Первым рыцарским гербом в Европе, о котором есть исторические документальные свидетельства, является упоминаемый около 1127 года герб на щите Жоффрея Плантагенета, графа Анжуйского.
Немецкий гербовник
Рыцарь на турнире
Составляющие герба. Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Щит может иметь различную форму.
На странице из немецкого гербовника изображен рыцарь на турнире. а его щите – орел. Такое же изображение присутствует на его доспехах и попоне лошади. Фигура орла украшает его шлем.
Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (в России и многих других странах это самая распространенная форма), немецкий, английский (2 вида), византийский (круглый), итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный. На щите выполняются изображения (тинктура) с помощью металлов, цветов (финифтей) и мехов. Геральдических мехов всего два: белка и горностай.
Из металлов употребляются золото (ор, соответствует желтому цвету) и серебро (арджент, соответствует белому цвету). К финифтям относятся красный (червлень или польз), синий или голубой (лазурь), зеленый (верт), фиолетовый (пурпур), черный (траур или чернь).
Металлы и Цвета (финифть)
По основному правилу геральдики финифть не накладывают на финифть, металл на металл, а мех на мех. Известны и исключения: чтобы подчеркнуть уникальный статус столицы королевства крестоносцев Иерусалима в его гербе золотые короны поместили на серебряном фоне. Пурпур употребляется и с финифтями и с металлами. Кроме меха щит могут покрыть чешуей, перьями или крыльями бабочек.
Все металлы, цвета и меха, а также их сочетания имеют сложное символическое значение. Для передачи геральдических цветов и мехов в черно-белом изображении используется штриховка. Дополнительный узор, который наносится тонкими линиями поверх цветов и металлов, называется дамаскировкой.
Шотландии, Бретани, Фландрии, Франции
Кроме геральдических цветов иногда используются и естественные. Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (по диагонали). Линии сечения могут быть разными. Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя и т.п.
Сечения возникают чаще всего при соединении нескольких гербов в один и в тех случаях, когда обладатель герба получал почетный титул. На странице из гербовника 1380 года слева направо изображены гербовые щиты, шлемы и нашлемники короля Шотландии, герцога Бретонского, графа Фландрского и короля Франции.
Геральдические фигуры. Более мелкие выделения частей поля создают геральдические фигуры: главные (почетные) и второстепенные. Среди главных фигур наиболее распространены кресты, которых насчитывается около 200 разновидностей от трех основных форм: прямого, андреевского (косого), святого Антония (трехконечного). Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги (роундели), ромбы, квадраты.
Основные типы геометрических фигур. Слева направо и затем второй ряд сверху вниз – Пояс – Перевязь – Крест – Глава – Два пояса – Столб – Перевязи – Стропило
Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические. К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и другие). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс, симплициссимус и другие. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел.
Практически все фигуры имеют сложное символическое значение, нередко разное в разных странах. В геральдике для гербовых животных оговаривается их строгое расположение. Птицы чаще изображаются без ног. Кроме гербовых фигур изображают (особенно в гербах русских городов) и натуральные фигуры, символизирующие изобилие животного или растения, какое-то памятное событие. Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия. Весь ряд изображений может быть ребусом, в скрытой форме рассказывающим о фамилии владельца, роде его занятий.
Внешняя часть герба состоит из следующих элементов: шлем – изображается над щитом и имеет разный вид в разных странах, зависит от древности рода, происхождения. В России со времен барона Кене было введено правило: у древнего русского дворянства изображался славянским шелом, а у родов татарского происхождения – восточный шишак. В Германии очень часто изображается несколько разных шлемов. Нашлемник – происходит от реальных украшений в виде перьев и часто повторяет основной рисунок щита или раскрывает девиз. Особенно важен в английской геральдике, где его объем часто больше, чем у щита. Корона – венчала либо шлем, либо непосредственно герб. Корона гораздо более позднего происхождения и имеет более 150 разновидностей. В России употреблялась для титулованных старинных родов, использовалась также и шапка Мономаха.
Особые короны использовались в гербах городов и земель. Намет – происходит от накидок крестоносцев, превращенных в лохмотья под палящим солнцем и разрывавшихся на узкие ленты на турнирах. Исполняется в основных цветах герба. Мантия – появилась позже намета и символизирует палатку. Она употреблялась первоначально только у монархов, позднее у крупных суверенов. В России использовалась в княжеских гербах и у тех дворян, кто вел свое происхождение от древних удельных князей; в государственном гербе появилась сень – огромная мантия. Щитодержатель – поддерживает щит фигур, появившихся в 16-17 веках. Изображались люди, животные, мифические существа. У государственного герба Российской империи щитодержателями были два ангела. Исполнялись щитодержатели в натуральном цвете, традиционно они связаны с символами земель, откуда произошли владельцы. На королевском гербе Британии щитодержатели лев и единорог символизируют соответственно Англию и Шотландию. В 1603, после коронации Якова I Стюарта, единорог заменил красного дракона Уэльса.
Дополнительно у многих гербов существуют клейноды – личные знаки отличия,
которые рисуют не на щите, а под щитом или за ним, в руках щитодержателей.
Особенно часто вносились ордена.
В геральдике Великобритании часто встречается компартмент – основание, на
котором помещаются фигуры поддерживателей. Это чаще всего зеленая лужайка с
символическими цветами или (в Шотландии) скала. В гербе помещается девиз (мотто)
на латыни или на национальном языке. Лента с гербом в большинстве стран
располагается под щитом, но в Шотландии и некоторых других странах – наверху.
Девиз, вероятно, произошел от боевого рыцарского клича, хотя еще многие
патрицианские семьи в Риме имели свой девиз.
Происхождение гербов
Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.
Символика гербов
Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.
Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.
Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.
Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.
Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.
Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.
Гербы Пруссии и Мекленбурга
В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.
Герб маркграфа Иосифа Шварценберга
Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.
Arma Carlo Alberto
Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.
Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.
1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.
3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.
4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.
5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.
6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.
7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.
8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.
Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.
Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.
Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.
Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
Правила составления гербов Основа герба – щит:. треугольный – варяжский, норманнский;. овальный – итальянский;. квадратный с округлостью внизу – испанский;. четырёхугольный с заострением внизу – французский;. фигурный – немецкий. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый и беличий).
Символика цветов на гербах:. красный – «мужество», «страсть»;. голубой – «величие, красота, ясность»;. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;. пурпурный – «власть»;. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».
Символика изображений на щитах:. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;.журавль – бдительность и осторожность;.лилия – расцвет и успех;. единорог – непобедимость;. гриф – неустрашимость и свирепость;. кошка – независимость;. волк – злость, жадность;. кабан – бесстрашие;. петух – воинственность;. павлин – хвастовство;. розы – чистота, святость;. ключи – открытость.
Рыцари отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов.
- Красный — это преданный своей стране воин.
- Синий означает стойкость, прочность, честность и верность.
- Черный — скорбь и сопротивление.
- Зеленый — свобода, радость, верность, любовь, надежда.
- Фиолетовый — величественность, справедливость и суверенитет.
- Коричневый — победоносный цвет воина, стремящегося к завоеваниям.
- После окончания составления герба, его исполнения по всем правилам, Вы можете его зарегистрировать только в том случае, если 1)он будет уникален(без повтора использованных элементов, как индентиф. логотип)или 2)если Вы используете фамильные ресурсы, восстанавливаете наследование — Вы должны будете предоставить доказательства родства, что Вы имеете право на тот или иной использованный элемент.
- Герб с изображением дикого кабана (вепря). Символ силы и мужества. Один из более сложных вариантов для рисования. Первым изображаем контуры общие черты зверя. Затем детально прорисовываем морду. Особенный акцент делаем на глаза и икла.
- Герб с изображением мачты и флага. Рисуется очень просто: сначала центральная палка, затем верхняя поперечная, крепление и сам флаг.
- Герб с изображением льва. Символ храбрости, силы, власти. Обычно изображается без мелких деталей. Только контур.
- Герб с диагональными линиями. Рисуется проще всего. Просто проводим ровные красные линии.
- Рисуете сначала щит
- На лицевой стороне располагаете вырванный с корнем дуб
- Под ним пишите надпись
При наличии пособия по рисованию герба, все будет зависеть от ваших индивидуальных способностей по рисованию. У кого-то это получится легко, а у кого-то может вызвать некоторые проблемы.
- Вкратце о гербах. Герб в переводе с немецкого означает quot;наследствоquot;. Значение при рисовании имеет форма щита, используемые цвета, изображение и девиз. Не буду повторяться, так как их значение уже полностью раскрыто другими авторами. Я лишь отвечу на сам вопрос, предоставив алгоритм рисования герба ниже.
Вначале выбираем форму щита.
Есть наука — геральдика, она занимается изучением значений гербов и их историей.
Каждая часть герба рыцаря что-то означает. Даже метал, из которого сделан щит имеет значение (к примеру, золотой — это высокопочтенный, уважительный и т. д.).
Имеет значение и фоновый цвет герба рыцаря:
Сочетание этих цветов имеют разное значение на гербе. Вот, например, два герба, означающих защиту:
А этот герб означает честь:
Волнистые линии на гербе означают деление на стихии и территориальное деление планеты. Например этот герб представляет планету и страны:
А это небо и воздух:
И последнее — это рисунок герба. На нем можно изобразить все, что угодно. И все это будет иметь смысл. Даже кот на гербе символизирует свободу, бдительность и мужество:
Как и раньше герб рыцаря можно нарисовать произвольно, на сколько хватает фантазии, чтобы как то отличать различные многочисленные княжества, а соответсвенно и рыцарей которые представляли эти княжества, в средневековье придумали знаки отличия которые наносились на щиты, которыми в бою или на турнирах защищались рыцари. Рисунок на щите который состояли из меха и краски со временем приобрел элементы искусства, стало больше украшений, добавилась эмаль, драгоценные металлы и камни. При изображении герба условно учитывают форму щита, есть определенные отличия например:
Поэтому выбрав форму щита, нужно придерживаться дальнейшего стиля. Вообще правильно составленный герб должен много рассказать о его владельце, есть целая наука о гербах — геральдика.
Однако повторюсь, любой рыцарь может составить свой герб по своим потребностям. Для рисования герба можно использовать различные шаблоны.
Чтобы нарисовать герб, стоит знать несколько правил. Во-первых, вспомним, что герб изначально был ориентирован как средство личной идентификации средневекового рыцаря во время битв или турниров. Естественно, первоначально гербы рисовались на боевых щитах и содержали, кроме какого-либо символа храбрости, девиз. Немного позже, когда геральдика стала занимать особое место в социальном статусе рыцаря и гербами стали украшать их личные вещи, а также одежду их прислуги, а также гербами стали обзаводиться не только рыцари, но и государства, города, артели, гильдии и даже священнослужители, возникли правила компоновки элементов. Вот с ними я и хочу вас познакомить:
во-первых изображение герба должно содержать щит .
Щит может быть различной формы см.рис., пространство щита, в котором будет помещаться рисунок, называется полем щита. Поле щита может быть поделено на сегменты, каждый из которых может иметь свой символ или свой цвет.
во-вторых , в гербах используются определенные цвета :
Желтый цвет золота и белый серебра — это металлы. Причем, нельзя использовать их сочетание друг на друге (металл на металле), а также цвета красный, зеленый, голубой, черный — это эмали. Есть еще один цвет пурпурный, но мы его рассматривать не будем, так как это цвет царственной власти. Здесь также следует соблюдать правило quot;эмаль на эмалиquot;. Следует на эмаль наносить металл или наоборот на металл — эмаль.
Третье правило — элементы .
Элементы, которые Вы собертесь поместить в поле щита будут иметь ключевое значение для его прочтения. Прежде чем выбирать какую-либо фигуру, определитесь, ЧТО Ваш герб будет символизировать — трудолюбие, благородство намерений, добродетель(какую добродетель? у каждой свой символ), верность долгу; или в гербе будет отражен героический поступок вашего предка, или событие, которое выделяло ваш род из многих(например, дарованная грамота, как поставщику императорского двора). Именно от цели будет зависеть выбор символической фигуры герба. Фигурами в гербе могут быть мифологические и реальные животные, растения целиком и его части, физические объекты -реки, горы, оружие, крепости, башни и др. Герб может быть дополнен изображением ленты с девизом, краткой формой основной идеи или афоризмом, он может быть на родном языке или на латыни.
Кратенько о самых распространенных символах на гербах:
Лев — символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.
Бык — символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства.
Конь — совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.
Единорог геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости1. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному в государственных гербах Великобритании и Канады.
Волк — символ злости, прожорливости и алчности.
Медведь — символ предусмотрительности и силы.
Олень — символ воина, перед которым бежит неприятель.
Кабан (вепрь) — символ мужества.
Пчела — символ трудолюбия.
Муравей — также символ трудолюбия.
Бабочка — эмблема непостоянства.
Змей, который может быть и драконом — символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий — символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши — символ медицины.
Дуб — символ крепости и силы.
Оливковое дерево — символ мира.
Пальма — символ долговечности.
Вот вкратце, что нужно знать, приступая к изображению герба. Подробнее о правилах, цветах, элементах и фигурах смотрите на сайте геральдика России.
В соответствии с законом quot;О местном самоуправленииquot; муниципальные гербы, флаги и прочая официальная символика подлежат обязательной регитрации в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте Росийской Федерации. Прежде, чем регистрировать герб, Вы были бы должны послать в этот Совет на согласование его проект. И экспертиза, и регистрация гербов и флагов производится бесплатно.
У Вас также могут попросить описание герба. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями Совета, почитайте описательные характеристики герба своего города. Вот такое видео Вам в помощь
Основа любого герба щит. То есть сначала выбираем форму именно щита. Далее этот щит раскрашиваем в серебро или металл. Можно и другие цвета использовать, это будет считаться эмалью — красной, голубой, черной, зеленой, пурпурной. Следующим этапом будут украшения либо негеральдические (растения, животные и т.д) или геральдические — круги, квадраты.. Так же нужно разместить на гербе девиз. Либо крылатую фразу, либо выдающееся событие того времени. Помним, что оформление девиза должно совпадать с самим гербом.
Вот некоторые примеры
Предлагаю вам рассмотреть 4 варианта гербов рыцарей:
Геральдика — это наука о гербах. Есть люди, которые интересуются этим.
Рыцарские гербы бывают различные. Отличаются гербы формой щита, его размерами, изображением (рисунком) на щите, фоновым цветом самого щита и также материалом из которого изготовлен рыцарский щит. Герб — это достоинство, доблесть, гордость и честь рыцаря. Герб является определенным знаком различия между рыцарями.
Сам я не рисую, но гербы уважаю. Интересно посмотреть рыцарские гербы разных стран. Вот здесь много полезной информации по геральдике и как нарисовать герб рыцаря.
Изображенными на гербах рыцарей Средневековья могли быть кто и что угодно! Из символики это и полоски обычные, кубы, квадраты, крести, звзды, короны, мечи и т.д. и т.п. Из животных: лошади, медведи, змеи, львы, драконы, олени, двуглавые орлы… Все те, кто символизировал силу, быстроту, агрессию, превосходство.
Чтобы противник уже глядя на герб страшился рыцарей и его короля.
Одним из таких гербов является герб великого королевства Камелота (сериал quot;Мерлинquot;). На красном фоне изображен золотистый дракон. Все рыцари королевства носили одежду с символом Камелота, включая и принца Артура. Поскольку символом у них был дракон (при том, не сам дракон, а его силуэт), то изобразить его на бумаге довольно просто. Если же у вас никак не получается, можно распечатать фото герба и поупражняться в обведении контуров дракона. А потом и самому начертить его.
Существует по гербам даже целая наука, которая называется геральдика. Рыцари средневековья в начале придумывали себе сами гербы, а потом герб им переходил от их сеньора хозяина. Предлагаю вспомнить роман Вальтера Скотта Айвенго и нарисовать герб оттуда. Он наверное будет самым простым вариантом.
У Айвенго была надпись на испанском, которая если ее перевести на русский гласит, что рыцарь лишился наследства.
Прежде, чем рисовать герб, необходимо выбрать для него форму. Можно придумать свою, а можно использовать уже существующие:
Обычай составления личного рыцарского герба, конечно же, не мог возникнуть сам по себе. Для этого имелись исторические предпосылки, корнями уходящие в седую древность. Изначально в любом племени присутствовал свой тотем, отличительный символ, свой собственный знак. У народа франков таким символом был крест над кругом. У готов – крест или полумесяц. Да и с его золотым орлом тоже не грех упомянуть. Но именно положили начало геральдике как особому искусству, язык символов которого был понятен абсолютно всем, в отличие от, скажем, обычной грамоты, так как навыком читать и писать в средние века владели далеко не все люди.
Таким образом, герб на щите рыцаря был чем-то вроде удостоверения личности, паспортом, если угодно, так как доносил миру всю важную информацию о его владельце: о происхождении рыцаря, его родословной, его подвигах и особых заслугах. Так что, если два рыцаря встречались на одинокой дороге, им одного взгляда на герб было достаточно, для того, чтобы уяснить – враги ли они друг другу или нет. Впрочем, узнавать друг друга издалека было полезным навыком не только на проселочной дороге, но прежде всего, на поле брани, где , с ног до головы закованные в железные латы, со шлемом на голове да с закрытым забралом, должны были знать, на кого меч поднимать.
В мясорубке средневековых побоищ не до куртуазных расшаркиваний было. Сначала били, а только потом спрашивали. В общем, гербы в такой ситуации оказывались просто незаменимой шпаргалкой, позволяющей рыцарям, в пылу боя, не раскроить случайно череп своему союзнику.
Геральдическая символика
Геральдика – искусство сложное. Символы на гербах с течением времени видоизменялись, наполняясь новыми деталями. Вот, к примеру, символом всех пилигримов, идущих в Святую землю, был либо крест, либо морская раковина. Так, на гербах рыцарей, принимавших участие в Крестовом походе, появились кресты самых причудливых и замысловатых форм. На гербах рыцарей, которые впервые держали путь на Восток, изображались перелетные птицы, проводя тем самым параллель с воином-странником, который, подобно маленькой птице, также не имеет собственного дома.
Если на щите красовалась птица без крыла, или лапок – это означало, что обладатель такого герба был тяжко ранен в военном походе в Святую землю, сражаясь с сарацинами. Нет ничего удивительного, что подобный герб становился предметом гордости не только непосредственного виновника возникновения такого символа, а и его потомков. Однако в гербах были важны не только символы, но и цвет. Голубой цвет, например, означал ясность, величие и красоту. Правда, голубой цвет в геральдике появился значительно позднее остальных цветов. Это связано с тем, что европейцы не знали секрета изготовления небесно-голубого красителя.
Распространением этого цвета мы тоже обязаны Крестовым походам, так как он прибыл к нам с Востока. Черный цвет означал, прежде всего, печаль и скромность, а позже – стал еще и символом образованности. Зеленый цвет являлся символом надежды, изобилия и свободы. Красный – цвет крови – был однозначным символом мужества. Золотой – говорил о богатстве, верности и силе, а серебряный – о скромности и чистоте. Со временем усложнялись и, изображаемые на гербах, фигуры. Если раньше символы были довольно просты: медведь, птица, лев, то к пятнадцатому веку искусство геральдики настолько усложнилось, что теперь правильно составить или даже просто прочесть герб могли лишь люди, специально занимающиеся этой мудреной наукой.
Самыми разнообразными способами поле щита делилось, символы сочетались друг с другом в бессчетном количестве вариантов. Именно благодаря геральдике историки сейчас могут определить происхождение или подлинность той или иной вещи, заклейменной семейным гербом.