Фрадков назначение. Клан фрадковых

13.02.2020

01.03.2004, Фото: AP

Михаил Фрадков: неоднозначные эпизоды биографии

Тимофей Головашкин

Предложение президента России назначить премьер-министром нового правительства Михаила Фрадкова заставило СМИ покопаться в недавних архивах и снова достать на свет божий все, что известно об этом человеке. Газета "Yтро" решила пролистать подшивки СМИ и архивы за прошлые годы, и вот что удалось найти.

Становление

Михаил Ефимович Фрадков родился в 1950 г. в тогда еще Куйбышевской области. Окончил в Москве с красным дипломом Станкоинструментальный институт и по распределению поехал в Дели. Для тех, кто помнит, в середине 70-х за границу сразу после окончания института отправлялись лишь родственники высокопоставленных работников или чекисты.

Правда, сведений о принадлежности М.Фрадкова к тогдашнему КГБ нет, и в Федеральной службе налоговой полиции, которую он возглавлял, также всегда отрицали его причастность к спецслужбам. И тем не менее, для того, чтобы пройти отбор, Фрадкову пришлось совершенствовать свой английский на спецкурсах при Лубянке.

Михаил Фрадков осенью 1991 г. стал в первом реформаторском правительстве заместителем Петра Авена, министра по внешнеэкономическим связям, ныне известного в качестве одного из богатейших людей страны и главы "Альфа-банка".

Бурная деятельность

В эпоху Авена руководство МВЭС активно начало приватизацию доставшихся ему в наследство крупных советских внешнеэкономических предприятий: "Союзнефтеэкспорта" (проводил до 70% сделок СССР по экспорту нефти), "Техмашимпорта", "Новоэкспорта", "Продинторга", "Тяжпромэкспорта", "Технопромимпорта", "Технопромэкспорта". Получали или нет первые лица министерства какие-то дивиденды от этих сделок, доподлинно неизвестно, но масштабы самих операций можно оценить хотя бы по одной из них - приватизации государственной нефтяной компании "Нафта-Москва", летом 1994 г. преобразованной из вышеупомянутого "Союзнефтеэкспорта".

В политической биографии М.Фрадкова уже было расставание с министерской службой - в мае 1998 г. он не вписался в правительство Сергея Кириенко. Тогда он возглавил "Ингосстрах". С этого непыльного места он с потерей в доходах согласился снова идти в министры в правительство Евгения Примакова. После кончины своего министерства при Михаиле Касьянове он мог или снова вернуться в коммерцию, или остаться главным по торговле в ранге заместителя Германа Грефа. Однако его ждала другая судьба.

В мае 2000 г. Михаила Ефимовича назначили первым заместителем секретаря Совбеза и поручили курировать вопросы экономической безопасности страны. В СБ Фрадкова запомнили как "осторожного, выверяющего каждое слово и действие человека. Очень милого и корректного".

Указы о назначении трех гражданских - Грызлова, Иванова и Фрадкова - на руководящие должности силовых ведомств Путин подписал в один день. Назначение Фрадкова на должность руководителя ФСНП стало для сотрудников налоговой полиции явлением неожиданным. Никто не предполагал, что на его место может прийти гражданский человек: настолько все привыкли, что с момента создания полиции ею руководили выходцы из силовых министерств.

Находясь на должности директора Федеральной службы налоговой полиции, писали "Известия", Михаил Фрадков утвердил инструкцию "Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений". Согласно этому документу, полицейские могли в любое время вмешиваться в жизнь компаний и граждан, даже не возбуждая против них уголовных дел.

В инструкции было указано, что для предотвращения готовящихся преступлений полицейские должны выявлять "лиц, склонных к совершению преступлений" и оказывать на них "профилактическое воздействие для недопущения с их стороны преступных посягательств". Нарушителя будут всячески позорить, рассылая его деловым партнерам и клиентам порочащую его информацию и публикуя ее в СМИ. В инструкции также были подробно описаны формы воздействия на "объекты профилактики". Как писала газета "КоммерсантЪ", таковыми могли быть индивидуальные беседы: "ознакомительно-разъяснительные", "воспитательные с привлечением общественности", а также "предупредительные с вынесением официального предостережения". К профилактике советовали привлекать и членов семьи вызвавшего интерес полицейских налогоплательщика.

Пункт 23.7 инструкции рекомендовал "создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения". То есть, не дожидаясь приговора суда, полицейские должны были смело объявлять, в том числе и в средствах массовой информации, что у такой-то компании выявлена недоплата налогов.

Самым любопытным высказыванием директора ФСНП было описание типичного налогового преступника: "В большинстве своем налоговые правонарушители и преступники - это люди с высшим или средним специальным образованием, встречаются даже с ученой степенью. По преимуществу налоговыми преступниками являются мужчины, поскольку в основном они возглавляют предприятия и фирмы. Средний возраст злостных неплательщиков налогов достаточно высок - примерно 40 лет".

Может и правда, они такие, эти злостные неплательщики. Впрочем, под это описание подходит практически любой российский чиновник, включая и самого г-на Фрадкова.

Скандалы

Кстати, о компании "Нафта", которая чуть было не прикупила итальянский суперклуб "Рома". В марте 1999 г. "Новые Известия" опубликовали занимательную информацию: по данным независимых экспертов, только зарубежное имущество "Нафты", в частности, самые ценные ее жемчужины, компании "Тебойл" и "Суомен петрооли", оценивались в $1 миллиард. Аудиторы же, приглашенные МВЭС, оценили компанию в сумму, в долларовом выражении недотягивавшую до $2 тысяч. Подобную операцию в "Новых Известиях" назвали "вершиной в искусстве присваивания госимущества".

Не место красит человека. Чем украсил Михаил Фрадков предыдущие места работы

Николай Вардуль, Илья Булавинов, Константин Смирнов, Дмитрий Бутрин и Геннадий Сысоев

Внешний торговец

В декабре 1992 года Михаила Фрадкова назначили замминистра внешних экономических связей. Тогда министром был Петр Авен. После этого в течение 1993 года министром сначала был Сергей Глазьев, а потом Олег Давыдов. Михаила Фрадкова повысили в октябре 1993 года до первого замминистра.

Он оказался на бойком месте. В МВЭС до 1 января 1995 года проводились тендеры на право экспорта стратегических товаров, включая нефть, нефтепродукты и цветные металлы, а также тендеры на право закупок импортных товаров, поставляемых в счет погашения долгов Индии и Турции бывшему СССР. Кроме того, министерство курировало бартерные операции "нефть-сахар" между Россией и Кубой.

Некоторые заинтересованные экспортеры при лоббировании своих интересов в министерстве иногда переходили черту закона. Во всяком случае, в середине 1990-х годов был заведен ряд уголовных дел, где фигурировали бывшие руководители МВЭС, например замминистра Андрей Догаев. [...] Был и скандал, затронувший лично Михаила Фрадкова. Он получил крупную ссуду на строительство дачи из внебюджетного фонда МВЭС.

Репутация Михаила Фрадкова в среде российского бизнеса весьма своеобразна: практически все предприниматели, которым приходилось с ним сталкиваться, признают, что кандидат на пост премьера - чиновник, прекрасно понимающий, что такое бизнес и как он делается. Характерно, что господин Фрадков - человек, знающий обстоятельства появления крупных капиталов не только в "приватизационный" период 1992-1997 годов, но и в период 1988-1992 годов, время позднесоветской "внешнеэкономической торговли" и формирования первых связей еще советского чиновничества, криминальных структур и первых предпринимателей. Эти связи до сих пор играют не последнюю роль в современном бизнесе, но, в отличие от более поздних, категорически не афишируются. Бывшие сотрудники МВЭС и ФСНП характеризуют господина Фрадкова как "человека внешне открытого": о его корректности и дружелюбии говорят все, кто с ним общался, однако никаких личных подробностей о нем как о человеке практически нет.[...]

Считается, что "маски-шоу", которые ФСНП устраивала в бытность господина Фрадкова главой налоговой полиции, не его личная инициатива: стилем министра была организация тихих и незаметных проверок конкретной структуры под прикрытием шумных и бессмысленных "масштабных операций". А стране министр-полицейский Фрадков запомнился сериалом "Маросейка, 12" из жизни налоговой полиции: сериал был интересен тем, что на его изготовление у ФСНП не ушло ни копейки - якобы съемки добровольно оплачивали подопечные ведомства.[...]

[...] Пребыванию в 1998-1999 годах на посту главы "Ингосстраха" [...] Михаил Фрадков вроде бы обязан Евгению Примакову, и основным его занятием на этом посту был не столько бизнес, сколько неудачные проекты создания на базе "Ингосстраха" государственного экспортно-страхового агентства.

Слабый силовик

По формальным признакам Михаила Фрадкова вполне можно отнести к силовикам. Полковник запаса Фрадков в 2000-2001 годах работал первым заместителем секретаря Совета безопасности, а в 2001-2003 годах возглавлял Федеральную службу налоговой полиции.

[...] В аппарате СБ, который в 2000 году возглавлял Сергей Иванов, нового замсекретаря вообще-то не ждали и к его приходу не готовились. Назначив экс-министра первым замсекретаря СБ, президент Путин одновременно увеличил и штатную численность аппарата, но лишь на одного человека. Поэтому, когда господин Фрадков пришел на новое рабочее место, выяснилось, что нет ставки даже для его секретарши. Не было предусмотрено для него и управления, которое он мог бы курировать,- все подразделения аппарата СБ были уже расписаны между другими заместителям секретаря СБ. [...]

28 марта 2001 года Михаил Фрадков возглавил Федеральную службу налоговой полиции, не самую последнюю в системе российских силовых структур. Она была создана в марте 1992 года и названа Главным управлением налоговых расследований при Госналогслужбе. В августе 1993 года главк был преобразован в самостоятельное ведомство - департамент налоговой полиции. Его начальником был назначен генерал-лейтенант тогдашнего Министерства безопасности Сергей Алмазов. В декабре 1995 года он добился повышения статуса своего департамента до налоговой полиции. В этом ведомстве служили, как правило, выходцы из КГБ и ГРУ.[...]

Регулярно устраиваемые маски-шоу производили на проверяемых налогоплательщиков оглушительное впечатление. Чего, правда, нельзя было сказать об итогах следственных действий налоговой полиции - до суда доходили единицы уголовных дел.

В марте 1999 года Сергея Алмазова сменил генерал-лейтенант МВД Вячеслав Солтаганов, который стал вытеснять из налоговой полиции чекистов и разведчиков, заменяя их милиционерами.[...]

Михаил Фрадков был переведен в ФСНП из Совета безопасности прежде всего для того, чтобы наконец добиться роста эффективности этой спецслужбы. Надо признать, что он пытался это сделать. Он фактически объявил войну другим силовикам и отобрал у них ряд полномочий. До его прихода ФСНП вела дела по 27 статьям Уголовного кодекса, а с лета 2002 года - по 53, вплоть до незаконного ношения оружия.

Затем он стал наступать на права налогоплательщиков. Накануне роспуска ФСНП в марте 2003 года его подчиненные додумались до использования детектора лжи. Не помогло. В 2002 году, несмотря на "раскрытие" ФСНП 24 тыс. налоговых преступлений, осудить удалось лишь 40 человек. Итог закономерен: МВД поглотил ФСНП. А Михаила Фрадкова отправили послом России в ЕС.

Некарьерный дипломат

Послом России в Евросоюзе в ранге министра Михаил Фрадков стал в марте 2003 года.[...] Каковы были результаты? При господине Фрадкове отношения России и Евросоюза заметно ухудшились.[...]

Политический легковес

[...] Михаил Фрадков никогда не имел никакого отношения к представленным сейчас в Думе партиям, включая выигравшую выборы и контролирующую в палате конституционное большинство "Единую Россию". Более того, далеко не все руководители партии, ходившие на минувшей неделе "консультировать" президента по кандидатуре нового премьера, до вчерашнего дня знали фамилию человека, который теперь будет на них опираться. Таким образом, роль партии власти в выборе премьера фактически свелась к поездке секретаря генсовета "Единой России" Валерия Богомолова в Брюссель, где он вполне мог в начале февраля "прозондировать" представителя России в ЕС на предмет возможного назначения.[...]

Несмотря на свое совсем не «питерское» прошлое

Выявленные связи Михаила Фрадкова

В одном селе с Михаилом Фрадковым родился зампред Федеральной энергетической комиссии, экс-вице-президент РСПП Юрий Сахарнов . Он на два года старше кандидата в премьеры.

В 70-е годы одновременно с Михаилом Фрадковым в посольстве СССР в Индии трудился Вячеслав Трубников – впоследствии директор Службы внешней разведки РФ, ныне первый замминистра иностранных дел РФ.

Во всесоюзном объединении "Тяжпромэкспорт" вместе с господином Фрадковым служили будущие руководители Токобанка Павел Нефидов и Геннадий Егунов . Оба сейчас в тени – господин Нефидов до последнего времени возглавлял Петровский народный банк в Санкт-Петербурге, а господин Егунов работает вице-президентом АКБ "Москва".

В начале 90-х годов Михаил Фрадков два месяца (октябрь–декабрь 1992 года) работал в МВЭС РФ под руководством Петра Авена , ныне президента Альфа-банка.

Затем господин Фрадков девять месяцев (с декабря 1992 года по сентябрь 1993 года) был заместителем министра ВЭС Сергея Глазьева , который в настоящее время руководит фракцией "Родина" Госдумы и баллотируется в президенты РФ.

С приходом на пост министра ВЭС Олега Давыдова (сейчас – советник гендиректора финской компании Fortum) Михаил Фрадков поднялся до уровня первого замминистра и проработал на этом посту три с половиной года.

В "Ингосстрахе" господин Фрадков тесно пересекался с представителями Автобанка (одного из крупнейших акционеров "Ингосстраха"), в частности, с руководителем этого банка Натальей Раевской , которая заняла пост председателя правления страховой компании после того, как Михаил Фрадков стал ее гендиректором.

В должности министра Михаил Фрадков успел поработать в правительствах Виктора Черномырдина, Сергея Степашина и Владимира Путина .

Вместе с кандидатом в первые вице-премьеры Александром Жуковым Михаил Фрадков в ноябре 1999 года входил в межведомственную комиссию Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями. Тогда комиссию возглавлял первый вице-премьер Виктор Христенко , его заместителем был министр финансов Михаил Касьянов .

Десять месяцев (с июня 2000 года по март 2001 года) Михаил Фрадков был заместителем Сергея Иванова , тогдашнего секретаря Совета безопасности РФ, ныне и. о. министра обороны.

Младший сын кандидата в премьер-министры, по сообщениям СМИ, учился в Академии ФСБ на одном курсе с сыном директора ФСБ Николая Патрушева .

В различные годы в СМИ Михаила Фрадкова называли человеком Петра Авена и человеком Романа Абрамовича [...] .

Михаил Ефимович Фрадков – глава Совета директоров РЖД, экс-глава Службы внешней разведки РФ (преемник – Сергей Нарышкин , бывший спикер Госдумы). В течение многих лет он занимал различные высокие государственные посты – возглавлял министерство торговли, Федеральную службу налоговой полиции, представительство РФ в Евросоюзе, правительство РФ.

Выдвижение Фрадкова, который по национальности является евреем, на пост премьер-министра израильские аналитики назвали блестящим политическим решением Путина, благодаря которому президент продемонстрировал необоснованность обвинений его в антисемизме и предвзятом отношении к олигархам еврейского происхождения.

Глава СВР в 2014 году вошел в санкционный список, введенный ЕС в связи ситуацией в Украине и присоединением России Крыма. Его действие постпредами стран-членов Евросоюза 21 декабря 2015 года было на полгода продлено из-за невыполнения Минских соглашений.

Семья и детство Михаила Фрадкова

Нынешний высокопоставленный чиновник появился на свет 1 сентября 1950 года в селе Курумоч, расположенном в Куйбышевской (сегодня, Самарской) области. Нерусское название села объясняют его основанием для калмыков еще во времена царствования императрицы Анны Иоанновны и происхождением от аналогичного калмыцкого наименования протекающей там речки. «Корум» в переводе с языка этого монгольского народа значит «каменистое русло».


Родители Михаила были сотрудниками «Куйбышевгидростроя». В конце сороковых годов прошлого столетия они проживали в Курумочи и участвовали в строительстве Жигулевской ГЭС и железной дороги по Самарской Луке – местности крутого изгиба реки Волги. По неофициальной информации эта дорога долгое время находилась в ведении органов государственной безопасности и была призвана обслуживать объекты оборонного значения.

Интересно, что родные зарегистрировали своего новорожденного в Курумоче сына не там, а по возвращении в Москву, поэтому информации относительно его рождения в местных отделах ЗАГС нет. Возможно, в связи с этим обстоятельством в СМИ муссировалась версия о том, что чиновник приходится сыном Герою Советского Союза родом из Смоленской области Ефиму Фрадкову, похороненному в Одессе. Однако это предположение ошибочно – Михаил опроверг его лично.


Мама Миши была по-национальности русской, трудилась в детсаду. Папа был по национальность евреем, а по профессии - инженером в «Мосгипротрансе». К чести Михаила он никогда не отрицал и не скрывал свои еврейские корни.

Среднее и высшее образование будущий политик получил в столице. Студентом станкостроительного ВУЗа он был активным участником общественной жизни, старостой группы, секретарем ВЛКСМ. Тогда же его приняли и в ряды КПСС.

Начало карьеры Михаила Фрадкова

По окончании учебы молодой специалист год совершенствовал знания английского языка на спецкурсах в КГБ. Затем он был направлен в Индию на службу в советском диппредставительстве в качестве инженера-переводчика. Получить такое назначение еврею, не имеющему высокопоставленных родителей и опыта работы, было возможно, по мнению аналитиков, только при содействии органов Госбезопасности.


Возвратившись из-за границы в 1975 году, Фрадков был принят на службу в управление «Тяжпромэкспорта» при Госкомитете по внешнеэкономическим связям (ГКЭС) на должность старшего инженера. Согласно неофициальным источникам, в действительности он, как и в предыдущем случае, работал на КГБ. Подтверждением истинности данного утверждения считают факт того, что данное объединение среди прочего занималось экспортом оружия.

Карьера политика Михаила Фрадкова

В 1984 году Михаила Ефимовича назначили замначальника управления ГКЭС. С 1988 года он занял очередной руководящий пост – замруководителя подразделения Министерства ВЭС.


С 1991 года он стал старшим советником постпреда Российской Федерации в Женеве. Через год он вначале замещал, а затем исполнял обязанности и в 1997 году руководил Министерством внешних экономических связей (МВЭС).

В 1990-х его удостоили знака «Почетный сотрудник контрразведки России». В 1999-м – назначили гендиректором АО «Ингосстрах», затем – министром торговли.

С 2001 года чиновник получил новую должность – директора Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Назначение на этот пост гражданского лица стало неожиданным явлением для общества и подчиненных. После упразднения ведомства чиновник приступил к обязанностям полномочного представителя страны в ЕС.


В период 2004-2007 гг. он занимал пост председателя правительства России, сменив Михаила Касьянова , с 2007 – главы Службы внешней разведки РФ (СВР).

Личная жизнь Михаила Фрадкова

Фрадков женат. Его спутница жизни, Елена Олеговна, имеет экономическое образование. До выхода на пенсию она работала во «Внешэкономбанке» (ВЭБе), в «Газпроме», в столичном Центре международной торговли (ЦМТ). Пара имеет двоих сыновей – Петра, родившегося в 1978 году, и Павла – в 1981-м.


Старший сын получил блестящее образование – в МГИМО и аспирантуре. Он трудился в американском филиале ВТБ, затем – в качестве гендиректора «Дальневосточного морского пароходства», занимал директорское кресло в одном из департаментов ВЭБа, возглавлял агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. С 2015 года он руководил дочерней компанией ВЭБа – «Российский экспортный центр». В октябре он был удостоен ордена за «Заслуги перед Отечеством».

Павел – выпускник Суворовского училища, Академии ФСБ и Дипломатической академии МИД. В период с 2005 года он работал 3-м секретарем в департаменте МИД, специализирующимся на связях с ЕвроСоюзом. В 2007 году он перевелся в ФСБ, в 2012-м – ушел с воинской службы в звании полковника. Затем он получил должность замруководителя Росимущества.


Высокопоставленный чиновник Михаил Фрадков имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, а также – все основания гордиться своими сыновьями.

В масс-медиа отмечали финансовое сотрудничество директора СВР с Петром Авеном, совладельцем Альфа-Банка, которое началось еще в 1992 году, в бытность Фрадкова замминистра внешнеэкономических связей. Примерно в тот же период Михаил Ефимович познакомился и с Владимиром Путиным .

Фрадков ведет себя с подчиненными корректно, никогда не позволяет себе повышать голос. Он не курит и практически не пьет спиртных напитков, занимается спортом.

Доход директора СВР в 2013 году составлял около 7 миллионов рублей. В 2014-м – он вырос втрое до 22 миллионов соответствующих денежных единиц. Его жена заработала за аналогичный период 446 и 330 тысяч рублей, соответственно.


Проживает чиновник в элитном Жилом Комплексе «Дом на Смоленской набережной» в трехэтажном «пентхаузе». В его собственности имеется также особняк в 300 кв.м с земельным участком в 1 гектар в селе Петрово-Дальнее, по соседству с загородным домом Валентины Матвиенко , председателя Совета Федерации. Жене Елене принадлежит дача и земля возле поселка «Горки-2», площадь которых 325 и 1466 квадратных метров.

Михаил Фрадков сегодня

Михаил Ефимович, кандидат экономических наук, имеет ряд государственных наград, среди которых орден Почета, «За заслуги перед Отечеством». Аналитики отмечали, что Михаил Ефимович является одним из наиболее доверенных лиц президента Путина, но в «кадровый резерв» не входит. Предполагают, что нынешний пост станет последним на его многолетней государственной службе. В сентябре 2016 года, во время крупных кадровых перестановок в правительстве, Владимир Путин предложил Михаилу Фрадкову возглавить Совет директоров РЖД. В свою очередь, главой СВР России был назначен Сергей Нарышкин.

Родился 1 сентября 1950 г. в деревне Курумоч, Красноярский район, Куйбышевская область, Россия.

Обучался в гимназии № 710 РАО.

1972 г. - окончил с красным дипломом МГТУ «Станкин» по специальности «инженер-механик».

Во время учёбы вступил в КПСС и был членом партии до её запрета в 1991 году.

Кандидат экономических наук.

Защитил диссертацию на тему «Современные тенденции международных экономических отношений и внешнеэкономические связи России».

1973 г. - сотрудник аппарата экономического советника посольства СССР в Индии.

1975 г. - всесоюзное объединение «Тяжпромэкспорт».

1984 г. - заместитель начальника Главного управления поставок Госкомитета СССР по экономическим связям.

1988 г. - заместитель начальника, первый заместитель начальника Главного управления координации и регулирования внешних экономических операций Министерства внешнеэкономических связей СССР.

1991 г.- старший советник постоянного представителя России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, представитель России при организации «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (GATT).

1992 г. - заместитель министра внешнеэкономических связей России.

1993 г. - первый заместитель министра внешнеэкономических связей России.

1997 г. - и.о. министра внешнеэкономических связей и торговли России.

1997 г. - министр внешнеэкономических связей и торговли России.

1998 г. - сложил полномочия в связи с ликвидацией министерства.

1998-1999 гг. – председатель совета директоров, затем генеральный директор правопреемника Главного управления иностранного страхования СССР - ОСАО «Ингосстрах» . Во время работы в «Ингосстрахе» возглавлял секцию по страхованию в консультативном совете по иностранным инвестициям при премьер-министре РФ Евгении Примакове.

1999 г. - министр торговли России в Правительстве Сергея Степашина.

2000 г. - подал в отставку вместе со всеми членами Правительства России, 31 мая назначен первым заместителем секретаря Совета Безопасности России, курировал экономическую безопасность.

2001 г. - директор Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНП).

2003 г. - полномочный представитель России при Евросоюзе в ранге федерального министра.

В этом качестве он был представлен на саммите Россия - Европейский союз 31 мая 2003 в Стрельне.

2003 г. - назначен также специальным представителем Президента России по вопросам развития отношений с Евросоюзом .

2004: Председатель Правительства России

2004-2007 гг. - занимал пост Председателя Правительства Российской Федерации.

2007: Директор Службы внешней разведки

Входит (или входил) в различные межведомственные и правительственные комитеты и комиссии, в частности, является членом межведомственной комиссии по стимулированию промышленного экспорта (был назначен 19 марта 1993), Продовольственной комиссии Правительства РФ (13 декабря 1993), межведомственной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроихводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции (5 июня 1994), Межведомственной комиссии по анализу предложений о приостановлении действий (отмене) законов и иных нормативных актов РФ, не имеющих финансовой базы для реализации (18 января 1995).

Отмечен прессой, как лоббист так называемой «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка». АБОП, кроме прочего, специализировалась на выдаче бизнесменам платных академических орденов, внешне практически неотличимых от государственных. Будучи первым заместителем председателя Совета Безопасности РФ, Михаил Фрадков разослал в силовые структуры страны письмо с просьбой поддержать АБОП. В 2008 г. АБОП ликвидирована Верховным судом РФ по заявлению Генеральной прокуратуры.

Продолжает оказывать влияние на бизнес после назначения директором СВР России. В 2007 г. заместителем руководителя международной корпорации «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) стал близкий к Фрадкову сотрудник СВР Александр Благов. Средствами массовой информации указывалась возможная связь Фрадкова с бизнесменом Русланом Валитовым - владельцем «Коммерческого Банка Инвестиций и Социального Развития» («Инвестсоцбанк»), фигурантом расследования хищений в компании «Томскнефть» (ранее принадлежала НК «ЮКОС») и основным свидетелем обвинения по делу осужденного за взяточничество начальника Главного следственного управления СКП РФ Дмитрия Довгия. В частности, Валитова называли бывшим руководителем одного из управлений СВР, его банк – неофициальным финансовым центром Службы.

Доход и имущество в 2011 году

За 2011 год Михаил Фрадков официально заработал 5,2 миллиона рублей .

Имеет в собственности:

В сентябре 2016 года стало известно, что Михаил Фрадков передает полномочия директора Службы внешней разведки Сергею Нарышкину и возглавит совет директоров РЖД , вместо Аркадия Дворковича .

Награды

  • 2005 г. - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за большой личный вклад в проведение государственной экономической политики и многолетнюю добросовестную работу.
  • Орден Почёта.
  • Медаль «В память 850-летия Москвы».
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

Директор Службы внешней разведки (СВР) Российской Федерации (назначен Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.); бывший Председатель Правительства Российской Федерации (5 марта 2004 г. - 12 сентября 2007 г.); родился 1 сентября 1950 г. в с. Курумоч Красноярского района Куйбышевской (ныне Самарской) области; окончил Московский станкоинструментальный институт в 1972 г., Всесоюзную академию внешней торговли в 1981 г., кандидат экономических наук; академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; 1973-1975 - сотрудник аппарата советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии; 1975-1984 - на различных должностях во внешнеторговом объединении "Тяжпромэкспорт" Государственного комитета экономических связей СССР (ГКЭС СССР); 1984-1988 - заместитель начальника Главного управления поставок ГКЭС СССР; 1988-1991 - первый заместитель начальника Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций (МВЭС) СССР; 1991-1992 - старший советник Постоянного Представительства РФ при отделении ООН и других международных организаций в Женеве и заместитель постоянного представителя России при ГАТТ; с октября 1992 г. - заместитель, 1993-1997 - первый заместитель Министра внешних экономических связей РФ; 1997-1998 - Министр внешних экономических связей и торговли РФ; ушел в отставку в составе кабинета министра после смещения В.Черномырдина с поста премьера в марте 1998 г.; с апреля 1998 г., в связи с упразднением министерства, возглавлял ликвидационную комиссию; в мае 1998 г. был избран председателем Совета директоров компании "Ингосстрах", одновременно с декабря 1998 г. возглавлял секцию по страхованию в Консультативном совете по иностранным инвестициям под патронажем Е.Примакова; февраль - май 1999 г. - генеральный директор страховой компании "Ингосстрах"; май 1999 г. - май 2000 г. - Министр торговли РФ, занял пост Министра торговли РФ в составе правительства С.Степашина и сохранил его при формировании кабинета В.Путина в августе 1999 г.; в мае 2000 г. Министерство торговли было упразднено при реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти с передачей части его функций новообразованному Министерству экономического развития и торговли РФ; 31 мая 2000 г. был назначен первым заместителем секретаря Совета Безопасности РФ; март 2001 г. - март 2003 г. - директор Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) РФ (была упразднена указом Президента РФ в марте 2003 г. с передачей функций Министерству внутренних дел РФ); март 2003 г. - март 2004 г. - Полномочный представитель Российской Федерации при Европейских Сообществах в Брюсселе (Королевство Бельгия) в ранге министра РФ, также являлся специальным представителем Президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским Союзом с июня 2003 г.; удостоен государственных наград, в т.ч. Указом Президента РФ от 1 сентября 2005 г. "за большой личный вклад в проведение государственной экономической политики и многолетнюю добросовестную работу" награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, а Указом Президента РФ от 12 сентября 2007 г. "за выдающийся вклад в реализацию социально-экономической политики государства" - орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени; лауреат премии им. Ю.В. Андропова (с вручением золотой медали) - за выдающийся вклад в обеспечение безопасности РФ (2003); владеет английским и испанским языками; женат, имеет двоих детей.

1 марта 2004 г. Президент РФ В.Путин впервые назвал М.Фрадкова своим кандидатом на пост Председателя Правительства РФ (предыдущий премьер М.Касьянов и его кабинет были отправлены в отставку 24 февраля). 2 марта кандидатура Фрадкова была внесена Президентом на рассмотрение в Государственную Думу РФ. 5 марта Государственная Дума утвердила кандидатуру Фрадкова на пост премьер-министра страны: за это назначение проголосовало 352 депутата, против - 58, воздержались - 24 (для принятия это решения требовалось 226 голосов). В тот же день, 5 марта 2004 г., Президент РФ В.Путин подписал Указ о назначении М.Фрадкова Председателем Правительства РФ.

Фрадков, Михаил

Директор Службы внешней разведки России

Директор Службы внешней разведки России, полковник запаса, кандидат экономических наук. С 1992 по 1998 год работал в министерстве внешних экономических связей РФ. В 1999 году был назначен министром торговли РФ, в 2000 году - первым заместителем секретаря Совета Безопасности РФ, в 2001 - директором Федеральной службы налоговой полиции РФ, в 2003 году - постоянным представителем РФ при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра РФ. В марте 2004 года стал председателем правительства РФ, в сентябре 2007 года добровольно ушел в отставку.

Михаил Ефимович Фрадков родился 1 сентября 1950 года в селении Курумоч Красноярского района Куйбышевской области , , (сейчас поселок находится в Волжском районе Самарской области ). Его родителями были еврей и русская , , , . Некоторые сведения позволяют предположить, что отцом Фрадкова был Ефим Борисович Фрадков 1921 или 1922 года рождения: в 1941 году он пошел служить в Московское ополчение, в 1945 году демобилизовался, в 1948 году окончил Московский институт инженеров транспорта и начал работать в Московской проектно-изыскательской конторе "Мостранспроект" , (с 1951 года - Московский государственный проектно-изыскательский институт "Мосгипротранс" ). В Курумоч родители Фрадкова приехали в 1949 году , , когда там строили железную дорогу "Смышляевка - ГЭС имени В. И. Ленина - Сызрань" протяженностью 200 километров . Причем она была переведена на баланс Куйбышевской железной дороги лишь в 1962 году, а до того времени обслуживала военные объекты и, по некоторым сведениям, находилась в ведении органов госбезопасности . Родители Фрадкова жили в съемной комнате в одном из домов на улице Садовой поселка Курумоч. Они вернулись в Москву лишь через пять или семь месяцев после рождения Фрадкова , .

Фрадковы сначала жили в небольшой комнате общежития "Мостранспроекта" ("Мосгипротранса") в Вешняках на юго-востоке Москвы, а потом получили квартиру на улице Киевской, возле станции метро "Студенческая" . В семье родилась младшая сестра Фрадкова - Ольга . Их мать работала заведующей детского сада , а отец со временем стал главным специалистом технического отдела "Мосгипротранса" .

В 1957 году Фрадков начал учиться в школе. С первого по восьмой класс он ходил в среднюю школу №80 на Студенческой улице. Потом ее объединили с соседней средней школой №170, построенной в конце 1950-х годов. Фрадкова перевели в эту школу: он учился без троек, поэтому его зачислили в девятый класс с физико-математикой специализацией, несмотря на конкурс 3-4 человека на место. В школьные годы Фрадков увлекался волейболом, ходил в фотокружок в Доме пионеров Киевского района и играл в КВН , .

После окончания института Фрадков еще в течение года продолжал изучать английский язык на кафедре иностранных языков. В то же время в качестве переводчика он участвовал в международных машиностроительных выставках, проходивших в Москве , . По другим сведениям, в 1972-1973 годах Фрадков проходил в это время переподготовку на курсах английского языка при КГБ, где получил диплом технического переводчика , .

В 1975 году Фрадков вернулся в Москву и был назначен старшим инженером управления по строительству металлургических заводов в Индии, Пакистане и Шри-Ланке всесоюзного внешнеэкономического объединения "Тяжпромэкспорт" при ГКЭС СССР , , . По некоторым сведениям, эта должность, равно как и предыдущая, была прикрытием его кураторской работы на КГБ - он оказывал методическую и практическую помощь в организации деятельности территориальных органов госбезопасности , : "Тяжпромэкспорт", например, в числе прочего занимался продажей советского оружия странам третьего мира .

C 1978 по 1981 год Фрадков учился на вечернем отделении Всесоюзной академии внешней торговли , , , , , , . В академии студентам преподавали политэкономию, конъюнктуру мировых рынков, маркетинг и международное право. Кроме того, Фрадков в совершенстве выучил испанский язык. Он хорошо учился, не опаздывал и не прогуливал, единственный из тридцати сокурсников окончил вуз с красным дипломом , , . Кроме того, по словам Фрадкова, он проходил курсы (но не учился) в академии Генштаба .

В 1978 году Фрадков стал заместителем начальника планово-экономического отдела планово-коммерческого управления "Тяжпромэкспорта", в 1979 году - заместителем начальника планово-экономического управления, а после окончания академии, в 1982 году - начальником планово-экономического управления .

В 1984 году Фрадков был назначен заместителем начальника главного управления поставок ГКЭС СССР , , , , . По некоторым сведениям, в 1985-1991 годах он входил в экспертную рабочую группу при председателе ГКЭС СССР (позже - министр внешнеэкономических связей) Константине Катушеве, которого генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев вернул из опальной ссылки на Кубу , . По некоторым сведениям, в 1988 году именно по указанию Катушева Фрадков был назначен первым заместителем начальника главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических связей СССР (МВЭС СССР) , , , образованного на базе ГКЭС СССР и Министерства внешней торговли СССР , . По мнению экспертов, в то время значительную часть ключевых постов МВЭС СССР занимали сотрудники КГБ . Органы госбезопасности контролировали торговлю оружием с дружественными коммунистическими режимами: в конце 1980-х годов Катушев лично проводил переговоры с членами правительства Эфиопии об оплате долга за поставленное советское оружие , , .

В конце 1991 года Фрадков был назначен заместителем постоянного представителя России при организации Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ, в настоящее время - Всемирная торговая организация, или ВТО) - старшим советником постоянного представительства России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве , , , , , , .

Осенью 1992 года Фрадков был назначен заместителем министра внешних экономических связей Петра Авена , , . После отставки Авена и назначения министром Сергея Глазьева он сохранил свой пост . Осенью 1993 года после отставки Глазьева Фрадков был назначен первым заместителем нового министра внешних экономических связей Олега Давыдова , , . В начале 1990-х годов Министерство внешних экономических связей продавало фирмам разрешения на внешнюю торговлю и курировало приватизацию крупных внешнеэкономических предприятий СССР - "Техмашимпорта", "Новоэкспорта", "Продинторга", "Тяжпромэкспорта", "Технопромимпорта", "Технопромэкспорта" и "Союзнефтеэкспорта", контролировавшего до 70 процентов сделок Советского Союза по экспорту нефти и владевшего зарубежной собственностью стоимостью 1 миллиард долларов , . По некоторым сведениям, "Союзнефтеэкспорт" был приватизирован менее чем за 2 тысячи долларов, а его акции вновь созданной нефтяной компании "Нафта" распространялись по закрытой подписке среди бывшего руководства предприятия и министерства, после чего компанию сразу освободили от уплаты экспортной пошлины на нефть , .

По мнению некоторых экспертов, Фрадков помогал развитию бизнеса "Альфа-групп" Михаила Фридмана . Компания Фридмана "Альфа-Эко", которая поставляла чай, сахар и ковры из Индии, получила правительственную поддержку: например, чай закупался в Индии и Индонезии в счет их государственных долгов. Альфа-банк Фридмана получил возможность работать с зарубежными долгами России: долги скупали за 25-30 процентов от их стоимости, а затем получали за них сполна из российского бюджета. В 1992 году "Альфа-Эко" подключилась к правительственной программе экспорта нефти и нефтепродуктов для государственных нужд и получила возможность продавать нефть в неограниченном количестве. В декабре 1993 года, когда Фрадков входил в продовольственную комиссию России, "Альфа-Эко" получила правительственный контракт на ежегодные поставки 1,5 миллиона тонн российской нефти в обмен на 500 тысяч тонн кубинского сахара (по некоторым сведениям, в мешках с сахаром перевозили наркотики). Когда в июне 1994 года Фрадков входил в комиссию по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции, "Альфа-Эко" стала лидером по продаже в России молдавских вин , . При этом некоторые эксперты заявляли об антипатии Фрадкова к нефтяной компании "ЮКОС" .

В первой половине 1990-х годов Фрадков познакомился с Владимиром Путиным , возглавлявшим тогда Комитет по внешним связям (КВС) в Санкт-Петербурге. На специальной встрече с журналистами в марте 2004 года, посвященной назначению Фрадкова на пост премьер-министра РФ, Путин сообщил, что их первая встреча состоялась примерно в 1995 году, причем "не в связи с внешнеэкономической деятельностью петербургского КВС", а во время визита замминистра Фрадкова к своему младшему сыну, учившемуся в Суворовском училище , . По мнению некоторых экспертов, Путин хотел таким образом опровергнуть предположения о том, что Фрадков содействовал в 1992-1993 годах окончательному закрытию инициированного депутатами Петросовета дела об экспортных лицензиях, выдававшихся Путиным и его подчиненными петербургским коммерческим фирмам - не опротестовав выданные петербургским КВС незаконные лицензии, министерство тем самым фактически легализовало их , , .

В середине 1990-х годов глава ФСБ Сергей Степашин вручил Фрадкову знак "Почетный сотрудник контрразведки России" за укрепление связей между Министерством внешнеэкономических связей и Федеральной службой контрразведки. Этот знак считается высшей ведомственной наградой после знака "За службу в контрразведке 1-й степени" и является аналогом советского знака "Почетный сотрудник госбезопасности" - он был учрежден в 1994 году, за 10 лет его получили меньше тысячи человек .

В 1995 году Фрадков и его начальник, министр внешних экономических связей Олег Давыдов, оказались в центре финансового скандала. Проверка контрольного управления президентской администрации и Министерства финансов выявила гигантские растраты: в 1994 году чиновники потратили 4,9 миллиарда рублей из доходов министерства на премии, материальную помощь и покупку недвижимости. Сам Фрадков в это время строил себе дачу на Рублево-Успенской трассе и получил из внебюджетного фонда МВЭС кредит на 120 миллионов рублей , . После передачи дела сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ в Генеральную прокуратуру России руководители министерства вернули в бюджет и фирмам-спонсорам то, что не успели потратить. В январе 1996 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело, но основной свидетель - начальник главного контрольно-финансового управления министерства Александр Кольцов - умер от лимфосаркомы , , , . Следствие пришло к выводу, что при получении Фрадковым кредитов на строительство дачи из внебюджетного фонда МВЭС нарушений законодательства не было. Министр внешних экономических связей и его первый заместитель досрочно вернули полученный кредиты , , но Давыдов ушел в отставку, а Фрадков остался в должности .

В марте 1997 года Фрадков стал временно исполняющим обязанности министра внешних экономических связей и торговли РФ, в апреле того же года был утвержден министром , , , входил в спецкомиссию под руководством Виктора Черномырдина , составлявшую списки крупных предприятий, которые не платят налогов и незаконно выводят капиталы за рубеж , . В это время компания "Альфа-Эко" выиграла тендер по продаже "Тюменской нефтяной компании", предложив за 40 процентов ее акций 810 миллионов долларов. Позже Счетная палата России пришла к выводу, что цена акций была занижена минимум на 920 миллионов долларов. По результатам проверки Генпрокуратура возбудила уголовное дело, но оно вскоре было закрыто , . В 1997 года благодаря Минвнешэкономсвязей компания "Альфа-Эко" стала комиссионером Западно-Сибирского металлургического комбината по внешнеэкономической деятельности и получила право экспортировать до 80 процентов нефти "Запсиба" , . В марте 1998 года Фрадков не вошел в состав правительства Сергея Кириенко . 30 апреля 1998 МВЭС было упразднено, а председателем ликвидационной комиссии министерства был назначен Фрадков .

В мае 1998 года Фрадков стал председателем совета директоров АО "Ингосстрах" , а в феврале 1999 года - генеральным директором . По некоторым сведениям, этим назначением он был обязан Евгению Примакову. На новом посту Фрадков занимался не столько бизнесом, сколько неудачными проектами по созданию на базе "Ингосстраха" государственного экспортно-страхового агентства . C декабря 1998 года по май 1999 года Фрадков возглавлял секцию по страхованию в Консультативном совете по иностранным инвестициям при правительстве Примакова .

В мае 1999 года Фрадков был назначен министром торговли РФ в правительстве Сергея Степашина , , , а в августе того же года сохранил свой пост в правительстве Путина . В мае 2000 года Фрадков не вошел в состав правительства Михаила Касьянова , а Министерство торговли было ликвидировано , .

В мае 2000 года Фрадков был назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова , , , , курировал вопросы экономической безопасности . По мнению некоторых экспертов, в аппарате этого ведомства всегда было много высокопоставленных чиновников, отправленных в отставку. Назначив первого заместителя секретаря СБ, президент Путин одновременно увеличил и штатную численность аппарата, но лишь на одного человека: сначала у Фрадкова не было ни секретарши, ни управления, которое он мог бы курировать. По мнению экспертов, на протяжении всех восьми месяцев работы в СБ Фрадков был в стороне от главных событий и не участвовал в разработке концепции военного строительства . В это время Фрадков подготовил под руководством ректора Всероссийской академии внешней торговли Сергея Долгова диссертацию "Современные тенденции международных экономических отношений и внешнеэкономические связи России", защитил ее и стал кандидатом экономических наук , , , . По некоторым сведениям, в СБ Фрадков сблизился с так называемой "питерской командой" президента Путина .

В марте 2001 года Фрадков занял должность директора Федеральной службы налоговой полиции РФ , , сменив на этом посту Вячеслава Солтаганова . До его прихода ФСНП вела дела по 27 статьям Уголовного кодекса РФ, а с лета 2002 года – по 53 статьям, вплоть до незаконного ношения оружия. В 2002 году было раскрыто 24 тысяч налоговых преступлений, но осудить удалось лишь 40 человек. По мнению экспертов, Фрадков не был сторонником начатых его предшественником и продолжавшихся при нем так называемых "маски-шоу" (вооруженных "налетов" налоговых инспекторов на коммерческие структуры), предпочитая организацию тихих и незаметных проверок под прикрытием шумных "масштабных операций". При этом он занял жесткую позицию по отношению к неплательщикам налогов. При Фрадкове был снят сериал "Маросейка, 12" о налоговых полицейских, съемки которого, по некоторым сведениям, оплачивали подопечные ведомства ФСНП , .

По мнению экспертов, осенью 2001 года Фрадков претендовал на руководящую роль во вновь созданной финансовой разведке России - Комитете по финансовому мониторингу, но его возглавил Виктор Зубков , бывший подчиненный Путина в питерской мэрии . В декабре 2001 года появилась информация о возможном назначении Фрадкова на пост главы правительства вместо Касьянова , .

Усилия Фрадкова на посту главы ФСНП по преследованию неплательщиков налогов создавали ему славу борца с коррупцией, что, по некоторым сведениям, вызвало недовольство министра внутренних дел Бориса Грызлова , который требовал роспуска этого ведомства как коррумпированного и нереформируемого . При ФСНП действовала негосударственная организация - Фонд содействия развитию налоговых реформ, куда перечисляли деньги концерны "Росэнергоатом" и "ТВЭЛ", "Интеррос" и некоторые нефтяные компании; при всех других министерствах и ведомствах фонды к тому времени были строжайше запрещены . В марте 2003 года ФСНП была ликвидирована , а налоговая полиция включена в состав МВД .

В марте 2003 года Фрадков был назначен постоянным представителем РФ при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра РФ, а в июне 2003 года - еще и специальным представителем президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом , , , . Некоторые эксперты расценили это назначение как досрочный уход Фрадкова на пенсию . Предполагалось, что он будет отстаивать интересы России в условиях предстоящего расширения Евросоюза, вести переговоры по вступлению страны в ВТО. По мнению экспертов, при Фрадкове отношения России и Евросоюза заметно ухудшились . Москва отказалась автоматически распространить действующее с 1997 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС на десять стран, вступивших в Евросоюз 1 мая 2004 года, не стала ратифицировать Киотский протокол и заниматься либерализацией газового сектора экономики. С другой стороны, Россия требовала обеспечить свободный транзит для своих граждан через Литву в Калининград, признать официальный статус русского языка в Латвии и Эстонии, не препятствовать ее вступлению в ВТО .

В марте 2004 года Фрадков был назначен председателем правительства РФ , . 24 февраля 2004 года Путин отправил в отставку правительство Касьянова, но лишь 1 марта того же года выдвинул кандидатуру Фрадкова на пост главы правительства , после чего 5 марта 2004 года премьер был утвержден Государственной думой РФ - "за" проголосовали 352 человека (депутаты "Единой России " и ЛДПР) . 12 мая 2004 года, после президентских выборов и инаугурации Путина, Фрадков был вновь представлен Государственной думе на утверждение в качестве премьера - "за" проголосовали 356 человек (представители "Единой России", ЛДПР и 11 депутатов от "Родины") .

Назначение Фрадкова премьер-министром страны стала неожиданностью для экспертов. Когда кандидатура премьера еще не была определена, единственным человеком, правильно назвавшим будущего премьера, стала Елена Азерцковская - слушательница радиостанции "Эхо Москвы" из Швеции, подруга жены Фрадкова . По мнению одних экспертов, Фрадков не был связан ни с одной из московских группировок, сумел остаться незаметной и малоизвестной фигурой, устраивал всех - и либералов, и силовиков, и олигархов . Другие подчеркивали, что премьер-еврей будет более покорным и исполнительным , чем другие потенциальные кандидаты , . По мнению третьих, Фрадков был признанным специалистом по выводу активов за рубеж, что должно было предопределить развитии экономики России .

Весной 2004 года в СМИ была опубликована противоречивая информация о прошлом Фрадкова и его родственниках. Его отцом был назван Ефим Борисович Фрадков 1921 года рождения: в июне 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, и он стал одним из 137 евреев, получивших эту награду в годы Великой Отечественной войны , , , (правда, официально он был записан русским и из-за этого в конце 1970-х годов, когда командование в первый раз решило присвоить звание генерала еврею, так и не стал генералом ). Кроме того, СМИ разыскали генерального директора радиостанции "Европа Плюс-Самара" Бориса Фрадкова , который сначала представился двоюродным братом премьера , , а потом отправил в правительство России письмо с извинениями , . Михаил Фрадков лично опроверг информацию о своих якобы имевшихся двоюродном брате и отце-герое , .

Многие эксперты окрестили Фрадкова "техническим премьером" за исполнительность и отсутствие политических амбиций , , , некоторые называли его "терминатором", или "ликвидатором", за серию упраздненных при нем ведомств . Первоначально планировалось, что он займется реорганизацией правительства - сокращением министерств и чиновников , . Но позже Фрадков заявил, что это не является его основной задачей, и предложил взамен популярный набор обещаний: борьба против кумовства и коррупции, либеральный экономический курс, снижение налогов для повышения их собираемости, решение социальных проблем, борьба с бедностью и удвоение ВВП . В конце 2004 года Фрадков отказался подписывать программу развития России на 2005-2007 годы, так как она не предусматривала удвоения ВВП за 10 лет .

По мнению экспертов, Фрадков мог выступить в роли политического "камикадзе", на которого ближе к выборам можно свалить неудачи в проведении непопулярных реформ . В январе 2005 года прошли многочисленные митинги пенсионеров, недовольных монетизацией льгот (заменой социальных льгот денежными компенсациями) и требовавших отставки правительства Фрадкова , . Льготников поддержали КПРФ и "Родина", в Государственной думе даже собирались подписи под предложением о вынесении вотума недоверия правительству . В марте 2005 года на заседании бюджетной комиссии было решено на три года заморозить снижение ставок налогов, то есть был отвергнут план снижения НДС, поддержанный ранее Фрадковым .

По мнению экспертов, в первой половине 2005 года против Фрадкова началась широкомасштабная информационная война. В СМИ регулярно появлялась информация о грядущей отставке премьера и его хронических болезнях. Эксперты утверждали, что практически все были недовольны Фрадковым: у населения он прочно ассоциировался с монетизацией льгот, региональных руководителей не устраивала новая система финансовых отношений с правительством, либералы обвиняли премьера в том, что он остановил рыночные реформы, "государственники" - в том, что он не дает изменить экономический курс, сотрудники аппарата правительства - в том, что в результате административной реформы они лишились многих полномочий, а работы стало в несколько раз больше. В то же время подчеркивалось, что Фрадков значительно усилил свои аппаратные позиции и даже якобы получил от президента Путина карт-бланш. Среди заказчиков "антифрадковской" информационной кампании журналисты называли министра экономического развития Германа Грефа , министра финансов Алексея Кудрина , спикера Государственной думы и лидера "Единой России" Бориса Грызлова, представителей крупного бизнеса, собственный аппарат премьера и даже самого Фрадкова, якобы пытавшегося таким образом предупредить возможное развитие событий и усилить свои позиции . Другие эксперты отметили, что Фрадков стал самым незаметным премьером России. Он практически не был замечен в громких скандалах и, в отличие от министров, не нес персональной ответственности за реализацию реформ: за монетизацию льгот, провал пенсионной реформы и реформу здравоохранения отвечал Михаил Зурабов , за реформу ЖКХ - Греф, за реформы в науке - Андрей Фурсенко .

В ноябре 2005 года у Фрадкова, помимо вице-премьера Александра Жукова , появились еще два заместителя: первый вице-премьер Дмитрий Медведев , переведенный на эту должность с поста главы администрации президента, был назначен ответственным за реализацию приоритетных национальных проектов, вице-премьер Сергей Иванов, до этого бывший министром обороны и сохранивший за собой этот пост, - за военно-техническое направление и развитие ВПК. В ведении Жукова остались экономическая, финансовая, торговая, инвестиционная политика и структурные вопросы , .

В конце 2005 года Фрадков возглавил комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы и комиссию по военно-промышленным вопросам, отдав министру обороны Сергею Иванову лишь морскую комиссию , . Таким образом, премьер возглавил основные правительственные комиссии и советы: помимо упоминавшихся, комиссию по экономической интеграции, совет по предпринимательству и конкурентоспособности, бюджетную комиссию, комиссию по взаимодействию федерального центра и регионов и консультативный совет по иностранным инвестициям .

В январе 2006 года Фрадков подписал программу развития России на 2006-2008 годы. Она предусматривает снижение НДС до 13 процентов и удвоение ВВП, правда без указания точных сроков. Это решение стало результатом компромисса между Фрадковым, согласившимся убрать из программы отдельную главу об удвоении ВВП, и Грефом, утверждавшим ранее, что за 10 лет ВВП удвоить нельзя .

В феврале 2006 года, по официальным сведениям, Фрадков заболел и неделю не ходил на работу. Тогда некоторые эксперты заявляли о возможной отставке премьера и назначении на его место одного из потенциальных претендентов на пост президента России - вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова или первого вице-премьера Медведева, отвечающего за национальные проекты , . В марте 2006 года руководство военно-промышленной комиссией перешло от Фрадкова к Сергею Иванову, но премьер остался на своем посту .

В июне 2006 года в ходе заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству Фрадков одобрил создание правительственной комиссии, которая должна была заняться научно-технологической политикой, изъявив желание стать во главе этой организации . В сентябре 2006 года он создал и возглавил правительственную комиссию по вопросам развития промышленности и технологий, назначив своим заместителем бывшего помощника - профессора-экономиста Андрея Белоусова . Эта комиссия стала еще одним рычагом влияния Фрадкова на экономическую политику, так как в ее компетенции оказалась значительная часть полномочий экономических ведомств правительства - Министерства экономического развития и торговли, Министерства промышленности и энергетики и Министерства финансов. По мнению экспертов, с помощью новой комиссии Фрадков фактически создал альтернативную систему управления экономикой, получив возможность выключать из процесса принятия решений любого "либерального" министра , .

Начиная с ноября 2005 года, периодически появлялись слухи о скором появлении у Фрадкова четвертого заместителя, не исключал такую возможность и сам председатель правительства. Новому вице-премьеру прочили работу то с губернаторами, то с естественными монополиями , . Но в течение следующего года новый заместитель главы правительства так и не появился. Однако, по мнению экспертов, увеличение количества вице-премьеров не изменили бы кардинально структуру исполнительной власти, в которой Фрадков, лишенный собственной политической линии, фактически был лишь менеджером на посту премьер-министра .

Во время различных международных переговоров значительную часть времени Фрадков уделял российским нефтегазовым проектам. 8 апреля 2006 года в ходе своего визита в Аргентину он заявил, что правительство России готово способствовать выходу "Газпрома " на рынки Латинской Америки, а сама компания может стать партнером в строительстве трансконтинентального газопровода "Венесуэла-Бразилия-Аргентина" , .

18 и 19 апреля 2006 года Фрадков находился с двухдневным визитом в Финляндии, в ходе которого, в том числе, обсуждалось строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и возможность строительства газоотвода в Финляндию. СЕГ - это проект России и Германии, но газовая труба из Выборга в Грайфсвальд должна быть проложена по дну Балтийского моря, в том числе в финских территориальных водах. Стоимость всего проекта оценивается в 10,5 миллиарда долларов, из которых 4,5 миллиарда долларов выделены для строительства подводной части газопровода. "Газпром" и финский нефтегазовый концерн Fortum заключили контракт на прокладку СЕГ в территориальных водах этой страны, но финны были обеспокоены соответствием проекта экологическим стандартам , . Уже в ноябре 2006 года, когда Москву посетил премьер-министр Финляндии Матти Ванханен, этот вопрос перестал быть острым: финские компании начали проводить независимую экспертизу проекта, а Фрадков вновь подтвердил экологические обязательства России . C другой стороны, финны были заинтересованы в строительстве ответвления от основной магистрали Выборг-Грайфсвальд в свою страну, так как Россия обеспечивает значительную часть потребностей страны в газе. По мнению экспертов, Финляндия могла бы инвестировать средства в этот проект, в отличие от СЕГ, контрольный пакет которого принадлежит "Газпрому", а оставшиеся 49 процентов разделены между немецкими компаниями E.ON и BASF , . 11 декабря 2006 года финская компания Gasum заявила о своем намерении присоединиться к СЕГ и построить ответвление в Суоми .

5 октября 2006 года в Афинах Фрадков сумел окончательно договориться с греческой стороной о строительстве нефтепровода "Бургас-Александруполис", по которому российская нефть будет поставляться в Европу в обход черноморских проливов. Достижение соглашения, по которому Россия получила 51 процент акций данного нефтепровода, а Греция и Болгария разделили оставшиеся 49 процентов акций, было неожиданным для экспертов. Сам проект обсуждался более 10 лет, а примерно за месяц до визита Фрадкова страну посетил Путин, но тоже не смог решить этот вопрос. Страны не могли договориться о долях своего участия в строительстве нефтепровода: Россия собиралась оставить себе 51 процент, а Греция и Болгария предлагали разделить все поровну - по 33 процента . 31 октября 2006 года были определены участники проекта с российской стороны: "Транснефть", "Роснефть " и "Газпром нефть" получили равные доли в российском консорциуме - по 33,3 процента .

С 16 по 18 октября 2006 года Фрадков находился с официальным визитом в Южной Корее. В ходе его визита было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли, рассчитанное на 30 лет: начиная с 2012-2013 годов, "Газпром" будет поставлять в эту страну природный газ в объеме около 10 миллиардов кубометров в год. Кроме того, обсуждались возможные проекты строительства газопровода из России в Южную Корею: который может быть как морским, так и сухопутным (через Северную Корею) , .

Весной-летом 2006 года Фрадков провел ряд переговоров с белорусским премьером Сергеем Сидорским , связав вопросы дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере с выполнением Белоруссией своих обещаний по созданию Союзного государства. По мнению экспертов, российская сторона не видела смысла дотировать экономику чужого государства . "Газпром" заявил о повышении с 1 января 2007 года цен на газ для Белоруссии с 47 долларов за тысячу кубометров до 130-150 долларов. Белорусская сторона, в свою очередь, заявила, что в случае сохранения Россией низких цен на газ будет готова рассматривать вопрос о создании совместной с "Газпромом" газотранспортной организации на базе "Белтрансгаза" , . Белорусская сторона сопротивлялась до последнего , но 31 декабря 2006 года заключила с "Газпромом" контракт на 2007-2011 годы . По условиям достигнутого соглашения, Белоруссия получила газ по цене 100 долларов за тысячу кубометров, а "Газпром" должен получить 50 процентов акций "Белтрансгаза" за 2,5 миллиарда долларов в течение четырех лет .

В декабре 2006 года Фрадков подписал постановление правительства, которое с 1 января 2007 года вводило пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в 180 долларов за тонну. В январе 2007 года белорусская сторона ответила приостановлением контрактов государственного концерна "Белнефтехим" с нефтяными компаниями России, а также введением платы за транзит нефти по территории своей страны в размере 45 долларов за тонну. В ходе конфликта была остановлена прокачка нефти по трубопроводу "Дружба", а Польша и Венгрия, не получившие российскую нефть, сообщили о планах использования своих стратегических резервов нефти. 10 января 2007 года состоялся телефонный разговор Путина и президента Белоруссии Александра Лукашенко , после которого последний объявил об отмене пошлины на транзит нефти. 12 января 2007 года Фрадков и Сидорский подписали соглашение о сотрудничестве в области экспорта нефти и нефтепродуктов, договорившись о снижении российской экспортной пошлины до 53 долларов за тонну , , . 15 января 2007 года Путин поблагодарил правительство за переход к рыночным отношениям с Белоруссией в энергетической сфере .

В 2006 году правительство Фрадкова, спровоцировав кризис на российском легальном алкогольном рынке, не смогло оперативно с ним справиться. 1 января 2006 года в силу вступил федеральный закон №102, который внес ряд изменений в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Поправки предполагали введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета оборота алкогольной продукции на территории России одновременно с отменой лицензирования импорта алкоголя и введением новой системы маркировки как отечественных, так и импортных спиртных напитков. ЕГАИС должна была стать эффективным механизмом борьбы с нелегальной алкогольной продукцией , , , , .

Сначала российские чиновники не успели вовремя принять необходимые подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи новых марок. Большинство российских компаний были вынуждены остановить производство алкогольной продукции с начала года на несколько месяцев , . По данным Росстата, в январе 2006 года российские заводы произвели лишь 330 тысяч декалитров алкоголя, что на 95,8 процента меньше аналогичного показателя за 2005 год , . Помимо этого, у импортеров алкоголя, которых отныне обязали клеить акцизные марки в России, не было технических возможностей для перемаркировки продукции .

Когда марки все же начали раздавать, а необходимое программное обеспечение устанавливать в организациях, выяснилось, что ЕГАИС не успевают ввести в срок - к 1 июля 2006 года . 28 июня 2006 года Фрадков подписал постановление правительства №396, которое откладывало до 1 февраля 2007 года введение специальных автоматических спиртовых счетчиков, но тем не менее сохранило положение о необходимости передачи в ЕГАИС информации обо всех отгрузках производителей и поставщиков алкоголя , , . В итоге, 1 июля 2006 года, когда ЕГАИС была официально введена в строй, в российских магазинах резко сократился ассортимент алкогольной продукции. К тому времени система ЕГАИС была установлена только у 10-15 процентов операторов рынка, но отказывалась работать в автоматическом режиме. Система поставок алкогольной продукции в России оказалась полностью парализована. По оценке экспертов, ежедневно убытки от простоя только московских оптовых компаний составляли 25-27 миллионов долларов. Постепенно участники рынка вынужденно перешли на ручной режим введения информации , .

21 июля 2006 года, перед тем как уйти в отпуск, Фрадков распорядился навести порядок на рынке алкоголя , а аппарат правительства распространил пояснительную записку, из которой следовало, что наиболее провинились Министерство финансов и ФСБ, в подчинении которой находился создатель ЕГАИС - НТЦ "Атлас" . Выполняя поручение премьера, Минфин провел серию совещаний о кризисе на алкогольном рынке, в которых принимали участие представители Федеральной налоговой службы (ФНС), Министерства сельского хозяйства и НТЦ "Атлас". Итогом стало решение отказаться от попытки перевести ЕГАИС в тестовый режим и подождать нормализации ее работы . В то же время в своем закрытом докладе Фрадкову министр финансов Алексей Кудрин признавал, что ЕГАИС фактически не работала, а ответственными за кризис были названы все 6 ведомств, внедрявших ЕГАИС: Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, ФСБ, Федеральная таможенная служба (ФТС) и ФНС , . Лишь 10 августа 2006 года Фрадков передал ЕГАИС под контроль одного ведомства, которым стало ФНС . Правда, статус этой службы в качестве единого государственного заказчика ЕГАИС так и не был закреплен законодательно .

26 октября 2006 года Фрадков призвал членов правительства повысить исполнительскую дисциплину, поручив своему аппарату провести инвентаризацию хода выполнения ранее дававшихся поручений , а затем обязал вице-премьера Жукова в трехдневный срок найти виновных в кризисе на алкогольном рынке , . Эксперты отметили, что поиски виновных активизировались сразу после проведенной 25 октября 2006 года прямой линии с президентом России, в ходе которой Путин заявил, что Фрадков пытался, но не смог найти и наказать ответственных чиновников . 2 ноября 2006 года виновными в кризисе были названы заместитель министра финансов Сергей Шаталов , заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов и заместитель министра сельского хозяйства Игорь Руденя. Им объявили выговоры: глава МЭРТ Греф вступился за своего заместителя, назвав выговор "наказанием невиновных", а Фрадков, в свою очередь, пообещал продолжение расследования алкогольного кризиса . В то же время, по мнению некоторых экспертов, в случившемся в первую очередь был виноват сам Фрадков, который вовремя не назначил ответственного за исполнение федерального закона №102 о контроле за оборотом спирта .

В течение 2006 года с правительством Фрадкова судился "Нижегородский завод шампанских вин" (НЗШВ), требуя возместить убытки от алкогольного кризиса. В начале 2006 года года предприятие было вынуждено остановить производство, что привело к ущербу на сумму в 120 миллионов рублей, правда, иск к федеральному правительству был подан всего на 9 миллионов рублей. По мнению экспертов, чтобы спасти правительство РФ от банкротства, Арбитражный суд Москвы решил не создавать прецедента, хотя в личной беседе с директором НЗШВ судья подтвердил его правоту. В ноябре 2006 года 9-й арбитражный апелляционный суд Москвы вновь отклонил жалобу истца. Руководство завода стало готовить кассацию в Федеральный арбитражный суд Московского округа, заявляя о готовности дойти до Европейского суда по правам человека . По данным Росстата, в 2006 году в России произвели 60,8 миллиона декалитров этилового спирта, что на 29,5 процента меньше показателя 2005 года, а водки и ликероводочной продукции - 119 миллионов декалитров, что на 9,6 процента меньше аналогичного показателя 2005 года .

26 декабря 2006 года Фрадков получил письмо от Путина, в котором последний указал на необходимость срочно нормализовать работу алкогольного рынка - до 1 февраля 2007 года. В противном случае, по мнению экспертов, в этот день может начаться новый виток алкогольного кризиса в стране , . Именно с 1 февраля 2007 года, когда ЕГАИС должна перейти на автоматический режим работы, все предприятия-производители должны быть оборудованы специальными спиртовыми счетчиками, но многие могут не успеть к этому сроку. Большинство необходимых подзаконных актов были приняты лишь осенью 2006 года с опозданием на три-четыре месяца, а основной производитель счетчиков - Арзамасский приборостроительный завод - не справлялся с большим объемом заказов . По некоторым сведениям, в конце января 2007 года Министерство финансов внесло в правительство предложение о перенесении срока введения автоматической передачи данных при производстве водки и спирта заводами в ЕГАИС .

В конце 2006 года Фрадков указал своим подчиненным не недостаточную эффективность их работы. На заседании правительства в начале ноября был зачитан доклад о работе кабинета министров, подготовленный руководителем аппарата правительства Сергеем Нарышкиным . В докладе были представлены следующие данные: если в 2002 году из 4300 поручений президента и премьера с нарушениями были выполнены 27 процентов, а в 2003 году - 24,9 процента из 4400 поручений (то есть прослеживалась положительная динамика), то с приходом Фрадкова этот показатель сталь неуклонно ухудшаться: в 2004 году из 4500 поручений были провалены 32,8 процента, в 2005 году - 34,9 процента из 5300, а в 2006 году ожидались 39,5 процента из 5400 поручений. Кроме того, было отмечено, что документы приходят и с опозданием, и некачественные, а процедура их согласования между министерствами достаточно сложна. Правительство приняло доклад Нарышкина к сведению и призвало кабинет министров повысить уровень исполнительской дисциплины .

Еще одной аппаратной победой Фрадкова и усилением фигуры премьера эксперты назвали концепцию создания Банка развития России (Банка внешнеэкономической деятельности и развития). 14 декабря 2006 года правительство приняло принципиальное решение об учреждении нового института общегосударственного масштаба с целью привлечения инвестиций, поддержки и продвижения экспорта в сферах, где коммерческие банки не работают либо из-за долгосрочности кредитования (от пяти лет и более), либо из-за масштаба сделок. Банк развития планировалось создать на базе Внешэкономбанка, которому должны были быть переданы контрольные пакеты акций Российского банка развития и Росэксимбанка. Уставной капитал новой организации изначально должен был составить 70 миллиардов рублей с последующим увеличением (Греф, например, пообещал передать новому банку управление Инвестиционным фондом). На том же заседании кабинета министров было принято решение, что правительство самостоятельно будет назначать руководящие органы Банка развития: правление, наблюдательный совет и его председателя, - а Фрадков уточнил, что председателем наблюдательного совета должен стать премьер .

Во время доработки законопроекта Фрадков отстоял не только свое право лично управлять Банком развития (против чего возражал Греф), но и неподконтрольность организации Центральному банку России, хотя из всех возможных сфер деятельности новой кредитной организации запрещена лишь работа с физическими лицами. Президент страны получил право назначать и увольнять председателя банка, а наблюдательный совет - человека, его контролирующего (руководителя службы внутреннего контроля банка). Планируется, что Банк развития будет допущен к распределению государственных инвестиций, которые пока контролирует МЭРТ (предполагалось, что в 2007 году их объем превысит 1 триллион рублей). 19 января 2007 года законопроект был внесен в Госдуму. По мнению экспертов, если Фрадков сохранит за собой кресло премьера во втором полугодии 2007 года, когда заработает Банк развития, то политические дивиденды от поправок к закону "О Банке развития" достанутся именно ему .

В конце 2006 - начале 2007 годов большинство экспертов связывали возможную отставку Фрадкова и роспуск правительства не с неудовлетворительной работой, а с тем или иным сценарием предстоящих президентских и парламентских выборов, зависящих, в свою очередь, от окончательного определения фигуры преемника Путина. Многие эксперты предположили, что преемник президента России сменит Фрадкова на посту премьер-министра страны , . Другая версия гласила, что Путин уже определился с преемником, и новым президентом станет именно Фрадков , . Сообщалось, что его кандидатуру, возможно, поддержат заместители руководителя администрации президента России Игорь Сечин и Виктор Иванов , которые, по мнению экспертов, проиграют при любом выборе Путина между первым вице-премьером Медведевым и вице-премьером Ивановым .

15 февраля 2007 года в правительстве Фрадкова произошли существенные перестановки. Вице-премьер и глава Минобороны Сергей Иванов лишился своего министерского поста, но был повышен в ранге до первого вице-премьера . Помимо этого, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин был назначен вице-премьером , после чего эксперты сразу же назвали его третьим возможным преемником Путина , , .

В конце февраля 2007 года были окончательно определены полномочия заместителей Фрадкова. В ведении первого вице-премьера Медведева осталась социальная сфера - национальные проекты в сфере образования, Службыздравоохранения, демографической политики и реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также природопользование. Другой первый вице-премьер Иванов оказался ответственным за диверсификацию экономики: в сферу его компетенции вошли военно-промышленный комплекс, связь и высокие технологии, атомная энергетика и космические проекты. Кроме того, ему поручено было заниматься вопросами национальной обороны и деятельности правоохранительных органов. Вице-премьер Жуков был назван ответственным за макроэкономическую стабильность: ему досталась макроэкономика, инвестиционная политика, деятельность естественных монополий, координация статистики, вопросы страхования и налогообложения, а помимо этого - физическая культура и спорт. Вице-премьер Нарышкин должен был координировать внешнеэкономическую деятельность, таможенно-тарифное регулирование, управление федеральной собственностью, проведение административной реформы, развитие культуры и туризма. Вдобавок он сохранил за собой должность главы аппарата правительства, а следовательно - контроль за документооборотом Белого дома. Также было решено, что каждого первого вице-премьера будет заменять строго определенный вице-премьер: Медведева - Жуков, а Иванова - Нарышкин. При этом нерешенным остался один вопрос - кто из первых вице-премьеров будет заменять отсутствующего Фрадкова [

Похожие статьи