Послание к римлянам. Четверг

31.01.2020

Библейские тексты для исследования:

Рим. 14–16.

Памятный стих:

«А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10).

Вот и последний урок нашего изучения Послания к римлянам - книги, из которой родилась протестантская Реформация; книги, которая лучше других объясняет нам, почему мы - протестанты и почему нам стоит ими оставаться. Как протестанты и адвентисты седьмого дня мы исповедуем принцип Sola Scriptura - «Только Писание!». Именно из Библии мы узнали ту же истину, которая несколько веков назад побудила наших духовных прародителей порвать с Римом, - великую истину о спасении по вере, убедительно изложенную в послании Павла к римлянам.

Возможно, все узнанное можно резюмировать вопросом языческого тюремщика: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30). В Послании к римлянам нам дан ответ на этот вопрос, и он кардинально отличается от того, что дала церковь во времена Лютера. Поэтому началась Реформация, и поэтому мы - протестанты.

В последнем разделе послания Павел касается ряда вопросов; и пусть они не столь значимы, как основная тема, они заслужили того, чтобы войти в послание. Поэтому мы относимся к ним как к Священному Писанию.

Как завершает Павел свое послание, какие истины содержатся здесь для нас, наследников не только Павла, но и протестантской Реформации?

В Рим. 14:1–3 рассматривается вопрос употребления в пищу мяса животных, принесенных в жертву идолам. Иерусалимский собор (см. Деян. 15) постановил, что обращенные язычники должны воздерживаться от употребления в пищу таких продуктов. Но мясо, продаваемое на общественных рынках, вполне могло оказаться мясом животных, принесенных в жертву идолам, и именно этот вопрос вызывал затруднения (см. 1 Кор. 10:25). Некоторых христиан это совсем не заботило; другие, дабы не мучиться сомнениями, решили есть одни овощи. Речь вообще не шла о вегетарианстве или здоровом образе жизни. Также Павел не хотел сказать этими стихами, что различие между чистой и нечистой пищей упразднено. Это даже не обсуждалось. Истолковывать слова «можно есть все» (Рим. 14:2) как позволение употреблять в пищу мясо любых животных, чистых или нечистых, ошибочно. Сопоставление этого фрагмента с другими отрывками Нового Завета указывает на ошибочность подобного вывода.

В то же время «принять» немощного в вере означает принять его как полноправного члена церкви. Не нужно с ним яростно спорить, но следует оставить ему право на свое мнение.

Какой принцип нам следует усвоить из Рим. 14:1–3?

Важно понять, что в Рим. 14:3 Павел не отзывается негативно о «немощном в вере» человеке из Рим. 14:1. Он также не советует этому человеку, как стать сильнее. До тех пор, пока человек искренне исполняет волю Бога, пусть даже, на наш взгляд, чересчур усердно, он принят. «Бог принял его».

Как эта мысль раскрывается в Рим. 14:4?

Хотя мы должны держать в уме принципы, рассмотренные в сегодняшнем уроке, в каких ситуациях мы должны вмешаться и осудить - если не мотивы человека, то, по крайней мере, его действия? Или мы должны отступить, ничего не говорить и не предпринимать в любой ситуации? Ис. 56:10 так описывает сторожей: «Все они немые псы, не могущие лаять». Как узнать, когда следует говорить, а когда молчать?

Прочитайте Рим. 14:10. Какие доводы приводит здесь Павел, советуя нам быть осторожными, оценивая других?

Иногда мы склонны жестоко судить других за то, что позволяем себе. Наши собственные поступки не кажутся нам столь ужасными, как аналогичные поступки других людей. Своим лицемерием мы, возможно, обманем себя, но не Бога, Который предупредил нас: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего“, а вот, в твоем глазе бревно?» (Мф. 7:1–4).

Какое значение имеет высказывание из Ветхого Завета, приведенное здесь Павлом? Рим. 14:11.

Цитата из Ис. 45:23 подтверждает: все должны явиться на суд. «Всякое колено» и «всякий язык» показывает, что суд касается каждого лично. Смысл заключается в том, что каждый из нас должен будет ответить за свою собственную жизнь и поступки (см. Рим. 14:12). Никто не может ответить за другого. В этом смысле мы не стражи нашим собратьям.

С учетом сказанного выше как вы понимаете слова Павла в Рим. 14:14?

Здесь все еще говорится об идоложертвенной пище. Вопрос определенно не касается различия между чистой и нечистой пищей. Павел говорит, что нет ничего плохого в употреблении продуктов, которые могли быть посвящены идолам. В конце концов, что такое идол? Ничто! (См. 1 Кор. 8:4.) Кого волнует, что какой-то язычник приносил продукты в жертву статуе лягушки или быка?

Нельзя заставлять человека идти против своей совести, даже если его совесть чрезмерно чувствительна. Этого «сильные» братья, по-видимому, не понимали. Они презирали щепетильность «слабых» собратьев и строили преграды на их пути.

Не находитесь ли вы в своей ревности по Господу в той же опасности, о которой предупреждает здесь Павел? Почему нужно быть осторожными в своем стремлении быть совестью других людей, какими бы благими ни были наши намерения?

Прочитайте Рим. 14:15–23 (см. также 1 Кор. 8:12, 13). Обобщите ниже суть того, о чем говорит Павел. Какой принцип можно извлечь из этого отрывка, который применим во всех областях нашей жизни?

В Рим. 14:17–20 Павел показывает в правильном ключе различные аспекты христианства. Хотя вопрос питания важен, христиане не должны ссориться из-за того, что некоторые люди едят овощи вместо мяса, которое могло быть посвящено идолам. Вместо этого они должны сосредоточиться на праведности, мире и радости во Святом Духе. Как мы можем применить эту идею к вопросам питания в наше время в нашей церкви? Хотя весть о здоровом образе жизни и особенно учение о правильном питании может быть благословением для нас, не каждый рассматривает эту тему одинаково, и мы должны уважать эти различия.

В Рим. 14:22 в контексте разговора о том, что необходимо позволить людям руководствоваться собственной совестью, Павел высказывает интересную мысль: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». О чем здесь предупреждает Павел? Как это проясняет его позицию?

Приходилось ли вам слышать такие слова: «Никого не касается, что я ем, какую одежду ношу и каким образом развлекаюсь!». Так ли это? Никто из нас не живет в вакууме. Наши действия, слова, поступки и даже привычки в питании оказывают на других людей доброе или худое влияние. Мы обманываем себя, если думаем иначе. Как христиане мы ответственны друг за друга, и если наш пример вводит кого-то в заблуждение, виноваты в этом мы.

Какой пример вы показываете? Будете ли вы чувствовать себя комфортно, если другие люди, особенно молодежь или новообращенные, последуют вашему примеру во всех сферах? Что ваш ответ говорит о вас?

Давая совет не судить других людей, которые могут иметь отличную от нашей точку зрения, и предостерегая от того, чтобы стать камнем преткновения для тех, кого могут оскорбить наши действия, Павел упоминает об особенных днях, которые кто-то хочет соблюдать, а кто-то нет.

Прочитайте Рим. 14:4–10. Как следует понимать сказанное Павлом? Имеет ли это отношение к четвертой заповеди? Если нет, то почему?

О каких днях говорит Павел? Был ли в ранней церкви спор о соблюдении или несоблюдении определенных дней? Очевидно, был. Об этом споре упоминается в Гал. 4:9, 10, где Павел порицает галатийских христиан за то, что они «наблюдают дни, месяцы, времена и годы». Как уже отмечалось в уроке 2, некоторые люди в церкви убедили галатийских христиан принять обрезание и соблюдать другие предписания Моисеева закона. Павел опасался, что эти идеи могут также нанести вред и римской церкви. Но, возможно, в Риме именно еврейским христианам было сложно переубедить себя, что больше нет нужды соблюдать еврейские праздники. Здесь Павел говорит: поступайте в этом вопросе так, как сочтете нужным; главное - не судите тех, кто имеет иную точку зрения. Очевидно, некоторые христиане на всякий случай решили соблюдать один или несколько еврейских праздников. Павел дает совет: пусть соблюдают, если убеждены в том, что это правильно.

Некоторые безосновательно полагают, что в Рим. 14:5 подразумевается и еженедельная суббота. Можно ли представить, что Павел имел столь бесцеремонное отношение к четвертой заповеди? Как мы уже видели на протяжении квартала, Павел подчеркивал важность послушания закону и уж точно не поместил бы заповедь о субботе в ту же категорию, что и вопрос об идоложертвенной пище. Эти тексты часто используются с целью доказать, что соблюдать седьмой день уже необязательно, но ничего подобного в них не говорится. Тот факт, что их используют таким образом, доказывает правоту слов Петра о посланиях Павла: «Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петр. 3:16).

Является ли субботний день для вас благословением, каким он был задуман? Что вы можете изменить для того, чтобы в полной мере испытать благословения этого дня?

Прочитайте Рим. 15:1–3. Какая важная христианская истина содержится в этом отрывке?

Что значит быть последователем Иисуса, согласно этому отрывку?

Какие другие библейские стихи говорят о том же самом? Как вы можете жить в соответствии с этим принципом?

Заканчивая свое послание, какого рода благословения произносит Павел? См. Рим. 15:5, 6, 13, 33.

Бог терпения - Бог, Который помогает Своим детям все стойко переносить. Слово «терпение» (греч. hupomone ) означает «силу духа», «непоколебимую выносливость». Бог утешения ободряет нас. Бог надежды дает человечеству бесценное упование. В Боге мира мы находим совершенный покой.

После многочисленных личных приветствий как Павел завершает свое послание? См. Рим. 16:25–27 (ИПБ); в Синодальном переводе - Рим. 14:24–26.

Павел заканчивает свое письмо, воздавая славу Богу. Римские христиане и все остальные могут смело верить, что являются искупленными сыновьями и дочерьми Бога, оправданными верою и водимыми Духом Божьим.

Мы знаем, что Павел был вдохновлен Господом, чтобы написать это послание в ответ на конкретную ситуацию в определенный момент времени. Но мы не знаем всех подробностей относительно того, что Господь открыл Павлу о будущем.

Да, Павел знал о грядущем «отступлении» (см. 2 Фес. 2:3), хотя этот текст не говорит, как много он знал. Нам неизвестно, предвидел ли Павел ту роль, которую его произведения и особенно Послание к римлянам сыграют при завершающих событиях истории. Важно то, что из этих текстов родился протестантизм, и те, кто стремится оставаться верными Иисусу, будут иметь библейское основание для своей веры и посвященности, даже когда мир будет обольщен зверем (см. Откр. 13:3).

Прочитайте из книги Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 5, главы «Единство и любовь в Церкви», с. 477–478, «Любовь к заблудшим», с. 604–606; из книги «Служение исцеления» - главу «Спасенные в надежде», с. 166; Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 719.

«Мне было показано, что детям Божьим угрожает опасность во всем полагаться только на брата и сестру Уайт, постоянно ездить к ним со своими проблемами и спрашивать у них совета. Такого не должно быть. Сострадательный, любящий Спаситель приглашает прийти к Нему всех труждающихся и обремененных, чтобы Он облегчил их страдания… Многие обращаются к нам с вопросом, нужно ли делать то или иное? Принять ли участие в данном предприятии? Или спрашивают относительно одежды, следует ли им носить это платье или какой-то другой предмет туалета? Я отвечаю им: вы называете себя учениками Христа, так изучайте Библию! Внимательно и с молитвой читайте о земной жизни нашего дорогого Спасителя, подражайте Ему во всем, и тогда вы не уклонитесь с узкого пути. Мы решительно отказываемся быть вашей совестью. Если мы скажем вам, как нужно поступать, вы будете идти к нам за руководством вместо того, чтобы прямо и непосредственно обращаться к Иисусу» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 118, 119).

«Мы не должны перекладывать нашу ответственность на других и ожидать от них указаний. Не следует полагаться на советы людей. Господь так же охотно научит и нас исполнять свой долг, как Он учит этому других… Люди, решившие не совершать неугодного Богу, после общения с Ним будут знать, каким путем идти» (Э. Уайт. Желание веков, с. 668).

«В церкви всегда были люди, склонные к личной независимости. Им трудно понять, что это развивает в человеке чрезмерную самоуверенность, упование на собственные суждения и неуважение к советам других братьев» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 163, 164).

Вопросы для обсуждения:

Принимая во внимание некоторые темы этой недели, как мы, христиане, можем: (а) быть верными тому, во что мы верим, не осуждая при этом тех, кто имеет иную точку зрения; (б) поступая по собственной совести и не стремясь быть совестью для других, помогать тем, кто, по нашему мнению, ошибается; (в) быть свободными в Господе и в то же время осознавать свою ответственность за тех, кто может равняться на нас?

Мы продолжаем наше изучение основный тем Послания апостола Павла к Римлянам. В 8 главе мы рассмотрели очень непростую тему предопределения в его отношении к Божественному всеведению. Мы посмотрели на так называемую «золотую цепочку» - ряд, начинающийся с совершенного знания Богом Своих людей, переходящий к их предопределению уподобиться образу Христа, их призванию и прославлению. Главное же, что хочет сказать этим Павел - что спасение происходит «по воле Божией», что Сам Бог осуществляет наше спасение. И апостол говорит это для того, чтобы укрепить и успокоить нас, прежде всего во время страданий и боли. Но наверное, нет более спорного места во всех посланиях Павла, чем 9 глава Послания к Римлянам, в которой он развивает тему избрания Богом людей.

Я часто цитирую слова шведского теолога доктора Роджера Николе, который однажды заметил, что «все мы своей по природе пелагиане» и что самая трудная задача для христианина - отказаться от потребности увидеть свой вклад в дело собственного спасения и утвердиться в понимании того, что в конечном счете наше искупление осуществляется только Богом. Мы всеми силами противимся этому, и оправдываемся, и протестуем, стараясь найти хоть что-то в себе, что заставило бы Бога искупить нас. И я знаю, и говорил об этом неоднократно, что проповедуя доктрину избрания вот уже более 30 лет, я расплачиваюсь за первые пять лет своей христианской жизни, в течение которых я выступал яростным противником этого учения, до тех пор пока не понял, что не могу убрать его из Писания. И текстом, который окончательно убедил меня в правильности доктрины избрания, стала 9 глава Послания к Римлянам. Я понял, что никак не могу обойти это место.

Но давайте посмотрим на начало этой главы. Мне кажется, что оно очень сильное. 9 глава начинается совершенно необычно. Павел открывает новый раздел послания произнесением торжественной клятвы. Он клянется в истинности того, что хочет сказать. И основанием этой клятвы служат его страдания за тех людей, которые не были спасены, за тех людей, кто были лишены плодов оправдания. Послушайте, что он говорит. Глава 9, стих первый: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь».

Иногда люди отвергают доктрину избрания, потому что она кажется им выражением человеческой гордости . Я прекрасно знаю, что есть люди, которые всем своим видом говорят: «Посмотрите на меня. Я избран . Во мне, наверняка, есть что-то особенное, если Бог от создания мира избрал именно меня». Но тогда основанием для хвастовства и для гордости опять же служит уверенность, что Бог выбрал именно меня потому, что увидел во мне нечто, чего нет у других, и это дает мне право хвалиться собой и своей избранностью.

Но Павел решительно осуждает такое отношение к неверующим людям, когда я смотрю на них и думаю: «Вот кем бы я был, если бы не мои заслуги», - вместо того, чтобы думать: «Вот кем бы я был, если бы не благодать Божия». Павел показывает здесь, что его собственное отношение к людям, которые не пришли к вере, это не отношение высокомерия и гордости - Павел чувствует только сострадание и боль за таких людей, в данном случае за его соотечественников израильтян.

Данной клятвой он хочет подчеркнуть всю серьезность своих слов: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». Мне кажется, что таким должно быть отношение любого верующего человека. Павел говорит, что он готов пожертвовать собственным спасением, если это принесет спасение погибшим. Конечно, Павел знает, что он не может сделать этого, так же как не можете и вы обменять свое спасение на спасение тех, кто отверг Христа. Но апостол чувствует величайшую любовь к родным ему по плоти людям, через которых были переданы те обещания искупления, которые он теперь провозглашает в своем послании. Он подчеркивает, что именно Израилю был дан закон, обетования, знак обрезания и особая благодать Бога. Но что вызывает такую скорбь Павла: не все израильтяне получили искупление.

Поэтому он делает еще один вывод. Стих 6: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось». То есть он говорит: не думайте, что Слово Божие оказалось бессильным только потому, что некоторые люди не пришли к вере. И добавляет: «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя». Павел обращается к ветхозаветному обетованию и показывает, что Бог не обещает того, что все израильтяне будут искуплены - Он говорит только о потомках Исаака. «То есть не плотские дети суть дети Божии». Павел хочет сказать, что в ветхозаветные времена никто не получал спасения только на основании биологических или этнических признаков, так же как мы не спасаемся только потому, что мы американцы или русские, или англичане, или кто-то еще. Вы не получите спасения за то, что вы член церкви. Так же как вы не получите автоматически спасения только потому, что решили спуститься по проходу между скамьями в церкви или подписали какую-то бумагу, или произнесли какую-то молитву. Вы не будете спасены ничем, пока не обретете веру. Все эти внешние действия только могут так или иначе свидетельствовать о присутствии в вас веры.

Апостол продолжает: «А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Павел говорит, что Бог являет величие Своего избрания на всем протяжении Ветхого Завета, и напоминает своим читателям в Риме, что Бог одаривает людей неодинаково . Иаков получает благословение от Бога, а Исав нет. Даровав же благословение Иакову, Бог нарушил установленную традицию. Обычной традицией было передавать право наследия старшему сыну. А здесь речь идет не просто о наследии земли и т.п., но о благословении патриархов, в котором содержалось обещание будущего спасения. Но в данном случае, как показывает Павел, в Ветхом Завете говорится, что благословение Бога получает не старший сын Исав, а младший Иаков. Бог даже обещает, что «больший будет в порабощении у меньшего». Зачем? Чтобы была явлена воля Бога в избрании.

Затем Павел говорит, что Бог выносит решение о предопределении… когда? В то время, когда ни один из сыновей Исаака еще не появился на свет и не совершил ни плохого, ни хорошего. Главное, что хочет сказать здесь Павел - что избрание Богом Иакова и отвержение Исава было основано не на том, что сделал или мог бы сделать тот или другой, но было вызвано только высшей волей Творца и даром Его благодати .

Мне знакомы тысячи уловок, с помощью которых люди пытаются обойти значение этого отрывка. Некоторые утверждают, что Павел говорит здесь не об индивидуальном, личном спасении отдельного человека, но об избрании Богом определенного народа. Потому что Иаков стал отцом еврейского народа, а от Исава произошли арабские племена. Так что здесь речь идет не столько об отдельных людях, сколько о больших массах людей.

С этим связано две проблемы. Вся восьмая и девятая главы говорят не о национальных проблемах, а о том, как отдельные люди становятся членами семьи Божией. Но даже если оставить это в стороне, вопрос остается, потому что нации состоят из отдельных людей. И если мы в принципе отказываемся признавать, что Бог избирает одних людей и отвергает других, и говорим только об избрании целых народов и предпочтении одного народа другому, то мы радикальным образом отходим от слов Павла. Потому что даже если Павел говорит о судьбе народов, выбор Бога происходит в лице двух конкретных людей - действующими лицами у Павла являются именно Иаков и Исав.

Он понимает, что у читателя вполне может возникнуть удивление, недоумение и даже протест. И в стихе 14 апостол снова задает риторический вопрос: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога?» Давайте остановиться здесь на секунду и вернемся к такому представлению об избрании, которое утверждает, что в конечном счете Бог избирает только тех, кто активно откликается на дар благодати. Это не значит, что люди сами прокладывают себе путь на небо, вообще без помощи благодати. Но давайте представим себе, что Бог предлагает дар благодати всем людям, и одни его принимают, а другие отвергают. Это прекрасно согласуется с представлением об избрании и предопределении: Бог избирает только тех, кто принимает Его благодать, и не избирает тех, кто ее отвергает.

Но если суть библейской доктрины избрания такова, то у кого хватит духу сказать, что это несправедливо? Что может быть более справедливым, чем оставить решать вопрос о своем спасении самому человеку? В таком случае Бог будет свободен от всякого обвинения в несправедливости, если избрание происходит действительно так. Но если Павел разделяет эту полупелагианскую точку зрения, то предполагаемое возражение, которое он высказывает в свой адрес, теряет смысл. Если же он отстаивает августинианское представление, что причина по которой был выбран Иаков, а не Исав, есть исключительно благодать Божия, то это сразу же вызывает возглас протеста: «Это несправедливо! Как Бог может так поступать?» Именно такого возгласа ожидает Павел. И это убеждает меня, что мы на верном пути, что мы следуем за мыслью самого Павла, когда он чувствует возможное возражение и сам произносит его: «Неужели неправда у Бога?»

Как же он отвечает на этот вопрос? Говорит ли он: «Ну, может быть, только чуть-чуть»? Нет! Он говорит: «Никак». Другие переводы предлагают вариант: «Ни в коем случае!» Или даже: «Боже сохрани!» Все эти выражения передают энергичное отрицание подобного предположения. «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».

Здесь мы должны сказать о нескольких вещах. Закавычивая эти слова, Павел показывает, что он не является их автором и что он не учит чему-то принципиально новому в Новом Завете. Он приводит слова Моисея, посредника прежнего завета с Богом, который как глашатай Самого Бога мог говорить от Его лица, передавая Его слова: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». То есть Бог имеет право даровать благодать и милость исключительно по Своей воле и по Своему желанию. В этом смысле Его власть абсолютна. Ничто не может обязать Бога быть милосердным.

Я постоянно возвращаюсь к этой мысли, потому что нам, американцам, свойственно полагать, что Бог поступает в этом плане «недемократично». Мы говорим: «Если Он помиловал одного, то теперь у Него есть моральное обязательство помиловать и остальных». Я же останавливаю человека и спрашиваю: «Почему?» Единственное, чего требует от Бога Его праведная и святая природа - поступать по справедливости. Если же Он смотрит на двух грешников и говорит одному: «Я проявлю снисхождение и помилую тебя», - а другому: «Я воздам тебе по заслугам за твои грехи», - то в одном случае мы видим милость, а в другом справедливость. Но ни в одном случае нет несправедливости.

Я должен помнить, что если Бог не даровал мне благодать, Он остается абсолютно справедлив в Своем решении. И если Он отправит меня в ад, то у меня нет права говорить, что Он поступил нечестно. Потому что только этого я и заслуживаю. Я отпал от Бога, я нарушил Его закон. Но несмотря на все это, Он помиловал меня. Именно об этом говорит Павел: что Бог имеет полное право миловать того, кого Он Сам решил помиловать. «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».

И вот Павел делает важнейшее заключение, по крайней мере для этого раздела, в стихе 16: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». В этих словах, друзья мои, сосредоточена суть проблемы предопределения. В современной культуре доминирует представление, что в конечном счете спасение зависит от нашей воли, нашей энергии, нашего выбора, наших действий. И в этом причина того, почему вы обретаете спасение, а кто-то нет: просто вы выбрали правильный путь, а они - неправильный, вы пожелали нужных вещей, а они - бесполезного, вы выбрали Христа, а они отвергли Его. И за это Бог избрал вас: потому что вы делали нужные вещи. Именно против такого понимания спасения предостерегает здесь апостол Павел: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».

Итак, давайте повторим. Павел начинает с того, что предлагает нам посмотреть на Иакова и Исава в тот момент, когда они еще находятся в материнской утробе. Они еще не сделали ни единого вздоха, не приняли ни одного решения, не сказали ни слова, не совершили ни одного движения - они еще не сделали ничего , но еще до их появления на свет, Бог заявляет: «Больший будет в порабощении у меньшего». И Он дарует обетование искупления одному и отворачивается от другого. Почему? Чтобы явить Свою волю, чтобы благодать Бога была явлена во всей своей силе, чтобы показать, что спасение, друзья мои, это не ваша заслуга. Оно не достигается человеческими силами. От начала, от самой вечности, и до конца, до самого осуществления вашего спасения во времени и пространстве, спасение совершается только Богом , Его благодатью, которая ведет вас к Иисусу Христу.

Это не значит, что наша вера ничего не стоит и мы на самом деле не идем ко Христу. Мы идем к Нему. Но уже после того, как Он делает первый шаг к нам. Мы выбираем Христа, потому что Он прежде избрал нас и освободил от уз греха, которые никогда бы не позволили обратиться к Нему, если бы Он не помог нам. Но Сам Бог посылает в ваше сердце веру, благодаря которой вы спасаетесь.

В стихе 19 апостол говорит: «Ты скажешь мне: ‘за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?’ А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Но именно так мы и поступаем, когда восстаем против дара благодати Божией - мы спорим с Богом.

Я понимаю, что многие из вас первый раз в жизни столкнулись со всеми этими сложностями в понимании 9 главы Послания к Римлянам. Для таких моих слушателей я хотел бы сказать еще несколько слов. Как я говорил в начале, мы движемся по тексту послания семимильными шагами и касаемся только самых верхов проблем. Поэтому я очень надеюсь, что вы сможете изучить вопросы предопределения и избрания гораздо более глубоко. Но если вас уже утомил наш разговор, расслабьтесь на минуту.

Как раз вчера я получил письмо от одного молодого человека, которое согрело мое сердце. Он писал, что начал слушать наши передачи по радио и услышал много полезного для себя. А затем, писал он мне, он услышал, что я говорю о предопределении, и это настолько возмутило его, что он буквально «вырубил» меня - «вырубил» приемник. А через несколько месяцев один из его друзей дал ему несколько кассет и посоветовал их послушать. И по невероятной случайности это были кассеты с моими выступлениями, где я рассуждал на ту самую тему, которая привела его в ярость. И вот, он пишет мне, что прослушав эти кассеты, он не только согласился с доктриной избрания, но стал находить радость и поддержку в той уверенности, которую дает апостол.

И я говорю вам: если эта доктрина кажется вам сложной, не бросайте ее, не прекращайте размышлять над ней. И помните, что Бог, который спасает нас - это тот же самый Бог, Который сотворил Адама и из всех людей спас одного Ноя. Это Бог, Который помогал Исааку, Иакову, Иосифу, Давиду, Иеремии, Который явился Павлу по дороге в Дамаск. Отношения Бога с людьми всегда различны. И главное, что остается нам - благодарить за дар Его благодати.

Спасение по вере. Послание к Римлянам

Цитаты из Библии приводятся по русскому Синодальному переводу за исключением тех случаев, когда указана аббревиатура, обозначающая один из следующих переводов Библии на русский язык:

ИПБ -перевод Института перевода Библии в Заокском; РБО - современный перевод Российского Библейского общества.

Мартин Лютер и послание к Римлянам.. 3

Урок 1. Апостол Павел в Риме . 3

Урок 1. Комментарий для учителей. 7

Урок 2. Борьба . 10

Урок 2. Комментарий для учителей. 14

Урок 3. Состояние человека . 17

Урок 3. Комментарий для учителей. 20

Урок 4. Оправдание по вере . 23

Урок 4. Комментарий для учителей. 27

Урок 5. Вера Авраама . 30

Урок 5. Комментарий для учителей. 34

Урок 6. Адам и Иисус . 37

Урок 6. Комментарий для учителей. 41

Урок 7. Победа над грехом .. 44

Урок 7. Комментарий для учителей. 48

Урок 8. Человек из седьмой главы .. 50

Урок 8. Комментарий для учителей. 54

Урок 9. Свобода во Христе . 57

Урок 9. Комментарий для учителей. 61

Урок 10. Дети обетования . 64

Урок 10. Комментарий для учителей. 67

Урок 11. Избрание . 70

Урок 11. Комментарий для учителей. 74

Урок 12. Побеждая зло добром .. 77

Урок 12. Комментарий для учителей. 81

Урок 13. Христианская жизнь . 84

Урок 13. Комментарий для учителей. 87

Урок 1. Апостол Павел в Риме

Рим.15:20–27; Деян.28:17–31; Филип.1:12; Рим.1:7; Ефес.1; Рим.15:14.

Памятный стих: «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8).

Изучающим Послание к римлянам очень важно понять исторический контекст этой книги. Знание контекста необходимо при изучении Слова Божьего. Мы должны знать и понимать проблематику послания. Павел писал определенной группе христиан в определенное время и по определенной причине; выявление этой причины принесет большую пользу в нашем исследовании.

Давайте отправимся в прошлое, перенесемся в Рим первого столетия и станем членами местного сообщества, а затем вместе с членами церкви первого века выслушаем весть Павла, которую Святой Дух поручил ему передать верующим в Риме.

И хотя проблемы, поднимаемые Павлом, носят локальный характер, принципы их решения и вопрос «как спастись человеку?» универсальны. Павел, бесспорно, обращается к определенной группе людей; при написании письма он имеет в виду конкретные проблемы. Но, как мы знаем, много веков спустя в совершенно иное время и при иных обстоятельствах написанные апостолом слова оказались крайне важны для Мартина Лютера. И они не менее важны для нас сегодня.



Воскресенье. Послание апостола Павла

Судя по Рим.16:1-2, Павел написал это послание в греческом городе Кенхреи, недалеко от Коринфа. Упоминание Павла о Фиве, жительнице Коринфа, говорит о том, что именно здесь было написано Послание к римлянам.

Установив место написания новозаветного послания, можно установить время его написания. Поскольку Павел много путешествовал, информация о его местонахождении укажет на дату.

Павел основал церковь в Коринфе во время своего второго миссионерского путешествия в 49–52 гг. н. э. (см. Деян.18:1–18). Во время своего третьего путешествия в 53–58 гг. н. э. он снова посетил Грецию (см. Деян.20:2, 3) и собрал пожертвования для святых в Иерусалиме ближе к концу своего путешествия (см. Рим.15:25-26). Поэтому велика вероятность того, что Послание к римлянам было написано в начале 58 года н. э.

Понедельник. Желание Павла посетить Рим

Несомненно, личный контакт является лучшим способом общения в большинстве случаев. Мы можем позвонить по телефону, написать SMS-сообщение, отправить письмо по электронной почте и даже пообщаться в скайпе, но лучший способ общения - разговор лицом к лицу. Вот почему Павел говорит в своем послании, что намерен лично встретиться с римскими верующими. Он хотел предупредить их о своем визите и его причинах.

Прочитайте Рим.15:20–27. Какие причины, по словам Павла, препятствовали его посещению Рима раньше? Что побуждало его к этому визиту? Насколько важное место занимает миссионерская деятельность в его рассуждениях? Что мы можем узнать о миссионерском служении и благовестии из слов Павла? Какое интересное и важное замечание делает Павел в Рим.15:27 по поводу иудеев и язычников?

Великий миссионер испытывал постоянное побуждение нести Евангелие в новые области, оставляя своих соратников трудиться в местах, где уже утвердилось Евангелие. Во времена становления христианства, когда работников было мало, служить в уже охваченных Евангелием областях было бы для Павла пустой тратой сил. Он говорил: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но, как написано: “не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают“» (Рим.15:20-21).



Поселиться в Риме не было целью Павла. Его целью была евангелизация Испании. Он надеялся получить поддержку христиан в Риме для этого предприятия.

Вторник. Павел в Риме

«Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» (Деян.28:16). Что этот текст говорит нам о том, каким образом Павел прибыл в Рим? Какой из этого мы можем извлечь урок, касающийся неожиданных и нежелательных событий в нашей жизни?

В конце концов Павел попал в Рим, пусть и в качестве узника. Как часто наши планы, даже самые благонамеренные, осуществляются не так, как мы того ожидали.

Павел достиг Иерусалима в конце своего третьего миссионерского путешествия, имея при себе пожертвования для бедных, собранные церквами Европы и Малой Азии. Но его ждали неожиданные события. Он был арестован и закован в цепи. После двух лет заточения в Кесарии он обратился к кесарю.

Спустя три года после своего ареста он прибыл в Рим, пусть и не так, как намеревался, когда писал римским верующим о своем желании посетить их общину.

Сколько раз вы испытывали неожиданные повороты в вашей жизни, которые в конце концов обращались во благо? (См. Филип.1:12.) Как вы можете укрепить свою веру благодаря таким опытам и доверять Богу в обстоятельствах, которые не предвещают ничего хорошего?

Среда. «Святые» в Риме

Павел приветствует церковь в Риме словами: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим.1:7). Какие принципы, касающиеся истины, богословия и веры, можно найти в этих словах?

«Возлюбленные Божии». Конечно же, Бог любит весь мир, но особое чувство Он испытывает к тем, кто избрал Его и откликнулся на Его любовь.

Нечто похожее мы наблюдаем в человеческих отношениях. Мы особенно любим тех, кто любит нас; между нами происходит постоянный обмен любовью. Любовь предполагает взаимность. Когда нет взаимности, любовь не может проявиться во всей своей полноте.

«Призванные святые». Прилагательное «святые» (греч. агиой) означает посвященные и отделенные Богом. Им предстоит пройти долгий путь освящения, но, поскольку эти люди признали Христа своим Господом, они названы святыми в библейском смысле этого слова.

Четверг. Верующие в Риме

«Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8).

Неизвестно, как была учреждена церковь в Риме. Предание, что церковь была основана Петром или Павлом, не имеет исторического основания. Возможно, ее образовали обычные люди, обратившиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы (см. Деян.2), которые впоследствии посетили Рим или переехали туда. Или, возможно, несколько позже новообращенные поселились в Риме и свидетельствовали о своей вере в столице империи.

Удивительно, что спустя всего несколько десятилетий после Пятидесятницы община, которую, по-видимому, не посещал ни один из апостолов, стала столь широко известна. «Несмотря на противодействие уже через двадцать лет после распятия Христа в Риме существовала живая, трудолюбивая церковь. Эта церковь была крепкой и ревностной, и Господь работал для нее» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1067. Комментарии Э. Уайт).

Под «верой» здесь, вероятно, следует понимать приверженность новому образу жизни, который они обрели во Христе.

Основной стих: Рим. 1:8.

Задачи учителя:

1. Помочь понять обстоятельства, в которых существовала церковь в Риме во времена Павла.

2. Помочь ощутить заинтересованность Павла в том, чтобы иудеи и язычники получили спасение по благодати и вере, а также желание трудиться для погибающих людей.

3. Побудить разделить с Павлом груз ответственности за спасение людей, используя его методы свидетельства и те, что эффективны в нашем обществе.

План урока:

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Библейский комментарий

IV. Определение святости.

(Прочитайте в классе Рим.1:7).

В словаре мы находим следующее определение слова «святой»: «человек, проявляющий исключительную святость в жизни, формально признанный таковым христианской церковью, особенно посредством канонизации». Слово «исключительная» наводит на мысль, что святые наделяются особым даром святости, благодаря чему превосходят в духовном отношении обычного верующего. Однако как Библия определяет понятие «святой»?

Слово «святой», которое Павел использует в Рим.1:7, происходит от греческого hagios, что означает «отделенный» или «посвященный определенной цели». Hagios, в частности, характеризует членов первых христианских общин и определяет тех, кто чист, праведен и свят. Павел обращается ко «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим.1:7). Здесь Павел использует слово «святые» применительно ко всей церкви, а не к нескольким избранным и исключительным людям.

Современные переводы данного стиха помогают более точно понять значение этого слова и категорию людей, которых оно описывает. В современном переводе Института перевода Библии (ИПБ) речь идет о тех, «кого любит Бог и кого призвал Он к святости». А в английском переводе Полной еврейской Библии (CJB) фигурируют те, «кто был призван и отделен для Него». Это подтверждает идею, что святые избраны Богом и отделены для выполнения Его особой задачи.

Очевидно, что «святые» - это верующие в Христа и Его Евангелие, принявшие заслуги Его спасительной смерти, которая распространяется на всех верующих: мужчин и женщин, иудеев и язычников.

Для размышления: Как можно заново осмыслить понятие «святой», выйдя за рамки его традиционного значения, созвучного идее эксклюзивности и элитарности?

Урок 2. Борьба

Библейские тексты для исследования: Евр.8:6; Матф.19:17; Откр.12:17; Лев.23; Деян.15:1–29; Гал.1:1–12.

Памятный стих: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1:17).

Ранняя церковь в основном состояла из евреев, которые даже на мгновение не допускали мысли, что, принимая еврейского Мессию, Иисуса, они отрекаются от веры предков или тех обетований завета, что Бог дал Своему народу. Как оказалось, они были правы. Но у ранних еврейских верующих возникал вопрос. Должны ли язычники стать иудеями, прежде чем они смогут принять Христа?

Лишь позже, на Иерусалимском соборе, было решено не обременять язычников множеством правил и законов. Другими словами, язычникам не нужно было становиться иудеями, чтобы принять Иисуса.

Тем не менее, несмотря на такое решение, некоторые учителя продолжали убеждать церковь и настаивать на том, что обращенные в веру язычники должны соблюдать эти правила и законы, включая закон об обрезании. По их мнению, чтобы стать причастниками обетований, язычники должны соблюдать все те правила и законы, которые были обязательны для Израиля.

Какие вопросы необходимо было решить? Как они были решены?

Вторник. По обряду Моисееву

Четверг. Павел и галаты

Каким бы ясным ни было решение Совета, были те, кто пытался идти своим собственным путем и продолжал настаивать, чтобы язычники соблюдали иудейские традиции и законы. Для Павла это стало очень серьезным вопросом. Это было не просто беспечное отношение к ключевым аспектам веры. Это было отрицание самого Евангелия Христа.

Основной стих: Иоан.1:17

Задачи учителя:

1. Помочь понять суть богословских споров, обусловивших написание Послания к римлянам.

2. Помочь ощутить важность понимания того, как Божий Закон соотносится с личным спасением всех - иудеев и язычников.

3. Побудить молиться о правильном понимании вопросов закона и благодати, связанных со спасением по вере через заслуги Христа.

План урока:

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Библейский комментарий

Для размышления

2. Каким принципом руководствовался совет, обязуя язычников соблюдать отдельные требования закона (например, запрет на употребление в пищу удавленины и крови)?

3. Какую роль играет моральный закон в христианском опыте?

Шаг 3 - Применяйте!

Для учителей: Данный урок ясно говорит о том, что моральный закон не был отменен для верующих Нового Завета. В результате этого понимания на первый план выходит вопрос об истинной роли морального закона в новозаветном опыте спасения по вере в Христа и Его праведность.

Практические вопросы:

1. Павел акцентировал внимание на том, что спасение дается исключительно по вере. Однако, как утверждается в данном уроке, вера не отменяет соблюдения морального закона. Павел никогда не ставил под сомнение необходимость послушания Десяти заповедям. Тем не менее почему вопрос послушания закону так живо обсуждается адвентистами седьмого дня сегодня? Как решить эту проблему?

2. Вероятно, одним из самых насущных этических и богословских вопросов для адвентистов седьмого дня является заповедь о субботе в законе. (Необходимость соблюдения новозаветными верующими остальных заповедей закона признается большинством христиан.) В основании этой проблемы лежит вопрос: как можем мы, адвентисты седьмого дня, соблюдать субботу на библейском основании, полагаясь на веру и благодать? Какие ключевые компоненты такого поклонения, основанного на благодати и вере, вы можете назвать?

3. Часто евангельские христиане, отвергающие соблюдение субботы, заявляют: «Раз в тексте (Деян.15) ничего не сказано о соблюдении субботы, значит, язычники не должны обращать внимание на эту заповедь». На это можно возразить, что заповеди о лжесвидетельстве и убийстве тоже не были упомянуты. Подобный довод может быть использован для отрицания самых что ни на есть очевидных требований Десяти заповедей, таких как запрет лжесвидетельствовать, красть и убивать. Как, следуя этим аргументам, можно прийти к ошибочному мнению о том, что благодать позволяет верующим пренебрегать соблюдением самых очевидных требований Божьего Закона?

Практическое задание:

Расскажите о случаях, когда ключевые аспекты вашей веры и морали ставились под сомнение. Как вы нашли удовлетворительные ответы на свои вопросы?

Шаг 4 - Творческое задание

Для учителей: Побудите посетителей вашего класса поразмышлять над вопросом взаимодействия закона и благодати. Подумайте о том, какие страдания грех причинил человечеству и Божеству.

Практическое задание:

1. Обсудите с классом искушение удариться в одну из двух крайностей: законничество или «дешевая благодать».

2. Почему люди не могут самостоятельно, без особого откровения извне, понять суть противоречивых вопросов и сложных этических проблем, с которыми мы сталкиваемся?

3. Главная боль многих церковных лидеров сегодня - отрицание людьми традиционных стандартов поведения. Это касается не только вопросов питания, но и манеры одеваться, ношения украшений и проведения досуга. В то же время где проходит грань между следованием обоснованным стандартам и законничеством? Как мы можем иметь сбалансированный подход к пониманию этих вопросов?

Урок 3. Состояние человека

Библейские тексты для исследования: Рим.1:16-17,22–32; 2:1–10,17–23; 3:1-2,10–18,23.

Памятный стих: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23).

С самого начала в Послании к римлянам Павел стремится обозначить важную истину о плачевном состоянии человечества, которая имеет непосредственное отношение к евангельской вести. В момент грехопадения мы все были заражены грехом. Грех вплетен в наши гены, как информация о цвете глаз.

Мартин Лютер в своем комментарии на Послание к римлянам написал следующее: «Весь данный фрагмент Апостол произносит в Духе - то есть он говорит о людях не так, как они выглядят в своих глазах и пред другими людьми, но так, как они выглядят пред Богом, а в Божьих глазах все они под грехом - и те, кто кажутся людям определенно порочными, и те, кто в своих глазах и в глазах окружающих кажутся добрыми. Объяснение этому таково: те, кто очевидно порочны - грешат как внутренне, так и внешне и не обладают никакой праведностью, даже человеческой. Те же, кто внешне кажутся хорошими самим себе и своим собратьям, на самом деле грешат внутренне [“в своем внутреннем человеке”]. Ибо, хотя они и совершают благие дела внешне, все же они совершают их из страха наказания, или из любви к деньгам, славе, или руководствуясь какими-то другими материальными мотивами, без желания и радости, и, таким образом, внешний человек, несомненно, вынужден совершать добрые дела, но внутренний человек пребывает в сладострастных похотях» (Мартин Лютер. Лекции по «Посланию к Римлянам», Фонд «Лютеранское наследие», 1996, с. 241).

Воскресенье. Сила Бога

«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: “праведный верою жив будет“» (Рим.1:16-17). О чем говорят вам Рим.1:16-17? Исполнилось ли в вашей жизни обетование, содержащееся в этих стихах?

В этом отрывке есть несколько ключевых слов:

1. Благовествование. Переведенное этим существительным греческое слово дословно означает «добрая весть». Само по себе это слово может относиться к любой хорошей новости, но в словосочетании «благовествование Христово» оно означает «добрую весть о Мессии» («Христос» - транслитерация греческого слова, которое означает «Мессия»). Хорошая весть заключается в том, что Мессия пришел, и люди могут быть спасены, веруя в Него. Именно в Иисусе и Его совершенной праведности можно найти спасение, а не в нас самих и даже не в Божьем законе.

2. Праведность. Это слово означает «быть правым» вместе с Богом. В Послании к римлянам это слово имеет особое значение, как мы увидим далее. Примечательно, что в Рим.1:17 это слово используется в словосочетании «правда Божия». Это праведность, исходящая от Бога и даруемая Самим Богом. Как мы увидим, это единственная праведность, которая может даровать нам надежду на вечную жизнь.

3. Вера. В греческом языке, как и в русском, глагол pisteuo (верить) и существительное pistis (вера) имеют общий корень. Роль веры в спасении будет открываться в процессе изучения Послания к римлянам.

Вы когда-нибудь пытались разуверить себя в очевидном? Случалось ли вам задаваться вопросами: «Спасен ли я?», «Возможно ли спасение?». Чем обусловлены подобные страхи? Насколько они обоснованы? Возможно, ваш образ жизни опровергает ваше исповедание веры. Если это так, какое решение вам необходимо принять, чтобы рассчитывать на обещания и заверения, которые предложены нам в Иисусе?

Понедельник. Все согрешили

Вторник. Прогресс?

На рубеже двадцатого века люди думали, что человечество прогрессирует, что его моральный уровень будет возрастать, а наука и техника помогут достичь всеобщего благоденствия. Считалось, что человеческие существа в значительной степени продвинулись на пути к совершенству. Царило убеждение, что благодаря правильному образованию и воспитанию моральных качеств люди смогут улучшить себя и свое общество. Двадцатый век обещал головокружительные перспективы.

К сожалению, все пошло совсем не так, как ожидалось. Двадцатый век был одним из самых жестоких и варварских во всей истории как раз благодаря достижениям науки. Появилась возможность уничтожать людей в таких количествах, о которых былые деспоты не могли и мечтать.

В чем была проблема?

Обратите внимание на Рим.1:22-23. Видим ли мы проявление этого принципа сегодня? Отвергнув Бога, чему стали поклоняться люди в наше время? Каким образом они обманывают сами себя? Поделитесь своими ответами в группе.

Основной стих: Рим.3:23.

Задачи учителя:

1. Помочь понять , что человечество оказалось в пропасти греха и смерти, из которой не может самостоятельно выбраться.

2. Помочь ощутить беспомощность и в то же время надежду на то, что Бог не оставит нас.

3. Побудить отказаться от ложных представлений о человеческом благополучии и успехе, которые мешают нам ощутить нужду в Христе.

План урока:

I. Знание проблемы.

1. Почему грех считается вселенской проблемой, а не проблемой местного значения?

2. Имея в арсенале массу инструментов борьбы с человеческими пороками (образование, политические и социальные средства и т. д.), как можно обратить внимание на решение проблемы, предложенное Богом во Христе?

II. Преодоление проблемы.

1. Как ложные культурные представления удерживают нас от осознания реальности греха и нашей нужды в Боге?

2. Поскольку осознание греховности может быть саморазрушительным, как мы можем положительно оценить этот опыт, усмотрев в нем первый шаг к Христу?

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Отрывок из писания: Рим. 2.

Основной принцип духовного роста: Когда Бог благословляет определенное общество людей и наделяет его привилегиями, то у этих людей могут возникнуть трудности с осознанием собственного греха. Они начинают преувеличивать грехи окружающих, а свои - преуменьшать или отрицать. Осознание нужды в Божьей праведности во Христе часто заменяется самонадеянностью или лицемерием.

Для учителей: Цель - защитить церковь от попадания в ту же ловушку, в которую попал собеседник Павла из Рим.2. Практика двойных стандартов в отношении греха ведет к богословской и миссиологической катастрофе. Тактично убеждайте посетителей вашего класса в том, что снисхождение к собственному греху может быть присуще всем нам. Приводите аргументацию Павла (см. Рим.2:1–5,23-24), показывая, что этот вопрос немаловажен и что на карту поставлены свидетельство церкви и характер Бога (см. Рим.2:24).

Вступительная дискуссия:

Преувеличение грехов других и преуменьшение своих - естественная для нас практика. Возьмем простой пример с вождением. Мы не считаем необходимым сдерживать свой гнев или выбирать слова в ситуации, когда другой водитель нарушает правила. Но когда мы допускаем те же самые ошибки, они кажутся нам простительными. Именно такую практику двойных стандартов Павел разоблачает в Рим. 2, и та же самая губительная практика должна быть разоблачена в нашей жизни.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом, считая проблему греха присущей исключительно неверующим, мы неверно представляем евангелие?

2. как двойная мораль в отношении греха практически сводит на нет наше свидетельство миру?

Шаг 2 - Исследуйте!

Для учителей: Про вторую главу Послания к римлянам часто забывают, ведь она помещена между протестантским лозунгом «Праведный верою жив будет» (Рим.1:17) и бесспорными шедеврами богословской мысли в Рим.3–8. Богословы спорят по поводу того, как эта глава вписывается в более широкую структуру послания. Это дает прекрасный повод для дальнейших размышлений о Рим.2. Побудите членов класса основательно изучить эту главу. Сделайте акцент на следующих моментах: 1) грех является вселенской проблемой; 2) в корне непослушания лежит греховное представление о Божьей благодати.

Библейский комментарий

I. Суд над судьями.

(Прочитайте в классе Рим.1:28–30; 2:1–11).

После описания греховного поведения (см. Рим.1:23–31) необходимо было разоблачить его. Грешники не только бесцеремонно совершали эти грехи, но и одобряли подобное греховное поведение у других (см. Рим.1:32). Никакого заявления о невиновности или незнании мы не наблюдаем, только открытое восстание.

Неожиданно Павел применяет оружие осуждающих эти грехи против них же самих. Он использует прием риторической диатрибы и излагает свою точку зрения, обращаясь к вымышленному персонажу. Этот персонаж, в отличие от тех, кто одобряет такой дерзкий грех, осуждает подобное нечестие (см. Рим.2:1). Существует одна лишь проблема. Этот «праведный» судья совершает те же поступки, за которые осуждает других. Благодаря своей проницательности Павел показывает, что в затруднительном положении оказались все без исключения (см. Рим.3:9). Он делает это для того, чтобы показать, что Евангелие предлагает спасение всем людям. Как мы узнаем, в этом образе взыскательного судьи представлены иудеи (см. Рим.2:17). Язычники же со своим длинным списком грехов теперь находятся с ними на равных условиях, ожидая Божьего праведного суда (см. Рим.2:3,5,16; 3:19).

Но возникает вопрос о том, как может народ, обладающий достаточными религиозными знаниями для осуждения порока, думать, что «избежит суда Божия» (Рим.2:3), если сам совершает эти же грехи. На этот вопрос будет дан ответ ниже.

Для размышления:

Как подход Павла, говорящего, что «все под грехом» (Рим. 3:9), кардинально меняет наше отношение к грехам других людей? Какую черту характера стоит развивать, ко-гда мы видим грехи в окружающих нас людях? Сможет ли эта черта помочь нам справиться с собственными грехами?

Урок 4. Оправдание по вере

Библейские тексты для исследования: Рим.3:19–28.

Воскресенье. Дела закона

Вторник. По Его милости

Среда. Праведность Христа

В Рим.3:25 Павел продолжает излагать великую весть о спасении. Он использует необычное слово «умилостивление». Соответствующее греческое слово hilasterion встречается в Новом Завете только здесь и в Евр.9:5, где оно переводится как «место умилостивления» (ИПБ). Характеризуя в Рим.3:25 дар оправдания и искупления через Христа, умилостивление представляет исполнение всего того, на что в ветхозаветном святилище прообразно указывала крышка ковчега завета, или престол милости. Это значит, что Своей жертвенной смертью Иисус спас нас, и Он - единственный, Кто дает умилостивление. Вкратце это означает, что Бог сделал все необходимое, чтобы спасти нас.

Текст также говорит о «прощении грехов». Именно наши грехи отстраняют нас от Бога. Мы сами ничего не можем сделать, чтобы искоренить наши грехи. Но в плане искупления Бог предусмотрел способ прощения этих грехов верой в кровь Христа.

Слово «прощение» образовано от греческого слова paresis, которое дословно означает «пропустить» или «пройти мимо». «Пропуск» - это ни в коей мере не игнорирование грехов. Бог может оставить без внимания грехи прошлого, потому что Христос заплатил наказание за грехи всех людей Своей смертью. Поэтому любой человек, у кого есть «вера в Его кровь», может получить прощение своих грехов, ибо за него уже умер Христос (см. 1Кор.15:3).

Почему так легко попасть в ловушку, думая, что если закон не спасает нас, нам не нужно беспокоиться о его соблюдении? Чем опасна подобная логика? В то же время что с нами было бы без обетования спасения, даже тогда, когда есть соблазн им злоупотребить?

Основной стих: Рим. 3:28.

Задачи учителя:

1. Помочь понять основополагающее значение Рим.3:19–28 в изложении Павлом Евангелия в Послании к римлянам.

2. Помочь ощутить , насколько значимо оправдание по вере во вменяемую праведность Христа.

3. Побудить иметь правильное представление об оправдании и связать его должным образом с освящением и жизнью в Духе.

План урока:

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Библейский комментарий

Вступление: Далее мы рассмотрим важные моменты Рим.3:19–28. Комментарии, предложенные в уроках субботней школы, будут очень полезны. Для более детального исследования урока мы выделим самые важные пункты и приведем дополнительные комментарии.

Урок 5. Вера Авраама

Библейские тексты для исследования: Быт.15:6; 2Цар.11,12; Рим.3:20,31; 4:1–17; Гал.3:21–23; 1Иоан.3:4.

Памятный стих: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).

Послание к римлянам, четвертая глава, передает суть библейского учения о спасении по вере, которое стало отправной точкой Реформации. Ровно пятьсот лет назад реформационное движение началось с Мартина Лютера и продолжилось благодаря его последователям - протестантам.

Говоря об Аврааме, образце святости и добродетели, как о человеке, который нуждался в спасении по благодати независимо от дел закона, Павел выражается предельно ясно. Если дел человека, который является примером для подражания, и соблюдения им закона было недостаточно, чтобы оправдать его перед Богом, на что надеяться всем остальным? Авраам обрел спасение по благодати, и этот же опыт переживают все остальные - как евреи, так и язычники.

В 4-й главе Послания к римлянам Павел раскрывает три основных этапа в плане спасения: (1) обещание Божественного благословения (обетование благодати), (2) отклик человека на это обещание (ответ веры) и (3) Божественное провозглашение праведности, данной тем, кто верит (оправдание). Так произошло с Авраамом, и так же происходит с нами.

Важно помнить, что Павел говорит о том, что спасение по благодати даруется нам, хотя мы этого совсем не заслуживаем. Если бы мы его заслужили, то оно причиталось бы нам и, соответственно, уже не было бы подарком. Но для таких испорченных и падших существ, как мы, спасение должно быть подарком.

Обосновывая свой взгляд на спасение по вере, Павел цитирует Быт.15:6: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Вот оно - оправдание по вере, отраженное на первых страницах Библии.

Воскресенье. Закон

Учитывая универсальность Креста, принимая во внимание то, что Крест говорит нам о ценности каждого человеческого существа, почему расовые, этнические или национальные предубеждения так ужасны? Как мы можем научиться распознавать подобные предупреждения в себе и по благодати Божьей избавляться от них?

Вторник. Обетование

В этот день пятьсот лет назад Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви Виттенберга. Сегодняшняя тема также говорит о самой сути спасения по вере.

В Рим.4:13 понятия «обетование» и «закон» противопоставляются. Павел стремится на примерах Ветхого Завета обосновать свое учение о праведности по вере. Он упоминает Авраама, которого все евреи считали своим праотцем. Принятие Богом или оправдание пришло к Аврааму совершенно независимо от закона. Бог дал Аврааму обетование, что он и его потомки будут владеть миром. Авраам поверил этому обетованию, то есть принял ту роль, которую оно предполагало.

В результате Бог принял его и действовал через него, чтобы спасти мир. Это яркий пример того, как благодать действовала в Ветхом Завете, и Павел не случайно его использовал.

Среда. Закон и вера

На примере взаимодействия Бога с Авраамом Павел показал, что спасение приходит через обетование благодати, а не через закон. Поэтому евреи, желавшие спастись, должны были перестать полагаться на свои дела и принять обетование Авраама, исполнившееся ныне с приходом Мессии. На самом деле это необходимо сделать каждому еврею и язычнику, всем, кто в вопросе примирения с Богом рассчитывает на свои «добрые» дела.

«Убеждение, что человек может спастись собственными делами, лежит в основе любой языческой религии... Люди, придерживающиеся этого убеждения, беззащитны перед грехом» (Э. Уайт. Желание веков, с. 35, 36). Что значат эти слова? Почему идея, что можно спастись собственными делами, делает нас столь уязвимыми для греха?

Насколько важна праведность по вере в ваших отношениях с Богом? Как вы можете убедиться, что эта доктрина не затмевается другими аспектами истины, и вы не теряете из виду это важнейшее учение? Что стоят остальные учения без этой истины?

Четверг. Закон и грех

Мы часто слышим, как люди говорят, что закон был отменен в Новом Завете, а затем цитируют библейские тексты, которые, по их мнению, это доказывают. Однако приводимые аргументы и богословское объяснение не внушают доверия.

Если бы не было никакого Божественного закона, осуждающего прелюбодеяние, причиняло бы тогда это действие меньше боли и вреда, чем оно приносит пострадавшим от него? Каким образом ваш ответ дает понять, что закон Божий остается в силе? С какими последствиями нарушения Божьего закона сталкивались вы?

Основной стих: Рим.3:31.

Задачи учителя:

1. Помочь понять взгляд Павла на оправдание по вере в ветхозаветном контексте.

2. Помочь ощутить глубокую признательность за единый подход Ветхого и Нового Заветов в вопросе оправдания по вере.

3. Побудить искать возможности представить эту тему другим людям на основании Библии.

План урока:

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Библейский комментарий

Урок 6. Адам и Иисус

Библейские тексты для исследования: Рим.5.

Памятный стих: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:1-2).

Павел ясно показал, что оправдание, или примирение с Богом, приходит только через веру в Иисуса Христа, ибо только Его праведность дает нам право предстоять пред нашим Господом. Основываясь на этой великой истине, Павел продолжает размышлять на эту тему. Показывая, что спасение дается по вере, а не по делам для всех, включая праведника Авраама, Павел делает шаг назад, чтобы посмотреть на большую картину - на то, что вызвало грех, страдания и смерть, и на то, каким образом решение было найдено во Христе и что Он сделал для человеческого рода.

Через падение одного человека, Адама, все человечество столкнулось с осуждением, отчуждением и смертью; через победу одного человека, Иисуса, людям было даровано новое положение перед Богом. По вере в Иисуса все их грехи и наказание за них могут быть сняты и навсегда прощены.

Павел противопоставляет Адама и Иисуса, показывая, как Христос пришел, чтобы исправить то, что сделал Адам, и давая понять, что жертвы грехопадения Адама могут быть спасены Иисусом, Спасителем. Основой всего этого являются Крест Христа и Его заместительная смерть, которые дают возможность каждому человеку, еврею или язычнику, быть спасенным. Своей Кровью Иисус принес оправдание всем, кто принимает Его.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7 Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14.

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10 А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.

12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

16 Да не хулится ваше доброе.

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

Похожие статьи