>>Стержневые и мочковатые корневые системы
1 - корни лиственницы; 2 - корни одуванчика; 3 - корни аира § 11. Стержневые и мочковатые корневые системы
Корни укрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через корни растение получает из почвы
минеральные вещества и воду.
Развиваясь из маленького корешка зародыша, корень растущего дерева ветвится, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров и удерживает тяжелейший ствол и ветви с листьями. Чтобы представить, насколько прочны корни деревьев, раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать его. Ствол дерева со всеми ветвями и листьями можно сравнить с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии вырвать дерево или сломать ствол. Однако это случается нечасто.
Конечно, не у всех растений такие мощные корни, как у крупных деревьев. У однолетних травянистых растений корни обычно небольшие и неглубоко проникают в почву. Познакомимся с корнями разных растений. Все корни растения составляют его корневую систему.
Сравним выкопанные с корнями однодольное и двудольными растение, например пшеницу и одуванчик.
Одуванчик имеет хорошо выраженный главный корень, который развивается из корешка зародыша. От главного корня отходят небольшие боковые корни. Главный корень похож на стержень. Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют стержневой 21 , 22 .
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиЛабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»
- 1. сформировать понятия стержневые и мочковатые корневые системы;
- 2. выработать навык различения стержневых и мочковатых корневых систем;
- 3. продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты.
Оборудование: гербарные экземпляры растений местной флоры с мочковатыми и стержневыми корневыми системами.
Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 90-91 учебника «Биология» В.В.Пасечника и оформляется в рабочей тетради как задание 63.
Закрепление изученного.
- 1Вопросы:
- 1) Какие функции выполняет корень?
- 2) Из каких видов корней состоит корневая система?
- 3) Какое строение имеет стержневая корневая система?
- 4) Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
- 5) На чем основано использование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек?
- 6) Какое значение придаточных корней для повышения урожая?
- 7) Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений?
- 2. Заполните таблицу.
(Графу «Определение понятий» обучающиеся заполняют самостоятельно).
Основные понятия |
Определение понятий |
Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве |
|
2. Корневая система |
Система всех корней растения |
3. Главный корень |
Корень, уходящий в почву глубже всех |
4. Боковые корни |
Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней |
5. Придаточные корни |
Корни, отходящие по бокам от стебля |
6. Стержневая корневая система |
Корневая система, состоящая из главного и боковых корней |
7. Мочковатая корневая система |
Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней |
4.Задание на дом. Изучить параграф 19, выполнить задание 64 в рабочей тетради: какой агротехнический прием изображен на рисунке? С какой целью его применяют?(1 уровень)
- 2 уровень. Ответьте на вопросы: 1.Общая поверхность корней у растений суши примерно в 150 раз превышает поверхность его надземной части. Какое это имеет значение для растений?
- 2)Почему считают, что растения с мочковатой корневой системой защищают почву от эрозии?
- 3)Чем корень отличается от побега? 4)Чем питание растений отличаются от питания животных?
- 3 уровень:
- 1)Смоделируйте эволюционное развитие корневой системы.
- 2) Только из-за эрозии ежегодно утрачивают плодородие 7 млн. гектаров земель. Какие меры по борьбе с эрозией вы могли бы предложить?
План опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке МОУ ООШ села Акатная Маза на 2009-2010 учебный год
Площадь пришкольного учебно-опытного участка- 0,84 га.
Участок имеет однообразный почвенный состав. Почва участка достаточно плодородна.
На пришкольном учебно-опытном участке имеются следующие отделы:
- 1. Отдел овощных культур в системе пропашного севооборота;
- 2. Отдел полевых культур в системе травопольного севооборота;
- 3. Отдел декоративных растений;
- 4. Опытный отдел;
- 5. Отдел биологии растений:
- а) участок систематики растений;
- б) участок коллекции растений;
- 6. Отдел защищенного грунта (парники);
- 7. Дендрологический отдел;
- 8. Отдел начальных классов.
Календарно-агротехнический план на пришкольном учебно-опытном участке
Название мероприятий |
Сроки выполнения |
|
Покровное боронование |
||
Мелкая перекопка почвы (8-10 см). |
||
Разбивка участка на отделы и делянки. |
||
Яровизация клубней картофеля. |
||
Подготовка почвы на делянках для полевых зерновых культур. |
||
Посев ранних зерновых культур. |
||
Посев подсолнечника, моркови, столовой свеклы. |
||
Посев культур на отделе биологии растений. |
||
Подготовка почвы на коллекционном отделе. |
||
Посев ранних культур на коллекционном отделе. |
||
Посев семян овощных культур в холодном рассаднике. |
||
Посев кукурузы. |
||
Посев семян цветов в грядки для получения рассады. |
||
Разбивка делянок на опытном участке. |
||
Посев фасоли, ромашки аптечной. |
||
Подготовка семян тыкв, кабачков (намачивание, проращивание). |
||
Посадка тыкв, кабачков, патиссонов. |
||
Посев огурцов. |
||
Поделка лунок на овощном севообороте и опытном (под капусту, томаты). |
||
Посадка овощных культур. |
||
Разбивка цветника. |
||
Рассаживание цветов на пришкольном участке, около памятника. |
||
Уход в течении вегетации за сельскохозяйственными культурами (рыхление, прополка, подкормка, полив, борьба с вредителями и болезнями, проведение опытов), прореживание, посадка, укрытие от весенних заморозков, окучивание пропашных культур, дополнительное искусственное опыление подсолнечника и кукурузы, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, отбор крупных семян, посев семян озимой ржи и пшеницы, уход за всходами, уборка сельскохозяйственных куль- тур, реализация полученной продукции.Основная обработка почвы- внесение удобрений, перекопка. |
В течение вегетации. |
Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке.
Тема опыта: «Влияние внекорневой подкормки на урожай
капусты сорта «Слава»».
Цель опыта: выяснить влияние внекорневой подкормки на
урожай сельскохозяйственных культур (капусты).
Опытом занимаются учащиеся 6 класса.
Состав звена:
Елесин Алеша,
Сафонова Яна,
Славкина Ксюша,
Рябова Оля.
Методика проведения опыта.
Внекорневая подкормка - это подкормка растений непосредственно через листья. Опрыскивание их слабыми растворами, содержащими питательные элементы, опытом установлено, что питательные вещества, внесенные при внекорневой подкормке на листья, используются не только этими листьями, но и всем растением.
При внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется.
Капуста, как листовая культура, очень хорошо реагирует на азотные удобрения. На 10 литров воды берется 150 г аммиачной селитры; через 15-20 дней после высадки рассады в открытый грунт произвести 1-ую внекорневую подкормку. Повторить в течение лета 5-6 раз с промежутками в 7-10 дней.
мочковатая корневая система - корневая система, состоящая из относительно большого количества одинаково развитых придаточных корней, среди которых не заметна слабо развитая система главного корня … Анатомия и морфология растений
Совокупность корней одного растения, общая форма и характер крой определяются соотношением роста главного, боковых и придаточных корней. При преобладающем росте гл. корня образуется стержневая К. с. (люпин, хлопчатник и др.), при слабом росте или … Биологический энциклопедический словарь
корневая система - растений: 1 стержневая; 2 мочковатая; 3 смешанного типа. корневая система, совокупность корней одного растения, образующаяся в результате их ветвления. Различают систему главного корня (большей частью стержневую по форме),… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Совокупность корней одного Растения. При преобладающем росте главного корня стержневая корневая система (у люпина, хлопчатника), при сильном развитии придаточных корней мочковатая (у лютика, подорожника, всех однодольных). Растения с развитой… … Большой Энциклопедический словарь
Совокупность корней одного растения. При преобладающем росте главного корня стержневая корневая система (у люпина, хлопчатника), при сильном развитии придаточных корней мочковатая (у лютика, подорожника, всех однодольных). Растения с развитой… … Энциклопедический словарь
Совокупность корней одного р ния. При преобладающем росте гл. корня стержневая К. с. (у люпина, хлопчатника), при сильном развитии придаточных корней мочковатая (у лютика, подорожника, всех однодольных). Р ния с развитой К. с. используют для… … Естествознание. Энциклопедический словарь
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА - совокупность корней одного растения, образующаяся в результате их ветвления. Различают систему главного корня (б.ч. стержневую по форме), к рая развивается из корешка зародыша и состоит из гл. корня и боковых корней разных порядков (у большинства … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
КОРНЕВАЯ СИСТЕМА - совокупность подземных корней у растений. У цветковых растений различают два основных типа К. с.: стержневая (состоит из главного и боковых корней) и мочковатая, или кистевая (главный корень слабо развит или рано отмирает, придаточные корни… … Словарь ботанических терминов
Корневую систему растения формируют корни различной природы. Выделяют главный корень, который развивается из зародышевого корня, а также боковые и придаточные. Боковые являются ответвлением от главного и могут образовываться на любом его участке, придаточные же корни чаще всего начинают свой рост от нижней части стебля растения, но могут образоваться даже на листьях.
Стержневая корневая система
Для стержневой корневой системы характерен развитый главный корень. Он имеет форму стержня, и именно из-за такого сходства данный тип и получил свое название. Боковые корни у таких растений выражены крайне слабо. Корень обладает способностью к неограниченному росту, а главный корень у растений со стержневой корневой системой достигает внушительных размеров. Это необходимо для оптимизации добычи воды и питательных веществ из почв, где грунтовые воды залегают на значительной глубине. Стержневой корневой системой обладают многие виды – деревья, кустарники, а также травянистые растения: береза, дуб, одуванчик, подсолнечник, .
Мочковатая корневая система
У растений с мочковатой корневой системой главный корень практически не развит. Вместо этого для них характерны многочисленные ветвящиеся придаточные или боковые корни приблизительно одинаковой длины. Зачастую у растений вначале вырастает главный корень, от которого начинают отходить боковые, но в процессе дальнейшего развития растения он отмирает. Мочковатая корневая система характерна для растений, размножающихся вегетативным путем. Обычно она встречается у – кокосовой пальмы, орхидей, папаротниковидных, злаков.
Смешанная корневая система
Зачастую выделяют также смешанную или комбинированную корневую систему. Растения, относящиеся к этому типу, имеют и хорошо дифференцируемый главный корень, и множественные боковые и придаточные корни. Такое строение корневой системы можно наблюдать, к примеру, у клубники и земляники.
Видоизменения корней
Корни некоторых растений видоизменены настолько, что их сложно на первый взгляд отнести к какому-либо типу. К таковым модификациям относятся корнеплоды – утолщения главного корня и нижней части стебля, которое можно увидеть у репы и моркови, а также корнеклубни – утолщения боковых и придаточных корней, что можно наблюдать у батата. Также некоторые корни могут служить не для всасывания воды с растворенными в ней солями, а для дыхания (дыхательные корни) или дополнительной опоры (ходульные корни).
Корневой системой называют все корни растения. Ее формируют главный корень, боковые корни и придаточные корни. Главный корень растения развивается из зародышевого корешка. Придаточные корни обычно отрастают от нижних частей стебля растения. Боковые корни развиваются на главном и придаточном корнях.
Корневая система растений выполняет две основные функции. Во-первых, она удерживает растение в почве. Во вторых, корни всасывают из почвы необходимые растению воду и растворенные в ней минеральные вещества.
Если у растения развивается мощный главный корень, то формируется стержневая корневая система . Если же главный корень остается неразвитым или отмирает, а развитие получают придаточные корни, то у растения формируется мочковатая корневая система .
Стержневой тип корневой системы
Для стержневой корневой системы характерен хорошо развитый главный корень. По внешнему виду он похож на стержень. Главный корень вырастает из зародышевого корешка.
Стержневую корневую систему формирует не только главный корень, но и отходящие от него маленькие боковые корни.
Стержневая корневая система характерна для многих двудольных растений. Хорошо развитый главный корень есть у фасоли, клевера, подсолнечника, моркови, одуванчика.
Однако у многих многолетних растений с изначальной стержневой корневой системой рано или поздно главный корень отмирает. Вместо него от стебля отрастают многочисленные придаточные корни.
Существует подтип стержневой корневой системы - ветвистая корневая система . В этом случае сильное развитие получают несколько боковых корней. В то время как главный корень остается укороченным. Тип ветвистой корневой системы характерен для многих деревьев. Такая корневая система позволяет прочно удерживать мощные ствол и крону дерева.
Стержневая корневая система проникает в почву глубже, чем мочковатая.
Мочковатый тип корневой системы
Для мочковатой корневой системы характерно наличие множества приблизительно одинаковых придаточных корней, которые формируют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от надземных и подземных частей стебля, реже от листьев.
У растений с мочковатой корневой системой может быть и живой главный корень. Однако если он сохраняется, то не отличается по размеру от остальных корней.
Мочковатая корневая система характерна для многих однодольных растений. Среди них пшеница, рож, лук, чеснок, кукуруза, картофель.
Мочковатая корневая система хотя не проникает в почву так глубоко как стержневая, но она занимает большую площадь у поверхности почвы и плотнее оплетает частицы грунта, что улучшает всасывание водного раствора.