Вооруженный конфликт между Грузинскими военными силами и ополчением Абхазского народа произошедший в 1992-1993 годах, так же называемый «Отечественной войной народа Абхазии», унес много жизней, как военных, так и мирных жителей.
Основной причиной разыгравшегося столкновения стала гражданская война в Грузии в 1991 году. Ввод на территорию Абхазии и попытка захвата территорий подконтрольных сухумским властям национальной грузинской гвардией обернулось чередой кровопролитных боев. В течение года обе стороны конфликтовали без сильного перевеса сил и побед одной из сторон. Против вторгнувшихся на чужую территорию грузинских военных выступили объединенные силы добровольцев северокавказских народов.
По многочисленным заявлениям воюющих сторон, их противники неоднократно нарушали и игнорировали права человека, устраивая карательные операции и уничтожение мирного населения. Посланные на место конфликта группа миссионеров ООН утверждает, что нарушения были замечены за обеими сторонами.
После прекращения сражений огромные территории были опустошены, а проживающие там более ста тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть родные дома и бежать за границу.
В 1994 году был подписан договор о прекращении огня. Посланники ООН и Российские войска были направлены в зону конфликта для поддержания мирного режима, и помощи пострадавшим.
Причины, послужившие началом
В апреле 1991 года Грузия возглавляемая председателем верхового совета Звиада Гамсахурдиа объявила о своей независимости. После этого начали проводиться активные действия по ликвидации Абхазкой и Южно-Осетинской автономии.
Гражданская война бушевавшая в Грузии в 1991 году привела к тому, что в январе 1992 года Гамсахурдиа, был свергнут с поста президента. Оказавшиеся у власти чиновники пригласили на пост президента Эдуарда Шеварднадзе, надеясь, что его политическое влияние поможет удержать власть в руках нового правительства.
Шеварднадзе вернулся в Грузию и возглавил правительство, свергнувшее предыдущего президента. Однако, в руках действующего тогда Верховного совета были не все территории страны, Мегрелия и Самегрело были подконтрольна звиадистам. Не признавали новое правительство Южная Осетия, Абхазия и Аджария, а на территории велись бои со сторонниками свергнутого президента Грузии.
Создание новых органов власти
В городе Сухуми был создан Совет Национального Единства Абхазии. В него вошли важные политические деятели, интеллигенция и представители трудовых движений, а роль его была в урегулировании разногласий с грузинской стороной и недопущение узурпации власти.
Желание Абхазского народа восстановить конституцию 1925 года вызвало неодобрение со стороны грузинских властей. Они пытались отменить данный политический шаг автономной республики, в ответ на что, депутат З. Ачба объявил о нелегитимности Госсовета и их решение не будет учитываться.
Масло в огонь подливали сторонники бывшего президента, находящиеся в районе Мегрелии Звиада Гамсахурдия, в районе западной Грузии и Самегрело они устраивали террористические акты на западе страны и похищали политических сторонников Шеварднадзе.
10 августа 1992 года Грузия приняла решение о введении военных сил на территорию автономии с целью освобождения заложников, контроля за железнодорожными путями, по которым осуществляли торговлю Россия и Армения.
Вот как комментирует данный ход Тбилиси, бывший министр безопасности Грузии Гиоргадзе Игорь: «Охрана торговых путей было лишь предлогом для начала войны. Шеварднадзе заявляет, что его приказ был неправильно понят, хотя всем понятно, что причиной послужила шаткость его власти. На что можно было рассчитывать, когда отправляешь недисциплинированное войско с бронетехникой в зону возможного конфликта? Это был осознанный шаг, вину за который он решил возложить на Абхазию».
Война
Вторжение
Грузинские войска начали воевать с абхазами в самый пик курортного сезона. Две тысячи солдат и почти шестьдесят единиц боевой техники под командованием Тенгиза Китовани пересекли границу под предлогом охраны железной дороги. Большая часть техники досталась Грузии после распада СССР.
О будущем вторжении знали определенные верхи в России, и оказывали Шеварднадзе поддержку с воздуха, моря и земли. Им были предоставлены почти четверть тысячи танков.
Ключевым параметром грузинского плана под кодовым названием «Меч», был фактор внезапности, который мог бы позволить осуществить быстрый захват сухумских территорий. Войска двигались по трассе Зугдиди-Сухуми, были блокированы основные пути сообщения, для того чтобы Абхазское руководство как можно дольше оставалось в неведении.
Первыми агрессивными действиями стали столкновение в Очамчирском районе и высадка десанта на Абхазо-русской границе. Основной целью этих действий было взять в окружение автономию и ограничить ее контакт с соседями.
Военные не стали сразу вторгаться в Сухуми, а пробовали вести переговоры, в которых принимали участие высокие должностные лица с обеих сторон. Но к консенсусу прийти не удалось и произошел кровопролитный бой в районе Красного моста. Абхазские войска были вооружены огнестрельным оружием, а из техники у них были только самодельные броневики. Превосходящие силы грузинских войск, имея преимущество в силе, заняли Гагру.
Правящая верхушка Абхазии была вынуждена передислоцироваться в Гудаутский район. Там они получили поддержку в виде провизии и оружия. К тому же, многочисленные добровольцы в лице адыгейцев и чеченцев выразили желание помочь братскому народу. Они организовали самостоятельные военные части, которые должны были оказывать сопротивление грузинам.
Помощь соседей
Одним из главнокомандующих чеченскими частями был Шамиль Босаев. Он отлично проявил себя и был назначен командующим войсками, базировавшимися близ Гагры. Также его назначили заместителем министра обороны Абхазии. Со стороны Адыгеи особую роль сыграли добровольцы под командованием Сосналиева. За дела принесшие победу абхазскому народу он был награжден и получил звание «народного героя Абхазии», также был назначен министром обороны.
Российское руководство прекрасно знало о собирающихся силах, выступавших со стороны Северного Кавказа, однако оно бездействовало.
В августе 1992 года были закрыты границы между Абхазией и Россией, во избежание большой волны беженцев. С российской стороны была организованна поставка припасов и медикаментов в зоны конфликта, а морскими путями было эвакуировано более 15000 мирных жителей.
Ответный удар
По утверждению Шеварднадзе в мирном завершении конфликта был заинтересован не кто иной, как действующий президент России Борис Ельцин. По его инициативе было прекращено наступление 31-го августа 1992 года. Многие грузины восприняли это как акт трусости и предательства со стороны своего лидера.
В октябре Абхазские войска пошли в ответное наступление. Их военная мощь была усилена захваченными ракетными установками. Они смогли отбить Гагру и закрепиться на стратегически важных пунктах. Большую роль в этой операции сыграли войска Басаева, о действиях которых критически отзывались по всему миру. По словам очевидцев, он устраивал жестокие карательные рейды, его войска уничтожали мирные семьи, как грузинских жителей, так и русских.
Гия Каракарашвили, который был комендантам Гагры, прославился среди своих соотечественников тем, что оказывал сопротивление и выступил с обращением по телевизору. В своей речи он заявил, что если нападающие не отступят, то он уничтожит поголовно каждого абхазца.
Захватив Гагру, абхазские войска наладили продовольственные каналы с поддерживающим их союзом Кавказских Народов. В городе они обзавелись несколькими десятками боевой техники. Грузия обвиняла Россию в поддержке сепаратистского движения, на что было сказано, что все вооружение и техника были трофейными заслугами.
В новостных газетах всплывали ужасающие статьи утверждавшие, что абхазские войска после захвата города играли отрубленными головами грузинских солдат в футбол. Но источник не смог подтвердить подлинность информации.
Участие России
На территории Абхазии находились несколько военных частей России, в их число входила часть обеспечивающая работу аэродрома в Гудауте, военная лаборатория в Нижних Эшерах и батальон ВДВ в Сухуми. По заявлениям российского правительства части выполняли только миротворческие задачи по доставке медикаментов и вывозу беженцев, но Грузия неоднократно заявляла, что они выполняют разведывательные операции в пользу Абхазии.
По факту, Россия сохраняла нейтралитет в данном конфликте, но русские солдаты все равно подвергались атаке вооруженных сил Грузии и были вынуждены атаковать в ответ. Было неоднократно заявлено, что самозащита, которой они прикрывались, было лишь поводом для ведения вооруженных действий.
Главным и решающим сражением в грузино-абхазском конфликте сыграло сражение за Сухуми. Нарушив мирное соглашение, абхазские войска напали на город и захватили его. Поражение и необходимость эвакуировать более 250 000 мирного грузинского населения не слабо отразилось на стране.
Во время конфликта она была на пороге гражданской войны, которая шла с запада Грузии. Сторонники свергнутого президента Гамсахурдиа накапливали мощь и желали вернуть незаконно отнятую власть их лидеру.
Шеварднадзе пришлось обратиться за помощью к России, которая «рекомендовала» Абхазам принять мирное предложение и завершить конфликт.
Итоги конфликта
По официальным данным грузино абхазская война унесла примерно около 4 тысяч грузин и столько же абхазцев. Оставленные после военных действий мины унесли еще 700 человек. Экономические потери автономии составили примерно 10 миллиардов долларов США.
Почти четверть миллиона человек были вынуждены покинуть родной дом и бежать из Грузии.
Последующие пять лет автономия находилась в состоянии блокады, как со стороны Грузии, так и со стороны России.
Лишь в 2008 году Россия признала Абхазию независимой республикой и установила с ней дипломатические отношения.
1. Природа конфликта.
Исторические корни конфликта:
Отсутствие общей государственности у Абхазии и Грузии. В состав СССР Абхазия и Грузия входили в составе равноправных субъектов Закавказской СФСР;
Окончательное закрепление Абхазии в составе Грузии во время правления И.Сталина // благоприятные условия для Грузии;
Различия в менталитете абхазского и грузинского народов;
Ущемления интересов абхазского народа в пользу грузинского большинства в Грузинской ССР, что приводило к волнениям в Абхазии (к примеру, в 1970-х годах, после очередных волнений, союзные власти пошли на уступки и предоставили сухумскому ВУЗу статус Абхазского государственного университета). Однако отдельные уступки не меняли общую ситуацию к лучшему;
Политика насаждения грузинского языка (наименования городов в соответствии с грузинской орфографией – "Сухуми" вместо "Сухум" и пр.);
Неравенство в распределении трудовых ресурсов – к примеру, на крупных предприятиях союзного значения до 80% рабочей силы было "привозной", в основном – из "центральной" Грузии;
Создание режима благоприятствования грузинам, переселявшимся в Абхазию;
Попытка силового решения абхазской проблемы в 1992 году для решения внутриполитических грузинских вопросов // "маленькая победоносная война";
Ликвидация грузинскими властями статуса автономии для Абхазии в начале 1990-х.
Следует учитывать, что при провозглашении независимости Грузии был грубо нарушен Закон СССР "О порядке выхода союзной республики из состава Советского Союза". В частности, в тех союзных республиках, в которых существовали автономии (Абхазия – имела статус автономной республики, Южная Осетия – автономной области), в этих автономиях должны были проводиться референдумы, на которых население автономий само должно было определять свою судьбу. Ни в Абхазии, ни в Южной Осетии референдумы проведены не были.
Грузино-абхазский конфликт - этнополитический конфликт между центральной властью Грузии и сепаратистски настроенным руководством автономной республики Абхазия. В более широком смысле, является одним из проявлений геополитического конфликта в кавказском регионе, обострившегося в конце XX века в связи с распадом СССР.
Стороны стоят на принципиально противоположных позициях по главному вопросу - о статусе Абхазии. Теоретически, грузинское руководство согласно предоставить Абхазии всю полноту суверенитета, кроме права иметь собственную армию, флот и вести внешнюю политику. Вместе с тем, Тбилиси крайне болезненно относится к самой идее государственности Абхазии, опасаясь, что предоставление ей даже федеративного статуса может повлечь за собой дезинтеграционные процессы и "расползание" других районов страны. Абхазская сторона согласна на некое "федеративное объединение" в рамках "союза Грузии и Абхазии".
Напряжённость между грузинами и абхазами начала усиливаться в конце 1980-х годов, что было вызвано призывами грузинских националистических группировок к независимости от СССР. Абхазское руководство, наоборот, хотело бы остаться в составе СССР, особенно после того, как в 1989 году в Тбилиси прошли массовые демонстрации, в ходе которых, в частности, звучали требования ликвидации абхазской автономии. Опасаясь новой волны «грузинизации», абхазские власти рассматривали для себя отделение от Грузии как более предпочтительный вариант. При этом следует отметить, что на тот период абхазы составляли национальное меньшинство в республике (17 %).
В 1992 г. новый Госсовет под руководством Э.Шеварднадзе отменил грузинскую Конституцию 1978 г. и заменил ее "досоветской" Конституцией 1921 г., где автономный статус Абхазии был упомянут, но юридически не уточнен. В ответ на этот односторонний шаг Тбилиси последовало одностороннее решение парламента Абхазии о восстановлении подготовленного в 1925 г. проекта Конституции, в котором Абхазия объявлялась суверенным государством. Это решение, принятое в парламенте Абхазии незначительным большинством, состоявшим из делегатов от абхазской этнической общины и отдельных партнеров по коалиции, нарушило действующие в Абхазии правила о необходимости большинства в две трети голосов для принятия конституционных изменений. Тбилиси, таким образом, терял свой контроль над Абхазией.
14 августа 1992 г. грузинские военизированные отряды вступили в Абхазию под предлогом защиты железнодорожных линий от вооруженных отрядов сторонников Гамсахурдия (свергнутого до этого националистически настроенного президента Грузии). На самом деле они попытались взять под военный контроль всю территорию и вступили в Сухуми. Ввод грузинских войск привёл к массовому бегству абхазского и русскоязычного населения, в том числе на территорию России. Здесь абхазские отряды получили поддержку оружием и многочисленными добровольцами, в том числе со стороны Конфедерации горских народов Кавказа.
Получив пополнения и большое количество современного вооружения, абхазы перешли к наступательным действиям. Взяв Гагру, абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе, наладили линии снабжения с поддерживающей их Конфедерацией горских народов Северного Кавказа, и стали готовиться к наступлению на Сухуми.
27 июля 1993 года после длительных боёв в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта. К сентябрю 1993 года абхазскими и северокавказскими вооружёнными формированиями контролировалась уже вся территория автономии. Грузинские войска вынуждены были покинуть Абхазию.
В результате этнических чисток - самых массовых на постсоветской территории - более половины населения автономии было вынуждено покинуть свои дома.
Последствия конфликта. Вооружённый конфликт, по официальным данным, унёс жизни 17 тыс. человек, в том числе 4 тыс. абхазов. Более 270 тысяч грузин (больше половины населения) были вынуждены бежать из Абхазии (по данным ООН на ноябрь 2004 года, в Грузии и за её пределами было официально зарегистрировано 280 тыс. беженцев из Абхазии). Потери экономики автономии составили 10,7 млрд. долларов.
Попытки урегулирования конфликта. На встрече в Москве 3 сентября 1992 г. Б.Ельцина, Э.Шеварднадзе и В.Ардзинбы было достигнуто трехстороннее соглашение по следующим пунктам:
1. Прекращение огня вооруженными формированиями и неприменение насилия друг против друга с 12 часов 5 сентября 1992 г.;
2. Создание комиссии по контролю за соблюдением достигнутых договоренностей из представителей Грузии, Абхазии и России;
3. Сокращение численности войск до уровня, обеспечивающего охрану ж/д и др. важных объектов;
4. Обмен задержанных лиц по принципу «всех на всех», обеспечение условий для возвращения беженцев в места их постоянного жительства;
5. ВС России дислоцируются на территории Абхазии и будут соблюдать строгий нейтралитет, не участвовать в конфликтах;
6. К 15 сентября 1992 г. должны быть созданы условия для нормализации функционирования органов власти Абхазии, одновременно начинаются консультации между руководством Грузии и Абхазии по вопросам государственно-правовых отношений.
В декабре 1993 г. в Женеве представители Грузии и Абхазии подписали еще одно соглашение о прекращении огня, о направлении в район конфликта «голубых касок ООН» и международных наблюдателей об обмене военнопленными и возвращении беженцев. Подобная акция, однако, не продвинула решение проблемы, она только повторила достигнутые ранее договоренности, способствовала трансформации в правовом отношении внутреннего конфликта в международный.
В апреле 1994 г. были подписаны два документа по абхазо-грузинскому урегулированию: 1) о прекращении огня, 2) об условиях возвращения в Абхазию 300 тыс. беженцев-грузин. На церемонии подписания новых московских соглашений присутствовали Генсек ООН и его личный представитель в Абхазии, тем самым как бы обозначалась формальная заинтересованность ООН в урегулировании конфликтной ситуации, которая не представляла угрозы для западноевропейской безопасности, и в резолюции 1994 г. СБ ООН №937 содержалась поддержка размещению в Абхазии российских миротворцев по мандату СНГ.
В июне 1997 г. в Москве проходил очередной раунд грузино-абхазских переговоров, длившихся две недели. Основными темами переговоров было определение статуса Абхазии и возвращения 300 тыс. грузинских беженцев на места прежнего проживания. И эти переговоры не дали результатов, какого-либо заключительного документа подписано не было.
В 1999 г. Ливиу Бота, спецпредставитель Генсека ООН, выступил с инициативой возобновления переговоров. Он и его преемник Дитер Боден консультировались с членами «Группы Друзей Генерального секретаря ООН по Грузии» - группы стран (включая Францию, Германию, Великобританию, США и Россию), которая была официально создана для поддержки посреднических акций ООН. Дискуссии среди «Друзей» направлены на достижение минимального согласия между российскими и западными интересами в деле урегулирования конфликта.
В 2001 г. был разработан краткий перечень основных принципов будущего мирного урегулирования – так называемый «документ Бодена». Он не затрагивает важнейших вопросов, касающихся государственного строительства после ожесточенного конфликта, например осуществление внутренних и международных гарантий безопасности. Но в целом текст вполне совместим с уважением принципа территориальной целостности, с одной стороны, и права на национальное самоопределение – с другой. В документе предпринята попытка согласовать оба этих принципа при помощи формулы, которая определяет Абхазию как суверенное образование в рамках суверенного государства Грузии. Документ Бодена исключает выбор в пользу конфедерации или «свободно ассоциированного государства» и оставляет путь открытым либо для федерации, либо для ассоциированного государства, хотя явно эти две концепции не упомянуты в тексте.
В марте 2003 г. президенты России и Грузии В. Путин и Э. Шеварднадзе на встрече в Сочи заключили соглашение о принятии ряда мер по улучшению сложившейся ситуации. Грузинское руководство проявило готовность признать ведущую роль России как посредника при условии, что такой шаг облегчит урегулирование конфликта. Сочинское соглашение включало предложения о создании условий для дальнейшего возвращения грузинских беженцев в южный Галльский район Абхазии, восстановление линии железнодорожного сообщения из России в Армению, которая проходит через Абхазию.
Следует отметить единогласно принятую 13 октября 2006 г. резолюцию СБ ООН № 1716 о продлении мандата Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) в зоне грузино-абхазского конфликта до 15 апреля 2007 г.. СБ ООН выразил обеспокоенность действиями грузинской стороны, особенно в Кодорском ущелье, в нарушение положений Московского соглашения 1994 года о прекращении огня и разъединении сил.
Позиция Российской Федерации в отношении путей всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта всегда исходила из того, что первоочередной задачей является укрепление доверия между сторонами.
На неформальном саммите Россия - ЕС, состоявшемся в октябре 2006 (?) года, В.Путин заявил, что Россия не поддерживает стремление Абхазии к отделению от Грузии. Он фактически призвал Абхазию строить с Грузией общее государство. Путин добавил, что ситуация развивается в направлении возможного кровопролития и, что международное сообщество должно принять меры, чтобы не допустить его. По его словам, в Абхазии проживает всего 150 тысяч человек. Это государственные образования, народы гораздо меньшие, чем сама Грузия. Именно в этом, по его словам, беда и трагедия, а то, чего надо бояться и что необходимо предотвратить – это кровопролитие в регионе.
От урегулирования грузино-абхазского конфликта зависит также и состояние российско-грузинских отношений, которые сегодня можно охарактеризовать как напряженные. Однако Россия не намерена брать на себя ответственность по урегулированию. Это, прежде всего, ответственность народов и их представителей - договориться между собой и найти компромисс (слова Путина).
Абхазия же заявляет, что не сядет за стол переговоров до тех пор, пока грузинская сторона не выведет войска из подконтрольной ей верхней части Кодорского ущелья и не вернется в рамки Московского соглашения. Верхняя часть Кодорского ущелья, как и нижняя, является территорией Абхазии, но после окончания грузино-абхазской войны она неподконтрольна властям Абхазии. В соответствии с Московским Соглашением Кодорское ущелье является демилитаризованной зоной. С 25 июля 2006 года Тбилиси ввел туда воинские подразделения под предлогом полицейской спецоперации.
Летом - осенью 2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем. 27 сентября 2006, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию.
Посетив Кодорское ущелье, Саакашвили заявил, что аналогии между Косово и Абхазией, которые проводит российское руководство, являются «искусственными и надуманными». По его словам, нынешняя Грузия сильно отличается от Грузии времён Эдуарда Шеварднадзе и готова ответить всем, кто покусится на ее территориальную целостность: «Любая попытка оторвать от Грузии её территории получит достойный отпор… Сейчас не XIX век и не начало XX века, чтобы целые страны становились разменными монетами… Отсюда, из Верхней Абхазии, мы говорим всему миру, что мы находимся в Абхазии и никогда отсюда не уйдём».
В селе Чхалта на территории ущелья планируется разместить «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми.
В апреле 2008 года после саммита НАТО в Бухаресте, в рамках которого принято решение об определенности участия Грузии в Альянсе, Российская сторона приняла решение разработать меры по оказанию предметной помощи (российскому) населению Абхазии и Южной Осетии. Грузия потребовала пересмотреть эти решения и обратилась за поддержкой к зарубежным партнерам.
Впоследствии в Абхазию был введен дополнительный контингент миротворцев. Минобороны России заявило, что необходимость увеличения личного состава Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в пределах численности, определенной решением Совета глав государств СНГ от 22 августа 1994 года, продиктована развитием событий в зоне грузино-абхазского конфликта (сейчас численность российских миротворцев в Абхазии достигла 2,5 тысяч человек при разрешенных трех тысячах.). Также российский МИД предупредил, что Москва готова применить военную силу в случае развязывания Грузией вооруженного конфликта с Абхазией и Южной Осетией.
4. Позиции сторон
Тбилиси снова пытается говорить не об укреплении взаимного доверия, поисках компромиссов, а ставить во главу угла ту проблему, которая «разморозит» конфликт. Речь идет о возвращении грузинских беженцев в Абхазию, т.е. о выполнении условия, которое во многом и спровоцировало сначала кризис в отношениях грузинской и абхазской общин бывшей Абхазской АССР, а затем и военный конфликт Сухуми и Тбилиси в 1992-1993 гг.
5. Формат переговоров
Посредником в переговорах Грузии и Абхазии выступает «Группа друзей Генерального секретаря ООН по Грузии». Эта группа была учреждена в 1994 году в составе представителей Франции, Германии, России, Великобритании и США. Группа была создана для содействия переговорному процессу между грузинской и абхазской стороной.
Власти Абхазии с утра вторника закрыли движение на мосту через реку Ингури, где проходит административная граница между Зугдидским районом Грузии и Гальским районом непризнанной республики, сообщил РИА Новости источник в краевой полиции грузинского региона Самегрело.
Грузино‑абхазский конфликт - один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, проводившаяся еще при Лаврентии Берии, привела к тому, что абхазы стали составлять небольшой процент от численности населения региона (к началу 1990-х годов их было не более 17% от всего населения Абхазии). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка. Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и самые крупные ‑ в мае и сентябре 1978 года.
Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30 тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.
15-16 июля 1989 года в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами. В ходе беспорядков, по имеющимся сообщениям, погибло 16 человек и около 140 было ранено. Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.
21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.
Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов‑грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение Верховного Совета Абхазии не было признано на международном уровне).
14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице-премьера Грузии Александра Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.
Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.
Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства - вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).
3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты президента РФ и председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.
К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.
27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта.
В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.
Вооруженный конфликт 1992‑1993 годов, по обнародованным данным сторон, унес жизни 4 тыс. грузин (еще 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии.
14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.
Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30 километровую зону безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.
2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН.
25 июля 2006 подразделения грузинских вооруженных сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье для проведения спецоперации против местных вооруженных сванских формирований («ополчения», или батальона «Монадире») Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили сложить оружие. Квициани был обвинен в «измене родине».
Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Как подчеркивали власти Абхазии, переговоры между сторонами могут возобновиться только в том случае, если Грузия начнет выполнять Резолюцию Совета Безопасности ООН, которая предусматривает вывод войск из Кодори.
27 сентября 2006 года, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Михаила Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию. В селе Чхалта на территории ущелья размещено так называемое «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми. Абхазские власти не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.
18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения. Со своей стороны российское руководство неоднократно заявляло о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Власти Абхазии с утра вторника закрыли движение на мосту через реку Ингури, где проходит административная граница между Зугдидским районом Грузии и Гальским районом непризнанной республики, сообщил РИА Новости источник в краевой полиции грузинского региона Самегрело.
Грузино‑абхазский конфликт - один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, проводившаяся еще при Лаврентии Берии, привела к тому, что абхазы стали составлять небольшой процент от численности населения региона (к началу 1990-х годов их было не более 17% от всего населения Абхазии). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка. Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и самые крупные ‑ в мае и сентябре 1978 года.
Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30 тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.
15-16 июля 1989 года в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами. В ходе беспорядков, по имеющимся сообщениям, погибло 16 человек и около 140 было ранено. Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.
21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.
Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов‑грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение Верховного Совета Абхазии не было признано на международном уровне).
14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице-премьера Грузии Александра Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.
Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.
Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства - вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).
3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты президента РФ и председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.
К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.
27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта.
В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.
Вооруженный конфликт 1992‑1993 годов, по обнародованным данным сторон, унес жизни 4 тыс. грузин (еще 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии.
14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.
Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30 километровую зону безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.
2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН.
25 июля 2006 подразделения грузинских вооруженных сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье для проведения спецоперации против местных вооруженных сванских формирований («ополчения», или батальона «Монадире») Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили сложить оружие. Квициани был обвинен в «измене родине».
Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны. Как подчеркивали власти Абхазии, переговоры между сторонами могут возобновиться только в том случае, если Грузия начнет выполнять Резолюцию Совета Безопасности ООН, которая предусматривает вывод войск из Кодори.
27 сентября 2006 года, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Михаила Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию. В селе Чхалта на территории ущелья размещено так называемое «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми. Абхазские власти не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.
18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения. Со своей стороны российское руководство неоднократно заявляло о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников