Упражнения чтобы научить ребенка ползать. Когда и как правильно учить ползать ребенка

23.01.2020

Нередко молодые мамы вводят в поисковую строку запрос: научить ползать ребёнка в 5 месяцев. Или в 6. Но нужно ли подталкивать малыша к овладению этим умением в определённом возрасте? Если родители спешат, потому что «так указано в таблице на сайте о детях» - то это неверная мотивация. Каждый ребёнок индивидуален и развивается по своему графику.

Один малыш осваивает ползание уже после 5 месяцев, а другой не торопится с этим и в 8. Не стоит загонять маленького человечка в рамки. Другое дело, если кроха стремится сразу начать ходить, игнорируя этап ползания. Здесь маме следует быть начеку. Ведь ползание не только развивает зрение и оба полушария мозга , но и готовит опорно-двигательный аппарат к вертикальному положению, то есть к хождению.

Время пришло?

Итак, на вопрос: «А когда уже пора?» - однозначного ответа нет. Как правило, перемещение по полу детки осваивают от 6 до 9 месяцев. Такой временной разрыв обусловлен несколькими факторами:

Если же малышу исполнилось 9 месяцев, но он до сих пор не пополз - есть смысл обратиться за консультацией ко врачу . Возможно, проблема кроется в слабой мускулатуре спины. Чтобы грудничку помочь, врач назначит укрепляющие процедуры.

Чем помочь?

Так как научить ребёнка ползать в 5-6 месяцев? И, вообще, нужно ли это? Педиатры вам ответят, что прямой необходимости в этом нет. Скорее всего, малыш сам поползёт, когда его тело будет готово. Впрочем, подготовительные упражнения никакого вреда не принесут - наоборот, пойдут только на пользу. К тому же, дополнительное взаимодействие с мамой и папой точно не будет лишним.

Создайте все условия

Упражнения

Перед тем, как учить младенца данным упражнениям, следует проконсультироваться со специалистом. Вы должны быть уверены, что малыш лишь немного ленится, но у него нет:

  • болезней опорно-двигательной системы;
  • мышечной слабости ручек;
  • тонуса мышц.

Итак, как научить ребёнка ползать на четвереньках .

Как учить ребёнка ползать в

5 месяцев

Воспользуйтесь возрастной активностью грудничка. Помогите ему наклоняться на бочок из положения лёжа на спине, осторожно закидывая одну его ножку за другую, чтобы коленка касалась поверхности. Малыш самостоятельно завершит поворот.

6 месяцев

Продолжайте обучать младенца поворотам. Допустимо присаживание - например, с помощью фитбола или на колени маме и папе. Главное, делать это недолго. И не надо обкладывать дитя подушками. Есть риск, что из-за посторонней опоры ребёнок приобретёт неправильную осанку.

7 месяцев

Именно в этом возрасте груднички чаще всего предпринимают попытки поползти. Традиционно один за другим идут следующие этапы ползания:

  • на животе;
  • по-пластунски;
  • на четвереньках.

Как научить малыша ползать на четвереньках? Создайте для него тоннель. Или преграду. И помните: малышам очень нравится, когда мама или папа ползут рядом.

Безопасность превыше всего

Учить ребёнка ползать - значит соблюдать максимальную предосторожность.

Наверное, каждой мамочке хочется, чтобы её малыш сам проявил интерес к ползанию, сам научился этому навыку. Но иногда родителям следует взять инициативу в этом вопросе на себя. Как научить ребёнка ползать? Делайте это ненавязчиво, в игровой форме, учитывая настроение и возможности младенца . Проявляйте терпение - не стоит ожидать, что после выполнения 2-3 упражнений ребёнок покажет ошеломляющие результаты. Будьте готовы к тому, что он, возможно, так и не поползёт. Но ваши усилия в любом случае не окажутся напрасными: ведь такие занятия укрепляют мышцы, развивают вестибулярный аппарат, т. е. в целом готовят детский организм к прямохождению.

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до . Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

В полгода большинство детишек начинают ползать или уже передвигаются очень активно, а другие не хотят порадовать родителей. В чем причина «нежелания» и как обучать ребенка ползать, расскажем в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте ребенок начинает ползать

Сказать точно и однозначно, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, невозможно. Временные рамки широкие.

В норме малыш учится ползать в период с 6-го по 9-й месяц. Следующим этапом становится ходьба.

Формирование двигательной активности зависит от многих факторов:

  • Состояние здоровья грудничка . Детишки с неврологическими, ортопедическими отклонениями начинают вставать на четвереньки ближе к году, идти – к полутора.
  • Вес . Ходить и ползать сложнее полным младенцам. Масса тела оказывается неподъемной для позвоночника, мышц тела.
  • Пол ребенка . Девочки развиваются быстрее мальчиков. Это правда. Девчонки встают на четвереньки в 5 или 6 месяцев, а мальчишки после полугода, ближе к 8–9 месяцам.
  • Психологическая обстановка . Похвала, внимательное отношение к потребностям способствуют овладению навыком передвижения лучше всего. Забытые в кроватках, нелюбимые дети отстают в психическом, физиологическом развитии.
  • Усилия родителей . Стимуляция действий с рождения, ежедневная гимнастика оказывают на ползание положительное влияние. Если уделять физкультуре не меньше 30 минут в день, малыш поползет раньше.
  • Темперамент ребенка . Пятимесячные сангвиники, холерики начинают ползать с большим удовольствием.

Важно! Не стоит переживать, если кроха решил пропустить этап ползания, а сразу встал на ножки. Такие дети научатся ходить раньше года и не испытают страха от первых шагов.

Надо ли учить ребенка ползать

По мнению педиатров, невропатологов, а также доктора Комаровского, обойтись без ползания можно, но лучше, если ребенок не пропускает этот этап физического развития. Польза перемещения на четвереньках объясняется следующим:

  • Ползание готовит мышцы, позвоночник к ходьбе.
  • Развивается координация движения, умение ровно держаться, не падать.
  • Карапуз быстрее познает мир, знакомится с первыми опасностями на полу: домашние животные, провода.
  • Развивается моторика рук. Ребенок ощупывает поверхности, подбирает с пола игрушки, привыкает тащить их к себе.
  • Грудничок учится самостоятельно принимать решение. Выбирает путь к цели, оценивает расстояние, свои возможности, учится уберегать себя от опасностей.
  • Одновременная работа ножек и ручек тренирует взаимодействие обоих полушарий мозга.

Перечисленные факторы подтверждают пользу ползания. Поэтому учить ребенка передвигаться на четвереньках нужно, используя доступные методы: гимнастику, массаж, тренировки, собственный пример.

Отказ от ползания

Нежелание ползти, передвигаться самостоятельно на животике, по-пластунски, к 8–9 месяцам может свидетельствовать о проблемах со здоровьем, недостатке пространства и внимания со стороны родителей. Попустительски относиться к этому факту нельзя.

Подробно о том, почему ребенок не ползает вы можете узнать в этом видео:

Если ребенок отказывается ползать и даже не пытается этому научиться, стоит проанализировать ситуацию и найти причину такого поведения. Виновниками чаще выступают следующие факторы:

  • Большой вес, ожирение . Является препятствием для вставания на четвереньки. Лежа на животе, сидя, полные дети будут стараться сдвинуться с места, чтобы достать игрушку, приблизиться к маме. Если никаких попыток не наблюдается к 8 месяцам, обратитесь за консультацией к доктору.
  • Новорожденный мало лежит на животе . Он почти не учится переворачиваться, опираться на ручки, уверенно держать голову, отталкиваться ножками. Без обученности этим навыкам ребенок ползать не сможет.
  • Патологические состояния . Неврологические отклонения, проблемы с мышцами, позвоночником, шейным отделом, тонус мышц мешают младенцу развиваться в нормальном ритме.
  • Недоношенность . Груднички, рожденные до 38–40-й недели беременности, слабые, развиваются с задержкой. Пропускают этап ползания или начинают осваивать движения на один–два месяца позже, чем доношенные.
  • Травмы . Малыш упал, сломал ножку, ручку, получил растяжение. Обучение ползанию можно начать после полного восстановления тканей. Страх падать, оставаться без поддержки может сохраняться пару месяцев, если травма была серьезной.
  • Характер . Спокойный, безынициативный ребенок чаще всего ленится ползать, а шустрый и самостоятельный делает первые попытки убежать от мамы по-пластунски в 4–5 месяцев. Хотеть ползать, рано бегать свойственно гиперактивным ребятишкам.
  • Стесненность пространства . Если ребеночек постоянно находится в кроватке, манеже, на руках у мамы, то ползать ему просто негде. Расширьте территорию для познания мира, и малыш захочет потянуться к незнакомому предмету, самостоятельно доползти до окна, игрушки.
  • Раннее приучение к ходункам . Малышу нравится ходить, все пространство – как на ладони, зачем же обязательно ползать? Но без этого навыка освоить прямохождение гораздо труднее. Сажайте ребеночка в ходунки после 8 месяцев, когда он научится передвигаться по-пластунски. Так вы сбережете позвоночник грудничка, дадите возможность исследовать квартиру сначала снизу, а потом сверху.
  • Гиперопека . Мама находится рядом 24 часа в сутки, подносит по первому требованию игрушку, соску, пузырек. Младенцу не нужно уметь самостоятельно добираться до предметов – покричит, и все принесут.

Если виновником лени малыша являются факторы, которые зависят от взрослых (внимание, замкнутое пространство), устраните их немедленно. При наличии источника проблемы в слабом здоровье, патологических состояниях, придется обращаться за советом к доктору, проходить лечение, делать массаж и гимнастику, чтобы подготовить малыша к ползанию быстрее.

Важно! Ускорить приобретение навыка ползания можно за 3–4 недели, если набраться терпения и не отступать от намеченной цели, тренироваться ежедневно, следуя рекомендациям врача.

Разные способы ползать

Младенцы очень часто удивляют родителей. Особенно интересно наблюдать за тем, какой способ ползания они выбирают. Позу, скорость, схему переставления конечностей им подсказывает тело, природа. Поэтому методов передвижения в младенческом возрасте так много. Рассмотрим некоторые из них.

По-пластунски

Младенец ползет на животике. Выглядит это забавно. Он отталкивается от пола как раненый солдат, упираясь коленом и руками. При этом ножки сгибаются попеременно, а ручки одновременно.

Задним ходом

Малыш двигается не вперед, а . Обычно это происходит сидя, на четвереньках. Дети низко пускают голову, отворачивают ее по направлению движения, держа под постоянным контролем происходящее за спиной.

Скачкообразное ползание

Ребенок встает на четвереньки, раскачивается взад-вперед, постепенно увеличивая амплитуду. Затем делает небольшой скачок, отрывая ножки и ручки от пола. Иногда этот метод оказывается опасным. Ребеночек неудачно подпрыгивает и ударяется лбом о ковер, стоящие рядом предметы. За таким лягушонком нужно внимательно следить, надеть шлем для большей безопасности.

Перекатывание

Грудничок не встает на четвереньки, а достигает цели, перекатываясь как колобок. При этом он точно знает, на какую сторону нужно перевернуться, чтобы оказаться около мамы или схватить любимую игрушку. Делает перевороты очень умело.

На четвереньках

Самый удобный и безопасный с точки зрения педиатров, неврологов способ. Ребенок опирается на конечности, заносит вперед сначала правую руку, делает шаг левой ногой, а потом меняет конечности. Дети приходят к этому методу постепенно, совершенствуя движения к 7-8 месяцам.

Важно! Неправильно считать, какой-то метод верным, а остальные дефектными. Чаще ползание по-пластунски, боком, на карачках, перекатывание по квартире являются тренировочными для передвижения на четвереньках. Не запрещайте малышам пробовать любой способ, пусть учится и тренирует мышцы, спину, конечности, пока тело не подскажет более простой и верный метод самостоятельного передвижения.

Этапы обучения

Дети до года быстро ползают на четвереньках только в том случае, если смогли освоить навыки других стилей перемещения по полу. Их можно считать подготовительными занятиями и этапами обучения ползанию в совершенной форме. Об этом должны позаботиться родители. Если представлять себе процесс поэтапно, то он будет выглядеть так:

I. Лежание на животе с рождения

Малыш к 3-4 месяцам хорошо держит голову в таком положении, подставляет ручки, упирается ножками в кроватку, мамину ладонь. Пытается оттолкнуться от опоры, рука тянется вперед, чтобы достать мячик игрушку.

II. Ползание на животе

К 5-7 месяцам ребеночек может сдвинуться вперед в положении лежа на несколько сантиметров. Для этого приходится отталкиваться руками, переворачивать корпус в сторону, активно толкаться ногами, подгибать их. При этом стопа постоянно ищет опору для толчка, глаза и голова поворачиваются в сторону движения тела.

III. Ползание с помощью перестановки рук, не вставая на 4 опоры

Этот метод осваивается к 6-8 месяцам. Маленький ребенок загребает ножами, ручками, подпрыгивает, настойчиво карабкается вперед. Иногда движение получается только назад, малыш может волочить ногу, поджимать под себя, но это тоже считается нормой.

Если младенец сможет ползком обследовать в квартире пару метров, ждите, скоро он встанет на четвереньки. Постелите коврик в детской, палас в гостиной, кухне, чтобы малышу было комфортно учиться, он не упирал локоть, колено в деревянную поверхность, скользкий ламинат, линолеум.

IV. Ползание с опорой на ручки и ножки

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках, то родители могут немного расслабиться. Вначале движения неуклюжие, младенец будет двигаться странно, каждый раз обдумывая, какую ногу и руку нужно сдвинуть с места. После осваивания перекрестного преставления конечностей, скорость ползания вырастет настолько, что угнаться за шустрым карапузом просто невозможно.

Таким образом, можно объяснить появление различных способов передвижение у грудничков. Многие из них просто остановились на 2 или 3 этапе, не достигнув главной цели - передвигаться на четвереньках, или пошли по собственному пути: стали перекатываться, прыгать и т.д.

Массаж

Что делать, если ребенок не хочет ползать? Массаж. Некоторые приемы для расслабления, тренировки мышц делайте самостоятельно:

  • Скрестите руки на груди.
  • Разгибайте коленные суставы.
  • Легонько щипайте попу, спинку.
  • Гладьте пузико, уделяя внимание области пупка.
  • Присаживайте.
  • Учите подпрыгивать, крепко удерживая за руки выше локтя.
  • Поднимайте ноги, не сгибая их.
  • Тяните за руки, чтобы малыш мог сидеть.

Массаж приятен и полезен всем грудничкам с рождения. Делайте разминку каждый день, даже если ребеночек пытается ползать.

Важно! При наличии патологий развития необходим более профессиональный массаж. Пригласите домой специалиста, посоветуйтесь с врачом перед назначением курса лечения.

Упражнения

Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног. Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха.

Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:

Укрепляем мышцы рук

Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.

Учимся опираться на обе ручки

Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.

Тренируем вестибулярный аппарат

Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.

Покажите, как перевернуться

Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев. Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону.

Стимулируем ползание

Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол. Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть.

Учим переставлять ручки

Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки. Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.

Делаем упражнение «Лягушонок»

Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.

Тренируем стойку на коленях

Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.

Учимся стоять на четвереньках

Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.

Учимся ползать на четвереньках

Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой - ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.

Какие тренажеры можно использовать

Для освоения навыка ползания используют специальные тренажеры:


Чего нельзя делать

Некоторые действия родителей не способствуют ползанию грудничков и могут быть опасны для младенца. Запомните, что крайне нежелательно делать следующее:

  • Постоянно носить крошку на руках. Спускайте на пол, в манеж, чтобы он учился вставать на колени, опираться на ручки.
  • Заставлять ползать, ставить на четвереньки насильно. Не требуйте от пяти-, шестимесячных детей невозможного. Дождитесь более позднего периода, пусть малыш подрастет. Если к 8–9 месяцам не захочет вас удивить, то обратитесь к доктору.
  • Поднимать за ладошки, чтобы сел. Держите ребенка за локти или плечи.
  • Использовать на ранних сроках ходунки, прыгунки, кресла для сидения. Садиться, прыгать, ползать малыш начнет тогда, когда у него сформируется опорно-двигательный аппарат.
  • Оставлять малыша надолго в манеже или кроватке. Отсутствие свободного пространства негативно сказывается на физическом и психическом развитии.
  • Забывать обезопасить младенца, подготовить комнату к изучению. Розетки, провода, стеклянные вазы, легкие стулья уберите наверх.
  • Ругать, если ребенок странно ползает. Метод и способ передвижения малышу подсказывает интуиция, мышцы. Он прыгает на попе, переворачивается на полу не из-за вредности, а потому, что встать на четвереньки пока не может.
  • Стелить жесткие ковры, паласы в комнате. На коленях и локтях можно натереть мозоли. Последствием становится отказ от ползания. В таких ситуациях используйте наколенники.

Лучше всего учить малыша ползать на собственном примере. Наверняка грудничок будет смотреть на маму удивленными глазами. Но если поиграть с малышом в догонялки на четвереньках, провести время весело и дружно, то он будет ждать следующего раза с большим интересом, подползать к вам самостоятельно, чтобы затеять забаву. И так быстро и легко научится ползать самостоятельно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Еще недавно ваш кроха мог изучать окружающий мир, только лежа в своей кроватке. А сейчас, глядите, – уже ползает! Только что же делать, если малыш так и продолжает лежать, когда все ровесники уже активно перемещаются на четвереньках? Стоит ли переживать по этому поводу? За ответом обратимся к известному педиатру Е. О. Комаровскому.

Как научить ребенка ползать на четвереньках?

В своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» доктор пишет следующее. Умение ползать, сидеть, ходить и все подобные навыки ребенок пожелает освоить сам. Более того, малыш прекрасно с этим справится без посторонней помощи. Ваше участие заключается лишь в том, чтобы быть рядом и правильно организовать пространство.

Что еще вы можете сделать?

  • Закаливать;
  • Развивать мускулатуру малыша;
  • Уделять внимание профилактике рахита.
В этом вам помогут купания, прогулки, гимнастика, массаж и правильное питание.

Стоит ли торопить события?

Е. О. Комаровский остерегает от стремления форсировать события в освоении двигательных навыков, особенно стояния и хождения. Прямохождение оборачивается колоссальной нагрузкой на позвоночник, к которой нужно успеть подготовиться. Поэтому ранняя нагрузка может повлечь за собой неприятные последствия: искривление позвоночника, радикулит. В возрасте до года ребенка не стоит тренировать и учить специально. Если малыш здоров, он обязательно научится и ползать, и ходить чуть позже, когда будет к этому готов.

В среднем освоение навыка ползания происходит между пятым и шестым месяцем, делать это виртуозно дети начинают к семи месяцам. Есть малыши, которые предпочитают не ползать, а сразу сидеть, затем стоять. Также будьте готовы к тому, что далеко не все выбирают вариант ползания на четвереньках. Ребенок может ползти на вытянутых руках и ногах, «по-пластунски», на одном колене и вытянутой руке, может ползать «задним ходом» или боком. Кому как больше нравится. И все эти варианты совершенно нормальны. Учить ползать «правильно» нет никакой необходимости – ваш кроха нашел свой, наиболее удобный способ перемещения и пользуется им.

Как обезопасить ребенка, который начал ползать?

Доктор рекомендует родителю самому лечь на пол и с этой позиции оценить пространство вокруг. Вы сразу же заметите и торчащие провода, и острые углы, и мешающие предметы. Теперь остается только убрать все это, чтобы пространство стало комфортным и безопасным.

По поводу детского манежа Евгений Олегович высказывает мнение, что это отличный вариант на тот случай, если маме нужно отлучиться в другую комнату на короткое время, чтобы не носить ребенка повсюду с собой. Если же вы чем-то заняты в той же комнате, где находится малыш, то лучше позволить ему просто ползать по полу. И дать ему возможность совершать все те удивительные открытия, которые его ждут!

Доктор Комаровский о ползании (видео)

* Наблюдая, как он растет *

318. Он повторяет всю историю человеческого развития.

Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как растет и развивается ребенок. Сначала вы замечаете только, что он увеличивается в размере. Затем он начинает постигать разные человеческие премудрости. Но в действительности его развитие - гораздо более сложный процесс, чем вам кажется. Каждый ребенок в процессе своего развития повторяет шаг за шагом всю историю человечества, его физиологическое и духовное развитие. Сначала в чреве матери зарождается клетка, которая впоследствии станет человеком, так же как когда-то в океане появилась первая живая клетка. Несколько недель спустя у зародыша, находящегося в амниотической жидкости, появляются жабры, как у рыбы. А когда годовалый ребенок с четверенек поднимается на две ноги, то тем самым он отдает дань нашим далеким предкам, которые начали когда-то ходить на двух ногах. Именно в это время ребенок учится пользоваться своими руками, приобретает ловкость. Наши далекие предки встали на две конечности, так как обнаружили, что рукам можно найти более полезное применение, чем ходьба. После 6 лет ребенок частично освобождается от своей зависимости от родителей. Главным делом этого периода его жизни становится приспособление к внешнему миру. Он серьезно изучает "правила игры". Возможно, он переживает тот период в истории человечества, когда наши дикие предки нашли, что гораздо лучше объединяться в большие группы, чем скитаться по лесу отдельными семьями. Объединившись, люди вынуждены были научиться сотрудничать друг с другом, сдерживать себя, установить законы и правила взаимоотношений, а не полагаться на старейших во всех делах рода.

319. Медленно развивающиеся дети.

Вы с огромным интересом следите за развитием своего ребенка. Если он быстро растет, вы гордитесь им, да и собой тоже, за то, что произвели его на свет. Когда ребенок радуется своим достижениям, когда он с восторженным изумлением открывает для себя окружающий мир, вы вновь переживаете самые чудесные дни своего детства. Но вы немедленно начинаете беспокоиться, если ваш ребенок начинает отставать в каком-то отношении от детей ваших знакомых. Вы не просто нервничаете, вы чувствуете себя немного виноватой. Так уж устроены все хорошие родители: чуть что-нибудь не так и они уже гадают, правильно ли они ухаживают за своим ребенком, передали ли они ребенку здоровую наследственность.
Медленное развитие крайне редко имеет отношение к плохому уходу за ребенком или наследственным дефектам.
Развитие каждого ребенка сугубо индивидуально и представляет собой очень сложное явление (см. раздел 53). Ребенок наследует от своих родителей и предков различные черты: возраст, в котором он начинает ходить, разговаривать, появление зубов, рост, более раннее или позднее половое созревание. Но этими качествами члены семьи обладают в разной степени, так как наследственность - это смесь самых разных качеств.
Такие этапы в развитии ребенка, как умение держать головку прямо, сидеть, ползать, стоять, ходить, называются моторным развитием. Существуют средние возрастные нормативы для каждого из этих этапов развития, но практически совершенно здоровые, нормальные дети сильно разнятся в своем развитии.
Существуют очень редкие болезни, которые мешают моторному развитию ребенка. Но диагноз может поставить только врач.
Огромное большинство случаев нормального развития (больше чем девять из десяти) это просто нормальные вариации развития.

320. Умственное развитие.

Умственное развитие ребенка в отличие от моторного гораздо больше зависит от окружения, чем от наследственности. Дети, рожденные матерями с низким интеллектом, но взятые на воспитание людьми с высоким умственным развитием, становятся в этом отношении похожими на своих приемных родителей.

321. Социальное и эмоциональное развитие.

Частично оно зависит от темперамента, с которым ребенок родится, т.е. спокойный он или активный. Но в еще большей степени социальное и эмоциональное развитие ребенка зависит от условий его жизни. Нет оснований полагать, что такие качества, как алкоголизм, лживость, жестокость и преступность, передаются по наследству.
Разумеется, медленно развивающийся ребенок должен находиться под наблюдением врача, который может обнаружить болезнь или дефект, нуждающийся в исправлении. Это особенно необходимо, если ребенок отстает не только в моторном, но и нервно-психическом развитии.

322. В первые 2-3 недели ребенок внутренне сосредоточен.

В этот период у него почти нет контакта с внешним миром. Большую часть времени ребенок как бы вслушивается в то, что происходит в его организме. Когда его организм говорит ему, что все в порядке, ребенок мирно спит. Когда организм подает сигналы голода, желудочного расстройства или усталости, ребенок всем своим существом отдается этим неприятным ощущениям, потому что ничто другое пока не может отвлечь его. В этот период одних детей мучают боли от задержки газов, другие регулярно плачут, а третьи всегда кричат перед тем как уснуть.
После 3 недель ребенок начинает замечать окружающий мир. Он поворачивает голову во все стороны и выглядит очень довольным тем, что он видит.

323. Сначала он поднимает голову.

Ребенок учится управлять своим телом постепенно: сначала головой, потом руками, торсом и ногами. Только что родившийся ребенок умеет только сосать. Когда соска, палец или любой предмет касается его щеки, он пытается достать его ротиком. Если вы будете держать его голову, он будет сердито вырываться. Возможно, этот инстинкт предусмотрен природой, чтобы ребенок не задушил себя.
Матери часто спрашивают: "Когда ребенок начинает видеть?" Это постепенный процесс, так же как и все другие этапы развития ребенка. Сразу после рождения он может отличить свет от темноты. Слишком яркий свет беспокоит его и заставляет закрывать глаза. В первые недели новорожденный начинает останавливать взгляд на предметах недалеко от себя. К одному или двум месяца он узнает лица близких и реагирует на их появление. К трем месяцам ребенок уже разглядывает все вокруг себя. В первые месяцы ребенку еще трудно координировать оба глаза и он часто косит. Поверхность его глаз пока не очень чувствительна и пылинка, попавшая в глаз, обычно не беспокоит его.
Только что родившийся ребенок первые дня два почти ничего не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе. Но скоро у него установится прекрасный слух и он будет вздрагивать при громких звуках. У некоторых новорожденных глухота продолжается в течение нескольких первых дней из-за того, что жидкость в ухе впитывается медленнее.

324. Он рано начинает улыбаться, так как он общительное создание.

Однажды ваш ребенок вдруг улыбнется вам. Обычно это происходит между первым и вторым месяцем в один из моментов, когда вы будете нежно с ним разговаривать. Его первая улыбка сделает вас счастливой. Вы только подумайте, что значит первая улыбка в развитии ребенка. В этом возрасте он еще ничего не знает и не умеет, он еще не может пользоваться руками, даже головы повернуть не может, но он уже знает, что он существо общественное, ему приятно быть среди любящих людей и ему хочется отвечать им тем же. Если ребенок будет расти в атмосфере любви и нежности, то хотя временами вы и будете проявлять разумную твердость, он сохранит свое дружелюбное отношение к людям потому, что это заложено в его натуре.

325. Движения.

Только что родившиеся дети очень редко могут засунуть палец в рот. Большинство новорожденных не всегда могут даже донести руку до рта в первые 2-3 месяца. Кроме того, их кулачки все еще крепко сжаты, поэтому они не скоро смогут отделить большой палец и засунуть его в рот.
Но главная функция рук - хватать и держать предметы. Новорожденный как будто заранее знает, что ему предстоит освоить в ближайшее время. Задолго до того, как он сможет схватить предмет рукой, он пытается сделать это и ему явно этого хочется. Если вы вложите погремушку в его руку, он ее удержит и помашет ею. В середине первого года он учится дотягиваться и брать предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Постепенно он учится все эффективнее пользоваться руками. В конце первого года ему нравится осторожно брать пальчиками пылинки, крошки или мелкие предметы.

326. Правой или левой рукой?

По этому вопросу мнения расходятся. В первый год жизни дети одинаково владеют обеими руками, а затем постепенно становятся либо левшами, либо правшами. Некоторые дети несколько месяцев пользуются в основном одной рукой, а затем переходят ко второй.
До сих пор ученые, занимавшиеся этим вопросом, считали, что это врожденное качество, которое рано или поздно проявляется в каждом человеке. Специалисты по детской речи и чтению полагали, что попытки заставить левшу пользоваться правой рукой приводили к заиканию и трудностям в чтении. Они считали, что лучше оставить ребенка в покое из опасения травмировать предполагаемого левшу. В последнее время доктор Абрам Блау опубликовал книгу "Господствующая рука", в которой он доказывает, что предпочтение, отдаваемое правой или левой руке, - не врожденное свойство, а приобретенная привычка. Он предлагает родителям тактично помогать ребенку с самого рождения отдавать предпочтение правой руке. Он считает, что ребенок, который все-таки пользуется левой рукой, несмотря на все попытки матери, делает это нарочно из духа противоречия (качество, называемое негативизмом). Я думаю, из этих двух противоположных теорий родителям безопаснее всего выбрать компромиссное решение. Если ребенок не отдает предпочтения ни одной руке (что наиболее вероятно в середине первого года, когда он начинает пользоваться руками) или, если он явно правша, то считайте его правшой и вкладывайте предметы (игрушку, пищу, а позже и ложку) в его правую руку. Но если с самого начала или позднее ребенок начинает отдавать явное предпочтение левой руке, я бы не стал с ним спорить и настаивать. Лучше оставить его в покое. Даже, если он только из-за упрямства пользуется левой рукой, то вы ничего не добьетесь, борясь с ним, но будете способствовать еще большему упрямству и даже враждебности. Итак, вы должны тактично направлять ребенка, но не вступать с ним в борьбу.

327. Как ребенок относится к незнакомым людям.

Наблюдая, как ребенок реагирует не незнакомых людей, вы можете получить некоторое представление о его развитии. Вот как он ведет себя на приеме у врача. Двухмесячный ребенок почти не обращает внимания на врача. Лежа на столе, он смотрит через его плечо на свою маму. Осматривать трехмесячного ребенка - одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. Он может так разволноваться, что будет еще долго плакать и после того, как вы уйдете из кабинета врача. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого. Он может испугаться даже своего отца. Возможно, в этом возрасте он уже достаточно умен, чтобы отличать своих от чужих. Если ваш ребенок боится чужих людей и незнакомых мест, лучше оберегать его от излишних волнений. Просите незнакомых людей держаться в отдаленности, пока ребенок не освоится с ними, особенно вне дома. А к отцу он скоро привыкнет.
Некоторые дети до конца первого года относятся к незнакомым людям довольно безразлично. Они больше заняты различными предметами и освоением новых видов деятельности, чем незнакомыми лицами. Но в годовалом возрасте все меняется. Мне кажется, самый "подозрительный" возраст - это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с самим "злодеем-доктором" (см. также раздел 380).

328. Когда ребенок начинает переворачиваться и сидеть?

Разные дети в разном возрасте начинают переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и ходить. Многое зависит от темперамента и веса ребенка. Гибкий, энергичный ребенок торопится получить свободу передвижения. Упитанный, спокойный ребенок не спешит переходить от одного этапа развития к другому.
Когда ребенок начнет делать первые попытки переворачиваться, его уже нельзя оставлять без присмотра на столе даже на секунду. А когда он действительно научится переворачиваться, его небезопасно оставлять даже посередине большой кровати; просто поразительно, как быстро ребенок оказывается на ее краю.
Большинство детей хорошо сидят (с небольшой помощью) между 7-м и 9-м месяцем. Но некоторые дети, нормально развивающиеся и физически, и умственно, начинают сидеть только в год. Сначала ребенок делает попытки сесть. Если вы возьмете его за ручки, он попытается подтянуться и сесть. Видя такое стремление, матери спрашивают, как рано можно усаживать ребенка на подушку. Врачи считают, что делать этого не следует до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сидеть в течение нескольких минут. Но это не значит, что нельзя играть с ребенком, подтягивая его до сидячего положения, или сажать его на колени, или в коляске подкладывать под спину подушку, чтобы ребенок сидел в наклонном положении. Но следите, чтобы спина и шея ребенка были выпрямленными. Ребенку вредно долго оставаться в сгорбленном положении.

329. Высокое креслице.

Оно очень удобно, если ребенок ест за общим столом. Но дети часто падают с них. Если ребенок ест отдельно от остальных членов семьи, лучше купить ему маленький столик и стульчик. Если же вы хотите пользоваться высоким креслом, то выбирайте такое, которое имеет широкое основание (чтобы не так просто опрокидывалось) и ремни, чтобы привязывать ребенка к стулу. Не оставляйте ребенка надолго ни в высоком, ни в низком креслице, когда он уже умеет стоять или ползать. Ему нужна свобода.

330. Займите ребенка, пока вы его переодеваете.

Ни один ребенок не понимает, что нужно лежать спокойно, пока мама его переодевает. Это совершенно противоречит его натуре. С тех пор как ребенок научился переворачиваться, он возмущенно кричит и брыкается, отказываясь лежать и ждать, пока его переоденут, как будто это для него неслыханное оскорбление.
Но ребенка можно отвлечь чем-нибудь. Мать может попробовать завладеть его вниманием разговорами и всякими забавными звуками. Можно иметь специально на этот случай какую-нибудь особенную игрушку, например, музыкальную шкатулку, которую вы будете давать ему только во время переодеваний.

331. Когда ребенок начинает ползать.

Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам. Некоторые дети не ползают, а сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Существует множество разных способов ползания. Ребенок может переходить от одного способа к другому по мере совершенствования. Одни дети ползают пятясь, другие - как-то вбок. Одни ползают на выпрямленных ногах и руках, другие - на четвереньках. А есть дети, которые ползают на одном колене и одной вытянутой ноге. Если ребенок умеет быстро ползать, он обычно начинает позже ходить. А тот, который неуклюже ползает или вообще не умеет ползать, будет стараться раньше научиться ходить.

332. Когда ребенок начинает стоять.

Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает между 7-м и 9-м месяцем. Самостоятельно стоять ребенок будет между 9-м и 12-м месяцем. Некоторые дети не умеют стоять и позже, хотя они абсолютно здоровы и умственно полноценны. Обычно это упитанные, спокойные дети или те, у кого ножки долго набирают силу. Не беспокойтесь за такого ребенка, если врач считает, что он здоров.
Очень многие дети, научившись вставать, не знают, как снова сесть. Бедный крошка может простоять несколько часов, пока не свалится от изнеможения. Когда мать посадит такого ребенка, оторвав его от перил кровати или манежа, он моментально забывает об усталости и снова подтягивается и встает. Но на этот раз он начинает плакать уже через несколько минут. Единственное, что мать может предпринять, дать ему какой-нибудь интересный предмет поиграть, чтобы подольше удержать его в сидячем положении. Подольше катайте его в коляске и утешайтесь надеждой, что через неделю он, возможно, научится садиться. В один прекрасный момент ребенок впервые попробует очень осторожно опуститься. Через несколько недель он научится двигаться вдоль перил манежа, сначала держась за них обеими руками, а потом одной. В конце концов ребенок невзначай отпустит перила на несколько секунд, не сознавая, какой смелый шаг он сделал. Так он готовится ходить. Родители часто спрашивают, нужны ли ребенку "ходунки", т. е. Такие приспособления, которые помогают ему передвигаться, пока он не умеет ходить. Цель их: дать ребенку интересное занятие и обеспечить его безопасность. Иногда врачи не советуют пользоваться "ходунками", если ребенок кривит ножки, потому что в "ходунках" он может еще больше их скривить. Обсудите этот вопрос со своим врачом. Но в любом случае я бы советовал не держать ребенка в "ходунках" все время. Ему необходимо дать все возможности ползать и исследовать окружающий мир.

333. Когда ребенок начинает ходить.

Множество факторов определяют возраст, в котором ребенок начинает ходить самостоятельно. Если ребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он, возможно, только месяца через два снова попробует пойти самостоятельно. Или, если он упадет и ударится после первых попыток ходить, то он может еще много недель бояться оторвать руки от опоры.
Большинство детей начинает ходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые - уже в 9 месяцев. Довольно многие дети, вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никаких физических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.
Когда ребенок начинает ходить, возникает множество проблем: обувь, дисциплина и др., которые обсуждаются в последующих разделах.
Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить. Я помню, когда одна мать водила своего еще не умевшего ходить ребенка, держа за обе ручки. Ребенок был в восторге. Ему так нравилось ходить в "подвешенном состоянии", что он требовал этого целый день. Бедная мать попала в очень тяжелое положение, ее спина невыносимо болела.
Часто матери спрашивают, не вредно ли для ножек ребенка, если он начинает ходить слишком рано. Известно, что телосложение ребенка может выдержать любую нагрузку при условии, что он самостоятельно переходит от одного этапа развития к другому. У только что начинающих ходить детей иногда кривятся ножки, но это не зависит от возраста ребенка.

334. Ноги.

В первые два года ступни ребенка выглядят так, как будто у него плоскостопие. Это происходит от того, что его ступня еще не сформировалась окончательно и ножки ребенка очень пухлые. Учась стоять и ходить, ребенок упражняет мускулы, помогающие сформировать свод ноги (см. следующий раздел).
Форма ног зависит от нескольких факторов, включая наследственность и наличие рахита (размягчение костей от недостатка витамина D). У некоторых детей ноги искривляются и при отсутствии рахита. Особенно этому подвержены хорошо упитанные и активные, сильные дети. Но, если у ребенка имеется тенденция кривить ноги и при этом он заболеет рахитом, то кривизна ног развивается особенно быстро и в сильной степени. Другим фактором, влияющим на форму ног, является положение, в котором они обычно находятся. Например, иногда ноги от щиколотки кривятся внутрь оттого, что ребенок всегда сидит, поджав их под себя. Иногда ступни кривятся внутрь оттого, что, лежа на животе, ребенок всегда повертывал ноги внутрь. Некоторые дети начинают косолапить после того, как они передвигаются в "ходунках", отталкиваясь внешними краями ступней.
Все дети ставят носки врозь, когда учатся ходить. А затем по мере совершенствования ставят их все прямее. Некоторые дети ставят ступни носками в противоположные стороны, как Чарли Чаплин. Ребенок, начинающий ходить, ставя ступни почти параллельно, возможно, в будущем будет косолапить. Часто ребенок с кривыми ногами косолапит.
Врач внимательно следит за развитием ног ребенка с того времени, когда ребенок начинает стоять. Вот почему так важно регулярно посещать врача и на втором году жизни. При различных дефектах ног ребенка врач может прописать ортопедическую обувь.

335. Обувь - когда и какая.

Обычно ребенок нуждается в обуви, только когда он ходит по улице. Совершенно нормально, если его руки и ноги холодные - это его нисколько не беспокоит. Другими словами, нет никакой необходимости в вязаных башмачках или мягких ботиночках в первый год жизни, разве что полы в доме очень холодные.
Когда ребенок научится стоять и ходить, тем более ценно оставлять его босым, если позволяют условия. Свод стопы ребенка вначале сравнительно плоский. Свод становится выпуклым, укрепляются щиколотки, когда ребенок стоит и энергично ходит. (Мне кажется, что именно поэтому кожа на своде ступни боится щекотки. Таким образом, природа напоминает нам, что эту часть ступни следует поднимать над землей.) Ходьба по неровной или шершавой поверхности также помогает развивать и укреплять мускулы ног. Если ваш ребенок всегда ходит по гладкому полу и его ножки всегда обуты (особенно если подметки жесткие), то мускулы его ступней расслабляются и развивается плоскостопие.
Разумеется, ребенку нужно надеть ботинки, когда он гуляет в холодную погоду или, если он ходит по асфальту или другой "опасной" поверхности. Но дома ребенку лучше ходить босиком до 2-3 лет. В теплую погоду ребенку полезно ходить босиком на пляже, в садике и в других безопасных местах.
Обычно врачи рекомендуют покупать первые ботинки с полужесткими подметками, чтобы мускулы ног имели возможность работать. Очень важно, чтобы ботинки и носки были достаточно велики, - тогда пальцы на ногах не будут подгибаться (но не настолько велики, чтобы ребенок падал).
Маленькие дети очень быстро вырастают из ботинок. Иногда приходится покупать им обувь каждые 2 месяца. Мать каждые несколько недель должна проверять, не вырос ли ребенок из ботинок. Ботинки должны быть немного больше ноги ребенка, потому что во время ходьбы пальцы ног продвигаются вперед. Когда ребенок стоит, носок ботинка должен оставаться свободным приблизительно на 2 см. Когда ребенок сидит, его нога не заполняет всего ботинка, поэтому проверять обувь нужно, пока ребенок стоит. Обувь должна быть достаточно широкой.
Если врач прописывает ортопедическую обувь с клинышками для исправления слабых щиколоток, косолапости, кривых ног, он, вероятно, посоветует жесткие прочные ботинки. Ортопедические ботинки лучше помогают, если они жесткие и высокие.
Если у вашего ребенка сильные ножки, можно купить ему полужесткие ботинки, даже самые дешевые, если они хорошо сидят на ноге и достаточно большого размера.

336. Когда ребенок начинает разговаривать.

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Все люди - и старые, и молодые - чувствуют потребность разговаривать, высказаться, когда они находятся среди общительных, сочувствующих друзей. Ребенок - не исключение, только сначала он должен захотеть научиться разговаривать.
Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Такой ребенок действительно медленнее будет пополнять свой словарный запас, но вряд ли он будет вообще молчать. Но если, кроме этого, родители будут сдерживать стремление ребенка к общительности и постоянно одергивать его, то он действительно будет молчать.
Бывает, что мать говорит с ребенком такими длинными предложениями, что он не успевает выделить и запомнить ни одного слова. Но это встречается редко, так как мы инстинктивно говорим с детьми короткими фразами с ударением на самом главном слове.
Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Разумеется, если ребенок очень сильно отстает в физическом развитии (например, в 2 года еще только научился сидеть), то он и говорить начнет поздно. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.
Большинство детей вначале произносят все слова неправильно, но постепенно говорят все лучше и чище. У некоторых детей не получаются определенные звуки. Иногда причиной этого является неуклюжесть языка либо другого органа речи. В конце концов некоторые взрослые тоже шепелявят, хотя всеми силами пытаются избавиться от этого недостатка. Иногда ребенок неправильно произносит какое-то слово, хотя те же звуки в других словах произносит правильно. Незначительные отставания в развитии речи ничего не значат, если в других отношениях ребенок развивается нормально, если он весел и в его жизни все благополучно. Полезно время от времени поправлять ребенка в дружелюбном тоне. Но было бы ошибкой относиться к произношению ребенка слишком серьезно и постоянно придираться к нему.
Что делать с ребенком, который в 3, 4 или в 5 лет говорит настолько невнятно, что другие дети не могут его понять и смеются над ним? Прежде всего необходимо проверить его слух. Можно обратиться к логопеду. Но это должен быть специалист, который умеет обращаться с маленькими детьми и сделать уроки интересными. Найдете вы логопеда или нет, ребенок должен как можно больше находиться в обществе детей, желательно своего возраста. Еще лучше отдать в хороший детский сад. Чуткая воспитательница тактично защитит ребенка с речевым дефектом от насмешек товарищей. Обычно воспитательница скорее может помочь ребенку исправить дефект речи, чем родители, потому что она меньше беспокоится об этом.

337. Нарочитое сюсюканье.

Оно встречается у детей, которые ревнуют к младшему брату или сестре, если им кажется, что к маленьким братьям и сестрам родители проявляют больше любви и внимания (см. раздел 464). Но иногда ребенок нарочно сюсюкает и без "соперников" в семье. Например, мне приходит на память маленькая девочка с завитыми локонами и в нарядном платьице - единственное дитя в обожающей ее семье. Все члены семьи забавляются крошкой, забывая, что ей предстоит повзрослеть. Они продолжают сюсюкать с маленькой девочкой и тогда, когда она уже давно вышла из возраста, для которого это естественно. Они показывают своим поведением, что девочка им больше нравится, когда она ведет себя, как "очаровательный пупсик". Не удивительно, что девочка охотно играет эту роль. Но ей будет очень трудно, когда она окажется среди детей своего возраста, потому что они не будут считать ее "милым пупсиком", они будут смеяться над ней.

* Развитие зубов *

338. Время появления первых зубов ничего не значит.

У разных детей развитие зубов протекает по-разному. Одни дети жуют все подряд, капризничают и хнычут за 3-4 месяца до появления каждого зуба и портят жизнь всем членам семьи. А у других детей зубы прорезаются безболезненно, и мать их обнаруживает случайно в один прекрасный день, вообще не подозревая, что у ребенка выросли зубы. У относительно здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью. В одной семье почти у всех детей зубы появляются раньше, а в другой - позже. Не думайте, что ваш ребенок лучше другого, если у него рано прорезались зубы. И не считайте, что ваш ребенок умственно и физически отстает, потому что зубы у него появились поздно.

339. Как растут зубы у ребенка.

Как правило, первые зубы появляются около 7 месяцев, но еще с 3-4 месяцев ребенок хнычет, все кусает и периодически плачет. В первые 2,5 года у ребенка должно вырасти 20 зубов, поэтому не удивительно, что почти любое недомогание в этот период так легко объяснить прорезыванием зубов.
В прежнее время прорезывание зубов считали причиной простуды, поноса, повышения температуры тела. Разумеется, причина этих болезней не прорезывание зубов. Однако, у некоторых детей прорезывание зубов снижает общую сопротивляемость организма и они в этом время легче заболевают. Поэтому, если при прорезывании зубов ребенок заболеет или температура превысит 38°, необходимо вызвать врача для установления диагноза и лечения.
Обычно первыми появляются два нижних центральных зуба (8 передних зубов называются резцами). Через несколько месяцев прорезаются четыре верхних резца. Обычно к году у ребенка имеется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху). Затем обычно бывает перерыв в несколько месяцев, после чего почти один за другим прорезаются еще 6 зубов: 2 оставшихся нижних резца и 4 коренных зуба, которые находятся на боковых сторонах челюсти. Между коренными зубами и резцами остается место для клыков (заостренных на концах), которые появляются через несколько месяцев после коренных зубов. Как правило, они прорезываются во второй половине второго года. Последними вырастают еще 4 коренных зуба, обычно в первой половине третьего года жизни.

340. Когда прорезываются зубы, ребенок часто просыпается ночью.

Первые четыре коренных зуба прорезываются особенно болезненно. Ребенок может капризничать и потерять аппетит на несколько дней. Он может просыпаться несколько раз за ночь. Если он снова быстро не засыпает, то это может стать проблемой. Самый простой способ успокоить ребенка - дать ему молока из чашки или из соски. Не рискованно ли это? В большинстве случаев ребенок перестает просыпаться, как только зубы прорежутся. Но иногда у детей развивается привычка просыпаться ночью, особенно если их берут на руки и занимаются ими. Поэтому я думаю, что лучше не кормить ребенка ночью и не брать его на руки, если он сам засыпает через несколько минут. Если же вам приходится кормить его ночью, делайте это в кроватке, но, как только зубы прорежутся, немедленно прекратите эту практику.
Когда в середине первого года жизни у ребенка растут первые зубы, он тоже часто просыпается ночью.

341. Дайте ребенку возможность жевать.

Некоторые матери считают своей обязанностью ничего не позволять ребенку класть в рот. Но большинству детей это просто необходимо по крайней мере от 6 до 15 месяцев. Постоянная борьба измучает и мать, и ребенка. Разумнее обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев, чтобы ребенок не поранил себя, если упадет. Очень удобны для этой цели резиновые кольца, но подойдет любой кусок резины, которые ребенку удобно держать в руке. Будьте осторожны с игрушками из тонкого целлулоида. Иногда дети откалывают маленькие кусочки целлулоида, глотают их и могут подавиться. Следите, чтобы ребенок не грыз краску с мебели и других предметов. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи. Разрешите ребенку жевать все, что он хочет, кроме опасных для него предметов. Не бойтесь бактерий, живущих на предметах, которые он жует. Это его собственные бактерии, к которым он давно привык. Конечно, надо вымыть кольцо водой с мылом, если оно упадет на пол или если его схватит собака. Кипятите время от времени тряпку, которую ребенок жует. Некоторым детям нравится сильный массаж десен.

342. Как укреплять зубы.

Прежде всего необходимо помнить, что коронки зубов (т. е. та часть зубов, которая выступает на поверхности десен) образуются в деснах задолго до рождения ребенка из тех веществ, которые мать получает с питанием во время беременности. Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций и фосфор (молоко и сыр), витамины D (в виде концентрата и солнечных лучей), витамин C (в виде концентрата, апельсинов и других цитрусовых, свежих помидоров, капусты). Витамин A и некоторые витамины группы B, по всей видимости, так же необходимы, как и другие вещества.
Постоянные зубы ребенка, которые появляются не раньше 6 лет, начинают формироваться через несколько месяцев после рождения. в этом возрасте ребенок получает большое количество фосфора и кальция из молока. С месячного возраста ребенок должен получать витамины C и D (обычно их дают новорожденным в виде концентратов).

343. Фтор, содержащийся в воде, укрепляет зубы.

Фтор - очень ценное вещество для построения хороших зубов. Оно должно быть в составе питания рациона и беременной женщины, и маленького ребенка в период формирования постоянных зубов. В тех странах, где фтор содержится в воде, зубы разрушаются гораздо меньше. Во многих странах фтор добавляют в воду. Если в воде он отсутствует, зубной врач может частично восполнить этот недостаток, нанеся фтор тонким слоем на зубы ребенка. До сих пор некоторые люди восстают против добавления фтора к воде, считая это вредным, несмотря на тщательные исследования ученых и их заключение о пользе такой меры. Но в свое время многие возражали и против всеобщей вакцинации, и против хлорирования воды, хотя сейчас это стало обыденным явлением.

344. Сахар и пища, содержащая крахмал, способствует разрушению зубов.

Ученые еще не нашли исчерпывающего ответа на вопрос, отчего разрушаются зубы (явление, называемое кариесом). Питание женщины в период беременности и питание ребенка безусловно очень важно для предупреждения кариеса. Наследственность тоже играет некоторую роль.
Даже крепкие с виду зубы могут начать разрушаться. Зубные врачи считают, что разрушение вызывается главным образом молочной кислотой, которая вырабатывается бактериями, живущими в сахаре и крахмале, застрявшем в зубах. Чем дольше остатки этой пищи находятся на зубах, тем больше размножается бактерий и тем больше вырабатывается молочной кислоты, которая разъедает отверстия в зубах. Вот почему жевание сладостей (конфеты, печенье, сухие фрукты, сладкие напитки, пирожные) между кормлениями особенно способствует разрушению зубов.
Конечно, во фруктах и даже в овощах тоже содержится сахар. Но в них он находится в растворенном состоянии и поэтому скорее смывается. Грубая клетчатка фруктов и овощей действует на зубы, как зубная щетка. Все мы едим пищу, содержащую крахмал, но обычно только в определенные часы. Кроме того, хлеб, крупы грубого помола и картофель не прилипают к зубам надолго. Зубы страдают от частых "перекусываний" вне расписания (особенно если это пища, надолго застревающая в зубах, как сладкое и крахмал).

345. Уход за зубами.

Некоторые врачи советуют начинать чистить зубы ребенка, когда появляются первые 4 коренных зуба, т. е. приблизительно в первой половине второго года жизни. Я думаю, лучше подождать до 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Если его мать и отец чистят зубы, он тоже хочет попробовать. Купите ему зубную щетку, как только он проявит к ней интерес, и пусть он пробует. Разумеется, вначале у него ничего не получится, но вы тактично ему поможете. Вы скажете, что я чересчур подробно говорю на эту тему. Я только хочу показать на этом примере, что нет нужды заставлять ребенка что-то делать, как уверены многие взрослые, так как в свое время он с огромным удовольствием сам будет делать то, что взрослые, может быть, считают неприятной обязанностью. Но только дайте ему возможность самому научиться.
Главная цель чистки зубов - удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве.

346. Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет.

Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Пломбировать их надо, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, сохранит зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли. Даже, если зубы трехлетнего ребенка целы, все-таки имеет смысл повести его к зубному врачу по двум причинам: чтобы удостовериться, что зубы здоровы, и чтобы впоследствии ребенок шел к зубному врачу без страха. Если в первый раз ему не причинили боли, он не будет бояться вставлять пломбу, когда это впервые потребуется.
Часто родители думают, что бесполезно ухаживать за молочными зубами, так как они все равно выпадут. Это неправильно. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу. Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет. Поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

347. Постоянные зубы.

Они начинают появляться около 6 лет. Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными коренными зубами. Первыми выпадают нижние центральные резцы. Постоянные зубы, вырастая, разрушают корни молочных зубов, расшатывают их до тех пор, пока они совсем не выпадут. Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Вслед за коренными зубами, выросшими в 6 лет, появляются вторые коренные зубы около 12 лет. Зубы мудрости вырастают гораздо позже, примерно в 18 лет (а иногда вообще не вырастают).
Иногда постоянные зубы вырастают кривыми или смещенными, но со временем они несколько выравниваются. Правда, заранее трудно сказать, насколько они исправятся. Зубной врач, проверяющий зубы вашего ребенка каждые 6 месяцев, может назначить лечение.

Похожие статьи