- - комплекс технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленная на профилактику и тушение пожаров...
Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
- - конструктивный элемент, служащий для заполнения проемов в противопожарных преградах и препятствующий распространению пожара в примыкающие помещения в течение нормируемого времени...
Строительный словарь
- - конструкция в виде стены, перегородки, перекрытия или объемный элемент здания, предназначенные для предотвращения распространения пожара в примыкающие к ним помещения в течение нормируемого времени...
Строительный словарь
- - комплекс технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и тушение пожаров. Включает: прогнозирование возможной пожарной опасности...
- - см. Защита противопожарная...
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
- - конструкция в виде стены, перегородки, перекрытия или объемный элемент здания...
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
- - совокупность установок пожарной сигнализации и пожаротушения, предназначенных для извещения экипажа о возникновении на борту летательного аппарата пожара, его локализации и тушения...
Энциклопедия техники
- - брандмауэр, - предназначается для разобщения смежных помещений одного здания либо двух смежных зданий с целью воспрепятствовать распространению пожара. П. с. выполняют из несгораемых материалов...
Большой энциклопедический политехнический словарь
- - основной вид пожарной охраны, входит в состав Министерства внутренних дел РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы...
Административное право. Словарь-справочник
- - несгораемая конструкция, препятствующая распространению пожара из одной части сооружения в другую - пожарозащитна преграда - požárně dělicí konstrukce - Brandsperre - tűzgát - түймэр эсэргүүцэх хаалт - przegroda przeciwogniowa - ecran de protecţie...
Строительный словарь
- - - комплекс организац. профилактич...
Геологическая энциклопедия
- - - комплекс организац.-техн. мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности горно-шахтного оборудования и технол...
Геологическая энциклопедия
- - - спец. участок горн. выработки, закреплённый конструкциями, выполненными из негорючих материалов...
Геологическая энциклопедия
- - - действует в системе Mин-ва угольной пром-сти CCCP для наблюдения и контроля за правильностью и своевременностью осуществления организац...
Геологическая энциклопедия
- - пожаротушения система, предназначенная для охлаждения горящих поверхностей компактной или раздробления струей воды, выбрасываемой из пожарного ствола...
Морской словарь
- - "... является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны...
Официальная терминология
"Противопожарная пропаганда" в книгах
7. Пропаганда
Из книги Опыт революционной борьбы автора Че Гевара де ла Серна Эрнесто7. Пропаганда Революционные идеи необходимо широко распространять в массах, используя различные формы пропаганды. Для этого следует провести большую организационную работу. Пропагандой должна быть охвачена вся территория страны. Она может быть двух видов. Она ведется
Пропаганда
Из книги Код операции - "Тарантелла". Из архива Внешней разведки России автора Соцков Лев ФилипповичПропаганда В Центр из Каира поступала, как это и положено, и обобщенная информация, которая составлялась на основе данных нескольких источников, работавших, естественно, независимо друг от друга. «Бритг» обычно не оставался в стороне от такого рода заданий и привносил
Пропаганда
Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир АбрамовичПропаганда Говорят, что Геббельс, министр пропаганды Гитлеровской Германии сказал как-то следующее (не дословно, но смысл сохранен): «Ложь, повторенная много раз, становится правдой!». Он имел в виду, что если по радио и в газетах много раз повторять одну и ту же ложь, то
"Все пропаганда. Весь мир пропаганда"
Из книги Спасенная книга. Воспоминания ленинградского поэта. автора Друскин Лев Савельевич"Все пропаганда. Весь мир пропаганда" Добавлю: и ложь. Беспросветная, бессовестная ложь.Я видел по телевизору страшное собрание. Полный зал молодежи. На трибуне - парень:- Родине нужны рабочие. Мы окончили десятилетку и решили всем классом идти на завод.На трибуне
Противопожарная техника
Из книги Профессия кондитер. Учебное пособие автора Шамкуть Ольга ВладимировнаПРОПАГАНДА
Из книги Жизнь драмы автора Бентли ЭрикПРОПАГАНДА Перейдя от рассмотрения литературы светлых идей к рассмотрению литературы скверных идей, я вместе с тем перешел и от одного способа применения идей к другому: от философии к пропаганде. Кстати, только пропаганду обычно и имеют люди в виду, говоря об идеях в
Электро– и противопожарная безопасность
Из книги Электричество на даче автора Печкарева Анна ВладимировнаЭлектро– и противопожарная безопасность Работы с электричеством заключают в себе немало опасностей. В первую очередь – поражение электрическим током. Оно может быть разной степени тяжести и нередко может привести к инвалидности или даже летальному исходу. Поэтому так
Глава 4. Дхуни, храм огня и противопожарная безопасность
Из книги Огонь – высочайший целитель автора Орр ЛеонардГлава 4. Дхуни, храм огня и противопожарная безопасность В г. Тракоскан (Хорватия) я проводил 9-дневное обучение ребёфингу и занятия по духовному очищению. Мы развели огонь, который горит постоянно все девять дней. В первую ночь лишь несколько человек устроили дежурство,
Противопожарная безопасность
Из книги Строительство труб и дымоходов дачного домика автора Мельников ИльяПротивопожарная безопасность Чем лучше содержатся печи, тем безопаснее они в противопожарном отношении.Необходимо помнить, что небрежно выложенная печь всегда дает большую осадку, в результате чего появляются трещины и раствор выкрашивается из швов. Проникающие через
Противопожарная безопасность сетей внутридомового электроснабжения
автора Онищенко ВладимирПротивопожарная безопасность сетей внутридомового электроснабжения Обеспечение противопожарной безопасности электроустановок и профилактика аварийных режимов в электросетях чрезвычайно важны. Число пожаров в жилом секторе по электротехническим причинам в среднем
Противопожарная безопасность при электромонтажных работах
Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко ВладимирПротивопожарная безопасность при электромонтажных работах Трубы ввода электропроводки должны оштукатуриваться сплошным слоем толщиной 10 мм.Сплошным слоем несгораемого материала вокруг трубы (короба) может быть слой штукатурки, алебастрового, цементного раствора или
Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестенСтатья 67-1. Пропаганда и/или использование на территории Республики Молдова символики тоталитарного коммунистического режима и пропаганда тоталитарных идеологий Пропаганда и/или использование на территории Республики Молдова в политических и пропагандистских
80. Противопожарная служба
Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна80. Противопожарная служба Для обеспечения пожарной безопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраны объектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарная служба, возглавляемая Главным управлением
Противопожарная и санитарная безопасность на конюшне
Из книги Лошадь на даче автора Рыбас ЕкатеринаПротивопожарная и санитарная безопасность на конюшне Не курить! Заповедь На конюшне нельзя курить, рядом с сеновалом тоже. Сеновал должен быть удален от конюшни. Неподалеку от строения желательно расположить гидрант, чтобы подъехавшая пожарная машина могла сразу
11.6. Противопожарная профилактика в ОУ
Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович11.6. Противопожарная профилактика в ОУ Все ОУ должны быть оснащены установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления.Противопожарная профилактика включает следующие мероприятия:устранение непосредственных или возможных
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18» ГОРОДА КАЛУГИ
Методическая разработка
Противопожарная пропаганда во внеурочное время.
Исполнитель:
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №18» г. Калуги
Илларионова Л.К.
Калуга - 2018
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций. Одним из самых распространенных и опасных явлений является пожар.
Проблема пожаров реально существует. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 250 тысяч пожаров, на которых погибает свыше 18 тысяч человек, из них более 700 детей. Подсчитано, что на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача школьного учреждения, семьи и государства. Естественно, в привитии осторожного обращения детей с огнем весомая роль отводится школе и, конечно же, занятиям по основам безопасности жизнедеятельности. Обучение детей правилам пожарной безопасности в рамках предмета ОБЖ – дело безусловно нужное. К сожалению, сегодня, учащиеся на уроках ОБЖ получают ограниченные знания по пожарной безопасности, узнают об этом лишь поверхностно.
Пожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Важно не просто рассказать о ней, но и обучить детей определенным навыкам поведения коллективной жизни, навыкам общения, отработать до автоматизма правила поведения при пожаре, развить индивидуальные способности школьников через включение их в соответствующую деятельность, например, реализовать себя в творчестве через занятия дружины юных пожарных (далее ДЮП).
Только конкретные эмоционально окрашенные занятия, спортивные и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка.
Всё вышеизложенное подтверждает актуальность сегодняшнего дня.
Целью данной разработки является формирование личности с активной гражданской позицией, знакомой с мерами противопожарной безопасности, владеющей навыками пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров и действий при пожаре.
В соответствии с целью в работе ставились и решались следующие задачи:
Воспитательные:
Воспитать преданность своей Родине на героических традициях органов МЧС России;
Воспитать интерес к профессии пожарного;
Воспитать гуманное отношение к людям.
Образовательные:
Расширить кругозор в области противопожарной безопасности;
Сформировать умения и навыки проведения противопожарной пропаганды.
Развивающие:
Формировать коммуникативную, социально-адаптированную с активной гражданской позицией личность;
Формировать навыки организационных действий в чрезвычайных ситуациях;
Развить творческий потенциал воспитанников дружины юных пожарных.
ГЛАВА 1. ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Возможности внеклассной воспитательной работы
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. В структуре безопасного образовательного пространства значительное место занимает обучение детей и подростков правилам пожарной безопасности и действиям в ЧС. Социальная значимость знаний, умений и навыков по данному направлению очевидна: формирование личности с навыками пожаробезопасного поведения.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Рассмотрим эти возможности.
Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, способствует добиться реализации поставленных целей (участие в конкурсах, соревнованиях, шефская работа и т.д.).
Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
Разнообразная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к данному виду деятельности, желания активно участвовать в жизни отряда. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к данному направлению деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время.
В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательной эффект.
1.2. Организация внеклассной воспитательной работы
Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности, необходима определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.
1. Изучение и постановка целей и задач (выбор приоритетных направлений деятельности).
Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении её положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировки, формировании и выборе наиболее важных задач:
Формирование коммуникативных, социально-значимых, с активной гражданской позицией личности, навыков организованных действий в ЧС;
Развитие творческого потенциала и социально-значимых навыков воспитанников ДЮП.
Изучение осуществляется с помощью уже известных навыков педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе.
2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цели, общие задачи, функции внеклассной работы.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманных воспитательных задач в реальном педагогическом процессе.
4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.
1.3. Специфика содержания внеклассной содержательной работы
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной «Я – концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я – концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я – концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-обостряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью и самостоятельно организовывать её.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладения нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работе отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой – усиливает воспитательное воздействие на ребенка.
Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых (например, сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, работников ВДПО).
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
2.1. История организации обучения детей мерам пожарной безопасности .
Всё новое – это на самом деле хорошо забытое старое. Оказывается, о привитии навыков противопожарного поведения детям задумывались и в XIX веке, и в начале XX века, причем не, только за рубежом – в Англии, Германии, Испании, - но и в царской России.
В июле 1910 года на состоявшемся в Риге пятом съезде членов Императорского российского пожарного общества, на обсуждение выносилось положение об обучении детей пожарному делу и о создании детских пожарных «потешных отрядов», учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. Предполагалось, что такое обучение и создание отрядов должно стать элементом школьной работы, как на Западе. 1910 год преподнес русскому обществу исключительный факт: было образовано огромное количество «потешных отрядов» которые вскоре объединились в мощную организацию, уже через год насчитывавшую более шести тысяч детей. Дети в таких отрядах с согласия родителей обучались членами добровольных пожарных обществ, приемам спасания и самоспасания, тушения огня, работы с лестницей и веревкой, установкой пожарной трубы, а также правилам осторожного обращения с огнем и элементарным приемам оказания первой медицинской помощи.
На VI Международном пожарном конгрессе, проходившем в мае 1912 года в Санкт-Петербурге, брандмейстер А.Г. Кривошеев, стоявший у истоков создания «потешных отрядов», отмечал:
«Детские учебные пожарные отряды имеют прямой целью подготовить детей к добровольной общественной противопожарной деятельности. Практическое обучение детей пожарной работе должно дать им понятие о дисциплине, развивать в них ловкость и силу и сделать их находчивыми и смелыми в опасности».
Тогда были приняты следующие решения:
Признать желательным обратить внимание школы на вопросы, близко соприкасающиеся с пожарным делом.
Признать желательным распространение среди молодого поколения противопожарных сведений при участии школы, так как учащиеся по окончании школы вносят соответствующие знания и навыки в жизнь.
Признать желательным организацию при школах ученических пожарных команд.
В 1912 году «потешные отряды» окрепли, и стали насчитывать целую армию.
В советские времена – в 1926 году – Главное управление коммунального хозяйства НКВД издало инструкцию о формировании при добровольных пожарных организациях «отрядов юных дружинников». Органами Государственного пожарного надзора (ГПН) предписывалось обратить серьезное внимание на эту полезную игру детей в пожарных, прийти к ним на помощь, придав игре надлежащую серьезность и тем содействовать широкому развитию пожарного дела.
2.2. Организация объединения Дружины юных пожарных в МБОУ «СОШ №18» г. Калуги
Движение юных пожарных то набирало силу, то ослабевало, а во время перестройки о нем и вовсе забыли.
В 2006 году с возрождением добровольчества, а именно с воссозданием общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», работа с дружинами юных пожарных активизировалась.
Под руководством Центра дополнительного образования для детей и при содействии Всероссийского добровольного пожарного общества в 2008 году было создано объединение ДЮП на базе нашей школы под названием «Спасатели».
Дружина Юных пожарных – детское объединение, созданное органами управления образования, пожарным обществом в образовательных учреждениях.
Дружины юных пожарных осуществляют свою деятельность в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О пожарной безопасности», статьей 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества, а также настоящим Положением.
Была предложена программа курса пожарного дела, которая включает как теоретическую часть, так и практическую часть, а также положение об организации ученических пожарных дружин.
Одной из важнейших задач ДЮП является противопожарная пропаганда среди учащихся школ и дошкольных учреждений.
Членами дружины юных пожарных являются обучающиеся изъявившие желание активно участвовать в работе дружины.
Занятия проводятся как по отделениям, так и со всей группой вместе, могут быть групповыми и индивидуальными. Программа является образовательной, модифицированной, адаптированной к условиям школы. В основу положены опыт работы руководителя объединения и методические рекомендации.
Чтобы программа работала, необходимо соблюдать в работе последовательность и целенаправленность, а занятия должны проводиться в доступной для ребят форме.
Необходимо соблюдать индивидуальный подход, единство воспитания и обучения. Теоретические занятия стоит чередовать с практическими. Нужно поддерживать необходимую профессиональную и спортивную готовность команд юных пожарных.
2.3. Реализация программы объединения Дружины юных пожарных
Прежде чем организовывать работу по пропаганде пожарной безопасности среди детей и подростков, воспитанники ДЮП должны сами расширять кругозор в области противопожарной безопасности и в конечном результате должны знать:
Историю развития пожарной охраны и добровольчества, пожарное дело.
Причины возникновения пожаров.
Алгоритм действий при возгорании.
Первичные средства пожаротушения.
Меры пожарной безопасности.
Должны уметь:
Соблюдать правила противопожарной безопасности
Предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.
Пользоваться инвентарем подразделений органов МЧС России.
Шире применять полученные знания и умения на практике.
Чтобы подробнее узнать историю развития пожарной охраны, пожарное дело, первичные средства пожаротушения, узнать о героях огненного фронта наши юные пожарные периодически посещают музей истории Главного управления МЧС России по Калужской области (приложение 1).
В экспозиции музея широко представлены современные средства борьбы с огнем, каждодневная боевая одежда пожарного, макеты жилых домов, выполненные по правилам пожарной безопасности и пожарная техника и многое другое. В обязательную программу каждой экскурсии входит показ видеофильмов на тему пожарной безопасности.
Для закрепления знаний, полученных детьми, школа организовывает экскурсии в ближайшую пожарную часть, где ребята не только видят пожарную технику, но и приводят ее в действие, чувствуя себя настоящими пожарными (приложение 2).
Незабываемое впечатление на ребят произвело праздничное шествие, посвященное 360летию Пожарной охране России (приложение 3).
На этом празднике дети увидели множество разнообразной пожарной техники, каждый поднимался на пожарном кране на большую высоту, участвовал в конкурсах, тренировался тушить пожар.
Постепенно овладевая знаниями, «дюповцы» на практике стали передавать их доступными формами и методами учащимся школы и детям дошкольных учреждений.
Месячник пожарной безопасности, день защиты детей, городские и областные конкурсы стали для нас уже традиционными.
В школе к этим мероприятиям мы готовимся заранее, понимая всю их важность и значимость. Никак нельзя забывать об основной задаче этих мероприятий – пропаганде знаний и профилактике пожарной безопасности.
На занятиях мы разрабатываем план мероприятия, обсуждаем его, утверждаем на совете, назначаем ответственных, и воплощаем план в действие.
Работа проходит по следующим направлениям:
1. Информационное: создание стенгазет, стендов, плакатов, оформление памяток по ПБ и их распространение в подъездах жилых домов и в местах массового пребывания людей (приложение 4).
2. Пропагандистское: проведение разъяснительных работ среди населения поп предупреждению пожаров, участие в проведении пожарно-профилактических мероприятий в школе, бесед, викторин, конкурсов, выступлений агитбригады, тренировочных эвакуаций на случай пожара, показ фильмов по ПБ (приложение 5).
3. Шефское: оказание помощи учителям начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений.
В подшефном детском саду «Тополёк», мы частые гости, нашему приходу всегда рады (приложение 6).
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказы, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают стихотворения. Особенно нравятся малышам выступления агитбригады (сказки на тему пожарной безопасности).
В настоящие время членами дружины являются учащиеся седьмых классов, которые уже зарекомендовали себя с наилучшей стороны. (приложение 7).
Весьма действенным средством противопожарной пропаганды среди учащихся, занимают соревнования с элементами пожарной эстафеты (приложение 8), где ребята показывают и теоретические знания и практические: лазание по “пожарной лестнице”, преодоление препятствий, оказание первой медицинской помощи, одевание боевой одежды пожарного, тушение пожара с помощью огнетушителя и пожарного рукава и т.д. Проводить такие мероприятия помогают сотрудники ВДПО и МЧС России по Калужской области, они помогают наши теоретические знания перевести в практические.
Сотрудники МЧС всерьёз заинтересованы в том, чтобы жизнь наших юных калужан была безопасной и счастливой.
За два прошедших учебных года гостями кабинета ОБЖ центра противопожарной пропаганды стали более 4300 учащихся школ города Калуги и пригородной зоны.
Для ребят проводятся встречи с сотрудниками Главного Управления МЧС России по Калужской области и поисково-спасательного отряда пожарно-спасательной службы, Калужского областного отделения ВДПО.
Возможно, количество посетителей среди учащихся увеличилось, если бы занятия проводились во внеурочное время.
Успехов в работе по обеспечению противопожарной безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбы с ними.
Педагогу необходимо повышать уровень своих знаний, регулярно проходить курсы повышения квалификации, посещать семинары и делиться опытом работы с коллегами, самому владеть практическими навыками противопожарной безопасности, вести планомерную работу в содружестве с родителями учащихся (приложение 9).
Ознакомление детей с правилами ПБ в первую очередь должно проводиться в семье. Именно родителям следует вновь и вновь втолковывать своим чадам о недопустимости игр с огнем.
Практика работы показывает, что родители сами бывают не в ладах с правилами ПБ.
Поэтому возникает необходимость проводить разъяснительную работу и среди них.
Мы используем разнообразные формы работы с родителями: проведение совместных досугов, оформление наглядной агитации, участие в конкурсах рисунков, поделок, просмотров фильмов на общешкольных родительских собраниях с последующим обсуждением, выступление перед родителями агитбригады.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной мною работы можно сделать следующие выводы:
Если мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, спортивными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть пожароопасные ситуации и правильно действовать в случаях их возникновения, необходимо вести профилактическую работу по пожарной безопасности с детьми младшего, среднего и старшего звена.
Обучение навыкам ПБ не ограничивается временными отрезками – это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка. Они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
Существенную пользу в этом направлении оказывает дружина юных пожарных. Я считаю, что необходимо создавать такие объединения в каждой школе.
Я уверена, ребята будут умело применять приобретенные знания в жизни, и устроенных детьми пожаров будет гораздо меньше, что сохранит их здоровье и жизнь.
Опыт моей работы во внеурочной деятельности позволил сделать вывод, что только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, родителей, сотрудников пожарной службы можно успешно решать задачи по противопожарной пропаганде среди учащихся.
Приложение 1
Посещение музея истории главного управления
МЧС России по Калужской области
Приложение 2
Экскурсия в Пожарную часть города Калуги
Приложение 3
Праздничное шествие, посвященное 360-летию Пожарной охраны России
Приложение 4
Информационное направление:
распространение памяток по ПБ
Приложение 5
Пропагандистское направление: проведение конкурсов и тренировачных эвакуаций в школе
Приложение 6
Шефское направление: выступление агитбригады в детском саду «Тополек» с проведением конкурсов
Приложение 7
Соревнования среди учащихся школы
с элементами пожарной эстафеты
Основы противопожарной пропаганды
Введение 5
Общие вопросы пропаганды 6
Цели и задачи противопожарной пропаганды 9
Организация системы противопожарной пропаганды 16
Формы и средства противопожарной пропаганды 17
Об эффективности пропаганды 25
Перспективы развития противопожарной пропаганды 30
Заключение 31
Литературы 32
Введение
Быстротекущее время неумолимо меняет облик нашей планеты, вносит радикальные изменения во все сферы человеческой деятельности, накладывает отпечаток на общественные отношения и человеческое сознание. Всестороннее усложнение окружающей среды, лавинное увеличение объема информации, развитие и совершенствование технических средств массовой коммуникации приводят к тому, что современный человек все больше и больше познает окружающий мир не столько собственными глазами, сколько с помощью телевидения и кино, книг и журналов, газет, радио, интэрнета, рекламы.
Средства массовой информации, охватывающие во всем мире все больше радиостанций, телецентров, и ежедневных газет разовым тиражом, превышающим миллиарды экземпляров. В связи с этим средства массовой информации, агитации, рекламы, службы пропаганды активно вторглись в сферу психологии, пытаясь нащупать в человеке такие глубины, открытие которых позволило бы стимулировать развитие личности, изменить в нужном направлении поведение отдельных групп людей. Следом в этом же русле идут и так называемые службы «pablic relation» (по связи с общественностью) различных ведомств и организаций, преследуя цели создания определенного общественного мнения вокруг той или иной проблемы, события, профессии и т.п../Это относится также к службам, профессиональной и отраслевой пропаганды, перед которыми стоит задача довести до сознания людей те или иные требования, знания.
Любая пропаганда, в том числе и противопожарная, является идеологической деятельностью, подчиняется общим требованием и закономерностям, используя одни и те же формы и методы, базируется на тех же технических средствах массовой коммуникации. И конечная цель любой пропаганды - просветить, убедить, воспитать. Различие только в направлении этого процесса на решение той или иной проблемы. Таким образом, главная задача агитационно-пропагандистской работы
органов пожарной охраны состояла и состоит в том, чтобы практически каждому человеку стало предельно ясно, что научно-техническая революция среди многих важнейших проблем остро поставила перед человечеством и проблему пожаров, огнеопасности среды обитания. Поэтому жизненно необходимо постоянно разъяснять содержание и суть норм и правил пожарной безопасности, резко повысить личную ответственность людей.
Цель работы является исследование организации системы обучения правилам пожарной безопасности военнослужащих, расчет экономической эффективность пожарной пропаганды в воинских подразделениях.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
Дать основные принципы и понятия противопожарной пропаганды.
Раскрыть суть противопожарной пропаганды.
Исследовать методику анализа противопожарной пропаганды.
Предложить
мероприятия по повышению
использования
противопожарной
пропаганды.
Объектом исследования данной работы является использования рекламы в противопожарной пропаганде с целью ее эффективности.
В первой главе рассматриваются общие вопросы пропаганды.
Основной задачей дипломной работы является организация системы обучения правилам пожарной безопасности военнослужащих в системе обеспечения безопасности военной службы с разработкой рекомендаций по повышению эффективности пожарной пропаганды в воинских подразделениях
Общие вопросы пропаганды
Агитация
(от
латинского слова agiatatio
- приведение в
движение) - это устная
и печатная деятельность, имеющая
целью
воздействие на сознание и
настроение широких масс людей для
привлечения их к активному участию в
решении важных общественно - политических
и народнохозяйственных задач. Ее
отличительная особенность кратковременность
интервала между призывом и действием,
что, в частности, является одним из
основных показателей
(критериев)
эффективности агитации (т. е. чем меньше
этот временной интервал, тем выше
эффективность, и наоборот). Другим же
основным (точнее, главным) критерием
служит, естественно, массовость
отклика на призыв. Средства агитации:
беседы, митинги, средства массовой
информации, плакаты, карикатуры и т. п.
Как пропаганда, так и агитация должны быть обязательно информационны, хотя и в неодинаковой степени. Насыщенность информацией агитации и пропаганды соотносятся, как один к двум (а по некоторым данным один к трем), что же касается собственно информации, то она лишь одно из используемых в этой работе средств. Основное отличие (при кажущемся сходстве) агитации от пропаганды заключается в преобладании в агитации эмоционального элемента и широкого использования массовых кампаний. Кроме то-го, агитация может быть прерывна, тогда как пропаганда должна нестись постоянно - даже кратковременный перерыв снижает ее эффективн
ость. Агитация практически неэффективна без предварительной (или параллельной) пропагандистской работы, которая создает почву для агитационной деятельности.
Наконец, пропаганда (от латинского propaganda - подлежащее распространению или propaganda - распространять) - это распрост-ранение и углубленное разъяснение каких-либо идей, знаний, плано-мерное использование любой формы воздействия с определенной целью на ум, чувства и поведение людей.
Информация (от латинского informatio - изложение, разъяснение) - это сообщение, сведения, осведомление о каком-то событии, факте, деятельности и т. п. Одно из определений информации гласит, что «информация - это обозначение содержания, полученного нами из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». В общем потоке массовой информации различают: когнитивную информацию (т. е. информацию, рассчитанную на выполнение функций информирования), ценностную (связанную с выполнением функции воспитания), инструктивную (связанную с выполнением функции организации поведения), тонизирующую (связанную с выполнением; функции снятия напряжения) и коммуникативную (обеспечивающую реализацию функции передачи информации). Информация также подразделяется: по характеру - на первичную и вто-ричную, по способу воспроизведения - на письменную (пе-чатную), устную (фонетическую), образную (ви-зуальную), по содержанию - на избыточную, полную, неполную и свернутую, достоверную и ложную) (дезинформацию), обзорную, текущую, тематиче-скую (рис. 1).
В любом случае информация всегда фактографична, т. е. представляет собой констатацию факта, где факт выступает в виде дискретной части целого потока информации. Сам факт еще ни о чем, точнее, мало о чем говорит, поскольку всегда является лишь элементом сложной понятийной системы.
Противопожарная пропаганда -это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения.
ИНФОРМАЦИЯ
КОГНЕТИВНАЯ
(рассчитанная на выполнение
функций информирования)
ЦЕННОСТНАЯ
(связанная с выполнением функций воспитания)
ТОНИЗИРУЮЩАЯ
(связанная с выполнением функций снятия напряжения)
ИНСТРУКТИВНАЯ
(связанная с выполнением функций организации)
КОММУНИКАТИВНАЯ
(связанная с реализацией
функций передачи информации)
Рис. 1. Схема классификации информации
Цели и задачи противопожарной пропаганды
Противопожарная пропаганда является одним из основных направлений в работе службы профилактики органов государственного пожарного надзора и строится с учетом современных средств и методов воздействия на различные слои и группы населения.
Если возможно проводить профилактику пожаров, связанных с недосмотром или беспечностью отдельных лиц, то предотвращение пожаров, происходящих в результате незнания людей об опасности, целиком зависит
от состояния противопожарной пропаганды.
Перед противопожарной пропагандой поставлены следующие задачи: предотвращение пожаров от наиболее распространенных и специфических (характерных) причин; воспитание у людей чувства ответственности за
сохранение человеческой жизни; собственности и личного имущества от
огня; обучение и ознакомление работников предприятий, учреждений, организаций, населения, учащихся школ, студентов вузов с правилами пожарной безопасности; выработки у них навыков правильных действий при пожарах; выработки у них навыков работы с первичными средствами пожаротушения; воспитание грамотного отношения к окружающим элементам пожарной опасности, скрытым в технологических процессах, приборах и агрегатах, веществах и изделиях, составляющих основу производства и быта; популяризация деятельности пожарной охраны, по-вышение авторитета пожарной охраны, создание позитивного общественного мнения вокруг нее; освещение передового опыта и научно-технических достижений в области предотвращения и тушения пожаров.
Из задач вытекает стратегическая цель противопожарной пропаганды -сокращение числа пожаров, а следовательно, числа жертв и размера материального ущерба от них. Некоторые специалисты полагают, что именно в воспитании у человека с помощью различных форм пропаганды своеобразного чувства «пожарной ответственности» - воспитании, которое должно начинаться с детства и продолжаться всю жизнь, скрыт немалый резерв повышения уровня пожарной безопасности в целом.
Анализ поставленных перед противопожарной пропагандой задач, а также ряда направлений общей идеологической пропаганды, соответствующих этим задачам, позволяет сделать вывод, что тактиче скими целями в настоящий момент должны стать: внедрение в сознание людей понимания существования проблемы пожаров (именно проблемы, а не отдельных случаев); разъяснение каждого из аспектов этой проблемы (на общих и локальных примерах); воспитание у населения чувства опасности и ответственности; изменение традиционно сложившегося отношения к пожарным и добровольцам в сторону максимальной позитивности и престижности; повышение приоритета требований пожарной безопасности в сравнении с другими (экономическими, временными и т. п.); закладка с детского возраста (и поддержание на протяжении всей жизни) моральных устоев и социальных стереотипов отношения к пожару; планомерное стирание (а при возможности и ломка) устоявшихся негативных шаблонов и субъективной (ложной) убежденности в том, что пожаров мало, что они редки, случайны и стихийны.
Однако постановкой целей дело не может ограничиться, ибо необходимо спланировать формы и средства их достижения, а правильное планирование невозможно без оптимального распределения усилий и ресурсов. Для составления плана работы по достижению той или иной цели с учетом сбалансирования усилий можно использовать достаточно апробированный и доказавший свою эффективность научный прием, известный под названием построения «дерева целей». Суть его заключается в том, что после определения ряда целей (в данном случае тактических) каждая цель (ей присваивается нулевой ранг) делится на подцели (или цели первого ранга), которые, в свою очередь, подразделяются на "цели второго, третьего и т. д. рангов. В результате получается система целей с определенной ранжировкой, выглядящая на схеме, как разветвленное дерево (рис. 2) с вектором цели, направленным в сторону падения Ньютонова яблока.
Возьмем, к примеру, одну из наших тактических целей: «воспитание у населения чувства опасности и ответственности» (нулевой ранг). Цели первого ранга - воспитание (обучение) на производстве, в семье, по месту жительства (в городской или сельской среде); второго ранга - направления для достижения целей, для решения поставленной задачи. Например, на производстве это может быть совершенствование системы обучения, улучшение инструктажей, в семье - поиск каких-то форм личной заинтересованности в соблюдении правил пожарной безопасности и стимулирования этой заинтересованности и т, д. Цели третьего ранга - формы осуществления выбранных направлений с временными допусками; четвертого ранга - средства осуществления целей.
Рис. 2. Схема построения «Системы целей» («дерева целей»)
Построение «дерева целей»- работа нелегкая и к ней надо привлекать всех участников пропагандистской деятельности (журналистов, руководителей средств массовой информации и т. д.). При этом, как правило, находятся неординарные, свежие решения. «Дерево целей» полезно ещё и тем, что позволяет сравнительно равномерно распределить имеющиеся средства и силы за счет альтернативных, но обоснованных решений. Одновременно оно дает возможность обдуманно перераспределять цели, усилия, приоритеты в зависимости от реально меняющейся обстановки и условий.
Достижение каждой из целей должно быть разбито на этапы, шаги, кампании, мероприятия и т. п., другими словами, должен быть составлен своеобразный сетевой график, каждое звено которого необходимо сопровождать обоснованными критериями оценки эффективности. Естественно, что к этой работе должны быть органично привлечены все органы противопожарной пропаганды и заинтересованные организации.
За свою длительную историю реклама качественно эволюционировала. Она прошла путь от информирования к увещеванию, от увещевания - к выработке условного рефлекса, от выработки условного рефлекса - к подсознательному внушению, от подсознательного внушения - к проецированию символического изображения.
Реклама последовательно добивалась сначала сознательного, обдуманного восприятия покупателем рекламного образа, затем автоматического совершения покупки. Теперь же рекламе от покупателя требуется согласие, пусть неосознанное и тем не менее реальное.
Привлечь внимание;
Представить выгоды (услуги);
Предоставить возможности для дополнительного изучения;
формировать определенный уровень знаний;
создать благоприятный образ (имидж)
формировать потребности в данной услуге;
формировать положительное отношение;
стимулировать услуги;
формировать образ надежности;
Демонстрация мастерства.
идентификация;
продвижение услуг или идей;
информирование;
формирование мнения.
Чтобы выполнить свое основное предназначение, реклама стремится найти способ привлечь внимание, в конечном счете побудить.
С точки зрения основных целей и задач реклама может быть следу ющих видов:
широкого диапазона функций, то и классифицировать ее весьма непросто. В результате удалось разделить рекламу на восемь основных категорий. Различия, присущие каждой из категорий, позволяют, в свою очередь, сформировать на их основе следующую схему классификации (рис. 3).
Организация системы противопожарной пропаганды
Систему противопожарной пропаганды, не следует представлять себе нечто организационно упорядоченное, нормативно закрепленное и иерархически связанное. В данном слу-чае это одна из общественных структур, компоненты которой, сколь бы различны они не были, действуют в рамках этой структуры с целью воплощения в жизнь определенной идеи. В этом смысле система противопожарной пропаганды существует и действует, однако для повышения ее эффективности требуется не только ясное представление о всех ее компонентах, но и умение использовать с максимальной отдачей каждый из них в отдельности и в различных сочетаниях. Это тем более важно, что реально существующие ком-поненты общей системы накопили в ряде случаев достаточный опыт, который может быть синтезирован и с успехом применен в практи-ческой деятельности. При этом, конечно, нельзя упускать из виду, что взаимодействие компонентов любой структуры всегда приобре-тает сложный, нелинейный характер. Здесь, как правило, не бывает однозначной причинной зависимости, из чего следует, что общую эффективность пропагандистского воздействия нельзя искать в количественных показателях, так же как и нельзя ожидать чистого и прямого эффекта от той или иной пропагандистской кампании или акции.
Организационно-функциональная схема пропагандистских органов пожарной охраны (рис. 4) является хотя и важнейшим, но только одним из компонентов всей системы. Самостоятельными компонентами системы являются также средства пропаганды, формы и методы ее ведения и т. д.
Пресс-служба МЧС РФ
Отдел по работе с общественностью и пропаганде
Госпожнадзор
Редакция журнала „Пожарное дело"
Рис. 4. Общая структура органов противопожарной пропаганды
Пресс-группы,
творческий
Пожарно-технические выставки, музеи
Одним из наиболее оформившихся звеньев этой структуры следует признать сеть пожарно-технических выставок, которая неуклонно растет и в недалеком будущем охватит всю страну. Другим зве-ном можно считать пресс-группы и творческий актив, созданные при многих УПО-ОПО, и, наконец, третьим - подразделения оргмассовой работы добровольных пожарных обществ. Вплотную к этой структуре примыкает редакция журнала «Пожарное дело» со своей сетью периферийных корреспондентских пунктов. Это, так сказать, костяк, основа, на которой, главным образом, лежит ответ-ственность за организацию и проведение противопожарной пропа-ганды в стране.
Формы и средства противопожарной пропаганды
Искусство пропаганды состоит в том, чтобы точно и ярко высвечивать фактический материал, раскрывать на его базе основные черты проблемы, заставлять каждого человека стать заинтересованным участником поисков выходов из создавшегося положения.
Противопожарная пропаганда в силу самой сути проблемы, которой она посвящена, проблемы крайне острой, общечеловеческой и вместе с тем очень частной, касающейся каждого человека, должна использовать все формы пропагандистского воздействия, проникнуть во все средства массовой коммуникации, во все сферы, где так или иначе идет воспитание человека. Напряжение поля противопожарной пропаганды никогда не должно ослабевать. Одна форма воздействия может (и должна) сменять другую, диапазон влияния может колебаться в самых широких пределах: от чистой информативности до чистой эмоциональности. Если иметь в виду, что главная функция пропаганды - это формирование общественного мнения и воздействие через него на сознание масс и общественную практику, то любая форма пропаганды должна влиять на те рациональные и эмоциональные элементы, которые входят в структуру общественного мнения и массового сознания.
Противопожарная пропаганда ведется по следующим направлениям: средствами массовой информации (печать, радио, телевидение, кино); через пожарно-технические выставки; с использованием кино-, диа- и магнитофильмов; через художественные произведения литературы, искусства, музыки; наглядно-изобразительных средств; бесед, семинаров (включая групповое и индивидуальное обучение населения правилам пожарной безопасности). Особым направлением является широкое распространение пожарно-технических знаний и обучение людей на производстве, другими словами, научно-техническая пропаганда.
Всякая форма пропаганды должна быть подвижной, динамичной, она требует учета изменения вкусов, стилей, привычек, обычаев, возрастных особенностей, профессиональной направленности, образовательного уровня и т. д. Кроме того, она должна быть достаточно дифференцирована, так как то, что интересно школьнику, может показаться скучным, а то и просто банальным для рабочего, ученого или колхозника. Вместе с тем воздействие на взрослых вовсе не исключает использования различных форм противопожарной пропаганды, рассчитанной на детскую восприимчивость. Однако специфические методы пропаганды среди малышей должны быть дополнительно тщательно продуманы в том направлении, чтобы они не возбуждали у детей интереса к опасным забавам с огнем.
Активная и пассивная пропаганда
Активная пропаганда всегда ставит перед собой цель и способна, так или иначе, влиять на ход событий через воздействие на объект пропаганды. Что же касается пассивной пропаганды, то она всегда лишь реакция на происшедшее и происходящее. В этом отношении пассивная пропаганда, как правило, отражает и поддерживает идеи и взгляды, уже получившие широкое признание, в то время как активная пропаганда имеет дело с теми идеями и взглядами, которые только в процессе дискуссий и с истечением времени станут (или могут стать) мнением большинства.
Анализ противопожарной пропаганды, к сожалению, позволяет сделать вывод, что пассивная ее часть значительно преобладает над активной. Это видно из того, что, как правило, материалы на противопожарную тематику отражают уже происшедшие события и в более или менее яркой форме рассказывают об отдельных случаях пожаров, их причинах и последствиях, о боевой работе пожарных. Многие из них бывают не связаны ни между собой, ни с очередными выступлениями руководителей пожарной охраны, не несут упреждающей информации и в целом создают ровный, «блеклый» фон, слабо воздействующий на аудиторию эмоционально, не меняющий сложившихся ложных стереотипов и устоев.
Средства противопожарной пропаганды включают следующие формы:
1. Средства массовой пропаганды :
Печать (газеты, журналы и т. д.);
Радиовещание;
Телевидение.
2. Средства кинопропаганды:
Художественные фильмы;
Учебные фильмы;
Мультфильмы.
3. Средства научно-технической пропаганды:
Специальная литература;
Журналы;
Инструктивно-информационный материал.
4. Средства лекционной пропаганды:
Доклады;
5. Средства наглядно-изобразительной пропаганды:
Плакаты;
Оборудование витрин;
Памятные изделия;
Открытки;
Буклеты;
Значки, игрушки и т.д.
6. Средства пожарно-технической выставки:
Макеты зданий, машин;
Мозаика;
Чеканка;
Витражи;
Скульптуры;
Выставка образцов пожарной техники.
7. Средства художественной пропаганды:
Художественные книги;
Сборники стихов.
8. Творческие конкурсы:
Конкурсы на пожарную тематику.
9. Средства массовых мероприятий:
Творческие встречи;
Творческие вечера;
Опрос общественного мнения;
Дни пожарной безопасности;
Встречи пожарных с населением.
Средства массовой информации
Возрастающее значение средств массовой информации или, как их еще называют, средств массовой коммуникации не только как явления информационного характера, но и как фактора, оказывающего громадное воздействие на социально - культурные процессы в целом, на динамику и направ-ления их развития, на особые пути включения человека в систему социальных связей и взаимоотношений - важнейшая особенность общественной жизни.
Радиовещание
О важности радиовещания как мощного средства массовой коммуникации вряд ли нужно говорить - слишком очевидны его популярность, многоохватность и действенность. С каждым годом этот канал все шире используется и для противопожарной пропаганды. На радио наша тематика более или менее регулярно звучит в программе на волнах радиостанций «Маяк» и «Юность», в литературно-драматической и детской редакциях. Положительную оценку получили выступления руководителей пожарной охраны, определенные успехи достигнуты в целевом формировании программ, вошли в традицию концерты по заявкам работников пожарной охраны. В радиопередачах систематически освещаются вопросы, связанные с предотвращением пожаров на предприятиях и в жилых домах, с пожароопасными сезонами, рассказывается о сложной и героической работе пожарной охраны, о пожарном добровольчестве
ного уровня и в разной форме до тех или иных слоев населе-ния, с учетом эмоциональной насыщенности, в соответствии с теми или иными установками
Кинопропаганда
Кинематограф, являющийся массовым и действенным видом современного искусства, занимает особое и чрезвычайно важное место в системе идеологической, социальной и научно-технической пропаганды. Именно кино, как чуткий барометр общества, может в концентрированной форме выразить самые суще-ственные, бросающиеся в глаза и потаенные черты любой (в том числе и пожарной) проблемы, волнующей человека.
Производство и показ кинофильмов являются одним из важнейших участков противопожарной пропаганды.
Научно-техническая пропаганда
Немалую роль в создании положительной общественной атмосферы вокруг проблемы пожарной безопасности играет научно-техническая пропаганда, включающая издание специальной литературы, журналов, инструктивно-информационных материалов. Этот участок работы органически входит в общую систему противопожарной пропаганды и является одним из серьезных и важных звеньев профилактической работы.
Лекционная пропаганда
Устная противопожарная пропаганда и агитация в. форме лекций, докладов, бесед является традиционной, апробированной и действенной формой разъяснительной и воспитательной работы среди населения как в трудовых коллективах, так и по месту жительства. Эту работу, согласно существующему положению, должен проводить каждый работник госпожнадзора с использованием местных материалов, с учетом дифференци-рованного подхода к различным группам населения. К проведению лекционной пропаганды следует как можно активнее привлекать лекторов местных организаций общества, добровольных пожарных обществ, авторитетных специалистов отраслей народного хозяйства. При проведении лекций и бесед необходимо использовать примеры активной работы по предотвращению и тушению пожаров, спасению людей и материальных ценностей, приводя конкретные факты пожаров, вскрывая их причины и не умалчивая о последствиях.
Наглядно-изобразительная пропаганда
Наглядно-изобразительная противопожарная пропаганда осуществляется путем издания и распространения плакатов, листовок, открыток, буклетов, оборудования витрин, стендов, окон сатиры, электронных, электрических и газовых световых установок, выпуска фотосатирических и агитационных газет, а также с помощью выпуска игрушек, значков, па-мятных изделий, использования пожарной тематики на товарах ши-рокого потребления, на упаковке и т. п. Выходя на улицы городов и поселков, постоянно находясь на виду, наглядно-изобразительная пропаганда обладает широкими возможностями воздействия на людей в смысле их воспитания. Наглядно-изобразительные материалы можно (правда, несколь-ко условно) подразделить по виду на стационарные (световые га« зеты и рекламы, мозаичные и витражные панно, скульптура) и подвижные (печатная продукция, игрушки и т. п.), а по назначению - на инструктивные, агитационные и пропагандистские. Средства монументальной пропаганды, как бы соединяя в себе прошлое и настоящее, несут заряд большой эмоциональной силы и пропагандистского воздействия, служат воспитанию преемственности поколений, бережного отношения к героическому прошлому. В разных уголках нашей страны установлены памятники и сооружены мемориалы, олицетворяющие мужество и героизм пожарных и добровольцев. Во многих местах над памятниками шефствуют юношеские по-жарные дружины, возле них проводят торжественные мероприятия. Прикасаясь к подвигам старших, молодежь проходит школу высо-кого нравственного воспитания, закаляет
Пожарно-технические выставки
В 1892г. в Петербурге открылась первая пожарная выставка, организованная Российским добровольным пожарным обществом. К этому времени выставки имели уже давнюю историю; и в определенной мере сложившиеся традиции. Первые выставки были организованы в конце XVI свой характер.
Художественная пропаганда
Художественное творчество обла-дает способностью не только воплощать своими средствами харак-терное, примечательное в жизни, но и оказывать эмоциональное воз-действие. В противопожарной пропаганде художественное направле-ние с его ярко выраженной экспрессивно-эмоциональной насыщенно-стью стало развиваться. Значение этого направления трудно переоценить. Как уже отмечалось, пове-дение человека чаще всего формируется не только свежей информа-цией, но и всем запасом ранее накопленного опыта и знаний. В моз-гу существует определенный баланс между положительными и отри-цательными эмоциями, но для нормального состояния организма очень важно, чтобы положительные эмоции превалировали. С этой точки зрения искусство жизненно необходимо уже тем, что способно увеличивать количество положительных эмоций. Более того, искус-ство само по себе нередко служит средством создания положитель-ных эмоций.
В связи с этим можно привести такой исторический факт, что в свое время брандмайор Москвы при каждом крупном пожаре спе-циально посылал нарочного за писателем В. Гиляровским, слывшем в ту пору «королем репортажа», чтобы тот имел возможность дать быструю и объективную информацию в газеты. Это нелишне делать и сегодня. Совсем невредно лично познакомиться с картиной пожара, увидеть боевую работу пожарных, поговорить по свежим следам с пострадавшими и писателям, поэтам, художникам, композиторам. Можно с уверенностью сказать, что после этого и музыка будет ди-намичнее, и стихи достовернее, и картины ярче.
Творческие конкурсы
Проведение творческих конкурсов произведений различных жанров на противопожарную тематику - дело не такое уж новое и достаточно испытанное. Первый такой конкурс был организован еще в начале века Российским ДПО, которое и впослед-ствии не раз с успехом обращалось к этой форме работы.
Массовые мероприятия
Массовые мероприятия пожарной охра-ны - еще одна форма пропагандистской работы и, нужно заметить, форма интересная и важная. Они особенно полезны тем, что дают возможность непосредственно ощутить Общественную атмосферу, ак-тивно использовать различные средства прямого воздействия на аудиторию, провести своеобразный экспресс-анализ уровня общест-венного мнения. К массовым мероприятиям относятся «Дни пожар-ной безопасности», встречи пожарной охраны с населением на базе парков культуры и отдыха, встречи работников пожарной охраны с коллективами предприятий и организаций, творческие вечера мас-теров культуры в пожарных гарнизонах, тематические вечера для партийно-хозяйственного актива крупных промышленных объедине-ний и целых городских районов, пресс-конференции пожарной охра-ны, встречи молодежи с ветеранами, читательские конференции и т. д.
вок по отношению к пожарной проблеме. Это создает атмосферу общей успокоенности и нередко просто вредит делу пожарной безопасности в целом, так как при таком положении даже справедливые и обоснованные призывы и требования не встречают отклика в душе людей и остаются «гласом вопиющего в пустыне». Вряд ли стоило бы придавать этому серьезное значение, если бы не достаточно большие и, увы, вполне материальные потери от пожаров.
Об эффективности пропаганды
Эффективностью пропаганды считается не просто результат и не всякий результат, а лишь тот, который совпадает с намерением субъекта пропаганды, Свидетельствует о достижении целей, которые ставились перед пропагандистской информацией в процессе ее соз-дания и распространения. Проявляются же результаты пропаган-дистской деятельности в изменении сознания, образа мыслей, и по-ведения как более или менее крупных социальных групп, так и от-дельных людей. Следует отметить, что внешний стимул, а им в данной ситуации является пропагандистское воздействие в той или иной форме, автоматически еще не вызывает изменений в поведении человека, он может лишь активизировать определенную потребность, а уже она вызывает соответствующие по-ступки. Между стимулом и реакцией существует множество опосредствованных связей, сложных переходов, в результате чего, например, один и тот же стимул может порой вызывать у разных людей различные реакции. На этих промежуточных этапах важное место занимают установки и стереотипы, сложившиеся в сознании человека.
Понимание сущности эффективности пропаганды обязательно предполагает правильное толкование ее критериев или отличитель-ных признаков, по которым можно судить о результатах повыше-ния уровня знаний и воспитания людей. Отражая достижения про-паганды, ее критерии характеризуются многими количественными и качественными свойствами. Все критерии эффективности пропаган-ды по-своему важны. Ни один из них нельзя абсолютизировать, противопоставлять другому или недооценивать, так как и духовные, и практические результаты пропаганды неразрывно взаимосвязаны.
В настоящее время на основе многочисленных исследований соз-дан целый ряд критериев эффективности пропаганды. И хотя они имеют скорее эмпирическую, чем теоретическую основу, но могут с успехом использоваться и в практической деятельности. Эти кри-терии подразделяются на общие и специфические. Различие между ними довольно относительно и проводится, главным образом, для формализации методики их применения на практике.
К группе общих критериев относятся критерии знания, убежде-ния, действия. Критерий знания, являющийся, пожалуй, самым прос-тым, определяет степень (уровень) осведомленности, информиро-ванности людей о тех или иных факторов объективной действительно-сти. При этом подливное звание фактов оценивается по тому, насколько человек способен связывать единое с общим, т. е. пра-вильно толковать факты. Несмотря на внешнюю простоту, критерий знания имеет достаточно разветвленную структуру, куда входят, в частности, следующие аспекты: гносеологический (знание фактов, понятий, категорий и т. п.), содержательный (технические и эконо-мические знания, идеи, теории и пр), познание принципов (правди-вость, связь с жизнью, конкретно исторический подход и т. п.), си-стемность усвоенных знаний.
Критерий-убеждения считается исключительно сложным в силу того, что понятие убеждения включает в себя все богатство духов-ных сил, мыслей и чувств, разума и воли личности. Убеждения конт-ролируют все психологические явления, характеризующие направ-ленность сознания человека: влечения, желания, интересы, стремле-ния, установки ориентации. Они - органическое единство результатов рационального познания объективной реальности и эмоциональ-но оценочного отношения к ней. Критерий убеждения можно ха-рактеризовать по нескольким показателям: по содержанию (харак-тер, разнообразие и глубина приобретенных знаний, усвоенных идей); по личностной оценке полученных знаний и самих явлений, отраже-нием которых они являются; по степени уверенности в правильности восприятия идей, взглядов; по согласованности взглядов с реальным поведением человека; по его готовности к действиям, соответствую-щим полученным знаний.
Наконец, критерий действия - синтезирующий критерий эффек-тивности - определяет изменения в трудовой и общественной актив-ности, в характере поведения, в нравственности человека. При опре-делении эффективности противопожарной пропаганды этот крите-рий особенно важен, ибо именно действия и поведенческие нормы людей оказывают решающее влияние на уровень пожарной безопас-ности.
К группе специфических критериев эффективности относят кри-терии психологического, познавательного и поведенческого воздей-ствия. Критерий психологического воздействия оценивает изменение состояния и настроения объекта пропаганды (аудитории) в требуе-мом направлении, изменение установок (мотивов), развитие познава-тельного интереса. Критерий познавательного воздействия раскрыва-ется через переходы от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному, от меньшей степени общности к большей. Поведенческий критерий служит логическим продолжением двух предыдущих и определяется по соответствию поступков людей характеру полученных ими от пропаганды знаний.
Следует учесть, что каждый критерий подразделяется на показатели, отражающие те или иные стороны эффективности. Общая эф-фективность в этом случае предстает как сумма слагаемых того или; другого критерия, раскрывающих его содержание. И чем полнее членение каждого критерия на соответствующие показатели, тем больше возможностей для объективной оценки результатов пропаганды. В определенней мере выбору показателей для различных критериев может помочь то, что общую эффективность можно рассматривать как сумму отдельных эффектов (эффект - более широкое понятие, подразумевающее любой, всякий результат пропагандистской деятельности), которые могут подтверждать (или отрицать) общую эффективность. Различают несколько групп таких эффектов, в том числе:
Когнитивные эффекты
Приращение (размножение) знаний в осознанной и неосознаваемой формах.
Импульс к активному размышлению, т. е. определенная работа с полученной информацией: ее осмысление, постановка в связь с уже имеющимися знаниями.
Импульс к потреблению новой информации, приобретению новых знаний, т. е. возникновение, поддержание, усиление познавательного интереса.
Импульс к созданию новой информации (на различных уровнях общения).
Непосредственное использование полученной информации в процессе создания новой информации, т. е. включение ее в той или иной форме в создаваемый текст и т. п.
Ценностные эффекты
Возникновение (порождение) новой позиции, мнения, интереса, взгляда, отношения и т. п.
Укрепление имеющейся позиции, порождение убеждений, твердых мнений, устойчивых отношений и т. д.
8. Ослабление имеющейся позиции (установки) или ее полное замещение другой позицией, пересмотр точки зрения, изменение мнения, отношения и т. п.
9. Импульс к действиям, связанным
с выражением отношения
к тем или иным
позициям, поддержка, отрицание и т. п.
10. Широкие практические действия,
речевое, деятельностное по-
ведение,
находящееся в определенном содержательном
соотношении,
соответствие (несоответствие)
с выраженными в информации пози-циями.
Организационные эффекты
Импульс к практическим действиям, вызванный потреблением информации, но прямо не указываемым в содержании последней.
Практические действия в соответствии (или в противоречии) с рекомендациями, содержащимися в информации, например, мера учета распространения положительного опыта и т. п.
Использование информации для обеспечения результатов, имеющих внеинформационную природу, например, ссылки на содер-жание информации, как прецедент при достижении тех или иных целей.
Коммуникативные эффекты
Распространение, ретрансляция и обсуждение принимамой информации в процессе межличностного общения.
Непосредственная реакция на информацию в рамках обрат-ной связи с источником информации.
Приведенные данные о критериях эффективности и отдельных эффектах пропагандистского воздействия могут (и должны) лечь в основу единой методики определения общей эффективности противопожарной пропаганды. Первые шаги в направлении создания та-кой методики уже делаются, однако дело это весьма непростое и ожидать скорых результатов тут не приходится. Это вовсе не означает, что уже сейчас, пользуясь имеющимся материалом, нельзя про-водить примерную оценку эффективности нашей работы, используя при этом достаточно проверенные социологические методики и прие-мы, в том числе анкетирование, выборочные опросы, контент - анали-зы тематической направленности, отдельных форм пропаганды (на-пример, местной прессы, радио, лекций и т.д.), интервью с руково-дящими работниками и авторитетными личностями по оценке нашей пропаганды и т. п. Понятие общей эффективности пропагандистского воздействия отражает многообразие качества состояния сознания и поступков человека (или групп людей), складывающегося под" влиянием про-паганды в различных ее формах. В связи с этим об эффективности пропаганды можно говорить только в смысле изменения в образе мыслей и чувств, характере социальных действий и поведения людей.
Однако следует учитывать, что все изменения, реально обнаружи-ваемые в сферах массового сознания и массового поведения, практически всегда отличаются сложным, «многослойным» строением, представляют собой самые разнообразные сочетания «простых» эффектов.
Изучение и постоянный анализ отдельных эффектов, их оценка с помощью общих и специфических критериев и определение на этой основе общей эффективности отдельных форм и методов, а также всей противопожарной пропаганды в целом являются совершенно необходимыми. Они позволят гибко реагировать на проявляющиеся в процессе работы неучтенные моменты, а также на изменение об-щественного мнения (негативное или позитивное), дадут возмож-ность реально оценить действенность, качество и направленность тех или иных пропагандистских мероприятий и сосредоточить свои усилия на более слабых участках. Временные интервалы определения эффек-тивности в целом не должны превышать года, а по отдельным фор-мам они могут быть и меньше (в зависимости от активности).
Перспективы развития противопожарной пропаганды
Одним из этих яв-лений остается проблема пожаров на земле - проблема экономичес-кая и экологическая, социальная и гуманитарная. Анализ и расчеты показывают, что решение этой проблемы чисто техническими сред-ствами нереально в первую очередь по экономическим соображени-ям, и поэтому, несмотря на то, что техника подавления и предотвра-щения пожаров будет постоянно совершенствоваться, важнейшую роль в резком сокращении пожаров будет иг-рать противопожарная пропаганда.
Ныне противопожарная пропаганда в нашей стране имеет уже солидный опыт и целый ряд достижений, позволяющих с уверенно-стью прогнозировать в обозримом будущем качественный скачок в ее воздействии на широкие слои населения. Дополненное продуман-ной системой воспитания подрастающего поколения такое воздейст-вие заложит основы формирования у каждого человека необходимого чувства пожарной опасности и моральных установок по осторожному обращению с огнем.
В своей практической деятельности противопожарная пропаган-да будет продолжать совершенствование традиционных форм с ис-пользованием всех возможных средств и каналов, вести постоянный поиск новых форм, оттачивать организационные структуры и профессиональное мастерство, расширять и укреплять связи с творче-ской общественностью.
Важнейшим условием совершенствования противопожарной про-паганды на ближайшие годы должна стать разработка критериев и методики анализа как отдельных видов и форм пропаганды, так и ее цельного потока с выходом на конечный эффект сокращения ко-личества пожаров и жертв от них. Задача эта архитрудная, но и ар-хиважная, ибо только ее решение позволит гибко использовать раз-личные формы противопожарной пропаганды и чутко реагировать на те или иные изменения в общественном сознании и поведении.
В перспективе противопожарная пропаганда должна стать опе-режающим фактором конкретной пожарной опасности, воспитывая предосторожность к ней еще до ее реального появления. Это объяс-няется тем, что научно-технический прогресс будет постоянно рож-дать все новые виды пожарной опасности, и задача противопожарной пропаганды уметь предусмотреть это в своей деятельности.
Заключение
Совершенствуя противопожарную пропаганду, улучшая обучение населения основам пожарных знаний, мы тем самым приводим в действие важнейший резерв сокращения числа пожаров в нашей стране и причиняемого ими ущерба. Эта постоянная, кропотливая и напряженная работа окупается сторицей.
Основополагающей задачей на ближайшее время являются коренное изменение подхода к противопожарной пропаганде, пересмотр приоритетов в сторону перевода этого вида деятельности пожарной охраны в один из решающих. Деятельность пропагандистских служб пожарной охраны должна строиться в тесном контакте со средствами массовой информации, со службами пропаганды и информации отраслей народного хозяйства при активном и широком привлечении творческих работников различных направлений.
Основной упор должен быть сделан на повышение качественного уровня пропагандистских материалов, может быть за счет некоторого снижения количественных показателей. Актуальной задачей остается достижение качественного скачка в этой сфере деятельности, который обеспечит возможность формирования общественного мнения в нужном нам направлении.
В организационном плане пожарно-технические выставки, пресс-группы, отделения (группы) пропаганды в аппаратах пожарной охраны и оргмассовые отделы советов ДПО должны уложиться в стройную систему, обеспечивающую проникание противопожарной пропаганды на все общественно-социальные уровни населения с учетом потребности каждого уровня и каждой возрастной группы.
Литература
Основы паблик рилейшенз
Реферат >> МаркетингУстойчивостью.Индивидуальные ориентации, лежащие в основе установки, обусловливаются и формируются у каждого... нежели техников "по противопожарной безопасности". Нередки случаи, ... тенденциозной, сугубо политической пропаганды и агитации.Согласно положениям...
Основы проектирования асфальтной дороги. Теоретические и практические постулаты
Шпаргалка >> СтроительствоПервоочередные мероприятия: 1. профилактическая работа 2. пропаганда 3. воздействие правонарушителя 4. лицензирование в сфере... организации любой формы собственности. 2. Основы предпринимательства и классификация субъектов предпринимательской деятельности...
Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую. - М.: Политиздат, 2005.
Богат Е. М. Чувства и вещи. - М.: Политиздат, 2005.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М.: Сов. Россия, 2006.
Винер Н. Кибернетика и общество. Пер. с англ. М.: Ин. лит., 1998.
Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. Пер, с франц.- М.: Стройиздат, 2002.
Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. - М.: изд-во МГУ, 2006.
Здоровега В. И. Слово тоже есть дело. - М.: Мысль, 1999.
Зись А. Я. Виды искусства. - М.: Знание, 1999.
Касымов Б. Э. Организация управления пожарной охраной. -» М.: Стройиздат, 2002.
Кашлев Ю. Б. Массовая информация и международные отноше-ния.- М.: изд-во «Межд. отношения», 2001.
Котарбинский Тадеуш. Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. - М.: Экономика, 2005.
Маршак М. И. Клубный сценарий. - М.: Профиздат, 2005.
Массовая информация в советском промышленном городе./Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. - М.: Политиздат, 2000.
Роль средств массовой информации и пропаганды в нравствен-ном воспитании. - М.: Мысль, 1999.
Савельев П. С. и др. Организация пожарно-профилактической работы. - М., Стройиздат, 1996.
Средства массовой информации и общество.- Курьер ЮНЕСКО, 1997.
Тишунин В. Н. Воспитание словом. - Л.: Лениздат, 1999.
Угенова В. В. Творческие горизонты журналистики. - М.: Мысль, 1996.
Основы пожарной профилактики. Причины возникновения пожараРеферат >> Безопасность жизнедеятельности
Строится на плановой основе . Разрабатываются перспективные (на... безопасности; обеспечить подразделения объекта средствами противопожарной пропаганды (плакатами, стендами, макетами, панно... , склада и т. д.) на основе Типовых правил пожарной безопасности для...