В греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона или змеи; порождение Тифона и Эхидны. Из пасти чудовища вырывался огонь, которым оно уничтожало дома и посевы жителей Ликии.
Считалось, что Химера обитала в труднодоступных горах отдаленной ликийской провинции. Ни один человек не решался близко подходить к её жилищу, окружённому разлагающимися тушами обезглавленных животных. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить Химеру, но ни один воин не вернулся живым из похода.
Вскормил Химеру ликиец Амисодар. Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Энеиды». Там написано, что она была божественного происхождения — перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь.
Голова льва, брюхо козы и хвост змеи — таково самое естественное её описание, содержащееся у Гомера, однако «Теогония» Гесиода приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V в. Посередине хребта у неё козья голова, на одном конце змеиная, на другом — львиная.
Убил её, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт. Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного Пегаса. подлетел к логову чудовища и увидел на земле существо размером с лошадь, которое изрыгало пламя и угрожающе рычало так, что воздух вокруг сотрясался. Сняв с плеча лук, Беллерофонт выпустил в Химеру все стрелы и смог уничтожить грозного врага. После этого он спустился в долину, отрубил у Химеры головы и доставил одну из них царю Ликии.
В шестой песне «Энеиды» снова появляется «огнедышащая Химера»; комментатор Сервий Гонорат отмечает, что, по мнению всех авторитетных учёных, чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. Согласно Страбону, ущелье Химера в Ликии находилось между горами Краг и Антикраг. Ныне этим местом считают район близ турецкой деревни Чирали, где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения.
По интерпретации, химера — это вероломная женщина, у которой было два брата: Лев и Дракон. По другим, это гора, от которой отражались солнечные лучи, а Беллерофонт разрубил её. По ещё одной интерпретации, это начальник пиратского корабля по имени Химар, у которого на носу изображение льва, на корме дракона, а посередине — змеи.
В Средние века под химерами подразумевались Горгульи, в наше время в обиходе часто химерами называют монстров и мутантов всех возможных и невозможных видов, а также неосуществимые мечты и фантазии.
Также химерами называются «…животные или растения, разные клетки которых содержат генетически разнородный материал, в отличие от обычных организмов, у которых каждая клетка содержит один и тот же набор генов. Химеры являются частным случаем мозаицизма. Возникает в результате мутаций, рекомбинаций, нарушения клеточного деления».
Голова льва, брюхо козы и хвост змеи — таково самое естественное её описание, содержащееся у Гомера, однако «Теогония» Гесиода приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V веком. Посредине хребта у неё козья голова, на одном конце змеиная, на другом — львиная. Либо это чудовище о трёх головах на одном теле.
По интерпретации, это вероломная женщина, у которой было два брата: Лев и Дракон. По другим, это гора, от которой отражались солнечные лучи, а Беллерофонт разрубил её. По ещё одной интерпретации, это начальник пиратского корабля по имени Химар, у которого на носу изображение льва, а на корме дракона, а посередине — змеи.
Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ. при этом считается, что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей.
Источники: maxvoloshin.ru, vk.com, otvet.mail.ru, www.medfirms.ru, crosswords.coolreferat.com
Одиссей и Алкиной
Танец кенгуру
Дива-Додола
Гибель Содома и Гоморры
Лемурийцы – исчезнувшая цивилизация
Статуи острова Пасхи вот уже долгое время будоражат воображение всего мира, напоминая об исчезнувшей цивилизации лемурийцев. Сотни гигантских статуй...
Лидский замок в Беларуси
Известный в Беларуси памятник архитектуры XIV века — Лидский замок ежегодно посещают десятки тысяч туристов. Это уникальное сооружение находится...
Россия в 20 веке
Россия относилась ко второму эшелону стран, вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, ...
Крейсер «Петр Великий»
Начался четвертый этап первой в истории операции по вывозу химического оружия. Флагман Северного флота тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» ...
Тсолидо Хиллс - холмы древних богов
Калахари - одно из самых засушливых мест на Земле, а расположилась пустыня на юго-западе Африки. Огненно горячий песок и дюны...
Запорожье - столица казачества Малой Руси
Своими достопримечательностями крупный административный центр на юге Украины ничем не уступает заграничным красотам. Вы можете смело покупать билет до Запорожья, чтобы...
Химера - существо, которое поражает воображение современного человека и вводило в ужас людей, миллионы лет назад. Чудовище с головой льва, хвостом в виде змеи, а туловищем козы обладало чрезвычайной гибкостью, скоростью и силой. Рожденная, матерью - змеей Ехидной и отцом - драконом Тифоном, она обладала особенными жестокостью и хитростью.
По сведениям дошедшим до наших дней, можно сделать вывод, что огнедышащее существо состоящее из нескольких животных было сделано словно из камня. Ее невозможно было победить ни в честном бою, не обхитрить. Люди и звери гибли тысячами. Место обитания чудовища было в высоких горах Ликии.
Все окрестные земли не просто уничтожены химерой, а выжжены до пепла. Миллионы трупов животных и воинов устилали подножие страшной горы. Монстр - мутант, химера, не перемещалась на далекие расстояния. Пищу она искала себе на близлежащих землях. Тем не менее, на тысячи километры вокруг, земли были опустошены.
Гибель химеры
Согласно одной древнегреческой легенде причиной гибели это страшного и непобедимого существа стал обыкновенный деревенский юноша. Однако стоит отметить, что ему покровительствовали Боги, которые были абсолютно бессильны в борьбе с изворотливой и бессмертной химерой. Как гласит легенда юношу Беллерофонту, отважившемуся сразиться с трехглавым чудовищем, Боги подарили крылатого коня Пегаса.
Беллерофонт не обладал физической силой, но был достаточно крепок духом. Когда множественные стрелы, выпущенные им в химеру, не возымели действия, он метнул в нее последнее оставшееся оружие - копье. Оно стало расплавляться в пасти огнедышащего чудища. Химера стала слабеть, пока совсем не испустила дух. Ликованию людей и Богов не было предела. Чудовище побеждено.
Создание химер Алхимиками
Не менее ужасающих монстров создавали в древние времена и Алхимики. Если древнегреческая химера, представляла собой трехглавое огнедышащее чудовище - мутант, из льва, козы и змеи, то создаваемые людьми, они могли быть разными. В записях Алхимиков были указаны сведения о скрещивании домашних и диких животных. "Искусственно" созданных химер содержали в клетках и они, якобы полностью находилась в подчинении своего хозяина.
Многие легенды свидетельствуют о существовании химер - людей, причем по женскому образу. Один Алхимик, скрестил свою собственную жену с лошадью. Химера - жена, могла думать, говорить, рассуждать. Однако, что-то пошло не так и существо скоро погибло. Тогда, озабоченный своими опытами ученый, скрестил с собакой дочь. История умалчивает зачем ему это было нужно. Ведь кроме награды и денег рассчитывать было не на что. Спустя некоторое время, молодой человек сумасшедший казнен.
Рыба Химера
Такие рыбы, а их около 50 видов, обитают на глубинах, более 2,5 км. Ученые называют их предками современных акул, ведь по некоторым внешним данным, они вполне похожи. Достигая 1,5 метра в длину, рыбы - химеры обладают мощными челюстями и ядовитыми плавниками. Питаются более мелкой рыбой и крабами, даже не брезгуют своими молодыми сородичами. Окрас у этой рыбы многообразен, но преобладает серый оттенок с крапинками. Так что древнегреческая мифическая химера, в определенной степени все же имеет последователей и в настоящие времена.
Возможно или нет воскрешение химеры - монстра?
Почему бы и нет? Ведь если много веков назад, у алхимиков получалось создавать подобных человекозверей, то почему современным ученым это не под силу. Здесь вопрос в этичности и безопасности для окружающих. Хотя, возможно, где-то далеко от цивилизации, в самых отдаленных и непроходимых местах нашей планеты, подобные существа все же живут. Может они и не такие мифические и вымышленные...
Химера - мифическое существо. По древнегреческому описанию это чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. Также древнегреческая химера была огнедышащей и, по некоторым версиям, имела белые крылья и могла летать. Впервые появилась в шестой песне "Илиады" и ей было присвоено божественное происхождение.
В одной из легенд говорилось о юноше по имени Беллерофонт, который сразился с огнедышащим чудищем и победил его. Конечно же, шкуру Химеры невозможно было пробить, но греческий герой поступил иначе - он протолкнул копье в горло чудовища, когда то готовилось изрыгнуть огонь. От жара наконечник оружия расплавился, и свинец протек в глотку существа, прожигая внутренности. Так человеческая хитрость победила мифическое чудище.
Однако, со временем образ химеры ассоциировался у людей не с божеством. Существует понятие "химерическое" - невозможное, не сочетаемое. Сегодня в словаре можно встретить химеру как "пустой вымысел, ложная идея".
Другие описывают химеру как своеобразного трехглавого дракона. Туловище полностью драконье, однако в этой версии наиболее интересна другая сторона: головы. Здесь голова "кошки" (А точнее, либо голова льва, либо несуществующего животного, явно принадлежащему к семейству кошачьих) находится межу двух голов дракона, одна из которых имеет черную окраску, а другая - ту же, что и туловище, либо окраску оттенков зеленого цвета. В данной версии идет явный акцент на разделение "добра" и "зла", охрану этой границы и соблюдения так называемого мирового равновесия.
Третьи считают химерой любое вымышленное животное, сочетающее в себе части тела от реально существующих. В интернете можно встретить изображение зайца с гусиными крыльями и оленьими рогами. Группа согласных с этой точкой зрения самая многочисленная. Возможно, из-за высокого уровня неграмотности.
Название "Химера" можно встретить в одноименном фильме. Там химерой является результат опыта: девочка, в которой "скрестили" гены человека и животных. Это фактически машина для убийства: ловкое, сильное существо, способное пользоваться своими возможностями с невероятной хитростью.
Также химеры встречаются в некоторых компьютерных играх. Ярчайшим примером является немалоизвестный "сталкер". Там химера представляет собой существо с дублирующимися органами, двумя головами и очень прочной кожей. В других играх (как и для немалого количества людей) это были в большинстве своем видоизмененные животные, что противоречит изначальному облику существа: "смеси" разных животных.
Но вернемся к изначальной, древнегреческой версии. Почему именно лев, коза и змея?
Лев. Первая мысль при этом слове: сила, гордость, благородство... Возможно, это олицетворение чего-то доброго, светлого в образе. Змея - полная противоположность льву. У многих она ассоциируется с подлостью, обманом. Это тьма в образе. Самым труднообъяснимым является образ козы. Я считаю, она олицетворяет своеобразную нейтральную сторону... первая ассоциация со словом "коза" - "козье молоко", тоесть, в более широком понятии, еда.
Как это можно совместить в образе химеры и как его растолковать? Лев и змея. Голова и хвост. Вечная тема "добро сильнее зла". Однако, они находятся в одном теле, что значит, потеря одного приведет к утрате другого. И правда, если исчезнет зло, что тогда называть добром? Коза. Видимо, она является тем, что не дает одержать победу ни добру, ни злу, сохраняя тем самым "мировой баланс".
В греческой мифологии химера («коза») – чудище, побежденное героем Беллерофонтом. Упоминания о ней находим у древних авторов. Гомер сообщает, что это огнедышащее чудовище, «спереди выглядит, как лев, имеет тело козы и хвост змеи». Гесиод также говорит о том, что химера извергает огонь, и описывает ее как «существо ужасное, огромное, быстроногое и сильное. У нее три головы: одна – львиная, другая козья, а третья – змеиная, голова кровожадного дракона». В греческом искусстве химера обычно изображалась с туловищем льва, головой козы и змеиным хвостом.
Со временем химера стала ассоциироваться с рядом существ, «собранных» из частей тела различных животных и человека. Примером этого служит описание химеры у исследователя XVIII века Коутса: «Существо с лицом прекрасной девушки, передними лапами и грудью льва, туловищем козла, задними лапами грифона и хвостом змеи». В современном языке химера в переносном смысле часто означает нереальную мечту или безумную идею.
И Гомер, и Гесиод верили в божественное происхождение химеры. Согласно Гесиоду, ее матерью была Ехидна – наполовину девушка «с горящими глазами и бледными щеками», наполовину ужасная огромная змея. Отцом химеры был Цифей – младший сын Геи и Тартара. Цифей описывается как чудовище «выше любой из гор», с огромными крыльями, огненными глазами, лапами дракона и хвостом гадюки. У химеры были не менее замечательные братья: хранитель подземного царства пес Цербер и двухголовый пес Орт, охранявший стада Гериона.
Однако это не единственная версия происхождения химеры. По другим источникам, ее отцом был Орт, а матерью – многоголовая Гидра. Впрочем, каково бы ни было ее происхождение, это, безусловно, одно из древнейших мифических чудовищ, постоянно боровшихся с богами олимпийцами за власть во Вселенной.
В античной литературе помимо Гомера и Гесиода к образу химеры обращались Еврипид, Овидий и Вергилий. В «Энеиде» химера предстает как одно из ужасных чудовищ, которых царь Эней встречает в подземном мире.
Уже в древности некоторые ученые пытались связать ее происхождение с ликийским вулканом Янар. Сервий, комментатор Вергилия, пишет, что из жерла вулкана вырывалось пламя, у его вершины жили львы, на склонах паслись козы, а у подножия гнездились змеи: все это вместе, мол, сложилось в образ монстра. А Плутарх полагал, что источником возникновения мифа о химере послужили пиратские корабли, украшенные изображениями змеи, льва и козы.
Считалось, что химера обитала в труднодоступных горах отдаленной ликийской провинции. Ни один человек не решался близко подходить к ее жилищу, окруженному разлагающимися тушами обезглавленных животных. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить монстра, но ни один воин не вернулся живым.
Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного крылатого коня Пегаса, подлетел к логову чудища и увидел на земле существо размером с лошадь, изрыгавшее пламя и грозно рычавшее так, что воздух вокруг сотрясался. Беллерофонт поразил химеру стрелами. Но ее так просто было не убить. И тогда юноша бросил копье со свинцовым наконечником прямо в ее пасть. Вырвавшийся из глотки огонь расплавил свинец, тот сжег внутренности химеры, и она погибла… Отныне ее место – в подземном царстве. Время от времени химера напоминает о себе языками пламени.
Сцены битвы с химерой запечатлены на вазах из Коринфа и Аттики. На аттических амфорах львиная и козлиная головы химеры расположены на противоположных частях ее туловища и смотрят в разные стороны. На знаменитой бронзовой фигуре V века, найденной в Италии, химера представлена в виде льва со змеиным хвостом и головой козы на спине.
В Средневековье изображения химеры часто встречаются на боевых щитах, в мозаиках на религиозные мотивы, на иллюстрациях к Библии. Франческо ди Джорджио и Питер Пауль Рубенс посвятили битве Беллерофонта с химерой живописные полотна. Название «Химера» носит картина французского художника XIX века Постава Моро. Она отражает новый смысл этого слова: на полотне нет изображения классического чудовища, здесь это скорее олицетворение ночных кошмаров и порочных желаний. Сам Моро говорил, что его работа посвящена «химерным снам о бедствиях, боли и смерти».
В литературе нового времени, например в произведении Гюстава Флобера «Искушение святого Антония», изображена химера-«фантазия», зеленоглазое существо, которое лает и извергает огонь из ноздрей и ведет беседу со Сфинксом– «реальностью». Характер беседы символизирует неустранимый разрыв между реальностью и мечтой. В пьесе «Цирк доктора Лао» Чарльза Финнея химера показана как лев с орлиными крыльями и хвостом дракона, а сам герой романа доктор Лао утверждает, что она не может очищать желудок естественным путем и вынуждена сжигать остатки пищи внутри тела – отсюда и огонь, вырывающийся из пасти.
Вероятно, самое знаменитое изображение химер можно видеть на фасаде собора Парижской Богоматери. Это фантастические, зачастую уродливые существа имеющие тело обезьяны и крылья летучих мышей, воплощающие человеческие грехи и злые силы. В галерее химер находятся фигуры демонов, монстров и сказочных птиц. Знаменитые химеры прячутся за выступами на верхней площадке у подножия башен и свисают над городом, слегка оскалившись.
Наиболее известная химера – Стрикс, «ночная птица», крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, которая, по преданию, питалась кровью новорожденных младенцев. В народе существует поверье, будто стриксы своим ядовитым молоком отравляют детей. Римляне опасались этих ночных духов, напоминающих вампиров. Любопытно, что химеры и все фигуры Нотр-Дама обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографироваться – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.
Наконец, с точки зрения современной психологии, химера олицетворяет «темную», подсознательную сторону человеческого существа, с которым сражается мужское Я. Такие монстры не менее важны, чем герои. Если подсознательное убивают или грубо подавляют, даже «герой» может потерять человеческое лицо, и тогда его, как честолюбивого Беллерофонта, ожидает божественная кара. Следует опасаться химеры и даже сражаться с ней, однако не стоит тешить себя мыслью, что ее можно когда-нибудь окончательно победить.
Из книги Домовые, русалки и другие загадочные существа автора Пернатьев Юрий СергеевичХимера В греческой мифологии химера («коза») – чудище, побежденное героем Беллерофонтом. Упоминания о ней находим у древних авторов. Гомер сообщает, что это огнедышащее чудовище, «спереди выглядит, как лев, имеет тело козы и хвост змеи». Гесиод также говорит о том, что
(по-гречески chimaira - коза)
1) В греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона или змеи; порождение Тифона и Эхидны. Из пасти чудовища вырывался огонь, которым оно уничтожало дома и посевы жителей Ликии.
Считалось, что Химера обитала в труднодоступных горах отдаленной ликийской провинции. Ни один человек не решался близко подходить к её жилищу, окружённому разлагающимися тушами обезглавленных животных. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить Химеру, но ни один воин не вернулся живым из похода.
Вскормил Химеру ликиец Амисодар. Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Энеиды». Там написано, что она была божественного происхождения - перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь.
Голова льва, брюхо козы и хвост змеи - таково самое естественное её описание, содержащееся у Гомера, однако «Теогония» Гесиода приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V в. Посередине хребта у неё козья голова, на одном конце змеиная, на другом - львиная.
Убил её, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт. Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного Пегаса , подлетел к логову чудовища и увидел на земле существо размером с лошадь, которое изрыгало пламя и угрожающе рычало так, что воздух вокруг сотрясался. Сняв с плеча лук, Беллерофонт выпустил в Химеру все стрелы и смог уничтожить грозного врага. После этого он спустился в долину, отрубил у Химеры головы и доставил одну из них царю Ликии.
В шестой песне «Энеиды» снова появляется «огнедышащая Химера»; комментатор Сервий Гонорат отмечает, что, по мнению всех авторитетных учёных, чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной горы. Согласно Страбону, ущелье Химера в Ликии находилось между горами Краг и Антикраг. Ныне этим местом считают район близ турецкой деревни Чирали, где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения.
По интерпретации, химера - это вероломная женщина, у которой было два брата: Лев и Дракон. По другим, это гора, от которой отражались солнечные лучи, а Беллерофонт разрубил её. По ещё одной интерпретации, это начальник пиратского корабля по имени Химар, у которого на носу изображение льва, на корме дракона, а посередине - змеи.
Также, химеры находилось на сикионских монетах.
В Средние века под химерами подразумевались Горгульи, в наше время в обиходе часто химерами называют монстров и мутантов всех возможных и невозможных видов, а также неосуществимые мечты и фантазии.
Также химерами называются «…животные или растения, разные клетки которых содержат генетически разнородный материал, в отличие от обычных организмов, у которых каждая клетка содержит один и тот же набор генов. Химеры являются частным случаем мозаицизма. Возникает в результате мутаций, рекомбинаций, нарушения клеточного деления».
2) В изобразительном искусстве характерные для готики скульптурные изображения фантастических чудовищ, олицетворяющих пороки, силы зла и т.п., составляющие часть убранства соборов. Особенно известны химеры у оснований башен собора Парижской Богоматери .
3) В переносном смысле - необоснованная, несбыточная мечта, фантазия.
|