Устьица у растения: определение, расположение, функции. Значение устьиц в дыхании растений

26.05.2020

Вариант 1.

Задание 1.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) венчик 2) пестик 3) тычинка 4) завязь

Задание 2. П (2)

х у

Сколько семян от общего количества прорастёт в 7-й день?

10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%

Задание 3

Установите правильное обозначение видов корней.

1 − придаточный корень, 2 − боковой корень, 3 − главный корень

1 − главный корень, 2 − придаточный корень, 3 − боковой корень

1 − главный корень, 2 − боковой корень, 3 − придаточный корень

1− боковой корень, 2 − придаточный корень, 3 − главный корень

Задание 4

Таблица

Название растения

Число устьиц на 1 мм 3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

Водоём

Дуб

438

Влажный лес

Яблоня

248

Плодовый сад

Овёс

Поле

Молодило

Каменистые

сухие места

4) Зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.

Задание 5.

Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) луб

2) пробка

3) древесина

4) камбий

5) сердцевина

Задание 6

_____________________________________________________________________

Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция - образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения.

Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков.

Цветоножка - это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения
животных - опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце - это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ УЧЕНИКА

Озаглавьте текст

Основная функция цветка

Место где развивается пыльца

Семя развивается из…

Задание 7. П (5) Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.


Стебель:

А) прямостоячий;

Б) стелющийся

Корневая система:

А) стержневая;

Б) мочковатая

Жилкование листьев

А) сетчатое;

Б) параллельное;

В) дуговое.

Лист:

А) черешковый

Б) сидячий

Околоцветник

А) простой;

Б) двойной.

Самостоятельная работа по теме: «Органы растений»

Вариант 2.

Задание 1.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Цветоложе; 2) пестик; 3) тычинка; 4) завязь.

Задание 2. П (2)

Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3-4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у - количество проросших семян от общего их числа (в %)).

Сколько семян от общего количества прорастёт в 11-й день?

10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%

Задание 3

Установите правильную последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с поверхности.

Сердцевина - кора - древесина - камбий;

Кора - камбий - древесина - сердцевина;

Кора - древесина - камбий - сердцевина;

Древесина - камбий - кора - сердцевина.

Задание 4 Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Численность устьиц у некоторых растений

Название растения

Число устьиц на 1 мм 3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

Водоём

Дуб

438

Влажный лес

Яблоня

248

Плодовый сад

Овёс

Поле

Молодило

Каменистые

сухие места

1) Какую функцию выполняют устьица листа?

2) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

3) Объясните почему дуб и яблоня имеют устьица на нижней стороне листа.

4) зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.

Задание 5.

Установите последовательность зон корня, начиная с корневого чехлика.

1) Корневой чехлик

2) зона всасывания

3) зона деления

4) зона проведения

5) зона растяжения (роста)

Задание 6 Прочитай те текст. Выполните задания приведённые ниже текста.

______________________________________________________________________

После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс носит название опыления.

У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы - нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения, перенося на лапках пыльцу.

У многих древесных, степных и луговых растений перекрёстное опыление осуществляется с помощью ветра. Эти растения - ветроопыляемые. В их цветках рыльце пестика обычно длинное и ветвистое, а тычинки - с длинными тонкими тычиночными нитями, легко раскручивающимися при дуновении ветра.

Цветы насекомоопыляемых растений крупные имеют яркую окраску. Если цветы яркие, но мелкие, то они собраны в соцветия.

Ветроопыляемые растения цветут весной до распускания листьев.

Задание:

Озаглавьте текст

Заполните таблицу. Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветрооыляемые растения

1 Крупные яркие цветки

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

3 Наличие нектара

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

5 Наличие аромата

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

7 Крупная липкая шероховатая пыльца

8 Растения цветут весной до распускания листьев

Дайте ответ на вопрос.

Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было?

Задание 7. Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.


Стебель:

А) прямостоячий;

Б) стелющийся

Корневая система:

А) стержневая;

Б) мочковатая

Жилкование листьев

А) сетчатое;

Б) параллельное;

В) дуговое.

Лист:

А) черешковый

Б) сидячий

Соцветие

А) кисть;

Б) корзинка;

В) головка;

Задание 4.

Какие функции выполняют устьица листа?

Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

Объясните почему водные растения имеют наибольшее количество устьиц на верхней стороне листа.

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ УЧЕНИКА

Озаглавьте текст

Основная функция цветка

Какой орган снабжает цветок питательными веществами?

Какая часть околоцветника привлекает насекомых - опылителей?

От чего зависит цвет лепестков

Место где развивается пыльца

Семя развивается из…

Объясните смысл выражения «Кто срезает цветок, тот срезает семя».

Бланк ответов к самостоятельной работе

«Конкурс по биологии» - Кисть. Команды. Эритроцит. Наука. Конкурс эрудитов. Разминка. Папа римский Иннокентий. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Термин. Носовая полость. Английский ученый. Неподвижное соединение костей. Поле чудес. Наука о строении и форме организма и его органов. Конкурс для капитанов. Найди ошибку.

««Игра по биологии» 6 класс» - Беленькое платьице. Глухари. Дождевой червь. Прогулка в лес. Корзина. Насекомое. Свекла. Пурга. Что лишнее. Живая буква. Лепестки. Поймай птицу. Команда. Липа. Игра по биологии. Наступает весна. Сорняк. Стоп-кадр. Кроссворд. Отгадай ребус. Найди ошибку. Золотая середина.

«Викторина по биологии» - Снова будешь жизни рад. «Корешки» Картофель Томаты Морковь Капуста Перец Белена Баклажаны. Ягода вкусна. Что за растение находится в «черном» ящике? С грядки мы возьмем микстуру, За таблеткой сходим в сад, Быстро вылечим простуду. Кроме плодов используют ботву. Час занимательной биологии. Подсказка №2 Симбиоз.

«Игра на биологии» - 11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Обсуждение хода и результатов игры. Подготовка к проведению. Игра – творческая дискуссия. Ориентация. Игра – направляемая дискуссия. Дидактические возможности учебных игр. «Составь трёхзначное число». «Пятый лишний». Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко).

«Игры уроки» - Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета. А между зонами проведения и роста? 13. Астра. 12. Колокольчик. 17. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза. Часть букв в плетенке скрыто. Кактус. Как образуются корневые шишки? Хвойное дерево. Плод груши. По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.

«Игра по биологии» - Как зовут старшую сестру кабачка и патиссона? Назовите растение. Назовите птицу Афины, богини мудрости. Третий раунд. Что И. П. Павлов назвал «изумительной пищей, приготовленной самой природой»? Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра». В какой стран высшая награда - Орден Хризантемы. Канн - «Золотая пальмовая ветвь», Берлин - «Золотой медведь», Венеция - …

Известно, что загрязнение среды, в первую очередь, влияет на устьичный аппарат растений. Основными функциями устьиц являются газообмен и транспирация. Нарушение функций этих устьиц может привести к гибели листьев, и, в целом, к гибели всего растения (Лыкшитова, 2013). Мы подсчитали количество устьиц на листовых пластинках исследуемых видов растений на ключевых участках в сравнении с контролем. Данные исследований приведены на рис.16.

Рис. 16 Количество устьиц на листовых пластинах Ulmus pumila, Malus baccata, Syringa vulgaris на 1 мм І площади листа

Подсчёт числа устьиц на единицу площади листовой пластинки у древесных растений, произрастающих в городских условиях, показал, что действительно, при приближении к автомагистрали количество устьиц возрастает. Влияние атмосферного загрязнения нарушает целостность клеток устьиц, и замыкающие клетки устьиц теряют способность регулировать ширину устьичной щели.

При постоянно открытых устьичных щелях, расход влаги растительным организмом на физиологические процессы особенно влияет на интенсивность транспирации.

Уменьшение общей оводнённости тканей и увеличение количества связанной воды над количеством свободной воды может свидетельствовать об адаптации растений к условиям городской среды. В качестве биоиндикационных показателей городской среды можно использовать морфобиологические показатели древесных растений, процент пылевого загрязнения и особенности фракционного состава воды.

Из представленного рисунка видно, на контрольном участке наибольшее количество устьиц отмечается у ильма приземистого и составляет 138, у яблони -127, у сирени -100. В условиях загрязнения среды количество устьиц на листовых пластинках всех исследуемых видов резко увеличивается. Это является морфологическим адаптивным приспособлением к выживанию растений в условиях загрязнения атмосферы. Увеличение количества устьиц на листовых пластинках компенсирует уменьшение дисперсности листьев, как было показано ранее. Это связано с тем, что уменьшение площади листьев, приводит к сокращению устьичного аппарата, поэтому увеличение количества устьиц при уменьшении общей площади листовых пластинок, способствует сохранению функций газообмена и транспирации листьев. Данные о количестве устьиц хорошо коррелируют с данными о дисперсности листьев. Как было указано ранее, наибольшее уменьшение дисперсности листьев отмечалось у ильма. Данные о количестве устьиц свидетельствуют о том, что у ильма уменьшение количества листьев на кв.м, компенсировалось более резким увеличением количества устьиц. Так, в среднем по трем участкам у ильма приземистого количество устьиц возросло в сравнении с эталонным участком, на 321, тогда как у яблони и сирени 175 и 106 соответственно.

Это свидетельствует о том, ильм хорошо адаптируется к неблагоприятным условиям среды.

Таким образом, можно отметить, что в условиях техногенного загрязнения атмосферы города Улан-Удэ, как древесные жизненные формы (яблоня и ильм), так и кустарниковые (сирень), довольно хорошо адаптируются к загрязнению атмосферы. У всех видов активизируются морфологические механизмы адаптации. В условиях более сильного пылевого загрязнения можно рекомендовать древесные формы - яблоня и ильм.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

ВОДНЫЙ ОБМЕН. ЛИСТ КАК ОРГАН ТРАНСПИРАЦИИ

Цель работы: изучение важнейших функциональных особенностей листа растений как органа транспирации: строения и количества устьиц на листовой пластинке, механизма открывания и закрывания устьиц, влияния различных веществ на движение устьиц.

ТРАНСПИРАЦИЯ

Биологическое значение транспирации состоит, во-первых, в обеспечении постоянства внутренней температуры листа. Это достигается поглощением тепла водой при ее испарении листьями. Энергия, необходимая для перевода молекулы из жидкой фазы в газообразное состояние без изменения температуры, называется теплотой испарения . Затрата тепла на испарение воды является средством регуляции температуры листьев и предупреждения растений от перегрева.

Во-вторых, транспирация, являясь верхним концевым двигателем, обеспечивает поступление воды и элементов минерального питания в корни. Установлено наличие положительной корреляции между интенсивностью транспирации и поступление воды и ионов. Если с растения удалить листья, то поглощение воды корнями прекращается. В присасывающем действии транспирирующих листьев можно убедиться, если поместить срезанную ветку в пипетку, заполненную водой, и опущенную в чашечку со ртутью. Через некоторое время можно наблюдать поднятие ртути в пипетке, что будет указывать на значительную присасывающую силу листьев.

Таким образом, скорость поступления воды в корни обусловлена интенсивностью транспирации.

В-третьих, транспирация предотвращает возникновение избыточного тургорного давления, что могло бы привести к разрушению клеток растений.

В-четвертых, процесс транспирации находится в тесной связи с фотосинтезом растений, что было отмечено работами К. А.Тимирязева. Усвоение СО 2 листьями растений происходит через устьица, и оно зависит от степени насыщенности листовой ткани водой. Процесс усвоения воды и углекислого газа представляет собой единое и неразрывное целое.

Под интенсивностью транспирации понимают количество испарившейся воды за единицу времени с единицы листовой поверхности. Обычно этот показатель имеет размерность – мг/дм 2 час. Количество воды, испаряемое растениями, достаточно велико, и нередко превышает количество выпавших осадков за вегетационный период. Это превышение компенсируется осеннее-зимними осадками. Так, например, одно растение подсолнечника или кукурузы расходует за лето 200-250 л воды. Растения пшеницы на площади 1 га испаряют за лето около 2 млн литров воды, кукурузы – более 3 млн, а капусты – до 8 млн л. В процессе образования одного килограмма растительной массы расходуется 300 л. Воды.

Устьичная транспирация регулируется степенью открытости устьиц. Строение и распределение их зависит от видовых и экологических особенностей растений. Устьица встречаются на всех наземных частях растений, включая репродуктивные органы и даже тычиночные нити. Наиболее характерны устьица для листьев. Чаще они располагаются на нижней стороне листьев (у мезофитных растений). Однако у ксерофитов они встречаются и на верхней стороне листа.

Среднее число устьиц на 1 мм 2 площади колеблется от 100 до 300. Размер устьиц не превышает 20 микрон в длину и 8-15 микрон в ширину. Общая площадь открытых устьиц составляет 1% поверхности листа.

Установлено, что мелкие верхушечные листья имеют большее число устьиц, чем крупные нижние. Частота устьиц (число их на единицу площади) увеличивается при переходе от основания листа к его верхушке и от нижней части растения к верхней. У растений засушливых мест обитания их больше, но по размеру они меньше.

У большинства мезофитных растений устьица расположены на одном уровне с эпидермальными клетками, а у ксерофитных форм устьица расположены ниже уровня эпидермиса и называются погруженными. У гигрофитов иногда замыкающие клетки расположены выше эпидермиса. Такие устьица называются приподнятыми.

Тот или иной тип строения устьиц характерен для определенных групп растений, хотя в пределах одного семейства могут иногда встречаться различные типы устьиц. Несмотря на значительную площадь, занятую устьицами, диффузия водяного пара через них составляет 50-60% испарения со свободной поверхности. Установлено, что скорость диффузии через мелкие отверстия пропорциональна их периметру, а не площади. Поэтому частичное смыкание замыкающих клеток мало влияет на их периметр, и уровень диффузии водяного пара через устьица не очень резко падает.

Опыт 1. Наблюдение за движением устьиц под микроскопом.

Цель опыта : определить зависимость работы устьиц от осмотически активных веществ.

Материалы и оборудование: 5% раствор глицерина, бритва, препаровальная игла, микроскоп, стекла предметные и покровные.

Растения: листья (традесканции, тюльпана, гортензии или амариллиса, каланхое).

Газообмен между межклетниками листа и наружной атмосферой регулируется устьицами. Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток, у которых стенки, примыкающие к устьичной щели, сильно утолщены, тогда как наружные части оболочки остаются тонкими. Неодинаковая толщина наружных и внутренних стенок приводит к тому, что при изменении тургора замыкающие клетки способны искривиться или распрямиться, открывая или закрывая при этом устьичную щель.

Ход работы : изготавливают срезы эпидермиса листа выбранного растения, которые помещают в 5% раствор глицерина и выдерживают не менее 1 ч. Срезы рассматривают под микроскопом, определяют степень раскрытия устьичной щели с помощью окуляр-микрометра. Делают 10 промеров, находят среднее значение и вычисляют ошибку средней. Затем срезы переносят из раствора глицерина в воду и повторяют промеры устьичных щелей под микроскопом. Результаты заносят в таблицу 1.

Таблица 1

Степень раскрытия устьичной щели в разных средах

Растение, орган

№ промера

Степень открытия устьичной щели

Глицерин

Лист растения

Задание: сделать вывод о влиянии глицерина и воды на открытие и закрытие устьиц.

Опыт 2. Определение состояния устьиц и межклетников методом Молиша

Цель опыта : определит влияние внешних условий на состояние устьиц и интенсивность транспирации.

Материалы и оборудование : ксилол (в капельнице), этиловый спирт (в капельнице); бензол (в капельнице), пипетки.

Растение : свежие или подвядшие листья растений, листья растений, находившихся в темноте.

Межклетники листа обычно бывают заполнены воздухом, благодаря чему при рассматривании на свет лист представляется матовым. Если произвести инфильтрацию, т.е. заполнение межклетников какой-либо жидкостью, то соответствующие участки листа становятся прозрачными.

Определение состояния устьиц методом инфильтрации основано на способности жидкостей, смачивающих клеточные оболочки, проникать в силу капиллярности через открытые устьичные щели в ближайшие межклетники, вытесняя из них воздух, в чем легко убедиться по появлению на листе прозрачных пятен. Разные жидкости способны проникать в устьичные щели, открытые в различной степени: ксилол легко проникает через слабо открытые устьица, бензол – через устьица открытые средне, а этиловый спирт способен проникать только через широко открытые устьица.

Данный метод, предложенный Молишем, очень прост и вполне применим для работы в полевых условиях.

Ход работы . На нижнюю поверхность листа нанести отдельно маленькие капли бензола, ксилола и этилового спирта. Держать лист в горизонтальном положении до полного исчезновения капель, которые могут либо испариться, либо проникнуть внутрь листа, и рассмотреть лист на свет.

Исследовать листья, выдержанные в различных условиях (свежие и подвядшие, освещенные и затененные и т.п.). Каждый раз исследовать 2-3 листа.

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу .

На этой странице моего блога находятся первые 200 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ ОГЭ по 3-му разделу «Система, многообразие и эволюция живой природы».

Чтобы проверить свой уровень подготовленности к экзамену, отвечайте на тесты самостоятельно, а потом свои ответы вы можете сверить с моими ответами , заказав их .

У цветкового растения выделяют следующие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Выберите характеристики, соответствующие особенностям строения цветка как органа растения по следующему плану: определение органа, рост органа, расположение точки роста, основные функции и участие органа в питании растения.

А. Определение органа растения
1) боковой вегетативный орган, имеющий, как правило, двустороннюю симметрию
2) орган размножения, развивающийся при разрастании завязи пестика после опыления
3) видоизменённый генеративный побег
4) осевой вегетативный надземный орган, несущий почки
5) осевой вегетативный подземный орган

Б. Рост органа
1) рост органа продолжается в течение всей жизни растения
2) рост органа продолжается определённое время, после чего прекращается

В. Расположение точек роста
1) для органа характерен рост основанием
2) для органа характерен верхушечный рост
3) орган растёт за счёт деления всех клеток

Г. Функции органа
1) обеспечивает фотосинтез, испарение, газообмен
2) соединяет надземные и подземные части растения
3) укрепляет растение в почве
4) участвует в опылении, оплодотворении, развитии семян
5) служит для сохранения и распространения семян

Д. Участие органа в питании растения
1) питательные вещества только запасает
2) обеспечивает растение водой с растворёнными минеральными веществами
3) не обеспечивает растение питательными веществами, а лишь использует их для собственного роста
4) осуществляет синтез органических веществ из углекислого газа и воды
5) обеспечивает передвижение минеральных и органических веществ, а иногда – запасает их

Ответ: А Б В Г Д

Число яиц в кладке Доля выживших птенцов (в %)
1 100
2 95
3 90
4 83
5 80
6 53
7 40
8 35
9 32

1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?
2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?
3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?


1) плод
2) соцветие
3) цветок
4) плодовое тело

Какой орган отсутствует у акул и скатов?
1) кишечник
2) жабры
3) жаберные щели
4) плавательный пузырь

Установите соответствие между животным и количеством камер его сердца: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЖИВОТНОЕ
А) кит
Б) уж
В) крокодил
Г) воробей
Д) лягушка
Е) тритон

КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА
1) четыре
2) три

1) формирование трахей и дыхалец
2) формирование трёхкамерного сердца, в желудочке которого имеется неполная перегородка
3) развитие детёнышей в матке самки
4) развитие нервной системы узлового типа
5) появление парных лёгких Ответ: 41523 Не совсем корректно составленный тест. Так будет выглядеть ответ: 1 потом 5 , если под словом «легкие» понимать лишь легкие, появившиеся у позвоночных животных (не беря во внимание парные легочные мешки или «легкие» у паукообразных). Но может быть у авторов-составителей был задуман ответ 5 (легкие паукообразных) потом 1 .

Специализированным органом воздушного питания растения является
1) зелёный лист
2) корнеплод
3) цветок
4) плод

К современным кистепёрым рыбам относят
1) акулу
2) ската
3) осетра
4) латимерию

Какое общее свойство объединяет два изображённых анатомических образования? Оба они являются

1) корнями живых растений
2) твёрдыми частичками почвы
3) личинками насекомых
4) растительными остатками

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) цветоножка
2) гаметофит
3) плодовое тело
4) заросток

Какие моллюски ведут наземный образ жизни?
1) беззубки
2) слизни
3) перловицы
4) кальмары

Клубень – видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне
1) плёнчатых чешуек
2) почек-глазков
3) мясистых и сочных чешуй
4) плоского стебля – донца

Какое животное изображено на рисунке?

1) эвглена зелёная
2) инфузория туфелька
3) амёба обыкновенная
4) малярийный плазмодий

На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1: 1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если происходил нерегулируемый выброс предприятиями частиц сажи и гари?



3) соотношение светлых и тёмных бабочек не изменится

Вообще-то на рисунке явно прослеживается темный ствол сосны (характерное строение коры, а не чередование белых и темных участков на стволе березы). Но в любом случае при длительном загрязнении стволов сажей, менее заметными для склевывания птицами будут темноокрашенные бабочки.

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ
А) в цикле развития имеется заросток
Б) спорангий на растении имеет вид коробочки
В) из споры вырастает зелёная нить – предросток
Г) корни отсутствуют
Д) спорангии расположены на нижней стороне листа
Е) имеют корневища

ОТДЕЛ
1) Моховидные
2) Папоротниковидные

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) жук плавунец
2) виноградная улитка
3) беззубка
4) тритон

Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) род Паслён
2) царство Растения
3) класс Двудольные
4) семейство Паслёновые
5) отдел Покрытосеменные

В связи с выходом первых растений на сушу у них появились
1) вегетативные органы
2) семена
3) споры
4) гаметы

Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гребенчатый тритон
2) озёрная лягушка
3) серая жаба
4) исполинский кенгуру
5) степная черепаха
6) нильский крокодил

Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

Вид Площадь

поверхности листа, см 2

Количество устьиц
Верхняя сторона листа, 1 см 2 Нижняя сторона листа, 1 см 2
Капуста 14 100 22 600
Кукуруза 600– 1350 5200 6800
Подсолнечник 38 175 325
Пшеница 13– 15 3300 1400
Фасоль 49 4000 28 100
Яблоня 18 0 29 400
Картофель 5100 16 100
Овёс 12– 15 2500 2300

Примечание. (–) обозначает отсутствие данных.
1) Для каких растений из числа приведённых характерна наименьшая листовая пластинка? Приведите два примера.
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для двудольных растений, представленных в таблице?
3) Какую роль играют устьица в охлаждении растений?

Способность организмов реагировать на изменение внешней среды называют
1) раздражимостью
2) адаптацией
3) регенерацией
4) гомеостазом

Ствол у дерева растёт в толщину благодаря делению клеток
1) древесины
2) камбия
3) коры
4) луба

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость? Рост насекомого в течении всего развития происходит


3) скачками, периоды покоя сменяются резким ростом
4) неравномерно, так в первые дни происходит резкий рост, который становится далее плавным

Растительные ткани представляют собой группы клеток, объединённых общим строением, функцией и происхождением. Из них состоят органы растения. Выберите характеристики, соответствующие покровной ткани древесного растения по следующему плану: функция ткани; особенности клеточного строения ткани; местоположение в корне, стебле, листе.

А. Функция растительной ткани
1) защищает организм растения от неблагоприятных внешних воздействий
2) обеспечивает проведение питательных веществ по организму растения
3) обеспечивает рост растения, даёт начало всем тканям растения
4) обеспечивает фотосинтез и минеральное питание растения
5) откладывает питательные вещества

Б. Особенности клеточного строения ткани
1) клетки ткани двух видов: ситовидные трубки удлинённой формы с отверстиями в поперечных перегородках и трубки-сосуды с разрушенными поперечными перегородками
2) ткань состоит из слоя живых клеток, выделяющих воскообразное вещество или нескольких слоёв мёртвых клеток, окружающих снаружи все части органа растения

В. Местонахождение ткани в корне
1) образует точку роста в корне
2) располагается в зоне проведения
3) находится в коре корня

Г. Местонахождение ткани в стебле дерева
1) представлена камбием и находится между лубом и древесиной
2) находится в пробковой части стебля дерева
3) представлена лубяными и древесными волокнами
4) представлена сосудами древесины и ситовидными трубками луба
5) расположена в сердцевине

Д. Местонахождение ткани в листе
1) находится в жилках листа
2) находится в мякоти листа, представлена столбчатым и губчатым слоями
3) представлена кожицей листа
4) располагается у основания
5) ткань для нормального листа не характерна

Ответ: А Б В Г Д

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкие
2) кишечник
3) жабры
4) сердце

Какой признак характерен только для млекопитающих?
1) развито живорождение
2) проявляют заботу о потомстве
3) происходит внутреннее оплодотворение
4) детёнышей выкармливают молоком

Рассмотрите график, на котором демонстрируется естественное снижение численности стволов на 1 га поверхности земли в заповеднике. Какова главная причина сокращения числа растений в еловом лесу?

1) межвидовая борьба за существование
2) внутривидовая борьба за существование
3) активная деятельность человека

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) обособление головного мозга
2) образование внутреннего скелета
3) появление теплокровности
4) появление двух слоёв клеток тела
5) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями

На рисунке изображена флаговая форма сосны, произрастающей на морском берегу. Что стало причиной развития столь необычной кроны растения?

Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животного составляет 18–26,5 см, а масса 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 метра.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.
6) Питается крот дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

По какой части стебля происходит передвижение воды и минеральных веществ?
1) древесине
2) камбию
3) коре
4) сердцевине

Какой из перечисленных моллюсков наносит вред растениеводству?
1) голый слизень
2) осьминог
3) устрица
4) перловица


1) мхи
2) зелёные водоросли
3) бурые водоросли
4) лишайники

Какой орган семени фасоли выполняет функцию листьев при прорастании?
1) зародышевый корешок
2) эндосперм
3) зародышевый стебелёк
4) семядоля

У каких растений имеются подземные побеги? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) картофель
2) земляника
3) ландыш
4) подорожник
5) лук
6) малина

Учёный вырастил в лаборатории много серых и чёрных бабочек берёзовой пяденицы. Он выпустил их в двух местностях: сельской и городской. Серые бабочки были заметны на фоне чёрных стволов деревьев, а чёрные – на фоне светлых стволов. Затем учёный сам вылавливал бабочек. Кроме того, учёный наблюдал, бабочек какой окраски больше всего поедали птицы в разных местностях. Данные эксперимента представлены в таблице «Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски». Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски

Местность Выпущено и поймано бабочек Число серых бабочек Число чёрных бабочек
Незагрязнённая

(сельская)

Выпущено 469 473
Поймано учёным 30 120
Съедено птицами 26 335
Загрязнённая

(городская)

Выпущено 137 447
Поймано учёным 51 53
Съедено птицами 62 95

1) Сколько серых бабочек учёный выпустил в сельской местности, а сколько – в городской?
2) Каких бабочек больше поедали птицы в сельской местности?
3) Достоверность какой гипотезы пытался проверить учёный, наблюдая за отловом бабочек птицами?

Вставьте в текст «Членистоногие» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Членистоногие – животные с __________ (А) тела, имеющие снаружи плотные покровы из __________ (Б) и членистые конечности. В отличие от кольчатых червей, тело большинства членистоногих подразделено на отделы: голову, грудь, или головогрудь, и __________ (В). К ним относят, например, речных раков, __________ (Г), пауков, мух, жуков. Тип Членистоногие самый крупный по числу видов животных.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) лучевая симметрия
2) хвост
3) креветка
4) двусторонняя симметрия
5) брюхоногое
6) брюшко
7) хитин
8) клетчатка

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) медуза корнерот
2) лягушка озёрная
3) улитка виноградная
4) малярийный комар

Какой признак свидетельствует о родстве археоптерикса с современными птицами?
1) пальцы с когтями на передних конечностях
2) цевка в задних конечностях
3) мелкие зубы в челюстях
4) развитый хвостовой отдел позвоночника

Развитие новых побегов у тополей после опиливания верхушки происходит благодаря почкам
1) верхушечным
2) возобновления
3) генеративным
4) спящим

Поглощение пищи через всю поверхность тела происходит у
1) человеческой аскариды
2) белой планарии
3) бычьего цепня
4) печёночного сосальщика

Вода, необходимая для фотосинтеза, поступает в листья по
1) вакуолям
2) лубяным волокнам
3) ситовидным трубкам
4) сосудам

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкие
2) сердце
3) жабры
4) кожа

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) движение осуществляется с помощью плавников
Б) среди представителей класса различают следующие экологические группы: пресноводные, проходные, солоноватые, морские
В) освоили наземно-воздушную среду обитания
Г) у большинства представителей кожа покрыта чешуей
Д) кожа у представителей класса голая и покрыта слизью
Е) сердце состоит из трёх камер

КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Костные рыбы
2) Земноводные

Главной функцией корня является
1) запасание питательных веществ
2) почвенное питание растений
3) поглощение органических веществ из почвы
4) окисление органических веществ

К направляющей движущей силе эволюции Ч. Дарвин относил
1) наследственную изменчивость
2) внутривидовую борьбу
3) межвидовую борьбу
4) естественный отбор

Какую роль в жизни наземных позвоночных играют веки?
1) обеспечивают объёмное зрение
2) увеличивают остроту зрения
3) способствуют увлажнению глаз
4) защищают глаза от перепадов атмосферного давления

На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1: 1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если условия обитания насекомых остались неизменными?

1) возрастёт число светлых бабочек
2) возрастёт число тёмных бабочек
3) число светлых и тёмных бабочек останется неизменным
4) тёмные бабочки исчезнут полностью

При использовании изображённого объекта в доказательной базе по эволюции учёному следует воспользоваться знаниями из области

1) палеонтологии
2) физиологии
3) биогеографии
4) цитологии

Появление каких признаков служит узкой приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) плода у покрытосеменных
2) крылышек на плодах клёна
3) роющих конечностей у крота
4) позвоночника у рыб
5) четырёхкамерного сердца у млекопитающих
6) маскирующей окраски у кузнечика

Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для животного, изображённого на рисунке?
1) яйцо – взрослое насекомое
2) яйцо – личинка – взрослое насекомое
3) яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое
4) яйцо – куколка – личинка – взрослое насекомое

Поступление кислорода в тело гидры происходит через
1) всю поверхность тела
2) дыхательные отверстия
3) жаберные щели
4) клетки щупалец

Плод паслёновых растений картофеля и томата называют
1) клубнем
2) корневой шишкой
3) корнеплодом
4) ягодой

Основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в
1) научном объяснении происхождения жизни
2) создании рефлекторной теории
3) усовершенствовании методов селекции
4) объяснении причин приспособленности организмов

1) возникновение фотосинтеза
2) развитие семян в шишках
3) возникновение двойного оплодотворения
4) возникновение гетеротрофных организмов
5) участие кислорода в обменных процессах в клетках

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

Число яиц в кладке Доля выживших птенцов (в %)
1 100
2 95
3 90
4 83
5 80
6 53
7 40
8 35
9 32

1) Каков процент выживших птенцов из кладки, в которой было 6 яиц?
2) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?
3) Из данных таблицы видно, что минимальная доля выживших птенцов может составлять до 1/3. Каковы три причины столь большой доли погибших птенцов по Ч. Дарвину?

Что характерно для бактерий-сапротрофов?
1) существуют за счёт питания тканями живых организмов

3) используют органические вещества выделений живых организмов
Бактерии-сапротрофы используют не только органические вещества, выделяемые другими организмами, но и разлагают трупы животных и останки растений.

Какой слой поперечного среза древесного стебля не виден невооружённым глазом?
1) кора
2) камбий
3) древесина
4) сердцевина

У каких животных впервые в эволюции появилась грудная клетка?
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
3) Птицы
4) Млекопитающие

Какую роль в жизни земноводных имеет слизь, вырабатываемая кожными железами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) растворяет кислород
2) увеличивает поверхность кожи
3) обеззараживает кожу
4) защищает от естественных врагов
5) увеличивает скорость движения крови
6) способствует передвижению в наземно-воздушной среде


Таблица. Размножение рыб

Вид рыб Количество икринок Средний диаметр икринок
в разных водоёмах
Щука обыкновенная 30 тыс. 2,5– 3 мм 3– 4 года 5 лет
Норвежская сельдь 200 тыс. 1,3 мм 2– 7 лет 8лет
Треска балтийская 10 млн 1 мм 5– 9 лет 3 года
Сазан 1,5 млн 1 мм 5– 6 лет 8 лет
Колюшка трёхиглая 100– 1000 1,8 мм 1 год 2 года
Обыкновенная скумбрия 450 тыс. 1,1 мм 2– 4 года 3 года

1) У каких видов рыб наименьший диаметр икринок?
2) Какая закономерность наблюдается между плодовитостью вида и размером его икринки?
3) У какой из представленных в таблице рыб развита забота о потомстве? Докажите свой ответ с помощью данных таблицы.

Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) помёт
2) суперфосфат
3) зола
4) навоз
5) торф
6) сульфат калия

Прогрессивным признаком плоских червей по отношению к кишечнополостным является
1) многоклеточное строение
2) трёхслойное строение тела
3) лучевая симметрия тела
4) свободноживущий образ жизни

Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в
1) зародыше
2) эндосперме
3) семенной кожуре
4) плёнчатом околоплоднике

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление коры в больших полушариях
2) формирование хитинового покрова
3) возникновение лучевой симметрии тела
4) развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями
5) появление в черепе челюстей

Почему при сборе грибов грибник не должен подкапывать почву вокруг плодового тела?
1) разрушается грибница гриба
2) повреждается корневая система рядом стоящих деревьев
3) нарушается плодородие почвы
4) наблюдается массовая гибель почвенных насекомых

Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе
1) изменчивости
2) изоляции
3) борьбы за существование
4) естественного отбора

Рассмотрите график, на котором демонстрируется естественное колебание за 90 лет численности зайцев и рысей. Какова главная причина регулярного изменения численности рысей?

1) изменение численности зайцев
2) инфекционные болезни
3) активная деятельность человека по их отстрелу
4) борьба с неблагоприятными условиями среды

Установите соответствие между характеристикой и классом животных, которому она соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) кровеносная система представлена одним кругом кровообращения
Б) сердце заполнено только венозной кровью
В) превращение венозной крови в артериальную происходит в жабрах
Г) кровеносная система представлена двумя кругами кровообращения
Д) в сердце находится как венозная, так и артериальная кровь
Е) превращение венозной крови в артериальную происходит в лёгких и коже

КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Костные рыбы
2) Земноводные

Грибницу, опутывающую корни растения, называют
1) микоризой
2) лишайником
3) плесенью
4) привоем

1) голова
2) брюшко
3) головогрудь
4) грудь

Что из перечисленного относят к результатам эволюции?
1) естественный отбор
2) борьбу за существование
3) наследственную изменчивость
4) приспособленность организмов к среде обитания

Рифы – это особые сообщества морских организмов, которые формируются из
1) медуз
2) рыб
3) кораллов
4) моллюсков

Почему дрожжи используют в хлебопечении?
1) выделяют кислород
2) выделяют углекислый газ
3) запасают энергию
4) выделяют энергию

К высшим споровым растениям относят
1) сосну обыкновенную
2) ламинарию
3) белый гриб
4) папоротник орляк

Выделительная система животного, изображённого на рисунке, представлена

1) зелёными железами
2) мальпигиевыми сосудами
3) печенью
4) парными почками

Какое животное имеет желудок, строение которого изображено на рисунке?

1) собака
2) свинья
3) корова
4) лошадь

По каким растительным клеткам происходит отток органических веществ от листьев?
1) сосудам
2) ситовидным трубкам
3) клеткам кожицы листа
4) механическим волокнам

Зародыш семени фасоли при прорастании получает питательные вещества из
1) околоплодника
2) почвы
3) семядолей
4) эндосперма

Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?
1) поглощают пары воды из атмосферы
2) предохраняют лист от высыхания
3) запасают воду и органические вещества
4) придают листу прочность и упругость

Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица. Численность устьиц у некоторых растений

1) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?
2) Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение.
3) Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

Клубни картофеля формируются на
1) боковых корнях
2) придаточных корнях
3) видоизменённых подземных побегах – столонах
4) видоизменённых подземных побегах – корневищах

Ситовидные трубки древесного стебля входят в состав
1) древесины
2) камбия
3) луба коры
4) пробки коры

Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он
1) признал изменяемость видов
2) разработал современную классификацию животных и растений
3) доказал, что приобретённые признаки наследуются
4) создал учение о естественном отборе

С помощью каких органоидов простейшие освобождаются от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?
1) пищеварительных вакуолей
2) сократительных вакуолей
3) выпячиваний цитоплазмы – ложноножек
4) ротового углубления и клеточной глотки

Грибы выделяют в отдельное царство потому, что они
1) размножаются спорами
2) неподвижные гетеротрофы
3) не способны к фотосинтезу
4) состоят из клеток, не имеющих ядер

Какая экологическая группа птиц питается в основном насекомыми?
1) птицы леса
2) птицы степей и пустынь
3) птицы открытых воздушных пространств
4) птицы болот, пресных водоёмов и побережий

Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мак полевой
2) клевер красный
3) ландыш майский
4) нарцисс обыкновенный
5) одуванчик обыкновенный
6) тюльпан жёлтый

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород домашних кур?


2) межвидовой борьбе
3) естественному отбору
4) искусственному отбору

Зоб как видоизменение части пищевода развит у птиц, питающихся
1) насекомыми
2) зёрнами растений
3) сочными плодами растений
4) мелкими грызунами

Реактивным способом передвигаются
1) морские одиночные полипы
2) свободноживущие плоские черви
3) морские кольчатые черви
4) головоногие моллюски

К движущим силам эволюции относится
1) приспособленность организмов к окружающей среде
2) многообразие организмов
3) борьба за существование
4) образование новых видов

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 26 до 32 дня? В этот период насекомое растёт
1) плавно, без видимых скачков
2) очень резко на протяжении всего времени
3) скачками, период покоя сменяется резким ростом
4) сначала резко, а потом рост полностью прекращается

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) солнечник
2) одноклеточный
3) циста
4) плазмодий
5) сосальщик
6) многоклеточный
7) комар
8) зигота

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление пищеварительной системы
2) возникновение кровеносной системы
3) появление трахей и дыхалец
4) развитие одноклеточных гетеротрофных организмов
5) появление в организме двух слоёв клеток

Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А?

1) хвост
2) брюшко
3) головогрудь
4) грудь

Какое строение имеет грибница пеницилла?
1) ветвящиеся нити грибницы разделены перегородками на отдельные клетки, пластиды отсутствуют
2) ветвящиеся нити грибницы разделены перегородками на отдельные клетки, имеются пластиды
3) одна сильно разросшаяся клетка со множеством ядер, имеются пластиды
4) одна сильно разросшаяся клетка со множеством ядер, пластиды отсутствуют

ПРИЗНАК
А) у части представителей в развитии имеется стадия куколки
Б) подавляющее большинство – хищники
В) тело состоит из головы, груди и брюшка
Г) способны поглощать только жидкую пищу
Д) число ходильных ног – 4 пары
Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза

КЛАСС ЖИВОТНЫХ
1) Насекомые
2) Паукообразные

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород голубей?

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) естественному отбору
3) искусственному отбору
4) внутривидовой борьбе

Луковица – видоизменённый побег, это доказывает наличие на ней
1) главного корня
2) почек-глазков
3) подземных столонов
4) плоского стебля – донца

Какой фактор не влияет на прорастание семян?
1) вода
2) тепло
3) почва
4) воздух Правильнее было бы сформулировать этот вопрос так: какой фактор не обязателен для прорастания семян?

Пользуясь таблицей «Некоторые параметры животных и человека», ответьте на следующие вопросы.
Таблица Некоторые параметры животных и человека

1) Какое копытное животное из числа приведённых в таблице имеет максимальную скорость бега?
2) Зависит ли скорость бега животного от массы тела?
3) Между какими приведёнными организмами существуют отношения «хищник – жертва»?

Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся оследовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________ (А) тело. Они подобно плоским и круглым червям – __________ (Б) животные с __________ (В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________ (Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) двухслойное
2) членистое
3) кровеносная система
4) двухсторонняя
5) нечленистое
6) трёхслойное
7) лучевая
8) дыхательная система

Какую функцию выполняет шляпка плодового тела у подберёзовика?
1) служит для привлечения животных и человека
2) улавливает солнечную энергию, обеспечивая фотосинтез
3) является местом образования спор
4) обеспечивает воздушное питание

У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) в семени формируется зародыш
2) тело составляют органы и ткани
3) осуществляется двойное оплодотворение
4) оплодотворение происходит без участия воды

Какой признак в строении сходен у современных пресмыкающихся и птиц?
1) кости, наполненные воздухом
2) сухая кожа, лишённая желёз
3) хвостовой отдел в позвоночнике
4) мелкие зубы в челюстях

Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это
1) кожура
2) шишка
3) плод
4) семяпочка

Главный корень развивается из
1) боковых корней
2) зародышевого корешка
3) придаточного корня
4) спящих почек

Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление ризоидов
2) образование семян в плодах
3) возникновение фотосинтеза
4) образование семян в шишках


1) приспособленность организмов
2) естественный отбор
3) борьбу за существование
4) наследственность и изменчивость

С помощью каких органов свободно живущий червь белая планария освобождается от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?
1) рта и глотки
2) кожных покровов и мышц
3) выделительных канальцев
4) кишечника и анального отверстия

Образование новых видов в природе происходит в результате
1) регулярных сезонных изменений в природе
2) возрастных физиологических изменений особей
3) взаимодействия движущих сил (факторов) эволюции
4) природоохранной деятельности человека

Установите соответствие между растением и способом распространения его плодов и семян: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РАСТЕНИЕ
А) берёза
Б) яблоня
В) роза (в оригинальном тесте ОГЭ была рябина, может быть здесь роза = шиповник)
Г) тополь
Д) подсолнечник
Е) лопух

СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН
1) ветром
2) животными

На рисунке показан представитель одного из классов покрытосеменных растений. У представителей этого класса, как правило, имеется

1) одна семядоля в семени
2) шесть листочков в околоцветнике
3) сетчатое жилкование листьев
4) мочковатая корневая система

Какое приспособление имеется у растений для того, чтобы лучше использовать свет?
1) наличие воскового налёта на кожице листа
2) опушение листовых пластинок
3) наличие большого числа устьиц на верхней кожице листа
4) расположение меньших по размерам листьев между бóльшими листьями

Какая группа животных возникла в процессе эволюции позже остальных?
1) членистоногие
2) кишечнополостные
3) круглые черви
4) плоские черви

Представители типа Хордовые, в отличие от других животных, имеют
1) трёхслойное строение
2) внутренний скелет
3) полость тела
4) кровеносную систему

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 6 до 14 дня? В этот период насекомое
1) не растёт
2) растёт очень быстро на протяжении всего времени
3) растёт скачкообразно, периоды покоя сменяются резким ростом
4) сначала резко растёт, а потом его рост прекращается

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 32 до 40 дня? Рост насекомого в этот период
1) происходит плавно, без видимых скачков
2) замедляется на протяжении всего времени
3) происходит скачкообразно, период покоя сменяется резким ростом
4) отсутствует

Установите последовательность появления на Земле основных групп растений в процессе эволюции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) псилофиты
2) одноклеточные зелёные водоросли
3) многоклеточные зелёные водоросли
4) папоротникообразные
5) голосеменные

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых сортов капусты?

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) естественному отбору
3) искусственному отбору
4) внутривидовой конкуренции

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гидра
2) жаба
3) пчела
4) беззубка

Олений мох по своему строению относят к
1) грибам
2) лишайникам
3) моховидным
4) травянистым растениям

Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток
1) корневых волосков
2) образовательной ткани
3) зоны проведения
4) корневого чехлика

Какая жизненная форма чаще всего встречается у растений класса Однодольные?
1) травы
2) кустарники
3) кустарнички
4) деревья

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) листовка
2) эмбрион
3) корзинка
4) семя

Пищеварительная система отсутствует у
1) человеческой аскариды
2) белой планарии
3) бычьего цепня
4) печёночного сосальщика

1) бычий цепень
2) эхинококк
3) аскарида
4) печёночный сосальщик

У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
1) клетки имеют большое и малое ядра
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) слоевище разделено на ткани и органы
4) осуществляется половое и бесполое размножение

Корневище – видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище
1) главного корня
2) плёнчатых чешуек
3) плоского стебля – донца
4) механических волокон

Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

По какому признаку растения объединяют в одно семейство?
1) один и тот же ареал
2) сходное строение цветка и плода
3) одинаковое число семядолей в семени
4) наличие полового и бесполого способов размножения

При гибели морских раковинных корненожек происходит образование
1) торфа
2) гранита
3) известняка
4) каменного угля

Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) яйца крупные, с большим количеством желтка
Б) сердце трёхкамерное и имеет неполную перегородку
В) в коже имеются потовые и сальные железы
Г) температура тела у представителей непостоянная
Д) хорошо развита забота о потомстве
Е) распространены в северных широтах

КЛАСС
1) Пресмыкающиеся
2) Млекопитающие

Появление каких признаков служит примером узкой приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) хорды у бесчерепных
2) цветка у покрытосеменных
3) острых клыков у волков
4) млечных желёз у млекопитающих
5) опыления цветков шиповника насекомыми
6) длинного главного корня у верблюжьей колючки
Ответ:

Млекопитающие произошли от древних
1) динозавров
2) зверозубых ящеров
3) кистепёрых рыб
4) хвостатых земноводных

Какой цифрой на рисунке обозначена плацента?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).

В каком временнóм интервале наблюдается максимальное увеличение размеров тела насекомого?
1) 6–7-й день
2) 14–15-й день
3) 33–34-й день
4) 40–41-й день

Пользуясь таблицей «Размножение рыб», ответьте на следующие вопросы.
Таблица Размножение рыб

Виды рыб Количество икринок Средний диаметр икринок Средний возраст наступления половозрелости Средний возраст рыб, выловленных
в разных водоёмах
Щука обыкновенная 30 тыс. 2,5– 3 мм 3– 4 года 5 лет
Норвежская сельдь 200 тыс. 1,3 мм 2– 7 лет 8 лет
Треска балтийская 10 млн 1 мм 5– 9 лет 3 года
Сазан 1,5 млн 1 мм 5– 6 лет 8 лет
Колюшка трёхиглая 100– 1000 1,8 мм 1 год 2 года

1) Каков диапазон представленных в таблице средних размеров икринок рыб?
2) Популяции какого вида рыб может подорвать интенсивный лов? Ответ поясните.
3) Почему, по теории Ч. Дарвина, при такой плодовитости численность рыб остаётся относительно постоянной?

С помощью какого анализатора происходит ориентация летучих мышей в пространстве?
1) зрительного
2) обонятельного
3) осязательного
4) слухового

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) цветоложе
2) пестик
3) тычинка
4) венчик

Установите последовательность систематического положения вида зайца-беляка, начиная с наименьшей группы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отряд Зайцеобразные
2) класс Млекопитающие
3) семейство Заячьи
4) род Зайцы
5) тип Хордовые

Установите соответствие между растением и типом его подземного побега: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РАСТЕНИЕ
А) пырей
Б) лилия
В) ландыш
Г) нарцисс
Д) купена аптечная
Е) чеснок обыкновенный

ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА
1) корневище
2) луковица

К. Линней в своей системе живой природы ошибочно причислял изображённое животное к рыбам, однако правильно его следует отнести к классу

1) Млекопитающих
2) Земноводных
3) Головоногих
4) Пресмыкающихся

Растение, изображённое на рисунке, размножается бесполым путём при помощи

1) семян
2) гамет
3) спор
4) гифов

Что из перечисленного появилось в процессе эволюции у плоских червей в сравнении с кишечнополостными?
1) кишечная полость
2) энтодерма
3) кровеносная система
4) третий зародышевый листок

К какой экологической группе относят изображённую на рисунке птицу?

1) птицы открытых пространств
2) дневные хищники
3) ночные хищники
4) насекомоядные лесные птицы

Передвижение растворённых минеральных веществ от корней к листьям в организме растений происходит по
1) сосудам
2) ситовидным трубкам
3) клеткам камбия
4) механическим волокнам

Насекомые дышат при помощи
1) жабр
2) трахей
3) лёгких
4) лёгочных мешков

Цветок, у которого имеются и тычинки, и пестики, называют
1) двудомным
2) обоеполым
3) однодомным
4) раздельнополым

Чем характеризуются бактерии гниения?
1) используют готовые органические вещества живых организмов
2) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца
3) используют органические вещества отмерших организмов
4) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию химических реакций

Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород собак?

1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
2) естественному отбору
3) искусственному отбору
4) внутривидовой борьбе

К отделу Покрытосеменные относят растения
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
3) Голосеменные
4) Двудольные

Какой признак характерен для растений класса Двудольные?
1) число лепестков в цветках кратно 3
2) стержневая корневая система
3) дуговое жилкование листьев
4) параллельное жилкование листьев

Чем питается пресноводный полип гидра?
1) бактериями
2) мелкими рачками
3) одноклеточными животными
4) одноклеточными водорослями

1) Моховидные
2) Папоротниковидные
3) Голосеменные
4) Плауновидные

Что характерно для бактериальной клетки?
1) кольцевая хромосома находится в цитоплазме
2) ядро обособлено от цитоплазмы двумя мембранами
3) транспорт веществ по ЭПС клетки
4) окисление и запасание энергии в митохондриях

На рисунке изображена голова лягушки. Какой орган обозначен на рисунке буквой А?

1) глаз с веком
2) барабанная перепонка
3) орган осязания
4) боковая линия

Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

Чем питается инфузория-туфелька?
1) бактериями
2) мелкими рачками
3) личинками насекомых
4) одноклеточными животными

Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление наружного скелета
2) появление пятипалой конечности
3) возникновение кровеносной системы
4) развитие детёнышей в матке самки
5) поступление кислорода через всю поверхность тела

Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Крестоцветные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Редька
4) класс Двудольные
5) царство Растения

Представитель какого типа царства Животные изображён на рисунке?

1) пищеварительная
2) нервная
3) дыхательная
4) мышечная

Что относят к результатам эволюции?
1) изоляцию организмов
2) борьбу за существование между организмами
3) наследственность и изменчивость у организмов
4) образование нового вида

Признаком класса земноводных является
1) хитиновый покров
2) голая кожа
3) живорождение
4) парные конечности

Из позвоночных животных наиболее сильно развита забота о потомстве у
1) пресноводных рыб
2) земноводных
3) пресмыкающихся
4) млекопитающих

Яркие пахучие цветки у покрытосеменных растений появились в процессе эволюции как приспособление к
1) запасанию питательных веществ
2) распространению семян и плодов
3) наземному обитанию
4) привлечению насекомых

К низшим растениям относят
1) мхи
2) водоросли
3) хвощи
4) папоротники

Какую функцию выполняют устьица листа?
1) выделяют в атмосферу пары воды
2) поглощают кванты солнечного света
3) защищают от попадания в лист частиц пыли
4) препятствуют попаданию в лист вредных химических веществ

Инфузория туфелька, в отличие от гидры,
1) использует для дыхания кислород
2) состоит из одной клетки
3) имеет хлоропласты
4) питается готовыми органическими веществами

Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
БАКТЕРИИ
Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся __________ (А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать __________ (Б). Многие бактерии имеют __________ (В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) хромосома ядра
2) аэроб
3) кольцевая хромосома
4) анаэроб
5) ложноножка
6) спора
7) жгутик
8) циста

Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение семян
2) появление цветка
3) возникновение фотосинтеза
4) появление растительных тканей
5) формирование корневых систем

Какой физиологический процесс у одноклеточных животных связан с поглощением клеткой газов?
1) питание
2) выделение
3) размножение
4) дыхание

Кора головного мозга, имеющая борозды и извилины, впервые появилась у
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) птиц
4) млекопитающих

На рисунке изображён представитель отдела

1) Моховидных
2) Папоротниковидных
3) Зелёных водорослей
4) Покрытосеменных

Установите соответствие между растением и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РАСТЕНИЕ
А) шиповник
Б) вишня
В) подсолнечник
Г) рожь
Д) ольха

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) насекомыми
2) ветром

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Кувшинковые
2) отдел Покрытосеменные
3) вид Кубышка жёлтая
4) род Кубышка
5) класс Двудольные
6) царство Растения

Как питается торфяной мох сфагнум?
1) поглощает ризоидами воду и минеральные соли
2) всасывает корнями из грунта минеральные вещества
3) образует органические вещества из воды и углекислого газа
4) поглощает всей поверхностью своего тела органические вещества из воды

***********************************************************************

Мои ответы репетитора по биологии на эти 200 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ ОГЭ раздела «Система, многообразие и эволюция живой природы» и на все остальные 1724 вопроса этого раздела вы можете

Похожие статьи