Оформление литературного вечера. Литературная гостиная, или творческий полет

18.02.2020

Сценарий литературного вечера

«Значит, родственны мы по душе»,

посвящённого презентации поэтического сборника «Родники»

Цель:

Литература :

Дрыжакова Е. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся ст. кл. - М.: Просвещение, 1978. - 203 с.

Угличские поэты (брошюры).

Оборудование:

портреты поэтов

свеча

грамота, жетоны, призы

приглашения

биографии поэтов сборника «Родники».

План мероприятия:

Орг. момент

Вступит. слово ведущего

Слово о гостях

Слово о поэтах сборника

Беседа с гостями вечера (чаепитие) + Викторина «Лучший знаток поэзии»

Подведение итогов мероприятия.

Сценарий:

Ведущая:

***(Поэзии не время быть свечой…)
…Поэзия не факел, а свеча…
(Забыла, чьи слова, но вроде бы Городецкий)

Поэзии не время быть свечой,
Едва мерцающей, совсем не время.
Ну, разве что, когда за упокой…
Оплакивая молодое племя…

Которому б учиться да расти,
Вкушая этот дивный мир на пробу,
А не бросок землицы из горстИ
Родительской, в слезах, на крышку гроба.

Поэзия не огоньком свечи,
Должна быть ныне, зла ветрам покорным,
А путеводным маяком в ночи,
Сжигающим сталеплавильным горном.
Драудэ.А

Ведущая: Добрый вечер, друзья! У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого - с путеводным маяком - не важно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш вечер посвящён презентации поэтического сборника «Родники», авторы которого учащиеся в(с)ош. Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя. Но порой хватает и такого, чтобы осветить души близких, друзей, знакомых, да просто незнакомых людей, оказавшихся рядом с вами в определённое отрезок времени. Поэзия - это стремление делиться своим светом с окружающими. Очень точно подметил этот факт поэт-ярославец К.Васильев:

«Поэзия, бушующая только в душе поэта, ещё не поэзия - так как о ней никто не ведает. Она «сама в себе». То же, что и - ничто. Она - вне действия. Вне жизни. Поэт, таящий про себя свои стихи - лишает свою жизнь смысла. Потребность предавать свои стихи гласности - непременная потребность поэта. Ибо лишь это придаёт смысл его занятиям и - шире - его жизни».

Эти слова станут эпиграфом нашего вечера.

Поэзия давняя, любимая страсть человечества. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов. Поэты бывают в большей или меньшей степени наделены талантом, иногда среди них являются гении, подобные Пушкину. Но мировая поэзия бережно хранит имена и тех, кто вовремя нашёл и сказал людям нужные слова - иногда бодрые и добрые, а иногда горькие и иронические, и сказал так, что ему захотели поверить, ибо поэты - всегда живые свидетели времени. Выбор поэта-собеседника всегда останется за читателем, в отсутствие которого исчезает и сам поэт.

В нашем зале нет людей равнодушных, каждый пришёл сюда по велению своей души и сердца. Кто-то из вас сам пишет стихи, кто-то является их благодарным слушателем. Я хочу представить гостей нашего праздника:

Очкина Л.М., Зяблова Н.А., Чистякова Л.П., Будников А., т.д.

Позвольте представить ещё одного полноправного участника нашего вечера - поэтический сборник «Родники». Его авторы - выпускники и сегодняшние учащиеся нашей школы. Выбор названия также не случаен. Родники - это источники с чистой водой, бьющие свои струи из родной земли; стихи юных поэтов поражают искренностью, добротой, любовью к нашему краю, его природе, миру. Главная черта стихотворений не отточенность мастерства, а чистота и открытость их душ. А откровенный разговор с восторженной юностью никого не сможет оставить равнодушным.

Расторгуева Елена.

Рано повзрослевшая Елена всегда поражала глубиной и богатством внутреннего мира, обострённым чувством настоящего. Её поэзия - это не обычный девичий лирический дневник, а зрелые, осмысленные, прочувствованные вещи. Их основная тема - любовь-страсть, не знающая меры и границ; чувство, окрашенное почти всегда в трагические тона. Как у Тютчева - «любовь как поединок роковой…».

Белкина Ирина.

Весёлая, добрая, отзывчивая … Ирина живёт в атмосфере постоянного праздника и бескорыстно делится своей радостью с окружающими. Эта лёгкость, в какой-то мере, беззаботность присуща и её лирике. Её стихи просты и откровенны. Ирина всегда говорит о самой себе. Но! Когда, например, она восхищается красотой нашей столицы, это восхищение передаётся и нам, читателям. А откровенно говорить о том, что любишь, поистине смелый поступок не только для поэта, но и для любого человека

Топорищева Любовь.

Любовь! Её имя - ответ на все вопросы. Искренность в чувствах, зачастую непростых, неизменна. Не случаен и образ летящей птицы … Любовь, рвущаяся наружу; ведь в плену это чувство умирает. Простота слов! Но лишь лесть и неправда всегда многословны, потому и мертвы их речи.

Мягкова Юлия.

Юлия - удивительная девушка с «лучистыми» глазами толстовской княжны, в которых цветёт русское разнотравье. В них доброта соседствует с нежностью, милосердие с мужеством. Так и её стихи - это отражение её глаз. С одинаковым усердием и вниманием она пишет о русской природе, о любви, жизни. Живое участие и откровенность во всём - её жизненное и творческое кредо.

Тушнова Анна.

Только с первого взгляда Анна скромная и хрупкая, потому как она девушка волевая, с характером. Боец по натуре, она преображается в поэзии. Каждое её стихотворение - эмоциональный диалог с читателем. Чаще это желание погрустить осенью, наблюдая умирающую природу, или прокатиться зимой на быстрой тройке. Но всегда, даже в самых мажорных стихотворениях, чувствуется лёгкая грусть.

Галактионов Артём.

Роман - спокойный и выдержанный, ответственный, но немного застенчивый молодой человек. Он из тех, на кого всегда можно положиться. Так и его стихи открыты и просты.

Гагиева Мария.

Мария, гордая и независимая девушка, не подчиняющаяся ни одному закону и правилу. Она страстна во всём: и в жизни, и в поэзии, и потому ненавидит полутона и получувства, во всём доходя до самой сути. И, несмотря на столь юный возраст, её лирике присуща особая «взрослость», серьёзность мысли и чувства.

Сборник состоит из трёх разделов: «О природе», «О любви», «О жизни». В жизни каждого человека - это самые важные и дорогие темы.

Особую роль при создании сборника сыграла Сироткина Любовь Ивановна, директор нашей школы, мудрая женщина, интересный собеседник. Поэтому начинается сборник со стихотворения-эпиграфа И.Белкиной, посвящённого Любовь Ивановне. В настоящее время Ирина проживает в другом городе.

Чтец: ***

Я в этой школе уже три года,

И мне так нравится она.

У нас директор очень строгий,

Но помогает всем она.

Бывает, покричит немного,

Без трудностей ведь жизни нет.

Бывает, и похвалит тоже,

Пусть счастья будет больше бед.

Спасибо, Вам за пониманье,

Терпенье, честность, доброту!

И никогда не забывайте

Ирину Белкину свою!

2004 г.

Ведущая: Каждый поэт - это целая эпоха, целый мир. Кого-то привлекают картины природы; кто-то передаёт в своих строках бурю страстей, чувств;

кто-то откровенничает с читателем, кто-то философствует; кто-то говорит о дружбе, любви; а кто-то обо всём этом вместе. Безусловно, лирические описания родной угличской природы никого не смогут оставить равнодушными. А рассказ о поздней осени Анны Тушновой ещё и на редкость точен. Она сравнивает холодный дождь с плачущим небом. А, впрочем, слово поэту …

А.Тушнова:

***

Все деревья стали золотыми:

Ведь пришла осенняя пора.

Грустно на душе немного стало,

Кажется, не кончится она.

Утром встанешь, и холодный дождик

Бьёт по крышам, будто бы назло,

Кажется, что это слёзы неба,

Потому что умерло оно.

Солнышко его уже не греет

И уже неярко так блестит.

Небо всё окутано вуалью,

Кажется, что небо, небо спит.

15.10.2004.

Ведущая: Любовь земная… Любовь человеческая… Вечная, бессмертная тема. Каждый из поэтов по-своему неповторимо пытался выразить, передать это чувство. Саади и Омар Хаям, Данте и Петрарка, Байрон и Гёте. А наш великий Пушкин! Другие великие поэты России: Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Блок …. Каждый в этой теме новатор, ибо пишет и говорит, о чём болит его сердце, его душа. Наш век наложил свой отпечаток на сферу личных, семейных отношений, огрубил, растоптал интимный мир человека, породил цинично-торгашеский взгляд на святая святых - любовь, женскую красоту, материнство. Тем радостней встреча с произведениями, каждое из которых неповторимо, в каждом из которых - тончайшие прекрасные порывы человеческой души, её любовь и верность. Интересно наблюдать за перипетиями юной души, описывающей опыт первой любви, первых разлук и измен. Стихотворения Е.Расторгуевой не по-детски серьёзны и до боли чувственны.

Расторгуева:

Две свечи.

Две свечи, как две жизни, пылают,

Разжигая в душах огонь,

Две свечи, как два грешника,

молча страдают,

Ты кладёшь мою руку себе на ладонь.

Ты пленил меня пламенем ярким,

Я ответное пламя зажгла,

От любви нашей было так тепло,

Что расплавились свечи, и любовь ушла.

Мы теперь с тобою, словно чужие,

Мы теперь ни друзья, ни враги,

Да и мысли теперь уж иные,

Им не хочется больше любви.

Моё сердце теперь, словно льдинка,

словно вечная глыбина льда,

не роняю теперь я слезинки,

и сильней я сейчас, чем тогда.

2003

Ведущая: Жизнь - сложная штука. Огромное количество народных пословиц доказывает это. «Жизнь прожить - не поле перейти». Рассказать другим о том, что волнует тебя, с чем не может мириться твоё сердце - уже подвиг. Слёзы уважения вызывает стихотворение Ю.Мягковой «Девятое мая».

Мягкова:

***

Давай постоим у святого огня,

Преклоним колени к граниту.

Мы вспомним о павших и о живых,

О судьбах, войною разбитых.

Смотри, подошёл седовласый солдат,

Положил цветы к балюстраде.

Смотри, как на солнце медали горят,

И выправка, как на параде.

Они были точно такие, как мы:

Любили, работали, жили,

Шутили, смеялись, ходили в кино,

Рожали детей и растили.

Но трауром страшное слово «Война»

Вмешалось в их судьбы и жизни.

Они защищали родные дома,

Страну и народ от фашизма.

Смотри, сколько их пред тобою в строю,

Не счесть километры фамилий,

Погибших в неравном смертельном бою,

Чтоб мы с вами счастливы были.

2005.

Ведущая: Зажигаем свечу на нашем именинном пироге. Свеча одна, на презентации второго сборника зажжём их уже две.

Слово гостям.

Ведущая: Где, когда и при каких обстоятельствах научились люди слагать стихи? Ответить на этот вопрос невозможно, ибо учились этому всегда и везде.

Не случайно выбрано и название нашего вечера «Значит, родственны мы по душе!». На всех объединило пламя этой свечи.. . Пусть её огонь освещает вашу душу и спасает от мрака равнодушия и пошлости. А родные люди должны помогать друг другу. Поделитесь искоркой тепла, и она вернётся к вам сторицей. До новых встреч.

Беседа.

25 Мар

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в Интернете, на автобусной остановке. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели. И 23 марта в нашей школе прошел экологический литературный вечер: «И живет Земля в надежде…».

Цель мероприятия заключалась в том, чтобы продолжить работу по формированию у учащихся представлений о взаимосвязи человека и природы, воспитать любовь и бережное отношение к природе через литературные произведения.

Руководителем экологического литературного вечера – Сафроновой Ириной Станиславовной, учителем – Марининой Ниной Васильевной, библиотекарем – Кульковой Натальей Николаевной и многими участниками и конкурсантами вечера была проведена трудоемкая работа, которая не оставила равнодушным никого из присутствующих. Звучали выученные отрывки прозы, стихотворения, представлены авторские работы художников – оформителей экологической сказки «Жила-была речка», автором которой является ученица 7 «Б» класса – Яшева Екатерина. Учащиеся 5-х классов подготовили театрализацию этой сказки, учащиеся 8-11 классов оформили столики для литературного салона на экологическую тему, 9-10 классы подготовили поэтические образы МУЗ (Осень, Весна, Зима, Лето).

На вечер была приглашена Кудряшова Наталия Александровна – сотрудник библиотеки п. Дубрава, она представила ребятам книги, в которых также затронуты экологические проблемы.

Жюри: Директор школы – Шевченко Ольга Дмитриевна;

Заместитель директора по УВР – Димитрюк Людмила Николаевна

Заместитель председателя Калужской областной организации профессиональных литераторов, писатель, краевед – Гущина Наталья Викторовна

Учитель английского языка – Захарова Екатерина Александровна

Совет старшеклассников школы – Кленин Андрей

По итогам вечера были выявлены победители:

В номинации «Идеи оформления столиков для литературного салона»

1 место – Семенова Дарья (11 «А») на тему: «Природа – это мощь и сила»

2 место – Барабанова Анна (9 «А») на тему: «Природа – это целительная сила»

3 место – Мастерихина Анастасия (10 «А») на тему: «Природа – это хрупкая красота»

Дикарева Ирина (8 «Б») на тему: «Природа – это вдохновение»

В номинации «Поэтические образы МУЗ»:

1 место – Цоголова Валерия (10 «А») – Лето – «Просто колдовство» (по Ф.И. Тютчеву)

2 место – Романович Александра (9 «А») – Весна – «Странница» (по С.А. Есенину)

3 место – Боровкова Елизавета (10 «А») – Осень – «Унылая пора! Очей очарованье!» (по А.С. Пушкину)

Фролова Екатерина (9 «А») – Зима – «Волшебница» (по А.С. Пушкину)

В номинации «Художественное чтение»:

1 место – Мастерихина Анастасия, 10 «А» – отрывок из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

2 место – Игнатьева Дарья, 11 «А» – отрывок из повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»

3 место – Левин Александр, 5 «А» – стихотворение М. Алдонина «Прогулка»

В номинации «Работа художников-оформителей экологической сказки «Жила-была речка» Е.Яшевой:

1 место – Романова Маргарита, 9 «А»

2 место – Амелин Глеб, 9 «А»

3 место – Митрофанова Анна, 7 «А»

В номинации «Создание литературного плаката «Экология жизни»:

1 место – Пышечкина Ольга, 7 «Б»

2 место – Чувилова Виктория, 7 «Б»

3 место – Моисеева Екатерина, 7 «А»

В номинации «Театрализация экологической сказки-были «Жила-была речка» благодарственными письмами отмечены: Зубкова Ольга (5 «А»), Кузнецова Мария (5 «А»), Симонова Светлана (5 «А»), Макарова Анастасия (5 «Б»), Лобова Карина (5 «Б»).

Спасибо всем участникам и гостям экологического литературного вечера!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же- живая!

Дата добавления: 2012-06-12

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Мы (я и мои ученики) попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. При изучении курса классической литературы XVIII – XIX веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений. Подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, и мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, наша литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник, и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.

Литературная гостиная - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия - область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная - это форма постижения эстетики. Причем и сама форма должна быть эстетичной. "В красоте нужно жить, чтобы узнать ее", - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой "на самый высший лад" - лирический. Как мы это делаем?

Важно, что эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен...

Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения.

Не отделим от эстетического компонента нравственный. Весь "литературный материал", который дети "пропускают через себя", нравственно-ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.

Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Главный нерв нашей работы, ее стержень - общение с поэтическим словом.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:

  • Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
  • Осмысление "генеральной идеи" поэтического спектакля.
  • Выстраивание композиции и подготовка сценария.
  • Подготовка музыкального оформления.
  • Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
  • Анализ лирических стихотворений.
  • Работа над выразительностью чтения.
  • Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
  • Подбор декораций и костюмов.
  • Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).
  • Момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение "буриме", сочинение "общего" стихотворения, где строчка за строчкой, рифма за рифмой все участники пытаются выразить свои чувства с помощью поэтической миниатюры, муэыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках.
  • Рефлексия. Традиционное заключение, когда с зажженной свечой по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.

Не берусь судить строго своих воспитанников, но чтобы "вжиться" в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики можно выделить следующие:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как человекоформирующий фактор.

Литературная гостиная - это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная - любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, можем дать достойный, практический ответ на этот вопрос, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий, сделав доброй традицией проведение в школе литературных гостиных.

Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы. Свою задачу, как учителя словесности, я вижу не только в том, чтобы научить грамотно писать, читать, не только в том, чтобы вести своих учеников по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие родного языка, его богатство, его поэзию. Я убеждена, что именно это формирует душу, чуткость к доброте и красоте.

Мои дети с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, пробуя своё перо в написании стихотворений, сказок, сочинений, занимая призовые места в районе и области. За годы работы с детьми у меня, как у учителя, накопилось немало поэтических «откровений» детей. Вот и появилась мысль о выпуске альбома со стихотворениями учащихся. Название пришло само собой: «Творческий полет». В настоящее время выпущено три сборника со стихами авторов разных лет. Это своеобразные литературные альманахи. О степени духовного и общеобразовательного роста моих учащихся говорит целый ряд фактов. Многие ребята имеют отличные и хорошие оценки, выросла речевая культура детей, они могут радовать нас, преподавателей словесности, самобытными наблюдениями и находками как на внеклассных занятиях, так и на уроках. Темы, связанные с поэзией, стали детям ближе и интереснее, когда они проводятся через такую форму работы, как литературные гостиные. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивает ребят на восприятие поэтических строчек, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие от встречи с Прекрасным останется на всю жизнь.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Тульский педагогический колледж»

(ГОУ СПО ТО ТПК)

К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТОВ ПРОВЕДЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЧЕРОВ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Тимофеева В.В.

Тула 2014 год


1. Пояснительная записка.

2. Введение.

3. Методические рекомендации по составлению конспекта проведения литературных вечеров развлечения.

4. Примеры конспектов литературных вечеров развлечения различной тематики.

5. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литературный вечер развлечений – одна из форм воспитательной и образовательной работы в детском саду. Значение данной формы работы невозможно переоценить. Литературные вечера развлечений заставляют детей по-новому взглянуть натекст художественного произведения, осмыслить его содержание, начать сопереживать героям.

Вечера развлечений проводятся в детском саду регулярно. Частота проведения зависит от возраста детей. В младших группах, когда дети в меньшей степени знакомы с литературнымтворчеством, такие вечера проводятся реже, но чем старше становятся дети, чем глубже их знакомство с литературой, тем регулярней становятся данные мероприятия.

Однако, данный вид работы с детьми требует особенно тщательной подготовки. Дети должны не только продемонстрировать свое знакомство с литературой, но и получить удовольствие от события, испытать эмоциональный подъем а в перспективе, желание более глубоко познакомиться с произведениями русской и зарубежной литературы, а также с произведениями устного народного творчества.

Данная работа написана с целью помочь студентам в составлении конспекта литературного вечера развлечений. В ней говорится о последовательности работы над этим мероприятием, об определении степени важности каждого моментаи о том, что представляет собой сценарий данного мероприятия. Мы надеемся, что эта работа поможет студентам более успешно справляться с написанием сценария и с проведение литературного вечера развлечений.

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с ху­дожественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и пони­мать художественный текст, т. е. всего того, что составляет осно­вание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантли­вого читателя,литературно образованного человека.

Исследования наших ученых помогают определить основ­ные черты такого читателя. Это человек, который любит кни­гу, постоянно общается с ней. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс дли­тельный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого про­цесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями лите­ратурного образования и во многом определяет их.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отноше­ниях уникальным литературным багажом. В дошкольном воз­расте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров — от колыбельных песен, поте­шек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и бы­лин, с русской и зарубежной классикой — с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Перро, бра­тьев Гримм, X . К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Милна, А. Линдгрен и многих других.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фунда­мент не только для литературного образования, но и личностно-эмоциональной сферы воспитываемой индивидуальности. Знакомство с книгой в раннем дет­стве является важнейшим моментом в последующем закрепле­нии навыков чтения.

Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в ли­тературном развитии будущего «большого, талантливого» чи­тателя.

Что же следует воспитывать и формировать у детей на этом этапе их развития? Для ответа на данный вопрос необходимо увидеть перспективу, которая ожидает ребенка в дальнейшем. Уже беглый обзор ступеней литературного образования в школе дает возможность увидеть место и назначение детского сада в данной системе. Каковы же специфические цели и задачи литературного образования ребенка в детском саду? Это прежде всего подготовка его к последующим ступеням. Не к обучению в первом классе школы (к чему очень часто сводят задачи подготовки ребенка к школе), а к долгому пути литературного образования, в том числе и практическая подготовка к освоению теоретических литературоведческих знаний в старших классах.

Следует иметь в виду, что в современной дидактике содержание обучения определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвя­занные стороны.

Первая из них — это тот учебный материал, кото­рый должен освоить ребенок. В данном случае таким материалом яв­ляется детская художественная литература.

Вторая сторона содержания литературного образования и воспитания дошкольника — формирование умения восприни­мать и понимать произведения литературы. Из чего складыва­ется это умение? Прежде всего это умение представить, вооб­разить словесные картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимо­отношения. Воссоздающее воображение помогает читателю сделать чув­ственно ощутимыми (видимыми, слышимыми) выраженные сло­вом литературные образы.

Другим важнейшим компонентом процесса восприятия лите­ратурного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяс­нить причины тех или иных событий.

Наконец, важным моментом деятельности восприятия явля­ется эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Спе­цифика такого познания заключается в том, что ребенок-чита­тель внутренне активно содействует героям и переживает с ни­ми все происходящие события. Он как бы проживает жизнь героев, относится к ним личностно — любит одних, презирает и ненавидит других. Ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

Литературное произведение захватывает личность ребенка це­ликом, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

Одной из популярнейших форм литературных занятий являются литературные вечера развлечений. Активно включаясь в инсценировки, литературные игры, утренники и развлечения, дети нередко заново открывают для себя литературные произведения, более глубоко осваивают литературный текст, начинают полнее и глубже понимать характеры литературных персонажей, сильнее сочувствовать и сопереживать героям. Формы литературных вечеров развлечений бесконечно разнообразны. Это инсценирование любимых детьми книг, игры – драматизации, творческие ролевые игры на литературные темы, просмотр кукольного и теневого театра, диафильмов, литературные утренники, разнообразные викторины, КВН и многое другое. Именно такой широкий спектр форм делает необходимым особенно тщательную подготовку к данному мероприятию, ибо только продуманные и последовательные действия при подготовке вечера развлечений могут привести к тому, что цель мероприятия будет достигнута и дети не только углубят и систематизируют свои знания о том или ином литературном произведении, но и получат истинную радость от новой встречи с книгой и ее героями.

Участие ребенка в художест­венной деятельности часто становится толчком к возникнове­нию у него интереса и любви к книге. Ведь любая инсцени­ровка, любой литературный утренник — плод длительного зна­комства с книгой: чтения и разучивания произведения, обыгрывания сюжета, инсценирования ролей, рисования пригла­сительных билетов, изготовления декораций, оформления зала и многого другого. Главное при этом — вовлечение всех детей в активную подготовку к будущему спектаклю.

Особое место в творческом воспитании и развитии детей за­нимают литературные праздники. Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впе­чатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они — резуль­тат работы воспитателя,ее итог,«венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник — утренник или вечер развлечений?

Для того, чтобы мероприятие прошло успешно, следует при написании конспекта придерживаться определенной последовательности действии. В первую очередь необходимо определить цель проведения мероприятия.

Воспитатель должен мысленно спрашивать себя: «Что я хочу по­лучить в результате воздействия на де­тей через раскрытие данной темы?» Цель занятия должна отражать обучающую, воспитательную и развивающую задачи. Чем конкретнее педагог сформули­рует цель и задачи занятия, тем определеннее бу­дут его представления о желаемых результатах. Только после этого стоит приступать к отбору содержания, методов, средств. Непрофессионально поступают те воспитатели, которые первосте­пенное значение придают теме, содержанию, а к формулировке цели подходят формально или совсем ее опускают. В этом слу­чае страдают целенаправленность и систематичность работы.

Во-первых , литературный вечер развлечений базируется на материале, с которым дети уже знакомы. Данное мероприятие не ставит своей целью дать детям новую информацию, познакомить их с каким-либо новым материалом. Для того, чтобы дети действительно развлекались и получали удовольствие от происходящего, они должны чувствовать себя спокойно и уверенно и не испытывать информационной перегрузки.

Во-вторых , вечер развлечений строится на материале, четко соответствующем возрасту детей. Чем младше дети, с которыми мы проводим вечер, тем меньший объем материала задействован при подготовке и тем проще формулируется тема. Не стоит искусственно увеличивать количество произведений, используемых в мероприятии, так как этоповедет к повышению уровня тревожности у детей, которые будут бояться запутаться в слишком большом объеме даже известного им материала, перепутать разные произведения и не справиться с заданием.

В-третьих , необходимо очень точно определить тему праздника, его конкретную цель. Иногда воспитатели организуют вечера под названием «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Од­нако несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия и получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей до­школьноговозраста.Тема,сформулированнаякак«Праздник

книги», слишком широка. На таком празднике говорится, иг­рается, поется обо всем: о народных сказках и сказках Пуш­кина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот ка­лейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушает детей, не дает возможности сосредоточиться на содержании про­изведений,насладиться их восприятием и исполнением. Именно поэтому необходимо сузить тему и отобрать материал в четком соответствии с ней. Для младших дошкольников мы можем провести вечер по одному произведению (например, по сказке «Колобок»), по произведениям одного писателя (например, по сказкам А.С.Пушкина или К.И.Чуковского). Для детей более старшего возраста мы можем применить другой принцип отбораматериала (например, по жанровым особенностям: «Русские народные сказки» или по тематике произведения: «Рассказы о животных». Для старших дошкольников мы можем еще более усложнить задачу и использовать абсолютно иной принцип отбора материала. Можно, например взять тему «Необыкновенные путешествия» и использовать книги, ничем, кроме темы путешествия, между собой не связанные. (Например, Айболит в Африку, Вини-Пух за медом, Элли в Изумрудный город, Незнайка на Луну, Колобок в лес и т.д. В качестве критерия отбора материала могут быть использованы удивительные превращения, волшебные слова волшебники и волшебницы и многое другое). Важно помнить, что как бы ни была с формулирована тема, весь материал должен быть хорошо известен детям и освоен ими.

После отбора материала необходимоопределиться с формой проведения вечера развлечений. Предпочтение может отдаваться конкурсным формам проведения мероприятия. В этом случае форму проведения занятия объединяют с названием, на­пример: «Викторина по произведениям о животных», «Конкурс на знание произведений К.И.Чуковского» и т.д. Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т. п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литера­турных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, раз­нообразие внешней деятельности могут увести внимание от само­го главного в литературном утреннике — от встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Для проведения литературного утренника необходимо разработать сценарий — основу праздника, его план. Сценарий пишется в форме прямой речи; он определяет по­следовательность сменяющихся действий (чтение, игры, пред­ставления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха утренника — правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском утреннике — не конферансье, объявляющий те или иные но­мера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общать­ся, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на утреннике выступают в каком-то образе. На утреннике, посвященном уст­ному народному творчеству, это могут быть сказочник и ска­зочные персонажи, на утреннике, посвященном творчеству С. Я. Маршака, — почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К. И. Чуковского — доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный кон­такт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставля­ют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению»с литературным произведением.

При разработке сценария литературного утренника не­обходимо помнить, что он должен быть построен на максималь­ной творческой активности всех детей — участников утренника. Ведущий — безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они — главные действующие лица любого утренника.

Утренник может предусматривать различные сюрприз­ные моменты, например исполнение желаний детей (по програм­ме) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением лю­бимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т. п. Главное, чтобы литера­турный утренник ни в коем случае не напоминал речевое за­нятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естест­венностью, непринужденностью в поведении каждого из участ­ников — вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском утреннике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, — значит оставить им долгую память о встрече с книгой.

После завершения предварительной подготовки можно приступать к написанию конспекта вечера развлечений.

Структура конспекта:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Предварительная подготовка.

4. Оборудование.

5. Расположение детей.

6. Форма проведения.

7. Ход занятия.

Каждый их элементов конспекта является важным и структурно необходимым.

Предварительная подготовка включает в себя чтение литературных произведений, беседы по тексту, разучивание наизусть, инсценирование ролей, рисование и лепка на основе прочитанных произведений, изготовление декораций, оформление зала и многое другое.

К оборудованию занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литера­тура, иллюстративный материал, выставка книг и пр. Следует указывать не только название литературного источника, но и его автора.

Расположение детей должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, а, кроме того, они не должны сидеть так же, как на занятиях. Само расположение детей должно подчеркивать игровой, развлекательный характер проводимого мероприятия.

Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Вечер развлечений может продолжаться от 15-20 мин для младших дошкольников до 45 минут для детей 6-7 лет. Традиционно вечер развлечений состоит из четырех основных моментов. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить детей на новый деятельности, вызвать интерес к нему и положительные эмоции у детей. Этому способствует сюрпризность в организационном моменте, т.е. использование загадки, проблемного вся проса, игрового момента, звукозаписи и др.; изменение условия организации детей. Это вызывает интерес к предстоящему занятию, положительные эмоции. В рамках организационного момента воспитатель сообщает детям тему литературного вечера развлечений.

Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей детей, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня ак­тивности, интереса и т.д. Вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседуили разминку (викторины, кон­курсы, КВН). В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны детям, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности детей к мероприятию.

В этой части воспитатель формирует первичные представления детей о предстоящем заня­тии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды. При традиционной системе оценки педагог должен дать четкие критерии, объяснить необходимые правила.

Когда дети разбиваются на команды, нужно построить их дей­ствия не на соперничестве, а на сотрудничестве. Для этого эффективен такой прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются кусочки разрезанной картины. При подведении итогов заключительной части собирается из этих кусочков общая кар­тина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.

Основная часть по времени должна стать самой продолжи­тельной (2/4, чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи вечера При проведении этой части занятия следует помнить о некоторых наиболее типичных ошибках:- активность педагога при частичной или полной пассивности детей.

Однообразие методов - только рас­сказ или беседа.

Отсутствие наглядности и общая бедность ис­пользования средств воспитания.

Создание учебной атмосферы урока.

Эффект в реали­зации задач будет выше, если дети максимально ак­тивны на занятии. В активизации детей на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от других видов занятий. Объединяя детей в команды воспитательдолжен разместить детей так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом (нежелательно объединение по рядам, когда дети сидят друг за другом). Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут дети. Только в этом случае у детей есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Заключительная часть (от 1/5-1/4 времени до менее 1/3).

Педагогическая цель: опреде­лить, насколько удалось реализовать идею занятия. Не стоит игнорировать эту часть или сводить ее к формальным вопросам: «Понравилось или нет?» Воспитатель подводит итоги проведенного вечера развлечений, еще раз напоминает детям о теме, которой было посвящено сегодняшнее мероприятие и с похвалой отзывается о знаниях детей по данному предмету а также об их активности при проведении мероприятия. В этом случае у детей закрепляется позитивный настрой, сохраняется приятное воспоминание о данном виде деятельности и укрепляется интерес к книге, а совместные действия в команде формируют у детей дружеские чувства по отношению друг к другу и воспитывают умение работы в коллективе.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Тульской области

«Тульский педагогический колледж №1»

(ГОУ СПО ТО ТПК № 1)

Конспект проведения

литературной викторины «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» для детей дошкольного возраста

в средней группе МБДОУ №71

выполнила студентка

Волкова Ангелина

Тула, 2014

Название занятия

«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского».

Программные задачи:

Предварительная работа.

Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.

Привить любовь и уважение к сказкам.

Познавательные задачи:

Углубить знания детей об удивительном мире сказок К.И.Чуковского, их мудрости и красоте;

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К.И.Чуковского.

Развивающие задачи:

Развивать память, внимание.

Развивать умение слышать и слушать вопрос; отвечать на поставленный вопрос простым предложением

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в группе.

Воспитывать доброе отношение к товарищам.

Чтение, пересказ произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит», «Краденое солнце» и др.; Рассматривание иллюстраций по сказкам К.Чуковского; Прослушивание аудиозаписей со сказками К.Чуковского; Рисование героев сказок.

Наглядный материал.

Портрет писателя, иллюстрации к сказкам, выставка книг, рисунки детей по теме творчества К.И.Чуковского.

Здравствуйте, ребята! Ой, как вы тихо отвечаете! Давайте еще раз дружно поздороваемся, тем более я сегодня не одна, к нам пришли гости!

Меня зовут Путаница. Я люблю всё путать запутывать, перепутывать. И я знаю, что вы девчонки и мальчишки такие озорные, любите раскидывать игрушки в группе, хулиганите, я тоже это люблю, я уверена, что мы с вами подружимся. Сегодня, я хочу пригласить вас в путешествие. Вы любите путешествовать? (да). А путешествовать мы отправимся на веселом паровозике, но прежде давайте поделимся на две группы, каждый поедет в своём вагончике. Каждый вагончик за правильный ответ будет получать волшебные звёздочки. Занимайте места и в путь.

Ой, ребята, посмотрите – это станция загадок. Я здесь уже побывала, все загадки перепутала. Я ведь люблю все путать. Мои загадки очень сложные, интересно вы их сможете отгадать. Рассаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно и прежде чем ответить поднимите руку. Чей вагончик быстрее поднимет руку, тот и будет отвечать первый, а если неправильно ответит, то право ответа переходит к другому вагончику.

1.Вот иголки и булавкиВыползают из- под лавкиНа меня они глядят.Молока они хотят.(ёж)

2. Я одноногая старуха,Я прыгаю по полотну.И нитку длинную из уха,Как паутинку я тяну. (иголка.)

3.Растет она вниз головою,Не летом растет а зимою.Но солнце её припечёт-Заплачет она и умрёт. (сосулька).

4. Паровоз без колёс!Во так чудо-паровоз!Не с ума ли он сошел-Прямо по морю пошёл! (пароход)

5.Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в немИ он разбился и оттудаЖивое выбежало чудо-Такое теплое, такое пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)

Молодцы все загадки отгадали, навели порядок на этой станции. Отправляемся дальше, занимайте места в веселом паровозике. Ребята сейчас я покажу, вам картинки с персонажами и предметами из сказок. Вам нужно назвать сказку, и перечислить её героев.

Сказки:Айболит (кукла Айболит, игрушки – заяц, медведь, лиса с перевязанными лапками и хвостами)

Мойдодыр (кукла мальчик грязный, неряшливый, мыло, расческу, мочалка, щетка)

Телефон (телефон, игрушка слон)

Федорино горе (кукла девочка в фартуке, косынке, грязная, неопрятная, детская посудка)

Молодцы, справились и с этим заданием, навели порядок на этой станции. Занимайте места в нашем весёлом паровозике и поедем дальше путешествовать.


1.(сказка «Телефон»)У меня зазвонил телефон.- Кто говорит?- Слон.- Откуда?- От верблюда.- Что вам надо?- Шоколада.
2. (сказка «Тараканище»)Ехали медведи на велосипеде.А за ними кот,Задом наперёд.А за ним комарики,
На воздушном шарике.
3. (сказка «Муха Цокотуха»)Муха, Муха, ЦокотухаПозолоченное брюхоМуха по полю пошла,Муха денежку нашлаПошла Муха на базар,И купила самовар.
4. (сказки «Мойдодыр»)Одеяло убежало,Улетела простыня,И подушка, как лягушка,Ускакала от меня.

Это моя любимая станция и вам она очень понравится, мы ведь очень любим, играть, а станция эта так и называется - Игралочка.Слушайте внимательно, что нужно делать. Я заранее выложила несколько книг, каждый возьмёт картинку со сказочным героем, когда зазвучит музыка, вы будете танцевать, но когда музыка остановится, вам нужно найти книгу с вашей сказкой и встать около нее. (проиграть 2-3 раза)

Молодцы, и на этой станции навели порядок. Нам надо отправляться дальше нас ждет много интересных приключений. Занимайтеместа в своих вагончиках и мы отравимся дальше.

Ребята, мы прибыли на станцию, которая называется читающая. Садитесь на стульчики. Ребята, вы знаете много сказок, но у каждого из вас есть своя любимая сказка. Кто сейчас нам может рассказать отрывок из любимой сказки.(дети по желанию рассказывают отрывок).А теперь найди книжку, в которой находится твоя сказка, назови и покажи нам её.

Мы сегодня путешествовали по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Вы очень хорошо знаете сказки и стихи этого замечательного автора. Мы вспомнили наши любимые сказки, которые вы читали в группе с воспитателями и дома с родителями.

(Звучит музыка.)


- Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы были очень внимательными и собранными. Мне понравилось с вами путешествовать. Как понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей) Награждение. Подсчитаем, у какого вагончика волшебных звёздочек больше всего и получаем сладкие призы.

Организационный момент.

Станция загадок.

Разделы: Литература

Цель : расширение и углубление знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина и о роли в его жизни няни – Арины Родионовны Яковлевой (Матвеевой).

Педагогическая цель : развитие художественно-эстетических способностей учащихся, воспитание гармоничной личности, тонко чувствующей красоту поэтического слова и музыки.

Задачи : подбор материала для литературно-музыкальной композиции, составление сценария, проведение вечера.

Оборудование : компьютер, проектор с мультимедийным экраном, диски с иллюстрациями и музыкальными записями, видеокамера.

Ход проекта

1-й этап – организационный.

Цель : определение темы и формы продукта проектной деятельности.

Повестка дня.

  1. Обсуждение темы и формы проекта.
  2. План выполнения работы.

Ход работы.

По вопросу №1 поступили предложения:

  • подготовить литературный вечер;
  • провести подготовительную работу – поиск литературных и музыкальных материалов;
  • составить сценарий и провести вечер.

Предложенные темы:

  1. Анализ стихотворения (на выбор).
  2. Творчество М.И. Цветаевой.
  3. Русская народная сказка. Особенности жанра, композиции, сюжет, герои.
  4. Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина.
  5. Образ няни А.С. Пушкина.

По вопросу №2 поступили предложения:

  1. провести поиск литературных материалов по теме в школьной и городской библиотеке (ответственные Копьёва С. И Хомечко О.);
  2. найти музыкальные записи, касающиеся темы проекта (ответственные Калинин А., Чернышов В.);
  3. провести поиск иллюстративного материала (Платонова О.).

Решение: Приступить к подготовке литературного вечера для учеников 5-го класса по теме «Няне А.С.Пушкина посвящается…».

2-й этап – подготовительный.

Цель : отбор материалов для литературно-музыкальной композиции, составление сценария.

Повестка дня.

  1. Отчёты участников проекта, обмен собранной информацией.
  2. Составление сценария.

Ход работы.

Отчёт по поиску литературных материалов С. Копьёвой и О. Хомечко.

Сведений о няне Пушкина очень мало. Были задействованы материалы домашних, школьной и городской библиотек. Просмотрев огромный материал, исследовав энциклопедии, словари, документальные источники, остановили свой выбор на материалах к уроку, который был предложен в разработках учителей в журнале «Литература в школе» №4 за 1999 год. В данном журнале предлагаются статьи учителей литературы: Коровиной Раисы Николаевны (г. Десногорск Смоленской области) и Чауриной Розы Алексеевны (г. Москва).

Вот что об этом материале пишет сама Р.А. Чаурина: «Предлагаю вашему вниманию материалы о няне А.С. Пушкина – А.Р. Яковлевой. На собственном опыте (мой стаж работы 35 лет) знаю, как много времени и сил уходит на то, чтобы подготовиться к уроку. Поэтому я попыталась, не делая никаких сенсационных открытий, а взяв на себя лишь роль популяризатора, отобрать значимые, представляющие интерес сведения об Арине Родионовне, распылённые по десяткам книг, многочисленным публикациям, а также экспозициям музеев, и логично, соблюдая хронологию изложить их в доступной форме, чтобы получился материал для занятия в литературном кружке, или литературно-музыкальной композиции, или даже для урока о няне как о человеке, о её судьбе и той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве гения».

Данный материал самый полный и объёмный – он может стать основным источником для создания сценария.

Отчёт о музыкальных иллюстрациях Калинина А. и Чернышова В.

Найдены музыкальные записи романсов на стихи Пушкина, диски с записями музыки к опере «Руслан и Людмила», нотная запись песни на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

  1. для составления сценария создать творческую группу сценаристов (О.Хомечко, С.Копьёва, О.Платонова);
  2. использовать данный литературный и музыкальный материал для создания сценария;
  3. творческой группе приступить к созданию сценария;
  4. работу выполнить в течение 2-х недель.

3-й этап – репетиционный.

Цель : на основе созданного сценария подготовить литературно-музыкальную композицию.

Повестка дня.

  1. Обсуждение сценария. Внесение изменений и дополнений.
  2. График репетиций.

Ход работы.

Вопрос №1.

При чтении сценария были внесены предложения:

  • использовать мультимедийный проектор для иллюстраций к выступлению;
  • исполнить песню на стихи А.С. Пушкина «Зимний вечер» (обратиться за помощью к учителю музыки Петрову В.И. – ответственные Платонова О. и Копьёва С.).

Вопрос №2.

Репетиции проводить 3 раза в неделю (понедельник, среда, четверг) с 13-30 до 14-30 часов.

Решение: внести изменения и дополнения в сценарий; репетиционный этап закончить в течение 3-х недель.

4-й этап – реализация проекта.

Цель : проведение литературного вечера «Няне А.С. Пушкина посвящается…».

Протокол №4 от 19.02 2007 г.

Повестка дня.

  1. Проведение вечера, назначение даты.
  2. Текущие вопросы.

Ход работы.

По вопросу №1: поступило предложение – провести вечер 26 февраля 2007 года (генеральную репетицию назначить на 24 февраля 2007 г.).

По вопросу №2 выступила Платонова О., рассказала о проделанной работе:

В.И. Петров с ансамблем девочек 6-7 классов подготовил песню на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

  1. закончить подготовку вечера;
  2. реализовать проект.

5-й этап – презентационный.

Цель : презентация проекта, подведение итогов работы.

Повестка дня.

  1. Итоги работы.
  2. Презентация проекта.

Ход работы.

По вопросу №1 выступила О.Хомечко, от имени творческой группы подвела итоги работы, дала ей положительную оценку.

По вопросу №2 выступила С.Копьёва, предложила подготовить презентацию проекта.

  1. проект (продукт проектной деятельности) одобрить;
  2. подготовить презентацию проекта (ответственные – С.Копьёва, О.Платонова).

Выступление на презентации – защита проекта: «Проектная работа предполагает огромный творческий выбор и полёт фантазии. Окунувшись в мир литературы, мы остановились на имени А.С.Пушкина. Почему же выбрали личность Александра Сергеевича? Да потому что без него немыслима русская литература, он – «солнце русской поэзии», гений мирового искусства. Его жизнь и творчество стали одной из самых ярких и значительных страниц в истории человечества. К тому же в 2007 году исполняется 170 лет со дня смерти великого поэта. Это трагическая дата. Но даже спустя полтора века, Пушкин не забыт. Его стихи, поэмы, романы читаются и волнуют всё новые и новые поколения.

Работая над проектом, мы выбрали нетипичный подход к творчеству Пушкина. Мы не стали разбирать его биографию и анализировать стихи. Нам хотелось найти корень, исток его таланта, найти того, кто заразил поэта любовью к России и ко всему русскому, поэтому главной героиней нашего проекта является няня Пушкина – Арина Родионовна Яковлева. Именно она познакомила маленького Пушкина с богатейшим миром русских сказок. Это благодаря няне поэт полюбил искромётные и мудрые русские пословицы и поговорки: он собирал их, использовал в своих произведениях. Именно от Арины Родионовны поэт услышал бессчётное количество народных выражений, присказок и прибауток, былин и небылиц. Конечно, в первую очередь с именем Арины Родионовны связана жизнь Александра Сергеевича. Пушкина с няней всегда связывали добрые, тёплые и нежные отношения. По сути она заменила ему родную мать, стала его другом и даже первой музой.

Все наши наработки, знания и умения, полученные в ходе проектной работы, мы решили реализовать в литературном вечере, посвящённом Арине Родионовне. В качестве аудитории мы выбрали пятиклассников. Этот выбор был неслучаен. Дети непосредственны и открыты для информации. К тому же они мало знали о великом поэте, в чём недостаток программы по литературе. Но здесь была и небольшая трудность: нужно было постараться заинтересовать ребят, завладеть их вниманием. Что непросто, учитывая их возраст. Мы решили провести вечер в камерной обстановке (маленьком помещении), чтобы быть ближе к слушателям, решили разбавить повествование о жизни Арины Родионовны стихами, написанными и посвящёнными ей, отрывками из сказок Пушкина, русскими народными песнями и романсом «Зимний вечер» на стихи великого поэта.

Доступно, интересно и познавательно рассказать о няне Пушкина. Что заставило бы аудиторию обратиться к книгам, – такова была цель нашего вечера. Надеемся, что мы её достигли. Давайте обратимся к видеоиллюстрации.» (Показ фрагмента литературного вечера.)

Литература:

  1. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», М., 2006.
  2. Журнал «Литература в школе» №4, 1999.
  3. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. М., 1985.
  4. Журнал «Профильная школа» №4, 2002.
Похожие статьи