Покраска огнем: обжигание древесины для улучшения ее свойств. Обжиг древесины Почему дерево становится тверже при обжиге

08.06.2020

Всем известно, что древесину нельзя предоставлять самой себе — под воздействием внешних сил она быстро разрушается. Нужна пропитка антисептиками и антипиренами. Но есть и другая эффективная защита, без использования «химии»

Еще много веков назад наши предки заметили, что если немного обжечь кусок дерева, он станет прочнее. Считается, что эта методика, получившая название Shou Sugi Ban («томление кедра»), зародилась в Японии. Хотя есть вполне достоверные данные, что так древесину обрабатывали на всех континентах, в том числе и у нас. На Руси обжигом (подкуриванием) защищали свайные столбы, лаги, половицы, обшивку стен и кровлю.

Сегодня древний метод термической обработки дерева не только не забыт, но пользуется все большей и большей популярностью. Развитие технологий позволило довести его до совершенства. Древесину обжигают посредством газовой горелки/паяльной лампы или выдерживают в печи, а в результате получают новый, улучшенный материал.

Под воздействием высоких температур погибают все возможные «зародыши» гниения. Выгорает древесный сахар, что делает древесину неаппетитной для жуков-древоточцев и других вредоносных микроорганизмов. Расплавленная смола закрывает поры материала, благодаря чему он становится менее гигроскопичным, или, говоря простыми словами, перестает «бояться» воды.

Как бы странно это не звучало, обожженное дерево становится огнеупорным. Разжечь повторно уже обгоревшую доску почти невозможно

Но это еще не все. В процессе подкуривания дерево становится удивительно красивым. Оно темнеет, становясь темно-шоколадным или непроницаемо-черным, и приобретает благородный серебристый отблеск, которого нельзя добиться никакими красками.

Конечно, столь интересные характеристики привлекли внимание мастеров из самых разных областей. Сегодня обожженную древесину используют повсеместно. Она прекрасно показывает себя как в отделке домов (половицы, обшивка стен, потолков, фасадов и кровли) так и в ландшафтном дизайне (заборы, перголы, беседки, теплицы и даже обрамление грядок) .

Еще одна область применения — мебельная промышленность . Изысканный черный цвет с перламутровым отливом сделал древесину Shou Sugi Ban излюбленным материалом для дизайнеров, создающих элитные предметы интерьера.

Виды обжига

Раньше древесину просто бросали в костер или выдерживали в примитивных печах. Сегодня же, при помощи современного оборудования, можно регулировать температуру обработки и достигать определенных эффектов.

Варианты обжига

Наиболее популярный обжиг — поверхностный. Он предполагает обработку газовой горелкой или паяльной лампой. Глубина термического воздействия при этом составляет от 1 до 5 мм.

Глубокий обжиг производят в открытой печи, обеспечивая обработку слоя толщиной до 20 мм. При этом пиломатериал не только закаляется, но и приобретает глубокий черный цвет с графитовым отливом.

Полный обжиг производят в промышленных вакуумных печах, при температуре до 400ºС. Эта технология используется довольно редко, так как древесина очень сильно усыхает и становится слишком плотной, а потому склонной к расколу. Основная область применения такого материала — изготовление элитной дизайнерской мебели.

Как породу дерева выбрать для обжига?

Изначально Shou Sugi Ban предполагала использование только и исключительно кедра. Сегодня же обжигать можно практически что угодно, вопрос лишь в том, какого эффекта нужно добиться. Так, на мягких хвойных сортах (сосне, ели и т.д.) проявляется четкий крупный рисунок волокон. Бук, граб, орех, клен и другие плотные породы приобретают однородный темный цвет с серебристым налетом. А лиственница и орех удивят причудливым мелким узором поверхности.

Обжигать древесину на простом открытом огне неэффективно — материал при этом покрывается слишком толстым слоем сажи

Технология обжига

Основное достоинство технологии Shou Sugi Ban — в доступности. С этой работой может справиться почти каждый. Достаточно газовой горелки или паяльной лампы и хотя бы небольшого опыта работы с этими инструментами.

Но прежде, чем приступать к обжигу, древесину нужно подготовить. Поверхность должна быть гладкой и чистой. Если на доске остались следы старой краски, масел и других загрязнений, их необходимо удалить, иначе после термической обработки они превратятся в несмываемые пятна.

Очень важно проверить влажность древесины. Концентрация влаги в материале не должно превышать 13-15%, иначе после обжига на поверхности доски появятся пятна и разводы.

Лучше всего для обжига подходит свежеструганная древесина. Если материал хранился долго, потемнел и стал пористым, перед термообработкой его нужно отшлифовать

При обработке доски касаются краем факела, держа его перпендикулярно поверхности. Очень важно следить тем, чтобы древесина обугливалась равномерно, то есть изменение тона было равномерным по всей протяженности доски.

После обжига поверхность смачивают водой из пулеверизатора, вытирают насухо, а после того, как древесина полностью остынет, счищают нагар щеткой. Если взять инструмент с не синтетической, а с металлической щетиной, можно заодно состарить (брашировать) древесину, сделав ее фактуру более четкой и выразительной.

Как уже говорилось выше, обожженная древесина не нуждается в пропитке какими-либо защитными препаратами . Но если хочется максимально продлить срок жизни материала, который эксплуатируется в суровых условиях (например, на фасадах), можно прибегнуть к «химии». Вариантов довольно много: льняное и конопляное масло, нитроцеллюлозный или карбамидно-формальдегидный лак, синтетический воск. Но проще всего приобрести в строительном магазине специальный масло-восковой состав для пропитки древесины.

Обожженная древесина сохраняет прочность и привлекательный внешний вид 80 лет и даже больше. Утомительного ухода она не требует. Нужно только изредка очищать поверхность и раз в 3-4 года обновлять пропитку, если таковая была

В современном строительстве древесину принято обрабатывать химическими веществами . Но ведь и раньше строили дома из дерева, причём некоторые из них стоят и по сей день. Предлагаем вам познакомиться со способом обработки древесины обжигом и выяснить, в чём преимущество такого метода.

Как обжиг влияет на древесину

По мере нарастания подкорковых слоёв дерева год за годом его волокнистые клетки отмирают из-за образующихся пор. Высокой пористостью, в частности, объясняется гигроскопичность древесины — её способность впитывать и отдавать молекулы воды в зависимости от разницы между собственной влажностью и содержанием водяного пара в окружающем воздухе.

Структура древесных волокон всегда неравномерна: в процессе жизнедеятельности в дереве образуются целлюлозные полимеры разной степени стабильности, а также сахара и смолы всевозможных типов. Именно наличие пор и органических питательных остатков обуславливают главные недостатки древесины: горючесть и наличие питательной среды для развития бактерий и грибков.

Возможность «запечатать» древесину от воздействий внешнего мира всё же существует. Она используется во время креозотной проварки дерева или в процессе автоклавного нагрева (термолиза). При нагреве до 300-400 °С почти все нестойкие гемицеллюлозные образования разрушаются, а ведь именно они служат как «стартовой площадкой» для воспламенения дерева (образуя первичный объём легкогорючих пиролизных газов), так и начальной питательной средой для развития колоний вредоносных организмов.

В домашних условиях такую обработку древесины воспроизвести невероятно сложно. Но частично закупорить внутренние поры и удалить большинство нестабильных полимеров целлюлозы вполне реально. Даже поверхностный обжиг способен прогреть внешний слой (5-20 мм) древесины настолько, чтобы расплавить лигнин и смолы и образовать неорганическую корку, защищающую от большинства внешних воздействий. После правильного обжига древесину практически невозможно поджечь повторно без интенсивного и продолжительного нагрева до 500-700 °С. При этом остаточное тепло убивает микроорганизмы, сохраняющиеся в толще дерева, а спечённый внешний слой не допускает проникновения болезнетворной органики извне.

Декоративная ценность обожжённого дерева

Гораздо более интересен визуальный эффект от обжига дерева. Именно благодаря ему в Японии зародилась технология обработки деревянных балок под причудливым названием «Шу-Суги-Бан», а дотошность Японцев к интерьерному оформлению жилищ всем хорошо известна.

Внешний вид обработанной таким образом древесины напрямую зависит от техники и глубины обжига, а их различают три типа. Первый — поверхностный обжиг — позволяет создать буро-коричневую с золотистым отблеском поверхность, на которой довольно контрастно проявляется деревянная текстура. Химическая и биологическая стойкость такой древесины недостаточно высока, поэтому изделия поверхностного обжига применяются, как правило, во внутренней отделке. Благодаря тому, что воздействие на структуру дерева минимально, ведь обжиг затрагивает лишь 2-5 мм под поверхностью, отделочные материалы могут сохранять свою легковесность, то есть обычную вагонку таким образом обработать вполне реально.

Глубокий обжиг дерева применяют для более старых пиломатериалов , часто для досок и брусьев, уже находившихся в использовании. Такая техника помогает «обновить» древесину: удалить рассохшийся поверхностный серый слой и качественно прогреть всю толщу дерева. За счёт этого поверхность приобретает очень выразительный внешний вид: от переливающегося графита до угольно-чёрной имитации редких благородных пород. Пожалуй, такой глубины чёрного цвета никак не достичь иными методами, потому древесина глубокого обжига так высоко ценится дизайнерами.

Третья степень обработки дерева — его полный прожиг. Собственно, деревом оно быть перестаёт вовсе, превращаясь, по сути, в полимероуглеродный пластик. В домашних условиях, к сожалению, полный обжиг выполнить почти невозможно: за время обугливания огонь успеет съесть почти половину толщины заготовки. Используется такое дерево, прежде всего, в производстве мебели. Техника гарантирует абсолютную уникальность каждого изделия, ведь характерный узор и образованные расколы никак не воспроизвести повторно.

Какие породы и какой тип дерева лучше обжигать

Для обработки обжигом пригодно вообще любое дерево, но ценителям тонких визуальных изысков больше всего понравятся породы с выразительной и необычной фактурой. В оригинальной технологии японского происхождения изначально использовался исключительно кедр. Интересный вид имеет обожжённая грабовая и буковая доска: за счёт высокой плотности такого дерева прогорает только его верхний слой, благодаря чему достигается антрацитовый и серый переливы цвета.

Более популярные ценные породы, такие как ольха, клён и тополь, после обжига проявляют вытянутую текстуру, а орех или лиственница могут образовывать дополнительно более мелкие фактурные рисунки. Обожжённая берёза будет по достоинству оценена любителями бани или сауны : за счёт обжига её поверхность становится очень пористой и приобретает низкую теплоёмкость, поэтому после нагрева не обжигает кожу.

Удивителен и тот факт, что в зависимости от степени обжига и происхождения дерева даже одна и та же порода может проявлять себя абсолютно по-разному. К использованию обожжённого дерева в декоративной отделке следует проявлять основательный подход: запастись образцами разных типов из разных источников и, после серии экспериментов, прийти к определённому выбору.

Помните также, что древесину перед обжигом обязательно нужно правильно подготовить. Она должна иметь невысокую влажность, желательно не более 12-13%, а также быть натуральной, то есть без следов покраски и вскрытия олифой. В ином случае впитанные смолянистые вещества будут неравномерно проявляться на поверхности и нарушат внешний вид. Конечно, здесь многое зависит от глубины и времени обработки огнем.

Обжиг на углях в полевых условиях

Самый простой способ провести обработку огнём лучше всего подходит для глубокого обжига. Обрабатывают таким образом декоративные балки, а также деревянный сайдинг и блок-хаус для наружной отделки. За счёт глубокого прогрева древесина становится невосприимчивой к атмосферным воздействиям, а влияние солнечного света на ней вообще никак не сказывается.

Для обжига на углях следует выкопать узкую канаву глубиной около 30 см и шириной, соответствующей размерам обрабатываемых деталей. В канаве разводится костёр, причём по мере горения дрова постоянно перемешивают, добиваясь их быстрого обугливания. После этого канаву нужно накрыть либо листовым железом, либо полосой ОСП, чтобы на время предотвратить доступ кислорода и остановить горение.

Перед закладкой заготовки в углях нужно разгрести центральную борозду, чтобы при обжиге обрабатывалась не только нижняя часть, но и небольшие участки по бокам. Выдержка заготовки зависит от толщины и может составлять от двух-трёх до пятнадцати минут. После этого заготовку переворачивают на противоположную сторону, а затем, выдержав такой же промежуток времени, дожигают по бокам.

Извлекать заготовку будет проще парой крючьев из стальной проволоки. После того как дерево извлечено из углей, его сразу же обливают водой.

Как обжигать древесину газовой горелкой

Использование газовых горелок не в пример проще. Это могут быть как ручные походные лампы, так и обычные сопла, подключаемые к баллону посредством шланга.

Газом удобно обрабатывать древесину только поверхностным обжигом. Более глубокое выдерживание в огне не будет достаточно равномерным, в результате изделие может иметь переменные толщину и ширину. К тому же газа на глубокий прогрев потребуется довольно много, в то время как угли почти ничего не стоят.

При поверхностной обработке древесины касаются самым краем светло-синего факела. Движения условно такие же, как и при покраске. При этом достаточно легко контролировать глубину обжига по степени потемнения.

Следом за обжигом следует смачивание, но в этом случае будет достаточно обычной ручной брызгалки. Важно, чтобы промежуток времени между обработкой огнём и сбрызгиванием водой был одинаков для всех участков каждой детали, поэтому ведите обработку последовательно.

Финишная обработка обожжённого дерева

После остывания древесины с неё счищают нагар и сажу. Используют для этого щётки из латунной проволоки, чтобы не ободрать лишнего. В ходе механической обработки может проводиться также фактурирование или так называемое искусственное состаривание древесины.

Очищенные изделия могут монтироваться сразу же. Дополнительная обработка нужна не столько для защиты структуры дерева, сколько для сохранения его цвета и вида в целом спустя годы, а также для устранения маркости. Для внутренней отделки вагонку покрывают льняным или конопляным маслом в несколько слоёв. Дерево для фасада и других внешних работ 1-2 раза покрывается бесцветным нитроцеллюлозным лаком с добавлением синтетического воска: либо кистью вдоль волокон, либо из краскопульта.

Обгоревшая древесина придает фасадам домов благородное - черно-серебристое - сияние. Кроме того, это очень надежный и экологически материал.

В современном строительстве древесину принято обрабатывать химическими веществами. Но ведь и раньше строили дома из дерева, причём некоторые из них стоят и по сей день. Предлагаем вам познакомиться со способом обработки древесины обжигом и выяснить, в чём преимущество такого метода.

Как обжиг влияет на древесину

По мере нарастания подкорковых слоёв дерева год за годом его волокнистые клетки отмирают из-за образующихся пор. Высокой пористостью, в частности, объясняется гигроскопичность древесины - её способность впитывать и отдавать молекулы воды в зависимости от разницы между собственной влажностью и содержанием водяного пара в окружающем воздухе.

Структура древесных волокон всегда неравномерна: в процессе жизнедеятельности в дереве образуются целлюлозные полимеры разной степени стабильности, а также сахара и смолы всевозможных типов. Именно наличие пор и органических питательных остатков обуславливают главные недостатки древесины: горючесть и наличие питательной среды для развития бактерий и грибков.

Возможность «запечатать» древесину от воздействий внешнего мира всё же существует. Она используется во время креозотной проварки дерева или в процессе автоклавного нагрева (термолиза). При нагреве до 300–400 °С почти все нестойкие гемицеллюлозные образования разрушаются, а ведь именно они служат как «стартовой площадкой» для воспламенения дерева (образуя первичный объём легкогорючих пиролизных газов), так и начальной питательной средой для развития колоний вредоносных организмов.

В домашних условиях такую обработку древесины воспроизвести невероятно сложно. Но частично закупорить внутренние поры и удалить большинство нестабильных полимеров целлюлозы вполне реально. Даже поверхностный обжиг способен прогреть внешний слой (5–20 мм) древесины настолько, чтобы расплавить лигнин и смолы и образовать неорганическую корку, защищающую от большинства внешних воздействий. После правильного обжига древесину практически невозможно поджечь повторно без интенсивного и продолжительного нагрева до 500–700 °С. При этом остаточное тепло убивает микроорганизмы, сохраняющиеся в толще дерева, а спечённый внешний слой не допускает проникновения болезнетворной органики извне.

Декоративная ценность обожжённого дерева

Гораздо более интересен визуальный эффект от обжига дерева. Именно благодаря ему в Японии зародилась технология обработки деревянных балок под причудливым названием «Шу-Суги-Бан», а дотошность Японцев к интерьерному оформлению жилищ всем хорошо известна.

Внешний вид обработанной таким образом древесины напрямую зависит от техники и глубины обжига, а их различают три типа. Первый - поверхностный обжиг - позволяет создать буро-коричневую с золотистым отблеском поверхность, на которой довольно контрастно проявляется деревянная текстура. Химическая и биологическая стойкость такой древесины недостаточно высока, поэтому изделия поверхностного обжига применяются, как правило, во внутренней отделке. Благодаря тому, что воздействие на структуру дерева минимально, ведь обжиг затрагивает лишь 2–5 мм под поверхностью, отделочные материалы могут сохранять свою легковесность, то есть обычную вагонку таким образом обработать вполне реально.

Глубокий обжиг дерева применяют для более старых пиломатериалов, часто для досок и брусьев, уже находившихся в использовании. Такая техника помогает «обновить» древесину: удалить рассохшийся поверхностный серый слой и качественно прогреть всю толщу дерева. За счёт этого поверхность приобретает очень выразительный внешний вид: от переливающегося графита до угольно-чёрной имитации редких благородных пород. Пожалуй, такой глубины чёрного цвета никак не достичь иными методами, потому древесина глубокого обжига так высоко ценится дизайнерами.

Третья степень обработки дерева - его полный прожиг. Собственно, деревом оно быть перестаёт вовсе, превращаясь, по сути, в полимероуглеродный пластик. В домашних условиях, к сожалению, полный обжиг выполнить почти невозможно: за время обугливания огонь успеет съесть почти половину толщины заготовки. Используется такое дерево, прежде всего, в производстве мебели. Техника гарантирует абсолютную уникальность каждого изделия, ведь характерный узор и образованные расколы никак не воспроизвести повторно.

Какие породы и какой тип дерева лучше обжигать

Для обработки обжигом пригодно вообще любое дерево, но ценителям тонких визуальных изысков больше всего понравятся породы с выразительной и необычной фактурой. В оригинальной технологии японского происхождения изначально использовался исключительно кедр. Интересный вид имеет обожжённая грабовая и буковая доска: за счёт высокой плотности такого дерева прогорает только его верхний слой, благодаря чему достигается антрацитовый и серый переливы цвета.

Более популярные ценные породы, такие как ольха, клён и тополь, после обжига проявляют вытянутую текстуру, а орех или лиственница могут образовывать дополнительно более мелкие фактурные рисунки. Обожжённая берёза будет по достоинству оценена любителями бани или сауны: за счёт обжига её поверхность становится очень пористой и приобретает низкую теплоёмкость, поэтому после нагрева не обжигает кожу.

Удивителен и тот факт, что в зависимости от степени обжига и происхождения дерева даже одна и та же порода может проявлять себя абсолютно по-разному. К использованию обожжённого дерева в декоративной отделке следует проявлять основательный подход: запастись образцами разных типов из разных источников и, после серии экспериментов, прийти к определённому выбору.

Помните также, что древесину перед обжигом обязательно нужно правильно подготовить. Она должна иметь невысокую влажность, желательно не более 12–13%, а также быть натуральной, то есть без следов покраски и вскрытия олифой. В ином случае впитанные смолянистые вещества будут неравномерно проявляться на поверхности и нарушат внешний вид. Конечно, здесь многое зависит от глубины и времени обработки огнем.

Обжиг на углях в полевых условиях

Самый простой способ провести обработку огнём лучше всего подходит для глубокого обжига. Обрабатывают таким образом декоративные балки, а также деревянный сайдинг и блок-хаус для наружной отделки. За счёт глубокого прогрева древесина становится невосприимчивой к атмосферным воздействиям, а влияние солнечного света на ней вообще никак не сказывается.

Для обжига на углях следует выкопать узкую канаву глубиной около 30 см и шириной, соответствующей размерам обрабатываемых деталей. В канаве разводится костёр, причём по мере горения дрова постоянно перемешивают, добиваясь их быстрого обугливания. После этого канаву нужно накрыть либо листовым железом, либо полосой ОСП, чтобы на время предотвратить доступ кислорода и остановить горение.

Перед закладкой заготовки в углях нужно разгрести центральную борозду, чтобы при обжиге обрабатывалась не только нижняя часть, но и небольшие участки по бокам. Выдержка заготовки зависит от толщины и может составлять от двух-трёх до пятнадцати минут. После этого заготовку переворачивают на противоположную сторону, а затем, выдержав такой же промежуток времени, дожигают по бокам.

Извлекать заготовку будет проще парой крючьев из стальной проволоки. После того как дерево извлечено из углей, его сразу же обливают водой.

Как обжигать древесину газовой горелкой

Использование газовых горелок не в пример проще. Это могут быть как ручные походные лампы, так и обычные сопла, подключаемые к баллону посредством шланга.

Газом удобно обрабатывать древесину только поверхностным обжигом. Более глубокое выдерживание в огне не будет достаточно равномерным, в результате изделие может иметь переменные толщину и ширину. К тому же газа на глубокий прогрев потребуется довольно много, в то время как угли почти ничего не стоят.

При поверхностной обработке древесины касаются самым краем светло-синего факела. Движения условно такие же, как и при покраске. При этом достаточно легко контролировать глубину обжига по степени потемнения.

Следом за обжигом следует смачивание, но в этом случае будет достаточно обычной ручной брызгалки. Важно, чтобы промежуток времени между обработкой огнём и сбрызгиванием водой был одинаков для всех участков каждой детали, поэтому ведите обработку последовательно.

Финишная обработка обожжённого дерева

После остывания древесины с неё счищают нагар и сажу. Используют для этого щётки из латунной проволоки, чтобы не ободрать лишнего. В ходе механической обработки может проводиться также фактурирование или так называемое искусственное состаривание древесины.

Очищенные изделия могут монтироваться сразу же. Дополнительная обработка нужна не столько для защиты структуры дерева, сколько для сохранения его цвета и вида в целом спустя годы, а также для устранения маркости. Для внутренней отделки вагонку покрывают льняным или конопляным маслом в несколько слоёв. Дерево для фасада и других внешних работ 1–2 раза покрывается бесцветным нитроцеллюлозным лаком с добавлением синтетического воска: либо кистью вдоль волокон, либо из краскопульта.

  1. Применение
  2. Требования к древесине
  3. Технология обработки
  4. Используем горелку
  5. Японcкий способ

Известно, что огонь - самый опасный враг древесине и способен быстро ее уничтожить. Исходя из этого, странно слышать о применении открытого пламени для обработки этого материала. Однако при грамотном контролируемом обжиге поверхности с помощью огня возможно улучшить эксплуатационные характеристики дерева, защитить его от воздействия внешних агрессивных факторов и значительно преобразить внешне, придав неповторимый вид.

Обработка древесины огнем подчеркивает естественную структуру материала, усиливая контрастность рисунка, создает дальнейшую невосприимчивость к гниению, повреждению ультрафиолетом, вредными насекомыми. Кроме того, такой материал приобретает огнеупорные свойства. Поверхностный рыхлый слой, сгорая, закрывает канальцы и поры древесины, создавая защиту глубоко лежащих волокон от плесени, бактерий, влаги, солнечных лучей и ветра. Подобным образом предохраняют материал от разрушения различные пропитки и антисептики. Однако такие средства дороги, содержат в составе химические добавки и могут быть токсичны. Обработка пламенем экологична, экономична, не требует высоких профессиональных навыков.

Обожженное дерево в интерьере выглядит эстетично. Подобным образом делают домашнее браширование - искусственное состаривание изделий и мебели: комодов, столиков, стульев, панно, картинных рам, шкатулок. Обжигать можно материал для установки лагов напольных покрытий, оконных наличников, рам, дверей, лестниц, беседок, технических построек, скамеек, колодезных срубов, ограждений. При необходимости обработки сложных массивных сооружений желательно обжигать дерево до сбора конструкций, чтобы успешно произвести последующую зачистку труднодоступных мест. Приниматься за крупные постройки не стоит еще и потому, что можно не уследить за направлением и силой пламени, вызвав неконтролируемый пожар. Неопытным мастерам лучше начинать с небольших досок или изделий.

Требования к древесине

Лиственные деревья - клен, березу, бук, вишню, ольху и другие - обрабатывать огнем не следует. Обжигать желательно только хвойные породы: кедр, лиственницы, ель, сосну. Их мягкая структура позволяет получить в итоге превосходный красивый материал без пятен. Для декоративных изделий подойдет полотно любого качества: с сучками, сложными извитиями, глазками - тем эффектнее будет конечный результат. Сгорающие мягкие волокна образуют впадинки, жесткие станут рельефнее, после очистки это обеспечит фактурную контрактную поверхность. Допускается обрабатывать таким образом не только массив, но и плиты ДСП, обшитые хвойным шпоном. Если требуется обожженная древесина для масштабных строительных работ, лучше выбрать более качественную, без пороков структуры.

Свежий материал нет необходимости предварительно готовить перед обжигом: пламя уберет все шероховатости, заменив шлифование. Заботиться о внешнем виде придется уже после обработки древесины огнем. Единственное, что стоит сделать - счистить потеки смолы с пиломатериалов или предварительно обессмолить их. В случае их возгорания испортится вся работа. Если поверхность мебели или другого изделия была раньше покрыта шпатлевкой, краской или лаком, их остатки зашкуривают, чтобы предотвратить неожиданное воспламенение и защитить материал от несчищаемых пятен. Древесину, пропитанную морилкой, обжигают по общим правилам. Поверхности, покрытые олифой, обработке не подлежат. Старую потемневшую деревянную поверхность лучше ошкурить, добравшись до свежих волокон, чтобы на финише получить эстетичный и красивый внешне материал.

Материал для обжига не должен иметь в себе много влаги. Особенно это касается свежих досок. 15% - допустимый верхний предел содержания воды.

Технология обработки

В промышленности большие массивы древесины обжигают в специальных вакуумных печах. Толщина сгораемых слоев при этом может достигать 20 мм. В домашних условиях добиться таких результатов невозможно, и в них нет особой необходимости. Обеспечить материалу защитные свойства и придать декоративный внешний вид можно, используя простой бытовой инструментарий.

Перед тем как приступать к работе, требуется позаботиться о безопасности окружающего пространства и предметов, в нем находящихся. Обжиг нужно производить на открытом воздухе в безветренную погоду. Небольшие доски можно обрабатывать на балконе, крупные предметы нужно выносить на улицу. При этом с близлежащих поверхностей обязательно убрать бумажные, фанерные, картонные изделия, ветошь, текстиль, воспламеняющиеся химические средства. Желательно работать на огнеупорной каменной поверхности, металлическом листе.

Для обжига в качестве источника пламени подойдут:

  • мощная паяльная лампа;
  • строительный фен;
  • газовая горелка;
  • газовый баллон со специальной насадкой;
  • дремель.

Нелишне напомнить, что пользоваться перечисленным оборудованием важно уметь.

Кроме огня и дерева, понадобится инструмент для очищения сгоревших слоев. Если планируется обработка небольших брусков и дощечек, хорошо подойдет жесткая металлическая щетка. Масштабные сооружения - крупную мебель, полы, лестницы, постройки - удобнее чистить профессиональной шлифмашиной, пилой-болгаркой, дрелью со специальной насадкой.

Для обметания остатков гари требуется флейц - щетка с мягким ворсом .

Все работы производят, защищая глаза, руки и одежду от возможных искр и гари. Рядом ставят ведро или другую посуду с водой для тушения непредвиденных возгораний.

Используем горелку

Обжиг газовой горелкой наиболее распространен. Пламя должно быть ровным, спокойным, продолговатым и иметь голубой оттенок. Самую высокую температуру, необходимую для пиролиза, имеет верхняя его часть. Сильный желтый огонь для обжига не подходит. Для успешной обработки пламенем равномерно проводят несколько раз по поверхности. Движения должны напоминать окрашивание материала кистью. Начинать всегда лучше с верхней части. Обожженной доске нужно прогореть на глубину около 4 мм. Для тренировки неопытному мастеру можно попробовать обжигать ненужные обрезки, добиваясь качественного результата.

Когда поверхность будет равномерно обуглена, подготовленным инструментом очищают рыхлый сгоревший слой. Щеткой или шлифмашиной действуют исключительно вдоль волокон, чтобы не повредить структуру. Одновременно используют флейц, добираясь до глубоко спрятавшихся частиц гари, выковыривая их наружу. Этот процесс самый кропотливый и трудоемкий, выполнить его важно аккуратно, целиком удалив отсоединившуюся сажу, иначе материал будет выглядеть некрасиво. Качество работы проверяют, протирая дерево салфеткой или мягкой тряпкой. Чтобы усилить рельефность, придать древесине вид настоящего старинного антиквариата, повторяют пиролиз и браширование щеткой.

В итоге обработки получается рельефная поверхность от темно-золотистых до шоколадных оттенков. По желанию материал оттеняют красителем на основе анилина или сразу наносят финишное покрытие. Можно использовать тонированные грунтующие смеси, масляные грунтовки, нитроцеллюлозные бесцветные лаки, воски.

Японcкий способ

По японской технологии с древесины счищают только верхний слой золы, промывают доски в воде, а затем пропитывают тунговым маслом, имеющим антисептические и влагоотталкивающие свойства. Обработанный таким образом материал приобретает благородный черно-серебристый оттенок и блеск. Современный подход позволяет для удобства использовать газовую горелку, хотя в старину для подобных целей дерево просто клали в костер или печь. Обжиг позволил жителям островов предохранять таким образом деревянные постройки и жилые дома от распространения пожаров - слой золы на материале практически невосприимчив к воздействию огня.

Срок службы обожженного дерева увеличивается в несколько раз. В качестве ухода его достаточно покрывать лаком или пропиткой раз в 1–2 года.

Дерево - хороший материал: хочешь - строй, хочешь - для отделки используй. Можно и

сделать. Одно из важных положительных свойств древесины - это масса вариантов отделки её поверхности. Каждый способ даёт свой уникальный эффект, и его можно подобрать под любой образ и стиль.

Этот материал долговечен: мебель из натурального дерева при должном уходе служит много лет - десятки, а то и сотни. И древесина не утрачивает своей красоты со временем - наоборот, как коньяк, может становиться ещё интереснее.

Время не портит деревянную мебель Очарование потрёпанной временем деревянной поверхности настолько сильно, что существует целое направление в производстве мебели - искусственное состаривание. В предыдущих публикациях на эту тему (Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания и Обновляем старую мебель. Очарование трещин) речь шла о том, как можно состарить мебель с помощью лаков и красок. В этом материале рассмотрим, как придать поверхности дерева более почтенный вид механическими способами.

Браширование

Древесина неоднородна по своему составу: на спиле дерева видны годовые кольца. Количество окружностей определяет возраст, а их ширина зависит от многих причин: породы, условий питания, погоды, местоположения (на солнце или в тени). Годичные кольца шире у молодых деревьев - они активнее растут. На размер колец влияет и то, выросло ли конкретное дерево из семечка (более узкие) или корневой поросли.

Годичные кольца дерева Светлый и более широкий участок кольца - это прирост в первую половину периода активной вегетации (весна и начало лета), тонкий и тёмный - то, что наросло за вторую половину лета и осень. Всё вместе представляет собой прирост одного года.

В начале лета образуется более рыхлая проводящая ткань. Со второй половины нарастают твёрдые клетки, способные выдерживать механические нагрузки, - они придают дереву устойчивость. Рисунок годичных колец виден и на продольном спиле дерева.

Со временем древесина разрушается. Особенно, если доска или изделие из дерева находятся на открытом воздухе - под действием солнца, дождя, мороза и ветра. Светлые мягкие участки разрушаются быстрее, поэтому с течением времени поверхность древесины становится неровной, ребристой.

Старая доска Для того чтобы добиться такого результата, не обязательно ждать много лет, выдерживая дерево под солнцем и ветром. Состарить древесину можно брашированием .

Процесс заключается в механическом удалении более мягких волокон. Для этого применяют жёсткие щётки (по-английски brush - щётка). В зависимости от требуемой степени состаривания, используют инструменты различной жёсткости: металлические, нейлоновые, сизалевые. Возможно их сочетание: для более глубокой и грубой обработки применяется металлическая щётка, а нейлоновой и потом сизалевой обрабатывают поверхность для удаления заусенцев.

Щетки для браширования Кроме насадок на дрель или углошлифовальную машинку (УШМ, «болгарка»), стоит обзавестись и ручным инструментом - абразивной шкуркой разной зернистости, ручной кордщёткой. Также удобно использовать абразивные губки: гибкая поверхность позволяет убирать занозы из углублений.

Независимо от выбора, во время работы следует учитывать направление движения: оно должно быть по волокнам древесины. Поэтому щётки-насадки на электроинструмент нужны плоские, а не в виде чашки.

Прежде чем приступать к процессу состаривания, потренируйтесь на образце.

С помощью различных щёток можно имитировать не только атмосферное старение (воздействие ветра, солнца), но и эффект обкатанной водой деревяшки - такие можно найти на берегу реки или моря. В этом случае древесина обрабатывается более глубоко, и «следы времени» могут быть не только вдоль волокон. Пример такого состаривания - шкатулка на фото ниже.

Состаривание древесины. Фото с сайта o-drevesine.ru

Кроме механического способа (щётками), древесину текстурируют при помощи химии или обработки пескоструем. Принцип тот же: удаляются более мягкие части.

В химическом способе используются кислоты и щёлочи, способные разъедать органику, например, серная или азотная кислота. Поэкспериментировать можно с агрессивной бытовой химией, предназначенной для удаления сильных загрязнений. Химическая обработка применяется как самостоятельный вариант или в качестве начального этапа перед механической очисткой щётками.

Сочетание старых досок и современной модели дивана. Фото с сайта mebelica.ru При обработке пескоструйным аппаратом частицы абразива выбивают более мягкие слои. Пескоструй можно найти в мастерских, занимающихся ремонтом автомобилей, - с помощью такого оборудования удаляют ржавчину.

Использование разных способов браширования позволяет получать неодинаковый эффект. При обработке металлическими щётками рельеф древесных волокон будет более глубокий и явный, после химического травления и пескоструя - сглаженный.

Обработанную древесину покрывают морилками и лаком После получения требуемой фактуры древесину обрабатывают морилками, восками, лессировочными покрытиями, лаками. Колерующие составы (морилки) мягкие участки прокрашивают сильнее, чем твёрдые. Лазури (лессировки) дополнительно подчёркивают рельеф, скапливаясь в углублениях.

Обжиг

Обжиг древесины чаще всего рассматривают как первый этап браширования - так же как и при химическом травлении, в первую очередь разрушаются (обгорают) более мягкие участки.

Красота простоты. Фото с сайта wickdpleasures.tumblr.com

Деревянную поверхность обжигают при помощи паяльной лампы или газовой горелки, а затем обугленные части счищают, обильно промывают водой и покрывают маслом. Степень обжига и последующая обработка щёткой зависят от предпочтений.

Прошедшая огонь и воду древесина не нуждается в дополнительном тонировании - поверхность доски принимает благородный тёмный оттенок. Но при желании обгоревшее дерево можно дополнительно покрыть цветными морилками. Особенно эффектно смотрится сочетание красного и угольно-чёрного.

Дом, облицованный обожжённой доской. Фото с сайта skyhousedesigncentre.com

Обжиг может быть самостоятельным видом отделки. Сейчас это направление набирает популярность и считается японской техникой Shou Sugi Ban (Yakisugi), хотя такой способ деревообработки известен в многих странах. На Руси обжиг дерева назывался подкуриванием.

Обработанная огнём древесина становится менее горючей и практически не подвержена гниению и порче насекомыми. Поэтому такие доски используют для облицовки фасадов, строительства заборов. Регулярно красить такой забор или фасад не нужно - обожжённая доска не изменяет своих качеств сотню лет.

Забор из обожжённой древесины. Фото с сайта oilobit.com

Естественно, дизайнеры не смогли пройти мимо такого материала. Они стали использовать в интерьерах объекты, обработанные огнём, применять доски в технике Shou Sugi Ban разной степени обгорелости для отделки стен и потолков. Покрытые маслом, поверхности не пачкаются.

Облицовка стены в технике Shou Sugi Ban. Фото с сайта urbantimber.ca

Попробуйте текстурировать привычную древесину - возможно, вы откроете для себя новый материал.

Структурирование - техника, позволяющая наиболее ярко выделить и показать природную красоту древесины. Часто этот способ называется «брашированием» - от английского слова «brush» - щетка, чистить, вычищать.

Применяется браширование для тех пород дерева, которые имеют хорошую структуру, видимую невооруженным глазом. Годовые кольца у такой древесины должны быть различимы и отстоять друг от друга на значительном расстоянии. Смысл структурирования заключается в выборке мягких волокон с верхнего слоя древесной поверхности. На месте мягких слоев появляются впадины, а более твердые слои образуют гребни. При этом поверхность становится рельефной, фактурной.
Для структурирования больше всего подходит древесина, имеющая небольшую плотность, неравномерность текстуры, и, как ни странно, обладающая некоторыми «пороками», часто снижающими стоимость материала, но после браширования дающими поразительные декоративные эффекты. К таким порокам можно отнести наличие сучков, свилеватость (извилистое или беспорядочное расположение волокон древесины), завитки (искривления годичных слоев около сучков), глазки (следы неразвившихся в побег спящих почек).

Пригодные для структурирования виды древесины: сосна, ель, лиственница, дуб, ясень, орех,

Не пригодные для браширования: бук, груша, вишня, можжевельник, тик, клен, ольха.

Структурирование производится двумя способами - химическим и механическим. При химическом способе специальные составы наносятся на поверхность древесины, размягчают ее, и дальше происходит механическое выскабливание мягких слоев. Хоть это быстрее и легче, но процесс химического структурирования имеет свои большие минусы. Для химического браширования применяют аммиак, шуманит и другие далеко не «мягкие» средства, а значит производить работы нужно в спецзащите и в хорошо проветриваемых помещениях. Короче гадость это всё, гадость, и нам не подходит. Поэтому перейдем к механическому брашированию. Оно бывает ручное и машинное. Последнее хорошо для крупномасштабных работ или для массового производства - паркет, стены, балки. Происходит выборка слоев при помощи специальных приборов или щеток-насадок на дрель.

А мы что, нам бы досочки да коробочки красивые сделать, поэтому будем все ручками… Для ручного браширования нужна красивая деревянная заготовка с ровной поверхностью, естественно, щетка и широкая щетинная кисть - флейц. Щетка понадобится вот такая:

купить ее можно в большинстве хозяйственных и строительных магазинов, а у многих она и дома есть - ее используют для очистки поверхностей от старой краски.

Структурирование древесины бывает мягким и жестким. При мягком структурировании выборка волокон происходит на небольшую глубину, только «обозначает» рисунок древесины. Такая обработка хороша для последующего лакирования. тонировки, декупажа по негрунтованному дереву, Жесткое структурирование выполняется на большую глубину, иногда в 2-3 приема, впадины и гребни хорошо видны, заготовка напоминает старую доску, пролежавшую долгое время под открытым небом. После такого браширования древесину можно тонировать, придавая ей состаренный вид, больше всего подходит для техники неукрытых волокон.

Ну вот, теоретическая часть закончена, предлагаю перейти к практике. Мы все умеем тонировать, красить, морить и вощить дерево, так что про это я не буду рассказывать. А показывать браширование на простом дереве - скучно. Хочу показать браширование после обжига - это более редкая техника, но вполне доступная и не сложная.

Для этого понадобится, правда, один приборчик - газовая горелка. Сейчас можно приобрести замечательную штуковину, вот такой Дремель Бошевский

Заправляется она газом из обычного баллончика для зажигалок, заправки хватает на долго. Только не надо забывать про технику безопасности - все-таки пламя там имеет весьма приличную температуру! Кстати. там в наборе много всяких насадочек, очень полезных. Этой горелкой можно выжигать по дереву и коже (пирограф), можно паять, можно счищать старую краску, много чего, я еще полностью ее не изучила…

Теперь приступим. Итак, нам понадобится деревянная заготовка (лучше всего сосновая) с красивой структурой волокон, горелка, щетка, флейц. Работы лучше всего проводить на открытом воздухе (всё-таки дым, огонь опять-таки, да и пыли много будет). Я обжигаю в квартире - а балконе с открытыми рамами, дымком немного тянет, но не катастрофа, и запах приятный. Да и домочадцы не против, зная, что я умею обращаться с этим прибором и квартиру не подпалю. А вот выборкой уже отправляюсь заниматься на другой - открытый балкон в общем холле, там ветерок продувает, пыль в квартиру не летит.

В хозяйстве нашлась сосновая коробочка от арманьяка, вот над ней и буду работать.

Включаем горелку и начинаем обжигать поверхность. Обжиг надо проводить равномерно, не задерживаясь надолго на одном месте, но и не «мельтешить» рукой, давая древесине обгореть ровно, без сильно прожженых и светлых недожженых пятен. Степень «обугливания» выбирайте самостоятельно - можно от слабого «подкуривания» до полного почернения. Только чтобы все одинаково было. Я люблю посильнее, но это дело вкуса.

Горелку держите, как ручку, не напрягайте руку, чтобы движения были плавными, не рывками. И не бойтесь - ручка горелки не нагревается, только вторую руку под пламя не подставьте.

Иногда в древесине встречаются смоляные карманы и потеки, смола начинает гореть - не давайте ей этого делать. просто сдувайте пламя. В противном случае в этом месте дерево прогорит сильнее, потом будет пятно. Сучки и прочие «красоты» иногда хуже прожариваются, это место можно пообжигать несколько раз, для равномерности.

Вот такой стала коробочка

а это сосновая доска от моей ранней работы, результат я потом тоже покажу

Когда обжиг закончен, переходим к выборке. Понадобится щетка и жесткая кисть. Кисть нужна для сметания выскобленных опилок.

Положите заготовку горизонтально, проводите щеткой по обожженной поверхности строго по волокнам, в одном направлении, длинными движениями от начала до конца. Если есть возможность закрепить заготовку, то работать можно двумя руками, второй надавливая на верх щетки и создавая дополнительное усилие. Если работаете одной рукой, то очень осторожно - берегите вторую руку! Щетинки на щетке металлические и острые, одно неаккуратное движение - и понадобится йод и бинт, а заготовка «протонируется» в другой цвет, от которого трудно будет избавиться. Так что «Сеня, береги руку!»

Кстати, при обычном брашировании, без обжига, для уменьшения количества пыли и более легкой работы, поверхность заготовки можно смочить водой. Но не сильно промачивайте, просто побрызгайте или пройдитесь мокрой кистью и дайте пару минут постоять. Мягкие волокна удаляются легче.

После того, как немного поскребли, берем в руку флейц и счищаем опилки. Чистить надо не свободным произвольными взмахами, а опять вдоль волокон, в том направлении, в котором работали щеткой. И не поглаживающими движениями, как мы краску наносим, а «против ворса», как бы выбивая, выковыривая щетинками пыль из углублений. Если делать иначе - пылинки приглаживаются во впадинах, забиваются глубже.

После того, как почистили заготовку, начнем скоблить дальше, тут ее можно и перевернуть, работать щеткой в обратном направлении. Но опять-таки, только по волокнам, только длинными движениями. Если щеткой неудачно провести не по волокнам, то останутся глубокие заметные царапины. Нам это надо?

Вот так, равномерно скоблим и счищаем опилки до того момента. пока нам не понравится цвет и фактура дерева. Можно остановиться чуть раньше, можно позже. Вот коробочка после обжига и структурирования:

Ее можно еще поскоблить, она будет контрастнее, но и сейчас уже видно, что мягкие слои выбираются быстрее и легче. Эту заготовку можно теперь тонировать или делать с ней что-то еще. Но это был однократный обжиг и браширование - получилось мягкое структурирование, рельеф не сильно выделяется. Если захочется чего-то более «экстремального», можно сделать второй обжиг и опять скоблить. В результате получится вот такое (это фрагменты той доски, что я в обугленном виде показала). Это - фрагменты, вид под углом, но хорошо виден рельеф:

А это - вид сверху

Я вообще любительница жесткого структурирования, я готовые изделия не тонирую. а покрываю воском или восковым лаком. Мне нравится грубость и «природность» материала. Но это мой выбор, а большинство все-таки применяет тонировку, морение, выбеливание и другие декоративные приемы.

Мои же работы в этой технике просты, грубы и незатейливы… Совы, правда, маслом нарисованы, но я про них уже раньше писала.

Несмотря на то, что мы живем в век инновационных технологий, деревянное жилье не теряет своей актуальности, продолжая покорять новые горизонты. Популярность деревянных построек обусловлена уникальными свойствами древесины, а именно ее экологической безопасностью и высокой износостойкостью. Однако, в виду особенностей своей структуры, древесина нуждается в правильной защите, которая позволит продлить эксплуатационный срок материала, сохранив его первоначальные характеристики. В настоящее время для обработки древесины принято использовать химические вещества, которые обладают антисептическими и противогрибковыми характеристиками и предотвращают повреждения пиломатериалов насекомыми, плесенью и другими микроорганизмами, а также снижают воспламеняемость древесины. В последнее время сторонники экологически безопасных материалов стали обращать внимание на еще один способ обработки древесины - обжиг. Несмотря на то, что его принято считать инновационным, а обожженное дерево - новинкой в сфере отделочных материалов, первые упоминания об использовании этого метода относятся к XVIII веку. Именно тогда японцы впервые рассказали миру об уникальной технологии равномерной обработки древесины Shou Sugi Ban, что в переводе на русский означает «томление кедра». Как известно, все новое - это хорошо забытое старое, и сегодня обожженное дерево вновь на пике популярности. В чем преимущества обожженной древесины и как осуществить обжиг древесины в домашних условиях - рассмотрим в настоящей статье.

Технология обжига древесины: историческая справка

Несмотря на то, что отечественные мастера не так давно обратили внимание на обожженную древесину, в развитых странах она давно на пике популярности. Например, на острове Наосами (Япония) в качестве строительного материала повсеместно используется обожженная древесина, а во внутреннем убранстве жилища непременно используются изделия из обожженного дерева, для изготовления которых использовалась древняя японская техника «томления кедра» Shou Sugi Ban. Обработка древесины в соответствии с этой техникой позволяет не только сделать текстуру материала более отчетливой, но и защитить его от насекомых, гниения, а также возгорания. История этого способа защиты древесины началась в XVIII веке, когда японцы, задумавшись о противопожарной защите территории, начали сжигать насаждения японского кипариса (который также называли японским кедром), растущего вокруг японских деревень. Позже они заметили, что обожженная древесина кипариса, не только не утратила своих исходных свойств, но и приобрела дополнительные декоративные и эксплуатационные качества, став устойчивой к поражению грибком и насекомыми. Это и стало отправной точкой для повсеместного использования обожженной древесины для облицовки фасадов.

Несмотря на то, что родиной обожженной древесины считается Япония, данный способ обработки пиломатериалов был известен практически на всех континентах еще с древности, когда наряду с осмаливанием (пропиткой древесины горячей смолой) его использовали в качестве одного из самых эффективных способов защиты древесины от насекомых и гниения. Это обусловлено структурными особенностями дерева, под воздействием открытого огня претерпевающими некоторые изменения. Рассмотрим их более подробно.

Структурные изменения древесины под воздействием обжига

Структура древесины такова, что по мере нарастания подкорковых слоев в ней происходит образование пор, что приводит к постепенному отмиранию волокнистых клеток. Повышенная пористость структуры и постепенное вытеснение волокон обуславливают одно из важнейших эксплуатационных качеств древесины - ее высокую гигроскопичность, то есть способность отдавать и впитывать частицы воды в зависимости от разницы между собственной влажностью и влажностью окружающей среды.

Еще одной особенностью древесины является неравномерность ее структуры. Она обусловлена образованием целлюлозных полимеров, сахаров и смол в процессе жизнедеятельности дерева, являющихся его главными органическими компонентами и обуславливающих главные недостатки древесины - горючесть и наличие благоприятной среды для размножения грибков и бактерий.

Однако есть достаточно эффективные способы снизить подверженность древесины внешним воздействиям. К ним относятся автоклавный нагрев (термолиз) и креозотная проварка древесины, в процессе проведения которых пиломатериалы подвергаются воздействию высоких температур (до 300-400 градусов), способствующих разрушению нестойких гемицеллюлозных образований. Именно они являются причиной образования легко горючих пиролизных газов и, как следствие, возгорания. Провести в домашних условиях такую обработку практически невозможно, однако есть другие, более доступные способы частичной закупорки пор и удаления большинства нестабильных полимерных образований. К ним относится обжиг древесины.

Зачем обжигать дерево и как это повлияет на его эксплуатационные качества? В процессе обжига происходит сужение волоконных каналов древесины, а также их закупорка смолами и продуктами горения, что способствует продлению срока ее службы.

На Руси, чтобы обжечь древесину, ее часто просто бросали в костер, что стало своеобразным прототипом современной процедуры обжига. Зачастую обжигали только нижнюю часть столбов, которые устанавливались в ямы в процессе строительства, а также лаги и доски для пола и кровли. Данное явление на Руси называлось «подкуриванием».

Преимущества обожженной древесины

  • Обожженная древесина может быть изготовлена самостоятельно в домашних условиях. Для этого необязательно привлекать специалистов, достаточно ознакомиться с основными принципами обжига и подготовить соответствующие инструменты;
  • Материал, подготовленный таким образом, приобретает высокую степень пожаробезопасности, так как повторное возгорание древесины практически невозможно;
  • В связи с тем, что в процессе обжига древесины происходит разрушение целлюлозных компонентов, являющихся благоприятной питательной средой для бактерий и грибковых микроорганизмов, практически исключается ее поражение насекомыми, плесенью и бактериальными микроорганизмами;
  • Обожженная древесина характеризуется высокой степенью гигроскопичности.

Обожженное дерево фото



В чем заключается процедура обжига: типы обжига

Внешний вид и декоративная ценность обожженной древесины могут различаться и напрямую зависят от техники и глубины обжига. В зависимости от глубины обжига, различают три степени обработки древесины:

  • Полный обжиг - разновидность термической обработки древесины, о которой имеет смысл говорить, если речь идет о масштабных работах. Полный обжиг древесины осуществляется в вакуумных печах при температуре до 400 градусов. Древесина, прошедшая процедуру полного обжига, используется крайне редко, так как, несмотря на свою изначально высокую прочность, не только уменьшается в размерах практически в два раза, но и теряет свои эксплуатационные характеристики. Однако данная методика нашла свое применение при изготовлении мебели из обожженного дерева;
  • Глубокий обжиг - технология, чаще используемая для пиломатериалов, ранее бывших в употреблении. Подвергнув доски и брусья глубокому обжигу, вы заметите, что вся толща материала качественно прогрелась, а его поверхность приобрела более выразительный внешний вид - оттенок такой древесины колеблется от переливающегося графита до угольно-черного, благодаря чему возможна имитация ценных пород. Настолько глубокого черного цвета практически невозможно достичь, обработав древесину другими методами, благодаря чему, ценность материала значительно возросла в глазах современных дизайнеров. Глубокий обжиг древесины осуществляется в открытых печах, а допустимая глубина прогорания верхнего слоя материала может достигать 20 мм;
  • Поверхностный обжиг - наиболее популярный способ термической обработки древесины в домашних и производственных условиях, суть которого заключается в равномерном обжиге материала с помощью паяльной лампы или газовой горелки с прогоранием верхнего слоя до 5 мм. Древесина, прошедшую процедуру обжига, шлифуют, в результате чего она приобретает не только оригинальную текстуру, но и повышенные прочностные характеристики.

Как обжечь древесину в домашних условиях: пошаговое руководство

Как правильно выбрать породу древесины?

Первое, с чем необходимо определиться перед тем, как приступить к работе - это выбор подходящей породы древесины. Оригинальная японская технология обжига древесины Shou Sugi Ban предполагала использование только кедра, однако с течением времени произошло постепенное накопление опыта работы в данной технике, и взгляды несколько поменялись. Сегодня считается, что для создания эффекта обожженного дерева подходит любая древесина, однако истинные ценители визуальных изысков отдают предпочтение породам с наиболее выраженной и оригинальной фактурой. К таким сортам относятся мягкие хвойные породы древесины - сосна и ель, характеризующиеся отчетливо выраженным рисунком годовых колец.

Не менее оригинально будет смотреться обожженная буковая и грабовая древесина, отличающаяся повышенной плотностью. Это обуславливает прогорание только верхнего слоя, за счет чего древесина приобретает оригинальные переливы серого и антрацитового оттенков.

Не меньшей популярностью пользуются и ценные породы древесины - клен, ольха и тополь, которые, пройдя процедуру обжига, приобретают знаменитую вытянутую текстуру, а также лиственница и орех, на поверхности которых образуются причудливые фактурные рисунки небольших размеров. Подготавливая материал для строительства и отделки бани или сауны, обратите внимание на березу - после обжига она становится очень пористой, за счет чего приобретает низкую теплоемкость и не обжигает кожу при соприкосновении с ней после нагрева.

Как подготовить материал к обжигу?

Материал, подлежащий обжигу, нуждается в тщательной подготовке. Важно проследить за тем, чтобы его поверхность была чистой, сухой и гладкой, уделив особое внимание отсутствию влажности на поверхности. Влажность древесины должна быть не выше 13-15 %, так как в противном случае воздействие высокой температуры приведет к образованию полос и пятен на поверхности материала, что существенно снизит качество проводимой работы. Также важно, чтобы на поверхности древесины не обнаруживались следы лакокрасочных материалов (краски или олифы), так как после обжига они приобретут вид пятен и неравномерно проявятся на поверхности. Однако это во многом зависит от времени воздействия огня и глубины проработки материала.

Важно! Идеальным материалом для обжига является недавно обработанная древесина, не успевшая изменить свой цвет и текстуру. В противном случае необходимо заново произвести его шлифовку.

Как обжечь дерево паяльной лампой?

Прежде чем приступить к обжигу, необходимо дождаться, когда сопло паяльной лампы станет красный, а огонь - приобретет равномерный лиловый оттенок.

Важно! Огонь желтого цвета не может использоваться для обжига древесины, так как поверхность обрабатываемого материала в этом случае покроется сажей.

Чтобы дерево, обожженное паяльной лампой, отвечала всем требуемым стандартам, в процессе его изготовления огонь необходимо направлять перпендикулярно к доске и держать его таким образом, чтобы с поверхностью материала соприкасался только конец факела, где температура наиболее высокая. В процессе работы огонь перемещают медленно с равномерной скоростью, помня о том, что последняя зависит от температуры огня и степени сухости древесины. Кроме того, необходимо следить за однородностью и контрастностью рисунка. Для облегчения работы обрабатываемый материал рекомендуют класть на табуреты, при этом за один раз на них можно положить 4-5 досок вплотную друг к другу. Обожженные доски прибивают к стене в том же порядке, в каком они лежали на табурете во время обжига.

Важно! В соответствии с правилами пожарной безопасности, запрещено обжигать доски, прибитые к стене.

Важно! Если вы хотите получить пиломатериалы с контрастным рисунком, обратите внимание на древесину хвойных пород.

После того, как вы закрепили доски на стене, их необходимо покрыть олифой или нитролаком. Так же можно использовать карбамидно-формальдегидные лаки.

Помните, что длительное воздействие прямых солнечных лучей снижает контрастность дерева, обожженного паяльной лампой, в связи с чем, его не рекомендуют использовать для наружной обшивки стен дома, расположенных на солнечной стороне. В среднем контрастность древесины при таких условиях снизится через два месяца.

Как обжечь дерево газовой горелкой?

Газовая горелка используется только для поверхностного обжига пиломатериалов. Это обусловлено тем, что более глубокое выдерживание древесины в огне, как правило, не бывает равномерным, что способствует неравномерной толщине и ширине изделия.

Осуществляя обжиг древесины газовой горелкой, с ее поверхностью соприкасаются только краем факела, имеющего светло-синий оттенок. Движения при этом по своей интенсивности, скорости и размаху аналогичны таковым при покраске. Глубину обжига в процессе обработки материала можно легко контролировать по степени изменения его окраски.

После того, как произведен обжиг детали, ее поверхность смачивают, используя ручную брызгалку. Временной промежуток между обжигом и сбрызгиванием должен быть одинаков для каждого участка древесины, в связи с чем, важно вести последовательную обработку каждой детали. После того, как древесина остынет, необходимо счистить с нее сажу и нагар, образовавшиеся в процессе обжига. Для этого используют латунные щетки, которые бережно удалят сажу, не повредив поверхность материала. В процессе механической обработки можно дополнительно произвести искусственное состаривание древесины или, так называемое, браширование.

Важно! Цветовые решения для мебели и отделочных материалов из обожженной древесины отличаются своим разнообразием и реализуются посредством использования акриловой краски. Если вы отдали предпочтение хвойным породам древесины, в частности сосне, акцентируйте внимание на акриловой краске цвета слоновой кости, которую наносят вдоль волокон.

Произведя механическую обработку материала, вы можете приступать к монтажу изделий. Структура обожженной древесины не нуждается в дополнительной защите, но, как показывает практика, защитные мероприятия имеют место быть, и проводятся они преимущественно для сохранения первоначальных эксплуатационных и декоративных характеристик материала, таких как цвет, контрастность и внешний вид в целом. Так, вагонку из обожженной древесины для внутренней отделки рекомендуют покрывать льняным или конопляным маслом, которое наносится в несколько слоев. Фасадную древесину и другие материалы для внешней отделки покрывают двумя слоями бесцветного нитроцеллюлозного лака с добавлением синтетического воска, которые наносят с помощью краскопульта или кисти.

Важно! Для защиты фасадной древесины необходимо использовать именно синтетический воск, ни в коем случае не заменяя его натуральным, так как последний в силу своих эксплуатационных характеристик не потеряет липкость после обработки. Перед использованием технического лака его необходимо растворить в скипидаре, нагретом до 40-45 градусов.

Обожженное дерево в интерьере

Внедрение обожженной древесины в широкое производство позволило решить актуальные вопросы по оформлению интерьеров и экстерьеров. Если внутренний дизайн подразумевает использование обожженной древесины для изготовления дверей, межкомнатных перегородок и полов, то экстерьерная линия предлагает материалы для строительства пергол, балконов, террас и навесов. Мебельный гарнитур из обожженного дерева, включающий стол из обожженного дерева и набор стульев, в совокупности с отделочными материалами из термического дерева позволяет создать неповторимую гармонию на оформляемой территории.

На сегодняшний день обожженная древесина продолжает оставаться одним из модных трендов не только в строительстве, но и в мебельной индустрии.

Современные дизайнеры научились использовать мебель из обугленной древесины практически во всех стилистических направлениях с поразительным эстетическим эффектом, и сегодня она станет органичным дополнением различных дизайнерских концепций, от классической до ультрасовременной эклектики.

Как обжечь дерево видео

Похожие статьи