Манифест коммунистической партии 1848 кратко. Равнение на «Манифест Коммунистической партии»! Отказ от капитализма

23.11.2020

Манифест Коммунистической партии

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!

Карл Маркс Фридрих Энгельс Манифест Коммунистической партии
Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках.

I. Буржуа и пролетарии

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии.

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Но рынки все росли, спрос все увеличивался. Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа.

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом. Угнетенное сословие при господстве феодалов, вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в коммуне, тут – независимая городская республика, там – третье, податное сословие монархии, затем, в период мануфактуры, – противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще, наконец, со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка, она завоевала себе исключительное политическое господство в современном представительном государстве. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.

Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.

Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, – отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.

Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы – от буржуазных народов, Восток – от Запада.

Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения. Она сгустила население, централизовала средства производства, концентрировала собственность в руках немногих. Необходимым следствием этого была политическая централизация. Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами и таможенными пошлинами, оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей.

Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!

Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили

"Манифест Коммунистической партии" - знаменитый труд Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В нем авторы обозначили основные цели и задачи коммунистических организаций, которые в 1848 году, когда была написана эта работа, только зарождались. Для марксистов это важное и основополагающее сочинение.

Значение трактата

"Манифест Коммунистический партии" важен в том плане, что в этом труде авторы утверждают, что вся история человечества до этого момента была направлена на борьбу между различными классами. По мнению Маркса и Энгельса, в обозримом будущем неизбежна гибель капитализма от рук пролетариата. В результате будет построено коммунистическое общество с отсутствием классов, а вся собственность будет общественной.

Карл Маркс в "Манифесте Коммунистической партии" излагает собственное видение неизбежности смены способов производства и законов общественного развития. Особое место в этом трактате занимает подробный обзор всевозможных немарксистских теорий социализма, а также учений, которые авторы называют псевдосоциалистическими. Например, они жестко критикуют общую частную собственность, когда принцип частной собственности неразумно распространяется на каждого.

К тому же Маркс в этой работе именно коммунистов называет наиболее решительной частью пролетариата, которая повсеместно поддерживает революционное движение, направленное на свержение нынешнего политического и общественного строя. Также он отмечает, что те добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями разных стран.

Первые слова "Манифеста Коммунистической партии" стали крылатыми.

Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Впервые он был издан в Лондоне в 1848 году, после этого неоднократно переиздавался, при этом никакие изменения в него не вносились. В 1872 году в предисловии к очередному изданию "Манифеста Коммунистической партии" отмечает, что трактат стал историческим документом, менять который никто уже не вправе.

История создания

Данный труд был написан Марксом и Энгельсом по поручению пропагандистского общества "Союз справедливых", которое было организовано в Англии немецкими эмигрантами. Когда в него вступили авторы манифеста, организация была переименована в "Союз коммунистов".

В 1847 году состоялся первый конгресс Союза, на котором Энгельсу и было поручено составить текст программного документа для организации. Интересно, что изначально этот труд назывался "Проект коммунистического символа веры".

На втором конгрессе составляется текст коммунистического манифеста. Он становится программой международной организации революционного пролетариата. Работу над "Манифестом Коммунистической партии" Маркс завершает в начале 1848 года, когда находится в Бельгии.

Впервые он был издан анонимно в Лондоне. Труд вышел на немецком языке. Это была брошюра в зеленой обложке, включающая 23 страницы.

В марте ее текст перепечатала немецкая эмигрантская газета, а на следующий день Маркс был выдворен полицейскими из Бельгии.

Интересно, что в предисловии отмечалось, что манифест необходимо издавать на разных языках. Так что вскоре появляются переводы на датском, польском, шведском и английском. Именно в предисловии английского издания, выпущенного журналисткой и социалисткой Хелен Макфарлейн, которая публиковалась под псевдонимом Говард Мортон, впервые были названы имена авторов манифеста. Ранее они оставались неизвестными.

Популярность

Когда в 1848 году по всему континенту начались революции, этот труд стал чрезвычайно популярным. Однако в действительности с ним имели возможность ознакомиться немногие, поэтому значительного влияния на ход событий он не оказал. В числе исключений можно назвать только немецкий город Кельн, в котором большим тиражом выходила местная газета, всячески прославляющая коммунистический манифест Карла Маркса.

Массовый интерес к трактату возник только в 1870-х годах, когда начали свою деятельность Первый интернационал и Парижская коммуна. Также "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса фигурировал в процессе против социал-демократической партии Германии. Сторона обвинения зачитывала отрывки из него.

После этого по немецким законам стала возможной его официальная публикация. В 1872 году Маркс и Энгельс оперативно подготовили новое издание на немецком языке. В ближайшие годы вышло девять редакций на шести языках. В 1872 году суфражистка Виктория Вудхулл впервые выпустила манифест в Америке.

Распространение трактата

Появляющиеся в разных странах социал-демократические партии стали активно распространять манифест. Интересно, что Энгельс в предисловии к английскому изданию в 1888 году писал, что их труд отразил историю современного движения рабочих, став одним из самых распространенных произведений социалистической литературы в современном мире. Эту программу признавали рабочие от Калифорнии до Сибири.

На русский язык трактат был впервые переведен анархистом Михаилом Бакуниным, который был соратником авторов по первому Интернационалу. В 1869 году русский вариант трактата напечатали в типографии журнала "Колокол".

В 1882 году там же появилось второе издание в переводе Георгия Плеханова. В нем уже присутствовало специальное предисловие, в котором Маркс и Энгельс пытались ответить на вопрос, способно ли русское общество перейти к коммунистической форме всеобщего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят все страны Западной Европы.

Первое издание манифеста на украинском языке подготовила писательница Леся Украинка.

Тиражи

Безусловно, со временем тиражи манифеста стали просто огромными, особенно в СССР. Но об общем количестве выпущенных экземпляров ничего не известно. Можно утверждать, что только в Советском Союзе к 1973 году вышло 447 изданий этого труда совокупным тиражом почти 24 миллиона экземпляров.

Примечательно, что в XXI веке к труду Маркса и Энгельса снова появился интерес. Например, в 2012 году британское издание сопровождалось предисловием историка, марксиста по убеждениям Эрика Хобсбаума. А в 2010 году иллюстрированное издание этого трактата вышло в Канаде в издательстве, специализирующемся на публикации радикальных исторических текстов в форме манги или комиксов.

Коммунистический манифест состоит из четырех глав. Первая называется "Буржуа и пролетарии", а вторая - "Пролетарии и коммунисты".

Третья глава - "Социалистическая и коммунистическая литература" - разделена на несколько частей. Это "Реакционный социализм", "Консервативный или буржуазный социализм", "Критически-утопический социализм и коммунизм".

Заключительная глава этого труда называется "Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям".

Отказ от капитализма

Отказ от капиталистического общества - одна из главных целей этого трактата. Программа перехода к коммунистической общественной формации приводится во второй главе. Авторы предполагают, что все произойдет насильственным путем, ключевым станет установление диктатуры пролетариата.

Сама программа перехода содержит десять пунктов, или этапов. Это экспроприация земельной собственности, введение высокого прогрессивного налога, конфискация имущества мятежников и эмигрантов, отмена наследственных прав, бесплатное воспитание детей, сращивание промышленности и земледелия, рост количества государственных предприятий, введение обязательного труда для всех, централизация кредита в государственных банках.

Маркс и Энгельс в своем трактате предполагали, что, ликвидировав капитализм, диктатура пролетариата себя исчерпает, уступив место некой "ассоциации индивидов". Однако про нее авторы ничего не пишут.

Price Realized: $127 115

MARX, Karl (1818-1893) & ENGELS, Friedrich (1820-1895). Manifest der kommunistischen Partei. Veröffentlicht im Februar 1848. Londres: imprimé par la "Bildungs=Gesellschaft für Arbeiter" de J.E. Burghard, 1848. PMM 326.

Уход: €97,000. Аукцион Christie"s. Collection Jean Lignel Dessins et manuscrits, Livres anciens et livres d"artistes. 11 декабря 2008 года. Париж. Лот № 12.

Французское описание лота: Plaquette in-8 (214x137 мм.). 23 pages (titre inclus dans la pagination). Couverture originale, imprimée sur papier vert, titre dans un encadrement typographique formé de 26 (sens vertical) et 13 (sens horizontal) éléments (demi-cercles avec une couronne radiale), aux angles trois demi-cercles composés de 3 pièces typographiques avec une couronne radiale (agrafes enlevées et remplacées par une couture, insérés dans une couverture protectrice de papier japon et papier peigne), étui moderne en cartonnage vert.

Provenance : Экземпляр уже 2 раза продавался на аукционах - bibliothèque Schocken - Hauswedell & Nolte (vendu en 1976) - Vente à Paris en 1979.


Карл Маркс и Фридрих Энгельс. «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) - легендарная работа, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» , а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Кстати, в Советском Союзе находилось приличное количество экземпляров первого "Манифеста". Складывалось впечатление, что это была целенаправленная политика партийного руководства страны по скупке их на международных аукционах. Возможно, привозили работники Коминтерна, или поступления в качестве подарка при визите официальных лиц. Короче, осталось за кадром.

I. Буржуа и пролетарии

II. Пролетарии и коммунисты

III. Социалистическая и коммунистическая литература

1. Реакционный социализм

a. Феодальный социализм

b. Мелкобуржуазный социализм

c. Немецкий, или «истинный», социализм

2. Консервативный, или буржуазный, социализм

3. Критически-утопический социализм и коммунизм

IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям


Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? Два вывода вытекают из этого факта. Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии. С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий "Манифест", который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Второй конгресс "Союза коммунистов" проходил с 29 ноября по 8 декабря 1847 г. в Лондоне. К. Марксу и Ф. Энгельсу было поручено написать программный документ Союза. Основой послужили наработки, сделанные раньше Ф. Энгельсом (Проект коммунистического символа веры и Принципы коммунизма). В середине декабря Ф. Энгельс был вынужден уехать из Лондона в Париж и работу продолжал К. Маркс. А Ф. Шаппер подгонял. Текст Манифеста коммунистической партии был выслан руководителям "Союза коммунистов" в начале февраля из Брюсселя (т.е. К. Марксом), Ассоциации немецких рабочих пришлось занять 25 фунтов стерлингов, купить готический шрифт и тиражом 1 000 экземпляров "Манифест коммунистической партии" был отпечатан 21 февраля 1848 года. Печатник (член "Союза коммунистов") Дж. Бурхардт отпечатал брошюру зеленого цвета (с типографскими ошибками) объемом 23 страницы и размерами размеры 21,5 на 13,4 см в собственном книжном магазине. После начала в феврале 1848 года революции во Франции "Манифест..." стали тайно рассылать в другие страны и община "Союза коммунистов" в Амстердаме получила 100 экземпляров - а во время разгона одной из рабочих демонстраций были произведены аресты и экземпляр "Манифеста..." 24 марта 1848 года попал в руки полиции. В том же году были переиздания "Манифеста..." во Франции, Италии, Дании с предисловиями на соответствующих языках и в декабре 1848 года был сделан первый перевод самого "Манифеста..." на шведский язык. Первый перевод "Манифеста... " на русский язык был сделан М. Бакуниным. С тех пор количество переводов и изданий этого документа не поддается исчислению. В Германии было сделано издание шрифтом Брайля - для слепых.


Workers of the world, unite!!! Эта роковая парадигма захватила всецело многие умы в России почти на 100 лет! «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира»,- писал В.И. Ленин о «Манифесте». Это первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». В «М. К. п.» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место капиталистической формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нему, изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «М. К. п.» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. При капиталистическом способе производства отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определенном этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства.

Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается часть готовых продуктов и производительных сил. В «М. К. п.» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс и его профсоюзы принесут обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу,- указывают авторы «М. К. п.»,- рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты,- писали авторы «М. К. п.»,- «...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

Хотя Маркс и Энгельс в «М. К. п.» ещё не пользовались термином «диктатура пролетариата», однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. «...Первым шагом в рабочей революции,- писали Маркс и Энгельс,- является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». В «М. К. п.» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран,- отмечали Маркс и Энгельс,- является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «М. К. п.». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в «М. К. п.» полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д. В «М. К. п.» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, т. н. немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в «М. К. п.» по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они «...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». «М. К. п.» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. В 1869 в Женеве вышло 1-е русское издание «М. К. п.» в переводе М.А. Бакунина, в котором были искажены важнейшие положения этого произведения. Отпечатано оно было в бывшей типографии А.И. Герцена (в 1866 году она перешла к польскому революционеру-эмигранту, сотруднику Герцена Л. Чернецкому) без указания имен авторов и переводчика. Перевод приписывается М.А. Бакунину, однако в последние годы эта версия поставлена под сомнение: многие считают переводчиком Н.Н. Любавина. Из письма Л. Чернецкого к Н.П. Огареву от 27 сентября 1869 года известно, что рукопись перевода передал в типографию Огарев и просил напечатать 1000 экземпляров. Уже 8 ноября 1869 года экземпляры «Манифеста» были обнаружены русской почтовой цензурой. В 1882 в Женеве было отпечатано новое русское, так называемое марксистское издание «М. К. п.» в переводе Г.В. Плеханова, со специальным предисловием Маркса и Энгельса. В своем предисловии Г.В. Плеханов, в частности, говорит, что сделанный М.А. Бакуниным первый русский перевод «Манифеста» содержит ряд искажений, которые он исправляет.

К 168-й годовщине со дня издания

«Манифест Коммунистической партии» - первый и величайший программный документ научного коммунизма. Написанный К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Впоследствии «Манифест» издавался и в других странах. «Манифест» получил широкое распространение в коммунистическом и рабочем движении. Ф.Энгельс в 1890 г. писал, что «история «Манифеста» до известной степени отражает историю современного рабочего движения с 1848 года » (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.22, с.62 ).

«Манифест Коммунистической партии» - вершина творчества основоположников коммунизма до революции 1848 г. В нём впервые марксизм был изложен в стройном и систематизированном виде.

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма » - такими словами начинается «Манифест». «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».

В «Манифесте» Маркс с гениальным мастерством рисует картину зарождения, развития и неизбежной гибели капитализма и даёт развёрнутое обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата .

Маркс пишет, что классовая борьба - движущая сила исторического развития в классовых антагонистических обществах .

«История всех до сих пор существовавших обществ, - пишет Маркс, - была историей борьбы классов» (впоследствии Энгельс уточнит: за исключением первобытного общества) «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общества или общей гибелью борющихся классов ».

Из недр погибшего феодального общества, пишет Маркс, вышло современное буржуазное общество. Но оно не уничтожило классовых противоречий. «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается тем, что она упростила классовые противоречия: общество всё более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат ».

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, проникновение на индийский и китайский рынки, колонизация Америки - всё это дало толчок развитию торговли, мореплавания, промышленности. На место цехового ремесла пришла мануфактура, на место мануфактуры - пар и машина, которые произвели революцию в промышленности, создали крупную индустрию и всемирный рынок. Наряду с развитием промышленности и торговли развивались новые революционные элементы в недрах феодализма - класс буржуазии, который увеличивал свои капиталы и оттеснял на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Но буржуазия не только завоевала себе экономическое господство, создав крупную промышленность и всемирный рынок, но и добилась политического господства в современном государстве. Маркс пишет: «Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии ».

Маркс обнажает сущность современного представительного государства как органа диктатуры буржуазии , защищающего интересы класса эксплуататоров и направленного на подавление сопротивления угнетённых классов.

«Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль», - продолжает Маркс. Буржуазия разрушила все феодальные, патриархальные отношения между людьми и не оставила между ними ничего другого, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана» . Врача, юриста, священника, поэта, человека науки - всех она превратила в своих платных наёмных работников. Семейные отношения буржуазия свела к чисто денежным отношениям. Путём эксплуатации всемирного рынка она сделала производство и потребление всех стран космополитическим. «Словом, - пишет Маркс, - она сделала себе мир по своему образу и подобию ».

Менее чем за сто лет своего классового господства буржуазия создала гигантские производительные силы. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения - всё это как бы по волшебству создала буржуазия.

«Итак, - пишет Маркс, - мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии» (Ленин впоследствии покажет, как капитализм перерастает в монополистический капитализм, империализм ).

Маркс на основе открытого им объективного закона развития человеческого общества - закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил - показывает гибель феодального общества и рождение нового, буржуазного способа производства.

Но, продолжает Маркс, подобное же движение совершается и на наших глазах. Буржуазное общество более не может уже обеспечить дальнейшее поступательное развитие созданных им производительных сил. Это противоречие между буржуазными производственными отношениями и возросшими производительными силами выражается в сокрушительных экономических кризисах, сотрясающих мировую экономику капитализма .

Маркс пишет о буржуазном обществе:

«Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений; буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существования буржуазные отношения собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство.

Оружие, которым буржуазия ниспровергала феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.

Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против неё это оружие, - современных рабочих, пролетариев».

В этих словах Маркса сформулировано основное положение научного коммунизма о неизбежной гибели капитализма и всемирно-исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазии .

В этих условиях рабочему не остаётся ничего, кроме как подниматься на борьбу против буржуазии . Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, рабочие одной фабрики против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных отношений, но и против орудий труда, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить отношения средневекового рабочего.

На этой ступени борьбы рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную массу. Но с развитием промышленности пролетариат возрастает численно, и растёт его сила. Столкновения между рабочими и капиталистами всё более принимают характер столкновения между двумя классами. Происходит организация и сплочение рабочих. Местные очаги борьбы постепенно сливаются в одну, национальную, классовую борьбу .

«…Всякая классовая борьба есть борьба политическая ».

Маркс пишет, что пролетариат является единственно до конца революционным классом . «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить всё, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин - все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата .

В дальнейшем Ленин, основываясь на данном положении Маркса, обоснует своё гениальное учение о союзе пролетариата и крестьянства . Ленин покажет, что мелкобуржуазные слои населения необходимо вовлечь в строительство социализма под руководством пролетариата на основе социалистической кооперации мелкого производства.

В современных условиях союзником пролетариата выступает не только трудящееся крестьянство, но и трудовая интеллигенция - врачи, учителя, среди которых велика доля женского труда .

Классовая борьба пролетариата, пишет Маркс, в конце концов доходит вплоть «до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает своё господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии ».

Маркс резюмирует: всемирно-историческая миссия пролетариата заключается в том, что он - могильщик буржуазии. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны .

В «Манифесте» Маркс формулирует основы марксистского учения о пролетарской партии и диктатуре пролетариата .

Маркс пишет, что коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперёд частью рабочего класса всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.

Маркс определяет ближайшие задачи коммунистов: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти ».

Коммунисты ставят перед собой цель уничтожить буржуазную частную собственность, покоящуюся на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности ».

Буржуазия обвинила коммунистов в том, что они хотят уничтожить собственность, упразднить свободу и личность, уничтожить семью, отменить отечество.

Маркс отвечает им:

«Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых ее членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.

Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить ВАШУ собственность. Да, мы действительно хотим это сделать ».

Упразднить личность и свободу? Но буржуазия понимает под свободой свободу эксплуатации чужого труда, под личностью - личность самого буржуа .

Уничтожить семью? Но разве буржуазный брак не является общностью жён? «Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жёны и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жён друг у друга ».

Отменить отечество? Маркс пишет:

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса» (в английском издании 1888 г. вместо слов «подняться до положения национального класса» напечатано: «подняться до положения ведущего класса нации », К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.4, с.444 ), конституироваться как нация, он сам пока ещё национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия».

В дальнейшем Ленин предостерегал коммунистов от одностороннего понимания положения Маркса о том, что рабочие не имеют отечества. Ленин писал :

«В «Коммунистическом манифесте » сказано, что рабочие не имеют отечества.

Справедливо. Но там сказано не только это. Там сказано ещё, что при образовании национальных государств роль пролетариата несколько особая. Если брать первое положение (рабочие не имеют отечества) и забывать его связь со вторым (рабочие конституируются как класс национально, но не в том смысле, как буржуазия), то это будет архинеправильно.

В чём же состоит эта связь? По-моему, именно в том, что в демократическом движении (в такой момент, в такой конкретной обстановке) пролетариат не может отказаться от поддержки его (следовательно, и от защиты отечества в войне национальной).

Маркс и Энгельс сказали в «Коммунистическом манифесте», что рабочие не имеют отечества. Но тот же Маркс звал к национальной войне не раз: Маркс в 1848 г., Энгельс в 1859 г. (конец его брошюры «По и Рейн», где прямо разжигается национальное чувство немцев, прямо зовут их к войне национальной). Энгельс в 1891 г. ввиду грозившей и надвигавшейся тогда войны Франции (Буланже) + Александр III против Германии прямо признавал «защиту отечества».

Были ли Маркс и Энгельс путаниками, сегодня говорившими одно, завтра другое? Нет. По-моему, признание «защиты отечества» в национальной войне вполне отвечает марксизму» (В.И.Ленин, Соч., 4 изд., т.35, с.200-201 ).

Маркс оставляет возражения буржуазии против коммунистов и продолжает: «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии ».

По существу в этих словах Маркс формулирует положение о диктатуре пролетариата . Он пишет:

«Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил ».

В будущем же коммунистическом обществе вместе с исчезновением классовых различий и сосредоточением всего производства в руках общества исчезнет и политическая власть. Государство - это организованное насилие одного класса для подавления другого.

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех ».

«Манифест» заканчивается боевым призывом к пролетариям всех стран объединяться в борьбе за свершение коммунистической революции:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Создание этой первой в истории программы международного коммунистического движения явилось величайшим творением Маркса и Энгельса. «Манифест» на столетия стал программным знаменем борющегося пролетариата. «Манифест» при его чтении производит неизгладимое впечатление. Невероятно ярко и доступно Маркс изложил основные свои выводы и идеи, к которым он пришёл до революции 1848 г. Изложенные в «Манифесте» программные положения коммунизма, несмотря на то, что со времени его издания прошло более полутораста лет, сегодня так же живы и востребованы, являются руководящим документом для всех коммунистов. «Манифест» - настольная книга каждого борца, посвятившего свою жизнь борьбе за освобождение рабочего класса .

Григорий Павельев

Отказ от катехизиса

В 1847 году Карл Марк и Фридрих Энгельс вступили в "Союз справедливых" - ответвление тайной революционной организации "Союз отверженных". Написанный ими "Манифест" был программным произведением, созданным на заказ. Интересно, что изначально манифест должен был называться "Проект коммунистического символа веры". Энгельс писал Марксу: "Подумай над «Символом веры". Я считаю, что лучше всего было бы отбросить форму катехизиса и назвать эту вещь "Коммунистическим манифестом". Ведь в нем придется в той или иной мере осветить историю вопроса, для чего теперешняя форма совершенно не подходит". Надо сказать, что изменение названия - одна из немногих заслуг Энгельса.

Женский вопрос

Одно из интереснейших и остроумных мест в "Манифесте"- рассуждение Маркса о страхах буржуа по поводу того, что с приходом коммунизма будет происходить обобществление жен. По мнению Маркса, такие страхи можно объяснить только тем, что женщины признаются буржуа орудиями производства, тогда как коммунизм, напротив, хочет освободить женщин от такого восприятия. Маркс пишет: "Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга". Примечательно, что у самого Маркса будет незаконнорожденная дочь от служанки, на которой, чтобы утаить связь друга, придется жениться Энгельсу.

Пролетарии, объединяйтесь!

Сентенция «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» оказалась невероятно живучей. Под этим лозунгом проходила революция в России. Интересно, тем не менее, само понятие пролетариата. Оно достаточно двусмысленное. С одной стороны, в Древнем Риме так называли неимущих граждан, деклассированные элементы, полезные обществу только своим потомством. В словаре Даля же «пролетарий» обозначает бобыля, то есть напротив – бездетного человека. В этом значении «пролетарии всех стран, объединяйтесь!» звучит, по меньшей мере, странно.

Призрак коммунизма

В изначальном варианте «Манифеста коммунистической партии» не было «призрачного» вступления Карла Маркса. Оно появилось только после окончательной редактуры, выполненной Марксом осенью 1847 года. Эффектное начало «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» был придумкой Карла Маркса. Очевидно, что эта формулировка была следствием увлечения Маркса мистицизмом. Карл родился в Трире, городе, где античные руины чередуются с готическими соборами. Не удивительно поэтому, что в юности он пережил увлечение романтизмом. В то время в Европе был невероятно популярен Эдгар По, поэтому зримый и пугающий образ «призрака коммунизма» воздействовал на людей самым прямым образом

Переводы

"Манифест коммунистической партии" до сих пор является одним из самых популярных и переводимых произведений. Ещё до Октябрьской революции было издано множество его переводов. Из самых экзотических - три японских перевода и один китайский. Большую часть составляли публикации на русском языке (70) и языках Российской империи (35): 11 на польском, 7 на идише, 6 на финском, 5 на украинском, 4 на грузинском, 2 на армянском. 55 изданий «Манифеста» было выпущено в Германии, а в им­перии Габсбургов - 9 на венгерском и 8 на чешском языке (из них 3 в Хорватии и по одному в Словении и Словакии), 34 на английском (в том числе в США, где первый перевод по­явился в 1871 году), 26 на французском и 11 на итальянском. Кроме того, было издано 7 изданий на болгарском, 4 на сербском, 4 на румынском и одно, напе­чатанное в Салониках, - на сефардском языке. Северная Ев­ропа была представлена умеренно: 6 публикаций на датском, 5 на шведском и 2 на норвежском языке.

Неожиданная слава

Почти 25 лет манифест не получал широкой известности. Ничто не предвещало его успеха и будущего влияния на мировую историю. Ситуацию кардинально изменил судебный процесс над лидерами Социал-де­мократической партии Германии, обвиняемыми в государ­ственной измене - Вильгельмом Либкнехтом, Августом Бебе­лем и Адольфом Хепнером. В марте 1872 года обвинение зачитало текст манифе­ста в зале суда, что дало социал-демократам возможность опубликовать его легально, большим тиражом - как часть судопроизводства. Именно издание 1872 года (до этого времени в документ при публикациях вносились изменения) стало основой для всех последующих версий манифеста.

Религиозный вопрос

Вопросов религиозных в «Манифесте коммунистической партии» Маркс сознательно избегает, уделяя им самое незначительное место. Маркс, убежденный атеист и богоборец, в религиозных дискуссиях мог перейти эмоциональную грань. Его отношения с Богом были не просто «натянутыми», он был закоренелым безбожником и писал богохульные стихи. В партийном манифесте эти «страсти» были бы чрезмерными. Вот одно из его стихотворений, в котором он сравнивает себя с самим Люцифером.

"Заклинания впавшего в отчаяние"

Мне не осталось ничего, кроме мести,
Я высоко воздвигну мой престол,
Холодной и ужасной будет его вершина,
Основание его - суеверная дрожь.
Церемониймейстер! Самая чёрная агония!
Кто посмотрит здравым взором -
Отвернётся, смертельно побледнев и онемев,
Охваченный слепой и холодной смертью.

Похожие статьи