Сехмет богиня войны и палящего солнца. Египетская богиня сехмет

23.01.2020

Лев – царь зверей, даже если сидит в клетке, все равно провоцирует трепет лишь одним своим видом. Потому ничего нет сверхъестественного в том, что в древние времена люди приравнивали этого хищника к божеству. Наиболее полно культ львицы проявился в Египте. Воплощением этого животного стала Сехмет – наиболее грозная из всех богинь страны пирамид.

Чем так грозна была Сехмет

Её называли «Грозным оком Ра». Она не являлась олицетворением зла, хотя ее образ соединил все, чего так страшились египтяне – бескрайней пустыни под солнцем, засухи, эпидемии и продолжительной войны. Горячий пустынный ветер ассоциировался с дыханием богини, имевшей неконтролируемый характер. Из мифов известно, что Сехмет стояла за созданием ливийцев – народа-врага египтян. Грозная богиня-львица с супругом Птахом и сыном Нефертумом составляли мемфисскую триаду. Отцом богини был сам Ра.

Немудрено, что именно она главенствовала над охраной фараонов. Так Рамзес ІІ говорил, что Сехмет помогла одержать победу при Кадеше. Она уничтожала врагов пламенем. Недруги отца и Осириса также попадали под горячую руку грозной богини. В легендах ее описывают такой сильной, что противостоять ей не могли ни Анубис, ни Сет . Сехмет нарекли «великой» и «могучей». Такими эпитетами ее увековечили в египетских иероглифах. Там же встречается еще одно ее имя – «владеющая ножом».

Другая сторона богини в ее добродетели. Она могла не только напускать хвори, но и лечить больных людей, потому врачи считали богиню и своей покровительницей, выступая при этом в роли ее жрецов. Отсюда ее одно имя – «хозяйка жизни». Если человек заболевал, то молитва богине-львице входила в разряд обязательных к прочтению. Если при этом у человека имелись амулеты с ликом богини, то процесс выздоровления многократно ускорялся.

Как выглядела богиня Сехмет

Согласно принятым в Египте канонам Сехмет изображалась женщиной с львиной головой, над которой иногда рисовали Солнце. Имитация Светила подчеркивала ее властвование над разрушающей энергией звезды. Одевалась она в длинный балахон красного цвета, что говорило об ее воинственном нраве. А вообще цветом Наиболее полно культ львицы проявился в Египте. Воплощением этого животного стала Сехмет – наиболее грозная из всех богинь страны пирамид был ярко-оранжевый. Так египтяне ассоциировали богиню с солнцем в зените.

Неизменный атрибут богини – 7 пылающих стрел. Это символы разорений и эпидемий. На рисунках в ее руках видны ножи. На скульптурных творениях обычно присутствовали атрибуты власти:

  • анкх – крест, коптский символ;
  • урей – налобное изображение кобры, характерное для фараонов;
  • росток молодого папируса, символизировавший здоровье.

Рассматривая «Книгу мертвых», можно обнаружить Её в солнечной ладье в компании Ра, что подчеркивает роль богини-защитницы. Свиток с таким изображением обычно клали рядом с покойником. В Египте думали, что Сехмет встанет на защиту усопшего от сверхъестественных существ.

Почитание Сехмет

Богиню почитали по всему Египту. Этап поклонения начался в Древнем царстве и завершился в греко-римскую эру. Сехмет покровительствовала Мемфису. В городе Гелиополисе, возле Главного храма жили львы, посвященные божеству.

Зачастую места поклонения Сехмет возводились у края пустыни, в оазисах, в местах массового скопления диких львов. Подобное культовое сооружение в Абусире воздвиг фараон Сахур. Лик богини внутри храма имел целительные качества – так считали местные жители. Кремень, являвшийся камнем Сехмет, использовался древнеегипетскими лекарями для изготовления инструментов для проведения хирургических операций и ножей для бальзамирования. Посвященные богине храмы становились центрами медицины.

Люди боялись гнева богини, но при малейшей опасности не стеснялись обращаться. Аменхотеп ІІІ в годы своего правления старался умилостивить воительницу. Он приказал соорудить 700 ее статуй, надеясь, что это поможет победить в стране чуму. Фигуры установили у озера Ашеру, и в Фивах, где находился заупокойный храм фараона. Для скульптур использовался черный гранит. Высота статуй достигала 2 метров. Сегодня эти творения египетских мастеров хранятся в музеях по всему миру.

На протяжении греко-римского владычества считалось, что Сехмет благосклонно принимает специфические ритуалы, вроде обильных алкогольных возлияний, например, пития пива. Такие процедуры способны успокоить богиню. Любопытно, но день поклонения Сехмет совпадает с Рождеством, отмечаемого православными 7 января. И это не ошибка, поскольку древнеегипетские астрономы скрупулезно следили за движением планет, а потому заметили, что в эти дни ночь становится короче солнечного дня. Именно это и послужило причиной назначить праздник той, которая отвечает за солнечное тепло.

Сегодня уже никто не совершает жертвоприношения богам, а поклонение богине Сехмет кануло в Лету, однако у некоторых египтян она продолжает вызывать страх. Известен случай, когда жители нанесли непоправимые увечья статуе богини, думая, что она сможет нанести вред их детям. А на дворе был ХХ век.

Важнейшая богиня-львица Древнего Египта

Сехмет поклонялись во все периоды истории Древнего Египта, включая греко-римскою эпоху.

Ее имя, которое можно перевести как «мощная», «могучая» или «могущественная», впервые появляется еще в «Текстах пирамид ».

В эпоху Нового царства ее распространенным эпитетом был такой - «Большая Сехмет, любимая Птахом». Ее самым важным культовым центром был Мемфис, где ей поклонялись как супруге Птаха и матери Нефертума.

В Новом царстве к Сехмет вернулась ее роль богини-матери. В этот же период впервые появляются сведения о связи между Сехмет и Мут, которая почиталась как «Великая богиня-мать» и супруга Амона . Вероятно, это произошло потому, что Фивы стали главным городом страны, возникла потребность идеологически связать между собой как новую и старую столицы, так и характерные для них религиозные традиции и верования. В конечном итоге культ Сехмет фактически полностью слился с культом Мут, одной из форм которой она стала.

Во времена Нового царства, Сехмет, главным образом, считалась агрессивным аспектом больших богинь: сначала Хатхор, затем Мут, и наконец Исиды.

В Последний период акцент вновь был сделан на ее разрушительной стороне. Сехмет появляется в различных текстах как уничтожитель врагов, а также как та, которую нужно успокаивать с помощью специальных ритуалов и празднеств, включающих в себя, как правило, употребление алкоголя (пива).

Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона

Cехмет была тесно связана с Королевским саном. Она часто описывалась как мать Махеса , грозного бога-льва, который был покровителем фараона.

Поскольку Сехмет, как верили древние египтяне, выдыхала огонь на своих врагов, она была принята многими египетскими фараонами в качестве военной богини и символа их собственной власти в сражениях.

Фараон XIX династии Рамсес II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.) утверждал, что Сехмет находилась вместе с ним в его боевой колеснице в битве при Кадеше, опаляя вражеских воинов своим огненным дыханием.

Но не только огонь был ее оружием – она уничтожала врагов и из своего лука. Из всех богинь-стрельцов в египетском пантеоне Сехмет была самой страшной. Ее «семь стрел» персонифицировались как семь посыльных, которые несли чуму и разрушение.

Фараон XII династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.) в одном из гимнов назван тем, «кто пускает стрелу, как это делает Сехмет».

Египетские владыки не жалели сил и средств, чтобы обеспечить благосклонность этой богини. До нас дошел фрагмент известнякового рельефа из долинного храма в Дашуре фараона IV династии Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.), который был великим строителем пирамид . На рельефе голова правителя Египта расположена рядом с мордой богини-львицы, по-видимому, Сехмет. Земной владыка как бы вдыхает божественную жизненную силу, исходящую изо рта богини.

При фараоне V династии Сахуре (ок. 2487-2475 гг. до н.э.) в Абусире было построено святилище-храм в честь Сехмет.

Фараон Аменхотеп III – почитатель Сехмет

Однако самым страстным почитателем богини проявил себя фараон XVIII династии Аменхотеп III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.). Более 700 статуй Сехмет были установлены к югу от большого храма Амона в Карнаке в зоне Мут на берегу озера Ашеру, а также в заупокойном храме фараона (Kom el Heitan) в западных Фивах.

Долго считалось, что сам фараон приказал установить статуи в обоих местах, но сегодня большинство ученых полагает, что первоначально все статуи стояли вблизи заупокойного храме Kom el Heitan. Там они явились частью крупной скульптурной программы Аменхотепа.

Эти большие статуи (их высота иногда превышает 2 метра) вырезаны из черного гранита или диорита. Твердость камня, из которого сделаны статуи, само их количество наглядно говорит о том колоссальном камнетесном труде, который был выполнен древними египетскими мастерами.

Cтатуи изображают богиню-львицу сидящей или стоящей. В одной руке она, как правило, держит анх – символ жизни, в другой иногда скипетр в виде ростка папируса - символ здоровья и Нижнего Египта.

Позже часть этих статуй была демонтирована с первоначальных мест и установлена в других египетских храмах и святилищах (немало из них попали в египтологические музеи всего мира).

Египтологи, в частности французские, предполагают, что первоначально у храма было установлено две серии статуй по 365 богинь-львиц в каждой. Ежедневные обряды, выполняемые перед каждой статуей, следовали за движением звезд и курсом солнца. Нильская долина зависела от состояния этих природных явлений, определяющих время и сроки разлива великой реки. Аменхотеп III, видимо, полагал, что таким образом обеспечивается закон и порядок мироздания – маат.

Также он, вероятно, надеялся, что такая концентрация статуй богинь обеспечит защиту страны от внешних врагов, эпидемий и неурожая.

Целительница и покровитель врачей

Если чума шла на Египет, ее, как говорили, нес «посыльный Сехмет». Египтяне полагали, что если Сехмет могла насылать болезни, то она была также той, которая могла защитить от них и вылечить в случае заболевания.

У нее была власть отразить мор, она могла проявлять себя как медицинское божество и богиня исцеления, получив эпитет - «хозяйка жизни».

Таким образом, священники Сахмет были связаны с медициной и волшебством, а сама богиня стала считаться покровителем врачей. Ее жрецы считались знатоками медицины и квалифицированными врачами. Один из папирусов, например, приписывает этим священникам детальное знание сердца.

Жрец, обращающийся с молитвами к Сехмет с просьбой о выздоровлении больного, был неотъемлемой частью всего процесса лечения, наряду с практическими действиями самого врача (жреца), который также находился под покровительством богини.

Как верили египтяне, амулеты и изображения богини могли способствовать выздоровлению. Например, ее изображение на стене храма Сахура в Абусире наделялось способностями магического и удивительного излечения страждущих.

Поскольку у Сехмет доминируют агрессивные и опасные черты, ее изображения могли, естественно, вызывать и чувство страха или тревоги. Причем не только у древних египтян. Известная статуя Сехмет, которая ныне находится в храме Птаха в Карнаке, была сломана в начале XX века местными жителями, которые боялись, что она может принести вред их детям.

Сехмет и «далекая» богиня

Египетские мифы в разных вариантах содержат рассказ об убежавшей в Нубию «далекой» богине в облике львицы, которая потом была возвращена в Египет. Такой сюжет содержится в рассказах о Мехит, которая была поймана и возвращена богом Онурисом , ставшим ее мужем. Тефнут, богиня влаги, также была возвращена из Нубии богом воздуха Шу.

Схожее повествование имеется и о Сехмет. Рассерженная богиня-львица убежала в Нубию. Ее отец, бог Ра, пытается вернуть свою дочь в Египет. Однако разъяренная Сехмет убивала каждого посланца, посмевшего к ней приблизиться.

Тогда боги, чтобы умиротворить львицу, пускают в ход музыку и танцы. Завороженная громкой музыкой и танцевальными движениями богов, Сехмет окунается в воды Нила вблизи первого порога и превращается в красивую женщину. По другим вариантам этого мифа она напивается и превращается в умиротворенную Бастет или Хатхор.

Ежегодно египтяне в период разлива проводили «Праздник опьянения», цель которого состояла в том, чтобы преобразовать неистовую солнечную львицу в умиротворенную богиню. Здесь теологи использовали определенные параллели между наступлением воды во время паводка и тем пивом, окрашенным под цвет крови, которое разливают боги, чтобы обмануть Сехмет.

В этом праздновании, в ходе которого египтяне употребляли алкоголь и веселились, был воплощен сельскохозяйственный вариант мифа вечного оживления природы. Кровь и пиво (вино) были тесно связаны в египетской мифологии.

Иконография Сехмет: богиня с головой львицы

Она обычно изображается как женщина с головой львицы. В Новом царстве она приобрела диск солнца, урей, знак анх и скипетр папируса как признаки.

Иногда, когда упор делается на ее связь с Хатхор, она изображается держащей систрум – музыкальный инструмент богини Хатхор.

Как богиня войны, защитница Ра, Осириса, фараона и всего Египта она иногда держит в ругах ножи (кинжалы).

Она часто носит длинный парик, который в определенной мере уравновешивает солнечный диск на ее голове.

Длинное платье, которое носит богиня, часто окрашено в красный цвет. С одной стороны, красный цвет был цветом Красной короны и символом Нижнего Египта, с другой стороны, красный цвет – цвет крови, подчеркивающий воинственный характер богини.

Иногда на каждой груди богини изображалась по розетке - они были астрономическим символом созвездия Льва.

Однако в целом изображения Сехмет трудно отличить от других богинь с головами львицы, имеющим схожую иконографию.

Богиня Сехмет (Сохмет) – супруга бога-творца Птаха, считавшаяся покровительницей Мемфиса (вместе с самим Птахом).

Имя её в переводе означает «могучая» и полностью характеризует её образ в мифологии.

Сехмет «заведовала» различными сторонами жизни:

  • Являлась богом солнца, в частности, её представляли грозным оком солнечного бога Ра;
  • Была она и богиней войны;
  • Сехмет покровительствовала врачам (они были её жрецами) и считалась богиней медицины;
  • Обладала огромной магической силой, дававшей ей возможность наводить болезни и лечить их;
  • Была защитницей фараонов.

Сехмет обладала тяжёлым характером, яростным и непредсказуемым. Её изображали с головой львицы, из-за чего отождествляли с другими богинями – Баст, Тефнут, Хатхор. В одном из мифов Ра задумал уничтожить весь род человеческий.

Сехмет, будучи оком солнечного бога, наблюдала за мучениями людей и наслаждалась ими, и продолжалось это до тех пор, пока боги не пролили на землю красное вино. Сехмет подумала, что это кровь, набросилась на него и напилась, после чего опьянела и упала без чувств. Только после этого избиение людей прекратилось.

В некоторых мифах Сехмет считается создательницей азиатов и ливийцев. Из-за своего неконтролируемого характера Сехмет имела довольно противоречивые свойства. Она насылала болезни и могла их лечить; она была богиней войны и в то же время защитницей мира. К ней обращались во время опасности – будь то нападение врагов или засуха.

Известно, что во время очередной засухи фараон Аменхотеп III приказал соорудить целых семьсот статуй Сехмет, чтобы умилостивить богов. Священными животными Сехмет были кошачьи, в первую очередь львы. В её храме в Гелиополисе содержались несколько львов, также храмы воздвигались в пустынях – там, где обитали дикие львы.

Шезметет

Из-за сходства имени и иконографии вариантом Сехмет считается богиня Шезметет, покровительствовавшая магии. Богиня эта впервые упомянута в Текстах Пирамид. Однако Шезметет именовали также «госпожой Пунт», из-за чего можно считать её самостоятельной богиней, к тому же имеющей иноземное (эфиопское или нубийское) происхождение. Шезметет выступала также защитницей Ра и Осириса.

Изображения Сехмет

Сехмет в разное время изображалась в различном облике и с разными атрибутами. В эллинистический период получило распространение изображение этой богини в виде женщины в траурном одеянии. Ранее Сехмет изображалась в виде лежащего на пьедестале ихневмона – египетского мангуста - по-видимому, египтяне уже тогда подметили, что семейство виверровых, к которому относятся и мангусты, родственно кошачьим.

В руках Сехмет держала анх и «уас» - священный скипетр, а также змею, папирус. На некоторых рисунках она стоит на двуглавой змее. На других изображениях над её головой находится солнечный диск или скорпионы. В эпоху Среднего царства богиня изображалась с горящими стрелами в руках, будучи олицетворением защиты Египта от врагов. Правители в то время сравнивались с Сехмет как полководцы, воины и защитники.

Семейная гармония

Любопытна семейная гармония между Сехмет и её мужем Птахом. Богиня олицетворяла в первую очередь разрушение, в то время как Птах – созидание, в том числе строительство и ремесло. Вместе они как бы дополняли друг друга, что могло быть отражением универсальной формулы бытия: разрушение и гибель идут рука об руку с созиданием и рождением.

Сехмет и Птах родили сына, который получил имя Нефертум и олицетворял красоту, процветание и воскресение после смерти. Вся семья составляла своеобразную божественную триаду.

Немного мистики: в египетском зале Эрмитажа среди прочих хранится статуя богини войны Сехмет - сидящей женщины с голо-вой львицы. Сотрудники музея регулярно раз в год наблюдают, как в полнолуние на её каменных коленях появляется и исчезает лужица крови.

Статуи египетских львиноголовых богинь. Эрмитаж.

.

Сехмет , Сахмет , Сохмет — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха. Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт , Тефнут и Баст . Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, и поэтому, на её голове изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут , Баст ) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов. () (еще)


Изображение богини Сехмет. I тысячелетие до н. э..
Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. () (еще)

Баст в виде женщины с головой кошки.

.

Тефнут , хвалебное имя Нубийская кошка — в египетской мифологии богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки. Входит в гелиопольскую эннеаду. Центр культа Тефнут — Гелиополь. Согласно гелиопольскому мифу, Тефнут и её муж Шу — первая пара богов-близнецов, порожденная Атумом (Ра-Атумом). Их дети — Геб и Нут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут — также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст , а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит, Мент ), почитавшимися в Египте. (Вики ) (еще)

Тефнут. Современный рисунок.

.
Пахт — богиня-львица в древнеегипетской мифологии. Её эпитет — «обладательница зорких глаз и острых когтей». Культ Пахт был распространён в Бени-Хасане, где она считалась владычицей восточной пустыни. Часто отождествлялась с другими богинями-львицами. Имя Пахт означает «та, что царапает», «разрушительница», а также «та, что вырывает». Древние египтяне связывали эту богиню с сильными грозовыми дождями, которые часто обрушивались на долину. Сила и свирепость грозы сравнивалась ими с самой богиней: «Та, которая открывает пути грозового дождя». Исследователи полагают, что вначале Пахт была дикой пустынной кошкой, а уже затем стала богиней-львицей. Как и все богини-львицы, Пахт была напрямую связана с военной активностью. (вики)

Богиня-львица. Дерево. Лувр.

Менхит — первоначально была иноземной богиней войны в древнеегипетской мифологии. В её имени заключён воинственный статус, что может связывать богиню с убийствами. Львицы в Египте ассоциировались с охотой и агрессией, поэтому всё, что было связано с военными действиями, имело прямое отношение ко львам. В этом случае Менхит не стала исключением и её изображали как богиню-львицу. Менхит также считалась предводительницей египетской армии, которая боролась с врагами сокрушая их огненными стрелами. Подобные действия делали её похожей на других божеств войны. В меньшей степени она была известной как богиня корон. В 3-м номе Верхнего Египта, в культовом центре богини Латополе (Эсна), Менхит считалась супругой Хнума и матерью Хека. В центре её культа, у южной границы Верхнего Египта, Менхит стали отождествлять с Сехмет, которая изначально была львиноголовой богиней войны в Верхнем Египте. После объединения двух египетских царств, Менхит стали рассматривать как формой богини Сехмет. (Вики) (еще)

Менхит и Хнум. Барельеф на внешней стене храма в Эсне.

.
Маахес (также известен как Михос, Мисис, Мэйхес и Махес) — львиноголовый бог войны в древнеегипетской мифологии. Его имя означает «тот, кто правдив рядом с ней». Маахеса считали сыном богини-кошки (Баст в Нижнем Египте или Сехмет в Верхнем Египте), чьи повадки он и унаследовал. Маахес был божеством, которого египтяне ассоциировали с войной и погодой, с цветами лотоса и в то же время пожирателя пленных. Этого бога часто изображали с ножами в обеих руках. Места его культы были сосредоточены в Тарему (Летополь) и Бубастисе (Пер-Баст). Маахеса изображали в виде человека с головой льва; иногда в обеих руках он держал ножи и носил либо двойную корону «пшент» либо корону «атеф». Иногда Маахеса отождествляли с Нефертумом и рядом с ним лежал букет лотосов. Так же Маахеса изображали как льва пожирающего пленных. (Вики) (еще)

.

Маахес в короне Хемхемет.

Шезму (также известен как Шесму, Шезему, Шесему и Сесму) — бог в древнеегипетской мифологии. Являлся демоническим божеством убийства, крови, а также масел для бальзамирования, вина и благовоний. Был прочно связан с загробным культом: охранял мумию от повреждений и наказывал грешников. Как и многих других египетских божеств, Шезму изображали в виде человека, либо в виде человека с головой сокола. Когда подчёркивалась его связь с кровью и разрушениями, он принимал облик человека с головой льва. Возможно, это было связующим звеном между ним и богиней войны и мести Сехмет. Кроме того, его ассоциировали с Нефертумом, благодаря его двояким проявлениям и связью с благовониями. Шезму был известен как истребитель преступников, с отвращением кладущий их головы под винный пресс, чтобы получить кровь. Он был известен как «палач Осириса». Шезму входил в группу «богов смерти», поэтому иногда его сопровождали титулом «убийца душ». Может показаться, что Шезму был жестоким божеством загробного мира, однако он был весьма полезен для мёртвых. Хотя он был суровым палачом зла, он также был и великим защитником добродетелей. Для Шезму совершали подношения в виде красного вина за тех, кто умер. Помимо вина, он отвечал за вполне земные объекты, такие как масла для бальзамирования и благовония. (

Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.
7 января — день, посвящённый богине и связанный с увеличением солнечного дня.
Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.

Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.


В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Также, согласно некоторым источникам, Сехмет является темной стороной богини кошек Баст.

Богиня Сехмет в древнем искусстве

Современный арт, хоть и не полностью соответствует древнему представлению, но не менее интересен


Sekhmet, a lion headed Egyptian Goddess

Похожие статьи