Игоревичей, то есть в древнейшем городище на Старокиевской горе.
Когда же князь Владимир стал властелином Руси, то есть князь и дружина стали политической властью, тогда, по летописи, Перун был поставлен «за теремным двором» на холме, окруженный сонмом других богов. Основание языческого пантеона в Киеве было осуществлено с целью объединения различных племен в единое государство с единой верой. Перун – бог князей и дружинников – был превращен Владимиром в главное божество всей Русской земли.
Среди новопоставленных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши) летописец на первое место ставит Перуна. Этот всемогущий бог имел человеческое подобие. Тело его было высечено из дерева, голова отлита из серебра, а усы – из золота. Густынская летопись дополняет образ Перуна: ноги у него были железные, глаза – из драгоценных камней. В руке он держал каменное подобие стрелы, осыпанной яхонтами. Перед Перуном всегда горел огонь, который жрецы под страхом смерти обязаны были поддерживать.
Культ Перуна был установлен также в Новгороде. Тем самым два главных пункта пути из «варяг в греки» объединялись единым культом. Новгородское святилище разместили на левом берегу Волхова, на высоком холме. В центре стоял кумир Перуна. Он держал тяжелый дубовый посох и смотрел на восток, а вокруг него постоянно горело восемь костров.
Введение христианства на Руси привело к уничтожению всех идолов того времени, в том числе и Перуна. Владимир приказал свергнуть кумиров: одних изрубить, других сжечь. По летописи, первым был низвергнут главный бог Киева и Руси. Его привязали к хвосту коня и волочили с горы по Боричеву взвозу к Днепру, а 12 сильных мужей колотили бога жезлами. И сбросили Перуна в Днепр, и поплыл он, а язычники бежали следом и кричали: «Выплывай, боже, выплывай». Прошел Перун пороги, и выбросило его ветром на берег. С той поры и называется то место Перуновой отмелью.
Не менее жалкой была участь и новгородского Перуна. Легенды рассказывают, что новокрещеные новгородцы сбросили идола в Волхов. Один из новгородцев бросил Перуну, что тот «досыта поел и попил», издеваясь над его позорным отплытием Волховом из Новгорода. Разгневанный Перун будто замахнулся на него дубовой палицей и забросил ее на мост, крикнув людям: «Вспоминайте меня и бейтесь на мосту сем». Так в старину объяснялась причина частых столкновений новгородцев на мосту через Волхов, причем палки их назывались Перуновыми палицами.
автора Вернер Эдвард Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр ИвановичБог грома забирает своих Осетинами почитался бог плодородия и громовик Уацилла (Илла – имя Ильи пророка). Считалось, что для убитых молнией людей уготован солнечный рай. Избранник бога должен быть похоронен там, где угодно будет богу. Тело погибшего клали на новую арбу и
Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф ФилипСын грома и возлюбленный ученик Между портретом Иоанна в синоптических евангелиях и его автопортретом в собственном евангелии есть очевидные различия, как есть они и между четвертым евангелием и Апокалипсисом. Но при ближайшем рассмотрении эти различия оборачиваются
Из книги Древние боги славян автора Гаврилов Дмитрий АнатольевичПЕРУН Лунный ворог побежденный Еле светится внизу. Бог Перун на мир смущенный мечет светлую грозу. С. М. Городецкий. Перун, 1907 Кто он всё-таки, Перун: бог воинов, властителей или земледельцев? Вот в чём вопрос.По распространённому в отечественной науке мнению,
Из книги 100 великих замков автора Ионина НадеждаДзонги «Страны драконов грома» Королевство Бутан, зажатое высокогорными скалами величественных Гималаев, в течение многих веков было полностью изолировано от внешнего мира. «Страна утраченных горизонтов», «государство спрятанных сокровищ»! Загадочность этих образов
Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль…И МОЛНИИ Наконец, помимо этих двух способов гадания, этруски владели практикой бросания жребия (клеромантией). Было найдено множество жетонов или небольших пластинок с указанием имени божества-оракула, например Сури, которое некоторые считают аналогом Аполлона и
Из книги Военные катастрофы на море автора Непомнящий Николай НиколаевичБоги грома Документальное повествование
Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич«Молитвенный дом» сравним с «Ударом грома» С началом 1945 г. стратегическая авиация США приступила к наращиванию ударов по Японии с Марианских островов. Бомбардировщики Б-29 - «сверхкрепости», впервые получившие массовое применение на Тихоокеанском театре военных
Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.Перун Перун - начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень,
Из книги Политическая биография Сталина. Том 2 автора Капченко Николай Иванович1. Первые раскаты грома Убийство Кирова большинство биографов Сталина считает событием, ставшим убедительным предлогом и своеобразным политическим оправданием грозного вала репрессий, вскоре обрушившихся на партию и страну. Для понимания и объяснения сталинской
Из книги Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева автора Зубок Владислав МартиновичУдар молнии 6 августа 1945 г. американская атомная бомба уничтожила Хиросиму; через три дня другая бомба испепелила Нагасаки. Ведущий советский физик-ядерщик Юлий Харитон вспоминал, что в Москве эти шаги расценили как «атомный шантаж против СССР, угрозу новой, еще более
Из книги На острие проблем автора Рыжков Николай ИвановичРаскаты грома О том, как проходил пленум ЦК КПСС, на котором лидером партии был избран Михаил Горбачев, в эксклюзивном интервью газете «Культура» рассказал сенатор Николай Рыжков, в то время секретарь ЦК.Константин Черненко умер вечером 10 марта 1985 года. Так в стране
Раскаты грома, сильный дождь, молнии во все небо… Даже современному человеку эти внушают некоторый страх. Представьте же, каково было людям, жившим на десять-пятнадцать веков ранее!
Тогда человек еще только начал овладевать природными тайнами, многое было ему непонятно. И все то, что нельзя было объяснить с точки зрения логики либо науки, он объяснял существованием сверхъестественных сил и грома и молнии являлся в те времена самым главным среди прочих божеств. Именно ему поклонялись более всего, его боялись и почитали.
Перун - бог грома, молнии и войны у славянских народов. Считалось, что он поражает тех, кто провинился или как-то прогневил его. Для того чтобы задобрить Перуна, в жертву ему приносили животных, а также вырезали на каждом доме символ в Имя его встречается во многих исторических источниках. К примеру, в «Повести временных лет», написанной Нестором, Нептун упомянут более десяти раз. Бог грома и молнии у славян вызывал трепет и страх; говорили даже: "Схвати тебя Перуном!", что означало пожелание бед и несчастий.
Люди верили, что Перун карает за несоблюдение особых законов (которые являлись чем-то вроде Библии для христиан). Считалось, что на тех, кто ему не угодил, Перун ниспошлет камни, топоры, стрелы и, конечно, гром и молнию. Если какую-то семью или даже целую деревню одолевали неурожаи и, как следствие, голод и болезни, это означало вмешательство Перуна и служило «напоминанием» о том, что люди ведут разгульный образ жизни и недостаточно трудятся.
Бог грома и молнии был одним из первых объяснений неизведанных явлений природы. Культ Перуна зародился еще больше трех тысячелетий назад. Однако его не только боялись, но и просили о благополучии. Люди верили, что в случае регулярных жертвоприношений и безоговорочного почитания Перун ниспошлет им процветание, избавит от болезней, сделает так, чтобы урожаи были богатыми.
Перун считался прародителем всех славян. Помимо вырезанных из дерева идолов, у людей присутствовали и изображения бога: это был могущественный воин с иссиня-черными волосами с сединой и длинной огненной бородой.
В Киевской Руси бог грома и молнии стал предметом поклонения еще в VI веке. Позже развитию этого культа, как выяснилось по результатам многочисленных исследований язычества, способствовал сам князь Владимир. Даже после того как по его приказанию на Руси было принято христианство, деревянного идола, символизирующего Перуна, не сожгли, как многие другие фигуры богов, а пустили по Днепру. Владимир и не мог этого сделать, так как остатки прежней веры в языческие божества все еще крепко сидели в головах людей. Ему было страшно полностью уничтожать символ благополучной жизни и удачного ведения военных дел.
Бог грома и молнии был не только у славянских народов. У древних греков главным богом считался Зевс. В божеством, способным ниспослать кару в виде разрушительной молнии, является Тор, а в Индии - Индра.
Времена, когда люди массово верили в языческих богов, прошли. Однако и сейчас есть те, что называются староверами: они, продолжая традиции своих предков, поклоняются среди которых, конечно, есть и Перун.