Основные группы населения в индустриальном обществе. Общество как социальная система

12.02.2020

Социальная структура индустриального общества
Индустриальное общество характеризуется процессом урбанизации, бурного
роста городского населения. Это было вызвано несколькими причинами:
1. Перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и
внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего
высвободилось много рабочих рук.
2. Упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного
производства и мелкой торговли.
3. А также с изменениями в транспорте: с развитием железнодорожного
транспорта центры промышленности переместились в новые районы.
Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля
выбрасывала своих детей». Массы населения, столетиями жившие на земле,
приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождает
эмиграцию, люди уезжают в другие страны. Многие жители местечек
переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны.
В связи с ростом продуктивности сельского хозяйства возникла возможность
накормить большие города. В Великобритании, в этой «стране городов»,
девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три
человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло
очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города
начинали преобладать в экономической жизни.
Люди в движении. С 20­х гг. XIX в. началось массовое переселение
европейцев на другие континенты. Основным конечным пунктом эмиграции
являлись Латинская Америка, Канада, Австралия, Южная Африка, но
абсолютный чемпион ­ США. Нью­Йорк стал главным портом, куда
прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Европы, требовалось 12 дней
плавания. На островке Эллис в заливе Нью­Йорка для эмигрантов был создан
«вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в
страну. Новая родина принимала не всех. Десятая часть прибывших в США
получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение
сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре Нью­Йорка, их
предоставляли самим себе. Большинство новоприбывших устраивалось у
друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых
имел свой язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой рабочей силой,
согласной на самые тяжелые условия труда.
Изменения в социальной структуре
Не менее важные изменения происходят в социальной структуре. Исчезают
сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего
XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру

западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и
наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве,
к началу XX в. они стали основными социальными группами индустриального
общества. Что же касается основных классов традиционного общества -
дворян­землевладельцев и крестьян, то их численность постоянно
уменьшается.
Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих.
В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись,
сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Расслоение
происходило и внутри самих классов общества. Существовала крупная,
средняя и мелкая буржуазия, неоднородны были рабочий класс и
крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к
какому­то определенному классу.
Аристократия старая и новая. К середине XIX в. европейской аристократии
пришлось во многом изменить свой образ жизни, иначе ей бы не удалось бы
выжить. Многие аристократы продолжали владеть землями, и жизнь их была
связана больше с деревней, чем с городом. Политическая элита
формировалась в основном из землевладельцев. Но постепенно, с развитием
индустриального общества, господствующее положение аристократии уходит
в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются
лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто
хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в
банках, промышленных компаниях, в колониальной администрации. Многие
аристократические семьи теряют свои богатства. И хотя знать с презрением
относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов
вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к
слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».
Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.
Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и политической жизни
государств все громче заявляет о себе буржуазия. Больших успехов
добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе».
Классический пример возвышения такого человека в обществе приводит
английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп метет лавку, бегает на
посылках, становится доверенным приказчиком и компаньоном; Памп­второй
становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына
на графской дочке. Памп­третий не бросает банка, но главное дело его жизни
- стать отцом Пампа­четвертого, а его потомство уже по праву наследования
властвует над нашей нацией снобов».
В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители
буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали,

отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие
стремились стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от
королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир
Ротшильд стали баронами, получили дворянские титулы в Германии Крупп и
Сименс.
Средний класс. Новым явлением в общественной жизни XIX в. стало
появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества -
мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных
учреждений. К среднему классу относились и лица интеллектуальных
профессий - инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры,
юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу
было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных
слоев.
Особо следует выделить категорию юристов. С формированием правового
государства, гражданского общества, с развитием экономической жизни
потребность в юристах значительно растет. Юристы составляют конституции
и кодексы законов, оформляли завещания, консультировали банкиров,
предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по
образованию были многие политические деятели. Средний класс придает
устойчивость обществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных
потрясений, предпочитая революциям реформы.
В среде рабочих тоже происходят важные изменения. Рабочий класс делится
на квалифицированных рабочих и неквалифицированных. В XIX в.
формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится
неоднородным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, которых
историки назвали рабочей аристократией. Их положение на предприятии
было прочным, зарплата ­ позволяла давать техническое образование
сыновьям, иногда их дети становились даже служащими. А это уже был шаг
вверх по социальной лестнице. В Англии к началу XX в. такие рабочие
составляли треть от общего числа. Гораздо труднее жилось остальной части
рабочего класса. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое меньше,
но иногда доход семьи мог увеличиваться за счет работающих детей. В семьях
с низким доходом любой расход, например покупка башмаков, заставлял
экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских
рабочих могла купить мясо на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это
были покупки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По
традиции в промышленных городах большая часть населения приобретала
продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам
вечера магазины в богатых кварталах закрывались, а в бедных жизнь только
начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о
достоинствах своего товара. Так описывал субботу в рабочем районе Лондона

современник: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку,
в которой, кроме ребенка... лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на
плечах сынишку... Возле кабаков устраиваются концерты... К 11 часам вечера
аристократия рабочего класса... запасается уже провизией. Тогда появляются
исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с
корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных
лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: куски костей,
требуху, обрезки и пр.».
Женский и детский труд. Повсеместно в промышленности используется
женский и детский труд. Это очень выгодно, платить и тем и другим можно
было меньше чем мужчинам. Многие женщины работали домашней прислугой,
а с развитием предпринимательства у них появились новые профессии:
телефонистки, машинистки, секретарши.
«Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,- писал английский поэт
Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов,
детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в
каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая
углем тележки, запряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны
были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз,
когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой занимались
двенадцатилетние подростки. Только в 1893 г. в Англии был принят закон,
запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе
допускались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часов, а после
работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети
были такими усталыми, что на уроках просто спали.
Ущемлялись также и права женщин и лишь в начале XX в. женщинам были
предоставлены права равные мужчинам.
Таким образом, индустриальное общество очень существенно изменило не
только жизнь людей, но и социальную структуру.

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией. Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

10. В чем принципиально различаются философия и идеология как формы духовной деятельности?(в 5 вопросе)

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону. В этом раздвоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития. Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц – слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.Особую роль в обществе играют общенациональная и государственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. По содержанию общенациональная идеология шире, нежели идеология государственная. Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, в известной мере буквально навязывается государством гражданам. Без сплочения населения страны в единую общность, без осознания людьми того, что они являются гражданами определенного государства со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями, государство просто не сможет существовать и развалится.Миллионные массы людей сознательно, а чаще всего неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который погружено бытие отдельного человека.Выше уже было сказано, что в этой иерархической структуре не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но в том‑то и дело, что только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное, должное место в системе пропагандируемых ею ценностей. Отсюда та колоссальная роль, которую играет духовный аспект идеологии в обществе.Бездуховность – серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего – кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами.Критика содержания любой идеологии всегда имеет серьезные обоснования. И об этом мы скажем ниже. Но сначала необходимо ее защитить от необоснованных обвинений. Борьба против существования идеологии в обществе – это определенная идеологическая установка. Возникает вполне законный вопрос – кому это выгодно?Разумеется, критика тоталитарных претензий любой идеологии необходима. Идеология, не оставляющая места для самостоятельных духовных поисков, несостоятельна и обречена на гибель, если только она не вызовет крушения всего общества. Огромный духовный кризис, поразивший постсоветское общество, был вызван прежде всего обвалом всей структуры социалистических ценностей, на которых выросло не одно поколение советских людей. Но не следует забывать, что это была тоталитарная идеология, имевшая всепроникающий характер. Идеология создавала из слов, пожалуй, самую совершенную реальность, какую знала светская наука и культура. Но в реальной жизни ей противостояла унифицированная, серая и бедная социальная реальность.Обычно говорят, что духовности никогда не бывает много. Но духовные поиски высших идеалов, тем более в идеологии, не самоцель. Человек – существо еще и земное, и общественное. Поэтому стремление к гармоничному сочетанию в человеке природного, социального и духовного выглядит гораздо более привлекательным, чем предельно возвышенная духовность при недостатке в обществе элементарных материальных средств к жизни.Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико‑рефлексивную функцию в обществе, прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя их роль в общественной жизни к этой функции не сводится. Философия есть учение об общих принципах бытия и познания, она представляет собой рациональную форму обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. Философия вырабатывает наиболее общую систему взглядов общественного человека на мир и его место в нем. Знакомство с философскими системами приобщает человека к коллективному опыту человечества, к его мудрости, как, впрочем, и заблуждениям, ошибкам, позволяет выработать созвучные его устремлениям идеалы, цели и ценности. Специфика искусства заключается в чувственно‑наглядном, образном освоении действительности, в отличие от теоретико‑понятийного освоения, свойственного научному знанию.За многообразными социальными функциями философии и искусства нельзя не видеть их главной критико‑рефлексивной функции. Идеология, с одной стороны, философия и искусство – с другой, будучи духовно‑практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по‑своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе науку и материальную практику. По мере развития сфер науки и материального производства роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает.С этой точки зрения философия и искусство выполняют, говоря управленческим языком, функцию той обратной связи, которая занимается оценкой результатов деятельности общества под определяющим воздействием целей, сформулированных идеологией. Поэтому ценностная сфера деятельности нередко вызывала подозрения у политиков и идеологов. Чем далее отстоит общество от демократии, тем уже здесь границы дозволенного.Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность. Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества (а также природы), открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения – вера. Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, т. е. все то, что называется общественно‑нравственным идеалом.В течение многих столетий религия в разных странах стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию подчас приводило к появлению теократического государства. Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения.В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики. Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое воззрение на мир.Несмотря на неизбежные трудности так называемого переходного периода в современной России, ценностная сфера общественной жизнедеятельности людей все больше утверждает себя в качестве особой всеобщей сферы.

Индустриальное общество

Индустриа́льное о́бщество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. .

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции . Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения.

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер . В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество .

Сущность и концепция развития индустриального общества

Сущность индустриального общества отражают возникновение и развитие предпринимательского ресурса, как составляющей человеческого капитала, самого человеческого капитала, а также конкуренции - основных факторов становления и развития индустриальной экономики и общества, драйверов промышленной революции и генерации инноваций.

Концепция развития индустриального общества заключается в формировании и развитии класса предпринимателей, образования, особенно специального, науки, культуры, медицины, в повышении качества жизни населения и эффективности элиты, в формировании гражданского общества.

Индустриальное общество и экономика начали формироваться в первой половине 19 века. В экономике и обществе в этот период времени происходили революционные изменения :

Накопление креативного человеческого капитала, знаний и инноваций (в промышленности);

Индустриализация и механизация производств, переход от ручного труда к машинному;

Формировались конкурентные отношения и конкурентные рынки, формировались демократия и гражданское общество;

Повышались уровень и качество жизни населения; развивались культура, образование, наука и постепенно готовилась база для очередного витка ускоренного роста экономики, развития промышленности и технологий;

Происходило опережающее развитие человеческого капитала за счет приоритетного роста инвестиций в образование, в том числе в профессиональное образование, в науку, в инновации.

Основным локомотивом развития индустриальной экономики была и остается конкуренция.

Черты индустриального общества

  1. Возникновение креативного класса - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.
  2. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.
  3. Переход к машинному производству.
  4. Перемещение населения в города - урбанизация.
  5. Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.
  6. Общественно-исторический прогресс.
  7. Неограниченная эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.
  8. Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  9. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  10. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Волны развития и технологические уклады индустриальной экономики

Переход от индустриального общества к постиндустриальному

Примечания

Литература

  • Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003.
  • Йозеф Алоис Шумпетер (1883-1954). Теория экономического развития
  • Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности, Москва, ВШЭ, 2011
  • Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М.: «Юстицинформ», 2006.
  • Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. – М.: Наука, 1990. – 232 с.
  • Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.
  • Корчагин Ю.А. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. - Воронеж: ЦИРЭ.
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. - М.: УРСС , 2007.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индустриальное общество" в других словарях:

    Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался… … Философская энциклопедия

    - (industrial society) Общество с широким разделением труда и опорой на крупное машинное производство. Индустриальное общество рассматривается как общее обозначение для капиталистической и социалистической формаций недавнего прошлого. Сен Симон… … Политология. Словарь.

    Тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и… … Финансовый словарь

    Современная энциклопедия

    - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родо племенное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Большой Энциклопедический словарь

    Индустриальное общество - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60 х … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Бурж. социология, и экономия, теория обществ. развития, направленная против марксистско ленинского учения о социальном прогрессе в ходе сменяющих друг друга обществ. экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц. философом Р.… … Философская энциклопедия

    Одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.наз. «развитых» обществ в отличие от «традиционных», «аграрных» (родо племенных, феодальных и др.)… … Новейший философский словарь

    индустриальное общество - Этап развития общества и общественных отношений, сложившийся после промышленной революции, когда наряду с сырьевыми отраслями основой экономики стали развиваться обрабатывающие отрасли (вторичный сектор экономики) … Словарь по географии

    - (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющей традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Альманах германской истории. К 100-летию со дня рождения Льва Копелева. Индустриальное общество в Германии и его развитие. Немцы и "Ведомство" , Ищенко В.В. , "Альманах" продолжает традиции" Ежегодника германской истории", издававшегося в Институте всеобщей истории РАН. В первом выпуске представлены статьи российских и немецких историков,… Категория: Научные издания, теории, монографии, статьи, лекции Серия: Издатель: URSS ,
  • Историческая социология в 3-х частях. Часть 3. Индустриальное и постиндустриальное общество. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры ,

Презентация – идентификация

Презентация и идентификация – два дополняющих друг друга способа взаимодействия человека с современным обществом.

Идентификация – попытка человека найти свое место (свое Я) внутри существующих институтов, структур, групп. Презентация – создание и разыгрывание того образа себя, который человек хочет предъявить окружающим. Идентификация и презентация у одного и того же человека могут быть различными.

Индивид, который презентирует себя перед другими … возможно, хочет внушить им хорошее мнение о себе, или чтобы они думали, будто он хорошего мнения о них, или чтобы они поняли каковы его действительные чувства по отношению к ним, или чтобы они не получили никакого определенного впечатления. … Поэтому когда индивид оказывается в обществе других, у него обычно появляются и причины … производить [нужное для него] впечатление на них. Например, если подруги в студенческом общежитии будут судить о девичьей популярности по числу вызовов к телефону, вполне возможно подозревать, что некоторые девушки начнут нарочно устраивать такие телефонные звонки.

Гофман И. 2000. С. 35.

Способы презентации политиков зависят от политического спроса, имеющего место на данной территории. Правила исполнения роли публичного политика определены обществом. Любое социальное действие будущего депутата требует учета всех ожиданий других людей. И человек стремится сыграть того, за кого его принимают.

Кимерлинг А.С. 2002. С. 34.

«Идентичность» [как термин] призвана подчеркнуть нестабильную, многогранную, изменчивую и разрозненную природу современного «я».

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.75.

Человеку бывает необходимо идентифицировать себя – охарактеризовывать, позиционировать по отношению к уже известным людям, определить свое место в [мире]… В современных условиях, способствующих разнообразным контактам с людьми вне сферы личного знакомства, такие случаи идентификации особенно распространены. Они включают ежедневные жизненные ситуации так же, как и более формальные и официальные контексты; идентификация себя и других фундаментально ситуационна и контекстуальна.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.85.

«Самопонимание» … [ – это] чувство того, кто ты есть, социальной принадлежности и, как производная от первых двух – готовность к определенного рода действию.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.89.

Холодный пятничный вечер, дождливый и ветреный. Ты одет не по погоде, для вечеринки. Наконец, ты отстоял в длинной очереди, желающих попасть в клуб. Вышибала, или, как он предпочитает называться, охранник рукой закрывает путь тебе и твоим друзьям. Он кидает взгляд на тебя и остается недоволен твоим возрастом. Все, что у тебя есть, - это деньги. Но этого не достаточно (или, реже, у тебя нет нужной суммы). В повседневных ситуациях, таких как эта, идентичность человека сначала неясна, но потом определяется. Но идентификация не всегда столь проста или столь тривиальна. Она способна поколебать основы нашей жизни.

Jenkins R. 2004. P. 1-2.

…человек определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души. Речь идет о чувствах, которые нам недоступны во всей глубине; но они частично отражаются в поступках, в установках сознания…

Камю А. 189. С. 229.

Карл Радек [в своей автобиографии] видел себя деятелем общеевропейского значения, был секретарем Коминтерна и описывал свою жизнь как серию метаморфоз, которые верно приближали его к нынешнему состоянию, являясь результатом сознательного труда и многих прозрений, но также и удачи. Прожитая жизнь описывается … как череда менявшихся этнокультурных идентичностей: галицийский еврей – читатель немецкой классики – польский националист и католик – швейцарский студент – австрийский гражданин – немецкий журналист – русский эмигрант.

Эткинд А. 2005. С. 61.

Субкультура

Субкультура – устойчивая, самостоятельная модель поведения группы людей, по-своему воплощающая ценности и нормы индустриальной (большой) культуры.

Субкультуры, подобно социальным движениям, вовлечены в противостояние между культурным воспроизводством, социальной интеграцией и социализацией; они как правило уделяют внимание стилю жизни, самореализации [человека] и формированию идентичности.

Hanfler R. 2004. Р. 422.

Общество, пришедшее на смену традиционному, предлагает [человеку] большой выбор одобряемых карьер – официальных и неофициальных. Стремление к уважению или почету возможно [реализовать] как внутри, так и вне институциональной структуры общества. Ограничения социального статуса в образовании, на работе или в семейной жизни может быть компенсировано активным участием … в субкультурах, которые обеспечивают временное социальное признание.

Heinz W.R., Krьger H. 2001. Р. 35.

Люди «схватывают» субкультуру посредством использования и демонстрации соответствующего ей набора артефактов. Я использую термин «переносчики» для обозначения тех, кто разделяет данную субкультуру или ее часть. Что важно, эти группы выделяются по признаку участия в культурной презентации, [а не по социальному статусу].

Enfield N.J. 2000. Р. 47.

…субкультуры во многом конструируются СМИ, члены субкультур овладевают чувством свободы от общества в том виде, в котором оно представлено масс-медиа.

Bennett A. 1999. P. 604.

…такой вид субкультуры интересует нас более всего. Специфическая одежда, стиль, проблемы тедди-боев, модов, рокеров или скинхэдов отделяют их, с одной стороны, друг от друга, а, с другой – от более общей культуры мальчиков из рабочего класса в целом. Через свою одежду, действия, стиль жизни они могут давать разные, с точки зрения культуры, ответы на проблемы, поставленные их социальной классовой позицией. При этом участие в той или иной субкультуре не отгораживает их от проблем более общей «родительской» культуры. Таким образом, субкультура остается починенной по отношению к господствующей культуре.

Холл Ст., Джеферсон Т. 2000. С. 151.

Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле, она выражает в то же самое время и среду нашего обитания, подобно рекламе, поп-музыке, легкой фантастике, чтиву, фильмам второго сорта. Именно так это происходит на … неинтеллектуальном, чисто инстинктивном уровне. Стиль одежды служит также и индикатором стиля жизни и в качестве такового обращается к подсознательным ценностям…

Брейк М. 2000. С. 152.

Средний класс

Средний класс – группа людей в индустриальном обществе, выражающая наиболее полно его ценности, нормы и представления. Образ жизни человека среднего класса предполагает непрерывное образование (повышение квалификации), постоянную, достойно оплачиваемую работу, семью, домашний комфорт, развлечения и отдых.

Э.О. Райт («Классы», 1985) разделяет людей на классы в соответствии с теми ресурсами, которые они имеют или контролируют. Основное различие наблюдается между теми, кто имеет собственность (т.е. источники дохода, такие как фабрики, государственные ценные бумаги, акции) и не имеет ее … Классы собственников – это капиталисты (буржуазия – элита) и малая буржуазия (в большинстве своем работающие на собственном малом предприятии). Классы несобственников – это рабочий класс и средние классы. Классы несобственников различаются в соответствии с тем, контролируют ли они производственный процесс или заняты самостоятельной, высококвалифицированной деятельностью на рабочем месте. Те, кто обладают хотя бы одним из этих признаков, относятся к средним классам.

Baum S. 2002. Р. 354.

В результате различий в доходах люди, принадлежащие к низшим и средним классам, бесспорно отличаются друг от друга по своим взглядам на жизнь, материальным условиям жизни и жизненному опыту, но они часто не имеют сознательного представления об этих различных взглядах и их классовой основе.

Миллс Ч. 1959. С. 60.

Термины «предприниматель» и «чиновник» – это термины, вызывающие представления о людях из средних классов… Когда говорят о предпринимателе классического типа, то предполагается, что в ходе ведения своего предприятия он рискует не только вложенными деньгами, но и всей своей карьерой…

Миллс Ч. 1959. С. 155.

От успешного представителя среднего класса требуется в совершенстве владеть престижной статусной культурой; что обеспечивается хорошим знанием культуры своей компании, культуры местности [в которой он живет] и этнических особенностей. Так же, как школьники переключают коды [поведения], когда они с улицы забегают в класс, … зрелые представители среднего класса научаются «переключению культуры» при перемещении из одного социального окружения в другое. Такие индивиды владеют множеством стилей…, но они используют их выборочно с разными людьми и в разных условиях. (Мужчина из среднего класса, женатый на конторской служащей, должен иметь представление о спорте и рок-музыке [для бесед] на работе; обсуждать политику и здоровое питание с друзьями своей жены; и прививать восхищение Брамсом и Пикассо своим сыну и дочери.)

DiMaggio P. 1987. P. 445.

Маргиналы

Маргиналы – группа людей, не принадлежащая устойчивым социальным и культурным институтам, не принимающая/отрицающая общие идеалы.

Если человек очень затрудняется назвать себя кем бы то ни было, он – никто, маргинал, без имени и места в жизни.

Батыгин Г.С. 1995. С. 104.

Моя основная гипотеза состоит в том, что отклоняющееся поведение … можно рассматривать как симптом разрыва связи между предписанными культурой стремлениями и определенными социальной структурой путями осуществления этих стремлений.

Merton R. 1968. P. 188.

Сама возможность маргинального существования в обществе уже свидетельствует о том, что общепринятые смыслы не всемогущи в своей принудительной силе. Еще больший интерес представляют те случаи, когда индивидам удается собрать вокруг себя некоторое количество последователей и заставить, хотя бы самых близких из них, признать отличные от принятых в обществе трактовки окружающего мира.

Бергер П. 1996. С. 133.

…возможности к эволюции «маргинала» не закрыты, просто потому, что его личность остается несформированной. Часть характерных для него личных подходов к восприятию действительности находится в примитивной форме, другие могут стать осмысленнее, но … вместе они не создадут стабильного и упорядоченного набора, и … индивид, таким образом, останется открытым для всех и всяческих воздействий. В любом случае, непоследовательность – фундаментальная черта его активности.

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р.1853, 1855.

Если общество успешно блокирует все потенциально опасные реакции индивида в процессе формирования личности, то в итоге получается индивид, для которого не останется ни проблемы личностного развития, ни внешних конфликтов, требующих решения, ни внутренних преодолеваемых противоречий – это будет ограниченный, стабильный, довольный собой «обыватель». Если же, напротив, подавление проходит неуспешно и бунтарские реакции набирают силу до того, как у индивида сформирована система стабилизирующих представлений, то индивид не готов к встрече с возникающими проблемами, не способен их различать или сублимировать – развивается непоследовательный, нон-конформистский, «маргинальный» тип…

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р. 1871.

Для конца XX века характерен образ маргинала, близкого к природе, с цветком в губах или на ружье (это представление ассоциируется с событиями 1968 года). Но вскоре его вытесняет другой образ, соответствующий резко изменившейся обстановке. На фоне неумолимо нарастающего экономического кризиса меняется и ожесточается облик маргинала: теперь это африканец, приехавший работать во Францию. Именно он заклеймен как олицетворение всех зол и опасностей.

Фарж А. 1989. С. 145.

В социологии общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система (от греческого "systema") определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Это нечто целое, не сводимое к сумме своих элементов.

В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. К ним относятся:

  • Социальная структура
  • Социальные действия человека в обществе
  • Социальные взаимодействия и отношения
  • Социальные институты и организации
  • Социальные нормы и ценности и.тд.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема ". Подсистемами именуются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга.

Разделение общество на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) Простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации);

б) Первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество;

в) В Западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формировании этой концепции большой вклад внес немецкий социолог Ф.Теннис, французский социолог Р.Арон, американский экономист У.Ростоу.

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.

Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.

В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом человеке", не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира" (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традиционного общества" выступает понятие "незападные цивилизации"). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Индустриальное общество

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.

В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным.

Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения.

В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и

утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.

Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации - в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению.

К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т.п.

Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкциина социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Похожие статьи