- Морские станции
- Речные станции
- Прочие
Морское радиооборудование – оборудование, предназначенное для охраны человеческой жизни на море, обеспечения безопасности мореплавания, управления работой флота и передачи общественной и частной корреспонденции. Для эффективного использования радиооборудования на судах необходимо знать его принципы построения, технические характеристики и особенности эксплуатации. В зависимости от района плавания к морскому радиооборудованию выдвигаются различные требования.
А1 – в зоне действия береговых УКВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ.
А2 – в зоне действия ПВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ, исключая район А1.
А3 – в зоне действия спутников ИНМАРСАТ, исключая районы А1 и А2.
А4 – за пределами районов А1, А2, А3.
Таким образом, радиооборудование на судне состоит из трех комплексов: аппаратура УКВ-диапазона, аппаратура ПВ/КВ-диапазона и судовая земная станция (СЗС) системы ИНМАРСАТ. Вне зависимости от районов плавания на каждом судне должны быть установлены: УКВ-радиоустановка, РЛО (радиолокационный маяк-ответчик), приемник НАВТЕКС, АРБ (аварийный радиобуй), портативные аварийные УКВ-радиостанции.
Радиооборудование на судне должно удовлетворять требованиям ГМССБ, указанным в правилах РМРС (Российского Морского Регистра Судоходства) и РРР (Российского Речного Регистра). На каждом судне должен быть размещен запасной источник питания, с помощью которого радиооборудование могло бы обеспечивать связь при бедствии в случае поломки или повреждения главного и аварийного источников энергии. При переходе от одного источника питания к другому, должна срабатывать световая и звуковая сигнализации. Для работы и ремонта оборудования предоставляется техническое обслуживание, которое выполняет следующие процедуры: доставка до места установки, хранение (при необходимости) и установка. Все эти этапы должны выполняться в соответствии с инструкциями в технической документации.
Качество радиооборудования представляет собой совокупность показателей, определяющих его соответствие современным требованиям науки и техники. К показателям качества прибора относят надежность, эксплуатационные характеристики, экономичность, безопасность, дизайн и т.д. Многие показатели имеют числовое значение и, по существу, определяют эффективность применения любого оборудования на судне.
На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее трех УКВ переносных станций и двух радиолокационных ответчиков. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - две станции и 1 РЛО. Также рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приема факсимиле.
В каталоге товаров компании Вы можете ознакомиться с различными моделями и марками мировых производителей радиооборудования и сделать необходимый заказ.
- Компасы гироскопические
- Компасы магнитные
- Картплоттеры
- Лаги
- Метеодатчики
- Приемники ГНСС GPS/GLONASS
- Радиолокационные станции
- Репитеры
- СКДВП (BNWAS)
- Регистраторы данных рейса РДР/У-РДР
- Автоматическая идентификационная система (АИС)
- Системы приема внешних звуковых сигналов
- Сонары
- Спутниковый компас
- Эхолоты
- Авторулевые
- Электронная картография
- FleetBroadband
- Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО)
- Iridium (Иридиум)
- Спутниковое телевидение
- Терминалы BGAN
- Терминалы VSAT
Спутниковая связь на море в настоящее время является важным средством сообщения с берегом. Спутники различных операторов создают большое покрытие земной поверхности, что обеспечивает связь из любой точки земного шара.
На судах, поднадзорных классификационным сообществам, используется как обязательное к установке спутниковое оборудование, так и как дополнительное. На небольших судах, катерах, яхтах, спутниковое оборудование используется по усмотрению владельцев и в основном для выхода в интернет.
Типы оборудования:
Терминалы Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО) – это морское спутниковое оборудование, обязательное для установки на пассажирские, коммерческие и грузовые суда с районами плавания А2, А3, А4.
- Судовая Система Охранного Оповещения - позволяет отправлять скрытый сигнал тревоги в случае нападения на судно. ОСДР или LRIT - это система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.
- Терминалы FleetBroadband – это оборудование морской системы спутниковой связи, дающие широкополосный выход в интернет, обеспечивающие спутниковую телефонную связь, передачу SMS сообщений.
- VSAT – оборудование, обеспечивающее высокоскоростную передачу данных через спутниковый интернет, что позволяет организовывать даже видеоконференции на борту.
Так же для этих целей используются терминалы BGAN, отличающиеся от оборудования FBB и VSAT компактностью, мобильностью и скоростью связи.
Из узкоспециализированного спутникового морского оборудования на судах используются: станция спутниковой связи, антенна приема TV сигнала и, для дальних районов плавания и телефоны, работающие через спутниковые системы связи таких операторов, как Iridium, Inmarsat и Thuraya.
- Кренометры
- Системы автоматики NAVIS
- Системы автоматики Praxis
- Системы автоматики МРС
- Системы контроля расхода топлива
- Датчики
- Системы автоматики АБС
- Системы автоматики Валком
1. Обслуживание, сервис и ремонт судовой электроавтоматики:
- автоматика систем дистанционного управления главных двигателей;
- автоматика судовых электростанций;
- ремонт и настройка систем ГЭУ;
- ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей (Wartsila, MAN, MAK, SKL);
- ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации вспомогательных и аварийных дизель-генераторов (Volvo Penta, Scania, Deutz, CAT).
2. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования общесудовых систем:
- ремонт, наладка рулевых устройств и автоматики авторулевых;
- ремонт, наладка, комплексная проверка систем пожарной сигнализации;
- автоматика котельного оборудования;
- автоматика систем топливоподготовки;
- автоматика систем водоподготовки;
- автоматика систем очистки сточных вод.
3. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования палубных механизмов.
4. Разработка и согласование проектной документации при модернизации и переоборудовании судовых систем автоматики.
5. Капитальный, средний и текущий ремонт электродвигателей и генераторов любой мощности. Ремонт и настройка системы возбуждения генераторов, настройка параллельной работы генераторов.
- Гарнитуры и трубки
- Гидростаты
- Запасные части для КВУ
- ЗИП для гирокомпасов
- ЗИП для тифонов
- Магнетроны
- Преобразователи и распределители
- Системы безбатарейной связи
- Системы пожарной безопасности
- Судовые дисплеи и ПК
- Судовые тифоны
- Элементы питания (АКБ)
- Блоки Питания
- Дополнительные блоки
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для изучения технических данных и принципов работы установки пожарной сигнализации УПС-ТПС, выпускаемой по ТУ 4371-005-21333071-2006 (взамен ТУ 316-0909.0031-97), а также содержит сведения, необходимые для её правильной эксплуатации в составе защищаемых объектов.
В тексте приняты следующие сокращения:
УПС-ТПС - установка пожарной сигнализации для тягового подвижного состава;
ППКП – прибор приемно-контрольный пожарный;
ТС - табло сигнальное;
ЛС – линия пожарной сигнализации (шлейф);
ИПК-ТУ - извещатель пожарный комбинированный;
ИПК-ТУ исп. М - извещатель пожарный комбинированный;
БС - блок сопряжения;
ДТК – датчик тепловой контактный;
КППИ – комбинированный прибор проверки извещателей.
ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Описание и работа установки
1.1.1 Назначение установки
1.1.1.1 Установка пожарной сигнализации для тягового подвижного состава УПС-ТПС предназначена для обнаружения пожарных ситуаций в помещениях железнодорожного тягового подвижного состава - электровозов и тепловозов, а также пассажирских и грузовых вагонах, выдачи внешней звуковой и световой сигнализации с указанием места загорания, а также передачи сигнала о пожаре по радиоканалу в автоматическом режиме через внешнюю бортовую радиостанцию.
1.1.1.2 Установка УПС-ТПС обеспечивает также контроль работоспособности линий сигнализации и пожарных извещателей. При возникновении неисправности установка УПС-ТПС выдает световой и звуковой сигналы «Неисправность» с указанием неисправной линии сигнализации и вида неисправности: «Обрыв», «Короткое замыкание». Исправность извещателя контролируется по наличию пульсирующего свечения встроенного в извещатель светодиода.
1.1.2 Технические характеристики (свойства)
1.1.2.1 Количество ЛС, подключаемых к ППКП установки - от 1 до 6.
1.1.2.2 Количество извещателей, подключаемых в одну ЛС:
Комбинированных типа ИПК-ТУ - до 10 шт.;
Блоков сопряжения БС - 1 шт..
1.1.2.3 Количество датчиков ДТК1.02 (ДТК2.02), подключаемых к одному блоку БС - от 1 до 20 шт., количество датчиков исполнений ДТК 2(1).13, ДТК 2(1).14, подключаемых непосредственно к ЛС, также до 20 шт.
1.1.2.4 Питающее напряжение - бортовая сеть электровоза или тепловоза с параметрами:
Напряжение - 24 В + 10 %, 27 В + 20 %, 50 В + 20 %, 75 В + 30 %, 110 В + 30 %;
Род тока – выпрямленный пульсирующий, с размахом пульсации до 100% при частоте до 100 Гц.
Просадки напряжения сети длительностью 2 - 3 сек до 0,5 номинального значения;
Импульсные перенапряжения амплитудой 0,8 кВ длительностью 100 мксек.
1.1.2.5 Потребляемая мощность в дежурном режиме не более 20 ВА.
1.1.2.6 Габаритно-установочные размеры изделий установки, мм, не более:
прибора ППКП –302 Х 246 Х 159;
табло ТС – 255 Х 164 Х 55;
БС (метал. корп.) – 205 Х 195 Х 60;
БС (пластмас. корп.) – 190 Х 160 Х 58;
ИПК-ТУ - 140 Х 114 Х 132
ИПК-ТУ исп. М – Æ118мах ´160´96;
ДТК – 102 х 80 х 65.
1.1.2.7 Масса изделий установки, кг, не более:
ППКП - 5 кг;
ТС – 1,8 кг;
БС (метал.корпус) – 1,5 кг;
БС (пластмас.корпус) – ~0,4 кг;
ИПК-ТУ – 0,6 кг;
ИПК-ТУ исп.М – 0,34 кг.;
ДТК - 0,125 кг.
1.1.2.8 По устойчивости к климатическим воздействиям установка соответствует группе У2 по ГОСТ 15150.
1.1.2.9 По устойчивости к механическим воздействиям установка соответствует группе М25 по ГОСТ 17516.1.
1.1.2.10 Порог срабатывания ДТК1 соответствует температуре (70+ 6) о С. Порог срабатывания ДТК2 соответствует температуре
(90 -6) о С. Инерционность срабатывания датчика при достижении температурой воздуха порога срабатывания не более 5 сек с момента воздействия на ДТК температуры.
1.1.2.11 Порог срабатывания ИПК-ТУ или ИПК-ТУ исп.М:
ü по дыму от 0,05 дБ/м до 0,2 дБ/м. Для тягового подвижного состава допускается диапазон от 0,11 дБ/м до 0,58 дБ/м (от 2,5 до 12,5 %/м оптической плотности воздуха). По заданию заказчика возможна настройка извещателя на требуемый порог срабатывания по дыму в диапазоне от 0,05 до 2,0 дБ/М в соответствии с таблицей:
Инерционность срабатывания – не более 5 сек. С момента попадания дыма в извещатель
ü по скорости роста температуры окружающего воздуха – не менее 5 о С/мин, температура воздуха (72 + 8) о С для исполнения Т *
*Чувствительность извещателей может меняться по требованию заказчика
1.1.2.12 Установка обеспечивает:
Выдачу сигналов «Пожар» при срабатывании извещателя в любой из ЛС. Сигнал выдается во внешние цепи в виде замыкающих контактов реле, обеспечивающих протекание тока до 2 А при напряжении на контактах до 220 В;
Выдачу сигналов «Норма» и «Неисправность» аналогичными контактами реле во внешние цепи;
Передачу сигнала «Пожар» по радиоканалу в автоматическом режиме на бортовую радиостанцию;
Выдачу до шести сигналов «Пожар 1», «Пожар 2»,...,«Пожар 6» для включения установки пожаротушения с выхода ППКП во внешние цепи при срабатывании извещателя в соответствующей ЛС. Сигналы выдаются в виде замыкания контактов реле: ток 0,1 А напряжение до 36 В;
выдачу световых и звуковых сигналов «Пожар» и «Неисправность» как на ППКП, так и на 2-х подключаемых ТС. Длина кабеля подключения ТС - до 20 м.
1.1.3 Состав установки
1.1.3.1 Состав установки определяется комплектностью поставки.
1.1.3.2 В состав комплекта поставки входят:
Наименование | Обозначение | Кол.шт. | Примечание |
Прибор приемно-контрольный пожарный ППКП | МЕКЮ.425529.005 | ||
Табло сигнальное ТС | МЕКЮ.425548.021-01 | ||
Блок сопряжения с датчиком в комплекте (ДТК1.02 или ДТК2.02) | МЕКЮ.468353.002 (в метал. корпусе) | Количество в зависимости от заказа | |
МЕКЮ.468353.012 (в пластмас. корпусе) | |||
Датчик пожарный тепловой ДТК 1.13 | МЕКЮ.425214.006-1.13 | Количество в зависимости от заказа ТУ4371-004-21333071-05 | |
МЕКЮ.425214.006-2.13 | |||
Датчик пожарный тепловой ДТК 1.14 | МЕКЮ.425214.006-1.14 | ||
Датчик пожарный тепловой ДТК 2.13 | МЕКЮ.425214.006-2.14 | ||
Извещатель пожарный комбинированный ИПК-ТУ-00 | МЕКЮ.425213.002 | Количество в зависимости от заказа ТУ4371-002-21333071-96 | |
Извещатель пожарный тепловой ИПК-ТУ-Т-01 | МЕКЮ.425213.002-03 | ||
Извещатель пожарный тепловой ИПК-ТУ-02 | МЕКЮ.425213.002-02 | ||
Извещатель пожарный комбинированный ИПК-ТУ-03 | МЕКЮ.425213.002-01 | ||
ИПК-ТУ исп. М 212/102R1 | МЕКЮ.425213.003-01 | ||
ИПК-ТУ исп. М 212 | МЕКЮ.425213.003-02 | ||
ИПК-ТУ исп. М 212/114 А3 | МЕКЮ.425213.003-03 | ||
ИПК-ТУ исп. М 212/114 С | МЕКЮ.425213.003-04 | ||
ИПК-ТУ исп. М 212/114 А3/102R1 | МЕКЮ.425213.003-05 | ||
ИПК-ТУ исп. М 212/114С/102R1 | МЕКЮ.425213.003-06 | ||
ИПК-ТУ исп. М 114 А3 | МЕКЮ.425213.003-07 | ||
ИПК-ТУ исп. М 114 С | МЕКЮ.425213.003-08 | ||
ИПК-ТУ исп. М 102R1 | МЕКЮ.425213.003-09 | ||
ИПК-ТУ исп. М 114 А3/102R1 | МЕКЮ.425213.003-10 | ||
ИПК-ТУ исп. М 114 С/102R1 | МЕКЮ.425213.003-11 | ||
Инструменты и расходные материалы | Ключ торцевой | ||
Ответные части разъёмов (кабельные): | Количество в зависимости от заказа ГЕО.364.126 ТУ | ||
Розетка ОНЦ-РГ-09-10/22-Р12 | |||
Вилка ОНЦ-РГ-09-10/22-В12 | |||
Вставка плавкая ВП-1-1 | |||
Диод КД 522 | |||
Руководство по эксплуатации | МЕКЮ.425629.005 РЭ | 1 экз. |
Таблица исполнений извещателя пожарного ИПК-ТУ – Приложение И,
Таблица исполнений ДТК – Приложение К.
1.1.3.3.По отдельному заказу в комплект поставки включается ЗИП в составе:
* Количество ЗИП по позициям может изменяться при заказе и указываться в графе «Прим.»
1.1.4 Устройство и работа
1.1.4.1 Основным элементом установки является прибор ППКП. К шести взаимонезависимым ЛС ППКП подключаются пожарные извещатели ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп. М) и (или) блоки сопряжения БС и датчик ДТК.
Блоки сопряжения, в свою очередь, служат для подключения ДТК. Для обеспечения контроля ситуации на объекте непосредственно на рабочем месте машиниста устанавливается сигнальное табло ТС, которое подключается к ППКП. При наличии в электровозе двух кабин машиниста, к прибору подключаются два ТС, работающих одновременно. ППКП и ТС обеспечивают выдачу световой и звуковой сигнализации о пожаре и неисправности. Для оперативного отключения указанных сигналов на ТС и на ППКП предусмотрены специальные органы управления (кнопки). Для включения установок пожаротушения по шести выходам ППКП выдаются сигналы в виде замыкающего контакта реле при
возникновении сигнала о пожаре в соответствующей ЛС. Общая схема подключений установки приведена в Приложении З.
1.1.4.2 Конструкция приемно-контрольного прибора (Приложение А.) состоит из корпуса, на передней панели которого размещены органы управления и световые индикаторы. На нижней панели прибора размещены разъемы, к которым подключаются:
Бортовая сеть питания;
Линии сигнализации;
Линии выдачи сигналов «Пожар 1», «Пожар 2»,..., «Пожар 6»;
Линии питания установки и выдачи общих сигналов «Пожар», «Неисправность», «Норма»;
Линии подключения двух выносных табло сигнальных ТС;
Линия связи с радиостанцией.
На передней панели имеется защитная крышка, под которой размещены органы управления, предназначенные для включения питания, отключения ЛС, для тестирования правильности работы установки. Кнопки сброса установки в исходное состояние и блокировки звуковых сигналов располагаются на передней панели открыто с целью обеспечения оперативного отключения указанных сигналов.
Внутри корпуса прибора располагаются электронные платы и громкоговоритель мощностью 0,5 Вт.
Для облегчения настройки и эксплуатации прибора, платы выполнены с разъемным электрическим соединением типа ГРПМ.
Всего в корпусе прибора располагается 6 плат:
Плата питания и внешней сигнализации предназначена для преобразования напряжения бортовой сети в стабилизированное напряжение питания установки 24В и 10В, а также для суммирования и выдачи во внешние цепи сигналов «Пожар», «Неисправность» и «Норма». Эти сигналы вырабатываются в виде замыкающихся контактов реле;
Плата управления ПУ, предназначена для выработки:
а) сигналов управления прибора «Сброс общий», «Сброс циклический 1с», «Сброс циклический 8с»;
б) сигналов во внешние цепи «Пожар ЛС1», «Пожар ЛС2»,... «Пожар ЛС6», предназначенных для включения установки управления пожаротушением, а также выработки звуковой сигнализации;
Плата индикации ПИ предназначена:
а) для формирования световой сигнализации:
1) НОРМА, ПОЖАР, НЕИСПР., ТЕСТ;
2) сигналов адресации события «Пожар» или «Неисправность», ЛИНИИ СИГНАЛИЗАЦИИ 1, 2, 3,..., 6;
3) индикации вида неисправностей линии сигнализации ОБРЫВ или КЗ;
б) для выдачи информации во внешние цепи и на ТС 1 и ТС 2 это: «Инф.1», «Синх.1», «Инф.2», «Синх.2»);
Плата обработки ПО предназначена для управления и обработки сигналов одновременно по трем линиям сигнализации. В приборе две такие платы, что обеспечивает обработку сигналов от извещателей и БС одновременно по шести линиям сигнализации. Плата обеспечивает определение обрыва и короткого замыкания в ЛС и срабатывание извещателя. При этом на выходе платы формируются сигналы «ЛС 1», 2», 3», показывающие, в какой ЛС произошло событие, и вид события ОБРЫВ, КЗ, Пожар.
Плата связи ПС предназначена для автоматической выдачи сигнала «Пожар» в радиоканал в виде НЧ-сигнала с частотой 2 кГц и амплитудой 1 В.
1.1.4.3 Принцип действия ППКП поясняется описанием работы отдельных его плат.
Основной платой прибора является плата обработки ПО. Принципиальная схема платы приведена на чертеже МЕКЮ.469445.016 ЭЗ. Плата состоит из трех независимых каналов М1, М2, М3 обработки сигналов по трем ЛС.
Канал обработки сигналов линии работает следующим образом. Напряжение питания, равное приблизительно 22 - 23 В, через резисторы R8, R16 и транзисторный ключ на VT2 подается в ЛС. Ключ управляется транзистором VT3. В открытом состоянии VT3 транзистор VT2 также открыт и подает в линию напряжение для питания пожарных извещателей. Если VT3 закрывается, то закрывается и VT2, и в линию подается нулевой потенциал через R2. Управление VT3 осуществляется импульсами «Сброс циклический 1» с периодом 1 сек и сигналом «Общий сброс». При срабатывании канала по сигналу «Пожар» от извещателей, «Сброс циклический 1» блокируется.
Срабатывание канала от извещателей происходит в случае превышения тока в линии более 15 мА. При этом открывается VT6, и на входе DD1.3 появляется высокий уровень сигнала. В результате счетчик DD4.1 по первому выходу переходит в состояние 1. Импульсом «Сброс цикл.1» напряжение в линии отключается, и подключенный к ней извещатель переводится в исходное состояние. Если сигнал «Пожар» повторяется, то счетчик DD4.1 переходит в состояние 1 по второму выходу. На четвертом сбросе извещателя и переходе его в состояние «Пожар», счетчик переходит в состояние 1 по четвертому выходу, встает на самоблокировку по входу С и отключает от управления линией сигнализации циклический сброс (элемент DD1.1). Сигнал циклического сброса «Сброс цикл.2» с периодом следования 8 сек блокируется сигналом «Пожар общ.» на плате управления ПУ. В результате данный канал ПО оказывается в режиме выдачи сигнала «Пожар» до нажатия кнопки СБРОС. При этом на вход R счетчика и на вход VT3 подаются управляющие импульсы, которые переводят в исходные состояния соответственно счетчик DD4.1 и извещатель, подключенный к данной ЛС.
При наличии короткого замыкания в линии (ток более 50 мА), срабатывает ключ, собранный на VT4, что, в свою очередь, приводит к срабатыванию триггера DD2.2. При этом блокируется вход счетчика DD4.1 («Пожар») и при помощи диода VD5 запирается выходной ключ линии на VT2.
Наличие обрыва в ЛС определяется при помощи селектора импульсов отрицательной полярности в линии, собранного на транзисторах VT1 и VT5. Для контроля обрыва ЛС в конце ее ставится диод, согласно схеме подключения (Приложение Ж). На плате управления вырабатываются импульсы отрицательной полярности, которые через свободный контакт тестовой кнопки ПОЖАР поступают на R1 и через диод VD3 в ЛС. Диоды VD3 служат для развязки питания линий сигнализации между собой.
При появлении отрицательных импульсов в ЛС эти импульсы селектируются по амплитуде и выдаются на вход триггера DD2.1. Сигналы с выходов триггеров DD2.1 и DD2.2 блокируются при помощи элементов DD3.1 и DD3.2 сигналом «Пожар Общ.».
Сигналы «Пожар», «Обрыв» и «КЗ» далее поступают для формирования обобщенных сигналов данной платы «Пожар Зв.», «Неисправность Зв.», «Обрыв», «КЗ», а также сигнала адреса данного канала «Вых. ЛС 1», который показывает, что в этом канале определено данное событие «Пожар» или «Неисправность».
Сигналы «Обрыв» и «КЗ» подаются на плату индикации для световой сигнализации о виде неисправности в линии.
Плата индикации ПИ (МЕКЮ.469445.015 ЭЗ) предназначена для формирования и индикации сигналов ПОЖАР, НЕИСПРАВНОСТЬ, НОРМА, ОБРЫВ, КЗ и сигналов адресации: ЛИНИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ 1, 2, 3, 4, 5, 6, а также светового сигнала ТЕСТ.
Кроме того, на плате формируются информационные и синхросигналы для передачи необходимой информации на выносные ТС. Сигналы «Инф.1», «Инф.2» идентичны, но подаются на ТС с различных выходов, обеспечивающих взаимонезависимую работу ТС. Состав сигналов следующий: второй разряд - информация о пожаре, первый разряд - неисправность, 3 - 8 разряды - информация о номере ЛС.
Для синхронизации работы ТС с ППКП служит тактовая последовательность «Синхр. 1, 2». Импульсы «Уст 1», «Уст 2» служат для определения первого разряда в передаваемой последовательности.
Плата управления ПУ (МЕКЮ.469445.017 ЭЗ) обеспечивает формирование сигнала «Сброс общий» DD1.3, DD3.5, DD3.6.
Общий сброс всех элементов ППКП в исходное состояние обеспечивается при включении источника питания ППКП или при нажатии на кнопку СБРОС на передней панели прибора.
Кроме общего сброса ПУ вырабатывает также сигналы циклического сброса элементов ПО «Сброс цикл.1» с периодом 1 с и «Сброс цикл.2» с периодом 8 с. Эти импульсы обеспечивают соответственно и сброс извещателей в ЛС, и сброс счетчиков накопления сигналов «Пожар» на плате ПО.
На плате управления формируются также сигналы на управление средствами пожаротушения. Эти сигналы «Пож.ЛС 1», «Пож. ЛС 2», ..., «Пож.ЛС 6» формируются в виде замыкающих контактов реле, общие выводы которых объединены. Для исключения возможности ошибочного включения средств пожаротушения сигналы управления блокируются кнопкой ТЕСТ.
На плате управления размещается также генератор звуковых сигналов на DA1 и DA2.
Плата питания и внешней сигнализации имеет в своем составе схемы преобразователя, стабилизации и внешней сигнализации. Она обеспечивает преобразование постоянного напряжения бортовой сети от 24 до 110 В и выдает в схему установки стабилизированное напряжение 24 В и 10 В, а также выдает во внешние цепи сигналы «Пожар», «Неисправность» и «Норма» в виде нормально разомкнутых контактов реле.
1.1.4.4 Табло сигнальное ТС (Приложение Б) предназначено для отображения информации (световой и звуковой) в кабине машиниста. При этом предусмотрена возможность управления с ТС установкой: сброс установки в исходное состояние и сброс звукового сигнала.
Конструктивно ТС выполнено в виде корпуса с откидывающейся вниз дверцей. На дверце размещены две платы: управления и индикации. На днище корпуса расположен штепсельный разъем, на который подаются все управляющие и информационные сигналы от ППКП. Разъем связан с платами гибким жгутом.
Принцип работы табло основан на дешифрации, запоминании и индикации состояний ППКП. В процессе дешифрации происходит преобразование последовательного кода в параллельный. В случае появления сигнала «Пожар» после сигнала «Неисправность», сигнал о неисправности сбрасывается, и сбрасываются триггеры ЛС, в которых была зафиксирована неисправность.
Функции табло распределены по двум платам. На плате управления табло (МЕКЮ.469455.002 Э3) размещен генератор звуковых сигналов DA1 и DA2 и схема его управления на DD1, DD3, DD4, DD6.1, DD6.2. Кроме того, на плате размещены схема управления дешифратором DD7.1, DD6.4, DD5.1, DD5.3 и схема формирования сигнала «Сброс».
На плате индикации табло размещены дешифратор DD1, триггеры DD3, DD4 и светодиоды индикации «Норма», «Линии сигнализации 1-6», «Неисправность», «Радиосвязь».
1.1.4.5 В качестве пожарных извещателей в установке применяются комбинированный извещатель ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп.М), искробезопасный блок сопряжения БС с ДТК1.02 или ДТК2.02, и ДТК 1.13 (1.14), ДТК 2.13 (2.14).
Извещатель ИПК-ТУ или ИПК-ТУ исп.М (Приложения Д и Д1) обеспечивает контроль задымленности (оптической плотности) и скорости нарастания температуры воздуха в месте установки извещателя. Оптический канал извещателя обеспечивает его срабатывание при оптической плотности воздуха от 0,05дБ/м до 0,2дБ/м (для тягового подвижного состава – от 0,11дБ/м до 0,58дБ/м), тепловой канал обеспечивает срабатывание извещателя при скорости роста температуры воздуха свыше 5 о С в минуту.
Блок сопряжения БС обеспечивает подключение к ППКП до 20 ДТК (габаритные размеры ДТК приведены в Приложении Г). Конструктивно БС (Приложения В и В-1) выполнен в виде корпуса и крышки, на которой размещены элементы световой сигнализации: светодиоды НОРМА, ПОЖАР, ОБРЫВ и КЗ.
Внутри корпуса БС расположена плата с электронной схемой БС и электрический клеммный разъем, к которым подсоединяются ЛС и пожарные датчики.
1.1.4.6 Принцип действия БС основан на последовательном подключении ДТК к измерительному каналу, контролирующему параметр превышения измеренной температуры над заданным значением и выдачи светового сигнала «Пожар». Сигнал «Пожар» выдается на ППКП в виде увеличения электрического тока в ЛС до I=20…25 мА, сигнал «Неисправность» БС выдает на ППКП в виде обрыва ЛС. Если в ЛС БС будет КЗ или обрыв, то на ППКП будут включены светодиоды «Неисправность» и «Обрыв». Тогда как на БС будет включен соответствующий светодиод «КЗ» или «Обрыв». В дежурном режиме включен светодиод «Норма» - пульсирующее свечение.
1.1.4.7 Принцип работы радиоканала:
при возникновении сигнала «Пожар», ППКП выдает на радиостанцию сигнал «Запрос» вместе с информацией о пожаре в виде НЧ-сигнала в диапазоне частот от 0,3 до 3,4 кГц. Приняв сигнал «Запрос», радиостанция через 2,5-32 сек. (зависит от занятости канала F к УКВ-диапазона) передает на ППКП сигнал «Подтверждение». На ТС1 и ТС2 загорается светодиод «Радиосвязь». Это означает, что радиостанция включила НЧ-цепь на передачу.
1.1.5 Средства измерения, инструмент и принадлежности
Для периодической проверки работоспособности установки ППКП снабжен встроенными средствами контроля.
1.1.5.1 Под крышкой на передней панели ППКП размещены кнопки тестирования работоспособности прибора в различных режимах его работы: режим ТЕСТ, ИНДИК., ПОЖАР, ОБРЫВ, КЗ. Эти кнопки обеспечивают имитацию соответствующих воздействий на входы прибора ППКП.
1.1.5.2 В корпусе извещателя ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп.М) размещен встроенный светодиод, обеспечивающий контроль его работоспособности. Слабые вспышки светодиода с периодом около 1 сек свидетельствуют о работоспособности электронной схемы извещателя.
1.1.5.3 На передней панели БС также имеется светодиод НОРМА, свечение которого свидетельствует о работоспособном состоянии, как самого блока, так и подключенных к нему датчиков.
1.1.5.4 Для периодической проверки работоспособности установки в режиме воздействия на ее извещатели факторов пожара (дым, тепло), в комплекте установки поставляется прибор КППИ. В корпусе прибора установлен нагревательный элемент, который обеспечивает нагрев воздуха и, соответственно, чувствительного элемента извещателя до температуры срабатывания.
При проверке дымового канала ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп.М) в КППИ устанавливается тепловой экран. Через отверстие в днище прибора вводится стержень с ватным тампоном на конце. Тепловой элемент обеспечивает поджег тампона и, соответственно, выделение из него дыма. Дым через перфорации в экране поступает в зону чувствительного элемента извещателя, на котором устанавливается корпус КППИ.
1.1.5.5 Для проверки целостности линий сигнализации и правильности подключения кабелей к клеммам приборов установки применяется комбинированный прибор типа Ц 4341 или аналогичный прибор для проверки сопротивлений и напряжения.
1.1.6 Маркировка и пломбирование
1.1.6.1 На нижней панели ППКП нанесена маркировка установленных на панели семи разъемов слева направо ХS1, XS2, XS3, XS4, XР5, XS6, XS7. Надписи наносить эмалью черного цвета типа МЛ 118 или другим способом.
1.1.6.2 На внутренней стороне корпуса табло ТС около разъема подключения кабеля связи наносится надпись ХP8. Надпись наносить эмалью черного цвета типа МЛ 118 или другим способом.
1.1.6.3 На внутренней стороне корпуса БС, около клеммных разъемов, нанести надписи ХТ1, ХТ2. Надпись наносить эмалью черного цвета типа МЛ 118 или другим способом.
1.1.6.4 На внешней стороне БС наносить номер БС эмалью красного цвета типа МЛ 118 или другим способом.
1.1.6.5 Извещатель ИПК-ТУ дополнительно маркируется биркой по диапазону срабатывания дымового канала в соответствии с таблицей пп 1.1.2.11. Бирка клеится на внешнем ободке Головки Извещателя.
1.1.6.6 Пломбирование производится на заводе-изготовителе только ППКП в правом нижнем углу защитного кожуха (Приложение А).
1.1.7 Упаковка
Упаковка производится в соответствии с требованиями ГОСТ 23216-76 по документации завода-изготовителя.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
2.1 Эксплуатационные ограничения
Установка УПС-ТПС предназначена для эксплуатации в закрытых помещениях при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 60 о С, а датчики ДТК - при температуре от минус 45 до плюс 70 о С. В отключенном состоянии (режим хранения) установка может находиться при температуре воздуха от минус 60 до плюс 70 о С.
Допустимая относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25 о С.
2.2 Подготовка установки к использованию
2.2.1 На первом этапе изделия установки монтируются на объекте согласно схеме подключения (Приложение З). При этом тип и количество извещателей в ЛС выбирается согласно разработанному проекту.
Перед подключением к ППКП разъема ХS5 необходимо проверить величину и полярность напряжения сети на контактах 9-10 разъема ХS5. Проверить величину сопротивления изоляции контактов 9–10 разъема ХР5 ППКП относительно корпуса электровоза (тепловоза, вагона). Для этого использовать мегомметр типа М4101/500 В. Один щуп подключать поочередно к контактам 9–10 разъема ХР5, другой – к корпусу электровоза (тепловоза, вагона). Сопротивление изоляции ППКП должно соответствовать требованиям п.3.2.3 настоящего Руководства.
Подключить разъемы ХР3, ХР4 и подать на прибор питание при помощи тумблера СЕТЬ, расположенного на передней панели ППКП. Прибор должен перейти в исходное состояние НОРМА.
2.2.2 Перед подключением ТС к ППКП проверить на контактах 1-2 разъемов ХS1 и XS2 прибора наличие напряжения +10 В.
2.2.3 Отключить питание ППКП и подключить разъемы ХР1 и ХР2 к соответствующим разъемам (ХS1, XS2) прибора ППКП. Включить питание ППКП.
2.2.4 Для подключения ЛС к ППКП используются разъемы XS3, XS4. Для подключения линии необходимо перевести соответствующий тумблер ЛИНИИ СИГНАЛИЗАЦИИ 1, 2, 3,..., 6 на панели управления ППКП в верхнее положение. В нижнем положении тумблера сигналы с выхода прибора в соответствующую ЛС не подаются.
2.2.5 Проверить наличие напряжения в ЛС U = 22-23 В при помощи комбинированного прибора Ц 4341 или аналогичного.
2.2.6 На разъеме XS6 ППКП проверить сопротивление между контактом 7 и контактами 1, 2, 3, 4, 5, 6. Контакты выходных реле должны быть разомкнуты.
2.2.7 Подготовка БС к работе заключается в подключении датчиков ДТК к клеммам разъема БС. В ЛС ППКП подключается один БС. В одну ЛС БС можно подключать до 20 ДТК. Оконечный элемент - диод VD1 типа КД522 подключен к БС.
2.2.8 Для подключения радиоканала подключить разъем XP7.
2.3 Использование установки
2.3.1 Включение установки производится при включении тумблера СЕТЬ на передней панели прибора. В процессе эксплуатации установки допускается тумблер СЕТЬ не отключать, если это не требуется при обслуживании самой установки.
2.3.2 Эксплуатация установки заключается в наблюдении за состоянием ее световых и звуковых сигнализаторов и принятии необходимых мер при появлении сигнала. В состоянии «Норма» светодиоды извещателей ИПК-ТУ дают слабое пульсирующее свечение, а светодиод на БС – включен.
2.3.2.1 При срабатывании извещателя или БС включается световая и звуковая сигнализация ПОЖАР:
На ППКП;
На ТС, которые, как правило, располагаются в кабинах машиниста.
При этом замыкается соответствующий контакт реле ПОЖАР ЛС № и контакт реле ПОЖАР. Светодиоды НОРМА на приборе ППКП и табло ТС гаснут.
Передается сигнал «Пожар» по радиоканалу, если подключен разъем XP7.
2.3.2.2 При появлении звукового сигнала «Пожар» необходимо нажать на кнопку ОТКЛ. ЗВУК на передней панели табло. При этом звуковой сигнал на ТС и на ППКП прекратится.
Необходимо осмотреть места установки извещателей в ЛС, с которой пришел сигнал о пожаре. Если внешних признаков пожара нет, то необходимо нажать кнопку СБРОС. При этом установка переходит в исходное состояние, включается светодиод НОРМА. При наличии загорания необходимо принять меры по его ликвидации с использованием ручных и автоматических средств пожаротушения.
2.3.2.3 При выдаче установкой сигнала «Неисправность» необходимо нажать кнопку ОТКЛ. ЗВУКА. По ТС определить номер линии сигнализации, в которой произошла неисправность. Нажать кнопку СБРОС на передней панели ТС. Если сигнал о неисправности повторяется, то необходимо установить ее причину. На передней панели ППКП имеется световая сигнализация вида неисправности ЛС «Обрыв» или «К.З» Затем внешним осмотром определяется место неисправности. При невозможности ее оперативного устранения линия сигнализации отключается тумблером на передней панели ППКП (ППКП исп.М). При возникновении неисправности в линиях подключения ДТК к БС, на приборе в линии сигнализации подключения данного БС индицируется неисправность типа ОБРЫВ.
При отключении линии сигнализации встроенные светодиоды ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп.М), и светодиод НОРМА на БС отключается.
2.3.2.4 В случае невозможности оперативного ремонта установки или отключения линии сигнализации на ППКП в процессе движения состава необходимо оставить установку в сработавшем состоянии, отключив при этом только звук и по возможности перевести установку пожаротушения из автоматического режима в ручной. При этом установка УПС-ТПС продолжает функционировать и при срабатывании извещателей в других линиях, будет выдана соответствующая звуковая и световая сигнализация.
2.4 Использование установки в комплекте с БС ИП 102-2х2
При срабатывании шлейфа сигнализации, подключенного к блоку сопряжения (БС) ИП102-2х2, состояние световых индикаторов на ППКП УПС-ТПС и БС будет согласно таблице 1
Таблица 1
Состояние ЛС ИП 102-2х2 | БС ИП 102-2х2 | ППКП УПС-ТПС | |
линия сигнализации в дежурном режиме | мигает светодиод «Норма» | горит светодиод «Норма» | звук выключен |
линия сигнализации в режиме ПОЖАР | гаснет светодиод «Норма», горит светодиод «Пожар» | вкл. звуковая сигнализация «Пожар» | |
линия сигнализации в режиме ОБРЫВ | горит светодиод «Обрыв» | ||
линия сигнализации в режиме КЗ | горит светодиод «КЗ» | горит светодиод «Неисправность», горит светодиод «Обрыв» | вкл. звуковая сигнализация «Неисправность» |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
3.1 Общие указания
3.1.1 Целью технического обслуживания является выполнение мероприятий, направленных на поддержание составных частей установки в состоянии готовности, предупреждение неисправностей и преждевременного выхода из строя.
3.1.2 Техническое обслуживание установки производится лицами, имеющими опыт работы с радиоэлектронной аппаратурой и изучившими настоящее руководство по эксплуатации.
3.1.3 Устанавливаются следующие виды технического обслу-живания: годовой регламент (извещатели по п.3.3.1).
3.1.4 Годовой регламент включает в себя:
Внешний осмотр составных частей установки на отсутствие механических повреждений;
Проверку работоспособности БС, ДТК и ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп.М);
Проверку надежности контактов штепсельных разъемов.
3.1.5 Составные части установки УПС-ТПС в рамках конкретной модификации (исполнения)взаимозаменяемы: извещатели, датчики, табло и ППКП.
Состаные части установок различных исполнений заменяются по согласованию с поставщиком установки.
3.2 Меры безопасности
3.2.1 К обслуживанию установки допускаются лица, изучившие настоящее руководство по эксплуатации РЭ, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности. При эксплуатации и обслуживании необходимо руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности электроустановок потребителей напряжением до 1000 В».
3.2.2 По способу защиты человека от поражения электрическим током изделия установки соответствуют классу 0 (01 для ППКП) по ГОСТ 12.2.007.0-75.
3.2.3 Сопротивление изоляции ППКП относительно корпуса (контакты 9 - 10 разъема ХР5) не менее 20мОм при температуре окружающего воздуха (25+ 10) о С и относительной влажности (65+ 15)%, не менее 1мОм при температуре (25 + 2) о С и относительной влажности до 98%. Сопротивление изоляции линий сигнализации не менее 1мОм (XP3, XP4 конт. 1,2).
3.2.4 Исполнение изделий установки обеспечивает пожарную безопасность по ГОСТ 12.1.904-85 при условии соблюдения правильной установки, монтажа и технического обслуживания.
3.3 Порядок технического обслуживания
3.3.1 Техническое обслуживание установки включает:
Внешний осмотр составных частей установки на отсутствие механических повреждений и на наличие всех составных частей согласно комплекту поставки;
Проверку установки в режиме ТЕСТ;
Осмотр кабелей и проводов и мест их подключения на предмет целостности и надежности винтовых соединений;
В случае необходимости все контактные поверхности разъемов подвергнуть зачистке спиртом (спирто - бензиновой смесью).
При обслуживании системы пожарной сигнализации периодически, не реже одного раза в 6 месяцев, необходимо снять головку извещателя и продуть воздухом в течение 1 минуты со всех сторон, используя для этой цели пылесос, либо иной компрессор с давлением (0,5 - 2) кГ/см 2 . Контакты клеммника головки необходимо протереть мягкой тканью, смоченной спиртом. После очистки головка извещателя устанавливается в розетку и закрепляется двумя винтами. После установки производится проверка работоспособности извещателя.
3.4 Проверка работоспособности установки
3.4.1 Проверка работоспособности установки производится в несколько этапов:
Проверка ППКП в режиме ТЕСТ;
Проверка установки в режиме воздействия на извещатели факторов тепла и дыма;
Проверка выдачи сигналов на установку пожаротушения;
Проверка работоспособности радиоканала.
3.4.2 Проверка работоспособности установки на первом этапе производится следующим образом:
3.4.2.1 С передней панели ППКП снимается крышка, закрывающая органы управления прибора. Нажимается кнопка ТЕСТ (кнопка должна зафиксироваться). При этом светодиод НОРМА гаснет, а загорается светодиод ТЕСТ на панели сигнализации. В режиме ТЕСТ блокируется выдача сигналов «Пожар» и «Неисправность» во внешние цепи.
3.4.2.2 Нажать кнопку ОБРЫВ и держать 1 - 2 с. При этом по подключенным линиям сигнализации ППКП и ТС выдают сигналы «Обрыв» линий сигнализации и звуковой и световой сигналы «Неисправность». Нажать кнопку ОТК. ЗВУК. Звуковая сигнализация прекратится. Нажать кнопку СБРОС, сигнализация о неисправности прекратится.
3.4.2.3 Повторить п.3.4.2.2, но сброс звука и неисправности произвести с панели управления подключения табло ТС.
3.4.2.4 Нажать кнопку К.З. и держать 1 - 2 с. При этом по всем шести линиям сигнализации на ППКП и ТС включается световая и звуковая сигнализация «КЗ», «Неисправность».
Кнопкой ОТКЛ.ЗВУК на ППКП отключить звуковую сигнализацию, кнопкой СБРОС перевести установки в исходное положение.
3.4.2.5 Повторить п.3.4.2.4, но сброс звука и установки произвести с подключенных ТС.
3.4.2.6 Нажать кнопку ПОЖАР и в течении 15 – 20 с, по всем шести линиям сигнализации на ППКП и ТС появятся сигналы о пожаре, и включается световая и звуковая сигнализация «Пожар». Кнопкой ОТКЛ. ЗВУК на ППКП отключить звуковую сигнализацию, кнопкой СБРОС перевести установку в исходное состояние.
3.4.2.7 Повторить п.3.4.2.6, но сброс установки в исходное состояние произвести кнопками на подключенных ТС.
3.4.2.8 Кнопка ИНД служит для проверки работоспособности всех светодиодов на панелях сигнализации прибора и ТС. Нажать кнопку и проверить загорание светодиодов на ППКП и ТС. Отжать кнопку ИНД.
3.4.2.9 Отключить кнопку ТЕСТ. Проверка в режиме ТЕСТ установки закончена.
3.4.3 Проверка установки на втором этапе проводится при помощи комбинированного прибора проверок извещателей КППИ или другими подручными средствами, например, дымовой канал может проверяться сигаретным дымом, а тепловой канал - при помощи теплового пистолета (фена), обеспечивающими нагрев теплоэлемента свыше 100 о С.
3.4.3.1 Подготовить к работе КППИ, подключив его к сети на 10 - 15 мин. После разогрева термоэлемента поднести его к извещателю ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп.М) и надеть его защитный кожух на защитную решетку ИПК-ТУ (ИПК-ТУ исп.М). Через 2 - 3 мин. извещатель выдает сигнал на ППКП, встроенный светодиод включается на яркое свечение.
ППКП и ТС выдает световой и звуковой сигнал «Пожар» и сигнал о линии сигнализации, в которой включен проверяемый извещатель. Аналогично проверяются тепловые каналы других извещателей.
3.4.3.2 Проверка работоспособности тепловых датчиков, подключаемых к БС, производится аналогично, но при этом контролируется дополнительно световая сигнализация на передней панели БС. Должен загораться светодиод ПОЖАР. Светодиод НОРМА отключается.
3.4.4 Проверка выдачи сигналов на установку пожаротушения производится в рабочем режиме установки на контактах разъема XS6 прибора.
3.4.4.1 Отключить от прибора кабельный разъем ХР6. В режиме «Тест» установить на приборе режим «Пожар». Отключить кнопку ТЕСТ. Произвести замер сопротивления между точками 7-1, 7-2, 7-3, 7-4, 7-5, 7-6. Прибор будет показывать сопротивление, близкое к нулю, т. е. контакты реле должны быть замкнуты. Нажать кнопку ТЕСТ и произвести повторный замер сопротивлений в указанных точках. Контакты должны быть разомкнуты.
3.4.4.2 Проверка работоспособности радиоканала.
Подключить ППКП к радиостанции при помощи разъема XP7,
Сделать имитацию «Пожар» на любом извещателе, подключенном к ППКП. На ТС должны загореться светодиоды «Радиосвязь», а на приемной радиостанции включится звуковой сигнал с частотой 0,3 – 3,4 кГц.
3.4.4.3 Перевести прибор в исходное положение.
Для этого отключить режим ТЕСТ и нажать на кнопку СБРОС. Проверка выдачи сигналов на устройство управления пожаротушением закончена.
3.5 Указания по монтажу
3.5.1 Установка поставляется заказчику без кабелей связи ППКП с ТС и с извещателями, БС с датчиками ДТК. Указанные линии связи с изделиями установки прокладываются на защищаемом объекте изготовителем ТПС согласно документации на монтаж в соответствии со схемой подключения установки (Приложение З или Приложения З-1 и З-2).
Монтаж установки может производиться электромонтером не ниже второго разряда, а ее отладка - электромонтером не ниже четвертого разряда.
Для прокладки линий сигнализации применять экранированный кабель типа СПОВЭ 2Х0,5(0,75), КНРЭ 2Х1 или аналогичные.
3.5.2 Для монтажа и проверки ППКП необходимо произвести распайку разъемов ХР1, ХР2, ХР3, ХР4, XS5, ХР6, XP7 согласно схеме подключений установки. Закрепить корпус прибора на четырех шпильках, заранее установленных в месте размещения прибора. Подключить к прибору разъем XS5, подводящий к ППКП бортовую сеть. Снять на передней панели прибора защитную крышку, включить тумблер СЕТЬ и перевести все тумблеры ЛИНИИ СИГНАЛИЗАЦИИ 1 – 6 в положение ОТКЛ. Прибор переходит в состояние НОРМА. Произвести тестирование работоспособности прибора посредством перевода его в режим ТЕСТ. Далее, последовательно подключая к прибору ППКП разъемы ХР1, ХР2 табло сигнального ТС, проверить работу ППКП с указанными приборами (ТС). Затем подключить разъем ХР3 с включенными в линии сигнализации извещателями или БС. Тумблер должен находиться в режиме НОРМА.
Если к линии не подключены извещатели или БС, то тумблер Л.С., соответствующий данной линии, должен быть отключен.
Подключить ХР4 и перевести требуемые тумблеры в положение ВКЛЮЧЕНО. Прибор должен находиться в режиме НОРМА.
Подключить к прибору разъем ХР6 и проверить в режиме ПОЖАР посредством срабатывания извещателей и БС выдачу прибором сигналов «Пожар» и «Пожар № ».
3.5.3 Для монтажа сигнального табло перед его установкой необходимо:
Открыть откидную панель ТС;
Протащить через вводное отверстие в задней стенке монтажные провода;
Установить на шпильки корпус табло и закрепить его гайками;
Подключить разъём согласно схеме подключения;
Закрыть переднюю панель и проверить работоспособность табло.
Проверку производить в процессе проведения п.3.4.
3.5.4 Для монтажа блока сопряжения необходимо снять переднюю крышку БС, установить корпус БС на три крепежные шпильки, ослабить прижимную планку и протянуть внутрь корпуса БС через вводное отверстие монтажные провода.
Подключить провода к клеммнику согласно схеме подключения. Закрепить корпус на шпильках тремя гайками. Проверить работоспособность БС при помощи срабатывания датчиков ДТК, воздействуя на них источником тепла.
Закрыть крышку БС и закрепить ее на корпусе четырьмя винтами.
3.5.5 Способ скрытой установки извещателя ИПК-ТУ в кабинах машинистов ТПС приведен на рисунке в Приложении Е. Для монтажа извещателей необходимо отвернуть два винта, крепящих головку извещателя на розетки, и снять ее. Перед установкой продуть извещатель сжатым воздухом (0,5¸2 кг/см 2) в течение 1 минуты со всех сторон.
Установить розетку на крепежной скобе и закрепить на двух шпильках. Установить в розетке извещатель и закрепить двумя винтами. Крепежную скобу вместе с извещателем утопить в нише на потолке кабины и закрепить четырьмя шурупами или винтами на несущих конструкциях потолка. Закрыть нишу декоративной решеткой. Перфорация решетки должна быть не менее 70 %.
Проверить работоспособность извещателя, вдувая в него дым (желательно сигаретный).
3.5.6 Способы монтажа ИПК-ТУ исп. М показаны на рисунке в Приложение Е1. Перед установкой продуть извещатель сжатым воздухом (0,5¸2 кг/см 2) в течение 1 минуты со всех сторон.
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
4.1 Общие указания
Замена вышедших из строя в процессе эксплуатации элементов производится на пунктах техобслуживания без дополнительных регулировок. В течение первых 10 лет эксплуатации ремонт производится организацией, производящей гарантийное обслуживание, далее - эксплуатирующими службами. Ремонт в пути категорически запрещается.
4.2 Текущий ремонт составных частей установки.
Перечень возможных неисправностей устройств приведен в таблице 2.
Таблица 2
Наименование неисправности, внешнее проявление | Вероятная причина | Способ устранения | Прим. | |
После включения тумбл. СЕТЬ не горит светодиод «Норма» и другие индикаторы Горят светодиоды НЕИСПРАВНОСТЬ и ОБРЫВ и номера линий сигнализации Одновременно горят светодиоды К.З., НЕИСПРАВНОСТЬ, ОБРЫВ и номер линии сигнализации Показания табло сигнального ТС не соответствуют показаниям прибора ППКП Прибор не воспринимает сигналы «Пожар» от пожарных извещателей и от БС Ложное срабатывание извещателя на сигнал «Пожар» при отсутствии воздействия на него факторов пожара. | Неисправен предохранитель. Обрыв в указанных линиях сигнализации Неправильное подключение в ЛС оконечного диода VD1 Нарушена синхронизация между ППКП и ТС: -из-за неправильного кодирования сигнала в ППКП; -из-за неправильного приема сигналов в ТС Неисправность на соответствующей плате обработки ПО. Попадание посторонних примесей (пыли) в дымовой датчик извещателя | Заменить на исправный. Устранить обрыв Поменять полярность включения диода Произвести ремонт платы индикации ППКП. Провести ремонт платы индикации ТС Отремонтировать плату обработки ПО Продуть извещатель |
ХРАНЕНИЕ
5.1 Условия хранения установок - 2 (С) по ГОСТ 15150-69.
5.2 Гарантийный срок хранения - 2 года со дня приемки на предприятии-изготовителе до ввода в эксплуатацию.
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
6.1 Условия транспортирования установки в части воздействия механических факторов - Л по ГОСТ 23216, в части воздействия климатических факторов - 3 (Ж3) ГОСТ 15150.
6.2 Установка может транспортироваться всеми видами закрытого транспорта, кроме негерметизированных отсеков самолетов.
6.3 Во время погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования ящики не должны подвергаться резким ударам и воздействию атмосферных осадков. Способ укладки ящиков на транспортное средство должен исключить их перемещение.
Пассажирские вагоны оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации, способными обнаруживать пожар и оповещать о его возникновении на стадии загорания в контролируемых помещениях вагона. Установка пожарной сигнализации (УПС) должна реагировать на тепловые и дымовые признаки. Тепловые извещатели пожара срабатывают при достижении внутри объема контролируемого помещения максимальной температуры 70... 80 °С или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема 5... 10 °С/мин. Дымовые извещатели пожара должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях значений задымленности (количества дыма и других продуктов сгорания), устанавливаемых для каждого типа вагонов. Извещатели в контролируемых помещениях вагонов (за исключением котельного отделения) устанавливаются скрыто, чтобы исключить или ограничить свободный доступ к ним пассажиров.
Установка пожарной сигнализации дает акустические и оптические сигналы возникновения загорания с указанием места пожара (помещения) внутри вагона. Время подачи сигнала не превышает 2 с. Установка автоматически определяет неисправности (обрыв, короткое замыкание) на линиях (шлейфах) подключения извещателей. Своевременное извещение о возникновении в вагоне очага возгорания обеспечивает поездной бригаде возможность начать активную борьбу с огнем. В случае критической ситуации увеличивается время на эвакуацию пассажиров из аварийного вагона. Если вагон оборудован УПС, возможно только появление очага возгорания, а распространение пламени и дыма по всему объему вагона можно предотвратить, если будут приняты необходимые меры.
Все элементы сигнализации и управления, необходимые для обслуживания УПС, сосредоточены на передней панели пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП) УПС, который находится в служебном отделении вагона.
На пассажирских вагонах применяются установка пожарной сигнализации «Тесла-Либерец», установка пожарной сигнализации транспортного вагона типа УПС-ТМ и установка газового пожаротушения (УГП).
Установка пожарной сигнализации фирмы «Тесла-Либерец» состоит из центрального пульта, к которому подсоединены датчики двух типов: дымового ионизационного и теплового комбинированного (дифференциально-максимального).
Основной узел УПС - центральный пульт (рис. 10.1) - служит для подачи оптического и акустического сигналов о возникновении пожара в вагоне с указанием помещения, где это произошло, для проведения самодиагностики УПС, подачи в провода между центральным пультом и датчиками напряжения 24 В, постоянного контроля за состоянием датчиков и подачи сигнала об их неисправности, подачи сигнала о готовности УПС к работе, исключения ложных сигналов о возникновении пожара.
Дымовой ионизационный датчик срабатывает при появлении в окружающем его воздухе газов, предшествующих возникновению пожара.
Тепловой комбинированный датчик срабатывает при повышении температуры воздуха помещения, в котором он установлен,
Рис. 10.1. Передняя панель центрального пульта УПС «Тесла-Либерец»:
1 - светодиоды «Место пожара» на символической схеме вагона; 2 - светодиоды «Пожар», «Пожар общий»; 3 - светодиод «Неисправность»; 4 - кнопка отключения акустической сигнализации; 5 - светодиод готовности УПС к работе; 6 - светодиод сигнала короткого замыкания; 7 - светодиод сигнала обрыва проводов; 8 - крышка; 9 - кнопка имитации неисправностей линий пожарных извещателей; 10 - кнопка «Тест»; 11 - светодиод контроля кнопки «Тест»
до 60 °С или при скорости повышения температуры воздуха выше 10 °С/мин.
Центральный пульт выполнен в виде отдельного вставного блока; в купейных вагонах его монтируют в служебном купе под шкафчиками для хранения чистого белья.
В купейном вагоне установлено 14 датчиков: 13 дымовых ионизационных - по одному в каждом купе и в электрораспределительном шкафу и один тепловой комбинированный в котельном отделении. Датчики соединены с центральным пультом специальными проводами по двухпроводной схеме.
Центральный пульт универсален. Его можно устанавливать в купейных вагонах с принудительной вентиляцией и купейных вагонах с кондиционированием воздуха.
При подаче электрического питания на пожарный приемноконтрольный прибор (см. рис. 10.1) на лицевой панели загорается зеленым цветом светодиод 5, сигнализируя тем самым о готовности УПС к действию. Крышка
При появлении в электрическом оборудовании УПС неисправности загорается немигающим желтым цветом светодиод 3 и включается звуковая сирена уже постоянного звучания.
При сигнализации неисправности кроме постоянно светящегося желтого светодиода 3 (Неисправность) загорается соответствующий светодиод 6 или 7, характеризующий вид неисправности: короткое замыкание (КЗ) между отдельными проводами шлейфов или обрыв проводов плюсовых или минусовых цепей блоков ППКП с корпусом. Акустический сигнал звучит постоянно и может быть отключен кнопкой 4, а светодиод 6 или 7 продолжает светиться до устранения неисправности, после чего акустический сигнал выключается.
Светодиод 2 и акустический сигнал Пожар, издаваемый сиреной, имеют преимущество перед сигналами неисправности, т.е. если возникает пожар при неисправных одном или нескольких шлейфах, то несмотря на начальное наличие на панели сигнала Неисправность (светодиод 3) оптический и акустический сигналы о пожаре по другим исправным шлейфам срабатывают обычным порядком.
Проверка исправности УПС производится следующим образом. При нажатии кнопки 10 (Тест) (предварительно открыв крышку 8) на выходах всех шлейфов появляется импульс, вызывающий сигнал Пожар общий (светится светодиод 2) и сигнал Место пожара (светодиод 1) продолжительностью около 20 с, после чего сигналы самостоятельно отключаются. В случае отключения кнопки 10 еще в интервале Пожар акустическая и оптическая сигнализации сразу самостоятельно отключаются. Положение кнопки 10 контролируется светодиодом 11, который светится при нажатой кнопке. Включая поочередно кнопки 9, имитируют неисправности линий пожарных извещателей. При имитации короткого замыкания или обрыва линий извещателей шлейфов должны светиться светодиоды 3 и 7, а при коротком замыкании цепей блоков ППКП - светодиоды 3 и 6. Во время нажатия одной из кнопок 9 ППКП должен выдавать непрерывный звуковой сигнал. Возвращаем кнопку 10 в исходное положение. Крышку 8 закрываем. Если кнопка 10 не возвращена в исходное состояние, то происходит автоматическое замыкание цепи, при закрытой крышке 8 будет поступать непрерывный звуковой сигнал и светиться светодиод 3 (Неисправность).
В связи с прекращением поставки из Германии и Чехии УПС «Тесла-Либерец» на отечественных пассажирских вагонах устанавливаются отечественные установки пожарной сигнализации: УПС-Т (транспортная) и УПС-ТМ (транспортная модернизированная), а также УГП для аэрозольного тушения пожара в зоне распределительного шкафа и внутри него. Эти установки работают в комплексе, хотя и являются самостоятельными системами:
УПС-Т и УПС-ТМ взаимозаменяемы. Работа УПС-ТМ заключается в определении пожарными извещателями, расположенными в помещениях вагона (рис. 10.2), наличия и концентрации в окружающей среде продуктов горения, задымленности, скорости повышения температуры, максимальной температуры. Когда концентрация продуктов горения превышает пороговые уровни, электрические сигналы передаются на ППКП, установленный в служебном отделении, и при необходимости включается автоматизированная система пожаротушения пульта управления (АСПТ ПУ) электрооборудованием вагона.
Комбинированные пожарные извещатели, закрепленные на кронштейнах, установлены за потолком во всех купе, купе проводников, служебном отделении, в большом коридоре и над пультом управления, за выгородкой (см. рис. 10.2). В зону датчиков дым и тепло из помещений попадают через жалюзи потолка или декоративную решетку. Извещатели, установленные в зоне пульта, реагируют на дым от возникшего в пульте управления пожара.
Тепловой пожарный извещатель установлен в котельном отделении; реагирует на скорость повышения температуры 8... 10 °С/мин и должен срабатывать при пороговой температуре 70 ± 5 °С.
Пульт управления оборудован УГП, предназначенной для объемного тушения пожара в пультах управления пассажирских вагонов. Установка обеспечивает работу в автоматическом режиме по сигналу Пожар от УПС-ТМ при срабатывании двух пожарных извещателей над пультом управления и ручном с блока управления пожаротушением, установленного на пульте, или с поста дистанционного пуска, установленного в купе проводников.
Установка состоит из четырех генераторов, размещенных в нижней зоне пульта управления. Необходимая для тушения пожара концентрация аэрозольной смеси обеспечивается двумя генераторами, работающими одновременно. Два других генератора являются резервом и запускаются в случае необходимости при повторном возгорании.
Система пожаротушения сблокирована с системой защиты электрооборудования. При ее срабатывании одновременно размы-
Рис. 10.2. Схема размещения извещателей системы УПС-ТМ:
1-15- извещатель пожара комбинированный; 16 - пост дистанционного пуска пожаротушения; 17 - пожарный приемно-контрольный прибор, 18 - извещатель пожара тепловой, 1-1Х - номера купе кается цепь возбуждения генератора и отключаются электрические потребители вагона за исключением аварийного освещения.
В процессе эксплуатации УПС-ТМ может находиться в одном из трех режимов: дежурном, Пожар, Неисправность.
В дежурный режим УПС-ТМ выходит автоматически, одновременно с включением электрооборудования вагона. При этом кратковременно (до 18 с) включаются звуковые сигналы тревоги Неисправность, Пожар, вся световая сигнализация на табло-дисплее и световой индикатор зеленого свечения на лицевой панели ППКП УПС-ТМ. В дежурном режиме остается включенным только индикатор зеленого свечения.
В режиме Пожар выдаются два віща звуковых и световых сигналов тревоги:
При задымлении или повышении температуры в контролируемом помещении вагона включаются прерывистый звуковой сигнал тревоги, индикатор красного свечения, указывающий на помещение вагона, в котором обнаружены признаки пожара, и два индикатора красного свечения в зоне табло «Пожар»;
При задымлении и повышении температуры (явный признак пожара) звуковой сигнал пожарной тревоги переключается на прерывистый повышенной частоты, а индикатор помещения вагона - с постоянного свечения на мигающее.
Если в вагоне имеется установка пожаротушения электропульта, то при возгорании в электропульте дополнительно включается индикатор красного свечения АСПТПУв зоне табло «Пожар», означающий, что на установку пожаротушения выдан сигнал на автоматическое включение.
В режиме Неисправность включаются непрерывный звуковой сигнал тревоги, индикаторы желтого свечения вида неисправности (КЗ, Обрыв, ППКП) и индикатор красного свечения, указывающий на помещение вагона, в котором возникла неисправность.
Для правильной эксплуатации УПС-ТМ проводник обязан:
следить за постоянным нахождением установки пожарной сигнализации во включенном состоянии (постоянным включением индикатора зеленого свечения на ППКП УПС-ТМ). Если индикатор зеленого свечения выключен, следует немедленно вызвать поездного электромеханика для выяснения и устранения причин неработоспособности УПС-ТМ;
следить за световой и звуковой сигнализацией, выдаваемой УПС-ТМ;
при включении прерывистого звукового сигнала пожарной тревоги определить по табло-дисплею ППКП УПС-ТМ помещение вагона, из которого поступил сигнал тревоги, осмотреть его и при обнаружении возгорания действовать согласно установленным инструкциям;
после устранения причин, вызвавших выдачу сигнала пожарной тревоги, перевести УПС-ТМ в дежурный режим нажатием кнопки «Готов» на ППКП УПС-ТМ;
если сигнал пожарной тревоги выдается без признаков возгорания в помещениях вагона и не снимается при нажатии кнопки «Готов», отключить звуковой сигнал тревоги кнопкой «Откл. звука» на ППКП УПС-ТМ и вызвать поездного электромеханика для выяснения и устранения причин срабатывания УПС-ТМ. Следует учесть, что при возникновении признаков возгорания в других помещениях вагона звуковой сигнал пожарной тревоги возобновляется;
при включении непрерывного звукового сигнала тревоги Неисправность определить по табло-дисплею помещение вагона, из которого поступил сигнал тревоги, и осмотреть его на предмет несанкционированного съема пожарного инвентаря. При отсутствии видимых повреждений отключить звуковой сигнал кнопкой «Откл. звука» на ППКП УПС-ТМ и вызвать поездного электромеханика для выяснения и устранения причин срабатывания УПС-ТМ.
Тема 14. Системы пожарной сигнализации и пожаротушения1 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза
Назначение
Системы предназначены для обнаружения пожара в
помещениях локомотива и выдачи звуковой и световой
сигнализации
с
указанием
места
загорания
(№ помещения).
Системы пожаротушения создают негорючею среду в
пожароопасных помещениях локомотива с целью
снижения риска уничтожения локомотива.
2 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза
Система пожарной сигнализации и пожаротушения
Пожар–
неконтролируемый
процесс
горения,
сопровождающийся
уничтожением
материальных
ценностей и создающий опасность для жизни людей.
3 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза
Система пожарной сигнализации и пожаротушения
оснащаются
системами
пожарной
сигнализации,
обеспечивающие контроль за горючей средой (признаками
пожара)
и
средствами
ручного
пожаротушения
(огнетушители углекислотные, песок).
4 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза
Система пожарной сигнализации и пожаротушения
Для своевременного принятия мер все локомотивыоснащаются
системами
пожарной
сигнализации,
обеспечивающие контроль за помещениями локомотива
(признаками пожара в них) и средствами ручного
пожаротушения (огнетушители углекислотные, песок).
5 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза
6 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаСистема пожаротушения электровоза 2ЭС6к
Система пожарной сигнализации и
автоматического
пожаротушения
САП2
ЭТ
«Радуга-5МГ»
предназначена:
для
обнаружения
пожара,
оповещения локомотивной бригады;
ручного или автоматического
тушения пожара в электровозе
газовым огнетушащим веществом
хладон 125.
7 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаСистема пожаротушения электровоза 2ЭС6к
При срабатывании одного из датчиков
температуры (70±60С) или датчика
задымления в кабине машиниста
загорается индикатор соответствующего помещения, на громкоговоритель подается речевой сигнал
«Внимание, Пожар».
Локомотивная бригада должна
проконтролировать
состояние
помещений – наличия источника
возгорания и в случае подтверждения
пожарной ситуации принять меры к
остановке
поезда
и
изоляции
помещения с возгоранием.
8 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаСистема пожаротушения электровоза 2ЭС6к
При автоматическом режиме работы
системы пожаротушения загорается
табло «ГАЗ. НЕ ВХОДИ», которое
сообщает о пуске газа в защищаемое
помещение.
Табло располагаются над дверями
помещений снаружи.
С другой стороны (с внутренней)
загораются табло «ГАЗ. УХОДИ» требующее покинуть помещение в
котором
обнаружен
источник
возгорания в течении 30 секунд
9 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаСистема пожаротушения электровоза 2ЭС6к
При выходе из помещений все двери
должны быть закрыты, так чтобы не
вышел огнетушащий газ.
Подача газа осуществляется в 2
этапа, что позволяет меньшим
количеством погасить небольшой
очаг, и если пожар становится больше
–
срабатывает
вторая
ступень
наполнения
газом
охраняемого
помещения.
10 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза
Система пожаротушения и пожарной сигнализации тепловоза ТЭМ18ДМ
11 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаТепловоз ТЭМ18ДМ оснащен пожарной сигнализацией УПС-ТПС, которая
предназначена:
Для обнаружения пожара в помещениях тепловоза;
Выдачи внешней звуковой и световой сигнализации с указанием
места возгорания.
12 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаСистема пожарной сигнализации ТЭМ18ДМ
В состав пожарной сигнализацией УПС-ТПС входит:
Прибор приемно-контрольный пожарный ППКП;
Датчики тепловые ДТК;
Извещатель пожарный комбинированный ИПК-ТУ-03.
13 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаСистема пожарной сигнализации ТЭМ18ДМ
В состоянии контроля на табло горит с слабой пульсацией светодиод
«Норма».
При обнаружении возгорания загорается световой индикатор «Пожар».
При обнаружении неисправности установка выдает световой и звуковой
сигналы «Неисправность» с указанием неисправной линии сигнализации.
14 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаСистема пожарной сигнализации ТЭМ18ДМ
При обнаружении возгорания в помещении члены локомотивной бригады
должен проверить состояние в отсеке и в случае наличия возгорания
принять меры к тушению пожара ручными огнетушителями типа ОП-4 с
применением средств защиты от огня и дыма.
15 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровозаПОЕХАЛИ ДАЛЬШЕ….
16 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза