Графская корона. Короны в российской геральдике

23.01.2020
duca от лат. dux (от латин. duco «веду» - сравни рус. вождь, предводитель от глагола водить - вести )) у древних германцев - военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью; в Западной Европе, в период раннего Средневековья , - племенной князь , а в период феодальной раздробленности - крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в вассально-ленной иерархии.

С образованием и расширением Франкского государства германские герцоги были превращены в должностных лиц короля, которым подчинялись правители отдельных областей - графы . Император Карл Великий ( -), желая покончить с племенными междоусобицами, упразднил герцогскую власть.

В Германии, фактически никогда не являвшейся единым образованием, вновь возникло 5 крупнейших территориальных образований - племенных герцогств, образованных примерно по территории расселения в начале Темных веков одноименных германских племен. Стоящие во главе их племенные герцоги подчинялись королю Германии и императору Священной Римской империи скорее номинально и периодически оспаривали друг у друга право занимать престол империи.

Во Франции в период её становления в качестве государства герцоги (первоначально четыре - Аквитанский, Бретонский, Нормандский, Бургундский) - крупнейшие вассалы французской короны, в начальный период превосходящие короля в могуществе и богатстве и также подчиняющиеся ему фактически номинально. Французские короли, в ряде случаев обоснованно опасавшиеся своих крупнейших вассалов, поддерживали их лояльность в основном путем заключения браков между представителями королевской и герцогской семей. С течением времени в результате постепенного расширения королевского домена, появилась возможность для создания на его территории многочисленных графских титулов, статус многих из которых в период правления династии Валуа был поднят до герцогств. В степень герцогств также поднимались многочисленные графства, входящие в состав прежних четырех «великих» герцогств - Аквитании, Бретани, Нормандии, Бургундии, по мере того, как их земли постепенно присоединялись к короне.

Иная ситуация сложилась в Англии. Во время нормандского завоевания множество высших англосаксонских дворян пало на поле боя. В результате у занявшего трон Вильгельма Завоевателя появилась возможность полностью перекроить систему территориальных владений, раздав земли своим сторонникам. Но до правления короля Эдуарда III, в Англии титула герцога не существовало. Вильгельм и его последователи жаловали своим вассалам в основном титулы барона и графа, именуемого на саксонский манер «эрл». Начиная с правления Эдуарда III, у которого было весьма многочисленное мужское потомство, титулы герцогов учреждаются для младших сыновей короля, так появляются герцоги Йорк, Кларенс, позднее - Бедфорд. Старшему сыну, принцу Уэльскому, в 1337 году одновременно учреждается титул герцога Корнуолла, который наследники трона носят и поныне. Также начиная с правления Эдуарда наиболее преданным слугам короля с титулом графа, титул поднимается до герцогского - так, из соответствующих графских титулов возникают герцоги Ланкастер (с 1485 года герцогом Ланкастером всегда является король), Кларенс, Нортумберленд и другие. Большинство герцогских титулов Британии, существовавших и существующих, обязаны своим возникновением именно возвышением одноименных графов по милости короля.

Поскольку изначально английский герцогский титул носил характер пожалования, нередки были случаи, когда король за провинности конфисковывал герцогский титул в пользу короны, а затем мог снова пожаловать его по своему усмотрению. Иногда герцогский титул переходил к короне, если герцог занимал королевский трон. На континенте в силу аллодиального происхождения, герцогская власть была гораздо сильнее и случаи конфискации герцогств до периода абсолютизма бывали совершенно единичны. Во Франции герцогские титулы в основном объединялись с короной в результате пресечения правящей линии герцогов (как в Бургундии при пресечении Старшего дома), либо путем аннексии, пользуясь слабостью герцога и его неспособностью защищать свои владения (как в случае с захватом Нормандии у Иоанна Безземельного). Титулы герцогов, объединившиеся с французской короной, в дальнейшем обычно жаловались сыновьям правящего монарха. В дальнейшем, с укреплением во Франции абсолютизма, титул герцога постепенно приобрел характер почётного пожалования, не связанного с реальным владением землей.

Герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский

В Германии суверенные герцоги с 1844 года носили предикат (англ.) русск. «Seine (Ihre) Hoheit» (Его/Её Высочество). Владетельные и медиатизированные имперские князья , в качестве субсидиарного титула имевшие титулы герцогов (Лихтенштейны , Шварценберги), как и все прочие имперские князья, с 1825 года носили предикат «Seine (Ihre) Durchlaucht» (Его/Её Светлость). Герцогский титул имели также все принцы Вюртембергского королевского дома, Саксонского дома Веттинов (Эрнестинская линия), а также глава младшей линии баварского царствующего дома Виттельсбахов.

В Англии герцоги имеют предикат «His Grace The Most High, Noble and Potent Prince» (Его Милость Высочайший, Благороднейший и Могущественнейший Принц), «Her Grace The Most Noble Duchess» (Её Милость Благороднейшая Герцогиня).

В Испании герцоги и их наследники, а также гранды Испании и их наследники носят предикат «El Excelentísimo Señor» (Превосходительный Сеньор).

В Италии суверенные герцоги с 1630 года носили предикат «Sua Altezza» (Его Высочество).

Некоторые владетели герцогств в Германии приобрели титул «Великого герцога ». В настоящее время такой титул имеет великий герцог Люксембургский Генрих с предикатом «Его Королевское Высочество».

В позднеевропейской истории титул герцога утверждается, как правило, за членами королевских фамилий. Кроме герцогских титулов суверенных монархов и титулов аллодиального (феодального) происхождения, существуют дворянские титулы герцогов, пожалованные монархами своим подданным по королевской прерогативе.

Практика присвоения новых титулов герцога до сих пор существует в Испании, Соединённом Королевстве и Бельгии , во втором и третьем случае только членам королевских фамилий, как дополнительные. Папский Престол после Второго Ватиканского Собора прекратил практику присвоения этого дворянского титула выдающимся католическим мирянам. Монархи Нидерландов прекратили присваивать все виды дворянских титулов в 1931 году, а по состоянию на настоящее время наследственный титул герцога в Нидерландах не носит ни одна семья, и данный титул в Нидерландах вышел из употребления. В Швеции и Норвегии титулы также более не присваиваются, однако титул герцога продолжает присваиваться членам королевской семьи (так, титул герцогини Эстергётландской при рождении получила принцесса Эстель , дочь кронпринцессы Виктории и Даниэля Вестлинга).

В царской России титул герцога считался равнозначным титулу князя . Некоторое время титул «герцога Ижорского» носил Александр Меншиков . Часто полагают [кто? ] , что он являлся единственным русским дворянином, носившим титул герцога. Однако это не соответствует действительности (однако он остаётся единственным дворянином, пожалованным герцогским титулом от русского монарха) (см.

Корона в гербе - наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства , указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом , внутри щита (например, «старинная корона красного цвета» в дворянском гербе Г. Я. Травина) или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке . Шлемы с коронами носили во время турниров , особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника , поддерживает сам нашлемник вместо бурелета , или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах - между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II , содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных типов в соответствии с дворянскими титулами - см. Титул (звание)

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая , 4 и 16 июля того же года.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев , Владимир , Новгород , Тверь , Ярославль , Рязань , Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани - соответствующие «именные» шапки (короны).

Золотая башенная о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.

Золотая башенная о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

Серебряная башенная о трёх зубцах, мурованная чёрным - для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.

Червлёная башенная о трёх зубцах, мурованная золотом - для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом - для населённых пунктов, имевших статус крепости.

Червлёная башенная о двух зубцах, мурованная золотом - для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

Польская корона (Императрицы Анны Иоанновны) - для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона - для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского.

Типы геральдических корон по странам

Австрия (Священная Римская империя)

    Heraldic Imperial Crown (Gules Mitre).svg

    Императорская корона

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (1486-c.1700).svg

    Корона Римского короля (старая)

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (18th Century).svg

    Корона Римского короля (новая)

    Корона курфюрста

    Archducal Coronet.svg

    Корона эрцгерцога (старая)

    T08 Grossherzog.svg

    Корона эрцгерцога (новая)

    Princely Hat.svg

    Шапка князей

    Princely crown.svg

    Корона князей

    Ducal Hat of Styria.svg

    Шапка герцога Штирии

    Crown of a Duke of France (variant).svg

    Корона герцога

    Crown of a Marquis of France (variant).svg

    Корона маркиза

    Old Crown of a Count (France & Belgium).svg

    Корона графа

    Crown of a Viscount of France (variant).svg

    Корона виконта

    Crown of a Baron of France.svg

    Корона барона

    Rangkronen-Fig. 38.svg

    Корона дворянина

Бельгия

    Heraldic Royal Crown (Common).svg

    Королевская корона

Ватикан

    Папская тиара

    Template-Cardinal.svg

    Кардинальская шляпа

    Шляпа патриарха

    Template-Patriarch (Latin Rite) - Primate.svg

    Шляпа примаса

    Template-Metropolitan Archbishop.svg

    Шляпа митрополита

    Template-Archbishop.svg

    Шляпа архиепископа

Великобритания

    Coronet of a Child of the Sovereign.svg

    Корона детей монарха, брата или сестры монарха

    Coronet of a Child of the Heir Apparent.svg

    Корона детей наследника трона

    Coronet of a Grandchild of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по мужской линии

    Coronet of a Child of a Daughter of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по женской линии

    Coronet of a British Duke.svg

    Coronet of a British Marquess.svg

    Coronet of a British Earl.svg

    Coronet of a British Viscount.svg

    Coronet of a British Baron.svg

    Coronet of a British Herald.svg

    Король герольдов

    Torse of a British Gentleman.svg

    Дворянин

Россия

    Древняя царская корона

    Finnish grand ducal crown.svg

    Корона Княжества Финляндского

Титул, изображение Описание
Князь
Княжеская шапка тёмно-малинового бархата с горностаевой опушкой, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом
Граф
Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами
Барон
Баронская корона - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью
Баронская корона прибалтийских и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами
Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними

См. также

Источники

  • Кёне Б.В. . Проверено 31 января 2013. .
  • Винклер, П. П. «Гербы городов Российской империи», СПб, 1900 г.

Напишите отзыв о статье "Геральдическая корона"

Отрывок, характеризующий Геральдическая корона

– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

Геральдическая корона - элемент над щитом герба. Корона помещается на шлем (в дворянских) или прямо над щитом (в земельных гербах, - например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна).

Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Обычай венчать шлем короной появился между рыцарями в XV в., а украшение короной щита взято с монет. При Филиппе VI начали делать монеты, на обратной стороне которых была корона. В то время только короли украшали коронами свои гербы, и они были открытые, с низкими цветами; позже их примеру последовали герцоги, маркизы и графы.

Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах — между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII — начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство.

Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным, а точнее пурпурным верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике — высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью.

Сущетвует также особая папская корона — тиара .

Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними.

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. В правила включены классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности — в вольной части щита.

Башенная корона - корона с квадратными, прямоугольными или иной «архитектурной» формы зубцами, несущая на своей поверхности изображение каменной кладки. Чаще всего используется как внешний элемент герба, показывающий, что владельцем герба является город. Её цвет, число и формы зубцов, как правило, указывает на статус того поселения, чей герб она венчает.

В странах с развитой территориальной геральдикой различные виды башенных корон являются составной частью системы статусных корон и право на их использование обычно строго регламентировано.

Несомненно, что происхождением своим корона обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность. Венцы из драгоценных металлов подносились первоначально богам. Так Аттал, пергамский царь, послал в Капитолий посвященные богам золотые венки; сирийский царь Филипп поручил своим послам снести туда же венок необыкновенной цены. Позже такие же венцы выдавались в награду за воинские заслуги: corona castrensis или vallaris — обруч с украшениями вроде забора; corona muralis — украшенная зубцами; corona navalis или rostralis — украшенная таранами (rostra) кораблей; corona classica, в которой тараны заменялись целыми носами кораблей; два вида corona triumphalis. Античные медали представляют четыре рода императорских венцов: лавровый венок, лучистую корону, жемчужную (диадему) и camelancium.

Византийские императоры носили сначала диадему. При Юстиниане ее заменила так называемая стемма, прототип всех средневековых королевских корон; в сущности, это было скоре превращением повязки, которая исчезла под массой камней и украшений. Стемма Юстиниана, как она изображена на мозаике храма св. Виталия в Равенне, состоит из золотого обруча, украшенного жемчугом. Преемники Юстиниана изображены в более богато украшенных коронах: спереди короны возвышается крест; на щеки спускаются две подвески из жемчуга или драгоценных камней, прикрепленные к нижнему краю короны (так называемая cataseista); стемма подложена материей, образующей шапку или подушку. Обруч украшали эмалью. У Константина Багрянородного были зеленые, голубые, красные и белые короны, т. е. украшенные эмалью этих цветов. Не следует смешивать стемму с «camelancium» — род шлема без забрала, украшенного по нижнему краю диадемой, с двумя рядами жемчуга и гребнем наверху. Дети императора и высшие духовные сановники имели венцы, называвшуюся «stephanos». Короны императриц не всегда были похожи на короны императоров; так, на равеннской мозаике Феодора изображена в венце, обруч которого украшен листками. Много византийских корон сохранилось до нашего времени; древнейшая из них — железная королевы Теодолинды (625).

В Пештском национальном музее хранится корона св. Стефана (фиг. 18) или венгерская, венчающая государственный герб Венгрии. Она представляет чистый тип императорской стеммы конца XI в. и пожалована королю Стефану в начале XI в. папой Сильвестром II. В 1072 г. византийский император Михаил VII подарил венгерскому королю Гейзе II открытую корону, также в византийском стиле. Двадцать лет спустя оба эти венца были спаяны вместе и образовали оригинальный головной убор, почти в том же виде сохранившийся и доныне. В глазах венгра эта корона окружена особым ореолом. Короли считались действительными королями только после коронования ею; если король умирал до коронации, хотя бы и сражаясь за родину, его имя вычеркивалось из списка королей. Корона св. Стефана имела своих офицеров, свое имущество, свои дворцы, свою стражу. Сохраняемая в тройном, обитом железом ящике, она состояла под наблюдением двух префектов, проводивших по очереди ночь у дверей святилища, и двух высших сановников, дуумвиров короны, бывших ее ответственными хранителями. Во время междоусобиц и войн претенденты на трон оспаривали друг у друга обладание драгоценным талисманом, вследствие чего корона претерпела целый ряд приключений. Даже в настоящее время она не потеряла своего престижа. Во время революции 1848—1849 гг., посреди народа, волнуемого республиканскими идеями, венец св. Стефана был окружен поклонением. Когда народная партия была побеждена, Кошут и другие вожди ее закопали корону в землю, чтобы она не досталась австрийцам; но нашелся изменник, выдавший ее за деньги, и австрийское правительство торжественно перенесло ее в Офенский замок.

В 1858 г. в Испании была найдена целая серия вестготских корон, из которых девять в настоящее время находятся в музее Клюни. Наиболее замечательная из них принадлежала королю Рицесвинту (649—672). Карл Великий на латеранской мозаике изображен в шапке, основание которой окружено зубчатой античной К. Анналы Фульды гласят, что Карл Лысый, сделавшись императором, перенял одежду и диадему греческих императоров. На одной из миниатюр IX в. корона состоит из повязки, украшенной камнями, к которой прикреплена дуга, также украшенная камнями и листьями.

Корона Карла Великого (фиг. 16), сохранявшаяся некогда в Нюрнберге (ныне в императорской сокровищнице в Вене), состоит из золотых, закругленных сверху пластинок, с украшениями из жемчуга и драгоценных камней; передняя пластинка увенчана крестом, от подножия которого идет дуга, с надписью: «Chuonradus Dei gratia Romanorum imperator augustus». Этой короной короновался Конрад II в 1027 г., а затем и другие германские императоры. В средние века императоры часто изображаются в коронах другого типа. В одной мюнхенской рукописи Оттон II или III изображен в четырехугольной короне, надетой углом наперед и украшенной листком на каждом углу. На миниатюре, находящейся в Аахене, Оттон III является в широкой круглой повязке, похожей на диадему Юстиниана на равеннской мозаике. С XV в. форма императорской короны обыкновенно такая, как на статуе Людовика Баварского конца XV в., в часовне Мюнхенского собора; она представляет род высокой четырехсторонней митры.

Одна из древнейших средневековых корон принадлежит к числу российских императорских регалий; это так называемая шапка Мономаха (фиг. 1), присланная, по преданию, в 988 г. византийскими царями Василием II и Константином IX Владимиру Святому, по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из восьми золотых, отделанных филиграном пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтым яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть короны имела прежде жемчужные подвески; теперь она отделана собольей опушкой. Венец этот совершенно схожа с венцами на монетах царей Василия и Константина. Шапка принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои короны различных форм, например зубчатые обручи, обручи с трилистниками и т. п. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои К. Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в венцах в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых коронах, а младшая — в украшенной трилистниками. До Петра Великого цари очень часто надевали корону, почему и число их было очень значительно. В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие короны: 1) Владимира святого (см. выше); 2) Казанская шапка, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву (фиг. 4); 3) Астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Феодоровича (фиг. 5); 4) Сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.; 5) Таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда (фиг. 6), изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого; 6) бриллиантовая корона Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича (фиг. 7).

На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются короны европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая корона европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой короной короновался Петр II. Дугу, разделяющую корону, он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест (фиг. 10). Для коронации Анны Иоанновны была заказана корона по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с венца Петра II (фиг. 9). Эта корона с 1856 г. называется польской и в Государственном гербе помещалась на гербе Царства Польского. Этой же короной, немного переделанной (фиг. 8), короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин. Для коронации Павла I эта корона была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими (см. фиг. 2); ею же короновались и все последующие императоры.

Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами этими носилась особая мантия. Последняя малая корона (фиг. 3) сделана по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырехлистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край К. составлен из 22 больших бриллиантов. Ее надевали во время коронации императрица Мария Александровна и ныне вдовствующая императрица Мария Феодоровна. В Оружейной палате хранится также золотая Мальтийская корона, поднесенная императору Павлу I.

Императорская германская корона, созданная императором Вильгельмом I (фиг. 12), несколько напоминает своей формой корону Карла Великого. Корона наследного принца германского (фиг. 13) напоминает императорскую, но вместо пластинок на обруче помещаются четыре орла и четыре креста. Австрийская императорская корона (или корона Священно-Римской империи (фиг. своей напоминает митру.

Французская императорская (фиг. 15), сделанная в начале настоящего столетия для Наполеона I, состоит из обруча, на котором восемь орлов и восемь пальмовых ветвей.

Бразильская императорская корона(фиг. 22) имела восемь золотых дуг, сходящихся под державой. Королевские короны, в зависимости от того, имеется ли внутри подушка или шапка, называются закрытыми (ferme, geftterte) или открытыми (ouverte, offene). Термины эти не совсем правильны, так как все королевские короны принадлежат к числу закрытых, т. е. таких, у которых имеются сходящиеся над обручем дуги, в отличие от открытых корон, дуг не имеющих. Открытые королевские короны (фиг. 31) принадлежат Баварии, Вюртембергу, Греции, Испании, Италии, Нидерландам, Пруссии, Румынии, Саксонии, Сербии, Швеции, Норвегии и Франции; закрытые (фиг. 24) — Англии, Бельгии, Богемии, Болгарии, Дании и Португалии.

Считается, что Франциск I первый надел закрытую корону, как отличие от нецарственных принцев и титулованных дворян, которые имели право носить корону и изображать ее на своих монетах.

Весьма различны формы корон, присвоенных другим владетельным и невладетельным лицам. Так, например, шапка германских владетельных князей и герцогских медиатизированных домов состоит из подушки с горностаевым околышем, из-за которого выходят четыре дуги (фиг. 39); эта же шапка присвоена и русским князям, пользующимся титулом сиятельства. Австрийские принцы носят ту же корону, но с золотым обручем, имеющим четыре листа и четыре жемчужины (фиг. 44). Эта шапка принадлежит и русским князьям с титулом светлости. Только с конца IX в. французские герцоги и графы начинают носить венцы, состоящие из простого золотого обруча. Карл Лысый дал эту привилегию герцогам, которые должны были надевать короны только во время больших церемоний и особенно во время публичных заседаний. По мере того, как феодализм развивался, умножались и короны, и скоро не было самого мелкого владетеля, который не считал бы себя вправе носить ее.

Не ранее XVI в. образовались особые формы короны для дворянства титулованного и нетитулованного. Дворянская корона северогерманская имеет четыре листа и четыре небольшие жемчужины, посаженные на стержень (фиг. 82); у южно-германской (фиг. 83) восемь зубцов с жемчужинами. Обе эти короны употреблялись и русским дворянством.

Духовные лица также имеют свои наголовья, служащие отличием или указывающие сан. Такова корона римских пап — тиара (фиг. 11) или, как ее еще называют, regnum. Это род митры (фиг. 98, 99), окруженной тремя помещенными одна над другой К., составленными из зубцов с жемчугом и листьев. Внизу тиара имеет ленты бархатные и украшенные крестиками. Первоначально тиара состояла из круглой и высокой митры; папа Гормидий в 523 г., а по другим источникам — Александр III, в XII в., окружил ею короной, как символом власти. Бонифаций VIII, умерший в 1303 г., присоединил к ней вторую, как символ духовной и светской власти. Немного позднее Урбан V — а, может быть, Иоанн XXII или Бенедикт XII — прибавил третий венец, чтобы тиара служила символом тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира.

Католические кардиналы, архиепископы, епископы и прелаты имеют шляпы, указывающие их сан (фиг. 95—97).

Императором Наполеоном I, вместо корон, для созданного им дворянства были введены особые токи. Они состояли из бархатных шляп, украшенных перьями, которых у князей и герцогов было 7 (фиг. 91), у графов 5 (фиг. 92), у баронов 3 (фиг. 93) и у дворян 1 (фиг. 94). При реставрации Бурбонов токи были уничтожены.

На таблице - основные виды корон, используемые в геральдике

По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Корона - величественный символ верховной светской (земной) и духовной (божественной) власти, знак могущества, достоинства, избранности, славы и победы.
Во всех мировых религиях корона символизирует духовное просветление и бессмертие. Отдельное значение в христианстве принадлежит терновому венцу - эмблеме мученичества Иисуса Христа.
В христианской иконографии коронованными изображались высокородные католические и православные святые: великомученица Екатерина, дочь правителя Александрии; византийская императрица Елена, мать императора Константина; княгиня Ольга, мать воителя Святослава; креститель Руси - князь Владимир Святой; французский король Людовик Святой и многие другие канонизированные цари, короли, князья и императоры.
В западном изобразительном искусстве с короной изображались не только боги, короли или святые, но и многие персонифицированные фигуры: Слава, Правда, Вера, Надежда, Мудрость и Церковь.

А вот еврейская синагога представлялась развенчанной, в виде храма со сброшенной короной. Мантика не часто обращалась к эмблеме короны, но в индийских гадальных картах ей принадлежит наипервейшее место, поскольку здесь этот символ знаменует достижение главной цели и осуществление самой заветной мечты.

В алхимии пять корон украшают аллегорическую крылатую двуликую фигуру, наполовину мужскую, наполовину женскую. Одна корона прикрывает ее шею, вторая - живот, третья находится в женской руке, четвертая лежит на эфесе меча в мужской руке, а пятая, самая большая, увенчивает соединенные воедино мужскую и женскую головы. Трактовка этого алхимического «сиамского близнеца» тоже двойственна: во-первых, он олицетворяет единство мужского и женского начал, а во-вторых, является знаком сплава золота и серебра.
В красном (шотландском) масонстве эмблема короны служит символом высшей мудрости и божественного просветления.

В современной геральдике разнообразные по форме короны украшают гербы как монархических государств (Андорра, Бельгия, Бруней, Великобритания, Дания, Канада, Лесото, Марокко, Монако, Непал, Нидерланды, Таиланд, Тонго, Швеция), так и республиканских стран, отдающих дань своему историческому прошлому (Австрия, Сан-Марино, Сомали).

В русской городской геральдике корона - одна из самых популярных эмблем. Существует несколько видов русских геральдических корон: императорская (царская или королевская), княжеская и дворянская. Например, в гербах Калуги и Астрахани, где эта эмблема имеет самостоятельное значение, изображена закрытая золотая императорская корона с навершием в виде золотого креста, а в гербе Твери - открытая золотая княжеская корона, вероятно, в знак того, что Тверь на протяжении нескольких веков оставалась столицей независимого от Москвы удельного княжества. Что касается дворянской короны, то в областной и городской геральдике эта эмблема практически не встречается.
Короны правителей западноевропейских государств.
В гербах российских дворянских родов представлены все виды геральдических корон. Золотая королевская корона украшает гербы Бабарыкиных, Дмитриевых-Мамоновых, Колычевых, Кобыли-ных, Сухово-Кобылиных, Шереметевых, Яковлевых; княжеская корона лежит в гербах Гагариных, Мятлевых, Толстых, Трубецких, Хилковых и других представителей княжеских родов, а дворянская - в гербах Коробковых, Коновницыных и многих других знатных семейств. Хотя к военному делу корона и не имеет непосредственного отношения, некоторые короли и князья, перед тем как идти в бой, надевали ее прямо на боевой шлем, чтобы их солдаты видели, что они сражаются за своего законного вождя. Проиллюстрируем эту мысль хотя бы одним примером.

Некий летописец из Кройленда, описывавший недоброй памяти короля Ричарда III, направлявшегося к месту своей последней битвы при Босворте (1485), между прочим, замечает: «...он (Ричард) ехал помпезно и величаво как настоящий властелин. Голову его венчала корона Англии».

Эту драгоценную корону, стоимостью в 120 тысяч крон, Ричард не снимал и во время боя. Дело в том, что многие англичане за глаза обвиняли Ричарда в узурпации королевской власти, поэтому он, увенчивая золотой короной свой стальной шлем, хотел показать всем солдатам и тем, что сражались за него, и особенно тем, что выступали против, кто является законным властителем Англии.

В сражении при Босворте Ричард, преданный графом Нортумберлендом, командовавшим левым флангом его войска, был разбит и пал в бою, как настоящий рыцарь. Когда он упал бездыханным, корона слетела с его головы и закатилась в кусты боярышника. Торжествующие победители подняли эту корону, поврежденную боевым топором, и тут же на поле боя увенчали ею Генриха Тюдора - главного претендента на английский трон. Таков был финал войны Алой и Белой роз.

Возможно, кому-то это покажется странным, но иногда импровизированную корону использовали как...орудие казни. В 1358 году, во время подавления крестьянской Жакерии во Франции, палачи Карла Злого надели на голову Гильо-ма Каля, вождя повстанцев, раскаленную докрасна железную корону. «Вот так мы коронуем короля Жаков!» - глумясь, вопили они.

Другой подобный случай имел место в 1514 году в Венгрии. Здесь мучительной казни был предан предводитель восставших венгерских крестьян Дьердь Дожа. Пародируя обряд коронации, изуверы усадили его на раскаленный железный трон, короновали «огненной» железной короной, а затем сожгли на медленном огне. Выходит, таким образом, что не только терновый венец, но и железная корона может считаться символом мученичества.

Из истории известно, что «отцом» короны был венок, возлагавшийся на голову победителей древних спортивных состязаний, победоносных полководцев, отличившихся римских легионеров, или отмечавший главных участников религиозных и свадебных обрядов, а «матерью» - богато украшенная головная повязка - диадема. Однако прошло немало веков, прежде чем корона, символ верховной власти правителя, приобрела традиционную форму золотого венца, украшенного драгоценными камнями.
Самые древние короны принадлежали враждовавшим между собой царям Южного (Верхнего) и Северного (Нижнего) Египта. Корона первого из них, имевшая кеглеобразную форму, была белого цвета, корона второго, украшенная металлическими пластинами, - красного. После победы южного царя, объединившего всю страну под своей властью, обе короны тоже были соединены в одну. Эта двойная корона, «пшент», знаменовала собой двойное могущество «повелителя обоих миров». Пшент украшали эмблемы египетских богов и урей.

Оригинальностью формы отличалась и древняя корона персидского «шахиншаха» («царя царей»). Она состояла из двойной диадемы со стоячими крыльями по бокам и укрепленного на ней полумесяца с шаром. Крылатую корону украшали золотые эмблемы солнца и полумесяца, жемчуг и драгоценные камни.
Средневековые европейские короны, изготовленные в форме традиционного золотого обруча, усеянного драгоценностями, обладали рядом важных особенностей, возможно, небезынтересных нашему читателю. Удовлетворяя законное любопытство, автор и предлагает ему окинуть мысленным взором некоторые ювелирные шедевры, принадлежавшие когда-то великим царям, королям и императорам.
Английской королевской короной, созданной еще при Эдуарде Исповеднике (1042-1046), короновались 38 властителей Британии. Трижды она погибала, и трижды была восстановлена. В 1216 году, в царствование Иоанна Безземельного (1199-1216), британская корона утонула в заливе Уош. В 1415 году победоносный Генрих V (1413- 1422) был вынужден разбить ее на куски, чтобы оплатить услуги наемников (подругой версии, корону, находившуюся во время битвы при Азенку-ре в обозе, украли французские мародеры). В период английской революции, в 1649 году, когда король Карл I сложил голову на плахе, Оливер Кромвель, справедливо рассудив, что носить корону больше некому, приказал расчеканить ее на монеты. Однако после реставрации Стюартов (1660) на корону вновь появился спрос, и она была воссоздана во всей красе.

Теперь о внешнем виде английской красавицы. Над золотым обручем короны, украшенным большим рубином, тремя сапфирами и десятью крупными жемчужинами, поднимались широкие золотые листья, а в промежутках между ними «цвели» осыпанные драгоценными камнями лилии. До XV века английская корона была открытой сверху, но при Генрихе VI (1422- 1461) появилась сначала одна, а затем и вторая поперечные дуги, закрывавшие корону сверху и пересекавшиеся под прямым углом. В точке пересечения дуг возвышался золотой крест, переливавшийся прекрасными самоцветами.

Не следует забывать, что в эпоху Средневековья право на корону имели не только короли, но и представители землевладельческой знати. Так, английский виконт носил корону с 12 жемчужинами; граф - с жемчужинами и земляничными листьями; герцог - с широкими листьями, но без жемчужин. У герцога королевской крови на ободе короны золотые кресты перемежались лилиями.

Германская императорская корона имела вид широкого золотого обода с восемью щитками, прикрепленными к нему. Украшенные драгоценными камнями щитки, выступавшие за верхний край обода, чередовались таким образом, что между двумя маленькими помещался один большой. На переднем щитке возвышался крест, из которого исходила дуга, соединявшая его с задним щитком. Вдоль по дуге располагались восемь других щитков с роскошными украшениями из жемчуга. На маленьких щитках нижнего ряда находились замечательные эмалированные изображения Христа и трех библейских персонажей: Иезекииля, Соломона и Давида.

Кроме этой великолепной восьмигранной короны в распоряжении германских императоров имелась и другая, попроще, состоявшая из узкого золотого обруча с четырьмя зубцами в форме лилий.
Российские великие князья и цари, до Петра I включительно, венчались на княжение или царство шапкой Мономаха. По преданию, ее прислал в дар своему внуку, великому князю Владимиру Мономаху (1113-1125), византийский император Константин Мономах. Однако это всего лишь легенда, поскольку специалистами установлено, что шапка Мономаха была изготовлена лишь на рубеже XIII- XIV веков, и не в Византии, а где-то на Востоке, о чем красноречиво свидетельствует ее форма.
Шапка Мономаха - великолепный шедевр восточного средневекового искусства. Она состоит из восьми соединенных воедино выпуклых золотых пластинок, отделанных ажурным сканым узором. Каждая из пластинок украшена оправленным драгоценным камнем и тремя - четырьмя крупными жемчужинами. Шапка увенчана полукруглым навершием с четырьмя великолепными камнями (рубином, жемчугом, синим и желтым сапфиром), над которым возвышается крест с крупными жемчужинами на концах лучей. Нижний край шапки Мономаха отделан роскошной собольей опушкой.

Начиная с эпохи Петра I российские императоры пользовались коронами европейского образца. Первой из них, Таврической, короновались супруга Петра - Екатерина I (1724) и его внук Петр II (1727). Дугу, разделявшую верхнюю часть Таврической короны, украшал большой рубин, увенчанный, в свою очередь, ослепительным бриллиантовым крестом. Подобный венец, только еще более роскошный, с 2605 камнями и рубином, снятым с Таврической короны, применялся для коронации Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Большая императорская корона, изготовленная по распоряжению Екатерины II и служившая всем последующим императорам России, была самой великолепной. Наукрашение этой короны, весившей около 2 кг, пошло 75 крупных жемчужин, 58 больших и 3878 маленьких бриллиантов, а также громадный рубин.
Тиара, трехъярусная, в форме стога или пчелиного гнезда, корона римского папы, отражала три вида его власти: духовную власть в мире, временную - в Риме, и верховную власть над всеми христианскими королями.

Папская тиара, изготовленная из решетчатой ткани, украшена золотым околышем и восходящей золотой полосой, унизанной драгоценными камнями. Первоначально тиара ничуть не напоминала корону, пока папа Бонифаций VIII (1294-1303) не придал налобному ободу форму венца. Вскоре его святейшество добавил к прежнему еще один венец, обвивший тиару на некотором расстоянии от первого. Третьим золотым венцом опоясал тиару папа Бенедикт XII (1334- 1342), после чего она приобрела свой окончательный вид тройной короны. Тройная символика тиары трактуется в наше время следующим образом: папа - правитель Ватикана, духовный отец Церкви и наместник Христа на земле.

Немецкое слово «Ранг»=Rang происходит от французского слова rang- ряд, и применяется в русском языке для обозначения степени, чина, категории, специального звания или достоинства . В немецком же языке значение слова Rangнесколько точнее, им называют: 1) чин (воен.), 2) степень, разряд и 3) ярус (в театре) . То есть наиболее совпадающие с признаками русского слова «ступень» (от ст.русск. «степень»), в значении - разная высота.

Ступени (степени) общественного положения в различных странах, хоть и подобны, но не одинаковы - в любом слое. Слой дворянства - не исключение, короны (многие из которых действительно существовали) этих ступеней показывают достаточно ясно их прямую связь с землей (земельными наделами), то есть указывают величину - землевладельца.

Самый крупный (большой) землевладелец - монарх, владеет всей землей (страной), поэтому прямая связь слов: монарх = страна и корона = страна, в разных сочетаниях дают одинаковую картину. Например: Монархия Франции и под Французской Короной, Английский Монарх и владения Английской Короны, дворянин Польской Короны и т.д.

Изначально название размера земли - империя, царство, герцогство, княжество, баронство и двор (дом), сообщали такое же наименование и её владетелю, и виду его головного украшения (у многих владельцев - только на документах) - шапке или короне.

1. Современная королевская корона (Königskrone).

2. Старая форма шапки курфюрста (Kurhut).

3. Шапка курфюрста.

4. Шапка эрцгерцога.

5. Немецкая великогерцогская корона.

6. Немецкая герцогская шапка.

7. Старая английская герцогская шапка.

8. Английская герцогская корона.

9. Немецкая герцогская корона.

10. Герцогская корона в Бельгии и Нидерландах.

11. Герцогская корона во Франции, Италии, Испании и Португалии

12. Немецкая корона ландграфа.

13. Корона наследного принца из Дома светлейших Герцогов.

14. Княжеская шапка.

15. Немецкая и датская княжеская корона.

16. Итальянская и испанская княжеская корона.

17. Княжеская корона в Бельгии и Нидерландах.

18. Княжеская корона для звания «светлость».

19. Корона маркизов (и маркграфов)

в Дании, Италии, Испании и Франции.

20. Корона маркизов в Бельгии и Нидерландах.

21. Корона английских маркизов.

22. Немецкая корона «сиятельств» (Erlauhtkrone).

23. Графская корона в Германии, Австрии, Франции, Испании, Бельгии, России и Италии.

24. Бельгийская графская корона до конца 19 века.

25. Корона английских эрлов.

26. Корона французских видамов.

27. Корона французских и испанских викомтов (и вицеграфов).

28. Корона викомтов (Vicomtekron) (и бургграфов) Нидерландов.

29. Корона итальянских висконтов (Viscontekrone).

30. Корона бельгийских викомтов.

31. Корона английских висконтов (Viscountkrone).

32. Старая баронская корона (Freiherrenkrone).

33. Немецкая, австрийская, российская, бельгийская и голландская баронская корона.

34. Бельгийская баронская корона.

35. Шведская, норвежская, финская и российской остзейской провинции баронская корона.

36. Испанская и португальская баронская корона (Baronskrone).

37. Французская и итальянская баронская корона.

38. Английская баронская корона.

39. Итальянская корона потомственных дворян (Erbritterkrone).

40. Бельгийская корона дворян (Chevalierkrone).

41. Корона испанских и португальских дворян (Caballerokrone).

42. Немецкая и австрийская корона (Adelskrone) для рыцарей и нетитулованных дворян.

43. Итальянская корона для рядовых дворян (KronederEdelleute).

Некоторые из иностранных названий землевладельцев мало знакомы на русской земле. К таким наименованиям можно отнести: «фрейгерров» (№32) - немецких потомственных баронов; «маркизов» (№19), «виконтов» (№27) и «видамов» (№26) - вассалов французских духовных феодалов ; и английских «эрлов» (№25) - родовой знати, с 11 века соответствующей понятию «графы» .

Разумеется, что наряду с действительно существовавшими (даже в единственном числе) коронами, были короны и никогда не существовавшие - условные, или как их нередко называют: символические. Подавляющее их количество встречается в «геральдике» - западной монархической системе обозначения «коронных» и «подкоронных» лиц (фамилий) и территорий. «Русская» геральдика, младшая среди европейских, даёт много таких примеров.


Князь. Граф. Барон. Дворянин.

Наиболее наглядный пример, это все личные уровневые (ранговые) короны. К тому времени, когда они были введены в обязательное (геральдическое) обозначение, их практическое употребление (ношение) было совершенно неуместно, по многим причинам. Такими условными (геральдическими, титульными) они остались и до настоящего времени.

Среди набора российских территориальных (земельных) корон, совершенно условной была «Корона Великого Княжества Финляндского», которая «в силу Высочайшего повеления от 1857 года, должна изображаться в гербах губерний Финляндии и г. Гельсингфорса». «В государственном гербе, корона Великого княжества Финляндского, изображается золотой, состоящей из венца украшенного камнями, к которому прикреплены сходящиеся под яблоком две дуги, украшенные жемчугом и двуглавый государственный орел. Яблоко увенчано алмазным крестом» .

Для обозначения ранга земель и городов Российской империи был применен упрощенный (условный), но понятный вид, близкий к форме настоящих корон, например:

Но это в официальной (подконтрольной Герольдии) деятельности. Что же касается «…памятников неофициальных, короны имели форму самую разнообразную» .


Кроме вышеприведенных, личных и земельных (страны, царств, княжеств), в российской геральдической системе существовали и ранговые короны для гербов городов и посадов :


1. Императорская корона - для губерний и столиц;


2. Древняя царская корона (не существующая) - для уездов, областей и градоначальств;

3. Градоначальство и крепость


4. Царская шапка в виде венца Мономахова - для древних русских городов, центров бывших Великих княжеств;


5. Золотая башенная корона с 5 зубцами - для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей;

6. Золотая башенная корона с 5 зубцами, увенчанная императорским орлом - для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей и являющихся крепостями.


7. Золотая башенная корона с 3 зубцами -

для других губернских городов.

8. Золотая башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для губернских городов являющихся крепостями.


9.Серебряная башенная корона с 3 зубцами -

для уездных городов.

10. Серебряная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для уездных городов являющимися крепостями.


11. Красная башенная корона с 3 зубцами - для заштатных городов.

12. Красная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для крепостей, которые не губернские и не уездные города.

Похожие статьи