Концепция «развитого социализма». Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущёва объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом».
Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.
В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г., как требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая её реализацию на долгие времена.
Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.
©
Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновлённый его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни.
Из речи Л. И. Брежнева
Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, про-
являть чёткий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.
Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.
Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.
Однако жизнь людей всё меньше походила на жизнь при ♦ развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.
Противоречия в развитии художественной культуры.
Первоначально брежневское руководство заявило о продол
жении в области художественной культуры линии «золотой
середины», выработанной ещё при Хрущёве. Это означало
отказ от двух крайностей - очерни
тельства, с одной стороны, и лакиров
ки действительности - с другой. Дан
ная позиция прозвучала и в отчётном
докладе XXIII съезду КПСС (1966).
Однако в выступлениях руководите
лей региональных партийных органи
заций выдвигались требования «да
вать решительный отпор вылазкам
фальсификаторов истории» (под ними
понимались критики сталинизма). Об
винив руководство партии в «недоста
точной партийной требовательности к
А. и. Солженицын отбору и публикации произведений
литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
О
Из письма в ЦК КПСС детей репрессированных Сталиным коммунистов. 1967 г.
Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель миллионов невинных людей. Любые попытки обелить страшные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей
партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.
Против каких тенденций направлено это письмо? Насколько, с вашей точки зрения, были обоснованными опасения его авторов?
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привёл к застою и в художественной культуре.
Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.
На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х - начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.
Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.
Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Асколь-дов и др.
Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.
Всё это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре - официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
Советский спорт. Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила советским спортсменам достичь новых мировых успехов. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами - сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров. Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Па-хомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в те годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова.
Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец
В. Сальников, признанный одним из трёх лучших пловцов XX в. К середине 80-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Всё это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.
Ростки «антисистемы».
Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.
В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалёв, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик
A. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве
была создана группа содействия вы
полнению Хельсинкских соглашений
в СССР, которую возглавил Ю. Орлов.
(В 1977 г. он, как и другие руководи
тели подобных групп в СССР, был
арестован.) В конце 1979 - начале
1980
г. были арестованы и сосланы
почти все лидеры и активные участ
ники не только правозащитного движения, но и националь
ных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы
инакомыслие коснулось армии. В 1969
г. был раскрыт и
разгромлен созданный офицерами Балтийского флота под
польный «Союз борьбы за демократические права», высту
павший за демократизацию общества.
В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга
B. Саблин арестовал командира и повёл корабль в нейтраль
ные воды, чтобы обратиться к руководству страны с револю
ционным воззванием. В нём говорилось: «Граждане, Отече
ство в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демаго
гия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные
самолёты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под
трибунал и расстрелян.
Всё это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.
1. На каких примерах вы можете доказать усиление идеологи- /^TN
ческого давления в литературе и искусстве в середине 60-х - (у
j
начале 80-х гг.? 2. Какие новые формы воздействия властей на \^
у
творческую интеллигенцию появились в те годы? 3. Чем мож
но объяснить рост недовольства различных слоев населения в сере
дине 60-х-начале 80-х гг.? 4. Расскажите о диссидентском движении.
В чём вы видите его значение?
1.В дневнике писателя К. И. Чуковского есть такая запись: S~T\ «Мне кажется, это - преддекабристское движение, начало (I) жертвенных подвигов русской интеллигенции». Обдумайте это \^ У утверждение. Напишите эссе (сочинение-размышление) об этом. Тему сформулируйте самостоятельно.
2. Расспросите своих родителей, учителей, взрослых о любимых ком
позиторах, певцах, артистах, режиссёрах их молодости. Разработайте
анкету с вопросами. Результаты обсудите в классе. Что вы знаете о
самых популярных деятелях культуры тех лет?
§ 46. Политика разрядки: надежды
и результаты
Отношения с Западом. К середине 60-х гг. международная обстановка оставалась для СССР противоречивой. Единый некогда социалистический лагерь был расколот китайским руководством, отношения с Западом вновь обострились из-за агрессии США во Вьетнаме, политика СССР в странах ♦третьего мира» не приносила ожидаемых результатов.
Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились в начале 70-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.
США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.
На рубеже 60-70-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».
В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключён между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. - между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
Вспомните, какие территориальные изменения произошли в Европе после Второй мировой войны.
В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных с его статусом.
В мае 1972 г. в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Кульминацией процесса разрядки международной напряжённости стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.
Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству / Г ^\
в Европе . 1975 г . (л)
Высокие представители государств-участников торжественно... заявляют о своей решимости уважать и применять... следующие принципы...
Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Неприменение силы или угрозы силой. Нерушимость границ. Мирное урегулирование споров. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии, убеждений. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой... Контакты между людьми.
Объясните, как вы понимаете сущность каждого из названных принципов.
Успех Совещания стал победой всех миролюбивых сил. Однако советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире.
Вот почему разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) разрядка оказалась похороненной.
Региональные конфликты. Уже с начала 60-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.
Более десяти лет (1964-1975) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии.
С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов.
На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 60-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.
Многолетняя война за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в середине 70-х гг. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки промарксистской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.
С 1974 г. после свержения монархии и начала гражданской войны в Эфиопии СССР начал массированную военную поддержку режима М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшего копировать советскую модель.
Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Санди-
Советский тяжёлый авианесущий крейсер в боевом походе
нистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.
Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.
Афганская война. Крупнейшим внешнеполитическим событием для СССР стало вмешательство в события в Афганистане. В конфликт различных политических сил в этой стране оказался вовлечённым Ограниченный контингент советских войск, вступивших 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Такое решение было принято несколькими членами советского руководства во главе с Л. И. Брежневым.
Советские войска находились в Афганистане до 1988 г. В афганской вой- Боевые действия совет-не погибли около 14 тыс. советских ских войск в горах
солдат, были ранены 35 тыс., пропали без вести или попали в плен более 300 человек. Общие потери афганцев составили около 1 млн человек.
Война потребовала и материальных затрат в десятки миллиардов рублей. Запад использовал события в Афганистане для нападок на Советский Союз.
Новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР в крайне тяжёлые условия, ускорив нарастание структурного кризиса.
Отношения с соцстранами. В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. В декабре 1967 г. сменилось руководство компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. началась знаменитая Пражская весна. Предполагалось проведение последовательной экономической реформы и всесторонней демократизации общества. Однако поиски путей обновления социализма в Чехословакии были объявлены «антисоциалистическими». В августе 1968 г. в Чехословакию вошли войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии.
Эта акция усилила раскол среди стран социализма. Ещё больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. заявила о выходе из ОВД Албания.
События в Чехословакии заставили советское руководство пересмотреть принципы сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путём создания почти 30 межгосударственных учреждений были значительно усилены их связи с СССР, роль и значение которого в содружестве возросла.
Однако эти действия лишь временно стабилизировали ситуацию, которая позже стала вновь выходить из-под контроля Москвы.
В 1980 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Это была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, возникшая «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти. Временно стабилизировало обстановку лишь введение в декабре 1981 г. в Польше военного положения.
Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай и Албания, отдалились Румыния, Югославия, КНДР. Проблемы были обусловлены здесь в основном большей или меньшей самостоятельностью этих стран в проведении внутренней и внешней политики. С конца 60-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе. А в 1979 г. разгоре-
лась кратковременная война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.
С годами всё более очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах социалистического содружества.
Дата Q>\
1975 - Совещание по безопасности и сотрудничеству VL^ в Европе.
0
Расширяем словарный запас
Интеграция - процесс сближения, ведущий к большей целостности, единству.
Суверенитет - независимость государства во внешней и внутренней политике.
В чём состоит главная причина того, что и советское руко- /^ГХ водство, и лидеры западных стран перешли в первой половине [ г } 70-х гг. к политике разрядки международной напряжённости? \^ у
Что такое «доктрина Брежнева»? Когда и в связи с чем она начала реализовываться? 3. Дайте оценку действиям советского руководства в связи с событиями в Чехословакии в 1968 г. 4. Почему СССР не пошёл на введение своих войск в Польшу в аналогичной ситуации в 1981 г.? 5. Когда и в связи с чем завершилась полоса разрядки международной напряжённости? Что явилось поводом для этого? 6. Дайте оценку характеру отношений СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающимися странами в середине 60-х - середине 80-х гг.
Перестройка в СССР (1985-1991)
Вопрос 01. На каких примерах вы можете доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 1960-х - начале 1980-х гг.?
Ответ. Примеры.
1) Резкой критике подверглась повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В 1971-1972 годах все её издания, включая журнальное, негласно изымались из публичных библиотек и уничтожались. Из журнала страницы с текстом рассказа просто вырывали, фамилию автора и название рассказа в оглавлении – замазывали. 14 февраля 1974 года, после изгнания писателя из СССР, вышел специально посвящённый Солженицыну приказ Главлита № 10, где были перечислены подлежащие изъятию из библиотек общественного пользования номера журнала «Новый мир» с произведениями писателя.
2) В 70-х - начале 80-х годов на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.
3) В 1965 году за публикацию своих произведений за границей были приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль.
4) В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург.
Вопрос 02. Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в те годы?
Ответ. Теперь деятелей культуры не отправляли в лагеря, появились новые формы воздействия на них:
1) запрет на профессию (людей вынуждали работать на заводах, в котельных, но переставать творить);
2) помещение в психиатрическую лечебницу (была подведена «научная» база под утверждение, что недовольство советским строем – одна из форм шизофрении, однако её лечение больше было похоже на пытки).
Вопрос 03. Чем можно объяснить рост недовольства различных слоёв населения в середине 1960-х - начале 1980-х гг.?
Ответ. Причины:
1) дефицит всё ширился, из магазинов исчезали мебель, обувь, одежда, даже самые необходимые продукты;
2) читающих людей в СССР становилось всё больше, их идеалами были диссиденты и гонимые режимом творцы;
3) руководство страны стремительно старело, население с каждым годом отчётливее видело их старческие болезни и сомневалось в способности здраво мыслить;
4) контроль идеологический структур и органов госбезопасности за всеми сферами жизни не пугал, как при И.В. Сталине, а раздражал.
Вопрос 04. Расскажите о диссидентском движении. В чём вы видите его значение?
Ответ. Диссидентское движение было представлено акциями одиночек или небольших групп. Оно выражалось чаще всего в публичных выступлениях, подписании петиций, других мирных демаршах. Данные демарши чаще всего были направлены на защиту прав человека, демократические ценности. В движении приняла участие интеллигенция (включая отлично устроенного в советской жизни академика А.Д. Сахаров), а также военные (включая капитана III ранга В. Саблина) и другие слои населения. Но во всех слоях общества диссиденты были одиночками, они не представляли всего слоя и не вели за собой последователей.
Концепция «развитого социализма», противоречия в развитии художественной культуры, советский спорт, ростки «антисистемы».
Концепция «развитого социализма».
Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущева объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом».
Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.
В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г., как это требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена.
Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.
Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновленный его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни.
Из речи Л. И. Брежнева
Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.
Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г. Однако жизнь людей все меньше походила на жизнь при «развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю.В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.
Противоречия в развитии художественной культуры.
Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей - очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности - с другой. Данная позиция прозвучала и в отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма).
Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Из письма в ЦК КПСС детей репрессированных Сталиным коммунистов. 1967 г.
Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель миллионов невинных людей. Любые попытки обелить страшные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.
Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий. На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х - начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.
Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.
Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.
Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.
Все это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре - официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила достичь новых мировых успехов советским спортсменам. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами - сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров.
Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Пахомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в эти годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова.
Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец В. Сальников, признанный одним из трех лучших пловцов XX в. К середине 80-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Все это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.
Ростки «антисистемы».
Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.
В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалев, JI. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 - начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.
В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян. Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.
Концепция «развитого социализма».Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом.
Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Таковым стали концепция «развитого социализма» и теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.
В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967 г.) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на вполне реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной, однородности советского общества; окончательного решения национального вопроса; отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у руководства КПСС благодушного и самоуспокоенного восприятия окружающей действительности. Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовал XXII съезд КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Не удивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.
Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал по существу из печально известного сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.
Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала «развитой социализм». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.
Внедрение этих «новшеств» привело к забвению положений, которые казались совсем недавно верными (например, о наличии различных моделей социализма, понимании его сути как строя цивилизованных кооператоров и др.). Это, в свою очередь, вело к нарастанию догматизма и начетничества, глубокому кризису в идейно-теоретической жизни, отдалению КПСС от западных/ компартий.
Антидогматические тенденции, проявившиеся в ряде исторических, экономических, философских исследований, были подавлены. Ученые-обществоведы, пытавшиеся анализировать события прошлого и настоящего с научных позиций, были лишены возможности дальнейшей работы.
Противоречия в развитии художественной культуры.Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей - очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности - с другой. Эта позиция прозвучала и в отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966 г.). Однако в выступлениях на том же съезде руководителей региональных партийных организаций прозвучало требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество, тенденциозно искажают отдельные этапы жизни советского общества». В качестве примера была названа повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Постепенно, уже с конца 60-х гг., в художественных произведениях место жертв сталинизма занял образ самого Сталина - вновь безгрешного и мудрого.
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все завершалось благополучно после вмешательства партийных чиновников. А недостатки повседневной жизни списывались на происки врагов или издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень екоро привел к застою и в художественной культуре.
Во второй половине 60-х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Возвращаясь к сталинской традиции, ЦК КПСС принял 7 января 1969 г. постановление «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». Значительно возросла и роль цензурного пресса. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.
На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали «ждановские» оценки отдельных произведений и их авторов, обвинявшихся в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х - начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.
Объективно противостояли идеологии неосталинизма, застоя представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б. Васильев, Ю. Трифонов.
Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др., многие театральные и киноактеры.
Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшихся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества.
Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре - официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
Ростки «антисистемы».Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. под воздействием хрущевской «оттепели» возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.
В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию своих произведений за границей. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979- начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций.
Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества. В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...». Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.
Все это, наряду с многочисленными забастовками и митингами, свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.